Анализ прибыли до налогообложения. Анализ системы налогообложения прибыли организации (на примере ООО "Консалт Гео Групп") Крупные единовременные расходы

Налог на прибыль - источник финансовых ресурсов для развития предприятия и источник увеличения его рыночной стоимости и источник формирования доходной части федеральных и местных бюджетов.

Рассмотрим в таблице 5 динамику платежей по налогу на прибыль ИФНС №43 по г. Москве

Таблица 5

Динамика платежей по налогу на прибыль ИФНС №43 по г. Москве

Как видим из таблицы, налог на прибыль, полученный ИФНС №43 по г. Москве, растет, это говорит об эффективной работе инспекции.

В 2012 году налог на прибыль составил 354,38 млн. руб., что по сравнению с 2010 годом больше на 208,2 млн. руб. или на 242,44%.

Рассмотрим на рис.1 динамику налога на прибыль графически.

Рис. 1

Бесспорно, что существует динамика увеличения налоговых платежей в бюджеты, что может быть связано с ростом налоговой базы по налогу и всевозможных проверках бухгалтерской документации.

Чаще всего могут быть нарушения в ходе выездных проверок ИФНС № 43 по г. Москве по контролю налога на прибыль:

Непредставление налоговой декларации в определенные законом сроки;

Не введение в налоговую базу по НДС всех доходов от реализации товаров (услуг) (п.2 ст.153 НК РФ);

Отражение в счетах-фактурах ложных сведений (п.5 ст.169 НК РФ);

Снижение ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, за счет неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п.3 ст.243 НК РФ);

Невыполнение обязанности налогового агента по всесторонности перечисления налога (п.6 ст.226 НК РФ).

Налоговые санкции за нарушения налогового законодательства используются в соответствии с проводимыми проверками налоговыми органами документов налогоплательщиков, объеденных с исчислением и уплатой налогов, исследований (на основании установленных правил) любых производственных, торговых, складских и прочих помещений налогоплательщиков, связанных с получением прибыли (дохода).

При проверке верности расчета организациями налога на прибыль налоговые инспекторы следуют Временным указаниям «О порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от видов работы и формы собственности (в том числе организации особого режима работы), по соблюдению налогового законодательства, точности исчисления, полной своевременной уплаты в бюджет налога на прибыль, назначающими порядок проверки, применение документов, верность расчета частей налогооблагаемой базы».

На основании НК РФ могут быть применены определенные санкции к налогоплательщику за ошибки в исчислении налога на прибыль:

Запоздалое представление расчета по налогу на прибыль сроком до 180 дней. На основании ч. 1 ст. 119 НК РФ предусмотрено взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащего уплате на базе декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 25% данной суммы;

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налоговой системы. Если эти действия произведены в течение одного налогового периода, то размер штрафа составит 5 тыс. руб. Если эти действия произведены в течение более одного периода, то размер штрафа составит 15 тыс. руб.;

Нарушение правил составления расчета по налогу на прибыль, проявившееся в неуместном отображении в нем доходов и расходов. Взыскание штрафа - 3 тыс. руб.;

Нарушение правил составления расчета по налогу на прибыль, т.е. неотражение или неполное отражение, т.е. ошибки, способствующие к снижению размера налога. Взыскание штрафа - 5 тыс. руб.;

Неуплата или неполная уплата суммы налога на прибыль в результате занижения налоговой базы или неточного расчета размера налога по итогам налогового периода, обнаруженные при выездной проверке. Взыскание штрафа в размере 20% неуплаченного размера налога; те же действия, свершенные умышленно, повлекут взимание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога;

Невыполнение налоговыми агентами, возложенными на них законодательством о налогах и сборах обязанностей по удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджет налога на прибыль. Взыскание штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и перечислению;

Непредставление налоговой инспекции документов, необходимых для проверок правильности исчислений налога на прибыль, либо представление документов с заведомо ложными сведениями. Взыскание штрафа в размере 5 тыс. руб.;

Отказ от представления документов по запросу налогового органа, достаточных для выяснения верности исчисления налога на прибыль, или же непредставление их в установленный срок. Взыскание штрафа в объеме 5 тыс. руб.

Первопричины, по которым допускаются отмеченные нарушения, могут быть разными. Как правило, это запутанность налогового законодательства, малоопытность бухгалтеров фирм, арифметическая оплошность или же предумышленное несоблюдение.

Технические причины ухода от налогообложения заключаются в несовершенстве формы и методов контроля. Налоговая инспекция не в состоянии проверять все хозяйственные операции и контролировать точность всех бухгалтерских документов. Финансовые взыскания за данные нарушения используются идентичные.

Выявленная налогоплательщиком и внесенная в бюджет сумма налога обязательно засчитывается при составлении расчета по налогу от фактической прибыли следующего отчетного периода (нарастающим итогом с начала года). В случае, когда налогоплательщик обнаруживает занижение прибыли за предыдущие годы или истекшие периоды отчетного года, то он обязан представить в налоговую инспекцию информацию о размере заниженной прибыли, уточненный расчет налога на прибыль за предыдущие годы или истекшие периоды отчетного года, не ожидая срока представления расчета за отчетный период.

К уголовной ответственности привлекают должностных лиц налогоплательщиков, виновных в сокрытии прибыли (дохода) в крупных или особо крупных размерах, а также в уклонении от явки в органы ФНС России для дачи объяснений или отказ от дачи объяснений источников прибыли (доходов) и реальном их объеме, а равно за непредставление документации и иной информации о работе предприятий по требованию органов МНС России.

Налогоплательщики при несогласии с решением налоговой инспекции имеют право обращаться в Арбитражный суд Российской Федерации. Этот способ урегулирования конфликта с налоговой инспекцией сравнительно часто используется в нынешней практической работе, и можно отметить, что достаточно удачно в обоих направлениях.

Часто несовершенство в законодательстве и низкая компетенция налоговой инспекции является мотивом для обращения в суды, где принимаются решения необходимые для урегулировани.

Налог на прибыль

Определение 1

Налог на прибыль – это прямой налог, взимаемый с прибыли организации, компании, предприятия, банка, страховой организации и так далее.

Налог на прибыль является одним из весомых налогов в общей доли поступлений в бюджет Российской Федерации. Он составляет значимую часть бюджета не только государства, но и самой организации, являющейся налогоплательщиком налога на прибыль.

Для снижения своего налогового бремени организации необходимо использовать налоговые льготы по налогу, предоставляемые государством. На протяжении последних лет замечено нестабильное поступление налогов, как в Федеральный бюджет, так и в региональный бюджет. Это связано с ухудшением экономической ситуации в стране.

Замечание 1

Налог на прибыль предусмотрен гл. 25 НК РФ (Налоговый кодекс Российской Федерации), вступившей в силу с 1 января 2002 года.

Величина налога на прибыль напрямую зависит от конечного финансового результата деятельности организации. Из этого следует, что для целей исчисления налога на прибыль, объектом налогообложения является прибыль, возникающая в случае, когда доходы превысили расходы.

Ставка налога на прибыль

Базовая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 20%, кроме иных случаев, предусмотренных НК РФ.

Ставка 20% разделяется по уровням бюджета:

    3% идет в федеральный бюджет, а 17% зачисляется в бюджет субъектов.

    Такое распределение установлено на период с 2017 до 2020 года. До 2017 года ставка налога в размере 20% распределялась следующим образом:

    2% - поступало в федеральный бюджет, а 18% - в региональный.

    Однако, для отдельных налогоплательщиков устанавливают пониженные ставки по налогу на прибыль, но не ниже 13,5%.

Налог на прибыль организаций наибольшее влияние оказывает на бюджеты субъектов федерации, так как на данный уровень бюджета уходит 18% от общей суммы налога, рассчитанной по ставке 20%. Но учитывая, что с 2017 года этот показатель снизился до 17%, то можно ожидать увеличение поступлений в федеральный бюджет.

Анализ поступлений налога на прибыль в различные уровни бюджета РФ

Возьмем для анализа поступления налога на прибыль 2015 – 2016 годы.

  • Консолидированный бюджет РФ составил в 2015 году - 2 372 842 854 рублей.
  • Федеральный бюджет РФ составил в 2015 году - 47456857,08 рублей. В 2015 году Федеральный бюджет РФ составлял – 2 %.
  • Бюджеты субъектов федерации - 427111713,7 рублей. В 2015 году бюджеты субъектов федерации составляли – 18 %.

    Консолидированный бюджет РФ составил в 2016 году - 2 598 848 206 рублей.

  • Федеральный бюджет РФ составил в 2016 году - 51976964,12 рублей. В 2016 году Федеральный бюджет РФ составлял – 2 %.
  • Бюджеты субъектов федерации - 467792677,1 рублей. В 2016 году бюджеты субъектов федерации составляли – 18 %.

Изменение за период 2015 – 2016 годов составило:

  • Консолидированный бюджет РФ составил – 226005352 рублей.
  • Федеральный бюджет РФ составил в 2015 году - 4520107 рублей.
  • Бюджеты субъектов федерации - 40680963 рублей.

Замечание 2

В процентном соотношение поступление налога на прибыль за 2016 год увеличилось на 9,52 % по сравнению с 2015 годом. Следовательно, государство может в большем объеме осуществлять целевое финансирование различных сфер жизни общества. Однако учитывая сложную экономическую ситуацию в стране государству необходимо разработать стратегию для защиты малых, средних, а также социально значимых предприятий.

Для этого государство создает различные льготы для предприятий, которые нуждаются в поддержке. В настоящее время разработано множество методов, позволяющих достигать разумных объемов налоговых платежей.

Е.В. Попова,
аттестованный аудитор,
член Палаты налоговых консультантов
АУДИТОР
№11, 2010

В статье рассматривается методика анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль , проведение которого необходимо на этапе планирования проверки по разделу аудита «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль».

Анализ показателей бухгалтерской отчетности организаций является необходимым этапом, проводимым при планировании аудита. Целями данного этапа являются предварительная проверка отчетности, а также понимание деятельности аудируемого лица и выявление областей возможного риска, необходимые при определении характера, временных рамок и объема других аудиторских процедур.

В статье предложена методика анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, проведение которого необходимо на этапе планирования проверки по разделу аудита «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль».

Методика проведения такого анализа может быть использована аудитором также при выполнении обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях выражения негативной уверенности в заключении по результатам такой проверки. Это позволит получить достаточные надлежащие доказательства, необходимые при выражении аудитором мнения об отсутствии каких-либо фактов, которые дали бы основания полагать, что бухгалтерская (финансовая) отчетность хозяйствующего субъекта не отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение хозяйствующего субъекта на конец отчетного года и результаты его финансово-хозяйственной деятельности за отчетный год (в отношении показателей, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль).

Описанная в статье методика анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, эффективна при ее использовании в рамках планирования налогового аудита расчетов с бюджетом по налогу на прибыль. Такой анализ дает изначальное представление о возможных несоответствиях данных и «узких местах», подлежащих детальной проверке, что помогает более рациональной и эффективной организации процесса по составлению плана и программы налогового аудита.

Основными направлениями анализа показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, в целях выявления возможных несоответствий и противоречий являются:

проверка взаимоувязки соответствующих показателей бухгалтерской и налоговой отчетности, их соответствия данным регистров учета;

анализ соответствующих показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом их динамики и соотношений.

Информационная база анализа

Информационная база, используемая аудитором при анализе бухгалтерской отчетности, включает:

нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы формирования показателей бухгалтерской отчетности, отражающих расчеты по налогу на прибыль;

приказ об учетной политике организации;

регистры синтетического и аналитического учета по отдельным объектам бухгалтерского и налогового учета.

Основными нормативно-правовыми актами , применяемыми аудируемым лицом при отражении в бухгалтерской (финансовой) отчетности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, являются следующие:

Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.02 № 114н;

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н;

приказ Минфина России от 22.07.03 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» 1 ;

1 Начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 г. вступает в силу приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;

Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, утвержденные Минфином России 23.04.04, одобренные Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол от 22.04.04 № 25.

Аудируемое лицо при расчете налогооблагаемой прибыли и отражении данных в налоговой декларации по налогу на прибыль в первую очередь использует следующие основные нормативно-правовые акты:

международные соглашения и конвенции, регулирующие отдельные моменты налогообложения;

ГК РФ и НК РФ;

приказ Минфина России от 05.05.08 № 54н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения».

Ответственность за соблюдение аудируемым лицом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также за предотвращение и обнаружение фактов несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации несет руководство аудируемого лица.

Анализ учетной политики проводится аудитором на предмет правильности выбора аудируемым лицом одного из способов отражения в бухгалтерской отчетности показателей, связанных с расчетом по налогу на прибыль.

1. Согласно п. 3 ПБУ 18/02 информация о постоянных и временных разницах может формироваться в бухгалтерском учете :

на основании первичных учетных документов непосредственно по счетам бухгалтерского учета;

в ином порядке, определяемом организацией самостоятельно.

Один из предложенных способов формирования информации о постоянных и временных разницах должен быть закреплен в учетной политике организации.

2. Согласно п. 19 ПБУ 18/02 отражение отложенных налоговых активов и обязательств в бухгалтерском балансе возможно двумя способами :

развернутой суммой в активе и пассиве бухгалтерского баланса ;

сальдированной (свернутой) суммой в активе или пассиве бухгалтерского баланса.

Отражение в бухгалтерском балансе сальдированной суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

наличие в организации отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;

отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства учитываются при расчете налога на прибыль.

Один из предложенных способов отражения отложенных налогов должен быть закреплен в учетной политике организации.

3. Согласно п. 22 ПБУ 18/02 определение величины текущего налога на прибыль в целях его отражения в Отчете о прибылях и убытках может быть произведено :

на основании данных, сформированных в бухгалтерском учете в соответствии с пунктами 20 и 21 ПБУ 18/02. При этом величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль;

на основании налоговой декларации по налогу на прибыль. В этом случае величина текущего налога на прибыль должна соответствовать сумме исчисленного налога на прибыль, отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Один из предложенных способов определения текущего налога на прибыль должен быть закреплен в учетной политике организации.

При проведении анализа учетной политики для целей налогового учета аудитор должен получить представление:

о порядке ведения налогового учета, выбранном организацией (ст. 313 НК РФ);

о формах налоговых регистров, применяемых в организации (ст. 313 НК РФ).

К регистрам бухгалтерского учета , по данным которых происходит формирование показателей бухгалтерской отчетности, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, относятся:

данные по счету 99 «Прибыли и убытки» (обороты счета и сальдо на конец проверяемого периода);

данные по счету 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль» (обороты счета и сальдо на конец проверяемого периода);

данные об оборотах между счетами 99 «Прибыли и убытки» и 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» субсчет «Налог на прибыль»;

данные об оборотах между счетами 99 «Прибыли и убытки» и 84 «Нераспределенная прибыль (убыток) прошлых лет»;

данные по счету 09 «Отложенные налоговые активы» (обороты счета и сальдо на конец проверяемого периода);

данные об оборотах между счетами 99 «Прибыли и убытки» и 09 «Отложенные налоговые активы»;

данные по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства» (обороты счета и сальдо на конец проверяемого периода);

данные об оборотах между счетами 99 «Прибыли и убытки» и 77 «Отложенные налоговые обязательства».

В целях проверки достоверности данных регистров бухгалтерского учета, отражающих сведения о величине отложенных налогов и постоянных налоговых обязательствах (активах), а также задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль, используются регистры налогового учета , содержащие информацию:

о суммах временных разниц, приводящих к уменьшению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах;

о суммах временных разниц, приводящих к увеличению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах;

о суммах постоянных разниц, участвующих в расчете налоговой базы по налогу на прибыль в бухгалтерском (налоговом) учете, но не принимаемых для расчета налоговой базы в налоговом (бухгалтерском) учете как отчетного, так и последующих отчетных периодов.

Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчётности, отражающих расчёты по налогу на прибыль

Показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, подлежащими сравнению, являются следующие:

а) в бухгалтерском балансе (форма № 1) 2:

строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

строка 145 «Отложенные налоговые активы»;

строка 515 «Отложенные налоговые обязательства»;

2 Номера строк и их названия приведены в соответствии с приказом Минфина России от 22.07.03 № 67н.

б) в отчете о прибылях и убытках (форма №2):

строка 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения»;

строка 141 «Отложенные налоговые активы»;

строка 142 «Отложенные налоговые обязательства».

строка 150 «Текущий налог на прибыль»;

строка 190 «Чистая (прибыль) убыток отчетного периода»;

строка 200 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»;

в)в налоговой декларации по налогу на прибыль:

строка 180 листа 02 «Текущий налог на прибыль».

Проверка взаимоувязки показателей, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, проводится аудитором в два этапа.

На первом этапе аудитору следует руководствоваться формулой проверки, по существу вытекающей из требований п. 21 ПБУ 18/02 , согласно которым «текущим налогом на прибыль признается налог на при быль для целей налогообложения, определяемый исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на суммы постоянного налогового обязательства (актива), увеличения или уменьшения отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного периода» .

Формула проверки имеет следующий вид:

Текущий налог на прибыль = Условный расход (доход) по налогу + ПНО - ПНА + Изменение ОНА - Изменение ОНО,

где ПНО - постоянное налоговое обязательство;

ПНА - постоянный налоговый актив;

ОНА - отложенный налоговый актив;

ОНО - отложенное налоговое обязательство.

При получении в налоговом учете по данным отчетного (налогового) периода убытка итогом вышеуказанной формулы должен быть ноль.

Если приведенное равенство не выполняется, то очевидно, что присутствующие в формуле показатели содержат ошибку. Одним из способов обнаружения такой ошибки, рекомендуемым Минфином России , является проверка сальдированной (свернутой) суммы отложенного налогового актива (обязательства). Такая проверка проводится путем сопоставления текущего налога на прибыль, взятого из налоговой декларации, с условным расходом и постоянным налоговым обязательством (активом), взятыми из отчета о прибылях и убытках (формы № 2):

в случае превышения данных строки 141 над данными строки 142 формы № 2 возникает сальдированная сумма ОНА, вели чина которой определяется следующим об разом:

Сальдированная сумма ОНА = Текущий налог на прибыль - Условный расход (доход) по налогу - ПНО + ПНА;

в противоположной ситуации возникает сальдированная сумма ОНО, определяемая по формуле:

Сальдированная сумма ОНО = Условный расход (доход) по налогу + ПНО - ПНА - Текущий налог на прибыль.

На втором этапе аудиторомпроверяется правильность формирования данных бухгалтерской отчетности путем их соотнесения с показателями регистров учета и. налоговой декларации, а также проведения взаимоувязки показателей формы № 1 и формы №"2. Порядок сопоставления данных, отражающих расчеты с бюджетом по налогу на прибыль, приведен в табл. 1.

В табл. 2 приведен пример рабочего документа, в котором обобщается работа аудитора, проведенная в отношении сопоставимости показателей учета и отчетности и их взаимоувязки.

Таблица 1. Сопоставимость данных синтетического учета и регистров налогового учета сданными бухгалтерской и налоговой отчетности

Показатели Регистры бухгалтерского учета Регистры налогового учета и отчетности Данные бухгалтерского баланса Данные отчета о прибылях и убытках
Прибыль до налогообложения Данные оборотов по счету 99, отражающие финансовый результат без учета налогов и иных отчислений от чистой прибыли X X Строка 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения»
Условный расход (доход) по налогу на прибыль Обороты по счету 99 в корреспонденции со счетом 68 (субсчет «Налог на прибыль»), связанные с начислением условного расхода (Дт 99 Кт 68) и условного дохода (Дт 68 Кт 99) X X Данные строки 140 «Прибыль (убыток) до налогообложения», умноженные на ставку налога на прибыль
Чистая прибыль (убыток) Обороты по счету 99 в корреспонденции со счетом 84, производимые при реформации: прибыль -Дт 99 Кт 84; убыток -Дт 84 Кт 99 X Изменение данных по строке 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»* Строка 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода»*
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) Сальдо по счету 84 на конец отчетного периода X Строка 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» на конец отчетного периода X
Текущий налог на прибыль Сальдо по счету 68 на конец отчетного периода (субсчет «Налог на прибыль»)** Данные декларации по налогу на прибыль по сроке 180 листа 02 Частичное изменение данных по строке 624 «Задолженность по налогам и сборам» (в части налога на прибыль) Строка 150 «Текущий налог на прибыль»
Изменение ОНА Сальдо дебетового и кредитового оборота по счету 09 Суммы временных разниц, относящихся к отчетному периоду, приводящих к уменьшению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах, умноженные на ставку налога на прибыль Изменение данных по строке 145 «Отложенные налоговые активы» УП Строка 141 «Отложенные налоговые активы»
Изменение ОНО Сальдо кредитового и дебетового оборота по счету 77 Суммы временных разниц, относящихся к отчетному периоду, приводящих к увеличению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах, умноженные на ставку налога на прибыль Изменение данных по строке 515 «Отложенные налоговые обязательства» УП Строка 142 «Отложенные налоговые обязательства»
Остаток ОНА на конец отчетного периода Сальдо по счету 09 на конец отчетного периода Суммы накопленных и непогашенных - временных разниц, приводящих к уменьшению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах, умноженные на ставку налога на прибыль Строка 145 «Отложенные налоговые активы» на конец отчетного период УП X
Остаток ОНО на конец отчетного периода Сальдо по счету 77 на конец отчетного периода Суммы накопленных и непогашенных временных разниц, приводящих к увеличению налогооблагаемой прибыли в последующих периодах, умноженные на ставку налога на прибыль Строка 515 «Отложенные налоговые обязательства» на конец отчетного периодауп X
Списание ОНА Обороты по дебету счета 99 в корреспонденции с кредитом счета 09 Суммы временных разниц, накопленных ранее и относящихся к выбывшим в отчетном периоде активам, не приводящих к уменьшению или увеличению налогооблагаемой прибыли в периодах, следующих за отчетным, умноженные на ставку налога на прибыль X Строка «Списание отложенных налоговых активов»
Списание ОНО Обороты по дебету счета 77 в корреспонденции с кредитом счета 99 X Строка «Списание отложенных налоговых обязательств»
Начисление ПНО (ПНА) Обороты по счету 99 в корреспонденции со счетом 68 (субсчет «Расчет налога на прибыль»), связанные с начислением ПНО (Дт 99 Кт 68) и ПНА (Дт 68 Кт 99) Суммы постоянных разниц, участвующих в расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в бухгалтерском (налоговом) учете, но не принимаемых для расчета базы в налоговом (бухгалтерском) учете как отчетного, так и последующих отчетных периодов, умноженные на ставку налога на прибыль X Строка 200 «Постоянные налоговые обязательства (активы)»

* Данные формы № 1 и формы № 2 будут совпадать, если по итогам отчетного периода организацией не производилось распределение чистой прибыли, например на выплату дивидендов.

** Данные регистров бухгалтерского учета не будут отражать текущий налог на прибыль, если у организации на отчетную дату отсутствует переплата (недоплата) по налогу на прибыль, а также начисленные, но неоплаченные пени и штрафы. При переплате налога на прибыль у организации будет возникать дебиторская задолженность, отражаемая в бухгалтерском балансе по строке 240 «Краткосрочная дебиторская задолженность».

УПБ - при закреплении в учетной политике организации способа отражения временных разниц в бухгалтерском балансе свернуто (путем их сальдирования) отмеченные показатели будут совпадать в их сальдированной сумме.

Анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчётности, отражающих расчёты по налогу на прибыль

Основным инструментом при проведении анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является применение аналитических процедур. При их применении аудитор осуществляют анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях о деятельности аудируемого лица, а также изучает связь этих соотношений и закономерностей с другой имеющейся в распоряжении аудитора информацией или причины возможных отклонений от такой информации (п. 3 ФСАД № 20 ).

Таблица 2. Анализ сравнения результатов синтетического учета и регистров налогового учета с данными бухгалтерской и налоговой отчетности

Показатели Данные, тыс. руб. Анализ соотношения данных (расхождения)
Формы №1 Формы №2 Декларации по налогу на прибыль бухгалтерского учета Формы №1 и формы №2 Формы №1 и декларации Формы №1 и бухгалтерского учета Формы №2 и декларации Формы №2 и бухгалтерского учета декларации и бухгалтерского учета
1 2 3 4 5 6 = 2-3 7 = 2-4 8 = 2-5 9 = 3-4 10 = 3-5 11 =4-5
Изменение ОНА X X X X
Изменение ОНО X X X X
ОНА на конец отчетного периода X X X X X X X
ОНО на конец отчетного периода X X X X X X X
Текущий налог на прибыль (сальдо по счету 68 субсчет «Расчет налога на прибыль») X X X X
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода X X X X
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) X X X X X X X
Прибыль (убыток) до налогообложения X X X X X X X
Прочие расходы из чистой прибыли X X X X X X X
Списание ОНА X X X X X X X
Списание ОНО X X X X X X X
Постоянные налоговые обязательства (активы) X X X X X X X
Дебиторская задолженность по налогам и сборам X X X X X
Кредиторская задолженность по налогам и сборам X X X X
Условный расход по налогу на прибыль X X X X X X X
Условный доход по налогу на прибыль X X X X X X X

При определении круга аналитических процедур в ходе предварительного планирования проверки аудитором расчетов по налогу на прибыль целесообразно воспользоваться общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Такие критерии были разработаны налоговой службой и утверждены приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/ 333@ . Рассмотрим наиболее важные из них, которые имеют непосредственное отношение к налогу на прибыль и помогают установить значимые области проверки.

1. Налоговая нагрузка у проверяемого экономического субъекта ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по конкретному виду экономической деятельности) .

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности по налогам и сборам и оборота (выручки) организации по данным бухгалтерской отчетности.

2. Отражение в бухгалтерской и налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (двух и более календарных лет) .

Поскольку предпринимательская деятельность направлена на получение дохода (прибыли), то его отсутствие должно привлечь внимание аудитора.

3. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) .

При анализе выявляется несоответствие темпов роста расходов (ТРРно) по сравнению с темпом роста доходов (ТРДнс) по данным налоговой отчетности и темпов роста расходов (ТРРбо) по сравнению с темпом роста доходов (ТРДбо), отраженными в бухгалтерской отчетности:

ТРРно/ТРДно и ТРРбо/ТРДбо

Такое несоответствие имеет место в случае, когда при существенном повышении выручки одновременно уменьшается сумма налога на прибыль, что может свидетельствовать о применении различных фискальных схем.

4. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета экономического субъекта от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики .

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг определяется как соотношение величины сальдированного финансового результата от продаж (прибыли (убытка) от продаж) и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Отрицательный сальдированный финансовый результат от продаж указывает на убыточность деятельности организации.

Рентабельность активов представляет собой соотношение сальдированного финансового результата (прибыли (убытка) до налогообложения) и стоимости активов организации (валюты баланса). Отрицательный сальдированный финансовый результат от продаж указывает на убыточность деятельности организации.

Отклонение рентабельности по данным бухгалтерского учета в меньшую сторону от среднеотраслевого показателя рентабельности по аналогичному виду деятельности по данным статистики на 10% и более может свидетельствовать о завышении экономическим субъектом расходов.

Получив значения всех описанных коэффициентов, аудитор проводит их дальнейший анализ путем сравнения со средними по отрасли, виду деятельности аудируемого лица. В случае наличия убытка или необоснованного завышения расходов (снижения уровня рентабельности, налоговой нагрузки) необходимо назначить процедуры по установлению причин возникновения убытка, завышения уровня расходов.

Итогом процедур анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть обобщение результатов анализа в один рабочий документ аудитора, где наглядно будут показаны все расхождения и несоответствия, установленные аудитором.

По выявленным расхождениям и несоответствиям аудитору необходимо получить объяснения руководства аудируемого лица и соответствующие аудиторские доказательства. Изучение необычных отклонений и взаимосвязей, как правило, начинается с запросов, представленных руководству аудируемого лица.

При получении ответов на запросы аудитор (п. 17 ФСА № 20):

предпринимает попытку подтвердить ответы руководства аудируемого лица, например, путем сравнения их с информацией, которой он располагает, и прочими доказательствами, полученными в ходе аудита;

рассматривает вопрос о необходимости применения других аудиторских процедур, основанных на результатах запросов, в случае если руководство аудируемого лица оказалось не в состоянии дать разумные объяснения или если такие объяснения не могут быть признаны аудитором убедительными.

После получения полной картины об анализируемых показателях и выявления значимых областей проверки аудитор может приступать к составлению плана и программы аудита.

Если проводимые аудитором процедуры не выявили отклонений от ожидаемых закономерностей, а также отсутствуют взаимосвязи, противоречащие друг другу, то в этом случае можно говорить только о том, что при данной величине налога на прибыль аудируемое лицо с большой степенью вероятности верно отражает операции, связанные с начислением и расчетом налога на прибыль в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности. В то же время представленные в статье процедуры не подтверждают правильности расчета самого налога и порядка отражения доходов и расходов в налоговом учете. Их применение при планировании аудита поможет сориентировать аудитора в выборе дальнейших процедур по существу.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая).

2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02. Утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н.

4. Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 20 «Аналитические процедуры». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Введение 3

1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам 5

1.1 Понятие и значение бюджета 5

1.2 Основные источники доходов бюджета 8

1.3 Виды налогов уплаченных предприятием в бюджет 12

1.4 Порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество 14

2. Анализ расчетов с бюджетом на примере ООО «Олеся» 17

2.1 Анализ налогооблагаемой прибыли 17

2.2 Анализ расчета налога на прибыль 19

2.3 Анализ налога на имущество предприятия 25

Заключение 31

Список литературы 33

Приложения 34

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что у любого предприятия в процессе финансово - хозяйственной деятельности возникают расчетные обязательства по налогам с бюджетом. Предприятия, организации и учреждения независимо от своего финансового состояния обязаны уплачивать налоги в бюджетную систему. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее, сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера.

Расчеты с бюджетом осуществляется в рамках взаимоотношений между коммерческой организацией и налоговой системой государства. Налоговая система представляет собой систему налогов, сборов, пошлин и иных платежей, взимание которых происходит в установленном законом порядке. Порядок установления и взимания налогов и сборов регулируется налоговым законодательством Российской Федерации, основным элементом которого является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Взаимосвязь бюджета и налогов обусловлена фискальным характером налогов. Вопросы уплаты налогов являются одними из важнейших в деловой жизни российских экономических субъектов. Прежде всего, внимание менеджмента организации обращено на контроль за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов с целью избежания штрафов, пеней и иных санкций, а затем - на возможности легального снижения налоговых выплат (налоговое планирование).

Целью курсовой работы является анализ расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество.

Задачи курсовой работы:

    раскрыть понятие и значение бюджета;

    охарактеризовать основные источники доходов бюджета;

    рассмотреть виды налогов, уплачиваемых в бюджет;

    исследовать порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество;

    провести анализ расчетов с бюджетом на примере предприятия.

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих специалистов в области налогообложения, финансов, нормативные акты по изучаемой проблеме, а также данные текущего учета, бухгалтерской и статистической отчетности предприятия.

Объектом исследования является ООО «Олеся». Предметом исследования выступают расчеты организации с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество.

1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам

1.1 Понятие и значение бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget - сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего - бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач - структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п. Усиливается социальная направленность бюджета, ориентация его на осуществление программ, связанных с обеспечением защищенности населения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений. Все это осуществляется на фоне правовой и организационной поддержки предпринимательства, стимулирования его инициативы, развития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностных позиций как экономическая категория, бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход находит развитие в трактовках более прикладного характера. Так, в бюджетном кодексе РФ (ст. 6) с позиции хозяйственной практики бюджет трактуется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расходование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, составляющих суть этих процессов.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий - возможные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной части соответствующего бюджета. Бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инструмент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование - процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т. п.

Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его - поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует сказать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике не рыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

Таким образом, бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

1.2 Основные источники доходов бюджета

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Следующий вид доходов бюджетов - неналоговые доходы, к которым относятся:

    доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

    доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

    доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а
    также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;

    средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том
    числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации,
    ее субъектам и муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

    иные неналоговые доходы.

В ряду неналоговых доходов бюджетов особое место занимают доходы, связанные с обращением бюджетных средств в различных сегментах финансового рынка:

    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных
    средств на счетах в кредитных организациях;

    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в
    государственной или муниципальной собственности, под залог или в
    Доверительное управление;

    средства от возврата государственных кредитов, бюджетных
    кредитов и ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов и ссуд, и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств;

    плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

    доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных
    (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или
    дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, ее
    субъектам или муниципальным образованиям;

1.3 Виды налогов уплаченных предприятием в бюджет

Согласно п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В Российской Федерации систему налогов необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов.

В структуру налогов РФ в соответствии со ст. 12 НК РФ входят:

    федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ);

    региональные налоги и сборы (ст. 14 НК РФ);

    местные налоги и сборы (ст. 15 НК РФ),

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России, т.е. их состав, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты определяются на федеральном уровне и только согласно НК РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся:

Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ);

Акцизы (гл. 22 НК РФ);

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ);

Единый социальный налог (гл. 24 НК РФ);

Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ);

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ);

Водный налог (гл. 25.2 НК РФ);

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ);

Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ).

Региональные налоги и сборы устанавливаются НК РФ, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории этих субъектов. Законодательные органы определяют налоговые ставки в соответствии с НК РФ; порядок и сроки уплаты налога; формы отчетности. Кроме того, региональный законодатель правомочен также вводить налоговые льготы и основания их предоставления налогоплательщику. Иные элементы налогообложения устанавливаются федеральными законами.

Региональные налоги и сборы включают:

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ);

Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ);

Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливают и применяют в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Они предполагают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Специальными налоговыми режимами являются:

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 НК РФ);

Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ, вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги включают:

Налог на имущество физических лиц;

Земельный налог (гл. 31 НК РФ).

1.4 Порядок расчета налога на прибыль и налога на имущество

Налог на прибыль - один из самых значимых налогов. Ведь база, с которой он уплачивается, является, пожалуй, самой большой. Если неправильно рассчитать налог, то предприятие может переплатить в бюджет существенные суммы либо занизить платеж, за что налоговая инспекция наложит штраф.

Объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком (П):

Д - доходы организации, руб.;

Р - расходы организации, руб.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является год; отчетным периодом может быть или квартал, или месяц.

Расчет налога на прибыль производится нарастающим итогом с начала налогового периода (года) до окончания отчетного периода (квартала, месяца)

Н пр = П * Спр / 100 – Нпр-1

где П - налоговая база (прибыль) по налогу на прибыль

Спр - ставка налога на прибыль,

Нпр-1 - налог на прибыль, начисленный в предыдущий отчетный период, руб.;

Ставка налога на прибыль установлена в размере 24%.

Налоговая база (прибыль) для исчисления налога на прибыль (П) определяется следующим образом:

П = Д - Р = Др – Рр + Двн - Рвн

где Д р - доходы от реализации товаров

Д вн - внереализационные доходы,

Рр - расходы, связанные с реализацией

Рвн - внереализационные расходы.

2. Анализ расчетов с бюджетом на примере ООО «Олеся»

2.1 Анализ налогооблагаемой прибыли

ООО «Олеся» производит собственную продукцию и торгует оптом покупными товарами. Обособленных подразделений у организации нет. Организация уплачивает ежеквартальные и ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль.

Сумма авансового платежа по налогу на прибыль, причитающаяся к уплате в бюджет за 9 месяцев 2006 г., исчислена в сумме 720 800 руб. Авансовые платежи на IV квартал начислены в сумме 230 900 руб. Таким образом, сумма авансовых платежей, начисленных в 2006 г., - 951 700 руб. (720 800 руб. + 230 900 руб.).

Доходы, полученные организацией за 2006 г., представлены в табл.1.

Таблица 1

Доходы ООО «Олеся» за 2006 год

Расходы организации, на которые можно уменьшить доходы, представлены в табл.2.

Таблица 2

Расходы ООО «Олеся» за 2006 год

В сентябре 2006 г. ООО «Олеся» реализовало автомобиль. От сделки получен убыток в сумме 60 200 руб. Уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль за 2006 г. организация может на сумму 22 575 руб.

Поскольку убыток от реализации амортизируемого имущества учитывается в целях налогообложения в порядке, изложенном в п. 3 ст. 268 НК РФ, бухгалтер должен заполнить декларацию по налогу на прибыль в следующей последовательности - Приложения № 3, 1 и 2 к листу 02, лист 02, подраздел 1.1 разд. 1, титульный лист. Порядок заполнения декларации представлен в следующем пункте работы.

Расчет налогооблагаемой прибыль представлен в п.2.3 данной работы.

2.2 Анализ расчета налога на прибыль

Данные о расчетах с бюджетом по налогу на прибыль представлены в табл.3.

Таблица 3

Динамика налоговых платежей по налогу на прибыль ООО «Олеся» за 2005-2006гг.

Данные таблицы 3 показывают, что за два года произошло увеличение общей суммы уплачиваемых налогов на 173,9 тыс. руб. Налоговые платежи по налогу на прибыль при этом выросли на 318,6 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением налогооблагаемой базы. Доля налога на прибыль в общей сумме налогов предприятия составляет 61,3% в 2005г. и 69,4% в 2006г.

Рассмотрим пример расчета налога на прибыль и заполнение декларации по налогу на прибыль за 2006г .

Приложение № 3 к листу 02

По строке 010 отражается количество сделок по реализации амортизируемого имущества в налоговом периоде - 1, по строке 020 из этого количества указывается число операций, совершенных с убытком, - 1.

После Приложения № 3 заполняется Приложение № 1 к листу 02.

Приложение № 1 к листу 02

По строке 011 указывается выручка от реализации товаров собственного производства - 18 158 000 руб., а по строке 012 - выручка от реализации покупных товаров - 8 435 000 руб.

По строке 100 указывается сумма внереализационных доходов, полученная в 2006 г.:

17 000 руб. + 72 000 руб. = 89 000 руб.

После Приложения № 1 заполняется Приложение № 2 к листу 02.

Приложение № 2 к листу 02

Первой в Приложении № 2 заполняется строка 010. Чтобы ее заполнить, нужно рассчитать сумму прямых расходов, относящихся к реализованной продукции собственного производства.

Сумма прямых расходов, связанных с производством и реализацией товаров собственного производства, равна:

По строке 040 отражаются все косвенные расходы, понесенные организацией в налоговом периоде и связанные с производством и реализацией продукции собственного производства и по торговым операциям. В этой строке не учитываются расходы, признаваемые в целях налогообложения в особом порядке. В нашем примере в показатель этой строки не включается остаточная стоимость реализованного автомобиля. Показатель строки 040 равен:

По строкам 042 - 070 ставятся прочерки, поскольку расходов, отражаемых по этим строкам, у организации не было.

По строке 080 указывается остаточная стоимость реализованного автомобиля. В эту строку переносится показатель строки 280 Приложения № 3 - 250 600 руб.

По строке 100 указывается сумма убытка от реализации автомобиля, учитываемая в целях налогообложения в 2006 г., - 22 575 руб.

По строке 110 отражается общая сумма расходов, учитываемых в целях налогообложения. Эта строка равна:

…………….

По строке 400 справочно указывается сумма амортизации, начисленной за налоговый период:

385 000 руб. + 101 300 руб. = 486 300 руб.

Все необходимые Приложения заполнены. Теперь заполняется лист 02.

Лист 02

В строки 010 - 050 переносятся показатели из соответствующих приложений:

в строку 010 - показатель строки 040 Приложения № 1 - 26 783 400 руб.;

в строку 020 - показатель строки 100 Приложения № 1 - 89 000 руб.;

в строку 030 - показатель строки 110 Приложения № 2 - 19 322 775 руб.;

в строку 040 - показатель строки 200 Приложения № 2 – 49 036 руб.;

в строку 050 - показатель строки 290 Приложения № 3 - 60 200 руб.

Теперь можно определить, какую сумму прибыли получила организация за налоговый период. Она определяется следующим образом:

Сумма налога на прибыль по организации составляет:

7 578 525 руб. х 24% = 1 818 846 руб.

Этот показатель отражается по строке 180.

В бюджет субъекта Российской Федерации - 1 326 242 руб. (7 578 525 руб. х 17,5%). Эта сумма указывается по строке 200.

………………

Организация не получала доходы и не уплачивала налог на прибыль за пределами Российской Федерации, поэтому по строкам 240 - 260 ставятся прочерки.

Теперь можно перейти к заполнению разд. 1.

По строке 190 указывается сумма налога за налоговый период. Для этого налоговую базу (строка 160) умножаем на налоговую ставку (строка 180) и делим на 100. Сумма налога на имущество у ООО «Олеся» за 2006 г. равна:

Заключение

Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

Бюджет - это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент государственного регулирования.

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений.

Налог на прибыль - один из самых значимых налогов. Ведь база, с которой он уплачивается, является, пожалуй, самой большой. Если неправильно рассчитать налог, то предприятие может переплатить в бюджет существенные суммы либо занизить платеж, за что налоговая инспекция наложит штраф. Объектом обложения по налогу на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Налоговым периодом по налогу на прибыль является год; отчетным периодом может быть или квартал, или месяц. Расчет налога на прибыль производится нарастающим итогом с начала налогового периода (года) до окончания отчетного периода (квартала, месяца). Ставка налога на прибыль установлена в размере 24%.

Налог на имущество – форма обложения налогом стоимости имущества, находящегося в собственности налогоплательщика юридического лица. Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента.

Практическое исследование расчетов с бюджетом по налогу на прибыль и налогу на имущество было проведено на примере ООО «Олеся». Анализ проведен за 2005-2006гг. Исследование показало, что за два года произошло увеличение общей суммы уплачиваемых налогов на 173,9 тыс. руб. Налоговые платежи по налогу на прибыль при этом выросли на 318,6 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением налогооблагаемой базы. Доля налога на прибыль в общей сумме налогов предприятия составляет 61,3% в 2005г. и 69,4% в 2006г. Налоговые платежи по налогу на имущество выросли на 7 тыс.руб. Рост налога связан с увеличением остаточной стоимости основных средств. Доля налога на имущество в общей сумме налогов незначительна и составляет 1,7% в 2005г. и 1,9% в 2006г.

Также в работе показаны примеры расчета налога на прибыль и налога на имущество, а также порядок заполнения налоговой декларации по налогам.

Список литературы

    Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая. – М.: Омега-Л, 2007. – 704с.

    Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. - М.: Юрайт, 2004. – 547с.

    Бюджетная система России / Под ред. Поляка Г. Б. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. – 610с.

    Волошин Д.А. Все новое о налоге на прибыль. – М.: Главбух, 2006. – 200с.

    Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. – Ростов – н/д: Феникс, 2006. – 325 с.

    Иванов М. Налог на имущество: правила упрощаются //Учет. Налоги. Право – Урал. – 2006. - № 16.

    Карагод В.С., Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Форум: ИНФРА – М, 2006. – 365 с.

    Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2006. – 432 с.

    Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. – 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 251 с.

    Финансовое право: Учебник/ Е.Ю. Грачева, Э.Д. Соколова/ М.- 2006 г. – 345с.

    Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 384 с.

    Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Проспект. , 2006. – 634с.

    http://www.nalog.ru – сайт Федеральной Налоговой Службы РФ

»,
консультант по автоматизации учета, сертифицированный 1С-Специалист,
автор курсов «Налог на прибыль, ПБУ 18 в 1С на практике»,
«Производственный учет в 1С-УПП для руководителей».

Работа с отчетом «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль»

Во всех конфигурациях 1С, имеющих блоки бухгалтерского и налогового учета (1С-Бухгалтерия, 1С-Комплексная автоматизация, 1С-УПП), есть отчет «Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль».

Отчет предназначен для проверки оборотов по доходам и расходам, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, по данным бухгалтерского и налогового учета, с учетом временных и постоянных разниц..

Отчет не предназначен:

Для анализа данных о доходах и расходах, отнесенных к видам деятельности, облагаемым ЕНВД, за исключением тех расходов, которые отнесены к деятельности, облагаемой ЕНВД, в результате распределения по полученным доходам.

Для анализа доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Анализ проводится путем сопоставления данных бухгалтерского учета, налогового учета и учета постоянных и временных разниц. В основу сопоставления данных положено равенство по оборотам соответствующих счетов по видам учета:

БУ = НУ ± ПР ± ВР

(я использую знак “±”, что бы подчеркнуть, что суммы БУ и НУ должны быть положительными за исключением операций сторно, а сумму разниц могут иметь знак как “+”, так и “-“).

1с Отчет Анализ налога на прибыль

С помощью структуры налоговой базы можно перейти к интересующему разделу учета. Переход от одной схемы к другой производится с помощью двойного клика мыши на блоке с интересующими показателями.

Если выбрать раздел «Налог» , то открывается схема «Расчет налога на прибыль»

На схеме анализ проводится методом сопоставления величины налога на прибыль по данным налогового учета (декларация по налогу на прибыль) и по данным бухгалтерского учета с учетом признания и списания постоянных и отложенных налоговых активов и обязательств ().

Если величина налога на прибыль по данным бухгалтерского учета совпадает с величиной налога на прибыль по данным налогового учета, то ведение налогового учета расценивается как правильное. Исключением является, когда за проверяемый период есть убыток по бухгалтерскому учету.

В этом случае на схеме блоки «Налог на прибыль по данным НУ» и «Налог на прибыль по данным БУ с учетом корректировки» обводятся рамкой зеленого цвета.

Каждый блок схемы имеет название и 4 суммы, соответственно видам учета - БУ, НУ, ВР и ПР

Выбрав блок в схеме для расшифровки (например, Доходы) открывается более детальная схема по выбранному блоку

Если для блока нет детализированной схемы, то открывается отчет по сводным проводкам (оборотам), сформировавшим показатели блока.

Ниже приводится пример расшифровки блока «Выручка по обычным видам деятельности».

Установив флаг «Развернуть по документам» , отчет разворачивается до первичных документов, сформировавших показатели.

Любой документ вошедший в отчет, можно открыть, щелкнув по выбранной строке дважды.

Таким образом, последовательно переходя от блока к блоку и расшифровывая показатели можно дойти до первичных документов,

В случае, если для показателей какого-либо блока не выполняется равенство

БУ = НУ + ПР + ВР, то такой блок обводится красной рамкой, что сигнализирует о наличии ошибки.

Дважды щелкнув мышью по такому блоку, получим расшифровку по оборотам. Установив флаги «Развернуть по документам» и «Показывать только ошибки» детализируем расшифровку до документов, сформировавшим расхождения.

После устранения всех ошибок и повторения регламентных операций в отчете не должно быть выделения блоков красной рамкой:

P.S. Есть ситуации, когда расчет налога на прибыль верный, а блоки все равно выделяются красной рамкой.

А так же есть ситуации, когда рассчитывается не верно, а блоков выделения красным нет.

Эти особенности отчета объяснялись в видео-приложении к семинару «Декларация по налогу на прибыль в 1С - без ошибок и в срок» , который проводился в декабре.

P.S. Отсутствие расхождений в проверяемом равенстве БУ = НУ + ВР + ПР говорит о первой формальной проверке на правильность. Правильность отражения доходов и расходов по бух.учету и налоговому учету определяется правильностью оформления первичных документов и выбора соответствующих статей расходов.

Похожие публикации