Этапы первичной медико санитарной помощи. Организация медицинской помощи населению российской федерации

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПМСП - основа системы оказания медицинской помощи, включающая мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичную доврачебную медико-санитарную помощь оказывают фельдшеры, акушеры и другие медицинские работники со средним медицинским образованием. Первичную врачебную медико-санитарную помощь оказывают врачи-терапевты, в том числе участковые, врачи-педиатры, в том числе участковые, и ВОП [врачи общей (семейной) практики]. Первичную специализированную медико-санитарную помощь оказывают врачи-специалисты, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, в том числе ВМП.

ПМСП оказывают в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара. В последнее десятилетие объемы ПМСП растут. В 2011 г. на ПМСП, оказанную в амбулаторных условиях, приходилось 1175,2 млн посещений на сумму 288,6 млрд рублей; в условиях дневных стационаров - 60 млн пациенто-дней на сумму 20,6 млрд рублей.

Ниже перечислены основные медицинские учреждения, в которых оказывают ПМСП:

Поликлиники (взрослые, детские, стоматологические);

Женские консультации;

Центры общей врачебной (семейной) практики;

Диспансеры.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ

ПМСП - самый массовый вид медицинской помощи, которую получают около 80% всех больных, обращающихся в организации

здравоохранения. Организация деятельности учреждений, оказывающих ПМСП, базируется на 4 основополагающих принципах (рис. 5.1).

Участковость

Большая часть учреждений, оказывающих ПМСП, работает по участковому принципу: за ними закреплены определенные территории, которые, в свою очередь, разделены на территориальные участки. Участки формируют в зависимости от численности населения. За каждым из них закреплены участковые врач (терапевт, педиатр) и медицинская сестра. При формировании участков для обеспечения равных условий работы врачей следует учитывать не только численность населения, но и протяженность, тип застройки, удаленность от поликлиники, транспортную доступность и др.

Доступность

Реализацию этого принципа обеспечивает широкая сеть амбулаторно-поли-клинических учреждений, действующих на территории Российской Федерации. В 2011 г. в России функционировало более 13 тыс. амбулаторно-поликлиничес-ких учреждений, в которых медицинская помощь была оказана более 50 млн человек. Любой житель страны не должен иметь препятствий для обращения в учреждение, оказывающее ПМСП, как по месту жительства, так и на территории, где в настоящее время находится. Доступность и бесплатность ПМСП населению обеспечивает ПГГ бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Преемственность и этапность лечения

ПМСП - первый этап единого технологического процесса оказания медицинской помощи «поликлиника - стационар - учреждения восстановительного лечения». Как правило, пациент вначале обращается к участковому врачу поликлиники. В случае необходимости он может быть направлен в консультативно-диагностический центр (КДЦ). диспансер (онкологический, противотуберкулезный, психоневрологический и др.), больничное учреждение, центр медицинской и социальной реабилитации. Между этими звеньями оказания медицинской помощи должна существовать преемственность, позволяющая исключать дублирование диагностических исследований, ведения медицинской документации, тем самым обеспечивая комплексность профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных. Одним из направлений в достижении этой цели служит внедрение электронной истории болезни (электронного паспорта больного).

Профилактическая направленность

Учреждения, оказывающие ПМСП, призваны играть ведущую роль в формировании здорового образа жизни как комплекса мер, позволяющего сохранять и укреплять здоровье населения, повышать качество жизни.

Приоритетное направление деятельности этих учреждений - диспансерная работа. Диспансеризация - направление в деятельности медицинских учреждений, включающее комплекс мер по формированию здорового образа жизни, профилактике и ранней диагностике заболеваний, эффективному лечению больных и их динамическому наблюдению.

В профилактической деятельности учреждений, оказывающих ПМСП, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Диспансерный метод прежде всего используют в работе с определенными группами здоровых людей (дети, беременные, спортсмены, военнослужащие и др.), а также с больными, подлежащими диспансерному наблюдению. В процессе диспансеризации эти контингента берут на учет с целью раннего выявления заболеваний, комплексного лечения, проведения мероприятий по оздоровлению условий труда и быта, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

Важное направление профилактической работы учреждений, оказывающих ПМСП, - прививочная работа. Детскому населению профилактические прививки проводят по соответствующему календарю, взрослому - по желанию и показаниям.

Дальнейшее развитие ПМСП должно быть направлено на решение следующих задач:

Обеспечение доступности этого вида медицинской помощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны;

Полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи;

Усиление профилактической направленности в деятельности учреждений, оказывающих ПМСП;

Повышение эффективности работы учреждений, оказывающих ПМСП, совершенствование управления;

Повышение культуры и качества медико-социальной помощи.

ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ

Городская поликлиника для взрослых - учреждение здравоохранения, оказывающее ПМСП населению в возрасте 18 лет и старше. Поликлиники организуют в составе больничных учреждений (областной, краевой, республиканской, окружной, центральной районной больницы, медико-санитарной части). Кроме того, они могут быть и самостоятельными учреждениями.

Основные задачи поликлиники:

Оказание медицинской помощи населению непосредственно в поликлинике и на дому;

Организация и проведение среди прикрепленного населения комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

Диспансеризация населения, прежде всего лиц с повышенным риском заболеваний сердечно-сосудистой системы, онкологических и других социально значимых болезней;

Организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, формированию здорового образа жизни.

Примерная организационная структура городской поликлиники для взрослых представлена на рис. 5.2.

Поликлинику возглавляет главный враг, который руководит деятельностью учреждения и несет ответственность за качество и культуру лечебно-профилактической помощи, а также организационную, административно-хозяйственную и финансовую деятельность. Он разрабатывает план работы учреждения и организует его выполнение.

Главный врач проводит подбор кадров медицинского и административно-хозяйственного персонала, несет ответственность за их работу, выносит поощрения хорошо работающим инициативным сотрудникам и привлекает к дисциплинарной ответственности нарушителей трудовой дисциплины; осуществляет расстановку кадров, организует повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала, готовит резерв руководителей подразделений, устанавливает распорядок работы учреждения, утверждает графики работы персонала и др.

Главный врач распоряжается кредитами, контролирует правильность исполнения бюджета и обеспечивает экономное и рациональное расходование средств, сохранность материальных ценностей, правильное составление и своевременное представление в соответствующие инстанции статистических, медицинских и финансовых отчетов, своевременное рассмотрение жалоб и заявлений населения, а также принимает по ним необходимые меры.

Из числа наиболее квалифицированных и обладающих организаторскими способностями врачей главный врач назначает своего первого заместителя - заместителя по лечебной работе, который в период отсутствия главного врача исполняет его обязанности. Он фактически отвечает за всю профилактическую и лечебно-диагностическую деятельность учреждения. У главного врача есть и другие заместители: по клинико-экспертной работе, административно-хозяйственной части.

Свою долю ответственности за качество профилактической и лечебно-диагностической работы в поликлинике, соблюдение персоналом медицинской этики несут и заведующие отделениями. Они осуществляют непосредственное руководство профилактической и лечебно-диагностической работой врачей, контролируют ее, консультируют больных со сложными в диагностическом плане формами заболеваний, контролируют обоснованность выдачи врачами листков временной нетрудоспособности; организуют своевременную госпитализацию


больных, которым необходимо стационарное лечение, обеспечивают проведение мероприятий по повышению квалификаций врачей и среднего медицинского персонала. Лечение больных, нуждающихся в госпитализации, но оставленных по каким-либо причинам на дому, также проводится под постоянным контролем заведующего отделением.

Первое знакомство пациента с поликлиникой начинается с регистратуры, которая организует прием больных и их обслуживание на дому. Она выполняет следующие задачи:

Ведет запись на прием к врачам при непосредственном обращении и по телефону;

Регулирует интенсивность потока пациентов с целью обеспечения равномерной нагрузки на приеме, распределение больных по видам оказываемой помощи;

Осуществляет своевременный подбор медицинской документации и доставку ее в кабинеты врачей, правильное ведение и хранение картотеки.

В практике ПМСП используют три основных способа организации записи пациентов на прием к врачу: талонную систему, самозапись и комбинированный способ.

В настоящее время в ряде городов страны реализуется проект «Электронная регистратура». Он предусматривает значительное повышение оперативности записи населения на прием к врачу и систему мониторинга доступности медицинской помощи в регионе, населенном пункте или отдельно взятом медицинском учреждении.

«Электронная регистратура» дает пациенту возможность записаться на прием к врачу следующими способами: по единому номеру телефона; через Интернет; через информационный киоск, расположенный в вестибюле поликлиники; через регистратуру поликлиники.

«Электронная регистратура» предусматривает наличие единого для всех муниципальных поликлиник бесплатного номера телефона. Набрав его, пациент попадает в call-центр, где специально обученные операторы в течение минуты оформляют запись к необходимому специалисту. Помимо call-центра, записаться к врачу можно через специализированный интернет-портал с удобной навигацией. Если врач по каким-либо причинам недоступен, пациенту предлагают альтернативные варианты: либо записаться к специалисту в другое лечебное учреждение, либо встать в очередь. Информационные ресурсы call-центра позволяют оператору предложить пациенту наиболее быстрый и удобный вариант записи. На интернет-портале варианты предлагаются в автоматическом режиме.

«Электронная регистратура» не только повышает оперативность записи пациентов на прием к врачам, но и служит эффективным управленческим инструментом для руководителей органов управления здравоохранением и амбулаторно-поликлинических учреждений. Создаваемая информационная база позволяет в течение короткого времени формировать необходимую отчетность, а также управлять потоками пациентов в амбулаторно-поликлинические учреждения в режиме онлайн.

Вызвать врача на дом можно очно или по телефону. Принимаемые вызовы заносят в «Книгу записей вызова врача на дом» (форма 031/у), в которой указывают не только фамилию, имя, отчество и адрес больного, но и основные жалобы. Эти книги ведут как по каждому терапевтическому участку, так и по каждому из врачей узких специальностей.

Для получения пациентами необходимой информации в вестибюле поликлиники целесообразно организовать подробную «немую справку» с расписанием работы врачей всех специальностей, номеров их кабинетов, врачебных участков с входящими в них улицами и домами, правилами подготовки к исследованиям

(рентгеноскопии, рентгенографии, анализам крови) и др. «Немая справка» должна содержать, кроме того, информацию о времени и месте приема населения главным врачом и его заместителями; адреса дежурных поликлиник и стационаров района (города), оказывающих экстренную специализированную помощь населению в воскресные дни, и др.

Оптимальна форма работы регистратуры с использованием электронных (безбумажных) технологий хранения информации. Для этих целей необходимо создание локальной компьютерной сети в масштабе всей поликлиники с терминалами во всех врачебных кабинетах и лечебно-диагностических подразделениях.

В непосредственной близости от регистратуры должен располагаться кабинет доврачебного приема, который организуют в поликлинике для регулирования потока посетителей и выполнения функций, не требующих врачебной компетенции. Для работы в нем подбирают наиболее опытных медицинских сестер.

Основная фигура городской поликлиники для взрослых - участковый терапевт, который обеспечивает в поликлинике и на дому квалифицированную терапевтическую помощь населению, проживающему на закрепленном участке. Терапевтические участки формируют из расчета 1700 жителей в возрасте 18 лет и старше на один участок. В своей работе участковый терапевт непосредственно подчиняется заведующему терапевтическим отделением.

Работа участкового терапевта осуществляется по графику, утверждаемому заведующим отделением или главным врачом поликлиники, в котором должны быть предусмотрены фиксированные часы амбулаторного приема, время для оказания помощи на дому, время для профилактической и другой работы. Распределяют время приема в поликлинике и помощи на дому в зависимости от численности и состава населения участка, посещаемости и других факторов.

Важную роль в организации ПМСП населению играют врачи узких специальностей (кардиолог, эндокринолог, невропатолог, уролог, офтальмолог и др.), которые в своей работе непосредственно подчиняются заведующему отделением или заместителю главного врача по лечебной работе.

ЖЕНСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Женскую консультацию организуют как самостоятельное ЛПУ муниципального района (городского округа) или структурное подразделение ЛПУ (городской или центральной районной больницы) для оказания амбулаторной акушерско-гинекологической помощи женщинам.

Руководство женской консультацией, организованной как самостоятельное ЛПУ муниципального района (городского округа), осуществляет главный врач, которого назначает на должность и освобождает от должности руководитель органа управления здравоохранением муниципального образования. Руководство женской консультацией в структуре ЛПУ осуществляет заведующий отделением, которого назначает на должность руководитель учреждения.

Структуру и штатную численность медицинского и иного персонала женской консультации утверждает руководитель ЛПУ в зависимости от объема проводимой работы.

Основная цель работы женской консультации - оказание квалифицированной амбулаторной акушерско-гинекологической помощи женскому населению вне беременности, в период беременности и в послеродовом периоде.

Основные задачи женской консультации:

Подготовка женщин к беременности и родам, оказание акушерской помощи во время беременности и в послеродовом периоде;

Оказание ПМСП женщинам с гинекологическими заболеваниями;

Обеспечение консультирования и услуг по планированию семьи, профилактика абортов и заболеваний, передаваемых половым путем, внедрение современных методов контрацепции;

Оказание акушерско-гинекологической помощи в условиях специализированного приема,дневного стационара;

Оказание социально-правовой помощи в соответствии с законодательством;

Предоставление в региональное отделение Фонда социального страхования РФ отчетов-заявок на получение родовых сертификатов;

Проведение мероприятий по повышению знаний, санитарной культуры населения в области охраны репродуктивного здоровья и др.

Примерная организационная структура женской консультации представлена на рис. 5.3.

В крупных женских консультациях могут быть организованы дневные стационары для обследования, лечения гинекологических больных и проведения малых гинекологических операций и манипуляций.

Работу женской консультации организуют с учетом обеспечения максимальной доступности акушерско-гинекологической помощи женскому населению. Неотложную акушерско-гинекологическую помощь обеспечивают специализированные отделения больниц или родильных домов. Помощь на дому беременным, родильницам и гинекологическим больным оказывает лечащий или дежурный врач женской консультации. Помощь на дому осуществляют в день вызова. После посещения женщины врач вносит соответствующую запись в первичную медицинскую документацию. Лечебные и диагностические манипуляции на дому по назначению врача выполняет средний медицинский персонал.

Женщине предоставляется право выбора акушера-гинеколога по ее желанию. В целях оптимизации преемственности рекомендовано наблюдение женщины вне беременности, в период беременности и после родов одним и тем же врачом. Основные задачи врача акушера-гинеколога: осуществление диспансерного наблюдения гинекологических больных, беременных и родильниц, оказание им при необходимости экстренной медицинской помощи и направление в специализированные стационары.


Подготовку к родам и материнству в женской консультации проводят как индивидуально, так и в группах. Наиболее перспективная и эффективная форма занятий - семейная подготовка к рождению ребенка, направленная на привлечение членов семьи к активному участию в дородовой подготовке. Присутствие отца ребенка во время родов и послеродовом периоде способствует изменению образа жизни беременной и ее семьи, ориентирует на рождение желанного ребенка.

Наряду с семейной формой подготовки к деторождению рекомендовано использование традиционных методов психофизической подготовки беременных к родам, а также обучение их правилам личной гигиены, подготовки к будущим родам и уходу за ребенком в «Школах материнства», организуемых в женских консультациях. При этом используют демонстрационные материалы, наглядные пособия, технические средства и предметы ухода за ребенком.

С 1 января 2006 г. в рамках национального проекта «Здоровье» началась реализация программы «Родовый сертификат», направленной на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья матери и ребенка, повышение качества и доступности медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, создание условий для рождения здоровых детей.

Родовый сертификат выдают в женской консультации по месту жительства при сроке беременности 30 нед (в случае многоплодной беременности - 28 нед) и более. Обязательное условие - постановка на учет и непрерывное наблюдение в этой женской консультации не менее 12 нед. Сертификат выдают на женщину, а не на ребенка, поэтому даже в случае многоплодной беременности он всего один. Женщине, которая во время беременности наблюдалась в женской консультации на платной основе или заключила договор с роддомом об оказании платных услуг, не может быть выдан родовый сертификат. В случае отсутствия регистрации по месту жительства («прописки») женщина может встать на учет в женской консультации того населенного пункта, где фактически проживает. При выдаче сертификата в нем делают отметку о причине отсутствия регистрации. Женщина также имеет возможность выбрать роддом в любом городе по своему желанию. Сертификат выдают независимо от того, совершеннолетняя женщина или нет, работает она или не работает.

В результате введения сертификатов объем дополнительного финансирования службы родовспоможения в 2011 г. составил более 17,3 млрд рублей, которые распределились следующим образом: в женские консультации было направлено 32%, в родильные дома - 63%, в детские поликлиники - 5% этих средств. Средства, полученные этими учреждениями здравоохранения по программе «Родовый сертификат», направлялись на повышение заработной платы персонала, оказывающего медицинскую помощь женщинам в период беременности и родов, диспансерное наблюдение ребенка 1-го года жизни, а также на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, а в стационарных учреждениях - дополнительное питание беременных и кормящих матерей.

Введение родовых сертификатов послужило одним из факторов снижения показателей младенческой, перинатальной и материнской смертности.

Особую социальную значимость имеет работа по планированию семьи, которую выполняет женская консультация.

Планирование семьи - принятие осознанного решения о числе детей и сроках их рождения, возможность регулировать деторождение в соответствии с конкретной ситуацией в семье, а следовательно, возможность рождения только желанных детей от готовых к этому родителей. Предоставление женщинам права на охрану репродуктивного здоровья, включая планирование семьи, служит основополагающим условием их полноценной жизни и равенства полов. Реализация этого права возможна только при развитии службы планирования семьи, расширении и

внедрении специальных программ («Безопасное материнство» и др.), улучшении системы полового и гигиенического образования, обеспечении контрацептивами населения (в первую очередь молодежи).

Регулируют деторождение тремя способами: контрацепцией, абортами и стерилизацией.

ВОЗ отмечает, что один из компонентов репродуктивного здоровья - наличие у мужчины и женщины права на получение необходимой информации и доступ к безопасным, эффективным, недорогим и приемлемым методам регулирования рождаемости по собственному выбору. Работу по планированию семьи осуществляют врачи акушеры-гинекологи и акушерки, имеющие специальную подготовку. Специализированный кабинет (прием) планирования семьи оснащают аудио- и видеотехникой для демонстрации средств контрацепции, наглядными пособиями, печатными информационными материалами для населения по вопросам планирования семьи и профилактики абортов.

Работа с молодежью, представляющей собой группу риска по возникновению нежелательной беременности и ИППП, можно осуществлять путем выделения особых часов на специализированных приемах в кабинетах планирования семьи.

К сожалению, в России аборт остается одним из основных способов регулирования рождаемости. В 2011 г. было произведено 1124,9 тыс. абортов, что составляет 26,9 случая на 1000 женщин фертильного возраста. Если в конце 1980-х гг. на долю СССР приходилась треть всех абортов в мире, то с начала 1990-х гг. благодаря развитию службы планирования семьи их частота постепенно снижается (рис. 5.4). Тем не менее и сейчас на аборты приходится более 40% причин вторичного бесплодия.


В соответствии с действующим законодательством каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводят по желанию женщины при сроке беременности до 12 нед. по социальным показаниям - до 22 нед, а при наличии медицинских показаний и согласия женшины - независимо от срока беременности.

Вопрос о прерывании беременности по социальным показаниям решает комиссия в составе врача акушера-гинеколога, руководителя учреждения (отделения) и юриста при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гинекологом, соответствующих юридических документов (свидетельство о смерти мужа, разводе и др.), подтверждающих социальные показания, и письменного заявления женщины. При наличии социальных показаний бере-

менной выдают заключение, заверенное подписями членов комиссии и печатью учреждения.

Искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям проводят с согласия женщины независимо от срока беременности. Медицинские показания устанавливает комиссия в составе врача акушера-гинеколога, врача той специальности, к области которой относится заболевание (состояние) беременной, и руководителя учреждения (отделения) здравоохранения. При наличии медицинских показаний беременной выдают заключение с полным клиническим диагнозом, заверенное подписями указанных специалистов и печатью учреждения.

В целях охраны здоровья женщин, снижения числа абортов и смертности от них в РФ разрешена хирургическая стерилизация женщин (и мужчин). Ее проводят по желанию пациента при наличии соответствующих показаний. Существует большой перечень медицинских и социальных показаний и противопоказаний для хирургической стерилизации, которую нельзя расценивать как оптимальный способ предохранения от беременности.

ЦЕНТР ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ (СЕМЕЙНОЙ)ПРАКТИКИ

Центры общей врачебной (семейной) практики (ЦОВП) принимают активное участие в оказании ПМСП населению. В 2011 г. в России действовало более 3500 ЦОВП.

ЦОВП организуют на территории муниципальных районов и городских округов. Участок ВОП формируют из расчета 1500 человек взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), участок семейного врача - 1200 человек взрослого и детского населения.

Как показывает накопленный за последнее десятилетие опыт, привлечение центров общей врачебной (семейной) практики к оказанию ПМСП ведет к значительному улучшению качества и доступности медицинской помощи, усилению профилактической работы, укреплению здоровья семьи.

Организация ЦОВП позволит со временем заменить действующую сеть врачебных амбулаторий в сельской местности, поликлиник - в городах, и улучшить оказание населению ПМСП.

Сложившаяся в последние годы практика показывает, что деятельность ЦОВП ориентирована на оказание медицинской помощи населению по следующим основным специальностям: терапия, акушерство и гинекология, хирургия, стоматология, офтальмология, оториноларингология, геронтология и др. Примерная организационная структура ЦОВП представлена на рис. 5.5.


На должность ВОП (семейного врача) назначают специалистов, имеющих высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», окончивших клиническую ординатуру по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» или прошедших переподготовку и получивших сертификат специалиста по этой специальности. В обязанности ВОП входят:

Ведение амбулаторного приема, посещение больных на дому, оказание неотложной помощи;

Проведение комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на раннюю диагностику заболеваний, лечение и динамическое наблюдение больных;

Проведение экспертизы временной нетрудоспособности;

Организация медико-социальной и бытовой помощи совместно с органами социальной защиты и службами милосердия одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным;

Проведение санитарно-просветительной работы по гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи;

Ведение утвержденных форм учетной и отчетной документации.

ВОП (семейный врач), как правило, выполняет функцию руководителя ЦОВП.

ДНЕВНЫЕ СТАЦИОНАРЫ

Стационары дневного пребывания - одна из эффективных форм оказания ПМСП населению. Их организуют для обследования и лечения больных с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний или патологией беременности, не требующих круглосуточного стационарного режима, а также для реабилитации больных после стационарного лечения. Опыт организации стационаров дневного пребывания в амбулаторно-поликлинических учреждениях Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга показал их наибольшую эффективность при лечении следующих патологических состояний: АГ I-II стадии, ИБС со стенокардией без нарушения ритма, обострение хронического бронхита и бронхиальной астмы (без гормональной зависимости), радикулиты, болевые синдромы на почве остеохондроза, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (неосложненная), хронический гастрит, облитерирующий атеросклероз нижних конечностей, экстрагенитальные заболевания беременных и др.

Отбор и направление больных на обследование и лечение в стационар дневного пребывания в амбулаторно-поликлиническом учреждении проводят участковые врачи-терапевты, педиатры и другие специалисты. При ухудшении течения заболевания больной, находящийся в стационаре дневного пребывания, должен быть незамедлительно переведен в соответствующее специализированное отделение больницы.

Мощность стационаров дневного пребывания и необходимую численность должностей медицинского персонала индивидуально в каждом конкретном случае определяет руководитель амбулаторно-поликлинического учреждения по согласованию с руководителем органа управления здравоохранением.

Расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств устанавливают в соответствии с действующими в данном учреждении расчетными нормативами.

Стационар дневного пребывания пользуется в своей работе лечебно-диагностическими службами в составе поликлиники, на базе которой он организован. Питание больных в стационарах дневного пребывания в амбулаторно-поликлинических учреждениях организуют применительно к местным условиям и за счет самого больного.

Стационары на дому организуют в случаях, когда состояние больного и домашние (социальные, материальные) условия позволяют организовать медицинскую

помощь и уход на дому. Цель организации стационаров на дому - лечение острых форм заболеваний (не требующих интенсивного стационарного наблюдения). долечивание и реабилитация хронически больных, медико-социальная помощь престарелым, наблюдение и лечение в домашних условиях лиц, перенесших несложные оперативные вмешательства, и др.

Стационары на дому могут быть организованы в составе поликлиник, поликлинических отделений больниц, диспансеров. Они хорошо зарекомендовали себя в педиатрии и гериатрии.

Организация стационаров на дому предполагает ежедневное наблюдение больного врачом, проведение лабораторно-диагностических обследований, медикаментозной терапии (внутривенные, внутримышечные инъекции), различных процедур (банки, горчичники и др.). При необходимости в комплекс лечения больных включают также физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебную физкультуру и др. Более сложные диагностические обследования (фонокардиограмма. эхокардиограмма, рентгеноскопия и др.) проводят при наличии клинических показаний в поликлинике, куда больных доставляют санитарным транспортом. При необходимости больным в стационаре на дому оказывают консультативную помощь врачи узких специальностей.

Руководство стационаром на дому осуществляет заведующий соответствующим отделением, который в своей деятельности подчиняется главному врачу больницы и его заместителю по поликлинике. Отбор больных на лечение проводит заведующий отделением совместно с врачом стационара на дому по представлению участковых врачей или врачей других специальностей.

Стационары на дому могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованная форма работы предусматривает выделение отдельного врача-терапевта и 1-2 медсестер. При этом нужно отметить, что медсестра стационара на дому забирает биологические материалы для анализов, выполняет процедуры и инъекции 1-2 раза в день. Дополнительные инъекции больным проводит участковая медсестра поликлиники. При такой форме работы стационар на дому обслуживает в день 12 14 больных. При централизованной форме организации необходимо транспортное обеспечение.

Наиболее целесообразна организация работы стационара на дому в децентрализованной форме с участием участковых врача и медсестры поликлиники. При этом в помощь участковым медсестрам выделяют выездную процедурную медицинскую сестру (или двух) для проведения больным процедур: инъекций, забора биологических сред для анализа. Участковые врачи и медсестры обслуживают сразу 2-3 больных на близлежащих участках. Участок обслуживания выездной процедурной медсестры может включать до 20 тыс. населения, для чего ее обеспечивают автотранспортом.

Таким образом, организация стационаров на дому максимально учитывает специфику обслуживаемых пациентов (дети, лица пожилого возраста, хронически больные). Помимо достижения конкретного медицинского и экономического эффекта, лечение в стационарах на дому имеет большое социально-психологическое значение, так как позволяет осуществлять медицинскую помощь в привычных условиях и не связано с нарушением микросоциальной среды больного. Это лечение по показателям медицинской и социальной эффективности в ряде случаев не уступает лечению в стационаре круглосуточного пребывания, но в то же время в 3-5 раз дешевле.

  • 1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности. Основные задачи. Объект, предмет изучения. Методы.
  • 2. История развития здравоохранения. Современные системы здравоохранения, их характеристика.
  • 3. Государственная политика в области охраны здоровья населения (Закон Республики Беларусь "о здравоохранении"). Организационные принципы государственной системы здравоохранения.
  • 4. Номенклатура организаций здравоохранения
  • 6. Страховая и частная формы здравоохранения.
  • 7. Врачебная этика и деонтология. Определение понятия. Современные проблемы врачебной этики и деонтологии, характеристика. Клятва Гиппократа, клятва врача рб, Кодекс врачебной этики.
  • 10. Статистика. Определение понятия. Виды статистики. Система учета статистических данных.
  • 11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.
  • 15.Единица наблюдения. Определение, характеристика учетных признаков
  • 26. Динамические ряды, их виды.
  • 27. Показатели динамического ряда, вычисление, применение во врачебной деятельности.
  • 28. Вариационный ряд, его элементы, виды, правила построения.
  • 29. Средние величины, виды, методики расчета. Применение в работе врача.
  • 30. Показатели, характеризующие разнообразие признака в изучаемой совокупности.
  • 31. Репрезентативность признака. Оценка достоверности различий относительных и средних величин. Понятие о критерии «t» Стьюдента.
  • 33. Графические отображения в статистике. Виды диаграмм, правила их построения и оформления.
  • 34. Демография как наука, определение, содержание. Значение демографических данных для здравоохранения.
  • 35. Здоровье населения, факторы, влияющие на здоровье населения. Формула здоровья. Показатели, характеризующие общественное здоровье. Схема анализа.
  • 36. Ведущие медико-социальные проблемы народонаселения. Проблемы численности и состава населения, смертности, рождаемости. Взять из 37,40,43
  • 37. Статика населения, методика изучения. Переписи населения. Типы возрастных структур населения. Численность и состав населения, значение для здравоохранения
  • 38. Динамика населения, ее виды.
  • 39. Механическое движение населения. Методика изучения. Характеристика миграционных процессов, влияние их на показатели здоровья населения.
  • 40. Рождаемость как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни рождаемости по данным воз. Современные тенденции в Республике Беларусь и в мире.
  • 42. Воспроизводство населения, типы воспроизводства. Показатели, методика вычисления.
  • 43. Смертность населения как медико-социальная проблема. Методика изучения, показатели. Уровни общей смертности по данным воз. Современные тенденции. Основные причины смертности населения.
  • 44. Младенческая смертность как медико-социальная проблема. Факторы, определяющие ее уровень. Методика расчета показателей, оценочные критерии воз.
  • 45. Перинатальная смертность. Методика расчета показателей. Причины перинатальной смертности.
  • 46. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь и мире.
  • 52.Медико-социальные аспекты нервно-психического здоровья населения. Организация психоневрологической помощи.
  • 60. Методика изучения заболеваемости. 61. Методы изучения заболеваемости населения, их сравнительная характеристика.
  • Методика изучения общей и первичной заболеваемости
  • Показатели общей и первичной заболеваемости.
  • 63. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (инфекционных и важнейших неэпидемических заболеваний, госпитализированная заболеваемость). Показатели, учетные и отчетные документы.
  • Основные показатели "госпитализированной" заболеваемости:
  • Основные показатели для анализа заболеваемости с вут.
  • 65. Изучение заболеваемости по данным профилактических осмотров населения, виды профилактических осмотров, порядок проведения. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность».
  • 66. Заболеваемость по данным о причинах смерти. Методика изучения, показатели. Врачебное свидетельство о смерти.
  • Основные показатели заболеваемости по данным о причинах смерти:
  • 67. Прогнозирование показателей заболеваемости.
  • 68. Инвалидность как медико-социальная проблема. Определение понятия, показатели.
  • Тенденции инвалидности в рб.
  • 69. Летальность. Методика расчета и анализ летальности. Значение для практичес­кой деятельности врача и организаций здравоохранения.
  • 70. Методы стандартизации, их научно-практическое предназначение. Ме­тодики вычисления и анализ стандартизованных пока­зателей.
  • 72. Критерии определения инвалидности. Степень выражения стойких нарушений функций организма. Показатели, характеризующие инвалидность.
  • 73. Профилактика, определение, принципы, современные проблемы. Виды, уровни, направления профилактики.
  • 76. Первичная медицинская помощь, определение понятия, роль и место в системе медицинского обслуживания населения. Основные функции.
  • 78.. Организация медицинской помощи, представляемой населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.
  • 79. Номенклатура больничных организаций. Организация медицинской помощи в условиях стационара организаций здравоохранения. Показатели обеспеченности стационарной помощью.
  • 80. Виды, формы и условия оказания медицинской помощи. Организация специализированной медицинской помощи, их задачи.
  • 81. Основные направления совершенствования стационарной и специализированной помощи.
  • 82. Охрана здоровья женщин и детей. Управление. Медицинские организации.
  • 83. Современные проблемы охраны здоровья женщин. Организация акушерско-гинекологической помощи.
  • 84. Организация лечебно-профилактической помощи детскому населению. Ведущие проблемы охраны здоровья детей.
  • 85. Организация охраны здоровья сельского населения, основные принципы оказания медицинской помощи сельским жителям. Этапы организации.
  • II этап – территориальное медицинское объединение (тмо).
  • III этап – областная больница и медицинские учреждения области.
  • 86.Городская поликлиника, структура, задачи, управление. Основные показатели деятельности поликлиники.
  • Основные показатели деятельности поликлиники.
  • 87. Участково-территориальный принцип организации амбулаторной помощи населению. Виды участков.
  • 88. Территориальный терапевтический участок. Нормативы. Содержание работы врача-терапевта участкового.
  • 89. Кабинет инфекционных заболеваний поликлиники. Разделы и методы работы врача кабинета инфекционных заболеваний.
  • 90. Профилактическая работа поликлиники. Отделение профилактики поликлиники. Организация профилактических осмотров.
  • 91. Диспансерный метод в работе поликлиники, его элементы. Контрольная карта диспансерного наблюдения, информация, отражаемая в ней.
  • 1Ый этап. Учет, обследование населения и отбор контингентов для постановки на диспансерный учет.
  • 2Ой этап. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья диспансеризуемых и проведение профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий.
  • 3Ий этап. Ежегодный анализ состояния диспансерной работу в лпу, оценка ее эффективности и разработка мер по ее совершенствованию (см. Вопрос 51).
  • 96.Отделение медицинской реабилитации поликлиники. Структура, задачи. Порядок направления в отделение медицинской реабилитации.
  • 97. Детская поликлиника, структура, задачи, разделы работы.
  • 98. Особенности оказания медицинской помощи детям в амбулаторных условиях
  • 99. Основные разделы работы участкового педиатра. Содержание лечебно-профилактической работы. Связь в работе с другими лечебно-профилактическими организациями. Документация.
  • 100. Содержание профилактической работы врача-педиатра участкового. Организация патронажного наблюдения за новорожденными.
  • 101. Комплексная оценка состояния здоровья детей. Профосмотры. Группы здоровья. Диспансеризация здоровых и больных детей
  • Раздел 1. Сведения о подразделениях, установках лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 2. Штаты лечебно-профилактической организации на конец отчетного года.
  • Раздел 3. Работа врачей поликлиники (амбулаторий), диспансера, консультации.
  • Раздел 4. Профилактические медицинские осмотры и работа стоматологических (зубоврачебных) и хирургических кабинетов лечебно-профилактической организации.
  • Раздел 5. Работа лечебно-вспомогательных отделений (кабинетов).
  • Раздел 6. Работа диагностических отделений.
  • Раздел I. Деятельность женской консультации.
  • Раздел II. Родовспоможение в стационаре
  • Раздел III. Материнская смертность
  • Раздел IV. Сведения о родившихся
  • 145. Медико-социальная экспертиза, определение, содержание, основные понятия.
  • 146. Законодательные документы, регламентирующие порядок проведения медико-социальной экспертизы.
  • 147. Виды мрэк. Состав областных, районных, межрайонных, городских и специализированных мрэк. Организация работы, права и обязанности. Порядок направления на мрэк и осмотра граждан.
  • ПМСП - медико-санитарная помощь, необходимая и доступная как для каждого человека в отдельности, так и для всего населения в целом, и предоставляемая на приемлемой для него основе, при его активном участии и при затратах, соответствующих возможностям населения и государства.

    Она направлена на решение основных проблем охраны здоровья населения.

    ПСМП является неотъемлимой частью ЗО страны, являясь ядром этой системы и компонентом общественно-социального и экономического развития.

    С учетом экономических условий, социальных ценностей, географических особенностей, культуры ПМСП в различных государствах может иметь специфические черты, но независимо от этого она включает следующие общие функции :

    а) содействие рациональному питанию и достаточному снабжению доброкачественной водой;

    б) основные санитарно-гигиенические мероприятия;

    в) здоровье матери и ребенка, включая планирование семьи;

    г) вакцинация против основных инфекционных заболеваний;

    д) профилактика местных эпидемических заболеваний и борьба с ними;

    е) санитарное просвещение населения (гигиеническое обучение и воспитание);

    ж) лечение распространенных заболеваний и травм.

    Необходима поддержка и взаимосвязь ПМСП с другими звеньями ЗО по следующим направлениям :

    а) подготовка кадров;

    б) руководство и контроль ЗО;

    в) организация материально-технического снабжения;

    г) информирование

    д) финансирование;

    е) организация системы направления больных

    ж) доступность медицинского обслуживания

    Виды доступности:

      Территориальная – расстояние до медицинского учреждения, средства транспорта, время проезда приемлемы для населения.

      Финансовая – независимо от системы оплаты за медицинскую помощь расходы на охрану здоровья не должны выходить за пределы возможности населения и страны.

      Культурная – технические и организационные методы должны соответствовать культурному укладу населения;

      Функциональная – медицинская помощь представлена тем, кто в ней нуждается на постоянной основе и в любое время.

    Назначение ПМСП – обеспечение всего населения необходимыми видами медицинской помощи.

    ПМСП – это один из критериев рационального использования всей системы здравоохранения.

    Состав сил (служб), входящих в структуру медицинских подразделений ПМСП :

    1. ФАП: около 2,5 тыс в РБ

    3. Сельские участковые больницы

    1. участковая сеть поликлиник

    2. женские консультации

    3. станции скорой медицинской помощи

    3. ЦГиЭ: 146 в РБ

    4. дезинфекционные станции

    5. санитарно-контрольные пункты

    Виды медицинской помощи по объему и качеству:

    1. Первая медицинская помощь - оказывается на месте происшествия в порядке само- и взаимопомощи с помощью подручных средств.

    2. Первая доврачебная (фельдшерская) помощь (ФАП)

    3. Первая врачебная помощь (СВА, СУБ)

    5. Квалифицированная медицинская помощь - для ее оказания необходимо наличие специалиста, оснащения, условий для реализации помощи

    6. Специализированная медицинская помощь

    По качеству оказания помощи : район (квалифицированная  специализированная помощь), область и республика (квалифицированная и все виды специализированной помощи).

    ПМСП – это зона первого контакта населения и медико-санитарных служб, она связана с другими отделами здравоохранения.

    Виды медицинской помощи по месту оказания : амбулаторно-поликлиническая и стационарная.

      Основные принципы медицинской помощи населению. Медицинские организации первичной медицинской помощи.

    Основные принципы первичной медико-санитарной помощи:

    а) профилактическая направленность - организация широкого спектра социально-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья обслуживаемого населения, изучение и по возможности вносения корректив в условия его труда и быта.

    б) доступность - обеспечивается путем приближения места работы врача к месту жительства обслуживаемого населения, обеспечения его надежной телефонной (пейджинговой) связью, автотранспортом, позволяющими оказывать прикрепленному населению первичную медицинскую помощь в любое время суток.

    в) непрерывность - в своей профессиональной деятельности врач не ограничивается рамками отдельного или частного эпизода болезни, а занимается охраной здоровья человека на протяжении значительных периодов его жизни.

    г) всеобщность - врач оказывает медицинскую помощь пациентам независимо от их возраста, пола, вероисповедания, социального, материального или служебного положения.

    д) комплексность - врач осуществляет не только лечебную помощь и реабилитацию, но также профилактику болезней и укрепление здоровья обслуживаемого населения.

    е) координация - в необходимых случаях врач принимает решения о направлении пациента к соответствующему специалисту, организует все виды квалифицированной медицинской помощи и имеет право участвовать в консультациях своих пациентов у специалистов различного профиля. Врач информирует население об имеющихся службах здравоохранения, видах оказываемой помощи и услуг, новых перспективных методах лечения и профилактики заболеваний, активно отстаивает интересы пациентов при их контактах с другими представителями медицинской помощи.

    ж) конфиденциальность - врач и все медицинские работники обязаны хранить не только врачебную тайну, но и любые другие сведения из жизни пациентов, что особенно важно в условиях их компактного проживания, а обслуживаемое население должно быть полностью уверено в конфиденциальности своих обращений (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РБ).

    Представителем ПМСП является врач общей практики - специалист, имеющий высшее базовое медицинское образование по специальности "лечебное дело", прошедший дополнительное профессиональное обучение, ориентированное на первичную медико-санитарную помощь, и допущенный к медицинской деятельности в порядке, установленном законодательством РБ.

    Медицинские организации первичной медико-санитарной помощи - см. вопрос 34.

Первичная медико-санитарная помощь - совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, осуществляемых на первичном уровне контакта отдельных лиц, семьи и групп населения со службами здравоохранения.

Согласно определению, данному на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи (Алма-Ата, 1978), П. м.-с. п. является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя амбулаторно-поликлиническую, скорую, неотложную и общепрофильную медицинскую помощь (см. Лечебно-профилактическая помощь ). Ее организация в нашей стране имеет особенности. В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками (см. Детская поликлиника , Поликлиника ), медсанчастями (см. Медико-санитарная часть ), женскими консультациями (см. Женская консультация ), врачебными и фельдшерскими здравпунктами (см. Здравпункт ). В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка : участковая больница, амбулатория , фельдшерско-акушерские пункты (см. Фельдшерско-акушерский пункт ), здравпункты, медицинские профилактории. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим П. м.-с. п., является поликлиника центральной районной больницы (см. Больница ).

Неотложная помощь населению городов оказывается пунктами (отделениями) медицинской помощи на дому ; жителям сельской местности - средними медработниками фельдшерско-акушерских пунктов, врачами амбулаторий и участковых больниц.

Территориальная доступность П. м.-с. п. обеспечивается рациональным размещением медицинских учреждений с учетом сложившихся и перспективных систем расселения населения, а также ряда других факторов.

В осуществлении П. м.-с. п. наиболее велика роль врачей амбулаторно-поликлинических учреждений. Врач-терапевт (участковый врач) обеспечивает своевременную квалифицированную терапевтическую помощь населению участка в поликлинике (амбулатории) и на дому; организацию и проведение комплекса мероприятий по диспансеризации населения участка: координацию деятельности с врачами-специалистами амбулаторно-поликлинических учреждений, санитарным и общественным активом. Основными задачами врача-терапевта участкового цехового врачебного участка являются оказание рабочим и служащим квалифицированной терапевтической помощи, участие в проведении профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессиональных болезней и травматизма, улучшение санитарно-гигиенических условий труда.

В нашей стране подготовка врачей общей практики ведется с ориентацией на переход к оказанию медицинской помощи по принципу «семейного врача». С внедрением новых форм работы врачей соотношение объемов П. м.-с. п. и специализированной помощи должно изменяться в сторону увеличения объема первой, что будет связано с расширением лечебных мероприятий, проводимых в условиях учреждений первичного звена здравоохранения.

В работе медперсонала учреждений, оказывающих П. м.-с. п., ведущая роль принадлежит профилактике . В связи с этим должны быть пересмотрены функции и расширен объем профилактической деятельности врачей (см. Врач ), фельдшеров, акушерок и медсестер (см. Средний медицинский персонал ).

Дальнейшее развитие П. м.-с. п. должно быть направлено на решение следующих задач: обеспечение доступности этого вида медпомощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны; полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной врачебной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи; переориентация деятельности учреждений П. м.-с. п., которая имеет индивидуально-лечебную направленность на медико-социальную профилактику; повышение эффективности работы учреждений П. м.-с. п., совершенствование управления П. м.-с. п.; повышение культуры и качества медико-социальной помощи.

Для полноценного функционирования службы П. м.-с. п. необходимы следующие условия: приоритетное выделение материальных, кадровых и финансовых ресурсов на ее развитие; разработка и внедрение системы специальной подготовки врачей, средних медицинских и социальных работников для работы в учреждениях П. м.-с. п.; обеспечение эффективных мер, способствующих повышению престижа службы П. м.-с. п. и отдельных ее работников, укрепление доверия среди широких слоев населения.

Важным в организации П. м.-с. п. является активное привлечение к ней самого населения. Представители населения должны участвовать в оценке существующего положения в своих районах, в распределении ресурсов, в организации и выполнении программ охраны здоровья. Население может оказывать поддержку финансовыми средствами и своим трудом. Это может проявляться в различных формах: общественная помощь пожилым, инвалидам, социально не защищенным группам населения, организация групп самопомощи и взаимной поддержки, служб сиделок и т.п. Контроль и координацию работы общественных и добровольных организаций должны осуществлять медработники учреждений первичной медико-санитарной помощи.

Важным условием успешной реализации целевых установок П. м.-с. п. является взаимодействие здравоохранения с другими социальными и экономическими секторами, деятельность которых направлена на решение основных социальных проблем в обществе, создание условий для охраны и улучшения общественного здоровья.

Библиогр .: Всеобщее право на здоровье и его реализация в различных странах мира, под ред. Д.Д. Бенедиктова, М., 1981; Гаджиев Р.С. Сельский врачебный участок, М., 1988; Задачи по достижению здоровья для всех. Копенгаген, ВОЗ, 1985.

Первичная медико-санитарная помощь I

совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, осуществляемых на первичном уровне контакта отдельных лиц, семьи и групп населения со службами здравоохранения.

Согласно определению, данному на Международной конференции по первичной медико-санитарной помощи (Алма-Ата, 1978), П. м.-с. п. является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья.

Первичная медико-санитарная помощь включает в себя амбулаторно-поликлиническую, скорую, неотложную и общепрофильную медицинскую помощь (см. Лечебно-профилактическая помощь). Ее в нашей стране имеет особенности. В городах указанная помощь оказывается территориальными поликлиниками для взрослых и детскими поликлиниками (см. Детская поликлиника , Поликлиника), медсанчастями (см. Медико-санитарная часть), женскими консультациями (см. Женская консультация), врачебными и фельдшерскими здравпунктами (см. Здравпункт). В сельской местности первым звеном в системе этой помощи являются лечебно-профилактические учреждения сельского врачебного участка (Сельский врачебный участок): участковая , Амбулатория, фельдшерско-акушерские пункты (см. Фельдшерско-акушерский пункт), здравпункты, медицинские профилактории. Для жителей районного центра основным учреждением, оказывающим П. м.-с. п., является центральной районной больницы (см. Больница).

Неотложная помощь населению городов оказывается пунктами (отделениями) медицинской помощи на дому (Помощь на дому); жителям сельской местности - средними медработниками фельдшерско-акушерских пунктов, врачами амбулаторий и участковых больниц.

Для оказания скорой медицинской помощи (Скорая медицинская помощь) в городах создана широкая сеть соответствующих станций (подстанций); в сельских административных районах организованы станции скорой медицинской помощи или отделения скорой медицинской помощи при центральных районных больницах.

Особое место в системе П. м.-с. п. занимает выездная помощь, оказываемая выездными врачебными бригадами, а также подвижными средствами и кoмnлeкcaми медицинского назначения (Подвижные средства и комплексы медицинского назначения). Выездные службы формируются обычно на базе центральных районных, областных, краевых, республиканских и крупных городских больниц.

Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий возлагается на санитарно-эпидемиологическую службу (Санитарно-эпидемиологическая служба) при непосредственном участии врачей и средних медработников территориальных и производственных врачебных участков (см. Врачебный участок).

Дальнейшее развитие П. м.-с. п. должно быть направлено на решение следующих задач: обеспечение доступности этого вида медпомощи для всех групп населения, проживающих в любых регионах страны; полное удовлетворение потребности населения в квалифицированной врачебной лечебно-профилактической и медико-социальной помощи; переориентация деятельности учреждений П. м.-с. п., которая имеет индивидуально-лечебную направленность на медико-социальную профилактику; повышение эффективности работы учреждений П. м.-с. п., совершенствование управления П. м.-с. п.; повышение культуры и качества медико-социальной помощи.

Для полноценного функционирования службы П. м.-с. п. необходимы следующие условия: приоритетное материальных, кадровых и финансовых ресурсов на ее развитие; разработка и внедрение системы специальной подготовки врачей, средних медицинских и социальных работников для работы в учреждениях П. м.-с. п.; обеспечение эффективных мер, способствующих повышению престижа службы П. м.-с. п. и отдельных ее работников, укрепление доверия среди широких слоев населения.

Важным в организации П. м.-с. п. является активное привлечение к ней самого населения. Представители населения должны участвовать в оценке существующего положения в своих районах, в распределении ресурсов, в организации и выполнении программ охраны здоровья. может оказывать поддержку финансовыми средствами и своим трудом. Это может проявляться в различных формах: общественная помощь пожилым, инвалидам, социально не защищенным группам населения, организация групп самопомощи и взаимной поддержки, служб сиделок и т.п. Контроль и координацию работы общественных и добровольных организаций должны осуществлять медработники учреждений первичной медико-санитарной помощи.

Важным условием успешной реализации целевых установок П. м.-с. п. является взаимодействие здравоохранения с другими социальными и экономическими секторами, деятельность которых направлена на решение основных социальных проблем в обществе, создание условий для охраны и улучшения общественного здоровья.

Библиогр .: Всеобщее право на и его реализация в различных странах мира, под ред. Д.Д. Бенедиктова, М., 1981; Гаджиев Р.С. , М., 1988; Задачи по достижению здоровья для всех. Копенгаген, ВОЗ, 1985.

II Перви́чная ме́дико-санита́рная по́мощь

совокупность лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, проводимых на первом (первичном) уровне контакта населения со службами здравоохранения.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Лекция 10.

Введение.

– Обеспечение лечением;

– Реабилитация

Организация работы детской поликлиники.

Детская поликлиника - лечебно-профилактическое учреж­дение, являющееся структурным подразделением объединенной детской больницы или самостоятельным медицинским учреж­дением, которое обеспечивает внебольничную помощь детям от рождения до 18 лет (по 17 лет 11 мес. 29 дней включительно).

Принципы и порядок работы детской поликлиники во многом схожи с таковыми в поликлиниках для взрослых, од­нако имеются и свои, характерные только для данного учреж­дения, особенности.

Детская поликлиника в районе своей деятельности обеспе­чивает:

а) организацию и проведение комплекса профилактических мероприятий среди детского населения путем:

Обеспечения динамического медицинского наблюдения за здоровыми детьми;

Проведения профилактических осмотров и диспансеризации детей;



Проведения профилактических прививок;

Проведения лекций, бесед, конференций для родителей, занятий в школе матерей и т. п.;

б) лечебно-профилактическую помощь детям на дому и в поликлинике, направление детей на лечение в стационары, больницы, на восстановительное ле­чение в санатории, отбор их в специализированные детские ясли-сады, учреждения детского отдыха и оздоровления и др.;

в) лечебно-профилактическую работу в детских образова­тельных учреждениях;

г) противоэпидемические мероприятия (совместно с центрами Госсанэпиднадзора);

д) правовую защиту детей.

Режим работы поликлиники должен строиться с учетом безотказного обеспечения населения медицинской помощью в рабочее и нерабочее время. Работу на участке необходимо организовать, чередуя приемы в утренние и вечерние часы.

Структура детской поликлиники находится в соответствии с поставленными перед ней задачами и включает (примерная схема):

Фильтр с отдельным входом и изоляторы с боксами;

Регистратуру;

Отделения педиатрической и узкоспециализированной помощи;

Отделение организации медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях ДШО;

Отделение (кабинет) медико-социальной помощи;

Отделение (кабинет) восстановительного лечения;

Отделение лечебно-диагностической помощи;

Клинико-экспертную комиссию;

Административно-хозяйственную часть и другие вспомо­гательные службы.

В современных условиях в городах организуются и строят­ся преимущественно крупные детские поликлиники на 600- 800 посещений в смену, имеющие все условия для организации лечебно-профилактической работы: необхо­димый набор помещений для специализированных кабинетов, залы лечебной физкультуры, бассейн для плавания, водо- и грязелечебницы, кабинеты для свето- и электролечения, пере­движные физиотерапевтические кабинеты для образователь­ных учреждений и т. д.

На 10 тыс. детского населения выделяется 12,5 должности участковых врачей-педиатров. Главной задачей участкового педиатра является проведение профилактических мероприя­тий, направленных на обеспечение гармоничного физическо­го и нервно-психического развития детей, проживающих на территории участка, на снижение заболеваемости и смертно­сти путем оказания своевременной и высококвалифицирован­ной медицинской помощи.

Участковый врач-педиатр работает под руководством заве­дующего отделением по плану, составленному на основе ана­лиза состояния здоровья детского населения. Он имеет право выдавать листки нетрудоспособности в соответствии с дейст­вующими инструкциями, давать распоряжения подчиненным ему средним и младшим медицинским работникам.

Выделяют несколько основных разделов работы участково­го педиатра: профилактическая, лечебная, противоэпидемиче­ская, работа по формированию здорового образа жизни, связь с другими медицинскими учреждениями, организация работы медсестры, работа с медицинской документацией.

Лечебная работа.

Лечебная работа участкового педиатра включает в себя:

Лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронической патологии до полного клинического выздоровления;

Прием в детской поликлинике реконвалесцентов после острых заболеваний, не представляющих опасности для окружающих;

Организацию госпитализации по показаниям.

Активное выявление больных с хроническими формами заболеваний на ранних стадиях, постановка их на учет, своевременное лечение и оздоровление;

Проведение комплексного этиопатогенетического лечения заболеваний с использованием средств восстанови­тельного лечения (физиотерапевтических методов, ле­чебной физкультуры, водолечения и т. д.); .

Осуществление преемственности в лечении больных детей с детскими образовательными учреждениями, стационарами, санаториями;

Экспертизу временной нетрудоспособности работающих подростков и родителей больных детей.

Организация приема детей в поликлинике должна обеспе­чивать им квалифицированную медицинскую помощь в воз­можно короткие сроки. График работы участковых врачей и врачей по специальностям составляется таким образом, чтобы матери с детьми в течение недели могли быть приняты своим участковым врачом в утренние, дневные и вечерние часы (скользящий график).

Особенностью работы детской поликлиники является то, что все больные дети с острыми заболеваниями наблюдаются участковым врачом на дому. В поликлинике проводится прием в основном здоровых детей, а также страдающих хро­ническими заболеваниями, повторных больных с инфекци­онными заболеваниями без острых явлений и реконвалесцентов.

Помощь на дому врачи оказывают в часы, свободные от приема в поликлинике. При дневных и вечерних приемах, на­чинающихся после 14 ч, помощь на дому оказывается до приема.

Участковый врач обязан посетить заболевшего ребенка в день вызова, активно (без вызова) посещать больных детей на дому до полного выздоровления или госпитализации. Крат­ность и интервалы посещений регулируются в зависимости от характера, тяжести заболеваний, возраста ребенка.

В лечении детей, особенно раннего возраста, имеет исклю­чительное значение своевременное его начало. Участковые врачи-педиатры, выполняя вызов к больному ребенку, долж­ны иметь с собой набор необходимых лекарственных средств и в случае надобности оказать больному помощь на дому сра­зу же после установления диагноза даже тогда, когда ребенок направляется в стационар. При необходимости врач должен обеспечить ребенка лекарственными препаратами на один прием.

Участковая медсестра выполняет назначения врача по ле­чению больного ребенка на дому, контролирует выполнение родителями врачебных рекомендаций по лечению, питанию, режиму и уходу за больным ребенком. По заявке лечащего врача детская поликлиника обеспечивает больному ребенку проведение на дому необходимых лабораторных, функцио­нальных исследований и консультаций врачей узких специ­альностей. Заведующий отделением детской поликлиники осуществляет контроль за организацией лечения больных де­тей на дому, в необходимых случаях оказывает консультатив­ную помощь.

Участковый врач в случае необходимости организует гос­питализацию ребенка и продолжает наблюдение за его здо­ровьем после выписки из стационара. При невозможности госпитализировать ребенка (отказ родителей, отсутствие места в стационаре, карантин и др.) организуется стационар на до­му. При этом ребенку обеспечивается весь комплекс необхо­димых лечебных и диагностических мероприятий, лаборатор­ных обследований в соответствии с тяжестью и характером за­болевания, пост медицинской сестры или ее регулярное посе­щение несколько раз в день. Ночью ребенку оказывает помощь врач-педиатр неотложной или скорой помощи. Участковый врач посещает больного ежедневно до полного выздо­ровления; кроме того, ребенок в обязательном порядке дол­жен быть осмотрен заведующим отделением.

При выявлении хронической патологии больного следует поставить на диспансерный учет либо у участкового педиатра, либо у врача соответствующего профиля. Каждому ребенку, взятому на учет, должно быть обеспечено тщательное наблю­дение и активное лечение. Содержание диспансерной работы отражается в индивидуальных планах диспансерного наблюде­ния, которые разрабатываются врачами конкретно для каждо­го больного.

В конце года врачи составляют на каждого состоящего, на учете больного этапный эпикриз, в котором дается оценка со­стояния здоровья и эффективности лечебно-профилактиче­ских мероприятий. Критериями оценки результатов проводи­мой диспансеризации являются выздоровление, улучшение, состояние без перемен, ухудшение.

Если ребенок не снимается с диспансерного учета, то од­новременно составляется план лечебно-профилактических мероприятий на следующий год. После оформления эпикри­зов на всех детей, взятых под диспансерное наблюдение, участковый педиатр проводит анализ диспансеризации по от­дельным нозологическим группам за истекший год, составля­ет отчет и представляет заведующему отделением, который составляет сводный отчет о результатах диспансерной работы за прошедший год. После анализа проведенной работы пла­нируются мероприятия, направленные на повышение качест­ва диспансерного обслуживания детей.

Важным элементом работы участкового педиатра следует считать экспертизу временной нетрудоспособности члена се­мьи в связи с заболеванием ребенка. При выдаче листков не­трудоспособности участковый врач руководствуется действую­щими инструкциями.

Гинекологическая помощь

Активное выявление гинекологических больных. Выявление гинекологических больных осуществляется при приеме жен-шин, обратившихся -в консультацию или направленных другими специалистами; при осмотре женщин на дому (по вызову); при проведении профилактических осмотров в консультации, на предприятиях, в учреждениях, смотровых кабинетах поли­клиник и т. д.

Профилактическим гинекологическим осмотрам подлежат женщины, проживающие в районе деятельности консульта­ции, работающие на промышленных предприятиях и в учреж­дениях, расположенных в районе деятельности консультации. Каждая женщина должна осматриваться акушером-гинеколо­гом 1 раз в год с применением цитологического и кольпоскопического методов обследования.

Организация и проведение обследования и лечения женщин с гинекологическими заболеваниями. Лечение гинекологических больных осуществляется в основном в женской консультации, но может быть организовано и на дому (по назначению вра­ча), на здравпунктах, в диспансерах, а также в поликлиниках. В женской консультации может быть организована малая опе­рационная и комната для временного пребывания больных после операций. Амбулаторно могут проводиться отдельные малые гинекологические операции и манипуляции. В некото­рых случаях медицинская помощь гинекологической больной может быть оказана на дому.

При необходимости женщина может быть направлена на консультацию к специалистам других ЛПУ. В крупных, хоро­шо оснащенных женских консультациях могут быть организо­ваны специализированные приемы: по гинекологической эн­докринологии, бесплодию, невынашиванию беременности и др.

Своевременная госпитализация женщин, нуждающихся в стационарном лечении. Больной, назначаемой на стационарное лечение, выдается направление на госпитализацию. Акушерка участка проверяет факт поступления больной в стационар. В карте амбулаторного больного делается запись о направле­нии в стационар и фактической госпитализации женщины. После выписки больной из стационара в женской консульта­ции может осуществляться долечивание. Сведения стационара переносят в карту амбулаторного больного, а выписка остает­ся у самой женщины.

Экспертиза нетрудоспособности при гинекологических забо­леваниях. Экспертиза временной и стойкой нетрудоспособно­сти при гинекологических заболеваниях осуществляется на общих основаниях.

Диспансерное наблюдение за гинекологическими больными строится на общих принципах диспансеризации.

Планирование семьи и профилактика абортов

Основными задачами женской консультации по планиро­ванию семьи являются предупреждение нежелательной бере­менности путем широкого внедрения современных средств и методов контрацепции, совершенствование технологий и ка­чества проведения абортов, борьба с бесплодием.

Акушер-гинеколог должен осуществлять рекомендации, индивидуальный подбор и обучение использованию противо­зачаточных средств женщинами, желающими воздерживаться от наступления беременности. В консультации желательно иметь выставку-витрину противозачаточных средств, органи­зовать их продажу.

В соответствии с действующим законодательством каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о мате­ринстве. Искусственное прерывание беременности проводит­ся по желанию женщины при сроке беременности до 12 нед., по социальным показаниям - до 22 нед., а при наличии меди­цинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.

Для получения направления на операцию искусственного прерывания беременности женщина обращается к врачу аку­шеру-гинекологу женской консультации, поликлиники (амбу­латории), семейному врачу, в сельской местности - к акуше­ру-гинекологу районной больницы или к врачу участковой больницы. Перед направлением на аборт необходимо разъяс­нить опасность и вред для женщины этой операции.

Врач акушер-гинеколог при обращении женщины за на­правлением для искусственного прерывания беременности производит обследование для определения срока беременно­сти и установления отсутствия медицинских противопоказа­ний к операции. Перед направлением на прерывание бере­менности проводится необходимое обследование женщины, а при прерывании беременности в поздние сроки - полное клиническое обследование, регламентированное для полост­ных хирургических операций. При отсутствии медицинских противопоказаний к операции прерывания беременности женщине выдается направление в лечебное учреждение с ука­занием срока беременности, результатов обследования, за­ключения комиссии о прерывании беременности по конкрет­ным медицинским (диагноз) или социальным показаниям.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не достигших 15 лет, и граждан, признанных в установ­ленном законом порядке недееспособными, дают их законные представители.

Разрешается проводить искусственное прерывание бере­менности в амбулаторных условиях:

В ранние сроки беременности при задержке менструации до 20 дней (мини-аборт);

При сроке беременности до 12 нед. - в стационарах дневного пребывания, организованных на базе профильных НИИ, клинических, многопрофильных городских и областных (краевых, республиканских, окружных) больниц.

Искусственное прерывание беременности до 12 нед. у жен­щин с отягощенным акушерским анамнезом, при наличии экстрагенитальных и аллергических заболеваний (состояний), а также в более поздние сроки беременности производится только в условиях стационара.

Искусственный аборт во II триместре беременности целе­сообразно производить в многопрофильной, хорошо осна­щенной больнице. Госпитализация беременных осуществляет­ся при наличии направления в стационар, заключения комис­сии и результатов обследования. Операция должна осуществ­ляться с обязательным эффективным обезболиванием. Дли­тельность пребывания в стационаре после операции определя­ется лечащим врачом индивидуально в зависимости от со­стояния здоровья женщины.

После операции вакуум-аспирации в амбулаторном учреж­дении и прерывания беременности в срок до 12 нед. в услови­ях стационара дневного пребывания, произведенных без ос­ложнений, пациентки должны находиться под наблюдением медицинского персонала не менее 4 ч.

После искусственного прерывания беременности в амбула­торных и стационарных условиях каждая женщина должна получить необходимую информацию о режиме, возможных осложнениях и рекомендации по предупреждению нежела­тельной беременности.

В связи с операцией искусственного прерывания беремен­ности работающим женщинам выдается листок нетрудоспо­собности. Искусственное прерывание беременности осущест­вляется в рамках программы государственных гарантий оказа­ния гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в учре­ждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельно­сти, врачами, имеющими специальную подготовку. После прерывания беременности женщине рекомендуется посеще­ние женской консультации (поликлиники, амбулатории) для проведения необходимых реабилитационных мероприятий и индивидуального подбора метода контрацепции.

Вопрос о прерывании беременности по социальным показаниям решается комиссией в составе врача акушера-гинеко­лога, руководителя учреждения (отделения), юриста по пись­менному заявлению/женщины, при наличии заключения о сроке беременности, установленном врачом акушером-гине­кологом, и соответствующих юридических документов (свиде­тельство о смерти мужа, о разводе и др.), подтверждающих со­циальные показания. При наличии социальных показаний бе­ременной выдается заключение, заверенное подписями чле­нов комиссии и печатью учреждения.

Искусственное прерывание беременности по медицинским показаниям проводится с согласия женщины независимо от срока беременности. Медицинские показания к прерыванию беременности устанавливаются комиссией в составе врача акушера-гинеколога, врача той специальности, к области ко­торой относится заболевание (состояние) беременной, и руко­водителя учреждения (отделения) здравоохранения. При на­личии медицинских показаний беременной выдается заключе­ние с полным клиническим диагнозом, заверенное подписями указанных специалистов и печатью учреждения.

Лекция 10.

Организация первичной медико-санитарной помощи населению.

Введение.

Первична медико-санитарная помощь (ПМСП) - это первичный элемент многоуровневой структуры охраны здоровья населения, которая максимально прибли­жает медицинскую помощь к месту жительства и построена по принципу "от периферии к центру". Опыт земской и совет­ской медицины в организации ПМСП был одобрен ВОЗ и взят за основу при разработке концепции ПМСП для всех стран, что нашло отражение в Алма-Атинской декларации ВОЗ (1978).

ПМСП должна удовлетворять основные потребности насе­ления в области здравоохранения:

– Сохранение и укрепление здоровья;

– Обеспечение лечением;

– Реабилитация

В России концепция ПМСП ориентирована преимущест­венно на оказание медицинской помощи в амбулаторно-по­ликлинических учреждениях.

Похожие публикации