Аюрведическое лечение болезней. Инфекции. Разнообразие причин появления болезней. Основные отличия аюрведического лечения

В большинстве своем мы привыкли рассматривать наши заболевания с точки зрения влияния внешних механизмов. Принцип наших рассуждений таков: я порезался, попала инфекция и ранка воспалилась. Или: на меня чихнул больной человек в общественном транспорте, и в мой организм попали болезнетворные микробы, я тоже заболел. Это односторонний подход. Аюрведа же выявляет причины заболеваний, кроющиеся в делах, поступках и даже мыслях человека.

Мнение Аюрведы о болезнях и причинах их возникновения

Для того, чтобы возникло какое-нибудь заболевание, должно совпасть сразу несколько причин. Необходимы определенные условия, например, ослабленный иммунитет из-за предыдущей болезни, травмы или хронического недомогания, плохая погода (переохлаждение, перегревание, сквозняк и так далее), плохая пища или питье, удар, нервное расстройство, даже просто плохое настроение. Западная медицина считает, что любое хроническое заболевание фактически неизлечимо и ищет причины внешнего характера, не учитывая множество мелких действий, которые привели к такому состоянию. Почему в самые жестокие эпидемии одни люди заболевают и погибают, а другие либо успешно выздоравливают или вообще болезнь словно обходит их стороной? Здесь стандартный подход к лечению также утверждает, что происходит это из-за внешних факторов: не попали микробы, организм сопротивляется вторжению, сильный иммунитет и так далее, не углубляясь в самый главный вопрос - почему это происходит? В результате медики назначают лечение не причины заболевания, а лишь его симптомов, «загоняя» хворь вглубь организма и делая его чувствительнее к другим опасным «болячкам».

Болезнь: враг или друг?

Болезни по Аюрведе рассматриваются как факторы, имеющие не только физиологическое, но и психологическое происхождение. Этот подход объясняет, почему люди одного возраста и примерно равных сил неодинаково выходят из различных болезней - позитивно настроенный борец обычно справляется намного быстрее и выздоравливает энергичнее, чем ипохондрик, склонный расценивать появление каждой царапины или легкое чихание как трагедию мирового масштаба.

Но и это еще не все. Аюрведа считает, что некоторые заболевания являются своеобразным предупреждением человеку. Например, появление лишнего веса свидетельствует о неблагополучии с обменом веществ и сбоями в системе питания. Наш врач в лучшем случае назначит человеку диету и отправит его заниматься спортом, в худшем - выпишет таблетки для похудения, которые окончательно «добьют» его организм. Чтобы этого не случилось, лучше пользоваться .

Врач же, практикующий аюрведическую медицину, постарается «докопаться» до первоосновы внезапного набора веса. Связан ли он с беременностью и кормлением ребенка грудью или другими гормональными причинами? Или же человек находится в состоянии тяжелого стресса и «заедает» горе? Лечение заболевания будет столь же разносторонним, включающим в себя методики нормализации веса путем правильного питания, снятия стресса путем психотерапии, массажа и других процедур, а также дополнительных действий, призванных переключить зацикленность больного на пище на другие цели и интересы в жизни.

Множество современных заболеваний можно отнести к болезням, фактически являющимся нашими учителями. Они указывают нам, что мы сами становимся их причиной, потакая своим порокам и пагубным пристрастиям. Таких болезней на данный момент подавляющее большинство, и провоцируются они нашей ленью, малоподвижностью, алкоголизмом, обжорством, курением, наркоманией, стремлением к превосходству, перфекционизмом, завистью, невоздержанностью и многими другими чертами и свойствами характера/, которыми нас наградила современная действительность. Чем дальше человек уходит от своего природного начала, тем больше он страдает от болезней. Не зря же их называют «болезнями цивилизации».

Некоторые болезни ведут себя довольно странно с точки зрения западной медицины. Например, эпилепсия постепенно проходит, если у больного появляется варикозное расширение вен. Последнее заболевание трудно считать таким уж благом, но в свете опасности эпилепсии борьба с варикозом все-таки намного проще и легче. И таких примеров можно привести достаточно много.

Даже западные ученые уже признали, что ряд болезней имеет адаптогенное влияние на человеческий род. Например, некоторые вирусы и бактерии провоцируют состояния, которые проходят безо всякого лечения или при минимальном воздействии, но мощно стимулируют и укрепляют иммунитет. Известно, что ребенок, выросший в «стерильных» условиях, не только не защищен от болезней, но и наиболее подвержен им. В то же время цыганские дети, растущие фактически на улице без особого присмотра и ухода, болеют в десятки раз меньше и выздоравливают намного быстрее, причем зачастую безо всякого лечения. Такие заболевания вполне можно признать друзьями.

В Аюрведе некоторые болезни принято считать проводниками в мир иной. Они возникают у стариков за определенное время до их смерти и свидетельствуют об окончании запаса жизненной энергии. Фактически они облегчают переход в иной мир.
Но существуют и болезни, однозначно являющиеся врагами человечества. Они вызываются исключительно внешними причинами. Это может быть травма, авария или сильный удар, повлекший за собой опасную или смертельную болезнь, ожог, облучение, отравление, контакт с опасными веществами и токсинами, многое другое.

Разнообразие причин появления болезней

С точки зрения Аюрведы, все болезни развиваются, следуя пяти механизмам:

  • Кармическому.
  • Родовому.
  • Экологическому.
  • Метаболическому.
  • Онтогенетическому.

Понятие кармического механизма не имеет ничего общего с мистикой, тем не менее, всерьез современной медициной не рассматривается. Однако в Аюрведе считается, что каждая прожитая нами жизнь накладывает свой отпечаток на наше нынешнее существование. Если определенные пороки накапливались из жизни в жизнь, рано или поздно они выльются в соответствующую им болезнь. В таких случаях медицина разводит руками и заносит такую болезнь в разряд таинственных и неизлечимых, а Аюрведа отслеживает ее источник и справляется с последствиями. Чем больше прожито жизней в человеческом облике и чем больше каждое существование накопило грехов, тем более тяжелой может оказаться болезнь.

Родовой механизм напрямую связан с наследственностью и генетическими проблемами, при этом наследственность подразумевает не только передачу определенных проблем физиологического и психологического плана, но и склонность к определенному типу поведения, что влечет за собой появление болезни. В каждом из нас накапливаются наследственные признаки всего нашего рода. Если учесть, что по статистике за спиной каждого из нас в среднем стоят 2 миллиона предков, то накопление негативных данных может быть колоссальным. Если не осознать того, что мы не существуем сами по себе, а являемся продолжением нашего огромного рода со своими пороками и достижениями, справиться со своими собственными демонами нам может и не удастся.

Экологический механизм тесно связан с психологическими особенностями некоторых людей. В нашем мире полно крайне вредных экологических факторов, но они оказывают пагубное влияние. Ярким примером можно указать жителей зоны отчуждения вокруг взорвавшегося ядерного реактора на Чернобыльской АЭС. В то время, как тысячи людей погибли или тяжко заболели от последствия радиоактивного облучения, эти люди спокойно живут на зараженной земле, питаются ее плодами и мирно существуют вдали от привычных благ цивилизации. Таким образом, утверждать однозначно, что поводом для развития проблемы со здоровьем служит исключительно экология, также нельзя однозначно. Безусловно, опасные экологические факторы оказывают крайне негативное влияние на здоровье человечества, но заболевают далеко не все. Стало быть, у болезни много причин.

Метаболический механизм имеет непосредственное сходство с принципом накопления энтропии в материи. Каждая клетка постепенно подвергается разрушительному воздействию разнообразных факторов, эти проявления постепенно накапливаются и повреждения организма на клеточном уровне с возрастом выливаются в такие страшные заболевания, как болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие. Чем старше человек, тем больше у него шансов серьезно пострадать.

Онтогенетический механизм базируется на понятии трех основных дош - вата, питта и капха. Для того, чтобы организм был здоров, все три доши должны быть в равновесии. Но статичность исключает развитие, без которого нет жизни. Поэтому организм человека постоянно находится в изменении, но в идеале стремится к равновесию дош.

Как справляться с заболеваниями

Когда выяснены основные причины, справляться с болезнью по Аюрведе становится намного проще, лечение проходит быстрее и успешнее. Но это потребует намного больше усилий от пациента, чем при лечении по западному образцу. Мы привыкли к такому лечению: лежишь в палате, тебя пичкают таблетками по расписанию, гоняют на процедуры и врач периодически проводит осмотры и отправляет на анализы. То есть сам пациент фактически ничего не делает самостоятельно для своего полного выздоровления. В Аюрведе же все происходит иначе. Врач выявляет истинные мотивы появления болезни и старается разобраться, что именно привело к такому состоянию. Пациент же должен разобраться в глубинных мотивах появления своих болезней. Возможно, изжогу он испытывает в присутствии только определенного лица из-за личного конфликта или скрытой неприязни? Тогда для устранения заболевания нужно убрать основную причину - конфликт, выяснив отношения раз и навсегда.

Лечение многих болезней по Аюрведе часто состоит из нескольких этапов. Оно включает в себя психологическую разгрузку, освобождение от негатива на духовном уровне, физическую очистку и собственно лечение. Причем оздоровлению подлежит весь организм, так как это единое целое, а не набор органов, работающих в унисон. Только при комплексном и грамотном подходе возможно лечение таких страшных заболеваний, с которыми не справляется западная цивилизация: рака, диабета, депрессий, астмы, туберкулеза и многих других. Их причины во многом известны, но мы знаем, что служит источником болезни, но не знаем повода, который «запускает» ее. По Аюрведе, лечение таких болезней во многом связано с психологическими проблемами, недовольством собой, жизнью, близкими, угнетенным состоянием, самоедством и другими травмирующими факторами, которые подвергают организм человека риску. В большинстве случаев именно мы сами становимся стартовым механизмом для развития своих болезней, поэтому сами же должны стать лечением для них.

Принципы сохранения здоровья достаточно просты и доступны всем:

  • Позитивное мышление.
  • Доброжелательность.
  • Рациональный подход к решению вопросов.
  • Близость к природе.
  • Правильное сбалансированное питание.
  • Здоровый образ жизни.
  • Здоровый образ мыслей.
  • Подвижность и энергичность.

Подробный подход позволит каждому человеку как можно меньше болеть и прожить долгую и плодотворную жизнь.

Суть такого лечения состоит в устранении причин заболевания. Болезни, причины которых носят физический характер, требуют «научной» терапии (применения лекарственных трав, диеты, манипуляций и так далее). Психологические расстройства нужно лечить «покорением ума», принуждением к воздержанию ума от вредных желаний. Болезни духа требуют «божественной» терапии, духовных ритуалов и аскез.
Поскольку главной причиной болезни являются «преступление против мудрости», вызванные желаниями, главным и окончательным средством излечения Аюрведа называет избавление от желаний.

Однако освободить ум от желаний – непростая задача, поэтому Аюрведа называет методы, при помощи которых желания можно ограничить. Когда человек здоров, ему следует соблюдать полезные для здоровья процедуры, чтобы поддерживать правильную работу организма, а в состоянии болезни проходит терапевтические процедуры вкупе со сменой диеты и образа жизни, чтобы вернуть блуждающие доши (сочетания энергий) на их единственные пути в теле и самому возвратится на правильный жизненный путь.

Аюрведа может задействовать в лечении любое вещество и любую деятельность на свете. Однако, в целом, медицинское вмешательство на физическом уровне можно подразделить на четыре типа:
— диета
— деятельность
— очищение
— смягчение

Скопление дош следует лечить диетой и деятельностью, когда их состояние усугубляется, лучше всего успокаивать их веществами с противоположными их качествами, что облегчит страдания больного. Если доши покинули те органы, в которых должны находиться, их лучше вывести из организма; если же это невозможно, их нужно нейтрализовать при помощи лекарств. К ослабленной части организма, в которой локализованы доши, всегда следует применять локальные методы лечения. Поскольку чаще всего причиной болезни становится неразборчивость в еде, зачастую важнейшей составляющей терапии становится корректировка питания.

Аюрведа, по возможности, предпочитает постепенное лечение мгновенному, избегая ненужных потрясений для организма. Постепенное избавление от вредных привычек меньше нарушает внутренний баланс, чем моментальная «ломка». Организму всегда требуется время для акклиматизации в новом состоянии, поэтому медицинскую помощь не следует резко прекращать.

Аюрведа утверждает, что каждый человек уникален, следовательно, любому пациенту необходим свой индивидуальный подход в лечении. Однако все физические недомогания вызваны, прямо или косвенно, нарушением баланса дош, поэтому любое лечение базируется на влиянии на доши. Если в пищеварительном тракте скопились пищевые токсины, первым шагом в лечении станет почти полное голодание в течение одного-двух дней, чтобы организм смог переварить и удалить накопленные токсины и подготовится к очищению.

Здоровье по Аюрведе, это не просто отсутствие болевых ощущений, симптомов разных заболеваний. Это равновесие разных стихий, тела, сознания и ума человека. Древняя наука рассматривает здоровье, как баланс 3 субстанций тела (дош), 7 разновидностей тканей (дхату) и 3 видов отходов организма (мал). Сегодня в Москве существует множество курсов, которые предлагают обучение методикам и практикам этой науки. Но, чтобы понимать способы лечения Аювердой, нужно разобраться с основными понятиями.

Причины заболевания

Для лечения человека необходимо определить его конституцию. Она складывается из нескольких дош, и определяется по доминирующей. Эти первичные энергии являются направляющими для доктора, который берется за лечение по Аюрведе.

  1. Капха – сочетание воды и земли.
  2. Вата – взаимопроникновение воздуха и эфира.
  3. Пита – смешение воды и огня.

Дхату – это обобщающее название для всех тканей тела. Все они формируются из разных питательных веществ. Выделяют 7 видов дхату.

  1. Раса – жидкость организма, плазма. Она накапливает все питательные вещества, которые получаются из переваренной пищи. Раса питает все остальные ткани.
  2. Ракта – кровь. Разносит по организму кислород, питая им все органы и ткани.
  3. Мамса – мышцы. Защищают внутренние органы и выполняют двигательные функции.
  4. Меда – жир. Служит смазкой для разных тканей и сохраняет в теле тепло.
  5. Астхи – кости. Поддерживают все ткани тела.
  6. Маджа – нервы и костный мозг. Отвечает за коммуникацию между органами тела, заполняет полое пространство костей и моментально переносит импульсы.
  7. Артава и шукра – репродуктивные ткани разных полов. Содержат сущность всех тканей организма и участвуют в создании новой жизни.

Аюрведа также выделяет 3 разновидности отходов. Это моча, кал и пот. Здоровый организм должен производить их в достаточном количестве и своевременно выводить. Этими процессами управляет Агни– метаболический огонь. Все обменные процессы зависят от неё. Агни питает ткани и обеспечивает иммунитет организма.

Аюрведическая диагностика в лечении

Аюрведическая диагностика сводится к определению конституции человека. Только после этого можно понять причины появления болезней. «Болезнетворными» факторами по Аюрведе являются нездоровые привычки. Именно от образа жизни человека зависит его здоровье. Причём, об алкоголизме и курении здесь даже не идёт речь. К болезням ведет усиление доминирующей доши. Например, употребление сухой пищи, постоянная спешка и напряжение усиливают Вату. Пряная и слишком острая пища, ферментированные продукты, влажная погода и жара возбуждают в организме Питту. А холод, пасмурная погода, молочные продукты, мясо и пшеница вызывают избыток Капхи.

Есть болезни разного типа. Их можно «заработать» разными путями. Употребление большого количества горячей и острой пищи, употребление алкоголя, курение и подавление собственного гнева – это самый легкий путь к болезням Питта-типа. Злоупотребление же сладостями, молочными продуктами и частое пребывание на холоде приводит к развитию болезней Капха-типа.

Аюрведа в лечении болезней

Аюрведическое лечение болезней сводится к уравновешиванию разных дош. В противовес принципу «Подобное увеличивается подобным», выведена закономерность «Противоположности уменьшают подобное». Бездумное употребление пищи может стать причиной разбалансировки дош в организме. Умело пользуясь обоими принципами лечения, доктор уравновешивает их, приводя к изначальному состоянию (пракрити).

Пользоваться любым аюрведическим методом можно только после удаления токсинов из тканей организмов. Причём, для выведения их из разных тканей существуют разные способы. Существует 2 принципиальных подхода к лечению.

  1. Эмоциональное освобождение. Негативные эмоции (гнев, страх, злость, беспокойство), если они подавляются человеком, имеют свойство накапливаться в организме в виде токсинов. Аюрведа учит, как освобождаться от эмоционального напряжения. Эта методика сводится к наблюдению за негативной эмоцией, её осознанию и нейтрализации. Все эмоции связаны с энергиями. Страх – это эмоция Ваты, гнев – Питты, а гордость, жадность и зависть связаны с Капхой. Человек, регулярно подавляющий свои страхи рискует получить заболевания почек. Сдерживание гнева станет причиной болезней печени. Подавление чувства жадности вызовет нарушение работы сердца и селезенки.
  2. Панча карма. Этот принцип используется, когда необходимо физическое удаление слизи, газов или других образований в полости тела. Он подразумевает очищение тела мыслей и эмоций. Название принципа переводится, как «пять действий». Он включает в себя 5 процессов, которые считаются основными: терапевтическая рвота, лечебный приём слабительных средств, приём лекарственных средств через нос, лечебная клизма и очищение крови.

Европейская медицина не признаёт таких подходов. Но всё чаще методики Аюрведы применяются в частных клиниках Москвы и практикуются отдельными специалистами. Это способствует популяризации и распространению аюрведических учений. Всё чаще используется Aurveda в медицине для профилактики разных заболеваний.

Процедуры Аюрведы

Для снижения каждого вида энергии есть свои приёмы терапии. Уравновешивание дош происходит с использованием знаний о свойствах дхату. Так, терапия для снижения Ваты заключается в систематическом применении питательных, согревающих, увлажняющих, приземляющих и успокаивающих процедур. Для снижения Питты полезны охлаждающие, успокаивающие, питающие и умеренно очищающие процедуры. Для подавления Капхи используются облегчающие, стимулирующие, очищающие и осушающие процедуры.

Лечение заболеваний производится с помощью лечебных трав и ароматических масел. Выбирая лечебный метод Аюверды, доктор имеет в своём арсенале такие приёмы:

  • разные виды массажей с использованием всевозможных вспомогательных средств;
  • диеты с учётом внутренних особенностей и биоритмов, окружающих человека;
  • приём натуральных лекарственных средств разными способами;
  • медитации для эмоционального уравновешивания стихий внутри человека.

Огромные возможности очищения и омоложения организма, которые предоставляют методики этой науки сегодня используются в салонах Москвы и других городов России. Исповедуя принципы здорового (в физическом и эмоциональном плане) образа жизни, Аюрведа предлагает не лечить болезни, которые укоренились в организме, медикаментами, только усугубляющими итак ужасное положение. Положительные эмоции и правильное питание, оздоровительные процедуры и взаимодействие с природным окружением – вот основные аспекты в лечение по Аюрведе. Часто они являются более действенными, чем самые дорогостоящие лекарства от официальных медиков.

О заболеваниях и травмах суставов, костей, сухожилий и связок многие знают не понаслышке. Малоподвижный образ жизни современного горожанина, плохая экология, несбалансированное питание, постоянные стрессы приводят к тому, что не только пожилые, но и совсем юные молодые люди страдают сегодня такими заболеваниями как: сколиоз, артрит, артроз, ревматизм, остеохондроз, ишиас, подагра, протрузии, боли в суставах, мышцах и позвоночнике, а так же частые переломы и вывихи. В большинстве случаев единственно возможная терапия, которую предлагает современная медицина - это операционное вмешательство, прием дорогостоящих синтетических и гормональных препаратов, либо физиотерапевтические процедуры, которые устраняют болевые ощущения, но не решают проблемы в корне. Именно поэтому все большее число людей обращаются сегодня к альтернативным способам профилактики, диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые предлагает древняя индийская медицинская система аюрведа.

ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЙ В СУСТАВАХ ПО АЮРВЕДЕ

Боли в суставах в подавляющем большинстве случаев возникают у людей старше 40-45 лет и сигнализируют о том, что опорно-двигательный аппарат перестал функционировать полноценно. На языке европейской медицины заболевание, которое проявляется через боль, отечность и скопление жидкости в суставах, именуют «артритом» (от греч. «arthron» - «сустав»), а в аюрведической медицине многозначительным словом «амавата», (от санскр. «ама» - «непереваренное» и «вата» - «энергия движения»). Таким образом, уже в самом названии аюрведа сообщает о глубинной причине этого заболевания: в результате неправильного образа жизни, питания и психоэмоциональных нарушений происходит дисбаланс внутренних энергий (Ваты, Питты или Капхи), который ослабляет метаболические процессы в организме и приводит к скоплению токсинов (Амы). Через толстую кишку токсины разносятся по всему организму и оседают в конечной точке - костной ткани (астхи дхату), в результате чего скелет человека лишается гибкости, становится тугим, непластичным и болезненным. Именно поэтому первое, что рекомендует сделать аюрведа для лечения артрита - это вывести из организма токсины.

ТИПЫ БОЛЕЗНЕЙ СУСТАВОВ ПО АЮРВЕДЕ

Как мы выяснили, болезненные ощущения в суставах возникают из-за дисбаланса внутренних энергий организма - дош. Таким образом, Аюрведа выделяет три типа артритов, для каждого из которых предлагается собственная программа профилактики и лечения.

Заболевания суставов Вата-типа.

Основные симптомы: хруст и скрипы в суставах; пульсирующая боль, локализованная не только в самом суставе, но и в близлежащих тканях, которая обостряется на холоде и при движении, ослабевает в тепле и при статичном положении; кожа над местом воспаления сохнет и шелушится.

Побочные симптомы: боли в позвоночнике; метеоризм: повышенная нервная возбудимость.

Лечение:

Питание. Употреблять в пищу преимущественно теплую пищу и напитки. Исключить салаты из свежих овощей и зелени, кукурузу, бобовые, томаты и баклажаны.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Вата-типа: масло Маханараян, таблетки «Йогарадж гуггул», «Трифала».

Асаны. Стоит обратить внимание на упражнения в составе которых есть «маха мудра», «колени к груди» и «наклон вперед».

Заболевания суставов Питта-типа.

Симптомы: покраснение и жжение кожи; ярко выраженный воспалительный процесс, который может сопровождаться повышением температуры; отечность суставов; болевые ощущения, ослабевающие на холоде и усиливающиеся в тепле.

Побочные симптомы: повышенная потливость, диарея, вспыльчивость и раздражительность.

Лечение:

Питание. Исключить из рациона острую и слишком горячую пищу, томаты, соленые и маринованные продукты, зелень.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут холодные компрессы, а так же сандал и кокосовое масло, которые следует наносить на поврежденный сустав. Рекомендуется принимать такие лечебные травы, как: маргоза, шафран, куркума, сандал, гуггул, чапарель.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Питта-типа: таблетки «Кайшоре гуггул» и порошок «Сударшан».

Пранаяма. Регулярное выполнение дыхательного упражнения «Ситали»: сверните языук трубочкой, сделайте глубокий вдох ртом с помощью живота, задержите дыхание, выдохните через нос.

Асаны. Можно выполнять любые упражнения, уравновешивающие доши: «приветствие луне», «голова коровы», «кузнечик», «лук», «верблюд» и др.

Заболевания суставов Капха-типа.

Симптомы: постоянная ноющая боль со стабильной локализацией, которая усиливается в сырых, прохладных помещениях и в статичных положениях, и, напротив, затихает при активном движении и в тепле; сильная отёчность вокруг воспаленного сустава; кожа над местом повреждения эластичная и маслянистая.

Побочные симптомы: тяжелое дыхание; резкие и кратковременные боли в шейном отделе позвоночника; увеличение выработки слизи организмом.

Лечение:

Питание. Следует исключить из рациона молочные продукты, в особенности холодные, сахар и все жирное. Рекомендуется использовать при приготовлении пищи следующие специи: имбирь, корица, куркума, красный перец.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут разогревающие процедуры и самомассаж с использованием горчичного масла, красного перца, порошка вача, а так же компрессы из сухого молотого имбиря в сочетании с боэргавией.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Капха-типа: таблетки «Пунарнава гуггул».

Асаны. Уравновесить капха-дошу помогут асаны «треугольник», «скручивание», «дерево», «наклон вперед».

Обращаем ваше внимание на то, что для постановки точного диагноза лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному аюрведическому врачу, потому что типы заболеваний суставов, описанные выше, зачастую проявляют себя не в чистом, а в смешанном виде и требуют индивидуального подхода к лечению с учетом целого ряда факторов.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СУСТАВОВ С ПОМОЩЬЮ АЮРВЕДИЧЕСКИХ МАСЕЛ

Особое место в аюрведической терапии болезней суставов занимает использование различных масел. Для того, чтобы понять какое действие оказывает употребление в пищу масел, а так же проведение регулярного массажа и самомассажа с их использованием, достаточно представить себе две высушенные палки, одну из которых на несколько дней помещают в масляный состав. Очевидно, что промасленная палка окажется более эластичной и выдержит бОльшую нагрузку, чем сухая, которая сломается даже при легком ударе или попытке сгибания. Таким образом, аюрведа полагает, что промасливание - это один из самых действенных способов сохранения и восстановления здоровья суставов. При этом, те или иные масляные средства должны подбираться индивидуально, с учетом особенностей вашей конституции и специфики заболевания.

Самые популярные аюрведические масла для суставов:

- это масло применяют при повреждении и растяжении связок, мышц и суставов, снимает мышечное онемение, спазмы, помогает при судорогах. Снимает болезненные ощущения при рематизме, суставных отеках и опухолях, болях в шее.

- в состав масло входят двенадцать уникальных растений. Успокаивает жжение и боль, снимает отеки и онемение, помогает, когда мышцы "тянет" и "скручивает".Применяется при поясничных болях и радикулите, при ревматизме, подагре, артритных состояниях: болях, отечности, жесткости, онемении, ограниченной подвижности суставов. Идеально подходит для лечения суставных заболеваниях Капха-типа.

- кунжутное масло с действующим компонентом - ашваганда. Снимает болезненные ощущения, отечность, улучшает кровообращение, восстанавливает поврежденные при ушибах и травмах ткани.

- масло, способствующее растворению и последующему выводу из организма солевых отложений в суставах, заживляет небольшие ранки, ожоги и другие повреждения кожи, обладает охлаждающим, лечебным и обезболивающим эффектами.

- обеспечивает противоотечный, успокаивающий, рассасывающий, детоксикационный эффект и улучшает питание тканей не только внутри, но и снаружи, придавая коже здоровый внешний вид. У детей и подростков в периоды интенсивного роста костей масло Астикар ослабляет болевые и судорожные симптомы, улучшает кровообращение и обеспечение кислородом всех тканей тела.

- классическая аюрведическая формула массажного масла создана для коррекции и помощи при нарушениях вышедшей из баланса Вата доши. Подходит для общего массажа или применяется локально при любых проблемах с суставами.

Другие аюрведические средства для лечения костей, суставов и мышц:

- это натуральный гель от различных видов суставной и мышечной боли, применяется для восстановления двигательных функций пораженных суставов, устранения отеков и воспаления.

- классическая аюрведическая таблетированная форма препарата, которую применяют при неврологических заболеваниях и проблемах опорно-двигательного аппарата, связанных с дисбалансом Вата доши. Рецептура Йогорадж Гуггул довольно сложна и включает в себя около 30 компонентов, обладающих мощным целебным и антитоксичным действием, направленным на опорно-двигательную систему. Он будет полезен как для поддержания здоровья суставов, мышечной ткани, нервов, так и здоровья в целом.

- смесь эфирных масел и других природных компонентов, приготовленная по древнейшим индийским и китайским рецептам с применением современных технологий и систем контроля качества. Помогает при простуде, болях в мышцах и суставах. Снимает усталость. Обладает выраженным разогревающим действием.

- натуральный аминокислотный коктейль, источник коллагена, кальция, ценных пищевых волокон. Рекомендуется употреблять при ежедневных повышенных нагрузках на суставы и позвоночник для защиты и питания всей костной системы, связок и мышц.

- традиционный аюрведический растительный монопрепарат в виде таблеток для оздоровления суставов. Содержит экстракт Boswellia serrata (Шаллаки).

- растительный комплекс, который объединяет два принципа борьбы с заболеваниями суставов, костей и мышц: оказывает быстрый противовоспалительный и обезболивающий эффект плюс направляет энергию организма на восстановление поврежденных тканей и укрепление хряща.

Аюрведическое лечение нацелено на восстановление равновесия вата-питта-капха. Согласно учению аюрведа, лечение также предполагает предварительный вывод из организма накопившихся токсинов. Существует несколько методов лечения заболеваний.

Эмоциональная разрядка

Раздражение, страх, беспокойство, нервозность, зависть, жадность - это обычные человеческие чувства. Большинство людей привыкли с детства скрывать эти эмоции и подавлять их естественное выражение.
Страх связан с ватой, раздражение - с питтой, жадность и зависть - с капхой. Подавляя страх, мы нарушаем работу почек: подавляя гнев, нарушаем работу печени; подавляя жадность, вызываем сбои в работе сердца и селезенки.
Аюрведа учит не подавлению этих эмоций, что приводит к дисбалансу в организме, а разряжению от них. Аюрведический способ борьбы с отрицательными эмоциями заключается в наблюдениями за ними. Например, при появлении признаков раздражения нужно полностью отдавать себе в этом отчет и следить за развитием данного чувства от начала до конца. Благодая такому наблюдению, можно познать природу раздражения, тем самым давая ему возможность улетучиться.

Панчакарма

При различных недомоганиях (избыточность слизи в грудной клетке, желчь в кишечнике, капха в желудке или газы в толстой кишке) используют физический вывод шлаков.
Панчакарма - очищение тела, ума и эмоций с помощью пяти («панча» - пять) процедур («карма» - действие). В пять процедур входят рвота, послабление, клизма, носовая терапия, кровопускание.

Лечебная рвота (вамана). Рекомендуется при гиперемии легких, вызывающей приступы бронхита, кашля, простуды, а также при застарелой астме, кожных заболеваниях, диабете, лимфатической непроходимости, хронической диспепсии, водянке, эпилепсии (между приступами), застарелых заболеваниях пазух и рецидивах тонзиллита.
Лечебная рвота помогает вывести излишнюю капху. Сначала принимают 3-4 стакана лакричного или настоенного на корне аира чая, после чего трением языка вызывается рвота, которая высвобождает эмоции. Либо утром перед тем, как чистить зубы, принимают 2 стакана подсоленной воды, которая обостряет состояние капхи. Затем, чтобы вызвать рвоту, трут язык.

Послабление (виречана). Рекомендуется при обильном выделении желчи и ее скоплении в желчном пузыре, печени или кишечнике, кожных болезнях, геморрое, подагре, желтухе, гельминтах.
Послабление помогает вывести излишнюю питту. Лечение заключается в приеме слабительного, например, чая из листа сенны (для типа питта и капха), стакана горячего молока с 2 чайными ложками топленого масла (для типа вата и питта). Слабительное принимают перед сном. Важно при этом соблюдать диету: не следует есть пищу, которая отягощает преобладающий телесный сок или приводит к дисбалансу трех соков. Слабительное нельзя давать людям со слабым агни, страдающим острым жаром, поносом, тяжелыми запорами или кровотечением прямой кишки, а также при наличии инородного тела в желудке, после принятия клизмы, при истощении и ослаблении организма.

Клизма (басти). Устраняет недуги ваты: запоры, вздутия, застарелый жар, простуду, половые расстройства, почечные камни, боли в сердце, рвоту, поясничную, шейную боль и повышенную кислотность, ишиас, артрит, ревматизм, подагру.
Аюрведическое промывание состоит из ввода в прямую кишку снадобий вроде кунжунтного семени, масла из аира, либо травяных отваров.
Медикаментозные клизмы нельзя принимать при поносе или кровотечении прямой кишки. Масляное промывание противопоказано при хронической диспепсии, кашле, одышке, поносе, диабете, малокровии, а также детям моложе 7 лет и старикам.
Травяные клизмы нельзя применять при остром жаре, поносе, простуде, параличе, боли в сердце, болях в животе и истощении.
Содержимое масляных и травяных клизм следует удерживать минимум 30 минут, лучше удерживать дольше.

Носовая терапия (насья). Помогает устранять расстройства праны (жизненной силы), влияющие на высшую нервную деятельность и на сенсорные и двигательные функции организма. Показана при сухости носа, гиперемии гайморовых пазух, охриплости, мигренях, судорогах и некоторых заболеваниях глаз и ушей.
Различают очищающую насью (сухой порошок травы готу-кола), питательную насью (топленое масло гхи, растительные масла, соль), успокоительную насью (сок алоэ, теплое молоко, сок корня спаржи)
Необходимо лечь на стол, запрокинув голову. Ввести 5 капель масла или отвара в каждую ноздрю. Оставаться в таком положении минуту или больше. Дыхание можно сочетать с массажем носа, для чего мизинец окунают в емкость с соответствующим маслом и вводят в каждую ноздрю как можно глубже, вращая палец сначала по часовой, а затем против часовой стрелки.
Носовую терапию не рекомендуют после купания, еды, занятия сексом или питья спиртных напитков.

Кровопускание (рактамокша). Рекомендуется при рецидивах кожных заболеваний - крапивной лихорадки, сыпи, экземы, прыщей, чесотки, лейкодермы, застарелого зуда и крапивницы; а также при увеличении печени и селезенки и при подагре.
Питта обнаруживает себя в шлаках крови, так что при многих расстройствах питты (сыпь, прыщи) токсины обращаются в кровеносной системе. Поэтому для большинства недугов питты небольшое пускание крови из вен позволяет снизить давление, вызываемое присутствием токсинов в крови. Кровопускание к тому же стимулирует антитоксические вещества в кровотоке, которые способствуют укреплению иммунного механизма в системе крови. При этом нейтрализуются яды, что позволяет вылечить многие болезни крови и костей.
Кровопускание противопоказано при анемии, истощении и слабости организма. Эта процедура не рекомендуется детям и старикам.
Чай из корня лопуха - хороший очиститель крови. При связанных с кровотоком недугах вроде аллергии больному на ночь нужно выпить молочное слабительное, чтобы на следующий вечер приступить к лечению чаем из корня лопуха. Чай заваривается из расчета одна ложка порошка на одну чашку и принимается каждый вечер.
Также очищают кровь шафран, порошок сандалового дерева, куркума, порошок корня аира. Благоприятно действуют гранатовый и апельсиновый соки, их можно употреблять после процедуры кровопускания.

Успокоение

Успокоение включает нейтрализацию токсинов посредством разжигания агни и стимуляции пищеварения голоданием. Токсины можно обезвредить также приемом жгучих острых трав (черный перец, имбирь). Другие средства нейтрализации - длительное воздержание от пищи и воды, физические упражнения, солнечные и воздушные ванны.

Похожие публикации