Японская Медицина Традиционная - Triquetra Технологии Здоровья. Современная японская медицина

Отличительной особенностью медицины древней Японии была тесная связь с легендами и мифами и народным началом, а также . Сохранилось большое количество текстов с описанием заболеваний и способов их лечения. К периоду Хэйан медицина достигла значительного развития и включала большое количество уникальных методов исследования и терапии, ряд которых дошли до наших дней.

Возникновение медицины в древней Японии

Медицина в древней Японии больше была похожа на магию. Она впитала в себя большое количество народных знаний, легенд и ритуалов.

По преданиям, в мифологической части «Нихон сёки» описано, как два божества - Суку-на-хикона-но микото и Охо-ана-мути-но микото, объединив свои силы, определили способы лечения различных заболеваний для людей. Также им приписывается создание ритуалов и ворожбы, предохраняющих от различных бедствий.

Понятия о болезни и способах лечения

Основной причиной большинства заболеваний считалось действие злых духов или демонов. Поэтому наиболее распространенным методом их лечения являлись различные ритуалы по изгнанию бесов. Активно пользовались амулетами и статуэтками животных и божеств-защитников от хвори.

В сохранившихся медицинских свитках упоминаются и другие методы терапии. Так, в древнейшем из них - «Кодзики» - описано более 40 разновидностей лекарственных растений, животных и минералов, обладавших целебными свойствами. Паутина применялась для остановки кровотечений, хрен васаби - в качестве антисептика, сожженные моллюски и пепел раковин хамагури - при ожогах, пыльца ряда растений - при гнойных ранах, сок некоторых трав - при ранах и ссадинах, горячие источники - при лихорадке.

Проникновение китайской, корейской и буддийской медицины в древнюю Японию

Согласно «Нихон сёки» и ряду других сочинений, в Японию в V веке прибыли Восточная Цзинь, а также из корейских - Когурё и Силла. Позже стали прибывать лекари и из других мест.

В VI веке были привезены китайские сочинения по «внутреннему» и «внешнему» медицинским канонам, а также трактат «Мин тан ту», содержащий схемы мест прижигания. Создана придворная врачебная служба, которая проводила специальные ритуалы, направленные на изгнание болезней. Обряды изгнания проводились на территории дворца в определенные дни месяца. Также подобные ритуалы проводились в храмах.

Сразу после китайской и корейской, в период Асука, в Японию распространилась и . С этого времени всю ее можно условно разделить на три составляющих: народные методы, к которым относятся магические ритуалы и лекарственная терапия, методики китайских врачей и буддийской медицины.

С периода Нара студенты-медики стали подробно изучать каноны китайской медицины. Первые японские сочинения о болезнях и их лечении стали появляться в начале периода Хэйан. Первой была создана «Великая основа лекарственного канона» («Яккэй тайсо»), написанная Вакэ Хироё, затем Идзумо Хиросада и Абэ Манао составили 100 свитков «Классификации методов лечения периода Дайдо» («Дайдо руйдзю хо») и другие произведения. В этот период медицина стала по праву считаться наукой, которая включала исследования, методы терапии и профилактики.

Японская медицина традиционная - Японская народная медицина

Все виды терапии – медикаменты, массажи, акупунктура, бальнеолечение и другие – рассматриваются японской медициной в качестве внешних факторов лечебного процесса. Решающим же фактором успеха при лечении заболевания является сам человек, а не средства, которые при этом используются.

В Японии считается, что воля и духовный настрой человека находятся в тесной взаимосвязи с нормальной жизнедеятельностью организма и возникновением заболевания. Японские врачи полагали, что и острые, и хронические психические возбуждения инь и ян могут вывести человека из равновесия, привести к возникновению дисбаланса между энергией ци и кровью, вызывают пустоты в защитных силах организма, что способствует проникновению в него внешнего патогенного начала.

Японские традиционные системы укрепления здоровья эффективны не только в плане общего оздоровления организма, но также дают мощный эффект в виде усиления физической силы, повышения болевого порога, сопротивляемости внешним воздействиям (в т.ч. режущим предметам), что делает их привлекательными для представителей боевых искусств.
Так, один из создателей подобного рода систем «закалки хара» Хида Харумити голой ступней давил в щепы деревянные колоды из японской криптомерии диаметром около 15 см, легким движением опрокидывал опрокидывал сильнейших борцов дзюдо, продавливал деревянный пол так, что оставалось отверстие в виде ступни.
Хида Харумити - Создатель другой системы «закалки тела и духа» (Эма сики синсин танрэмпо) эпохи Тайсё (1912–1926 гг.) Эма Сюнъити, спокойно лил кипяток на руки, голыми ступнями стоял на клинках самурайских катана, а его ученицы выдерживали мощные удары в солнечное сплетение.

Основной компонент тренировки хара – это дыхание животом или, иначе, «брюшное/ абдоминальное» дыхание.

Брюшной тип дыхания – это дыхание путем амплитудного поднятия и опускания диафрагмы, при котором грудная клетка остается практически неподвижной.
Что представляет собой такой подход, хорошо видно из опубликованной в 1932 г. книги Кисида Кэндзо «Правильный образ жизни» («Хонто-но курасиката»), где на основе концепции рационального образа жизни описаны примерный распорядок дня и оптимальная жизненная позиция пригодная для рядового человека. В книге выделено два уровня организации жизни: первый, к которому с минимальными усилиями может привыкнуть любой человек и который включает в себя обязательную утреннюю гимнастику, умеренность в еде, хорошую усвояемость пищи, отказ от алкоголя и курения и т.д.
Первым же этапом второго уровня является освоение способа дыхания с помощью хара. Вот как это описано в первом параграфе «Тренировка силы хара» книги Кисида Кэндзо: «Выражения типа «хара-но ару хито», «хара-но дэкита хито», «хара-но суватта хито» описывают образ героического человека. В тоже время «хара-но най хито», «хара-но курой хито» дают нам образ низкого и недалекого человека. [Поэтому] Взращивание силы хара крайне важно для нашего воспитания.
«Человек, овладевший хара» -это, прежде всего, храбрец, который ничего не боится и ничему не удивляется. Тот же, кто дрожит от страха по малейшему поводу, силы в хара не имеет. Во-вторых, у такого человека возрастает сила самоконтроля и выдержка, и при малейшей неприятности или раздражении он не поднимает шума, т.к. все «оседает на дно» хара. В-третьих, такой человек не чувствует ни жары ни холода, а ощущения физической боли сильно ослабевают. Если, например, при медицинской операции «опустить силу» на «дно» хара, то боль сразу уменшится. Такой человек бесстрашно стоит перед обнаженным мечом и легко может сделать даже каппуку. В-четвертых, становится возможным легко овладеть высшими секретами мастерства различных искусств, будь то кэндо, дзюдо, каллиграфия, живопись, музыка, пение в театре Но, плотницкое или кузнецкое дело – мастера любого из искусств – люди, овладевшие хара. И в-пятых, искусство хара лечит все болезни, здоровье возрастает, а значит приходит творческая активность, бодрость и отличное настроение.

Способ дыхания силой хара – один из самых действенных методов оздоровления в японской традиционной медицине».

Ценность идеи хара как национального достояния Японии подчеркивал выдающийся деятель синто, представитель «школы национальной науки» (кокугаку) Хирата Ацутанэ (1776-1843). Хирата Ацутанэ написал множество трудов, но теория о точке тандэн всесторонне описана лишь в произведении о медицинском искусстве под названием «Сидзу-но ивая» («Пещера тишины»).

Хирата Ацутанэ также пишет о секрете, который открыл ему отец, что дух ки надо тренировать, чтобы избежать болезней и жить долго. По его словам, отец с детства был слабым и часто болел. Однако когда отцу было 30 лет, некий старец поведал ему один секрет, после чего, как это ни удивительно, отец Хирата Ацутанэ смог прожить долгую жизнь без болезней до 84 лет.

Хирата Ацутанэ описывает этот метод так, как рассказывал ему отец: «Каждый вечер, войдя в спальню, прежде, чем заснуть, необходимо проделать следующее.

1. Лечь на кровать лицом вверх.
2. Далее сомкнуть обе ноги и энергично вытянуть их, как будто выталкиваешь что-то пятками.
3. Потом дух ки всего тела из области пупка направить ниже, в точку тандэн, и затем наполнить им все тело, вплоть до задней поверхности поясницы и ног.
4. Далее, загибая пальцы, следует считать вдохи-выдохи до 100.
5. Досчитав до ста, нужно расслабиться и сбросить напряжение.
6. Проделать все это 4-5 раз за вечер».
«Если это выполнять, то все тело наполнится здоровьем

ТАНДЕН или 丹田 (Точка Центра) - это чрезвычайно важный центр в теле человека.

Даньтянь (китайское) или Тандэн (японское) - это основа всей энергетической системы человека.

В Японии эта точка Центра имеет специальные названия: «сэйка но иттэн» - единая точка, а также «сэйка тандэн» - точка Центра. Именно здесь естественным образом концентрируется жизненная энергия и отсюда она распространяется по всему телу. Все виды восточных боевых искусств базируются на осознании Тандэна.
Даньтянь или Танден - это резервуар энергии в теле. Сохраняя энергию в даньтяне, мы можем в любое время получить к ней доступ.
Если этого не делать, ЦИ рассеивается и не может быть использована. Поэтому даньтянь называют “Океан ЦИ”.
Согласно теории восточной медицины, когда “Океан” заполнен, энергия начинает переливаться в восемь особых “чудесных” меридианов.

Он совпадает с центром тяжести человека и располагается в точке примерно пять сантиметров ниже пупка и вглубь.

Там, где люди носят ремни, чтобы защитить и усилить это место находится линия Хара. Она окружает тело чуть ниже пупка. Прямо под пупком на линии Хара находится центр тяжести или центр массы тела. Он располагается в точке примерно пять сантиметров ниже пупка и вглубь
Поскольку конституция людей отличается друг от друга, а особенно большие различия имеются в строении тела у мужчин и женщин, то его месторасположение можно указать только приблизительно, оно варьируется от человека к человеку.
Он не так знаменит, как другие точки в акупунктуре, однако его неприметность лишь подчеркивает его важность.
То, что действительно значимо, никогда не выставляется напоказ, потому что только знатоки могут оценить ценность данной вещи.

Чем же он так замечателен? Это точка, где ум соединяется с телом.
На Востоке его также называют седалищем духовных сил человека.
В общем, словом "Тандэн" называют всю нижнюю часть тазовой области.
Здесь скапливается Ки (Ци - кит., Прана - санскрит.) человека.
Если вы не можете с уверенностью сказать, где находится тандэн, вам поможет его найти следующее упражнение, которое столетиями широко используется в традициях боевых искусств.

Как найти Тандэн- 丹田 :

1 Примите удобное положение стоя, ноги на ширине плеч.
2 Сделайте несколько глубоких вдохов.
3 Освободитесь от всех напряжений в теле и думайте о чем-нибудь приятном.
Рот слегка приоткрыт.
4.Вдыхайте воздух через нос, при этом язык касается верхнего нёба.
При выдохе через рот язык естественным образом опускается вниз.
Медленно сгибайте колени, фокусируя внимание на нижней части живота.
Каждый шаг выполняйте очень-очень медленно.

Внезапно вы начнете осознавать точку в нижней части живота, на два-три пальца ниже пупка.
Именно здесь обитает ваша жизненная сила, центр вашего существа.
Теперь переходите к дыхательному упражнению.

Особенно эффективна восточная медицина для лечения хронических заболеваний, старческих недугов. В списке рекомендаций кампо - бронхиальная астма, хронический гепатит, ревматоидный артрит, гипертония, климактерические нарушения, то есть те болезни, против которых обычная медицина чаще всего бывает бессильна.

Описание, необходимые жизненные точки в японской медицине, которые нужно просто знать наизусть,как таблицу умножения. Кто не знает,тот пусть выучит и запомнит:-)

Точка - (GV.20) Бай-хуэй (百會, bǎi-huì - стократный сборщик)

– «Сто встреч», «стократный сборщик».

Диагностическая точка заднесрединного, Чудесного Меридиана. Эта точка расположена на голове,(не на макушке), а соответствует теменной ямке на линии, соединяющей верхушки ушных раковин. Является наивысшей точкой, по которой измеряют рост человека.
Показания к использованию точки БАЙ-ХУЭЙ: Головная боль, головокружение, нарушение мозгового кровообращения, шум в ушах, заболевания глаз, уха, геморрой, неврастения, психические нарушения, эпилепсия судороги, паркинсонизм, опущение матки и влагалища, ночные страхи у детей.
Помассируйте эту точку!И слушайте свой организм, где кольнуло -там непорядок!

Точка - Вай-гуань (TH-5) (外關, wài-guān - наружная граница)

- "Отец энергии","наружная граница"

Групповой ЛО-пункт 3-х - яньских ручных Мерилиан и Точка-Ключ к Чудесному Меридиану ЯН-ВЭЙ-МАЙ. Если рука лежит ладонью вниз, то надо поставить три пальца другой руки, чтобы мизинец находился у края лучезапястной складки и тогда указательный палец укажет в углублении эту важную точку, которая относится к Меридиану Трёх обогревателей (трёх частей тела, Меридиан теплообразования).
Показания к применению точки ВАЙ-ГУАНЬ:Точка обладает жаропонижающим эффектом - точка снижения температуры. Другие показания: грипп, простудные заболевания,катар дыхательных путей, паркинсонизм, боль в пальцах, предплечье, локтевом суставе, парезы и контрактуры мышц рук, прострелы в шее и пояснице, зубная боль, глазные болезни,нарушение сна,общая слабость,мигрень,плохая переносимость изменений погоды, гипотензия,паротит, шум в ушах, глухота. Помассируйте эту точку!

Точка - Нэй-гуань (PC-6) (内關, nèi-guān - внутренняя граница)

- "Мать крови", "внутренняя граница"

Точка ЛО-пункт к Меридиану Трёх обогревателей.Точка-Ключ к Чудесному Меридиану ИНЬ-ВЭЙ-МАЙ. Если рука лежит ладонью вверх, то ставим три пальца другой руки мизинцем на край лучезапястной складки и указательный палец укажет эту точку(находится напротив точки ВАЙ-ГУАНЬ).
Показания к использованию точки НЭЙ-ГУАНЬ:Боли в области сердца,Гипертоническая болезнь,тахикардия, стенокардия,боли в области локтевого сустава и плеча,спазм желудка,коллапс после родов,конъюнктивит,потеря силы воли, шок,безотчётная тревога и страх, маниакальное состояние, истерия, налившиеся кровью глаза, расстройство сна.

Точка - Хэ-гу (LI-4) (合谷, hé-gǔ - соединение долины)

–«Море жизни», «глубокая долина»,»закрытая ладонь»,»соединение костей».

Точка пособник Меридиана толстого кишечника, расположена на тыльной стороне ладони при примкнутом большом пальце, на бугорке у края складки его вершины. Беременным действие на эту точку противопоказано! (Выкидыш!). Помассируйте эту точку! Используется в боевых искусствах Востока.

Показания к использованию точки ХЭ-ГУ: Точка снятия боли любой локализации. БАТ т. Используется, как общеукрепляющая с целью профилактики. Астма, удушье, коллапс, шум в ушах, глухота, затруднение отхаркивания мокроты, простудные заболевания, носовое кровотечение, зубная боль, боль в области лопатки, лейкома, бессонница, неврастения, тонзиллит, ночной пот, аменорея, боли в пояснице и позвоночнике. Точка от 100 болезней. Помассируйте эту точку на левой и правой стороне кисти!

Точка –Цзу-сань-ли (ST-36) (足三裏, zú-sān-lǐ - три промежутка на ноге)

–«Нора духов»,»Три промежутка на ноге», «три сферы».

Является БАТ меридиана Желудка. Массаж этой точки продлевает жизнь человека до 100 лет. Если в положении сидя, вы положите ладонь (её центр) на коленную чашечку, то безымянный палец укажет на эту точку. Разотрите, помассируйте это место! Можно интенсивно поколоть ногтями соединенных вместе трёх пальцев.
Показания к применению точки ЦЗУ-САН-ЛИ: Общеукрепляющая и профилактическая точка. Общее тонизирующее действие от 100 болезней. Потенцирует лечебный эффект других точек. Поражения и заболевания коленного сустава, паралич нижних конечностей, острые и хронические гастриты, язвенная болезнь желудка, мастит, болезни глаз, диспепсия, снижение аппетита, общее истощение, метеоризм, перитонит, запоры и поносы, атеросклероз, гипертоническая болезнь, различные боли, головная боль, головокружение, икота, бессонница, неврастения, лихорадка, шок и коллапс. Является точкой Скорой Помощи и точкой ДОЛГОЛЕТИЯ. (Топографическая анатомия точки указана в книгах по Восточной рефлексотерапии).
Помассируйте эту точку!

Точка Шэнь-мэнь (HT-7) (神門, shén-mén - врата духа)

– «Ворота духа», «божественные ворота»

Юань точка – родник, пособник, седативная. Относится к Меридиану Сердца. Точка находится у локтевого края лучезапястной складки в углублении при слегка согнутой руке (ладонь обращена вверх). Является точкой Скорой Помощи.
Показания к использованию точки ШЕНЬ-МЭНЬ: Воздействие в данной точки особенно показано при психозах и заболеваниях сердца. Боли в области сердца с чувством беспокойства, одышка, бессонница, фобии, ухудшение памяти, повышение температуры тела, задержка умственного развития, рвота с кровью, кровохарканье, желтушность склер, снижение аппетита, жар в ладонях, ринит, паралич мышц подъязычной области, кровопотеря после родов, лимфаденит, кошмарные сновидения, истерия, эпилепсия.

Точка

– «Кипящий, бурлящий родничок», «клокочущий источник»

Седативная точка Меридиана почек. Точку определят в положении сидя или лёжа при согнутых пальцах стопы, в центре образовавшейся складки.
Показания к применению Точки KD 1- точка Скорой Помощи при шоке, при солнечном ударе, утоплении, гипертоническом кризе, инсульте. Гиперемия и похолодание подошвы, судороги мышц нижних конечностей, боли по внутренней стороне бедра, острый тонзиллит, охриплость голоса, кашель, паралич мышц подъязычной области, судороги у детей, задержка мочеиспускания в послеродовом периоде, опущение матки, истерия, желтуха, снижение остроты зрения, сухость во рту, боли в горле, недержание мочи, потеря голоса. Рвота, понос, запор.
Помассируйте Эту точку!

- это только капля в океане информации о них.

Медицина в Японии, отличается не только традиционными методами лечения, но и включает элементы нетрадиционной медицины. Один из таких направления, считается Рейки появившаяся на стыке девятнадцатого и двадцатого века. Основателем считается доктор Микао Усуи , ее суть в том, что можно достигнуть физического, психологического, духовного исцеления путем передачи энергии через руки. Большое формирование на влияние этой концепции оказала восточная медицина, а так же синтоизм и буддизм.

Традиционной медициной Японии, считается Шиацу которая основана на физиологической и атомической теории основу которой составляет китайская медицина, практика западной анатомии и традиционные элементы массажа.

Точечный массаж Шиацу придумал японец Токуиро Намикоши. Описал доктор Намикоши свой метод терапии в книге « - Японская терапия надавливания пальцами» . Массаж Шиацу еще молод, по сравнению с древними китайскими массажными техниками, но уже успел приобрести популярность из-за своей эффективности и доступности для обыкновенных обывателей.
Родился этот метод лечебного воздействия на точки из наблюдений доктора Намикоши за тем, как человек инстинктивно реагирует на ушиб или
болезненность на теле. Природный инстинкт заставляет прижимать и растирать больное место, этим невольно пробуждая резервные силы, заложенные в человеке природой.

Методы надавливания в Шиатсу:

Надавливание

Палец устанавливается на точку и производится надавливание 1 -3 кг на глубину 0, 5-2 см. Давле­ние чаще прерывистое, реже постоянное.

Надавливание большой поверхностью

Основания ладоней (чаще всего) устанавливаются над массируемой поверхностью и произ­водится давление 2-5 кг на глубину 1-5 см.

Давление с вращением

Палец устанавливается на точку, прозводится надавливание и, не ослабляя давление, палец совершает вращательные движения по часовой стрелке (ввинчивание)-бу и, или против часовой стрелки (вывинчивание)-се. Со скоростью 80-140 вра­щательных движений в минуту.

Растирание

Руку ладонной поверхностью прижима­ют к поверхности кожи. Прижимая ладонь, производят линейные рас­тирания до видимой гиперемии (покраснения) кожи.

Защипывание

Сильное воздействие на точку до появления интенсивной гиперемии. Обычно выполняется тремя пальцами - большим, указательным и средним

Вибрация

Выполняется с нажатием на точку паль­цем или ребром ладони и одновременными вибрационными движени­ями обычно 120-180 колебаний в минуту.

Название Шиацу (Шиатсу) происходит от японских слов ши – пальцы, и атсу – надавливание.

В Японии шиацу имеет правовой статус и одобрено министерством здравоохранения. Ее характерной чертой является сочетание терапии и диагностики, а для лечения пациента используются ладони и пальцы рук.

Любое обсуждение расположения акупунктурных точек в контексте японской акупунктуры должно предваряться предупреждением, что японских акупунктуристов учат, что стандартизированные расположения – это лишь места, где начинают искать точки.


Джин Шин Джитсу (Jin Shin Jyutsu ) является японской философско-целительской практикой, которая применялась в глубокой древности, однако была практически потеряна к 20-му веку. Заново ее возродил в начале 20 века Jiro Murai, сам столкнувшийся с неизлечимой болезнью уже в возрасте 26 лет.

Суть Джин Шин Джитсу – в работе с 26 точками на теле (или их проекциями на пальцах рук). Считается, что именно в этих точках происходит блокирование энергетических потоков, проходящих через тело человека, вызывая сначала локальный дисбаланс, а затем и системный, приводящий к болезням на уровне физического тела.

При этом какого-либо надавливания или массажа этих зон не производится, а только мягкое расположение на них ладоней и пальцев.

Прикладывание ладоней к точкам блокировки энергии и складывание пальцев в различные мудры приводит к высвобождению энергетических потоков и восстановлению баланса. При этом человек испытывает расслабление, душевную гармонию, улучшается самочувствие.

Теперь о подробной схема расположения самих 26 точек на теле человека. Эти точки симметричны как по положению относительно позвоночника, так и по функциям. Исключение представляет восьмая точка, которая расположена посередине икры, левая точка 8 лечит запор, а правая - диарею. Названия этих точек и точное место их расположения на теле знать не обязательно, достаточно просто прикладывать ладони к нужной зоне. Это можно делать как самостоятельно, так и с помощью другого человека, одежда не мешает получению эффекта.

1 точка джин шин джитсу «Источник движущей силы» расположена на внутренней поверхности колена . В этих местах происходит соединение нисходящих и восходящих потоков энергии, что позволяет гармонизировать все тело от макушки до пальцев ног. Открытие этой точки путем наложения на нее ладоней помогает, в частности, улучшить работу желудочно-кишечного тракта, снять головную боль, облегчить дыхание.

2 точка джин шин джитсу «Мудрость» расположена на спине, над тазовыми костями. Согласно теории джин шин джитсу, когда эта точка открыта, человек подключен к космическому источнику мудрости и творчества. Приложение рук ко 2-й точке снимает боль в спине и ногах, способствует пищеварению, облегчает дыхание, снимает напряжение и стресс.

3 точка джин шин джитсу «Дверь» находится над лопатками. Она действует подобно двери, открывающейся в обе стороны. При движении «двери» вперед снимается напряжение, а при ее движении в обратную сторону в организм поступает очищенная энергия. Работа с 3-й точкой укрепляет иммунную систему, помогает при легочных заболеваниях, простуде, болях в горле, спине и тазовом поясе.

4 точка «Окно» расположена в основании черепа. Она как бы впускает в наше тело свет знаний и животворную энергию. Работа с 4-й точкой укрепляет зрение, снимает боль, напряжение и сухость в горле, помогает при бессоннице.

5 точка «Возрождение» расположена на внутренней части голеностопа. Работа с этой точкой помогает освободиться от груза прошлого и быть более открытым новым веяниям жизни. Наложение ладоней на 5-ю точку снимает чувство страха, неуверенности в своих силах, улучшает слух и работу желудочно-кишечного тракта.

6 точка «Равновесие» расположена на стопе, на середине расстояния между концом пятки и выступающей косточкой большого пальца ноги. Обхват стопы в этом месте помогает сохранять как физическое, так и эмоциональное равновесие, а также снимает боль и напряжение в груди, спине и тазобедренных суставах.

7 точка «Победа» расположена на нижней стороне большого пальца ноги. В джин шин джитсу считается, что эта биоточка связана с биоточками на макушке и символизирует развитие и победное завершение цикла циркулирующей по телу энергии. Обхват больших пальцев ног облегчает головную боль, снимает напряжение в теле и судороги, способствует пищеварению.

8 точка «Ритм, сила и согласие» расположена на боковой наружной поверхности колена. Когда она открыта, человек ощущает настроенность на ритм, мощь и покой Вселенной. Работа с 8-й точкой способствует очищению организма, стимулирует функции мочеполовой системы, снимает боли в пояснице и ногах, улучшает работу прямой кишки.

9 точка «Начало нового энергетического цикла» находится на спине. Работа с ней способствует принятию всего нового, что дает нам жизнь. Точка является связующим звеном между нижней и верхней частями тела, поэтому ее активизация гармонизирует состояние всего организма, питает его энергией. Работать с 9-й точкой рекомендуется также при боли в груди, руках и ногах, растяжении связок голеностопа, напряжении в тазобедренных суставах.

10 точка джин шин джитсу «Источник изобилия» («Кладовая богатства») также расположена на спине. Будучи открытой, точка способствует беспрепятственному притоку жизненной энергии. Кроме того, работа с ней гармонизирует функции сердечно-сосудистой системы, усиливает кровообращение, укрепляет голосовые связки, снимает боль в груди, плечевом поясе и ногах, нормализует кровяное давление.

11 точка «Избавление от бремени прошлого» расположена в верхней части спины. Активизация точки снимает эмоциональные нагрузки, избавляет от переживаний, боли в шее, плечах, руках (включая локти, запястья и пальцы) и ногах.

12 точка «Воля Творца» находится на задней части шеи. В джин шин джитсу считается, что открытие этой точки оказывает мощное благотворное воздействие, так как подчиняет волю человека воле Творца. Работа с точкой восстанавливает эмоциональное равновесие, снимает стресс и боль в шее и руках, избавляет от икоты.

13 точка джин шин джитсу «Любовь к людям» расположена на груди, чуть ниже ключицы. Когда точка открыта, человеку легче видеть хорошее даже в тех людях, с кем он находится в плохих отношениях. Работа с 13-й точкой стимулирует функции мочеполовой системы, нормализует аппетит, снимает напряжение в шее и плечах.

14 точка «Равновесие и поддержка» находится в самом низу грудной клетки. Работа с ней помогает сохранять равновесие в повседневной жизни, ощущать помощь Творца, поддерживать энергетическую гармонию между верхней и нижней частями тела, а также устранять боль в бедрах и тазобедренных суставах.

15 точка «Радость» расположена в верхней передней части бедер. Активизируя ее, человек приходит в хорошее расположение духа, испытывает радость, желание веселиться и смеяться. Эти парные точки в джин шин джитсу еще называют «комедиантами», так как работа с ними помогает сохранять чувство здоровой самоиронии, подшучивать над собой, не так остро переживать из-за жизненных неурядиц. Кроме того, открытие 15-й точки помогает при болях в сердце, ногах, желудочно-кишечном тракте (в частности, устраняет метеоризм).

16 точка «Превращение» находится между костью голени и пяткой. Когда энергия свободно проходит через эту точку, человек ощущает себя готовым к переменам в своей жизни. Обхват 16-й точки укрепляет костную систему, улучшает мышечный тонус, активизирует функции половых органов, очищает организм.

17 точка джин шин джитсу «Репродукция» находится на запястье со стороны мизинца. Работа с этой точкой (обхват запястья) помогает в критических ситуациях, так как балансирует эмоциональное состояние, гармонизирует репродуктивные функции организма (способность к воспроизведению потомства), укрепляет сердце, снимает боли в груди, голеностопе и кишечнике (помогает, в частности, при метеоризме).

18 точка «Дух и плоть» находится на ладони у основания большого пальца. Работа с этой точкой как бы помогает человеку осознать единство духа и физического тела, а также снимает боль в затылке и груди, эффективна при бессоннице.

19 точка «Полный баланс» находится в локтевом сгибе со стороны большого пальца. Работа с точкой помогает сохранять самообладание в любых ситуациях, поддерживать хорошую физическую форму, стимулирует пищеварение, снимает боли в спине и груди.

20 точка «Прикосновение к вечности» находится чуть выше бровей. Активизация точки как бы соединяет сознание человека с разумом Вселенной, восстанавливает душевное равновесие, укрепляет зрение, улучшает слух.

21 точка «Безопасность» находится под скуловой костью. Работа с этой точкой успокаивает, обостряет мышление, способствует нормализации веса, помогает избавиться от головокружения и стресса.

22 точка джин шин джитсу «Полная адаптация» («Точка перемен») расположена под ключицами. Работа с ней помогает привести в порядок свое душевное состояние, принимать более ответственные и взвешенные решения, приспосабливаться к любым ситуациям и переменам в жизни (включая перемену погоды), активизирует функции щитовидной железы и желудочно-кишечного тракта, избавляет от запоров, снимает боль в груди, паху и в области солнечного сплетения.

23 точка «Судьба» расположена на пояснице. Работа с точкой помогает человеку управлять своими поступками, влияющими на его судьбу, избавляет от страха, блокирующего плавное течение энергии, стимулирует циркуляцию крови, работу мозга, функции почек и желудочно-кишечного тракта, снимает судороги и спазмы.

24 точка «Миротворец» находится на верхней поверхности стопы, на линии, условно проходящей между мизинцем и безымянным пальцем. Точку рекомендуется стимулировать в состоянии смущения и растерянности, что восстанавливает мир и покой в теле и душе, а также с целью преодоления упрямства, ревности и мстительности. Работа с точкой помогает также снять напряжение, судороги и дрожание (тремор) конечностей.

25 точка «Регенерация» расположена на ягодицах. Работать с ней рекомендуется для успокоения, постепенной регенерации (восстановления) всех телесных функций, усиления энергетики, достижения ясности ума.

26 точка джин шин джитсу «Директор» находится на наружных сторонах лопаток. Стимуляция точки насыщает жизненной энергией все ментальные и физические функции организма человека.

Телефон для консультаций по вопросам лечения акупрессурой и акупунктурой

8 911 276 68 06 - консультации и лечение проводят лучшие специалисты Хэнаньской академии традиционной китайской медицины

Пульсовая диагностика и консультация + подбор рецептов фитотерапии - 700 руб. АКЦИЯ!

Пульсовая диагностика и консультация у нас сейчас БЕСПЛАТНО! (если она происходит в один день с сеансом лечения)

Япония относится к числу стран с одной из самых развитых систем здравоохранения. Постоянный прогресс в науке позволяет японцам не бояться болезней и жить ещё дольше и счастливее. Однако то, чего этот народ достиг сейчас, стало возможным лишь благодаря изучению науки о медицине, разработанной на Западе. Но как же лечились японцы до начала обмена знаниями с Европой? Об этом вы узнаете из данной статьи.

Первая медицинская книга

В VI веке вместе с буддизмом в страну также попали китайские книги, из которых японцы того времени усвоили для себя всё самое необходимое. Китайская медицина была уникальной, не похожей на ту, что практиковалась в соседних странах. Японцы бережно передавали эти труды из поколения в поколение, и в результате в X веке на свет появилась первая японская медицинская книга «Истинный метод лечения» (医心方 исинбо: ). Её составил и посвятил императору лекарь, по имени Танба-но Ясуёри (丹波 康頼).

Стоит уточнить, что «книги» в то время были совсем не такими, какими мы привыкли их видеть сейчас. Они представляли собой длинные свитки, где текст писался иероглифами вертикально и читался сверху вниз, справа налево. вы можете посмотреть сканы того самого «Истинного метода лечения».

Однако в древности, конечно же, совсем другими были и уровень знаний, и видение окружающего мира.

Вот так в «Исинбо» показано, что происходит в животе у женщины во время беременности ▼

На каждой стадии беременности увеличивается человечек в животе

Кроме того, попав в японскую среду, китайское мировидение претерпело некоторые изменения под влиянием местных гадательных практик и традиций толкования необъяснимого. В Китае все необычные явления связывались с правлением императора. Однако в Японии всё непонятное и дурное объяснялось гневом богов.

Поэтому врачевание во многом носило мистический характер. Если ярко выраженные симптомы болезни или заметные внешние повреждения (например, раны, ожоги, переломы) лечились с помощью всевозможных средств растительного и животного происхождения, порошков из минералов, горячих ванн и прижигания, то всё неведомое и тяжёлое, вроде горячки, беспамятства и состояния бреда больного, считали проделками злых духов.

Так, отечественный японист М. В. Грачёв в своей статье о медицине в древней Японии приводит следующий отрывок из «Исинбо»: «Если у больного внезапно расширяется сердце и раздувается живот, и при этом нет ни поноса, ни рвоты, значит им овладел «злой дух».

Тогда, в далёкие времена эпохи Хэйан (794 –1185 гг.), было очень страшно болеть. Ведь если человеку не помогали целебные отвары или прочие средства местных врачей, то единственным, что могло могло его спасти, были молитвы монахов, которые для излечения больного читали буддийские сутры. Правда, было и кое-что посильнее: вызов оммёдзи, то есть экзорциста.

Оммёдо – это учение Тёмного и Светлого начал, основанное на заимствованной из Китая гадательно-заклинательной практике, согласно которой все предметы и явления могут быть сведены к определённым сочетаниям пяти стихий (вода, огонь, дерево, металл, земля) и двух животворных начал – инь и ян.


Оммёдзи за работой

Единственным, что могло спасти знать от тяжёлых болезней, когда не помогали даже молитвы и экзорцисты, была торговля с Китаем, которая по различным причинам то прерывалась, то возобновлялась вновь.

Такая японская китайская медицина

Вместе с буддизмом в VI веке в Японию также перешла и наука о лечении травами. Она получила характерное название Кампо (漢方), которое можно перевести как «китайский метод». Однако развиваться медицина Кампо начала лишь с конца XVI века, когда монахи-целители стали продвигать в Японии знание, полученное во время обучения в Китае.

Со временем китайское учение начинало приобретать японский характер. Дело в том, что традиционная китайская медицина основывается на принципах натурфилософии Восточной Азии (инь и ян, пять стихий и т.д.). Например, китайский врач мог (и может даже сейчас) посоветовать есть меньше мяса, чтобы снизить в организме уровень огня. Японцы же предпочли выявлять болезнь, основываясь на конкретных симптомах. Они критиковали китайскую медицину за слишком большое количество теории, не соответствующей проблемам реальной жизни. Так, в XVIII веке врач Ёсимасу Тодо (吉益東洞) писал: «В медицине нужно полагаться только на свои наблюдения во время осмотра». Ёсимасу изобрёл свою технику прощупывания живота, с помощью которой лекарем определяется необходимый пациенту рецепт из трав.

Японские врачи упростили методы, используемые в Китае. Множество китайских вариаций из тысяч видов лекарственного сырья было сокращено японцами до 300 самых эффективных рецептов из трав, которые можно было достать в Японии.

В медицине Кампо, как правило, используются травы, перемолотые в порошок.


Однако со временем медицине Кампо составили серьёзную конкуренцию учения Запада.

Невероятное открытие японских врачей

После того как в 1641 году Токугава Иэмицу сделал Японию закрытой страной, соприкосновение японской и европейской культуры стало совершенно невозможным. В этот период были запрещены контакты со всеми странами мира кроме Китая и Голландии. Нельзя было свободно читать произведения зарубежных авторов, а уж тем более ездить за границу. Однако и в этой обстановке появлялись люди, решившие заняться изучением европейских наук и искусств. И Сугита Гэмпаку (杉田玄白) – один из них.

Сугита Гэмпаку

Весной 1771 года, Сугита Гэмпаку – доктор из города Эдо – раздобыл голландский перевод немецкой книги «Анатомия в таблицах» (нем. Anatomische Tabellen, автор: Иоганн-Адам Кульм; голл. Ontleedkundige Tafelen, переводчик: Герард Диктен). Он не знал голландского языка и не понимал ни строчки из написанного, но предложенные в книге иллюстрации заставили его изумиться. Они совершенно не соответствовали популярным в то время учениям, пришедшим из Китая.

Тогда Гэмпаку осенила идея: «Почему бы не препарировать тело казнённого преступника и не посмотреть, что у него внутри?». Подобная попытка являла собой хорошую возможность удостовериться в правильности иллюстраций «Анатомии в таблицах». Он позвал с собой своего знакомого врача Маэно Рётаку (前野良沢) и, набравшись смелости, они вместе приступили к исполнению плана.


Проверка достоверности «Анатомии в таблицах»

Глаза двух врачей были напряжены. Сначала они рассматривали вскрытое тело, затем смотрели в книгу, которую держали в руках, а затем снова на тело. В результате, опытным путём было доказано, что иллюстрации не врут.

Врачи были поражены, и сами недоумевали, как же они раньше могли лечить людей, даже не разузнав, что у них внутри . Тогда они ещё не понимали всей важности исследования внутренних органов человека.


Понимание внутреннего устройства человека (до и после открытия Гэмпаку)

Вот так их удивление переросло в мечту попробовать перевести эту книгу.

Решившись на это, Сугита и Маэно сразу же взялись за дело. Вот только в ту эпоху не было словарей, и перевести книгу было отнюдь не простым занятием. Во-первых, они не знали голландского. Один раз коллеги в течение целого дня не могли перевести предложение: «Брови – это волосы, растущие над глазами».

Ещё было словосочетание: «Нос – это фурухэххэндо » (нос – это выпирающая часть), которое также заставило врачей поломать голову. Чтобы понять смысл этого слова, они перебрали огромное количество книг и в результате отыскали такие предложения: «Если отрезать ветку дерева, то останется фурухэххэндо » или «Когда вы делаете уборку в саду и складываете мусор на землю, получается фурухэххэндо ». Но что общего между ветками, мусором и носом?

Коллеги мучились, пытались разобраться и в результате поняли: срез ветки на дереве немного выпирает; мусор, уложенный на земле, также возвышается над поверхностью; значит фурухэххэндо – это выпирающая часть.

Они разобрали одно единственное слово и уже велика была их радость. В окончательном варианте предложение звучит так: «Нос – это выпирающая часть в середине лица».

За время, равное приблизительно 4 годам, Гэмпаку и Маэно закончили перевод и выпустили свою книгу под названием «Новый учебник анатомии» (解体新書 кайтай синсё ). Эта книга, ставшая результатом тяжёлой работы, явилась отправной точкой в распространении знаний, накопленных в Европе.

Ниже вы можете посмотреть на некоторые её страницы ▼




Начиная с периода Эдо (1603–1868 гг.), голландские научные работы передавались по Японии, и, считается, что исследование западной науки и культуры началось именно с медицины.

А что же сейчас?

В XIX веке уже для всех стало очевидным преимущество западной медицины, которая объективно лучше могла справиться с актуальными инфекционными заболеваниями того времени. Японцы переключились на немецкую систему лечения, а в 1876 году правительство даже выдвинуло официальное требование, чтобы все врачи изучали западную медицину. Кстати, здесь мы понимаем, почему большинство медицинских терминов в японском языке заимствовано из немецкого.

Однако традиционная медицина Кампо не была забыта, хотя её развитие сильно замедлилось. После Второй мировой войны начали появляться современные специалисты по Кампо. Лечение травами сохраняется и в нынешней Японии. Эта ситуация похожа на нашу, когда наличие современных технологий и лекарственных средств не мешает многим из нас иметь в шкафчике цветки ромашки для заваривания.

Так, в любой аптеке в современной Японии есть отдел Кампо. Не составит большого труда найти и специальный магазинчик.


В 1971 году традиционные рецепты Кампо были включены в список лекарств Системы национального страхования здоровья (国民健康保険). Сейчас в продаже доступно 148 травяных сборов. Однако если раньше лекари ставили собственный диагноз и выбирали лечение в соответствии с ним, то сейчас рецепты подбираются в соответствии с диагнозами западной медицины.

Даже в этой теме мы можем проследить бессмертное умение японцев комбинировать чужие и собственные достижения, получая в результате совершенно новый продукт.

Времена меняются, человечество движется вперёд, но, к сожалению, в нашем мире всё ещё находится место для различных болезней. Поэтому, что бы ни окружало вас, будь то современные больницы или танцующие с бубном шаманы, мы желаем вам крепкого здоровья и сил для великих свершений:3

14 0

У меня появилась задумка написать серию статей о медицине разных стран, продолжить тему китайской и тибетской медицины. Мне даже не пришлось задумываться о том, с чего начать. Тема появилась сразу: медицина Японии. Мне всегда была интересна эта страна: это совершенно другая культура, другой менталитет. Мне довелось пообщаться с японцами и эти люди меня сразу поразили. Не только своим характером, но и внешним видом. Они все очень молодо выглядят, и у них практически нет тучных людей. Это обусловлено их образом жизни и питанием. Образ жизни и питание влияют и на здоровье японцев и на продолжительность их жизни. Эта нация побила рекорд по продолжительности жизни: мужчины живут до 78 лет, а женщины — до 85.

Вообще, японцы считают, что все проблемы со здоровьем идут от злых духов. Такое отношение возникло еще с древних времен, когда Япония была в долгой изоляции от других стран. Все болезни лечились травами и заговорами. Например, морская капуста использовалась для заживления ран, т.к в ней содержится йод в больших количествах. Тогда же был разработан специальный обезболивающий массаж, который мог излечить раненого воина. Массаж, также как и иглоукалывание развилось в Японии вследствие недостатка растительных и животных средств. Массаж, кстати, и по сей день является средством практически от всех недугов. Уже потом добавились знания китайских и буддистских врачевателей.


И сейчас японцы придерживаются знаний древних целителей. Например, пожилые люди в Японии не принимают никаких средств для улучшения зрения. Они каждый день постукивают деревянной трубкой между вторым и третьим пальцем ног, т.к именно пальцы ног связаны с глазами. Также, японцы следят за кровообращением. Многие из них носят с собой специальные палочки и стучат ими по венам, или гуляют задом наперёд. Может быть, поэтому в Японии очень сложно увидеть пожилого человека в инвалидной коляске, а многие старики каждый день проходят по 10 км. А икра морского ежа, которую очень сложно добыть, считается самым мощным лекарством от радиации. Японцы утверждают, что если ее принимать в пищу в течение недели, то кровь полностью обновится. Многие из тех, кто пережил атомную бомбардировку в Хиросиме и не заболел, считают, что это благодаря икре морского ежа. Но лекарство это дорогое и достать его можно только на черном рынке.


Но это не значит, что японцы всецело доверяют природной медицине. Они также избегают принимать фармацевтические препараты. Жители Страны Восходящего солнца следят за своим здоровьем: правильно питаются, не забывают о физических упражнениях и стараются правильно себя вести. Старояпонская медицина в почете в современном мире. Но это значит, что современная медицина в Японии не развита. Просто японцы считают, что шиацу и рэйки — самые лучшие лекарства от всех недугов. Что ж, может они и правы. Все-таки долгожителям можно доверять!

Японская медицина — как лечат пациентов в Японии?

5 (100%) Голосов: 1

В последнее десятилетие японская медицина значительно шагнула вперед. «Врачи должны лечить болезни, а не пациентов», – уверен дерзкий диагност Доктор Хаус из одноименного сериала. И злой гений был бы как всегда прав, если бы в Японии тоже не было врачей.

Японская медицина — особенности традиционной медицины

Последователи Гиппократа из Страны Восходящего Солнца пошли ещё дальше: они не лечат пациентов, они не лечат болезни – они устраняют причины сбоев в организме человека. Такой подход достался японским медикам от предков, которые верили, что исцеление от любой болезни возможно только тогда, когда выяснится истинная причина в ходе целостной диагностики организма. Благодаря этому по сей день подход японской медицины называется холистическим, то есть комплексным.

Ещё одна особенность традиционной японской медицины , как, впрочем, и японской философии – полнейшее единение с природой. Японцы считают, что ни один искусственно синтезированный препарат не способен оказать на организм столь целебное воздействие, как экстракты натуральных растений, сок восточных плодов и даже…зародыши экзотических животных. Так, я Японии с давних пор считается, что икра морского ежа выводит из организма радиоактивные вещества. Кстати, чудодейственный эффект весьма странного средства подтверждают даже выжившие во время ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Трациодионная или нетрадиционная японская медицина — что лучше?

А как же продвинутые технологии, всесильные лекарства будущего и роботы-хирурги? – спросите Вы, и будете правы. Действительно, японская медицина – двусторонняя медаль, решка которой – описанный выше комплекс «кампо» (китайский или традиционный метод), который у нас бы назвали «народной медициной». Орел же – это микстура из оборудованных последними новинками техники клиник, высококвалифицированных врачей, которые добились особого успеха в лечении заболеваний опорно-двигательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, новейших нанолекарств и фантастических средств диагностики.

Но когда-то у монеты японской медицины была только решка: для лечения немногочисленных болезней использовались только подручные природные ингредиенты, точечный массаж и иглоукалывание. Гастронаправления в медицине и вовсе не было – японцы не знали, что такое заболевания желудка, пока ели свежие морепродукты в сочетании с рисом и овощами. Об этих болезнях они узнали после «революции Мейдзи», когда европейцы научили самураев и гейш употреблять в пищу мясо и тяжелые жиры.

Однако, присмотревшись к таинственной монете японской медицины, становится понятно, что Фортуна удобно расположилась на её ребре. Удачно сочетая принципы целостного управления организмом и последние биотехнические разработки, японским медикам удалось всего на сотню лет увеличить продолжительность жизни своего народа практически вдвое! Лучшие японские целители, спасая человека от недуга, смело смешивают коктейль древних методов лечения травами, психоэзотерических практик, массажа и высокоэффективных современных препаратов. В отличие от врачей всего мира, японцы считают, что сделать человека абсолютно здоровым можно абсолютно в любом возрасте, а заниматься собственным здоровьем не поздно никогда!

Похожие публикации