Физическое и психическое здоровье: простые секреты. Физическое здоровье

— важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Психическое здоровье должно характеризоваться:

  • Отсутствием психических или психосоматических заболеваний.
  • Нормальным возрастным развитием психики.
  • Благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Благоприятное психическое состояние рассматривается как комплекс характеристик и функций, соответствующих возрастной норме и обеспечивающих эффективное выполнение человеком задач, стоящих перед ним в различных сферах жизнедеятельности.

Для психики человека, особенно для развивающейся (у ребенка), характерна связь между меняющейся генетической программой с пластичной средой (особенно социальной). Поэтому норма психического здоровья определяется очень сложно, в основном качественно, и граница между болезнью и здоровьем в ряде случаев размыта. Вот почему пограничные состояния значительно более характерны для нервной системы, нежели для других органов и систем. Особенно значимо это при выполнении той или иной работы, сопровождаемой психическим напряжением. Это напряжение — та физиологическая «цена», которую организм платит за осуществление деятельности. Один и тот же уровень работоспособности у разных людей обеспечивается ценой неодинаковых усилий, что особенно заметно у детей.

Определение нормы здоровья интеллектуально-психической сферы — достаточно сложная задача, что обусловлено большой гибкостью функциональных характеристик нервной системы и сложной динамикой взаимоотношений мозг-среда. Практически задача может быть разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования, и окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов в области неврологии, психиатрии, психоневрологии, психологии, психоанализа. Но для текущей оценки психического здоровья, самоконтроля своего состояния каждый человек может использовать некоторые простые приемы, не требующие специального оборудования и специальных знаний.

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т.д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Психическое здоровье и обучение

Укрепление психического здоровья — задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, се уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека.

Психика человека — необычайно пластичное явление. Зная индивидуальные особенности психики данного человека, можно так построить образовательный и воспитательный процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность человеку осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психикой, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений. Однако использование тех или иных средств и методов тренировки и организации психики должно строиться исключительно на основе индивидуального подхода, всестороннего и глубокого изучения всех психологических и социально-психологических особенностей человека. Поэтому особое внимание семьи, образовательного учреждения и самого человека должно быть направлено на познание этих особенностей, их возрастной динамики, половых особенностей, доминирующих врожденных и приобретенных потребностей. Только на этой основе можно организовать соответствующую образовательную среду, сформировать по настоящему здоровый образ жизни. Несомненно, что это поможет и самому человеку лучше познать себя и оптимальным образом организовать свой образ жизни, базирующийся на прочной психологической установке.

Обучение основам психического здоровья должно осуществляться на протяжении всех возрастных этапов.

Огромную роль в формировании здоровой психики может и должна сыграть семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, от того, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищено, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки. Генотип каждого человека по-своему уникален. От того, насколько окружающая среда, воспитание адекватны природным особенностям человека, во многом зависит его будущее, его психическое здоровье.

Особенно важно познание индивидуально-типологических особенностей психики в организации учебной деятельности школьника. К сожалению, чаще всего непосредственно в осуществлении образовательного процесса учитель пользуется общепринятыми подходами, которые ориентированы на «среднего» ученика, причем среднего по успеваемости, а не по характерологическим особенностям, значительная часть которых обусловлена генетически и не меняется в течение всей жизни человека (хотя и может быть в какой-то степени скорректирована целенаправленными воспитанием и тренировкой). Типичным примером является выполнение контрольной работы по точным дисциплинам, когда условием получения высокой оценки является выполнение как можно большего числа заданий. Однако при этом не учитывается, что скорость включения в работу и переключения на другие виды работ у детей с различным типом темперамента неодинакова: при таких условиях как рыба в воде себя чувствует холерик, но в ограниченных временных рамках трудно приходится флегматику. В результате первый приходит к выводу о том, что для получения высокой оценки нет необходимости в целенаправленной повседневной работе, а флегматик, которому свойственно при прочих равных условиях исключительно ответственное отношение к порученному делу, заключает, что все его усилия тщетны. Существование школьных нормативов и физическом воспитании дает такой же результат — имеющий генетически обусловленный низкий рост и неблагоприятную конституцию тела изначально обречен не выполнить определенные их виды, а унаследовавший высокий рост учащийся убежден, что ему не надс заниматься своим физическим развитием, потому что у него и так получится. То есть в конечном итоге оба приходят к выводу, что н обучении роль их собственной ответственности мала.

Думается, что не меньшее отрицательное значение имеет и слабый учет в методике преподавания половой специфики психической деятельности. Известно, что женской психике более свойственна устойчивость, определенность, поэтому девочкам больше по душе освоение готового материала, они лучше воспринимают пространственно-временные связи и усваивают языки. Мальчику же, мужчине требуется постоянное самоутверждение, доказательство своей исключительности; он лучше ориентируется в механических отношениях и математических рассуждениях, но заучивание истин для него представляется тяжелой работой. Однако методика преподавания не учитывает эти особенности полов, и предъявляемые ученикам задания носят всеобщий характер.

Следует отметить и то обстоятельство, что уже в младшем звене школьного образования у детей одного паспортного возраста биологический возраст (а с этим показателем в значительной степени связаны здоровье, работоспособность, интеллектуальный потенциал, особенности мышления и т.д.) отличается, согласно официальной статистике, на 1,5 — 2,5 года, а к подростковому возрасту это различие проявляется еще в большей степени.

Несомненные травмирующие психику ребенка последствия имеет и его сравнение (не в лучшую сторону) с другими учениками по принципу: если они могут, то и ты должен. Но ведь он не такой, как они, он результат уникального сочетания гено- и фено- тинических обстоятельств, и другого такого человека в мире никогда не было и не будет! Вот почему у «слабого» ученика возникает комплекс неполноценности, воплощаемый в отсутствии желания учиться (все равно не получится), а у «сильного» — комплекс превосходства (пусть учатся дураки, у меня и так получится) с тем же отсутствием желания учиться.

Идеальным (хотя и вполне достижимым) вариантом следовало бы считать такой, при котором каждый ученик не подгонялся бы под стандарт оценки, а последняя бы исходила из одной предпосылки — если он сам сегодня стал лучше, чем был вчера, то и его оценка должна быть высокой, так как это означает, что он работал над собой! Без сомнения, такой подход сделал бы ученика заинтересованным в достижении вполне доступного для него результата.

Современная система воспитания восходит к классической дидактике Я.А. Коменского, отличающейся инструкгивно-програм- мирующей направленностью методик, словесно-информационным построением учебного процесса в режиме обездвиживания. Вербальный, формально-логический принцип построения учебного процесса ориентирован на некритическое восприятие информации в готовом виде, где ученик является принимающим устройством, а учитель — транслятором информации, последнего вполне может заменить обучающая машина. Однако на самом деле в отечественном образовании в своей профессиональной деятельности учитель придерживается тех методических подходов, которые предполагают его поведение как автократа, наделенного в отношениях с учащимися полным единоначалием и жестким контролем. В таком случае учитель чаще всего исходит не из приоритета личности школьника и стремления к обеспечению условий для его максимально полной самореализации, а из обязанности ребенка учиться именно тому и так, как это видится учителю. Поэтому он в малой степени учитывает мнение ученика, подавляет его инициативу и делает его лишь исполнителем указаний и распоряжений. При этом учитель чаще всего в изложении учебного материала исходит не из того, что может «взять» ученик, а из того, что он, учитель, должен ему дать.

Такое положение подкрепляется и соответствующей методикой преподавания, в основе которой лежит механическое запоминание и воспроизведение предлагаемого материала, а не его осознанное освоение. В этом случае у ученика не формируется интерес к обучению, что делает его не активным участником образовательного процесса, а пассивным потребителем информации без учета ее прикладного значения. Естественно, что в конечном итоге это обусловливает низкую мотивацию детей к обучению по основным учебным дисциплинам и ведет к развитию у них разнообразных нарушений в состоянии здоровья.

Детальный валеологический анализ традиционного школьного образования позволяет утверждать, что преобладающий в отечественном образовании авторитарно-репродуктивный стиль обучения не удовлетворяет базовые доминирующие потребности школьников. Подавляющееся в этом случае стремление ученика к самоопределению и самореализации является серьезным условием, обусловливающим состояние социальной и психологической неудовлетворенности, а отсюда — и снижение уровня его здоровья.

К сожалению, детей практически совсем не учат такой организации учебной работы, которая бы учитывала особенности его памяти, темперамента, мотивацию и пр. Несомненно, что уже на этапе начального обучения школьника следует ознакомить со следующими вопросами:

Твой режим дня . Здесь следует обратить внимание на четкое чередование различных видов деятельности ученика, постоянство режима сна, занятия своим здоровьем, участие в жизни семьи и пр.

Особенности памяти . Существует множество разновидностей памяти, и очень важно каждому человеку определить преобладающий у него ее вид с тем, чтобы освоение нового учебного материала базировалось преимущественно с его использованием. В то же время следует обратить внимание на тренировку отстающих типов памяти.

Рабочее место ученика дома . Неправильная организация рабочего места ученика дома часто превращает выполнение домашних заданий в нервотрепку, в потерю значительного времени на поиски нужных предметов, в крайнее напряжение зрительного аппарата и т.п. — во все то, что в конечном итоге сказывается на здоровье ребенка.

Когда и как готовить домашние задания . Для эффективного выполнения домашней учебной работы необходимо соблюдать правила:

  • задания должны выполняться по возможности в одно и то же время дня, надо заранее определить время их выполнения и перерывов в них;
  • до выполнения домашних заданий необходимо хорошо восстановиться после учебных занятий в школе;
  • помещение, где ученик выполняет домашние задания, должно быть хорошо проветрено, а температура воздуха по возможности должна быть в пределах 18 — 20°С;
  • следует устранить все посторонние раздражители, которые бы отвлекали внимание от продуктивной работы;
  • плотный обед должен быть не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до начала приготовления домашних заданий (легкий же прием пищи может быть за 1 — 1,5 часа); но недопустимо садиться за приготовление домашних заданий и с чувством голода;
  • выполнение активных физических упражнений допустимо не позднее, чем за 2 — 2,5 часа до выполнения домашних заданий;
  • выполнение домашних заданий не должно затягиваться вплоть до времени отхода ко сну — это затрудняет засыпание и делает сон неполноценным;
  • следует учитывать свои особенности в освоении учебного материала.

В каком порядке следует делать уроки . У каждого человека свои индивидуальные особенности в усвоении учебного материала. Желательно каждому ученику путем наблюдений за своей работоспособностью самому установить ссбс распорядок выполнения заданий. Если он «легок на подъем», входит в работу легко и вначале работает с подъемом, более продуктивно, чем к концу занятий, но относительно быстро утомляется (холерик), то ему следует начинать приготовление домашних заданий с наиболее трудного предмета. Если же школьник втягивается в работу медленно, много времени тратит на «раскачку», продуктивность работы нарастает постепенно, но работоспособность сохраняется дольше, а усталость появляется позднее (флегматик), то такому ученику надо начинать со средних по трудности заданий и постепенно переходить к более сложным. В случае, если учащийся вообще с трудом приступает к домашним заданиям, если его нервирует любая неудача в их выполнении (меланхолик), то лучше начинать с самых простых, успех в которых приносит ему удовлетворение и желание добиться новых положительных результатов.

У каждого школьника есть любимые предметы и учителя, есть и те учебные дисциплины, которые даются ему с трудом или просто неинтересны. Поэтому следует установить для себя свою шкалу трудности предметов и придерживаться ее при выполнении домашних заданий.

Иногда порядок подготовки заданий по предметам приходиться менять. Например, если при выполнении домашних заданий ученик встречается с затруднениями при решении сложных задач (математика, физика), это задание необходимо перенести на последнюю очередь (и выполнить после последнего перерыва), иначе затраченное на его решение значительное время не позволит хорошо подготовить задания по другим учебным предметам.

Как восстановить умственную работоспособность и предупредить развитие резкого утомления . Для этого через каждые 45 — 50 мин занятий надо делать заранее запланированные перерывы. В течение первых четырех-пяти минут 8-10-минутного перерыва можно, например, рекомендовать выполнение домашних заданий по физкультуре, для девочек — танцы под ритмичную музыку, прыжки со скакалкой, для мальчиков — силовые упражнения и т.д. Желательно в это время выполнить комплекс упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных неблагоприятных изменений в осанке, в кровообращении и дыхании, предупреждение чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения. Лучше, если при каждом следующем перерыве в приготовлении домашних заданий набор из 6 — 8 упражнений меняется. Надо только помнить, что в это время нельзя использовать такие мышечные нагрузки, которые могут привести к физическому утомлению.

Выполнив физические упражнения в течение 4 — 5 мин, в оставшееся время перерыва можно свободно походить или наполнить его другими видами активной деятельности: выполнить необходимую работу но дому, гигиенические процедуры и т.д., но нельзя его посвящать работе с новой информацией (просмотр телепрограмм, работа на компьютере и др.).

Выходные дни . Эти дни не должны прекращаться в дополнительное время для учебной работы, а быть временем, когда бы человек полностью восстановил свои физические и психические резервы, которые в той или иной степени были израсходованы в течение рабочей недели. Поэтому выходные дни должны быть обязательно активными: загородные прогулки, встречи с друзьями, экскурсии, занятия любимым делом — всем тем, что должно доставлять удовольствие. Не помешает выполнить и те домашние дела, до которых в текучке будней «руки не доходили». Вот после таких активных выходных дней человек вступает в новую трудовую неделю с чувством радостного ожидания и с высокой работосг юсобн остью.

У школьников вся учебная деятельность протекает в условиях жестко детерминированных обстоятельств: расписания, диктата педагога, слабого учета в обучении индивидуальных особенностей каждого ученика и т.п. Все это формирует у него психологические установки, в той или иной степени сказывающиеся на его здоровье. Чем младше ребенок, тем более восприимчив он к формированию установки на бессознательном уровне, тем важнее для него наличие положительных примеров для подражания, для воспитания здоровых мотиваций. У детей старших возрастных групп, у взрослых более важную роль играет сознание, понимание важности, необходимости валеологических мероприятий. Вот почему низкому уровню мотивации к здоровому образу жизни (особенно у здоровых в клиническом смысле слова людей) необходимо противопоставить формирование мотиваций к самоусовершенствованию. Последние, в зависимости от возраста и пола, уровня культуры и социальной принадлежности, наличия собственных приоритетных установок и т.д., могут быть ориентированы на физическое и психическое совершенствование, улучшение коммуникативных возможностей, желания овладеть той или иной профессией, достижения определенного социального статуса и др.

Хорошее здоровье является важнейшим благом в нашей жизни, однако его состояние зависит от нашего отношения к нему. Каждый знает, что поддерживать здоровье намного проще, чем его вернуть, однако быстрый ритм жизни и повышенные требования к себе отвлекают современных людей от своего состояния - то времени нет для себя, то желания. Говоря о здоровье, чаще всего подразумевают надежную работу сердца, дыхательной системы и внутренних органов, здоровый внешний вид и крепкие мышцы. Безусловно, это свидетельствует о наличии здоровья, но здоровья физического, и ничего не говорит о здоровье психическом.

Взаимосвязь физического и психического здоровья

Между психическим и физическим здоровьем существует очевидная связь. Если человек не заботится о своем физическом состоянии, то это отражается на психическом уровне - он может испытывать апатию, недовольство собой, быстро утомляться и т.д. Точно так же, если человек испытывает нервное напряжение и эмоциональные перегрузки, то это не может не отразиться на здоровье. Например, постоянные волнения способны вызвать язву желудка, а нервные стрессы в юности могут повлечь за собой различные психические расстройства в зрелом возрасте. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения, количество человек, страдающих от психических расстройств, превышает 450 млн. Кстати, ВОЗ отмечает необходимость заботы в равной степени о физическом здоровье и о психическом, отмечая в своем уставе, что психическое здоровье не означает отсутствие расстройства, а является составной частью здоровья в целом. Говоря о гендерных различиях важно отметить, что мужчины испытывают первые приступы психических расстройств в период юности, в то время как женщины начинают испытывать проблемы с психоэмоциональным состоянием к 25-30 годам.

Поддержание психического здоровья

На состояние психического здоровья сильное воздействие оказывает не только поведение человека и отношение его к самому себе, но и социально-экономические, а также экологические факторы. Хорошее психическое здоровье, мужчины и женщины должны поддерживать одинаково. Оно характеризуется, прежде всего, состоянием благополучия, а также стремлением и возможностью человека реализовать свой потенциал. Поэтому для его поддержания необходимо правильно организовать свою деятельность - чередование работы и отдыха, умственного и физического труда. Для работы, а также для отдыха необходимо создать наиболее подходящие условия. Рабочее место должно быть удобным и хорошо освещаться, а отдых не должен проходить перед экраном телевизора. Важную роль в сохранении психического здоровья играет режим дня, здоровый сон и здоровое питание. Еженедельный и ежегодный отдых также положительно влияет на состояние здоровья, а занятия фитнесом способны развить в человеке устойчивость к стрессам и укрепить иммунитет. Кроме того, человек, который заботиться о своем здоровье, по определению не может быть недовольным собой, ведь в себя он вкладывает время, силы и любовь, а это главная профилактика психических расстройств.

К сожалению, современный человек плохо знаком с термином «психическое здоровье», а большинство людей не знают, как побороть невроз и как выйти из депрессии без помощи доктора. В практике психологической помощи осуществляется ряд мероприятий, направленных на лечение и на поддержание психического здоровья. Многие люди наивно полагают, что победить депрессию или другое расстройство гораздо проще, чем начать вести здоровый образ жизни и подкорректировать свои привычки. Однако и то и другое требует от человека полной самоотдачи и достаточного количества времени.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Здоровье физическое и психическое.

Наверное, никто не будет спорить с тем, что психическое здоровье не менее важно, чем хорошее физическое состояние. Но каковы критерии оценки, и что нужно делать для сохранения психического здоровья человека? Ведь, как мы знаем, любое заболевание проще предотвратить, чем вылечить.

Критерии психического здоровья личности.

1. Наличие интереса к себе. Психически здоровый человек всегда ставит свои интересы немного выше общественных.

2. Способность к самоконтролю и самоуправлению.

3. Способность составлять планы на будущее и реализовывать их.

4. Осознание соответствия своего физического и психического «Я».

5. Умение реально, критично оценивать свою психическую деятельность и ее результаты.

6. Способность подстраиваться под окружающую действительность.

7. Соответствие реакций социальным обстоятельствам, силе и частоте воздействий среды.

8. Чувство идентичности и постоянства переживаний в однотипных случаях.

Физическое и психическое здоровье человека.

Проблемы психического здоровья и физическое состояние неразрывно связаны. Нередко причиной психического расстройства является какое-либо физическое заболевание. Это может быть состояние тревоги, депрессия или более серьезные болезни. Поэтому физические нагрузки часто используются для профилактики и укрепления психического здоровья, борьбы с депрессией. Но такую терапию, как и любую другую, должен проводить только специалист. Также для сохранения здоровой психики важно уметь вовремя расслабляться.

Здоровье человека вообще определяет его место в жизни. Влияет на его судьбу. Гармония психического и физического здоровья позволяет сказать о себе, что я здоров, что я полноправный член общества, что я многое могу.

Физическое здоровье.

Говоря о физическом здоровье, подразумевается, что у человека отсутствуют какие-либо физические дефекты, заболевания. Здорового человека, а мы говорим о физической стороне вопроса, сразу можно узнать. Это и прямая осанка, и походка, и жесты. На его лице вы не встретите гримасы боли, отчаяния. Как же поддержать свое физическое здоровье?

1. Регулярные медицинские осмотры помогут выявить начинающиеся проблемы. Очень важно и сохранить то, что дала природа. Не разрушить, а именно сохранить.

2. Уделять внимание укреплению своего организма. Регулярные занятия спортом, игры на свежем воздухе, прогулки, зарядки. Физическая активность необходима в любом возрасте.

3. Отсутствие вредных привычек. Курение, наркотики, алкоголь - все это разрушает нас изнутри. Способствует развитию различных заболеваний. Провоцирует раннее старение. Сюда же можно добавить и злоупотребления просмотрами телевизора, увлечения компьютерными играми.

4. Рациональное питание.

5. Чередование периодов активности, сна, отдыха. Обязательно должен быть четкий график дня. В нем должно быть время на полноценный сон, не менее 8 часов. Иначе организм человека не отдыхает и не успевает восстановить силы. Это, в свою очередь, провоцирует развитие заболеваний, как физических, так и психических, поэтому и говорят, что от здорового сна зависит не только физическое, но и психическое здоровье.

6. Позитивный эмоциональный настрой.

Психическое здоровье.

Физическое и наше психическое здоровье тесно связаны между собой. Если вы не привыкли уделять своему физическом здоровью должного внимания, то на этом фоне у вас может наблюдаться различные заболевания, проблемы. Падает психологическое здоровье. И наоборот. Многие заболевания. Например, язва, зависят от нашего психического состояния. Если вы не чувствуете спокойствия, уверенности, то возникает стресс. А на его почве и болезни.

Итак, кого же можно считать психически здоровым человеком. Так, тот, кто ощущает в себе силы создавать и воплощать в жизнь свои планы, тот, кто не боится смотреть в будущее, кто спокойно общается с людьми, получая при этом отдачу от общения, тот, кто считает себя счастливым, является психически здоровым человеком.

Резервы поддержания психического здоровья.

1. Огромную поддержку должна оказывать семья и близкие. Так, семья и близкие должны поддерживать и показывать любовь всем своим членам. Сложные взаимоотношения с супругом, затягивание выяснения отношений, откладывание на потом различных неприятных, но нужных разговоров, все это создает нервное напряжение, а оно нарушает как физическое, так и психологическое здоровье. Не создавайте себе сами такие ситуации. В таких ситуациях надо делиться своими эмоциями, переживаниями.

2. Наше физическое и психическое здоровье поддержит смена деятельности. От работы к отдыху, хобби, зарядке. Для выхода негативной энергии полезно гулять, разговаривать с друзьями и близкими.

3. Не пренебрегайте отпусками. Они дают организму возможность разгрузить себя от стрессов. Такими маленькими отпусками являются и ваши выходные. Старайтесь регулировать свою рабочую неделю. Очень хорошо разгружает организм, дает расслабление смена деятельности. Так, если вы всегда сидите, то для вас полезны будут прогулки, активный отдых.

4. Так, если у вас есть возможность оставить детей и погулять с подругами, воспользуйтесь ею. А совместный отдых с супругом укрепляет вашу веру в себя и придает вам сил.

5. Своеобразной психической и эмоциональной разгрузкой могут стать душевные разговоры с друзьями. Поговорите, посмейтесь, обсудите проблему.

Сохраняя свое психическое здоровье, вы способствуете укреплению физического и, наоборот, сохраняя физическое здоровье вы сохраняете и психическое здоровье. Так, все в нашей жизни связано. И если такую связь пошатнуть или разрушить, то не устоит и фундамент, то есть наша личность.

Для человека физическое и психическое здоровье дает возможность чего-то добиться в жизни. Психически и физически здоровый человек востребован обществом. Он ощущает себя его полноправным членом. Но все аспекты здоровья нужны только в совокупности. При физических недостатках, но при полном психологическом здоровье человек может сохранить свою полноценность и целостность. Если же нарушено психическое здоровье, то даже полное отсутствие физических недостатков не может превратить его в полноправную личность.

Здоровье человека вообще определяет его место в жизни. Влияет на его судьбу. Гармония психического и физического здоровья позволяет сказать о себе, что я здоров, что я полноправный член общества, что я многое могу.

Физическое здоровье

Говоря о физическом здоровье, подразумевается, что у человека отсутствуют какие-либо физические дефекты, заболевания. Здорового человека, а мы говорим о физической стороне вопроса, сразу можно узнать. Это и прямая осанка, и походка, и жесты. На его лице вы не встретите гримасы боли, отчаяния. Как же поддержать свое физическое здоровье?

Конечно, многое зависит от генетики. Также, по статистике, на наше физическое здоровье влияют окружающая среда, экологическая обстановка, медицинское обеспечение, образ жизни. Даже данное природой крепкое физическое здоровье надо сберечь и пронести по жизни.

Да, мы не в состоянии поменять свои гены. Но мы в состоянии защитить свой организм от болезней. Регулярные медицинские осмотры помогут выявить начинающиеся проблемы. А устранить любую проблему со здоровьем легче, если не запускать ее. Очень важно и сохранить то, что дала природа. Не разрушить, а именно сохранить. А если удастся, то и укрепить.

Итак, прежде всего, надо уделять внимание укреплению своего организма. Для этого как нельзя лучше подходят занятия спортом, физкультура. Невозможно сохранить физическое, да и психологическое здоровье без физических нагрузок. Необязательно профессионально заниматься спортом, чтобы поддерживать себя в форме. Достаточно регулярных занятий спортом, игр на свежем воздухе, прогулок, зарядки. Физическая активность необходима в любом возрасте.

Не надо наносить вред себе вредными привычками. Курение, наркотики, алкоголь – все это разрушает нас изнутри. Способствует развитию различных заболеваний. Провоцирует раннее старение. Сюда же можно добавить и злоупотребления просмотрами телевизора, увлечения компьютерными играми.

Не маловажно и наше питание и образ жизни. Надо чередовать периоды активности, сна, отдыха. Обязательно должен быть четкий график дня. В нем должно быть время на полноценный сон, не менее 8 часов. Иначе организм человека не отдыхает и не успевает восстановить силы. Это, в свою очередь, провоцирует развитие заболеваний, как физических, так и психических, поэтому и говорят, что от здорового сна зависит не только физическое, но и психическое здоровье. Недостаток сна снижает иммунитет. И даже минимальная простуда способна повалить вас в постель. Следите и за питанием. Не употребляете вредные продукты. Помните, что основой нашего питания должна быть здоровая пища. А это крупы, мясо, овощи, рыба, фрукты. Сладкое, мучное, копченое, соленое, при неограниченном и постоянном употреблении не добавят вам сил и здоровья. У каждого из нас есть свои рецепты правильного питания. Выбрав из множества систем питания свою, придерживаясь ее, вы избавляете свой организм от опасностей ожирения, сердечно-сосудистых заболеваний и прочего.

К этим составляющим остается добавить позитивный эмоциональный настрой и личную гигиену. Обязательно следите за своим внешним видом, одеждой. Конечно, это не входит в понятии о физическом здоровье, но очень влияет на психическое здоровье восприятие себя в целом.

Психическое здоровье

Физическое и наше психическое здоровье тесно связаны между собой. Если вы не привыкли уделять своему физическом здоровью должного внимания, то на этом фоне у вас может наблюдаться различные заболевания, проблемы. Падает психологическое здоровье. И наоборот. Многие заболевания. Например, язва, зависят от нашего психического состояния. Если вы не чувствуете спокойствия, уверенности, то возникает стресс. А на его почве и болезни.

Итак, кого же можно считать психически здоровым человеком. Так, тот, кто ощущает в себе силы создавать и воплощать в жизнь свои планы, тот, кто не боится смотреть в будущее, кто спокойно общается с людьми, получая при этом отдачу от общения, тот, кто считает себя счастливым, является психически здоровым человеком. Но не стоит относить к больным тех, кто немного отличается от тебя. У всех есть свои сильные и слабые стороны психики. Мы все являемся индивидуальностями. Нельзя мерить физическое и психическое здоровье одинаково. Нам присущи индивидуальные черта и мерила счастья. Что для одного будет губительно действовать на личность, для другого станет стимулом к развитию.

Наибольшему количеству стрессов мы подвергаемся в подростковом периоде. Сюда можно отнести и половое созревание, и окончание школы, с ее окончанием связано много других стрессов. Так, оканчивая школу, мы вынуждены сдавать выпускные экзамены. Следом, вступительные. Особенно много расстройств психики приходится у молодых людей именно на этот период жизни. Больше всего страдают юноши. У девушек этот период протекает менее травматично. Но уже в 25-30 лет именно у них начинает развиваться множество стрессовых ситуаций. Это и начало самостоятельной жизни, и рождение ребенка, и смена рода деятельности, и ответственность за детей и семью.

Человек живет не сам. Его окружает социум. И от его окружения, семьи, работы, коллег, близких, зависит его состояние. Огромную поддержку должна оказывать семья и близкие. Так как нам важно знать о заботе, самим оказывать ее. Не стабильные отношения, не внимание, не забота, дают нам поводы для развития стресса. А он, расшатывая психику, ведет к срывам. Чтобы человек имел силы сопротивляться обстоятельствам, менять ситуацию в лучшую сторону, ему необходима поддержка и внимание. Так, семья и близкие должны поддерживать и показывать любовь всем своим членам. Сложные взаимоотношения с супругом, затягивание выяснения отношений, откладывание на потом различных неприятных, но нужных разговоров, все это создает нервное напряжение, а оно нарушает как физическое, так и психологическое здоровье. Не создавайте себе сами такие ситуации. В таких ситуациях надо делиться своими эмоциями, переживаниями. Если вас не могут понять, то обратитесь за помощью к врачу.

Стрессовые ситуации возникают и вне семьи. Напряженная работа, ненормированный график, командировки, денежные проблемы, многое другое, вводит нас в напряжение. Снять его мы пытаемся курением, алкоголем, наркотиками. Но этот путь ведет к гибели. Снятие напряжение не должно оказывать пагубного влияния на здоровье. Наше физическое и психическое здоровье поддержит смена деятельности. От работы к отдыху, хобби, зарядке. Для выхода негативной энергии полезно гулять, разговаривать с друзьями и близкими.

Очень важна и обстановка. Так, не пренебрегайте отпусками. Они дают организму возможность разгрузить себя от стрессов. Такими маленькими отпусками являются и ваши выходные. Старайтесь регулировать свою рабочую неделю. Очень хорошо разгружает организм, дает расслабление смена деятельности. Так, если вы всегда сидите, то для вас полезны будут прогулки, активный отдых.

От постоянства и монотонности стрессам подвержены даже домохозяйки. Так, если у вас есть возможность оставить детей и погулять с подругами, воспользуйтесь ею. А совместный отдых с супругом укрепляет вашу веру в себя и придает вам сил.

Если же не помогает ни смена деятельности, ни активность, ни отдых, то стоит обратиться к специалисту. Он поможет вовремя рассмотреть проблему и найти пути ее решения. Но доверить себя надо в руки того, кому вы доверяете. Так как вам придется разговаривать о многих аспектах своей жизни. Это нелегко сказать даже близким друзьям. Так что при выборе специалиста собирайте рекомендации, прислушивайтесь к мнению пациентов, отзывам. Вы не должны испытывать при враче чувства неловкости. Если оно возникает, то ищите другого врача.

Своеобразной психической и эмоциональной разгрузкой могут стать душевные разговоры с друзьями. Иногда мнение постороннего человека или его взгляд со стороны проясняют непонятную нам картину. Расставляют все по своим местам. Поговорите, посмейтесь, обсудите проблему.

Сохраняя свое психическое здоровье, вы способствуете укреплению физического и, наоборот, сохраняя физическое здоровье вы сохраняете и психическое здоровье. Так, все в нашей жизни связано. И если такую связь пошатнуть или разрушить, то не устоит и фундамент, то есть наша личность.

Физическое здоровье — это состояние организма человека, адаптированного к различным условиям окружающей среды, состоянием физического развития, и готовностью к выполнению физических нагрузок. Основные факторы физического здоровья человека:

— уровень физического развития;

— уровень физической подготовленности;

— уровень подготовленности организма к выполнению физических нагрузок;

— уровень резервов организма;

— приспособление к воздействию среды обитания (экология);

— наследственность.

Физическое здоровье – это функционирование органов тела и всего организма как системы. При этом человек обычно не испытывает физической боли, а ощущает прилив сил для нормальной полноценной жизни и выполнения ежедневных обязанностей.

Психическое здоровье выражается в гармоничном сочетании всех частей и проявлений. Психически здорового человека всё в жизни устраивает, его не терзают негативные эмоции, у него хорошие отношения с самим собой и с окружающими людьми. Полностью психически здоровых людей практически нет. Каждого человека терзают те или иные проблемы, мы не довольны собой и особенно окружающими людьми. Психическое нездоровье проявляется в частых негативных эмоциях: гневе, страхе, печали, обиде и т.д.

Эти два вида здоровья связаны друг с другом. При физическом недомогании люди обращаются к врачу, а при психическом – к психологу. Если что-то болит, то вряд ли человек будете чувствовать радость и расслабленность.

Негативное психическое состояние может привести к перегрузке органов и выхода их из строя. Например, у людей, которые часто злятся, обычно проблемы с печенью. Из-за частого состояния страха и волнения повышается артериальное давление. Существует множество такого рода связей между телом и психическим состоянием человека.

При лечении тела недостаточно только его физического лечения у врача. Часто симптомы после лечения возвращаются, т.к. не был исправлен психологический фактор, который привел к болезни. Если у человека повышенное давление, вызванное постоянным страхом по поводу потери своего имущества, в результате нарушается работа сердца. Человек идет в больницу с жалобой на боль в сердце и на повышенное давление. Помощь врача выписанными медикаментами даёт временное облегчение — страх остался — давление опят поднимается и это опять выводит сердце из строя. В такой ситуации необходимо обратиться к психологу для устранения психологических комплексов, и только после устранения страха можно использовать медикаменты для восстановления работы сердца.

Психическое здоровье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, хорошо работать и вносить свой вклад в жизнь сообщества.

Психическое здоровье человека зависит от огромного количества факторов. Для исследования психического здоровья важным является изучение среды обитания человека, которая является сложным переплетением социальных и природных факторов. Психическое здоровье человека имеет огромное влияние на физическое состояние – это обязательно надо учитывать. ♌

Ловим Золотую рыбку в Интернете

Похожие публикации