Какие качества нужны врачу. Личностные и профессиональные качества врача. Каким должен быть хороший врач

Не важно, обращаетесь ли вы в коммерческую клинику или выбираете услуги государственной: необходимо, чтобы врач был компетентным, а его диагнозы -обоснованными. Но как понять, хороший ли специалист перед вами? Руководитель отдела контроля качества медицинской помощи и врач-эндокринолог клиники «Атлас » Юрий Потешкин перечислил несколько признаков, по которым можно узнать хорошего врача.

Комментарий

Юрий Потешкин, врач-эндокринолог клиники «Атлас»

Надежность

Хороший врач выглядит опрятно: чистый медицинский халат, одежда, руки - все должно быть в полном порядке. Важно, чтобы с первой минуты знакомства врач вызывал у пациента чувство доверия и безопасности. Это обязательное условие, без которого невозможно никакое лечение. Согласно исследованиям , пациентам, которые доверяют своим врачам, проще изменить свой образ жизни - например, сбросить лишний вес или отказаться от соленой пищи при высоком риске артериальной гипертензии.

Один из важных факторов доверия между врачом и пациентом - партисипативность, участие пациента в процессе лечения и принятия решения. Варианты, когда пациент в стенах медицинского учреждения превращается в объект лечения, безмолвный и безропотный, уходят в прошлое. Теперь пациент может сам выбирать, как ему лечиться, а задача врача - предоставить ему в достаточно информации для принятия решения.

Внимание

Врач обязан опросить пациента и выяснить, что стало причиной визита и какую цель ставит перед собой пациент. Доктор задаст вопросы о самочувствии пациента, его привычках и образе жизни, истории развития симптомов, сопутствующих заболеваний и лекарствах, которые он принимает. Обязательно расспросит о случаях заболеваний среди ближайших родственников - родителей, бабушек и дедушек, родных братьев и сестер.

Некоторые вопросы могут показаться не относящимися к делу или к основной специальности врача. Это нормально: врач должен учитывать все до мельчайших подробностей и обращать внимание на детали, не обязательно очевидно связанные с жалобами пациента. Хороший специалист знает много тонкостей и проверяет все возможные варианты заболеваний.

Любой прием должен включать в себя осмотр. При этом не обязательно он будет сопровождаться пышной церемонией - пациенту не всегда нужно раздеваться и ложиться на кушетку. Для осмотра некоторым специалистам будет достаточно оценить тип телосложения, распределение подкожно-жировой клетчатки, состояние волос и кожи, пропальпировать органы, необходимые для диагностики. При этом необходимо, чтобы врач учитывал комфорт пациента и не вторгался в его личное пространство без необходимости.

Открытость

Врач должен спокойно и терпеливо отвечать на все вопросы пациента и комментировать - в необходимых пределах - каждое свое решение. Хороший доктор всегда объяснит, что происходит, раскроет все непонятные пациенту термины, даст пациенту возможность принимать решения.

Если речь идет о назначении анализа, врач объяснит, какую информацию даст исследование и почему его необходимо провести. Любой анализ не играет никакой роли до тех пор, пока его не интерпретировал специалист. По запросу пациента врач должен быть готов прокомментировать каждый показатель анализа и оценить его вклад в диагностику.

Важно, чтобы каждый осмотр заканчивался постановкой предварительного или окончательного диагноза. В некоторых случаях, чтобы заранее не тревожить пациента, врач может умолчать до определенного момента о диагнозе или причине назначения анализа. Это необходимо, например, при подозрении на онкологические заболевания - не нужно пугать пациента до получения надежных результатов исследований.

При этом, если пациент задает прямой вопрос, врачу нужно проговорить все предполагаемые варианты, а не только назвать самый негативный. Здесь от врача потребуются знания принципов этики и деонтологии (учение о проблемах морали и нравственности. - Прим. ред.).

Профессионализм

У каждого врача за спиной медицинское образование, но современная наука развивается быстрыми темпами: методы диагностики совершенствуются, постоянно обновляется база знаний о болезнях, появляются новые результаты клинических исследований. Поэтому для врача становится необходимостью знание иностранных языков: большинство статей публикуется на английском языке.

Врач не будет назначать препараты с недоказанной эффективностью - за исключением случаев, когда здоровый пациент уверен, что болен. В этом случае такие назначения работают по принципу плацебо и пациент чувствует себя лучше. Параллельно с этим, как правило, рекомендуется консультация психотерапевта - такие симптомы могут быть связаны с депрессией или неврозом.

Хороший врач не будет ставить устаревшие или коммерческие диагнозы - заболевания, которые отсутствуют в Международной классификации болезней или не соответствуют симптомам пациента, но для лечения которых может быть назначено дорогостоящее лечение. Если вы не уверены в назначенном лечении или обследовании, лучше проконсультируйтесь с другим специалистом или проверьте действия врача на UpToDate (поиск по статьям для пациентов бесплатный).

Все назначения врача должны соответствовать международным рекомендациям. Врач не может давить на пациента. Если у вас возникают сомнения, не стесняйтесь задать все вопросы своему врачу или обратитесь за вторым мнением к еще одному специалисту, если вам не удалось получить ясного ответа.

Командная работа

Не всегда для лечения пациента достаточно усилий одного специалиста - иногда нужна командная работа. В таких случаях не работают адресные рекомендации: часто проверенному врачу, о котором вы узнали от знакомых, нужно отправить вас к другому специалисту, и на этом магия рекомендации может закончиться. География лечения становится необъятной, медицинские бумаги теряются по разным учреждениям (если вы вообще получаете их на руки), анамнез заболевания приходится повторять десятки раз.

Качественное медицинское обслуживание требует комплексного подхода. За спиной врача должна быть проверенная клиника или его собственная сеть контактов. Тогда врач легко сможет собрать мультидисциплинарный консилиум или передать пациента в другую клинику.

При передаче пациента нужна преемственность помощи - передать информацию, описать и продолжить диагностическую концепцию или схему лечения. Это обеспечивает не только быструю и качественную помощь, но и сохраняет доверие пациента. Идеально, если у каждого пациента есть ведущий врач, который следит за историей лечения пациента.

Вместе с медицинской картой он передает коллегам историю болезни и всю информацию о пациенте внутри одной клиники, а при переводе в другое учреждение готовит подробную выписку и продолжает наблюдать за лечением пациента. Каждый следующий врач дополняет полученные данные и результаты лечения и позволяет точно определить диагноз и подобрать подходящее лечение.

Для эффективной работы врачу должны быть доступны все инструменты лабораторной диагностики и возможность направить пациента в другое учреждение или, при необходимости, экстренно госпитализировать.

Есть такие люди, которые любят лечиться. Или "ходить по врачам". Мне это не близко. И дорого, и незачем. Но тут, кажется, нашлась ещё одна причина. Наверное, где-то в глубине мозга сидит "образ идеального врача". А реальные далековаты. И тут встречаю вот такое описание:

Качества, которыми должен обладать хороший врач

Родившиеся в благородной семье, начитанные, обладающие практическим опытом, искусные в своём деле, честные и бескорыстные, способные определить болезнь по её внешним проявлениям, чьи рецепты и операции безукоризненны, всегда
владеющие собой, располагающие необходимым оборудованием, отличным здоровьем и присутствием духа – врачи, обладающие всеми этими качествами, по праву называются дарующими жизнь и уничтожающими болезни. Они прекрасно знают анатомию и физиологию всего человеческого тела, законы, по которым оно
рождается и развивается, а также и законы происхождения и эволюции Вселенной.
У них не возникает сомнений в отношении причины болезни, знаков и симптомов, предвещающих заболевание, а также признаков проявившихся болезней и методов их лечения – болезней легко излечимых, трудноизлечимых, излечимых лишь на время и неизлечимых.

Они должны быть сведущи в следующих областях:
1.Три принципа науки жизни (этиология, симптоматология и лечение, профилактика заболеваний);
2.Основные принципы медицины, их развитие и усовершенствование;
3.Три источника происхождения лекарств;
4.Тридцать пять видов корневищ и плодов, четыре типа жира, пять типов соли, восемь типов вина, восемь типов молока и шесть лекарств, чьи кора и млечный сок обладают лечебными свойствами;
4.Различные типы лекарств, употребляющихся в панча-карма терапии (пять очистительных техник);
5.Двадцать восемь типов зерна;
6.Тридцать два типа порошков и мазей;
7.Шестьсот типов слабительных средств;
8.Пятьсот типов отваров;
9.Факторы, ответственные за поддержание здоровья, включающие диету, режим, место жительства, передвижения, сон, отдых, количество, глазные капли, курение, ингаляции, умащение, мытьё, не-подавление естественных потребностей, подавление
подсознательных порывов, физические упражнения и правильное использование органов чувств;
10.Четыре аспекта и шестнадцать факторов терапии;
11.Определение природы болезни;
12.Три цели жизни;
13.Различное действие вайю;
14.Четыре типа умасливающих веществ, приготовленных в соответствии с двадцатью четырьмя способами с использованием лекарств с различными вкусами, комбинаций которых
всего шестьдесят четыре;
15.Различные способы приготовления лекарств и растворов для лечения с применением масел и припарок и техник по очищению желудка и кишечника;
16.Болезни головы;
17.Болезни, вызванные комбинированием и смешиванием
18.Заболевания типа карбункула и абсцесса;

Коммуникативная компетентность врача – профессионально значимое качество. Профессия врача предполагает в той или иной степени выраженное интенсивное и продолжительное общение: с больными, их родственниками, медицинским персоналом- от медицинских сестер и санитарок до главных врачей, руководителей медицинских учреждений. Умение общаться или коммуникативная компетентность, обеспечивает взаимопонимание, доверие в отношениях, эффективность в решении поставленных клинических задач. Психологическая сторона отношений «врач – больной» важная составляющая медицинского процесса. Пациент ориентируется не только на профессионализм, но и на чисто человеческие, личностные качества врача: насколько он внушает доверие и уважение, внимателен и отзывчив, располагает к себе, вызывает желание общаться. Возможно даже, что в отдельных случаях психологические качества врача для больного более важны, чем профессиональные знания, умения, навыки. В многочисленных исследованиях приводятся различные представления больных об образе врача. Самыми существенными были признаны следующие качества: уважительность, внимание к пациентам, любовь к профессии, доброта, вежливость, душевность, то есть преобладали коммуникативно значимые черты.

Качества личности врача, формирующие эмоциональный контакт, оцениваются пациентами особенно высоко.

Исследования Ташлыкова В.А.(1974) позволили составить общий для большинства больных образ «идеального» врача. Он включал в себя следующие 10 черт: ум, внимательность, увлеченность работой, чувство долга, терпеливость, чуткость, интуиция, серьезность, доброта, чувство юмора. В целом, больные предпочитали два типа врачей:

· «сопереживающий» (чуткость, доброта, терпеливость),

· «нейтральный» (рабочий тип общения, внимательность, тактичность, серьезность, чувство долга).

Психологические характеристики, формирующие коммуникативную компетентность

В основе формирования коммуникативной компетентности лежит такая психологическая характеристика личности, как стремление находиться вместе с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной группе, устанавливать эмоциональные взаимоотношения с окружающими, быть включенным в систему межличностных взаимоотношений. В конфликтных ситуациях, в случае обострения взаимоотношений присутствие рядом эмоционально близких людей стабилизирует картину мира и самооценку, укрепляет позиции, позволяет более точно и адекватно реагировать на происходящие события. Известно, что в состоянии тревоги повышается потребность в других людях, само их присутствие рядом снижает уровень тревоги, уменьшает интенсивность негативных эмоциональных переживаний. Для человека наличие социальных связей столь важно, что уже только их недостаточность считается возможной причиной развития стресса. Эта психологическая черта, потребность в других людях, стремление к взаимодействию с ними, в литературе обозначается термином «аффилиация » – потребность человека быть в обществе других людей, стремление к «присоединению». Внутренне (психологически) аффилиация выступает в виде чувства привязанности и верности, а внешне – в общительности, желании сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, в особенностях невербального поведения. Хекхаузен определяет аффилиацию как определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание таких взаимодействий заключается в общении со знакомыми, малознакомыми и незнакомыми людьми, и такая их поддержка, которая приносит удовлетворение, увлекает и обогащает. В работе врача, отличающейся длительностью и интенсивностью разнообразных социальных контактов, эта черта помогает сохранить живое заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им и сотрудничать с ними, а также защищает от профессиональных деформаций, равнодушия и формализма, удерживает от такого подхода к больному, когда он начинает рассматриваться как безличное анонимное «тело», часть которого нуждается в терапии.

Кроме того, одним из важных аспектов коммуникативной компетентности является коммуникативная толерантность (как один из аспектов коммуникативной компетентности) – терпимость, снисходительность и др. Коммуникативная толерантность показывает, в какой степени врач переносит субъективно нежелательные, неприемлемые для него индивидуальные особенности пациентов, отрицательные качества, осуждаемые поступки, привычки, чуждые стили поведения и стереотипы мышления. Пациент может вызывать разные чувства, нравиться или не нравиться, может быть приятен или неприятен врачу, но в любом случае психологическая подготовка последнего должна помочь справиться с ситуацией, предотвратить конфликт или возникновение неформальных отношений, когда вместо ролевой структуры «врач – больной» возникают отношения дружбы, психологической близости, зависимости, любви. Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности врача означает умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Другая психологическая характеристика, обеспечивающая коммуникативную компетентность врача, – это эмоциональная стабильность , уравновешенность при отсутствии импульсивности, чрезмерной эмоциональной экспрессивности, с сохранением контроля над эмоциональными реакциями и поведением в целом. Эмоциональная стабильность помогает врачу во взаимоотношениях с больными избегать «психологических срывов», конфликтов. Интенсивные эмоциональные реакции не только разрушают доверие больного, пугают и настораживают его, но и астенизируют, утомляют. Напротив, душевное равновесие врача, его спокойная доброжелательность, эмоциональная стабильность вызывают у пациента чувство надежности, способствуют установлению доверительных отношений. В ситуации болезни, как правило, повышается уровень тревоги, приводящей к усилению эмоциональной неустойчивости, что проявляется в раздражительности, плаксивости, вспыльчивости, агрессивности. В большинстве случаев наблюдается также астения в качестве одной из наиболее распространенных и неспецифических форм психического реагирования на разнообразные внутренние и внешние патогенные факторы: психогенной, травматической, соматогенной и другой природы. Пациенты, часто имеющие нестабильную психику, с их тревожностью, неуверенностью, беспокойством, лабильностью эмоциональных реакций нуждаются в стабилизирующей уверенности врача. Особенно это важно для больных с тяжелыми психическими расстройствами.

Психологической характеристикой, участвующей в формировании коммуникативной компетентности врача, является и сенситивиость к отвержению . Способность воспринимать негативное отношение окружающих, в частности, пациентов, которое может возникать на определенных этапах лечения, предоставляет врачу своеобразную «обратную связь», позволяющую ему корректировать свое поведение во взаимоотношениях с больным. В то же время сенситивность к отвержению не должна быть слишком высокой. В противном случае она способствует снижению самооценки врача, блокирует его аффилиативную потребность и в целом снижает адаптивные и компенсаторные возможности. Высокая чувствительность к негативному отношению со стороны пациента заставляет врача сомневаться в своей профессиональной компетентности. Подобные сомнения, в свою очередь, могут реально отразиться на качестве работы. Неуверенность в собственной профессиональной состоятельности может стать причиной психической травматизации и приводить к эмоциональным расстройствам.

Таким образом, профессиональная деятельность врача связана с разработкой стратегии и тактики терапевтического воздействия и, следовательно, требует умения прогнозировать события, предвосхищая возможные варианты развития заболевания, осложнения, последствия фармакологического лечения. В связи с этим важно наличие у врача такой характеристики, как тревожность, которая влияет на его прогностические возможности, выполняя в зависимости от степени выраженности как адаптивную, так и дезадаптивную роль.

Тревога – это эмоция, направленная в будущее, связанная с прогнозированием, предвосхищением, ожиданием возможных неудач, с формированием соответствующих отношений и установок. Как правило, эмоция тревоги возникает в ситуациях неопределенности и ожидания, обусловленных дефицитом информации и труднопрогнозируемым исходом. Легкая степень тревоги (беспокойство) – обычная реакция на неопределенность, сигнализирующая о возможной опасности и выполняющая в этом случае адаптивную функцию. Мобилизация под воздействием эмоции тревоги адаптивных, компенсаторных и защитных механизмов позволяет более эффективно противостоять возможной опасности. Тревожность в качестве свойства личности позволяет врачу чутко реагировать на изменения в состоянии пациента и вовремя принимать необходимые меры. Пациентом это воспринимается как понимание со стороны лечащего врача, его не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что повышает эффективность коммуникации «врач – пациент». Однако интенсивная степень эмоции тревоги (страх, паника, ужас) выполняет по отношению к познавательной деятельности дезорганизующую, разрушающую функцию, парализуя продуктивную работу психических процессов. Интенсивная тревога мешает адекватно оценить ситуацию, определить возможные варианты ее развития и выбрать наиболее правильное при данных обстоятельствах решение. Страх, паника у врача прерывают его коммуникацию с пациентом, разрушают психологический контакт между ними. Тревога врача «передается» больному и дополнительно дезорганизует его. Под влиянием тревоги могут нарушаться различные функции организма, который реагирует, например, нарушениями сна, снижением аппетита, либо, напротив, его повышением (у некоторых больных в состоянии тревоги возникает булимия) (F50.2). Повышенная тревожность отмечается у многих пациентов, страдающих различными заболеваниями, и ее усиление под влиянием страха, переживаемого врачом, крайне не желательно. В этом случае пациент может почувствовать безнадежность своего состояния, перестает верить в возможность выздоровления. Врачи с высокой личностной тревожностью, склонные реагировать на любые изменения повышением тревоги, обычно малопривлекательны для пациентов, которые предпочитают более стабильных и эмоционально уравновешенных врачей.

Другой характеристикой врача, способной разрушить его коммуникацию с пациентом, может быть депрессивность . Если эмоция тревоги направлена в будущее, то депрессия связана с переживанием прошлого, когда в воображении вновь и вновь возникают образы пережитых конфликтов, психотравмирующих событий. Прошлое представляется сплошной цепью неудач и неприятностей, формируя ощущение безысходности, безнадежности, которое проецируется в будущее. Утрачивается перспектива, жизнь окрашивается переживанием собственной ущербности, неполноценности. Врач, имеющий склонность к депрессивным реакциям, не вызывает доверия пациента. Наблюдая, как лечащий врач на любую, самую незначительную неудачу, неточность, ошибку реагирует чувством вины, больной начинает подозревать его в некомпетентности, перестает ему верить. Погруженный в собственные переживания врач может не заметить улучшения в состоянии пациента, вовремя не поддержать его, подчеркнув симптомы выздоровления и, напротив, «заражает» своего больного тоскливой безнадежностью, разрушая позитивные эффекты проведенной терапии.

Еще одна психологическая характеристика, затрудняющая установление доверительных отношений «врач – пациент» – глубокая интровертированность врача . Интроверсия – термин, введенный в психологию Юнгом, определяется как направленность субъекта на самого себя, обращенность к собственным ощущениям, переживаниям, познавательным конструкциям, по-своему, субъективно интерпретирующим окружающий мир. Интроверт ориентируется на собственные ценности, идеалы, убеждения, моральные и этические нормы. Интровертированная личность, погруженная в свой психологический мир, занятая собой, своими чувствами, идеями, впечатлениями, мало интересуется другими людьми, обнаруживая беспомощность в ситуации, требующей взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Как правило, интровертированность сопровождается недостатком интуиции, чуткости, тактичности в межличностных отношениях, низким уровнем эмпатии с недостаточной способностью откликаться на боль и страдание другого, отзываться на беспокойство и тревогу. Эти качества способны снизить коммуникативную компетентность врача, выступая в роли «коммуникативного барьера », препятствующего эффективному общению. Интровертированность, выраженная в значительной степени, затрудняет установление психологического контакта с больным, взаимодействие с ним, не обеспечивает необходимой степени эмоциональной поддержки.

Итак, умение общаться с больными – коммуникативная компетентность врача – искусство, которое начинает формироваться еще в процессе обучения в медицинском вузе, впоследствии в процессе самостоятельного профессионального общения с больными, людьми с различными психологическими качествами, разного возраста, уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности. Вначале, на ранних этапах обучения, начиная взаимодействовать с пациентами, будущие врачи часто бессознательно, по механизму подражания, копируют стиль поведения тех врачей-преподавателей, которых особенно уважают, на чье мнение ориентируются, перенимая у них манеру общения с пациентами, особенности невербального поведения (жесты, мимические реакции, позы, манеру сидеть, разговаривая с больным, и пр.), интонации, заимствуют из их словаря ключевые фразы (первую фразу, с которой начинается контакт с пациентом, последнюю фразу с заключительными обобщающими формулировками). По мере накопления опыта профессионального общения молодой врач уже осознанно начинает использовать разнообразные психологические навыки, облегчающие общение с пациентами. Чем больше стаж работы врача, тем больше внимания он уделяет психологическим аспектам диагностического и терапевтического процесса, повышению уровня коммуникативной компетентности, во многом обеспечивающей эффективность профессионального взаимодействия.

Все люди хотя бы раз, но были в руках врачей. И это норма жизни, ведь в современном мире, мы просто не сможем жить без них и больниц. Врачи руками хирургов спасают жизни, травматологи сращивают кости, акушерки принимают новую жизнь в наш мир. Так или иначе, но мы доверяем врачу свое здоровье, порой жизнь. Но что мы знаем о том человеке которому полагаемся? Порой - ничего! Так какими качествами должен обладать хороший врач, на которого можно рассчитывать ничего о нем не зная?!

Конечно, врач должен любить людей, его работа в их оздоровлении. Он должен быть смелым, ведь именно ему первому идти по вызову больного туда, где вовсю свирепствует губительная эпидемия. Он должен полностью отдаваться работе, быть готовым лечить, не боясь подхватить смертельную болезнь.

Вот простой пример: люди запросто на улице здороваются за руку с другими людьми, голыми руками держатся за поручни в маршрутках и всё потому что никто из них толком не задумываются о том, что и больные СПИДом люди тоже пользуются этими же средствами передвижения. Но если только подсказать им об этом задуматься, то скоро вы их не узнаете. Будут здороваться не снимая перчаток и ни за что не снимут их и в маршрутке, хоть бы сколько самые именитые врачи им не рассказывали, что этот вирус таким образом передаться не может... Так в этом примере шла речь лишь о контакте различных людей, но не как не о лечении. Врач же должен быть настолько хорошо образован, что полностью понимать и осознавать все риски.

Врач – это не просто работа, это призвание. Нужно чтобы доктор обладал уверенностью и спокойствием, ведь когда врач спокоен, больной думает, что все в порядке и это способствует его выздоровлению. Еще врач должен быть очень любознательным и сверх трудолюбивым. Любознательность, ему понадобится в изучении новых методик лечения и знания препаратов, любовь к труду, поможет ему быть всегда готовым помочь больному.

В “Кодексе врачебной этики”, который знаком еще студентам медицинских вузов, говорится о том, что каждый врач обязан сохранить жизнь, облегчать страдания пациента, а так же пытаться сохранить естественные жизненные процессы организма, в любом случае в первую очередь делать все на благо больного.

Из клятвы Гиппократа следует, что доктор не даст никому смертельного средства и не покажет пути подобного замысла. Созвучна с клятвой и Женевская декларация Всемирной медицинской ассоциации, в которой говорится, что врач будет сохранять высокое уважение к своим пациентам и не допустит нарушения законов гуманности.
Но существует «Эвтаназия», противоположная и клятве Гиппократа, и Женевской декларации.

«Эвтаназия» - легкая и безболезненная смерть. Предложил её философ из Англии Фрэнсис Бэкон. Сейчас различают два ее варианта: активную и пассивную эвтаназию, но это тема совершенно другой статьи, мы же сейчас говорим, о качествах врача. Сколько бы не вели в обществе разговоры о «гуманности» прервать муки пациента, врачу в России запрещены абсолютно все виды эвтаназии. Об этом говорит ст. 45 Законодательства РФ об охране здоровья ее граждан, статья - «Запрещение эвтаназии». В ней сказано о том, что медицинскому персоналу категорически запрещается осуществление в любом виде эвтаназии – по просьбе больного о скорейшей его смерти, или какими – либо еще действиями или средствами доступными медицинскому работнику, в том числе прекращением мер по поддержке жизни больного. Так же там говориться, что лицо, сознательно побудившее больного к эвтаназии и (или) то лицо, которое осуществляет ее, несет ответственность в соответствии с уголовным законодательством РФ.
Поскольку врачу ежедневно приходится принимать ответственные решения, он должен твердо стоять и чисто думать, что очень важно так это – человечность.

Стоит выделить еще пять профессиональных качеств врача:

1. Высокое мастерство. Мы ведь все хотим, чтоб нас хорошо лечили и способствовали выздоровлению нашего организма.

2. Наличие твердого фундамента практических и теоретических знаний. Ведь доктор должен быть грамотным и образованным, иметь хороший практический опыт.

3. Компетентность. Я и редакция сайта www.сайт полагаем, что все мы хотим, чтоб врач мог дать ответ на интересующие нас вопросы и мог объяснить подробно наше лечение.

4. Сопереживание. Как это важно, но только в меру, для этого существует аскетичность.

5. Аскетичность. Хороший врач должен по нашему мнению обладать этим качеством осторожно и в меру, ведь излишняя строгость в жизни к хорошему не приведет.

Когда врач умиротворен и аскетичен, ему проще работать, легче дается столь тяжелая работа. «Умиротворение, самообладание, аскетизм, чистота, терпение, честность, знание, мудрость, лидерство» - все это качества истинного врача.

Ни в коем случае, врач не должен поддаваться эмоциям, они совершенно помешают его призванию. Увлекаться сопереживанием тоже не стоит, это столько нервов, ни один человек не выдержит, а работа врача и без того сложна. И ни когда врач не может быть безразличным, ведь так, он загубит душу больного.

Говоря без прикрас, профессия очень и очень сложная, нужно всегда помогать больным, ведь врач дает клятву, а это серьезно. Врач также должен обладать такими волевыми качествами, как терпеливость, абсолютное милосердие, должен стремится вникнуть к проблемы больного. Ежедневная работа врача с сердцем тяжела и очень утомительна.

Врачи проходят очень сложный и долгий путь. Мы должны уважать эту благородную профессию, ведь как известно: уважай других и сам уважаем будешь!

Как видите, хорошим врачом быть трудно, чтобы им быть нужно быть врачом от Бога, врачом по призванию и за мизерную оплату. Но так или иначе, те кто выбрал этот путь должны стремиться стать таковыми, ведь звание «Доктор» – ко многому обязывает!

Shares

«Профессия врача – это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Не всякий способен на это», - сказал замечательный писатель и земский врач Антон Павлович Чехов.

Люди этой профессии, действительно, удивительны по своей натуре, ведь мало кто из нас способен с полной самоотдачей следовать своему делу. Порой в их сторону раздается много критики и недовольства, но все мы понимаем, что лишь врачи, каждый день стоя на страже нашего здоровья, идут на тот риск, который порой не подвластен ни обстоятельствам, ни даже законам жизни. И пусть эти слова нельзя посвятить всем и каждому доктору на планете, но их с уверенностью можно адресовать замечательному врачу-педиатру Татьяне Коваленко, которая работает в Mercy Medical Group. Получив самые что ни на есть прекрасные отзывы о ее работе, мы решили пообщаться с обаятельной Татьяной и узнать, в чем же залог ее профессионального успеха, каким должен быть настоящий врач и чем педиатрия в США отличается от той, которая была в странах постсоветского пространства.

Татьяна Коваленко

Татьяна, у каждого врача свой уникальный путь в медицине. Как именно он начался у Вас?

Трудно сказать как в инженерно-строительной семье, состоящей из преподавателей и кандидатов технических наук, у меня родилась мысль стать доктором. Это был не иначе, как Божий промысел. Сколько себя помню, я всегда хотела быть врачом. В 8-ом классе с отличием закончила школу «Юных медиков» в родном Днепропетровске и уже точно знала, что хочу быть детским врачом. К слову сказать, родители были не в восторге от моего выбора, предполагая, что я пойду по их, инженерно-экономической стезе, но при этом и не отговаривали.

Дальше, традиционно: мединститут, интернатура, работа детским врачом. Приехав в США, решила не изменять своему призванию. Прошла этот нелёгкий путь: снова сдавала экзамены, заканчивала резидентуру и начала работать врачом в Кливленде, штат Огайо. Теперь вот с радостью продолжаю в солнечной Калифорнии.

Гиппократ как-то сказал: «Врач- философ, ведь нет большой разницы между мудростью и медициной» Так ли это?

Вопрос тоже философский. В моём понимании, мудрость – это знания, умноженные на опыт. Мудрость предполагает не только глубину знаний, но и некоторую осторожность в их использовании.

В медицине тоже пользуешься знаниями и своими, и чужими с оглядкой: «Не навреди».

Какие качества отличают настоящего врача от Бога и врача, как говорится «не дай Бог»?

Хочу сразу сказать, что с врачами «не дай Бог», я не знакома. Мои коллеги – люди добросовестные и компетентные. Но врача, как носителя профессии, от других отличает обязательное чувство любви к выбранному делу. Нельзя лечить детей без любви к ним, и не важно, что они не родные вам, да еще вдобавок больные и капризные. Для настоящего врача обязательны чувства милосердия, дружелюбия, сострадания и, конечно же, чувство юмора. Дети иногда выдают такие перлы, нарочно не придумаешь. Например, недавний случай, малыш спросил:«Кто тебе сделал ямочки на щеке? Я тоже такие хочу».

Не секрет, что методы и подходы к лечению в США и странах бывшего СССР до сих пор отличаются. Что из знаний, приобретённых во время учебы и работы в украинской медицине пригодились, а что пришлось учить заново?

В Украине я получила хорошие академические базовые знания. А в США изучила и применяю на практике ультрасовременные методы прикладной медицины. Здесь новейшая потрясающая аппаратная диагностика, позволяющая в краткие сроки выявить и определить проблему и болезнь. Реабилитация больных на высочайшем уровне. Думаю не ошибусь, если скажу, что в Америке лучшая медицина в мире!

Скажите с кем вам легче работать: с маленькими детьми или с подростками?

Мне очень нравится работать с маленькими детками. Моя бабушка всегда говорила, что это невинные земные ангелочки. Это самые трогательные и искренние пациенты, очень любознательные. Хотя и с подростками работать тоже интересно. Это уже состоявшиеся личности, со своим мировоззрением, взглядом на жизнь и с полной уверенностью в своей правоте.

Мне кажется, что главное в диалоге с подростком показать, что ты его уважаешь, понимаешь и пытаешься понять действия и поступки, найти общие темы разговора. Тогда и контакт будет налажен.

Правда ли, что все дети боятся людей в белых халатах?

Когда речь идёт о страхах пациентов, то я убеждена, что тут дело не только в белом халате. Малыши очень тонко чувствуют, когда доктор нервничает или чем-то расстроен. Поэтому, когда я на работе, своё плохое настроение я кладу в карман халата и всегда улыбаюсь. Доброжелательность и спокойствие доктора помогает ребёнку побороть любые страхи.

В чем особенность детской медицины в Америки? Есть ли какая-то статистика наиболее распространенных заболеваний у детей?

В Америке очень развита образовательная медицина: врачи стараются научить родителей тому, как можно снизить риск того или иного заболевания. Хочется отметить как важны и обязательны профилактические осмотры детей. Покажите ребёнка хотя бы раз в год своему доктору.

Ему проверят слух, зрение, измеряют давление, родителям дадут совет по воспитанию ребёнка и здоровой диете. Болезнь можно выявить на раннем этапе. В моей практике самое распространённое заболевание – вирусная инфекция. Часто болеют детки ушными заболеваниями, синуситами, бывает и инфекция мочевыводящих путей.

Хотелось бы услышать от вас, как от специалиста, полезные советы для молодых родителей по поддержанию здоровья своих малышей.

Если у вас появился малыш, то это не только большая радость, но и каждодневный труд, и ответственность, ведь быть родителем – это самая тяжёлая профессия в мире: 24 часа в день, круглый год без выходных, праздников и передышек.

Совет один – любите ребёнка, не жалейте на него своего времени. Гуляйте на свежем воздухе, играйте с ним, не перекармливайте и не перекутывайте. Поощряйте хорошее поведение, любой его успех. Малыш всеми силами хочет привлечь ваше внимание, порою даже плохим поведением.

И ещё, не занимайтесь самолечением, выберите педиатра для ребёнка и советуйтесь с ним. Доктор порекомендует как приучить малыша к горшку, как реагировать на плохое поведение, что делать для быстрого и правильного развития.

И, напоследок, что бы вы хотели пожелать тем, кто ещё не ступил на путь медицины, но уже решил посвятить себя этой благородной профессии?

Если вы выбрали эту профессию, то я просто рада за вас.

Нет профессии лучше и гуманнее, важнее и ответственнее, чем профессия детского врача.

Новая жизнь, жизнь ребёнка – в руках доктора. Так пусть ваши руки будут надежными и умелыми. Не изменяйте своей мечте, успехов вам и терпения, будущие коллеги!

Sacramento, CA 95816

Shares

Похожие публикации