Что происходит в церквях сегодня. В очередной раз: что происходит в РПЦ и как мы дошли до жизни такой. Что будет с Киево-Печерской и Почаевской Лаврой

Много аналитиков, которые сейчас пытаются дать анализ тому, что происходит на Украине с церквями, с трудом представляют структуру иерархии украинских церквей и дают абсолютно дилетантские анализы.

Поскольку я часть своей жизни жила на Украине (до Воссоединения Крыма с Россией) и была вынуждена изучать такой мерзкий предмет, как история Украины, я про украинские церкви знаю намного больше и могу дать намного более адекватную характеристику нынешних церковных процессов.

Для начала всем нужно понимать, что с давних времен церковь на Украине не одна, а четыре:

1. Украинская православная церковь московского патриархата. Подчиняется патриарху Кириллу. Приблизительно 50% от всех верующих. Распространена в большей степени на центральной и восточной Украине. Каноническая православная церковь.

2. Украинская православная церковь киевского патриархата. Неканоническая православная церковь (то бишь не признанная другими православными церквями). Подчиняется неканоническому патриарху Филарету, на которого была возведена анафема, но на днях эту анафему сняли. Меньше 20% от всех верующих.

3. Украинская греко-католическая церковь. Это наполовину православная, наполовину католическая церковь. Образовалась в 1596 году в результате Брестской унии, которой пытались объединить православную и католическую церковь. Подчиняется Папе Римскому. Распространена в основном только на западной Украине. Приблизительно 30% от всех верующих.

4. Украинская католическая церковь (или римо-католическая церквоь). Это чисто католическая церковь. Подчиняется Папе Римскому. Примерно 3% от всех верующих, прихожане в основном - этнические поляки, венгры и т.д.

Остальные церкви типа мормонов или свидетелей Иеговы уже упоминать не буду, их влияние несущественно.

И сейчас происходит вот что:

Вселенский патриарх Варфоломей, который сидит в Константинополе, хочет сделать церковь №2 канонической на Украине. А церковь №1 потеряет свое влияние и даже будет вынуждена отдать свои храмы церкви №2.

И у РПЦ сейчас два выбора:

Либо смириться с этим и потерять прихожан на Украине, отдав все храмы;
- либо не смириться с этим и продолжать бороться за прихожан на Украине, но при этом есть большой риск, что патриарх Варфоломей объявит нас раскольниками, раз мы его не слушаемся.

Выбор тяжелый морально.

Еще всех наверняка интересует вопрос, будут ли прихожане УПЦ московского патриархата бороться за свои церкви, если Россия не захочет смириться с предоставлением УПЦ киевского патриархата автокефалии? Боюсь, что не будут, так как им по украинскому телевизору скажут, что там решил патриарх Варфоломей, теперь киевский патриархат каноничен и всё пучком.

Церкви на Украине больше посещают жители сельской местности, которые разговаривают на суржике, поэтому они даже обрадуются, если их сельская церковь, которая была Московского патриархата, перейдет с русского и церковнославянского языка на мову. А горожане за русскоязычную церковь бороться не будут, потому что каждое воскресенье в церковь не ходят, у них есть и другие дела по воскресеньям: боулинг, караоке и кино. Русскоязычные горожане появляются в церкви только на венчаниях, отпеваниях и крестинах, а бороться за русскоязычность на таких редких мероприятиях никто не будет: нет смысла.

Поэтому в любом случае расклад не очень хороший. Но пока еще автокефалию Украине не предоставили, еще есть время для маневров.

https://www.сайт/2018-09-09/rpc_vstupila_v_otkrytyy_konflikt_s_konstantinopolskim_patriarhatom_chto_proishodit

«Патриархат открыто вступил на тропу войны»

РПЦ вступила в открытый конфликт с Константинопольским Патриархатом. Что происходит?

Русский патриарх Кирилл и константинопольский патриарх Варфоломей

Русская православная церковь вступила в открытый публичный конфликт с Константинопольским Патриархатом, который считается «первой среди равных» среди всех автокефальных (независимых) православных церквей. 8 сентября Священный Синод Русской православной церкви сделал официальное заявление, в котором выразил «решительный протест и глубокое возмущение» решением Константинопольской Церкви назначить двух своих экзархов (спецпредставителей) в Киев. Корни конфликта — в политических событиях на Украине.

Священный синод РПЦ обвинил Константинополь в превышении полномочий

Константинопольский Патриархат сообщил о назначении архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) экзархами Константинополя на Украине. Обозначено, что они будут заниматься подготовкой автокефального статуса Украинской православной церкви. Это грозит вывести украинских православных из-под влияния Москвы.

«Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви, — говорится в заявлении Синода. — Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского Патриархата и лично Патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православной Церкви в Украине».

Священник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

РПЦ раскритиковала решение Константинопольского Патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии (административной независимости) православным верующим Украины. Это решение, считает Священный Синод РПЦ, «принято вопреки воле епископата Украинской Православной Церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса».

«В оправдание своего вмешательства в дела иной Поместной Церкви Константинопольский Патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал», — сказано в заявлении Синода РПЦ.

Позиция Константинополя и спор о событиях XIV-XVI веков

Эскалация конфликта началась после встречи 31 августа патриарха Московского и всея Руси Кирилла и патриарха Константинопольского Варфоломея. Кирилл пытался убедить Варфоломея не давать автокефалию Украинской православной церкви, однако убедить константинопольского коллегу «москвичу» не удалось.

На следующий день, 1 сентября, константинопольский патриарх Варфоломей обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери» (то есть Константинополя).

Церковь развеяла слухи о попытке отравить патриарха Варфоломея на встрече с главой РПЦ

Кроме того, заявлено, что когда в 1686 году Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата, это произошло якобы на временной основе, и Константинополь никогда не переставал считать Украину своей канонической территорией.

Таким образом, поставлены под сомнение исторические корни отношения украинской церкви к Москве.

«Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы „патриарха“ Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела», — заявил константинопольский Патриарх Варфоломей.

В чем суть спора?

Суть спора в том, под чьим влиянием будет находиться православная церковь на Украине. Сейчас на Украине действует крупнейшая Украинская православная церковь Московского патриархата — самоуправляемая Церковь, обладающая широкой автономией, но все же находящаяся под крылом Москвы. В УПЦ (МП) находятся 11 358 приходов и 191 монастырь. Ее возглавляет митрополит Онуфрий (Березовский). Со всеми оговорками можно сказать, что Онуфрий в целом действует в соответствии с интересами РПЦ и Москвы. Для Москвы православие — важный инструмент влияния на ситуацию на Украине.

Kremlin.ru

Существует также канонически не признанная Украинская православная церковь Киевского патриархата, отдельная от Москвы, в которой находится 2781 приход и 22 монастыря. УПЦ (КП) политически ближе к властям Украины. Существует и самопровозглашенная Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Все три церкви спорят за влияние на верующих и первенство на Украине.

В России Константинопольского Патриарха и раньше обвиняли в работе «на отрыв Украины от России», а теперь его позиция вошла в резкое противоречие с интересами Москвы и РПЦ. Назначив экзархов, Константинополь подтвердил намерение предоставить украинским верующим статус автокефалии, то есть сделать украинскую церковь полностью независимой от Москвы. Это лишит Россию и РПЦ важного рычага влияния на Украину.

Кроме того, риторика Константинопольского Патриарха может поставить вопрос о том, что на самом деле это РПЦ должна подчиняться Киеву. Это созвучно с позицией Украинских властей. В частности, президент Украины Петр Порошенко заявлял: «Москва претендует на „материнство“, но в действительности „является дочерней по отношению к церкви в Киеве“».

Что будет дальше?

В РПЦ заявили, что данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового православия. Там сообщили, что готовят ответные шаги, однако пока не сообщили, какие именно.

«Константинопольский Патриархат, таким образом, теперь уже открыто встал на тропу войны. И это война не только против Русской Церкви, не только против украинского православного народа. Это война, по сути дела, против единства всего мирового православия», — заявил председатель отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Илларион.

Теоретически ситуация может разорвать или свести к минимуму отношения РПЦ с Константинополем, который имеет статус «первого среди равных». Однако в РПЦ и ранее не раз подчеркивали, что первенство не означает главенства: Константинопольский патриарх не может считаться главой Вселенской Церкви, хотя и наделен правом созывать Всеправославный Собор.

Священник Игорь Палкин / Пресс-служба патриарха Московского и всея Руси

Как сказал митрополит, чья позиция опубликована на официальном сайте Московской Патриархии, если автокефалия будет дарована Украинской церкви, «мы будем вынуждены разорвать общение с Константинополем, и тогда уже Константинополь не будет иметь никаких прав на то, чтобы претендовать на лидерство в православном мире». «Сейчас Константинопольский Патриархат позиционирует себя как своего рода лидер 300-миллионного православного населения планеты, Патриарх Константинопольский воспринимается как чуть ли не православный папа. Но по крайней мере половина от этого 300-миллионного населения больше не будет его признавать даже первым в семье Православных Церквей», — заявил Илларион.

У РПЦ в этом споре есть сильные козыри: русская Церковь является крупнейшей из всех православных церквей в мире. Если она формально перестанет признавать легитимность Константинопольского Патриархата, это ослабит и последний.

Не так давно в сети появилась фотография с всенощного бдения накануне большого двунадесятого праздника. На фотографии пустой храм. И вот замечательные батюшки обсуждают между собой, отчего так. Ведь и в советские времена, и в 90-е, и даже в нулевые, не было такого.

Я думал об этом. Я пытался упорядочить свои наблюдения и размышления, привести их в стройную систему, но пока этого не получилось, я решил их просто записать по пунктам.
Итак: Что происходит в Церкви:

1. Многие люди в 90-е и нулевые пришли в Церковь не за тем. Думали, что пришли за Христом, а сами искали идеальное человеческое сообщество. Общество, люди, сбежав из социалистического колхоза, атомизировались, индивидуализировались. Кто-то, страдая от этого, пришел в Церковь за общностью и общинностью, за своими воспоминаниями о детстве в пионерских лагерях, за песнями у костра, за старым добрым мифологизированным уютом коммунальных квартир. За своим желанием быть с кем-то рука об руку и плечом к плечу. За единомыслием. Единомыслия не нашли, общинности тоже не нашли, здесь, у нас, тоже каждый сам за себя.

2. Понятие добра и зла размылось в 90-е , а в Церкви это понятие осталось неизменным, хотя бы на словах. Люди читали книжки про монахов, про святых и пришли искать того же в Церкви. Искали добрых, хороших, необыкновенных людей. Многие оказались обмануты. Не нашли таких людей, как в книжках. Увидели, что в обычной жизни Церкви добро и зло так же перемешаны, как в миру.

3. Многие в 90-е устали от отсутствия указаний, как жить. Поэтому в большом количестве в Церковь, которая вдруг провозгласила послушание главнейшей добродетелью, пришли инфантильные безответственные люди, пытавшиеся и пытающиеся переложить ответственность на духоносных старцев и прозорливых духовников. Многих постигло разочарование.

4. Многие пришли, купившись на многолетнюю проповедь о Церкви как средстве решить все свои земные проблемы. Не справились земными средствами – поможет Бог. Пришли за здоровьем, крепкими семьями, верными мужьями и женами, послушными богобоязненными детьми, за помощью при нахождении работы, за чудесами – не сработало.

5. Многие пришли за идеологией. Не найдя идеологической опоры вокруг себя, решили, что Церковь – это про сильную, могучую, славную Россию, про государство, преемственность и скрепы. Но получив в последние годы путинское государство в виде мощнейшего источника таких идей, да еще и претворяющего эти идеи в жизнь, перестали нуждаться в Церкви.

6. Церковное руководство, избравшее для Церкви роль идеологического обслуживания власти и безусловной поддержки всех действий этой власти, оттолкнуло от себя интеллигенцию, которая в большой массе своей оказалась этой власти оппозиционна, и которая, собственно, и наполняла храмы в больших городах.

7. Несколько имиджево губительных компаний руководства Церкви, таких как отказ от милосердного ходатайствования за посаженных в тюрьму членов группы Пусси Райт, поощрение радикальных группировок, вмешивавшихся в ход авангардных выставок и спектаклей, вмешательство местных архиереев в культурную жизнь их епархий, а также неумная компания по захвату Исаакиевского собора, специально направленная именно на Петербургскую интеллигенцию, оттолкнули и даже во многом вытолкнули интеллигенцию из Церкви. А просто нецерковную прежде творческую интеллигенцию сделало антицерковной. Причем и по сию пору из церковной среды продолжают генерироваться антиинтеллигентские конфликты, в которых представители Церкви терпят публичное поражение, так как интеллектуальный уровень их оппонентов всякий раз оказывается значительно выше.

8. Руководство и спикеры Церкви ни разу за последнее десятилетие не выступили в роли ходатаев перед властью за третируемых этой властью публичных персонажей, вообще роль ходатая перед властью о находящихся в узилищах руководство Церкви не считает нужным на себя возлагать. Что приводит к новым и новым обличениям его со стороны интеллигенции. Мало того, Церковь выпросила себе у государства специальные уголовные статьи для защиты себя от внешних врагов. И теперь эта система преследования действует автоматически и уже независимо от Церкви. Каждое уголовное дело «за оскорбление чувств верующих» собирает на наши церковные головы новые и новые угли. И в этих уголовных делах Церковь тоже отказывается выступать в роли ходатая перед властью.

9. Вообще оказалось, что нецерковная интеллектуальная часть общества подробно и вдумчиво читала Евангелие. В отличие от многих церковных людей. И все претензии, которые интеллигенция предъявляет Церкви, она предъявляет с точки зрения понимания ими именно Евангелия. Церковь в ответ не готова использовать этот факт для вовлечения интеллигенции в дискуссию именно вокруг Слова Божия, потому что позиция Церкви в этих вопросах вдруг оказывается слабой и анти-евангельской.

10. Церковь отказалась реагировать на голубые скандалы. В России все просто: раз молчат, значит виноваты. Например, на обличения «предателей в рясах» общество отреагировало однозначно – такие обличения в наше свободное время свидетельствуют о внутренней несвободе и тоталитарности Церкви. Напротив, публичное громкое наведение порядка в сфере проповедуемой Церковью половой чистоты стало бы свидетельством, что наши слова не расходятся с делами. Но этого не происходит.

11. Церковь категорически отказалась реагировать на сформировавшийся в обществе запрос на нестяжательную нищую Церковь. От Патриарха до священника. Как-то в русской глубинке один сельский батюшка, узнав о том, что я православный публицист, накинулся на меня:
– Почему вы, журналисты, все время пишете, что мы, священники, не должны стяжать? Мы, между прочим, обета нестяжания не давали.
Отрицательный эффект умножается тем, что государство всерьез взялось за прозрачность доходов не только бизнеса, но и граждан. А Церковь в своей финансовой деятельности, которая целиком строится на пожертвованиях, отказывается быть прозрачной даже перед теми самыми жертвователями.


Фотограф монах Онуфрий (Поречный), сайт Соловецкого монастыря

12. Завершение реставрации большинства храмов и монастырей , а также рост благосостояния городского священства совпал с падением доходов граждан страны после 2014 года и по сегодняшний день. Жертвователи, от крупных и до простых прихожан, видят, что Церковь – не самая нуждающаяся в пожертвованиях часть общества. Пожертвования сокращаются.

13. Смена поколений среди захожан. Захожан становится меньше. В активную экономическую фазу вошли люди, родившиеся после СССР. Они люди практичные, не связаны преемством, традициями, очень хорошо ориентирующиеся в источниках информации. Не пережившие разочарований 80-90 годов, уверенно стоящие на ногах. Церковь как костыль в обычной жизни, которая предлагает им религиозный минимум «свечечка-водичка-водичка-вербочка», им оказывается не нужна.

14. Смена поколений среди прихожан. Люди, не приученные к насилию над ними, к слову «надо», считающие, что все могут и должны выбирать сами. Практичные. Не тратящие времени понапрасну. В тех делах, к которым приходится себя понуждать, ограничиваются минимумом. Для чего всенощное? Достаточно литургии. Для чего на литургию каждую неделю? Достаточно раз в месяц. А в принципе, хватит и на Рождество и на Пасху.

15. Негибкость календаря и устава. Когда зимой все празднуют и путешествуют, Церковь настаивает на посте. Когда летом все едят мороженое, православным детям наливают рыбный суп. Больше 200 постных дней в году требуют от обычного человека быть бОльшую часть времени показательно инаковым. Отступление от внешних проявлений религиозности, как пост, приводит многих к унынию и невозможности вернуться к нормальной литургической жизни.

16. Обязательность и спасительность постов и правил до сих пор проповедуется больше, чем обязательность Евхаристии. Отказ христианином от причастия и даже просто посещения воскресной Литургии оттого, что человек не смог соблюсти несколько дней поста перед причастием и вычитку молитвенных правил, приобрел в церкви массовый характер.

Фотограф монах Онуфрий (Поречный), сайт Соловецкого монастыря

17. Еще про вечерние богослужения. В смешанных семьях, а их много, если один из супругов пытается посещать полностью все воскресное богослужение, вообще нет времени для обычного общения всей семьей. Ни в гости сходить, ни гостей принять, ни в кино, ни в театр, ни за город погулять, ни просто друг против друга посидеть, помолчать.

18. Непонятность богослужения. Сейчас, особенно по мере прихода в Церковь практичного молодого поколения, следует говорить, скорее, о его уходе из Церкви. Они вообще не понимают, что происходит в Церкви. Старшее поколение тоже не понимает и не понимало, но оно привыкло к словам «надо» и «так положено». Молодые не хотят и не будут слушать непонятные тексты. Этих людей мы просто теряем.

19. Прозрачный информационный мир. Благодаря ему, в том числе, Церковь потеряла внешнюю сакральность. Оказалось, что в ней есть все напасти обычного мира: вранье, коррупция, стяжание, хамство, властолюбие и лизоблюдство. Как бы мы ни пытались закрываться, Церковь, открытая всем ветрам, открыта теперь и всем глазам и ушам. И никто не вредит Церкви больше самих церковных людей.

20. Кошмар и ужас политических и патриотических проповедей. Вместо Христа очень часто можно услышать с амвона про великую Россию и загнивающий Запад. Если бы сам много раз не слышал, не писал бы. Если бы не видел людей, которые сбегали из Церкви от таких проповедей в никуда, считая, что это и есть Православие, тоже не придавал бы этому значения.

21. Провал миссии. При полной свободе Церкви активная миссия не ведется. Никто Слова Божия в мир не несет. Паства не увеличивается количественно. Следует ли считать сложившиеся 1,5 – 2 процента от населения православной когда-то страны в наших храмах нормой или все же полным профанированием апостоличной природы Церкви?

22. Инфантилизм церковных общин. Отсутствие ответственности за судьбу прихода, за отношения общины с настоятелем, за отношение прихода с архиереем. Часто этот инфантилизм поощряется авторитарностью самих священников. Храм, который не содержит община, общине не нужен. Надо служить в гараже, в квартире, в беседке. Ситуации, когда сельский священник для содержания храма занимается сельским хозяйством, продает туристам сувениры, при доходе в двадцать тысяч рублей ищет спонсоров в столице на конвертик архиерею в тридцать тысяч рублей – это аномалия, это не нормально, это, возможно, даже порочно.

23. Церковь у нас епископская и все зависит у нас от епископов. Думаю, поворот нашей иерархии лицом к людям и к описанным выше проблемам произойдет не от того, что вопросы добра и зла начнут их волновать с какой-то особой силой, а от падения доходов. Доходы будут снижаться, дойдет до банкротств приходов, невозможности платить епархиальные взносы в прежних объемах, и отказа священников служить на приходах без доходов. А может, и не будет поворота. Станут мощи из Греции возить не раз в два года, а каждый месяц, и не по нескольким городам, а по всей стране, и не надо будет поворачиваться ни к кому лицом.

Считаю нужным опубликовать две статьи о происходящем в РПЦ, о чем далеко не все православные миряне знают. А между тем обе эти новости могут стать судьбоносными для всех православных в Московском Патриархате. Этот материал был опубликован на сайтах "Москва- третий Рим" ( /) и "Благодатный огонь" (). Содержание данной статьи новостью назвать можно с натяжкой (только для тех, кто об этом событии еще не знает), т.к. произошло почти месяц назад. Планов сообщать о нем у меня не было, но недавно произошло событие (о нем, Бог даст, будет отдельная публикация чуть позже), в свете которого происшедшее приобретает действительно жуткий окрас.

Новости
На 50-летие митрополита Илариона (Алфеева) была совершена служба по обновленческому обряду
26.07.2016

24 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке.
За богослужением были вознесены молитвы о чествуемом в тот день настоятеле храма митрополите Волоколамском Иларионе (Алфееве) в связи с 50-летием со дня его рождения.
Богослужение это было не обычным и очень уж напоминало как литургическую практику обновленцев начала ХХ века, так и современную практику католиков при совершении мессы: престол да еще и семисвечник были вынесены на середину храма (в алтаре остался другой, «настоящий» престол!), а амвон перед Царскими вратами был превращен в горнее место, на котором восседал Патриарх Кирилл задом к иконостасу, алтарю и «настоящему» престолу.
На амвоне никогда не сидят. Даже архиереи. У амвона есть глубокая символика, из-за которой даже патриархи за богослужением на амвоне только стоят. Амвон – это место воскресения Христова, с него читают Евангелие, с него архиерей совершает свое благовестие – проповедь. Сидеть на амвоне – это не только сидеть на Евангелии, это подпирать мягкое место своими собственными проповедями. Сидят на кафедре. Кафедра всегда находится в центре храма и на Горнем месте. Но из-за того, что престол вынесли в центр храма, теперь и амвон стал Горним местом. А это ломает всю традиционную символику литургии.
Подобное модернистское служение литургии не только искажает мистическое значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего), но и является вопиющим литургическим бесчинством. Именно католики служат мессу без иконостаса. Алтаря по сути у них уже нет.
Если религиозное сознание православных верующих привыкло окружать особым благоговением то место, где совершается величайшее из таинств – святая Евхаристия, то реформаторы-обновленцы 1920-х гг. требовали открыть алтарь и даже перенести престол из алтаря на середину храма, чтобы действия священника были видны молящимся. Именно так и совершал богослужения, в частности, епископ Антонин (Грановский) в Заиконоспасском монастыре, выдвинув престол из алтаря на солею. На «соборе» Союза «Церковное возрождение» Антонин говорил:
«Народ также требует, чтобы он мог созерцать, видеть то, что делает священник в алтаре во время богослужения. Народу хочется не только слышать голос, но и видеть действия священника. Союз “Церковное возрождение” дает ему требуемое» (Труды первого Всероссийского съезда или Собора Союза «Церковное возрождение». М., 1925, с. 25).
Антонин (Грановский) рассказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти открытие одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите.
Антонин говорил по поводу высказывания Патриарха Тихона: «Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились».
В 1922 г. другой обновленческий деятель о. И. Егоров также самочинно реформировал традиционное богослужение аналогично епископу Антонину: перешел на русский язык и перенес престол из алтаря на середину храма.
Неообновленцы конца 1990-х гг. разделяли мнение своих духовных предшественников начала ХХ века. Так, например, священник А.Борисов в своей книге «Побелевшие нивы» писал:
«Когда-то, в 20-е годы, смелый реформатор епископ Антонин Грановский пытался ввести служение литургии с престолом, поставленным посередине храма, с чтением вслух всем народом евхаристических молитв. Тогда это вызвало насмешки церковных снобов. Но может быть, это не так уж и смешно? Быть может, пройдет какое-то время, и наши потомки будут недоумевать, как могло случиться, что... миллионы христиан на много веков были отгорожены иконостасом... Очевидно настало время подумать о том, не будет ли служение литургии, подобное возобновленному епископом Антонином, способствовать более полному и сознательному участию всех находящихся в храме в Евхаристии» (с. 175–176).
Интересно – как можно одновременно качать головой и говорить «ах, душка святитель Тихон, ах, бяки обновленцы» – и делать то же самое, что обновленцы и топтаться ногами по распоряжениям и заветам святителя Тихона? Это уже даже не лицемерие, это циничный плевок в него…
Таким образом, возмутительное служение Патриархом литургии на вынесенном на середину храма престоле повторяет практику обновленцев начала ХХ века и приближает литургию к католической практике служения мессы. Подобный литургический произвол является, по нашему мнению, бесчинным и непростительным поведением, даже если такую литургию возглавлял и сам Патриарх. Создается впечатление, что учителем у устроителей подобного богослужения является не святитель Тихон, а его заклятый оппонент – обновленческий епископ Антонин Грановский.
И самое ужасное – что это не просто «рядовое богослужение в рядовом храме». Это установка для епархий о том, что надо вот так служить теперь и впредь.

В публикации использованы материалы статей Н.Каверина и блога «Православный японского обряда».

И.Н Сейчас происходят странные события в Православной церкви. Патриарх Варфоломей объявил разделение внутри церкви, а Московский патриархат делает странные шаги, которые ведут к разрастанию конфликта.

При этом в делах Православной церкви большое участие принимает и Римский папа. Верующие, скорее всего, мало что понимают в этих событиях, и поэтому не могут проявить себя и свою волю в них. Но по некоторым высказываниям Варфоломея становится ясно, что украинских и русских верующих толкают на кровавые разборки из-за имущества церквей. Получается, что теперь церковь через церковь решили развязывать войну между Россией и Украиной? Что происходит, и что на самом деле стоит за происходящим расколом в церквях?

ММ Раскол церквей - бутафорская маскировка для экуменизации Православной церкви в русле Нового Мирового Порядка. Раскол - инсценировка, которая давно уже оговорена внутри Римской католической верхушки во главе с Римским папой, как детонатор для полного развала и так мало устойчивой Православной церкви, возглавляемой отцом Кириллом.

Надо знать, что сегодняшняя православная церковь на своей основе является давно уже экуменистической, поскольку в ней проповедуется учение лже апостола Павла, привнесшего в учение Христа в своё время чудовищное искажение. А именно: в роли Отца Христа вместо Абсолютного Света появился Иегова, которого Христос Спаситель обличил, как «дьявола, человекоубийцы и отца лжи…».

Подмена Бога Отца - Абсолютного Света, на дьяволо сущность, осталась в веках внутри вновь образованной религии под названием Христианство. Католичество, Православие и множество сект на основе Христианства возникали всегда именно по причине такой подмены. Кровавые войны и силовая сторона религиозной идеологии, обеспечивающая захватнические колониальные войны, так же всегда были основаны на этой подмене. Дьяволо Мир - система Тьмы, набрал обороты и захватил абсолютно все стороны жизни землян в странах, находящихся под влиянием извращенной библейской концепции.

Поэтому нет ничего удивительного, что в конце времен системы Тьмы появилась тенденция к созревшему объединению уже осознанному патриархами всех религиозных направлений, которые возникли внутри иудаизма, включая и ислам, точно так же расколотый изнутри подменой главного Божества и Его Учения.

То, что называют в настоящее время расколом, не является таковым. Церковные иерархи в сговоре, и ведут переговоры вне поля ведения паствы. И что характерно, прекрасно находят общий язык. Разговор идёт вовсе не в разделе имущества церквей, а о том, как бы ловчее и незаметнее привести свою и так уже многажды обманутую паству в полное подчинение дьяволо сущности Нового Мирового Порядка. Экуменистические идеи завоевали Ватикан и Константинополь, а так же вполне приемлемы уже и для РПЦ, вкупе с Украинской церковью. Желание настроить верующую общественность на соглашательскую политику в этом вопросе не остановит и перед кровавыми событиями в спектакле внутри церковных разборок, которые вовсе не имеют отношения к той изнаночной стороне предательства священного синода по отношению к своим прихожанам, заключённому в том, что их души станут добычей дьяволо сущностей космического Дна окончательно и бесповоротно в тот момент, когда люди возьмутся за оружие, чтобы защищать ИМУЩЕСТВО церквей, которое они насобирали из скудных возможностей верующих стариков и развратных магнатов, замаливающих своих грехи.

Торговля вином, сигаретами и иконами, поставленная на потоки, давно уже не отличает церковь от обычного предприятия с ограниченной ответственностью. Но, при этом, не подлежит налогам и вмешательству финансовых органов.

В современной церкви давно уже нет той сакральной сути Учения Христа Спасителя, а потому она должна подвергнуться полному распаду и разрушению всех былых устоев, как и вся остальная инфраструктура системы Тьмы. Люди, верующие в Христа и знающие Его истинное Учение, которое выражено всего лишь в одной единственной фразе: «БОГ ЕСТЬ СВЕТ, И НЕТ В НЁМ НИКАКОЙ ТЬМЫ», могут отправлять свою Веру, минуя церковные ловушки, напрямую к имени Христа Спасителя, а через Него - к Богу Отцу - Абсолютному Свету Безпредельности! И этим у их Души спасутся от гибельной вакханалии церковных разборок.

Если уж и говорит о Церковном расколе, то есть необходимость принять простую истину, которая заключается в осознанном выборе между дьяволо сущностью, которую Церковь выставляет в качестве отца Христа, и Богом Отцом, которого Иисус Христос навал сам своим Отцом - БОГ ЕСТЬ СВЕТ, И НЕТ В НЁМ НИКАКОЙ ТЬМЫ!

Раскольники в таком случае будут поистине максимально честны сами перед собой и перед судьбой своих Душ. И их не тронет дьявольская свистопляска вокруг имущества церквей и имен священников - предателей, которые ведут их Души на заклание к дьяволо сущности.

Раскол между направлением во Тьму Внешнюю и к Свету Безпредельности - вот какой раскол поистине должен произойти в сегодняшних религиозных течениях. А имущество и состав дьяволо служителей никого уже не должен интересовать.

«Бог есть Свет, и нет в Нём никакой Тьмы!» Именно этот символ не только Веры, но реального Знания, является ключевым внутри Державы Света, являясь полной картиной всех сторон жизни внутри Новой Формации. Не Церковь, а само устройство всей жизни внутри Державы Света и, благодаря Высшим Конам Света, лежащим в основе Новой КОНституции, является условие соблюдения вероучения Христа Спасителя. Всё от начала жизни, включая полный состав человеческих потребностей физического тела, эмоционального настроя и ментальной направленности, а так же духовного устремления, станут воплощаться в реальную жизнь посредством самого устройства Державы Света.

Государство - Храм Света, Царство Божье на Земле - вот что такое Держава Света, а посему не стоит обращать внимание на разрушительные процессы внутри прогнившего религиозного вместилища дьяволо подмены. Пусть рушится. Самим верующим от Света надо отойти в сторонку и понаблюдать, как будет пузыриться и лопаться ложный внешний облик «святых» отцов, обнажая дьявольские признаки упырей и духовных мертвецов.

Похожие публикации