Афон святая гора монастырь ставроникита. Трудности и испытания в истории монастыря

Ставроникитский монастырь , расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, между монастырями Пантократор и Иверский, занимает пятнадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей Афона. Основание его датируется началом XI века, при этом разные предания не сходятся в определении личности основателя обители.

Достаточно широко распространенная версия считает основателем монастыря служившего императору Иоанну Цимиски полководца Никифора Ставроникиту, именем которого и названа обитель. Другая точка зрения, менее правдоподобная, упоминает двух монахов, Ставро и Никиту, в качестве первых ктиторов монастыря. Соединение их имен очевидно и дало название обители. Также существует ещё одна версия, хоть и довольно туманная, но считаемая наиболее правдоподобной, которая приписывает основание обители некому иноку Никите, который либо поставил крест в нынешнем месте нахождении монастыря, или же праздновал именины на следующий день после праздника Воздвижения Креста Господня, то есть 14 сентября. Таким образом, в обоих случаях соединяются его имя и крест («ставрос» по-гречески), что и дало имя обители.

Помимо этих предположений, достоверным фактом является то, что уже в 1012 году Ставроникитский монастырь упоминается в документе прота Никифора, в то время как в более поздних документах он проходит как «Стравоникита», что обычно считается искажением названия «Ставроникита», которое за ним и закрепилось.

История обители не была особенно гладкой, так как уже с середины XII века она попала под власть Кутлумушева монастыря. Различные причины, среди которых и многочисленные пиратские набеги, сделали невозможным выживание Ставроникиты как независимого монастыря и привели к его запустению. За его присоединением к Кутлумушу последовало присоединение к Филофееву монастырю. У Филофеева монастыря его выкупил Григорий, настоятель Гиромерийского (Феспротия, район Западной Греции) монастыря в 1533 гаду. Очень скоро (в 1536 году), Константинопольский патриарх Иеремия I, бывший личным другом Григория, закрепил за монастырем его владения, вернув обитель из разряда келлий в разряд монастырей.

Вскоре, а именно в 1540 году, работы по реконструкции монастыря остановились из-за смерти Григория, но были продолжены патриархом Иеремией (1522 — 1546), который заботился о поиске нового настоятеля и переходе монастыря с идиоритмической на общежительную систему, в то время, когда большинство монастырей Афона жило на принципах идиоритмии.

В начале XVII века (в 1607 году’) Ставроникитский монастырь вновь проходит испытание пожаром, который приносит ему огромные бедствия. Возрождение обители стало возможным благодаря различным благотворителям, главными из которых были правители Валахии Щербан 1 Кантакузин и Александру VI Гика. Но несмотря на все богатые пожертвования, которые поступали в Ставроникитский монастырь на протяжении всего XVII века, в середине XVIII века, а именно в 1741 году, монастырь опять стал жертвой большого пожара.

Испытания монастыря на этом не закончились, ему пришлось пройти ещё через три пожара, самым сильным из которых был пожар 1879 года, после которого развитие монастыря значительно замедлилось. Все эти бедствия привели к тому, что Ставроникитская обитель осталась одним из самых маленьких монастырей Афона, как по площади, так и по числу насельников. Тем не менее, Ставроникитский монастырь был в какой-то степени первопроходцем, когда в 1968 году смог вернуться к общежительной системе, указав тем самым путь и остальным монастырям Святой Горы, которые вскоре последовали его примеру. Фрески, часть переносных икон, а также и изображения двунадесятых праздников на иконостасе являются работами Феофана Критского и датируются 1546 годом. Резной деревянный иконостас был создан в 1743 году.

Колокольня монастыря расположена в его юго-восточном корпусе, при этом здесь, в отличие от большинства святогорских обителей, не имеется фиала водосвятия. Трапезная также находится в юго-восточном корпусе и украшена фресками, приписываемыми Феофану Критскому. Кухня находится рядом с трапезной, она была перестроена в 1998 году.

имеет семь часовен, пять из которых расположены на территории монастыря и две за его пределами. В часовне святого Иоанна Предтечи (Продрома), находящейся на территории обители, недалеко от трапезной, имеются фрески 1546 года, которые тоже относятся к работам Феофана Критского.

Кельи монахов находятся в основном в западном корпусе монастыря, имеются они и в восточном и северном его корпусах. Архондарик находится на третьем этаже северного корпусе. Ставроникитский монастырь располагает аптекой, больницей и стоматологическим кабинетом, а ещё пошивочной и сапожной мастерскими, свечным и просфорным производством.

В ризнице монастыря хранится множество реликвий, таких как религиозные сосуды, облачения, кресты и деревянные резные скульптуры, а также большое количество святых мощей. К наиболее важным реликвиям обители относится и хранящаяся в кафоликоне мозаичная икона святителя Николая Устричного По монастырскому Преданию, икону подняли рыбаки со дна моря в 1589 году, при этом обнаружившие, что раковина устрицы (отсюда и название иконы) прилепилась на лбу святителя Николая. Но когда рыбаки оторвали раковину от лица святого, по лбу его выступила кровь. Икона датируется концом XIII века, и предполагается, что она пролежала на дне более 200 лет.

В библиотеке монастыря хранятся множество печатных книг, а также 171 рукопись, 58 из которых написаны па пергаменте, при этом некоторые проилюстрированы и считаются весьма ценными.

Обители принадлежат восемь келлий, одна из которых, келлия Всех Святых, является представительством монастыря в Кареях. К его экзартимам относятся также более 30 калив в местечке Капсала. Пристань обители очень живописна и находится совсем рядом с монастырём.

Сегодня насчитывает около 40 монахов братии, живущих в самом монастыре и его экзартимах.

    Гомеровская Греция

    Семейный лагерь в Греции

    Каждый родитель хочет дать своему ребенку все самое лучшее, сделать детство самым-самым. Поэтому, нет ничего удивительного в том, что часто поднимается тема семейного отдых. Это лагерь для семей, желающих провести каникулы и отпуск максимально полезно, интересно, творчески, и при этом качественно отдохнуть от городской суеты, усталости и стресса. Посвятить всё время общению с детьми, супругом, собой.

    Святой Монастырь Симонопетра

    Симонопетров монастырь (“Симонопетра” или “Симонос Петра” означает по-гречески “Симонов камень”), расположенный на западной стороне Афонского полуострова, занимает сегодня тринадцатое место в иерархии двадцати главенствующих монастырей. В 1394 году, согласно Третьему Типикону Святой Горы, обитель занимала двадцать третье место. Во время турецкого владычества очень распространённым было укороченное название монастыря, “Симопетра”.

    Додеканес

    Юго-восток Эгейского архипелага занимает группа островов, которую объединяют под общим названием Додеканес, то есть «Двенадцать островов». Греческое название островов отличается от русского (с ударением на последнем слоге): Додеканисос, так как топоним образован от «додекада» (дюжина).

    Легендарный остров Понтикониси

Монастырь Ставроникита (греч. «Ιερά Μονή Σταυρονικήτα»), 15 в диптихе афонских монастырей, посвящен святому Николаю Чудотворцу. Располагается на северо-восточной стороне Святой Горы Афон, на скале возле берега моря.

Нынешнее название монастыря, согласно одной из афонских традиций, возникло в результате соединения имен двух монахов – Ставрос (Σταύρος) и Никитас (Νικήτας). Прежде чем начать строительство монастыря, они проживали в двух кельях в здешних местах. Другая традиция считает основателем монастыря Никифора Ставроникиту, военачальника императора Иоанна Цимисхия, который оставил монастырю свое имя. Есть и третья версия, согласно которой монастырь был построен патрикием Никитой, который праздновал свои именины 15 сентября. На следующий день после Воздвижения Честного Креста (14 сентября): в результате соединения слова «крест» (σταυρός) и имени ктитора и возникло название монастыря.

Основание монастыря теряется в сообщениях многих традиции. Однако из документа прота Никифора (1012) явствует, что старинный монастырь с таким названием существовал с начала XI века. Этот и три других документа подписал «Никифор, монах Стравоникиты». Энклитическое послание Павла Ксиропотамского (1016) подписывает то же лицо, но как монах «Ставроникиты» – вариант, получивший преобладание вплоть до настоящего времени. Эти и последующие письменные свидетельства подтверждают точку зрения, согласно которой Ставроникитский монастырь был в числе множества афонских монастырей. Они были основаны уже в первые годы организованной монашеской жизни на Афоне.

Главный соборный храм монастыря, посвященный Святому Николаю, – самый малый из соборов всех афонских монастырей. Он был построен в середине XVI века на месте более раннего собора Богородицы.Собор находится к востоку от монастырского двора. Он располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546).

На территории Ставроникиты пять параклисов: Иоанна Крестителя, праведной Анны, Архангелов, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», мч. Елевферия.

Ставроникитскому Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее.

В соборе монастыря (в правой проскиниме) хранится известная чудотворная икона «Стридас» – мозаичный образ святителя Николая Чудотворца . С обретением иконы связано предание. В XVI веке рыбак выловил образ из моря, вероятно, его выкинули иконоборцы в IX веке. Более 700 лет пролежала икона в воде, но при этом прекрасно сохранилась. На лике святителя была раковина, когда ее отделили, то на этом месте осталась язва, как на теле. Из раковины было сделано блюдо для Богородичных просфор и панагия, переданная в дар Патриарху всея Руси Иову, затем затерявшаяся во время революции. В левой проскиниме имеется икона Иоанна Крестителя(второй покровитель монастыря), которому по преданию был посвященный храм.

Святыни : Паломники могут приклониться к частице мощей Свт. Николая Чудотворца, миро от Святителя Николая, частям мощей Иоанна Предтечи, первомч. архидиак. Стефана, прав. Анны, св. Фоки, мучеников, в Никомидии пострадавших, свтт. Амвросия Медиоланского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, вмчч. Артемия и Пантелеимона, свв. бессрр. Космы и Дамиана, мчч. Карпа, еп. Фиатирского, Папилы диакона, мчч. Елевферия и Трифона, мц. Параскевы, прп. Феодора Стратилата и частью Животворящего Креста.

Паломничество на Афон - Ставроникитский монастырь
Чтобы посетить монастырь Ставроникита Святой Горы, паломнику необходимо получить разрешение, визу на въезд на Афон – так называемый диамонитирион , который нужно предварительно заказывать заранее с помощью нашего сервиса.
«ГЕНИКО » диамонитирион (общее разрешение на 20 монастырей) - дает право оставаться на ночлег в любом монастыре Святой Горы (при наличии свободных мест). Можем оказать содействие в организации размещения в монастыре и забронировать места для ночлега .
Паломники желающие посетить монастыри Афона, которые располагаются на восточном побережье (м.Хиландар - м.Эсфигмен - м.Ватопед - м.Пантократор - м.Ставроникита - м.Иверон - м.Каракал – Морфону), могут отправиться на скоростном катере из поселка Иериссос. При этом необходимо заранее зарезервировать места на скоростной катер и следует предупреждать нашу службу, позоботиться для того чтобы получить диамотирион у капитана парома при посадке на катер в п.Иериссос.
Паломники могут добраться до Ставроникитскоого Монастыря а)паромом из поселка Иериссос; б) на маршрутке из Кареи(административная столица Афона); в)пешком от Кареи 1 час 10мин ходьбы, или от м. Пантократора 1 час ходьбы.

Осн. в 1541 г., престольный праздник 6/19 декабря, в день свт. Николая Чудотворца. Игумен: архим. Тихон. Тел. и факс (30-377) 23255.

Ставроникита

Ставроникитский монастырь стоит на площадке скалы у моря, приблизительно посредине северо-восточного побережья полуострова, между Иверским и Пантократоровым монастырями. От Кареи сюда можно дойти примерно за полутора часа. Монастырь отмечает праздник Святого Николая (6 декабря).

Нынешнее название монастыря, согласно одной из афонских традиций, возникло в результате соединения имен двух монахов – Ставра и Никиты, которые прежде, чем начать строительство монастыря, проживали соответственно в двух кельях в здешних местах. Другая традиция считает основателем монастыря некоего Никифора Ставроникиту, военачальника императора Иоанна Цимисхия, который и оставил монастырю свое имя. Наконец, ответ на вопрос о названии монастыря претендует дать и третья версия, согласно которой монастырь был построен патрикием Никитой, который праздновал свои именины 15 сентября, т.е. на следующий день после Воздвижения Честного Креста (14 сентября): в результате соединения слова «крест» (stauros) и имени ктитора и возникло название монастыря.

Ставроникита

Однако кроме этого названия, которое стало преобладающим в настоящее время, в старинных документах монастырь называется также монастырем Богородицы, а еще чаще Стравоникитским, что может быть либо изначальным вариантом, либо искажением нынешнего названия. Однако ни в коем случае не верно название «Харитонов», как полагают некоторые, относя последнее к XIV веку, поскольку известно, что в те времена так назывался только Кутлумушев монастырь в честь носившего это имя его деятельного настоятеля, о чем уже говорилось в соответствующем месте.

Из вышесказанного следует, что основание монастыря теряется в сообщениях множества разных традиции. Однако из документа прота Никифора (1012) явствует, что старинный монастырь с таким названием существовал, по крайней мере, с начала XI века. Этот, а также три других, почти современных ему документа в числе других подписал «Никифор, монах Стравоникиты», а энклитическое послание Павла Ксиропотамского (1016) подписывает то же лицо, но как монах «Ставроникиты» – вариант, получивши1 преобладание вплоть до настоящего времени. Эти, а также другие, последующие письменные свидетельства подтверждают точку зрения, согласно которой Ставроникитский монастырь, несомненно, был в числе множества афонских монастырей, которые были основаны уже в первые годы организованной монашеской жизни на Афоне.

Ставроникита

Этот первый период истории монастыря, который жил тогда обычной жизнью, продолжался до XII или начала XIII века, когда монастырь пришел в полное запустение, как и множество других афонских монастырей. Причинами этого запустения были частые пиратские набеги, имевшие место в различных частях Эгейского моря и в особенности на Афоне, а также последовавшее после IV крестового похода латинское владычество (1204-1261), приведшее к известным последствиям на всей территории империи. Опустевшим в то время монастырем, согласно афонским документам, в течение незначительного времени управлял прот Афона, а затем монастырь принадлежал последовательно Кутлумушеву и Филофеевому монастырям.

Затем Филофеев монастырь продал его в качестве «кафизмы» настоятелю Гиромерийского (Феспротия) монастыря Григорию вместе со всеми постройками и земельными владениями (1533). Соответствующая грамота, данная несколько лет спустя (1536) другом Григория патриархом Константинопольским Иеремией I, снова вернула опустившийся по разряда кельи Ставроникитский монастырь в чин монастыря, и таким образом число афонских монастырей увеличилось с 19 до 20.

Ставроникита

Григорий Гиромерийский (как зачастую называют его документы) вскоре оставил свой собственный монастырь и поселился на Афоне, где всячески заботился о пришедшем в запустение Ставроникитском монастыре, который он окружил стенами, построил много келий и собор. Кроме того, по причине увеличения числа монахов, Григорий позаботился о присоединии к нему опустевшего монидрия Факина, принадлежавшего ранее Пантократорову монастырю.

После смерти Григория (1540) из любви и почтения к нему труд по восстановлению монастыря продолжил сам патриарх Иеремия.

Более подробные сведения о восстановлении монастыря и его положении в это время можно почерпнуть из двух документов Иеремии – в его «Очерке» и в «Завещании». Здесь мы в частности узнаем, что, несмотря на идиоритмию, которая становилась все более распространенным образом жизни в афонских монастырях, Ставроникитский монастырь был основан и действовал как общежительный, причем хорошо организованный монастырь.

В истории монастыря начинается второй период, полный разного рода испытаний, вызванных главным образом материальными трудностями, незначительным числом монахов и двумя большими пожарами.

Ставроникита

Действительно, характерной чертой Ставроникитского монастыря всегда было его довольно ограниченное имущество и незначительное число монахов в сравнении с другими афонскими монастырями. Однако как новосозданному монастырю ему оказывали помощь Священный Кинот, «архонт» Сервопулос (1612), иеромонах Марк (1614), старейшины острова Кеос (1628), супруга Фомы Клада Куртесса (1630), господарь Влахии Александр Гикас (1727-1740) и другие личности, купившие для монастыря на свои средства многие подворья и земельные владения или посылавшие ему деньги и другие дары. Таким образом, монастырь смог существовать все эти годы и в какой-то степени восстановить свои немногочисленные экзартимы, получив в то же время некоторые другие.

Однако разного рода обстоятельства время от времени препятствовали развитию монастыря. Прежде всего таковыми явились непрестанные споры с соседними монастырями и кельями, прежде всего с Кутлумушевым, из-за границ и земельных владений. Кроме того, имели место столь пагубные для афонских монастырей пожары. Один из них, во время которого сгорел весь монастырь, за исключением его официальных документов, имел место в 1607 году, а другой, столь же сильный, – в 1741 году. Однако после этих пожаров монахи проявили значительную активность и смогли, опираясь также на помощь извне, что неоднократно наблюдалось и в истории других монастырей, устранить нанесенный монастырю ущерб. В частности, тогда был реконструирован собор (1628), построен знаменитый водопровод (1680), расширена трапезная (1770), построены часовни Архангельская, Святого Дионисия на кладбище и Святых Пяти Мучеников к северо-западу от монастыря.

Ставроникита

Во время Национально-освободительной войны 1821 года Ставроникитский монастырь, как и весь Афон, подвергся тяжким испытаниям. Материальное состояние монастыря было весьма плачевным по причине чрезмерно высоких долгов и участия монастыря в общенародной борьбе, причем монахи покидали Афон, либо спасаясь от ворвавшихся на его территорию турок, либо оказывая поддержку восставшим в борьбе против захватчиков. Таким образом, Ставроникитский монастырь (как и некоторые другие монастыри) и его подворья в придунайских княжествах и других местах снова пришли в запустение.

Такое положение продолжалось в течение десяти лет, после чего турки ушли с Афона, а его выжившие прежние монахи стали возвращаться сюда.

Однако последующий подъем монастыря был прерван новыми бедствиями, которые сделали напрасными все труды и борьбу прежних лет. Ряд пожаров, обрушившихся на монастырь друг за другом в 1864, 1874 и 1879 годах, нанес серьезный ущерб. Монастырь был восстановлен, однако монахи оказались в тяжелых долгах, что привело впоследствии к упадку монастыря, который снова оказался под опекой Священного Кинота.

Из этого трудного положения монастырю удалось выйти благодаря ее деятельному проистамену Феофилу, бывшему прежде архимандритом Ватопедского монастыря, хотя при этом и не произошло существенных изменений в течение более длительного времени, что имело место только в последние годы, когда монастырь был преобразован в общежительный, причем ликвидация монастыря казалась неминуемой со дня на день.

Что касается строений, Ставроникитский монастырь – самый малый по площади из 20 афонских монастырей. Характерна его высокая зубчатая башня, которая видна издали и кажется вросшей во вход, став непрестанным стражем и дозорным.

Вид на собор монастыря

Монастырский собор , посвященный Святому Николаю, – самый малый из соборов всех афонских монастырей. Он был построен приблизительно в середине XVI века на месте более раннего собора Богородицы и реконструирован в 1627-1628 годах. Нартекс его построен после 1630 года. Собор находится к востоку от очень узкого монастырского двора и располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546). На этих фресках можно видеть также портрет патриарха Иеремии I, который изображен как ктитор с подобием храма в руках. замечательный резной деревянный иконостас храма был создан, согласно содержащейся на нем надписи, в 1743 году, когда настоятелем монастыря был Григорий с Хиоса.

Кроме собора, монастырь располагает несколькими часовнями на своей территории и за ее пределами в экзартимах. Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее.

Трапезная встроена в верхний этаж южной стороны и содержит замечательные фрески (по всей вероятности, критской школы).

Ставроникита

Из монастырских регалий следует упомянуть очень интересную мозаичную икону Святого Николая Устричного (устрица впилась в лоб святому, когда он был найден рыбаками в море), которая хранится в соборе, интересный Додекаорт на иконостасе (1546), фрагменты святых реликвий, старинные священные ризы, церковную утварь и др.

Библиотека располагается в помещении нижнего этажа собора и содержит 171 рукопись, 58 из которых, а также 3 литургических свитка написаны на пергаменте. Из рукописей выделяются некоторые иллюстрированные (напр., №№ 43, 50, 56 и др.) с богатым декором. Кроме того, здесь есть значительное число печатных книг.

Ставроникитский монастырь – первый монастырь, изменивший образ жизни в последние годы, став из идиоритмическоro общежительным, чему последовали и другие монастыри. Монастырь насчитывает около 50 монахов, которые проживают на его территории и за ее пределами, и занимает пятнадцатое место в иерархии 20 афонских монастырей.

Предание

Икона святителя Николая Чудотворца «Стриедас»

В монастыре хранится одна удивительная святыня - чудотворная мозаичная икона святителя Николая Чудотворца «Стриедас» (по-гречески «Раковина»). После восстановления монастыря настоятелем Григорием некий рыбак выловил в море своею сетью этот святой образ, на котором (на челе святителя) он обнаружил приросшую крупную устричную раковину.

Предание гласит, что в море икону бросили в IX веке иконоборцы. Следовательно, она пролежала там невредимой более семисот лет! Из моря ее достали в прекрасном состоянии, но после того как от нее отделили раковину, на челе святого Николая осталась глубокая кровоточащая (будто на живом теле) язва. Раковину отдали Патриарху Иеремии. Он велел сделать из половины ее раковины богослужебное блюдо, предназначенное для богородичной просфоры, а из второй половины была изготовлена и впоследствии преподнесена в дар Патриарху всея Руси Иову панагия с изображением Вознесения Господня.

Дар этот Иов получил после Собора в Константинополе, на котором было принято решение возвести митрополита Московского в Патриаршее достоинство. Панагия передавалась Патриархами всея Руси из поколение в поколение, но в годы революционного лихолетья в России ее следы теряются.

Вконтакте

Монастырь Ставроникита

Обитель Ставроникита занимает пятнадцатое место в иерархии афонских монастырей. Монастырь расположен на северо-востоке полуострова, между монастырями Иверский и Пантократор, примерно в пяти километрах от столицы Афона Карей. Ставроникита возвышается каменной громадой на краю небольшого скалистого мыса и с моря виден очень далеко. Это самый скромный своими размерами монастырь на Святой Горе.

Существуют разные предания, связанные с возникновением этого монастыря, причем ни одно из них не считается бесспорным. Историки сходятся лишь в том, что с самых ранних времен здесь стояла келья. По мнению некоторых исследователей, основателями монастыря были двое монахов – иноки Ставрос и Никита, жившие в этих местах. Другие полагают, что монастырь создан трудами придворного императора Иоанна Цимисхия – Никифора Ставроникиты. Третье предание повествует об иноке Никите, чьим занятием было изготовление деревянных крестов. Слово «ставроникита» состоит из двух частей «крест» (по-гречески ставрос) и православного имени Никита.

Из указа, подписанного Протом Никифором в 1012 году, явствует, что этот монастырь, первоначально освященный в честь святого Иоанна Предтечи, а впоследствии в честь Пресвятой Богородицы, к тому времени существовал как обитель со своим уставом и традициями.

После латинской оккупации 1214 – 1261 годов и бесчисленных пиратских набегов обитель некоторое время пустовала.

В XIII веке монастырь Ставроникита был подчинен монастырю Кутлумуш, от которого в XVI веке перешел к обители Филофей. В 1533 году игумен Геромерийского монастыря в Феспротии, Григорий, выкупил Ставроникиту у Филофея и принялся за работу по его оживлению. При Григории Ставроникита снова получил статус монастыря. Григорий и Патриарх Константинопольский Иеремия I прилежно трудились, расширяя и восстанавливая полуразрушенные постройки. Благодаря обретению на его месте иконы Николая Чудотворца в XIII–VIV веках соборный храм был освящен во имя этого святого.

В 1541 году Константинопольский Патриарх Иеремия оказал монастырю значительную финансовую помощь для его восстановления. Он обеспечил Ставроникиту подворьями в Кассандре и на острове Лемнос. Монастырь вновь возвратился к общежительному уставу. Строительство собора завершилось за пять лет, в 1546 году, когда он был украшен фресками известного представителя Критской школы Феофана и его сына Симеона.

В благодарность за помощь братия изобразила Патриарха на западной стене соборного храма. На фреске он изображен с небольшой копией построенного им собора святителя Николая.

В последующие годы обитель несколько раз горела и восстанавливалась. В 1607 году в Ставрониките вспыхнул пожар, уничтоживший почти все – уцелела лишь часть архивов. После этого бедствия монастырь стал особножительным. В XVIII веке Молдовалахский господарь Александр Гика даровал обители монастырь святых апостолов в Бухаресте. Монастырь горел снова в 1741, 1864, 1874 годах.

В дальнейшем, монастырь не избежал запустения в период греческого освободительного восстания.

Последний пожар в 1879 году был наиболее разрушительным. Подобно другим монастырям, Ставроникита был приведен в бедственное состояние чрезмерными налогами, которыми обложили обитель турки. Его долг оплатил в результате сверхчеловеческих усилий игумен Ватопедского монастыря Феофил.

Осложнила ситуацию конфискация монастырских владений за пределами Афона в конце XIX – начале XX веков.

К 1967 году в Ставрониките оставалось всего четыре монаха, но в 1968 году обитель пополнилась новой братией молодых и образованных монахов и преобразовалась в общежительную. После этого игумену предложили в срочном порядке занять Ивирон, который в это время неожиданно освободился. Игумен отобрал лучших из братии и сформировал новое братство Ивирона.

Главный собор монастыря назван в честь святителя Николая Чудотворца и является самым маленьким из всех монастырских храмов, как и сам Ставроникита – меньший из всех монастырей. Этот собор был построен в XVI веке на месте, где раньше стояла церковь в честь Пресвятой Богородицы. Соборный храм обители украшают фрески Феофана Критского (фрески его работы также сохранились в трапезной).

На территории Ставроникиты пять параклисов: Иоанна Крестителя, праведной Анны,

Архангелов, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», мученика Елевферия.

У Ставроникиты имеется еще несколько небольших храмов и часовен, а также тридцать три каливы в селении Капсала.

Монастырь обнесен каменной крепостной стеной с высокой башней, стены завершают келейные постройки монастыря.

Слева от входа в монастырь расположены водопровод и открытые емкости для хранения воды. Они были построены в период с 1679 по 1688 годы на пожертвования венгерского правителя Сербана Кантакузина.

Главная святыня монастыря Ставроникита – чудотворная мозаичная икона святителя Николая. В 1545 году, когда настоятель Григорий восстановил монастырь, один рыбак выловил сетью эту икону, к которой приросла крупная устричная раковина. Из-за этого икона получила название Никола Устричный (Стридис). Предание о Николе Устричном имеет несколько версий. Согласно одной версии, эта икона была брошена в море иконоборцами в девятом веке и чудесным образом пролежала там невредимой более семисот лет. Согласно другой версии, эту икону забрали пираты во время набега, но попали в бурю около монастыря и потонули.

Из створок приросшей к иконе перламутровой раковины Патриарх Иеремия II повелел сделать блюдце для части Богородичной просфоры, а из другой – драгоценную панагию, которой впоследствии он благословил Московского Патриарха Иова.

Также в число монастырских святынь входят: часть Животворящего Креста Господня, частицы мощей Иоанна Предтечи, первомученика архидиакона Стефана, праведной Анны, святителя Николая Чудотворца, святого Фоки, мучеников, в Никомидии пострадавших; святителей Амвросия Медиоланского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова; великомучеников Артемия и Пантелеимона, святых бессребреников Космы и Дамиана, мучеников Карпа, епископа Фиатирского, диакона Папилы, мучеников Елевферия и Трифона, мученицы Параскевы, преподобного Феодора Стратилата, 40 мучеников Севастийских; святого Иоасафа, царевича Индийского, а также миро святого Димитрия Солунского и миро святителя Николая Чудотворца.

В библиотеке монастыря Ставроникита хранится Псалтирь, которая будто бы была собственностью святителя Иоанна Златоуста.

Сегодня в монастыре живут 30 монахов.

Из книги Святая Анна автора Филимонова Л. В.

Из книги Грейс Келли. Принцесса Монако автора Мишаненкова Екатерина Александровна

5. Монастырь Я - не экстраверт, но и не отношусь к людям недоброжелательным. Мне не свойственны повышенная эмоциональность и чрезмерная общительность, но не люблю читать о себе, что я - бесчувственная и необщительная. Я не считаю себя такой. Осенью 1934 года родители

Из книги «Волшебные места, где я живу душой…» [Пушкинские сады и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Святогорский монастырь Ветер дышит всё спокойней. Ночка майская светла. Месяц встал над колокольней И глядится в купола. Утопает в цвете вишен Монастырь в Святых Горах. Звук молитв полночных слышен. Эхо их - в иных мирах. Над могилою поэта Пролегает Млечный путь. В волнах

Из книги Старец Паисий Святогорец: Свидетельства паломников автора Зурнатзоглу Николаос

Из книги Афон и его святыни автора Маркова Анна А.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед второй по почитанию после Лавры преподобного Афанасия в иерархии святогорских монастырей. Этот монастырь – один из самых древних, богатых и обширных на Святой Горе. Он расположен на восточном побережье полуострова между

Из книги Пушкинский некрополь автора Гейченко Семен Степанович

Иверский монастырь Иверский монастырь, иначе называемый Ивирон, занимает третье место в святогорской иерархии. Эта обитель расположена в полутора часах ходьбы от Карей. Монастырь стоит в небольшой красивой бухте с видом на море.Невдалеке от монастыря на морском берегу

Из книги автора

Монастырь Костамонит Обитель Костамонит занимает последнее, двадцатое, место в святогорской монастырской иерархии. Но это обстоятельство никак не умаляет достоинство, и в самом деле, небольшой обители. Монастырь Костамонит расположен в лесу на юго-западном склоне

Из книги автора

Данилов монастырь Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас, Мы все сойдем под вечны своды - И чей-нибудь уж близок час. А. С. Пушкин Расположен Данилов монастырь на юге Москвы, в районе Даниловской площади (площади Серпуховской заставы). Основан он в 1282 году

Из книги автора

Новоспасский монастырь И мне печаль могил понятна и близка, И я родным преданьям внемлю. И. Бунин Монастырь этот существует с 1490–1491 годов на месте Васильцева стана на левом берегу Москвы-реки, у нынешнего Новоспасского моста. Пройти к монастырю ближе всего от станции

Из книги автора

Покровский монастырь Вес тихо: мертвый сон в обители глухой. Но здесь живет воспоминанье: И путник, опершись на камень гробовой, Вкушает сладкое мечтанье. К. Батюшков Покровский (Покрова Пресвятыя Богородицы) монастырь находился возле Абельмановской заставы (Таганская

Из книги автора

Симонов монастырь Мне так сочувственны могилы, В земле так много моего, Увядших благ, увядшей силы, Что мне кладбище – берег милый, Что мне приветлив вид его. П. А. Вяземский Симонов монастырь расположен в юго-восточной части Москвы, неподалеку от станции метро

Из книги автора

Донской монастырь Бантыш-Каменский Дмитрий Николаевич (1788–1850) – историкБулгакова Екатерина Александровна (р. 1811) – фрейлинаБулгакова Наталья Васильевна (1785–1841) – ее матьБюлер Федор Андреевич (1821–1896) – барон, действительный тайный советникВасильчикова Александра

Из книги автора

Данилов монастырь Арсеньев Дмитрий Николаевич (1779–1846) – полковник, камергерВенелин (Хуиа) Юрий Иванович (1802–1839) – филолог-славистДмитриев Михаил Александрович (1796–1861) – поэт, племянник поэта-баснописца И. И. ДмитриеваЗавалишин Дмитрий Иринархович (1804–1892) –

Из книги автора

Новоспасский монастырь Балк-Полев Петр Федорович (1777–1849) – русский посланник в Бразилии, действительный тайный советникБоборыкина Мария Дмитриевна (1782–1871) – знакомая КарамзиныхГагарин Иван Алексеевич (1771–1832) – князь, действительный тайный советник, сенатор, муж

Из книги автора

Покровский монастырь Батурин Сергей Герасимович (1789–1856) – генерал-майор, сенатор, родственник семьи ПушкиныхБатурина Анна Николаевна (1760–1839) – его матьЛевашева Екатерина Гавриловна (ск. 1839) – двоюродная сестра декабриста И. Д. ЯкушкинаЛевашев Николай Николаевич

Из книги автора

Симонов монастырь Аксаков Сергей Тимофеевич (1791–1856) – писатель (перезахоронен на Новодевичьем юг)Аксакова Ольга Семеновна (1793–1878) – его женаБологовский Дмитрий Николаевич (1775–1852) – генерал-лейтенантВеневитинов Алексей Владимирович (1806–1872) – четвероюродный брат А.

  • Почтовый адрес, индекс – 63086 Кариес Святая Гора Афон
  • Телефон монастыря - (+30) 23770 23255
  • Факс -
  • Телефонный центр -
  • Представительство монастыря в Кариесе (Столица Афона) - (+30) 23770 23270
  • Представительство монастыря в Салониках - (+30) 2310 235826
  • Факс -
  • Престольный праздник – Святой Николай Мирликийский Чудотворец
  • Дата основания – 10-ый век
  • Иерархическое место – 15/20
  • Монастыри с которыми находятся в управлении в Парламенте Афона – Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита.
  • Общежительный строй монастыря с – 1968 года, Благословение Патриарха Афинагора Α′
  • Игумен – Священно Архимандрит Тихон (1990)
  • Количество монахов – 35 монастырских, 13 келлиотов
  • Кельи и Кафисмы (отшельнические поселения) принадлежащие монастырю – Келий, Кафисмы.

История и современность

Монастырь Ставроники́та (греч. Μονή Σταυρονικήτα) - один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 15-е место. Находится в восточной части Афонского полуострова; основан в X веке.

Своё название монастырь получил от предания о том, что на его месте когда-то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты (Ставроникита - значит «крест Никиты»). Первоначальная обитель была посвящена Иоанну Крестителю, но была полностью разрушена в эпоху Крестовых походов. Современный монастырь основал константинопольский патриарх Иеремия I. Благодаря обретению на его месте иконы Николая Чудотворца XIII- XIV вв. соборный храм был освящён во имя этого святого.

Монастырь имеет небольшие размеры, обнесён каменной крепостной стеной с высокой башней, стены завершают келейные постройки монастыря. Сегодня в монастыре живут 30 монахов.

Византийский период

Монастырь был основан в начале XI века и был назван в честь своего основателя. Примечательно, что в документах XII века отсутствуют любые упоминания об этой обители. Опустев, Ставроникита был передан в управление проту, как келья, а затем был отдан протом Кутлумушу, при условии, что тот восстановит монастырь. Уже в 1313 году Ставроникита упоминается в документах как независимая обитель, но вскоре эта независимость была утеряна вновь, так как монастырь был передан Филофею.

Турецкое владычество

В 1535 году келью Ставроникита выкупил у монастыря Филофей пришедший на Афон Григорий – игумен монастыря Гиромериу в Феспротии (Эпир). Григорию настолько понравилось это место, что он заплатил сумму в 4000 акче.

Целью Григория стало восстановление Ставроникиты и возвращение ему статуса монастыря. В 1536 году Григорию удалось не только восстановить некоторые здания, но и заручиться особым указом патриарха, с которым он был в дружеских отношениях, где говорилось, что Ставроникита является патриаршим, ставропигиальным монастырем. После смерти Григория и вследствие большого пожара монастырь вновь начал приходить в упадок. Так как парламент Святой Горы был заинтересован в том, чтобы на этом месте существовала обитель, что было обусловлено удачным местоположением, позволявшим отслеживать пиратские корабли, парламент обратился к патриарху с просьбой взять под личный контроль восстановление монастыря. Начиная с 1540 года, в Ставрониките возобновились работы по восстановлению монастыря. Новый главный храм Ставроникиты посвятили Святому Николаю, которого особо почитал патриарх. Проявлением особого благоволения патриарха стала передача Ставрониките участка земли на полуострове Кассандра. Перепись 1808 года относит к монастырю Ставроникита 48 монахов, из которых 25 жили в его стенах.

Наши дни

Для путешественников, направляющихся на северо-запад в сторону Иериссоса от монастыря Иверон, потребуется час ходьбы, чтобы добраться до монастыря Ставроникита. Этот монастырь видно издалека, так как он возвышается над морем вместе со своей высокой башней. Территория монастыря ограничена скалистым природным ландшафтом, вследствие чего эта обитель является самой маленькой на Святой Горе.

Главный храм монастыря, также самый маленький на Афоне, находится на востоке узкого центрального двора. Он был построен в 1536 году во время восстановления монастыря на месте старого храма обители, но, в то время как предыдущий храм был посвящен Богородице, новый храм посвящен святому Николаю. За исключением небольших ремонтных работ и пристройки нартекса, храм сохранился в первозданном виде до сегодняшнего дня. Небольшие размеры храма не позволили следовать закрепившемуся типу главного храма на Святой Горе. Таким образом, в этом храме нет ни ниш, ни пристроенных часовен; он был расписан в 1546 году Феофаном с острова Крит и его сыном Симеоном. Резной деревянный иконостас, согласно надписи, датирующей его, был создан в 1743 году. В главном храме хранится также чудотворная икона Святого Николая.

На территории монастыря расположены 4 часовни, одна из них посвящена Иоанну Предтече и украшена великолепными фресками. За территорией монастыря находятся ещё две часовни. Ввиду небольшой площади центрального двора здесь нет купели и трапезной, которые расположены на верхнем этаже южной стороны галереи.

К Ставрониките относятся около 34 калив поселения Капсала, расположенного южнее монастыря, на расстоянии часа ходьбы. 11 келий также подчиняются обители. Одна из двух келий в Карьесе используется как представительство.

Путеводитель по монастырю

Причал монастыря считается особенно живописным. Здесь построено двухэтажное здание, на первом этаже которого располагается мастерская. 2 каменных здания слева и справа от тропы, ведущей в монастырь, вмещают в себя соответственно ещё 2 мастерских. Поднимаясь по тропе к монастырю, паломник проходит через кладбищенский храм, посвященный Святому Дмитрию. Недавно в этом храме старый притвор был заменён на новый, более просторный. Две колонны старого притвора сегодня можно увидеть в ограждении территории храма. В самом храме присутствуют фрески 1798 года, созданные на средства проигумена Дионисия с острова Митилини. Под храмом располагается костница.

Вход в монастырь находится в южном крыле. Остановившись перед входом можно полюбоваться на великолепный вид Эгейского моря, а также на укрепленные стены монастыря и на каменный акведук.

Главный храм монастыря - единственный на Святой Горе, построенный не в соответствии с устоявшимся здесь архитектурным типом. Вследствие ограниченности территории, по бокам от алтарной части отсутствуют дополнительные комнаты. Храм и притвор расписаны великолепными фресками Феофана Критского.

Справа от входа в притворе изображается святой мученик Лука с острова Митилини. Над входом в главный храм через притвор изображается Христос между Богородицей и святым Николаем. Слева и справа изображаются 2 вселенских собора. В верхней части западной стены храма можно увидеть изображение Иисуса в редкой сцене Недреманное Око. На соседней стене изображается патриарх Иеремия I, как ктитор (основатель монастыря), держащим в руках макет обители. Стоит обратить внимание также нас сцену входа в Иерусалим, где Христос изображается приближающимся к Иерусалиму с правой стороны. Особо интересными считаются фигуры детей, которые постепенно снимают с себя одежду, чтобы постелить ее под ноги Спасителю. Христос Вседержитель окружён изображением ангелов. Здесь стоит обратить внимание на ангела, который изображён анфас на уровне левого плеча Вседержителя, поднявший свои руки.

На колоннах слева и справа располагаются иконы Богородицы и Христа, происходящие, скорее всего, из кельи Всех Святых (представительство монастыря в Карьесе). У правой восточной колонны в проскинитарии находится . Это мозаичная икона, выловленная сетями рыбаков монастыря. На иконе была найдена прикрепившаяся к ней устричная раковина в месте, где изображается лоб святого. Согласно преданию, когда раковину отделили от иконы, на лбу появилась рана, из которой заструилась кровь. Раковина хранится в специальном серебряном обрамлении, на котором существует надпись на славянском языке, пересказывающая строфы гимна Достойно Есть.

У восточной колонны находится икона Честного Иоанна Предтечи, предводителя монашеского войска.

Иконостас главного храма - необычайно высокий, деревянный, позолоченный, был построен в 1743 году. Здесь можно увидеть знаменитые иконы 12 праздников и Распятие Феофана Критского, которые, очевидно, ранее украшали предыдущий иконостас.

В храме царит полумрак, ощущение которого усугубляется за счёт мраморных инкрустацией в полу и стоящих повсюду подсвечников.

Колокольня находится в юго-восточном крыле, справа от входа. За счёт ограниченной территории в монастыре отсутствует купель. На территории обители существуют 5 часовен:

  • Святых Архангелов 1667 года, в южном крыле;
  • Богородицы или Животворящего Источника 1840 года, в юго-восточном крыле, где хранится примечательная икона Богородицы Платитеры;
  • Святого Элефтерия 1840 года, в юго-восточном крыле, на верхнем этаже трапезной;
  • Честного Иоанна Предтечи 1546 года, справа от трапезной, в стороне юго-восточного угла, с фресками, которые относят руке самого Феофана;
  • Святой Анны на четвёртом этаже башни, которая была построена между 1546 и 1607 годом.

За стенами монастыря, на расстоянии 10 минут пешего пути, на северо-западе, находится часовня Святых Мучеников, построенная в 1785 году. Ранее существовали также кельи, используемые, как исихастирий.

Внутренний двор монастыря является самым маленьким на всей Святой Горе Афон. В его восточной части располагается главный храм. Фактическое отсутствие внутреннего двора компенсируется пространством перед входом, где располагается акведук с водохранилищем, а перед ними - сады монастыря.

Трапезная находится на первом этаже юго-восточного крыла. Здание соединяется с часовней Честного Иоанна Предтечи. Над входом существует памятная надпись 1744 года. Фрески конхи и южной стены - работа художника Феофана.

Ризница располагается в башне, где хранятся великолепные сосуды, расшитые золотом одежды, кресты, удивительные работы из дерева и другие сокровища. Особо примечательными считаются переносные иконы: святого Николая, святого Иоанна Богослова, святых Петра и Павла, 3 иерархов, святых Андрея и Марка, Благовещение Богородицы, пророка Ильи и другие.

Библиотека находится на нижнем этаже северного крыла. Здесь хранятся 169 греческих кодексов с Богословскими, музыкальными текстами, а также с литургиями.

Башня находится сбоку от центрального входа, в центре южного крыла. Это прямоугольное сооружение высотой 25 м. После произведенного здесь ремонта, ризница была перенесена в башню, вместе с хранилищем икон.

Частицы Мощей

Частицы Мощей Святых, Праведной Анны (матери Пресвятой Богородицы), Иоанна Крестителя, частица Никомедийских мучеников (20.000 замученых), Священномучеников Фоки и Харалампия, Мучеников Трифона, Христофора, Иоасафа Царя Индийского, Великомучеников Пантелеимона и Артемия, Святой Девы Параскевы, Новомучеников Луки и Арсения Каподокийского.

Похожие публикации