Как вы понимаете что такое иллюзии восприятия. Что такое иллюзия восприятия. Зрительные иллюзии - психология

Восприятие -

1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующих на органы чувств в данный момент;

2) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ);

3) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

В процессе приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, происходит слияние, или синтез, ощущений в единый перцептивный образ. При этом образ восприятия создается на основе анализа и синтеза отдельных свойств и качеств, предмет выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы прошлый опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). В процесс восприятия включены двигательные компоненты: ощупывание предметов и движение глаз; пропевание звуков или проговаривание речевых форм; принюхивание и пр. Направляется восприятие мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Иллюзии восприятия - искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Иллюзия восприятия - это феномен восприятия, существующий только в голове человека и не соответствующий какому-либо реальному явлению или объекту. Могут происходить в разных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии многообразны:

1) иллюзии, связанные с особенностями строения глаза. Так, белые предметы кажутся больше (см. заметку " "):

2) иллюзии, связанные с переоценкой величины вертикальных отрезков по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве:

3) иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигуры зависит от окружения. Круг кажется большим среди маленьких кружков и меньшим - среди больших (рис.1):

4) иллюзия переноса. Это означает перенос свойств целой фигуры на ее отдельные части. Такова иллюзия Мюллера-Лайэра (рис.2) и др:

5) иллюзии искажения направления линий под влиянием других линий фона (рис.3):

К другому виду иллюзий восприятия относятся иллюзии видимого движения:

1) движение автокинетическое - хаотическое перемещение объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте (см. заметку " ");

2) движение стробоскопическое - впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком соседстве (киноизображение);

3) движение индуцированное - кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего фона (рис.4).

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы скрестим указательный и средний пальцы и одновременно прикоснемся ими к шарику или горошине (покатаем их), то будем воспринимать не один шарик, а два.

Иллюзии также могут возникать под влиянием непосредственно предшествующих восприятий. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Д. Н. Узнадзе. После многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т. п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т. д. Контрастные иллюзии часто наблюдаются также в области температурных и вкусовых ощущений: после холодового раздражителя тепловой раздражитель кажется горячим; после ощущения кислого или соленого усиливается чувствительность к сладкому и т. п.

К незрительным иллюзиям относится иллюзия Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

Причины, вызывающие иллюзии восприятия, многообразны и недостаточно ясны. Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т. д.), другие - влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения (например, одним глазом или при неподвижных осях глаз). Ряд иллюзий обусловлен оптикой глаза. Большое значение в возникновении зрительных иллюзий восприятия имеет системное действие сложившихся в прошлом опыте временных связей, чем, например, и объясняется иллюзия уподобления части целому: обычно если целое больше, то больше и его части (по сравнению с аналогичными частями другого, меньшего целого), и, наоборот, если какая-либо из этих частей меньше, то и целое меньше. Иллюзии контраста могут быть объяснены индукционными отношениями возбуждения и торможения в коре головного мозга. Зрительные иллюзии восприятия широко используются в живописи и архитектуре.

Из материалов, которые обсуждались в предыдущих параграфах главы, становится ясно, что восприятие - это сложный процесс, а образы восприятия, хотя и позволяют человеку ориентироваться в пространстве и времени с целью решения жизненно важных для него задач, тем не менее представляют собой субъективные образования, связь которых с реальной действительностью проблематична и до конца еще не изучена. Даже из тех немногочисленных фактов, которые были представлены и описаны в предыдущих параграфах главы, можно сделать вывод о том, что образы, возникающие в процессе восприятия, далеко не всегда полностью соответствуют реальной действительности, могут ее не отражать и даже существенно искажать. В этом мы смогли убедиться на примерах обсуждения слуховых иллюзий в предыдущем параграфе главы и еще раз удостоверимся из содержания этого, последнего параграфа главы, где представлены и обсуждаются разнообразные иллюзии восприятия. Данный параграф посвящен не только иллюзиям восприятия как таковым, их описанию и представлению, но также возможным научным объяснениям соответствующих иллюзий.

За время изучения восприятия человека, особенно зрительного, установлено и описано большое количество разнообразных иллюзий. Они представлены в трудах многих ученых, начиная с древнейших времен 1 . Некоторые из них имеют авторские названия и в истории психологии отмечены именами людей, которые впервые их открыли, описали или объяснили. Большая часть иллюзий, представленных в научной и популярной литературе, относится к зрительному восприятию, хотя известны многие иллюзии, касающиеся всех видов восприятия, в том числе слуха, движений, времени, кожного и других видов восприятия.

Тот факт, что больше всего внимания привлекли к себе именно зрительные иллюзии, объясняется следующими причинами. Во-первых, зрительные иллюзии легче всего обнаруживаются. Наличие таких иллюзий можно установить, потрогав, например, соответствующий предмет руками и сравнив свои тактильные ощущения со зрительными. Если ощущения, получаемые от прикосновения к предмету, не соответствуют зрительному образу соответствующего предмета, то мы делаем вывод о том, что его образ является иллюзорным или искаженным (так исторически сложилось, что мы обычно больше доверяем своим тактильным ощущениям, чем, например, зрительным, и все, что видим, стремимся проверить на ощупь). Во-вторых, зрительные иллюзии чаще других встречаются в жизни, и в их наличии люди убедились с древнейших времен. В-третьих, зрительные иллюзии являются наиболее очевидными, так как в их существовании легко удостовериться, воспользовавшись другими органами чувств.

Многие факты свидетельствуют о том, что, даже если человек знает о существовании той или зрительной иллюзии, он все равно не в состоянии полностью избавиться от нее, а главное - она ему не мешает жить и неплохо ориентироваться в окружающей действительности, умело приспосабливаться к ней. В этом мы сможем в скором времени убедиться на примерах зрительных иллюзий, приводимых далее.

Для некоторых хорошо известных иллюзий уже существуют более или менее удовлетворительные научные объяснения, хотя многие из этих объяснений не являются убедительными. Ряд иллюзий до сих пор не имеет удовлетворительного научного объяснения. Тем не менее, знакомство с ними не только интересно (познавательно и увлекательно), но и полезно для более глубокого понимания зрительного восприятия и порождения в сознании человека картины реального мира. Знание иллюзий восприятия и знакомство с их научными объяснениями способствует развитию науки и позволяет ученым ставить и решать следующие дополнительные вопросы.

  • 1. Насколько точно восприятие человека отражает реальную действительность?
  • 2. Как функционирует восприятие человека, формируя образы воспринимаемых объектов?
  • 3. Как связаны образы, рождаемые восприятием, с реальной действительностью?
  • 4. В какой мере восприятию человека и складывающейся у пего картине мира можно доверять, учитывая тот факт, что существует огромное количество иллюзий?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к знакомству и обсуждению наиболее известных зрительных иллюзий. Рассмотрим вначале наи-

Ряд иллюзии восприятия описан уже в работах Аристотеля.

более простые из них, а далее - более сложные, касающиеся, соответственно, зрительного восприятия плоскостных и пространственных объектов. Затем обсудим некоторые иллюзии восприятия движений и слухового восприятия (помимо тех, которые были представлены и обсуждены в предыдущем параграфе главы).

Нередко уже при восприятии простых контурных или штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов и явлений у человека могут возникать иллюзорные искажения зрительных образов их линий и контуров. Па рис. 2.26 в качестве примера представлены две простые иллюзии, касающиеся восприятия сравнительной длины соединенных друг с другом под прямым углом вертикальных и горизонтальных линий.

Рис. 2.26.

Две линии, представленные на рис. 52 а , в действительности равны, и в этом можно убедиться, измерив их линейкой. Однако вертикальная линия наблюдателю кажется все же более длинной, чем горизонтальная. В свою очередь, две линии, представленные на рис. 52 б, представляются наблюдателю одинаковыми, в то время как на самом деле горизонтальная линия длиннее, чем вертикальная. Эти иллюзии показывают, что, сравнивая длину вертикальных и горизонтальных линий, образуемых различными предметами, человек, в принципе, может ошибаться, причем от ошибок - соответствующих иллюзий восприятия - практически невозможно избавиться, даже если человек заранее знает: то, что он видит, является иллюзией.

На следующем рисунке (рис. 2.27) показана простая зрительная иллюзия, известная под названием иллюзии ПонцоК

Суть данной иллюзии заключается в том, что пересечение двух параллельных отрезков прямой линии другими, непараллельными прямыми линиями, исходящими из одной точки, создаст иллюзорное впечатление, касающееся видимой длины этих отрезков. Два параллельных отрезка прямой линии, которые на рис. 2.27 расположены на разной высоте, кажутся наблюдателю одинаковыми по длине, в то время как на самом деле нижний отрезок длиннее верхнего. Из факта существования этой и других подобных иллюзий следует, что человек может совершать ошибки в оценке длины параллельных отрезков прямой линии, если они пересекаются непараллельными линиями, исходящими из одной точки.

Эта иллюзия обнаружена и описана в 1913 г. Марио Понцо.

Рис. 2.27.

То же показывает и следующая иллюзия, возникающая при восприятии рис. 2.28 (иллюзия Мюллера - Лайера).

В данном случае два равных отрезка прямой линии, заключенные в другие, расходящиеся или сходящиеся линии, кажутся наблюдателю неравными, а именно: отрезок слева представляется более длинным, чем отрезок справа. Отсюда можно сделать вывод о том, что прямые линии, расходящиеся в разные стороны от концов отрезка, как бы удлиняют данный отрезок в восприятии наблюдателя, а сходящиеся, напротив, укорачивают его (иллюзия Мюллера - Лайера в чем-то похожа на иллюзию Понцо, но дополняет ее указанным выше уточнением).

На рисунке 2.29 представлен еще один вариант похожей зрительной иллюзии, связанной с воздействием одних линий на восприятие других, пересекающихся с ними линий.

В левой части рис. 2.29 показано, что прямые линии, веером расходящиеся в разные стороны из одной точки, искажают восприятие не только длины пересекающихся с ними отрезков прямой линии, но также и других фигур, например, окружности. Она в данном случае кажется наблюдателю неровной замкнутой линией, а не точной в геометрическом отношении окружностью. В правой части этого же рисунка показано, что система концентрических окружностей, в свою очередь, влияет на восприятие вписанного в них квадрата. Его стороны в результате их пересечения концентрическими окружно-


Рис. 2.28.


Рис. 2.29. Искажение формы окружности, воспринимаемой на фоне поля с радиальными линиями (а); искажение квадрата на фойе поля с концентрическими окружностями (6 )

стями кажутся наблюдателю искривленными, хотя на самом деле являются прямыми.

Описанные выше иллюзии свидетельствуют о том, что, по крайней мере, когда нам приходится воспринимать отдельные простые линии, пересекающиеся с другими сравнительно простыми линиями (прямыми или не прямыми), мы можем совершать ошибки в оценке их относительной длины. Однако эти ошибки не столь значительны, чтобы серьезно затруднить нам возможность практических действий в отношении предметов, которым эти линии принадлежат. Данный факт, тем не менее, не избавляет ученых от необходимости искать объяснения подобного рода иллюзиям.

Представим некоторые другие варианты простейших зрительных (оптических ) иллюзий (рис. 2.30).

Рис. 2.30. а - иллюзия Эббингауза; б - иллюзия, проявляющаяся в оценке фигуры в целом; в - иллюзия контраста; г - иллюзия перспективы; д - иллюзия параллелограмма; е - иллюзии параллельных линий

Иллюзия а (птицы) проявляется в том, что расстояние между носами двух птиц, представленных справа и как бы разлетающихся в разные стороны, кажется наблюдателю таким же, как и расстояние между двумя летящими в направлении друг друга птицами, хотя в действительности расстояние между первыми намного больше, чем между вторыми.

Сторона левого треугольника в - с кажется больше стороны правого треугольника с - d, хотя в действительности они являются равными.

В иллюзии б ширина нижней, прямой части левой «чаши» кажется наблюдателю больше, чем ширина нижней части правого «сосуда». На самом деле все как раз наоборот: намного более широким является дно правого «сосуда», а не левой «чаши».

Иллюзия в показывает, что один и тот же по размеру круг, заключенный в круги разных размеров, может восприниматься как не одинаковый. В частности, круг, обрамленный маленькими кругами, кажется наблюдателю большим, чем такой же круг, заключенный в большие, чем он, по размеру круги.

Иллюзии г и е (левая часть рисунка) свидетельствуют о том, что при пересечении параллельных линий непараллельными создается иллюзорное впечатление, что пересекаемые линии также являются непараллельными. Если же идущая наискось прямая линия (правая часть рисунка) пересекает параллельные линии, то пересекающая линия воспринимается уже нс как прямая, а как ломаная.

Иллюзия д свидетельствует о том, что две, на взгляд одинаковые линии: А - F и F - D, включенные в параллелограмм, в действительности являются разными, причем линия F - D намного длиннее, чем линия А - F. В этом легко убедиться, измерив их длину на рисунке.

Любопытную иллюзию представляют собой ломаные линии, изображенные справа в той части рисунка, которая отмечена цифрой е. Три ломаные линии, наклоненные под меньшим (острым) углом к горизонту, кажутся более «изломанными», чем находящиеся между ними две линии, которые образуют с горизонтом больший угол (в данном случае почти прямой). В действительности же «изломанность» всех этих линий является одинаковой.

Следующие несколько зрительных иллюзий показывают, что не только восприятие отдельных линий, но и целого рисунка может искажаться, если в него включаются пересекающиеся параллельные или непараллельные линии.

Fla рис. 2.31 представлена иллюзия Дж. Фрейзера , в которой показано, что параллельные линии, образованные чередующимися белыми и черными полосами, пересекающими эти линии под косыми углами, на фоне клеточного рисунка кажутся наблюдателю значительно искаженными, т.е. искривленными и, соответственно, не параллельными.

Рис. 231.

на фоне рисунка, образованного пересекающимися диагоналями, прямые линии кажутся изогнутыми. Свое название эта иллюзия получила потому, что ее можно испытать, глядя на витую веревку на фоне клетчатой структуры

На рисунке 2.32 представлена еще одна зрительная иллюзия - иллюзия Мюнстерберга. Она также впечатляет и указывает на то, что параллельные горизонтальные линии кажутся непараллельными, если их пересекают поставленные краями друг на друга вертикальные столбцы параллелограммов. Более того, сами эти столбцы представляются наблюдателю неровными, хотя в действительности они ровные и располагаются строго по вертикали.


Рис. 232.

края всех рядов рисунка, образованного чередующимися белыми и черными прямоугольниками, кажутся непараллельными

Установлено также, что при наличии в рисунке контраста белые и черные его части могут оказывать взаимное влияние друг на друга, соответственно, иллюзорно «осветляя» или «затемняя» друг друга. Один из вариантов подобной иллюзии показан на рис. 2.33.


Рис. 233.

Белые полосы, разделяющие черные квадраты в левой части рисунка 2.33 а , не содержат никаких затемнений. Тем не менее, наблюдателю кажется, что в местах пересечения белых полос имеются затемнения. Они, по-видимому, порождаются влиянием черных квадратов и яркого, черно-белого контраста между отдельными частями данного рисунка.

Аналогичное явление отмечается и в отношении правой части данного рисунка, в которой цвет полос и квадратов противоположен тому, что представлен в левой части рисунка: полосы в данном случае черные, а квадраты белые. Наблюдателю кажется, что в местах пересечения черных полос имеются осветленные участки, хотя сами эти полосы черные.

Серия известных зрительных иллюзий носит название субъективные контуры. Это название относится к иллюзорно воспринимаемым наблюдателем контурам фигур, изображенным на плоскости, хотя на самом деле на рисунках таких полных и завершенных контуров нет.

На рисунке 2.34, а и б, представлены субъективные контуры треугольников. Когда наблюдатель рассматривает часть рисунка, отмеченную буквой а, то ему кажется, что в центре соответствующей фигуры имеется полный белый треугольник, хотя в действительности значительные части его сторон на самом рисунке отсутствуют (наблюдатель, гем не менее, воспринимает их как реально существующие).

Рис. 2.34.

То же самое касается части рисунка 2.34, обозначенной буквой б. Здесь наблюдатель видит полный черный треугольник, хотя в действительности он также является незавершенным, а его стороны представлены на рисунке лишь частично - небольшими отрезками прямых линий, непосредственно примыкающими к углам.

Аналогичные иллюзии возникают при восприятии фигур, изображенных на рис. 2.35.

На данном рисунке, рассматривая его последовательно, сверху вниз и справа налево, наблюдатель видит несуществующие контуры кругов, треугольников, квадратов (первые две верхние группы рисунков), контуры маленьких квадратов на пересечениях прямых линий (левый нижний рисунок) и иллюзорный контур овала в центре нижнего, правого рисунка.


Рмс. 2J5. Субъективные контуры различных геометрических фигур

Некоторые ученые предполагают, что наличие иллюзий субъективных контуров является иллюстрацией действия принципов гештальта в области зрительного восприятия, в частности - принципа целостности, согласно которому образ воспринимаемого объекта возникает сразу в целом даже при отсутствии многих необходимых для его полного построения элементов. Однако это неполное и не единственно возможное объяснение подобного рода иллюзий. Кроме того, как известно из параграфа данной главы, где обсуждались теории восприятия, гештальтпеихология восприятия как научная теория вместе с постулируемыми в ней принципами гештальта обладает многими недостатками и сама по себе нуждается в пересмотре.

Большое впечатление на зрителя производит последняя из серии иллюзий, рассматриваемых в данном параграфе и представленная на рис. 2.36.


Рис. 2.36.

На данном рисунке зритель отчетливо видит куб (куб Неккера), причем воспринимает его полностью, несмотря на то, что многие детали его ребер на рисунке отсутствуют. Самое же интересное заключается в том, что иллюзорно воспринимаемый куб Неккера «ведет себя» точно так же, как и реальный, физический куб, т.е. может спонтанно переворачиваться в восприятии зрителя, последовательно обращаясь к нему разными гранями. Это говорит о том, что не только реальные образы, но и иллюзии могут подчиняться общим законам восприятия человека. Если это гак, то решение вопроса о том, где мы имеем дело с образами реальных предметов, а где с иллюзиями, намного усложняется.

В заключение приведем несколько примеров еще более сложных зрительных иллюзий. Первый из них касается так называемых «невозможных» фигур, которые можно изобразить на плоскости, но невозможно представить как реально (физически) существующие в пространстве.

На рисунке 2.37, а, б , в, г показано несколько видов таких фигур.


Рис. 237.

Рисунок 2.37, а представляет собой объемную фигуру, две детали которой являются иллюзиями. Наблюдателю, к примеру, кажется, что в детали, изображенной в правой части рис. а , имеется три стержня, хотя другая часть того же рисунка изображена так, как будто в той же детали имеется только два стержня.

Точно также левая часть средней детали рисунка, через которую проходят три стержня, изображена на нем как прямая, стоящая вертикально, а правая часть этой же детали показана как развернутая но отношению к ней иод нрямым умом. При восприятии левой части соответствующей детали создается впечатление, что она прямая, а при переводе взмяда на правую часть той же детали складывается впечатление, что она является перекрученной.

В части рисунка, отмеченной буквой б, представлен «невозможный» треугольник. Взгляд на любой из его углов порождает у зрителя впечатление, что данный треугольник прямой и, естественно, расположен в одной плоскости. Однако сравнение между собой ориентаций изображенных на рисунке плоскостей показывает, что они на самом деле образуют трехмерное пространство. Таким образом, создается иллюзия, что один и тот же треугольник, который в действительности может находиться только в одной плоскости, располагается в пространстве, т.е. сразу в трех разных плоскостях. Кроме того, данная иллюзия порождает известное математическое противоречие, суть которого заключается в том, что одна и та же плоскость, «параллельная самой себе», представляет две разные, пересекающиеся друг с другом, т.е. не параллельные плоскости.

Часть рисунка, обозначенная буквой в , изображает такой же «невозможный» треугольник, стороны которого состоят из кубиков, ориентированных по-разному. Если в данном «треугольнике» рассматривать только две стороны, которые образуют любой из его углов, то создается впечатление, что они лежат в одной плоскости. Однако при одновременном учете третьей его стороны кажется, что данная сторона треугольника находится в иной плоскости, чем две первые, а это, как известно, невозможно.

Наконец, часть рисунка, обозначенная буквой г, представляет собой «невозможный» куб с отверстиями. При рассмотрении двух его граней: ближайшей и наиболее удаленной от наблюдателя - создастся впечатление, что они пересекаются (см. середину рисунка), что для реального физического куба невозможно, поскольку его противоположные грани являются параллельными и лежат в разных, непсрссскающихся плоскостях.

Второй пример сложной зрительной иллюзии относится к ложно возникающему впечатлению глубины или объемности воспринимаемого изображения. Соответствующая иллюзия обычно появляется в эксперименте, схема которого представлена на рис. 2.24.

Если на плоский экран спроецировать изображение вращающегося проволочного куба, которое видит наблюдатель, находящийся позади экрана (рис. 2.24, а) у то у него возникает впечатление, что перед ним не проволочный, а целый, сплошной куб, разные проекции которого представлены на рис. 2.24, б. Другими словами, вращающийся проволочный куб отбрасывает на экран плоскую, двухмерную проекцию, а наблюдателю кажется, что он видит вращающийся трехмерный и, кроме того, полный куб.

Хотя в данном случае не происходит реального изменения освещенности «граней» куба (именно такой признак используется в жизни для определения трехмерности зрительно воспринимаемого объекта), тем не менее, наблюдатель видит все же трехмерный куб. Отсюда следует, что восприятие объемности обеспечивается последовательным изменением положения в пространстве линий, образующих трехмерный объект.

Из сложных зрительных иллюзий хорошо известна также иллюзия Луны. Эта иллюзия проявляется следующим образом: когда Луна находится близко от линии горизонта, наблюдателю кажется, что она по размеру примерно в полтора раза больше, чем когда она находится в зените, хотя в обоих случаях изображения Луны на сетчатке глаза являются одинаковыми.

Существует несколько способов объяснений иллюзии Луны, но ни один из них не является полностью удовлетворительным. Е. Боринг предложил следующее объяснение данному феномену. Кажущаяся величина Луны, по сто мнению, зависит от степени конвергенции глаз наблюдателя. Когда наблюдатель видит Луну у линии горизонта, его глаза автоматически конвергируют, т.е. зрительные оси правого и левого глаза сходятся друг с другом. Поскольку конвергенция в жизни происходит обычно при приближении наблюдаемого объекта к человеку, и его видимый размер при этом увеличивается, то и Луна у горизонта наблюдателю кажется больше, чем в зените. Когда же человек поднимает глаза к небу, зрительные оси правого и левого глаза, напротив, расходятся так, как это бывает при рассматривании удаленного объекта. Соответственно, удаляющийся объект для наблюдающего его человека уменьшается в размерах. Поэтому и Луна в зените наблюдателю, по мнению Боринга, кажется меньше, чем та же самая Луна у линии горизонта.

Известно и другое объяснение иллюзии Луны, предложенное Ф. Рест- лом. Согласно данной ее интерпретации, воспринимаемая величина любого объекта, в том числе Луны, зависит не только от размера его изображения на сетчатке, но также от величины других объектов, находящихся в непосредственной близости от него. Чем меньше эти объекты, тем большим кажется размер напрямую воспринимаемого объекта, и наоборот (см., например, иллюзию восприятия величины круга, обрамленного другими кругами разной величины на рис. 2.30, в).

Следовательно, если решение о величине Луны принимается наблюдателем на основании ее сравнения с ближайшими к ней объектами, то ему будет казаться, что вблизи от линии горизонта Луна больше по размеру, чем та же Луна, находящаяся в зените, так как у линии горизонта она воспринимается на фоне определенного, ограниченного по занимаемому пространству пейзажа и при небольшом угле наклона. Когда же Луна находится в зените, то она воспринимается на фоне окружающего се огромного пространства и поэтому кажется относительно меньшей по сравнению с ним. Однако ни первое, ни второе из приведенных объяснений иллюзии Луны не признаются учеными полностью удовлетворительными, поэтому вопрос о причинах возникновения данной иллюзии до сих пор остается открытым.

Одна из известных сложных зрительных иллюзий, связанных с восприятием пространства, в свое время была продемонстрирована А. Эймсом и получила название «комната Эймса». Она проявляется в том, что в специально сконструированной комнате, в которой искажены обычные пропорции комнаты (форма комнаты на самом деле является не прямоугольной, а углы между ее стенами, полом и потолком - нс прямыми, хотя зрительно эта комната кажется наблюдателю обычной, прямоугольной), люди, находящиеся в отдаленных углах данной комнаты, кажутся человеку существенно разными по росту и общей величине (см. рис. 2.38).

Иллюзия воспринимаемого роста людей, порождаемая комнатой Эймса, показывает, что угол зрения человека определяет на самом деле не видимую величину воспринимаемого объекта, а отношение его воспринимаемой величины к зрительно оцениваемой удаленности.

Известную иллюзию, связанную с восприятием пространства (глубины) иллюстрирует феномен (иллюзия) зрительного обрыва , который создается с помощью установки, изображенной на рис. 2.39.

Центральная, стартовая площадка, на которой в начале эксперимента находится ребенок, показана в верхней части стола. Она разделена на две по-


Рис. 2.38.

ловины: непрозрачную, отмеченную клеточным рисунком, и прозрачную, закрытую прочным органическим стеклом.

Часть органического покрытия, которая закрашена, условно может быть названа «безопасной» площадкой, а зрительно воспринимаемая граница между нею и прозрачной частью органического листа создает иллюзию обрыва. Подползая к ней, ребенок или животное (эксперименты проводились как с людьми, так и с животными) видят за чертой, разделяющей окрашенную


Рис. 239.

и не окрашенную части поверхности стола, так называемый «зрительный обрыв». Визуально он включает в себя находящуюся рядом часть «безопасной» площадки и видимую на некотором расстоянии внизу, под «обрывом», часть окрашенного иола. В результате в восприятии испытуемого складывается картина, которая обычно возникает при восприятии действительно существующего обрыва, когда человек или животное стоит на его краю и смотрит вниз. Это и порождает иллюзию обрыва.

Эксперименты, проведенные с маленькими детьми (новорожденными) и с животными, показали, что как те, так и другие, оказавшись у края «обрыва», демонстрируют четко выраженную защитную реакцию, не продвигаются вперед, а, напротив, стараются отодвинуться как можно дальше, назад от границы «обрыва», перейти (переползти) на «безопасную» часть стартовой площадки. Из этого эксперимента с очевидностью следует, что восприятие пространства или, по меньшей мере, некоторые его механизмы генетически заложены в программе развития многих живых существ, включая человека.

Своеобразные формы иллюзии зрительного восприятия демонстрирует оригинальный эксперимент, организованный и проведенный Д. Бомом. В данном эксперименте людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающие воспринимаемое ими пространство, включая формы и место расположения в нем разнообразных предметов. Человек, только что надевший такие очки, вначале действительно воспринимал окружающее его пространство иллюзорно, в искаженном виде - именно так, как его оптически преобразовывали соответствующие очки. Однако через некоторое время первоначальное искаженное восприятие начинало меняться, и наступал процесс его постепенной нормализации, который выражался в том, что зрительно искаженное пространство человек вновь начинал воспринимать нормально и неплохо ориентировался в нем.

Одно из возможных объяснений такого феномена следующее. Со временем, существуя в другом, зрительно искаженном пространстве, сознание (мышление) человека, по-видимому, научается не замечать возникающих оптических иллюзий и автоматически корректирует восприятие окружающего мира таким образом, чтобы этот мир в глазах человека выглядел привычно, без искажений. В итоге спустя некоторое время, продолжая еще носить очки, искажающие пространство, человек начинал воспринимать его более или менее правильно - так, как если бы окружающее пространство в его восприятии вовсе не было оптически искажено.

Однако когда во второй части данного опыта очки с человека внезапно снимали, то уже обычное его зрение оказывалось временно искаженным. Правда, довольно быстро после этого происходила повторная нормализация восприятия, и к человеку вновь возвращалось его обычное зрение .

Нормализация восприятия и улучшение ориентации человека в пространстве в экспериментальной ситуации, описанной выше, происходили при определенных условиях. Д. Бом, обсуждая итоги описанного выше эксперимента, высказал в связи с этим следующее замечание: «В этих опытах интересно то, что способность «переучиваться»... очень сильно зависит от возможности активно перемещать в пространстве свое тело...Те люди, которые имеют возможность ходить по помещению, оказываются способными довольно быстро приспосабливать свое зрение к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и пассивно перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое обучение протекает у них значительно менее эффективно» . Из этих рассуждений можно сделать следующий вывод: для того чтобы восприятие было правильным, человеку необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей складывающиеся образы восприятия.

Насущную необходимость этого иллюстрирует следующий опыт. Людей в экспериментальных целях погружали в сосуд с водой, температура которой была для них весьма комфортной. Оказавшийся в воде человек не имел возможности ничего видеть и слышать в течение длительного времени, т.е. был подвергнут долговременной сенсорной, зрительно-слуховой депривации. Специальное покрытие, которое находилось на его руках, нс позволяло ему получать в достаточном количестве также и осязательные ощущения. В этих условиях у многих испытуемых отмечались заметные отклонения в восприятии, возникали зрительные галлюцинации, а также нарушения восприятия времени. Когда период сенсорной депривации заканчивался, у испытуемых, прошедших через соответствующий опыт, обнаруживалась, кроме того, общая утрата ориентации в пространстве и во времени. Часть людей оказывалась неспособной сразу по окончании опыта правильно воспринимать и оценивать формы предметов. У них существенно изменилось и восприятие цвета. Д. Бом делает из этих опытов следующий вывод: «Общие структурные элементы «надстройки», установившиеся в мозгу с раннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходится сталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой» .

Обратимся теперь к краткому анализу некоторых иллюзий движения.

Напомним, что уже упомянутое ранее иллюзорное движение типа стробоскопического эффекта возникает у наблюдателя, когда последовательно, с небольшим интервалом перед его глазами зажигаются две светящиеся точки, находящиеся на малом расстоянии друг от друга. В этой ситуации может появиться иллюзия «перемещения» одной и той же точки с одного места на другое. Однако она возникает только при определенных условиях, например, когда интервал времени между двумя последовательно появляющимися светящимися точками находится в пределах от 30 до 200 мс (миллисекунд). Если интервал между ними больше 200 мс, то соответствующие точки воспринимаются как зажигающиеся независимо друг от друга (в этом случае иллюзия движения типа стробоскопического эффекта не возникает). При очень коротком интервале (меньше 30 мс) наблюдателю может показаться, что оба источника света зажигаются практически одновременно, и иллюзия типа стробоскопического эффекта также не возникнет.

Установлено, что межстимульный интервал, равный 60 мс, является оптимальным для появления иллюзии данного типа. При интервале в 100 мс имеет место известный фи-феномен, при котором наблюдатель воспринимает иллюзорное движение светящихся точек.

Среди иллюзий движения известна также иллюзия обратного вращения колеса . Она проявляется в том, что по спицам колес или по ободкам, где четко различаются отдельные вращающиеся детали, наблюдателю этого движения, заснятого на кинокамеру или видеокамеру, начинает казаться, что колеса движущейся машины (автомобиля, телеги, велосипеда и т.п.) вращаются в направлении, противоположном движению самой машины.

Одно из объяснений иллюзии обратного вращения колеса заключается в следующем. Речь идет о несоответствии числа оборотов колеса в секунду и числа кадров, снятых видеокамерой или кинокамерой за секунду. Если камера снимает 24 кадра в секунду, а колесо делает за это же время 23 оборота или число оборотов, кратное 23, то каждый последующий кадр запечатлевает колесо несколько раньше, чем оно успевает совершить полный оборот.

Во время демонстрации фильма зрителю, соответственно, начинает казаться, что колесо катится назад со скоростью, равной одному обороту в секунду. Если бы скорости вращения колеса и проецирования фильма на экран были одинаковыми, то колеса машины казались бы наблюдателю неподвижными. Наконец, если колеса вращаются со скоростью 25 оборотов в секунду (или с любой другой скоростью, кратной 25), при условии, что фильм проецируется на экран со скоростью 24 кадра в секунду, то зрителю будет казаться, что они катятся вперед со скоростью один оборот в секунду.

Иллюзий восприятия движений, как и иллюзий зрительного восприятия, достаточно много. Ученые пытались их классифицировать и представить в виде типичных. Одна из таких классификаций включает в себя следующие типы иллюзорно воспринимаемых движений:

  • 1. Движение типа альфа . Это кажущееся движение, касающееся видимого, изменяющегося размера воспринимаемого объекта, вызванное последовательным представлением зрителю больших или меньших копий соответствующего объекта. В восприятии зрителя соответствующий объект будет казаться то увеличивающимся, то уменьшающимся в размерах.
  • 2. Движение типа бета. Оно представляет собой иллюзорное движение, возникающее при фи-феномене, т.е. перемещение в поле зрения на самом деле неподвижного объекта с одного места на другое, порождаемое последовательными статическими представлениями данного объекта с небольшими интервалами и на незначительном расстоянии между расположениями этих представлений в пространстве.
  • 3. Движение типа гамма. Это иллюзия движения, проявляющаяся в расширении или сужении видимой фигуры, когда се освещенность, соответственно, то возрастает, то уменьшается.
  • 4. Движение типа дельта. Оно представляет собой разновидность иллюзорного движения, при котором видимое место расположения объекта меняется вместе с изменением его освещенности.

Наличие зрительных и других иллюзий, связанных с работой органов чувств, казалось бы, противоречит тому, что восприятие человека считается правильным отражением объективной действительности, поскольку то, что проявляется в иллюзиях, нс соответствует реальной действительности. Факт существования многочисленных иллюзий, порождаемых работой разных анализаторов, отрицать нельзя.

Однако наличие иллюзий все же не является убедительным и достаточным доказательством иллюзорности всего нашего восприятия в целом, того, что оно не соответствует объективной действительности. В пользу того, что восприятие человека верно отражает объективно существующий мир, говорит гораздо большее число фактов, чем отдельные феномены, указывающие на то, что наше восприятие может искажать действительность.

Сами по себе иллюзии в большинстве случаев имеют, кроме того, удовлетворительное объяснение, и одним из них является объяснение, предложенное Р. Грегори. По его мнению, иллюзии возникают в результате отклонений от нормы в работе органов чувств. Для каждой иллюзии, кроме того, может быть свое, частное объяснение, связанное с ее спецификой. К примеру, по мнению И. Рока, многие иллюзии движения возникают по причине того, что оценки человеком разнообразных движений являются относительными. Они касаются наличия движения, его отсутствия, скорости, траектории, направления и других параметров движений, которые обычно оценивают относительно каких-либо других, неподвижных или движущихся объектов. Когда человек лишается определенной точки отсчета или же ее положение в пространстве не может быть твердо установлено, у человека могут возникать иллюзии движения.

Определенный научный интерес для понимания законов восприятия представляют не только иллюзии, но и искажения восприятия, возникающие при тех или иных заболеваниях. Известно, например, что при ряде заболеваний имеет место характерное нарушение восприятия, получившие название оптической агнозии. Так называют неспособность человека узнавать знакомые, известные ему предметы и явления. Термин «оптическая агнозия» был введен в научный оборот 3. Фрейдом в 1891 г. для обозначения недуга, которым страдали некоторые его пациенты. Он проявлялся в их неспособности объединять зрительно воспринимаемые элементы в завершенное, узнаваемое целое.

Люди, страдающие оптической агнозией, без груда узнают простые геометрические фигуры, но оказываются неспособными зрительно идентифицировать сложные объекты, которые требуют от визуальной системы интеграции отдельных перцептивных компонентов в единый, осмысленный и узнаваемый образ. Знакомые объекты, которые здоровые люди обычно воспринимают как цельные, завершенные, больные люди не узнают, воспринимают как совокупность разрозненных, не связанных друг с другом зрительных элементов. Известны различные формы зрительной агнозии, но во всех случаях ее проявление выражается в нарушении способности узнавать целостные предметы, несмотря на сохраняющуюся способность к узнаванию отдельных элементов тех же предметов.

Научный интерес представляет также так называемая прозопагнозия (данный термин дословно переводится на русский язык как «без знания или узнавания лица»). Больные, страдающие этим недугом, будучи в других отношениях абсолютно нормальными людьми, утрачивают способность узнавать лица знакомых и близких для них людей, в том числе родных. Иногда они не узнают даже собственные лица на фотографиях или в их зеркальном отображении. Однако удовлетворительного научного объяснения данному феномену пока не найдено.

Если образы зрительного восприятия, относящиеся к восприятию внешних для человека объектов, обнаруживают устойчивость или неустойчивость в зависимости от притока информации, подтверждающей или опровергающей их правильность, то устойчивость образов внутренних состояний человека, связанных с его собственными телесными ощущениями, объясняется, вероятно, постоянством глубинных процессов и механизмов работы самого организма и мозга. Об этом свидетельствует феномен, называемый фантомом конечности. Он проявляется в том, что после ампутации руки или ноги человек в течение длительного времени как бы продолжает «чувствовать» отсутствующую у него часть конечности, причем ощущает се так, как будто она по-прежнему находится на своем месте, т.е. нс ампутирована. Иногда человек даже чувствует в ней боль, пытается двигать ею, забывая о том, что данная конечность утрачена. Он, тем не менее, время от времени предпринимает попытки воспользоваться ею для захвата или касания зрительно воспринимаемых п ред метов.

У взрослых людей фантом конечности после ампутации наблюдается практически всегда, причем связанные с ним явления возникают, как правило, лишь в отношении частей тела, которые человек достаточно хорошо освоил и постоянно пользовался ими ранее в практической деятельности. Фантом конечности по отношению к частям тела, которые у человека отсутствовали с рождения, не наблюдается. Установлено также, что, начиная примерно с 9 лет, ампутация конечности всегда ведет к появлению фантома. Это, по-видимому, и есть минимальный период, за который мозг человека, его структуры и их связи с сенсорными процессами формируются и закрепляются.

Характеризуя в целом состояние дел в области объяснения разнообразных зрительных иллюзий, необходимо признать, что нет ни одной теории, которая предлагала бы полностью удовлетворительное, исчерпывающее и абсолютно правильное их объяснение. Вполне возможно, что вообще не существует какого-либо единого процесса или общего механизма (как, впрочем, не существует и единственного объяснения рассмотренных нами видов восприятия), сославшись на который, мы получили бы исчерпывающее объяснение любой из существующих зрительных иллюзий.

В этой связи заслуживает внимания гипотеза, согласно которой происхождение каждой отдельно взятой иллюзии почти всегда связано с несколькими различными источниками (причинами), часть которых определяется, по-видимому, строением зрительной системы, часть - опытом человека, часть - его вниманием, памятью, воображением и мышлением, а также актуальными психическими состояниями и другими индивидуальными особенностями. Замечено, кроме того, что у разных людей одни и те же иллюзии могут проявляться по-разному.

Подводя итог рассмотрению в этом параграфе разнообразных иллюзий восприятия, можно констатировать следующее.

  • 1. Несмотря на наличие множества иллюзий, связанных с работой органов чувств, человек может ориентироваться в окружающем его мире и иметь вполне объективные знания о нем.
  • 2. Для многих иллюзий восприятия существуют удовлетворительные объяснения, однако некоторые из них до сих пор таких объяснений не имеют.
  • 3. Изучение иллюзий дает много полезного для понимания общих законов и механизмов восприятия.
  • 4. Существуют разные объяснения иллюзий, как общие, так и частные.
  • 5. Наличие иллюзий свидетельствует о том, что, несмотря на сложность устройства органов чувств (анализаторов), тонкость и точность их работы, они не являются абсолютно совершенными аппаратами для объективного и безошибочного познания человеком окружающей действительности.
  • 6. Существование иллюзий восприятия не есть доказательство нереальности складывающейся у человека картины мира, а преодоление иллюзий является прямым свидетельством того, что человек все же правильно воспринимает окружающий его мир.
  • 7. Нахождение ответов на вопросы, связанные с иллюзиями восприятия, позволит значительно продвинуться вперед в познании механизмов и закономерностей восприятия человеком себя и окружающего мира.
  • Название «оптические иллюзии» принято в некоторых науках, например, физике,но с психологической точки зрения является не вполне точным. Оно указывает на то, что причина возникновения такой иллюзии кроется в оптике глаза, в то время как данная иллюзияможет быть связана не с оптическим устройством глаза, а с процессами, происходящими в центральной нервной системе.
  • Этот опыт и его результаты являются веским аргументом в пользу того, что иллюзиивосприятия, даже если они возникают, не мешают человеку правильно воспринимать окружающий мир и ориентироваться в нем.
  • Бом Д. Роль инвариантов в восприятии // Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.,1975. С. 174.
  • Там же. С. 177-178.

Иллюзии восприятия

Слово «иллюзия» происходит от латинского слова illudo, означающего «обманываю, насмехаюсь, разыгрываю». И действительно, еще с древних времен известно свойство нашей психики зачастую искаженно воспринимать внешний мир. Отдельные примеры иллюзорного восприятия можно встретить уже у античных авторов: в научных трактатах греческого философа Аристотеля, римского архитектора Витувия. Поэт и философ Тит Лукреций Кар, отмечая относительность нашего зрительного восприятия, писал:

«Наши глаза познавать не умеют природу предметов. А потому не навязывай им заблужденье рассудка».

Множество неразрешенных проблем таит в себе наша психика. И пожалуй, чем больше мы узнаем о ней, тем большее число удивительных загадок она ставит перед ученым. Вот одной из таких загадок и являются так называемые обманы чувств или иллюзии восприятия. Мне кажется, что это уже хорошо известное свойство психики играет далеко не второстепенную роль в нашей повседневной жизни, а для пытливого ума это еще одно основание для обдумывания извечного вопроса: как же мы воспринимаем окружающий мир?

О природе иллюзий нам пока мало что известно, и полностью ответить на этот вопрос сегодня не возьмется ни один человек. Наиболее изученными к настоящему времени являются зритель ные (или оптические) иллюзии, которые представляют собой ошибки в оценке и сравнении между собой длин отрезков, величин углов, расстояний между предметами, в восприятии формы предмета и пр. Ошибки наших суждений о зрительно воспринимаемом мире связаны во многом с тем, что создаваемые образы, благодаря активной работе мозга, являются целостными (интегративными), и потому оценка предмета в целом переносится и на оценку его деталей. Причем интересно отметить, что чем целостнее образ, тем сильнее иллюзия оценки его отдельных частей. Так, на рисунке диагональ АЕ большого параллелограмма кажется длиннее диагонали ED меньшего, на самом же деле их длины равны. Зрительные иллюзии возникают также в результате свойства глаза переоценивать длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными. Если хотите в этом убедиться, взгляните на рисунок (высота шляпы кажется больше ширины ее полей).

Другая группа зрительных иллюзий возникает благодаря свойству нашего восприятия оценивать предмет с учетом всего того, что его окружает. Давайте рассмотрим круг, окруженный восемью маленькими кружками. Он при сравнении с другим кругом, помещенным между пятью большими кругами, кажется крупнее. Здесь действует психологический закон контраста. Измерьте, и вы убедитесь, что круги совершенно одинаковы по размеру. Приходится признать ненадежность зрительного восприятия. Однако нельзя забывать о том, что окончательный результат узнавания предмета во многом зависит от нашего прошлого жизненного опыта, т. е. памяти, которая хранит бесчисленное множество зрительных образов вместе с их смыслом и значением для нашего поведения.

Иллюзорные обманы имеют важное значение в изобразительном искусстве и архитектуре, где умелое их использование расширяет возможности художника или архитектора. Наверное, многим из вас знакомы законы перспективы, которые используются при создании произведений искусства. Кому посчастливилось побывать во дворце города Павловска (под Петербургом), могли видеть роспись потолка одного из залов, выполненную по заказу непревзойденного мастера перспективной живописи XVIII в., талантливого итальянского художника Пьетро Гонзаго. Мы даже забываем, что над нами плоская поверхность потолка, настолько сильна эта полная иллюзия уходящего ввысь пространства.

Но посмотрите на рисунок, также построенный с учетом законов перспективы: высота дерева, дома и любого другого предмета воспринимается меньшей, чем она есть на самом деле. Наш практический опыт научил нас вносить в такое искаженное восприятие соответствующие поправки, и мы правильно представляем относительные размеры изображенных предметов.

Зачастую мы сами активно используем эффект зрительной иллюзии в нашей повседневной жизни. Например, при выборе одежды знание определенных правил помогает нам скрывать некоторые дефекты телосложения. Так, невысокий молодой человек или девушка, стремясь выглядеть повыше, должны помнить, что ткань в вертикальную полоску зрительно удлиняет фигуру; тот же эффект достигается включением в фасон одежды линий продольного направления. И наоборот: преобладание горизонтальных полос и линий в одежде сделает более пропорциональной высокую и худую фигуру. Мы видим, что во всех этих случаях происходит как бы обратный эффект: отдельные детали образа (вертикальные или горизонтальные полосы на одежде) меняют оценку самого целостного образа.

При восприятии этого рисунка действуют законы перспективы В зависимости от того, на что направлено наше внимание, мы видим на одном рисунке то молодую женщину, то старуху

Интересно отметить, что зрительные иллюзии бывают тесно связаны с направленностью нашего внимания. Ведь для того, чтобы увидеть какой-то предмет из множества других, расположенных вокруг, мы должны зафиксировать на этом предмете свое внимание. Пристально рассматривая один предмет, мы на какое-то время можем не обращать внимания на все остальные. Значит, наше восприятие избирательно, и мы не просто пассивно и безразлично «фотографируем» то, что оказывается перед нами, а заинтересованно выбираем то, что для нас в данный момент оказывается наиболее важным и значимым. При рассматривании одного рисунка попеременно можно увидеть то молодую женщину в несколько старомодной шляпке с перьями, то старуху с меховым воротником, с выдающимся подбородком и большим крючковатым носом. Все зависит от того, на что направлено внимание, на ухо молодой женщины или на глаз старухи.

Несуществующая фигура

Наконец, еще один вид зрительных иллюзий состоит в полном противоречии наших чувственных ощущений и разумных толкований предмета. На этой странице изображен предмет, которого в природе не существует. Левая сторона воспринимается как композиция из круглых стержней, расположенных параллельно. А правая половина видится как четырехгранный двойной угол. Посередине рисунка мы обнаруживаем переходный участок, в котором пытаемся перенести одно представление в другую часть рисунка. Однако мы не в состоянии точно отметить этот переход. Закройте рукой сначала левую часть рисунка, а потом правую, и вы увидите два совершенно разных изображения. Таким образом, рассудок, как результат способности к логическому мышлению, противоречит зрительному восприятию и переживанию.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что наши восприятия – это только первая ступень познания, начальный этап знакомства с предметом, который оценивается не изолированно, а в контексте всей окружающей обстановки. Восприятие углубляется мышлением и проверяется практикой.

Из книги 21 правдивый ответ. Как изменить отношение к жизни автора

Иллюзии- это не случайность Итак, мы с вами просмотрели два взятых наугад варианта развития иллюзии. Мы видели, как возникает любовная иллюзия, и развитие иллюзии опасности (угрозы). Но признаемся себе, что только с большой натяжкой можно назвать описанное выше чувство

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Иллюзии Детские иллюзии чаще всего связаны с поощрениями и наказаниями. Поощряется хорошее, наказывается плохое. У маленьких детей обычно имеется какой-нибудь Санта Клаус, который «следит» за их поведением и все учитывает. Но он есть только у малышей. Дети постарше в него

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Иллюзии Иллюзии, о которых сейчас пойдет речь, описал еще Аристотель примерно 2300 лет назад. Это иллюзии высоты и ширины (рис. 4), иллюзии Мюллера-Лиера (рис. 5), Цельнера и Геринга (рис. 6, а, б). Рис. 4. Иллюзия высоты и ширины Рис. 5. Иллюзия Мюллера-Лиера. Рис. 6. Иллюзия Цельнера,

Из книги Иллюзионизм личности как новая философско-психологическая концепция автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

Иллюзии спасут мир Красота относительна. Красота есть там, где есть иллюзии. Чем ярче и сильнее иллюзии, тем больше красоты. Красота является критерием присутствия иллюзий. Человек существует благодаря иллюзиям, в них он находит смысл и черпает энергию для своего

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Из книги Монстры и волшебные палочки.Такой вещи как гипноз не существует? автора Хеллер Стивен

Иллюзии. Лас-Вегас, Невада. Сверкают огни, возбуждение витает в воздухе. Молодая пара, проводящая свой медовый месяц, собирается поучиться играть в «Черного Джека» и направляется в шикарное казино. Там они видят игрока, сидящего за столом «Черного Джека» с тысячами

Из книги Сила подсознания. Практический курс автора Хамидова Виолетта Романовна

Иллюзии Иллюзия счастья Начнем именно с разговора о счастье. О нем мечтают все, однако сказать, что такое счастье, не может никто. У каждого свое представление о счастье, каждый видит его по-разному. В поисках счастья человек стремится заработать как можно больше денег,

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Не растворяться в иллюзии Ваша цель – захват власти над персоной, над ситуацией.Если происходит какое-то событие, и вы не делаете из него выводов, значит, вы обречены. Если вы пользуетесь алгоритмами, которые здесь не работают, вы обречены.Вы должны пользоваться

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

Г. Иллюзии Детские иллюзии обычно связаны с наградами за хорошее поведение и с наказаниями - за плохое. «Хороший» ребенок не должен сердиться («Ну и характер!») или вести себя сексуально («Какая нехорошая!»), но может выглядеть испуганным или пристыженным. Таким образом,

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Иллюзии Жены алкоголиков безгранично верят в силу любви и в то, что они обязательно "перевоспитают" своих мужей. История собственной семьи и даже история человечества показывают, что нельзя переделать, пересоздать человека. Лишь сам человек может изменить себя, но не

Из книги Начало мужское и женское автора Виилма Лууле

Про иллюзии и разочарования Учитывая, что у людей, как правило, тяжело на душе, мне не всегда легко находить с ними контакт. Я готовлюсь к нашим встречам, освобождаю вас и делаю это до тех пор, пока не почувствую, что готова встретиться с вами. Но моя внутренняя работа на этом

Из книги Самоучитель по философии и психологии автора Курпатов Андрей Владимирович

Из книги Психология день за днем. События и уроки автора Степанов Сергей Сергеевич

Необходимые иллюзии 2 июня 1945 года Беррес Фредерик Скиннер приступил к написанию книги, которую задумал назвать “Солнце – это всего лишь утренняя звезда”. В ходе работы над рукописью автор изменил ее название, и в июне 1948 г. книга вышла в издательстве “Макмиллан” под

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§18. Иллюзии Иллюзией называется неправильное, искажённое восприятие.Познакомимся с некоторыми иллюзиями, которые вызываются определёнными законами ощущения и восприятия и возникают при данных условиях у всех или у большинства людей.1. Иллюзии контраста. Кроме примеров,

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Иллюзии Чтобы оценить, насколько автономна Система 1, а также осознать различие между впечатлениями и убеждениями, внимательно посмотрите на рисунок 3.В нем нет ничего особенного: две горизонтальные линии разной длины, к которым пририсованы стрелки, направленные в разные

Из книги Бросай курить! САМОкодирование по системе СОС автора Звягин Владимир Иванович

Иллюзии восприятия - это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств. Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий.

1. Связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза . Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия - результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза.

2. Обусловленные контрастом . Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте.

3. Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными.

4. Связанные с перенесением свойств целой фигуры на отдельные части , которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий.

5 Обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.

6. Портретные. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.

Однако подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, выполнении сравнительных измерений, исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения.


Чувственное познание мира и личность

Ощущения и восприятие, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. При одновременном отсутствии зрения и слуха (слепоглухонемоте) ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих. Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди слепые и плохо видящие часто астеничны, ипохондричны.

Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Вообще люди с дефектами органов зрения и слуха, оказавшимися в нашей цивилизации ведущими, очень часто становятся нерешительными, робкими, зависимыми от окружающих. Из-за некорректного отношения окружающих к возможностям этих людей познавать мир у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами, как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим.

Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к такого рода нарушениям велик - от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом (неразличением цветов - обычно красного и зеленого).

Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, мы отмечали, что одна из них - синестезия - обладает такой особенностью как индивидуальность, т.е. в отличие от других характеристик не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности. Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности.

Так, композитор А.Н. Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которых был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Специально для других людей он создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Микалоюса Чюрлёниса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации .

В мироощущение многих народов входит явление синестезии, которое закрепляется в их языке. Так, антропологам давно известно, что у индейцев центральной Америки, племен юго-восточной Азии, негров центральной Африки существуют такие ассоциации в языке: хорошие вещи и люди сопоставляются с понятиями «высокий» и «светлый», плохие - «низкий» и «темный».

В одном эксперименте проверялась связь между мироощущением и оптическим обманом. Психологи разделили испытуемых на три подгруппы по их мироощущениям. В первую вошли люди с положительным мироощущением: полностью довольные своей внешностью и здоровьем, успехами в работе и семейной жизнью. Вторая группа состояла из людей, высказывающих неудовлетворенность. И, наконец, к третьей отнеслись испытуемые с промежуточным мироощущением. Больше всего подверженными оптическому обману оказались испытуемые из второй группы, меньше всего - из первой. Испытуемые, включенные в третью группу, и здесь занимали промежуточное положение .

Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия. У него даже есть особая характеристика - апперцепция , представляющая собой влияние на образ восприятия прошлого опыта воспринимающего субъекта, его социально-культурного окружения, а также мышления, эмоционального состояния субъекта и т.п. факторов.

Таким образом, точность восприятия может определяться:

- прошлым опытом воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И. Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;

- значимостью отдельных признаков воспринимаемых объектов;

- профессиональной тренированностью воспринимающего;

- особенностями отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью;

- предпочитаемым стилем анализа получаемой информации . В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;

- умственным уровнем субъект;

- эмоциональными или физиологическими состояниями субъекта в момент восприятия (вспомним стрессовую ситуацию или состояние аффекта).

Восприятие дает человечеству первый объективный способ научного познания мира - наблюдение . Такому восприятию присущи наличие цели, волевого усилия при его осуществлении и самостоятельный выбор объекта восприятия. Оно носит систематичный характер. Наблюдение возникает благодаря внутренней активности личности. Ему предшествует предварительная подготовка: постановка задач наблюдения, планирование процесса наблюдения. Обычно наблюдение сопровождается ведением записей о его результатах и процессе.

На результативность наблюдения влияют знания и умения, которыми обладает человек, устойчивость его произвольного внимания, а также синхронность в совместной работе речи, восприятия и мышления. Наблюдению необходимо обучаться. Человек, владеющий методикой наблюдения, обретает особое свойство личности, называемое наблюдательностью , под которой подразумеваетсясвойство индивида, проявляющееся в умении подмечать существенные, в том числе и малозаметные, особенности предметов и явлений . Наблюдательность приобретается в жизненном опыте, предполагает наличие у человека таких свойств личности, как любознательность и пытливость.

Что такое иллюзия восприятия? Этим вопросом занимаются ученые не только в нашей стране, но и во всем мире. Стоит отметить, что данная тема представляет большой интерес и для обычных людей, не относящихся к кругу психологов. Вообще иллюзия восприятия представляет собой не совсем адекватное отражение свойств предмета или него самого при восприятии. Это может быть какой-либо серый предмет, который при помещении его на темный фон оказывается более темным, нежели при размещении его на абсолютно черном фоне.

Людям на сегодняшний день известно множество иллюзий. Это стробоскопическое, автокинетическое, индуцированное движения. Все это можно отнести к группе иллюзий движения. Кроме этого, в мире много иллюзий температурного типа, времени и даже цвета. Однако теории, которая бы все это объясняла, пока не существует. Большинство специалистов считают, что такие эффекты представляют собой результат работы наших механизмов восприятия, происходящей в необычных условиях.

Иллюзия восприятия, точнее, ее природа, в большинстве случаев объясняется некоторыми особенностями строения глаз человека. Многие люди вообще считают, что весь наш мир представляет собой одну огромную иллюзию. На эту тему было написано множество книг. Иллюзии восприятия в психологии объясняются как искаженное восприятие чего-либо из нашего мира или вообще всей действительности. Иллюзии заставляют нас испытывать те ощущения, которые вообще не соответствуют реальности.

Наверное, многим известна зрительная иллюзия восприятия Мюллера - Лайера. Долгое время специалисты пытались объяснить такое искажение реальности. В результате именно эта иллюзия была намного лучше изучена, чем все остальное. Отличный пример иллюзии восприятия такого типа - это искажение каких-либо вещей или предметов при восприятии их через призму или обычную воду. Кроме того, в качестве примеров можно привести многочисленные миражи, которые нередко возникают в пустынях. Объяснить такие процессы при помощи психологии просто невозможно.

Стоит отметить, что на данный момент пока не существует общепринятой единой психологической классификации подобного рода иллюзий. Кроме того, они могут обнаруживаться практически во всех модальностях сенсорного типа. Если говорить о вкусовых иллюзиях восприятия, то это, прежде всего, иллюзия контраста. То есть в результате употребления какой-либо пищи происходит наложение одних вкусовых ощущений на другие. К примеру, сахароза нередко придает воде горький вкус, а соль - кислый.

Что касается так называемой проприоцептивной иллюзии восприятия, то примером такого вида может служить особая или, как принято говорить, пьяная походка профессиональных моряков. В их случае палуба кажется человеку довольно устойчивой поверхностью. Если же моряк идет по ровной поверхности, то земля как будто уходит из под его ног.

Для того, чтобы объяснить иллюзии восприятия, учеными выдвинуто огромное количество разнообразных теорий. По одной из них иллюзия восприятия вовсе не является каким-то Этот процесс вполне ожидаем. Все дело в том, что непосредственно само восприятие человека зависит, прежде всего, от взаимодействия нескольких стимулов в зрительном поле. К примеру, если изучить какой-то нейтральный цвет, основанный конкретно на соотношении двух и более соседних областей, то можно ожидать иллюзорный контраст. То есть в данном случае все предсказуемо.

Существует еще одна теория, которая объясняет происхождение конкретных иллюзий, исходя из эффекта асимметрии. Именно сюда можно отнести иллюзию восприятия, о которой уже говорилось выше, под названием Мюллера - Лайера.

Похожие публикации