Всемирный день аутизма 2 апреля. Всемирный день информирования об аутизме поддержат акциями по всей россии

2 апреля 2008 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В 2005 году крупнейшей американской организацией Autism Speaks ("Аутизм говорит") была придумана акция "Зажги синим". В ее рамках 2 апреля некоторые здания освещаются синим цветом. Это делается в знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а также с целью привлечения внимания политиков и простых граждан к проблемам аутизма. Также к этому дню приурочен ряд мероприятий - круглых столов, дискуссий, семинаров и пр. В России акция проходит при поддержке Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, информационных агентств "Социальная карта Российской Федерации" и "Агентство социальной информации".

Одним из первых к акции "Зажги синим" в России подключился Фонд содействия решению проблем аутизма "Выход" (учрежден писательницей и сценаристом Дуней Смирновой). В рамках акции 2 апреля во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма (Всемирный день информирования об аутизме) некоторые здания будут освещены синим цветом. Это делается в знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а также с целью привлечения внимания политиков и простых граждан к проблемам аутизма.

Желание участвовать в акции выразила компания О1. Синим цветом будут подсвечены бизнес-центры "Белая Площадь", "Дукат Плаза" на ул. Гашека и др.

Изначально акция "Зажги синим" была придумана крупнейшей американской организацией Autism Speaks ("Аутизм говорит"), которую основали в 2005 году бабушка и дедушка ребенка с аутизмом. Сейчас организация является одним из основных спонсоров научных исследований в области аутизма, а также представителем прав людей с аутизмом и их семей. Кампания стала традицией не только в США, но и в Австралии, Египте, Румынии, Бразилии и др.

Варианты участия включают: 1) осветить синим фонарем, лампой или гирляндой окна собственной квартиры, дома или учреждения; 2) если изменить освещение невозможно, то можно просто украсить помещение школы, офиса или общественной организации синими украшениями или плакатами; 3) можно надеть 2 апреля синюю одежду и сагитировать своих друзей, однокурсников или коллег сделать то же самое, затем собраться всем вместе и сфотографироваться для социальных сетей и сайта акции; 4) в помещении или у зданий можно надуть и разместить синие воздушные шарики. Для участия в акции можно связаться с ее организаторами в Autism Speaks ([email protected]) или с фондом "Выход" ([email protected]).

Мероприятия проходят при поддержке Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, информационных агентств "Социальная карта Российской Федерации" и "Агенство социальной информации". Медиагруппа РИА "Новости" также присоединится ко Всемирному дню информирования об аутизме Light It Up Blue. 2 апреля здание агентства на Зубовском бульваре "окрасится" в специальный синий цвет, а на его фасад будет выведена проекция кусочков пазлов - одного из символов заболевания. Кроме того, в 1-3 апреля в РИА "Новости" пройдут мероприятия, в которых примут участие политики, актеры, российские и зарубежные специалисты, родители, а также дети с аутизмом.

Мероприятия, посвященные информационной поддержке темы аутизма, состоятся и в регионах. Так, Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи "Верас" 1-5 апреля проводит Неделю открытых дверей и приглашает педагогов образовательных коррекционных учреждений на индивидуальные и групповые занятия с детьми, имеющими нарушения аутистического спектра.

"Благодаря Всемирному дню распространения информации об аутизме удалось повысить международное внимание к аутизму и другим нарушениям развития, затрагивающим миллионы людей во всем мире", - заявил в своем послании генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. На нынешней сессии Генеральная Ассамблея ООН приняла новую резолюцию по этому вопросу, продемонстрировав приверженность оказанию помощи гражданам и семьям, которых затрагивает аутизм. Резолюция призывает государства-члены ООН активизировать исследовательскую работу и расширять услуги, оказываемые ими в здравоохранительной, образовательной сферах, в части трудоустройства и в других существенно важных секторах. На предстоящей майской сессии исполнительный комитет Всемирной ассамблеи здравоохранения тоже займется темой расстройств аутистического спектра.

Аутизм - постоянное нарушение в развитии нервной системы, которое проявляется в раннем детстве и не зависит от пола, расовой принадлежности или социально-экономического статуса. Термин «расстройства аутистического спектра» охватывает ряд определенных характеристик:

  • нестандартные способы обработки информации от органов чувств,
  • выраженный и всесторонний дефицит социального взаимодействия и общения,
  • ограниченные интересы и повторяющимися действия,
  • преобладание замкнутой внутренней жизни,
  • активное отстранение от внешнего мира,
  • бедность выражения эмоций.

Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет.

Аутизм широко распространен во всех регионах мира, и непонимание особенностей этого расстройства имеет существенные негативные последствия для людей, их семей и сообществ, в которых они живут.

При условии надлежащей поддержки, учета потребностей и благожелательного отношения люди, страдающие этим неврологическим отклонением, могут пользоваться равными возможностями и полноправно и продуктивно участвовать в жизни общества.

С каждым годом все больше детей получают диагноз - аутизм. Таким ребятам сложно адаптироваться в окружающем мире, налаживать с ним контакт. Как услышать и понять такого малыша? Как помочь детям с особенностями развития? Об их непростой судьбе смотрите в документальном фильме «Иные».

Что чувствуют родители, которые узнают, что их ребенок будет «иным», и почему самыми жестокими людьми оказываются медицинские работники? Почти 10% населения Земли имеют особенности развития, а их судьбы часто бывают непростыми. Звездные родители и специалисты откровенно расскажут, с какими трудностями в России сталкиваются необычные семьи.

Всемирный день информирования о проблеме аутизма

Стигматизация и дискриминация, связанные с особенностями развития нервной системы, по-прежнему мешают внедрению надлежащих методов диагностики и терапии. Этот вопрос должен решаться как лицами, ответственными за разработку политики в развивающихся странах, так и странами, оказывающими помощь.

18 декабря 2007 Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма в резолюции 62/139 , чтобы обратить внимание на необходимость содействовать повышению качества жизни людей, страдающих аутизмом, с тем чтобы он могли жить полной и содержательной жизнью в качестве полноценных членов общества.

В резолюции Генеральной Ассамблеи уделено внимание, прежде всего, проблеме аутизма у детей. Выражается обеспокоенность высокой долей детей, страдающих аутизмом. Указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования.

Организация Autism Speaks («Аутизм говорит»), которую основали бабушка и дедушка ребёнка с аутизмом, в 2005 году запустила акцию «Зажги синим». В рамках акции ежегодно 2 апреля различные городские здания - музеи, банки, бизнес-центры - подсвечиваются синим светом в знак солидарности с людьми с аутизмом и их семьями, а также с целью привлечения внимания политиков и простых граждан к проблемам аутизма.

Акция стала традиционной. В предыдущие годы «посинели» достопримечательности и самые высокие здания в крупнейших городах США, Канады, Австралии, Китая, Великобритании, Египта и многих других стран.

Инициатором проведения акции «Зажги синим» в России является Фонд содействия решению проблем аутизма «Выход».

Хотите присоединиться?

Девиз акции - «Зажги синим!», так как синий цвет является символом всемирного дня распространения информации об аутизме во всем мире.

Поддержать акцию могут все желающие любым из удобных способов:

  • Надеть 2 апреля синюю одежду и предложить вашим друзьям, коллегам и родственникам последовать примеру (это могут быть просто футболка, шарф, галстук или любой аксессуар синего цвета).
  • Подсветить синей лампой или гирляндой окна вашей квартиры, дома или офиса.
  • Если изменить освещение невозможно, то можно украсить помещение учреждения, школы, офиса или общественной организации синими украшениями или плакатами.
  • Рассказать друзьям и знакомым об акции в социальных сетях с пометкой #2апреля и #зажги синим (можно использовать свою фотографию в синей одежде).

Дополнительные источники информации

  • Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма
  • Фонд содействия решению проблем аутизма в россии «Выход»

Понимая чрезвычайную важность проблемы, 62 сессия Генеральной Ассамблеи ООН в 2008 году постановила отмечать 2 апреля каждого года "Всемирный день распространения информации об аутизме". Ученые озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом за последние десять лет выросла во всем мире в десять раз. Ежегодно в этот день миллионы специалистов и родители детей получают возможность рассказать обществу об аутизме.

Аутизм - болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром.

Причины возникновения аутизма до конца не известны, но многие специалисты считают, что помимо наследственных факторов, значительную роль играют экологическая ситуация в месте проживания родителей и ребенка, психоэмоциональные стрессы, отношения в семье и обществе.

При аутизме нарушается способность ребенка к социальным навыкам, контактам с другими детьми и взрослыми, возникают проблемы как в невербальной коммуникации, так и общению при помощи речи. Они боятся смотреть в глаза, им страшно заходить в автобус, им хочется кричать и повторять одни и те же слова — они боятся окружающих так же, как окружающие боятся их. У детей с аутизмом часто встречаются ограниченные и повторяющиеся модели поведения. При всем этом интеллект ребенка не страдает, а в некоторых случаях может гораздо выше, чем у его сверстников.
Между тем, по статистике, различные формы аутизма встречаются у каждого сотого человека, а легкой формой аутизма страдали многие великие люди науки и искусства и именно поэтому были гениальны: А. Эйнштейн, И. Ньютон, Дж. Оруэлл, Г. Уэллс, Моцарт, Кант, Микеланджело.
Каждый случай аутизма уникален, и среди аутистов много потенциальных гениев. Но реализованных гениев - единицы: им не хватает нормализации восприятия окружающего мира и социальной адаптации.

Сложным и напряженным периодом для любой семьи является тот момент, когда появляется осознание того, что их ребёнок «особый», пугающе звучит диагноз «аутизм». Ранний детский аутизм - понятие медицинское, поэтому его определяет врач - детский психоневролог. В своем наиболее характерном виде этот синдром проявляется в возрасте 2,5 -3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше.

Ключевая роль в работе с аутичными малышами отводится родителям. Сами родители порой стесняются обратиться к психиатру с подобной проблемой, боясь, что об этом кто-нибудь узнает и как-то не так воспримет. Делать этого ни в коем случае нельзя. Ведь только от мамы и папы зависит, как сложиться жизнь их особенного, не такого как все, ребёнка.

Что касается воспитания в семье - родители должны помнить, что аутичным детям очень дороги старые игрушки, разные обломки и веревочки. Аутисты любят части игрушек больше, чем целые игрушки. Отбирать обломки у малышей ни в коем случае нельзя, а новые игрушки следует предлагать осторожно, ни в коем случае не навязывая. Аутичный ребенок всегда все замечает и запоминает, и неправильное поведение родителей может привести к утрате доверия к ним со стороны малыша.

Походы в шумные места - цирк, театр, детские представления - всегда испытание для аутичного ребенка, он не получает от них удовольствия. Аутичные дети часто боятся больших игрушек. Такому ребенку очень важна размеренность и предсказуемость жизни - он гуляет по определенным маршрутам, носит одну и ту же одежду, кушает из определенной тарелки. Часто аутисты избирательны в выборе цвета. Все это следует учитывать, стараясь помочь аутичному малышу - родители должны суметь приспособиться к его особенностям и запастись терпением, только в этом случае возможно достичь улучшения. При осторожном ненавязчивом взаимодействии с ребенком его странности начинают исчезать, а спектр интересов и любимых вещей расширяется. Зачастую аутичные дети даже начинают смотреть в глаза собеседнику и просят у родителей ласки, подходя к ним и прижимаясь всем телом. Это означает, что малышом преодолен огромный внутренний барьер, который отгораживал его от внешнего мира, мешая контакту с окружающими.

Многие родители, особенно те, кто уже имеют старшего нормально развивающегося ребенка, замечая, что с малышом «что-то не так», начинают тревожиться много раньше, чем ребенку исполнится год, и обращаются за советом к специалисту - педиатру или невропатологу.

Кроме того, очень важны занятия с педагогом-психологом, который должен суметь завоевать доверие ребенка. Сверхчувствительность аутистов заставляет быть с ними очень и очень внимательными. При разговоре не следует повышать голос, ни в коем случае нельзя создавать во время беседы тревожную обстановку. Аутисты не любят множества впечатлений - поэтому на первых порах можно взаимодействовать с таким ребенком исключительно голосом.

Тесно сотрудничая с детской поликлиникой, служба ранней комплексной помощи ГУО «Слуцкий районный ЦКРОиР» выявляет детей с РДА. Своевременная помощь педагога - психолога, учителя - дефектолога, выполнение рекомендаций врача и желание родителей, несомненно, даёт заметные плоды. Специалисты центра проводят развивающие занятия с ребёнком с учётом его особенностей, проводят консультации с родителями. По достижению 3-х лет дети с расстройствами аутистического спектра проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, которая определяет образовательный маршрут. На базе учреждения дошкольного образования «Ясли-сад № 19 г. Слуцка» функционирует 2 группы для детей с аутизмом.

Проблема аутизма в нашем обществе состоит в неготовности принять и нормально относится к таким детям. Им необходима поддержка, для того чтобы жить, полностью реализуя свои возможности, справляться с непростыми для них социальными задачами. Они нуждаются в признании и принятии их особенностей так же, как и мы с вами, но многие из людей с аутизмом просто не смогут достойно жить без этой поддержки.

  • Аутизм — разнообразен. Если вы встретили одного человека с аутизмом, то вы узнали… только человека с аутизмом. На самом деле, это относится к каждому из нас, наша индивидуальность — это то, что отличает от остальных. И аутисты — не исключение. Вы не можете выстроить свое общение с таким человеком только потому, что знаете о его диагнозе. Единственное предположение, которое будет более или менее верным, это: «Скорее всего, этот человек имеет затруднения с коммуникацией и социализацией». Но это так же относится к любому после недельного недосыпания, не так ли?
  • Аутизм — фундаментальная часть личности человека. Это не один «диагноз», а совокупность множества явлений, составляющих идентичность. Это основа того, как аутичный человек развивается, смотрит на мир, чувствует и понимает. И это невозможно представить. Просто его мозг работает иначе.
  • Наличие аутизма — не приговор. Он не делает жизнь пустой и лишенной ярких красок. Существование аутиста ничуть не хуже и не лучше нейротипичного представителя. Диагноз не мешает ему быть в своей семьи, частью общества и человеком, чья жизнь имеет высшую ценность.
  • Аутичные люди не способны любить. В привычном понимании этого слова, воспетом романтиками, поэтами и писателями. Они любят, но любят иначе, по-своему выражая чувство глубокой привязанности к человеку, иной раз доходящее до болезненной зависимости. Аутисты не копируют проявления чувств… Пожалуй, это единственные люди в мире, в искренности чувств которых вы можете быть уверены на 100%. Кстати, далеко не все аутисты асексуальны, как принято считать. Большинство точно так же, как нейротипичные люди, влюбляются, ходят на свидания, создают семьи и рожают детей.

  • Аутизм — не помеха учебе. Но лучшие показатели успешности у тех, кто учится в специальных, комфортных для них условиях и после того, как их научили тому, как вести себя в обычном мире, не приспособленном для них. Имея проблемы в школе, многие аутисты становятся успешными студентами, попадая в демократичные вузы и занимаясь исключительно любимым делом.
  • Генетическая природа аутизма доказана в 90% случаев. И это совершенно точно не заразное заболевание!
  • Аутист не значит социопат. Хотя именно этот образ растиражирован в фильмах и книгах. Этому человеку не наплевать на других, он просто не умеет выстраивать коммуникацию. И уж совершенно точно аутист это не хладнокровный серийный маньяк. Вообще преступлений, совершенных человеком с явным аутическим спектром, — по пальцам пересчитать.

  • В мире не существует эпидемии аутизма. Растет только количество диагностированных случаев, из-за совершенствования методов диагностики. Например, синдром Аспергера ранее не был причислен к аутическому спектру, так как человек полностью сохранял речевые способности. Сегодня значительное количество взрослых людей, испытывающих большие проблемы с социализацией, могут пройти диагностику и выявить этот синдром. И научиться, наконец, с ним жить.
  • Аутисты — не несчастные люди. У них не «второсортное» счастье. Они не нуждаются в сочувствии по этому поводу. Только аутист способен увидеть красоту и повторяющийся узор потрескавшейся плитки на площади в десятки метров или обрадоваться последовательности цветов автомобилей, встреченных в разных концах страны. Чтобы быть счастливым, не нужно быть нейротипичным.
  • Аутичным людям хочется быть частью этого мира. Пусть даже не на их условиях. У них есть мечты и надежды, они хотят говорить и быть услышанными. И в силах каждого нейротипичного человека поддержать это разнообразие образов мышления.
Похожие публикации