Лекарственные растения — природная аптека. Задачи исследовательской работы


Какие растения называются лекарственными? Растения, содержащие биологически активные вещества, которые могут быть использованы с лечебной целью, называются лекарственными. Какие органы растений используются человеком в лечебных целях? Органы растения корень стебель лист цветок плод семя Ромашка аптечная Подорожник Шиповник коричный Горец птичий Тыква Одуванчик ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


Все травы – лекари -душица, И зверобой, и медуница, И земляника, и черника, И брусника с голубикой. Чистотел, полынь, калина, Лён, календула, крапива. Все целебные растения Знаем без исключения Нужно только не лениться, Нужно только научиться Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения! ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


Лечение заболеваний, источники ароматических веществ в парфюмерной и пищевой промышленности, древесина, дубильные вещества для кожевенного производства, прядильное волокно для текстильной промышленности и красители, корм для домашних животных, используются человеком как овощи, фрукты, декоративные растения ЗНАЧЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА


Деревья Кустарники Травы Боярышник Малина Смородина черная Дуб Липа Сосна обыкновенная Ромашка аптечная Пастушья сумка Мать и мачеха Чистотел большой Горец птичий Календула лекарственная Крапива двудомная Подорожник большой Душица обыкновенная ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


На Руси считался «травой от девяносто девяти болезней». В народной медицине зверобой является одним из наиболее часто применяемых лекарственных растений. Его используют в основном как средство лечения язвы желудка при язвенных болезнях на коже, а так называемое масло зверобоя применяется, и при стоматитах и т.д. ЧИСТОТЕЛ


В дословном переводе с китайского слово "женьшень" означает "человек-корень" (жень - человек, шень - корень). Это название было дано за поразительное сходство корня женьшеня с человеческой фигурой. Препараты женьшеня назначают при усталости, переутомлении, неврастении. Широко известно их употребление при гипотонии с целью повышения артериального давления ЖЕНЬШЕНЬ




ПОДОРОЖНИК Подорожник применяют при воспалительных состояниях желудка, кишечника. Листья оказывают вяжущее действие. Они препятствуют кровотечению, а будучи высушены, способствуют заживлению застарелых и свежих язв, имеют ранозаживляющее и бактериостатическое действие при лечении ран. Подорожник оказывает некоторое успокаивающее действие, понижает артериальное давление. Используется при тахикардии, головной и зубной боли, боли в ушах


Это растение умеет останавливать кровь и насытить наш организм витаминами. Она применяется при различных заболеваниях сердца, туберкулезе, бронхиальной астме, бронхитах, аллергиях. Наружно –при ранах, кожных заболеваниях, для укрепления волос Крапива - это и сорняк и лекарство одновременно. КРАПИВА


ЛАНДЫШ Ландыш (ядовит) – помогает при хронических заболеваниях сердца, сердечной слабости после перенесенных инфекционных заболеваний, а также действует как успокаивающее нервы средство. Употребляют чай из листьев ландыша как мочегонное средство при отёках и в меньшей степени - для очищения крови.







Отвар почек принимают при бронхите, ревматизме, и особенно как противоцинготное средство. Отвар почек применяют средство при нарушенном обмене веществ, сопровождающемся различными кожными заболеваниями. Пары отвара почек являются противовоспалительным, дезинфицирующим и облегчающим дыхание средством при кашлеСОСНА




Задание. Подбери растения по их действию. Лечебное действие Названия растений Содержащие витамины Противовоспалительные Вяжущие Потогонные Отхаркивающие Кровоостанавливающие Сердечно - сосудистые Успокаивающие Названия растений: боярышник, смородина, дуб, пустырник, крапива, липа, ромашка, тысячелистник, душица, календула, малина, подорожник, шиповник, сосна, горец птичий, мать–и - мачеха, пастушья сумка. смородина, шиповник календула дуб, горец птичий липа, ромашка, малина мать–и-мачеха, подорожник, сосна крапива, тысячелистник боярышник пустырник, душица ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ


Правила сбора и обработки лекарственных растений П р а в и л о п е р в о е: что собирать. П р а в и л о в т о р о е: когда собирать. П р а в и л о третье: как собирать. П р а в и л о ч е т в е р т о е: где собирать. П р а в и л о п я т о е: собирая, сохранять


Наземные части растений – траву обычно заготавливают вручную с помощью ножей, ножниц. Цветки и соцветия – в начале цветения. Листья - когда они вполне развернулись и достигли своего развития. Лучшим периодом считается период начального цветения растения. Плоды и семена - собирают выборочно, по мере полного их созревания. Корни и корневища - собирают главным образом осенью, когда увядает наземная часть растения. Растение отряхивают от земли, отрезают всю надземную часть, а затем промывают под проточной водой до чистоты. Промытые корни раскладывают на рогожке, слегка подсушивают, переворачивая, несколько раз в день. Правила сбора и обработки лекарственных растений


ГДЕ МОЖНО СОБИРАТЬ? Каждое растение имеет определенное место произрастания, которое необходимо знать. Нельзя собирать растения у шоссейных дорог, в местах, которые подвергались обработке ядохимикатами, а также в местах, где лекарственных растений очень мало




1. Какие растения называются лекарственными а) Растения,которые содержат ядовитые вещества б) Растения,которые растут, размножаются и расселяются без участия человека в)Растения, которые человек использует в лечебных целях 2. Лекарственными растениями -это а) Травы б) Кустарники в)Травы, кустарники, деревья 3. К лекарственным растениям не относится а) Чертополох б) Крапива Двудомная в) Ромашка аптечная 4. К ядовитым лекарственным растениям относится а) Мать-и-мачеха б)Календула лекарственная в) Дурман обыкновенный 5. Для остановки кровотечения используют а) Цветки липы б) Листья крапивы в) Листья и цветки душицы 6. К растениям, содержащим витамины,относится а) Пустырник б) Пастушья сумка в) Шиповник коричный Задание. Выбери правильный ответ Ответы: 1 в, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 в



За много лет своего существования человечество научилось жить в более-менее сносной гармонии с окружающим миром. Мы получаем от природы огромное количество различных нужных нам веществ, среди которых далеко не последнее место занимают растения. Различные растительные культуры используются нами в качестве продуктов питания, их применяют в промышленности, косметологии и медицине. Окружающий мир – это сосредоточие огромного количества полезных даров природы, к которым относят и культурные лекарственные растения, являющиеся замечательным источником витаминов и прочих полезнейших веществ.

Так для устранения авитаминоза совсем не обязательно отправляться в аптеку за поливитаминными препаратами, или же скупать на рынке ранние и, как известно, малополезные овощи. На обычном пустыре, в лесах и на лугах находится огромное количество дикорастущих съедобных растений. Кроме того такие представители флоры активно культивируются человеком в лекарственных целях.

В принципе, витамины присутствуют во всех растениях, однако к витаминосодержащим относят лишь те культуры, которые способны избирательно накапливать витамины в объеме, способном оказывать выраженное фармакологическое воздействие. Такая доза обычно в пятьсот, а то и тысячу раз более, нежели в прочих растениях.

Несмотря на то, что большинство витаминов ученые способны синтезировать синтетическим путем, витаминсодержащие растительные культуры сохранили свое значение для человечества. Такие растения широко применяются, в особенности при терапии малышей, пожилых людей, а также пациентов, склонных к аллергическим недугам.

Ученые утверждают, что витамины из растительного сырья крайне удачно сочетаются с полисахаридами, а также с сапонинами и флавоноидами, соответственно, они с легкостью усваиваются организмом. Кроме того такие витаминные частицы значительно реже дают аллергические реакции, по сравнению с синтетическими аналогами. Также при потреблении растительного сырья организм человека может с легкостью защититься от передозировки витаминов, что практически невозможно при приеме фармацевтических препаратов.

Лекарственные культурные растения, являющиеся концентраторами витаминов

Львиное количество витамина С или аскорбиновой кислоты содержится в плодах черной смородины, плодах шиповника и рябины. Кроме того источниками такого полезного вещества принято считать плоды малины, листики крапивы, а еще плоды и листву земляники.

Концентраторами и источниками витамина Р принято считать бутоны либо плоды японской софоры, ягоды черноплодной рябины и черной смородины. Кроме того масса такого вещества содержится в листьях чая.

Огромное количество каротиноидов (провитаминов А) находится в плодах шиповника, облепихи и рябины. Кроме того ним богаты травы череды и топяной сушеницы, а также цветки календулы. Чуть меньший объем этого витамина присутствует в петрушке, листиках малины и тыкве.

Известными концентраторами витамина К принято считать листики крапивы, траву пастушьей сумки и тысячелистника. Также значительное количество этого вещества находится в коре калины и кукурузных рыльцах.

Отличными источниками витамина Е, или как его еще именуют токоферола, являются плоды облепихи и шиповника, а также масла на основе этих растений. Кроме того значительный объем этого элемента присутствует в семенах тыквы и льна, земляном орехе и золотом корне.

Что касается витаминов группы В, то они содержатся во многих лекарственных культурных растениях. Так тиамином богаты зародыши злаков и капуста, пиридоксин присутствует в горохе, картофели и вереске, получить фолиевую кислоту можно из подорожника, листового салата и капусты брокколи.

Витамины круглый год

Конечно же, максимальное количество витаминов находится в свежих растениях. Однако пополнить свой организм нужным набором витаминных веществ можно круглогодично. Для этого лекарственные культуры вполне можно заготавливать впрок, кроме того их можно покупать в аптеках в виде высушенного сырья и в форме различных лекарственных препаратов – капсул, таблеток, настоек и БАДов.

Для борьбы с авитаминозом можно собирать свежие лекарственные растения и использовать их в пищу. Так раньше всего в лесах появляется молодая крапива, ее ростки можно найти в проталинках еще задолго до полного схождения снега. Такое растение можно использовать при приготовлении салатов, щей, а также добавлять в пирожки. Но уже спустя десять дней после прорастания крапива становится непригодной к потреблению.

Вслед за крапивой на полях появляются колокольчики и одуванчики. Первые применяются в виде листьев, которые едят сами по себе либо добавляют в салаты. А одуванчики используются практически полностью – листья вымачивают и применяют в кулинарии, на основе цветков варят варенье, а корень используют в терапевтических целях.

В более позднее время для насыщения организма витаминами можно использовать цветки левкоя, листики примулы и красноднева. Отличной находкой также станет сныть, дикий лук и черемша. Кроме того к отличным съедобным источникам витаминов относят щавель, папоротник орляк и пастушью сумку.

Заключение

Конечно, наш окружающий мир многогранен и многолик, но его заметную часть составляют культурные растения. Они кормят нас, могут еще лечить нас от самых разных патологических состояний… А потому, как вы понимаете, важно понимать их ценность для нашей жизни и беречь от попадания в Красную книгу… И мы на этой странице сайта www.! Растения – это сама наша жизнь.

Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
  • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
  • развитие кругозора детей;
  • обогащение словарного состава учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные:

  • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

3. Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание положительного отношения к учёбе.
  • воспитание интереса к предмету «окружающий мир»;
  • воспитание умения работать в группе.

Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Ученики сидят группами по 4 человека.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?

Ученики: Различные растения.

Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2) ). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3) )

Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

Ученики: Ядовитые растения.

Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4) )

Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Ученики: Лес.

Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5) ). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

– Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6) )

Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

Ученики: Зверобой.

Учитель: А среди ядовитых?

Ученики: Ландыш, волчье лыко.

Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

3. Физминутка (музыкальная).

4. Практическая работа.

Разъясняет план выполнения практической работы.

План:

  1. Название растения.
  2. Место произрастания.
  3. Лекарственное или ядовитое.
  4. Занесено ли в Красную книгу.
  5. Использование в медицине.

Напоминает о рациональном использовании времени.

Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Смородина)

Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

Ученики: Зашифровано слово «Правило».

Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

Ученики:

  1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
  2. Узнай сроки сбора растений.
  3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
  4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
  5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

6. Обобщение изученного материала.

Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

Выставление отметок.

7. Домашнее задание.

  1. Работа с учебником стр. 19–21.
  2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
  3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.

Слайд 2

Гипотеза: Большинство растений нашего края являются лекарственными. Цель: Узнать какие растения нашей местности являются лекарственными и используются ли они местным населением.

Слайд 3

Задачи исследовательской работы

Познакомиться с лекарственными травами, произрастающими в окрестностях сельского поселения Перегрёбное. Узнать правила сбора лекарственных трав. Провести опрос населения, чтобы узнать использует ли оно лекарственные растения для лечения заболеваний. Познакомить одноклассников с результатами своего исследования. Методы исследования Сбор информации. Определение лекарственных трав нашей местности. Опрос. Период проведения исследования май 2011 года – февраль 2012 года

Слайд 4

Правила сбора лекарственных растений

Корни выкапывают осенью после опадания листьев или ранней весной, очищают холодной водой. Надземную часть растений, содержащих летучие ароматические вещества, собирают в начале лета, когда полностью распустились листья и завязались бутоны. Зеленые листья и траву можно собирать все лето, но лучше весной. Цветки рвут полностью распустившиеся и только в ясную погоду. Плоды и семена собирают только зрелыми.

Слайд 5

Виды лекарственного сырья

Сердечно – сосудистые средства Отхаркивающие средства Кровоостанавливающие средства Желудочно-кишечные средства Витаминные средства

Слайд 6

Витаминные средства

  • Слайд 7

    Календула

    Ноготками календулу звали,Словно солнышки эти цветки,Семена же её собирали,Так похожие на коготки!Улыбается ласково утром,Раздвигая реснички цветов,А понюхаешь - яркою пудройРазукрасит! А запах таков,Что с другим перепутать едва лиСможем терпкий густой аромат!- А как лечит! Достойна медали! -Так в народе о ней говорят.

    Слайд 8

    Шиповник

    Пробуждается всё, набухают зелёные почки,Зажурчали ручьи – им бежать до реки далеко.Мать-и-мачехи нежные жёлтого цвета цветочкиУлыбаются яркому тёплому солнцу легко,И танцуют, кружатся, под пение птиц в хороводе,Те стараются – без дирижёра непросто им петь...Разгорается шар ослепительный на небосводе,Обнимает лучами своими, в надежде согреть...Небеса вдохновляют тебя обнажить своё сердце, Шерстяные одежды зимы разбросать и забыть,От нахлынувших чувств – понимаешь, что некуда деться,Появляется сильная жажда взаимно любить...И мечтать, и вздыхать о родной неземной половинке;В ожидании руки веночек весенний сплетут. Приходи поскорей по весёлой зелёной тропинке!..Мать-и-мачехи жёлтого цвета цветы приведут....

    Слайд 9

    Крапива

    Посмотрите, притаилась,И "пушистой" притворилась!Мы тебя, крапива, знаем,Ни за что срывать не станем. «Много свойств во мне целебных.Я лечу зверюшек бедных,Для всего живого царстваЯ - отличное лекарство!».

    Слайд 10

    Чистотел

    Разросся буйным цветом чистотелВ полях, лесах и огородеНалился желтым соком пышнотелНа радость Матушке-природе.Знать есть на то причина иль бедаЧто, несмотря на засуху он все пышнееХороший лекарь чистотел во все годаПочти от всех болезней панацея.Во всех он состояниях хорошЕго заваривают, пьют, им мажут телоСо всеми он на «ты» и в дом к любому вхожЖаль, только душу не омоешь чистотелом

    Слайд 11

    Ромашка

    Белая корзинка, Золотое донце. В ней лежит росинка И сверкает солнце. Мы домой ее возьмем И на стол поставим. Если вдруг мы прихворнем Мы ее заварим.

    Слайд 12

    Одуванчик

    Одуванчик придорожныйБыл, как солнце, золотым.Но отцвел и стал похожимНа пушистый белый дым.

    Слайд 13

    Можжевельник

    Можжевельник, можжевельник,что печален, как отшельник?Снегом белым припорошенОдинок меж стройных сосен?И парадные ступенисторожишь, как пёсик верный.

    Слайд 14

    Багульник

    Где-то багульник на сопках цветет,Кедры вонзаются в небо...Кажется, будто давно меня ждетКрай, где ни разу я не был.

    Слайд 15

    Мать – и - мачеха

    Мать и мачеха по дороге, небо чистое на воде... Промочив по колено ноги я иду через лес к тебе...

    Слайд 16

    Социологический опрос

    Используют ли в вашей семье лекарственные растения? Чем больше лечитесь: травами или лекарствами? Где берете травы для лечения? Какие лекарственные травы используете для лечения?

    Предмет Окружающий мир 4 класс

    Тема урока

    Раздел «Ты и твоё здоровье»

    Цель


    «Пояснительная записка»

    Пояснительная записка

    Преподаватель Мельникова Галина Александровна

    Предмет Окружающий мир 4 класс (УМК «Школа XXI века»)

    Тема урока

    Раздел «Ты и твоё здоровье»

    Цель : Познакомить с лекарственными растениями своей местности;

    Задачи:

    Образовательная:

      расширение кругозора учащихся

    Воспитательная:

      воспитание бережного отношения к природе родного края

      воспитание уважения к мнению товарищей
      Развивающая:

      развитие речи учащихся, кругозора, познавательного интереса

      развитие творческих способностей младших школьников

      формирование умения работать с текстовой информацией, словарями, справочниками

      формирование умения работать в группе сверстников.

    Образовательное учреждение : МБОУ «Комсомольская СОШ №1» Чамзинского района, Республика Мордовия

    Тип урока: урок изучения нового.

    Средства обучения : презентация, толковые и орфографические словари, раздаточный материал для проверки домашнего задания, выполнения самооценки, гербарий «Лекарственные растения», конверты с заданиями для групповой работы, материалы для проектной работы

    Данный урок составлен для проведения в 4 классе по предмету «Окружающий мир» (УМК «Школа XXI века»), в разделе «Ты и твоё здоровье», после ознакомления учащихся с различными видами заболеваний (грипп, аллергия), с домашней аптечкой.

    Объем материала предполагает использование как на одном, так и на нескольких уроках, в зависимости от подготовки класса, особенностей развития детей, с учётом санитарных правил и норм (7 – 10 мин)

    Организация работы детей в группах позволяет развивать умение работы в коллективе, воспитание уважения к мнению товарищей. Формирование групп осуществляется учителем, обращается внимание на соотношение групп по интеллектуальным и коммуникабельным способностям, межличностным отношениям.

    Проверка домашнего задания в виде теста позволяет проверить материал, изученный ранее, направлена на развитие умения работать с заданиями тестового характера, развитию у учащихся умения проверять и оценивать свою работу.

    Работа в группах с материалами «Домашней энциклопедии» направлена на поисковую деятельность учащихся, самостоятельное изучение нового материала, развитие познавательной активности учащихся, умение работать с большим объёмом информации.

    Упражнение «Пишем грамотно» осуществляет межпредметную связь с уроками русского языка, закрепляет знания учащихся о написании слов с изученными орфограммами.

    «Литературная страничка» знакомит детей с произведениями кубанских поэтов, на этом этапе можно продолжить отрабатывать навык выразительного чтения, предложить учащимся творческую работу (придумать стихотворение, сказку о лекарственных растениях.)

    Викторина «Узнай растение» позволяет развитию анализировать, сравнивать изученный материал. На этом этапе урока формируется умение классифицировать растения по группам: деревья, кустарники, травы.

    Работа с различными видами словарей направлена на развитие умения учащихся находить необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, отработка умения работать с электронными справочниками, словарями. Возможно использование словарей и справочников в сети Интернет.

    Слайды «Проверь себя» тоже можно варьировать, применяя различные способы проверки (самопроверка, взаимопроверка, контроль учителя и т.п.).

    Занимательный материал можно предложить решить как в парах, так и в группах учащихся, предложить для самостоятельного решения в группе продленного дня.

    Ресурсы

    Египетские пирамиды http://megalife.com.ua/interest/23164-izvestnye-mesta.html

    Иван Грозный http://ricolor.org/history/mn/ivgr/i_g/

    Петр 1 http://www.pravmir.ru/printer_3540.html

    Календула http://show.7ya.ru/private.aspx?RubrID=88343

    Душица http://lekarstven-travi.ru/shop/Zveroboy-2.html

    Чистотел http://www.womaninternet.ru/edcontent2/idc/14/id/753

    Шиповник http://www.odintsovo.info/white/photo.asp?div_id=477

    http://www.artgide.com/cliparts/1876-.html

    Дуб http://maskas.ru/maska/dyb/comments/

    http://foxclan.spybb.ru/viewtopic.php?pid=39

    Липа http://med.autotp.ru/kovaleva/g8d51.htm

    Зверобой http://www.argo-moscow.ru/article_info.php?article

    Можжевельник http://www.drevo-poznaniya.ru/tag/juniperas-macropoda/

    Толковый словарь Ожеговаhttp://d-pankratov.livejournal.com/155452.html

    Толковый словарь Даля http://www.ozon.ru/context/detail/id/3830174/

    Портрет Ожегова http://lot493862.vipseller.ru/

    Портрет Даля http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/dal/dal_image002.shtml

    Лес http://clipart.wiisports.ru/pict/les-1/

    Цикорий http://www.green-drugstore.ru/cikorij-obyknovennyj/

    Крапива http://img3.narodnaya-medicina.com/posts/tag/экземе

    Подорожник http://www.silaprirody.ru/podorozhnik.html

    Одуванчикhttp://www.lechim-travami.ru/oduvanchik/

    Лопух http://lekarstven-travi.ru/shop/Lekarstvennyie-travyi/Lopuh-bolshoy.html

    Фармацевтhttp://www.pharmvestnik.ru/cgi-bin/statya.pl?sid=7253

    http://www.photosight.ru/photos/1255887/

    Звуки леса http://www.yugzone.ru/brainmusic/download_mp3/Sound_Of_Nature.htm

    Слайд 4 Цветок http://animashky.ru/index/0-21?121-2

    Просмотр содержимого документа
    «лекарственные растения»

    Просмотр содержимого документа
    «раздаточный материал»

    П __Д__РОЖНИК

    ДУВАНЧИК

    ЗВ__Р__БОЙ


    Дуб применяется как лекарственное растение очень давно. Ванны из дубовой коры помогают при общем ослаблении организма. Неразбавленный отвар пригоден для полосканий при стоматитах, для укрепления десен.

    Душица

    Многолетнее травянистое растение высотой до 60 см. Растет на лугах, окраинах полей, у дорог, среди кустарников, на склонах гор. Обладает успокаивающим действием. Траву душицы используют как приправу вместо черного перца.

    Календула.

    Однолетнее растение. Как дикорастущее растение встречается редко. Обладает противовоспалительным, успокаивающим действием. Используют при детском диатезе, головокружении, кашле, при ожогах, ушибах, болезнях полости рта.

    Чистотел.

    Многолетнее травянистое растение высотой до 1 метра. Растет как сорняк в садах, огородах, на всей территории края. Сок чистотела применяют для выведения бородавок, мозолей, веснушек и лечения различных кожных заболеваний.

    Шиповник

    Кустарник высотой 100-150 см, с красно-коричневыми блестящими ветвями. Настой из плодов шиповника помогает при простудных заболеваниях, кашле

    Шиповник.

    На зорьке румяной шиповник проснулся.

    Он каждым листочком к заре потянулся.

    А зорька к нему потянулась в ответ,

    Бутоны окрасила в розовый цвет.

    И в каждый бутон, как раз в серединку,

    Вложила она голубую росинку.

    Заденешь случайно шиповник плечом,

    Окатит тебя он душистым дождем.

    Татьяна Голуб

    Крапива

    Убегает торопливо

    в глубину двора крапива.

    Удивляется пырей:

    Ну зачем в такие дали?

    Д

    К

    Л

    О

    П

    У

    Х

    У

    Р

    И

    Р

    Ю

    Ц

    Д

    Ш

    А

    П

    Д

    Г

    Ы

    У

    И

    П

    А

    В

    П

    Г

    Б

    Ц

    И

    К

    О

    Р

    И

    Й

    А

    В

    Ч

    М

    Я

    Т

    А

    Ш

    А

    Л

    Ф

    Е

    Й

    З

    А крапива:

    Чтоб детей

    Ненароком не ужалить.

    Владимир Нестеренко

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Правила сбора лекарственных растений.

    Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

    Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

    Цветки собирают в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища - весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяете;


    Просмотр содержимого презентации
    «окр мир 4 класс лекарственные растения»
















    Шиповник.

    На зорьке румяной шиповник проснулся.

    Он каждым листочком к заре потянулся.

    А зорька к нему потянулась в ответ,

    Бутоны окрасила в розовый цвет.

    И в каждый бутон, как раз в серединку,

    Вложила она голубую росинку.

    Заденешь случайно шиповник плечом,

    Окатит тебя он душистым дождем.

    Татьяна Голуб






    Кустарники







    Отвар из 1 чайной ложки корней цикория

    на 500 мл воды варят 10 минут,

    настаивают 2 часа, процеживают.

    Применяют для теплых полосканий

    при зубной боли.

    Из корней цикория готовят

    напитки, кофе.


    Свежие листья крапивы прикладывают к ранам для их заживления. Засахаренные корни употребляют при кашле.

    Из молодых побегов и листьев готовят салаты, супы. Нежные соцветия заваривают в качестве чая .



    Настой из листьев одуванчика –

    прекрасное средство от веснушек.

    2 столовые ложки кипятят 10 минут.

    Холодным настоем протирают кожу

    2-3 раза в день.




    п __ д __ рожник

    ц __ корий

    кр __ пива

    зв __ р __ бой

    п о д о рожник

    ц и корий

    кр а пива

    зв е р о бой

    Дуванчик

    о дуванчик




    • Подготовить семейный рецепт

    с использованием лекарственных растений;

    • Сочинить рассказ, сказку, стихотворение о лекарственном растении.
  • Похожие публикации