Психические процессы и их закономерности. Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства. Можно привести несколько вариантов определения понятия «восприятие»

В данном разделе будут рассмотрены следующие темы: психические процессы с точки зрения кибернетической науки, теория сигналов и психические процессы, информационная структура нервных процессов и психические образы.

Понятие психических процессов

Определение

Психические процессы представляют собой определенные структурные элементы, которые могут быть выделены из психики в целом; динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Особенность психических процессов в их кратковременности.

Все психические процессы можно разделить на познавательные, эмоциональные и волевые.

Что входит в состав каждого раздела, мы можем увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1. «Виды психических процессов»

Рассмотрим наиболее подробно каждый их видов.

Познавательные психические процессы:

  1. Ощущение - определенный процесс отражения отдельных свойств внешнего мира. Ощущение является простейшим психическим процессом. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Механизм формирования ощущений будет рассмотрен в подразделе 4.3. «Информационная структура нервных процессов и психические образы».
  2. Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Основные свойства восприятия : целостность, предметность, константность, осмысленность, избирательность.
  3. Представление – процесс отражения явлений внешнего мира, воссоздающихся на основе прежнего опыта. Основные свойства представлений:
  • фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты;
  • неустойчивость;
  • изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.
  • Воображение – создание новых образов на основе имеющихся представлений. Простейшая классификация воображения: продуктивное и репродуктивное.
  • Мышление - высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Основные виды мышления:
    • предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности;
    • наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов;
    • абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.

    К основным мыслительным операциям относятся: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, систематизация (или классификация).

    1. Память – форма психического отражения, основными функциями которого являются: закрепление, сохранение и воспроизведение опыта. К процессам памяти относятся следующие:
    • запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;
    • сохранение – процесс переработки и удержания информации;
    • воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;
    • забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.
  • Внимание – определенная сосредоточенность психической деятельности на объекте восприятия.
  • Эмоциональные психические процессы представляют собой переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.

    На протяжении жизни человек решает какие-то задачи, хранит определенные воспоминания, создает новую ячейку общества и постоянно развивается. Каждая личность индивидуальна по-своему, но из чего состоит эта индивидуальность? Ответ на этот вопрос может не только утолить нашу любознательность, но и реально облегчить жизнь.

    Мы способны регулировать любой психический процесс, например тренировать внимание или воображение. Однако подобные занятия не смогут обойтись без усилия . Именно поэтому намного проще устроить свое существование, основываясь на понимании структуры собственных психических процессов.

    К психическим процессам относятся:

    • Познавательные (влияют на познание человеческой деятельности).
    • Эмоциональные (представляют собой отражение отношения личности к собственному «я» и к другим людям).
    • Волевые (намеренное управление своей деятельностью).

    Изучение данных явлений приводит к приобретению новых навыков и умений. Основные психические процессы взаимосвязаны, поэтому за одним знанием скрывается другое.

    Создание неких групп является условным, ведь у этого нет практических доказательств. Ученые занимаются данным вопросом, но пока результаты не предаются огласке.

    Прежде всего зависимость друг от друга заключается в неспособности существования врознь. К примеру, невозможны без , речь – без памяти и т.п.

    Познание и интеллект

    Познавательные психические процессы иногда именуют интеллектуальными, что порой вводит в заблуждение некоторых людей. На самом деле эти понятия тесно взаимосвязаны. Что же касается содержания данного явления, то оно достаточно обширное.

    Данный вид подразделяется на:

    1. Ощущение. Это психическое отражение определенных особенностей и состояний окружающего мира, которые воздействуют на наши органы чувств. Они считаются чем-то тонким и первичным, ведь изначально они не поддаются анализу мышления.

    Ощущения указывают на различные особенности конкретных вещей, что и помогает увидеть общую картину. К ощущениям относят впечатления от цвета, запаха, понимание погодных условий, улавливание вибрации от каких-то объектов и т.п.

    2. Восприятие. Это психический процесс формирования представлений об объектах и событиях окружающего мира. В отличие от ощущений, оно неделимо и конкретно. Восприятием считают не только сам процесс, но и конечный его результат.

    Стоит отметить, что особенности психических процессов индивидуальны. К примеру, у вас и вашего собеседника могут быть абсолютно разные восприятия, что может привести к конфликту. Различия могут возникать из-за типа личности или имеющихся у человека знаний о конкретном предмете или ситуации.

    3. Мышление. Данный процесс обычно характеризуют умением находить выход или решать какие-то задачи новыми способами, когда предыдущие перестают работать. Если объяснять просто, мышление является процессом трансформации поступающих данных в потоке чувств и мыслей.

    Что интересно, так это то, что мышление не считается чем-то особенным и уникальным, ведь им обладают даже насекомые. К тому же переработка информации может приводить как к интересным мыслям, так и к полной бессмыслице.

    4. Сознание. Это способность понимать, мыслить, думать и формировать определенное отношение к конкретным вещам. То есть какие-то чувства и ощущения определяют последующую реакцию на что-то. Основные психические процессы можно назвать частью сознания.

    Осознанные поступки и решения не могут быть случайными, ведь они являются результатом обдумывания. Единственное, что следует подчеркнуть: и воля – это ни в коем случае не синонимы, как считают многие, не стоит их путать.

    5. Речь. Это умение коммуницировать с другими благодаря словам и звукам. Она может иметь абсолютно разный характер. Иногда речь успокаивает, иногда злит, а иногда радует и вдохновляет.

    При помощи этого процесса индивиды могут знакомиться с другими личностями, а также заводить с ними какие-то отношения. К тому же человек имеет особенность подстраивать свою речь под собеседника, чтобы понравиться ему или наоборот – отпугнуть.

    6. Внимание. Данный процесс представляет собой сосредоточение зрения или мозга на каком-то определенном событии или объекте. Внимание помогает нам отсеивать лишние сведения или знания, оставляя самое главное.

    Кстати, этот процесс может быть произвольным и непроизвольным. Второй вариант относится ко всему отвлекающему, но неинтересному. То есть мозг человека реагирует на это, но не специально, ведь иногда просто эмоционально сказанные слова постороннего человека привлекают нас, пусть и на одно мгновение.

    2. Чувства. Иногда чувства – это неосознаваемые психические процессы, которые являются искренним переживанием какой-то ситуации. Их трудно подделать, ведь они считаются частью души.

    Кстати, они бывают внешними и внутренними. Первые показывают, например, реакцию на погодные условия или чьи-то прикосновения, а последние отражают конкретные настроения и душевные порывы. Кстати, иногда чувства путают с ощущениями, а ведь это совсем разные вещи.

    2. Принятие решения. Этот процесс заключается в установлении какой-то определенности. Причем иногда выбор может быть элементарным (съесть котлету или плов, надеть желтую футболку или зеленую), а иногда очень трудным. Хотя даже в простых ситуациях мы часто используем силу воли.

    Быстрое и осознанное принятие решений – это привычка успешных людей. В данном случае могут понадобиться не только разум, логика и смысл, но зачастую и те же эмоции с чувствами.

    3. Постановка цели. Это четкое осознание и определение индивидуумом конкретных желаний, осуществления которых он хочет добиться. Подобный подход значительно продвигает личность к реализации мечты, ведь постановка цели является серьезным шагом.

    Для большей части людей данный процесс зарождает некую мотивацию, которая очень важна для достижения любых задач. К тому же такое принятие решения предполагает осознанный выбор, который оказывает сильное влияние на психику.

    Прогресс и дефекты

    Развитие психических процессов происходит с самого рождения, и то, каким оно будет, во многом зависит от родителей. Ученые предполагают, что эти процессы также взаимосвязаны с макрокосмосом, поэтому влияние погодных условий или изменений на других планетах также оставляет свой след.

    Все же любой может сам работать над своей психикой, анализируя некоторые слабые стороны и улучшая их вместе с сильными. Это тот же самый выбор, который недостижим без воли.

    Однако иногда психические процессы имеют отклонения, которые мешают всей группе явлений. Чаще всего это происходит из-за таких заболеваний, как инсульт, шизофрения, болезнь Альцгеймера и т.п.

    В данном случае, конечно, могут помочь лишь советы врачей и специальные медикаменты. Стоит отметить лишь то, что сдаваться нельзя никогда, ведь известны случаи неожиданных выздоровлений даже после самых сильных недугов. Автор: Лена Мелисса

    Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

    1) психические процессы;

    2) психические состояния;

    3) психические свойства.

    Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда – непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые (рис. 5).


    Рис. 5. Классификация психических процессов


    Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

    В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

    Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния (рис. 6). При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.


    Рис. 6. Классификация психических состояний

    Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны (рис. 7), и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.


    Рис. 7. Классификация психических свойств

    1. Познавательные психические процессы

    Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.


    1. Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения. Для каждого вида ощущений существуют свои пороги.

    Но органы чувств обладают свойством адаптации к изменяющимся условиям, поэтому пороги ощущений не являются постоянными и способны изменяться при переходе от одних условий внешней среды к другим. Эту способность называют адаптацией ощущений. Например, при переходе от света к темноте чувствительность глаза к различным раздражителям меняется в десятки раз. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинакова: в тактильных ощущениях, при обонянии отмечается высокая степень адаптации, а наименьшая степень – при болевых ощущениях, так как боль является сигналом об опасном нарушении в работе организма, и быстрая адаптация болевых ощущений может грозить ему гибелью.

    Английским физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений, представленная на рис. 8.

    Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

    Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

    Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

    По времени возникновения ощущения бывают актуальными и неактуальными.

    Например, кислый вкус во рту от лимона, ощущение так называемой «фактомной» боли в ампутированной конечности.


    Рис. 8. Классификация ощущений (по Ч. Шеррингтону)


    Все ощущения обладают следующими характеристиками:

    ? качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных);

    ? интенсивность количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя;

    ? продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.


    2. Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 9). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.


    Рис. 9. Классификация видов восприятия


    Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных актов поиска признаков, необходимых и достаточных для формирования образа:

    Первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту;

    Поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков;

    Отнесение воспринятого объекта к определенной категории;

    Поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;

    Окончательный вывод о том, какой объект воспринят.

    К основным свойствам восприятия относятся: целостность – внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе;

    предметность – объект воспринимается человеком как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело;

    обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов;

    константность – относительное постоянство восприятия образа, сохранение за объектом его параметров независимо от условий его восприятия (расстояния, освещения и т. д.);

    осмысленность – понимание сущности воспринимаемого объекта в процессе восприятия;

    избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

    Восприятие бывает внешненаправленным (восприятие предметов и явлений внешнего мира) и внутренненаправенным (восприятие собственных состояний, мыслей, чувств и т. д.).

    По времени возникновения восприятие бывает актуальным и неактуальным.

    Восприятие может быть ошибочным (или иллюзорным) , например зрительные или слуховые иллюзии.

    Развитие восприятия имеет очень большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает быстрее усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.


    3. Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

    Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий (рис. 10).


    Рис. 10. Классификация видов представлений


    Основные свойства представлений:

    фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части;

    неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека;

    изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира.


    4. Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.


    Рис. 11. Классификация видов воображения


    При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности (рис. 11).

    Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями).

    Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не всегда воплощается желание их создателя. Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не приводящий к немедленному и непосредственному получению объективного продукта в виде художественного произведения, изобретения, изделия и пр.

    Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. В практической деятельности с феноменом воображения, прежде всего, связан процесс художественного творчества в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическими методами автора уже не устраивает. Обращение к необычным, причудливым, нереалистичным образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

    Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В выделяют следующие критерии творческой деятельности:

    Творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта;

    Поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.);

    Результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму;

    Творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения;

    Для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения;

    Творческая деятельность требует особой мотивации.

    Анализируя природу творчества, Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон попытались выяснить, что мешает проявлению творческих способностей у человека. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт, например:

    – склонность к конформизму, т. е. стремление быть похожим на других, не отличаться от большинства окружающих людей;

    – боязнь показаться глупым или смешным;

    – боязнь или нежелание критиковать других из-за сформированного с детства представления о критике как о чем-то негативном и оскорбительном;

    – излишнее самомнение, т. е. полная удовлетворенность по поводу своей личности;

    – преобладающее критическое мышление, т. е. направленное только на выявление недостатков, а не на поиск путей их искоренения.


    5. Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности. Это наиболее сложный познавательный процесс, высшая форма отражения действительности (рис. 12).


    Рис. 12. Классификация видов мышления


    Предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности.

    Наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов.

    Абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями. Мышление носит мотивированный и целенаправленный характер, все операции мыслительного процесса вызваны потребностями, мотивами, интересами личности, ее целями и задачами.

    Мышление всегда индивидуально. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и общественной жизни.

    Источником мыслительной деятельности является практика.

    Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга.

    Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, даже если не произносим их вслух.

    Активные исследования мышления ведутся с XVII в. Первоначально мышление фактически отождествлялось с логикой. Все теории мышления можно разделить на две группы: первые основаны на гипотезе о наличии у человека врожденных интеллектуальных способностей, не изменяющихся с течением жизни, вторые – на представлении о том, что умственные способности формируются и развиваются под влиянием жизненного опыта.

    К основным мыслительным операциям относятся:

    анализ – мысленное разделение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;

    синтез – воссоединение отдельных элементов в целостную структуру;

    сравнение – установление отношений сходства и различия;

    обобщение – выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства;

    абстрагирование – выделение какой-либо стороны явления, которая в действительности как самостоятельная не существует;

    конкретизация – отвлечение от общих признаков и выделение, подчеркивание частного, единичного;

    систематизация (или классификация) – мысленное распределение предметов или явлений по определенным группам, подгруппам.

    Кроме перечисленных выше видов и операций существуют процессы мышления:

    суждение – высказывание, содержащее конкретную мысль;

    умозаключение – ряд логически связанных высказываний, приводящих к новому знанию;

    определение понятий – система суждений о некотором классе предметов или явлений, выделяющая их наиболее общие признаки;

    индукция – вывод частного суждения из общего;

    дедукция – вывод общего суждения из частных.

    Основные качественные характеристики мышления таковы: самостоятельность, инициативность, глубина, ширина, быстрота, оригинальность, критичность и др.


    С мышлением неразрывно связано понятие интеллекта.

    Интеллект – это совокупность всех умственных способностей, обеспечивающих человеку возможность решать разнообразные задачи. В 1937 г. Д. Векслер (США) разработал тесты для измерения интеллекта. По Векслеру, интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

    Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект, выделил его первичные составляющие:

    счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

    вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;

    вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;

    пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;

    память;

    способность к рассуждению;

    быстрота восприятия сходств и различий между объектами.

    Что определяет развитие интеллекта? На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:

    Генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;

    Физическое и психическое состояния матери в период беременности;

    Хромосомные аномалии;

    Экологические условия проживания;

    Особенности питания ребенка;

    Социальный статус семьи и др.

    Попытки создать единую систему «измерения» человеческого интеллекта наталкиваются на многие препятствия, так как интеллект включает в себя способность к совершенно разнокачественным умственным операциям. Наибольшей популярностью пользуется так называемый коэффициент интеллектуальности (сокращенно IQ), позволяющий соотнести уровень интеллектуальных возможностей индивида со средними показателями его возрастной и профессиональной групп.

    Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.


    6. Мнемические процессы. В настоящее время в не существует единой, законченной теории памяти, а изучение феномена памяти остается одной из центральных задач. Мнемические процессы, или процессы памяти, изучаются разными науками, которые рассматривают физиологические, биохимические и психологические механизмы процессов памяти.

    Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

    Среди первых психологов, начавших экспериментальные исследования мнемических процессов, был немецкий ученый Г. Эббингауз, который, исследуя процесс запоминания разных словосочетаний, вывел целый ряд законов запоминания.

    Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим – это основа психической деятельности.

    К процессам памяти относятся следующие:

    1) запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции;

    2) сохранение – процесс переработки и удержания информации;

    3) воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала;

    4) забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации.

    Одной из важнейших характеристик является качество памяти, которое обусловлено:

    ? скоростью запоминания (количество повторений, необходимых для удержания информации в памяти);

    ? скоростью забывания (время, в течение которого запомнившаяся информация хранится в памяти).

    Для классификации видов памяти (рис. 13) существует несколько оснований: по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения информации и др.


    Рис. 13. Классификация видов памяти


    Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законам.

    Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем легче последнее закрепляется в памяти.

    Закон интереса: интересное запоминается быстрее, потому что на это затрачивается меньше усилий.

    Закон установки: запоминание происходит легче, если человек ставит перед собой задачу восприятия содержания и его запоминания.

    Закон первого впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее и быстрее его запоминание.

    Закон контекста: информация легче запоминается, если ее соотнести с другими одновременными впечатлениями.

    Закон объема знаний: чем обширнее знания по определенной теме, тем легче запоминается новая информация из данной области знаний.

    Закон объема запоминаемой информации: чем больше объем информации для одновременного запоминания, тем хуже она запоминается.

    Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее.

    Закон края: лучше запоминается то, что сказано (прочитано) в начале и конце ряда информации, хуже запоминается середина ряда.

    Закон повторения: повторение способствует лучшему запоминанию.


    В в связи с изучением памяти можно встретить два термина, очень похожих друг на друга, – «мнемический» и «мнемонический», значения которых различны. Мнемический означает «имеющий отношение к памяти», а мнемонический – «имеющий отношение к искусству запоминания», т. е. мнемоника – это приемы запоминания.

    История мнемоники уходит корнями в Древнюю Грецию. В древнегреческой мифологии говорится о Мнемозине, матери девяти муз, богине памяти, воспоминаний. Особенное развитие мнемоника получила в XIX в. в связи с получившими теоретическое обоснование законами ассоциаций. Для лучшего запоминания были предложены разнообразные приемы мнемоники. Приведем примеры.

    Метод ассоциаций: чем больше возникает разнообразных ассоциаций при запоминании информации, тем легче информация запоминается.

    Метод связок: объединение информации в единую, целостную структуру с помощью опорных слов, понятий и т. д.

    Метод мест основан на зрительных ассоциациях; ясно представив предмет запоминания, нужно мысленно объединить его с образом места, который легко извлекается из памяти; например, для того чтобы запомнить информацию в определенной последовательности, необходимо разбить ее на части и каждую часть соотнести с определенным местом в хорошо известной последовательности, например маршрутом на работу, расположением мебели в комнате, расположением фотографий на стене и т. д.

    Общеизвестен способ запоминания цветов радуги, где начальная буква каждого слова ключевой фразы является первой буквой слова, обозначающего цвет:

    к аждый – к расный

    охотник – о ранжевый

    ж елает – ж елтый

    з нать – з еленый

    г де – г олубой

    с идит– с иний

    ф азан – ф иолетовый


    7. Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Природа и сущность внимания вызывают разногласия в науке, среди психологов в отношении его сущности нет единого мнения. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, оно всегда «внимание к чему-либо». Одни ученые считают, что внимание не является независимым процессом, а является лишь частью любого другого психологического процесса. Другие полагают, что это самостоятельный процесс, имеющий свои особенности. Действительно, с одной стороны, внимание включено во все психологические процессы, с другой стороны, у внимания есть наблюдаемые и измеримые характеристики (объем, концентрация, переключаемость и др.), которые непосредственно к остальным познавательным процессам не относятся.

    Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Оно зависит от индивидуально-типологических, возрастных и других характеристик человека. В зависимости от активности личности выделяют три вида внимания (рис. 14).


    Рис. 14. Классификация видов внимания


    Непроизвольное внимание – наиболее простой вид внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека.

    Произвольное внимание управляется сознательной целью, связано с волей человека. Его еще называют волевым, активным или преднамеренным.

    Послепроизвольное внимание также носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем сама деятельность становится настолько интересной, что практически не требует от человека волевых усилий для поддержания внимания.

    Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. К основным свойствам внимания обычно относят следующие:

    концентрированность – это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним; концентрированность внимания предполагает образование временного центра (фокуса) всей психологической активности человека;

    интенсивность – характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом;

    устойчивость – способность длительное время поддерживать высокие уровни концентрированности и интенсивности внимания; определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией (новизна, значимость потребности, личные интересы), а также внешними условиями деятельности человека;

    объем – количественный показатель объектов, находящихся в фокусе внимания (у взрослого человека – от 4 до 6, у ребенка – не более 1–3); объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти индивида, имеют также значение характеристики воспринимаемых объектов и профессиональные навыки самого субъекта;

    распределение – способность сосредоточивать внимание на нескольких объектах одновременно; при этом формируется несколько фокусов (центров) внимания, что дает возможность совершать несколько действий или следить за несколькими процессами одновременно, не теряя ни одного из них из поля внимания;

    переключение – способность к более или менее легкому и достаточно быстрому переходу от одного вида деятельности к другому и сосредоточению на последнем.

    Одними из самых сложных, многообразных в своих проявлениях и наименее изученных в человеческом организме являются психические процессы. Таблица, представленная в данной статье, чётко разделяет явления, происходящие в нашей психике, на три основные группы: по свойствам, состояниям и процессам. Всё это является отражением действительности, прослеживающейся в динамике, то есть каждое такое явление имеет своё начало, развивается и заканчивается вытекающей из этого реакцией. Психические процессы (таблица наглядно это демонстрирует) чрезвычайно тесно взаимодействуют друг с другом. Психическая деятельность непрерывно перетекает из одного процесса в другой, когда человек бодрствует.

    Психические состояния

    Процессы, происходящие в психике человека, могут быть вызваны внешними воздействиями, раздражающими нервную систему, а также рождаться непосредственно во внутренней среде организма, в зависимости от состояния, в котором он находится в этот момент. Психические процессы таблица подразделяет на три основные группы: познавательные, эмоциональные и волевые. Здесь же подробно классифицированы их составляющие: восприятие и ощущения, память и представление, воображение и мышление относятся к познавательным процессам, а переживания активные и пассивные - к эмоциональным. Волевые психические процессы таблица раскрывает как способность к решениям, исполнению и

    Рассмотрим внимательно графу, где представлены состояния психики человека. Мотивационные, то есть познавательные психические процессы таблица представляет наиболее широко, вплоть до актуализации потребностей. Причины ясны: именно они могут обеспечить правильную помогают формировать знания и регулируют поведение. В едином потоке сознания сливаются разнообразные познавательные психические процессы, таблица которых представлена в статье, поскольку человек - весьма сложный организм, а психическая составляющая является основой для любой жизнедеятельности. Именно она обеспечивает адекватность в отражении действительности, контролируя все виды занятий человека.

    Уровень деятельности

    То, что процессы человеческой психики протекают неравномерно, с разной интенсивностью и быстротой, показывают самые первые таблицы по общей психологии. Психические процессы зависят целиком и полностью от состояния личности и внешних воздействий на нее. Что такое психическое состояние? Грубо говоря, это относительная устойчивость уровня психической деятельности, что проявляется в пониженной или повышенной активности. Состояния человек может испытывать самые разнообразные. Любой может вспомнить, что иногда физическая и умственная работа казалась лёгкой и протекала продуктивно, а в другие моменты те же самые действия требовали большого труда и всё равно не достигали нужного эффекта.

    В зависимости от состояния личности меняется и характеристика психических процессов, таблица четко это показывает. Природа процессов, происходящих в психике, рефлекторна, они возникают и изменяются в зависимости от физиологических факторов, обстановки, хода работы, даже от словесных воздействий (от похвал и порицаний состояние личности явно приобретает новые качества). Сравнительная таблица психические познавательные процессы личности раскладывает по пунктам. Она содержит наиболее изученные факторы таких перемен. Например, уровень внимания может колебаться от сосредоточенности до рассеянности, характеризуя общее психическое состояние, а эмоциональные настроения особенно ярко меняют общий фон всех характеристик - от печали или раздражительности до жизнерадостности и восторженности. Особенно много исследований касается главного творческого состояния личности - вдохновения.

    Свойства личности

    Психические - устойчивые образования, высшие регуляторы деятельности, которые определяют уровень состояния в качестве и количестве его компонентов, что наблюдается в поведении и деятельности, типичных для конкретной личности. Сравнительная таблица психических познавательных процессов каждое постепенно формируемое свойство психики связывает с результатом практической и отражательной деятельности. Многообразие таких свойств достаточно сложно классифицировать, даже согласуясь с основами всех уже сгруппированных психических процессов.

    Однако интеллектуальная, то есть познавательная, волевая и эмоциональная деятельность личности достаточно глубоко изучены и рассмотрены во многих сложных взаимодействиях их синтеза. Таким образом, показывает разнообразные психические процессы таблица. Свойства, функции и роль этих составляющих в жизни человека будут рассмотрены нами в рамках этого материала. Из познавательных функций, например, стоит отметить наблюдательность и гибкий ум, к волевым относятся настойчивость и решительность, а к эмоциональным - чуткость, страстность. Свойства и функции психических процессов отличаются, однако все они играют важную роль в нашей повседневной жизни.

    Синтез

    Свойства психики человеческой личности не существуют по отдельности, они действуют в синтезе, образуя сложнейшие структурные комплексы. Существует классификация проявлений бессознательного по психическим процессам. Таблица таких состояний представлена ниже.

    Туда входят следующие процессы, синтезирующиеся друг с другом:

    • Жизненная позиция: потребности, интересы, убеждения, идеалы, активность личности и избирательность.
    • Темперамент - природные свойства личности: уравновешенность, подвижность, тонус, другие поведенческие особенности, всё то, что характеризует динамику поведения.
    • Способности: целая система интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств личности, которые могут определять творческие возможности.
    • Характер - система способов поведения и отношений.

    Взаимосвязанные нервно-психические акты в их устойчивой и целенаправленной совокупности имеют определённую схему преобразования деятельности для получения определённого результата. Это и есть психические процессы, свойственные каждой личности, представляющие основную ценность для изучения. Например, память как психический процесс требует запоминания информации, это её потребность - сознательная и бессознательная. Здесь входом в процесс будет именно это требование как свойство, а выходом или конечным результатом - оставшаяся в памяти информация.

    Психические явления

    Наиболее распространённые психические процессы были перечислены выше, но давайте остановимся на этих списках подробнее. У разных авторов они в значительной мере разнятся. Распространёнными и отмеченными всеми являются внимание, эмоции, память, воля, мышление, восприятие, речь. В категории психических явлений они доступны любому непосредственному и неквалифицированному наблюдению.

    Интересен чаще всего даже не сам наблюдаемый процесс, а его отклонения от нормы, то есть характеристики. Здесь обычно студентам помогает разобраться с классификацией обычная таблица особенностей психических процессов. Детей всех категорий изучают особенно внимательно, но и у них познавательные процессы достаточно легко можно отличить от эмоциональных или волевых.

    Особенности личности

    Люди бывают наделены абсолютно разными возможностями: один рассеян, а другой внимателен, этот прекрасно запоминает лица, а тот - только мелодии. Кроме этого, поведение характеризует любое психическое явление и степень уравновешенности: кого-то сюрприз обрадует, кого-то удивит, а некоторых оставит равнодушными. Люди и друг к другу относятся по-разному: одни любят окружающих, а другим человечество кажется отвратительным. Существуют люди настойчивые, даже упрямые в достижении поставленной цели, а также и такие, которым всё безразлично - они всегда остаются апатичными и вялыми.

    Отношение к науке

    Отечественная психология все разделяет на три вида: свойства, состояния и процессы. Различия между ними не так велики и относятся к временным. Процессы обычно проходят быстро, а вот свойства более устойчивы и длительны. Современные психологи считают, что посредством взаимосвязанности психических процессов образуется, собственно, психика, которую разделить на составляющие можно разве что весьма условно, поскольку нет для этого исследования теоретического обоснования. Тем не менее достаточно широко выявлены и изучаются не только крупные явления работы психики, но и основные психические процессы, сравнительная таблица для которых существует далеко не в единственном числе.

    Но поскольку психология стала наукой, учеными разрабатываются методы её познания, где главным постулатом является интегративный подход к человеческой психике, а все классификации в таблицах - это ценность пропедевтическая и педагогическая. Аналогично происходят процессы в обществе. Так же, как и в психике отдельной личности, они предельно взаимосвязаны в социуме: дети учатся, родители воспитывают их, работают, спортсмены тренируются, алкоголики пьют, полиция ловит преступников и так далее. Насколько бы ни казались эти процессы параллельными, рано или поздно все они друг с другом каким-то образом пересекаются.

    Воля и эмоции

    Человек на протяжении всей своей жизни воспроизводит имеющиеся у него умения, знания, навыки, пытаясь связывать разнообразные формы поведения с имеющимся эмоциональным состоянием. Таким образом выстраивается актуализация связей между различными психическими процессами, осуществляется переход их из латентной в активную форму. Среди эмоциональных состояний самое яркое - аффект. Это бурная, стремительно протекающая огромной силы эмоция, которая похожа на взрыв, поэтому сознанию она неподконтрольна и часто бывает патологической.

    А вот процесс, концентрирующий сознание на реальном или идеальном объекте, - это внимание. Но оно не является эмоциональным. Особенная способность регулирует и самодетерминирует собственную деятельность. Это воля. Все психические процессы могут быть подчинены ей. Её основные свойства и функции - точный выбор цели и мотивов, регуляция побуждений к определённым действиям, даже если ощущается недостаток мотивации, организация тех психических процессов, которые способны вписаться в систему адекватно выполняемой деятельности, мобилизация психических и физических возможностей, если требуется преодоление препятствий на пути к поставленной цели.

    Познание и интеллект

    Инструментами для адекватного отражения и проецирования мира, окружающего человека, служат представление и воображение. Они теснейшим образом связаны с неспецифическими структурами мозга на корковом уровне и позволяют выстроить динамические характеристики назревающих психических процессов. Это скоростные и количественные показатели тех или других действий и их реализация. Состояние, в котором находится психика личности, может быть разным, отсюда и высокая вариативность результатов деятельности.

    Речь находится в теснейшей связи с мышлением, примерно столь же тесно, как ощущения и восприятие, - одно вытекает из другого. Эти познавательные процессы психики свойственны любой деятельности, так как именно они обеспечивают её эффективность. С помощью основных познавательных процессов человек может заранее намечать нужные цели, строить планы, наполнять содержанием предстоящую деятельность, прогнозировать результаты и манипулировать ими по мере продвижения работы. Психические познавательные процессы и их характеристики таблица, представленная в статье, демонстрирует как интеллектуальные.

    Выводы

    Психологический процесс проще всего объяснить способностью человека вспоминать, думать и предвидеть. Чаще всего это понятие связывается с получением знаний. Познавательные психические процессы имеют всегда творческий и активный характер, не столько отражающий окружающий мир, сколько его преобразующий. Существуют два способа познания - специфический и неспецифический. Первый пользуется процессами чувственными и рациональными - это ощущения, восприятие и мышление, в последнем разделяют понятие, суждение и умозаключение.

    Универсальные, или неспецифические, процессы психики - это память, воля, воображение, внимание. Действуют они сквозным методом, обеспечивая связи на всём протяжении действия познавательного процесса, и именно от них зависят все процессы поведенческого плана, находящиеся в синтезе. Так поддерживается познавательная деятельность и практическая предметная активность личности, которая получает не только индивидуальность, но и своеобразие и уникальность.

    Понятие психических процессов. Психические процессы – это элементарные единицы, которые мы можем выделить в психической деятельности, ее «атомы». Процессы первичны – на их основе строится вся сложная система функционирования психики. Процессы динамичны – они имеют свой ход, развитие. Опишем основные процессы.

    Ощущение и восприятие. Ощущения – это элементарные психические процессы, представляющие собой субъективное отражение живым существом простых свойств окружающего мира в виде психических явлений, элементы, компоненты восприятия, из которых складываются образы. Выделяют следующие виды ощущений: кожные (прикосновение, или давление, бывают температурные и болевые), проприоцептивные (положения тела в пространстве, взаиморасположение частей тела), органические (исходящие от нервных клеток внутренних органов), вкусовые и обонятельные, зрительные и слуховые. Ощущения возможны благодаря наличию рецепторов – специальных нервных клеток, воспринимающих данное воздействие, проводящих путей (нервов) и клеток центральной нервной системы, способных принимать и обрабатывать тот или иной сигнал. Совокупности этих нервных образований получили название сенсорных систем. Филогенетически самыми древними, т. е. наиболее рано возникшими в эволюции, являются ощущения, непосредственно касающиеся состояния организма, – болевые, температурные, более молодыми – вкусовые и обонятельные. Затем в истории видов возникли зрительные сенсорные системы, а самыми молодыми являются слуховые.

    У каждого ощущения есть абсолютный и относительный пороги. Абсолютный порог – это минимальная величина стимула, которая может вызвать ощущение. Например, для обоняния это могут быть несколько сотен молекул вещества. Абсолютный порог, тем не менее, индивидуален для каждого человека. Относительный, или дифференциальный, порог – это величина стимула, которая может вызвать ощущение, различаемое от ощущения, вызванного стимулом другой величины. Так, человек может услышать звук частотой в 16 Гц, но способен отличить один звук от другого только начиная с высоты в 40 Гц. Существует также верхний порог ощущения, который, как правило, граничит с болевыми ощущениями, например звук выше 14 000 Гц вызывает боль.

    Слуховые ощущения позволяют описывать звук в терминах громкости, высоты, тембра. Громкости соответствует сила звука, измеряемая в децибелах. Человек воспринимает звук от 3 до 130–140 дБ, последнее число соответствует верхней границе слышимости, болевому порогу. С высотой воспринимаемого звука, или тональностью, соотносится частота звука, измеряемая в герцах. Нижний порог слышимости – 16 Гц, верхний – порядка 20 000 Гц (для сравнения: у собаки – 38 000 Гц). Наш привычный диапазон лежит в области от 1000 до 3000 Гц, болевой порог находится на уровне 14 000-16 000 Гц. Тембр – сложная характеристика звука, не имеющая прямого физического аналога, как тембр мы различаем сложный узор звуковых тонов – сочетание звуков определенной громкости высоты.

    Зрительные ощущения складываются за счет определения цветового тона, яркости и насыщенности. Форма объекта передается за счет отражения на сетчатке глаза световых пятен разного цвета и тона, а движение – за счет перемещения этих пятен.

    Человек воспринимает световые волны длиной от 390 до 780 нанометров, т. е. нижняя граница находится на уровне инфракрасного излучения, верхняя – ультрафиолетового. Человеческий глаз способен воспринять световой импульс в 8-47 квантов (это нижний порог восприятия) и 1–1,5 %-ное изменение освещенности поверхности (это дифференциальный порог зрительного восприятия). Верхний порог зрительного восприятия наиболее относителен – состояние ослепления зависит от адаптации глаза к освещенности – и может быть вызван даже нормальным дневным освещением, если глаз привык к дефициту света.

    У человека зрительное восприятие является ведущим – по оценкам специалистов, через этот канал поступает 90 % всей информации. Слух, обоняние, осязание и другие каналы восприятия имеют гораздо меньшее значение.

    На базе ощущений строится процесс восприятия.
    Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, завершающийся формированием образа. Восприятие есть не просто результат интеграции данных, поступающих в головной мозг через различные органы чувств, к формированию целостного образа подключаются информация, хранящаяся в памяти, мышление и другие психические процессы. Отличительной чертой восприятия является целостность. Поясним: описывая объект лишь словами «холодный», «большой», «белый», мы еще находимся на уровне ощущений, но как только мы соотнесли эти данные и получили целостный образ объекта (будь то холодильник или мифическая Медуза горгона), можно говорить о восприятии. Неотъемлемой чертой восприятия также является осмысленность: мы всегда можем обдумать сформировавшийся образ и описать его словами.

    Образ содержит не только информацию, поступившую от органов чувств, – в процессе его формирования участвуют и другие познавательные процессы, идет процесс достраивания образа. При этом часто возникают нормальные ошибки. Так, если предъявить испытуемым белый цилиндр с красным торцом, большинство людей склонны предполагать, что и второй торец, который не виден, т. е. находится за пределами восприятия, тоже красный. С одной стороны, процесс достраивания образа необходим в повседневной жизни – по отрывочным элементам образа мы чаще всего можем угадать весь объект, с другой стороны – этот эффект все же иногда приводит к ошибкам восприятия.

    Иллюзия – образ, являющийся порождением реальных ощущений, но неверно отражающий реальность. Это ошибка восприятия, возникающая благодаря вмешательству в процесс восприятия памяти, желания, фантазии, какой-либо установки или другого психического явления. Например, человек может принять висящий на стуле в темной комнате пиджак за сидящего человека или облако нетипичной формы за летающую тарелку. Возникновение иллюзий считается нормальным психическим явлением. Их следует отличать от галлюцинаций – полностью сконструированных образов, которые субъективно воспринимаются как реальные объекты. Так, человек может утверждать, что видит объекты или слышит звуки, которые в объективной реальности не существуют. Галлюциноз считается патологическим процессом.

    Мы живем в четырехмерном мире: нам известны три пространственных измерения и одно временное. Восприятие пространства не является врожденным и складывается в процессе научения. Человек определяет размеры объектов, сравнивая их с другими объектами и опираясь на свой прежний опыт. Однако если предъявить испытуемому изолированный объект, например куб на белом фоне, который демонстрируется через специальное отверстие в ширме так, что расстояние до него определить невозможно, то человек будет не в состоянии определить его размер. Восприятие пространства возникает за счет соотношения расстояния до объекта и его величины. Бинокулярное зрение имеет значение при восприятии пространства, но решающим оказывается жизненный опыт – мы научаемся определять расстояние и размеры и можем воспринимать пространство, пользуясь только одним глазом.

    Очень редко обращают внимание на еще одно измерение, доступное человеческому восприятию, – восприятие времени. Время воспринимается как необратимое равномерное движение из прошлого в будущее. Мы научились выражать время в единицах длительности: секундах, часах, сутках, годах. Субъективное же восприятие времени отлично от объективного: оно может протекать неравномерно – растягиваться или сжиматься. В эксперименте одной группе испытуемых предложили интересные игры, а другую поместили в отдельные пустые комнаты и попросили ждать. Люди, которые развлекались, восприняли 10-минутный отрезок времени как очень краткий – 2-3-минутный, а ожидающие обозначили этот же временной промежуток как 15-минутный. Так стало известно, что субъективное время протекает неравномерно – оно может «замедляться» и «ускоряться» в зависимости от обстоятельств.

    Знания об ощущениях и восприятии важны при получении свидетельских показаний, решении вопроса о признании лица вменяемым, выявлении особых психических состояний, имеющих значение при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

    Внимание и память. Внимание – состояние психической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Внимание не является самостоятельным процессом, это процесс регуляции других познавательных процессов, характеристика психической деятельности, состояния нашего восприятия, сознания, мышления, памяти. Внимание всегда имеет объект, на который оно направлено, будь то предмет окружающего мира, воспоминание или фантазия. Корни внимания прослеживаются в состоянии настороженности, бдительности, ориентировочном рефлексе. Внимание есть психический процесс, призванный оперативно перестраивать психику в ответ на изменяющиеся условия среды и сохранять особый режим работы психики в течение нужного времени.

    Выделяют непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание первично, с ним человек рождается, оно сохраняется на протяжении всей жизни. Непроизвольное внимание устанавливается и поддерживается вне зависимости от сознательного желания и воли. Произвольное внимание – способность сознательно направлять внимание на объект, его формирование связано с развитием воли. Считается, что произвольное внимание в норме формируется к 4-6-летнему возрасту. Произвольное и непроизвольное внимание выполняют несколько различные функции: непроизвольное внимание пассивно, неуправляемо, но оно играет роль «сторожа», направляющего познавательные процессы на наиболее важные, сильные внешние стимулы, в том числе и на те, которые отвергаются сознанием; произвольное внимание активно, оно подчинено воле и дает возможность произвольно настраивать психические процессы, игнорируя информацию, отвергаемую сознанием.

    Такое разделение внимания на два вида в известной степени идеально, поэтому некоторые авторы также называют произвольно-непроизвольное внимание – смешанный тип: внимание, не требующее усилий воли, но находящееся под контролем сознания. Это ситуация, когда мы следим за каким-либо явлением «краем глаза».

    Внимание может быть описано в терминах его концентрации, объема, устойчивости и переключаемости. Концентрация внимания, или сосредоточенность, выражает интенсивность связи предмета и сознания. Объем внимания измеряется количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Устойчивость – длительность, в течение которой сохраняется заданная концентрация внимания. Переключаемость – способность переориентировать познавательные процессы с одного предмета на другой. Эти характеристики внимания функционально взаимосвязаны: изменение одной влечет за собой изменение других. Так, высокая концентрация приводит к снижению переключаемости или снижает объем внимания.

    Отмечено, что у 2-4-летнего ребенка переключаемость в два-три раза выше, чем у 4-6-летнего. Эти данные косвенно свидетельствуют о процессе формирования произвольного внимания (косвенно, поскольку концентрация внимания еще не означает произвольности). Произвольность – способность сознательно менять характер внимания.

    Психологическая экспертиза внимания важна при получении свидетельских показаний, оценке зрелости личности, выявлении особых психических состояний, имеющих значение при рассмотрении уголовных и гражданских дел.

    Память – процесс запоминания, хранения и последующего воспроизведения информации. Память – это отражение и воспроизведение событий прошлого, один из базовых психических процессов. Основой запоминания является запечатление – почти точное копирование картины реальности. Первоначально у новорожденного память существует только в форме непроизвольного запечатления, и лишь позднее, с развитием мышления, воли, сознания, произвольного внимания формируется второй вид памяти – произвольная память. Таким образом, мы выделяем два вида памяти – непроизвольную и произвольную. Произвольная, или сознательная, память отличается от запечатления и непроизвольной памяти избирательностью, она опосредована процессами произвольного внимания и мышления и всегда целенаправленна. Запоминание не пассивный процесс и поэтому не фотографический: уже на стадии сохранения информации происходит ее первичная обработка – обобщение, систематизация, выделение существенных признаков и отсеивание всего лишнего.

    Произвольное запоминание, возникающее на более поздних стадиях развития и, казалось бы, более прогрессивное, тем не менее уступает непроизвольному. В одном из экспериментов испытуемым в первом случае демонстрировали картинки и давали инструкцию запомнить как можно больше, а во втором случае ставилась отвлеченная цель, не связанная с запоминанием. Оказалось, что больший объем информации сохранялся в случае, когда не ставилось задачи запомнить рисунки. Таким образом был сделан вывод о том, что большую часть информации мы усваиваем именно благодаря непроизвольной памяти.

    Выделяют память кратковременную и долговременную. Кратковременная память сохраняет информацию в течение временного промежутка от нескольких секунд до двух минут, хотя эта продолжительность выделена условно. Долговременная память способна сохранять информацию в течение нескольких минут, часов, дней, лет. Кратковременная память, как правило, хранит информацию в течение того времени, пока объект находится в сфере нашего внимания, и, как только мы отвлекаемся, содержимое ее стирается. Долговременная же память хранит информацию в неактивном состоянии, но при определенных условиях она может быть активизирована.

    Кратковременную память нередко сравнивают с оперативной памятью компьютера, а долговременную – с постоянной. Но в отличие от компьютера мозг человека со временем стирает большую часть невостребованной информации или той, которой он долго не пользуется. Это еще один психический механизм, обеспечивающий гибкое реагирование на изменяющиеся условия, – ненужное стирается, освобождая место для более полезной информации. Данный процесс описывается «кривой забывания» – первый час в памяти хранится около 59,2 % информации, через 9 ч остается 35,8 %, через сутки – 27,3 %, через два дня – 25,4 %, а далее забывание становится незначительным. Отметим, что забывание стремительно происходит в течение первых 9 ч, потом менее стремительно – в течение двух суток, а оставшийся объем информации сохраняется долговременной памятью практически в неизменном объеме. Учитывая закон «кривой забывания», можно предположить, что чем дальше во времени отдалено событие, тем меньше мы можем о нем вспомнить. Однако к этому правилу есть поправка. Реминисценция – это явление, когда последующее воспроизведение информации богаче, чем предыдущее, это постепенное вспоминание. Реминисценция возможна благодаря тому, что, сосредоточиваясь на необходимости вспомнить, мы поднимаем все более глубокие пласты памяти, «раскручиваем» воспоминание, получаем подсказки извне.

    В запоминании информации играют роль ее осмысленность, эмоциональная насыщенность переживания, актуальность информации, т. е. ее значимость для запоминающего. Осмысленная, логически увязываемая информация запоминается гораздо лучше неструктурированной: человек способен с первого прочтения запомнить в среднем 7-10 слов и всего 4–7 бессмысленных сочетаний звуков. В ситуации эмоционального напряжения запоминание улучшается. Мы лучше усваиваем информацию, которая для нас значима, и забываем то, что не вызывает эмоционального или мыслительного отклика.

    Память – это не только усвоение и хранение информации, но и способность впоследствии ее воспроизвести, т. е. вспомнить. Первым шагом к вспоминанию является узнавание – это стадия, когда мы еще не можем сознательно вызвать из памяти образ, но способны отличить уже однажды воспринятую информацию от новой. Типичным примером является ситуация, когда человек не может описать лица другого человека, но способен опознать его при встрече. Истинное же запоминание характеризуется способностью сознательно воспроизвести сохраненный памятью образ. Воспроизведение – не механическая репродукция образа, это реконструкция, во время которой образ выстраивается заново. В эксперименте испытуемым показывали геометрическую композицию, напоминающую домик, но с одной недостроенной стенкой. Когда спустя некоторое время их попросили воспроизвести изображение, большинство испытуемых строило эту фигуру, достраивая не существовавшую в оригинале грань. Таким образом было показано, что запоминание не является фотографическим, целостность восприятия и логика «подсказывали» испытуемым еще одну линию. Это нормальные ошибки памяти, но существуют и патологические формы, описанные ниже. Патологические нарушения памяти чаще всего являются следствием психических заболеваний или черепно-мозговых травм.

    Амнезия – это потеря памяти, временная или необратимая. Временная потеря памяти – выпадение из памяти событий, происходивших в промежуток времени от нескольких минут до нескольких дней, – может являться результатом черепно-мозговой травмы либо эмоционального расстройства (аффекта или сильного стресса). Ретроградная амнезия – забывание событий прошлого – может проистекать в двух формах: от настоящего к прошлому и от прошлого к настоящему. В первом случае человек может не помнить, чем он занимался на протяжении дня, обедал ли, смотрел ли телепрограмму, но с достаточной точностью вспоминает события, относящиеся к его юности и молодости. Во втором случае он помнит события последних дней, но не может указать, где родился, учился, жил и работал. Парамнезия, или ложная память, может проявлять себя в форме псевдореминисценций – подмены событий воспоминаниями из других моментов жизни, подмены реальных событий услышанными или прочитанными фактами, конфабуляций – замещения реальных событий прошлого фантастическими, вымышленными картинами. Во всех случаях парамнезий человек сам искренне верит в то, что его воспоминания реальны.

    Вернемся к норме: в зависимости от ведущего канала восприятия память может быть зрительной, аудиальной (слуховой), кинестетической (двигательной), в зависимости от ведущего типа мышления – наглядно-образной или словесно-логической. Запоминание и воспроизведение происходят легче, если человек пользуется тем видом памяти, который у него более развит.

    Память может быть охарактеризована в терминах «точность», «объем», «долгосрочность». Точность – это величина, выражающая отношение верно воспроизведенных единиц информации и ошибочных. Объем выражает общее количество верно воспроизведенных единиц информации. Долгосрочность – это длительность удержания в памяти неизменного объема верно воспроизведенных единиц информации.

    Психологическая экспертиза памяти помогает прояснить сложные моменты, касающиеся показаний потерпевших, свидетелей и подозреваемых, в том числе и результатов опознания, выявления особых психических состояний, важных для вынесения судебного решения.

    Мышление и интеллект. Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, по сути это процесс обработки информации. Мышление оперирует знаками и символами, в которых закодированы факты объективной реальности. Мышление – психический процесс, раскрывающий взаимосвязи между предметами и явлениями, благодаря ему мы сопоставляем, сравниваем, различаем, раскрываем отношения между данными, полученными через систему восприятия. Мышление раскрывает свойства вещей и явлений и выявляет новые, недоступные непосредственно органам чувств, их абстрактные свойства. Нам не нужно непосредственно наблюдать явление, чтобы проанализировать его и сделать вывод – мы можем логически обрабатывать информацию о нем. Эта особенность мышления возможна благодаря речи – системе передачи знаков и символов.

    Мышление и речь тесно взаимосвязаны, они не могут развиваться и существовать друг без друга. Через речь, общение ребенку передаются понятия – символы, за которыми сокрыта совокупность неотъемлемых черт описываемого предмета, прививаются основные приемы обработки информации – логика мышления.

    Мыслительный процесс состоит из операций анализа, классификации и синтеза, или интеграции, информации. Анализ позволяет отделить существенные и несущественные свойства предмета или явления, случайные и необходимые связи, т. е. разделить простые совпадения и реальные закономерности. Задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, значимые признаки и связи, после чего возможен следующий его этап – классификация. Основой классификации является выделение понятий – опосредованных и обобщенных знаний о предмете, основанных на раскрытии его более или менее существенных объективных связей и отношений. Процесс интеграции информации позволяет перейти от единичных случаев к закономерностям и прогнозированию: мышление в обобщенной форме вскрывает принцип решения задачи и предвосхищает решение аналогичных задач, которые могут возникнуть в будущем.

    Нарушения мышления являются следствием нарушения какой-либо из операций, его составляющих. Нарушение операции анализа состоит в неспособности отделить существенные, значимые признаки от второстепенных, в результате человек не может ответственно перейти к стадии классификации, а затем к обобщению. В случаях нарушения мышления человек либо слишком «дробит» реальность, т. е. видит лишь различия предметов, но не находит общих черт, например не может отнести кошку и собаку к одному классу – животные, либо впадает в чересчур широкие обобщения, опираясь на слабые признаки и связи предметов, например находит сходство цветка и самолета в том, что оба они «нарисованы синим». Недоразвитие мышления характеризуется неспособностью отвлечься от конкретных понятий и выйти на более высокий, абстрактный уровень. Нарушение мышления – патологический процесс.

    В норме всякий мыслительный процесс является действием, направленным на разрешение определенной задачи. Эта задача включает в себя цель мыслительной деятельности индивида, соотнесенной с условиями, которыми она задана. Цель же всегда возникает в связи с существованием тех или иных мотивов или необходимости удовлетворить некую потребность. Мотив создает проблемную ситуацию, что и является отправной точкой мыслительного процесса. Проблемная ситуация определяет вовлечение личности в мыслительный процесс.

    Выделяют несколько видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное, или теоретическое. Наглядно-действенное мышление возникает в онтогенезе, т. е. развитии индивида, наиболее рано. Оно опирается на эмпирический опыт человека, конкретный опыт его общения с окружающими предметами. Простым примером наглядно-образного мышления является вывод о том, что, если краны не открываются влево, они открываются вправо. Наглядно-образное мышление – более высокий уровень развития мышления. Здесь человеку не нужно эмпирическим путем выяснять факты реальности, но достаточно прокрутить в уме возможные варианты. Так, мы можем представить себе возможные варианты соединения реек воздушного змея, не имея реального опыта столярных работ, но обладая общими представлениями о вариантах соединения жестких деталей. Абстрактное мышление – высший уровень развития мышления, когда человек в процессе решения задачи обращается к понятиям и логическим схемам, выполняет действия в уме, не обращаясь к практическому опыту. Именно благодаря абстрактному мышлению нам подвластны задачи типа: A равно B, B не равно C, следовательно, А не равно С (при помощи данной схемы может решаться очень широкий круг задач). Результатом абстрактного мышления всегда является суждение – вывод о неотъемлемых свойствах предметов или явлений и значимых связях между ними.

    На основе того, с какого рода информацией человек имеет дело, выделяют математическое, словесное, художественное, пространственное мышление. Благодаря ведущему способу обработки информации можно отметить логическое и ассоциативное мышление. Логическое мышление опирается на заданные последовательности, а ассоциативное действует при помощи приведения аналогий.

    В связи с вопросами мышления следует упомянуть еще одно важное понятие – интеллект.

    Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, определенный уровень развития мыслительной деятельности человека, обеспечивающий возможность приобретать новые знания и использовать их в ходе жизнедеятельности. Интеллект по сути есть совокупность навыков решения проблемных ситуаций, стратегий поиска решений. Психологами были разработаны критерии оценки степени развития умственных функций – коэффициент интеллекта.

    Психологическая экспертиза мышления может оказаться важной для выявления зрелости личности, вменяемости, способности осознавать характер совершаемых действий, восстановления процесса планирования преступления.

    Речь – это система используемых человеком знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. В эволюции речь возникла вместе с мышлением в процессе общественно-трудовой деятельности и складывалась в процессе общественно-исторического развития человечества в единстве с мышлением. Благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и обогащается результатами общественного опыта, а наблюдения и знания всех людей становятся или могут стать достоянием каждого.

    Речевая деятельность выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную. Сигнификативная роль языка связана с его знаково-смысловой стороной. При помощи слов, в которых закодированы понятия и смыслы, мы можем обмениваться информацией об окружающем мире, передавать информацию и получать ее, не имея непосредственной связи с объектом, о котором идет речь. Коммуникативная сторона общения связана с передачей эмоций и чувств общающихся людей.

    В соответствии с указанными составляющими выделяют вербальный и невербальный компоненты общения. К вербальному компоненту относится вся фактическая информация, передаваемая собеседнику. Для простоты понимания различий вербального и невербального укажем, что всю вербальную информацию мы можем передать при помощи письменной речи. Невербальный компонент, несущий эмоциональную составляющую, заключен в мимике, позе говорящего, его жестах, интонациях, скорости речи, взгляде. По особенностям невербальной составляющей речи говорящего можно определить его эмоциональное состояние, что способствует выяснению отношения человека к событиям, особенностей его личных установок и выявлению лжи.

    Нарушения речи могут иметь две основные формы: невозможность говорить, т. е. неспособность перевести понятие в словесную форму, и непонимание речи – отсутствие способности извлечь смысл из слова-символа. Такие отклонения чаще всего являются результатом грубых нарушений деятельности мозга, черепно-мозговых травм.

    В юридической практике психология речи, основной функцией которой является способность быть средством общения, имеет общее значение, но может быть полезной и при диагностике особых психических состояний, имеющих значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также выявления ложных показаний.

    Воображение, воля и эмоции. Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и манипулировать им. Считается, что воображение является способностью только человеческой психики, это основа наглядно-образного мышления, предвидения будущего, планирования и реализации программ поведения. Благодаря воображению возможны фантазии как комплексные, развернутые картины несуществующей реальности или предполагаемого будущего. Оно обеспечивает творческое преобразование действительности за счет своего новаторского потенциала.

    Воображение тем не менее не свободно от объективной реальности – новые образы, создаваемые им, представляют собой сочетание ранее виденного, объективно существующего. Это процесс компиляции (перегруппировки и сочетания) уже известных образов и фактов. Такого рода творческое преобразование служит основой интеллектуально новаторской деятельности, по сути обеспечивающей мыслительный процесс. Поставленные цели благодаря воображению обеспечиваются программой действий и в конечном счете получают реализацию в действии. Иными словами, планирование деятельности первоначально происходит именно в фантазиях.

    Склонность к повышенному фантазированию есть тенденция индивида создавать картины реальности, которые не имеют непосредственного значения для его жизненного пути, при этом фантазии переживаются очень ярко и зачастую замещают реальность. Вживание в вымышленную реальность может быть настолько сильным, что индивид начинает искренне верить в созданные им самим события. Являясь вполне нормальным для детского и раннего подросткового возраста, склонность к повышенному фантазированию в зрелом возрасте свидетельствует об отклонениях в развитии личности.

    Анализ характера процесса воображения и его содержания важен при рассмотрении индивидуально-психологических качеств личности, имеющих значение для вынесения судебного решения и восстановления процесса планирования преступления.

    Воля – процесс психической регуляции, призванный создавать и направлять усилие и по мере необходимости поддерживать напряжение. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в соответствии с заданным планом. Воля обеспечивает самодетерминацию и саморегуляцию деятельности и протекания различных психических процессов.

    Воля тесно связана с сознанием и вниманием. Волевой процесс всегда сознателен: он может быть отслежен, проанализирован, вызван произвольно, он есть средство управления, но он и управляем сознанием. Внимание необходимо для реализации волевого усилия: лишь то, что находится в сфере внимания человека, может быть подвержено воздействию волевого усилия.

    Воля формируется и развивается под воздействием контроля за поведением человека со стороны общества и лишь затем интериоризуется, т. е. становится чисто внутренним психическим процессом – самоконтролем личности. Становление воли связано с переходом от внешних способов действия к внутренним.

    Волевое действие всегда целенаправленно, посредством этого действия человек стремится к достижению стоящей перед ним цели по заданному плану, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Действующий субъект, направляя усилие на достижение цели, может оценить результат действия, сопоставляя его с целью, на которую оно было направлено. Эффективность волевого усилия оценивается человеком через успешное или неуспешное достижение поставленной цели.

    Для возникновения волевого усилия необходимы определенные условия – наличие препятствий и преград. Воля проявляется тогда, когда появляются трудности на пути к цели. Ситуации, требующие волевой регуляции, многообразны: преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованиями социальных норм и имеющимися желаниями.

    Основными функциями воли являются: выбор мотивов и целей, регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленных целей. Воля может быть описана в терминах «сила» – «слабость».

    Психологический анализ волевого процесса важен при решении вопроса о вменяемости и дееспособности, при квалификации особых состояний, имеющих значение для рассмотрения уголовных и гражданских дел, в том числе состояния физиологического аффекта, выявления способности человека оказывать сопротивление психологическому принуждению при вовлечении в противоправную деятельность, способности жертвы преступления оказывать сопротивление.

    Эмоциональные процессы – это психическая реакция на внутреннее или внешнее воздействие, выражающаяся в перестройке ритма деятельности как самой психики, так и всего организма. Эмоции содержат оценку явления, причем его частные черты не выделяются, эмоциональный отклик возникает на событие в целом. Эмоции выполняют регулирующую функцию – они перестраивают деятельность психики и организма для оперативного реагирования на изменившиеся условия. Активация нервной системы и прежде всего ее вегетативного отдела приводит к многочисленным изменениям в состоянии внутренних органов и организма в целом. Характер этих изменений показывает, что эмоциональные состояния вызывают либо мобилизацию органов действия, энергетических ресурсов и защитных процессов организма, либо (в благоприятных ситуациях) расслабление. Так, при опасности у человека возникает чувство страха, в кровь поступает гормон адреналин, при этом сужаются сосуды головного мозга и расширяются сосуды тела, обеспечивая мышцы большим количеством кислорода и питательных веществ. Состояние страха подготавливает организм к решительным действиям в экстремальных условиях.

    Наряду с общей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пластике движений, мимике, звуковых реакциях. В эволюции они развивались и закреплялись также как средства оповещения об эмоциональном состоянии индивида во внутривидовом и межвидовом общении. С повышением роли общения у высших животных выразительные движения становятся тонко дифференцированным языком, с помощью которого индивиды обмениваются информацией как о своем состоянии, так и о том, что происходит в среде. У человека эмоции сохраняют свою знаковую функцию – функцию оповещения. Именно благодаря эмоциям и вызываемым ими изменениям внешнего облика и поведения мы можем судить о внутреннем, психологическом состоянии индивида.

    Эмоции всегда связаны с удовлетворением либо неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Положительный или отрицательный знак эмоции сообщает о возможности удовлетворения потребности. Положительные эмоции – радость, удовольствие, торжество – сообщают о правильном пути достижения цели, отрицательные – боль, гнев, страх, разочарование – вызывают стремление минимизировать влияние объективных условий и направлены на изменение программы действий. Таким образом, эмоции выполняют регулирующую функцию, сообщая о правильности или неправильности пути достижения целей.

    Эмоции выполняют побуждающую функцию – эмоциональное напряжение подталкивает к действию. В попытках разрешить напряженную ситуацию человек проявляет активность, заряжаемую потенциалом эмоционального состояния.

    При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развития личности нужно учитывать два фактора. Первый из них – влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Наследственность играет важную роль в формировании эмоциональности, установлении величины порогов переживания той или иной эмоции. Вторым фактором взаимодействия служат индивидуальный опыт и навыки самоконтроля эмоциональной сферы.

    Эмоциональные процессы различаются по своей модальности, или качеству. Эмоции страха, гнева, печали, отчаяния, радости, удовольствия и другие могут образовывать комплексные переживания, например эмоции гнева, отвращения и презрения образуют своеобразный эмоциональный комплекс враждебности, который может перерасти в чувство враждебности, лежащее в основе агрессивного противоправного поведения. Эмоции могут складываться и в противоречивые, амбивалентные состояния – боли-удовольствия, сочувствия-отвращения, страха-восхищения.

    Эмоции обладают определенной силой, которая зависит как от объективных обстоятельств, их вызвавших, так и от индивидуальных особенностей человека, его эмоциональности. Достигая определенного порогового уровня, они могут выходить из-под контроля сознания, оказывая сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя выполнению профессиональной деятельности. Крайней формой потери контроля над чувствами является развитие аффективных состояний.

    Эмоция – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, но, будучи протяженными во времени, они превращаются в новый вид психических явлений – эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния – это целостные, динамические, относительно устойчивые личностные образования, во многом определяющие своеобразие психической жизни человека на определенном этапе его жизненного пути. Некоторые чувства, эмоциональные состояния становятся ведущими, доминирующими в структуре личности и в силу этого могут серьезно влиять на формирование характера. В характере могут закрепиться основные переживания человека, наиболее часто испытываемые эмоции.

    Патологическое проявление эмоций может иметь форму эмоциональной черствости, когда эмоции переживаются неглубоко, поверхностно, или излишней эмотивности, т. е. погружения в эмоцию и невозможности управлять ею. Существуют также нарушения, при которых происходит застревание на определенном эмоциональном состоянии, – это так называемые мании и депрессии.

    Владение языком эмоций и чувств – профессионально важное умение юриста. С одной стороны, оно выражается в способности распознавать эмоциональные проявления, переживания других лиц, выявлять симулятивный характер демонстрируемых ими чувств и эмоций, с другой стороны – это умение проявляется в правильном выборе наиболее выразительных форм реагирования, в демонстрации юристом своего эмоционального состояния, адекватного той или иной коммуникативной ситуации.

    Психологическая оценка особенностей протекания эмоциональных процессов индивида в юридической практике имеет значение для оценки способности человека осознавать характер своих действий и управлять ими, для оценки психологического вреда, нанесенного жертве противоправных действий.

    Похожие публикации