Растение мать-и-мачеха: описание травы и её лечебных свойств. Лечебные свойства и противопоказания травы мать-и-мачехи. Применение мать-и-мачехи в народной медицине

Лечебные свойства и противопоказания мать-и-мачехи были известны древним грекам и римлянам. Об этом растении упоминали Гиппократ, Плиний и Диоскорид. Трава славилась отхаркивающим, противовоспалительным, антисептическим действием. Чаще всего ее применяли в двух случаях - при кашле внутрь и гнойных нарывах наружно. Сегодня это одно из первых лекарственных растений при кашле. Траву часто включают в аптечные отхаркивающие сборы.

Особенности лекарственного растения мать-и-мачеха

Как выглядит мать-и-мачеха и где ее можно собирать? Какие полезные вещества в ней содержатся? Как траву применяют в традиционной и народной медицине? Есть ли побочные эффекты и противопоказания?

Ареал

Мать-и-мачеха - широко распространенное лекарственное растение евразийского континента. Ее можно встретить в Европе, на Урале, в Сибири, Средней и Малой Азии, на Кавказе и даже в арктической зоне. Кроме Евразии, трава произрастает в Северной Америке и Северной Африке, однако здесь встречается гораздо реже и считается занесенным видом. Любит глинистые почвы, но также хорошо приживается на песчаных грунтах, речных отмелях. Траву можно найти возле рек, озер, прудов, ручьев, вдоль обрывов, железнодорожных и строительных насыпей, карьеров, сырых оврагов и склонов.



Ботаническая характеристика

Каково биологическое описание растения мать-и-мачеха? Это многолетняя трава. Зацветает ранней весной, отсюда и народное название - «ранник». Цветы ярко-желтые, с запахом меда. Ползучее корневище сначала выбрасывает цветоносные побеги с красноватыми чешуйками. Позже появляются черешковые листья сердцевидной формы. Сверху они гладкие, прохладные из-за испарения, темно-зеленые («мачеха»), а снизу - беловатые, опушенные, мягкие, теплые («мать»).

Сбор и заготовка

Целебные свойства обнаружены в листьях, цветах, корнях мать-и-мачехи. Их заготавливают в разное время.


Чаще всего заготавливают листья растения.

Целебное действие травы

Лечебные свойства мать-и-мачехи:

  • мягчительное;
  • секреторное;
  • ранозаживляющее;
  • противовоспалительное;
  • мочегонное;
  • потогонное;
  • спазмолитическое;
  • отхаркивающее;
  • антисептическое;
  • успокаивающее.

Что в химическом составе?

  • Листья мать-и-мачехи : полисахариды (инулин, декстрин), много слизи, витамина С и А, вяжущее вещество танин, эфирное масло, дубильные вещества, сапонины, гликозиды, растительные стерины, органические кислоты, пирролизидиновые алкалоиды.
  • Цветы мать-и-мачехи : флавоноиды, фитостерины, органические соединения (фарадиол, арнидиол), гликозиды, дубильные вещества, растительные слизи и горечи, желтый пигмент.

Список показаний

При каких симптомах и диагнозах лечение мать-и-мачехой будет полезным?

  • Органы дыхания . Мать-и-мачеха при кашле - одно из самых популярных и действенных народных лекарств. Помогает при бронхите, навязчивом коклюше, трахеите, ларингите, воспалении, абсцессе, туберкулезе легких, бронхиальной астме. Трава имеет свойство разжижать мокроту и выводить избыточную слизь из бронхов, хорошо смягчает сухой кашель, делает его продуктивным. Рекомендуют принимать отвары и настои травы при ОРВИ и гриппе для понижения температуры.
  • Система пищеварения . Полезные свойства мать-и-мачехи для пищеварения - желчегонное, вяжущее, стимулирующее аппетит, противовоспалительное. Траву применяют при диарее, гастритах и колитах. Из отваров делают лечебные клизмы при воспалениях кишечника.
  • Мочевыделительная система . Траву принимают при отечности, воспалениях почек и мочевого пузыря.
  • Нервная система . Снимает напряжение и нервное возбуждение, помогает при бессоннице. В некоторых травниках указывается, что трава может купировать приступы эпилепсии.
  • Сердечно-сосудистая система . Гликозиды благотворно влияют на работу сердца и сосудов. Полезно пить мать-и-мачеху при атеросклерозе, она предотвращает образование атероматозных бляшек, стимулирует липидный обмен. Это лекарственное растение нормализует давление, помогает снять головную боль.
  • Наружное применение . Наружно можно использовать отвары, порошок из сухой травы, свежие листья и сок. Их применяют для полоскания горла и ротовой полости. Трава хорошо заживляет язвы при стоматите, снимает воспаление десен. Ею обрабатывают гнойные раны, нарывы, язвы на коже, ожоги, воспаленные вены при варикозном расширении, опухоли, обморожения.
  • Косметология . Отвары, настои, свежий сок применяют как тоники, лосьоны, маски для лица и волос. Трава обладает тонизирующим, освежающим, антисептическим эффектом. Применяют при всех типах кожи, хорошо дезинфицирует прыщи и угревую сыпь. Полезна для укрепления волос, восстанавливает их структуру, избавляет от перхоти. Для ухода за волосами ее применяют вместе с корнем лопуха и крапивой.
  • Для похудения . Нормализует обмен веществ благодаря содержащимся в ней гликозидам и фитостеринам. Эти вещества участвуют в биосинтезе гормонов, ферментов, холестерина, желчных кислот, витаминов.

У травы мало противопоказаний. Не стоит ее принимать внутрь при беременности, сбое менструального цикла, в период грудного вскармливания, детям до 6 лет. Нельзя пить мать-и-мачеху при заболеваниях печени, индивидуальной непереносимости. Высокое содержание алкалоидов может вызвать отравление организма, негативно повлиять на работу печени, привести к канцерогенному действию. Поэтому лекарства из этого растения можно принимать не более 6 недель на протяжении года.

Применение в домашних условиях

Каково применение травы мать-и-мачеха в домашних условиях? Из нее готовят чаи, отвары, настои, свежий сок, порошок. Сырье можно заготовить самостоятельно или приобрести в аптеке. В инструкции по применению указано основное фармакологическое действие сырья - отхаркивающее, противовоспалительное, обволакивающее. Рекомендовано при кашле с трудноотделяемой мокротой.

Отвар

Как заваривать мать-и-мачеху, чтобы максимально сохранить ее полезные свойства?

Приготовление

  1. Залейте стаканом кипятка.
  2. Прокипятите 1 минуту.
  3. Настаивайте 30 минут.
  4. Процедите.

Чаще всего для отвара берут листья, но также можно смешивать их с цветочными корзинками. Принимают 3 раза в день по ½ стакана до еды. При кашле в такой отвар рекомендуют добавлять мед или малиновое варенье. При нарушениях пищеварения советуют пить несладкий отвар.

Настой

Способ приготовления настоя отличается от отвара - его не кипятят, а только запаривают. Более крутые настои (на стакан воды берут 2 ст. л. сырья) используют наружно или же внутрь в меньшей дозировке - по 2 ст. ложки 3 раза в день.

Приготовление

  1. Возьмите 1 ст. л. сырья.
  2. Залейте стаканом кипятка.
  3. Настаивайте 1–2 часа.
  4. Процедите.

Принимают внутрь в той же дозировке, что и отвары. Настои часто используют для полоскания в отоларингологии и стоматологии. Также из этих лекарств делают примочки, компрессы, ванны и ванночки при заболеваниях кожи. Встречаются положительные отзывы о том, что отвары и настои снимают рожистое воспаление, зуд, нагноения при тромбофлебите.

Рецепт настоя на молоке

  1. Возьмите 1 ст. л. сухой травы.
  2. Залейте стаканом кипяченого молока.
  3. Настаивайте 1 час.
  4. Процедите.

Проверенное в народе средство от кашля. Принимают в теплом виде по ¼ стакана, можно добавлять мед.

Свежий сок и листья

Как можно использовать сок и листья растения?

Важно знать:

  • соком можно лечиться не более 7 дней;
  • нельзя нарушать дозировку - взрослым не принимать более 3 ст. л. в день;
  • перед применением у детей нужна обязательная консультация врача;
  • при появлении побочных эффектов в виде нарушения пищеварения и аллергии немедленно прекращают прием;
  • в соке содержится много алкалоидов, которые могут вызвать отравление и негативно воздействуют на печень;
  • перед приемом сока нужно проконсультироваться с врачом, если есть какие-либо хронические заболевания.

Порошок

Применение в народной медицине порошка из сухой травы эффективно в следующих случаях:

  • порошок смешивают с медом и запивают водой при туберкулезе;
  • при синусите и сильном насморке его можно нюхать, чтобы вызывать чихание;
  • при кашле во время ОРВИ, гриппа, бронхита, пневмонии, коклюша принимают по ½ чайной ложки порошка, запивая его водой или теплым молоком;
  • полезно принимать при поносе как вяжущее средство;
  • присыпают раны, язвы, ожоги, кожные воспаления.

Особенности применения у женщин

Чем может быть полезна трава для женщин?

  • Чаще всего ее применяют в домашней косметологии - для ухода за волосами и кожей лица.
  • В гинекологии траву используют наружно - для спринцеваний при воспалениях мочеполовой сферы.
  • Беременность - строгое противопоказание для внутреннего приема из-за абортивных свойств травы.
  • Беременным можно применять отвары и настои наружно - для полоскания горла, ротовой полости, обработки кожи.
  • При лактации также нельзя пить траву, однако компрессы из ее сока и отваров хорошо помогают при мастопатии.

Особенности применения у детей

В одних источниках указано, что траву нельзя давать детям до 2 лет, в других - до 6 лет. Вопрос о возрастных ограничениях и безопасном применении нужно решать с педиатром. Мать-и-мачеха от кашля детям - частое назначение врачей. Нередко траву включают в грудные сборы. Важно соблюдать дозировку, не превышать курс лечения, помнить, что аллергия на лекарственные травы у детей бывает гораздо чаще, чем у взрослых.

Насколько безопасна трава для грудничка? В редких случаях педиатры назначают ее слабые отвары малышам до года при кашле. Некоторые мамы отказываются давать лекарство даже по назначению врача из-за указанного в официальной инструкции возрастного ограничения. Чем может быть опасна мать-и-мачеха для крохи?

  • Горечи и слизи могут подействовать на систему пищеварения и вызвать или запор, или понос.
  • Алкалоиды могут негативно воздействовать на печень.
  • Биологически активные вещества могут вызвать аллергическую реакцию в виде крапивницы и зуда.

Растение мать-и-мачеха - ценное лекарственное сырье. Ее основное применение - кашель при простуде, ОРВИ, гриппе, бронхите, трахеите, пневмонии, плеврите, туберкулезе, коклюше. Также трава обладает выраженными противовоспалительными и антисептическими свойствами. Наружно ее применяют в стоматологии, отоларингологии, дерматологии, косметологии.

Мать-и-мачеха известна с давних времен как растение, обладающее множеством целебных свойств.

Она применялась и в народной, и в официальной медицине для лечения наружных и внутренних заболеваний.

Многие рецепты составили древнеримские врачеватели. Не менее популярна она и в наше время.

На полках аптек представлены сборы и препараты, в состав которых входит мать-и-мачеха. Какие можно приготовить в домашних условиях лекарственные средства из нее, мы расскажем ниже.

Биологическое описание растения

Мать-и-мачеха (семейство сложноцветные) – многолетнее травянистое растение.

Имеет ползучее корневище, от него отходят пушистые стебли, покрытые розовыми чешуйками.

Украшают их корзинки ярких желтых цветов.

Латинское название – Tussilago farfara L., что переводится как «устраняющий кашель».

Русское наименование объясняется особенным строением листьев растения – нижняя сторона мягкая («мать»), а верхняя – гладкая и холодная («мачеха»).

Они округлые, с зазубринами по краям, темно-зеленого цвета, до 20 см в диаметре.

Растет повсеместно – по оврагам, насыпям, берегам рек; предпочитает освещенные места. Первыми появляются цветки, в марте – апреле, затем пробиваются листья.

Химический состав

Листья и цветки несколько отличаются по набору элементов:

Такой богатый состав объясняет полезные свойства и широкое применение мать-и-мачехи.

Лечебные свойства и показания к применению

Эта трава, в составе препаратов и домашних средств, оказывает комплексное терапевтическое воздействие:

  • мягчительное (действие аналогично или касторке, инструкция по применению которой ) и отхаркивающее;
  • обволакивающее;
  • дезинфицирующее и противовоспалительное;
  • вяжущее;
  • потогонное.

Слизь покрывает дыхательные пути, что препятствует их раздражению; сапонины и органические кислоты разжижают сухое отделяемое и облегчают отхаркивание.

Дубильные вещества подавляют развитие болезнетворных бактерий и способствуют быстрому заживлению тканей. Эфирные масла тонизируют, гликозиды нормализуют работу сердца.

Мать-и-мачеху назначают при ряде заболеваний для наружного и внутреннего применения как вспомогательное средство. Основные показания:

Вред и противопоказания

Нужно использовать для приготовления домашних средств только качественное сырье, а при покупке готовых – проверять срок годности.

Есть также данные о канцерогенном эффекте алколоидов, поэтому в некоторых странах мать-и-мачехи нет в свободной продаже. Ее нельзя принимать:

  • Беременным и кормящим женщинам трава может нарушить развитие плода или спровоцировать выкидыш.
  • Женщинам, страдающим задержкой менструального цикла.
  • Людям с заболеваниями печени (циррозом, гепатитом). Алколоиды, содержащиеся в растении, разрушают ее клетки.
  • Детям младше 2-х лет.
  • При одновременном приеме жаропонижающих средств, некоторых биологически активных добавок и витаминов.
  • В случае индивидуальной непереносимости растения.

Проконсультируйтесь с врачом прежде, чем добавить мать-и-мачеху к принимаемым лекарственным средствам, ведь вы можете не знать о наличии у вас этих противопоказаний.

Побочные эффекты

Они могут проявиться в виде:

  • тошноты и рвоты;
  • диареи;
  • боли в животе и расстройства кишечника;
  • повышения температуры.

В этих случаях сразу прекратите употребление мать-и-мачехи!

Способы применения мать-и-мачехи

Все надземные части этой травы обладают лечебными свойствами. Раньше для лечения использовали и корни, но сейчас это не практикуется.

Желтые корзинки соцветий заготавливают ранней весной, листья – в первые месяцы лета. Нужно собирать крепкие неповрежденные части растения и только в ясную погоду.

Просушивают сырье на открытом воздухе или в специальной печи при температуре 50 — 60°С, так сохраняются все полезные вещества.

Затем их разделяют, так как цветы хранятся 2 года, а листья – 3.

Хранят в закрытой емкости или полотняных мешках.

На основе травяного сбора готовятся: настои, настойки, отвары, чаи, свежая кашица и сок, лечебные «сигареты», порошок, таблетки, микстуры и сиропы.

Народные рецепты

Отвар листьев

  • сбор листьев мать-и-мачехи – 1 ч. ложка;
  • кипяток – 1 стакан.

Сырье заварите в эмалированной посуде, закройте крышкой. Поместите на водяную баню или слабый огонь, нагревайте 15 минут, постоянно помешивая.

Принимайте по 1/3 стакана, 3 раза в день до еды. Продолжительность – 2 дня. Полезен отвар при воспалении горла и легких, бронхите.

Это эффективное отхаркивающее средство, способствует размягчению и отхождению мокроты.

Также его назначают при воспалениях ЖКТ и болезнях сердца, дозировка – 1 ст. ложка 6 раз вдень, до еды.

Наружно – для укрепления волос (ополаскивание) и лечения ран (промывание и компрессы).

Водный настой

Залейте корзинки и оставьте настаиваться 1 час.

Процеженный настой принимайте по 100 мл 3 раза в сутки при болезнях желудка.

Он нормализует кислотность желудка (про лечение гастрита народными средствами написано ), успокаивает раздраженную слизистую оболочку и способствует ее заживлению.

Наружно его применяют для полоскания горла. Широко применяют при народными средствами.

Лечебные «сигареты»

  • порошок из листьев растения– 2 ч. ложки;
  • папиросная бумага.

Делают трубочку и наполняют ее травой, затем курят как сигарету. Можно рассыпать порошок по горячей сковороде и вдыхать поднимающийся дым.

Средство помогает при удушливом кашле.

Свежий сок растения

Для его получения используют молодые листья, которые обдают кипятком и прокручивают на мясорубке.

Кашицу отжимают и добавляют равное количество воды, нагревают, кипятят 2 минуты. Принимают по 1 ст. ложке, трижды в день (после еды).

Сок полезен при авитаминозе. Для избавления от насморка закапывают в нос 2 — 3 капли.

Настойка на водке

Берут компоненты в равном объеме, смешивают в стеклянной бутыли. Ставят в темное место на неделю.

Дозировка составляет 30 – 40 капель, раз в день. Настойка стимулирует обмен веществ, укрепляет иммунитет.

Несмотря на целебный состав, мать-и-мачеха применяется только как дополнительное средство лечения.

Являясь сильнодействующим растением, она требует осторожного применения, поэтому нельзя употреблять ее бесконтрольно, считая безобидной травкой.

Чтобы не ошибиться с дозировкой и не навредить себе, проконсультируйтесь с лечащим врачом.,

Как и когда собирать, от каких болезней помогут народные рецепты из мать-и-мачехи — посмотрите в предлагаемом видеоролике.

Среди устойчивых мифов отечественной культуры особое место занимает представление о якобы существовавшем у "древних славян" (а позднее - у русских крестьян) персонифицированном культе "матери-земли". Как правило, восточнославянские обряды и поверья, связанные с землей, возводятся учеными и публицистами к тем временам, когда земля, по выражению этнографа С. В. Максимова, "была возведена на степень божества народно-языческим сознанием". Даже недавние парламентские дебаты по поводу частной собственности на землю нередко комментировались именно с такой точки зрения: дескать, русские не хотят разрешить свободную торговлю земельными наделами, поскольку для них это - все равно что продавать собственных матерей. Однако на самом деле проблема "русских мифов о земле" представляется более сложной: очевидно, что страх перед частной собственностью на землю в России действительно существует, однако вызван он, по-видимому, не древними мифологическими архетипами, а спецификой социальной идентичности и внутренней организации русской крестьянской общины. Что же касается образа "матери-земли", то в значительной степени он обязан своим появлением литературной и научной традиции XIX и начала XX века.

Формулы типа "мать-земля", "матушка-земля" или "мать сыра земля" действительно довольно широко представлены в разных жанрах русского фольклора. Это, однако, еще не свидетельствует об их связи с какими бы то ни было архаичными культами. Здесь действует достаточно заурядная метафора плодородия, ассоциирующегося с материнством во многих земледельческих культурах. Однако именно эта метафорика послужила отправной точкой для досужих фантазий многих русских ученых и литераторов - начиная с А. Н. Афанасьева, чей изобилующий ошибками и произвольными домыслами труд "Поэтические воззрения славян на природу" (1865-1869) по странному недоразумению до сих пор считается классическим исследованием по фольклору и этнографии восточных славян. Афанасьев принадлежал к так называемой "мифологической школе в фольклористике" - научному направлению, возникшему под влиянием немецкого романтизма и стремившемуся объяснить крестьянский фольклор и ритуалистику как осколки древних мифов, в поэтической форме описывавших различные природные явления (прежде всего - метеорологического характера). Исходя из этой посылки, Афанасьев пытался свести все известные ему поверья о земле к якобы некогда существовавшим языческим сказаниям о браке земли и неба и о земле как великой матери всего живущего. "Признавая Небо и Землю супружескою четою, - писал он, - первобытные племена в дожде, падающем с воздушных высот на поля и нивы, должны были увидеть мужское семя, изливаемое небесным богом на свою подругу; воспринимая это семя, оплодотворяясь им, Земля чреватеет, порождает из своих недр обильные, роскошные плоды и питает все на ней сущее... <...> При таком воззрении на дождь... понятно, что в молнии, разящей тучи и чрез то низводящей на землю земные воды, фантазия первобытных народов узнавала мужской детородный член... <...> Весною, когда земля вступает в брачный союз с небом, поселяне празднуют в ее честь Духов день; они не производят тогда никаких земляных работ, не пашут не боронят не роют землю и даже не втыкают кольев, вследствие поверья, что в этот день земля - именинница и потому надо дать ей отдых..."

Подобные цитаты из сочинений Афанасьева и его последователей можно было множить. Но и без этого ясно, что славянский "культ матери-земли" был построен учеными-мифологами на вполне умозрительных основаниях, к которым пытались подтянуть фрагментарные и, по-видимому, не имеющие никакой исторической связи фольклорные материалы и этнографические свидетельства. Да и сами эти материалы трудно назвать аутентичными, поскольку, прежде чем попасть в научные труды, они должны были пройти сквозь фильтр романтической идеологии с ее тенденцией к, так сказать, "внутреннему колониализму" - поискам "значимого Другого" внутри национальной "традиции", архаизировавшим и мистифицировавшим крестьянскую культуру.

Очередная попытка придания особых мистических смыслов "народу" и "народной традиции" приходится в России на так называемый "Серебряный век" - эпоху литературного и философского модернизма. Симптоматично, что именно в это время миф о "матери-земле" переживает возрождение. Впрочем, здесь эта тема начинает звучать несколько иначе: особое значение придается фольклорному параллелизму "матери-земли" и Богородицы, в котором видят свидетельство особого "софийного" характера русской религиозности. Эта идея, подробно обоснованная Д. Самариным и Г. П. Федотовым и связанная, прежде всего, с космологией и теософией В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и П. А. Флоренского, предполагает особое народное почитание материнского начала, неразрывно объединяющего природный и божественный мир и хранящего абсолютный нравственный ("родовой") закон: "В добре своем, как и в красоте своей, мать-земля не выпускает человека из своей священной власти, - пишет Г. П. Федотов. - В кругу небесных сил - Богородица, в кругу природного мира - земля, в родовой социальной жизни - мать являются, на разных ступенях космической божественной иерархии, носителями одного материнского начала. <...> Певец не доходит до отождествления Богородицы с матерью-землей и с кровной матерью человека. Но он недвусмысленно указывает на их сродство..." Более радикально подошел к проблеме Д. Самарин, развивавший мнение Бердяева о русской религиозности как религии Богородицы. Согласно Самарину, в русском православии Богородица как бы "заслоняет" собой Христа, становясь единственной помощницей и покровительницей человечества и преодолевая новозаветное безразличие в отношении животного и растительного мира: "...Уклон от религии Сына к религии Богородицы означает преодоление христианского антропоцентризма и дуализма плоти и духа, означает возобновление ветхозаветного монизма, ветхозаветной плотскости Бога и признание всей твари участницей Божественного Откровения <...> Русская Богородица значительно более похожа на "матушку сырую земельку", которая всех нас любит, поит и кормит (Богородица как Мировая Душа, София), чем на историческую Деву Марию. Она-то "Сострадательнейшая Матушка наша" и была причиною отказа от одностороннего христианского отрицания язычества, виновницей примирения древнего язычества и христианства".

Почему эти и подобные им авторы так настаивали на "женственности" русской (и следовательно - своей собственной) религиозности - тема для отдельного разговора. Для нас в данном случае важно, что эти построения, по крайней мере применительно к крестьянской религиозной культуре, также не выдерживают критики. Дело в том, что все русские фольклорные тексты, где проводятся прямые параллели между Богородицей и матерью-землей, восходят к одному и тому же источнику - древнерусскому поучению против матерной брани, которое содержится в "Повести святых отец о пользе душевней всем православным христианом", а также в древнерусском апокрифическом сказании о Василии Великом. Здесь Богородице приписываются следующие слова: "Аще бо кто избранит, и от того матернаго слова небо восколеблется, и земля потресется, и уста того человека кровию запекутся. И не подобает тому человеку в тот день ни ясти и не пити потому же, что и аз им мати всем. Аще бы кто от рождения своего не избранил матерно, то бы аз умолила и просила о том многогрешном человеке у Господа Бога грехом его прощения". И в этом поучении, и в производных от него текстов кощунственность матерных выражений объясняется тем, что они оскорбляют Богородицу, мать-землю и родную мать бранящегося. Все это, однако, еще не предполагает каких бы то ни было особых мифологических контекстов. Хотя происхождение этого поучения остается мало исследованным, можно предполагать, что его анонимный составитель руководствовался вполне заурядной логикой, исходящей из общехристианских, а не специфически русских представлений. Матерная брань по определению направлена против матери/матерей, и, следовательно, бранящийся оскорбляет мать не только адресата инвективы, но и свою собственную. Кроме того, он оскорбляет Богородицу, поскольку она - мать Христа, Спасителя человечества и, таким образом, мать всех людей. Что касается земли, то она также мать человечества, но на несколько иных - ветхозаветных - основаниях: ведь согласно книге Бытия (2, 7), Бог создает первого человека из "праха земного". Поэтому соответствующая инвектива имеет отношение к и земле как праматери всех живущих. Для построения подобного силлогизма не требуется ни "язычества", ни особой "софийности".

Позднейшие фольклорные вариации на тему этого поучения нередко включают эсхатологические мотивы: выясняется, что матерная брань может повлечь даже Страшный суд. В духовном стихе "О матерном слове", записанном В. Ф. Ржигой в 1906 году, поется:

Вы, народ Божий-православный,

Мы за матерное слово все пропали,

Мать Пресвятую Богородицу прогневили,

Мать мы сыру-землю осквернили;

А сыра-земля матушка всколебается,

Завесы церковные разрушаются,

Проидет к нам река огненная,

Соидет судия к нам праведная.

Однако и эти мотивы нельзя считать специфически русскими или восточнославянскими. Дело в том, что темы плача, потрясения, гибели земли пришли в русский религиозный фольклор вместе с греческими апокрифами о конце света, созданными в первом тысячелетии нашей эры. Так, сцена плача земли о человеческих грехах, изображаемая в духовном стихе и обычно цитируемая в качестве примера специфически русского отношения к "матери-земле", на самом деле восходит к "Видению апостола Павла" - эсхатологическому апокрифу, появившемуся еще в III веке.

Я не буду останавливаться на других фольклорно-этнографических примерах (клятва землей, так называемая "исповедь земле" и т. п.), которые обычно приводят как доказательства русского культа "матери-земли" и которые столь же уязвимы перед лицом непредвзятого анализа. Думаю, что и сказанного вполне достаточно для деконструкции литературного мифа о "матери-земле". Однако в чем же тогда причины прошлых и нынешних "земельных психозов", характерных для русской истории Нового и Новейшего времени? Вероятно, корни русского отношения к земле действительно связаны с крестьянской культурой, однако - с совсем иными ее особенностями.

Все знают, какую негативную роль сыграло в русской истории крепостное право - "крепость земле", отмененная при Александре II. Менее известна другая норма крестьянского отношения к земле, дожившая до 1910-х годов и оказавшая, как я думаю, столь же пагубное воздействие на развитие социальных и гражданских институтов в России. Речь идет о так называемой "поземельной общине", подразумевавшей, что землепользование контролируется крестьянским "миром" и отдельный человек не может претендовать на владение тем или иным участком земли. Принцип поземельной общины не только препятствовал развитию частной собственности на землю, но и блокировал социальную мобильность любого из членов крестьянского "общества". Хотя общинное землевладение было разрушено аграрной реформой П. А. Столыпина, не прошло и двадцати лет, как поземельная община вновь вернулась в русскую деревню - вместе с новым, "колхозным" закрепощением крестьян в эпоху коллективизации.

Не касаясь чисто экономических последствий принципа общинного землевладения, обратимся к его символическому значению. Очевидно, что отсутствие частной собственности на землю препятствовало развитию индивидуальной инициативы не только на практическом, но и на символическом уровне. По сути дела, общая и постоянно перераспределяемая земля символизировала "общее тело" крестьянского коллектива, жестко контролировавшего своих отдельных членов и не позволявшего им вырваться из этого социального плена. Показательно, что в современных крестьянских рассказах о "последних временах" - этой своеобразной форме эсхатологического нарратива - в качестве одной из примет конца света часто используется мотив "измеренной земли". Он подразумевает, что в "последние времена" "вся земля будет перемеряна вершками" или "пядями". Для понимания этого мотива важно иметь в виду распространенную в крестьянской культуре ритуальную практику измерений человеческого тела. Эта практика могла быть направлена как на конструирование "ритуального двойника" человека, так и на приобретение магической власти над его телом. Таким образом, представления об "измеренной земле" могут подразумевать не только "отчуждение" земли, подчинение ее внешним и враждебным силам, но и приобретение символического контроля над самой общиной землевладельцев.

Наконец, в ситуации раздела общинной земельной собственности на частновладельческие участки (как это было в эпоху реформы Столыпина) "измерение земли" может подразумевать и распад крестьянского коллектива, потерю социального контроля над его отдельными членами.

Итак, с социально-исторической точки зрения "матушка сыра земля" оказывается для крестьянина не только кормилицей, но и символом социального плена и тотального подчинения коллективу. Думаю, что именно боязнь утраты коллективной идентичности и социального контроля в отношении человеческой индивидуальности и является скрытой основой русского страха перед частной собственностью на землю.

Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1994. С. 209.

Афанасьев А. Н. Древо жизни: Избранные статьи. М., 1983. С. 59.

Федотов Г. П. Мать-земля (К религиозной космологии русского народа) // Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. II. СПб., 1992. С. 81.

Самарин Д. Богородица в русском народном православии // Русская мысль. 1918. Кн. III-VI. С. 24-25.

Как ни странно, большинство рассуждений русских модернистов о Богородице и "материземле" имеют отправным пунктом один-единственный литературный эпизод, а именно - известный пассаж из "Бесов", рассказ Марьи Лебядкиной о словах некоей странницы: "А тем временем и шепни мне, из церкви выходя, одна наша старица, на покаянии у нас жила за пророчество: "Богородица что есть, как мнишь?" "Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого". "Так, говорит, Богородица - великая мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость. И всякая тоска земная и всякая слеза земная - радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на пол-аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. И никакой, никакой, говорит, горести твоей больше не будет, таково, говорит, есть пророчество". Запало мне тогда это слово. Стала я с тех пор на молитве, творя земной поклон, каждый раз землю целовать, сама целую и плачу". Можно, однако, предполагать, что Достоевский заимствовал процитированную формулу из литературных источников, которые, в свою очередь, находились под воздействием построений Афанасьева. Впрочем, это - предмет для специальной статьи.

Марков А. В. Определение хронологии русских духовных стихов в связи с вопросом об их происхождении // Богословский вестник. 1910. N 10. С. 321.

Ржига В. Четыре духовных стиха, записанных от калик Нижегородской и Костромской губерний // ЭО. 1907. N 1-2 (Кн. LXXII-LXXIII). С. 66 (N V).

Подробнее об этих рассказах см. в моей работе "Христовщина и скопчество: Фольклор и традиционная культура русских мистических сект" (М.: ОГИ, 2002. С. 353-365).

Бывают трудные ситуации, когда из-за плохого характера родителей, или одного из них, в семье нет основы для согласия и покоя.

Запутанные отношения становятся все сложнее, непоправимее и часто приобретают драматический оттенок. Наверное, подобные случаи и породили молву о злой мачехе. Быть может это утверждение и ошибочно, но думается, что легенды об этом жестоком сказочном персонаже отражают реальные события.

Мачеха является символом вспыльчивых родителей, отличающихся резкой сменой настроений, плохим обращением с детьми или, что еще хуже, с одним из них и благосклонностью к другим, любимчикам. Всем приходилось слышать о родителях слишком суровых и несправедливых. Не будем отрицать, что нам и самим случалось проявлять вспыльчивость, что срывали дурное настроение на своем беззащитном, изумленном ребенке, хотя он был совершенно ни в чем не повинен.

Можно возразить, что мы не имеем ничего общего с аномальными родителями, фигурирующими в газетах, которые истязают своих детей, пока не вступится милиция, вызванная соседями. Мы не напоминаем даже тех родителей, которые беспрестанно бранят своих детей, унижают их достоинство оскорблениями, растят из них запуганных, сломленных существ, и никто не может вступиться, ибо трудно разоблачить такое утонченное психологическое линчевание.

И, тем не менее, мы не задаем себе вопрос, как реагируют дети на вспыльчивость, на окрик, на подзатыльник или шлепок. Мы слишком часто забываем, что наш ребенок – существо, которое живет непоколебимой любовью, обожанием родителей, доверием к ним. Забываем, что он недавно пришел в этот мир, не знает и не может себе представить другую среду, кроме домашней, что он теряется и нервничает, если его перевозят, скажем, на другую квартиру.

Привычная обстановка формирует его представление о мире, и каково же будет это представление, если в первые годы жизни его окружают враждебность и непостоянство? Он станет бояться событий, бояться людей, которые могут внезапно обернуться врагами. Нельзя, разумеется, предусмотреть всего. Родители, особенно матери, помимо воспитательных задач, которые разделяют с мужем, перегружены материальными заботами о ребенке и порой сами себе не хозяева, им некогда каждый раз дифференцировать степень поощрения и наказания, их необходимость и неуместность.

На это никто и не претендует. Нужно только придерживать собственные нервы, по правде говоря, очень потрепанные и натянутые. Своим неадекватным поведением мы не только морально травмируем ребенка, приводим его в недоумение, мы его просто-напросто пугаем. Но ведь не превращаемся же мы в пугало для ворон и не напоминаем отпугиватель кротов и крыс в присутствии чужих людей?

Можно было бы сказать, что недоумение ребенка, его неспособность понять причину взрыва, его хрупкая беззащитность открывают зеленую улицу нашему раздражению. Если бы ребенок умел правильно реагировать, нам пришлось бы постоянно оправдываться, что мы не идеальны, что озабочены и в плохом настроении, что нам необходимо терпение и мы порой слишком преувеличиваем. Тогда бы мы поневоле научились владеть собой.

Ребенок смотрит растерянно и беззащитно на разъяренную мать, а та напускается на него не менее оголтело, чем сказочная мачеха. Она тоже злоупотребляет силой и властью, унижая находящееся под ее покровительством слабое существо. Потом она вытрет ребенку слезы и приласкает его, но ребенок знает, что его могут лишить этого утешения в момент, когда он в нем нуждается, и вместо ласковой матери перед ним окажется истошно кричащая особа.

- (Tussilago), род многолетних трав сем. сложноцветных с единств, видом М. и м. обыкновенная, или камчужная трава (Т. farfara). Встречается в Евразии до Вост. Сибири и Гималаев, в Сев. Африке и Сев. Америке (заносное), на влажных почвах и на… … Биологический энциклопедический словарь

Мать-и-мачеха - Мать и мачеха. МАТЬ И МАЧЕХА, вид многолетних трав (семейство сложноцветные). Встречается в умеренном поясе Евразии, в Северной Африке, Северной Америке. Растет на открытых, незатененных местах. Желтые цветки появляются раньше листьев, верхняя… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

МАТЬ-И-МАЧЕХА Толковый словарь Ушакова

МАТЬ-И-МАЧЕХА - МАТЬ И МАЧЕХА, мать и мачехи, и МАТЬ МАЧЕХА, мать мачехи, мн. нет, жен. (бот.). Многолетняя трава с яркими желтыми цветами и большими листьями, одна сторона которых пушистая, кажущаяся теплой при прикосновении к руке, к лицу (мать!), другая… … Толковый словарь Ушакова

мать-и-мачеха - и; ж. 1. Травянистое растение сем. сложноцветных, с жёлтыми цветками и большими листьями, снизу опушёнными, а сверху гладкими и холодными на ощупь (используется в медицине). Листья мать и мачехи. 2. Отвар из листьев или корней этого растения… … Энциклопедический словарь

Мать и мачеха - Мать и мачеха: Мать и мачеха художественный фильм киностудии «Ленфильм», 1964 года). Мать и мачеха монотипный род травянистых растений семейства астровые … Википедия

мать-и-мачеха - сущ., кол во синонимов: 14 белокопытник (5) водяной лопух (2) двоелистник (7) … Словарь синонимов

Мать-и-мачеха - многолетнее травянистое растение. Период сбора май июнь. Сок из листьев употребляется при приготовлении напитков. Словарь кулинарных терминов. 2012 … Кулинарный словарь

МАТЬ-И-МАЧЕХА - МАТЬ И МАЧЕХА, мать и мачехи, жен. Многолетнее травянистое растение сем. сложноцветных с листьями, сверху гладкими и холодными, а снизу мягкими, опушёнными. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

мать-и-мачеха - мать и мачеха, мать и мачехи … Орфографический словарь-справочник

Книги

  • Мать-и-мачеха, ромашка от всех болезней , . Целебная сила растений известна людям с древнейших времен. В последнее время интерес к натуральным лекарственным средствам значительно вырос. Ромашка аптечная и мать-и-мачеха также… Купить за 200 руб
  • Мать-и-мачеха. От ста болезней , Константинов Юрий. В народной медицине мать-и-мачеху используют как отхаркивающее, потогонное, смягчающее, жаропонижающее, обволакивающее средство. Отвар или настой листьев и цветков пьют при кашле, бронхитах,…
Похожие публикации