Расстройства пищевого поведения детей. Нарушение пищевого поведения у детей Психологические причины нарушения пищевого поведения у детей

Эпидемиологические данные свидетельствуют о высокой частоте встречаемости нарушений пищевого поведения – более чем у половины детей раннего возраста. Нарушения характерны как для детей с неврологической патологией и задержкой развития (в 80% случаев), так и для нормально развивающихся детей – более чем в 25% случаев.

Именно в детском возрасте формируются основные привычки, закладывается фундамент. Длительно сохраняющиеся нарушения негативно сказываются на здоровье детей и психологическом климате семьи.

Более подробно о нарушениях пищевого поведения у детей в беседе с заведующей кафедрой диетологии и нутрициологии ГБОУ ДПО РМАПО МЗ РФ, профессором, доктором медицинских наук Татьяной Николаевной Сорвачевой.

– Что такое пищевое поведение?

– Нарушения пищевого поведения обусловлены широким спектром факторов, негативно влияющих на процесс кормления, прием пищи и поступление в организм пищевых веществ.

В зарубежной практике разработаны критерии диагностики нарушения пищевого поведения: стойкий отказ от приема пищи более 1 месяца; отсутствие заболеваний, вызывающих отказ от приема пищи; неправильные типы кормлений (кормление во сне, навязчивые кормления, принудительное и механистическое кормление, развлечения во время кормления, длительность приема пищи более 30 минут); рвотные движения при попытке кормления.

– Чем обусловлены нарушения пищевого поведения?

– Пищевое поведение начинает формироваться еще в период внутриутробного развития. Влияют характер питания и вкусовые предпочтения матери. В последующем на пищевое поведение ребенка влияют вид вскармливания, введение прикорма, пищевые привычки семьи. Нарушения пищевого поведения чаще всего встречаются у детей в возрасте 2–6 лет.

В основе пищевого поведения доминируют нарушения аппетита. Аппетит – это эмоционально окрашенное стремление человека к определенной пище. В практике педиатры выделяют следующие виды аппетита: нормальный, повышенный, пониженный, редко – избирательный.

– Каковы последствия нарушений пищевого поведения в детском возрасте?

– Длительно сохраняющиеся нарушения пищевого поведения связаны с недостаточным потреблением основных пищевых веществ, дефицитом ряда микронутриентов и витаминов, отставанием в росте и развитии, замедлением когнитивного развития, стрессовыми ситуациями в семье, нарушением детско-родительских взаимоотношений и психологического здоровья семьи.

– В чем заключается лечение?

– Лечение должно быть дифференцированным в зависимости от вида нарушений.

Необходимо соблюдать следующие принципы коррекции: нормализация детско-родительских взаимоотношений и психологического климата в семье, формирование правильного пищевого поведения, в том числе через чувство голода, формирование у ребенка правильного отношения и интереса к еде. На этапе формирования пищевого поведения возможно использование специализированных смесей для нутритивной поддержки с целью коррекции рациона питания. При необходимости важен мультидисциплинарный подход с привлечением педиатра, диетолога, гастроэнтеролога, психолога.

В современной культуре распространены такие явления, как нездоровое питание и недостаток физической активности. Этому подвержены и дети. Эксперты утверждают, что современные дети – это первое поколение, которое имеет более слабое здоровье, чем их родители.

Более того, когда нездоровое питание совмещается с сидячим образом жизни и особенностями нашей культуры, в которой эталоном является худое тело, все это приводит к расстройствам пищевого поведения. Согласно статистике, ими страдают 23 % современных девочек и 6 % мальчиков. Поэтому расстройства пищевого поведения представляют опасность для молодого поколения. К счастью, родители в силах их предотвратить, но для этого необходимо вмешаться как можно раньше. Вмешательство в юношеском возрасте, когда дети отстаивают право на самостоятельность, менее эффективно.

Что можно сделать, чтобы предотвратить расстройства пищевого поведения у ребенка? Прежде всего, помогите ему развить здоровое тело и здоровое отношение к нему.

1. Помогите ребенку сформировать правильное отношение к своему телу

Следует любить свое тело, независимо от того, что вы видите в зеркале. Но под влиянием современной культуры у многих из нас возникает навязчивая идея быть худым. Мы сильно осуждаем себя за несоответствие этому идеальному образу. Поэтому, когда мы видим, как ребенок начинает набирать вес, включается все наше самоосуждение, и мы проецируем его на ребенка, беспокоясь, что он будет всю жизнь бороться с лишним весом. К сожалению, дети перенимают наши страхи и делают вывод, что с ними что-то не так. Родителям следует развить более здоровое отношение к собственному телу, чтобы не передавать чувство стыда и неполноценности своим детям.

2. Объясните ребенку, как средства массовой информации пропагандируют идеальный образ тела, не имеющий ничего общего с реальностью

Объясните, что изображения моделей на обложках глянцевых журналов всегда обработаны в «Фотошопе» и попросту нереалистичны. Расскажите, как современная индустрия красоты устанавливает нереалистичные стандарты красоты, на которые впоследствии начинают ориентироваться люди. Поговорите с ребенком о том, что красивая внешность сама по себе еще не делает человека счастливым.

3. Покажите ребенку пример хорошего питания

Признайте, что ребенок во всем берет пример с вас. Если вы пьете газированные напитки, ваши дети тоже будут это делать. Если вы предпочитаете погрызть морковку, а не чипсы, чтобы перекусить, ваши дети тоже будут это делать. Все ваши плохие и хорошие привычки дети перенимают у вас. Хотите ли вы изменить своего ребенка и защитить его от плохих привычек? Измените свои привычки. Здоровье, хороший жизненный тонус и внешний вид станут вам дополнительной наградой вдобавок к хорошим привычкам ваших детей.

4. Не говорите о диетах

Не придерживайтесь никаких диет, просто употребляйте здоровую пищу. Сделайте физические упражнения постоянной частью повседневной жизни в вашей семье. Исследования показывают, что диеты не дают необходимого результата, а только приводят впоследствии к объеданию. Кроме того, диеты могут изменять химический состав организма, из-за чего человек может снова набирать вес, а сбросить его в следующий раз будет гораздо сложнее. Только постоянное здоровое питание и физическая активность помогает сохранять оптимальный вес тела.

Если вы хотите научить ребенка самоконтролю, начните с того, что научите его прислушиваться к собственному телу. Голоден ли он или много ест просто по привычке? Если ребенок просит у вас сладости, вместо того, чтобы говорить «нет», скажите ребенку, что вы купите ему их в следующий раз: «Кондитерская будет здесь всегда. Мы будем приходить сюда в особых случаях, а не каждый день». Как показывают исследования, такой подход учит ребенка принимать более взвешенные решения, в то время как простой отказ приводит к тому, что ребенок испытывает сильное желание получить сладости и, как следствие, переедает, когда вы покупаете ему их.

5. Не насмехайтесь над ребенком, если он набрал лишний вес – этим вы задеваете его самооценку

Вместо этого приучите его к регулярной физической активности и уменьшите количество сахара в его рационе. Если вы решите, что ребенку следует сбросить вес, специального рациона должны придерживаться все члены семьи. Изменение привычек в питании всем дается с трудом, поэтому не следует ожидать, что ребенок откажется от угощений, которые будут есть все остальные члены семьи.

6. Узнавайте больше о питании

За последнее столетие увеличилось количество людей, страдающих от избыточного веса, и этот процент продолжает расти. Вместе с тем растет и процент различных заболеваний. Причины – сидячий образ жизни, постоянные стрессы, переедание и выработанная в процессе эволюции склонность есть больше в периоды достатка.

Однако диетологи утверждают, что главная причина избыточного веса – обработанные продукты. В последнее время люди потребляют меньше насыщенных жиров и больше обработанных продуктов. Современные продукты имеют длительный срок хранения. Они вкусные, но при этом менее полезны. В их приготовлении используются гидрированные жиры, консерванты, кукурузный сироп и углеводы, лишенные своих питательных свойств. Все это очень вредно для организма и приводит к хроническим заболеваниям, когда мы становимся старше. Но даже с детства они вызывают привыкание и воспалительные процессы в организме.

И, конечно же, большинство обработанных продуктов содержат сахар. Исследования показывают, что более 10 % ежедневно потребляемых калорий мы получаем из добавленного сахара, что отрицательно влияет на весь организм. В результате в организме откладывается больше жира, чем под влиянием других углеводов.

7. Откажитесь от нездоровой пищи и не делайте запасов еды

Не употребляйте нездоровую пищу и не запасайтесь едой, за исключением особых случаев. От этого может пострадать вся семья. Если дети видят, как взрослые едят нездоровую пищу, они последуют их примеру. Они будут есть все подряд, иногда тайком. У многих девочек-подростков развивается булимия, когда они сначала тайком едят мороженое, а затем у них начинается рвота.

8. Поощряйте ребенка есть овощи

Детям обычно не нравятся новые блюда с первого раза. Но рано или поздно они привыкают. Исследования показывают, что дети с большей готовностью едят блюда, которые им уже знакомы.

9. Привлекайте ребенка к занятиям спортом

Каждому ребенку нужна регулярная физическая активность. Когда девочки занимаются спортом, они начинают позитивно относиться к своему телу, и такое отношение сохраняется у них на протяжении всей жизни. Когда дети находят вид спорта себе по душе, высока вероятность того, что это увлечение останется с ними на долгие годы. Вместо того чтобы говорить ребенку, что заниматься спортом необходимо для похудения, скажите ему, что спорт меняет биохимию организма и делает нас здоровее и счастливее. Приучите родных к совместным занятиям спортом всей семьей каждые выходные.

10. Никогда не комментируйте внешность других людей

Если вы акцентируете внимание на том, как выглядят худые или полные люди, то ребенок делает вывод, что внешность – это важно, и начинает думать, что люди всегда обращают внимание на его внешность.

11. Если вы оставляете ребенка с няней, говорите ей, что можно есть ребенку, а что – нет

Слишком строгое отношение к ребенку вызывает у него

сильное желание тайком есть нездоровую пищу. С другой стороны, если няня будет позволять ему каждый день есть чипсы и пить газированные напитки, это сведет на нет все ваши попытки приучить его к здоровому питанию.

12. Воспитывайте ребенка

Воспитание ребенка поможет вам уменьшить вероятность появления у него избыточного веса во взрослом возрасте.

13. Снижайте уровень стресса

Дети, которые имеют высокий уровень гормонов стресса, менее здоровы физически. В том числе они склонны и к избыточному весу.

14. Меньше смотрите телевизор

Дети, которые ежедневно смотрят телевизор по 2 часа и больше, склонны к избыточному весу и повышенному уровню холестерина. Вероятно, причиной является не только сидячий образ жизни, связанный с просмотром телепрограмм, а и реклама вредных продуктов. Исследователи говорят, что дети сильно подвержены влиянию рекламы, поэтому во многих странах запрещена реклама, направленная для детей (в том числе и телевизионная).

Парадоксально: родители, понимая, что правильное питание – залог здоровья, сами порой являются причиной нарушения пищевого поведения у детей. И зачастую эти нарушения не связаны непосредственно с едой — они имеют более глубокую, психологическую основу.

Нарушения пищевого поведения бывают трех видов: недостаточное питание , приводящее к истощению организма; переедание , при котором, напротив, возникают проблемы с лишним весом; зависимость от постоянного жевания – «каких-нибудь вкусненьких» вредных для здоровья продуктов и напитков с неестественными, усиленными вкусами.

Недостаточное питание как реакция на насильственное кормление

Стрессы, недомогания, плохое настроение могут снижать аппетит и притуплять чувство голода. Если родители начинают кормить ребенка насильно, то по принципу формирования условного рефлекса закрепляется ассоциативная связь между принятием пищи и негативными эмоциями , которые испытывает при этом ребенок. Такое воздействие приводит к тому, что ребенок вообще не будет любить есть. В более старшем возрасте причиной ограничения себя в еде может стать низкая самооценка — ведь в подростковом возрасте самооценка тесно связана с отношением к своему телу.

Переедание как психологическая защита

Когда у человека не удовлетворяется какая-то важная потребность, он, можно сказать, испытывает некий голод. Если ребенок ощущает эмоциональную пустоту, испытывает дефицит любви, принятия, безопасности, общения, не чувствует собственную значимость, весомость, не имеет возможности восполнить этот дефицит напрямую, он попытается удовлетворять психологический голод едой . Постоянное желание поесть является своеобразной защитной реакцией на сложные обстоятельства. Нужно понимать, что если родители будут пытаться исключить переедание, но не поменяют при этом психологическую ситуацию, они лишат ребенка привычной защиты. Если ребенок расстроен, переживает стресс, то он может интуитивно тянуться к еде – это как в младенчестве, когда, припав к материнской груди, он получал питание, утешение и защиту.

Постоянное жевание: вкусности и вредности

Еда способна влиять на неудовлетворительное эмоциональное состояние, выступая в качестве своеобразного антидепрессанта. Особенно это относится ко всяким «вкусностям и вредностям», обладающим неестественно ярким вкусом. Ловушка заключается в том, что яркие вкусовые ощущения помогают нам забыть обо всем на свете. Интенсивность вкуса зависит от концентрации усилителей вкуса, сахара, соли и приправ. При частом употреблении таких продуктов и напитков вкусовые рецепторы перестраиваются: более нейтральные, естественные вкусы, перестают приносить удовольствие, и формируется своеобразная зависимость. Важно помнить – «вкусностей» требует не желудок, эта потребность идет от «головы». Часто взрослые сами провоцируют такую зависимость, приучая «заедать» неприятности или, например, учебные стрессы конфеткой.

Проблемы с питанием легче предупредить, чем потом от них избавиться. Чтобы не вызвать по отношению к еде отрицательные эмоции и не спровоцировать пищевые нарушения, важно придерживаться следующих правил:

  • Если вы замечаете, что ваш ребенок слишком много или слишком мало ест, попробуйте разобраться и понять, в чем причина, какова психологическая подоплека.
    • Не стоит кормить детей насильно: старайтесь нагулять аппетит, исключите перекусы. Кроме того, прием пищи должен приносить ребенку удовольствие. Красиво оформленное блюдо увеличивает аппетит.
    • Никогда не заставляйте доедать всю порцию до конца, если ребенок наелся меньшим количеством еды.
    • Не наказывайте и не манипулируйте едой , лишая ребенка еды или заставляя что-то есть.
    • Никогда не наказывайте и не упрекайте детей за то, что они не хотят есть. Планируйте распорядок питания так, чтобы ребенок успевал проголодаться.
    • Не приучайте ребенка «заедать и «запивать» неприятности. Любое негативное чувство должно находить выражение напрямую, а не исчезать вместе с засунутой в рот конфетой.
  • Отношение в семье к еде должно быть уважительным, но без возведения ее в культ. Не переводите проявления своего внимания и заботы только на еду, покупая ребенку вкусности вместо, например, совместного времяпровождения, игр и ласк.
  • Забирая ребенка из детского сада или школы, спрашивайте сначала о том, что с ним происходило в течение дня, и только потом уже о том, что и сколько он ел.
  • Ребенок должен чувствовать, что он любим — независимо от того как, когда и сколько он поел; что он важнее, чем еда, ситуации и обстоятельства, с едой связанные.
  • Не стоит обсуждать худобу/полноту и другие физические особенности ребенка; не стройте прогнозов о том, какими вырастут ваши дети (толстыми или худыми), не связывайте это с тем, что его не полюбят, или будут негативно к нему относиться.

Самой важной профилактикой нарушения пищевого поведения является счастливый грудничковый период, когда питание действительно является самым важным жизненным процессом. Идеальный вариант — продолжительное грудное вскармливание «по требованию», с постепенным, не травматичным отучением от груди. Если мама кормит малыша из бутылочки, важно не забывать про эмоциональный контакт во время кормления.

Психологические параметры пищевого поведения и его нарушений в большей мере определяют личностное отношение к принятию пищи и её способов. К ним относятся различные факторы:
– нарушения взаимоотношений в системе «мать–дитя» в младшем детском возрасте;
– неприемлемые для ребенка в раннем детстве способы принятия пищи;
– стрессы, ситуации фрустрации;
– личностные проблемы ребёнка и подростка;
– конфликтные семьи;
– проблемы в межличностных отношениях в семье, детских учреждениях, со сверстниками и другими окружающими людьми.

Вопросами правильного питания занимаются семейные врачи, а проблема пищевого поведения до недавнего времени занимала медицинских психологов. Видимо, такое рассмотрение функционирования одной и той же системы неправомерно, так как физиологические и психологические параметры жизнедеятельности организма человека неразрывно связаны между собой и должны рассматриваться как единое целое.

В зависимости от возраста пищевое поведение и его нарушения различают согласно причинам его возникновения, особенностям личностного реагирования ребёнка и подростка, структуре симптоматики и механизму их возникновения.
У младенца и маленького ребёнка нарушения пищевого поведения нередко сочетаются с нарушением аппетита. Наиболее часто у них, особенно страдающих невропатической конституцией, наблюдаются гипорексия и анорексия .

Симптоматика анорексии и гипорексии

Симптоматика анорексии и гипорексии может проявляться следующим образом:
– полный либо частичный отказ от еды;
– предпочтение определённой консистенции еды (жидкой, твёрдой);
– замедление процесса кормления;
– поедание только определённых продуктов (каши, фрукты, сладкое);
– отказ от различных пищевых продуктов (молочные продукты, мясо);
– протест против изменения меню, требование только одинаковых блюд;
– протест против стереотипа процесса кормления.

Психологические причины такого нарушения пищевого поведения могут быть различны:
– неправильно выбранный способ кормления малыша;
– недостаточное терпение со стороны кормящего;
– неспособность матери или другого человека найти правильный подход к ребёнку во время кормления;
– механический подход к процессу кормления («лишь бы ребёнок поглотил пищу»);
– повышенная возбудимость либо заторможенность ребёнка во время кормления;
– бесконечные понукания его к поеданию пищи, вкуса которой зачастую ребёнок не ощущает в полной мере или блюдо ему неприятно;
– изначальное нарушение взаимоотношений в системе «мать–дитя»:
– насильственное кормление, которое обычно заканчивается рвотой и может привести к возникновению привычной рвоты на любой психогенный раздражитель (психосоматическое расстройство);
– семейные конфликтные ситуации, особенно во время кормления ребёнка;
– при вскармливании грудью мать всеми помыслами и чувствами должна быть занята только малышом, а не своими проблемами;
– смена привычного стереотипа жизни ребёнка, что является стрессовой ситуацией для него (переезд на другую квартиру, отрыв от матери, посещение детского сада и т.п.). Также многие другие причины, которые нарушают «психологический гомеостаз» ребенка.

Зачастую для ребёнка с анорексией неприятен сам процесс принятия пищи, её непривычный запах и вкус или даже подготовка к приему пищи. Ребёнок проявляет беспокойство при виде стульчика и столика, за которым его кормят, мисочки и ложечки.
Родители и лица, принимающие участие в кормлении малыша, придумывают массу ухищрений для того, чтобы его накормить.
Вспоминаются случаи из практики. Жанну, 3,5 лет, отец кормил, посадив её на плечо, чтобы она могла во время кормления перебирать подвески люстры.
Ирочка до 2 лет принимала пищу с рук матери, выбрасывая при этом столовые приборы из ящика стола.
Миша, 4 лет, при переезде в другой город на протяжении нескольких месяцев предпочитал пить лимонад и есть кусочки печенья, отказывался от других блюд, и его кормили насильно.

Как же победить гипорексию и анорексию, если она не связана с соматическими заболеваниями?

Прежде всего, ребёнок должен быть обследован на предмет отсутствия органических расстройств со стороны пищеварительной системы.
Затем следует уяснить психологические причины такого пищевого поведения, наличие невропатических черт конституции ребёнка.
Рекомендации, которые можно дать родителям по преодолению такого типа нарушений пищевого поведения, могут быть следующими:
– уяснить правильность своего поведения во взаимоотношениях с маленьким ребёнком в целом;
– изменить стереотип кормления ребёнка;
– кормить за общим столом в присутствии других людей и не фиксировать внимания на процессе кормления ребёнка, а скорее на употреблении пищи другими членами семьи;
– дать возможность ребёнку самостоятельно кушать (налить в миску часть еды и помогать ему кушать);
– разрешить кушать с общего стола даже ручками понравившуюся ему еду.
Советов и вариантов изменения способов кормления может быть много, но главное, чтобы это понравилось ребёнку. Целесообразно проводить сеансы игровой терапии по сюжету, связанной с пищевым поведением.

Случай из практики: Женю, 10 месяцев, с гипорексией, посадили прямо на обеденный стол в окружении близких ему людей и позволили ему выбирать с тарелок кусочки еды, внешне не обращая внимания на его действия. Взрослые же с удовольствием смаковали пищу, всем своим видом показывая это ребёнку. Через неделю ребёнок вдвоём с матерью ел предложенную пищу, которую якобы ела и она. И постепенно «слез» со стола и сам выбрал способ кормления и блюда. Проблема с приемом пищи перестала быть доминантной для ребёнка и семьи.

Руминация что это?

Руминация (расстройство срыгивания) – это осознанное срыгивание пищи, которая чаще вновь заглатывается или выплёвывается.
Симптом появляется в грудном возрасте чаще у мальчиков с невропатической конституцией, но может возникать либо продолжаться и в старшем возрасте. Срыгивание наблюдается и у здоровых детей, когда их неправильно кормят или они находятся в ситуации эмоциональной депривации (ограничений).

Различают 2 формы руминации:
1) психогенная форма, в основе которой лежат:
– тяжёлые нарушения в системе взаимоотношений «мать–дитя»;
– наличие стрессовых ситуаций для ребёнка (отрыв от матери, конфликтные ситуации в семье);
– расстройства личности у матери, которая неадекватно относится к своему ребёнку;
2) второй вариант возникает у умственноотсталых детей по своим особым механизмам.

Избавиться от руминации помогают своевременно построенные беседы с матерью по вопросам установления правильного контакта с ребёнком, подбора для него адекватного способа кормления.

В ряде случаев внимание к ребёнку в семье явно бывает недостаточным и заменяется различными благами, подарками, а ему необходимы эмоционально насыщенные контакты с родителями, их тепло и забота.
В таких случаях руминация может возникать даже в школьном возрасте.

Например, Люда, 10 лет, из благополучной и обеспеченной семьи, у которой мама и папа заняты своими делами и деловыми партнёрами больше, чем собственным ребёнком. Девочку с детства воспитывали периодически меняющиеся няни. Люда очень переживала, что с ней постоянно находится «чужая приходящая тётка, а не мама». Девочка с детства росла невропатичной, легко возбудимой, плохо ела, периодически срыгивала пищу. В школьном возрасте после ссоры родителей во время обеда за столом Люда стала тщательно пережёвывать пищу, затем выплюнула её в тарелку и снова заглотнула.

Такое пищевое поведение вызвало негодование у родителей, и девочку выгнали из-за общего стола, что резко ухудшило её состояние. Так продолжалось 2 года, её ругали, но никто не жалел. В конце концов, родители обратились к врачу и детскому психологу. С родителями были проведены беседы о неблагоприятном психологическом климате в семье и даны советы по нормализации взаимоотношений с девочкой. Люда прошла курс психотерапии и стала вполне здоровым ребенком.

Что такое пика?

Пика – это поедание несъедобных или неприятных на вкус предметов (отходы, мусор, песок, мел, краски и прочее). Расстройство частично проявляется у умственно отсталых детей либо в семьях с асоциальной структурой, у «детей-бомжат». Прогноз зависит от лечения основного заболевания – умственной отсталости, изменения социального статуса семьи и ребёнка.

В ряде случаев пика случается и у здоровых детей – они поедают мел, извёстку, что требует внимания семейных врачей для изучения состояния обменных процессов у ребёнка.
В подростковом возрасте пищевое поведение приобретает ещё более личностный ракурс. Подростки устанавливают мотивы и ценности, ориентацию на внешний облик своего тела.

В подростковом возрасте рассматривают такие основные формы нарушений пищевого поведения: нервная анорексия и нервная булимия .
Эти расстройства наблюдаются у девочек и мальчиков в соотношении 10:1.
Патогенез этих нарушений пищевого поведения у подростков имеет несколько моментов: генетические факторы; семейные влияния; социо-культурные воздействия; диетические мероприятия, направленные на уменьшение веса; особенности личностного реагирования на свой внешний вид и формы своего тела; уязвимость в отношении ограничений либо навязывания подросткам пищи.

Критерии диагностики нервной анорексии согласно МКБ-10

– вес тела на 15% ниже нормы;
– потеря веса вызывается самим пациентом;
– нарушение схемы тела и его пропорций;
– сверхценная идея своей непомерной толщины;
– вторичные эндокринные нарушения со стороны гипофизарно-гипоталамической и гонадной системы;
– вторичные нарушения в системе функций пищеварительной системы вплоть до появления органических изменений.

Клиника: заболевание нервной анорексией начинается с того, что пациент отказывается от высококалорийной пищи, исключает из рациона фрукты, масло, молоко, мясо, рыбу и доводит себя до минимального употребления пищи. Так, например, одна девушка в день съедала 1 яблоко и выпивала 1 стакан воды. Обычно в беседе такие пациенты рассказывают о полноценном «пищевом дне», трёхразовом питании и употреблении всего набора пищевых продуктов. Сравнение сведений со слов родственников и пациента о блюдах, которые в течение дня употребила пациентка, должно насторожить врача. Своё голодание они объясняют различными теориями и не считают свое пищевое поведение неправильным. В основе лежит сверхценная идея о своей непомерной полноте и искажение образа своего тела и пропорций.

В ряде случаев пусковым моментом такого поведения становится невзначай брошенная кем-то фраза об их внешнем облике. Например, девочка 14 лет пришла в школу после летних каникул и услышала от подруг фразу: «Ты за лето объелась, так можно и растолстеть». С тех пор она начала ограничивать себя в еде, выбрасывала её, придумала себе «скромную диету» и … за 8 месяцев при росте 168 см имела вес 38 кг. Но при этом считала себя толстой и агрессивно сопротивлялась просьбам и настойчивым требованиям родителей изменить свой рацион. Наряду со строгой диетой подростки выбирают усиленные занятия физкультурой и стараются много двигаться. Например, девочка делала уроки стоя, мальчик после приёма любой пищи делал пятикилометровые пробежки. И всё это направлено на избавление от лишних калорий и лишнего веса.

У пациента с нервной анорексией отмечается избирательность пищевого поведения, отличающегося особым пищевым ритуалом. Иногда они готовят пищу и с удовольствием кормят членов семьи, стремятся заставить их съесть как можно больше и буквально закармливают их.
Восприятие собственного тела характеризуется нарушением схемы тела, а именно – неверной оценкой пропорций своего тела. Им постоянно кажутся непомерно увеличенными бёдра и толстый живот.

Личностные особенности пациентов типичны: чрезмерно развитое честолюбие и завышенная самооценка, настойчивость и упорство в достижении своей цели, интравертированность и достаточно высокий интеллект, который не снижается даже на кахектической стадии болезни.

Так, девушка 17 лет сдавала экзамены в выпускном классе на одни пятёрки при том, что весила всего 32 кг при росте 165 см и её привозили на экзамен родители, так как из-за физической слабости она не могла самостоятельно передвигаться.

Согласно DSM-4 различают 2 типа нервной анорексии на основании того, какие средства и способы используются для достижения желаемой худобы, которую из-за сверхценной идеи пациент, естественно, не признаёт:
– ограничительный тип, при котором пациент начинает активно ограничивать себя в еде, доходя до полного отказа употреблять пищу;
– очистительный тип, при котором происходит чередование особой диеты и «обжорства» с целью искусственного вызывания обильной рвоты, очищение при помощи слабительных.

Нервная булимия вначале характеризуется пищевыми атаками, при которых пациент принимает большое количество продуктов, обычно легко усвояемых и не требующих приготовления – «нужно быстро всё съесть!»
Появляется потеря контроля над чрезмерным приёмом пищи. Такие пищевые атаки чаще всего возникают в ситуациях психологического напряжения (экзамены, нарушения межличностных отношений со сверстниками), либо при наличии опустошённости, либо незаметно для человека (просмотр телепередач, кинофильмов).

Приступ обжорства обычно прекращается при переполнении желудка, когда появляется рвота или другие ощущения дискомфорта со стороны пищеварительного тракта. За этим следует очищение от пищи: искусственно вызванная рвота, приём слабительных препаратов, очистительные клизмы.
Но в ряде случаев такие пищевые атаки учащаются и становятся привычными, переходят в стабильное состояние переедания и ожирения. При этом обнаруживается постоянное стремление к еде, даже при ощущении сытости, попытки противостоять ожирению разными способами, навязчивый страх ожирения. У человека из-за смены иерархии мотивов и ценностей переедание продолжается и формируется сверхценная идея своего образа тела.

При нервной анорексии и нервной булимии на разных этапах болезни появляются и соматические изменения со стороны различных внутренних органов и систем:
– изменяется внешний вид – нарушение веса и пропорций тела;
– появляются нарушения кожи и её придатков;
– выраженный кариес;
– набухание слюнных желёз;
– эндокринные расстройства – нарушения гипофизарно-надпочечниковой системы и функции щитовидной железы, аменорея;
– нарушения в пищеварительной системе – привычные запоры, периодически тошнота и рвота, отсутствие чувства голода и сытости, боли в эпигастральной области и по ходу кишечника, а с течением времени наступают органические нарушения пищеварительного тракта;
– лабораторные данные – изменение картины крови (лейкопения, анемия), нарушение электролитного баланса, изменение липидного обмена и затем всех видов обмена, снижение общего белка и альбуминов.

В запущенных случаях болезни кахексия или ожирение требуют лечения в специализированных стационарах.
Нервная анорексия может перемежаться с атаками булимии, особенно у взрослых людей при наличии продолжительной фрустрирующей ситуации или хронически повторяющихся стрессовых ситуациях.
Терапия нервной анорексии и нервной булимии должна проводиться семейными врачами совместно с медицинскими психологами, а в затяжных случаях – и с психиатрами.

Светлана ЗИНЧЕНКО
к.мед.н., профессор кафедры психологии
Киевский институт социальных и культурных связей
Людмила ЧУРСИНА
детский психиатр высшей категории
Киевская городская психоневрологическая больница № 2

1. Зінченко С.М – Медична психологія. Навчальний посібник. Київ. КІСКЗ. 2009. с. 341.
2. Детская психоневрология. Под редакцией проф. Л.А.Булаховой. Киев. «Здоров’я». 2001. с. 496.
3. Хайтович М.В., Майданник В.Г., Ковальова О.А. – Психотерапія в педіатрії. Ніжин. «Аспект-Поліграф». 2003. с. 216.
4. Венар Ч., Кериг П. – Психопатология развития детского и подросткового возраста. СПб, Прайм-Еврознак, 2007, с.670.
5. Нора Ньюкомб – развитие личности ребёнка. 8-е изд. СПб, Питер. 2003, с. 640.
6. Психология развития. Под ред. Марцинковской Т.Д. Москва. «Академия», 2001. с. 352.

Департамент здравоохранения города Москвы
Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой
Кафедра психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова
Кафедра детской психиатрии и психотерапии РМАНПО

II ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
с международным участием

«СУХАРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ. РАССТРОЙСТВА ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Москва, 11-12 декабря 2018 г.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Глубокоуважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Сухаревские чтения. Расстройства пищевого поведения у детей и подростков», которая состоится 11-12 декабря 2018 г. в г. Москве.

Конец XX - начало XXI века ознаменовались значительным ростом психических заболеваний, особенно в детском и подростковом возрасте. С детьми, страдающими психическими расстройствами, сталкиваются врачи самых разных специальностей. Дети и подростки с нарушениями пищевого поведения относятся к наиболее тяжелой группе пациентов.

Сегодня расстройства пищевого поведения представляют собой гетерогенную группу, состоящую из различных ментальных нарушений и включающую как классические нервную анорексию и булимию, так и многочисленные синдромальные нарушения пищевого поведения при разных психических заболеваниях, в том числе при расстройствах аутистического спектра, задержке психического развития, эндогенных болезнях и др.

Высокая социальная значимость, актуальность этой темы обусловлены тяжелыми последствиями таких состояний. Диагностика, лечение, реабилитация и профилактика расстройств пищевого поведения требуют комплексного полипрофессионального подхода с участием разных специалистов: врачей-психиатров, педиатров, гастроэнтерологов, эндокринологов, кардиологов, диетологов, кризисных и семейных психологов.

Приглашаем всех заинтересованных специалистов, представителей родительского сообщества и общественных организаций принять участие в нашей конференции.

Перечень основных вопросов, планируемых для обсуждения:

  • Расстройства пищевого поведения как полинозологическая категория;
  • Анорексия и булимия: современные взгляды на этиологию, эпидемиологию, диагностику, классификацию, фармако- и психотерапию;
  • Особенности пищевого поведения у детей с различными ментальными нарушениями: расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития, расстройствами шизофренического спектра, аффективными расстройствами и др. Современные подходы к этиологии, феноменологии, диагностике, фармако- и психотерапии;
  • Соматические нарушения у детей и подростков с расстройствами пищевого поведения: современные подходы к диагностике и лечению;
  • Расстройства пищевого поведения в практике врача-педиатра, гастроэнтеролога, эндокринолога, гинеколога, диетолога, кардиолога, патологоанатома и др. специалистов. Вопросы профессионального взаимодействия;
  • Организация помощи и маршрутизация детей и подростков с расстройствами пищевого поведения;
  • Кризисные и ургентные состояния у детей и подростков с расстройствами пищевого поведения;
  • Работа с семьей ребенка, страдающего расстройствами пищевого поведения;
  • Оценка качества оказания медицинской помощи детям и подросткам с расстройствами пищевого поведения;
  • Вопросы студенческого и постдипломного преподавания детской психиатрии и смежных дисциплин.

Цели и ожидаемые результаты Мероприятия

Цель мероприятия -формирование консолидированной позиции по созданию эффективной системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации детей и подростков с расстройствами пищевого поведения.

Ожидаемые результаты Мероприятия

  • Разработка новых подходов к классификации расстройств пищевого поведения;
  • выделение основных биологических, психологических и социальных факторов, лежащих в основе различных нарушений пищевого поведения у детей и подростков;
  • разработка комплекса мер, способствующих своевременному выявлению и дальнейшей маршрутизации детей и подростков с расстройствами пищевого поведения;
  • формирование единой системы раннего выявления, диагностики, лечения и реабилитации детей и подростков с расстройствами пищевого поведения;
  • разработка системы полипрофессионального взаимодействия с участием врачей-психиатров, педиатров, гастроэнтерологов, эндокринологов, гинекологов, диетологов, кардиологов, психологов и др. специалистов, а также представителей родительского сообщества для комплексной терапии и реабилитации детей и подростков с расстройствами пищевого поведения.

Целевая аудитория: психиатры, психотерапевты, педиатры, гастроэнтерологи, эндокринологи, гинекологи, диетологи, кардиологи, патологоанатомы, клинические психологи и др. специалисты, а также педагоги, родители, журналисты, представители общественных организаций.

Председатель конференции:

Бебчук Марина Александровна, кандидат медицинских наук, директор ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ».

Организационный комитет:

  • Османов Исмаил Магомедтагирович, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист педиатр, главный врач детской клинической больницы им. З.Л. Башляевой ДЗМ, директор Университетской клиники педиатрии ГБОУ ВПО РНИМУ им. И.И. Пирогова МЗ РФ, профессор кафедры госпитальной педиатрии № 1 ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ;
  • Петряйкина Елена Ефимовна, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист детский эндокринолог Департамента здравоохранения г. Москвы, руководитель Центра детской эндокринологии, главный врач ГБУЗ «Морозовская детская городская клиническая больница ДЗМ»;
  • Шевченко Юрий Степанович, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой детской психиатрии и психотерапии ФГБОУ РМАПО МЗ РФ;
  • Шмилович Андрей Аркадьевич, кандидат медицинских наук, зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России;
  • Зинченко Юрий Петрович, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий кафедрой методологии психологии, вицепрезидент Российской академии образования, академик РАО;
  • Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой факультета психологического консультирования МГППУ;
  • Портнова Анна Анатольевна, доктор медицинских наук, руководитель отдела детской и подростковой психиатрии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, Главный внештатный детский психиатр ДЗМ;
  • Басова Анна Яновна, кандидат медицинских наук, заместитель директора ГБУЗ «НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ» по научной работе.

Зарегистрироваться для участия в конференции, подать заявку на выступление и ознакомиться с последней версией программы Вы можете на сайте http://www.npc-pzdp.ru

Заявки на выступление принимаются до 1 ноября 2018 г.

Общие требования к приему и оформлению тезисов:

Прием тезисов осуществляется до 20 ноября 2018 г. Оргкомитет оставляет за собой право отказать в публикации работы не соответствующей критериям качественного научного исследования или не подходящей по тематике.

Похожие публикации