Аюрведа - что это такое? Аюрведическая медицина. Медицина Древней Индии: школы врачевания. Аюрведические методы лечения

Аюрведа – одна из старейших систем медицины на Земле. Она зародилась на территории Индии. Аюрведа – старейшая из всех систем медицины, которая не до сих пор, не прекращаясь со времени своего зарождения, практикуется в мире и пользуется огромной популярностью.

В системе аюрведы человек рассматривается как часть природы , и все лечение базируется на таком отношении к человеку. В аюрведе используются лекарства, которые дает сама природа. Самыми широкими ареалами распространения аюрведической медицины являются Индия, Непал, Шри-Ланка. Последнее время аюрведическая медицина получает все боьшую популярность и на Западе.

Аюрведа практиковалась еще с до-ведического периода, примерно с 5000 года до нашей эры. ЧАРАК САМХИТА и СУШРУТА САМХИТА – два основных классисических аюрведических текста, которые были записаны примерно в 1000 году до нашей эры. В других письменных памятниках , Ригведе и Артхарва-веде, тоже упоминается об этом виде медицины. В Индийском эпосе, в частности, в рамаяне и Махабхарате, лекарственным растениям придается особая важность.

Слово «аюрведа» означает «знание о долгой жизни» или «Мудрость для жизни ». Аюрведическое лечение принимает во внимание не только физическое состояние человека, но и астрологические и погодные условия (времена года, например).

Важнейшим в аюрведическом подходе к лечению является уровень энергии (праны) у человека. Выделяют 5 элементов, известных как «панчабутха», из которых состоит вся материя. Это Вода, Огонь, Земля, Воздух и Эфир. Наших ощущений тоже пять («Панча Индрия»). Каждое из этих ощущений соответствует какому-то из элементов. Все вместе они формируют 3 доши (Капха, Вата, Питта). Каждая их этих дош влияет на определенную часть тела – например, Капха влияет на легкие и грудную клетку.

Диагностика в Аюрведе

Аюрведическая диагностика базируется на анализе вышеупомянутых Дош: пределяется дисбаланс в дошах и таким образом ставится диагноз. Образ жизни, который ведет человек может повлиять на баланс дош в значительной мере. И поэтому зачастую пациенту рекомендуется определенная диета и соответствующие физические упражнения.

Основн ы е направления в Аюрведе:

В аюрведической медицине существует 8 основных направлений:

1. Кайа Чикитса (Общая Медицина)

2. Каумара Бхрутхйа (Педиатрия)

3. Бхутха Видхйа (Психиатрия)

4. Салакйа (ЛОР, Офтальмология и Лечение Зубов)

5. Шалья (Хирургия)

6. Агада Тантра (Токсикология)

7. Расаяна (Омоложение)

8. Ваджикарана (Афродизиатическая терапия)

Обучение Аюрведе

Профессиональное обучение аюрведической медицине проводится в основном на территории штата Керала в Индии. Там можно получить и легитимный диплом врача аюрведы.

Многие наслышаны про индийскую Аюрведу, но мало кто понимает ее истинное описание. В переводе с санскрита Аюрведа значит жизнь и знание.

Первые в мире начали развиваться индийская и . Полученные с тех пор медицинские знания применяются по всему миру. Главные принципы медицины базируются на Аюрведе – традиционной системе индийского врачевания. Аюрведа содержит знания про долголетие, здоровье, которые передаются из поколения в поколение.

Знания Древней Индии

Первые представления про науку, имеющую нечто схожее с медициной, появились во 2 тыс. до н. э. Согласно литературным источникам, дошедшим до наших дней, люди пытались объяснить процессы, происходящие в организме, через философию. С этого начиналось развитие медицины в Древней Индии и лечение недугов. Данные знания носили название «Веды».

Объяснением тому выступало следующее толкование: тело человека – это оболочка души, но она привязана к материальным благам. Причины телесных недугов следует искать в этой несовершенности природы человека.

Развитие медицины Древней Индии оказало огромное влияние на китайское врачевание. Если кратко описывать развитие медицины в Индии, то известна следующая информация: «Ригведа» – старейшее ведическое писание, которое описывает лечение кровотечений, проказы, чахотке. Это писание было похоже на сборник магических ритуалов, а лечить заболевание нужно было чтением молитв, проведением ритуалов.

Становление индийской Аюрведы

Полноценные медицинские знания были описаны в начале нашей эры. Система врачевания под названием «Аюрведа» образовалась в то время. Эта система подразумевает «учение про долгую жизнь». Первый опыт целительства был получен вайдьями, небольшой группой людей, проживающих «дикой жизнью». Они обитали в лесах, среди гор.

История медицины Древней Индии базировалась на пяти элементах (воздух, огонь, земля, воздух, эфир), космической энергии. Вайдьями первые заметили зависимость самочувствия человека от циклов Луны. Наблюдая, они предположили, что аналоги человеческих органов есть у животных.

Развитие индийской медицины

Врачевание, нетрадиционная медицина в Индии характеризовались быстрым развитием и получили всеобщее признание. Методы Аюрведы стали использовать на территории Востока.

Иглоукалывания, пластические операции, гирудотерапия (лечение пиявками), трансплантация органов, акупунктура – люди узнали об этих терапевтических, хирургических методах благодаря аюрведическим знаниям. В Индии широко использовались травяные сборы, настои, отвары.

В классический период истории Индия резко поменяла свои представления о медицине. Целители стали забывать про сверхъестественные причины болезней и больше времени уделяли человеку как частице мира.

Элементы и жидкости индийской медицины

Пять элементов переносят 3 жидкости: слизь (находится выше сердца), желчь (ответственна за область между пупком и сердечной мышцей), ветер (зона ниже пупка). Эти 3 жидкости и 5 элементов образуют 6 продуктов организма человека:

  • семя мужчины;
  • жировая прослойка;
  • мозг;
  • кости;
  • мышцы;
  • кровь.

Например, ветер отвечает за обмен веществ, выделения, кровообращение, пищеварение. Это объясняется тем, что ветер переносит звук, свежесть и прохладу. Медицина в Древней Индии основывалась на своеобразных знаниях, некоторые из которых могут казаться необычными и вовсе не похожи на медицинские трактаты:

  1. Заболевание тела начинается с нарушенного потока желчи, ветра и слизи. Тяжесть и развитие зависит от степени дисбаланса между 3 первоэлементами.
  2. Флегма – это мягкие вещества, действующие как смазочный материал, они отвечают за активную деятельность.
  3. Желчь относится к огненной стихии. Она отвечает за температуру тела, активность сердца и функцию пищеварения.

Аюрведа в Индии: типы людей

В зависимости от 3-х жидкостей различают типы людей по Аюрведе. Они имеют различное телосложение и склонность к заболеваниям:

  1. Ветер или Вата – доминирующей выступает нервная система, у них вес набирается с трудом. Они будто фейверк, им по силам мощный старт, но быстрая утомляемость. Согласно учениям Аюрведы, им нужно стараться видеть в жизни положительные моменты. У них образовываются ранние морщины, проблемы с суставами и мышцами.
  2. Слизь или Капха – высокого роста люди с крупным телосложением. Они уравновешены и спокойны, оптимисты по жизни. Кожа толстая, прекрасное здоровье, но к негативным качествам относится лень. Им советуют перестать есть плохую пищу, соблюдать режим дня и отдыха. Часто возникает ожирение.
  3. Желчь или Питт – имеют нормальное телосложение и средний рост, они усидчивы, предприимчивы, обладают подвижным умом, активны. Они умеют отстаивать свою позицию, однако, раздражаются по любому поводу. Люди имеют громкий голос и приятный тембр. Им нужно научиться направлять энергию в полезное дело. Болеют кожными патологиями, заболевания сердца.
Описание типов людей по Аюрведе

Аюрведа: польза для женщин

Представительницы прекрасного пола используют лучшие аюрведические знания для улучшения своего здоровья и поддержания красоты. Правильное питание ведет к нормализации состояния души и тела. Существует термин «аюрведические продукты», к которым относятся:

  • овощи;
  • зернобобовые;
  • молочные продукты;
  • фрукты.

Есть различные виды аюрведического массажа. Процедура лечения с помощью целебных трав называется массаж Потли. К остальным массажам относятся:

  1. Абхъянга – массаж с использование растительного масла.
  2. Насья – массирование носа.
  3. Во время процедуры Широдхара пациенту льют на лоб тонкую струйку масла, что стимулирует деятельность мозга, и полезна для волос.
  4. Массаж стоп стимулирует все необходимые точки, что помогает функционированию всех систем организма.
Масло льют струйкой на «третий глаз»

Интересный факт: уровень медицины в Индии такой же, как и в странах Европы. Ежегодно эту страну посещают больше 270 тысяч туристов, приезжающих на лечение. Поначалу в Индии медицине обучались на стажировке в США.

Затем все клиники Индии получили самую уважаемую аккредитацию – JCI. Несомненным преимуществом этой страны является стоимость предоставляемых услуг, она намного ниже, чем в странах Европы, но качество не страдает.

Аюрведа - система древней индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед — Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош — Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия.

Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики - последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа — это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши — это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Доши в АюрведеЭфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Основные принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации.

Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов.

Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам, которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре. Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае, одному из семи индийских мудрецов.

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари, аватар Вишну, упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы, способности соли залечивать раны.

Влияние аюрведы на медицинские традиции других стран

Будучи одной из древнейших медицинских систем, Аюрведа оказала большое влияние на развитие арабской и европейской медицины. Ещё в древности индийские целебные растения морскими и сухопутными торговыми путями везли в Парфию, страны Средиземноморья и Средней Азии, бассейнов Каспийского и Чёрного морей, Южную Сибирь, Китай. Основными предметами вывоза были нард, мускус, сандал, корица, алоэ и другие растения и благовония.

Трактат «Аштанга Хридая самхита», написанный в IV в. до н. э. лег в основу трактата по тибетской медицине Чжуд Ши. В область Тибета аюрведа стала проникать с VII в. н.э., когда личным врачом правителя Тибета Сонгцена Гампо стал один из представителей школы Бхарадваджи.

В период расцвета Аббасидского халифата в Багдаде работало много врачей из Индии, некоторые из которых пользовались влиянием при дворе халифа. Математические, медицинские, в том числе фармакологические и аювердические тексты (среди них Сушрута Самхита) переводились на арабский язык в Багдаде в конце первого тысячелетия нашей эры.

Вероятно, что арабским переводом трактата («Аштанкар») пользовался персидский философ и врач Ибн-Сина при написании «Канона врачебной науки». В дальнейшем тексты Ибн-Сины изучались европейскими алхимиками, труды которых оказали существенное влияние на формирование европейской медицины и химии.

История аюрведы

Источники

Ведические источники

Первые упоминания о медицине и целебных свойствах растений встречаются в Ведах , больше всего в последней из четырёх Атхарваведе . Атхарваведа - первый индийский текст, связанный с медициной . Он определяет в качестве причин болезни живых агентов: например, ятудханья, крими и дурнама. Атхарваны отыскивают их и убивают с помощью лекарств, чтобы победить болезнь. Этот подход к болезни неожиданно продвинут по сравнению с тригуморальной теорией, разработанной в пураническом периоде. Остатки оригинальных атхарванических мыслей всё ещё оставались в пураническом периоде, как мы можем видеть в медицинском трактате Сушруты («Гаруда-пурана », карма канда). Здесь, следуя атхарванской теории, пуранический текст считает микробов причиной проказы . В той же главе Сушрута также расширяет роль гельминтов в вызове заболеваний. Эти два высказывания могут быть прослежены назад вплоть до Атхарваведа-самхиты. Один из гимнов описывает заболевание проказой и рекомендует применять для лечения раджани аушадхи \. Из описания аушадхи как растения с чёрными стеблями и тёмными пятнами можно сделать вывод, что имеется в виду, скорее всего, лишайник со свойствами антибиотика . Таким образом, Атхарваведа может считаться первым текстом, содержащим записи об использовании антибиотиков. Кроме того, в Атхарваведе подробно описаны кости человеческого скелета

Буддистские источники

Первые сведения об отдельных научных трудах по медицине относятся к 1500 г. На сегодняшний день большое количество текстов и сведений об их авторах не сохранились: часть из них были уничтожены во времена правления моголов . Однако о значительном количестве медицинских текстов можно судить по рукописям и книгам, сохранившимся в многотомном своде буддийских сочинений тибетского канона .

Самыми важными источниками аюрведического знания считаются девять трактатов: :

  • Аштанга-хридая-самхита (написана Шримад Вагбхатой в IV в. н. э.)
  • Шарнгадхара-самхита,
  • Мадхава-нидана-самхита,
  • Бхава-пракаша-самхита,
  • Харита-самхита,
  • Кашьяпа-самхита,
  • Бхела-самхита.

Первые три из списка является квинтэссенцией всех когда-либо созданных аюрведических трудов и именуются «Брихат-трайю». Существует также обширная комментаторская литература, к наиболее важным трудам которой относятся работы Дридхабалы, Чакрапанадатты, Нагарджуны, Арунадатты, Хемадри и других авторов, принадлежавших к древнейшим медицинским династиям. Окончательное формирование аювердического канона относится к г. н. э.

Легенда о происхождении аюрведы

По легенде, Аюрведа была частью откровения святых мудрецов, которые обрели всеобъемлющее знание о Вселенной около семи тысяч лет назад. В Ведах указывается, что Брахма поведал тайны медицины Дакше, одному из богов-демиургов . Дакша в свою очередь передал знание божественным близнецам Ашвинам , которые стали «великими врачевателями» и позже изложили его Индре . Индра передал свои знания ученикам, в том числе Бхарадваджае , одному из семи индийских мудрецов .

Легендарный прародитель аюрведы

Легендарным прародителем аюрведы считается Дханвантари , аватар Вишну , упомянутый в Бхагавата-пуране и в Ведах. Индуистский культ Дханвантари связан с молитвами о здоровье. Ему приписывают обладание знаниями в области хирургии, лечения травами, антисептических свойств куркумы , способности соли залечивать раны .

Медицина в буддийский период

Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. - 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела, различая 7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (сюда входят зубы и хрящи), которые подразделяются на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств и 3 субстанции (вата - ветер, сочетание первоэлементов воздуха и пространства; питта - желчь, сочетание первоэлементов огня и воды; капха - слизь, сочетание первоэлементов земли и воды). Некоторые зоны тела (ладонь, подошвы, паховые области и т. д.) выделялись как «особо важные» (марман). О многогранности знаний индийских врачевателей того времени свидетельствуют слова Сушруты:

«Врачеватель, знакомый с целебными свойствами кореньев и трав - человек; знакомый со свойствами ножа и огня -демон; знающий силу молитв - пророк; знакомый же со свойствами ртути - бог!»

К VII в. до н. э. на севере современной Индии пользовались известностью две медицинские школы:

  • В Таксиле на западе, столице Гандхары ; специализация - терапия
  • В Каши на востоке страны; специализация - хирургия

В Таксиле обучался Пунарвасу Атрея (или Кришна Атрея), в одном из своих трактатов уподобивший 5 органов восприятия - 5 основным стихиям (панча махабхута ) . Различное качество предметов объяснялось различной комбинацией мельчайших частиц ану («атомов»). Жизнедеятельность организма рассматривалась через взаимодействие трех субстанций: воздуха, огня и воды (носителями которых в организме считались прана , желчь и слизь). Здоровье понималось как результат уравновешенного соотношения трех субстанций, правильного совершения жизненных отправлений тела, нормального состояния органов чувств и ясности ума, а болезнь - как нарушение этих правильных соотношений и отрицательное воздействие на человека пяти стихий (влияние времен года, климата, неудобоваримой пищи, нездоровой воды и т. п.). Диагностика болезней основывалась на подробном опросе больного и исследовании теплоты тела, цвета кожи и языка, выделений, шумов в легких, голоса и т. п.

У Кришны Атрея было шесть учеников: Агнивеша, Бхела, Джатукарна, Парашара, Харита и Кшарапани. Каждый из них составил свой трактат, лучшим из которых был признан трактат Агнивеши. Агнивеши, создав новое учение, начал странствовать передавая свои знания людям. Люди называли его странствующим лекарем - «Чаракой». Его деятельность дала начало медицинской системе Чараки или Чараны, школе странствующих врачей. Вероятно, именно к ней принадлежал странствующий по северо-западной Индии в I в. до н.э. лекарь Чарака, которого считали воплощением Агнивеши. Чарака также был родом из Таксилы. Школа, основанная Чаракой, изучала терапию и различные методы лечения заболеваний. (в трактате «Чарака-самхита»).

В IV в. до н. э. в «университете» в Таксиле получил образование знаменитый врач Дживака, лечивший магадхского царя Бимбисару , Будду, и возможный автор Чжуд Ши , а также Сушрута, ученик Девадаса Дханвантари . Его медицинские умения описаны в позднее написанном медицинском трактате «Бходжа прабандха», - жизнеописании царя Бходжи (1010-1056 г.).

В III в. до н. э. император династии Мауриев Ашока сделал Таксилу главным буддийским центром учености.

В V в. до н. э. Сушрута, получивший образование в Таксиле, основал новую школу хирургии в Каши. . Сушрута разделял все болезни на естественные, связанные с природой, и сверхъестественные, посылаемые богами (например, проказа , венерические и др.). Он также описал неизвестное в то время древним грекам сахарное мочеизнурение, которое распознавалось им по вкусу мочи.

Аюрведа в Средние века

Аюрведу практикуют примерно триста пятьдесят тысяч зарегистрированных врачей. Индийская традиционная медицина изучается в Индии под общим руководством Центрального Совета по Исследованию Древнеиндийской медицины и Siddha (CCRAS), который включает национальную сеть научно-исследовательских институтов. Правительство Индии учредило два исследовательских центра для работы в области аюрведы. Более 150 научных объединений и центров, как правило, при медицинских колледжах исследуют современными методами различные аспекты древнего учения. В городе Джамнагар, штат Гуджарат, основан университет, где готовят специалистов и исследователей в области аюрведы. Есть несколько фармацевтических предприятий, которые производят лекарства аюрведы и юнани под контролем правительства. В Индии и Шри-Ланке врачи Аюрведы, учатся в течение 5,5 лет и сдают государственный экзамен. Это полная учебная программа (B.A.M.S., сокращение для бакалавра of Ayurvedic Medicine and Surgery, курс Ayurvedacharya) и преподается во многих индийских и нескольких шри-ланкийских университетах. Она включает четыре с половиной года учёбы и год практики в больнице.

Помимо Индии аюрведа пользуется в Непале и Шри-Ланке. Роберт Свобода первым из людей запада закончил колледж Аюрведы (в ) и получил лицензию на аюрведическую практику в Индии.

Проблемы безопасности были подняты по Аюрведе, с двух исследований США нахождение около 20 % аюрведических процедур испытания, содержащихся токсичных уровней тяжелых металлов, таких как свинец, ртуть и мышьяк. Другие проблемы включают в себя использование трав, которые содержат токсичные соединения и отсутствие контроля качества в аюрведических средств.

Ветви аюрведы

Согласно классификации, введенной Чаракой, аюрведа разделяется на восемь ветвей :

  • Внутренняя медицина - Kayachikitsa
  • Хирургия - Shalya Tantra

Школа медицины была основана Сушрутой, который считал эту ветвь медицины «первой и лучшей из всех медицинских наук». Ещё не имея представлений об антисептике и асептике, индийские врачеватели, следуя ведическим представлениям, соблюдали чистоту во время операций. Хирургические инструменты изготовлялись опытными кузнецами из стали, которую в Индии научились производить в глубокой древности. В процессе операции использовались пинцеты, зеркала, зонды, катетеры, шприцы, скарификаторы, костные щипцы, иглы, пилы. Вместо современного скальпеля применялись ланцеты с обоюдоострым лезвием. Кровотечение останавливалось с помощью золы и холода, давящей повязки и горячей воды. В качестве перевязочного материала служили полоски кожи, древесной коры. Бинты из льняной, шелковой и шерстяной ткани пропитывались растопленным жиром. Врачеватели производили ампутации конечностей, вскрытие брюшной полости. Хирурги дробили камни в почках, лечили грыжу, а также восстанавливали носы, уши и губы. Способ ринопластики, подробно описанный в трактате Сушруты, вошёл в историю под названием «индийского метода». Кожный лоскут для формирования будущего носа вырезался на сосудистой ножке из кожи лба или щеки.

  • Уши, глаза, нос и горло - Shalakya Tantra

Хрусталик считался органом, сохраняющим «вечный огонь». Помутнение его влекло за собой затухание внутреннего пламени. Поэтому восстановление жизненной силы больного зависело от мастерства хирурга, в том числе в ходе операции по удалению катаракты.

  • Педиатрия - Kaumarabhritya Tantra

Уже в Классический период родовспоможение выделилось самостоятельной областью врачевания. В трактате Сушруты подробно изложены советы беременным о соблюдении чистоты и правильного образа жизни, описаны отклонения от нормального течения родов, уродства плода, эмбриотомия (которая рекомендовалась в случаях невозможности поворота плода на ножку или головку), кесарево сечение (применявшееся после смерти роженицы для спасения младенца) и поворот плода на ножку.

Философия аюрведы

Аюрведа - не только медицинская, но и философская система , в основе которой лежат шад-даршана, шесть философий астика (признающих авторитет Вед), а именно:

Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком гармонии, «непрерывного счастья» и рассматривает человека как часть Вселенной, состоящего с ней в теснейшей мистической взаимосвязи. Согласно «Чарака Самхита», «сама жизнь» определена как «комбинация тела, органов восприятия, ума и души, фактора, ответственного за предотвращение распада и смерти, который сохраняет тело в течение долгого времени, и ведёт процессы возрождения»

Согласно этим представлениям, Древнеиндийская медицина вырабатывает меры, чтобы защитить «ayus», который включает здоровое проживание, наряду с терапевтическими мерами, которые касаются физической, умственной, социальной и духовной гармонии. Древнеиндийская медицина одна из немногих традиционных систем медицины, которая имеет сложную систему хирургии - «salya-chikitsa».

Система трёх дош

Согласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов» :

«Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» («умственных») первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела - дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, - доши- которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

  • Вата (эфир и воздух) - принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы.
  • Питта (огонь и вода) - принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему.
  • Капха (вода и земля) - принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

Лотос - один из саттвических элементов

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения - Пракрити . Пракрити - это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи , означающее Изначальную природу , беспричинную первопричину Вселенной . Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун :

  • саттва - основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
  • раджас - основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
  • тамас - основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется - Викрити.

Насчитывается семь основных типов Пракрити и Викрити: вата, питта, капха, вата-питта, вата-капха, питта-капха, вата-питта-капха. Всё это влияет на выбор методов лечения и восстановление баланса трех дош.

Доши упоминаются ещё в «Риг-веде», где Индра отождествляется с Вата, Агни с Питтой, а Сома с Капхой.

Управление болезнью

В древнеиндийской медицине существует два способа лечения болезни: шамана и шодхана. Первая означает облегчение, палиативный метод. Методы Shamana смягчают болезнь и её признаки. Shodhana означает устранение, и её методы стремятся к устранению основной причины болезни (то есть доши). Если болезнь может рецидивировать после Шаманы, то после Шодханы это исключено. Принципы фармакологии аюрведы отличаются от других систем медицины. Большинство лекарств изготавливается из трав.

Лекарства

Лечение направлялось на уравновешивание нарушенного соотношения жидкостей (субстанций), что достигалось, во-первых, диетой, во-вторых - лекарственной терапией (рвотные, слабительные, потогонные и т. п.), и в-третьих - хирургическими методами лечения, в чём древние индийцы достигли высокого уровня.

При лечении аюрведическими методами используется три вида медикаментов: вещества растительного и животного происхождения, а также минералы, включая драгоценные и полудрагоценные камни и металлы (в том числе золото, серебро, свинец, ртуть, олово и пр.) . Поскольку большинство металлов в естественном виде токсичны, они подвергаются специальной обработке (минералы кипятятся с соками или растительными отварами - этот процесс называется очищением (щодхана); металлы подвергаются кальцинированию (марана) и толкутся в кальцированный порошок (бхасма). А ртуть проходит 18 этапов приготовления .

Вещества растительного происхождения, использующиеся в аюрведе, произрастают на индийском субконтиненте или Гималаях. Так например, Дерево Ним считается «божественным деревом». Лекарства, сделанные из него, обладают иммуноповышающими, глистогонными, противогрибковыми, противобактериальными, противовирусными, антидиабетическими и успокоительными свойствами .

Туласи широко используется в Аюрведе

Аюрведа дает различные предписания для разных отрезков дня (дина чарья), ночи (ратри чарья), для времен года (риту чарья).

Американская медицинская ассоциация считает, что пациенты, проходящие лечение препаратами аюрведической медицины, рискуют своим здоровьем - в препаратах обнаружены токсичные тяжёлые металлы (свинец, ртуть, мышьяк) в недопустимо высоких концентрациях . Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффекта в лечении препаратами аюрведы, отличного от эффекта плацебо .

Использование психотропных препаратов

Влияние вкуса

Древнеиндийская медицина считает, что вкусы продуктов или трав имеют определенные физиологические эффекты и применяются в системе диагностики и лечения. Те вкусы, которые образуются после вываривания (Vipaka), более сильны.

  • Сладкий (Madhura) - Сладкие продукты кормят, охлаждают, увлажняют, смазывают, и увеличивают вес
  • Кислый (Amla) - Кислые теплые продукты, смазывают, и увеличивают вес
  • Соленый (Lavan) - Соленые теплые продукты, стимулируют, смягчают, смазывают, и увеличивают вес
  • Горький (Katu) - Горькие продукты, прохладные, сухие, очистительные и уменьшают вес
  • Острый (Tikta) - Острые продукты, теплые, сухие, стимулируют, и уменьшают вес
  • Вяжущий (Kasaya) - Вяжущие продукты, прохладные, сухие, уменьшают неподвижность.

Очистка тела и массаж

Важную роль в лечении болезней играет диета. Свойства продуктов питания и напитков подробно описаны в аюрведических текстах, и врачи всегда дают диетические рекомендации при назначении курса лечения. Считается, что одним из важнейших свойств пищи являются её вкусовые качества, которых насчитывается шесть: сладкое, кислое, соленое, острое, горькое и вяжущее, а также их многообразные сочетания. Каждое из вкусовых ощущений вызывает определенный физиологический аффект: сладкое способствует образованию крови, тканей и жира в организме; кислое содействует пищеварению, горькое улучшает аппетит и т. д.

Для очистки тела от дисбаланса дош применяют пять различных процедур, или методов очистки, которые указаны в текстах древнеиндийской медицины и предписаны для небольшого количества болезней, а также для периодической сезонной чистки. Эти пять процедур более известны как панчакарма («панча-карма» - «пять действий»). Курс панчакармы обычно включает краткосрочное диетическое питание , массаж , применение трав. Может включать слабительные, ванны, приемы повышения потоотделения, клизмы, содержащие лекарственные вещества, чистку носовых пазух, кровопускание.

Панчакарма как терапия очистки является, возможно, самым недооцененным из всех методов древнеиндийской медицины. Из-за невежества её часто воспринимают как другую систему массажа. Так, массаж с применением масел является одним из методов, применяемых в древнеиндийской медицине. На санскрите массаж с применением масел - абхйанга, что переводится на русский язык как «умащение». Человек может выполнять некоторые виды массажа самостоятельно. Массажисты выполняют эту терапию для управления болезнями, вызванными Вата-дошей. Как часть лечения лекарствами, массаж с маслами затрагивает всё тело, то есть является целостной, холистической процедурой. Терапия массажа может успокоить боль, расслабить жесткие мускулы и уменьшить опухоль, которая сопровождает артрит. Защитники утверждают, что укоренившиеся в суставах и тканях токсины с помощью массажа выпускаются в выделительные системы для устранения их естественным путем. Панчакарма может применяться и как терапия омоложения. В различных регионах имеются отличия в процедурах, технике исполнения, составах применяемых масел. Практика этой терапии должна всегда выполняться компетентными специалистами.

Критика

Критики ссылаются на нехватку строгих научных исследований, клинических испытаний методов аюрведы . Так, Национальный центр Дополнительной и нетрадиционной медицины заявляет, что «большинство клинических испытаний было незначительно, испытывало недостаток в соответствующих группах контроля, или имело другие проблемы в оценке значимости результатов». Так же следует отметить, что наличие ряда исследований сомнительной достоверности дискредитирует методику в целом и снижает доверие к корректно проведенным исследованиям.

Ряд клинических испытаний показал отсутствие эффектов у лекарственных препаратов, используемых в аюрведической медицине, отличных от эффекта плацебо , а также серьёзную опасность некоторых препаратов, содержащих недопустимо высокие дозы тяжёлых металлов.

В Индии научное исследование древнеиндийской медицины в значительной степени предпринято утвержденным законом органом Центрального правительства, Центрального совета по исследованию в аюрведе и медицине сиддха (CCRAS), через национальную сеть научно-исследовательских институтов. Большое количество неправительственных организаций также проводят работу по исследованию различных аспектов древнеиндийской медицины.

См. также

  • Расаяна

Примечания

  1. Грицак Е. Популярная история медицины. Справочник
  2. Georg Feuerstein, Subhash Kak, David Frawley. In Search of the Cradle of Civilization, - Quest Books, 2001, С. 212;ISBN 0-8356-0741-0 , 9780835607414
  3. История Древнего мира т.3. Упадок древних обществ: в 3-ех т., Издание второе/Ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой - М.:Издательство «Наука», 1983.
  4. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000, С. 332; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371
  5. АЮРВЕДА
  6. Сорокина Т. С. История медицины в двух томах
  7. Fjordman. A History of Medicine - part 3//Euronews, 25.10.2008
  8. Большой Энциклопедический словарь
  9. Шримад-Бхагаватам. (Перевод и комментарии А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупады) Песнь 9. Освобождение. Глава 3. Женитьба Суканйи и Чьяваны Муни
  10. Dhanavantari - the god of Ayurveda
  11. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории
  12. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 4, - Concept Publishing Company, 1992, С. 792 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  13. Gaṅgā Rām Garg. Encyclopaedia of the Hindu World, том 1, - Concept Publishing Company, 1992, С. 224 ISBN 81-7022-373-3 , 9788170223733
  14. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы. Великие целители мира, - Olma Media Group, 2002, С. 19; ISBN 5-7654-1882-1 , 9785765418826
  15. Вайдья Бхагван Дэш. Древнеиндийские системы медицины
  16. David Frawley. Gods, Sages and Kings: Vedic Secrets of Ancient Civilization, - Lotus Press, 2000; ISBN 0-910261-37-7 , 9780910261371

В последнее время особый интерес в обществе вызывают восточные практики и религии. Древние техники, насчитывающие века в своей истории, помогают разобраться в вопросах и проблемах, перед которыми традиционная вера, медицина и психология пасуют. Сегодня мы поговорим об аюрведе: что это такое - философия или , рассмотрим методы лечения и особенности аюрведических препаратов.

Индийская аюрведа - основные принципы и методы лечения

Принципы лечения и диагностики основываются на убеждении мудрецов во взаимосвязи человека с окружающим миром. Если человек живёт с открытой душой, в гармонии с ритмами природы, то обходят его стороной. Большое значение придаётся чистоте духовной, а не физическим симптомам. Поэтому и лекарственные препараты готовят из веществ имеющих живую энергию: , металлы.


Немного истории

Согласно легендам, основателем древней науки был бог врачевания Дханвантари, именно ему приписывают авторство первых обучающих текстов.

Точное время зарождения древней науки имеет расхождение в датах, можно с уверенностью сказать, что уже в седьмом веке до нашей эры существовало две школы, специализацией которых были терапия (школа в Таксиле) и хирургия (школа в Каши).

Золотым веком развития древней медицинской системы принято считать период 327 г. до н. э.-750 г. н. э., время расцвета буддизма в Индии.

Трактаты индийских мудрецов переводились на многие языки и оказали влияние на медицину многих стран Средиземноморья, Тибета, Китая, Персии, позже (VIII-XIII вв.) изучались алхимиками Европы.

Знаете ли вы? В своей медицинской практике к аюрведическим методам лечения обращались такие умы древности как Гиппократ, Гален, Авиценна, Чжуд Ши.

Уже в семнадцатом веке индийские хирурги обучались операциям по ринопластике. Начиная с XVIII века, наука стала сдавать свои позиции, не выдерживая конкуренции с технологическим прогрессом . Но в XX веке её активно начинают изучать в США, России и Средней Азии.


Связь душевная и телесная - основные элементы аюрведы

Разберёмся, что такое аюрведа по сути. Если не вдаваться в точность перевода с санскрита, а говорить простыми словами, практика основывается на крепкой связи ментального, духовного и физического начала человека. Следуя учению, человек сам несёт ответственность за своё здоровье, врач может лишь снять физические симптомы. Причина всех заболеваний находится в нас самих: где-то поддался негативному влиянию, отклонился от предназначенного пути, потерял веру, позавидовал, разгневался. То есть, чтобы обрести здоровье нужно навести порядок в своей душе, разобраться в дисбалансе психоэмоциональном. Подробный самоанализ поможет найти цель и стимул для выздоровления. Основное представление о жизни в индийской практике говорит, что жизнь - это тесное взаимодействие души, ума, чувств и тела.

Диагностика по аюрведе

Древняя индийская медицина для установления диагноза сначала определяет состояние дош (доминирующие типы характера, подробнее - ниже). В диагностике аюрведы используется восемь основных типов исследований.

  • Измерение пульса.
  • Исследования стула.
  • Исследование мочи.
  • Пальпация.
  • Проверка состояния слизистой глаз.
  • Осмотр языка.
  • Звучание голоса.
  • Общее впечатление.
Измерение пульса, его частота и динамика раскрывают специалисту дисбаланс между дошами, что позволяет врачу сделать первичный вывод о причине болезни. При измерении пульса специалисту нужно знать и учитывать следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на пульс человека:
  • (доша) человека;
  • время года и время суток (активность доши различается по сезонам и временным отрезкам);
  • психическое здоровье пациента, возможные особенности по части неврологии.


Исследования кала и мочи сходны с анализами в официальной медицине, также важны цвет, консистенция, частота испражнения.

При пальпации уделяется большое внимание особым точкам тела, оценивается их мягкость или твёрдость, продавливается точка под нажатием или есть припухлость.

Большое внимание уделяется визуальному осмотру волос, состояния кожи и языка. Любое изменение в цвете ногтевых пластин, например, или отслоение уже говорят о проблеме. Кстати, в традиционной классической медицине тоже есть узкая специализация, врачи выявляют проблемы по состоянию волос или ногтей, кожи - миколог, трихолог.

Язык, согласно древней практике, связан со многими органами и системами организма, по налёту на нём или его отсутствию, по цвету и степени сухости специалист может выяснить, в каком из органов есть проблема.

Такое скрупулёзное изучение пациента, позволяет врачу поставить максимально точный диагноз и подобрать соответствующее лечение.

Болезнь - это учитель. Особенности лечения

Рассмотрим, что такое аюрведа в медицине, и её отношение к болезни. Индийская практика делит болезни на пять видов:

  • болезнь-учитель. Это своеобразный знак «стоп» или лакмусовая бумажка, указывающая на неправильные действия, пороки и , которые заводят человека в тупик, уводят его от заданной программы;
  • болезнь-друг. Часто какие-то болезни сопровождают серьёзные патологии в организме и помогают ослабить тяжёлый недуг. Например, вен у эпилептика снижает судорожный синдром;
  • болезнь-помощник. Многие перенесённые инфекции укрепляют наш и помогают бороться впоследствии с более сложными заболеваниями;
  • болезнь-проводник. Это, грубо говоря, некий код , останавливающий биологические часы организма и сопровождающий человека в мир иной;
  • болезнь-враг. Состояние, связанное с внешним воздействием, например, облучение радиацией, токсическое отравление, обморожение.

Любое лечение, будь то , или медикаментозные препараты, с точки зрения древней медицины бессмысленны, пока организм не освободится от , провоцирующих заболевание. При этом учитывается и психоэмоциональное состояние пациента: человек испытывающий гнев, страх и прочие будет блокировать защитные силы организма. Если очищение от токсинов - это чисто медицинская проблема, то избавление от негативной энергетики - забота самого пациента, конечно, не без помощи специалиста.

Очень важны в аюрведе и водный баланс, прогулки на свежем воздухе, укрепление физической формы и духовное самосовершенствование.

Среди методов лечения, кроме оздоровительной , применяются следующие:

  • очищающие процедуры;
  • лечение травами;
  • арома- и цветотерапия;
  • дыхательная гимнастика;
  • звукотерапия;
  • занятия и прочее.
Предлагаем вам посмотреть видео ролик, рассказывающий о причинах болезней более подробно.

Знаете ли вы? На рубеже XX и XXI веков аюрведа была официально признана самой эффективной альтернативной наукой в медицине. Решение было принято на заседании Всемирной организации здравоохранения.

Оджас и фундамент здорового образа жизни

Аюрведа - это наука о , основой которого является , поддерживающая жизнь в теле, и называемая оджас.

Оджас - это некая тонкая материя, соединяющая и питающая физическое, эмоциональное и духовное начала индивида. Она отвечает за иммунную систему, за старение организма, все системы и органы. Она же наша связь с Высшим разумом вселенной.

Оджас зарождается в каждом ребёнке в процессе его зачатия и развивается, когда младенец пьёт молоко матери. Расходуем мы эту энергию на восстановление после тяжёлых травм, психических потрясений, болезней. Поэтому количество оджас напрямую зависит от количества и в нашей жизни.

Пополняет запас оджас духовная и физическая чистота, полноценный сон, правильное питание, преобладание созидательной позитивной энергетики вокруг. Человек, наполненный животворящей энергией, здоров, добродушен и отзывчив, ему легко даётся любая наука или действие, он полон сил, и окружающие интуитивно стремятся в его общество.

Людские типы по аюрведе - краткая характеристика дош

Согласно учению, есть три основных типа человеческого характера: , и , рассмотрим их краткие характеристики.

Характер и привычки типа Вата:

  • впечатлительный, чуткий и отзывчивый;
  • умеет слышать и сострадать;
  • склонен к размышлениям.
Это самый древний тип, наиболее развитый духовно. Люди данного типа стремительны и порывисты, они не любят тратить понапрасну время, каждая минута должна быть занята чем-то полезным. Лучший способ расслабиться и достичь гармонии для них - это медитация. Эти люди обладают тонким чувством юмора, способны зажечь и увлечь своими идеями. Часто они не обращают внимания на усталость или нездоровье, ведут бурную деятельность себе же во вред. Рекомендуется типу Вата умерить спешку и распределить свои силы на все сферы деятельности и жизни.

Внешне - это стройные и худощавые люди, тонкокожие и тонкокостные, кожа сухая и склонна к раннему старению. Их карьера чаще всего связана с гуманитарными науками или общественной деятельностью, педагогикой.

Характеристика Капхи:

  • сильный характером;
  • жизнерадостный;
  • энергичный, но стабильный;
  • эгоистичен (собственник).
Для людей этого типа более важным в жизни является материальное благополучие, они склонны к накопительству, бережливы и экономны. Капхи склонны к обжорству, что усугубляется природной ленью, они игнорируют спорт. В целом это миролюбивый тип, они гостеприимны, умеют сохранять спокойствие и терпение, незлопамятны. Внешне это привлекательные люди, хотя и полноваты, как говорят, крепко сбитые, широкой кости. У них обычно жирная или нормальная кожа, позволяющая выглядеть моложе своих лет (при должном уходе за собой). Наиболее подходящей профессией для Капхи будет всё, что связано со сферой услуг, питания и воспитания: гостиничный бизнес, кулинарный, педагогика.

Общее описание типа Питта:

  • умён;
  • амбициозен, может быть агрессивен в достижении цели;
  • обладает творческим потенциалом;
  • излишне эмоционален;
  • остроумен;
  • отважен.
Эти люди не отступают перед трудностями, всегда идут до конца к чётко поставленной цели. Они пунктуальны и всегда несут ответственность за свои поступки. Их легко вывести из себя, а в ярости этот тип не умеет себя контролировать: он не брезгует бранными словами, повышенным тоном, сыпет обвинениями, часто необоснованными. Внешне люди со спортивной фигурой, пропорционально сложены, с энергичной и стремительной походкой. Эти люди подходят для любой руководящей должности, им близка сфера финансовая и политическая.

Питание по аюрведе - основные правила для каждого из типов

Для каждого типа человека по аюрведе есть свои , рассмотрим коротко основные их них.

Вата. Это худые люди с быстрым обменом веществ, но это не означает, что они могут предаваться чревоугодию. Для Ваты рекомендуется трёхразовый режим питания. Завтрак лучше ранний и плотный; обед - около полудня не слишком насыщенный; ужин - в шесть вечера, он может быть лёгким, но насыщающим. Вата должны пить много воды и не злоупотреблять алкоголем. Продукты и блюда для Ваты: мясо и мясные бульоны, каши со сливочным маслом, выпечка, сладости; не желательно употреблять кислые фрукты и много сырых овощей.

Капха. От завтрака склонным к полноте Капхам следует отказаться, выпить чашку чая из трав вместо еды. В полдень уместно будет пообедать сытным, можно даже плотным, блюдом, однако отдать предпочтение натуральным и полезным продуктам. Около четырёх часов после пополудни можно устроить лёгкий перекус, ужин перенести на шесть вечера. После каждого приёма пищи Капхам желательно прогуляться или заняться чем-нибудь, требующим усилий. Продукты для Капхи: постные каши (кроме риса), кислые фрукты, салаты из сырых овощей, приправленные лимонным соком, нежирное мясо (птица), квашеные овощи. Сладкое из рациона желательно и исключить.

Питта. Этот тип также обладает хорошим пищеварением и, в принципе, может позволить себе плотную и сытную пищу. Однако правильное питание способно привести к гармонии взрывной характер этих людей. Им желательно избегать острого, копчёного и солёного, красного мяса, отдать предпочтение овощам, фруктам, рыбе и бобовым.

Рецепты аюрведических блюд - примеры питания по аюрведе

Основные принципы питания:

  • пищу нужно есть только свежеприготовленной (не хранить долго);
  • лучше всего переваривается пища в полдень (время обеда);
  • приём пищи сродни медитации (есть не спеша, в хорошем расположении духа, не читать, не смотреть телевизор);
  • кушать нужно, испытывая голод, а не от нечего делать;
  • не должно быть переедания, полного насыщения, хорошо испытывать лёгкое чувство голода.

Вкусный аюрведический салат с фруктами и орехами

Ингредиенты:

  • натуральный ;
  • (свежий или сушёный), ;
  • Аюрведическая косметика - основные принципы

    Рассмотрим, что такое аюрведа в . Это, простыми словами, отслеживание наружных проблем ( , ) и сопоставление с проблемами внутренними.

    Для решения косметологических проблем применяются в лечении лишь те ингредиенты, которые имеют живую энергетику, все, что есть в природе: травы, фрукты, овощи, перетёртые злаки или бобовые, коренья, специи, глина, водоросли, молоко животных, масла растений. То есть, по сути, аюрведа-косметика - это то, что мы употребляем в пищу, такой продукт, который априори не принесёт вреда нашему организму.

    Большинство людей воспринимает мир по тактильным ощущениям, индийская практика уделяет большое внимание различным . Важным условием работы мастера является его настроенность на любовь к ближнему. Работая с телом пациента, прорабатывая нужную область тела, массажист направляет положительную энергию своих мыслей. Как бы странно это не звучало, но душевное тепло мастера приносит больше облегчения пациенту, чем воздействие бездушных аппаратов классической косметологии. Поэтому не стоит удивляться, если при угревой сыпи, мастер будет массажировать стопы ног.

    Важными условиями для проведения каких-либо процедур является наша взаимосвязь с лунными циклами. Например, процедуры, направленные на очищение или избавление от проблемы, проводят на убывающей луне. В работе с женщинами специалист уточняет и её менструальный цикл. Индивидуальный подход практикуется и в подборе средств лечения: травы и коренья, масла разных отжимов и прочие ингредиенты подбираются с учётом физиологических особенностей пациента.

    Подведём итог: наше здоровье в наших руках. Если смотреть с точки зрения классической медицины, большинство болезней напрямую связаны с состоянием психологическим. Гнев, раздражительность, постоянная неудовлетворённость провоцируют телесные недуги. Человек же живущий в ладу с самим собой, как правило, крепок здоровьем.

Похожие публикации