«Забытый» грех лакомства. Теперь об отдельных «персональных» тягах. Страсть солёная, острая или пряная

Наталья Инина - преподаватель факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Православного института святого Иоанна Богослова Российского православного университета.

В 2005 году окончила с отличием факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова по кафедре «психология личности». Автор курсов «Психология личности», «Психология религии», «Психология веры», «Психологическое консультирование» и др. Читает курс лекций по практической психологии на курсах повышения квалификации клириков г. Москвы при Московской православной духовной академии. Разрабатывала и вела на телеканале «Спас» авторскую программу «Точка опоры» (2007-2009 гг.). Автор ряда публикаций в научных и популярных изданиях. Сфера интересов - психология личности, психология религии, психология развития, психология творчества.

Еда как маркер отношений с самим собой

Наталия Владимировна, наверное, нет людей, которые бы не любили вкусно поесть. Это значит, что каждый из нас подвержен чревоугодию?

Вовсе нет. Пища - это Божие благословение и естественная человеческая потребность. А страсть чревоугодия возникает только тогда, когда забота о питании, о своем теле становится центром жизни. Например, если человек тщательно обдумывает, что он будет есть на завтрак, обед и ужин, мысленно проигрывает в своем воображении детали меню, постоянно ходит по магазинам в поисках каких-то особенных продуктов и приправ, и это занимает львиную долю его времени, то ему стоит всерьез задуматься о чревоугодии, о том, почему им овладевает эта страсть. А если мы едим, чтобы подкрепить свой организм, восполнить свои силы, то это совершенно нормальный процесс, не имеющий отношения к чревоугодию.

Очень часто отношение к еде - это некий маркер моих отношений с самим собой, с другими людьми, с миром, равно как и отношения с телом вообще - показатель психологического здоровья, того, насколько человек находится в гармоничном состоянии. Расстройства пищевого поведения в этом смысле часто отражают внутренние душевные проблемы человека.

Возьмем всем известные болезни - анорексию (когда человек почти ничего не ест и при этом кажется себе слишком толстым) и булимию (когда человек ест все подряд без разбора и потом испытывает состояние, близкое к отравлению, а также ужасающее чувство вины и отвращения к себе).

В моей практике был случай, когда за анорексией у молодой девушки скрывалось вовсе не желание походить на стройных моделей с обложек глянцевых журналов, а колоссальное недоверие к миру и страх перед людьми. Ее мать была женщиной чрезвычайно властной и контролирующей. Она постоянно следила, что читает, во что одевается и с кем дружит ее дочь. Девушка отреагировала деструктивным образом - просто перестав есть (к моменту начала терапии она питалась одними семечками и леденцами). Очевидно, что нездоровое отношение к еде было лишь способом отгородиться от мира, а реальной причиной страданий девушки было тяжелейшее душевное состояние, напряжение, тревога, недоверие к людям и страх перед жизнью.

Другая моя клиентка, страдавшая булимией, таким способом решала проблему глубинной неудовлетворенности собой и одновременного желания быть в центре событий. Она была властной и темпераментной женщиной, манипулировала всеми своими близкими, а их у нее было немало: родители, брат, сестры, муж, двое детей. И всеми она пыталась управлять, требовала, чтобы все перед ней отчитывались, но при этом постоянно жаловалась на близких, которые, по ее словам, без нее не могут справиться.

К сожалению, сильное желание властвовать и управлять встречается часто. В действительности за этим желанием может скрываться глубинный страх и тревога, порождающие такое властное контролирующее поведение.

Еще одним искажением нормального отношения к еде является чрезмерная зацикленность на своем здоровье. Сейчас, например, в моде здоровый образ жизни. О нем много говорят, пишут, проводят различные семинары, составляют программы, помогающие похудеть, сторонники здорового образа жизни объединяются в клубы и группы поддержки. И всё сводится к тому, какое количество белков, жиров, углеводов человек потребляет, как это сказывается на его физическом самочувствии, на его уровне сахара.

Забота о своем здоровье естественна, но если речь идет не о лечении от тяжелой болезни, а о профилактике, то вряд ли у человека это может занимать больше 10-15 процентов времени от всех его забот. Например, есть у меня очень симпатичные коллеги, которые, заботясь о себе, приносят с собой на работу коробочку гречневой каши и в обеденный перерыв не идут в столовую, а съедают свою кашу, но в остальное время они даже не вспоминают об этой коробочке, а заняты делом. Замечательно!

А если у человека, увлеченного здоровым образом жизни, правильным питанием, есть серьезные нерешенные внутренние проблемы, он зацикливается на этой теме, начинает высчитывать калории, строить графики на каждый день и час - всего себя посвящает здоровому образу жизни. Всё переворачивается с ног на голову: не здоровый образ жизни для человека, а человек для здорового образа жизни, не тело обслуживает меня, а я обслуживаю тело. И это как раз и толкает нас к страсти чревоугодия.

- Как же можно найти выход из подобных состояний?

Поскольку реальная проблема человека в такой ситуации заключается не в еде как таковой, а в его душевном состоянии, в глубокой потере связи с самим собой, со своей жизнью, очень часто - в нелюбви к себе и страхе перед жизнью, то имеет смысл не фиксироваться на проблеме еды, а решать более глубокие экзистенциальные задачи, относящиеся к жизни, чувствам, целям, смыслам, переживаниям, к трудностям, которые стоят на пути. Тогда постепенно тема еды перестает быть значимой - еда начинает занимать то место, которое и должна, а должна она просто обслуживать наше тело.

Помочь в этом человеку может хороший психотерапевт. Это не значит, что он подменяет священника. Психотерапевт не борется со страстями - у него другая задача, другой язык, другая терминология. Он призван помочь человеку расчистить «психологические завалы» для того, чтобы они не мешали духовному развитию личности.

Духовные усилия, духовное восхождение человека должны подкрепляться психологическим здоровьем. Бывает, люди годами на исповеди перечисляют одни и те же грехи, которые не удается преодолеть усилием воли, самодисциплиной или включением здравого смысла. Конечно, в этом случае надо разобраться в причинах, и нередко бывает, что эти причины как раз находятся в плоскости психологии: например, это может быть тревожность, страх, отсутствие контакта с собой. Пока мы не обеспечиваем условия, при которых человек начинает осознавать себя, слышать себя, быть внимательным к себе (в чем и помогает психотерапевт), бесполезно работать со всей множественностью проблем.

Спусковой механизм страстей

- Почему страсть чревоугодия считалась святыми отцами первой из восьми страстей?

Первая - не значит самая важная (самая главная, как мы помним, это гордость). Чревоугодие - это своего рода дверь для страстей. Когда мы ее открываем, в душу входят и остальные страсти.

Вспомним, что первое искушение Христа, когда он постился в пустыне сорок дней, было связано с едой. Дьявол предлагал Христу превратить камни в хлеба и вкусить их, утолив свой голод, и мы помним, что отвечает Христос: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).

Более того, первое искушение в раю также было связано с вкушением пищи. Грех вошел в человека, в его естество, когда Адам вкусил яблоко с древа познания добра и зла, находящееся в центре рая. Что есть «зло» и что есть «добро», определяет Бог, а человек принимает это знание, данное ему Господом, в смирении и послушании. Речь не о подчинении, речь о доверии, ибо только во взаимном доверии возможно подлинное послушание. Послушание Адама, не вкушающего с древа познания добра и зла - это акт доверия и любви к Богу, к своему Творцу.

Однако если человек нарушает то единство целомудрия, доверия и любви, которые пронизывали отношения первочеловека и его Творца до грехопадения, в его душе зарождается сомнение, происходит лукавая подтасовка, в которой запретный плод превращается в вожделенное благо. Обман откроется, но будет поздно. Вся жизнь падшего человечества - это попытка вернуться к Богу, преодолеть этот страшный разрыв.

Что происходит сразу после грехопадения? Естественно, обнаруживается, что никакого вожделенного блага, которого так ждали, нет, человек терпит фиаско, и это порождает страх, тревогу и бегство. Можно сказать, что в этот момент начинается та самая психология - психология падшего человека - с которой нам как психологам приходится иметь дело.

Возникает страх перед будущим, сомнения в себе, в своих возможностях, недоверие в отношении других, попытка властью заменить веру, попытка богатством заменить любовь и так далее и тому подобное. Страсть возобладала над человеком только потому, что он не противостоял вожделению, не был до конца верен своему Творцу.

Еда - самое простое, самое очевидное, самое естественное, что всегда перед нами. Сама по себе еда, вкушение пищи еще не страсть, но может ею стать, если мы теряем связь с Богом, утрачиваем верность Ему, поддаемся ложным вожделениям, миражам, которые обещают нам удовольствие, но всегда лгут. Именно поэтому святые отцы говорят, что чревоугодие - это спусковой механизм, запускающий в действие все остальные страсти.

- А каким образом работает этот спусковой механизм?

- Возьмем для примера страсть, свойственную многим - тщеславие, высокомерие. Как она связана с чревоугодием? Ребенок просит: «Хочу вот эту хрустящую горбушку» или «Хочу вот эту самую поджаристую куриную ножку…». В общем, кусочек повкуснее и побольше. Знакомая всем картина! Такое эгоцентричное желание: лучшее - мне. В детстве оно невинно, но часто и повзрослев, человек относится к себе, любимому, так же - мне, мне, мне.

Если чревоугодие овладело нами, если эта первая дверь в душу человека открыта, то войдут и другие страсти - и скупость, и сребролюбие, и уныние. Я бы не рискнула это с уверенностью утверждать (хотя мне как психологу это понятно), если бы не читала это у многих святых отцов Церкви. Да и с психологической точки зрения это абсолютно верно, ведь подчинение себя страсти с неизбежностью приведет к потере самого себя, а следовательно к тревоге, которая заставит человека копить деньги, экономить, даже если в этом нет необходимости, не делиться с ближним из-за страха перед завтрашним днем, к недостатку веры, к страху перед жизнью, толкающим в депрессию, уныние.

Вообще, я убеждена, что за любой страстью стоит глубинный страх, недоверие, тревога, желание чем-то запастись или как-то еще подстраховаться, а глобально это потеря связи с бытием, способности любить и доверять не только Богу и людям, но и самому себе.

- Как выглядит здоровое отношение к еде в повседневной жизни?

- Я бы сказала, что здоровым примером отношения к еде можно назвать монастырскую трапезу: в монастырях обычно едят простую пищу небольшими порциями, из-за стола встают быстро.

Мне рассказывали про трапезу на Афоне. Времени, которое отводится на трапезу, хватает только на то, чтобы успеть съесть то, что подают к столу. Нет возможности ни поговорить с соседом, ни посмаковать еду. Быстро подкрепились и разошлись - каждый вернулся к своему послушанию. Вот это нормальное отношение к еде: она подкрепляет тело, а не подчиняет человека себе.

- Но ведь в монастырях по праздникам на столах стоит обильная и вкусная еда…

- Верно, но праздничная трапеза никогда не посвящена еде. Это совместное бытие, в котором мы радуемся друг другу. Если это разговение, радуемся Богу, вкушаем пищу с благодарностью, с любовью, трепетно. При этом видим друг друга, чувствуем радость другого. И тогда трапеза становится радостью, продолжением Тайной вечери.

То же самое можно сказать в отношении традиции хлебосольства, гостеприимства. Гостеприимство - добродетель, потому что я угощаю гостя. Не для себя я пироги пеку, а для гостя стараюсь, последний кусок отдать ему готова. И вот тогда как раз еда превращается из проклятия в благо.

Однако когда люди собираются за общим столом не для того, чтобы увидеть друг друга, порадоваться встрече, пообщаться, а только для того, чтобы вкусно поесть, насладиться кулинарными изысками, то что происходит дальше? Либо ссоры, конфликты, драки, либо неприличные фантазии, флирт, блуд, это уж зависит от степени испорченности. Человек опрокидывается в свою плоть, в похоти, в инстинкты.

Преодолеть вожделение можно только верой и волей, принять решение, проявить самодисциплину, понять, к каким последствиям это приведет, если не остановить себя. Совершить этот акт, сказать себе «стоп» помогает, конечно, не тело, а разум.

“Анестезия” сексуальной зависимости

- Блуд - такая же по своей природе страсть, как и чревоугодие, у нее похожий механизм развития?

Разница есть, она, главным образом, заключается в последствиях страсти. Чревоугодник вредит только себе. Чревоугодие - это отношения с самим собой. А блудом наносят вред не только себе, но и другому.

Но давайте посмотрим на страсть блуда внимательнее. Очень часто одна проблема имеет в действительности совершенно другие корни. Например, родители жалуются на плохое поведение ребенка, а оказывается, что они сами не дают ему шагу ступить. Человек жалуется на несправедливое к себе отношение, но выясняется, что он сам относится к окружающим без должного внимания. И за страстью блуда, когда начинается практическая работа, часто тоже обнаруживаются иные основания, нарушения, проблемы.

Если говорить о сексуальной зависимости, то в ней есть и экзистенциальные духовные компоненты, такие как глубинный неосознаваемый страх смерти, вытесняемое чувство внутренней опустошенности, глубинное одиночество. Но могут быть проблемы и иного рода - детские травмы, пережитое в юном возрасте сексуальное насилие, деструктивные, патологические отношения в родительской семье. В результате человек «кидается» в сексуальную зависимость в поисках «анестезии», квазиутешения, однако никакого утешения он, естественно, не находит, а проваливается в зависимость все глубже и глубже, теряя здоровые ориентиры жизни.

Страсть блуда - более фундаментальная проблема, чем просто сексуальная зависимость, и она в огромной степени связана с духовной сферой личности. Если обратиться к этимологии, то «блуд» и «блуждание» - однокоренные слова, и они близки по значению. Это некий уход, иногда поиск, но ложной цели. Человек блуждает в поисках чего-то, его душа мятется, ищет, но ищет не там, где лежит нечто ценное, важное.

Это касается и других страстей. Задача страсти в том, чтобы пленить всего человека, все его уровни: и телесный, и душевный, но прежде всего - духовный уровень, ведь именно он определяет связь человека с Богом. Поэтому борьба со страстью - это не просто борьба с блудным помыслом, к чему обычно сводится обывательское представление об аскетике. Это борьба за человека, за развитие его личности, в христианском понимании - за его спасение.

Поэтому задача психолога состоит не просто в том, чтобы дать средство противостояния, а в том, чтобы направить человека в сторону раскрытия лучших свойств его души, в сторону принятия себя, чтобы в результате этого самораскрытия был побежден и блудный помысел.

В подростковом возрасте у человека происходит гормональный взрыв. Как помочь подростку преодолеть блудные желания? Стоит ли откровенно обсуждать с ним эти деликатные темы?

Да, в подростковом возрасте ребенок в короткий срок переживает то, что физиологи называют «гормональной бурей». Перестраивается организм, меняется внешность, возникают новые, часто ошеломляющие взрослеющего ребенка проблемы. Он оказывается, по словам Толстого, в «пустыне отрочества», когда прежние опоры в виде семьи и школы расшатываются, а новые еще не сформированы, и одновременно попадает в зону опасностей, связанных в том числе с половой сферой.

Но за внешними признаками, как я уже говорила, могут быть и иные проблемы. Главная из них - это разрыв, внутренний конфликт между «хочу» и «должен», то есть между желаниями и разумом. За этим глобальным несоответствием есть и неуверенность в себе, и страх, и одиночество, и многие другие типично подростковые проблемы.

Задача и психолога, и родителей - помочь в прохождении этого периода. Надо еще не забывать крайне негативное воздействие массовой культуры, которая пороки превратила в доблести. Поэтому родителям надо быть начеку, попытаться стать своим детям друзьями и помочь пройти над пропастью, не провалиться в нее.

Я считаю, что табуированных тем в разговоре между родителями и детьми нет - другое дело, как, с какой интонацией, каким языком разговаривать. Напомню слова Маршака, который на вопрос, как надо писать книги для детей, ответил: «Точно так же, как для взрослых, только значительно лучше!».

Родители должны позаботиться, во-первых, о формировании доверия между ними и ребенком, а во-вторых, о своей готовности разговаривать с ребенком на любые темы, в том числе темы близких, интимных отношений. Не секрет, что многие родители тратят на общение со своими детьми минимальное количество времени, и часто сводят это общение к окрикам, требованиям, упрекам.

Мне заполнился один случай. Ко мне пришел юноша лет шестнадцати. В разговоре он признался: «Я себя чувствую ужасно, потому что я в нашем классе единственный девственник!». Я узнала, что он ни с кем в семье не мог поговорить об этом, поскольку там не принято было говорить по душам. А парня мучил этот вопрос, он чувствовал себя неуверенно, одиноко, считал, что он изгой. Именно эти вещи волновали его, а не сексуальные переживания. Он считал, что раз он не такой, как все, значит, он хуже.

Я сказала ему: «Я очень благодарна тебе, что ты решился поговорить со мной об этом. Я не могу требовать от тебя, чтобы ты оставался целомудренным. Я могу только сказать, что думаю об этом, исходя из своего жизненного и профессионального опыта. Ты, конечно, волен последовать примеру своих приятелей (кстати, не факт, что все они лишились девственности, это может быть и бравада). Но я знаю, что если ты сделаешь это только ради того, чтобы не отстать от друзей, то ты на всю жизнь запомнишь этот первый опыт как что-то очень далекое от того прекрасного, что называют любовью. А вот когда ты встретишь девушку, в которую влюбишься, и ваша любовь будет взаимна, и вы решите пожениться, потому что не сможете ни дня прожить друг без друга, вот тогда ваша близость будет частью той огромной любви, что заполнит ваши сердца и принесет вам обоим настоящее счастье!».

Так получилось, что через несколько лет мы встретились опять, и оказалось, что ему тогда удалось воздержаться от соблазнов. Он действительно встретил свою любовь, и они поженились. Я не спрашивала о том, сбылись ли мои прогнозы, но глядя на него, я понимала, что передо мной счастливый молодой мужчина, любящий и любимый.

Резюмируя свою мысль, я бы сказала, что во всем нужна мера и здравый смысл. Любые крайности всегда плохи. На мой взгляд, говорить с подростками о сексе свободно и «по-взрослому» - это неадекватность, поскольку тема эта и для взрослого деликатна, а уж подросток крайне раним, чувства его обострены и уязвимы. Такие разговоры требуют уважительности, осторожности, чуткости. Но и не говорить совсем тоже неверно. Это, как правило, связано с родительским нежеланием брать на себя ношу ответственности, тратить свои душевные силы.

Эрос – первая ступенька, а блуд – первое препятствие

Многим неверующим людям интуитивно понятна греховность воровства или, к примеру, супружеской измены, но непонятно церковное отношение к сексуальным отношениям вне брака. Почему блуд - это грех?

Я бы расширила этот вопрос: как объяснить нецерковному человеку, что грех разрушает целостность? Разве это касается только блудной страсти? А представление о целях и смыслах жизни? А как объяснить нецерковному человеку, что такое спасение или бессмертие души? Между этими понятиями и секулярным сознанием пропасть, которую, как сказано в Евангелии, человеку пройти невозможно, - только Богу всё возможно. Христос и пришел, чтобы перевести нас через эту пропасть, а каждый из нас, в меру подражания Христу, может помочь это сделать другому.

Но общего универсального ответа на частное и каждый раз уникальное вопрошание дать, на мой взгляд, нельзя. Для того и существует такая наука - психология, чтобы помочь найти конкретный ответ на данный вопрос, и опять же не в самой общей форме, а в форме конкретной.

Действительно, в секулярном обществе считается, что нет ничего опасного в блудных связях, что это некая «разрядка», «снятие напряжения» и вообще «полезно для здоровья» (об этом, кстати, часто говорят врачи-урологи или врачи-гинекологи, консультируя своих пациентов). Что тут скажешь? Если провести некую аналогию, то согласно этой логике в регулярной выпивке нет ничего плохого - это снятие стресса, разрядка, профилактика атеросклероза.

Подобного рода аргументы могут казаться убедительными до той поры, пока мы не обратимся к статистике смертей, разрушенных семей, деградации и психических болезней миллионов наших соотечественников, идущих этим путем. Возвращаясь к нашей теме - за эйфорией от случайных связей может стоять зависимость, подчиненность всего внутреннего мира человека этой навязчивой страсти, и это с неизбежностью приведет к растрате себя, потери целостности, в конечном итоге - полной деградации личности как Божьего замысла.

Человек живет как бы в двух мирах. С одной стороны - в горизонтальной плоскости, и в этом плане мы говорим о той психологии, которая напрямую может быть не связана с духовными вопросами, то есть о мотивах, потребностях, социальных ролях, эмоциях, аффектах и т.д. Но есть и вертикальное измерение. Именно об этом измерении выдающийся психолог Виктор Франкл говорил как о духовном пространстве человека, в котором он действительно становится самим собой в полном смысле слова. Это пространство личности, пространство нравственных выборов, высоких поступков, опыт преодоления своих эгоцентрических желаний.

Иными словами, в человеке все время идет борьба между обыденным и возвышенным, эгоцентрическим и альтруистическим, между комфортом и личностным усилием, в конечном счете - это столкновение профанного и сакрального в человеческой душе.

Задача психолога - не выступать в роли советчика и тем более судьи, а создать такие условия, чтобы человек мог подняться над собой, над своим эго, возрасти духовно.

Вот здесь-то и начинается психология! Если человек не осознает своего подлинного намерения, то он не может оценить с духовной, нравственной точки зрения, зло это или добро. Он найдет разнообразные самооправдания, сам себя запутает до такой степени, что начнет выдавать добро за зло и наоборот, то есть потеряет связь с духовной реальностью своего бытия.

Что касается методов борьбы с блудной страстью, то есть средства «против», а есть средства «за». Как правило, средства «против», такие, например, как клятвы, запреты, значительно слабее, нежели средства «за» - идеалы, цели, ценности. Самым высоким является любовь, которая ставит все на свои места.

«Любовь всему научит», - любил говорить протоиерей Борис Ничипоров, отвечая на модный в девяностые годы вопрос о сексуальной совместимости. Любовь понимается в нескольких ипостасях - эрос (единоплотие), филос (единодушие) и агапе (единодуховность). Эти три ипостаси составляют одно целое!

Но в блуде эрос отделяется и начинает играть разрушительную роль и, что, может быть, еще хуже, он берет на себя роль главенства в любви. Эрос, как ни странно, в этом случае оскопляет любовь, вместо того, чтобы ее дополнять, точнее, являть через себя ее полноту. Не говоря о том, что эрос, будучи самовластным, низводит другого человека до простого средства, орудия, «партнера».

Приведу слова Виктора Франкла: «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сущности его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его». Эрос - это первая ступенька на пути к полноте любви, а блуд - первое препятствие.

ПРИСТРАСТИЕ К ЕДЕ

Переедание отличается от других пагубных привычек тем, что оно относительно незаметно, не очень-то бросается в глаза. Это потому, что его легко спутать с нормальным, необходимым приемом пищи. Курильщики по крайней мере могут четко сказать, от чего они пытаются отказаться. Людям, склонным к перееданию, трудно сказать, где пролегает граница между нормальным питанием и перееданием.

Некоторые люди пытаются дать определение пагубной страсти к еде через перечисление продуктов и блюд, которые они склонны потреблять в неумеренных количествах, например мучное и сладкое. Они проповедуют отказ от них, пользуясь этим критерием для определения границы между нормой и патологической зависимостью.

Если вы желаете полностью воздерживаться от конкретных видов еды по религиозным причинам или из-за состояния здоровья, вы можете это делать. Однако я лично не призываю к полному отречению ни от каких видов пищи как решение вопроса для всех нас .

Мы все ещё не дали определения пагубной привычке в области питания. Образы приходящие нам на ум трагичны и ярки. Полночная вылазка на кухню… Загребаем сладкую, кремовую по консистенции еду полными ложками в полном состоянии прострации, едим до одурения… Это переедание, потому что вы в упадке духа или вы злитесь… Это перекусы или еда со страшной скоростью… Это шоколад или накладывание себе вторых и третьих порций… Это еда стоя или перед телевизором.

Помните, однако, что для всех пагубных привычек характерна одна черта — они несущественны для нормальной жизни. Нормальное питание, хоть оно и тоже может и должно быть исключительно приятным по вкусу, это прием пищи, чтобы продолжать жить и поддерживать хорошее здоровье.

Мое определение пагубного пристрастия к еде довольно радикально. В него входит все, в чем наше тело не нуждается для поддержания идеального здоровья. Некоторые люди съедают больше еды, чем их телу нужно в обед, некоторые — переедают во время перекусов или в любое время приема пищи.

Если количество превышает вашу потребность, Это — пагубная привычка. Излишек жира на ваших боках — хороший сигнал, он вам даст знать, что вы переедаете. Однако это не единственный сигнал. Многие люди способны оставаться идеально стройными потребляя пищу, которой им совершенно не надо и от которой у них есть зависимость.

У пагубного пристрастия к еде есть две стороны. С одной стороны речь идет о количестве съедаемого, вы можете переедать, даже если вы выбираете очень свежую и здоровую пищу. С другой стороны речь идет о качестве, вы питаетесь пищей сомнительного или плохого качества, не обладающей никакой питательной ценностью или даже вредной для здоровья.

Я не советую вам полностью отказываться от переедания или чтобы вы отреклись навеки от чего-то, что вы страстно любите. Однако я верю, что вы будете способны держать вашу страсть в рамках разумного, и прежде чем вы выработаете умение брать на себя ответственность за свое питание, вам надо сначала понять, о чем идет речь. Наша цель в начале — распознать момент, когда мы вот-вот начнем переедать, и затем выработать способность переедать все реже и реже.

СВИДЕТЕЛЬСТВО САРЫ

Мне трудно было бы признаться самой себе о количестве часов, потраченных мною на мысли о еде, подсчет калорий, сопротивление желанию съесть шоколад , на еду с целью чувствовать себя не такой расстроенной, на чувства вины, на взвешивания, на еду со скуки, на беготню по магазинам в поисках одежды, в которой я бы выглядела «не такой толстой» , на жалобы, что жизнь поступила со мной несправедливо.

Сейчас я свободна жить по-настоящему, дружить, работать, развивать мои интересы, любить членов моей семьи без того, чтоб бродить в густом тумане зависимости от еды. Между прочим, я также похудела и теперь ношу более маленький размер одежды.

— Когда вы едите и вы более-менее уверены, что голод не физический, подождите немного, неважно сколько времени, прежде чем вонзиться зубами в кусок пищи. Скорее всего, вы на самом деле испытываете желание есть. Это — пример того, как ощущается желание есть, возникшее из зависимости от еды. Понаблюдайте за этим желанием, каким вы его испытываете, хотя бы несколько секунд. Отметьте уникальность и своеобразность вашего личного опыта, не пытайтесь втиснуть его в рамки того, каким вы его себе представляли.

— Начните подмечать в уме и на бумаге ваше желание поесть когда не голодны и ваши оправдания к перееданию. Вначале может быть трудно, потому что вы себя осуждаете и потому, что ваш ум постарается от вас спрятать ваши пагубные пристрастия. Зависимость всегда полагается на ложь, и когда вы заметите, как вы себе врете в ваших оправданиях, вам будет трудно продолжать переедать. В этом весь смысл. Чем больше вы стараетесь, тем лучше у вас будет получаться.

Постарайтесь не судить себя слишком строго. Большинство людей пристрастны к чему-то, например, к кофе. Вместо того, чтоб себя порицать, поздравьте себя с тем, что вы работаете над вопросом, и порадуйтесь за все продукты и блюда, к которым вы не испытываете всепоглощающей страсти!

— По мере работы над собой вы можете забеспокоиться о своем будущем. А во что превратится моя жизнь? Во что превратятся капустники, семейные застолья и праздники? Способна ли я буду совладать с собой? Способна ли я буду продолжать полагаться на метод там, где другие методы не помогли?

Может, вы боитесь успеха больше, чем предстоящего провала?

Будьте осторожны, ибо тревоги такого рода, хотя и нормальны и их можно понять, могут легко превратиться в план для провала: «Мне никогда к этому не привыкнуть, так зачем и начинать?»

Бороться с таким мышлением надо так: просто сосредоточьтесь на текущем моменте. Помните, будущее не наступило, оно существует только в вашем воображении. Чем больше вы сосредоточитесь на текущем моменте, на том, что происходит здесь и сейчас, тем легче вам будет поддерживать положительное расположение духа и высокую мотивацию к переменам.

Вам не надо верить в этот подход, он и так сработает. В любом случае, вам не узнать, пока вы не попробуете.

Все ещё зависите от непреодолимой тяги к мучному и сладкому? Зачастую эта тяга к еде является непреодолимым препятствием на пути к стройности.

Один вид тяги к еде оправдывается психологическими причинами, другой может быть физиологического или биохимического происхождения, третий может быть вызван дисбалансом гормональных или химических веществ в мозгу или нервной системе.

Тем не менее, это является сравнительно новой областью исследований, а значит, существует множество неизвестных нам фактов о химических веществах и их влиянии на тягу к еде. В наше время учёные открывают всё новые химические и гормональные вещества, однако существует ещё много загадок в этой области, например, как же различные химические импульсы влияют на приём пищи и на наш организм в целом.

Биохимия питания - очень сложный и комплексный процесс, поэтому потребуется провести немало исследований, прежде чем человечеству удастся раз и навсегда решить проблему страсти к еде.
Итак, рассмотрим некоторые причины, влияющие на развитие нашей непреодолимой тяги к еде:

Серотонин

Такое биологически активное вещество, как серотонин , играет важную роль в контроле над процессом потребления пищи. Серотонин является так называемым нейромедиатором - химическим веществом, выделяемым нервными окончаниями, которое передаёт импульс от нервной клетки другой. Серотонин ещё называют гормоном радости, так как именно он отвечает за наше хорошее настроение.
Исследования показали, что серотонин также регулирует потребление углеводов, а триптофан (одна из известных аминокислот) увеличивает выброс серотонина в мозг. В случае если уровень серотонина в мозге оказывается недостаточным, мы начинаем испытывать тягу к богатой углеводами пище. Любое лечение, способствующее повышению уровня серотонина в мозге, поможет "обуздать" тягу к углеводам.


При снижении уровня серотонина большинство людей занимаются, так сказать, самолечением, употребляя в пищу богатые углеводами продукты: сахар, конфеты, пирожные, шоколад. Такая неконтролируемая тяга к пище, богатой углеводами, неизбежно приводит к увеличению веса. Пытаясь восполнить недостаток серотонина именно таким способом, мы попросту начинаем полнеть.

Взаимодействие алкоголя и серотонина

Как показывают исследования, употребление алкоголя повышает уровень серотонина в мозге, так что некоторые люди, страдающие от алкогольной зависимости, съедают огромное количество продуктов, богатых углеводами, когда нет возможности выпить. Исследование, проведённое Moorhouse в области алкогольной зависимости и влияния алкоголя на питание , в котором участвовали как "любители" углеводов, так и люди, совсем не употребляющие сладкое, показало, что сладкоежки, сидящие на низкоуглеводной диете , страдали ярко выраженными частыми сменами настроения и обладали низким уровнем серотонина.
Это объясняет, почему люди с алкогольной зависимостью налегают на углеводную пищу, когда нет возможности выпить спиртное. Тяга к сладкому объясняется попыткой повысить уровень серотонина.

Серотонин и частая смена настроения

Многочисленные исследования выявили связь между частой сменой настроения, тягой к сладкому и низким уровнем серотонина.

Доктор Вартмен из Массачусетского технического университета вплотную подошёл к изучению данного вопроса. Он опубликовал множество работ о связи между низким уровнем серотонина и аффективными расстройствами, такими, как: сезонная депрессия , углеводная "жажда", предменструальный синдром (ПМС) .

Известные учёные-исследователи Вэллинс и Риссанен (1994) также предполагают, что такие явления, как депрессия, анорексия , булимия и компульсивное обжорство (постоянное неконтролируемое переедание) напрямую связаны с низким уровнем серотонина, который, в свою очередь, связан с аппетитом. При депрессии и булимии низкий уровень содержания серотонина в мозгу приводит к чрезмерному потреблению пищи, в особенности продуктов, богатых высокорафинированными углеводами (сахар, белый хлеб, булочки, рис , макароны). При анорексии низкий уровень серотонина вызывает постоянную неудовлетворённость пациента пищей.

Тяга к еде и синдром ПМС

Большинство женщин испытывает непреодолимую тягу к тем или иным продуктам в определённое время менструального цикла . Все участницы тех или иных исследований заявляли, что просто не могут остановиться и прекратить поглощать сахар и сладости в больших количествах, а также литрами употреблять газированные напитки во время менструаций.

Группа ведущих южноафриканских исследователей под руководством профессора Буффенштейна (1995) пришла к выводам, что циклические колебания в приёмах пищи у женщин зависят от менструального цикла, то есть снижение количества поглощаемой пищи приходится на время овуляции , а "пик обжорства" - сразу после овуляции. Учёные полагают, что такие изменения в приёме пищи являются следствием изменений в работе яичников и способствуют чрезмерному потреблению энергии и увеличению веса.

Публикации профессора Меллера (1992) с кафедры клинической фармакологии в Дании показывают, что серотонин участвует в регуляции настроения и импульсивного поведения, а также и голода. Согласно исследованиям Меллера, серотонин также регулирует и режим питания.

Медикаментозное лечение

Теперь мы знаем, что серотонин играет главную роль в регулировании тяги к сладкому при перепадах настроения, спровоцированных депрессией или синдромом ПМС. Но как же мы можем самостоятельно влиять на уровень содержания серотонина в нашем мозге, не переедая и не набирая лишний вес?

Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина
Не пугайтесь! На самом деле это обычные антидепрессанты , которые повышают уровень серотонина в мозге, а также стараются сделать этот уровень содержания серотонина устойчивым. Данные препараты улучшают настроение, понижают уровень нервозности, тревоги, эмоционального напряжения.

Если вы страдаете депрессией на почве избыточного веса, проконсультируйтесь с врачом и попросите его прописать вам курс антидепрессантов, способствующих повышению серотонина в мозге.

Лекарства, способствующие снижению веса
В настоящее время существует всего лишь несколько препаратов, помогающих похудеть и одновременно контролирующих уровень серотонина.

Одним из них является Редуктил, который содержит субутрамин - вещество, усиливающее чувство насыщения. В соответствии с МЛУ (множественной лекарственной устойчивостью) это лекарство является "селективным ингибитором обратного захвата серотонина и норадреналина " - препарат двойного действия, с минимальными побочными эффектами и хорошей переносимостью. Он снижает вес за счёт уменьшения потребления килоджоулей и увеличения расходов энергии.

Редуктил, в первую очередь, рекомендуется пациентам, страдающим ожирением . Продолжительность лечения - около 3 месяцев, если нет индивидуальной непереносимости. Если препарат не способствует потере веса, следует немедленно прекратить лечение.

Диетическое вмешательство

Если вы страдаете от непреодолимой тяги к еде из-за низкого уровня серотонина в мозге, то у вас есть возможность контролировать эту страсть. Просто убедитесь, что в вашем рационе достаточное количество продуктов, содержащих углеводы. Тем не менее, высокоуглеводная пища не должна быть перегружена большим количеством жиров, а это значит, что следует исключить все кондитерские изделия (конфеты, пирожные, торты, печенье), различные десерты и сладкие газированные напитки.

Сконцентрируйтесь на пище с высоким содержанием клетчатки, минимально обработанной. Употребляйте в пищу блюда из кукурузной муки, зерновых отрубей, завтракайте овсяной кашей, ешьте много фруктов и овощей (особенно сладкий картофель), коричневый неочищенный рис.

Чтобы повысить уровень триптофана (ароматической аминокислоты), также употребляйте в пищу продукты, содержащие большое количество белков: молоко, йогурт, творог, нежирное мясо или рыбу, яйца. Ведь триптофан в нашем организме непосредственно преобразуется в серотонин, столь важный для нас.

Конечно, нездоровая тяга к еде вызвана различными факторами и причинами. Среди них и источники психологического происхождения, и причины, связанные нарушениями биохимического баланса в организме.

Всякий раз, когда вы испытываете сильнейшее чувство голода или дикое желание съесть тот или иной продукт - съешьте обезжиренный йогурт, диетические хлебцы или свежие фрукты. Это не только приглушит чувство голода, но и не позволит вам набрать лишний вес.

Также старайтесь употреблять в пищу продукты, содержащие "полезные" углеводы, то есть с высоким содержанием клетчатки. Это обеспечит вашему организму необходимое количество углеводов, предотвратит перепады настроения и постоянное желание поесть. Если же ваша страсть к еде полностью вышла из-под контроля, обратитесь к вашему врачу за медикаментозным лечением.

Приветствую вас на страницах блога! Тема нашего сегодняшнего общения довольно деликатная. Мы попробуем вместе разобраться, есть ли у каждого из нас не просто проблемы с рационом питания, а сильная, болезненная тяга к пище.

Признаваться в том, что обнаружили у себя симптомы «пищевой наркомании», непросто. Но без такой искренности, хотя бы с самим собой, проблему не решить.

Считается, что не менее трети населения планеты на сегодняшний день подвержены пагубному пристрастию к пище, которое требует лечения зависимости от еды. Мы обрастаем жиром, засоряем сосуды, приобретаем длинный список болезней. И все оттого, что едим не тогда, когда ощущаем голод, а по привычке или «от безделья», либо, осознанно или нет, добываем из продуктов гормоны удовольствия.

Подчас источники проблемы глубже, чем нам видится. И чтобы преодолеть ее, нужно детально разобраться в физиологических и психологических причинах этой привязанности. Перечислим основные:

  • Генетические нарушения, провоцирующие нехватку дофамина - гормона хорошего настроения;
  • Гормональные сбои, слабая выработка лептина, гормона, снижающего аппетит;
  • Пища действует на вкусовые рецепторы, а они передают сигналы мозгу, в центр удовольствия. Повторяющиеся позитивные эмоции формируют потребность в них;
  • Стрессы, которые «заедаем»;
  • Перекосы в питании в сторону фаст-фуда, сладостей, кондитерских изделий, к которым быстро наступает привыкание, перерастающее в болезнь;
  • Жесткие диеты, после которых нередко случаются срывы с навязчивыми мыслями о «недоеденных» вкусностях.

«Мертвая» еда, вызывающая привыкание

Хуже всего, что неестественная тяга к поглощению больших объемов пищи касается, прежде всего, вредной пищи. Ладно бы, мы навязчиво жевали морковку или не расставались с пучком зеленого лучка. Хотя, и тут перебор не на пользу, но не настолько вреден, чем неумеренное поглощение гамбургеров.

Диетологи условно выделяют три вида пищи, доставляющей нашему организму наибольший вред. Она же, увы, и самая «привязчивая», именно от нее быстрее всего формируется зависимость.

К первой группе продуктов относятся «чистые» сладости: конфеты, мороженое, шоколад.

Вторая категория - хлебобулочные изделия и печенье, насыщенные быстрыми углеводами. Именно потому, что они быстро всасываются в кровь, происходит всплеск чувства насыщения, но очень скоро он заканчивается, и организм требует очередную партию энергетической и эмоциональной подпитки.

Блюда из продуктов с большим содержанием жира отнесены к третьей группе.

Есть еще и четвертая, в которую вошли пищевые «извращения», содержащие все вышеназванные вредности. Это торты, эклеры, гамбургеры и прочие «деликатесы», еще и обильно сдобренные усилителями вкуса, накрепко приковывающими их к «гурманам».

Статьи в тему:

Вероятные угрозы

Последствиями неконтролируемого аппетита могут стать различные нарушения деятельности внутренних органов и систем вплоть до серьезных заболеваний, таких как:

  • Сахарный диабет;
  • Онкологические патологии;
  • Сбои в деятельности ЖКТ;
  • Ожирение;
  • и ряд других осложнений.

Бывает ли подобная зависимость у детей?

Пока наши детки растут, мы порой стараемся кормить их по максимуму. Не подозревая, что создаем почву для зависимости от еды у ребенка.

В одной знакомой семье родители настоятельно требовали, чтобы девочка все обязательно ела с хлебом, включая макароны, мясо и прочую плохо сочетаемую с главным продуктом пищу. Послушная малышка так и делала, и поначалу умиляла всех приятными округлостями. Но потом она выросла. В школе, а потом и на работе возникли проблемы общения, поскольку, сами догадываетесь, как называется за глаза юная дева 60-го размера, как к ней относятся окружающие. В лучшем случае, с сочувствием. Теперь она далеко не юна, но по-прежнему очень одинока. Тем более, что любящих родителей уже рядом нет.

Повторяя поговорку: «Ложечку - за маму, ложечку - за папу», вспоминайте иногда об этой реально несчастной женщине, которая сейчас отчаянно борется с ожирением, но рука предательски тянется за очередным бутербродом…

Часто причинами проблемы становится занятость родителей, отсутствие времени на общение с детьми, а то и недостаток эмоциональной близости. Мама пытается компенсировать этот дефицит вкусностями типа чипсов, чупа-чупсами, а все это очень вредно для неокрепшего организма и моментально дает реакцию привыкания.

Ставим «диагноз» самостоятельно

Вообще-то определить, есть ли у нас болезненное влечение, совсем несложно. Есть перечень определенных вопросов и утверждений, описаний ситуаций, вместе составляющих тест на зависимость от еды.

Ответьте на них искренне и сделайте вывод.

Надеюсь, у вас, мои дорогие читатели, больше отрицательных ответов. Если дело состоит наоборот, то это повод серьезно задуматься, а заодно прочитать вот эту небольшую подборку моих статей про основы здорового питания.

Статьи в тему:

Как справиться с проблемой?

Допустим, вы честно признались себе: да, есть все или большинство из этих признаков неблагополучия. Это уже полшага к победе. Двигаясь дальше, необходимо определиться, как избавиться от этой напасти.

Самое простое - это провести подробную ревизию своего рациона, особо выделив самые вредные его компоненты. Подумайте, чем их можно заменить. Для начала, если не получается полностью отказаться от пончиков и пирожных, хотя бы урежьте дневную дозу. И возьмите за правило лакомиться ими лишь в первой половине дня, но никак не вечером. В статье я подробно рассматривала данный вопрос. Поэтому не поленитесь и перейдите по ссылке, чтобы прочитать и знать эти продукты «в лицо».

Колбасу, сосиски, пельмени и прочие полуфабрикаты и суррогаты замените обычным куском мяса - и полезнее, и калорий меньше, и тоже вкусно, наконец.

Что делать с любимыми сладостями? Заменить кондитерские изделия натуральными продуктами, богатыми глюкозой: фруктами (свежими и сухофруктами), медом. Подойдет и качественный шоколад, в небольших дозах.

Очень хороши каши, любые блюда из овощей и зелени, орехи, кисломолочные продукты. Если их правильно готовить и комбинировать, будет вполне аппетитно, и в то же время не слишком «навязчиво». Хотя, привычка к еде именно здоровой тоже со временем вырабатывается, но это уже весьма полезный навык.

Есть и еще один эффективный прием борьбы с привычками - это их вытеснение, замена другими. Выше только что я сказала о приобретении тяги к иному «наркотику» - полезной пище. Но ведь можно и заняться каким-то интересным делом, например, научиться вязать, вышивать, плести корзинки, писать статьи. Или хотя бы читать увлекательные книги. Это реально затягивает, заставляет на какое-то время забыть о полдниках и ужинах.

Идеальный вариант, как преодолеть пагубную страсть - постоянные походы в спортзал. Тут получаем «три в одном» - мышцы тонизируем, вес сгоняем, да и от перекусов отвлекаемся. Плюс бонусы - отличное самочувствие и настроение.

То, что доктор прописал

Но, даже прилагая героические усилия, мы не всегда способны справиться с проблемой самостоятельно. Не стоит отчаиваться. В этом случае просто необходимо воспользоваться помощью специалистов. Обычно это диетолог и психолог, которым нужно подробно рассказать о признаках зависимости от еды, которые вы у себя отметили.

Диетолог наверняка даст конкретные советы по сбалансированности питания. Порекомендует включать в меню больше продуктов, богатых клетчаткой, таких как каш, овощей, фруктов, зелени, бобовых. Пить больше чистой воды, без подсластителей и красителей, без иных добавок и газа.

Психолог научит радоваться жизни без пищевых «подпиток». Чаще всего сеансы проводятся в группах, вполне возможно, там вы найдете новых друзей, вместе будет проще справляться с ситуацией.

В отдельных случаях присоединяется и медикаментозное лечение. Но главное в алгоритме «перевоспитания» - это поддержка близких. Ведь продукты-провокаторы лучше всего полностью убрать из обихода. Значит, в процесс отвыкания будут втянуты и члены семьи. А он непрост и довольно длителен, может сопровождаться срывами, в том числе, и нервными.

Любая зависимость - это несвобода. Но отказываться от нее бывает сложно, особенно, если проблема застарелая, «хроническая».

Я искренне желаю вам всем, дорогие друзья, освобождаться от вредных привычек и учиться испытывать радостные эмоции от общения с друзьями, добрыми книгами, от путешествий и полезных хобби.

Улыбайтесь, господа! До новых встреч!

Похожие публикации