Лечение артрита в индии. Лечение артрита с помощью аюрведа

Медицинская практика Аюрведа показана, если у больного диагностирован ревматоидный артрит (РА). Традиционная индийская теория о жизни объясняет причины заболевания, а потому эффективно купирует воспалительный процесс в очаге патологии. Чтобы полностью вылечить пораженные суставы, необходимо придерживаться всестороннего лечения, включающего не только нетрадиционные практики, но и официальные медикаменты и процедуры, назначаемые лечащим врачом.

Аюрведа: лечение ревматоидного артрита

В восточной практике аутоиммунное заболевание, вызывающее воспаление тканей, называют «Амавата», где «Ама» переводится, как «токсичные вещества», а «Вата» - движение.

Американская ассоциация ревматологов официально признала Аюрведу эффективной и полностью безопасной при патологиях опорно-двигательного аппарата. Однако чтобы начать лечение ревматоидного артрита с помощью индийской терапевтической практики, необходимо разобраться в чуждом европейским обывателям философском течении. В Аюрведе воспаление тканей вызывается накоплением токсичных веществ, появление которых свидетельствует об энергетическом дисбалансе.

Деятельность организма регулируется тремя биологическими первоэлементами (дошами), представленными в таблице:

Ревматоидный артрит Ватта-типа


Заболевание у людей ватта-типа может сопровождаться паническими атаками.

РА может возникнуть при дисбалансе в системе Вата-доша. Токсичные вещества напоминают слизь, которая блокирует энергетические каналы и ухудшают циркуляцию жизненной силы Ци. Движущая сила Ваты при патологическом процессе разносит вредные вещества по организму, из-за чего они откладываются в соединительной ткани и нарушают метаболизм клеток.

Характерные признаки патологии Ватта-типа:

  • Болевой синдром усиливается на холоде и почти полностью исчезает в тепле.
  • Кожный покров шелушится и краснеет.
  • Функциональные способности суставов понижены, наблюдается хруст при движениях.
  • Физические нагрузки усиливают болевые ощущения.
  • У больного наблюдается повышенная возбудимость, нервозность и панические атаки.

Ревматоидный артрит Питта-типа

Заболевание, связано с недостаточностью огня в пищеварительной системе, что провоцирует следующие характерные симптомы:

  • Болевой синдром усиливается в тепле и почти полностью исчезает на холоде.
  • Наблюдается ярко выраженный воспалительный процесс, сопровождающийся повышенной температурой и лихорадкой.
  • В суставах ощущается чувство жжения.
  • Возможно расстройство желудка и повышенное потоотделение.
  • Больной испытывает сильные приступы раздражения.

Ревматоидный артрит Капха-типа


Капха-тип больных может жаловаться на шейные боли.

РА, связанный с дисбалансом энергий земли и воды, проявляется такими негативными симптомами:

  • Наблюдается сильная отечность.
  • Боль усиливается при высокой влажности и холоде, но уменьшается в тепле.
  • В состоянии покоя суставы беспокоят больше, чем после активных нагрузок.
  • Кожный покров жирный и маслянистый.
  • У больного могут наблюдаться проблемы с дыханием и острые боли в шейном отделе.

Особенности лечения по Аюрведе

Суть лечения ревматоидного артрита сводится к гармонизации дош, для устранения первопричины болезни и купирования негативной симптоматики. Подробная информация о комплексе терапевтических мер в зависимости от вида болезни представлена в таблице:

Лечебное воздействие Вата-тип Капха-тип Питта-тип
Запрещенная пища Листья салата Молочные продукты Помидоры
Бобы Жирная пища Соленья
Кукуруза Сахар Зелень
Помидоры Прохладные напитки Острые блюда
Баклажаны Горячая пища
Полезная еда Легкая пища Корень имбиря Прохладные блюда
Корица
Теплые блюда Перец чили
Куркума
Компрессы Горчичный порошок Порошок имбиря Кубики льда
Сухая пунарнава Экстракт сандала
Масло кокоса
Аюрведические препараты «Йогарадж гуггул» «Пунарнава гуггул» «Кайшоре гуггул»
«Сударшан»
Позы йоги «Колени к Груди» «Скручивание Спины» «Голова Коровы»
«Треугольник», «Кузнечик»
«Маха Мудра» «Дерево» «Верблюд»
«Наклон Вперед» «Приветствие Луне»

Для лечения заболевания может применяться шафран.

Дополнительно при артрите Вата-типа можно проводить очищение кишечника. Для проведения процедуры понадобиться касторовое масло. При воспалительном процессе Капха-типа рекомендован массаж с добавлением разогревающих масел и порошков с экстрактами перца, апельсина и корицы. Чтобы ускорить выздоровления при Питта-типе показаны дыхательные упражнения, в частности «Ситали пранаяму» как минимум 12 раз в сутки, а также наружное применение отваров из целебных трав. Эффективны такие растения, как шафран, сандал, чапараль. При артрозе ног можно принимать теплые травяные ванночки.

К сожалению, в современном мире, болезни суставов значительно помолодели. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом возникают даже у совсем молодых людей. Это связано с образом жизни, чрезмерными нагрузками (и отсутствием правильной физической нагрузки), употреблением амагенной пищи , некачественной воды , постоянными стрессами, негативными эмоциями, а также плохой экологией. Суставные заболевания нередко обостряются в период холодов, вследствие переохлаждения.

В Аюрведе существует два типа болезней суставов:

  1. Дефицит питательных веществ в суставных тканях, или же низкая плотность костной ткани и общая суставная слабость. Симптомы: неприятные ощущения песка в суставах, хруст, дискомфорт при движении;
  2. Большое количество амы (токсинов, шлаков) в организме, и в частности в суставах. Симптомы: боли в неподвижном состоянии, боли при движении, отечность, припухлость. В сырую и холодную погоду боли усиливаются.

Многие процедуры и препараты также имеют противопоказания. Эта статья ознакомительная, и перед тем, как начать лечение какого-либо недуга, следует обратиться к специалисту. Ни в коем случае не стоит заниматься самолечением. Это может привести к весьма неблагоприятным последствиям.

Упражнения и процедуры для здоровья суставов

Ознакомиться более подробно со всеобъемлющей системой приведения дош в баланс, включая питание, травы, специи, процедуры в домашних условиях, режим труда и отдыха и др., можно, просмотрев видеозапись семинара «Здоровье через баланс: как привести конституционный тип в равновесие» руководителя центра аюрведы и йоги «Рагини» Оксаны Легкоступовой. Программа семинара представлена . Желающие приобрести доступ к видеозаписи могут обращаться по эл.почте:

Для здоровья суставов полезно употребление продуктов которые содержат антиоксиданты, клетчатку, витамины А, Е, С. Полезны мягкие специи: кориандр, куркума, кардамон, пиппали, имбирь. Также полезны черный и красный перец, шамбала (пажитник), фенхель. Специи содержат антиоксиданты, а также обладают противовоспалительными свойствами. По утрам рекомендуется съедать инжир, яблоки и чернослив. Из овощей можно выделить брокколи, спаржу, помидоры, сладкий перец. Полезны ягоды (алыча, красная и черная смородина, клубника, малина, ежевика), желтые фрукты (грейпфруты, лимоны, ананасы, апельсины). Каши с маслом гхи или оливковым маслом, орехи (особенно грецкие и миндаль), тыквенные семечки и молочные продукты. Все эти продукты обеспечивают суставы необходимыми витаминами и микроэлементами.

Препараты для профилактики и лечения суставных заболеваний

Существует два класса жизненно важных компонентов питания (нутриентов), которые воздействуют на качество опорно-двигательной системы. В первый класс входят вещества, которые питают хрящи, мышцы и кости. Ко второму классу относятся компоненты, которые налаживают работу обменных процессов в суставах, мышечных тканях и связках. Также они убирают токсины и обеспечивают ткани кислородом.

Аюрведа занимается преимущественно вторым классом веществ, так как компоненты первого класса в любом случае поступают в организм через пищу. То есть, если правильно строить рацион, то питательные компоненты первого класса, попадая в организм с едой, усваиваются, трансформируются и начинают восстанавливать костно-суставный аппарат.

Аюрведические препараты направлены именно на налаживание обменных процессов, выведение токсинов, а также устранение воспалений. Основные растительные лекарства для опорно-двигательного аппарата в аюрведе– это гуггул, шаллаки, гималайское мумие и расна. Гуггул и шаллаки – это смолы определенных растений. Гуггул – смола бальзамового дерева. Шаллаки – смола дерева босвеллия. Расна – калган большой или галангал, в основном используются листья и корневища растения. Гималайское мумие – это минеральная смола, которую находят в Гималаях. Эти составляющие обычно входят в состав аюрведических препаратов, направленных на лечение проблем суставов, позвоночника и других отделов костно-мышечной системы.

Ниже приведены наиболее широкоприменяемые многокомпонентные аюрведические препараты для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата.

  • Махайогарадж гуггул (в переводе «великий царский сбор») – помогает при артритах, суставных болях, ревматизме, обладает мощными антиоксидантными свойствами, способствует регенерации клеток; пожалуй, самая потенциально мощная формула для лечения проблем опорно-двигательного аппарата,
  • Йогарадж гуггул (в переводе «царский сбор»)– содержит меньшее количество компонентов, чем предыдущая формула, несколько менее мощный и более дешевый препарат приблизительно с тем же спектром действия, как первый из упомянутых,
  • Расна Шаллаки– борется с суставными болями, убирает воспаления, выводит токсины,
  • Трифала – рекомендован при воспалениях, болях, отеках, растяжениях; выводит токсины из суставных тканей и всего организма в целом; первые три формулы рекомендуется принимать на фоне трифалы,
  • Манохар Бунд (или Рам Пал) – избавляет от болей в суставах и мышцах, помогает при всех заболевания х суставного аппарата;
  • Румалая – эффективный препарат при болях в суставах, воспалении и отечностях.

Также, в Аюрведе существует множество различных средств для наружного применения, таких, как гели, мази, крема, бальзамы. Среди них можно выделить такие, как:

  • Масло «Маханараян Тайлам» (содержит более 50-ти лекарственных трав)– помогает при артритах, остеохондрозе, радикулите, артрозах. Снимает отечность, обезболивает, регенерирует клетки тканей;
  • Масло «Карпуради Тайлам» – эффективно при артритах и артрозах, мышечных судорогах; снимает боль и отечность
  • Масло «Дханвантарам Тайлам» – снимает боли, отечности, напряжение в суставах.
  • Масло «Кширабала Тайлам»– снимает боли в суставах, отечности; применяется при артиритах, артрозах, подагре;
  • Красный тигровый бальзам (в состав входит красный перец, камфора, корица, гвоздика, ментол и др.) – используется при болях, воспалениях, отеках суставов. Рекомендован при отложениях солей в суставах, радикулитах, артритах, подагре, а также травмах и растяжениях;
  • Белый тигровый бальзам (без красного перца)– мягко снимает болевые ощущения, применяется при суставных болях, отеках;
  • Мазь «Румалая» – обладает обезболивающими, противоотечными, противовоспалительными свойствами. Рекомендован при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • Крем «Кулаб» из косточек лонгана – показан при болях в мышцах и суставах, применяется при артритах, остеохондрозе, ревматизме.

Локальное воспаление в суставе пагубно влияет не только на качество опорно-двигательной системы, но и на весь организм в целом. Ни в коем случае нельзя запускать воспалительный процесс, иначе он может перерасти в хроническую форму, а затем и опухоль. К сожалению, воспалительные процессы в современном мире встречаются все чаще.

Если не заниматься лечением суставов, не очищать ткани от шлаков, тогда ама (токсины) превращается в ядовитые отходы (амавиши). Они перемешиваются с суставной жидкостью, нарушается полноценное движение суставов и кровообращение внутри. Суставы начинают воспаляться и болеть. Если в суставе постоянно находится ама, начинается разрушение костной ткани. И тогда этот процесс остановить будет очень сложно. Поэтому, очень важно во время очищать весь организм от токсинов и шлаков.

ПАНЧАКАРМА рекомендуется также и здоровым людям в качестве очистительной сезонной процедуры, которую желательно проходить раз в год. В центре «Рагини» работают высококвалифицированные специалисты , которые с радостью проконсультируют , дадут профессиональные рекомендации и назначат качественное лечение в соответствии с текущим состоянием пациента.

Амавата — ревматоидный артрит

Публикация в международном научно-практическом журнале "Традиционная медицина. Восток и Запад", № 2 (13) том 4, 2007, Новосибирск

Существует три основных типа мышечно-суставных болезней, описанных в Аюрведе — амавата, сандхивата и ваташонита. При проведении параллелей с современной номенклатурой болезней Амавата наиболее соответствует ревматоидному артриту, сандхивата — артрозу и остеоартриту, ваташонита — подагре. Амавата (आमवात) — это болезнь с хроническими болями в суставах и мышцах, иногда с отеками суставов. Эти симптомы обычно сопровождаются скованностью и ограннностью движений, снижением аппетита, потерей остроты восприятия, жаждой, несварением, потерей энтузиазма, чувством тяжести и повышением температуры тела.

Если болезнь прогрессирует, боли становятся очень интенсивными, жгучими и начинают перемещаться. Мочеиспускание становится скудным и частым. Нарушается сон. Пищеварение продолжает ухудшаться, возникают кишечные спазмы, запоры, тошнота и рвота. Часто бывают головокружения с чрезмерным потоотделением, скованность в суставах усиливается. Все эти симптомы, описанные в древних источниках, наиболее схожи с теми, совокупность которых обычно диагностируется как ревматоидный артрит в современной медицине. Данная патология встречается у 0,3 — 1,5% популяции и в 2−3 раза чаще у женщин, чем у мужчин, чаще всего в возрасте от 30 до 60 лет, хотя этой болезни подвержены люди всех возрастов. Тяжесть проявления колеблется от олигоартикулярного варианта течения с отсутствием или очень незначительными повреждениями отдельных суставов до полиартрита с обширными и значительными повреждениями.

Причины ревматоидного артрита — открытая тема среди патологов, которые продолжают колебаться между аутоиммунной и инфекционной теориями или указывают обе эти причины. Соответственно лечение состоит из приема нестероидных противовоспалительных препаратов, кортикостероидов, иммуносупрессивных и симптоматических средств. К несчастью все эти препараты имеют множество неприятных и потенциально опасных эффектов, среди которых поражение ЖКТ, печени и почек, иммунодефицит и так далее. Кроме того, они не способны остановить развитие данной патологии. В отличие от современной медицины Аюрведа дает более ясную этиологическую и патологическую модель, позволяющую выработать наиболее правильную стратегию лечения и добиться реальных результатов. Эта модель проверена опытом тысячелетий. Лечение очень эффективно и не дает каких-либо побочных эффектов даже после длительного применения лекарственных средств, очистительных и физиотерапевтических мероприятий. По этим причинам интерес к Аюрведическим методам лечения ревматоидного артрита неуклонно растёт во всём мире.
Исторический экскурс

Два наиболее древних текста Аюрведы — Сушрута Самхита (XI век до РХ) и Чарака Самхита (VIII век до РХ) описывают симптомы, связанные с болью и отеками суставов, но не выделяют амавату как отдельную нозологию. Оба текста описывают эти симптомы как сопровождающие избытки Ватадоши и относят их к Ватавйадхи — болезням Ваты. В соответствии с Чаракой, когда Вата поражает астхи (кости), она вызывает болезненную припухлость и скованность суставов. Сушрута указывает также на возможность воспаления и деформации суставов. Гораздо позже в VI веке, Вагбхатта в своей Аштанга Хридайам Самхите описал другое схожее состояние, назвав его ваташонита. Но, несмотря на схожие симптомы, этиология этого заболевания отлична от этиологии амаваты. Симптомы и этиология ваташониты наиболее схожи с современным описанием подагры. Термин амавата, и подробное описание данной болезни мы впервые встречаем в Мадхава Нидане, написанной Мадхавакарой в восьмом веке.
Значение термина

Термин амавата состоит из двух санскритских слов: Вата и ама. Вата это одна из трех дош. Этимологически слово Вата означает «то, что передвигает». Ватадоша является движущей и мотивирующей силой в человеческом теле и отвечает за инициацию любого рода активности. Две другие доши (Питта и Капха) считаются неподвижными в отсутствие Ватадоши. Местом наиболее выраженного присутствия Ваты в теле является область ниже пупка — в основном толстый кишечник. Здесь Вата обеспечивает правильную и своевременную элиминацию отходов. Среди трех дош Вата наиболее тонкая и легко поражается. Дисбаланс Ваты всегда стоит за любой физиологической дисфункцией. Основными качествами Ваты являются холод (сита), легкость (лагху) и сухость (рукша). Ама в переводе с санскрита означает — «непереваренное». Когда пищеварительный огонь слаб, это влечет за собой накопление «недопереваренной пищи» — метаболических токсинов в ЖКТ, которые, благодаря движущей силе Ватадоши начинают циркулировать и затем откладываться в тканях, замедляя, ухудшая и препятствуя правильному метаболическому процессу. Ама имеет жирорастворимую природу. Ревматоидные патологические состояния всегда начинаются с избытка и соединения амы и Ваты.
Этиология (нидана)

Клиническое описание болезни и ее причины в Аюрведе называется нидана, что означает причина. На практике же нидана это не только наука о причине болезни, но также описание патогенеза и клинических методов обследования пациента. Кроме того, Аюрведа включает в этиологию духовные и психологические причины, а также уклад жизни, пищевые пристрастия, поведенческие факторы и т.д.

Мадхава Нидана описывает три основных причины амаваты:

1. Слабость пищеварения

Когда огонь пищеварения (джатарагни) слаб, накапливается ама, что в свою очередь влечет за собой неправильное всасывание питательных веществ, дисбаланс дош, еще большую слабость огня пищеварения, снижение оджаса — силы сдерживающей патологические тенденции. Ама разносится по телу и откладывается в тканях.

2. Неправильная диета

* пища, неподходящая по сезону или без учета биоклиматических условий
* вошедший в привычку несвоевременный приём пищи
* пища, не подходящая по конституции человека
* загрязненная или испорченная пища, рафинированные продукты, тяжелые и токсичные продукты

3. Отсутствие физических упражнений и малоподвижный образ жизни

Физические упражнения являются важным аспектом диначарйи — ежедневной деятельности, рекомендованной Аюрведой. В данном случае отсутствие физических упражнений ведет к плохому кровоснабжению и недостаточному удалению токсинов из периферических частей тела.
Патогенез (сампрапти)

Мадхава Нидана утверждает, что слабый пищеварительный огонь (мандагни) ведет к накоплению амы в ЖКТ. Затем ама абсорбируется через кишечную стенку и за счёт избыточной возбуждённой Ваты начинает двигаться к местам локализации Капхи в теле. Ама ищет подобие, чтобы локализоваться. Суставы соединяются с помощью Капхи, которая также питает и защищает суставные поверхности. Как и ама, Капха является тяжелой (гуру), влажной и жирной (снигдха), а также и холодной (сита) по природе. По причине этого подобия первой из дош смешивается с амой именно Капха. Вскоре циркуляторные каналы (дхамани), которые питают области Капхи, переполняются амой и нарушается нормальная циркуляция. Вслед за этим остальные доши подключаются к патологическому процессу. Для восстановления баланса тело инициирует воспаление (Питта) чтобы переварить накопленную аму. Вата также активно участвует в процессе, вызывая сухость и дегенерацию суставных поверхностей.

Хотя амавата является преимущественно болезнью Ватадоши, она дифференцируется на три основных подтипа — Вата, Питта и Капха. Подобная дифференциация дает врачу возможность более правильного и точного подхода к лечению. Когда Питта соучаствует в патологическом процессе возникает жгучая и острая боль, суставы краснеют и пациент чувствует в них жар. При Вата-типе боль также сильна, перемещается с места на место, но жжение не ощущается. Если Капха соучаствует в процессе боль тупая, но больше проявлена скованность, часто сочетающаяся с ощущением зуда. Также могут быть комбинации любых двух или всех трех дош. Если одна доша вовлечена в процесс, то болезнь лечится легко. Если две, ситуация более сложна, но разрешима. Если все три доши — болезнь считается неизлечимой. Также, если имеется мигрирующая боль и сильное сочетанное воспаление суставов кистей, стоп, пяток, головы, крестца, коленей и бедер амавата неизлечима.
Лечение (чикитса)

Существует четыре основных положения в лечении амаваты:

* Поддержка и усиление Агни
* Стабилизация Ваты
* Удаление амы из тела
* Восстановление поврежденных тканей и оджаса

Шамана чикитса — паллиативные меры
Монодиета

Для избавления тела от амы и усиления пищеварения используют монодиету. Она состоит только из вареного риса басмати и супа из лущеного мунг дала (фасоль золотистая — Phaseolus aureus), известного в Средней Азии под названием маш. В суп добавляют панчаколу, лекарственный состав, состоящий из плодов и корня пиппали (перец длинный — Piper longum), плодов чавйа (перец чаба — Piper chaba), корней читрака (свинцовка цейлонская — Plumbago zeylanica) и шунти (имбирь лекарственный — Zingiber officinalis), собранных в равных частях. Такой диете следуют в течение одного-двух месяцев. В то же время предписывают принимать очищенную камедь гуггула (мирт арабский — Commiphora mucul) или классические формулы на его основе для скорейшего очищения от амы, уменьшения воспаления суставов и утоления боли. Чаще всего используют Йогарадж гуггул. Если имеются сопутствующие патологии, применяются и другие составы на основе гуггула. Например, Гокшуради гуггул рекомендован для пациентов, которые также страдают от болезней почек, Пушкарамула гуггул — при сердечных болезнях, Канчанар гуггул — при лимфоаденопатиях и так далее.

После курса монодиеты пациента возвращают к нормальной диете, предписанной для его конституционального типа, но с некоторыми специфическими акцентами. Диета должна быть легкой и легко усваиваться. Больше горького и острого вкуса для стимуляции пищеварения и удаления амы. Имбирь, асафетида и другие острые специи должны использоваться в пищу, как специи. Из жиров и масел применяют только гхи — топленое коровье масло и тайлу — кунжутное масло. Много зелени и овощей. Тяжелая, сырая и холодная пища исключается, включая молоко и молочные продукты, рафинированную муку, мясо (особенно свинину) и любые вязкие и липкие продукты, вызывающие закупорки каналов. Во многих случаях запрещаются пасленовые (картофель, перцы, помидоры), кукурузная мука, пшеница и соя.
Матра басти

Для удаления жирорастворимых токсинов из кишечника и тканей, а также для контроля и стабилизации Ватадоши назначаются ежедневные клизмы с теплыми лекарственными маслами, называемые матра басти. Объем такой клизмы — 75 мл. Используются масла на основе кунжутного, сваренные особым способом с лекарственными травами, молоком и другими компонентами. Наряду с другими традиционными маслами, чаще всего для матра басти используют Дханвантарам тайлу. Можно использовать смесь кунжутного и касторового масел в пропорции 3:1. Пациент должен лежать на левом боку. Для клизмы традиционно используют специальные клистиры. Можно использовать шприц Жане и катетер. Важно чтобы при постановке клизмы в кишечник не попадал воздух, введение масла было плавным и медленным. Резиновые груши категорически не подходят для данной процедуры. Матра басти ставят через 15−30 минут после еды. Зимой и весной ранним утром, летом и осенью ранним вечером. Матра басти не требует предварительного масляного массажа и прогревания, хотя, если условия позволяют это будет не лишним.
Масляный массаж и прогревание

Масляный массаж абхьянга и различные виды локального и общего прогревания назначаются повторяющимися курсами, но их можно применять и постоянно. Классические масла, чаще всего используемые для массажа при амавате — Маханараяна тайла, Коттамчуккади тайла, Брихат саиндхавадйа тайла. Если очень выражена боль применяют Прабханджанам тайлу. Можно также использовать кунжутное или касторовое масло. Нужно втирать предписанное лекарственное масло в пораженные суставы, а лучше во все тело. После чего суставы или все тело нужно прогреть. Это нужно для того, чтобы ама, залегающая глубоко в тканях и суставах растворилась маслом, стала более текучей и подвижной от тепла, отделилась и пришла в движение. Это позволяет легко удалить ее из пораженных суставов и направить обратно в ЖКТ, для дальнейшей элиминации из тела.
Припарки — лепа

Для удаления амы применяются также припарки из трав, обладающих горьким и острым вкусами, а также противозастойным действием, такие как дхаттура (дурман вонючий — Datura stramonium), шунти (имбирь лекарственный — Zingiber officinalis), харитаки (миробалан кабульский — Terminalia chebula), куштха (горькуша лопуховая — Saussurea lappa), расна (ванда шахматная — Vanda tesselata), вача (аир болотный — Acorus calamus). Важно смешивать травы, используемые для припарок при амавате с кунжутным и касторовым маслами. Также в припарки добавляют каменную соль (саиндхава) и кислое молоко. В период обострения воспаления нужно применять припарки очень осторожно.
Физические упражнения — вьяяма

Регулярные физические упражнения — важный аспект в лечении амаваты. Они необходимы для усиления циркуляции в пораженных частях тела, что также способствует удалению амы. Вагбхатта во второй главе Сутрастханы Аштанга Хридайам рекомендует делать упражнения в половину силы зимой и весной и с еще меньшей силой летом и осенью, пока пот не выступит на лбу и подмышками. Обычно мягкие нагрузки, такие как ходьба или простые асаны хатха-йоги рекомендуются с начала лечения.
Травы, принимаемые внутрь для лечения амаваты

* Ашвагандха (витания снотворная — Withania sosmnifera)
* Бхаллатака (чернильное дерево — Semecarpus anacardium)
* Бхутала (куркулиго орхидный — Curculigo orchioides)
* Читрака (свинцовка цейлонская — Plumbago zeylanica)
* Эранда (клещевина обыкновенная — Ricinus communis)
* Горакша (прутняк китайский — Vitex negundo)
* Гуггул (мирт арабский — Commiphora mukul)
* Харитаки (миробалан кабульский — Terminalia chebula)
* Париджата (жасмин ночной — Nyctanthes arbor tristis)
* Каранджа (понгамия голая — Pongamia glabra)
* Каламегха (андрографис метельчатый — Andrographis paniculata)
* Купилу (орех рвотный — Strychnos nux-vomica)
* Мадхуяшти (солодка голая — Glycyrrhiza glabra)
* Пунарнава (берхавия раскидистая — Boerrhavia diffusa)
* Расна (ванда шахматная — Vanda tesselata)
* Расона (чеснок посевной — Allium sativum)
* Шунти (имбирь лекарственный — Zingiber officinalis)
* Ватсанабха (аконит свирепый — Aconitum ferox)
* Виданга (эмбелия смородиновая — Embelia ribes)
* Йавасака (верблюжья колючка — Alhagi pseudalhagi)

Шодхана чикитса — очистительная терапия
Панчакарма

Традиционно для радикального лечения амаваты применяют методы панчакармы. Панчакарма включает в себя очистительные процедуры, такие как лечебная рвота (вамана), послабление (виречана), клизмы (басти) и очищение через нос (насйа). Лечение следует проводить в клинических условиях, очень осторожно и под постоянным наблюдением опытного врача, во избежание осложнений. Из очистительных процедур в основном используются клизмы. Рвота и слабительные процедуры применяются редко, лишь в случаях крайней необходимости, когда есть значительные избытки Капхи и Питты. Чаще всего чередуются масляные и очистительные клизмы на основе отваров, либо только масляные. Клизмы очень важны в лечении амаваты, так как толстый кишечник — обитель Ваты и основное место через которое ама покидает тело.
Пурва карма — предварительные действия

Перед назначением очищения обязательно проводятся подготовительные процедуры (пурва карма). Они включают в себя стимуляцию пищеварения и метаболизма (дипана), начальное пережигание и элиминацию токсинов в пределах ЖКТ (пачана), что занимает обычно около недели. Традиционно при амавате для этих целей используют Вайшванара чурну по три-шесть грамм в сутки. Можно также использовать корень имбиря или Панчаколу, состав, описанный выше. Затем начинают глубокое внутреннее пропитывание лекарственными маслами на основе топлёного коровьего масла (антараснехана), внешнее умащение (бахйаснехана) и прогревание (сведана) в течение семи дней. Хотя пурва карма обычно предшествует основным очистительным процедурам панчакармы, промасливание и прогревание могут применяться отдельно, как уже говорилось выше.
Снеха и анувасана басти — масляные клизмы

Масляные клизмы, применяемые в контексте процедур панчакармы, называются снеха и анувасана басти. Зимой и весной масляные клизмы ставят ранним утром, летом и осенью ранним вечером. Снеха басти имеют объём 300 мл. и применяются для физически и психологически сильных пациентов и если болезнь требует сильного воздействия. Анувасана басти имеют объём 150 мл. и применяются для физически и психологически ослабленных пациентов и если болезнь не требует слишком сильного воздействия. Как и в случае с матра басти чаще всего используется Дханвантарам тайла. Можно использовать смесь кунжутного и касторового масел в пропорции 3:1. Непосредственно перед клизмой должны быть проведены масляный массаж абхьянга и башпасведана — общее паровое прогревание в специальной камере. В парогенератор добавляют Дасамула кватха чурну. Камера устроена так, что голова пациента остается снаружи. После умащения и прогревания пациента моют и кормят легкой пищей. Кишечник и мочевой пузырь должны быть опорожнены. Через 15−30 минут пациент должен лечь на процедурную кушетку на левый бок, вытянув левую ногу и согнув правую. Масло вводят плавно и медленно, во избежание осложнений. Масло должно быть теплым. Если нет специального клистира с таким объёмом, используется шприц Жане. Если объем шприца недостаточен, тогда после вливания первой порции катетер перекрывают зажимом и вновь набирают масло в шприц. Затем опять надевают катетер на наконечник шприца и продолжают введение. Важно следить за тем, чтобы воздух не попадал в кишечник. После постановки клизмы пациент должен лежать на левом боку 10 минут. При возникновении позывов к дефекации их нужно сдержать, после чего они обычно больше не появляются. Затем нужно повернуть пациента на спину, попросить подтянуть ноги, согнутые в коленях к животу и слегка побить ладонями по ягодицам. После чего пациента просят лечь на правый бок и полежать ещё 10 минут. Идеально если масло не выйдет не сразу, а в течение девяти часов после процедуры. Если масло вышло сразу же после введения, процедуру повторяют. Если масло не вышло через девять часов, но нет никаких осложнений, то никаких дополнительных действий не требуется. Чаще всего осложнений не происходит.
Нируха басти — очистительные клизмы

Рецептов очистительных клизм, применяемых при амавате, несколько десятков и они всегда подбираются строго индивидуально. Однако существует общий рецепт очистительной клизмы, применяемый в большинстве случаев и практически не вызывающий осложнений. Он называется Мадхутайлика басти:

* 600 мл. отвара эранда мулы (корень клещевины обыкновенной — Ricinus communis)
* 230 грамм меда
* 230 грамм кунжутного масла
* 15 грамм саиндхавы — каменной соли
* 30 грамм шатапушпа чурны (порошок плодов укропа огородного — Anethum graveolens)

Состав готовится только непосредственно перед процедурой. Ингредиенты смешиваются в посуде со сферическим дном. Во избежание расслоения состава и для предупреждения возможных осложнений ингредиенты смешивают в строгой последовательности. Сначала мед тщательно смешивается с солью, потом добавляется масло и смешивается с медом до образования плотной однородной массы. Затем добавляют порошок плодов укропа и также хорошо перемешивают. В полученную смесь вливается горячий отвар корня клещевины и размешивается специальной мутовкой до однородного состояния. Состав охлаждается до нужной температуры и используется. Очень важно использовать для очистительных клизм классический Аюрведический клистир для нируха басти. Объём вводимого состава большой, он густой и всегда содержит в себе порошок, который забивает обычные катетеры и наконечники. Поэтому кружка Эсмарха или шприц Жане не подходят для данной процедуры.

Аюрведический инструмент для постановки клизм басти янтра состоит из специального металлического наконечника басти нетра с достаточно широким внутренним просветом, а также мешка для лекарственного состава, называемого басти путака. Размер наконечника выбирается в соответствии с возрастом пациента. В настоящее время в качестве материала для мешка чаще всего используют полиэтилен. В древности использовали специально выделанный мочевой пузырь различных животных. Условия для постановки очистительных клизм такие же, как и для масляных. Однако перед очистительной клизмой пациента не кормят, напротив его желудок должен быть пуст. Состав, вместе с амой и избыточными дошами, должен выйти не позднее чем через одну мухурту — 48 минут. Если состав вышел незамедлительно — нужно повторить процедуру. Лучшее время для очистительной клизмы с шести до восьми часов утра. Попросите пациента не зевать, не кашлять, не говорить, не смеяться и не двигаться в момент постановки клизмы. Вводить состав нужно уверенно, без рывков, не слишком быстро и не слишком медленно. Воздух не должен попасть в кишечник, поэтому, немного жидкости оставляют в мешке. После того как состав вышел, пациент должен отдохнуть, а затем принять тёплую ванну с отварами трав, успокаивающих Вату. Очистительная клизма никогда не ставится без предварительной и завершающей масляных клизм, которые применяются в предыдущий и последующий дни. Иногда завершающую масляную клизму ставят в тот же день вечером.

Объёмы масляных и очистительных клизм, в зависимости от возраста


Классические схемы постановки клизм

Существует три традиционных схемы — йога, кала и карма басти.

Йога басти занимает восемь дней. В первый день ставят масляную клизму. На следующий день — очистительную. Процедуры чередуются шесть дней. Последние два дня — масляная клизма.

Кала басти занимает шестнадцать дней. Цикл также начинается с масляной клизмы. Процедуры чередуются двенадцать дней. Последние четыре дня — масляные клизмы.

Карма басти занимает тридцать дней. Цикл начинается с масляной клизмы. Процедуры чередуются двадцать четыре дня. Последние шесть дней — масляные клизмы.
Последующие действия

Обычно, если из очистительных мероприятий применяются только клизмы, никаких дополнительных восстановительных действий не требуется. Можно сразу переходить к расаяна карме — приему симптоматических и регенерирующих лекарственных средств.
Расаяна карма

После панчакармы для приёма внутрь рекомендуются различные лекарства. Начиная с простых, таких как травы, перечисленные выше, до очень сложных, включающих в себя неорганические и ядовитые компоненты. Общее между этими препаратами — их способность помогать удалению амы, поддерживать пищеварение и метаболизм на должном уровне, а также противовоспалительные, болеутоляющие и регенерирующие свойства.
Список некоторых из наиболее часто применяемых традиционных средств Аюрведы для лечения амаваты
Гуггулы — препараты на основе гуггула:

* Канчанар гуггул
* Гокшуради гуггул
* Трайдашанга гуггул
* Йогарадж гуггул
* Вйошади гуггул
* Ватари гуггул
* Симханади гуггул
* Пушкарамула гуггул

Расы — препараты, включающие соединения ртути:

* Раса парпати
* Ананда бхайрава раса
* Махалакшми вилас раса
* Сарванабхупати раса
* Брихат вата чинтамани раса
* Мритйунджайа раса
* Ватагаджанкуша раса

Кватхи — травяные сборы для приготовления отваров:

* Раснади кватх
* Маха раснади кватх
* Гудучи кватха
* Шунти гудучи кватха

Лехьи — лекарственные джемы:

* Дасамула харитаки

Чурны — порошки из трав:

* Аджамодади чурна
* Нимбади чурна
* Вайшванара чурна

Гхриты — препараты на основе коровьего топленого масла:

* Амрита гхрита
* Раснади гхрита
* Гуггултиктака гхрита

Тайлы — масла для наружного применения:

* Брихат саиндхавадйа тайла
* Коттамчуккади тайла
* Маханараяна тайла
* Прабханджанам тайла

Бати — пилюли:

* Чандрапрабха бати

Бхасмы — зольные препараты:

* Тамра бхасма
* Сварна бхасма

Список литературы:

* Amavata Vijnana: Rheumatology in Ayurveda — Ashwini Kumar Sharma. Varanasi, Chaukhambha Pub., 2005
* Understanding Rheumatoid Arthritis — Sanjeev Rastogi. Delhi, Pratibha, 2001
* Rheumatoid Arthritis, Osteoarthritis and Gout — Lakshmi Chandra Mishra, CRC Press LLC, 2000

О заболеваниях и травмах суставов, костей, сухожилий и связок многие знают не понаслышке. Малоподвижный образ жизни современного горожанина, плохая экология, несбалансированное питание, постоянные стрессы приводят к тому, что не только пожилые, но и совсем юные молодые люди страдают сегодня такими заболеваниями как: сколиоз, артрит, артроз, ревматизм, остеохондроз, ишиас, подагра, протрузии, боли в суставах, мышцах и позвоночнике, а так же частые переломы и вывихи. В большинстве случаев единственно возможная терапия, которую предлагает современная медицина - это операционное вмешательство, прием дорогостоящих синтетических и гормональных препаратов, либо физиотерапевтические процедуры, которые устраняют болевые ощущения, но не решают проблемы в корне. Именно поэтому все большее число людей обращаются сегодня к альтернативным способам профилактики, диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, которые предлагает древняя индийская медицинская система аюрведа.

ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ БОЛЕЙ В СУСТАВАХ ПО АЮРВЕДЕ

Боли в суставах в подавляющем большинстве случаев возникают у людей старше 40-45 лет и сигнализируют о том, что опорно-двигательный аппарат перестал функционировать полноценно. На языке европейской медицины заболевание, которое проявляется через боль, отечность и скопление жидкости в суставах, именуют «артритом» (от греч. «arthron» - «сустав»), а в аюрведической медицине многозначительным словом «амавата», (от санскр. «ама» - «непереваренное» и «вата» - «энергия движения»). Таким образом, уже в самом названии аюрведа сообщает о глубинной причине этого заболевания: в результате неправильного образа жизни, питания и психоэмоциональных нарушений происходит дисбаланс внутренних энергий (Ваты, Питты или Капхи), который ослабляет метаболические процессы в организме и приводит к скоплению токсинов (Амы). Через толстую кишку токсины разносятся по всему организму и оседают в конечной точке - костной ткани (астхи дхату), в результате чего скелет человека лишается гибкости, становится тугим, непластичным и болезненным. Именно поэтому первое, что рекомендует сделать аюрведа для лечения артрита - это вывести из организма токсины.

ТИПЫ БОЛЕЗНЕЙ СУСТАВОВ ПО АЮРВЕДЕ

Как мы выяснили, болезненные ощущения в суставах возникают из-за дисбаланса внутренних энергий организма - дош. Таким образом, Аюрведа выделяет три типа артритов, для каждого из которых предлагается собственная программа профилактики и лечения.

Заболевания суставов Вата-типа.

Основные симптомы: хруст и скрипы в суставах; пульсирующая боль, локализованная не только в самом суставе, но и в близлежащих тканях, которая обостряется на холоде и при движении, ослабевает в тепле и при статичном положении; кожа над местом воспаления сохнет и шелушится.

Побочные симптомы: боли в позвоночнике; метеоризм: повышенная нервная возбудимость.

Лечение:

Питание. Употреблять в пищу преимущественно теплую пищу и напитки. Исключить салаты из свежих овощей и зелени, кукурузу, бобовые, томаты и баклажаны.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Вата-типа: масло Маханараян, таблетки «Йогарадж гуггул», «Трифала».

Асаны. Стоит обратить внимание на упражнения в составе которых есть «маха мудра», «колени к груди» и «наклон вперед».

Заболевания суставов Питта-типа.

Симптомы: покраснение и жжение кожи; ярко выраженный воспалительный процесс, который может сопровождаться повышением температуры; отечность суставов; болевые ощущения, ослабевающие на холоде и усиливающиеся в тепле.

Побочные симптомы: повышенная потливость, диарея, вспыльчивость и раздражительность.

Лечение:

Питание. Исключить из рациона острую и слишком горячую пищу, томаты, соленые и маринованные продукты, зелень.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут холодные компрессы, а так же сандал и кокосовое масло, которые следует наносить на поврежденный сустав. Рекомендуется принимать такие лечебные травы, как: маргоза, шафран, куркума, сандал, гуггул, чапарель.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Питта-типа: таблетки «Кайшоре гуггул» и порошок «Сударшан».

Пранаяма. Регулярное выполнение дыхательного упражнения «Ситали»: сверните языук трубочкой, сделайте глубокий вдох ртом с помощью живота, задержите дыхание, выдохните через нос.

Асаны. Можно выполнять любые упражнения, уравновешивающие доши: «приветствие луне», «голова коровы», «кузнечик», «лук», «верблюд» и др.

Заболевания суставов Капха-типа.

Симптомы: постоянная ноющая боль со стабильной локализацией, которая усиливается в сырых, прохладных помещениях и в статичных положениях, и, напротив, затихает при активном движении и в тепле; сильная отёчность вокруг воспаленного сустава; кожа над местом повреждения эластичная и маслянистая.

Побочные симптомы: тяжелое дыхание; резкие и кратковременные боли в шейном отделе позвоночника; увеличение выработки слизи организмом.

Лечение:

Питание. Следует исключить из рациона молочные продукты, в особенности холодные, сахар и все жирное. Рекомендуется использовать при приготовлении пищи следующие специи: имбирь, корица, куркума, красный перец.

Природные средства. Снять болевые ощущения и отечность помогут разогревающие процедуры и самомассаж с использованием горчичного масла, красного перца, порошка вача, а так же компрессы из сухого молотого имбиря в сочетании с боэргавией.

Аюрведические средства для лечения заболеваний суставов Капха-типа: таблетки «Пунарнава гуггул».

Асаны. Уравновесить капха-дошу помогут асаны «треугольник», «скручивание», «дерево», «наклон вперед».

Обращаем ваше внимание на то, что для постановки точного диагноза лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному аюрведическому врачу, потому что типы заболеваний суставов, описанные выше, зачастую проявляют себя не в чистом, а в смешанном виде и требуют индивидуального подхода к лечению с учетом целого ряда факторов.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ СУСТАВОВ С ПОМОЩЬЮ АЮРВЕДИЧЕСКИХ МАСЕЛ

Особое место в аюрведической терапии болезней суставов занимает использование различных масел. Для того, чтобы понять какое действие оказывает употребление в пищу масел, а так же проведение регулярного массажа и самомассажа с их использованием, достаточно представить себе две высушенные палки, одну из которых на несколько дней помещают в масляный состав. Очевидно, что промасленная палка окажется более эластичной и выдержит бОльшую нагрузку, чем сухая, которая сломается даже при легком ударе или попытке сгибания. Таким образом, аюрведа полагает, что промасливание - это один из самых действенных способов сохранения и восстановления здоровья суставов. При этом, те или иные масляные средства должны подбираться индивидуально, с учетом особенностей вашей конституции и специфики заболевания.

Самые популярные аюрведические масла для суставов:

- это масло применяют при повреждении и растяжении связок, мышц и суставов, снимает мышечное онемение, спазмы, помогает при судорогах. Снимает болезненные ощущения при рематизме, суставных отеках и опухолях, болях в шее.

- в состав масло входят двенадцать уникальных растений. Успокаивает жжение и боль, снимает отеки и онемение, помогает, когда мышцы "тянет" и "скручивает".Применяется при поясничных болях и радикулите, при ревматизме, подагре, артритных состояниях: болях, отечности, жесткости, онемении, ограниченной подвижности суставов. Идеально подходит для лечения суставных заболеваниях Капха-типа.

- кунжутное масло с действующим компонентом - ашваганда. Снимает болезненные ощущения, отечность, улучшает кровообращение, восстанавливает поврежденные при ушибах и травмах ткани.

- масло, способствующее растворению и последующему выводу из организма солевых отложений в суставах, заживляет небольшие ранки, ожоги и другие повреждения кожи, обладает охлаждающим, лечебным и обезболивающим эффектами.

- обеспечивает противоотечный, успокаивающий, рассасывающий, детоксикационный эффект и улучшает питание тканей не только внутри, но и снаружи, придавая коже здоровый внешний вид. У детей и подростков в периоды интенсивного роста костей масло Астикар ослабляет болевые и судорожные симптомы, улучшает кровообращение и обеспечение кислородом всех тканей тела.

- классическая аюрведическая формула массажного масла создана для коррекции и помощи при нарушениях вышедшей из баланса Вата доши. Подходит для общего массажа или применяется локально при любых проблемах с суставами.

Другие аюрведические средства для лечения костей, суставов и мышц:

- это натуральный гель от различных видов суставной и мышечной боли, применяется для восстановления двигательных функций пораженных суставов, устранения отеков и воспаления.

- классическая аюрведическая таблетированная форма препарата, которую применяют при неврологических заболеваниях и проблемах опорно-двигательного аппарата, связанных с дисбалансом Вата доши. Рецептура Йогорадж Гуггул довольно сложна и включает в себя около 30 компонентов, обладающих мощным целебным и антитоксичным действием, направленным на опорно-двигательную систему. Он будет полезен как для поддержания здоровья суставов, мышечной ткани, нервов, так и здоровья в целом.

- смесь эфирных масел и других природных компонентов, приготовленная по древнейшим индийским и китайским рецептам с применением современных технологий и систем контроля качества. Помогает при простуде, болях в мышцах и суставах. Снимает усталость. Обладает выраженным разогревающим действием.

- натуральный аминокислотный коктейль, источник коллагена, кальция, ценных пищевых волокон. Рекомендуется употреблять при ежедневных повышенных нагрузках на суставы и позвоночник для защиты и питания всей костной системы, связок и мышц.

- традиционный аюрведический растительный монопрепарат в виде таблеток для оздоровления суставов. Содержит экстракт Boswellia serrata (Шаллаки).

- растительный комплекс, который объединяет два принципа борьбы с заболеваниями суставов, костей и мышц: оказывает быстрый противовоспалительный и обезболивающий эффект плюс направляет энергию организма на восстановление поврежденных тканей и укрепление хряща.

Аюрведа описывает два типа заболеваний суставов:

Первый тип связан с дефицитом питательных веществ в тканях сустава, либо с низкой плотностью костной ткани, а также общей слабостью сустава. Начало этой проблемы выражается в таких симптомах, как дискомфорт, хруст, а при развитии может вылиться в ограничение подвижности. Происходит это вследствие того, что кости недополучают необходимые питательные вещества, поэтому начинается процесс дегенерации.

Второй тип вызван скоплением токсинов в суставах, и в организме, в целом. В Аюрведе для них есть специальное обозначение: ама (обычно, это отходы незавершенного процесса пищеварения). Когда ама накапливается в суставах, сначала появляется боль и отек (припухлость). Проблему усиливает сырая и холодная погода.

1. Проблемы суставов, вызванные дисбалансом вата доши

Особенно учитывайте вкусы для ваты: в вашей диете должны преобладать , и . Ограничьте , и . Варите каши на воде с топленым маслом, ешьте больше тушеных овощей, фруктов, супы с мунг далом. Делайте упор на овощи, богатые кальцием.

Очень важен режим : ложитесь спать до 22:00, вставайте до 6:00 утра. Перед сном не занимайтесь никакой деятельностью, которая стимулирует мышечную и нервную активность (интенсивные упражнения, просмотр телевизора, сидение за компьютером или планшетом). Если же у вас есть желание немного позаниматься перед сном, чтобы снять напряжение, можно выполнять .

Для людей этого аюрведического типа важны физические упражнения: они не должны утомлять, их нужно выполнять медленно, задерживаясь в различных положениях. Идеально подойдет .

2. Заболевания суставов в связи с токсинами

Этот тип характеризуется ощущением тяжести и зажатости. Их может вызвать простуда или влажная погода. Если ничего не делать при их появлении, ама в суставах превращается в амавиша (дословно «ядовитые отходы»). Из-за этого суставы воспаляются, отекают, начинают болеть.

В такой ситуации, токсины смешиваются с суставной жидкостью, которой управляет Шлешака Капха, и образуется клейкая, токсичная субстанция, известная как Шлешма . Она ограничивает мобильность сустава, нарушает его кровоснабжение.

Если ама, амавиша и шлешма продолжают оставаться в суставе длительное время, повреждается его структура и костная ткань. Когда происходят подобные морфологические изменения, вернуть все в норму становится очень сложно.

Диета, в данном случае, должна включать теплые, легкие продукты, обладающие более сухой природой, и легкоперевариваемые. Подойдут теплые, свежеприготовленные каши, овощи со специями, стимулирующими пищеварение, питательные супы.

Чтобы поддерживать хорошее пищеварение, избегайте дневного сна, пораньше ложитесь, и вставайте до 6 утра.

Каждый день делайте зарядку хотя бы на 30 минут. Очень полезна быстрая ходьба, а также позы йоги. Если у вас доминирует , упражнения должны быть достаточно энергичными.

Эффективный способ вывести токсины из суставов — это питье достаточного количества воды в течение дня. Для большего эффекта в воду следует добавить специи, стимулирующие вывод шлаков из организма.

Например, такой рецепт:

  • Вскипятите 2 литра воды и налейте в термос.
  • Добавьте туда 2-3 тонких пластика свежего корня имбиря, 1/4 ст.л. семян кумина, 1/4 ст.л. семян фенхеля, 2 горошины черного перца и 2 листика мяты.
  • Оставьте все это дело на некоторое время, чтобы настоялось.
  • Пейте эту воду в течение дня для очищающего эффекта.

Еще можно съедать на завтрак яблоко, приготовленное с черносливом и инжиром.

Вообще, такую смесь пряностей можно не только добавлять в воду, но и в блюда. Например, смешайте 2 части , 6 частей семян кумина, 1 часть семян аджвайна (айован), 2 части семян шамбалы (пажитника), 1 часть черного перца и 6 частей семян фенхеля.

Конечно, самое лучшее средство — это профилактика болезней суставов. Когда токсины попадают в кровь и оседают в суставах, выгонять их оттуда очень непросто. Лучше всего сразу заботиться о поддержании своих дош в равновесии, соблюдать режим дня, уменьшить количество стресса в жизни.

Как определить, накапливаются ли токсины в теле?

  1. Во-первых, следите за языком по утрам: на нем не должно быть налета, т.к. налет — признак токсинов.
  2. Во-вторых, если правильно питаетесь, в соответствии с вашей телесной конституцией, у вас не должно быть усталости после обеда.

Если вы почувствовали тяжесть или скованность суставов, сразу же начинайте принимать меры, чтобы не допустить отложения токсинов в них.


Похожие публикации