Ребенок сильно отстает в развитии. Как понять, что ребенок отстает в развитии

21.02.2008, 23:29

Мой сын, 2 г. 1 мес., заметно отстает в развитии от сверстников. Невропатолог в районной поликлинике по результатам обследования (см. ниже) сказала, что до трех лет его лучше не лечить, а только наблюдать; возможно, отставание – его особенность, и позже он нагонит. Прописала Эдас-306 для улучшения сна и энцефабол "для общего развития".

Несколько дней спустя ребенка осмотрели логопед, психолог и невролог из логопедического детского садика. Они подтвердили, что развитие мальчика не соответствует возрасту. Невролог нас отругала, сказала, что ребенок нелеченный и ему грозит умственная отсталость. Прописала курс из 20 уколов церебролизина по 1 кубику, 10 уколов витамина В6 по 1 кубику и занятия с логопедом. Цель – стимулировать развитие ребенка.

Почитав здесь на форуме темы об энцефаболе и церебролизине, мы с мужем решили их не давать, а ограничиться занятиями с логопедом. Кроме того, мы хотели бы тщательнее обследовать ребенка и попытаться выяснить причину отставания в развитии. Возможно, его действительно нужно лечить, и мы попросту теряем время. С чего нам лучше начать? Мы хотели бы показать ребенка опытному неврологу. Куда лучше обратиться? Может быть, имеет смысл определить его кариотип? На всякий случай прилагаем фотографии ребенка: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Что еще можно сделать в нашей ситуации?
Мы будем очень благодарны участникам форума за советы!

ИНФОРМАЦИЯ О РЕБЕНКЕ:
Беременность и роды:
беременность 1я, наступила в 40 лет ("старая дева"), мужу 48 лет, токсикоза не было, принимала дексаметазон (гиперандрогения смешанного генеза), анализ на TORCH-инфекции выявил IgG к ВПГ и токсоплазме (виферон на 23 неделе), на 29й неделе лежала на сохранении (матка в тонусе, подозрение на ЗВУР, давали актовегин и магнезию в/в, КТГ – в норме). Роды на 39й неделе, без стимуляции, схватки начались в полночь, родила в 10 утра. Простой плоский таз. Эпизиотомия. Ребенок закричал после шлепка акушерки, 8/9 по шкале Апгар. Выписали из роддома на 5й день.

Антропометрические данные:
При рождении: 3250 г, 50 см, ОГ 35, ОГр 34
3 мес.: 5820 г, 61 см, ОГ 41, ОГр 39
9 мес.: 9300 г, 70 см, ОГ 44, ОГр 46
1 год: 9570 г, 77 см, ОГ 46, ОГр 48
1 год 9 мес.: 11200 г, 86 см

Развитие ребенка:
Научился сидеть – в 8 мес., ползать – в 11 мес., стоять – в 1 год, ходить – в 1 год 5 мес., бегать – в 2 года. Начал фиксировать взгляд на ярких игрушках – в 5 мес., гулить – в 6 мес., отзываться на имя – в 1,5 года. Ребенок веселый, озорной, любит шалости, в глаза смотрит, улыбается в ответ на улыбку. Много лепечет на своем языке, но очень редко обращает "речь" к взрослому. Исключение - подходит ко мне, тянет за рукав и зовет: "Мамамама". Если хочет пить – подает мне бутылочку, если качаться – тянет за штанину к качелям. Очень любознательный, активный, во всем принимает участие. Копирует какие-то действия взрослых (рвется мыть пол шваброй, пилить пилой), недавно начал повторять услышанные слова (редко). Выполняет многие просьбы (иди сюда, дай, нельзя и т.п.), но многих не понимает: например, если показать на что-то пальцем, он смотрит на палец, а не на предмет. Кладет кубик на кубик, мисочку в мисочку, закрывает банку крышкой, ставит в стакан карандаш, берет мелкие предметы двумя пальцами, нажимает кнопки, открывает завинчивающиеся крышечки. Оживленно реагирует на собственные фотографии и отражение в зеркале, но равнодушен к картинкам в книжках. Не показывает носик-глазки-ушки, не машет рукой "пока-пока", не собирает пирамидку. В возбужденном состоянии часто "танцует" на цыпочках и делает круговые движения кистями рук. Плохо засыпает (укачиваем). До 1,8 года спал всю ночь, а теперь просыпается часа в три, перелезает к нам в постель и еще 2-3 часа безостановочно крутится в полудреме. Иногда засыпает сам, но чаще расходится, смеется, плачет; тогда мы его укачиваем. Днем спит час – полтора. Даем ему ежедневно по 1 капле аквадетрима.

Результаты обследования в поликлинике:
ЛОР: слух в норме. На всякий случай направила к сурдологу.
Окулист: непостоянное косоглазие, глазное дно в норме.
Ортопед: Х-образные голени, плоско-вальгусная стопа.
Невропатолог: задержка психофизического развития.
Результаты ЭхоЭГ: Смещения срединных структур не выявлено, легкие гидроцефально-гипертензионные признаки, ширина III желудочка 4.38 мм, пульсация не более 50%.

22.02.2008, 20:55

Из перечисленных Вами препаратов ни один ребенку не нужен - они "не стимулируют и не лечат". Необходимы активные занятия с логопедом.
Показать опытному неврологу - это разумно. Тем более, что в Москве с этим проблем нет.
С уважением, Черебилло В.Ю.

22.02.2008, 22:19

22.02.2008, 23:01

Большое спасибо за ответы. Гадости ребенку давать не будем. А как быть с витамином В6, который также прописала врач? Имеет смысл его колоть или тоже нет?

К сожалению, найти невролога - для меня проблема. Может быть, уважаемые участники форума посоветуют, куда или даже к кому нам стоило бы обратиться в Москве?

Имеет ли смысл также обратиться к генетику и определить кариотип ребенка? Или это уже избыточная информация?

22.02.2008, 23:05

Не надо ребёнка колоть. Это же больно.

22.02.2008, 23:26

Кстати, мой муж считает, что у нашего сына понижена чувствительность к боли.

22.02.2008, 23:30

Не повод, чтобы колоть ребёнка шприцами с ненужными препаратами.

23.02.2008, 00:14

Конечно, не повод. Это так, наблюдение. То есть вы считаете, что В6 тоже бесполезен? Хорошо, теперь мы по крайней мере знаем, чего делать не нужно: колоть ребенку церебролизин и В6 и поить его энцефаболом. Мы также знаем, что делать нужно: активно заниматься с логопедом (уже договорились) и показать опытному неврологу (надеюсь на помощь участников форума). За эти советы огромное спасибо! Но достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? С чего обычно начинают обследование таких непонятно почему отстающих в развитии детишек?

23.02.2008, 01:23

Ольга, вне темы, но к слову - запомните, как правило - колоть нужно только те препараты, которых не бывает в таблетках (а таких, раз, два и обчелся).
Исключение - ситуации, когда пациент объективно не может принимать лекарства через рот.
Но уж витамин В - то....

Больно - не значит хорошо.

23.02.2008, 12:13

достаточно ли этих мер или можно уже сейчас предпринять что-нибудь еще? Достаточно. Любые уточнения и дополнения должны обсуждаться на приеме и доступно объясняться Вам. Родители должны понимать логику действий врача.

23.02.2008, 12:32

По другим сведениям, в Москве проблема с детскими неврологами, не назначаюшими всякую гадость типа актовегина и церебролизина. :(Знаете ли вы таких? Много ли таких в Санкт Петербурге?
Главное - не попадать в лапы "неврологам" центра "Прогноз".

И в Москве и в Питере грамотных неврологов много и при желании найти их не проблема. Конечно если идти к первому попавшемуся в ЦРБ, то может повезти, а может и нет. Лучше все-таки четко представлять к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:33

В Питере поликлинические невропатологи направляют в "Прогноз". :(

23.02.2008, 12:35

Во-первых, даже поликлинические абсолютно не все и не всегда. А во-вторых, я и говорю - лучше четко представлять куда и к кому ты идешь.

23.02.2008, 12:41

А как пациенту получить нужное представление?

23.02.2008, 13:25

23.02.2008, 13:40

Нас невропатологи вообще никуда не направляют. В поликлинике говорят, что, раз ЭхоЭГ и глазное дно более-менее в норме, значит ребенок здоров. А в детском садике - что надо срочно лечить, только не говорят, что именно. Ну и как тут быть бедному пациенту? (риторический вопрос)

23.02.2008, 13:44

К сожалению в нашей стране не получится иначе как через коллег и по рекомендации. Отчасти можно по публикациям и работам. Все остальные критерии - имя, звание, вывеска и т.п. не пойдут. Все очень относительно.
Именно поэтому я и начала такую тему! Может быть, участники форума посоветуют врача в Москве, который занимается подобными детишками?

23.02.2008, 13:51

Я вообще совсем не уверен, что Вам нужен невролог. Отставание в развитии может требовать коррекции, в Москве есть много центров, где этим занимаются. См. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

23.02.2008, 15:56

Большое спасибо!

12.03.2008, 18:47

Мы побывали на очной консультации у невролога (Dr. W.N.). Он заключил, что в неврологическом статусе очаговых нарушений нет, и порекомендовал проверить ребенку слух (сделать аудиограмму), постоянно заниматься с логопедом/дефектологом и сходить на консультацию к генетику в Медико-генетический центр. Мы уже всюду записались, пока ждем...

12.03.2008, 19:34

Невролога зовут Василий Юрьевич!

12.12.2008, 19:09

Ребенку уже 2 г. 11 мес. Мы проверили слух в сурдологическом центре на Вернадского (норма). Занимаемся в Центре лечебной педагогики.

Со времени моего последнего поста мальчик подрос, окреп, стал гораздо лучше понимать обращенную речь, выполнять просьбы, научился показывать пальцем и вообще просить (жестами, мимикой и голосом), расстегивать молнию, кнопки и липучки "велькро", снимать варежки/носки/сандалии/шапку, надевать очки, застегивать сандалии с липучками… Легко залезает на стул, двигает стулья, чтобы с них дотянуться до навесных шкафов. Включает/выключает ТВ, воду, свет. Стал чаще имитировать действия взрослых. Полюбил смотреть мультики (выдерживает минут 15-20), слушать музыку. Ложится спать с игрушкой. Пьет из трубочки, пытается есть ложкой. На горшок не просится.
Что плохо: Много стереотипных движений (когда волнуется, танцует на цыпочках и машет руками), отсутствует речь (лепечет много и сложно, но слов почти нет: мама, папа, баба, дай, на, алло), с трудом засыпает (укачиваем 1-2 часа). И, самое главное, сильно отстает в психическом развитии.

Теперь вопрос: У ребенка подозревают синдром Ангельмана. Как известно, при нем часто бывают судороги. Зная, как сложно распознать проявления эпилепсии, я стала внимательнее наблюдать за ребенком. И вот позавчера ночью проснулась от всхлипываний. Сын лежал рядом на спине, неподвижный, руки на одеяле, с открытыми глазами, рот – скобочкой, из глаз текли слезы, он тихонько всхлипывал. Я начала его успокаивать, он чуть затих, не меняя позы, но минуты через три опять - скобочка, слезы и всхлипывания. Я стала его тормошить, и тут он уже заплакал в голос, повернулся ко мне, прижался, покрутился некоторое время и уснул. Потом я вспомнила, что наблюдала такую же сцену несколько месяцев назад. Утром проснулся как ни в чем не бывало. Может ли это быть проявлением эпилепсии? Если да, то какие исследования нам стоит провести?

22.01.2009, 13:39

Никто не ответил. Видимо, описанное мной странное поведение ребенка не похоже на какой-либо припадок. Ну и слава богу! С тех пор оно больше не повторялось, тьфу-тьфу-тьфу.

22.01.2009, 15:00

В Медико-генетическом центре на Каширке у ребенка взяли кровь на кариотип и синдром Ангельмана. Кариотип оказался без особенностей (46XY), и по синдрому Ангельмана аномального метилирования в 15q11.2 не нашли. Правда, не определяли мутацию гена UBE3A. Насколько я понимаю, при таком результате синдром Ангельмана у сына маловероятен. Мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, чтобы исключить этот диагноз (нормальная МРТ и аномальная ЭЭГ - важные критерии СА [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]).

Но только ради этого мучить ребенка не хотелось бы. Главное - понять, что с ребенком не так. Вдруг ОНО лечится! Поэтому мы хотим сделать ЭЭГ и МРТ, а затем пойти на очную консультацию к неврологу. Или сначала к неврологу, а потом ЭЭГ/МРТ? Мы были прошлой весной у Василия Юрьевича Ноговицына, и он написал, что "в неврологическом статусе очаговых симптомов нет".

22.01.2009, 18:46

Я не вижу в этом смысла. Что бы ни было на ЭЭГ и МРТ, на дальнейшую тактику это не повлияет. В пропущенном мной сообщении состояние на судороги не похоже.

22.01.2009, 19:06

Спасибо, Василий Юрьевич! Ради одного синдрома Ангельмана мы ЭЭГ делать не будем - по крайней мере, пока. Тогда что же нам делать дальше? Прийти к вам на очную консультацию? Если да, то что нужно иметь при себе?

09.02.2009, 20:39

Попробую переформулировать вопрос. Наш ребенок (сейчас ему 3 года) существенно отстает в психическом развитии, не говорит. Ни один врач, к которому мы обращались в поисках причины (педиатр, невролог, психиатр, генетик) не обнаружил у него явных патологий. Слух - в норме, зрение - в норме. В физическом развитии - небольшая моторная неловкость. Что еще мы можем предпринять для постановки диагноза? Кто нам может помочь в определении тактики обследования?

И еще один вопрос. Ребенок сейчас ходит на индивидуальные занятия с психологом и логопедом в логопедический детский сад четыре раза в неделю по 40 минут. Беда в том, что мальчик не может долго удерживать внимание, быстро отвлекается. Если что-то не получается – сразу бросает. Насколько я поняла из литературы, на Западе в таком случае используют стимуляторы типа метилфенидата. Из них в наших аптеках я нашла только клонидин (клофелин). Я про него прочла здесь: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] На этом же сайте ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]) говорится об использовании в тех же целях фолиевой кислоты. Есть ли у наших врачей опыт использования клофелина и фолиевой к-ты при расстройствах внимания?

11.02.2009, 15:34

Неужели никто не ответит?

11.02.2009, 21:10

Вы должны понять, что врачи консультирующие на форуме еще и работают. У них есть и семьи, да и масса других забот. Консультации - это своего рода добровольное хобби. Поэтому Вам отвечают, когда есть свободное время и требовать быстрого ответа некорректно.
Теперь по сути - ребенку показаны развивающие занятия, занятия с логопедом. И терпение родителей. Невозможно дать ребенку "большую красную кремлевскую таблетку" и сразу вылечить от всего. Если бы такая возможность была - мы все были бы рады. Поэтому набирайтесь терпения и занимайтесь.

11.02.2009, 21:29

11.02.2009, 22:15

Точную причину задержки развития не всегда удается установить.
В любом случае лечение - логопед, развивающие занятия. Думаю Вам не стоит "упираться" в многолетние поиски возможных объяснений.

P.S. Если я не права, думаю, меня поправят.

11.02.2009, 22:38

Спасибо за ответ, Babulya! Я осознаю, что причину отставания в развитии удается определить не всегда. Но нередко все-таки удается, и иногда это позволяет вылечить ребенка или хотя бы понять его перспективы. А вдруг это как раз наш случай? Вот и упираюсь...

08.03.2009, 15:49

Добрый день! Оформляем сына (3 г. 1 мес.) на занятия в лекотеку. При оформлении невролог обратила мое внимание на то, что в 11 месяцев у ребенка на НСГ была обнаружена киста сосудистого сплетения слева. Размеры кисты в заключении не указаны. Скажите, пожалуйста, могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? Я прочла здесь, на форуме много тем о таких кистах. Везде сказано: если ребенок развивается нормально, то игнорировать. А что делать, если ненормально? Заранее благодарю.

08.03.2009, 16:38

Могла ли киста сосудистого сплетения вызвать задержку развития? ....

Нет, не могла.

08.09.2009, 19:44

У меня опять появились вопросы, если можно. Сыну сейчас 3 г. 7 мес., он по-прежнему не говорит и значительно отстает в развитии. Занимаемся в лекотеке. Диагноза нет.

1. Четырехлетнего сына моей знакомой, у которого похожие проблемы, психоневролог в Семашко направила на УЗДГ шейного отдела позвоночника. Обнаружили стеноз позвоночных артерий. Психоневролог сказала, что это и есть основная причина отставания ребенка в развитии и отсутствия речи. Направила к безумно дорогому неврологу в Гута-клиник. Скажите, пожалуйста, может ли стеноз позвоночных артерий вызвать/усугубить ЗПРР? Имеет ли смысл пойти тем же путем или это очередной «честный отъем денег»?

2. Имеет ли смысл массаж воротниковой зоны? Нам «прописал» его… психолог!

2. Возможно, не по адресу: Я очень хочу найти в Москве специалиста по АВА-терапии (Applied Behavior Analysis). Пытаюсь сама применять ее элементы – очень нравится! Занимаются ли у нас где-нибудь по этому методу? Или хотя бы его принятое русское название.

Заранее большое спасибо!

08.09.2009, 20:04

1. Нет. Отъем денег.
2. Нет.
3. Вот об этом не знаю. Возможно кто-то из коллег подскажет.

23.09.2009, 18:10

Добрый день, уважаемые консультанты! Мы опять вынуждены обратиться к вам за помощью. У Илюши (3 г. 8 мес., ЗПРР, аутичные черты, безречевой) с началом учебного года и после недавнего посещения поликлиники (вокруг визжащие дети) обострилась звукобоязнь. Он уже неделю то и дело зажимает уши руками, от любого шума – плачет. Он и раньше был чувствителен к звукам, а сейчас просто впадает в истерику. Мне кажется, он не столько боится звуков, сколько они ему неприятны, невыносимы. Такую реакцию вызывают не обязательно громкие звуки, а в основном высокие: визг детей и даже детские голоса, треск при разматывании скотча, грохот тележек в мебельном магазине. Боится он именно звуков, а не людей, например. Спокойно ведет себя в крупных магазинах, метро, автобусе, поезде, самолете… пока рядом не запищат дети.

Вопросы такие:
1. Можно ли считать «звукобоязнь» чисто психической проблемой? Или ее могло вызвать какое-нибудь заболевание ушей? Или неврологическое заболевание? К кому обратиться с этой проблемой?
2. Если это психическая проблема, то можно ли ее скорректировать? Эта боязнь очень мешает ему адаптироваться в детском коллективе, хотя со взрослыми он охотно идет на контакт. На Западе, насколько я поняла, применяют Auditory Integration Training. Есть ли у нас подобные методы? Томатис?
3. Поможет ли ребенку в такой ситуации успокоительное? Если да, то что можно давать?
4. Мы проверяли слух в государственном сурдологическом центре на проспекте Вернадского. Сказали, что норма. Но от знакомой я слышала, что там определяют только грубую патологию, а этого якобы недостаточно. Имеет ли смысл дополнительно проверить слух, например, в Центре аудиологии и слухопротезирования на Ленинском проспекте 123? У меня ощущение, что Илюша не всегда понимает обращенную речь (иногда кивает в ответ на вопрос, а потом оказывается, что он хотел чего-то совсем другого). Может быть, именно это и мешает ему заговорить?

Заранее большое спасибо!

24.09.2009, 11:42

Нужно показать детскому психиатру. Неврологические проблемы и нарушения слуха маловероятны.

30.09.2009, 12:09

Добрый день, уважаемые консультанты! Сегодня мы сходили к детскому психиатру в Центр психолого-медико-социального сопровождения на ул. Арх. Власова. Врач подтвердила наш диагноз (ЗПРР, аутичные черты), сказала, что ребенок очень тревожный и для снятия этой тревоги выписала тералиджен по 1/2 таблетки утром и вечером. Прочтя дома описание препарата, я обнаружила в противопоказаниях «детский возраст до 7 лет», Илюше сейчас 3 г. 8 мес.! Кроме того, в побочных действиях стоит повышение судорожной активности у детей, а нам даже ЭЭГ ни разу не делали.

Очень не хочется испытывать нейролептик на собственном сыне, поэтому вопрос такой: что нам делать? Отказаться от этой схемы лечения? Но психиатр сказала, что снизить тревожность и гиперакузию у маленьких детей можно только медикаментозно. Это правда? До похода к психиатру мы думали пойти на аудиоинтегративный тренинг (Томатис), т.к., как мне кажется, все Илюшины страхи проистекают из его гиперчувствительности: он боится неприятны ощущений, связанных с определенными звуками.

И еще один вопрос. Всю беременность я принимала дексаметазон (по 1 табл. в день). К сожалению, слишком поздно узнала, что это было бессмысленно и даже вредно, поскольку дексаметазон проникает сквозь плаценту. Мог ли дексаметазон нарушить работу надпочечников плода и привести к тревожности и гиперакузии? Я еще во время беременности читала о подобном, если на ошибаюсь, на сайте ЦИР. Правда, статья там была очень эмоциональная и без единой ссылки на литературу. Так что не знаю, как к ней относиться. Может быть, нам все-таки стоит проконсультироваться с эндокринологом?

14.11.2009, 15:14

Уважаемые модераторы, можно ли пригласить в эту тему детских психиатров? Или мне лучше дублировать свое последнее сообщение в разделе "Психиатрия"? Спасибо!

14.11.2009, 23:59

Добрый вечер!
Про лечение: формально я должен с Вами согласиться - раз до 7 лет нельзя, так нельзя. Проблема в том, что очень многие нейролептики, особенно последние, современные, так называемые "атипичные" (тералиджен, кстати, не из их числа) не одобрены в нашей стране для применения в детском возрасте из-за недостаточного количества исследований. За рубежом эти же препараты могут широко применять у взрослых и детей, они объективно лучше переносятся, а потому понятно должны бы в первую очередь применяться в детском возрасте, но в российских анотациях стоит - "не рекомендован для применения до 15 лет" и точка. Какой-нибудь аминазин (первый изобретенный нейролептик, часто плохо переносимый) можно с 6 месяцев, а более безопасный новый, только с 15 лет... Это по поводу того, что написано про возраст.
Про сам тералиджен. Действующее вещество в нем Алимемазин. Препарат под этим названием разрешен с 1 года жизни. Считается, что этот препарат обладает хорошим противотревожным эффектом. Этот препарат довольно широко применялся за рубежом для лечения нарушений сна.

В одной из тем Вы написали, что водили ребенка в Центр лечебной педагогики. Сейчас продолжаете?
С уважением,
Осин Елисей

15.11.2009, 16:59

Большое спасибо за ответ! Насчет возраста понятно.

В ЦЛП мы сейчас не ходим, т.к. у нас всего один свободный день в неделю. Илюша просто не потянет такую нагрузку. Мы ходим в лекотеку при логопедическом д/с (это занятия с психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом) и отдельно занимаемся с логопедом. Кроме того, начали водить сына на канис-терапию в «Солнечный пес» (он очень интересуется животными). Но в ЦЛП вернуться планируем, т.к. только там нам доступны групповые занятия.

И еще несколько вопросов, если можно:

1. Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно. Где лежит истина?

2. Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак. А нейролептики (Рисперидон) применяют для коррекции поведения при выраженной агрессии, вспышках ярости, психозах. Но ничего этого у Илюши и близко нет! Нас, родителей, даже немного беспокоит полное отсутствие у него агрессии.

3. И, самое главное, не вызовет ли тералиджен снижения познавательной активности? Она у нас и так не очень.

Заранее большое спасибо!

15.11.2009, 17:55

Мамы более старших детей из нашей лекотеки дружно говорят, что их дети «переросли» подобные страхи. Однако психиатр сказала нам, что у маленьких детей тревожность «лечится» только медикаментозно.

Одно другому никак не противоречит. Смотрите, диагнозы, которые ставят Вашему сыну не говорят собственно о болезни с началом, течением, концом. Это измененное, нарушенное, необычное развитие, но именно развитие. При этом развитии наблюдаются некоторые явления, которые с одной стороны могут быть проявлениями нормальных возрастных изменений, с другой стороны - проявлениями нарушенного развития.
Поэтому фармакологическое лечение в этом случае - это не лечение корня проблем (как, например, назначение антибиотиков при пневмонии), а лечение внешних нежелательных проявлений, симптомов.
Как и при всяком развитии что-то появляется и будет появляться новое, а что-то будет уходить. Например, тревога при расставании с родителями - это нормальное возрастное явление на первом году жизни, на третьем оно уже уходит. Желание отделиться и делать, и думать не так родители - нормальное явление подросткового возраста. У взрослых оно проходит, говорят, что взрослый человек - это тот, кто делает что-то даже если этого хочет его мама.

Подобное наблюдается и в случаях с особенным развитием детей. Так например стереотипность в деятельности, "необращенность" к другому в речи, тревожность часто с возрастом значительно уменьшаются и, если и проявляются, то по-другому, совсем не так как в детстве.

И здесь уже стоит другой вопрос - давать или не давать это симптоматическое лечение? Ответ зависит только от степени выраженности этого симптома. Если, например, из-за тревожности пугливости ребенок не может ходить на занятия, не может войти в новое помещение, а каждое занятие превращается в попытки успокоить ребенка - то да.
Если симптом не выражен, если он проявляется именно как некоторая особенность - то нужно думать.
Иными словами, если особенность сильно мешает ребенку и окружающим, то есть смысл на нее воздействовать, если нет - то нет. Судя по тому, что Вы пишите, мешает.

Действительно ли для снижения тревожности применяют именно нейролептики? Например, на сайте американской National Fragile X Foundation для снижения тревожности у детей предлагают антидепрессанты, в первую очередь Прозак.

И нейролептики тоже. Флуоксетин (прозак) в России обычно не назначают, его тоже нельзя давать маленьким детям (по инструкции).

И, самое главное, не вызовет ли тералиджен снижения познавательной активности? Она у нас и так не очень.

Теоретически - может повлиять. Сильно зависит от дозы. В детском возрасте целесообразно небыстро повышать дозу препарата.

15.11.2009, 17:59

Мы ходим в лекотеку при логопедическом д/с (это занятия с психологом, дефектологом, игротерапевтом и социальным педагогом) и отдельно занимаемся с логопедом. Кроме того, начали водить сына на канис-терапию в «Солнечный пес» (он очень интересуется животными). Но в ЦЛП вернуться планируем, т.к. только там нам доступны групповые занятия.
Я думаю, что у психиатра были основания рекомендовать Вашему ребенку именно медикаментозную терапию.
Это не тяжелая артиллерия, не пугайте себя. Это лекарственные средства.

17.11.2009, 15:03

Большое спасибо! Едва ли у психиатра могли быть такие основания. Она видела ребенка от силы пять минут, четыре из которых разговаривала со мной. Просто она сказала мне, что корректировать тревожность у маленьких детей можно только медикаментозно. Я в этом усомнилась и стала задавать вопросы здесь. Теперь с этим багажом пойду к ней за разъяснениями:)

Еще раз огромное спасибо!


Дорогие читатели, вас заинтересует данная статья, если вы хотите выяснить, отстает ли ребенок в развитии. Мы рассмотрим возможные причины и методы коррекции, а также способы выявления проблем.

Типы задержки развития

Основываясь на причинах и характере проявлений, различают четыре основных типа отставания в развитии.

  1. Психический инфантилизм. Малыш часто плачет, вспыльчивый заметно перепады настроения.
  2. Задержка соматогенного происхождения. Такое отставание характерно для деток с гиперопекой или частыми хроническими патологиями, в частности с простудными недугами.
  3. Неврогенная задержка развития. Формируется при нехватке внимания или при чрезмерном давлении, а также при перенесенных травмах. Такому малышу сложно правильно вести себя по отношению к каким-то явлениям или другим людям.
  4. Органически — церебральный. Наблюдается при отклонениях в организме малыша, затрагивающих мозг и всю нервную систему. Данный тип самый серьезный и значительно сложнее и дольше излечивается.

Причины

Ребенок начинает отставать в развитии, когда родители с ним не занимаются, не уделяют ему внимания

На самом деле, факторов, которые могли повлиять на задержку своевременного развития навыков, может быть несколько. И далеко не всегда то, что кажется отклонением от нормы, действительно таким является. Поэтому очень важно выявлять причины, способствующие задержке развития, чтоб убедится в том, есть ли повод для волнений или нет.

  1. Неправильная система обучения. Известны случаи, когда отставание возникают по причине того, что малышу никто не уделяет время, не занимается с ним. Естественно, что такое ребенок будет развиваться медленнее, чем сверстники, которым родители уделяют много времени. Если с малышом, обделенным вниманием, начать заниматься, то достаточно быстро все придет в норму.
  2. Факторы социальной среды. Возможно, по мере взросления малыша в его окружении возникали ситуации, травмирующие его психику. Не исключено, что родители его сильно берегли, не давали быть самостоятельным. Такой ребенок в 3 года совершенно не способен выполнять простые действия без помощи близких.
  3. Биологические причины. Не исключено, что малыш был рожден с патологиями развития мозга, что смогло повлиять на его интеллектуальное развитие. К таким причинам могут относиться:
  • неправильная эмбриональная закладка органов;
  • наследственные патологии;
  • прием женщиной во время вынашивания плода наркотиков или алкоголя;
  • перенесенные инфекции, затрагивающие органы нервной системы;
  • применение сильных успокоительных матерью малыша во время его вынашивания;
  • травмирование живота при падении во время беременности;
  • сильный токсикоз;
  • родовые травмы, в частности головы, гипоксия.

Как определить отставание

В норме грудничок должен уметь концентрироваться на предмете. Если этого нет — тревожный признак отставания в развитии

Для того, чтоб родители смогли понять, что ребенок в год отстает в развитии, следует обращать внимание на проявления его характера, действия, речь, эмоциональное состояние. На самом деле, вы можете начать замечать тревожные симптомы еще с первых месяцев жизни карапуза.

  1. Ребенок не способен концентрировать свое внимание после двухмесячного возраста.
  2. Отсутствует реакция на звуки.
  3. Сохраняется сосательный рефлекс у деток старше трех месяцев (ребенок сосет губку, пальчик или одежду).
  4. Малыш не способен наблюдать за перемещающимися объектами.
  5. Карапуз старше трех месяцев не улыбается .
  6. Малыш, которому исполнилось четыре месяца, не издает своеобразные звуки, отсутствует «гуление».
  7. У ребенка старше трех лет отсутствует речь, хоть в каком-то ее проявлении.
  8. У карапуза не получается учить буквы, .
  9. У дошкольника фиксируется дисграфия , дискалькулия.

Лечение

Правильное питание — важная составляющая успешной терапии

Для того, чтобы помочь ребенку специалист может назначить:

  • оздоровительные мероприятия;
  • занятия по коррекции определенных навыков;
  • медикаментозную терапию.

К общим оздоровительным мероприятиям относят:

  • здоровое питание;
  • нормированные физические нагрузки.

Таким деткам необходимо больше спать, а промежутки между сном, лечебными мероприятиями и приемом пищи должны заполняться активными занятиями.

Медикаментозная терапия, как правило, назначается наряду с логопедическими или педагогическими занятиями. Также для лечения могут привлекать и других узких специалистов, например, психиатра, окулиста, невропатолога, логопеда, дефектолога или ортопеда.

Коррекционные занятия представляют собой упражнения, которые развивают правильную координацию движений, влияют на совершенствование равновесия, улучшают ходьбу и навыки ориентации в пространстве. Упражнения, ориентированные на тренировку скорости реакции, ловкость и силу, а также выносливость.

К какому врачу обратиться

Некоторые родители начинают паниковать, когда понимают, что ребенок отстал в развитии, что делать в такой ситуации для них главный вопрос.

Важно не бездействовать, вовремя обращаться за помощью к врачу. Доктор сможет определить причину отклонения и перенаправит к узкому специалисту.

  1. К детскому психологу вы попадете, если у малыша наблюдается соматический инфантилизм. При данной патологии ребенок физически здоров, на его отставание влияет недостаток внимания при воспитании. Данный диагноз будет актуальным в возрасте старше четырех лет.
  2. Вам понадобится психиатр, если наблюдается отклонение в психической деятельности, замечено асоциальное поведение, малышу сложно социализироваться. Такой ребенок чаще всего является достаточно агрессивным, родителям не под силу с ним справиться. В таких ситуациях не обойтись без специальной медикаментозной терапии.
  3. Если у малыша диагностирована легкая форма отставания, в частности имеются проблемы с концентрацией, задержкой речи, памятью, то вам поможет дефектолог.
  4. Вы пойдете к неврологу, если причиной отставания в развитии являются проблемы неврологического характера. Как правило, патологии из этой категории диагностируются еще до наступления годовалого возраста. Таким малышам не обойтись без специальной терапии, приема медикаментов и лечебной физкультуры.

Специальный детский сад

Если у вашего малыша установлено отставание в развитии, то не стоит сразу отчаиваться. Кроме возможного курса лечения, вам посоветуют отдать малыша на обучение специальной программе, либо направят в коррекционный сад, где большинство деток сможет догнать по развитию своих сверстников, и спокойно отправится в школу. В таких дошкольных учреждениях набирают маленькие группы, к тому же тут больше воспитателей, нянечек и дефектологов, чем в обычном детском саду.
Теперь вы знаете, как может проявляться задержка в развитии и что с этим делать. Вы видите, что у ребенка уже в 2 года можно безошибочно установить такой диагноз. Помните о том, что в подобной ситуации нельзя медлить, нужно вовремя обращаться за квалифицированной помощью.

В этой статье:

Иногда диагноз «отставание в развитии» появляется совершенно внезапно при плановой диспансеризации малыша. Он может быть поставлен по разным причинам даже в возрасте до 1 года. Врач обращает внимание на наличие или отсутствие безусловных рефлексов у крохи.

Все проблемы задержки развития можно разделить на физические и психические. Если наблюдается физическая задержка, то часто сохраняется интеллект. Самыми тяжелыми считаются органические повреждения мозга и ЦНС , которые ведут к снижению интеллекта. Если известно, что ребенок отстает в развитии, то нельзя откладывать визит к специалисту. С разными проблемами работают неврологи, психологи, дефектологи и психиатры. Они помогут создать план для развития и обучения малыша. Дальше все зависит от родителей и их помощи.

Отставание в развитии

Родители должны помнить, что диагноз «отставание в развитии» не означает, что ребенок никогда ничего не сможет. Некоторые из видов отставания легкие, и малыш сможет посещать садик, школу, продолжить обучение. Просто ему нужно больше времени и внимания. Для таких детей разработаны специальные программы, существуют садики и школы коррекционного типа. Малыша вполне можно развивать и социализировать. Отставание совершенно не означает, что он не сможет жить обычной жизнью ребенка.

Для тяжелых
форм отставания физического или психического развития все гораздо сложнее. Определиться, что делать, родителям должны помочь врачи и дефектологи. Они посоветуют развивающие программы, центры для обучения. Таких детей нельзя бросать на произвол судьбы. Их учат простым правилам поведения, личной гигиене. Тут задача обучения - дать малышу как можно больше самостоятельности.

До 1 года можно легко выявить серьезные отставания, особенно в физическом развитии. До поступления в школу (5-7 лет) выявляются нарушения психического развития. Многие наблюдения родители могут провести сами. Если по «контрольным признакам» есть сомнения, сразу же обращайтесь к врачу. Некоторые из форм отставания можно исправить адекватным педагогическим подходом.

Физическое отставание

Речь идет о значительном отставании по главным антропометрическим параметрам. Например, ребенок рождается совершенно нормального роста и веса, но с течением времени эти показатели практически не меняются. Малыш кушает хорошо, но прибавки роста и веса нет . Такая ситуация может быть обусловлена двумя причинами:


Основные проявления данной проблемы:

  • отставание в росте, весе;
  • недоразвитость конечностей;
  • недостаточное количество мышечной или жировой ткани;
  • облысение.

Часто такими проблемами страдают недоношенные дети. Тогда считается, что в 1-2 года еще нельзя говорить о степени опасности отставания. Дети лишь медленнее развиваются и набирают вес . Если же после 2-летнего возраста сохраняется проблема, то ставится диагноз «отставание в развитии».

Бывают случаи,
когда физическое и психическое развитие задерживаются одновременно. Это очень серьезная ситуация. Чаще бывает так, что у ребенка сохраняется нормальный интеллектуальный уровень. Он развивается так же, как его сверстники, может посещать садик, школу, нормально общаться. Степень физического отставания тут играет решающую роль.

Таких детей нельзя оставлять без внимания, обучения. Мозг работает нормально, а значит, у ребенка присутствует познавательный интерес. Ему необходимо учиться, иначе произойдут личностные перемены. У малыша есть потенциал, значит, нужно что-то делать для его правильного психического и эмоционального развития.

Психическое отставание

Существует очень много вариантов того, как будет проявляться отставание психического развития крохи. Три основных направления :


Поведение таких детей незрелое, очень «детское»: например, ребенку 10-12 лет, но он все еще не проявляет достаточно самостоятельности, интереса. Развитие детей с психическим отставанием соответствует возрасту 1-1,5 года, словно остановилось на нем. Они страдают от серьезных нарушений функционирования мозга. Причин может быть очень много – от неправильного внутриутробного развития до пережитых в раннем детстве инфекций.

Основные причины

Рассмотрим подробнее основные причины отставания в психическом развитии у детей. Большинство из них влияет на работу нервной системы. Обычно нарушения выявляются еще до достижения ребенком 1 года. Другие будут более заметны после 3-4 лет.

Неправильный подход к обучению

К сожалению, неправильный педагогический подход встречается достаточно часто. Это касается не только воспитателей и учителей, но и родителей ребенка. Никто не занимался его обучением, не использовал развивающие методики . Бывает так, что малыш даже не умеет играть, ведь его никто не научил это делать.

Ребенок остается без внимания взрослых, с ним мало гуляют или он вообще все время находится в квартире. Тогда нет стимула для появления познавательного интереса. Психика начала нормальное развитие , но в важный период времени (до 1 года) впала в стагнацию. Развитие психики и интеллекта уже не может идти по правильному пути.

Если вовремя начать заниматься с малышом, психика снова перейдет в активную фазу. Конечно, если нет других предпосылок к отставанию в психическом развитии . Подобные проблемы выявляет психолог, анализируя поведенческие реакции малыша, его историю и среду жизни.

Социальная среда

Тут причинами отставания становятся травмирующие для психики факторы. Так, родители могут слишком сильно опекать ребенка, не давая ему проявлять свою личность, ограничивая самостоятельность. Наступает инфантилизм. В 5-6 лет малыш все еще не может самостоятельно есть, заниматься личной гигиеной.

Возможны психические реакции на агрессивное поведение. Ребенок запуган, замыкается, прекращает общение с внешним миром. Так может происходить из года в год – ребенку необходима помощь специалиста для решения проблемы.

Биологические факторы

Многие дети с психологическим отставанием уже родились с дефектами развития мозга. Они сильно повлияли на интеллект и реакции малыша. Причины могут быть разными.

  • Нервно-церебрального характера (неправильная закладка органов при формировании эмбриона)

Это сильные отклонения работы нервной системы, неправильное развитие мозга. Такой тип самый тяжелый для дальнейшей работы. Все мыслительные и поведенческие процессы проходят по иному пути.

  • Патологии во время беременности

Здесь причины как зависящие от матери, так и независящие. Например, наследственные патологии. Женщина может не знать, что является носителем патологического гена. Или же знает, но сознательно идет на риск.

Другие причины патологического развития плода во время беременности:

  • употребление матерью алкоголя и наркотиков;
  • перенесенные инфекции;
  • прием лекарств, антибиотиков, сильных успокоительных (есть огромный список лекарств, которые нельзя принимать во время беременности);
  • травмы беременной, падения;
  • сильный токсикоз.

Закладка органов в таком случае происходит неправильно. Мозг и нервная система сильнее всего страдают от химических веществ (наркотики, алкоголь, лекарства).


Сюда относятся:

  • тяжелые роды;
  • травмы головы;
  • гипоксия.

Иногда изначально здоровый ребенок может получить при родах серьезное повреждение (как психического, так и физического характера). Оно станет причиной отставания в развитии.

Как выявить отставание развития

Существует множество показателей отставания, которые могут заметить сами родители. А может
быть, воспитатель детского сада выявит проблему. Обычно самые яркие проявления начинаются после 2 лет. Что делать в такой ситуации, родителям подскажет педиатр.

Некоторые проявления будут заметны еще в возрасте нескольких месяцев. На них вам укажет педиатр или медсестра , которые будут проверять рефлексы ребенка.

Наличие сразу нескольких (от 3 признаков) говорит о серьезном нарушении психической деятельности и отставании в интеллектуальном развитии.

Как помочь ребенку

Родителям обязательно нужно обратиться к специалисту. Только он сможет составить индивидуальный план лечение для ребенка. Иногда отставание в развитии можно «смягчить» и частично нагнать школьную программу.

Сходите к специалисту

С отставаниями в развитии работают разные врачи. Все зависит от рода проблемы , наличия органических изменений. Очень опасно откладывать визит к специалисту, ведь проще всего поддаются коррекции или лечению отставания на начальной стадии.

  • Детский психолог

Соматический инфантилизм. Это задержка в развитии,
которая не носит органический характер – с точки зрения физиологии малыш здоров. Возможно, ребенка неправильно воспитывали, не уделяли достаточно внимания его воспитанию. Это делает его несамостоятельным, у него отсутствует интерес к учебе, жизни. Такие диагнозы ставятся не раньше 3-4 года жизни.

  • Психиатр

Нарушения в психической деятельности, асоциальное поведение. Малыш с большим трудом социализируется, не может находиться в обществе. Такие дети часто агрессивны, не поддаются обычным методам воспитания. Часто нуждаются в медикаментозном лечении и терапии.

  • Дефектолог

Легкие формы отставания в развитии. Например, задержка речевого развития, памяти, концентрации. Эти проблемы можно исправить полностью или частично. Также он работает с неправильными социально-поведенческими реакциями у детей .

  • Невролог

Этот специалист занимается проблемами неврологического характера. Он назначает комплексное лечение,
поддерживающую терапию
. Неврологические проблемы являются наиболее серьезными в этом списке. Нивелировать их воздействие практически нельзя. Чаще всего малыш с проблемами попадает к неврологу еще до 1 года, через несколько месяцев после рождения. Такие детишки будут нуждаться в особой терапии, лекарствах, лечебной физкультуре .

Коррекционный детский сад

Родители часто не знают, что им делать после постановки диагноза «отставание в развитии». Любой из специалистов может посоветовать дальнейшее направление действий. Если есть возможность, малыша предлагают обучать по специальной программе . Если отклонение выявлено рано, то это детский садик с дефектологическим или коррекционным уклоном.

Класс коррекции
помогает детям нагнать программу – им показывают, как учиться. Если наблюдается легкое отставание, то вполне возможно, что после 2-4 лет коррекционного садика малыш сможет пойти в школу вместе с другими детьми.

Здесь занятия проходят не так, как в обычном саду. Группы формируются маленькие, а воспитателей больше. Так, в обычном садике всего 1 воспитатель и 2 нянечки на 10-15 человек . Здесь же каждому малышу нужно уделять внимание. Штат сотрудников гораздо шире: это воспитатели, дефектологи, нянечки и медсестры.

Специальные школы для детей с проблемным развитием

Если выявлены серьезные дефекты развития, после детского сада ребенка направляют в специальные учебные заведения. Основные направления работы с детьми:

  • попытки социализации;
  • обучение уходу за собой.

Многие из детей с серьезными неврологическими и церебральными нарушениями не смогут учиться . Им даются основы знаний о мире, но больший упор делается на социализацию, ведь такие дети вполне могут играть вместе, находиться в обществе. Детишкам с серьезными психиатрическими проблемами это важно, иначе они будут относиться к людям неадекватно.

Ребят обучают правилам личной гигиены, чтобы они были способны хотя бы минимально заботиться о себе. К сожалению, они нуждаются в постоянном внимании и помощи взрослых. Обычная школа не может обеспечить им такую возможность.

Каждый ребенок развивается со своей индивидуальной скоростью, кто-то в 8 месяцев уже начинает ходить, а кто-то почти не , некоторые дети в 1,5 года уже разговаривают, а кто-то молчит вплоть до трех лет или даже дольше.

Но, тем не менее, у врачей есть ряд норм, и если ребенок не соответствует им, то может быть поставлен диагноз – задержка в развитии.

Родители таких детей должны понимать, что наличие диагноза – это вовсе не приговор.

Отставания могут быть слабыми и никак не влиять на интеллект ребенка. Эти дети точно так же смогут пойти в школу и в детский сад, просто с ними нужно больше работать и помочь им в преодолении трудностей.

Ребенок развивается согласно норме, если:

  • уровень развития соответствует уровню большинства его ровесников;
  • его поведение подходит требованиям общества: ребенок не асоциален, не агрессивен;
  • он развивается соответственно индивидуальным наклонностям.

Говоря о нормах развития ребенка, нужно понимать, что они бывают разных видов.

Среднестатистическая норма – средний показатель, полученный в результате наблюдения за здоровыми детьми, среднеарифметическим путем. То есть количество детей с одинаковыми показателями делят на общее количество обследованных детей. Эта норма является лишь ориентиром, достижения ребенка могут сильно варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Например, дети начинают ходить в год.

Чтобы определить динамическую норму развития, используются те же данные, но получают не конкретное значение, а диапазон, в пределах которого развитие ребенка соответствует норме. Например, дети начинают ходить в возрасте 9-15 месяцев.

Должная норма – это идеальная норма развития ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей, наследственности, среднестатистической и динамической норм. Высчитать должную норму может только врач, руководствуясь комплексными обследованиями.

Отклонения в развитии ребенка

  1. Физические. К этой группе относятся дети, имеющие нарушения слуха, и опорно-двигательной системы, затруднения в движении и выполнении различных действий.
  2. Психические. В эту группу относят детей с нарушениями речи, психического и умственного развития.
  3. Педагогические. Наверное, самая малораспространенная группа детей, которые по какой-то причине не получили среднее образование.
  4. Социальные. Эту группу составляют дети, которые в процессе воспитания не получили должную социальную функцию, которая влияет на поведение ребенка в обществе. Сложность таких отклонений заключается в том, что очень тяжело отличить социальное отклонение ( , страхи, слабоволие) от проявлений характера.

Стоит отметить, что отклонения от нормы не всегда несут в себе отрицательное значение. Так, одаренные дети составляют отдельную группу детей с отклонениями.

Причины отставания в развитии

Отставания в психическом и физическом развитии могут иметь несколько причин:

  • Во-первых , это неправильный педагогический подход. Здесь отклонения от нормы зависят не от работы мозга и физических особенностей, а заключаются в или неправильном поведении родителей/педагогов в этом процессе. Эта проблема легко устраняется при регулярных занятиях с педагогом, который сможет подобрать правильный подход к ребенку. Со стороны родителей требуется уделять своему ребенку больше внимания, мотивировать его к учебной деятельности, восхвалять любые достижения ребенка, поощрять его к умственной деятельности.
  • Во-вторых , к отставанию ребенка в развитии могут привести и биологические факторы. К ним можно отнести нарушения в работе организма, употребление алкоголя, курение, инфекционные заболевания матери во время беременности, родовые травмы, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, наследственность, проблемы в работе эндокринной системы, гормональный сбой.
  • В-третьих , не стоит забывать и о социальных факторах. Тотальный контроль со стороны родителей, недостаток внимания, нехватка общения, агрессивные взаимоотношения и насилие в семье, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте, могут повлечь за собой серьезные отклонения в развитии ребенка.

К каким специалистам обращаться?

В первую очередь при подозрении задержки в развитии вашего ребенка, необходимо пройти комплексное обследование.

Есть ряд врачей, которых обязательно нужно посетить:

  1. Неонатолог – врач, который занимается контролем .
  2. Невролог поможет выявить и вылечить патологии со стороны центральной нервной системы, проверит рефлекторные особенности ребенка.
  3. Эндокринолог проверит общее состояние ребенка, гормональный фон и работу щитовидной железы.
  4. Психолог скорректирует нежелательное поведение ребенка, выявит его причины, поможет повысить уровень обучаемости.
  5. Дефектолог занимается с малышами старше двух лет, помогает развить внимание, память, мышление и мелкую моторику.
  6. Логопед работает с детьми с 4-х лет. Не только отрабатывает труднопроизносимые звуки, но и проводит логопедический массаж речевой мускулатуры для улучшения дикции, учит правильно составлять предложения.

Что делать?

Чтобы сделать выводы по существующим симптомам и определить уровень развития ребенка, на базе всех детских медицинских учреждений создаются психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узконаправленные доктора в области детского развития, которые обследуют ребенка, разъяснят ситуацию родителям и совместно составят план коррекции.

Если вашему ребенку все же поставили диагноз задержка развития, не нужно отчаиваться и паниковать. Лечение нужно начинать как можно раньше и действовать комплексно, то есть использовать в лечении широкий спектр специалистов, вместе с постоянной работой родителей.

Распространенные методы лечения задержки развития:

  • Микротоковая рефлексотерапия – воздействие минимальными электрическими импульсами на биологически активные точки. Эти импульсы восстанавливают работу центральной нервной системы там, где она была нарушена. Такая терапия разрешена к применению детям с 6 месяцев.
  • Занятия с дефектологом и логопедом. Их работа направлена на развитие памяти, мелкой моторики, мышления, правильной артикуляции и на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи.
  • Лекарственная терапия. Медикаменты при задержке развития может назначать только врач-невропатолог или невролог. Он выявляет с помощью обследований (МРТ, КТ или ЭЭГ) патологии в работе ЦНС и подбирает индивидуальный план лечения. Никакого самостоятельного лечения!

Применяются и дополнительные способы коррекции отставания в развитии:

  1. Работа с детским психологом. Крайне необходима, когда задержка связана с социальными факторами, психологическими травмами.
  2. Альтернативные подходы к лечению, такие как иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и музыкотерапия, развитие моторики – крупной и мелкой, различные развивающие упражнения.
  3. Остеопатия. Это метод альтернативной терапии, но, тем не менее, показывающий хорошие результаты. Остеопат мануально воздействует на биологически активные точки ребенка, регулирует работу нервной системы.

При своевременном лечении и квалифицированной помощи можно добиться хороших результатов и значительного прогресса в развитии, главное – обратиться за помощью к специалистам при первых проявлениях симптомов.

Видео на тему

«Ваш ребенок неадекватный. Он явно отстает в развитии. Если вы хотите, чтобы он хоть что-то освоил, нанимайте репетиторов. Иначе школу закончит со справкой», – таким заявлением огорошила меня учительница, вызвав в школу.

Сегодня мой сын пришел из школы очень гордый – в дневнике красуется пятерка. Более того, он пришел не один – к нему в гости заглянул школьный товарищ. Мальчишки весело играли и дурачились, разговаривая на своем, не совсем понятном мне языке. Обсуждались какие-то «бакуганы», их сила, еще что-то…

Глядя на мальчишек, я почувствовала, как одинокая слеза скатилась по моей щеке…

Год назад…

«Ваш ребенок неадекватный. Он явно отстает в развитии. Если вы хотите, чтобы он хоть что-то освоил, нанимайте репетиторов. Иначе школу закончит со справкой» , –таким заявлением огорошила меня учительница, вызвав в школу. Я была повергнута в шок, это ведь не заявление о том, почему ребенок отстает в росте.

На тот момент мальчик успел проучиться в первом классе две недели.

«Ваш сын не слушает меня на уроках, может встать в любой момент и тупо пялиться в окно вместо того, чтобы заниматься. Он абсолютно не умеет общаться с ровесниками, шарахается от детей, на переменах сидит в сторонке, не играет ни с кем. А вчера он чуть не сорвал линейку: во время исполнения гимна заткнул уши и начал орать диким голосом. Я ничего не могла с ним сделать. И проверьте ему слух – он постоянно переспрашивает меня…»

Сказать, что я расстроилась, это ничего не сказать. Мир затянуло черной пеленой холодного липкого ужаса. Получается, мой ребенок – ненормальный?..

Почему? Ведь в пять лет он самостоятельно научился читать. А в шесть лет уже лучше меня разбирался в компьютере. А теперь – отстает в развитии?

Как мама, имеющая медицинское образование, я надеялась, что медицина даст ответы на возникшие у меня вопросы. Пытаясь выяснить, почему ребенок не может адаптироваться в школе, почему он отказывается работать на уроках, я повела его к невропатологам, психологам и прочим специалистам.

Пройдя все возможные обследования, я получила на руки заключение врачей, в котором значилось, что у ребенка физиологических отклонений нет, но наблюдаются «поведенческие расстройства». Слух в норме. Врач даже пошутила, что мой сын слишком хорошо слышит. Я не придала этому значения.

Тогда же я впервые услышала термин «расстройства аутического спектра».

Естественно, я задалась вопросом, почему эти расстройства возникли, и что с ними делать. На первую половину вопроса я так и не получила вразумительного ответа. Невропатолог сказала, что у ребенка, возможно, повышено внутричерепное давление, так как объем его головы превышает норму, положенную в его возрасте. Однако обследование патологии не выявило.

Психолог заметила, что такие поведенческие отклонения могут быть следствием родовой травмы, но не всегда проявляются сразу. А еще она попросила меня нарисовать портрет сына. Рассматривая рисунок (а я изобразила сына в костюме и шляпе), она мягко заметила, что я хочу, чтобы мой ребенок поскорее стал взрослым, и оказываю на него излишнее давление.

Что касается вопроса, что делать, то я получила внушительный список препаратов для улучшения кровоснабжения головного мозга, которые нужно было употреблять в виде таблеток и уколов. Помимо этого был назначен массаж воротниковой зоны и несколько физпроцедур.

С массажем возникла проблема: ребенок при малейшем прикосновении так сжимался, что вся эффективность процедуры сводилась на нет.

Психолог предложила пройти курс занятий «для коррекции поведения».

Я добросовестно выполняла все назначения, параллельно дополнительно занимаясь с сыном – нужно было наверстать то, что он не освоил в школе. К моему большому изумлению, программу, рассчитанную на месяц занятий в школе, дома мы освоили за неделю. Без особых усилий…

Однако проблемы не исчезли. Учительница по-прежнему жаловалась на то, что мальчик отказывается выполнять задания, не слушается на уроках, не может наладить контакт с одноклассниками. Я поняла, что мне надо искать другое решение, как заниматься с отстающим в развитии ребенком.

Однажды, придя за сыном в школу, я увидела, что парту, за которой он сидел в одиночестве, отодвинули от остальных детей, «потому что мешает заниматься». Мой сын становился изгоем…

Звуковой вектор и аутические проявления

Ответы на вопросы, роящиеся в моей голове, я нашла там, где совсем не ожидала. Случайно попав на тренинг по системно-векторной психологии, я узнала, как помочь своему ребенку.

На тренинге, темой которого был звуковой вектор, меня озарило: описывается мой ребенок!

«Около 5% детей рождается со . Их эрогенная зона – сверхчувствительное ухо. Видовая роль – ночной охранник стаи…

Звуковой вектор в детстве может проявляться по-разному.

Маленького звуковика отличает от его сверстников взгляд – не по возрасту серьезный, внимательный. Ты к нему уси-пуси, а малыш, восседая на руках у мамы, отвечает внимательным взглядом, смущающим взрослой серьезностью…

Подрастая, эти молчаливые дети чаще предпочитают тишину своей комнаты, чем шумную компанию сверстников. Они быстро утомляются от активных игр, зато спокойно играют в одиночестве. Такие дети любят прятаться в шкафах – им нравится сидеть в тишине и полумраке…

Нередко звуковики поздно начинают говорить, хотя возможна и другая картина – говорить начинают рано и сразу связными фразами…

У детей со звуковым вектором часто наблюдается так называемое нарушение сна – они путают день с ночью. Однако взглянув в корень проблемы, можно понять, что это отнюдь не нарушение – эти дети природой запрограммированы на ночное бодрствование. Это позволяет им выполнять свою видовую роль.

Следует учитывать, что такой ребенок может спокойно спать под громкую музыку, но в тоже время мгновенно проснется, стоит кошке в соседней комнате зашуршать бумажкой. Подобная реакция легко объяснима: музыка не несет в себе опасности, а вот малопонятный шорох в темноте мгновенно пробуждает в глубинах подсознания ребенка инстинкты ночного охранника стаи…

Дети со звуковым вектором часто задают почти философские вопросы: «Мама, а откуда это все? А зачем есть я? А что такое звезды? Мама, а что такое жизнь?» Их с раннего детства интересует смысл жизни…»

Слушая лекцию, я пыталась избавиться от навязчивой мысли, что ведущий ясновидящий. Иначе как он может так точно описать ребенка, которого никогда в жизни не видел?

Проблема со сном у нас наблюдалась практически с рождения, одному Богу известно, сколько километров я намотала, выхаживая ночами по комнате с малышом на руках. В кроватке ему лежать было неинтересно, а вот окружающую обстановку мы изучали с любопытством. Зато с утра встать для нас до сих пор целая проблема.

В какой-то период настигла новая проблема – вечером у нас был «кричательный час». В течение часа ребенок заходился криком, несмотря на все мои попытки успокоить его. Я обратилась к специалистам – однако никаких отклонений не нашли. Решение проблемы нашлось случайно: стоило выключить свет и создать полную тишину, как малыш затихал и успокаивался.

Когда сын подрос, я заметила еще одну странность: он крайне скупо выражал свои эмоции. Там, где я бы уже билась в истерике или хохотала, он в лучшем случае мог поморщиться либо улыбнуться.

Однажды, идя домой из садика, мы с ним поругались, и я заявила, что «раз он меня не слушается, значит, он мне больше не сын, и я его брошу». Я ожидала слез, извинений… Но за спиной повисла гнетущая тишина. Пройдя десяток шагов, я обернулась – мальчик стоял на месте и просто смотрел мне вслед. Сердце больно кольнуло – ну что ж такое? Он даже слезинки не проронил...

Если бы я знала, чем такое «воспитание» обернется для моего маленького звуковичка…

Читать мой ребенок научился лет в пять, причем обнаружилось это случайно. Я заметила, что он с легкостью ориентируется в компьютерных играх, требующих чтения правил. При этом читает он исключительно энциклопедии. Другие книжки ему просто не интересны. Уморил воспитательницу в детском саду заявлением, что кирпич можно сделать живым, если добавить к его составу атомы углерода. С точки зрения физики он абсолютно прав.

А в школе отстает в развитии…

На тренинге я поняла, в чем причина школьных проблем моего сына. Ухо – особо чувствительная (эрогенная) зона звукового ребенка. Тихие гармоничные звуки доставляют звуковикам удовольствие. Однако истинное наслаждение они способны испытать, только вслушиваясь в абсолютную тишину.

Дети со звуковым вектором от природы, в потенциале, наделены самым большим интеллектом. Сосредотачиваясь в тишине в поисках тревожных звуков на «звуках» своего внутреннего мира, маленькие звуковики развивают ум, чтобы в будущем в их головах зарождались гениальные идеи.

Школа – для такого ребенка. Шум, крики, громкая музыка – все это вынудило его сузить слуховое восприятие. Это, в свою очередь, привело к тому, что он не смог усваивать информацию. Чем больше учитель пытался добиться от него реакции, тем глубже мальчик погружался в свою «ракушку».

Чтобы понять, что испытывает ребенок со звуковым вектором, на которого ежедневно обрушивается какофония, свойственная школе, попробуйте на минутку представить, что у вас , нуждающаяся в одежде из тончайшего шелка. Но вместо шелка вам предлагают облачиться в колючую дерюгу, раздирающую кожу до крови. Малоприятные ощущения – дерюгу хочется немедленно сбросить.

Какофония, крики, скандалы – все это погружает звуковика в такой же сверхстресс, какой испытывает человек с нежной кожей, облаченный в колючее рубище.

Однако звуковик не в силах избавиться от «рубища» - его сверхчуткий слух всегда на страже. Громкие крики, скандалы в семье, звуки ремонта, доносящиеся с соседней стройки – постоянный шум раскаленным гвоздем вгрызается в чувствительное ухо звуковика.

Ребенок, пытаясь защититься от звуков, травмирующих его психику, неосознанно уменьшает восприимчивость к внешним раздражителям, постепенно уходя в себя и теряя способность контактировать с внешним миром. Если маленький звуковик постоянно находится в такой обстановке, начинается самое страшное: организм включает систему самозащиты и нейронные связи головного мозга постепенно отмирают. В результате психологи получают возможность в очередной раз зафиксировать диагноз «аутизм».

Но громкие звуки и крики – это лишь одна из причин, способных привести к развитию подобных отклонений у звукового ребенка. Не стоит забывать о том, что его сенсор чутко улавливает не только сам звук, но и его интонацию.

Некоторые слова, даже произнесенные шепотом, губительно сказываются на психике ребенка.

Дети со звуковым вектором отличаются некоторой отрешенностью от мира. Они задумчивы, порой кажутся медлительными и даже заторможенными. Мать, не понимая причины подобного поведения, раздражается, начинает понукать ребенка. В таком состоянии и могут прозвучать страшные для психики звуковика слова: «Тормоз! Идиот! Зачем я тебя родила…»

И ребенок, пытаясь спрятаться от них, начинает все реже и реже выходить «наружу», прячась по ту сторону барабанной перепонкивнешний мир для него становиться все более иллюзорным. Не зря говорят, что страшнее материнского проклятия нет ничего. Именно мамы, из самых лучших побуждений подчас губят собственных детей.

Не осознано, нет. По незнанию

Тем страшнее цифры – за последнее десятилетие количество аутистов увеличилось в 4 раза…

Слушая Юрия Бурлана, я внутренне похолодела: когда в школе начались проблемы, я заняла очень жесткую позицию и постоянно прессовала ребенка. Порой срывалась и на крик…

Мамина нетерпеливость, смена домашней обстановки на шумный гвалт школы, активность одноклассников, безапелляционность учительницы, громогласная музыка на линейках – все это заставляло моего сына прятаться глубоко в себе.

А я вместо того, чтобы создать ребенку тихую спокойную обстановку, в которой он бы мог прекрасно развиваться, зависла над ним, как вертолет, и нетерпеливо понукала: «Ну что ты замер? Это простая задача – решай быстрее! Как ты пишешь? Ты что, не можешь провести ровную палочку? Переписывай!»

Сегодня…

Я смогла избавить своего ребенка от ярлыка «отстающий в развитии».

Понимание того, что многие проявления характера моего сына являются не симптомами заболевания и не патологией, как утверждает современная психология, а специфическими свойствами, которые присущи только ему и отсутствуют у детей с другим набором векторов, помогло мне решить многие проблемы.

Я твердо убедилась в одном, не важно, каким вы задаетесь вопросом, почему ребенок отстает в росте или отчего возникают проблемы адаптации, знание о человеческой природе способно пролить свет на любую проблему.

Юрий Бурлан предъявляет к своим слушателям одно жесткое требование: «Не верьте! Не верьте ни единому слову, сказанному на тренинге. Все перепроверяйте в жизни!»

Я перепроверила

Я стала разговаривать с ребенком благожелательным шепотом – и он слышит меня! А ведь не так давно я не могла докричаться до него, и мир затягивало черной пеленой от осознания собственного бессилия. Я включаю тихую музыку на ночь – и сын спокойно спит, не вскакивая среди ночи.

Мы выполняем домашние задания в тишине на фоне едва слышной классической музыки – и учительница с изумлением констатирует, что мой ребенок уверенно догоняет лучших учеников класса, а порой и превосходит их.

Я объяснила домочадцам, что испытывает наш маленький звуковичок при громких звуках и как реагирует на размолвки родителей – и теперь у нас четко соблюдается экология звука, а все выяснения отношений переносятся на то время, когда сын отсутствует дома.

У этого правила оказался весьма забавный побочный эффект: выяснилось, что спорные вопросы вполне можно решать, совершенно не повышая голоса. Постепенно размолвки практически сошли на нет.

Я поговорила с учительницей, объяснила ей, что у ребенка сверхчуткий слух, и громкие звуки его травмируют. Кроме того, я донесла до неё мысль, что его заторможенность объясняется очень просто – ему требуется время на то, чтобы выйти в нашу реальность из своего внутреннего мира. Теперь сын сидит на первой парте и дружит с девочкой Лизой, а учительница относится к нему совсем по-другому. Ни о каких репетиторах речи больше не заходит.

Сегодня мой сын пришел из школы очень гордый – в дневнике красуется пятерка. Более того, он пришел не один – к нему в гости пришел школьный товарищ. Мальчишки весело играли и дурачились, разговаривая на своем, не совсем понятном мне языке. Обсуждались какие-то «бакуганы», их сила, еще что-то…

Глядя на них, я почувствовала, как от счастья перехватывает дыхание.

Счастье моего ребенка – это и есть мой результат от тренинга. И я думаю, что для каждой матери это самое большое, что может произойти в жизни... И я не одна. Более 600 родителей деляться своими уникальными . Поэтому приглашаю вас на бесплатные онлайн лекции Юрия Бурлана – осознанный подход неизмеримо лучше, чем воспитание вслепую. Зарегистрироваться можно

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »
Похожие публикации