Неврологические заболевания у детей симптомы 2 года. Когда ребенку нужен невролог

Травмы во время родов и внутриутробные инфекции могут стать причиной возникновения этой патологии у вашего малыша.

Каждый человек в своей жизни сталкивался с какими-то испытаниями. Тяжелой проверкой крепости здоровья и психики является, к примеру, сдача экзаменов или выход на пенсию. Но самый тяжелый экзамен для любого человека – это его появление на свет, когда плод «получает диплом» ребенка.

Наше главное отличие, как биологического вида – большой головной мозг. Именно это считают главной причиной того, что акт рождения является таким тяжелым. И это приводит к тому, что во время родов достаточно велик риск получения ребенком травмы . Это и множество других причин может привести к неврологической патологии новорожденных.

Что такое неврологическая патология новорожденных?

Этим термином обозначают любые нарушения в работе нервной системы, которые возникают с 28 недели развития плода до рождения и в первые дни после появления ребенка на свет. Неврологическую патологию также называют перинатальным поражением центральной нервной системы.

Причины развития неврологической патологи у новорожденных

Причин появления неврологической патологии множество. Самые распространенные из них:

Основные виды неврологических патологий новорожденных

К основным типам неврологической патологии новорожденных относят:

  • перинатальную мозговую депрессию или гиповозбудимость
  • перинатальную мозговую гипервозбудимость
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром
Перинатальная мозговая гиповозбудимость

Характерными симптомами этого типа патологии являются снижение двигательной активности, ослабление рефлексов, таких как сосание и глотание, снижение мышечной активности. Наблюдается эмоциональная вялость, пассивность, малыш не проявляет любознательности, не стремиться приблизиться к новому предмету, потрогать его. Вяло проявляются и отрицательные эмоциональные реакции. Гиповозбудимость может проявляться периодически или постоянно и иметь разную силу выраженности. Такой вид неврологической патологии часто наблюдается у недоношенных, у детей, которые испытывали гипоксию или перенесли родовую травму.

Перинатальная мозговая гипервозбудимость

Перинатальная мозговая гипервозбудимость проявляется двигательным беспокойством, нарушениями сна, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к и усилением врожденных рефлексов. Такие дети часто вовремя осваивают нужные в определенном возрасте вещи, достаточно любознательны и общительны, но чрезмерно эмоциональны и часто хуже удерживают внимание на определенном предмете. У таких малышей могут наблюдаться дрожание подбородка и подрагивание мышц. Причиной появления этой патологии могут быть самые разнообразные воздействия на плод.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

Неустойчивое или повышенное внутричерепное давление может приводить к появлению гипертензионно-гидроцефального синдрома. Чаще всего при этом синдроме увеличивается объем головы. Другим диагностическим признаком является диспропорция между лицевой и мозговой частями черепа. У малыша могут расползаться черепные швы, расходиться или даже выбухать родничок. Неврологические симптомы этой патологии сильно различаются и зависят от степени выраженности синдрома и его разновидностей. Дети могут быть раздражительными, легковозбудимыми, плохо спать. А могут быть наоборот: вялыми, сонливыми с плохим аппетитом. Психосоматические изменения при гидроцефалии могут быть самыми разнообразными от незначительных, до серьезных, приводящих к сильному отставанию в развитии.

Задать вопрос
Чем раньше заметим проблему, тем лучше

Самый ранний возраст человека очень важен для его последующей жизни. Ведь в это время закладывается база для будущего физического благополучия и социальной успешности. В этом возрасте возможна коррекция целого комплекса проблем, если они будут быстро обнаружены. Ряд отклонений может пройти самостоятельно без вмешательства медиков, ребенок, как говорят в народе «перерастет болезнь». Но если этого не произойдет, ребенок может отставать в развитии. Чтобы этого не случилось, необходима своевременная диагностика неврологической патологии.

Родители должны следить за тем, как малыш реагирует на внешний мир и если что-то не так, сразу сообщать врачу. Необходимо также своевременно приходить к педиатру на плановые осмотры.

Если с вашим ребенком что-то не так, важно определить, что конкретно и предпринять все возможные меры, чтобы убрать нарушения и нормализовать работу нервной системы. Но не стоит проявлять излишнюю мнительность и подозрительность, так как родительское и в особенности материнское беспокойство может передаться и ребенку и спровоцировать у него нервозное состояние. Если вашему ребенку поставили диагноз неврологическая патология, не спешите паниковать. Своевременная коррекция и устранение патологических нарушений помогут вашему малышу быть здоровым!

Детская неврология - сравнительно молодая ветвь медицины, которая зародилась на стыке двух областей: невропатологии и педиатрии. Тем не менее, она стала очень важной в сфере клинических дисциплин.

Данная область является одной из самых сложных в медицине. Именно в детском возрасте могут начать появляться отклонения от развития и различные патологии, влияющие на становление нервно-психической деятельности.

Безусловно, работа врача-невролога в данной области невероятно ответственна, ведь от его решения зависит дальнейшая жизнь ребенка, его социальная адаптация, физическое и психическое здоровье.

В этой статье мы рассмотрим несколько наиболее частых заболеваний, а также их диагностику и методы лечения.Обозначим самые распространенные заболевания неврологического характера у детей.

ЧМТ и травмы спины

В черепно-мозговые травмы входит сдавление, сотрясение или ушиб мозга. Как следствие ЧМТ у ребенка может проявиться астенический синдром, характеризуемый быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Также у пациента часто появляется синдром вегетодистонии, в который входит артериальная гипертония, синусовая тахикардия, брадикардия, гипотония и нарушение терморегуляции.

Травмы спинного мозга разделяются на ушиб и сдавливание. При ушибе можно наблюдать такие стойкие неврологические нарушения, как паралич, анестез и разнообразные тазовые расстройства. Еще одним тяжелым последствием при травме является нарушение мочеиспускания.

Микроцефалия

Данное заболевание характеризует собой значительное уменьшение черепа, что сказывается на размере головного мозга. Вследствие этого у ребенка можно наблюдать умственную недостаточность в той или иной мере. Болезнь может оказаться врожденной, а может проявиться и в первые годы жизни ребенка. Это достаточно серьезный дефект, который сказывается на работе головного мозга и центральной нервной системы. В некоторых случаях микроцефалия может привести и к олигофрении.

Также при данной болезни, помимо задержки в умственном развитии могут появиться дефекты в речи и моторике, обуславливаемые спазмированием или параличом мышц.

Гидроцефалия

Еще одно название этой болезни - водянка головного мозга. Для нее характерно увеличение объемов желудочков головного мозга, порой, до критических размеров, возникающее из-за избыточного выделения спинно-мозговой жидкости и его скопления в области полостей головного мозга.

Симптомы гидроцефалии у детей чаще всего появляются при внутриутробном формировании, отчего сложно установить причины. Из-за этой болезни происходит деформация черепа - сильная выпуклость лобной доли, заметное проявление венозных сосудов на висках, а также значительное расширение родничков и синдром смещения глаз вверх, где они прячутся под надбровными дугами.

Гиперактивность

Гиперактивность выражается в излишней энергичности и подвижности ребенка, что зачастую приводит к нарушению внимания. К поведенческим особенностям поведения в большинстве случаев можно отнести нарушение сна, отсутствие аппетита, беспокойство и неврологические привычки (например, когда ребенок постоянно грызет ногти).

Оттого, что мозг ребенка, больного гиперактивностью, плохо обрабатывает информацию, поступающую к нему, он становится неуправляемым. У такого ребенка гораздо тяжелее получается освоить навыки чтения, письма и пр., а при общении со сверстниками часто возникают конфликты.

Синдром этого заболевания часто зарождается по ряду следующих причин:

  • наличие у матери хронических заболеваний во время беременности;
  • токсическое влияние матери на плод (алкоголь, курение, отравление химикатами и т.д.);
  • травмы и ушибы матери на период беременности;
  • осложнения родовой деятельности, проявляющиеся в кровоизлиянии, асфексии;
  • неестественное течение родов (кесарево сечение, стимуляция родов, быстророждение или, наоборот, замедленное протекание родовой деятельности)
  • экология в регионе проживания;
  • перенесение определенных болезней.
Олигофрения

Олигофрения (она же умственная отсталость или малоумие) - врожденная или приобретенная форма недоразвитости детской психики. Симптоматика этой болезни прослеживается в виде поражения разума из-за заторможенности развития личности на фоне патологических отклонений головного мозга. Она часто проявляется в речи и моторике ребенка, его волевых и эмоциональных качествах.

Существует несколько вариантов классификации олигофрении, но мы рассмотрим наиболее традиционную:

При этом синдром олигофрении может быть дифференцированным и недифференцированным.

Аутизм

Данное заболевание характерно тем, что у больного им ребенка возникают проблемы с социальной адаптацией и восприятием общества. Такие пациенты редко способны выразить собственные эмоции и практически не понимают чужие проявления чувств. Также для аутистов свойственны заторможенность речи, в редких формах развития - понижение умственной деятельности.

Аутизм, в первую очередь - врожденное заболевание, чья симптоматика проявляется в немного заторможенном развитии ребенка: в его плохо развитой или отсутствующей вообще речи, неумении вести себя так же, как дети его возраста, избегания зрительного контакта.

Тем не менее, у аутистов нет какого-либо характерного поведения, каждый случай рассматривается отдельно.Доподлинно неизвестны причины появления аутизма. С уверенностью можно заявить лишь то, что это заболевание передается по наследству и совершенно никаким образом не связано с психологической обстановкой в семье.

Диагностика и лечение

Ниже приводится ряд причин, из-за которых стоит обратиться за консультацией и обследованием к детскому специалисту-неврологу .

Нервная система ребенка – это одна из наиболее важных составляющих целостного организма. При помощи нервной системы осуществляется не только контроль за деятельностью всего организма в целом, но и взаимосвязь этого организма с внешней средой. Эта взаимосвязь осуществляется при помощи органов чувств, рецепторов на поверхности кожи ребенка.

Нервная система является очень сложным образованием в организме ребенка. Любое нарушение в ее слаженной деятельности может привести к развитию довольно серьезных заболеваний.

Развитие нервной системы происходит неравномерно. Закладка головного мозга происходит на ранних стадиях беременности (1-я неделя внутриутробного развития ребенка). Но даже после родов процесс деления и образования новых нервных клеток не завершается. Наиболее интенсивный период формирования нервной системы ребенка приходится на первые 4 года жизни. Именно в этот период ребенок получает более 50% информации, которая помогает ему в дальнейшей жизни. Неблагоприятные влияния окружающей среды, инфекционные заболевания, травмы в этот период приводят к формированию наибольшего числа неврологических заболеваний.

Немаловажной является и двигательная активность ребенка, которая так же контролируется нервной системой. Находясь внутри матки, ребенок принимает определенную позу, которая позволяет ему занимать меньший объем. После рождения у ребенка можно выявить различные рефлексы. Наличие этих рефлексов с одной стороны связаны с незрелостью нервной системы, а с другой – помогают ребенку выжить в условиях окружающей среды. Постепенно в процессе созревания нервной системы многие из рефлексов исчезают, но некоторые, такой как глотательный, сохраняется у нас на всю жизнь.

Очень важное значение в жизнедеятельности ребенка имеют органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух). Эти органы помогают ребенку ориентироваться в окружающей среде, формировать представление о предметах и явлениях, общаться и познавать мир. Любые нарушения этих органов чувств приводят к тому, что ребенку становиться очень трудно воспринимать мир, общаться со своими сверстниками. Немаловажное значение для формирования общения играет речь, которая так же будет контролироваться нервной системой. Нарушение речи может быть как следствие поражения головного мозга, так и органических заболеваний органов, участвующих в формировании речи. Необходимо вовремя выявлять различные нарушения речи и лечить данные состояния, так как речь необходима не только для общения, но и правильного усвоения получаемых знаний.

В некоторых случаях достаточно тяжело распознать неврологические заболевания у детей на ранних стадиях, так как они могут скрываться за функциональной незрелостью нервной системы. В этом случае только родители способны оказать посильную помощь медицинским работникам, так как они находятся рядом с ребенком практически 24 часа в сутки, и могут сразу определить, изменилось ли поведение ребенка. Особенностью неврологических расстройств у детей является еще и то, что многие из них при ранем, своевременном, правильном, хотя и длительном лечении исчезают практически полностью.

Изучив статьи, собранные в данном разделе, Вы сможете научиться определять различные состояния у детей, которые могут свидетельствовать о наличии у ребенка патологии нервной системы и вовремя обратить на это внимание врача.

Детский невролог - это очень важный специалист, занимающий наблюдением центральной и периферической нервной системы ребенка, начиная с его рождения до 18 лет. Что лечит детский невролог и чем занимается детский невролог? Первостепенная задача данного специалиста - периодические наблюдения за этапами формирования и становления нервной системы маленького пациента, в ходе которых могут быть предупреждено множество прогрессирующих патологий. Если же предотвратить их невозможно и профилактика не помогает, опытный детский невролог определяет диагноз и назначает соответствующее комплексное лечение, в большинстве случаев которое успешно излечивает недуг.

На сегодняшний день, существует очень много различных отличающихся между собой заболеваний нервной системы, которые классифицируются по определенному порядку. Перечислим основные поражения нервной системы, и ответим на вопрос - что лечит детский невролог.

  • Патология, связанная с инфекцией, образованной из-за воздействия вредных вирусов и бактерий. Новорожденный ребенок наиболее подвержен подобным инфекционным заболеванием из-за недостаточно сформированного иммунитета. Именно поэтому, врачи не рекомендуют родителям посещать многолюдные заведения с маленьким ребенком.
  • Эпилепсия. Может быть образована, как в результате травмы, так и врожденно. Консультация, лечение невролога здесь просто обязательны.
  • Заболевания, связанные с сильными ушибами головной области, травматическими повреждениями.
  • Токсическая патология. Некоторые препараты и лекарства, а именно некорректное их назначение и применение может спровоцировать подобное поражение нервной системы.
  • Генетическая патология. Передается от родителей или родственников из-за соответствующей наследственности.
  • Гипоксия, которая в свою очередь наблюдалась еще внутриутробно у плода.

Из этого видео вы узнаете чем может грозить не посещение невролога:

Что такое ммд в неврологии у детей

ММД - это минимальная мозговая дисфункция, вызванной острой недостаточностью центральной нервной системы, нарушениями психического состояния ребенка, а также рядом других опасных симптомов.

Как проявляется ммд в неврологии у детей?

  • Чересчур активное поведение, а именно постоянные движения и рук и ног, отсутствие усидчивости.
  • Быстрое отвлечение на наличие каких-либо раздражителей.
  • Неумение играть одному самостоятельно.
  • Не умолкая, разговаривает, перебивает взрослых, не слышит других, когда ему задают вопросы.
  • Переходит от одного дела к другому, не завершив первое.
  • Потеря вещей в садике, школе, рассеянность.

Что такое неврология у детей?

Неврология у детей - сложная многогранная медицинская дисциплина, которая занимается заболеваниями нервной системы маленького пациента. Если квалифицированный врач специалист все-таки выявил у ребенка неврология, это можно объяснить следующими наиболее распространенными причинами:

  • Получение родовой механической травмы;
  • гипоксия плода, а также недостаточное получение кислорода из-за возможного многократного обвития внутриутробно;
  • сложный процесс родов и родовой деятельности;
  • острый токсикоз беременных на протяжении всего срока;
  • генетическая наследственность.

Что такое неврология у детей восьми лет?

Психика ребенка подобна пластилину, она очень подвержена стрессам, каким-либо обстоятельствам, родителям в свою очередь рекомендуется следить за тем, что она не была повреждена. В каких случаях встречается неврология у детей школьного возраста, а именно 8 лет?

  1. Чересчур тяжелые нагрузки на детский организм.
  2. Чувство постоянного страха, вызванного поведением родителей, а также их давлением.
  3. Адаптационный период в школе.

Подобный невроз сопровождается переживаниями, иногда заиканием, тиком, обмороки. При малейших проявлениях данных симптомах стоит немедленно обратиться к врачу.

Рассмотрим самые частые неврологические заболевания новорожденных, их симптомы. На самом деле, симптоматику важно знать каждой маме, так как почти все неврологические проблемы поддаются коррекции и лечатся, если их вовремя выявить — на раннем сроке!

Почти у каждого младенца есть какая-то проблема по неврологической части: у одного ребеночка проблемы с тонусом или сном, у другого повышено внутричерепное давление, третий чересчур заторможен или возбудим, четвертый вегетатик - из-за нарушения регуляции сосудистого тонуса у него на кожице проступает сеточка подкожных капилляров, а ладошки и стопы постоянно влажные и холодные…

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП), которая кодируется и как “синдром нарушений ЦНС”

Ее признаки обнаруживаются у 8–9 из 10 новорожденных. Возникают они при неблагоприятных воздействиях на нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет.

Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4–6 месяцам, максимум - к году. В легких случаях - без последствий, а более серьезные или не замеченные вовремя неврологические проблемы после года нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Этот диагноз указывает на некоторую слабость и уязвимость нервной системы малыша, но огорчаться по этому поводу не стоит. Ведь главная опасность - угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) - обошла кроху стороной! (Больше о том, что делать, если диагностирован ДЦП, читайте на с. 62.)

На первом месяце и потом еще трижды в течение года показывайте малыша неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр.

Внутричерепное давление

Под оболочками головного и спинного мозга крохи циркулирует спинномозговая жидкость - ликвор. Она питает нервные клетки, уносит конечные продукты обмена, амортизирует удары и сотрясения. Если по каким-то причинам ликвора вырабатывается больше, чем оттекает, или же на голову крохи оказывается давление извне, как во время родов, внутричерепное давление (ВЧД) возрастает до критического уровня. А поскольку в мозговых оболочках находится много болевых рецепторов, ребенок страдал бы от невыносимой головной боли, если бы не система швов и родничков, позволяющая костям черепа расходиться, выравнивая давление.

Благодаря этому малыш сильной боли из-за внутричерепной гипертензии не чувствует, но некоторый дискомфорт ощущает и сообщает об этом маме. Нужно только уметь услышать его сигналы!

Кроха часто плачет и часто срыгивает, особенно при перемене погоды? Похоже, что ВЧД у него действительно повышено!

Мамочку должен насторожить яркий рисунок подкожных вен, просвечивающий на вис­ках и переносице малыша, а иногда и по всему своду черепа. Дополнительный повод для тревоги - белая полоска склеры, периодически появляющаяся над радужкой крохи, как будто он от удивления широко открыл глазки.

  • Насторожитесь, если окружность головы у месячного крохи превышает окружность груди больше чем на 2 см. Проверьте шов между теменными костями посередине головы (его ширина не должна превышать 0,5 см), а также расстояние между противоположными краями родничков - большого (в норме - до З х З см) и малого (1 х 1 см).
  • Держите ситуацию под контролем вместе с неврологом. Благодаря компенсаторным возможностям швов и родничков часто бывает так, что на нейросонографии или УЗИ головного мозга врач обнаруживает у новорожденного внутричерепную гипертензию, а клинических признаков неблагополучия нет: кроха доволен, спокоен, хорошо развивается, крепко спит ночью… В этом случае лечение не требуется - только наблюдение у специалиста.
  • Если повышенное ВЧД начнет доставлять ребенку беспокойство, доктор назначит мочегонные, выводящие избыток жидкости из-под оболочек мозга крохи.
  • Прекрасное средство от легкой гипертензии - аптечный детский чай с хвощом, обладающий мочегонным действием.

Гипертонус и гипотонус мышц у новорожденного

Наши бицепсы и трицепсы никогда не расслабляются до конца - даже в состоянии сна в них сохраняется остаточное напряжение, его и называют мышечным тонусом. У новорожденного он очень высок: то, что для ребенка первых недель жизни норма, для полугодовалого грудничка - грубая патология.

Чтобы поместиться у мамы в животике, крохе приходилось сжиматься в комочек за счет повышенного напряжения мышц-сгибателей. Важно, чтобы оно не было чрезмерным. Мышечная гипертония порой затрагивает лишь одну половину детского тельца. Тогда лежащий на спинке малыш изгибается дугой, поворачивает голову только в одну сторону, а на животике заваливается на тот бок, где тонус выше.

Синдром мышечной гипертонии - одно из частых проявлений ПЭП. Тонус надо скорее нормализовать: иначе дитя будет отставать в двигательном развитии, столкнется с трудностями при ходьбе.

Этого можно избежать , занимаясь с младенцем массажем и гимнастикой.

Плавные покачивающие движения расслабляют зажатые мышцы. Эффекта можно достичь, покачивая кроху во время купания, а также на ручках, в коляске, креслице-качалке. Такие движения отлично расслабляют зажатые мышцы!

Принесет пользу упражнение в позе эмбриона. Уложите кроху на спину, скрестите ручки на груди, подтяните колени к животику и придержите левой рукой, а правой наклоните голову малыша, после чего плавно и ритмично покачивайте к себе и от себя и с боку на бок (5–10 раз).

Мышечная гипотония - полная противоположность гипертонусу: ручки-ножки новорожденного не прижаты к туловищу, как положено, а наполовину разогнуты, сопротивление пассивному разгибанию недостаточное. Но чтобы ребенок активно развивался физически и осваивал моторные навыки, тонус у него должен быть в норме.

Следите за видоизменениями мышечного тонуса вместе с неврологом! Если не бороться с мышечной гипотонией, младенец с опозданием научится переворачиваться, ползать, сидеть и ходить, его стопы останутся плоскими, искривятся ножки и позвоночник, в разболтанных суставах будут происходить вывихи. Вы вместе с вашим доктором должны сделать все, чтобы этого не допустить.

Похожие публикации