Закон о социальной помощи номер 181. Законодательная база российской федерации

МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНИГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ:

РЕГИОНЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НОМЕР:

Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации

Конституция Российской Федерации утверждает, что каждый человек имеет право на труд. Однако не все люди могут воспользоваться этим право. Многие люди из-за увечий и болезней полностью или частично лишаются возможности заниматься трудом. Таких людей называют инвалидами. Чтобы инвалиды могли получать стабильный доход и полноценно развиваться, правительство Российской Федерации ввело определенные меры социальной поддержки инвалидов.

Федеральный закон 181 и поправки к нему

Чтобы помочь инвалидам, в 1995 году был принят ФЗ №181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В этом законе давалось юридическое определение термину "инвалид", вводилось понятие медико-социальной экспертизы, которая должна была определять степень инвалидности, оговаривался вопрос социальных пособий и выплат инвалидам, вносились поправки в Трудовой кодекс и так далее. Со временем в этот закон также вносились некоторые поправки и изменения. Больше всего изменений внес пакет поправок №419, который был принят после ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов. Узнаем о том, какими особенностями обладает 419 федеральный закон о социальной защите инвалидов в 2019 году:

  • Подчеркивается необходимость создания условий, повышающих доступность различных культурных благ и ценностей (музеи, концерты, театральные постановки и так далее) для инвалидов.
  • Подчеркивается необходимость пополнения библиотечных фондов специальными книгами для слепых и слабовидящих людей.
  • Дискриминация по признаку инвалидности объявляется вне закона (в том числе - и осужденных инвалидов и инвалидов, находящихся под следствием).
  • Создается государственный реестр инвалидов.
  • Вводится понятия об абилитации и реабилитации инвалидов.
  • Создание федеральных программ по обеспечению инвалидов бесплатным жильем, если они в нем нуждаются.
  • Расширяется соцзащита инвалидов.
  • Некоторые другие постановления.



Социальная защита инвалидов

Социальная защита и реабилитация инвалидов подразумевает реализацию различных программ:

  • Социальная помощь инвалидам 1, 2 и 3 группы в виде денежных выплат. Выплаты осуществляются в виде пенсий и выплат. Различают социальную и трудовую пенсию, а тип пенсии и ее размер определяется в зависимости от наличия трудового стажа, группы инвалидности, типа профессии, наличия на содержании у инвалида иждивенцев и так далее. Под выплатами подразумеваются определенные федеральные и региональные программы - , ДЕМО и другие.
  • Предоставление инвалидам определенных товаров и услуг. Это могут быть лекарства, технические средства (например, протезы и инвалидные коляски), различные медико-реабилитационные программы и так далее. От части товаров и услуг, реализуемых в форме ПСУ, можно отказаться в пользу денежных выплат.
  • Возможность поступления в образовательные учреждения на льготных условиях.
  • Создания специализированной инфраструктуры.
  • Предоставление бесплатного жилья нуждающимся инвалидам.
  • Некоторые другие виды социальной защиты инвалидов.

19.04.2019

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.


Судебная практика по статье 23 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ

    Решение № 7(2)-498/2018 от 6 августа 2018 г. по делу № 7(2)-498/2018

    Белгородский областной суд (Белгородская область) - Административные правонарушения

    Оплате труда и о материальном стимулировании. Аналогичные нарушения допущены и в отношении других работников общества. В нарушение ст. 115 ТК РФ и ч. 5 ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиду ФИО11 предоставлен оплачиваемый отпуск менее 30 календарных дней. Аналогичные нарушения допущены в отношении работников ФИО12, ФИО13 Выявленные нарушения явились...

    Решение № 12-167/2018 от 5 июля 2018 г. по делу № 12-167/2018

    Иными, являются режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника от отличается от общих правил, действующих у данного работодателя). В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ...

    Решение № 12-165/2018 от 5 июля 2018 г. по делу № 12-165/2018

    Заднепровский районный суд г. Смоленска (Смоленская область) - Административные правонарушения

    Иными, является режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника от отличается от общих правил, действующих у данного работодателя). В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ...

    Решение № 2-1821/2018 2-1821/2018~М-1707/2018 М-1707/2018 от 5 июля 2018 г. по делу № 2-1821/2018

    Новоуренгойский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ) - Гражданские и административные

    Интер РАО – Электрогенерация» о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда и судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что 23 . 06.2010 г. между сторонами был заключен трудовой договор № 524. 09.04.2018 г. между сторонами подписано Соглашение о прекращении трудовых отношений. Истцу было выплачено выходное пособие. ...

    Решение № 2-1543/2017 2-30/2018 2-30/2018 (2-1543/2017;) ~ М-823/2017 М-823/2017 от 26 июня 2018 г. по делу № 2-1543/2017

    Ленинский районный суд г. Чебоксары (Чувашская Республика) - Гражданские и административные

    54 т.2). По результатам проведенного дополнительного расследования главным инспектором труда (по охране) труда дата было составлено заключение по легкому несчастному случаю (л.д. 11- 23 т.2). В заключении государственный инспектор труда пришел к выводу о том, что несчастный случай с Ивановым Г.Л. произошел во время рабочего перерыва дата. около 10 ...

    Решение № 12-193/2018 от 22 июня 2018 г. по делу № 12-193/2018

    Свердловский районный суд г. Белгорода (Белгородская область) - Административные правонарушения

    Оплате труда и о материальном стимулировании. Аналогичные нарушения допущены и в отношении других работников общества. В нарушение ст. 115 ТК РФ и ч. 5 ст. 23 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиду Б. предоставлен оплачиваемый отпуск менее 30 календарных дней. Аналогичные нарушения допущены в отношении работников В., М.. Выявленные нарушения явились...

    Решение № 12-34/2018 от 7 июня 2018 г. по делу № 12-34/2018

    Кезский районный суд (Удмуртская Республика) - Административные правонарушения

    Оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Так, в...

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принят в 1995 году. За предшествующие тринадцать лет акт претерпел немало изменений, последние из которых получили свое право действия в 2016 году. Закон о социальной защите инвалидов предполагает регулирование статуса инвалида, охрану их интересов, направления политики, предусматривающие обеспечение данной категории граждан.

Общие положения

ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» представляет собой нормативный акт, регламентирующий вопросы установления признаков инвалидности, ее обеспечения. Как любой другой закон, рассматриваемый имеет определенную структуру, куда входят совокупные сведения, а также конкретные аспекты, необходимые для реализации интересов соответствующей категории населения.

Общие положения законодательства о социальной защите инвалидов в РФ включают следующее:

  1. Важные для применения акта понятия. Во-первых, инвалид - определяется как человек, имеющий изъяны здоровья ввиду заболеваний, травм, дефектов, и неспособный контролировать свою жизнедеятельность. Во-вторых, группы инвалидности, поскольку отнесение к одной из них важно при установлении возможностей лиц. В-третьих, понятие социальной защиты таких граждан, которая характеризуется как система средств от государства, способствующих замещению недостающих элементов жизнедеятельности, постановке инвалидов на один уровень со здоровыми людьми.
  2. Правовая основа, включающая законодательные акты, законопроекты, принятые ФЗ и так далее. Кроме того, прямо установлен принцип недопустимости какой-либо дискриминации из-за наличия у лица группы инвалидности.
  3. Органы власти, занимающиеся вопросами инвалидов. Сюда включен перечень уполномоченных субъектом, их компетенция. Такие органы разрабатывают законы, устанавливают общие принципы и критерии для получения инвалидности, заключают международные договоры и так далее.
  4. Ответственность. ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» устанавливает возможность привлечения к ответу лиц, чьи действия послужили возникновению у другого человека признаков инвалида. Конкретные санкции не предусмотрены, существует лишь отсылка к таким актам, как Уголовный, Гражданский и Административный кодексы.

Указанные положения необходимы для правильного понимания рассматриваемого института на практике.

МСЭ

Социальная защита инвалидов в Российской Федерации начинается с определения у лица отклонений здоровья. Для этого закон предполагает проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ), включающей освидетельствование человека комиссией врачей и подтверждение диагнозов, выявленных ранее.

Согласно статье 7 ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ», такая экспертиза предусматривает комплекс мер оценки и анализа состояния человека, после чего делается вывод о наличии у него инвалидности. Опираются специалисты на отдельные критерии, а именно: степень расстройства здоровья, его диапазон, который должен быть в пределах от сорока до ста процентов.

Проводятся подобные мероприятия Федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, которое назначается Правительством РФ. Кроме того, все полномочия бюро, порядок организации и осуществления его деятельности также должен принять указанный орган власти.

Рассматриваемый закон конкретизирует ряд компетенций, возлагаемых на такое учреждение:

  • выявление признаков, характеризующих инвалидность у лица, их причин и времени появления;
  • исследование уровня развития инвалидности;
  • формирование программ, с помощью которых осуществляется ;
  • установление тяжести заболевания для определения степени нетрудоспособности;
  • выяснение причин смерти инвалида на случай, когда необходимо предоставление помощи семье такого лица;
  • оформление решений комиссии и выдача на руки соответствующих свидетельств о состоянии человека.

Решения, принимаемые указанной федеральной структурой, считаются обязательными для исполнения. На их основании инвалидам присваивается определенная группа, осуществляется помещение в больничные учреждения при необходимости, а также подтверждается возможность получения льгот и дополнительных материальных выплат.

Реабилитация и абилитация

Положения о соцзащите инвалидов в ФЗ № 181-ФЗ также описывают реабилитацию и абилитацию. Первый вариант направлен на восстановление утраченных в связи с инвалидностью способностей к осуществлению бытовой, общественной или иной деятельности. Второй помогает сформировать ранее отсутствующие возможности.

При этом указанный закон предлагает конкретные варианты действий для упрощения жизни инвалидов:

  • медицинские мероприятия, предусматривающие хирургическое вмешательство, протезирование, ортезирование, а также лечение в санаториях и пансионатах;
  • профессиональная ориентация, предполагающая оказание поддержки при получении инвалидами образования;
  • адаптация на производстве, содействие при необходимости трудоустройства;
  • социально-общественная , направленная на повышение уровня ориентированности в педагогической, психологической, культурной сферах;
  • спортивные мероприятия, оздоровительная физкультура.

Уполномоченный орган должен обеспечивать все условия и технические средства, которые инвалиды могут использовать для реабилитации или абилитации.

На участие в указанных мероприятиях имеет право любой человек с инвалидностью, независимо от группы. Для детей-инвалидов закон предусматривает дополнительные меры поддержки ввиду их возраста и необходимости постоянного развития, становления в обществе.

Обеспечение жизнедеятельности

Для лиц, имеющих группу инвалидности, важно не только восстановление утраченных способностей, но и комфортное нахождение в обществе в период болезни. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» предусматривает исчерпывающий перечень мер поддержки данной категории населения.

Раздел "Социальное законодательство" содержит подборку Федеральных законов и Указов Президента в области государственной социальной политики, устанавливающих социальные гарантии и меры социальной поддержки отдельным категориям граждан:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"
  • Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
  • Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя"
  • Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
  • Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы"
  • Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов"
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации"
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
  • Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"
  • Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 17 июля 2011 г. N 211-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
  • Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 128-ФЗ "О пособии детям военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в войсках, органах и учреждениях)"
  • Федеральный закон от 10 мая 2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности"
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 774 "О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами"
  • Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. N 775 "Об учреждении ордена "Родительская слава"
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
  • Закон о материнском капитале (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей")
  • Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2005 г. N 887 "О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы"
  • Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"
  • Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
  • Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"
  • Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"
  • Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
  • Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"
  • Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"
  • Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1999 г. N 1708 "О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов"
  • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
  • Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
  • Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы"
  • Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

В действующей последней редакции от 30.10.2017 N 307-ФЗ
Редакция N 45
Начало действия редакции: 10.11.2017
Окончание действия редакции: 31.12.2017
23 страницы А4

Настоящий Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры соцзащиты инвалидов являются расходными обязательствами РФ, за исключением мер соцподдержки и соцобслуживания, относящихся к полномочиям госвласти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребёнок-инвалид".

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.

  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медико-социальная экспертиза
  • Глава III. Реабилитация инвалидов
  • Глава IV. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов
  • Глава V. Общественные объединения инвалидов
  • Глава VI. Заключительные положения

Постатейное содержание:

  • Статья 1. Понятие "инвалид", основания определения группы инвалидности
  • Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
  • Статья 3. Законодательство РФ о социальной защите инвалидов
  • Статья 3.1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности
  • Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
  • Статья 5. Участие органов государственной власти субъектов РФ в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов
  • Статья 5.1. Федеральный реестр инвалидов
  • Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
  • Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
  • Статья 8. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы
  • Статья 9. Понятие реабилитации и абилитации инвалидов
  • Статья 10. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду
  • Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида
  • Статья 11.1. Технические средства реабилитации инвалидов
  • Статья 12. Утратила силу
  • Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
  • Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
  • Статья 14.1. Участие инвалидов по зрению в осуществлении операций с использованием факсимильного воспроизведения собственноручной подписи
  • Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры
  • Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур
  • Статья 17. Обеспечение инвалидов жильём
  • Статья 18. Утратила силу
  • Статья 19. Образование инвалидов
  • Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
  • Статья 21. Установление квоты для приёма на работу инвалидов
  • Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
  • Статья 23. Условия труда инвалидов
  • Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
  • Статьи 25 - 26. Утратили силу
  • Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
  • Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
  • Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам
  • Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
  • Статьи 29 - 30. Утратили силу
  • Статья 31. Порядок сохранения мер социальной защиты, установленных инвалидам
  • Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
  • Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений
  • Статья 34. Утратила силу
  • Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
  • Статья 36. Действие законов и иных нормативных правовых актов

Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов – система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности , лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

  • восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
  • социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счёт средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.

Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников устанавливается в размере 17 420 рублей .

Оказание квалифицированной медпомощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медпомощи. Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Русский жестовый язык признается языком общения при наличии нарушений слуха и (или) речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка РФ. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

При осуществлении кредитной организацией операций по приёму, выдаче, размену, обмену наличных денежных средств либо при осуществлении юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, или индивидуальным предпринимателем операций по приёму, выдаче наличных денежных средств инвалид по зрению вправе использовать при участии в осуществлении указанных операций факсимильное воспроизведение его собственноручной подписи, проставляемое с помощью средства механического копирования.

Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются .

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств , в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно .

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов , предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости. Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Ежемесячная денежная выплата инвалидам устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. Ежемесячная денежная выплата инвалидам устанавливается в размере:

  • 1) инвалидам I группы - 2 162 рублей;
  • 2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей;
  • 3) инвалидам III группы - 1 236 рублей.

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Похожие публикации