Святая покровительница женщин носящих имя нина-святая равноапостольная нина. Икона святой равноапостольной нины Где находятся мощи святой нины в грузии

Кахетия — прекрасный край

Продолжаем знакомcтво со святынями древней и вечно юной Грузии, которые не перестают поражать воображение.
На этот раз мы побывали в ее восточной части, Кахетии, где в непосредственной близости от от города Сигнахи, в живописной местности у подножия Кавказского хребта расположен Бодбийский монастырь – обитель, где покоится святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. Именно это место святая избрала себе последним пристанищем.

Алазанская долина

Все здесь прекрасно и величественно. Уже в непосредственной близости от монастыря открывается радующий глаз вид на плодородную Алазанскую долину, окруженную заснеженными вершинами уходящих в строгое небо Кавказских гор

Вдали -Алазанская долина

Затем появляется стройная колокольня, утопающая в зелени деревьев. Здесь все дышит благодатью и святостью. Монастырь очень древний.
Согласно летописным свидетельствам, он был основан непосредственно после заверщения земной жизни св. Нины, в первой половине IV века. Такова, очевидно, была воля святой.

Обращенный Ниной в христианство грузинский царь Мириан хотел перенести тело великой просветительницы в столицу - Мцхету, но две сотни людей не смогли сдвинуть останки с места. Могила святой Нины стала особо почитаемым местом, над ней был построен храм - величественная базилика.
Обратимся к житию святой равноапостольной Нины, которое само по себе чудесно и поучительно.

Как известно, святая Нина была родом из Каппадокии, из знатной и благочестивой семьи. Ее отец, Завулон, полководец Римского императора Максимиана, обративший в христианство десять Галльских княжеств, был женат на сестре Иерусалимского Патриарха -Сосанне. Их единственной дочерью и была св. Нина.

Св. Нине исполнилось 12 лет, когда семья покинула родину и направилась в Иерусалим. Раздав все имущество нищим, Завулон уединился в Иорданской пустыне, Сосанна ухаживала за немощными. Нину же дядя – Иерусалимский Патриарх – отдал на воспитание благочестивой христианке Сарре из Вифлеема – прислужнице Гроба Господня.


В 14 лет св. Нине явилась Пресвятая Богородица и возвестила ей о ее высоком предназначении – проповедовать Истинную Веру в земном жребии самой Девы Марии – в Иверии (Грузии). Благословив на апостольский подвиг, в знак Божьего Благоволения, Пресвятая Богородица вручила ей крест из виноградной лозы, которую Нина обвила своими волосами (Крест св. Нины в настоящее время хранится в Тбилиси, в Сионском кафедральном соборе).
В Грузии св. Нина многими трудами совершала свое служение. Ее молитвами исцелилась от тяжелой болезни и уверовала в Истинного Бога царица Нана, а вслед за ней и сам царь Мириан. Вскоре весь народ принял крещение в водах реки Арагви во Мцхета (в древней столице Грузии).


Свершив свой подвиг, св. Нина преставилась в селе Бодбе и Божьим Промыслом там же была погребена. Св. равноапостольный царь Мириан, желая почтить Просветительницу Грузии, вознамерился перенести мощи Святой во Мцхета, в храм Светицховели, где находится Хитон Господень, но двести человек не смогли сдвинуть с места её малое ложе. 30 дней оплакивали царь и весь народ свою просветительницу. Вскоре св. царь Мириан соорудил храм над могилой Угодницы Божьей. А перед кончиной завещал супруге: «Ты, Нана, если Бог даст, после моей смерти раздели царскую казну на две части и одну пожертвуй на могилу св. Нины, дабы во веки веков непоколебимым было место сие».


С той поры Бодбийский монастырь – свидетель многих интереснейших исторических событий.
В V веке св. благоверный царь Вахтанг Горгасали расширил и украсил храм-усыпальницу. Форму же трехнефной базилики храм приобрел в VIII-IX вв.


В XII в. царь Дмитрий I, сын св. благоверного царя Давида Строителя, заново обустроил и украсил усыпальницу св. Нины.
Мест погребения Просветительницы Грузии была настолько почитаемо, что даже татаро-монголы, разорившие всю страну, не посмели осквернить святыюю, хотя и причинили немалый вред храму.

В средние века Бодбийский собор стал местом коронования Кахетинских царей. Знаменательно, что на коронации Теймураза I (1589-1663) прису-тствовал сам Персидский шах Аббас I, хотя это не помешало ему через несколько лет разорить обитель. В последствии над восстановлением храма много потрудился сам Теймураз I.


Со второй половины XVII в. в Бодбе функционировала духовная семинария, а с XVIII в. здесь был мужской монастырь с довольно многочисленной братией.


В первой половине XIX в. Бодбийскую епархию возглавлял выдающийся духовный пастырь митрополит Иоанн (в миру князь Макашвили). При нем в 1823 году был отреставрирован и заново расписан храм, установлен новый иконостас (существующий и по ныне).

Позднее под руководством архимандрита Николоза Микеладзе была построена трехэтажная колокольня. Но в целом в XIX в. из-за упразднения в 1811 г. автокефалии Грузинской Апостольской Церкви, Бодбийский монастырь переживал много трудностей. В это тяжелое для монастыря время на благо обители много потрудился признанный агиограф и иконописец Михаил Сабинин. Его неутомимой деятельностью была подготовлена почва для основания здесь женского монастыря.
В конце того же века могилу св. Нины в Бодбе посетил Российский Император Александр III и по его указу здесь был открыт женский монастырь. Первыми насельницами вновь открывшегося монастыря стали 12 сестер из разных обителей России.

В 1902-1906 г.г. настоятельницей монастыря была игумения Ювена-лия II (в миру княжна Тамара Александровна Марджанишвили, в схиме матушка Фамарь, сестра известного грузинского режиссёра Котэ Марджанишвили), которая в последствии прославилась своей деятельностью в России.
В начале XX века число сестер достигало 300. В первый же год существования обители в ней была открыта одноклассная школа, которая вскоре была преобразована в двухклассную, а затем во второклассную; когда в Бодбийском училище был введен педагогический курс, оно стало выпускать учительниц для начальных школ.
В 1906 г. по указу Императора Николая II обители было присвоено звание первоклассного монастыря.

Со слов сэра Оливера Уордропа, посетившего обитель в 1919 году, после восстановления автокефалии Грузинской Церкви (1918 г.), можно представить, каким был монастырь в начале XX века. Он восхищенно писал об этом визите своей жене:

«Когда мы приблизились к монастырю, появилась триумфальная арка (из листвы и цветов). Нас приняла настоятельница (княжна Вачнадзе). Сестры монастыря были все в черных облачениях, с высоко приподнятыми головными уборами, девочки монастырской школы (все в белых платьях)… Священник пригласил меня в небольшую церквушку, построенную впервые еще в IV веке и провел небольшую службу, молясь за раба божьего Оливера, монахини же тем временем пели. Затем настоятельница показала мне покои, где живут девочки: классную, трапезную, кухню, а также комнаты, где выполнялись ручной работы ковры, вышивка, церковные ризы и иконы. Мы видели там же большой сад при монастыре и с огромными букетами цветов, которые нам подарили девочки, сопровождаемые рукоплесканиями и криками восторгов провожающих, продолжили свой путь в Сигнахи.» (Интересно, что это письмо было передано нынешней настоятельнице монастыря, игумений Феодоре, дочерью Оливера Уордропа. Она носит имя просветительницы Грузии, живет в Англии и подобно отцу своему любит Грузию. Она живо интересуется обителью своей небесной покровительницы, о чем свидетельствует ее переписка с сестрами Бодбийского монастыря).
В 1924 году большевики закрыли монастырь. Последней настоятельницей была игумения Нина (в миру княжна Елена Вачнадзе). Подвижница, воспитанница Бодбийского училища, она с юности приобщилась к монашеской жизни и до последних дней оберегала родную обитель. Большевики неоднократно угрожали её жизни, но она чудом уцелела покрываемая своей небесной покровительницей, хотя была вынуждена оставить Бодбе. Всю оставшуюся жизнь она провела в Тбилиси при храме Анчисхати. После её кончины по её же завещанию мощи последней настоятельницы были перенесены в родную обитель.
Разоренный коммунистами, древнейший Бодбийский монастырь в наши дни обрёл новую жизнь. С 1991 года началось возрождение святыни.

В настоящее время в монастыре подвизается около 30 сестёр. Насель-ницы в основном молодые. Под руководством настоятельницы сестры не покладая рук трудятся и заботятся об устройстве и благолепии обители.


Монастырь, хотя и медленно, но всё же обретает свой прежний облик, благоустраивается и расширяется. Украшена гробница св. Нины, восстанавливаются полуразрушенные здания, над источником св. Нины сооружена купель и церквушка в честь родителей Святой – свв. Завулона и Сосанны. У монастыря обширное подсобное хозяйство, действуют иконописная и золотошвейная мастерские. Для многочисленных паломников открыта трапезная “Пилигрим”. Сестры также занимаются традиционной для Грузинских монастырей литературной деятельностью: на основании древнейших рукописей готовят к изданию богослужебные книги. И самое главное на могиле равноапостольной св. Нины ежедневно совершается богослужение за мир и благоденствие Грузии и всего Православного мира.


Могила св. Нины и по сей день источает духовное и телесное исцеление, а её обитель старается дать жаждущим возможность приобщиться к этому роднику духовности.

Практически каждая страна имеет праведника, который считается покровителем его земли. Есть свой любимый и самый почетный кумир и в Грузии. День святой Нины - 27 января в этом крае очень важное событие.

Характер особы

Имя этой блаженной в Грузии такое же популярное, как Татьяна в России. Более того, каждый житель страны знает, когда именно отмечают день памяти этой персоны. Женщину считают просветительницей и покровительницей этого края.

По характеру девочки, которых называют этим именем, очень терпеливы и добродушны. Они с детства проявляют воспитанность и толерантность. И это не удивительно. Ведь их небесная защитница, в свое время, была очень милосердной ко всем без исключения. Она помогала как христианам, так и язычникам, независимо от религии. В молодости женщины с таким именем во всех поступках стараются быть мудрыми. А в старости становятся примером для подражания. Многими положительными качествами обладала святая дамы с таким замечательным именем отмечают - 27 января. Именно в этот день праведница покинула земной мир и перешла в небесный.

На иконе равноапостольная изображается с крестом, на котором вьется виноградная лоза. Также в другой руке она держит Евангелие. Именно со словом Божьим блаженная ходила по миру. За заслуги и великую миссию эту женщину приравнивают к равноапостольным.

Биография женщины очень трогательная и интересная. Святая Нина прожила удивительную жизнь. Но ее история началась еще задолго до рождения праведницы.

Судьба быть проповедницей

Сразу после вознесения Христа на небо, его ученики собрались, чтобы кто в какую сторону пойдет прославлять имя Господне. Например, Андрей Первозданный пошел на земли, где впоследствии образовалась Киевская Русь. Вместе с учениками Иисуса, там была Божья Матерь. Пречистая, увидев, что лучшие христиане расходятся по миру, чтобы рассказывать язычниками о Всевышнем, сказала, что тоже хочет проповедовать. Отказать ей в такой просьбе, апостолы не посмели. Поэтому Марии выпала дальняя страна Иверия, где более двух веков спустя жила святая Нина. Сейчас это территория современной Грузии.

Получив свой удел, Матерь Божия уже готова была отправиться в путь. Но вдруг перед ней явился ангел и велел подождать. Он заверил женщину, что она обязательно исполнит свое предназначение. Однако сейчас для этого не подходящее время.

А около 280 года в городе Каппадокии, что находится на территории современной Турции, родилась девочка, которую назвали Нина. Рядом с их домом было много грузинских поселений. Родители были добрыми христианами. Отец военнослужащий и не один раз помогал верующим людям избегать смерти от рук царей-язычников. Его род был очень известным и пользовался уважением. Из этой семьи происходил великомученик Георгий. Поэтому, можно смело утверждать, что Святая Нина получила в наследство любовь к Богу.

Мать девочки была сестрой Иерусалимского Патриарха. Их семья была очень уважаемой и пользовалась благосклонностью самого императора.

Трогательный рассказ

Когда девочке было двенадцать, родители пошли в Иерусалим и там решили посвятить свою жизнь служению Господу. Отец отправился в пустыню, а маму поставили в диаконисы, чтобы при церкви она помогала бедным и обездоленным. Жаль было расставаться с единственным ребенком родителям. Но они знали, что ее ждет большое будущее, проводником в котором будет Божья Матерь. Дальнейшая судьба мамы и отца осталась неизвестной для истории.

Святая Нина отправилась к праведной старушке, которую звали Нианфоре. Бабушка рассказывала девочке о жизни Иисуса. Биография Сына Божьего настолько сильно трогала ребенка, что та не один раз плакала. Уже через два года она стала истинной верующей. Тогда наставница рассказала ученице о распятии и муках Спасителя. Нина увлеклась историей. Ее очень заинтересовала судьба хитона Господнего. Эта одежда имела большое значение для христианского мира. Как и все вещи Мессии, она обладала удивительным даром исцеления.

Девушка спросила, что случилось с хитоном Христа. На это женщина ответила, что по преданию воины, которые присутствовали при распятии, бросили жребий. Поэтому одежда досталась солдату. Потом ее перекупил мужчина, который был грузином. Затем он отнес ее в Иверию.

Очень растрогалась от этой истории Святая Нина. «Грузинская земля и территории, которые ее окружают, - добавила наставница, - до сих пор остаются жить в незнании, а люди там повинуются языческим богам».

Великая миссия

Много времени девушка размышляла над тем, как несправедливо обошлись с реликвией. В своих молитвах праведница просила у Девы Марии помочь ей попасть в далекую страну Иверию, для того, чтобы найти хитон, а также проповедовать истины Господни. Она горела желанием показать людям, которые там живут, силу Божью и наставить их на правильную веру.

Молитвы были услышаны. Во сне к благочестивой деве пришла Мария. Матерь Божия сказала девушке, чтобы та отправлялась в далекую страну. Также Богородица объяснила, что станет ее покровительницей. Тогда сомневалась в своей силе святая Нина. Крест, сплетенный из лозы, который дала ей Мария во сне, был реальный и наяву. Вручая реликвию девушке, Богородица сказала, что этот символ станет ее оберегом и будет отгонять беду.

На следующий день праведница пошла к Патриарху. Когда он услышал о сне и увидел крест, благословил Нину на путешествие. Она пошла вместе с другими девами, которые бежали от римского языческого царя. Однако их дорога была недолгой. Враги догнали христиан и жестоко расправились с ними. Избежать злой судьбы удалось лишь Нине. Тогда она спряталась в кустах розы. Руководила ею высшая сила. Тяжело было смотреть, как жестокие язычники расправляются с христианками. Но не только картину смерти увидела святая Нина, просветительница Грузии. Ей было открыто чудо. Она наблюдала за тем, как души невинных девушек восторгаются к Богу. День памяти этих дев - 30 сентября.

Сила молитвы

Продолжила нелегкий путь девушка одна. Много опасностей и неприятностей ждали ее на пути. Но чудесным образом праведница всегда спасалась. По дороге она знакомилась с грузинскими семьями и изучала их традиции. Когда христианка, наконец, дошла до города, где по поверью был спрятан хитон, то увидела страшную картину. Язычники приносили жертву идолам. Этот ритуал так неприятно поразил девушку, что она в тот же момент начала молиться Господу о том, чтобы он лишил этих людей ложной веры. В ту же минуту грянул гром и молния, и языческие кумиры сгорели дотла. Тогда народ понял, что сильнее Бог, чем их идолы.

Нина жила в доме царского садовода. Они с женой не имели детей и приняли иностранку как сестру. В уголке парка поселилась святая Нина. Молитва была чистой и искренней. Очень скоро к ней за знаниями и помощью стали обращаться люди. Первой, кого она исцелила, была жена садовода. После этого чуда женщина стала матерью многих замечательных детей. Все больше людей принимали веру Христа и исцелялись.

Один из новообращенных рассказал Нине удивительную историю. Оказалось, что некий человек из Грузии выкупил хитон у воина, который был при казни Иисуса. Его мать еврейка предрекала смерть Иисуса и очень из-за этого переживала. Она почувствовала кончину Мессии и умерла сама, за тысячу километров от центра событий. Когда сын вернулся домой, то его сестра, услышав историю о Христе, прижала к себе одежду, горько заплакала и упала замертво. Как ни старались, но не смогли вырвать из крепких рук святую реликвию. Поэтому похоронили девушку вместе с хитоном. Однако место захоронения было неизвестно. Но говорили, что тело спрятано в царском саду. Поэтому начала собственные поиски святая Нина Грузинская. Тогда она часто останавливалась у большого кедра и молилась там.

Дар целителя

Только царь Мириан не прекращал поклоняться идолам. Он даже намеревался уничтожить всех христиан на своей земле. Но тогда в его глазах потемнело, и он потерял зрение. Долго просил повелитель своих богов помочь ему, но тщетно. Только когда он попросил христианского Господа о спасении, то снова начал видеть. Сразу после этого события он упал к ногам Нины и просил научить его быть истинным верующим.

Продолжала открывать тайны религии людям блаженная. Говорила об истинной вере праведница. Царь попросил приехать из Греции священников, которые также учили народ. Поэтому, шаг за шагом, становилась православной Грузия. Святая Нина, тем временем, продолжала творить чудеса.

Решил царь поставить в своем саду церковь. Место выбрал необычное. Там тогда рос огромный кедр, под которым не раз после исцелялись люди. А перед тем блаженной приснился сон, в котором она увидела, что именно под этим деревом спрятан хитон. Поэтому исполнилось желание праведницы. С шести веток кедра сделали столбы для храма, а седьмую поднять не могли. С нее, как и предполагала Нина, пошло миро. Оно лечило даже безнадежно больных людей.

Очень много народа поверило во Всевышнего и крестилось за эти годы. Однако в горах остались племена, которые все еще жили в темноте. Поэтому, отказываясь от почестей и славы, Нина решила пойти в те далекие земли, чтобы помочь язычникам принять истинного Бога. Прислушались жители гор к словам праведницы и начинали верить во Христа.

Слава, сквозь века

Много добра сделала чужеземка. Из-за ее большой силы и безграничной веры отмечает православный мир день святой Нины. Прожила женщина 65 (67 - по другим источникам) лет. Из них 35 провела в Грузии, проповедуя слово Божие.

Свою смерть она почувствовала раньше, поэтому попросила друзей забрать ее с гор в царский сад. С легким сердцем отходила женщина в небесный мир. Возле постели умирающей собралась толпа. Одной из своих учениц равноапостольная Нина рассказала о своей жизни. Именно из этих записей нам сегодня известна история покровительницы Грузии.

Завещала благодетельница похоронить тело на месте скромной палатки, в конце сада, где она провела все эти годы. После смерти целительницы царь решил, что непогрешимую следует похоронить в столичном храме. Но как ни старались, не смогли поднять тело покойной. Поэтому правитель решил построить вокруг этого места церковь. Дело царя завершил его сын.

Храм Святой Нины находится в восточной части Грузии - Кахетии. Неоднократно здание обновлялось. Но за все годы существования осталась целой гробница проповедницы. Есть легенда, что когда варвары и монголо-татары подходили к гробнице, то даже пальцем боялись ее тронуть. Такой прекрасной и одновременно сияющей она была. Со временем сооружение расширялась. Освятили церковь в честь известного родственника женщины - святого Георгия.

Грузины во все века почитали эту святую. Поэтому долгое время на могиле даже проходили коронации.

Память о равноапостольной Деве

Церковь Святой Нины в свое время превратилась в монастырь. И это сооружение играло более глубокую роль, чем просто духовную. Здесь работала богословская школа, крупнейшая в стране библиотека, преподавали гуманитарные и точные науки.

Тяжелые времена ждали святыню в советский период. Ее разворовали и чуть не уничтожили. После распада СССР храм снова заработал. Монахини здесь не только занимаются обычными работами с хозяйством, но и переписывают священные тексты, вышивают и рисуют картины.

Сегодня мощи проповедницы хранятся в Бодбийском монастыре.

Этот женский монастырь остается одним из крупнейших в Грузии. Кроме того, что несет эстетическую ценность храм, он еще и обладает колоссальной энергией. Каждый, кто приходит сюда, чувствует благое веяние. Многие люди приезжают сюда и за советом и за спасением. Монастырь Святой Нины радостно принимает добрых гостей, независимо от времени года.

Однако тем, кто хочет увидеть крест праведницы, нужно будет посетить другую святыню. Реликвия, в ходе исторических событий, оказалась в главном соборе в Тбилиси. Этот крест вручила Нине Божья Матерь. Следует отметить, что он очень отличается от других символов. Его концы опущены вниз, он сплетен из виноградной лозы и опутан волосами праведницы. Особенно много людей у ​​реликвии в день святой Нины.

Но возле монастыря осталась пещера, где когда-то молилась женщина. Там она готовилась к нелегкой миссии в горах. Из-за просьб и слез начала из камня выделяться вода. Сегодня этот источник дарует людям исцеление.

Выполнила задание, которое доверила ей Божья Матерь, проповедница идеально. Так как ее поучения и наука имели успех, Церковь называет праведницу - равноапостольной. Поскольку эта женщина, как и другие ученики Иисуса, способствовала тому, что принял крещение весь народ страны. Именно поэтому Грузия, как и весь мир, отмечает день святой Нины - 27 января.

Чужеземная целительница

Блаженной можно молиться об исцелении детей. История свидетельствует, что праведница нередко помогала несчастным малышам. Как только она поселилась в царском саду, то одним из первых пациентов стал сын несчастной женщины. Мать ходила по улицам с крохой на руках и умоляла прохожих о помощи. Но никто из людей не мог помочь ее умирающему ребенку. Тогда бедная женщина пошла к святой. Праведница приказала положить малыша на кровать из листьев. Потом начала молиться над ним. Через некоторое время мальчик выздоровел и начал радостно играть.

Это не единственный случай, когда помогла ребенку святая Нина. Равноапостольная дева не имела предубеждений и лечила всех, как язычников, так и христиан. Когда с ветки кедра начало стекать миро, к дереву пришла женщина, сын которой семь лет лежал в болезни. Она сказала праведнице, что искренне верит в Господа и Сына Его. Тогда Нина положила руку на ствол, а после на ребенка - и тот чудом вылечился.

Поэтому обращаться к святой могут с молитвами все. Она помогает детям, болезни которых считают безнадежными. Просить у блаженной стоит искренне и откровенно. не зависит от места, где прочитанный текст. Если просьба хорошая, то она обязательно сбудется.

Не только с детьми работала христианка. Лечит и тех, кто потерял зрение святая Нина. Равноапостольная еще при жизни имела дар исцелять этот недуг. Легенды гласят, что когда кедр начал пускать миро, то к нему пришел старый еврей. Он от рождения не видел. Почуяв о чудесах, которые делает христианская вера, он возложил надежды на Сына Божьего и милость Всевышнего. Почувствовав в мужчине добрые намерения, Нина намочила руки в чудодейственное миро и помазала им глаза дедушки. В тот же миг еврей прозрел. Старик увидел свет.

Защитница путешественников

Просить у целительницы можно и о рождении детей. Как говорилось в истории, чужеземка помогла жене садовода первой. После чуда женщина стала счастливой матерью многих замечательных детей. Поэтому если кто из пары страдает бесплодием, ему поможет в беде святая Нина. Икона, крест или гробница православной праведницы имеют одинаковую силу.

Еще одна причина обратиться с молитвами к благодетельнице - уныние родного человека. Если друг или родственник потерял веру в Господа или перешел в секту, то проповедница сможет помочь. При жизни она боролась с темнотой других религий. Нередко могла стать жертвой язычников. Но, благодаря вере во Всевышнего, спасалась. Поэтому даже после своей смерти Нина сможет образумить человека и вернуть ему веру.

В день святой равноапостольной Нины следует молиться праведнице. Обращаться к небесной жительнице можно такими словами: «Чудотворная и добродушная защитница Грузии. К тебе припадаем и просим у тебя помощи. Отгони от нас зло и нечисть, забери помыслы недобрые и скорби напрасные. Проси за нас во Всевышнего нашего. Дай нам силу, которая была дарована тебе. Отведи от наших домов и сердец бесов злых. Пусть крепнет вера наша, как росло слово твое чистое».

Также этой праведнице молятся те, кто отправляется в дальнюю дорогу или собирается сделать какое-то важное, великое дело. Равноапостольная дева покинула свой край, чтобы помочь другим людям познать Господа. Поэтому она стала покровительницей путешественников. Тем, кто часто странствует, надо помолиться проповеднице в день памяти святой Нины.

Просить помощи у блаженной нужно непритворно, от души. Слова чистые и искренние обязательно услышит праведная женщина. Милосердная и добрая проповедница никогда не оставит человека в беде. За свою земную жизнь она никому не отказала в теплом слове и лечении.

Православная вера очень сильна. Но истинные тайны она открывает тем, кто знает истории. Жизнь этой женщины - удивительная. Узнав об этой персоне, человек начинает по-другому смотреть на религию.

Недалеко от Сигнахи, в живописной местности с видом на Алазанскую долину и, если повезёт, заснеженные вершины Кавказского хребта расположился монастырь Бодбе. Святая равноапостольная Нина грузинская, одна из самых почитаемых в Грузии, нашла здесь своё последнее пристанище.

Из Тбилиси в Бодбе прямой маршрутки нет. Первый вариант – не о чём не думать и прибегнуть к помощи турфирм Тбилиси, второй вариант – договориться с такси и третий вариант, самый бюджетный – на маршрутке до Сигнахи.
Если нужно попасть в монастырь самостоятельно, то нужно сесть на маршрутку до Сигнахи и попросить водителя, чтобы он остановил перед поворотом на монастырь. От поворота до монастыря пешком около 1,5 километра. Обратно в Тбилиси нужно либо дойти до этого же поворота и ждать маршрутку или дойти до площади Ираклия II в Сигнахи (около трёх километров), где останавливаются те же маршрутки. Поездку в Бодбе можно и нужно совместить с осмотром замечательного городка Сигнахи. Расстояние от Тбилиси до Бодбе около 110 километров, время в пути около двух часов.

Дорогу от Сигнахи к монастырю Бодбе можно спросить у жителей или, если вы ориентируетесь в названиях, от площади Ираклия II идти по улице Бараташвили по направлению на Тбилиси.

С дороги открываются превосходные виды на Сигнахи и Алазанскую долину.

По пути нам встретились цветы огромных размеров.

Они росли рядом с домом, откуда к нам вышла женщина и пригласила посмотреть её цветы.

Проходим мимо заправочной станции.

И практически сразу после неё поворот налево к монастырю Бодбе.

Монастырь Бодбе.

Монастырь Бодбе сейчас действующий женский монастырь и попасть в него можно только до 19-00 и не во все помещения. Бодбийский монастырь святой Нины одна из главных святынь православных христиан Грузии и паломников здесь много.

В основном все приезжают на своих машинах, для парковки которых перед монастырём выделено большое место.

Рядом с парковкой уже несколько лет работает трапезная “Пилигрим”, где можно отдохнуть и поесть национальные блюда.

Вся еда готовиться по рецептам монахинь, а доходы, получаемые с трапезной, идут полностью на восстановление монастыря.

Поэтому покупая что-то, будь то кусочек хачапури или чашечка кофе, вы вносите свою лепту в это достойное дело.

Мы тоже внесли свой вклад в реставрацию и строительство монастыря, не исключая, конечно, и собственной выгоды вкусно покушать.

Пора ознакомиться с постройками монастыря Бодбе.

Главная достопримечательность Бодбе это Храм святого Георгия IX века с могилой святой Нины IV века.

Внутри храма, кроме могилы святой Нины, достойны внимания мироточивая икона Иверской Божией Матери и могила 1803 года генерала Василия Гулякова, разбившего войско дагестанцев у реке Иори. Фотографировать в храме, к сожалению, нельзя. Поэтому ограничусь фото территории монастыря Бодбе и попутно скажу несколько слов о человеке, которому монастырь обязан своим основанием.

Святая Нина.

Святая равноапостольная Нина родилась в богатой и знатной семье на территории Каппадокии (современная Турция) в конце III века. Родители её были римский полководец Завулон и сестра Патриарха Иерусалима Сосанна.

Когда Нине исполнилось 12 лет, её семья отправилась из Каппадокии в Иерусалим. Отец уединился в Иорданской пустыне, а мать стала помогать своему брату ухаживать за нищими. Нину отдали на воспитание прислужнице Гроба Господня Саре.

От Сары Нина узнала, что Риза Господня была перенесена из Иерусалима в Мцхету. Как Риза Господня попала в Грузию эта уже другая история, к которой вернёмся при рассказе о Мцхета.

В 14 лет к Нине во сне явилась Пресвятая Богородица и объявила о том, что на Нину возложена святая миссия найти Ризу Господню и проповедовать Истинную Веру в Иверии (современная Грузия).

Иверия считается первым уделом Богородицы или проще землёй под её особым покровительством. Именно Богородице, после распятия Христа, по жребию нужно было отправиться в Иверию для проповеди Евангелия.

Богородица вручила Нине крест из виноградной лозы (хранится сейчас в Тбилиси, в Сионском соборе) и благословила её на апостольский подвиг.

И вот в возрасте 23 лет Нина и ещё несколько православных девушек начали свой путь в Иверию.

Путь лежал через Армению, где местному царю понравилась одна из девушек и он захотел оставить её. Но она отказалась и в гневе царь убил всех, спаслась волей Богородицы, только одна Нина.

В Грузии молитвами святой Нины исцелились от болезни царица Нана, царь Мириан и был найден Хитон Господень. Вскоре в водах реки Арагви во Мцхета уже весь народ Иверии принимал крещение.

Умерла Святая Нина в селе Бодбе. Царь Мириан хотел перенести мощи святой к Хитону во Мцхету, но даже двести человек не смогли сдвинуть с места её усыпальницу. Тогда над могилой святой Нины царь велел построить храм, который до наших дней не сохранился, и основать около могилы монастырь.

История Бодбе.

С тех пор на долю монастыря Бодбе, как и Грузии, выпало много разных событий. Здесь и монголо-татарское нашествие, и арабское вторжение, сильное землетрясение XIV века, вхождение Грузии в состав России в 1801 году (в наследие от России, кстати, досталась построенная рядом колокольня)

и закрытие монастыря Бодбе в 1926 году большевиками (у входа в храм могила последней настоятельницы монастыря того времени игуменьи Нины).

Но за всё это нелёгкое для Грузии время, могила Святой Нины, как особо почитаемое место, со времени захоронения не была ни кем тронута.

На территории Бодбе находится ещё один храм и, по первому впечатлению, очень старый и главный. На самом деле, строительство Храма Святой Нины (так его назвали) началось в 2010 и сейчас его достраивают, проводят внутренние и наружные работы.

Разорённый советской властью, монастырь Бодбе в наше время обрёл новую жизнь. С 1991 года идёт возрождение святыни. Сейчас в Бодбе живут около 30 монашек, которые трудятся в обители.

Источник Святой Нины.

У Бодбе есть свой целительный источник. Говорят, что до советской власти он находился в самом монастыре, но с её приходом иссяк. Забил источник снова живительной влагой только в 90-е годы у подножия горы, где находиться монастырь. Спуск вниз в центре монастыря Бодбе прямиком приведёт к источнику святой Нины.

Идти от Бодбе до источника достаточно далеко, около двух километров и если туда спускаться достаточно легко, то подниматься сами понимаете. Кому крутой подъём обратно будет в тягость, есть ещё автомобильная дорога до источника. Она более пологая, но более длинная. На крайний случай, у родника всегда дежурят таксисты, можно воспользоваться их услугами.

Сам источник находится в кирпичном здании, куда по очереди пускают мужчин и женщин. Для прохождения омовения нужно не забыть взять с собой хитон (рубашку) или приобрести его (отличный сувенир на память) на входе в источник. Перед входом надо снять обувь. Вода в источнике очень холодная, бодрое расположение духа на ближайшие несколько часов вам обеспечено.

По одной и той же дороге ходить не в наших привычках. После зарядки бодрости в источнике, обратно в Сигнахи мы решили вернуться пешком по автомобильной дороге и нисколько не пожалели. Ведь по пути было столько интересного: и стадо коров, и цветение граната, и многого другого.

Святая равноапостольная НИНА, просветительница Грузии (†335)

Равноапостольная Нина (груз. წმინდა ნინო) - апостол всея Грузии, блаженная матерь, как называют ее с любовью грузины. С ее именем связано распространение света христианской веры в Грузии, окончательное утверждение христианства и объявление его господствующей религией. Кроме того, по ее святым молитвам была обретена такая великая христианская святыня как нешвенный Хитон Господень.

Святая Нина родилась около 280 года в малоазийском городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Она была единственною дочерью знатных и благочестивых родителей: римского воеводы Завулона, родственника святого великомученика Георгия, и Сусанны, сестры Иерусалимского Патриарха. В двенадцатилетнем возрасте святая Нина пришла со своими родителями в Святой город Иерусалим. Здесь отец ее Завулон, пылая любовью к Богу ушел и скрылся в Иорданской пустыне. Для всех осталось неизвестным место его подвигов, равно как и место смерти. Мать святой Нины, Сусанна, была поставлена при святом храме Гроба Господня в диакониссы,Нина же была отдана на воспитание к одной благочестивой старице Нианфоре и по прошествии всего двух лет, при содействии благодати Божией, уразумела и твердо усвоила правила веры и благочестия. Старица говорила Нине: « Вижу, дитя мое, силу твою, равную силе львицы, которая страшнее всех четвероногих животных. Или же можно тебя уподобить орлице, парящей в воздухе. Для нее земля кажется маленькой жемчужиной, но лишь только заметит она с высоты свою добычу, как мгновенно, подобно молнии, устремляется на нее и нападает. Такова же точно будет и твоя жизнь».


Читая евангельские повествования о распятии Христа Спасителя и о всем происходившем при кресте Его, св. Нина останавливалась мыслью на судьбе хитона Господня. От своей наставницы Нианфоры она узнала, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери, и что жители этой страны до сих пор остаются погруженными во тьму языческого заблуждения и нечестия.

Святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице, да сподобит ее увидеть Грузию обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.Пресвятая Дева, явилась ей в сонном видении, и вручая Нине крест, сплетенный из виноградных лоз, сказала: «Возьми сей крест, иди в страну Иберийскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа. Я же буду твоей Покровительницей».

Проснувшись, Нина увидела у себя в руках крест. Она трепетно поцеловала его. Затем отрезала часть своих волос и обвязала ими крест посредине. В то время был обычай: хозяин отрезал волосы у раба и хранил их в подтверждение, что этот человек - его раб. Нина сама себя посвятила служению Кресту.

Взяв благословение у своего дяди Патриарха на подвиг благовестия она отправилась в Иверию. По пути в Грузию святая Нина чудесным образом избежала мученической смерти от армянского царя Тиридата, которой подверглись ее спутницы - царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и 53 девы (память 30 сентября), бежавшие в Армению из Рима от гонений императора Диоклитиана. Направляемая невидимой рукою, она скрылась в кустах дикой, еще не распустившейся розы. Потрясенная страхом, при виде участи своих подруг, святая увидела светоносного ангела, обратившегося к ней со словами утешения: «Не печалься, но подожди немного, ибо и ты будешь взята в Царство Господа славы; сие будет тогда, когда окружающая тебя колючая и дикая роза покроется душистыми цветами, подобно розе, посаженной и возделанной в саду.»

Подкрепленная сим Божественным видением и утешением, святая Нина с воодушевлением и новой ревностью продолжала свой путь. Преодолев по дороге тяжелые труды, голод, жажду и страх пред зверями, она достигла древнего Карталинского города Урбнисе в 319 году, в котором оставалась около месяца, проживая в еврейских домах и изучая нравы, обычаи и язык нового для нее народа. Слава о ней вскоре распространилась в окрестностях Мцхета, где она подвизалась, ибо проповедь ее сопровождалась многими знамениями.

Однажды огромная толпа народа во главе с царем Мирианом и царицей Наной направилась к горной вершине, чтобы совершить там приношение языческим богам: Армазу - главному идолу, выкованному из позолоченной меди, с золотым шлемом и глазами из яхонта и изумруда. Справа от Армаза стоял другой небольшой золотой идол Каци, слева— серебряный Гаим. Полилась жертвенная кровь, загремели трубы и тимпаны и воспылало тогда ревностью пророка Илии сердце святой девы.По ее молитвам туча с громом и молниями разразилась над тем местом, где стоял идольский жертвенник. Идолы были разбиты в прах, дождевые потоки низвергли их в пропасть, а воды реки унесли их вниз по течению. И снова воссияло с неба светозарное солнце. Это было в день преславного Преображения Господня, — когда воссиявший на Фаворе истинный свет впервые преобразил на горах Иберии тьму язычества в свет Христов.


Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа.

Одна женщина с громким плачем носила по улицам города своего умирающего ребенка, взывая ко всем о помощи. Святая Нина возложила на малютку свой крест из виноградных лоз и возвратила его матери живым и здоровым.

Вид на Мцхету с Джвари. Мцхета город в Грузии, при впадении реки Арагви в реку Кура. Здесь располагается кафедральный собор Светицховели.

Желание найти хитон Господень не оставляло святую Нину. С этой целью она часто ходила в еврейский квартал и спешила им раскрыть тайны царствия Божия. И вскоре еврейский первосвященник Авиафар и его дочь Сидония уверовали во Христа. Авиафар рассказал святой Нине их семейное предание, согласно которому его прадед Елиоз, присутствовавший при распятии Христа, приобрел хитон Господень от римского воина, которому тот достался по жребию, и принес его в Мцхет. Сестра Елиоза Сидония взяв его, стала целовать со слезами, прижала его к груди и тотчас пала мертвой. И никакая сила человеческая не могла исторгнуть из ее рук священную одежду. Спустя некоторое время, Елиоз тайно предал земле тело сестры, вместе же с нею схоронил и хитон Христов. С тех пор никто не знал места погребения Сидонии. Предполагали, что оно находилось под корнями тенистого кедра, который вырос сам по себе посреди царского сада. Святая Нина стала приходить сюда по ночам и молиться. Таинственные видения, бывшие ей на этом месте, уверили ее, что место это свято и в будущем прославится. Нина с несомненностью нашла место, где был скрыт хитон Господень.

С этого времени святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иберийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Иберия находилась тогда под властью римлян, и сын Мириана Бакар был в то время заложником в Риме; поэтому Мириан не препятствовал святой Нине проповедовать Христа и в своем городе. Питала злобу против христиан лишь супруга Мириана, царица Нана, женщина жестокая и усердная идолопоклонница, поставившая в Иберии статую Венеры. Однако благодать Божия, скоро исцелила и эту болящую духом женщину. Вскоре она неизлечимо заболела и ей пришлось обратиться за помощью к святой. Взяв свой крест, Святая Нина положила его на голову больной, на ноги ее и на оба плеча и сделала, таким образом, на ней крестное знамение, и царица тотчас встала с одра болезни здоровой. Возблагодарив Господа Иисуса Христа, царица пред всеми исповедала, что Христос есть истинный Бог и сделала святую Нину своею приближенною подругою и собеседницей.

Сам царь Мириан (сын персидского царя Хозроя и родоначальник в Грузии династии Сассанидов), еще медлил открыто исповедать Христа Богом, а однажды он вознамерился даже истребить исповедников Христовых и вместе с ними святую Нину. Обуреваемый такими враждебными помыслами, царь отправился на охоту и поднялся на вершину обрывистой горы Тхоти. И вдруг внезапно светлый день обратился в непроглядную тьму, и поднялась буря. Блеск молнии ослепил глаза царя, гром рассеял всех спутников его. Почувствовав над собою карающую руку Бога Живого, царь воззвал:

— Боже Нины! рассей мрак пред очами моими, и я исповедую и прославлю имя Твое!

И тотчас стало светло все и буря утихла. Изумляясь такой силе одного лишь имени Христова, царь воззвал: «Боже благословенный! на сем месте я воздвигну древо креста, чтобы на вечное время было памятно явленное Тобою мне ныне знамение!»

Обращение к Христу царя Мириана было решительным и непоколебимым; Мириан был для Грузии тем, кем Император Константин Великий был в то время для Греции и Рима. Немедленно Мириан отправил послов в Грецию к царю Константину с просьбою прислать к нему епископа и священников, чтобы крестить народ, научить его вере Христовой, насадить и утвердить в Иберии святую Церковь Божию. Император прислал Антиохийского архиепископа Евстафия с двумя священниками, тремя диаконами и все необходимое для богослужения. По их прибытии, царь Мириан, царица и все дети их тотчас же в присутствии всех приняли святое крещение. Крещальня была устроена близ моста на реке Куре, там епископ и крестил военачальников и царских вельмож. Несколько ниже этого места два священника крестили народ.

Джвари— грузинский монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты — там, где воздвигла крест святая равноапостольная Нина. Джвари — по совершенству архитектурных форм это один из шедевров архитектуры и первый в Грузии памятник Всемирного наследия.

Царь пожелал еще до прихода священников построить храм Божий и выбрал для этого место по указанию святой Нины, в своем саду, именно — там, где стоял упомянутый великий кедр. Кедр был срублен, и из шести сучьев его вытесали шесть столбов, которые и утвердили, без всякого труда. Но седьмой столб, вытесанный из самого ствола кедра, никакой силой невозможно было сдвинуть с места. Святая Нина осталась на всю ночь на месте постройки молясь и обливая слезами пень срубленного дерева. Поутру ей явился дивный юноша, опоясанный огненным поясом, и сказал ей на ухо три каких-то таинственных слова, услышав которые, она упала на землю и поклонилась ему. Юноша подошел к столбу и, обняв его, поднял с собой высоко на воздух. Столб блестел подобно молнии и освещал весь город. Никем не поддерживаемый, он то поднимался, то опускался и касался пня, и, наконец, остановился и стал неподвижно на своем месте. Из-под основания столба начало истекать благовонное и целебное миро, и все страдавшие различными болезнями, с верой мазавшиеся им, получали исцеление. Место это с того времени стали чтить не только христиане, но и язычники. Вскоре было закончено и сооружение первого в Иберийской стране деревянного храма Светицховели (груз. — животворный столб) , который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Деревянный храм не сохранился. На его месте ныне существует храм XI века во имя Двенадцати Апостолов, который числится среди памятников Всемирного наследия и в настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.


Светицховели (животворный столб) — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

Присутствие хитона Господня под корнем кедра, как при жизни святой Нины, так и после, проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в 13-м веке, когда по воле Божией хитон был вырыт из земли. В годы нашествия Чингизхана один благочестивый человек, предвидя погибель Мцхета и не желая оставить на поругание варварам святыню, с молитвой открыл гроб Сидонии, вынул из него пречестный хитон Господень и передал его главному архипастырю. С этих пор хитон Господень был сохраняем в ризнице католикосов, вплоть до восстановления Мцхетского храма, где оставался до XVII века, пока персидский шах Аббас, завоевав Иберию, не взял и послал его как бесценный дар, Всероссийскому Святейшему Патриарху Филарету, отцу государя Михаила Феодоровича, чтобы заручиться расположением Российского царского двора. Царь и патриарх приказали устроить особое, с драгоценными украшениями, помещение в правом углу западной стороны Московского Успенского собора и положили там одежду Христову. В Российской Церкви с тех пор был установлен праздник положения ризы, т.е. хитона Господня.

Избегая славы и почестей, которые воздавали ей и царь и народ, пламенея желанием послужить к еще большему прославлению имени Христова, Святая Нина ушла из многолюдного города в горы, на безводные высоты Арагвы и стала там молитвою и постом приготовляться к новым благовестническим трудам в соседних с Карталией областях. Найдя небольшую пещеру, скрытую за ветвями деревьев, она стала жить в ней.

В сопровождении пресвитера Иакова и одного диакона святая Нина отправилась к верховьям рек Арагви и Иори, где проповедала Евангелие язычникам-горцам. Многие из них уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Оттуда святая Нина прошла в Кахетию (Восточная Грузия) и поселилась в селении Бодбе, в маленькой палатке на склоне горы. Здесь она вела подвижническую жизнь, пребывая в постоянных молитвах, обращая ко Христу окрестных жителей. В их числе была и царица Кахетии Соджа (София), принявшая Крещение вместе со своими царедворцами и множеством народа.

С овершив, таким образом, в Кахетии последнее дело своего апостольского служения в Иберийской стране, святая Нина получила от Бога откровение о приближении своей кончины. В послании к царю Мириану она попросила его прислать епископа Иоанна, чтобы он приуготовил ее в последний путь. Не только епископ Иоанн, но и сам царь, вместе со всем духовенством, отправились в Бодбе, где у смертного одра святой Нины были свидетелями многих исцелений. Назидая народ, пришедший ей поклониться, святая Нина, по просьбе своих учениц, рассказала о своем происхождении и жизни. Этот рассказ, записанный Соломией Уджармской, послужил основанием жития святой Нины.

Затем она благоговейно причастилась из рук епископа спасительных Таин Тела и Крови Христовых, завещала предать погребению тело ее в Бодби, и мирно отошла ко Господу в 335 году (по другим источникам, в 347, на 67-м году от рождения, после 35 лет апостольских подвигов).


Тело ее похоронили в убогой палатке, как она и хотела, в селении Буди (Бодби). Глубоко опечаленные царь и епископ, а с ними и весь народ вознамерились перенести драгоценные останки святой в Мцхетскую соборную церковь и предать их погребению у живоносного столба, но, несмотря ни на какие усилия, не могли сдвинуть гроб святой Нины с выбранного ею самой места упокоения.


На могиле ее в скором времени царь Мириан заложил, а сын его, царь Бакур, достроил и освятил храм, во имя родственника святой Нины, святого великомученика Георгия.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

*При подготовке материала использовались сведения из различных православных источников.

Тропарь, глас 4
Слова Божия служительнице, / во апостольстей проповеди Первозванному Андрею и прочим апостолом подражавшая, / просветительнице Иверии / и Духа Святаго цевнице, / святая равноапостольная Нино, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2
Придите сегодня все, / воспоем избранную от Христа / равноапостольную проповедницу Божия слова, / мудрую благовестницу, / народ Карталинии приведшую на путь жизни и истины, / Богоматери ученицу, / усердную заступницу и неусыпающую хранительницу нашу, / Нину прехвальную.

Молитва первая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, к тебе прибегаем и умильно тебе просим: огради нас (имена) от всяких зол и скорбей, вразуми врагов святыя Церкви Христовы и посрами противников благочестия и умоли Всеблагаго Бога Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует народу православному мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
О всехвальная и предивная равноапостольная Нино, воистинну великое украшение Церкве Православныя и изрядная похвало народу Божию, просветившая всю страну Грузинскую Божественным учением и подвиги апостольства победившая врага нашего спасения, трудом и молитвами насадившая зде вертоград Христов и возращшая его в плод мног! Празднующе святую память твою, притекаем к честному лику твоему и благоговейно лобызаем всехвальный дар тебе от Божия Матере, чудотворный крест, егоже ты обвила еси драгими власы твоими, и умильно просим, яко присную предстательницу нашу: огради нас от всяких зол и скорбей, вразуми врагов Святыя Церкви Христовы и противников благочестия, охраняй твое стадо, упасенное тобою, и моли Всеблагаго Бога, Спасителя нашего, Емуже ты ныне предстоиши, да дарует православному народу нашему мир, долгоденствие и во всяком добрем начинании поспешение, и да приведет Господь нас в Небесное Свое Царствие, идеже вси святии славословят всесвятое Его имя ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Фильм из цикла «Святыни Христианского мира»: КРЕСТ СВЯТОЙ НИНЫ

Монастырь Святой Нины в Бодбе (ბოდბის წმინდა ნინოს სახელობის მონასტერი) — монастырь в Сигнахском районе, который иногда для простоты называют «монастырь Бодбе», центр Бодбийской епархии Этот знаменитый монастырь находится совсем рядом с Сигнахи , примернов 2 километрах. Самое интересное здесь, несомненно, могила Святой Нино. На территории монастыря находится кафедральный собор Святого Георгия, в виде базилики. Центральный престол собора посвящен Георгию, а в южном пределе находится могила Святой Нино. Экскурсии практически всегда заезжают сюда по пути в Сигнахи.

История

Как мы знаем из жития Святой Нины (которое писалось под её диктовку где-то в этих самых местах), после обращения в христианство царя Мириана и постройки первых храмов Нина отправилась на восток, в Тианети и Уджарму, оттуда пошла на юг, в местечко Бодбе (или Буди), где поселилась в палатке. Если верить житию, местность эта относилась к Кахетинскому царству, хотя вообще-то она называется Кизики и в то древнее время могла быть ещё независимой от Иберийского царства. Нина пришла в Бодбе не просто так. В свое время царю Мириану явились 4 звезды, которые разлетелись к различным горам и на этих горах впоследствии поставили кресты. Четвертый крест предполагалось поставить где-то около Бодбе и установку отложили до личного посещения Ниной этого места, но был ли крест в итоге установлен - не вполне понятно.

В Бодбе Нина прожила некоторое время, и там же умерла в 342 или в 347 году. Решено было похоронить её там же, чтобы местная христианская община получила такое вот священное место. Правда, царь Мириан собирался вывезти тело Нины в Мцхету, но запряженные волы не смогли сдвинуть телегу с телом, так что затею с перевозом отменили. Нину захоронили на том месте, где стояла её палатка и на могиле был построен храм, который до настоящего времени не сохранился.

Со временем вокруг храма возник монастырь. Он быстро стал культурным центром и считается, что от него была большая социальная польза: он стал фактором консолидации местных эретийских и кахских племен с картскими (центральногрузинскими). Очень скоро монастырь стал центром Бодбийской епархии. Первым известным истории епископом Бодбийским стал Лазарь, участник Двинского собора 505 года — того самого, который проголосовал за переход в монофизитство.

В списке епископств, учреждённых при в 480-е годы не значится Бодбийское, из чего следует, что оно появилось немного позже, в 490-е годы.

При монголах произошло нечто неизвестное и монастырь выпал из поля зрения хронистов,хотя сапа епархия существовала. В эпоху единого грузинского царства епископ бодбийский был 7-м в иерархии 35-ти грузинских епископов.

В XV веке, после образования независимого Кахетинского царства в 1466 году, монастырь снова стал известен и знаменит. Первый царь новообразованного царства передал административную власть епископам, так что епископ Бодбийский администрировал примерно четверть всей Кахетии.

В Бодбе стали короновать кахетинских царей. Например, в 1574 году здесь короновался царь Александр, вопреки завещанию отца, который хотел передать царство младшему сыну. Епископ бодбийский в данном случае решил династический спор в пользу Александра.

Говорят, что персидский шах Аббас присутствовал тут на коронации Теймураза I в 1605 году, что не помешало ему несколько позже разрушить Бодбийский монастырь. Присутствие шаха в принципе вероятно, он в том году действительно находился в Закавказье.

В 1777 году к Бодбийской епархии перешла часть сокращенной Черемской епархии. В 1837 году, после отмены автокефалии грузинской церкви , российская администрация ликвидировала Бодбийскую епархию. В Бодбе осталось только несколько монахов, тогда у монастыря поотбирали земельную собственность и перевели его на госсодержание, отчего монастырь окончательно пришел в упадок. В 1888 году император Александр III посетил Сигнахи, а в 1989 году велел восстановить монастырь. Бодбе отремонтровали, подарили ему пахотные земли, населили его монахинями (русскими) и он вскоре превратился в крупнейший монастырь в Кахетии.

В 1924 году монастырь закрыла советская власть. Здесь разместили больницу. Иверскую икону Богоматери превратили в операционный стол. Сейчас эта икона со следами скальпеля стала одной из реликвий монастыря.

Весной 2019 года был достроен и освящён собор Святой Нины.

Что есть сейчас

Бодбийский монастрь имеет историю в полторы тысячи лет, но мало что сохранилось от его прошлого. Только храм Св. Гиоргия сохранился с IX века, но и он перенёс какие-то реновации. Поэтому сейчас мы видим монастырь в дизайне конца XIX века. Как тут всё было в Х или XII веке мы не можем представить даже приблизительно.

Сейчас монастырь выглядит очень прилично и окультуренно, тут чисто, есть парковка и даже кафешка при парковке. Место тихое и спокойное, однако ничего визуально фееричного здесь нет. Я не помню, чтобы когда-либо туристы особенно восхищались этим местом.

Сейчас в монастыре есть Храм Святого Георгия, еще один большой храм Святой Нины, родник Святой Нины, хозяйственные постройки и парк. Монастырь обнесен невысокой стеной, в 19:00 ворота закрывают.

Храм Святого Георгия — это классическая трехнефная IX века, построенная из кирпича. Внутри она выглядит симпатично, но не по-грузински. Все фрески поздние, и алтарь создавался явно в российскую эпоху. Вместо привычного грузинского аскетизма здесь присутствует русско-европейское барокко. В 1823 году российская аминистрация даже надстроила храм куполом, который был снесен в советское время. Видимо, как антихудожественный.

Фрески храма Святого Георгия

Могила Нины — внутри, в правой части алтаря. Особенных ограничений на посещение нет, разве что фотографировать не разрешают.

Есть ещё одна могила, менее знаменитая. В 1803 году в этом храме был захоронен прах генерала Василия Гулякова — того самого, что разбил дагестанцев на Иори, а потом брал штурмом Белоканы. Надгробная доска с надписью от генерала Цицианова вмурована в опорный столб — северный из двух центральных.

Если пройти на восток за храм, там будет хорошая смотровая площадка и спуск по лестнице вниз, к роднику Святой Нины. Со смотровой площадке хорошо видна Алазанская долина и по этому поводу один журнал еще в XIX веке написал так: Покойный государь Александр III, будучи в Сигнахе в 1888 г., любуясь этим видом воскликнул: "Видели ли мы что-нибудь подобное в Швейцарии!?" .

Собор Святой Нины — большой и интересный собор, который начали строить где-то после 2010 года и строили очень долго. Он был открыт только весной 2019 года, хотя его интерьеры пока не оформлены, как надо. Заказчики и архитекторы подошли к делу с душой. Собор построен в стиле соборов Х века: это триконх, напоминающий или Баграти, но немного в своём стиле. У него три апсиды, а западный неф разделён двумя рядами колонн. Авторам хватило ума не воспроизводить типовые храмы XII века. Экстерьер храма тоже нетривиален, с облицовкой из очень пористого известняка, в который вмурованы украшения из более плотного камня. Общая гамма собора серовато-розовая. Этот собор можно внести в десятку достижений современной архитектуры.

Собор Святой Нины

Источник Святой Нины — это важнейшая достопримечательность монастыря, и сюда часто приезжают набрать воды или погрузиться в эту воду. Спуск к источнику начинается от смотровой площадки, что сразу к востоку от храма Георгия. Сразу предупреждаю — спускаться придётся далеко, и подниматься обратно тоже будет нелегко. К роднику есть автомобильная дорога, однако состояние её нехорошее, так что некоторые машины там не пройдут, а некоторые пройдут только вниз. Что касается родника, то он представляет собой кирпичное сооружение: сверху находится храм Завулона и Сосаны (родитлей Нины), а под ним — собственно бассейн. Туда ведёт арка, перекрытая занавеской. Пускают по очереди то мужчин, то женщин. Вода очень холодная. Обычно присутствует небольшая очередь - человек в десять.

К сожалению, в 2015-2019 году сюда стали возить всех подряд, и уже был случай, когда какая-то группа приехала просто искупаться и встала в очередь прямо в купальниках. Получился небольшой скандал.

По какой-то причине Бодбе был основательно забыт ещё в 2010-2013 году и мало кто обращал на него внимание кроме паломников, но маркетологи 2015-2018 года распиарили его на весь интернет. Связано это с тем, что через Сигнахи пролегает самая удобная для водителей дорога на Кахетию, поэтому фирмы любят возить группы по маршруту Тбилиси-Сигнахи-Кварели. Маршрут это скучный, и для оживляжа людей завозят в Бодбе. Так монастырь стал обязательным пунктом самых попсовых кахетинских экскурсий. Он даже стал чем-то вроде маркера попсовости.

Как добраться

Самостоятельно попасть в Бодбе несложно, хотя потребуется приложить некоторое мозговое усилие. Например, можно в Тбилиси сесть на маршрутку до Сигнахи , и выйти перед Сигнахи, у поворота на Бодбе. Сложность в том, что со стороны Тбилиси поворот обозначен плохо и его легко проскочить даже тому, кто бывал тут неоднократно. Заранее попросите маршруточника остановить на этом повороте. Может быть, он его угадает. Если вы все же проскочили поворот и въехали в Сигнахи — ничего страшного. Из Сигнахи до монастыря всего два километра — сначала по дороге на Тбилиси, потом налево у указателя.

Что есть рядом

Совсем рядом Сигнахи . Неподалеку находится село Мирзаани с , но попасть туда можно или на такси, или вообще непонятно как. Дорога весьма запутанна. Все прочие интересные места уже сильно дальше.

Похожие публикации