Александро невский чувашский мужской монастырь. Кюрегаси. Александра Невского мужской православный монастырь

Александро-Невский чувашский мужской монастырь расположен в Моргаушском районе в местечке Каршлыхи. Обитель была основана в 1903, в миссионерских целях, в лесу, ныне 14-й квартал Ильинского лесничества, в месте, где раньше, собирались и совершали моления чуваши-язычники. Сначала в 1890 была построена часовня и потом в короткое время был образован монастырь - комплекс из двух церквей – во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного двухэтажного корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйственных построек. Все строения были деревянными, в стиле эклектики с элементами классической и барочной архитектуры.

Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. № 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение АВГУСТЕЙШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь.

Но ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление осталось фактически не исполненным до 1902 года. В конце 80-х годов века было направлено первое прошение чувашских сельских обществ Козьмодемьянского уезда Казанскому Епархиальному Начальству об основании мужского чувашского монастыря в Козьмодемьянском уезде.

Чуваши поклоняются богу Туру. Духи же, от которых происходят бедствия и несчастья обитают в лесистой местности и места их обитания - КЕРЕМЕТИ - священны. Там люди приносили в жертву животных чтобы задобрить их. В Козьмодемьянском уезде таким местом была поляна «Каршлык» и место под названием «Сар-Туван» близ деревни Макси-Касы Татаркасинской волости, расположенные в Шешкарской лесной даче (дачами назывались участки лесничеств).

К тому времени многие чуваши уже утвердившиеся в православной вере не желали мириться с идолопоклонством и жертвоприношениями. И жители прилегающих к поляне «Каршлык» деревень «признали благодетельным ходатайствовать, перед кем следует об основании означенного выше монастыря на главном месте идолопоклонства, именно в Шешкарской лесной даче Козьмодемьянского уезда Казанской губернии». Было составлено несколько прошений в Святейший Синод, Казанскому епархиальному начальству, Казанскому Управлению Государственных имуществ (в 1891 г., 1895 г., 1898 г. 1899 г.). И началась длительная переписка с Казанским Управлением Государственных Имуществ об отводе земель под монастырь. Но монастырь уже начал зарождаться. Крестьяне близлежащих деревень подарили 3 десятины земли. Начали возводиться первые постройки - это были деревянные избы. А в мае 1902 года Святейший Правительствующий Синод определил:
- в Козьмодемьянском уезде Казанской епархии учредить мужской чувашский монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом монашествующих, какое обитель будет в состоянии содержать на свои средства;
- просить распоряжения Министра Земледелия и Государственных имуществ об отводе под усадьбу и в надел нового монастыря предназначенных на этот предмет 80 десятин 500 кв. саж. Из Мало-Шешкарской и Пихтулинской дач». В октябре 1902 года настоятелем монастыря был назначен игумен Антоний (Разумов).

К этому времени жители соседнего села Большой Сундырь пожертвовали монастырю старый молитвенный дом, который перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть. Похоже, именно он стал храмом Александра Невского.

Актом от 22 января 1903 года во владение монастырю было, наконец-то, передано 10 десятин лесного участка из Шешкарской дачи, а в апреле того же года еще 70 дес. 500 саженей земли в Пихтулинской даче, которая находилась от монастыря в 18 верстах.

Освящен монастырь был 15 июня 1903 года архиепископом Казанским Димитрием, и начались регулярные богослужения. Монастырь был учрежден как общежительный (единый стол и общее имущество) и заштатный (не состоящий на содержании консистории).

«В 1904 году в обители состоит 2 человека в монашеском чине и 48 человек послушников».

В 1904 году было завершено благоустройство храма Александра Невского. В следующем году были построены двухэтажный братский корпус с 20 кельями и деревянное здание школы. «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во внимание к просветительным задачам Александро-Невского монастыря среди чувашей, во 2-й день мая 1905 года ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил отвести ему в дополнительный надел семьдесят десятин из Мало-Шешкарской казенной дачи и сложить с него недопоступившую сумму за ранее отведенный монастырю участок». Но землю эту монастырь получил во владение по акту только в июле 1906 года. Но еще долго Заведующий Ильинским лесничеством Старший Лесной Ревизор Коллежский Советник Гузовский вел с монастырем кляузную тяжбу по земельным делам. Несмотря на то, что в сентябре 1907 года Главное управление Землеустройства и Земледелия Казанскому Управлению Земледелия и Государственных Имуществ прислало документ, в котором говорится наряду с прочим, «что отведенные казною монастырям лесные участки, согласно ст. 111-й и п. 7 ст. 462-й Уст. Лесн., изд. 1905г., изъемлются навсегда из заведывания лесного начальства и поступают в полное распоряжение и пользование монастырей».

В 1905 году о. Антоний обращается в совет Братства святителя Гурия с просьбой об открытии при монастыре церковно-приходской школы. В этом же году монастырем была взята в аренду водяная мельница сроком на 24 года. К 1907 году монастырь продолжает расти. Появляются новые постройки, мастерские (швейная, сапожная, столярная и др.), деревянная ограда вокруг монастыря. В это же время задумано строительство новой церкви, нового корпуса для братии и своего кирпичного завода, гостиницы для паломников.

В феврале 1908 года «Строительное Отделение Казанского Губернского Правления утвердило проект и смету на постройку церкви в Александро-Невском мужском монастыре, Козьмодемьянского уезда». Закладка храма была произведена в июле 1908 года епископом Чебоксарским Михаилом. А освящение состоялось 8 октября 1909 года епископом Мамадышским Андреем. По-видимому, это и был храм Серафима Саровского.

В 1908 в монастыре обитали 22 монаха и 12 послушников.

К 1910 году в монастыре проживало уже 71 человек. Появилась кузница, кирпичный завод, холстоткацкая мастерская. Под старые здания подводятся кирпичные фундаменты, многие здания уже имеют железные крыши. Хорошо было налажено и хуторское хозяйство на отдаленном от монастыря Пихтулинском участке, где проживало несколько послушников. Для проживания нуждающихся в монастыре имелись две 2-х этажные гостиницы.

С началом первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась. Часть послушников были мобилизованы в армию. Забрали часть лошадей на нужды фронта. Но, несмотря на то, что шла война, продолжается благоустройство монастыря. В 1916 году построен новый трапезный корпус, укрупнена пасека.

С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни. Уже в феврале 1918 года крестьянами Сундырской волости были конфискованы земли на Пихтулинском участке. Вместе с тем были отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено, солома. В марте 1919 года монастырь лишился мельницы.

Настоятелем обители со дня её основания и до закрытия в 1926 являлся игумен Антоний (А.П. Разумов).

В мае 1922 года игумен Антоний возведен в сан архимандрита. Несмотря на болезнь, архимандрит Антоний продолжает свою службу. До середины 20-х годов жизнь в монастыре еще теплилась.

12 августа 1926 года коллегия НКВД Чувашской республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил его в октябре 1926г. Причиной послужило «несоблюдение советских законов членами общины, декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Так же коллегия НКВД своим решением передала монастырские помещения в распоряжение местной школы крестьянской молодежи.

Архимандрит Антоний умер 24 декабря 1928 года и был похоронен на кладбище села Большой Сундырь Ядринского района. В долгие годы забвения на территории монастыря в разное время существовали школа крестьянской молодежи, больница для больных менингитом и туберкулезом. За это время уцелевшие здания нещадно разрушались и перестраивались

В 1940 в монастырских строениях разместился детский санаторий.

В 1996 году Распоряжением Председателя Совета министров Чувашской Республики Аблякимова Э.А. в собственность Чебоксарской епархии были переданы два строения, расположенные на территории бывшего монастыря: церковь и игуменский дом.

В 2001 монастырь возобновил свою деятельность. Построен деревянный храм во имя Серафима Саровского, келейный двухэтажный корпус, хозяйственные постройки.

С 2001 года вновь на этом святом месте совершается иноческий молитвенный подвиг за Русь Святую. Монастырь частично возвращён её исконному хозяину Православной церкви, освящена церковь святого преподобного Серафима Саровского, но основная часть трудов по возрождению монастыря ещё в будущем.

Ныне комплекс Александро–Невского мужского монастыря с. Каршлыхи Моргаушского района состоит из:

Храм святого благоверного князя Александра Невского;
- Храм преподобного Серафима Саровского;
- Надвратная церковь святителя Николая чудотворца;
- Часовня- с источником в честь Божией Матери «Живоносный источник»;
- Источник во имя Александра Невского;
- Поклонный Крест при въезде в монастырь.

Александро-Невский чувашский мужской монастырь расположен в Моргаушском районе в местечке Каршлыхи. Обитель была основана в 1903, в миссионерских целях, в лесу, ныне 14-й квартал Ильинского лесничества, в месте, где раньше, собирались и совершали моления чуваши-язычники. Сначала в 1890 была построена часовня и потом в короткое время был образован монастырь - комплекс из двух церквей - во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского, дома настоятеля, келейного двухэтажного корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйственных построек. Все строения были деревянными, в стиле эклектики с элементами классической и барочной архитектуры.

Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. № 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение АВГУСТЕЙШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь.

Но ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление осталось фактически не исполненным до 1902 года. В конце 80-х годов века было направлено первое прошение чувашских сельских обществ Козьмодемьянского уезда Казанскому Епархиальному Начальству об основании мужского чувашского монастыря в Козьмодемьянском уезде.

Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться разным богам. Считалось, что боги, от которых происходят бедствия и несчастья обитают в лесистой местности и места их обитания - КЕРЕМЕТИ - священны. Там люди поклонялись им и приносили в жертву животных. В Козьмодемьянском уезде таким местом была поляна «Каршлык» и место под названием «Сар-Туван» близ деревни Макси-Касы Татаркасинской волости, расположенные в Шешкарской лесной даче (дачами назывались участки лесничеств).

К тому времени многие чуваши уже утвердившиеся в православной вере не желали мириться с идолопоклонством и жертвоприношениями. И жители прилегающих к поляне «Каршлык» деревень «признали благодетельным ходатайствовать, перед кем следует об основании означенного выше монастыря на главном месте идолопоклонства, именно в Шешкарской лесной даче Козьмодемьянского уезда Казанской губернии». Было составлено несколько прошений в Святейший Синод, Казанскому епархиальному начальству, Казанскому Управлению Государственных имуществ (в 1891 г., 1895 г., 1898 г. 1899 г.). И началась длительная переписка с Казанским Управлением Государственных Имуществ об отводе земель под монастырь. Но монастырь уже начал зарождаться. Крестьяне близлежащих деревень подарили 3 десятины земли. Начали возводиться первые постройки - это были деревянные избы. А в мае 1902 года Святейший Правительствующий Синод определил:

В Козьмодемьянском уезде Казанской епархии учредить мужской чувашский монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом монашествующих, какое обитель будет в состоянии содержать на свои средства;

Просить распоряжения Министра Земледелия и Государственных имуществ об отводе под усадьбу и в надел нового монастыря предназначенных на этот предмет 80 десятин 500 кв. саж. Из Мало-Шешкарской и Пихтулинской дач». В октябре 1902 года настоятелем монастыря был назначен игумен Антоний (Разумов).

К этому времени жители соседнего села Большой Сундырь пожертвовали монастырю старый молитвенный дом, который перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть. Похоже, именно он стал храмом Александра Невского.

Актом от 22 января 1903 года во владение монастырю было, наконец-то, передано 10 десятин лесного участка из Шешкарской дачи, а в апреле того же года еще 70 дес. 500 саженей земли в Пихтулинской даче, которая находилась от монастыря в 18 верстах.

Освящен монастырь был 15 июня 1903 года архиепископом Казанским Димитрием, и начались регулярные богослужения. Монастырь был учрежден как общежительный (единый стол и общее имущество) и заштатный (не состоящий на содержании консистории).

«В 1904 году в обители состоит 2 человека в монашеском чине и 48 человек послушников».

В 1904 году было завершено благоустройство храма Александра Невского. В следующем году были построены двухэтажный братский корпус с 20 кельями и деревянное здание школы. «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во внимание к просветительным задачам Александро-Невского монастыря среди чувашей, во 2-й день мая 1905 года ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил отвести ему в дополнительный надел семьдесят десятин из Мало-Шешкарской казенной дачи и сложить с него недопоступившую сумму за ранее отведенный монастырю участок». Но землю эту монастырь получил во владение по акту только в июле 1906 года. Но еще долго Заведующий Ильинским лесничеством Старший Лесной Ревизор Коллежский Советник Гузовский вел с монастырем кляузную тяжбу по земельным делам. Несмотря на то, что в сентябре 1907 года Главное управление Землеустройства и Земледелия Казанскому Управлению Земледелия и Государственных Имуществ прислало документ, в котором говорится наряду с прочим, «что отведенные казною монастырям лесные участки, согласно ст. 111-й и п. 7 ст. 462-й Уст. Лесн., изд. 1905г., изъемлются навсегда из заведывания лесного начальства и поступают в полное распоряжение и пользование монастырей».

В 1905 году о. Антоний обращается в совет Братства святителя Гурия с просьбой об открытии при монастыре церковно-приходской школы. В этом же году монастырем была взята в аренду водяная мельница сроком на 24 года. К 1907 году монастырь продолжает расти. Появляются новые постройки, мастерские (швейная, сапожная, столярная и др.), деревянная ограда вокруг монастыря. В это же время задумано строительство новой церкви, нового корпуса для братии и своего кирпичного завода, гостиницы для паломников.

В феврале 1908 года «Строительное Отделение Казанского Губернского Правления утвердило проект и смету на постройку церкви в Александро-Невском мужском монастыре, Козьмодемьянского уезда». Закладка храма была произведена в июле 1908 года епископом Чебоксарским Михаилом. А освящение состоялось 8 октября 1909 года епископом Мамадышским Андреем. По-видимому, это и был храм Серафима Саровского.

В 1908 в монастыре обитали 22 монаха и 12 послушников.

К 1910 году в монастыре проживало уже 71 человек. Появилась кузница, кирпичный завод, холстоткацкая мастерская. Под старые здания подводятся кирпичные фундаменты, многие здания уже имеют железные крыши. Хорошо было налажено и хуторское хозяйство на отдаленном от монастыря Пихтулинском участке, где проживало несколько послушников. Для проживания нуждающихся в монастыре имелись две 2-х этажные гостиницы.

С началом первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась. Часть послушников были мобилизованы в армию. Забрали часть лошадей на нужды фронта. Но, несмотря на то, что шла война, продолжается благоустройство монастыря. В 1916 году построен новый трапезный корпус, укрупнена пасека.

С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни. Уже в феврале 1918 года крестьянами Сундырской волости были конфискованы земли на Пихтулинском участке. Вместе с тем были отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено, солома. В марте 1919 года монастырь лишился мельницы.

Настоятелем обители со дня её основания и до закрытия в 1926 являлся игумен Антоний (А.П. Разумов).

В мае 1922 года игумен Антоний возведен в сан архимандрита. Несмотря на болезнь, архимандрит Антоний продолжает свою службу. До середины 20-х годов жизнь в монастыре еще теплилась.

12 августа 1926 года коллегия НКВД Чувашской республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил его в октябре 1926г. Причиной послужило «несоблюдение советских законов членами общины, декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Так же коллегия НКВД своим решением передала монастырские помещения в распоряжение местной школы крестьянской молодежи.

Архимандрит Антоний умер 24 декабря 1928 года и был похоронен на кладбище села Большой Сундырь Ядринского района. В долгие годы забвения на территории монастыря в разное время существовали школа крестьянской молодежи, больница для больных менингитом и туберкулезом. За это время уцелевшие здания нещадно разрушались и перестраивались

В 1940 в монастырских строениях разместился детский санаторий.

В 1996 году Распоряжением Председателя Совета министров Чувашской Республики Аблякимова Э.А. в собственность Чебоксарской епархии были переданы два строения, расположенные на территории бывшего монастыря: церковь и игуменский дом.

В 2001 монастырь возобновил свою деятельность. Построен деревянный храм во имя Серафима Саровского, келейный двухэтажный корпус, хозяйственные постройки.

С 2001 года вновь на этом святом месте совершается иноческий молитвенный подвиг за Русь Святую. Монастырь частично возвращён её исконному хозяину Православной церкви, освящена церковь святого преподобного Серафима Саровского, но основная часть трудов по возрождению монастыря ещё в будущем.

Александро-Невский чувашский мужской монастырь расположен в Моргаушском районе в местечке Каршлыхи. Обитель была основана в 1903, в миссионерских целях, в лесу, ныне 14-й квартал Ильинского лесничества, в месте, где раньше, собирались и совершали моления чуваши-язычники. Сначала в 1890 была построена часовня и потом в короткое время был образован монастырь - комплекс из двух церквей - во имя святого Александра Невского и преподобного Серафима Саровского , дома настоятеля, келейного двухэтажного корпуса, гостиницы для паломников, пекарни, кузницы, водяной мельницы и др. хозяйственных построек. Все строения были деревянными, в стиле эклектики с элементами классической и барочной архитектуры.

Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. № 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение АВГУСТЕЙШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь.

Но ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление осталось фактически не исполненным до 1902 года. В конце 80-х годов века было направлено первое прошение чувашских сельских обществ Козьмодемьянского уезда Казанскому Епархиальному Начальству об основании мужского чувашского монастыря в Козьмодемьянском уезде.

Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться разным богам. Считалось, что боги, от которых происходят бедствия и несчастья обитают в лесистой местности и места их обитания - КЕРЕМЕТИ - священны. Там люди поклонялись им и приносили в жертву животных. В Козьмодемьянском уезде таким местом была поляна «Каршлык» и место под названием «Сар-Туван» близ деревни Макси-Касы Татаркасинской волости, расположенные в Шешкарской лесной даче (дачами назывались участки лесничеств).

К тому времени многие чуваши уже утвердившиеся в православной вере не желали мириться с идолопоклонством и жертвоприношениями. И жители прилегающих к поляне «Каршлык» деревень «признали благодетельным ходатайствовать, перед кем следует об основании означенного выше монастыря на главном месте идолопоклонства, именно в Шешкарской лесной даче Козьмодемьянского уезда Казанской губернии». Было составлено несколько прошений в Святейший Синод, Казанскому епархиальному начальству, Казанскому Управлению Государственных имуществ (в 1891 г., 1895 г., 1898 г. 1899 г.). И началась длительная переписка с Казанским Управлением Государственных Имуществ об отводе земель под монастырь. Но монастырь уже начал зарождаться. Крестьяне близлежащих деревень подарили 3 десятины земли. Начали возводиться первые постройки - это были деревянные избы. А в мае 1902 года Святейший Правительствующий Синод определил:

  • - в Козьмодемьянском уезде Казанской епархии учредить мужской чувашский монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом монашествующих, какое обитель будет в состоянии содержать на свои средства;
  • - просить распоряжения Министра Земледелия и Государственных имуществ об отводе под усадьбу и в надел нового монастыря предназначенных на этот предмет 80 десятин 500 кв. саж. Из Мало-Шешкарской и Пихтулинской дач». В октябре 1902 года настоятелем монастыря был назначен игумен Антоний (Разумов).


К этому времени жители соседнего села Большой Сундырь пожертвовали монастырю старый молитвенный дом, который перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть. Похоже, именно он стал храмом Александра Невского .

Актом от 22 января 1903 года во владение монастырю было, наконец-то, передано 10 десятин лесного участка из Шешкарской дачи, а в апреле того же года еще 70 дес. 500 саженей земли в Пихтулинской даче, которая находилась от монастыря в 18 верстах.


Освящен монастырь был 15 июня 1903 года архиепископом Казанским Димитрием, и начались регулярные богослужения. Монастырь был учрежден как общежительный (единый стол и общее имущество) и заштатный (не состоящий на содержании консистории).

«В 1904 году в обители состоит 2 человека в монашеском чине и 48 человек послушников».


В 1904 году было завершено благоустройство храма Александра Невского . В следующем году были построены двухэтажный братский корпус с 20 кельями и деревянное здание школы. «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во внимание к просветительным задачам Александро-Невского монастыря среди чувашей, во 2-й день мая 1905 года ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил отвести ему в дополнительный надел семьдесят десятин из Мало-Шешкарской казенной дачи и сложить с него недопоступившую сумму за ранее отведенный монастырю участок».
Но землю эту монастырь получил во владение по акту только в июле 1906 года. Но еще долго Заведующий Ильинским лесничеством Старший Лесной Ревизор Коллежский Советник Гузовский вел с монастырем кляузную тяжбу по земельным делам. Несмотря на то, что в сентябре 1907 года Главное управление Землеустройства и Земледелия Казанскому Управлению Земледелия и Государственных Имуществ прислало документ, в котором говорится наряду с прочим, «что отведенные казною монастырям лесные участки, согласно ст. 111-й и п. 7 ст. 462-й Уст. Лесн., изд. 1905г., изъемлются навсегда из заведывания лесного начальства и поступают в полное распоряжение и пользование монастырей».


В 1905 году о. Антоний обращается в совет Братства святителя Гурия с просьбой об открытии при монастыре церковно-приходской школы. В этом же году монастырем была взята в аренду водяная мельница сроком на 24 года. К 1907 году монастырь продолжает расти. Появляются новые постройки, мастерские (швейная, сапожная, столярная и др.), деревянная ограда вокруг монастыря. В это же время задумано строительство новой церкви, нового корпуса для братии и своего кирпичного завода, гостиницы для паломников.

В феврале 1908 года «Строительное Отделение Казанского Губернского Правления утвердило проект и смету на постройку церкви в Александро-Невском мужском монастыре, Козьмодемьянского уезда». Закладка храма была произведена в июле 1908 года епископом Чебоксарским Михаилом. А освящение состоялось 8 октября 1909 года епископом Мамадышским Андреем. По-видимому, это и был храм Серафима Саровского .


В 1908 в монастыре обитали 22 монаха и 12 послушников.

К 1910 году в монастыре проживало уже 71 человек. Появилась кузница, кирпичный завод, холстоткацкая мастерская. Под старые здания подводятся кирпичные фундаменты, многие здания уже имеют железные крыши. Хорошо было налажено и хуторское хозяйство на отдаленном от монастыря Пихтулинском участке, где проживало несколько послушников. Для проживания нуждающихся в монастыре имелись две 2-х этажные гостиницы.


С началом первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась. Часть послушников были мобилизованы в армию. Забрали часть лошадей на нужды фронта. Но, несмотря на то, что шла война, продолжается благоустройство монастыря. В 1916 году построен новый трапезный корпус, укрупнена пасека.

С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни. Уже в феврале 1918 года крестьянами Сундырской волости были конфискованы земли на Пихтулинском участке. Вместе с тем были отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено, солома. В марте 1919 года монастырь лишился мельницы.

Настоятелем обители со дня её основания и до закрытия в 1926 являлся игумен Антоний (А.П. Разумов).

В мае 1922 года игумен Антоний возведен в сан архимандрита. Несмотря на болезнь, архимандрит Антоний продолжает свою службу. До середины 20-х годов жизнь в монастыре еще теплилась.

12 августа 1926 года коллегия НКВД Чувашской республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил его в октябре 1926г. Причиной послужило «несоблюдение советских законов членами общины, декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Так же коллегия НКВД своим решением передала монастырские помещения в распоряжение местной школы крестьянской молодежи.

Архимандрит Антоний умер 24 декабря 1928 года и был похоронен на кладбище села Большой Сундырь Ядринского района. В долгие годы забвения на территории монастыря в разное время существовали школа крестьянской молодежи, больница для больных менингитом и туберкулезом. За это время уцелевшие здания нещадно разрушались и перестраивались

В 1940 в монастырских строениях разместился детский санаторий.

В 1996 году Распоряжением Председателя Совета министров Чувашской Республики Аблякимова Э.А. в собственность Чебоксарской епархии были переданы два строения, расположенные на территории бывшего монастыря: церковь и игуменский дом.

В 2001 монастырь возобновил свою деятельность. Построен деревянный храм во имя Серафима Саровского , келейный двухэтажный корпус, хозяйственные постройки.

С 2001 года вновь на этом святом месте совершается иноческий молитвенный подвиг за Русь Святую. Монастырь частично возвращён её исконному хозяину Православной церкви, освящена церковь святого преподобного Серафима Саровского , но основная часть трудов по возрождению монастыря ещё в будущем.

Ныне комплекс Александро-Невского мужского монастыря с. Каршлыхи Моргаушского района состоит из:

Храм святого благоверного князя Александра Невского ;
- Храм преподобного Серафима Саровского ;
- Надвратная церковь святителя Николая чудотворца ;
- Часовня с источником в честь Божией Матери «Живоносный источник»;
- Источник во имя Александра Невского ;
- Поклонный Крест при въезде в монастырь.

Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. № 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение АВГУСТЕЙШЕЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ СЕМЬИ от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь. Но ВЫСОЧАЙШЕЕ повеление осталось фактически не исполненным до 1902 года.

В конце 80-х годов XIX века было направлено первое прошение чувашских сельских обществ Козьмодемьянского уезда Казанскому Епархиальному Начальству об основании мужского чувашского монастыря в Козьмодемьянском уезде. Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться разным богам. Считалось, что боги, от которых происходят бедствия и несчастья, обитают в лесистой местности, и места их обитания - Керемети - священны. Там люди поклонялись им и приносили в жертву животных. В Козьмодемьянском уезде таким местом была поляна «Каршлык» и место под названием «Сар-Туван» близ деревни Макси-Касы Татаркасинской волости, расположенные в Шешкарской лесной даче (дачами назывались участки лесничеств). К тому времени многие чуваши, уже утвердившиеся в православной вере, не желали мириться с идолопоклонством и жертвоприношениями. И жители прилегающих к поляне «Каршлык» деревень «признали благодетельным ходатайствовать, перед кем следует об основании означенного выше монастыря на главном месте идолопоклонства, именно в Шешкарской лесной даче Козьмодемьянского уезда Казанской губернии».

Было составлено несколько прошений в Святейший Синод, Казанскому епархиальному начальству, Казанскому Управлению Государственных имуществ (в 1891, 1895, 1898, 1899 гг.). И началась длительная переписка с Казанским Управлением Государственных Имуществ об отводе земель под монастырь. Но монастырь уже начал зарождаться. Крестьяне близлежащих деревень подарили 3 десятины земли. Начали возводиться первые постройки - это были деревянные избы. А в мае 1902 года Святейший Правительствующий Синод определил: в Козьмодемьянском уезде Казанской епархии учредить мужской чувашский монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом монашествующих, какое обитель будет в состоянии содержать на свои средства; просить распоряжения Министра Земледелия и Государственных имуществ об отводе под усадьбу и в надел нового монастыря предназначенных на этот предмет 80 десятин 500 кв. саж. из Мало-Шешкарской и Пихтулинской дач».

В октябре 1902 года настоятелем монастыря был назначен игумен Антоний (Разумов). К этому времени жители соседнего села Большой Сундырь пожертвовали монастырю старый молитвенный дом, который перевезли и установили на горе, достроив купол, алтарь и паперть. Похоже, именно он стал храмом Александра Невского. Актом от 22 января 1903 года во владение монастырю было, наконец-то, передано 10 десятин лесного участка из Шешкарской дачи, а в апреле того же года еще 70 дес. 500 саженей земли в Пихтулинской даче, которая находилась от монастыря в 18 верстах. Освящен монастырь был 15 июня 1903 года архиепископом Казанским Димитрием, и начались регулярные богослужения.

Монастырь был учрежден как общежительный (единый стол и общее имущество) и заштатный (не состоящий на содержании консистории). «В 1904 году в обители состоит 2 человека в монашеском чине и 48 человек послушников». В 1904 году было завершено благоустройство храма Александра Невского. В следующем году были построены двухэтажный братский корпус с 20 кельями и деревянное здание школы. «ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР, во внимание к просветительным задачам Александро-Невского монастыря среди чувашей, во 2-й день мая 1905 года ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил отвести ему в дополнительный надел семьдесят десятин из Мало-Шешкарской казенной дачи и сложить с него недопоступившую сумму за ранее отведенный монастырю участок». Но землю эту монастырь получил во владение по акту только в июле 1906 года. Но еще долго Заведующий Ильинским лесничеством Старший Лесной Ревизор Коллежский Советник Гузовский вел с монастырем кляузную тяжбу по земельным делам. Несмотря на то, что в сентябре 1907 года Главное управление Землеустройства и Земледелия Казанскому Управлению Земледелия и Государственных Имуществ прислало документ, в котором говорится наряду с прочим, «что отведенные казною монастырям лесные участки, согласно ст. 111-й и п. 7 ст. 462-й Уст. Лесн., изд. 1905 г., изъемлются навсегда из заведывания лесного начальства и поступают в полное распоряжение и пользование монастырей». В 1905 году о. Антоний обращается в совет Братства святителя Гурия с просьбой об открытии при монастыре церковно-приходской школы. В этом же году монастырем была взята в аренду водяная мельница сроком на 24 года.

К 1907 году монастырь продолжает расти. Появляются новые постройки, мастерские (швейная, сапожная, столярная и др.), деревянная ограда вокруг монастыря. В это же время задумано строительство новой церкви, нового корпуса для братии и своего кирпичного завода, гостиницы для паломников. В феврале 1908 года «Строительное Отделение Казанского Губернского Правления утвердило проект и смету на постройку церкви в Александро-Невском мужском монастыре, Козьмодемьянского уезда». Закладка храма была произведена в июле 1908 года епископом Чебоксарским Михаилом. А освящение состоялось 8 октября 1909 года епископом Мамадышским Андреем. По-видимому, это и был храм Серафима Саровского. К 1910 году в монастыре проживало уже 71 человек. Появилась кузница, кирпичный завод, холстоткацкая мастерская. Под старые здания подводятся кирпичные фундаменты, многие здания уже имеют железные крыши. Хорошо было налажено и хуторское хозяйство на отдаленном от монастыря Пихтулинском участке, где проживало несколько послушников. Для проживания нуждающихся в монастыре имелись две 2-х этажные гостиницы.

С началом Первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась. Часть послушников были мобилизованы в армию. Забрали часть лошадей на нужды фронта. Несмотря на то, что шла война, продолжается благоустройство монастыря. В 1916 году построен новый трапезный корпус, укрупнена пасека. С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни. Уже в феврале 1918 года крестьянами Сундырской волости были конфискованы земли на Пихтулинском участке. Вместе с тем были отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено, солома. В марте 1919 года монастырь лишился мельницы. В мае 1922 года игумен Антоний возведен в сан архимандрита. Несмотря на болезнь, архимандрит Антоний продолжает свою службу. До середины 1920-х годов жизнь в монастыре еще теплилась. 12 августа 1926 года коллегия НКВД Чувашской республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил его в октябре 1926 года. Причиной послужило «несоблюдение советских законов членами общины, декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Также коллегия НКВД своим решением передала монастырские помещения в распоряжение местной школы крестьянской молодежи. Архимандрит Антоний умер 24 декабря 1928 года и был похоронен на кладбище села Большой Сундырь Ядринского района. В долгие годы забвения на территории монастыря в разное время существовали школа крестьянской молодежи, больница для больных менингитом и туберкулезом. За это время уцелевшие здания нещадно разрушались и перестраивались.

Внимание!!! Для посещения монастыря женской половиной населения, рекомендуется взять собой платок, а так же вход на территорию монастыря в шортиках, юбочках выше колен, брюках, джинсах - нельзя!!! (Специально для многоуважаемого Скворчика!!!)

Более века прошло со дня основания первого чувашского мужского Александро-Невского монастыря, располагавшегося в селе Большой Сундырь Моргаушского района. Интересное место наполненное тишеной и покоем. Есть две купальни с кристально чистой водой и очень бр... холодной. Есть озеро в, котором можно искупаться и устроить пикник на берегу, к нему можно подъехать на машине.

Есть легенда, что в начале прошлого века, в церкви на территории монастыря, венчались брат с сестрой (уж не знаю, что за муха их укусила), но БОГ не попустил святотатства, и церковь ушла по землю со всеми кто в ней был и образовался холм. Это место не нашли, хотя церковь действительно провалилась, кто найдет пишите, дополним легенду.

В лесу стоит, ДУБ - КЕРЕМЕТЬ, вообще урочище «Карашлах» на гористом берегу речки Сундырки - это место поклонения. Издавна здесь совершались языческие моления и жертвоприношения. Но постепенно православие пустило корни и здесь. Появились свои подвижники. Хотя говорят на дубе переодически пояляются новые ленточки.

Будущий настоятель монастыря Алексей Петрович Разумов родился 10 марта 1862 года в дер. Сеткасы Ядринского уезда в семье крестьянина-чуваша. После окончания земской школы он решил стать монахом. На то была причина. Еще до окончания школы Алексей тяжело заболел. Несмотря на старания родителей, болезнь не отступала. Тогда он дал обещание: если выздоровеет, пойдет служить в монастырь. И вот в 22 года он оказался в Михайло-Архангельском Черемисском мужском монастыре. Пройдя достаточно длительный срок послушания (службы), постригся в монахи. За короткое время он прошел путь от иеродьякона до иеромонаха. В 1898 году его назначили в монастыре духовником, т. е. священником церкви, принимающим исповедь.

Первую свою церковную награду - набедренник (4-угольный плат с изображением креста) - Антоний получил в 1900 году. В феврале 1901 года Святейший Синод назначил его настоятелем чувашского монастыря Уфимской губернии. В том же году был возведен в сан игумена с возложением палицы (второй награды).

Как патриот родного края, игумен Антоний обращается в Казанскую духовную консисторию с просьбой о переводе его в открываемый монастырь. Антоний принял бедное монастырское хозяйство. В конце 1902 года здесь служило всего 12 послушников. Освящение монастыря состоялось 15 июня 1903 года при большом стечении народа. По этому случаю прибыл архиерей Казанской епархии архиепископ Дмитрий.

Начало деятельности монастыря совпало с русско-японской войной и первой российской революцией, что создавало немало трудностей. Но они не пугали целеустремленного человека, наделенного организаторскими способностями и большой ответственностью за порученное дело.

Отец Антоний умело искал способы получения льгот для монастыря. Например, обратившись к царю Николаю II, добился списания большого долга казне за строительный лес в сумме 1800 рублей. Кроме этого, царь дал указание выделить обители новые земельные угодья. С ростом числа обитателей появилась острая потребность в землях. Они доставались с трудом, особенно лесные участки. В то время большим авторитетом пользовался лесной ревизор, коллежский советник Б. Гузовский, который препятствовал приобретению монастырем лесных участков. Но ничего не могло остановить Антония в желании превратить единственный в крае национальный монастырь в центр духовно-нравственного воспитания чувашей. Игумен понимал, что для этого нужна и хорошая библиотека. Он заботился о покупке учебников и мебели для школы, которая открылась, видимо, в конце 1911 года. Монастырь выписывал книги из Москвы, Казани, Симбирска и других городов. Немало книг стало поступать и на чувашском языке, особенно религиозного содержания. В снабжении монастыря литературой большую роль играли чувашские просветители И. Яковлев и Н. Никольский, которые вели с игуменом оживленную переписку.

Стараниями Антония монастырь продолжал благоустраиваться. Открывались мастерские (столярная, швейная, сапожная и др.). Настоятель думал о строительстве нового храма, нового корпуса для братии, своего кирпичного завода. Вскоре, в 1909 году, была освящена вторая церковь в обители - во имя преподобного Серафима Саровского. Игумен стремился строить добротно, надежно и красиво, приглашая мастеров своего дела из разных уездов.

Работы по благоустройству не останавливались. После завершения строительства пятиглавого храма был достроен новый двухэтажный корпус с кельями и комнатами для «посещающих владык и начальствующих лиц». Появилась своя кузница, заработали кирпичный завод и холстоткацкая мастерская. Росло поголовье скота. Усадьбу окружала добротная ограда.

Годами расцвета монастыря стали предвоенные годы (1910-1914). Хозяйство давало большие доходы. В большом объеме продавали хлеб, скот, кирпич, холст и т. д. Прибыль приносило и богослужение. Все это повысило уровень жизни обитателей монастыря, имевшего тесные торговые связи с крестьянами и купцами (например, с торговыми домами братьев Таланцевых, братьев Ефремовых).

Настоятель отличался спокойным, доброжелательным характером. Любил справедливость и честность, не раз заступался за послушников и монахов.

С началом первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась. Некоторые послушники были отправлены в армию. Часть лошадей была забрана на фронт, обитель за них получила денежную компенсацию. Настоятель организовал помощь действующей армии - регулярно собирали пожертвования в пользу фронта, на лечение больных и раненых воинов, началась подготовка помещений для приема раненых. Осенью 1914 года в монастырь была принята на содержание и обучение большая группа детей погибших воинов. Обитель стала приютом и для беженцев из западных районов России.

Декретом Совнаркома от 23 января 1918 года имущество церквей и монастырей было объявлено «народным достоянием».

В 1919 году земли монастыря были отобраны, кроме 13 десятин, которые с великим трудом Антонию пока удалось отстоять для занятий огородничеством.

В 1921 году он записал в ведомостях: «Лошадей, рогатого скота и овец при монастыре не имеется». Конфисковали хутор, мельницу, пасеку, кирпичный завод, закрылись мастерские. Грабеж строений продолжался. Видя творимые безобразия, игумен пробовал взывать к совести, но ничего не помогало. Ему было горестно видеть то, что происходило с его детищем.

За самоотверженную деятельность, верность призванию 60-летний игумен Антоний 22 мая 1922 года был возведен в сан архимандрита (высшее монашеское звание).

Неравная борьба подорвала его здоровье, но он продолжал руководить обителью до середины 20-х годов. В октябре 1926 года Президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил решение коллегии НКВД ЧАССР о закрытии монастыря.

Похожие публикации