«Око за око, зуб за зуб» и другие выражения, которые пришли из Библии. Что значит око за око, зуб за зуб? И как это соотносится с пожеланием Христа: Не противься злому

Мир вам Уральский!К сожалению,я не потомок иудеев.По духу,да,еврей,так как мы язычники привились к Божьему народу,к Израилю,к природной маслине,как говорится в Послании к Рим.Кровь Христа проливалась и за наши грехи,и за еврейские.Бог весь мир назвал виновным,независимо от национальности.Обвинять евреев в собственных проблемах пытались многие ребята:Аман из книги Даниила,черносотенцы из России,мусульманские экстремисты,Адольф Гитлер и многие другие,подобные им(они плохо закончили).Сначала обвиняют,потом погромы,уничтожения,холокосты и так далее.Современные проблемы,спровоцированы не,какой-то нацией,а человеческим грехом,которым подвержены все на планете земля.Есть такая духовная болезнь,называется-антисиметизм.Вы случайно ей не заражены?И скажите пожалуйста,а какой вы вообще веры?С любовью,Александр!

В чем суть спора я так и не понял...статья ниочем....все вроде просто раньше око за око(но и тогда указывалось что в случае кражи или еще чего нада было возмещать в нескоко раз больше...а в случ непредумышленого убииства виновный мог уити в спец город для таких как он чтоб его не настигло око...то есть трезво расматривался каждый случай)сеичас все просто нада прощать.....а о чем вы спорите непонятно

Мир вам Уральский!Объясните пожалуйста,уважаемый Уральский,поподробнее следующие 2 пункта,особенно выделенные слова:Это наверное не потомки Авраама, после получения заповедей Моисея, уничтожали народы и изгоняли их с насиженных земель, из построенных теми городов, прикрываясь при этом БОЖЬИМ СЛОВОМ.Конечно это не про распявших на кресте НЕВИННОГО, ТЕМ САМЫХ ЛИШИВШИХ БЛАГОДАТИ СЕБЯ И СВОИХ ПОТОМКОВ БОЛЕЕ ЧЕМ НА 20 ВЕКОВ РЕЧЬ ИДЕТ В МАТЕРИАЛЕ.

Это наверное не потомки Авраама, после получения заповедей Моисея, уничтожали народы и изгоняли их с насиженных земель, из построенных теми городов, прикрываясь при этом БОЖЬИМ СЛОВОМ?

Потомки Авраама через Исаака считают себя исключительным народом, правда и американский президент будучи негром по происхождению не так давно заявил об исключительности американской нации. Случайная параллель?

Но исключительность проявляется не в том, чтобы стоять на центральной площади и бить себя в грудь восхваляя и превознося свои как истинные так и мнимые заслуги.

Святость того или иного человека или народа проявляется через то, что люди НЕСУТ БЛАГО для всех, кого их взор касается.

А Что произошло после того, как Моисей почил?
Народ который он вел, начал гнать иные народы с насиженных мест и прогонять их из городов теми построенных. Гнать и УНИЧТОЖАТЬ. И это вместо того, чтобы осесть мирно на землях не занятых другими народами. Уже тогда сколько людей они погубили, только что получив заповедь "НЕ УБИЙ". Прочти сам о деяниях Иисуса Навина.

Конечно это не про распявших на кресте НЕВИННОГО, тем самых лишивших благодати себя и своих потомков более чем на 20 веков речь идет в материале.

Последний пророк, которого признали иудеи жил примерно 24 века назад, его имя Малахия. После этого последней попыткой Небес наставить на путь истинный народ иудейский был приход того, кого зовут Христом. Чем это закончилось известно. Больше этот упрямый и своенравный народ не имел возможности получить достойного пророка и учителя до сего дня, похоже и не получит пока.

Вскоре после распятия Учителя был разрушен Храм, а спустя не очень много времени и народ иудейский был изгнан с насиженных мест, так же как и сам он поступил с местным населением - поступили и с ним. Закон ОКО за ОКО и ЗУБ за ЗУБ сработал.

Многие века иудеи были лишены собственного государства и это единственный народ, который во многих государствах подвергался частым преследованиям на протяжении веков.
То есть они были лишены благодати божьей не только за прошлые деяния.

Наверное всё понятно стало?

Язычникам в те времена и не снились такие законы, которые Бог дал евреям при Моисее. это вкратце.

Это наверное не потомки Авраама, после получения заповедей Моисея, уничтожали народы и изгоняли их с насиженных земель, из построенных теми городов, прикрываясь при этом божьим словом.

Это не к потомкам Исаака обращался Господь через пророков, пытаясь их вразумить и не про потомков Иакова говорил Господь, что они жестокие и не с поворотливой шеей (упрямые).

Конечно это не про потомков 12 колен можно сказать, что между последним приходом к ним Пророка и Учителя и предпоследним явлением Пророка было время пустыни, когда народ был лишен Божьего слова. А это было предупреждение о надвигающемуся времени пустыни, т.е без живого божьего Слова, которое наступило после принесения кровавой жертвы и до сего дня продолжается.

Конечно это не про распявших на кресте НЕВИННОГО, тем самых лишивших благодати себя и своих потомков более чем на 20 веков речь идет в материале. Кстати в материале без единой ссылки на первоисточник.

Мир вам Уральский!1. Американцы сами называют себя исключительной нацией,так сказать самопровозглашённая исключительная нация.Евреев,БОГ НАЗВАЛ,ОСОБОЙ НАЦИЕЙ,это Его народ,это Его первенец,Он их избрал,Он заключил с ними Завет и так далее,много можно писать.В Писании множество мест,в которых говорится о особости еврейского народа,это особый народ,это единственный народ,который поклонялся Богу и знал Бога,а мы язычники привились к нему.2. Уничтожали народы евреи,именно по Слову Божьему.Бог им сказал их уничтожить.Мало того,те народы,которые они не уничтожили,потом вовлекали их в язычество,в поклонение иным богам и в те вещи,за которые Бог уничтожил эти народы:колдовство,сатанизм,гомосексуализм,скотоложество,инцест,принесение своих детей в жертву дьяволу и так далее.3. Иисуса распяли евреи и язычники,все вместе в этом участвовали,в том числе мы с вами тоже Его распяли.Потому-что мы с вами грешили и грешим и Иисус был вынужден умереть за грешников,в том числе и за нас.Благодати они себя не лишали,потому-что первая церковь была из евреев и на протяжении 2 тысяч лет были евреи,которые принимали Иисуса,как Мессию.И благодати невозможно лишиться,можно её отвергнуть,но лишиться нельзя.Тем более мои потомки не могут за меня лишиться благодати,как вы здесь написали о евреях.Достойные пророки,учителя у них были и после Иисуса и сейчас есть.Это спасённые евреи,которые стали учителями,пророками,апостолами и так далее,через которых Бог вразумляет спасённых евреев и они были изгнаны не из-за уничтоженных народом,а из-за своего непослушания,но это был план Божий,потому-что сейчас наше время,язычников для спасения.Придёт время и весь Израиль спасётся.Также это не единственный народ,который подвергался гонению во всех государствах.Ещё был один народ-народ Божий-христиане.Их гнали во всех странах мира.И евреев гонит не Бог,их гонит дьявол,всегда,во все времена.Посмотрите на те организации,которые гнали их,это всегда были организации управляемые дьяволом.Дьявол ненавидит евреев.Бог их любит.Бог сказал в своём слове:злословящий Авраама,будет проклят мною.Кто касается евреев,касается зеницы ока Моего.То есть,он так соединён со своим народом,что вся боль,убийства,пытки и гонения лично касаются Его.Это очень кратко об еврейском народе.Уважаемый Уральский,у вас сказано:то есть они были лишены благодати Божьей за прошлые деяния.У ВАС В КОРНЕ НЕ ВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ БЛАГОДАТИ,благодать-это незаслуженный дар,незаслуженное благоволение,незаслуженный подарок,ТО ЕСТЬ НЕ ЗА ДЕЛА(деяния).Начните изучать учение о благодати.С любовью,брат Александр!

Я так понял что ты потомок иудеев, поэтому так восхваляешь их.

Когда иные похвалят тебя-их тогда радуйся, а пока не чем хвалиться иудейскому народу. Кровь Христа и пророков до сих на них тяжким ярмом. Так они сами порешили 20 веков назад.

Да и современные проблемы мира во многом спровоцированы современными иудеям - магнатами финансового мира.
Они живут по принципу: " ЧЕМ хуже иным, тем лучше им".
Всего доброго на поприще познания истины.

Мир вам,уважаемый Уральский!Вы много написали мне в личке.У меня волосы дыбом встали от той каши,что находится у вас в голове.1. Вы говорите,что я не в теме про евреев,про их "губительную" роль на планете Земля.Эту тему я изучаю больше 20 лет и много я читал,слышал и про РОКФЕЛЕРОВ,ПРО МАСОНОВ И Т.Д. Про протоколы сионских мудрецов(что является фальшивкой)Писание говорит,что не какие-то евреи управляют мировым злом.Это делает дьявол,а не представитель какой-то нации.2. вы говорите о святых о Ное и т.д.,что они спустились с небес.Это не христианское учение.вы называете святыми Будду,Саи Баба.Саи Баба-это сатанист.Будда тоже из преисподней,это антихристианское учение они не обрели бессмертие,и мне вообще страшно что у вас в голове и в сердце.А святые,это все христиане,которые ПОКАЯЛИСЬ,РОДИЛИСЬ СВЫШЕ,ОМЫТЫ,ОЧИЩЕНЫ И ОСВЕЩЕНЫ СВЯТОЙ КРОВЬЮ ИИСУСА ХРИСТА И СВЯТЫМ ДУХОМ,ТОЛЬКО ПОЭТОМУ ОНИ СВЯТЫЕ.Уважаемый Уральский,я против вас лично ничего не имею,просто хочу донести вам истину.ВЫ НЕ НАХОДИТЕСЬ В ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ.ВЫ НЕ ХРИСТИАНИН В НОВОЗАВЕТНОМ ПОНИМАНИИ ЭТОГО СЛОВА.ВЫ БОЛЕЕТЕ АНТИСИМЕТИЗМОМ.ВАМ НУЖНО ПОКАЯНИЕ И РОЖДЕНИЕ СВЫШЕ В НОВОЗАВЕТНОМ УЧЕНИИ,А НЕ В ТОЙ КАШЕ,ЧТО У ВАС В ГОЛОВЕ.С любовью,Александр!p.А ВСЁ ЧТО Я ВАМ ПИСАЛ ПРО ЕВРЕЕВ ВСЁ ОСТАЛЬНОЕ ТОЖЕ-ВСЁ ПО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ!ЖЕЛАЮ ВАМ ТАКЖЕ СТРОИТЬ ЖИЗНЬ НА СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ.

Вы много написали мне в личке.У меня волосы дыбом встали от той каши,что находится у вас в голове.

Мне было неприятно обсуждать то, что написано в ЛС здесь на форуме.

Вообще-то это просто НЕ ПОРЯДОЧНО выносить личное на всеобщее обозрение без согласия автора . Личная переписка - это дело личное, будь более благоразумен в следующий раз.

Но если посчитал возможным на конфиденциальное ответить публично, позволь поднять брошенный мне камень и вернуть его в твой огород, откуда он прилетел.

1. Не бери на себя ответственность утверждать показывая на светильник, что это тьма, тем более если не получаешь информацию СВЫШЕ относительно тех или иных лиц или событий, иначе получается, что говоришь много, голословно и не обдуманно.
Для последователя Христа - это не позволительная роскошь, наполняющая его слова лукавством и поверхностным суждением.

2. Не пытайся утверждать, что каждый, кто примкнул к христианам - это светильник.
Христос просто сказал, что многие будут призывать его имя, а он скажет не знаю вас, поэтому моли Бога, чтобы не оказаться среди подобных.

3. О христианском учении. В современных церквях нет ЕДИНОГО ПОНИМАНИЯ УЧЕНИЯ ХРИСТА. Каждое течение, группа и даже индивидуум толкует Библию по своему. Поэтому если нет единого понимания, то нет единого христианского учения. Имеется учение Христа, которое многие воспринимают по своему, т.е. с сильными искажениями.

Более того многие христиане чаще цитируют Ветхий Завет, чем слова Христа, обрати внимание на свой комментарий, что указывает что они не совсем осознают ценность учения Христа, ставя слова иных выше слов УЧИТЕЛЯ.

4. Есть ЕДИНЫЙ ЗАКОН БОЖИЙ , он существует для всего человечества, он ЕДИН ДЛЯ ВСЕХ РЕЛИГИОЗНЫХ и вне религиозных групп, хотя многие его воспринимают ИНДИВИДУАЛЬНО, а значит усеченно и с большими искажениями или только в виде определенной религиозной доктрины. Поэтому с ним обстоит дело примерно так же, как и с едиными христианским учением - он каждым воспринимается не полностью и с искажениями. Воспринимающих учение Христа достаточно полно - единицы, аналогично и с ЗАКОНОМ Божьим, не путай с заповедями Моисея. Часть не вбирает целого, но целое много больше своей части.

5. Христос сказал просто ПО ПЛОДАМ узнаете их, он не сказал по писанию, а сказал по результатам деятельности, которая приносит плод. Поэтому суди о человеке, о событии, о группе людей и т.д. не потому, что кто-то об этом говорит или когда - то сказал, а суди по результату. Не может доброе древо давать кислые плоды и наоборот.

Проси у Бога милости, чтобы дал тебе различение и возможность отличать доброе от худого, в какие бы одежды они не рядились.

Если надумаешь продолжить дискуссию, то Л.С. к твоим услугам, пользуйся этим благом администрации сайта и не засоряй сооб. информацией которая носит личный характер.

1 Люди часто в своей повседневной речи используют крылатые фразы и выражения, смысл которых не совсем им понятен. К сожалению, сегодня образование находится на столь низкой отметке, что мало кто знает об их происхождении и значении. На сайте сайт мы стараемся растолковывать самые различные выражения, пословицы и сленговые слова, поэтому вы без труда найдёте ответы нас свои вопросы. Добавляйте нас в закладки, ведь мы постоянно выкладываем полезную инфу . Сегодня мы будем говорить про довольно известную в широких кругах поговорку, это Око за око , что значит вы можете прочесть немного позже.
Впрочем, прежде чем вы продолжите, я бы хотел ознакомить вас с моими новыми публикациями по тематике фразеологизмов . Например, что значит Вечер в хату ; как понять Накручивать себя ; что означает Аршин проглотить ; что такое Авгиевы конюшни и т. п.
Итак, продолжим, что значит Око за Око ?

Око за Око - это принцип возмездия, иначе называемый принципом Талиона, то есть наказание тебе назначается такое же, какой ты вред принёс


Око за Око - это цитата из Библии, особая формула закона возмездия


Синоним выражения Око за Око : сквитавшийся, рассчитавшийся, расквитавшийся, посчитавшийся, оплатившей той же монетой, отомстивший, невестке в отместку, как аукнется, так и откликнется; кровью за кровь; расплатившийся, припомнивший, поквитавшийся.

Происхождение фразеологизма Око за око, своими корнями уходит в историю Израиля. Этот принцип был сформирован в качестве гражданского закона, и он гласил: "Кто нанесёт повреждение на теле ближнего своего, тому необходимо сделать то же самое - зуб за зуб, око за око, перелом за перелом".

Хотя не стоит так буквально трактовать эту фразу. Она вовсе не означает, что если кто-то выбил вам глаз, то вы должны сразу же бить в ответ. Если какой-нибудь человек, по злому умыслу или случайно нанёс вам увечья, то вам следует обратиться в судебные органы, в которых необходимо рассказать о произошедшей беде.
После того, как в суде решали, что обвиняемый вами индивидуум, действительно виновен, и он не смог помириться с заявителем, то только в этом случае, обвиняемому наносили такое же повреждение. Как мне думается, это было весьма справедливое правило, и нам нужно снова взять его на "вооружение".

Данными законами руководствовались многие древние народы. Хотя существовал такой момент, что имелась вероятность, откупиться от возмездия деньгами. Впрочем, у нас всё то же самое, если человек богат, то он способен "залить" любой пожар своими денежными средствами, невзирая на лица и положение.

Прочтя эту небольшую статью, вы теперь будете знать, что значит Око за Око , и откуда пошла эта любопытная фраза.

Видишь ли, что Спаситель, предписывая выше заповедь вырывать соблазняющее око, разумел не самое око, но такого человека, который дружбою своею наносит нам вред и ввергает нас в ров погибели? В самом деле, если здесь Он предлагает столь высокое правило, что не позволяет вырвать око даже у того, кто вырвал бы его у нас, то мог ли Он повелеть кому-либо вырвать око у себя самого? Если же кто порицает ветхий закон за то, что в нем предписывается воздавать такую месть, тот, по моему мнению, вовсе не имеет понятия о свойственной Законодателю мудрости, не соображается с обстоятельствами времени, и не знает, как иногда полезно бывает снисхождение. В самом деле, если ты размыслишь, кто были слышавшие это повеление, каково было расположение их духа, и в какое время они приняли этот закон, то признаешь мудрость Законодателя и увидишь, что как закон о мщении, так и закон о незлобии даны одним и тем же Законодателем, и оба предписаны вполне своевременно и с величайшею пользою. Если б эти высокие и великие заповеди Законодатель предложил с самого начала, то люди не приняли бы ни этих заповедей, ни прежних. Теперь же, те и другие предложив в приличное время, Он исправил ими всю вселенную. С другой стороны, Законодатель предписал - око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным. Таким образом Законодатель мало-помалу посеивает в сердцах благочестие, когда повелевает, чтобы обиженный за причиненное ему зло платил равным, хотя, по требованию правосудия, зачинщик преступления достоин был бы большего наказания. Но так как Ему угодно было правосудие растворить человеколюбием, то учинившего большее преступление Он осуждает на наказание гораздо меньшее, нежели какого он достоин, желая тем самым научить нас и среди самого страдания показывать великую кротость. Итак, приведя постановление ветхого закона и прочитав его от слова до слова, Спаситель опять показывает, что не брат учиняет обиду, но лукавый. Поэтому и присовокупляет: “А Я говорю вам: не противься злому” (Мф. 5:39) . Не говорит: “не противься брату” , но: злому, показывая тем, что обидчик все делает по наущению дьявола, и таким образом, слагая вину на другого, весьма много ослабляет и пресекает гнев против обидевшего. Что же, скажешь ты: ужели нам не должно противиться лукавому? Должно, но не так, а как повелел сам Спаситель, то есть, готовностью терпеть зло. Таким образом ты действительно победишь лукавого. Не огнем ведь погашают огонь, а водою. А чтобы знать тебе, что и в Ветхом завете победа и венец остаются на стороне претерпевшего обиду, рассмотри, что происходит в этом случае, и увидишь, что преимущество остается на стороне обиженного. В самом деле, кто первый поднимает руку на совершение неправды, тот вырывает два глаза, - и у ближнего и у себя. Поэтому Он справедливо подвергается общей ненависти и бесчисленным обвинениям. Между тем обиженный, хотя и воздаст за причиненное ему зло равным, не сделает никакого зла, почему многие даже и сожалеют о нем, так как он чист от греха в этом деле, хотя и воздал равным за равное. И хотя несчастие у обоих одинаково, но суждение о них не одинаково, как у Бога, так и у людей, а следовательно, уже и несчастие не одинаково. Итак, Спаситель сначала сказал: “Гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, …а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной” (Мф. 5:22) ; здесь же требует еще высшего любомудрия, повелевая обиженному не только молчать, но и подставлять обижающему другую щеку (Мф. 5:39) , и таким образом еще сильнее побороть его своим великодушием. И это говорит Он не только для того, чтобы дать закон, повелевающий переносить обиды, но чтобы и во всех других случаях научить нас незлобию.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Прп. Исидор Пелусиот

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Законодатель обоих Заветов один. Но Иудеям, как необузданным, закон запрещал только дела, а Евангелие, преподавая нам учение как любомудрым, и самые мысли, от которых рождаются действия, преграждает как источники зла, не только строго наказывая за совершенные грехи, но и полагая надежные преграды к их совершению.

Если же угодно тебе, обратимся и к подлинным словам. Всего лучше слышать самое Писание. Господь говорит: речено бысть древним: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам: не противитися злу. Закон мерою наказания полагает равное страдание, дозволив обиженным делать столько же зла, сколько они сами потерпели, чтобы опасением потерпеть то же самое предотвратить злое дело. Вот объяснение, касающееся глубокой мысли законодателя.

А Евангелие кротостью страдающего препятствует пороку простираться в худшее. Поскольку справедливо полагался предел несправедливости мстящих, и дан был закон, чтобы не сделалось ничего худого, то воздавалось подобным за подобное. Всякий делал то же, в чем обвинял обидчика. Но это было не прекращением прежних худых дел, а вызовом новых, более ужасных, когда один раздражался и делал зло вновь, а другой стремился отомстить за старое и не знал никакого предела во зле.

Отмщение служило не концом, но началом больших бед, когда обидчик и отмщающий впадали в какой-то непримиримый раздор; и то, что было премудрого в законе, что законодатель установил для предотвращения грехопадений, они делали поводом ко греху. Итак, когда столько породилось зол, то Евангелие, угасив как огонь, их начало, остановило стремление зла вперед.

Письма. Книга III.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 38-41 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два

Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому

Тот, Кто сказал: «Око за око» , не хотел этим уничтожить и другое око, а хотел сохранить оба. Господь же наш, отвергая возмездие (vicissitudinem), пресекает самый зародыш грехов. Действительно, в законе полагается воздаяние [за греховное действие], в Евангелии же - благодать [милость прощения]. Там (искореняется) исчерпывается виновность, а здесь устраняется самый источник грехов.

Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два

Здесь описывается сын (vir) Церкви, подражатель Того, Который говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29) и Который подтверждает Свое учение тем, что, получив удар в щеку, говорит: Если Я сказал дурно, то изобличи Меня в зле, а если нет, то почему ты бьешь Меня? (Ин. 18:23) . Это есть то же самое, что и Давид говорит в псалме: я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом (Пс. 7:5) . И Иеремия восклицает в книге Плач Иеремии: Добро человеку, когда он понесет иго [или: будет сидеть] от юности своей. Он дает бьющему его щеку свою, он пресыщается поношениями [от других] (Плач. 3:27,30) . Это говорится против тех, которые думают, что Бог Закона - один, а Бог Евангелия - другой, но такое мнение не верно, потому что и там, и здесь одинаково учат кротости. - А соответственно таинственному значению (это) нужно понимать так: мы получаем повеление подставлять не левую свою щеку, когда получили удар в правую, а подставлять другую, т. е. другую правую. В самом деле, праведник не имеет левой [т. е. дурной] стороны. Если еретик нанесет нам оскорбление в споре и захочет поразить правый догмат, то пусть тогда противопоставляется ему другое свидетельство от Писаний, и мы должны до тех пор подставлять последовательно правые [учения], пока гнев врага ослабеет.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб (Исх. 21:24)

Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Ст. 38-39 Слышасте, яко речено бысть: око за око, и зуб за зуб. Аз же глаголю вам не противитися злу: но аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему и другую

Некоторые порицают древний Закон за то, что он повелевает вырывать глаз за глаз и зуб за зуб и объявляет вырвавшему глаз или зуб у кого-нибудь такое же несчастье, без всякого сострадания. Но Закон этот весьма человеколюбив, и повелел делать это для того, чтобы люди того времени, весьма склонные к нанесению ударов друг другу, не вырывали один у другого глаз и зубов, вследствие страха потерпеть то же самое. Христос, давая более человеколюбивые законы, удерживает это зло не страхом того же наказания, но будущим осуждением. Сказав выше, что иже речет (брату своему), уроде: повинен есть геенне огненной (Мф. 5:22) , Он дал понять, что больше будет наказан тот, кто ударит, а еще больше, кто изувечит. Поэтому Он повелел не сопротивляться злому. Под злым некоторые разумеют здесь того, кто ударил; но Златоуст разумеет – дьявола. Христос сказал это, научая, что по побуждению дьявола человек решился на это, и на него перенося гнев пострадавшего, возбужденный против причинившего страдание. Итак, что же? Не должно противиться дьяволу? Конечно; но не посредством мщения брату, – такое противление Он запретил, – но посредством терпения и великодушия. Не гневом тушится гнев, как и не огнем – огонь; но противоположное лечится противоположным.

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Око за око и зуб за зуб. Законы, изложенные в Исх. 21:24 ; Лев. 24:20 ; Втор. 19:21 . Строгие, даже суровые, законы эти даны были «не для того, чтобы друг у друга вырывали глаза, но дабы удерживали руки свои от обид, ибо угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Хотя Закон же сам и пророки ограничивали действие этого закона, запрещая и обличая любомстительность (Лев. 19:18 ; Плач. 3:27-30 ; Притч. 24:29) , тем не менее закон этот был в действии и, будучи дан, как и другие подобные законы, по жестокосердию, или жестоковыйности, или грубости иудеев ветхозаветных, не согласился с высокой любовью христианской и потому требовал отменены или совершенствования.

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Закон велит: око за око, зуб за зуб (Исх. 21:24) , подразумевая, что человек, опасаясь лишиться своих частей тела, будет беречь их и у других людей и так никто не будет творить зло. Но поскольку горе миру от соблазнов (Мф. 18:7) , пока мы живем в сем мире, где верховодит дьявол, здесь неизбежно преизобилуют злословящие, мучители и гонители. И если мы начнем, следуя заповеди закона, всем им воздавать злом за зло, то станем все злыми и положение закона будет нарушено, который, желая злых сделать добрыми, сделал даже добрых злыми. По заповеди же Христовой, если не противиться злому, хотя бы злые и не претерпевали наказания, добрые все равно пребудут добрыми, и так через заповедь Христову исполняется и заповедь закона. Ибо исполняющий заповедь закона тем самым не исполняет заповедь Христа, а исполняющий заповедь Христа тем самым исполняет и заповедь закона.

Лопухин А.П.

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб

Речь Иисуса состоит из изречения, в котором постулируется общий принцип, и пять конкретных примеров, иллюстрирующих его применение. Из этих примеров только один - и то лишь при самой прямолинейной буквальной интерпретации - касается случаев нанесения физического ущерба и относится к правовой сфере; второй относится к ней опять же только при буквальном толковании; следующие три не имеют к ней никакого отношения.

В целом можно говорить о том, что весь отрывок сконцентрирован не столько на интерпретации закона, сколько на установлении новых принципов взаимоотношений людей между собой в повседневной жизни. Используя цитату из закона в качестве отправного пункта, Иисус выводит слушателей к новым горизонтам, предлагает им новую ступень нравственного совершенства.

Важно помнить, что в Нагорной проповеди Иисус обращался не к судьям израильского народа, а к Своим ученикам. Ситуации, в которых есть обиженный и обидчик, Иисус рассматривает из перспективы обиженного, тогда как ветхозаветный закон рассматривал их из перспективы обидчика. Тем самым Он вводит новую и более высокую норму праведности, чем та, которая была характерна для Ветхого Завета.

Слова «не противься злому» имеют вербальное сходство с ветхозаветными предписаниями, согласно которым зло должно быть истреблено из среды народа израильского путем адекватного воздаяния злодею за совершенное преступление (Втор. 19:15-21) . При внешнем сходстве, однако, очевидно глубокое смысловое различие. Если Ветхий Завет именно в адекватном воздаянии видел главное средство борьбы с насилием и несправедливостью, то Иисус предлагает иной путь, прямо противоположный: зло должно истребляться не при помощи зла, а при помощи добра.

Кто такой «злой », о котором идет речь? Прежде всего следует сказать, что для обозначения злого здесь употреблено то же самое греческое слово πονηρος, которое в других местах употреблялось в отношении диавола. В данном случае злой - это не диавол: идею непротивления диаволу приходится сразу же исключить, так как она противоречит христианскому учению о необходимости противостоять диаволу (Иак. 4:5 ; 1 Пет. 5:9-10 ; Еф. 6:11) . Речь также не идет о некоем абстрактном зле, поскольку слово πονηρος употреблено с определенным артиклем, что указывает на конкретного носителя зла, на персонифицированное зло. В данном случае «злой » - это любой обидчик, любой человек, намеренно причиняющий зло другому.

Советы, которые дает Иисус, относятся не к правовой сфере, а к сфере межличностных отношений. Насколько буквально следует понимать эти советы? Еще древние толкователи обратили внимание на то, что пощечина обычно наносится по левой щеке, а не по правой: чтобы нанести удар по правой щеке, надо быть левшой. В этом видели указание на то, что слова Иисуса не следует понимать в буквальном смысле. Между тем в древнем Израиле именно удар в правую щеку тыльной стороной ладони считался наибольшим оскорблением (этот обычай до сих пор сохраняется в некоторых ближневосточных обществах).

Отметим также, что в параллельном месте у Луки высказывание дано в несколько ином, сокращенном варианте: Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6:29-30) . Здесь нет речи о правой щеке; об отнятии верхней одежды ничего не говорится как о результате судебного процесса. В версии Матфея, напротив, угроза конфискации имущества рассматривается как следствие юридической процедуры, до которой рекомендуется дело не доводить. Эта рекомендация перекликается со словами Иисуса, приведенными выше в Нагорной проповеди: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф. 5:25) . Вместо того чтобы в судебном порядке добавиться защиты от посягательств на свое имущество, ученику Иисуса предлагается просто отказаться от имущества.

Если первый образ (удар в правую щеку) говорит о непротивлении злу, а второй (отнятие одежды) - о добровольном отказе от защиты своих имущественных прав, то третий говорит об оказании услуг: тому, кто требует одной услуги, надо оказать и другую. Слова о том, что с хотящим пройти одно «поприще » (греч. μιλιον - миля) надо пройти два, отсутствующие в версии Луки, посвящены именно этому.

Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга II.

Выражение зуб за зуб довольно простое и понятное, как третий закон Ньютона. Означает оно равноценное воздействие за нанесенный ущерб, несет негативный оттенок, связанный с местью, борьбой, дракой, выяснением отношений и тп.

Известная всем фраза око за око, зуб за зуб приписывается библии, но на самом деле имеет значительно более древнее происхождение. У всех народов, у всех людей на земле есть понятие справедливости и справедливого возмездия, которое предполагает равноценный ответ за нанесенную обиду, оскорбление или любой другой ущерб. В основе своей это выражение образное и не предполагает впрямую выбивание зубов или лишения зрения, а лишь говорит о том, что «отниму у тебя столько же, сколько и ты у меня». Хотя в дикие времена средневековья и ранее, возможно такая мера суда, точнее, самосуда, и имела место. То есть преступнику, выбившему человеку зуб, сломавшему руку, нанесшему увечья должно было понести телесное наказание точно такое же. В ответ на причиненное зло причинялось точно такое же зло.

Интересно, что призывающее к справедливому возмездию выражение «зуб за зуб» имеет только негативный оттенок, его никогда не используют в смысле «платить добром за добро в равной мере».

С выражением зуб за зуб впрямую связано выражение иметь зуб . Иметь зуб на кого-то означает злиться, сердиться, замышлять недоброе, вынашивать планы мести и тп. Иными словами, «мне выбили зуб, и я дождусь удобного момента, чтобы выбить зуб тебе», то есть отомщу.

Лингвисты утверждают, что выражения похожие на зуб за зуб можно встретить и в других языках мира.

Другие интересные выражения из русской речи:

Знать на зубок – это выражение знакомо каждому со школьной скамьи. Знать на

Одна из основных версий происхождения выражения Если гора не идет к Магомету,

Выражение Есть еще порох в пороховницах с большой степенью вероятности пошло

Еще одно, последнее сказанье, и летопись окончена моя...

Не так давно мое внимание привлекло расследование одного из израильских телеканалов в отношении возможности приобретения арабскими жителями Израиля квартиры в строящемся новом проекте центра страны. Поводом послужила жалоба представителя нац. меньшинства мусульманского вероисповедания о, якобы, отказе продать последнему единицу жилья рядом с евреями.

«Расследование» было неутешительным для нашей либеральной общественности. Под видом потенциального покупателя тележурналист допытывался у представителя отдела продаж, может ли тот быть уверен, что его соседями не окажется арабская семья. На что «представитель» уверенно заявляла, что волноваться не стоит, поскольку «двоюродным братьям» здесь не продают.
Негодующая общественность потребовала немедленного ответа и послала официальный запрос в строительную компанию, после чего из руководства поступил заикающе-размытый ответ, о том, что, мол, «представитель» была неправильно понята и покупка доступна любому, кто принесет деньги.

А ведь оправдываться не надо. И продавать не надо по одной простой причине: В Палестинской автономии (ПА) арабу грозит смертная казнь за продажу недвижимости еврею. «Око за Око»-закон из Пятикнижия Моисея. Читали? Нет? Читали, но забыли? В любом случае очень рекомендую пройтись.

Я думаю не требует особого доказательства тот факт, что, если бы закон о запрете продажи земли евреям не свирепствовал в ПА, значительная часть Восточного Иерусалима и Хевронa с арабским населением были бы уже давно выкуплены и заселены израильтянами. То же касается и земель Иудеи и Самарии.

Как можно добиться отмены людоедского закона? Введя собственный закон о запрете продажи арабам-мусульманам недвижимости в еврейских населенных пунктах. И тогда, естественно, возмутится весь либеральный запад. Ну что ж мы отменим дискриминационный закон, но пусть и ПА отменит свой. И тогда посмотрим у кого воли и любви больше в освоении земли Израиля.

Впрочем, это из области фантастики. Никогда преступные главари Хамаса, Фатха или мучеников еще какой-нибудь Аль-Хрени, простите за выражение, не пойдут на разрешение евреям скупать «мусульманскую», как они считают, недвижимость. Поэтому наиболее простой вариант отмены дискриминирующего евреев закона распустить «законодателей». Не надо силком держать власть Абу Мазена или «преемника», который придет за ним. Хаос сам сметет и законодателей и оппозицию, как это было в Ливии, Сирии, Йемене. Ну а нет «автономии», нет и закона. Поможем, страдающим от распрей между Хамасом и Фатхом, бедным «палестинцам» найти приют в благословенной Европе, предварительно выкупив дома и участки, обеспечив тем самым благополучный переезд.

Впрочем, статья не об этом. А о той самой заповеди «Око за Око, Зуб за Зуб»

В статье «Кома Христианства» я уже писал, что не одна из синайских заповедей, бывших некогда столпом христианства не исполняется. Это же относится и к «Око за Око». Ни Европа, ни Америка не должны были допускать строительство мечетей на своей территории пока в Саудовской Аравии, где находится краеугольный камень мусульманской цивилизации и куда совершают хадж миллионы страждущих исмаилитов, не разрешат строить церкви.

На самом деле не только церкви с синагогами строить там запрещено, но и за ввоз Библии, как мы знаем, грозит тюремным сроком. «Око за око, зуб за зуб» говорите? Нет. Это как будто вам выбили все зубы, чтобы вы шмякали там что-то невразумительное за ценности демократии, пока зеленое чудовище с аппетитом, белыми, здоровыми и крепкими зубами медленно и верно пожирает вашу цивилизацию. Да в придачу выкололи то самое «око», что бы не видели и не догадывались добрые европейцы, как медленно и верно их переваривают в утробе, под воздействием псевдолиберальных и «мирноисламских» пищеварительных соков.

Как работает закон «Око за око» показывают последние успехи еврейского государства по борьбе с террором, когда, количество терактов и жертв намного уступают европейским показателям. Это и снос домов террористов, и лишение гражданства, недавно подписанное главой МВД Арье Дери в отношении израильского араба-убийцы Раеда Ахмада. Конечно, это еще не «зуб за зуб», но уже где-то удар под дых и потенциальные террористы тысячу раз подумают, а стоит ли ставить под вопрос благоденствующее существование себя и своей семьи.

Мне вполне разумно могут возразить, что заповедь «Око за окоб зуб за зуб» уже давно не воспринимается буквально и была интерпретирована мудрецами Талмуда в том духе, что, если тебе выбили зуб, необязательно выбивать зуб обидчику. Можно получить денежный выкуп и разойтись с миром.

Кстати, сознательно или нет, используя такое же толкование, действуют и сегодняшние либералы. После терактов в Америке или Европе, часто, Саудовская Аравия и Катар жертвуют миллионы долларов напрямую или через подставные фонды с целью умиротворение ситуации. Взявшие деньги начинают петь песни о мирном характере Ислама, не забывая при этом подчеркнуть о необходимости вести «бескомпромиссную войну с террором». А между тем количество мечетей и экстремистски настроенных проповедников на деньги тех же саудитов только растет. Но либералы, не успокаиваются и снова пытаются при помощи тех же денег откупиться от террора: дадим шекели/евро/доллары на школы, мечети, исламские университеты, да тому же Арафату, как это решили Рабин с Пересом, и все уладится. Да как-то не улаживается.

Я где-то понимаю мудрецов Талмуда, вынужденных в течении многих веков творить в изгнании. Представим себе ситуацию, что зверствующий антисемит, скажем во времена Богдана Хмельницкого, подошел к еврею и со злостью выбил тому зуб. Допустим наш еврей решил действовать буквально заповеди. Собрал друзей и братьев (а это необходимо, ибо злодей хорошо вооружен), поймал антисемита и выбил тому зуб. Что последует дальше? Наиболее вероятно, погром, который уничтожит не только зубы, но и как минимум половину населения местечка. Разумнее подать жалобу гетману или шляхтичу, смотря кто главенствует, с просьбой заставить юдофоба возместить ущерб.

В общем то подход рациональный, но в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, проблемы не решает. И история тому подтверждение. Заплативший деньги антисемит затаит злобу и при первой возможности поднимет бучу, так или иначе спровоцировав новый погром.

А уж тем более сейчас, когда вот уж как более 70 лет еврейский народ вышел из изгнания и вернулся на свою землю, негоже и недолжно следовать галутным толкованиям прямых заповедей Торы. Основываясь на череде чудес, начиная с процесса голосования в ООН о создании еврейского государства, анализируя события Шестидневной Войны, а также множество других эпизодов современной израильской истории, я бы не стал отрицать вероятности помощи Небес в процессе становления Израиля.


А если это так, то более, чем логично предположить, что для процветания и успешного развития еврейского народа на Святой земле наши действия должны соответствовать тем заповедям, которыми напутствовал устами Всевышнего Моисей двенадцать израильских колен перед переходом реки Иордан. К слову, это все описано в разделе Торы под названием Дварим, который мы читаем сейчас, перед наступлением праздника Рош-ха-Шана.

P.S. А в конце вопрос на засыпку. Если бы все-таки закон «Око за Око» имплементировался в полную силу, какой пропорциональный ответ должен быть на тот факт, что евреи, фактически, не могут под страхом смерти проживать на территории ПА и Иордании, где подавляющее большинство населения составляют палестинские арабы?

Похожие публикации