О чем проповедовал Иеремия (пророк)? Кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ? Библия: Иеремия плачущий пророк

Пророк Иеремия – сын Хелкина, левитского священника. Иеремия, вероятно, родился между 650 и 645 до н. э. в небольшом городке Анафофа, примерно в трех милях к северо-востоку от Иерусалима в земле Вениаминовой. Иеремию часто называют “плачущим пророком ”. Он почитается как один из великих пророков .

С самого детства пророка у Бога были планы на его будущее.

… прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

На 13-м году правления царя Иудейского Иосии (ок. 627 г. до н. э.), Бог призвал Иеремию, когда тот был еще юношей:

Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. (Книга пророка Иеремии, глава 1).

Бог запретил Иеремии брать себе жену. Иеремия должен был всецело посвятить себя служению Богу:

…не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем.

Жизнь и времена Иеремии

Иеремия был одним из Божьих пророков во времена правления пяти царей иудейских (Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иехонии и Седекии). Иеремия стал свидетелем разрушения Иерусалима Вавилонянами в 586 г. до н. э.

Его пророческое служение длилось более 40 лет, в течение которых он создал и , которые вошли в Библию. Современниками Иеремии были пророки Софония, Наум, Аввакум, Даниил и Иезекииль.

Иеремия был представителем поколения, которое жило в окружении как языческих, так и ветхозаветных святынь. В начале пророческого служения Иеремии иудейскому царю Иосии было около 21 года. Иосия проводил серьезные реформы в целях возвращения Иудеи к Богу и к чистоте религиозных обрядов:

… будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров (Вторая Книга Паралипоменон, глава 34).

Бог призвал Иеремию на пророческое служение приблизительно через год после религиозных реформ царя Иосии. Стоит сказать, что до Иосии правил нечестивый царь Манассия, который возобновил практику детского жертвоприношения, которая все еще продолжалась во времена Иеремии. (Упоминания об этом можно найти в Книге пророка Иеремии — главы 7, 19 и 32).

Задачей служения Иеремии было выявить греховность и рассказать о тяжких последствиях ее игнорирования. Иеремия надеялся на полное духовное возрождение Иудеи, однако вскоре произошла трагедия – праведный царь Иосия внезапно умер в возрасте 39 лет. Весь народ оплакивал его смерть, исключением не стал и пророк Иеремия.

Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной; и говорили все певцы и певицы об Иосии в плачевных песнях своих. (Вторая книга Паралипоменон, глава 35)

В конечном счете оказалось, что реформ Иосии было недостаточно, чтобы очистить Иудею от языческих обрядов, введенных нечестивым Манассием. Божий народ нарушил свой завет с Богом. Они оставили Бога и повсеместно поклонялись ложным богам.

Через пророка Иеремию Бог предупредил народ Свой о предстоящей гибели Иерусалима от захватчиков с севера.

И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. (Книга пророка Иеремии, глава 1)

Иеремия изобличал грехи людей, в том числе гордость и неблагодарность по отношению к Божьей милости. Он также выступал против идолопоклонства, прелюбодеяния, угнетения иноземцев, вдов и сирот, лжи и клеветы, нарушения субботы и пр.

Иеремия предупреждал, что последствия греха будут страшными: народ столкнется с голодом, затем придут захватчики и народ будет взят в плен.

Иеремия стал свидетелем исполнения Божьего предупреждения. Он видел стихийные бедствия и разрушение Иерусалима. Вавилонский царь Иоаким неоднократно нападал на города Иудеи. Вскоре Иерусалим был разрушен. Иеремия жил в Иерусалиме в эти страшные годы. Он стал свидетелем блокады и уничтожения города вавилонянами под предводительством Навуходоносора.

Преследования Иеремии.

Когда царь Иосия умер, Иеремия как пророк Божий испытал трудности. Его проповеди привели к тому, что он стал получать угрозы. Жизнь его в родном городе была опасной. В родном городе Анафофе недовольные пророческой деятельностью Иеремии жрецы языческого храма сговорились убить его. Даже родственники Иеремии участвовали в этом заговоре. Однако, Господь раскрыл заговор, чтобы Иеремия остался жив и продолжил свою деятельность. Иеремии пришлось покинуть родной город и уехать в Иерусалим.

Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. (Книга пророка Иеремии, глава 12)

Его преследовали и в Иерусалиме. Священник по имени Пасхор преследовал пророка и посадил его в колодки у верхних Вениаминовых ворот. Иеремия стал всеобщим посмешищем и предметом всеобщего глумления.

Вскоре по приказу царя Иеремию снова наказали за его пророчества о катастрофах, с которыми столкнется народ Израиля. Иеремию поймали и опустили на веревках в яму с грязью. От смерти Иеремию спас Авдемелех Ефиоплянин, один из рабов-евнухов, который уговорил царя отпустить Иеремию.

После этого случая пророк Иеремия не перестал нести слово Божье, хотя и пытался остановиться. Однако слова Божия полыхали как огонь в его сердце, и он не мог удержать их.

Бог сказал Иеремии, что даст ему силы, чтобы вынести все гонения.

И сделаю тебя для этого народа крепкою медною стеною; они будут ратовать против тебя, но не одолеют тебя, ибо Я с тобою, чтобы спасать и избавлять тебя, говорит Господь. (Книга пророка Иеремии, глава 15)

Иеремия и лжепророки.

В то время как Иеремия пророчествовал о грядущих катастрофах и Божьем суде, другие пророки говорили о мире и процветании. Иеремия выступал против таких лжепророков.

Согласно книге Иеремии, в период правления царя Седекии Господь повелел Иеремии рассказать народу о грядущих завоеваниях вавилонян. Пророк Анания наиболее резко критиковал упаднические послания Иеремии.

Послание Бога через Иеремию

Через своего пророка Бог сообщал людям, что они должны вернуться к Богу. Также Бог говорил о надвигающемся суде над Иудою и о будущем мессианском царстве.

Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. ((Книга пророка Иеремии, глава 23)

Также через пророчества Иеремии Господь говорит, что будет защищать евреев время их пребывания в Вавилоне, а также обещает возвращение в Иудею после 70 лет плена.

возвращу плен Иуды и плен Израиля и устрою их, как вначале (Книга пророка Иеремии, глава 33)

Иеремия дает надежду всему народу Божьему. Он обещает, что

  • Бог вернет остаток в Иудею, чтобы восстановить Иерусалим и храм,
  • Потомок Давида будет служить Богу и направлять свой народ-отсылка к пришествию Иисуса Христа,
  • Будет воссоединение Северного и Южного царства и единый народ будет жить в Царстве Бога,
  • Бог исцелит духовные раны своего народа и восстановит свой Завет с ними.

Жизнь и пророчества Иеремии говорят нам о том, что Бог милостив и долготерпелив в борьбе с грехами и невежеством людей, но Он не будет терпеть их грехи вечно. Господь говорил через пророков с народом Израиля, призывая людей обратить свои сердца к Богу.

Иеремия с сочувствием относился к Северному царству, а также высказывал большое уважение к пророку Осии.

Следует сказать, что во время Вавилонского плена, вавилоняне оказали большое почтение пророку и разрешили ему самому выбрать место жительства.

Пророк Иеремия почитается в иудаизме, христианстве и исламе.

В иудейской раввинской литературе Иеремия часто упоминается в сравнении с Моисеем. В их судьбах находят много общего. Например:

  • Моисей и Иеремия пророчествовали в течение 40 лет,
  • Родственники обоих пророков отвернулись от них,
  • Моисей был брошен в воду, а Иеремия в яму с грязью;
  • И Моисей, и Иеремия были спасен рабами.

Иеремия также почитается пророком в Исламе. Хотя он и не упоминается в Коране, однако в исламской религиозной литературе можно найти множество упоминаний о нем, а также о разрушении Иерусалима.

И др. ) - второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии царя Иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большею частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе так как в 11 гл. его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа, как о мужах , ищущих души пророка . Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната , находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм несомненно был местом, где чаще всего раздавался голос пр. Божия. Впрочем, и помимо сего, он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (2, 3, 4, 5, 6). С раннего утра (Иер.25:3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (Иер.20:8). Собственное его семейство отказалось от него (Иер.12:6), сограждане преследовали его ненавистью (Иер.11:21), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно придет ! (Иер.17:15). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (Иер.12:1 -2); ему казалось, что все сторожат, за ним не споткнется ли он; он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (Иер.20:10); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание ? (Иер.20:7). Смерть благочестивого царя Иосии несомненно была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной , говорит свящ. писатель кн. Паралипоменон (2Пар.35:25). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, пр. Иеремия отзывается с особенною нежностью и участием. "Не плачьте обо умершем и не жалейте о нем , восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (т.е. об Иохазе, иначе Саллуме ), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей " (Иер.22:10 , 11). С особенною живостью пр. Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607 - 597 до Р.Х. ). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи, Иеремия по повелению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (Иер.26:6). С этого времени, можно сказать, начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим н окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спасен от неминуемой смерти (гл. 26). В другое время, когда по поведению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (Вар. 36:1,9). Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сожигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева, Господь сокрыл их (Вар. 36:26). После уже в тайном убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих подобных тем слов (Вар. 36:32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы, и по смерти его (на пути ли в Вавилон, или в самом Вавилоне, неизвестно) на престол вступил сын его, Иехония, делавший впрочем неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то быть может при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Дому Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалим, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки царя Вавилонского, который отведет их в Вавилон, и поразит мечем, (20). Пророчество исполнилось с поразительною точностью. Навуходоносор осадил город, без сопротивления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждою на скорое окончание его бедствий. Вследствие сего на престоле царства Иудейского остался третий сын Иосии, Матфания , иначе переименованный Седекиею (597 - 586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастию своему, Седекия решил обезопасить себя на престоле изменою царю Вавилонскому, и присоединился к союзу царей Моавитского, Идумейского и др. Для нагляднейшего вразумления его, пророк Иеремия по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (Иер.27:2); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекиею в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на выи Иеремии (Иер.28:10) и предсказавший падение Халдеев в продолжение двух лет (Иер.28:3), был обличен Иеремиею во лжи и умер в том же году (16, 17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим и в нем открылся сильный голод. Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел было удалиться в землю Вениаминову (Иер.37:12), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал, где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: "нет ли слова от Господа?" ответил: "ты будешь предан в руки царя Вавилонского" (Иер.37:17), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (Иер.37:21). Но так как пророк, несмотря на заточение, продолжал советовать покорность Халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный Ефиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех . С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи. Седекия тайно посылал за Иеремиею, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда, говорил он, и город не будет сожжен и царь со всем семейством останется в безопасности. К несчастию, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка, он боялся, чтобы Халдеи не выдали его Иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (Иер.38:19). Печальные последствия оказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в Сирийский город Ривлу и там, по приговору победителя, закололи сыновей его перед глазами отца, а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении. По взятии и разрушении Иерусалима и переселении Иудеев в Вавилон, в 586 году, Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора, оказал пр. Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем он недолго оставался здесь. По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других Иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из свящ. Писания более ничего неизвестно. Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он в г. Тафнисе был побит от Иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают Египтяне. По словам Александрийской летописи, над могилою его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицею Еленою. В апокрифической 2Мак. книге мы видим пр. Иеремию окруженным ореолом славы. По словам оной, пр. Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный, и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (2Мак. 2:1,8). В ней говорится также, что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе свящ. огонь, взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (2Мак. 1:19,36), и что Иеремия, во время переселения Иудеев, приказал и переселяемым взять с собою от огня храма (2Мак. 2:1). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славою, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбцем, который много молится о народе и святом городе , давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (2Мак. 15:13,16). Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность, что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию , или одного из пророков (Мат.16:14). Память пр. Иеремии празднуется прав. Церковью 1-го мая.


Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия. . арх. Никифор . 1891 .

Смотреть что такое "Иеремия пророк" в других словарях:

    ИЕРЕМИЯ, древнееврейский пророк 7 нач. 6 вв. до н. э., второй из четырех великих библейских пророков. Проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Варухом, составляют Книгу пророка Иеремии и Плач Иеремии. К неканоническим… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Иеремия (значения) … Википедия

    Иеремия пророк - – имя это по еврейски, по мнению некоторых, обозначает Иегова отвергающий (Свой народ), родился в гор. Анафофе, находящемся на 6 7 вер. к северу от Иерусалима, в то время, когда царство Иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Второй из четырех великих пророков Ветхого Завета. Родом он был из Анафофа, близ Иерусалима; начало его пророческой деятельности относится к 13 му году царствования Иосии. Благочестивый царь порешил очистить свою землю от всякого языческого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Иеремия пророк - второй из больших пророков, автор Книги Иеремии и Плача Иеремии … Православная энциклопедия

Который воспользовался упадком Ассирии и вернул под свою власть сев. области страны. В 13-й год царствования Иосии (ок. 627 г. до Р. Х.) Господь призвал И. к пророческому служению. «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер 1. 9). И. этому противился. «О, Господи Боже! - молился он,- я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь определил его судьбу: «...прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1. 5-10). Он призвал И. к служению: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1. 10).

В 622 г. до Р. Х. царь Иосия провел богослужебную реформу. Забытая книга закона, к-рую нашли в храме (4 Цар 22. 3-20), была объявлена священной для всего народа. В соответствии с указаниями книги по реформе Иосии были упразднены все святилища, кроме храма Соломона. И. поддержал эти преобразования (Иер 11. 2), но священники Анафофа были недовольны этими действиями и враждебно стали относиться к И. Первые проповеди И. были направлены против тех, кто слишком полагались на политическое возрождение царства. И. проповедовал, что благословение Божие сохранится, только если люди покаются, будут свято блюсти законы справедливости и станут уповать на Бога, а не на земную силу. Но в Иерусалиме слова пророка не были услышаны.

Царь Иосия выступил против егип. фараона, воевавшего с усилившимся Вавилонским царством, и погиб в битве при Мегиддо (609 г. до Р. Х.). Израиль на время стал данником Египта. Царем в Иерусалиме фараон Нехао II поставил Иоакима (607-597 гг. до Р. X.), к-рый не собирался продолжать дело своего отца Иосии.

Пророк описывает нек-рые события царствования Иоакима. Вскоре после его восшествия на престол, в один из праздников, когда во дворе храма собралось мн. молящихся из всех городов Иудеи, И. по повелению Божию возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием, а храм постигнет участь Силома, к-рый был разрушен (Иер 26. 6). С этого времени начинается борьба И. со священниками и с лжепророками Иерусалима. Он проповедует, что иудеям нельзя уповать на святыню, пока они будут «притеснять иноземца, сироту и вдову», пока не покончат с нечестием и со злыми обычаями. Пророка пытались схватить, и только вмешательство царедворцев спасло И. Однако царь Иоаким велел казнить одного из единомышленников И., прор. Урию (Иер 26. 23). После этого события начинается крестный путь пророка. Свои переживания он изливает в псалмах, к-рые часто называют «исповедями» И. (Иер 11. 18-23; 12. 1-6; 15. 10-21; 17. 12-18; 18. 18-23; 20. 7-18). Он предвидел, что народу не избежать возмездия, но не имел возможности предотвратить его, т. к. правители не обращали внимания на его предсказания. И. не остановился и перед прямым обличением царя Иоакима (Иер 22. 15-19). Лжепророки схватили И. и, представив на суд князей и народа, требовали его немедленной смерти (Иер 26. 8). Только усилиями некоторых благорасположенных к нему князей он был спасен от расправы (Иер 24).

В 604 г. в Вавилоне царем стал Навуходоносор II. И. было открыто, что Израиль должен посвятить себя делам веры и не противиться новому владыке Востока. Пророчества об этом И. продиктовал своему ученику Варуху , к-рый прочел их перед народом в храме (Иер 36. 1-8), после чего царедворцы отнесли свиток царю. Иоаким слушал чтение по частям, отрывал прочитанные куски свитка и бросал их в жаровню. И. с Варухом едва спаслись от царского гнева, «но Господь сокрыл их» (Иер 36. 26). Позднее в тайном убежище И. и Варух вторично записали пророчества, и еще было «прибавлено к ним много подобных тем слов» (Иер 36. 32). Вскоре И. схватили и поставили у ворот в колодках.

Осенью 597 г. царь Иоаким скончался. Престол перешел к его сыну Иехонии , Но и он не внимал голосу И. и поддерживал фараона в его войне против Навуходоносора. Свящ. и надзиратель при храме Пасхор, услышав пророчества И. о грядущих бедствиях, ударил его и «посадил в колоду» при Вениаминовых вратах храма. На следующий день, когда Пасхор его выпустил, пророк вновь возвестил, что Господь предает всю Иудею в руки вавилонского царя, который разорит страну и уведет народ в Вавилон (Иер 20. 1-6). В 597 г. до Р. X. Навуходоносор осадил город, без боя взял его и переселил в Вавилон Иехонию, часть иудейской знати и много жителей. В числе уведенных в плен находились и лжепророки, утешавшие народ надеждой на скорое возвращение домой.

На престол Иудейского царства взошел 3-й сын Иосии, Матфания, принявший тронное имя Седекия (597-586 гг. до Р. X.), но и при нем положение И. не изменилось. Борьба с лжепророками продолжалась. Седекия решил укрепить свою власть и присоединиться к антивавилонскому союзу моавитского, идумейского и др. царей. Теперь И. надеялся только на «остаток» Израиля - на тех, кто были уже уведены на чужбину (Иер 24. 1-10; 29): они должны покаяться и понять свое истинное призвание. И. продолжал говорить о непротивлении вавилонянам, за что был объявлен изменником и брошен в ров, где едва не погиб. Пророк спасся благодаря ходатайству богобоязненного царедворца Авдемелеха, И. снова перевели в караульное помещение дворца, где царь тайком вопрошал его о будущем. И. тщетно внушал ему: необходимо оставить расчеты на союзников и сохранять верность Навуходоносору. Для вразумления Седекии И. по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (Иер 27. 2); такие же ярма он послал и к 5 царям, вступившим с Седекией в коалицию против Вавилона. Лжепрор. Ананию, сокрушившего ярмо на шее И. (Иер 28. 10) и предсказавшего возвращение из плена через 2 года (Иер 28. 3-4), И. уличил во лжи. В том же году Анания умер (Иер 28. 15-17).

В 588 г. вавилоняне вторглись в Палестину, разрушили основные крепости. В осажденном Иерусалиме начался голод. В 587/6 г. Иерусалим пал. Царь с нек-рыми царедворцами и частью воинов пытался скрыться за Иорданом. Его схватили и отвели в сир. город Риблу, где по приговору Навуходоносора царских сыновей закололи на глазах отца, а его самого ослепили, в оковах отвели в Вавилон, и он умер в темнице. Иерусалим был разрушен, а храм сожжен вместе с ковчегом, как предсказывал И.

После разрушения Иерусалима и переселения иудеев в Вавилон жители города освободили пророка. Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора предоставил И. выбрать место жительства. Пророк пожелал остаться в своем отечестве и быть советником Годолии, нового наместника Иудеи. Но вскоре Годолия был убит сторонниками военной партии, к-рые, совершив это преступление, решили бежать в Египет от гнева Навуходоносора. Они заставили И. идти с ними. Какое-то время он жил и проповедовал в иудейской колонии Египта. В последние годы Господь вселил в сердце престарелого пророка надежду на возвращение в землю обетованную. Один из циклов его речей, условно называемый «Книга утешения» (Иер 30-31), возвещал уже о новом завете (см. Иеремии пророка книга).

В поздней библейской литературе

Автор книг Паралипоменон отмечает политические события, связанные со служением И. В 2 Пар 35. 25 упоминается плач, сложенный И. на смерть царя Иосии, к-рый погиб в 609 г. до Р. Х. у Мегиддо в битве с войсками фараона Нехао II (см. об этом также в ст. Иеремии плач). В 2 Пар 36. 12 о царе Седекии говорится, что «делал он неугодное в очах Господа, Бога своего» и «не смирился пред Иеремиею пророком, пророчествовавшим от уст Господних». Аллюзиями на события Книги прор. Иеремии исследователи считают 2 Пар 36. 13, 15 (Rudolph W. Chronikbücher. Tüb., 1955. S. 334-337; Wolff. 1976. S. 6). Указ Кира II об освобождении иудеев вышел «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии» (2 Пар 36. 22).

Иисус, сын Сирахов, среди ветхозаветных праведников упоминает И. (Сир 49. 6-7), к-рого цари иудейские «оскорбляли, хотя он еще во чреве освящен был в пророка, чтобы искоренять, поражать и погублять, равно как строить и насаждать» (Сир 49. 9). В 2 Макк 15. 12-16 сообщается о сонном видении Иуде Маккавею: он должен был «возбудить к мужеству» своих воинов. Вместе с первосвященником Онией ему явился др. муж, «украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием», это, по словам Онии, был И., «который много молится о народе и святом городе». Он дает Иуде золотой меч, чтобы поразить всех врагов. (Образ И. как небесного ходатая присутствует в последующей иудейской традиции.)

Др. традиции, связанные с И., сохранили жившие в Египте иудеи. Из «записей пророка Иеремии» (2 Макк 2. 1) известно, что пророк не только предостерегал от забвения закона и призывал иудеев «не заблуждаться мыслями» перед изображениями языческих богов, но и приказывал взять с собой огонь жертвенника (2 Макк 2. 1-3), который сохранился до времени Неемии, когда от него вновь был зажжен огонь в алтаре. Кроме того, пророк «по бывшему ему Божественному откровению» взял с собой скинию, ковчег и жертвенник и спрятал их в пещере на горе Нево, где священные предметы должны были храниться, «доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» «и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место» (2 Макк 2. 4-8). Прор. Даниил сообщает, как он прочитал в Книге прор. Иеремии о 70 годах плена (Иер 25. 11; 29. 10), которые им истолкованы как 70 седмин (Дан 9. 2, 24). Мн. аллюзии на Книгу прор. Иеремии встречаются в 4-й книге Ездры (4 Ездр 1. 4-6, 25-26, 30-33; 2. 1, 18-19, 31; 15. 10-11, 23, 28-29, 57; 16. 9).

Во время земной жизни Иисуса Христа иудеи ожидали воскресения И. из мертвых (Мф 16. 14).

В апокрифах и экзегетической литературе

В первые века по Р. Х. возник ряд апокрифических писаний, сохранивших предания о судьбе И. и его секретаря Варуха. К этим произведениям относятся Апокалипсисы Варуха (сирийский (100-120 гг. по Р. Х.) и греческий (II в.), к-рые позднее были отредактированы христианским автором), а также созданные в 1-й трети II в. Паралипоменоны Иеремии (об этих произведениях см. в ст. Варух). Интерес иудеев к И. особенно очевиден после разрушения храма в 70 г. и до поражения восстания Бар-Кохбы (135), а также неск. десятилетий после этого события. Пророчества И. о катастрофе, постигшей Иудею в результате иноземного завоевания, понимаются также как предсказания более позднего по времени рим. завоевания, при этом сохраняются ожидания, что предреченные в древности пророком спасение и восстановление страны осуществятся и после разгрома, учиненного новыми завоевателями. В егип. диаспоре, где И. пребывал в последние годы жизни и, возможно, умер, сохранилось много произведений о пророке. В апокрифическом «Жизнеописании пророков», составленном после 70 г. (Vitae prophetarum. 46. 14 //Propheten- und Apostellegenden nebst Jüngerkatalogen des Dorotheus und verwandter Texte / Hrsg. Th. Schermann. Lpz., 1907. S. 81-89), добавляются сведения о его сестре Сусанне (Propheten- und Apostellegenden. S. 85). Так же как во 2-й книге Маккавейской, в «Жизнеописании пророков» сообщается о спасении в Египте пророком скинии, ковчега и жертвенника, а также людей от змей и крокодилов, о предсказании языческим жрецам гибели их богов (Wolff. 1976. S. 39-43). В «Жизнеописании...» говорится и о смерти пророка: он был побит камнями иудеями, умер в Тафне в Египте и похоронен при доме фараона. Позднее Александр Великий перенес его тело в Александрию (ср.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. 77, упом. памятник, к-рый был украшен царицей Еленой). В окрестностях города и в городе его прах изгонял змей и крокодилов.

Деятельность И. и его вражда с царем Седекией описаны в «Апокрифе Иеремии», первоначально греч. происхождения (Египет, III/IV в. по Р. Х. (Marmorstein. 1928)). Его копт. и араб. редакции содержат поздние христ. добавления из Евангелий детства (изд.: Kuhn. 1970; Mingana. 1927; Апокриф. 2001; об этом см. также в ст. Иеремии пророка апокрифы). Навуходоносор решается напасть на народ Божий, когда узнает о расцвете идолослужения при Седекии (Апокриф. 2001. С. 231-232). Напрасно И. просит Бога помиловать народ Израиля, ибо среди этих людей нет ни одного праведника (Там же. С. 235; ср.: Быт 18. 20-33). И. прячет ключи от храма, уходит с народом в вавилонский плен и молится за него (Апокриф. 2001. С. 240; Kuhn. 1970. P. 291-308; Mingana. 1927. P. 169-175). При персид. царе Кире II пророку позволено с почестями вернуться в Иерусалим вместе со своим народом (Апокриф. 2001. С. 241).

В соч. «Пещера сокровищ» (христианском по происхождению, но содержащем достаточно ранние евр. предания о пророках) имеются сообщения (их источник неизв.) об И.: после разрушения Иерусалима «никого не осталось в городе, кроме пророка Иеремии, который жил в нем и 20 лет оплакивал его. Пророк Иеремия умер в Самарии; его похоронил священник Ор в Иерусалиме, как его о том просил Иеремия» (La caverne des trésors. Lovanii, 1987. Vol. 2. P. 124-125).

Евсевий Кесарийский приводит фрагмент сочинения иудейского историка Евполема (сер. II в. до Р. Х.) об И. (Euseb. Praep. evang. IX 39. 1-5), в к-ром сообщается, что ко времени царя «Ионакима» (т. е. Иоакима, 608-597 гг. до Р. Х.) И. обличал служение Ваалу и возвещал о предстоящей катастрофе, имеются текстовые совпадения с Иер 1. 3; 4. 16; 36, с апокрифическими сочинениями, к-рые встречаются в др. источниках. Так, Навуходоносор принял решение о войне с иудеями, только когда узнал о проповеди И. о грядущей каре Божией и о том, что пророк смог спасти ковчег завета со скрижалями закона (ср.: 2 Макк 2. 4-8). Сообщается также о сожжении 1-го свитка пророчеств И. (ср.: Иер 36. 21-26), но с уточнением, что по приказу царя сжечь свиток должен был сам пророк, но ему удалось избежать этого (Wolff. 1976. S. 16-17).

Достаточно подробно рассказывает о личности и служении И. Иосиф Флавий (Ios. Flav. Antiq. X 78 - XI 1), точно следуя тексту Книги прор. Иеремии. В 5 Ездр 2. 18 И. упоминается среди помощников, к-рые, согласно обетованию, должны прийти к христианам. В предсказании суда в 6 Ездр 15. 57 содержится аллюзия на Иер 18. 21. В Книге Сивилл И.- один из тех, кто предстоит у трона Христа во время последнего Суда (Sib. 2. 249).

О жизни И. упоминается в экзегетических произведениях раннехрист. авторов. Феофил Антиохийский (180) без указаний на конкретные места в Книге прор. Иеремии описывает события истории Израиля - от гибели царя Седекии и завоевания Иерусалима до окончания 70-летнего вавилонского плена (Theoph. Antioch. Ad Autol. 3. 25). Сщмч. Ипполит Римский - 1-й раннехрист. автор, интересовавшийся личностью пророка и историческими обстоятельствами его служения. И. упоминается в «Хронике» (Hipp. Chron. 719) и в списке священников как сын Хескии, к-рый в 18-й год правления Иосии нашел в храме книгу закона (673-674) (Ibid. 675-680). В комментарии на Книгу прор. Даниила сказано, что Сусанна, жена Иоакима (Дан 13. 2), названа дочерью священника Хелкии, тогда И. можно считать ее братом. Со всеми пленниками он идет в Египет, живет и проповедует в Тафнисе, побит камнями иудеями (Hipp. In Dan. I 12. 8; ср.: Clem. Alex. Strom. I 120. 2-3, здесь же отмечается, что современником И. был прор. «Амбакум» - 122. 4).

Раввины

рассматривали И. прежде всего как пророка, возвещавшего о Суде (Вавилонский Талмуд, Берахот. 57б; Wolff. 1976. S. 10). В то же время они не забывали традиц. образ И., известный уже из Маккавейских книг,- пророка - утешителя и молитвенника за народ. И. часто сравнивается с Моисеем (Ginzberg L. The Legends of the Jews. Phil., 1939. Vol. 6. P. 386). В последние дни И. вместе с Илией возьмет землю обетованную для народа Израиля (Ibid. P. 341). Иерусалим мог быть разрушен только после того, как И. оставил город, он ограждал его молитвами как каменной стеной (Ibid. P. 393). И. иногда причисляется к библейским праведникам, к-рые живыми были взяты на небеса (Ibid. P. 400, 412), но в текстах сообщается о смерти и даже о мученичестве пророка в Египте, Палестине и Вавилоне. Иудейские легенды о рождении, юности, призвании и служении пророка во многом противоречивы (Rothoff A. Jeremiah // EJud. Vol. 9. P. 1359-1360).

Места, связанные с именем И.

Наиболее достоверным, по мнению исследователей, является упоминание о том, что иудеи побили камнями И. и он был похоронен в доме фараона в г. Тафнисе (LXX: Τάφναι; в наст. время от города остался курган в окрестностях Телль-эль-Фарамы, близ Порт-Саида) (Jeremias. 1958. S. 108, 111). Иоанн Мосх сообщает о захоронении останков И. в Тетрапиле, на пересечении 2 основных дорог Александрии (Ioan. Mosch. Prat. spirit. // PG. 87. Col. 2929).

В позднем иудейском предании гроб некоего Иеремии в окрестностях г. Тивериада идентифицируется с гробом пророка (Jeremias. 1958. S. 111).

В путевых заметках мон. Эгерии (381-384) говорится о башне в г. Анафофе, в 4 рим. милях от Иерусалима, где И. написал плач (CCSL. Vol. 175. P. 96; Wilkinson J. Egeria"s Travels. L., 1971. P. 186). В разных паломнических описаниях св. мест VI в. трижды упоминается яма, в к-рой был заключен И. (Иер 38. 6): архидиак. Феодосий указывает ее место в Иерусалиме, у претории Пилата, рядом с ц. Св. Софии (CCSL. Vol. 175. P. 118); согласно Иерусалимскому бревиарию, И. был брошен в Силоамскую купель (Ibid. P. 112); по сообщению анонимного паломника из г. Пьяченца, его бросили у городских ворот в стоячую воду (Ibid. P. 141).

Лит.: Писарев С. Д. Св. пророк Иеремия // ДЧ. 1863. № 6. С. 87-114; № 7. С. 177-209; № 8. С. 277-316; Бухарев А. М. Св. пророк Иеремия: Очерк его времени, жизни и пророческой книги. М., 1864; Афанасьев Д. П. Толкование на кн. пророка Иеремии. Ставрополь, 1894; Варфоломей (Ремов), еп. Пророк последних дней Первого Иерусалима // В память 100-летия (1814-1914) МДА: Сб. ст. Серг. П., 1915. Ч. 2. С. 537-548; Mingana A. A Jeremiah Apocriphon // Woodbrooke Studies. Camb., 1927. Vol. 1. P. 148-191; Marmorstein A. Die Quellen des neuen Jeremia-Apocriphon // ZNW. 1928. Bd. 27. S. 327-337; Jeremias J. Heiligegräber in Jesu Umwelt. Gött., 1958; Bright J., ed. Jeremiah. Garden City (N. Y.), 1965, 19852. (Anchor Bible; 21); Wolff Ch. Jeremia im Frühjudentum und Urchristentum. B., 1976; Kuhn K. H. A Coptic Jeremiah Apocriphon // Le Muséon. 1970. Vol. 83. P. 95-135, 291-350; Апокриф прор. Иеремии // Изречения египетских отцов. СПб., 20012. С. 222-245; Штаудингер Р. Я., диак. Образ прор. Иеремии в Свящ. Писании // АиО. 2004. № 2(40). С. 19-43; № 3(41). С. 10-29.

Э. П. С.

Гимнография

Память И. отмечается 1 мая в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 278); указан тропарь на Пс 50 2-го гласа Τοῦ προφήτου σοῦ ῾Ιερεμίου̇ (), на литургии назначается проким ен из Пс 67, Апостол - Деян 3. 19-26, аллилуиарий со стихом из Пс 96, Евангелие - Мф 16. 13-18, причастен Пс 32. 1.

В Типиконах студийской традиции память И. также отмечается 1 мая. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (по списку ГИМ. Син. № 333), поется отпустительный тропарь И. (отличный от Типикона Великой ц.- «Честное пророка...»); служба на литургии включает: прокимен из Пс 109, Апостол - Евр 4. 14 - 5. 6, аллилуиарий, Евангелие, причастен (те же, что в Типиконе Великой ц.). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 451) 1 мая помещен устав соединения последований И. и мч. Саввы Стратилата (переносится со 2 мая); последование И. состоит из тропаря, канона, цикла стихир-подобнов, седальна. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 148), последование И. соединяется только со службой Триоди; указан тропарь И. (тот же, что в Типиконе Великой ц.); на литургии назначается прокимен из Пс 109, Апостол - Иак 5. 10-20, аллилуиарий со стихом из Пс 98, Евангелие - Лк 4. 22b-30, причастен Пс 111. 6b.

В различных редакциях Иерусалимского устава И. назначается общий отпустительный тропарь (тот же, что в Типиконе Великой ц.) и указываются те же чтения на литургии, что и в Мессинском Типиконе, за исключением Апостола - 1 Кор 14. 20-25. В ранних редакциях назначается тот же Апостол, что и в Мессинском Типиконе (Lossky. Typicon. P. 212; Миркович. Типикон. С. 105б; «Романов Типик» - Berolin. Preuss. Byk. N 49), иногда встречается чтение Рим 7. 14 - 8. 2 (см.: Апостол - РГБ. Троиц. 82). В слав. Минеях и Типиконах в XVII в. (в частности, в первопечатном моск. Типиконе 1610 г.) появляется кондак пророка, 3-го гласа.

Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 2-го гласа Τοῦ προφήτου σοῦ ῾Ιερεμίου̇ (); кондак 3-го гласа (только в славянских); анонимный канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа без акростиха, ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ (), нач.: Πρὸ τοῦ σὲ πλασθῆναι προγνωστικῶς (); цикл стихир-подобнов; седален.

А. А. Лукашевич

Иконография

Одно из самых ранних изображений И. встречается в мозаиках ц. Сан-Витале в Равенне (546-547), где пророк представлен могучим старцем в античных одеждах, с плотной фигурой, с длинными седыми волосами, разложенными на прямой пробор и спускающимися косами на плечо, с густой округлой короткой бородой. В мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565) И.- моложавый средовек с темными пышными короткими волосами, падающими прядками на лоб, с узкой полоской усов и аккуратной короткой окладистой бородой. В IX в. в мозаиках Софии К-польской И. был изображен в виде средовека с темными волосами и резкими чертами лица (известно по рис. Г. Фоссати). В Толковании на Книгу пророков X - нач. XI в. (Laurent. Plut. V 9. Fol. 127) И.- стройный средовек с суровыми, резкими чертами лица, с длинными черными волосами, со спускающейся на плечо косой, с длинной широкой бородой из волнистых прядей. Его поза статична и торжественна. Иной вариант в Книге пророков 1489 г. (РГБ. Ф. 304. I. № 90. Л. 291 об.): И.- седой старец с длинными прямыми прядями и клинообразной бородой. В отличие от миниатюры X - нач. XI в. образ дан в движении, разворачивающийся свиток имеет сложный абрис.

И. всегда облачен в античные одежды: хитон, как правило, с клавом и гиматий, по-разному задрапированный. Чаще И. изображают с непокрытой головой, с прядями, падающими на правое плечо. В иконографии позднего средневековья на И. иногда появляется шапочка, как у прор. Даниила, или тюрбан. Жест его правой руки часто в именословном перстосложении обращен вверх, ко Господу (напр., собор Сан-Марко в Венеции, 2-я пол. XI - нач. XIII в.), в др. иконографическом варианте рука И. поднята перед грудью (собор Св. Софии в Вел. Новгороде, 1109). Исследователи постоянно отмечают сходство изображений И. и пророков Исаии и Иезекииля.

Изображения И. с атрибутом - каменной скрижалью завета - редки (иконы «Похвала Богоматери, с Акафистом» - ок. 1502, ГРМ; 2-я пол. XVI в., ГММК). Как правило, в руках у пророка свиток, который в отдельных случаях свернут (напр., в Книге пророков) или по форме напоминает свиток ап. Петра (напр., в мон-ре Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле), иногда пророк обеими руками держит развернутый поперек свиток (ц. Сан-Витале в Равенне). На развернутом свитке чаще всего присутствует текст Вар 3. 35 (напр., София К-польская, ок. 878; ц. вмч. Георгия в мон-ре Старо-Нагоричино, 1317-1318) или Вар 3. 36 - вероятно, самый ранний из известных текстов в монументальном искусстве (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо, Сицилия, 1143-1148; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте, ок. 1290; мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, ок. 1316-1321). Эти тексты на свитке И. наиболее часто встречаются в визант. и древнерус. искусстве XI-XII вв. Средневек. богословской мыслью И. рассматривался как ревностный служитель Бога, провозвестник нового завета, т. к. предсказал воплощение Сына Божия и Его страдания. Текст Книги прор. Иеремии на свитках встречается реже: Иер 11. 18 (Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица, Сербия, до 1389), Иез 11. 19 (Токалы-килисе в Гёреме, Каппадокия, кон. X в.), Иер 38. 31 (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) мон-ря Студеница, Сербия, 1314), Иер 11. 18-19 - часть литургического чтения в Страстной четверг, связанная со Страстями Христа, а Иер 38. 31 - часть службы в субботу Страстной седмицы, связанная с НЗ. На иконах текст свитка чаще из Книги прор. Иеремии - Иер 31. 21 («Обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои») или Иер 31. 31 («Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет»).

В декорации храмов И., как и др. пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236).

Образ И. часто встречается в близкой к пророческому ряду композиции «Похвала Богоматери», напр. на иконах «Похвала Богоматери, с Акафистом» (сер. XVI в., ГРМ, и посл. треть XVI в., ВГИАХМЗ); на напрестольной пелене «Похвала Богоматери» (кон. XVI в., ГИМ). Иногда И. изображают среди святых на полях Богородичных икон: «Богоматерь Знамение» (Курская-Коренная) (Знаменская ц. в Нью-Йорке, 1597), «Знамение-Курская с пророками» (сер. XVII в., Музей икон в Рекклингхаузене), «Богоматерь Знамение Курская-Коренная» (1871, ГМИР).

В многофигурной композиции «Сошествие во ад», согласно Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), И. принято изображать стоящим рядом с пророками Ионой, Исаией и прав. Авелем. На «Малом» и «Большом» саккосах (Византия, сер. XIV в., ГММК) образ И. находится рядом с «Распятием».

В разных списках Христианской топографии Космы Индикоплова на миниатюре, открывающей текст, изображен Голгофский крест, по сторонам которого представлены погрудные изображения пророков Исаии и И. (Vat. gr. 699, посл. четв. IX в.). По мнению Е. К. Редина (Редин. 1916. С. 11-16), эти пророки, считавшиеся прообразами евангелистов, особо почитались среди старших пророков уже в VI в.

На рус. иконах имя И. иногда изменяли и писали Еремей или Еремея: на иконе «Пророк Иеремия» из Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве (XVI в., СПГИАХМЗ), на окладе Евангелия (1577, ГИМ), на иконе «Богоматерь Одигитрия, с прор. Иеремией и св. Иоанном Предтечей» (3-я четв. XVI в., ГВСМЗ).

В иконописном подлиннике новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. под 1 мая И. представлен следующим образом: «Прор. Иеремия: сед, брада Иоанна Богослова, власы с ушей, риза вохра с белилы, испод лазорь; в свитце у него глаголет: Господи, силам суди праведный» (Иконописный подлинник. 1873. С. 28). Образ И. может быть помещен справа от центра пророческого ряда следом за прор. Ионой: «Аки Андрей апостол, риза вохра, испод лазорь, в свитке пишет. Путь тя видех, Израиле, жизни отроковице ко стези ведущей стое руко» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 10). В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота И. упомянут как «старец с небольшою бородою, говорит: бысть слово Господне глаголя: прежде неже мне создати тя во чреве, познах тя (Иер 1. 4)» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 132. № 7. С. 562); в разд. «Как изображаются праздники Богородичные» И. единственный описан без атрибута: «Указывает на Богородицу и говорит: аз тя видех, Отроковице Дево, новаго Израиля путеводящую по стуям жизни» (Там же. Ч. 3. § 10. «Свыше пророцы Тя предвозвестиша». С. 557); также И. упомянут в связи с изображением сцен ВЗ: «Прор. Иеремия ввергается в ров», «Прор. Иеремия извлекается изо рва Авимелехом», «Второе взятие Иерусалима» (Там же. Ч. 2. § 107-109. С. 549-550) - и НЗ: «Сошествие во ад», где по левую руку Христа стоят пророки Иона, Исаия, И. и прав. Авель (Там же. Ч. 3. § 97. С. 517-518), и «Притча о царе, сотворившем браки сыну», где И. ввергают в тинный ров (Там же. С. 526).

Лит.: Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 28; Редин Е. К. Христианская топография Козьмы Индикоплова по греч. и рус. спискам. М., 1916. Ч. 1; Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul, Wash., 1962. P. 60. Fig. 86. (DOS; 8); LCI. 1970. Bd. 2. Sp. 387-392; Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. С. 103; Лазарев В. Н. Визант. и древнерус. искусство. М., 1978. С. 144, 146; он же. История визант. живописи. М., 1986; Belting H., Mango C., Mouriki D. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos at Istanbul. Wash., 1978. (DOS; 16); Gravgaard A.-M. Inscriptions of Old Testament Prophecies in Byzant. Churches. Copenhagen, 1979. P. 59-65; Popovich L. D. Compositional and Teological Concepts in Four Prophets Cicles in Churches Selected from the Period of King Milutin (1282-1321) // Cyrillomethodianum. Thessal., 1984/1985. T. 8/9. P. 290; eadem. Hitherto Unidentified prophets from Nova Pavlica // Zograf. Beograd, 1988. N 19. P. 30-31, 40; Лелекова О. В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря 1497 г.: Исслед. и реставрация. М., 1988. С. 309-310; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine. Athens, 1990; Средневек. лицевое шитье: Византия, Балканы, Русь: Кат. выст. М., 1991. С. 38, 40, 44, 46; Lowden J. Early Christian & Byzantine Art. L., 1997. Il. 217, 254; Вахрина В. И. Иконы Ростова Вел. М., 2003. С. 224. Кат. 67; Осташенко Е. Я. Главный иконостас Успенского собора Московского Кремля // Художественные памятники Моск. Кремля. М., 2003. С. 27. (Мат-лы и исслед. ГММК; 16); Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI - 1-я четв. XII в. СПб., 2004. С. 21, 300-303; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 491. Кат. 78; С. 562-563. Кат. 87; С. 678. Кат. 107.

И. А. Журавлёва

И относится к 13-му году царствования Иосии . В это время Иеремии было 25 лет. Его учеником и писцом был пророк Варух . Благочестивый царь решил очистить свою землю от язычества в любом его проявлении, истреблял капища Ваала и Астарты и заботился о возвышении религиозно-нравственного смысла в народе. Иеремия в это время был ещё молодым человеком (Иер. ), но, призванный на высшее пророческое служение, он своим словом энергично поддерживал преобразовательное движение. После смерти Иосии опять начались религиозно-нравственные нестроения и политические смуты. Иудейские цари , вздумавшие заводить политические интриги с фараонами, чтобы найти у них защиту против месопотамских завоевателей, навлекли на себя гнев последних, и участь царства была решена. Народ не верил пророчествам Иеремии, и сам пророк, как нарушитель общественного порядка, подвергался даже насилиям и темничному заключению (598 г до н.э.). Нашествие вавилонян открыло народу глаза, но было уже поздно. При царе Седекии Иерусалим был разрушен и народ уведён в плен, а пророку осталось только оплакать пепелище священного города, что он и сделал в глубоко трогательных песнях. Сам пророк остался в родной земле под управлением вавилонского наместника Годолии; но после мятежа, во время которого убит был Годолия, Иеремия был уведён мятежниками в Египет , где и скончался. Об обстоятельствах его смерти нет достоверных данных. Память Иеремии чтилась высоко: он считался одним из предтечей Мессии (Мф. ). История его жизни и деятельности изложена в его книге, под заглавием «Книга пророка Иеремии» . Слог её несколько уступает классическому изяществу стиля Исайи ; местами встречаются резкие и колкие слова, но в его словах слышен сам вопль Всемогущего о грехе Его народа. Пророк обличал как царей, так и толпу; отсюда резкие переходы в его стиле. Книга Иеремии состоит из 52 глав; каноническая подлинность её никогда не подвергалась серьёзным сомнениям, хотя и были попытки набросить тень на некоторые главы, особенно ввиду несогласия греческого текста с еврейским.

Иеремия, скорбящий о гибели Иерусалима, Рембрандт Харменс ван Рейн

Иеремии принадлежит также книга под названием «Плач Иеремии» : это сборник плачевных песен пророка над развалинами Иерусалима. Хотя в подлиннике и не значится имени автора, но весь стиль и тон книги указывают на Иеремию, что подтверждает и предание. Книга состоит из пяти глав, соответствующих пяти песням. Стиль её носит на себе печать некоторой искусственности; первые четыре песни состоят каждая из 22 строф, причём каждая строфа начинается с новой буквы, в последовательном порядке еврейского алфавита. Пятая песнь также состоит из 22 строф, но не в алфавитном порядке. Книга эта читается евреями в синагогах, в 9-й день месяца ава - в воспоминание ужасов разрушения храма и Иерусалима. Й. также приписывается особое «Послание к вавилонским пленникам»; но этого послания нет в еврейской Библии, и в русском издании Библии оно переведено с греческого.

Иеремия и Второзаконие

Исследователь Библии Барух Халперн (en:Baruch Halpern) предположил, что Иеремия - это и есть автор Второзакония . Основным аргументом является сходство языка: Второзаконие и книга Иеремии близки по стилю, используют одни и те же устойчивые выражения. Например, во Второзаконии много раз встречаются инструкции о том, как надо и как не надо поступать с самыми обездоленными социальными группами: «Вдова, сирота, пришелец» (Втор 10:18, 14:29, 16:11, 16:14, 24:17, 24:19-21, 26:12-13, 27:19), такие же инструкции по отношению к тем же группам дает Иеремия (Иер 7:6, 22:3). Это тройное сочетание - вдова, сирота, пришелец - используется во Второзаконии и в книге Иеремии - и больше нигде в Библии. Есть и другие примеры одинаковых или очень близких выражений, которые встречаются только во Второзаконии и книге Иеремии: например выражение «Воинство небесное» (в значениие «звезды») (Втор 4:19, 17:3, Иер 17:2, 19:17), «обрежьте крайнюю плоть сердца вашего» (Втор 10:16, Иер 4:4), «Господь вывел вас из печи железной, из Египта» (Иер 11:4 Втор 4:20) «всем сердцем и всей душой». (Втор 4:29 10:12; 11:13; 13:4, Иер 32:41).

Есть и другие, косвенные признаки. Например, есть основания полагать, что и автор Второзакония, и Иеремия имеют отношения к жрецам Силома. Второзаконие выглядит написанным в интересах жрецов Силома. А Иеремия - единственный пророк Библии, который вообще упоминает Силом. Причем, он называет Силом «местом где Я [Бог] прежде назначил пребывать имени Моему», а во Второзаконии этими словами обозначается единственное законное место жертвоприношений. Причем, последний законный жрец Силома, Эвиатар был выслан Соломоном в Анатот, а Анатот - это родина Иеремии. Кроме того, Иеремия - единственный пророк, который упоминает о Самуиле, более того - он ставит его рядом с Моисеем, как равнозначные величины (Иер 15:1), а деятельность Самуила связана с Силомом.

Кроме того, в первом стихе книги Иеремии сказано, что Иеремия был сыном Хелкии, а Хелкия - это тот самый жрец, который «нашел» Второзаконие во время ремонта Храма. Случайное совпадение имен тут маловероятно, так как в исторических книгах Библии и в книгах ранних пророков другого человека по имени Хелкия не встречается (хотя встречается в некоторых позних книгах - Неемии, 2 Ездры, Даниила)

В новейшей литературе:

  • Keil, «Prophet J.»; Scholz, «Commentar zum Buche d. Proph. J.» (1880);
  • Schneedorfer, «Das Weissagungsbuch des J.» (1883).
  • И. С. Якимов, в «Христ. Чт.» (1879 и отд.)
  • А. Бухарев, «Прор. И.» (М., 1864).
  • А. Мень, История религии. т. 5. "Вестники Царства Божьего". (Изд. "Слово", 1992)

См. также

Ссылки

  • Иеремия - статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • «Пророчества Иеремии в историческом контексте» - обзорно-аналитическая статья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иеремия (пророк)" в других словарях:

    ИЕРЕМИЯ, древнееврейский пророк 7 нач. 6 вв. до н. э., второй из четырех великих библейских пророков. Проповеди и изречения Иеремии, записанные им и его сподвижником Варухом, составляют Книгу пророка Иеремии и Плач Иеремии. К неканоническим… … Энциклопедический словарь

    - (Иер.1:1 , Мат.2:17 , Мат.16:14 и др.) второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Иеремия пророк - – имя это по еврейски, по мнению некоторых, обозначает Иегова отвергающий (Свой народ), родился в гор. Анафофе, находящемся на 6 7 вер. к северу от Иерусалима, в то время, когда царство Иудейское, расшатанное в глубине своих религиозно… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Иеремия, второй из четырех величайших пророков Библии, родился в местечке Анафофа, расположенном в 4 км от Иерусалима. Отец его был левитом, то есть потомственным священником. В последующем поступить на службу в храме должен был и Иеремия. Однако юноша выбрал для себя другой путь — стал пророком.

Предначертание

Согласно легенде, пророк Иеремия, биография которого вкратце будет представлена ниже, вступил на путь благочестия по велению самого Господа. По легенде, впервые Иегова явился ему в 15 лет. Господь сообщил юноше о том, что выбрал его в пророки еще до его рождения. Сначала Иеремия отказывался от предложения Бога, ссылаясь, в первую очередь, на свое косноязычие. Тогда Господь коснулся его уст и сказал: «Вот, я вложил Мои слова в твои уста». После этого юноша принял дар пророка и нес его на протяжении 40 лет своей жизни.

Проповеди и наставления

Первая встреча Господа с Иеремией произошла примерно в 626 году до нашей эры, на тринадцатом году правления праведного царя Иосии. Иерусалим уже тогда был очень большим городом, и в там действовал огромный храм, в котором на праздники собиралось огромное количество исповедующих иудейскую веру.

По всей видимости, именно в этом большом культовом здании, от которого в наши дни ничего не осталось, и проповедовал Иеремия. Пророк (фото горы, на которой когда-то находился можно видеть выше), судя по имеющимся сведениям, возвещал слово Божье также на площадях, во вратах и даже в доме царя. В отличие от разного рода лжепророков, проповедовавших в те времена в Иерусалиме, Иеремия не обнадеживал и не хвалил еврейский народ. Наоборот, он яростно обличал его неправедность и прегрешения. Первосвященников он упрекал в лицемерии, заявляя о том, что, поскольку в их сердцах нет искренней веры в Бога, то и проводимые ими пышные дорогие обряды являются пустой тратой времени. Обличал пророк и толпу, обвиняя ее в идолопоклонстве. В те времена многие евреи занимались тем, что вырезали из дерева и камня фигурки чужих богов и молились им, а также приносили жертвы.

Враждебное отношение соотечественников

Иеремия — пророк, а этот титул в Иудее всегда считался очень высоким. Таких людей обычно слушались и почитали. Однако, несмотря на это, отношение к святому из-за его несговорчивости и строгости в Иерусалиме было не слишком хорошим. Ведь мало кому понравится, что его постоянно в чем-либо обличают и обвиняют в полном безверии. Помимо всего прочего, пророк Иеремия предрекал еще и скорый закат Иерусалима в том случае, если евреи не покаются и не обратятся к богу. Это, конечно же, также вызывало к нему враждебность знати и толпы.

В конце концов от пророка отказалась даже его семья. Однако всю свою жизнь он, по всей видимости, провел не в самом Иерусалиме или где-нибудь еще, а в родном городе — Анафофе. Это местечко, кстати, сохранилось и до наших дней. Ныне оно называется Аната. Сограждане как в Анафофе, так и в Иерусалиме, ненавидели Иеремию и смеялись над ним, спрашивая: «Где Слово Господне? Когда оно придет к нам?».

Праведные правители

Смерть благочестивого царя Иосии стала настоящим ударом для святого, предвидевшего наступление смутных времен. В честь этого события пророк Иеремия, житие которого может быть примером как для верующих иудеев, так и христиан, даже написал особую песнь-плач. И действительно, в последующем страной правил не слишком благочестивый и умный царь. Правда, после Иосии на трон взошел также довольно-таки добрый и богопослушный Иохаз. Однако царствовал он, к сожалению, недолго - всего три месяца. Иохаз был младшим сыном умершего Иосии и взошел на трон в обход своего старшего брата Иоакима. Исторически известно о том, что он порвал отношения с фараоном Египта Нехо Вторым из-за поражения последнего под вавилонским городом Харраном. Разозлившись на это, вероломный правитель вызвал Иохаза в свою ставку в городе Рибле, якобы для переговоров, но пленил его и отправил в Египет, где тот впоследствии и умер.

Об этом царе пророк Иеремия горевал еще больше, чем об Иосии, призывая в очередной своей песне евреев «жалеть не умершего, а того, кто больше никогда не вернется на родную землю».

Грозное пророчество

Подчиниться воле Бога евреям советовали многие Иеремия в этом плане исключением не является. После Иохаза на трон Иудеи взошел ставленник Нехо Второго Иоаким, поклявшийся быть верным вассалом Египта. Царствование этого правителя стало настоящим проклятьем для пророка Иеремии. Вскоре после его восшествия на престол святой пришел в Иерусалим и возвестил о том, что если евреи не покаются и подчинятся воле Бога, повернувшись к молодому, но быстро набирающему силы государству Вавилония, город вскорости будет захвачен чужеземцами, а его жители уведены в плен на 70 лет. Также пророк предрек разрушение главной святыни евреев — Иерусалимского храма. Разумеется, его слова вызвали особенное недовольство лжепророков и священников. Святой был схвачен и представлен на суд народа и знати, которые потребовали его смерти. Однако пророку все же удалось спастись. Помогли ему высокородный друг Ахикам и некоторые другие благорасположенные к нему князья.

Книга пророчеств и царь

Через некоторое время после этих неприятных событий ученик Иеремии Варух собрал все сделанные им пророчества в одну книгу и прочитал их перед народом в притворе Иерусалимского храма. Прослышав об этом, царь Иоаким пожелал самолично ознакомиться с этими записями. После того как он их прочел, на голову пророка обрушился страшный гнев. Очевидцы-царедворцы рассказывали, что правитель самолично отрезал от свитка с записями предсказаний Иеремии куски и сжигал их в огне стоящей перед ним жаровни до тех пор, пока не уничтожил книгу полностью.

После этого жизнь пророка Иеремии стала особенно тяжелой. Ему и его ученику Варуху пришлось скрыться от гнева Иоакима в тайном убежище. Однако здесь святые не теряли времени зря и воссоздали утраченную книгу, прибавив к ней и другие пророчества.

Смысл предсказаний Иеремии

Таким образом, Иеремия — пророк, главной мыслью всех предсказаний которого было то, что евреи должны подчиниться молодому тогда, но быстро набирающему силы государству Вавилония. Святой призывал знать и правителя отвернуться от Египта и не навлекать на Иудею страшных несчастий. Разумеется, ему никто не верил. Многие считали его даже шпионом Вавилонии. Ведь Египет был сильнейшим в те времена государством, и никто даже предположить не мог, что какая-то молодая страна станет причиной бедствий его вассалов. Призывы Иеремии лишь раздражали евреев и настраивали против него самого же.

Падение Иудеи

Уничтожение свитка с неприятными для него предсказаниями неправедному царю Иоакиму, проводившему все свое время в необузданных увеселениях, не помогло. В 605 г. до н. э. в битве при Каркемише молодой вавилонский правитель Навуходоносор нанес сокрушительное поражение египетским войскам. Иудеи, не прислушавшиеся к словам Иеремии, разумеется, участвовали в этом сражении как вассалы Нехо Второго.

Когда Навуходоносор подошел к стенам Иерусалима, царю Иоакиму пришлось откупаться от него частью храмовых сокровищ и отдать в заложники сыновей многих знатных людей Иудеи. После того как вавилоняне ушли, неправедный правитель продолжил свою беспечную жизнь.

В 601 г. до н. э. Навуходоносор предпринял еще один поход против Египта. Однако Нехо Второму на этот раз удалось дать ему отпор. Царь Иудеи Иоаким воспользовался этим для того, чтобы окончательно порвать с Вавилонией. Оскорбленный Навуходоносор, к тому времени уже подчинивший себе Аммон и Моав, двинулся на Иерусалим. В 598 г. до н. э. город был им взят, его правитель убит, а храм - разрушен. Пророчество Иеремии сбылось. Как он и предсказывал, в плену угнанные в Вавилонию евреи в последующем провели 70 лет.

Иеремия — пророк, который, как уже упоминалось, жил всего в нескольких километрах от стен Иерусалима и многие годы имел возможность любоваться его величественными очертаниями. Картины разрушенного города и храма глубоко поразили его. Всю свою боль и печаль пророк выразил в особом поэтическом тексте. Последний официально включен в Библию и носит название «Плач Иеремии».

Смерть пророка

Что случилось с Иеремией после взятия Навуходоносором Иерусалима, доподлинно не известно. Согласно имеющимся данным, царь Вавилонии великодушно позволил святому остаться на родине. Назначенный им наместник Иудеи Годолия даже благоволил пророку и всячески его защищал. Однако после смерти этого губернатора враги Иеремии насильно увели его в Египет. Считается, что в этой стране разозленные иудеи из мщения умертвили святого, побив его камнями.

Отношение к пророку в других религиях

Христианство оценивает Иеремию как второго из главных пророков Библии и при этом почитает как святого. Примерно такое же отношение существует к нему и в иудаизме. Евреи также считают его вторым по важности великим пророком, но при этом к святым не относят. Пророк Иеремия в исламе особенно не почитается. В Коране он не упомянут. Однако, как и многие другие народы, мусульмане знают о нем и почитают за пророка

Кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ

Предсказания Иеремии, таким образом, по большей мере связаны с происходившими во времена его жизни политическими событиями. Однако и нравственной стороне в его проповедях и наставлениях уделено много внимания. Пророк искренне считал, что избежать грядущих несчастий можно, лишь покаявшись и покорившись воле Бога.

Еврейский народ он уподобляет отступнику, который не ведает, что творит. Всех отказавшихся от веры предков иудеев того времени Иеремия сравнивает с вязанкой дров, которая вспыхнет и сгорит от одного только слова Божия.

Еврейскому народу пророк, несмотря ни на что, отводит особую роль богоизбранного. Однако при этом он сравнивает его не только с вязанкой дров, готовых вот-вот загореться, но и с глиняным горшком. Об этом говорит произошедший с пророком знаменательный случай. Однажды он, проходя по улицам Иерусалима, подошел к горшечнику, взял у него один из горшков и разбил его о землю, пророчествуя о скорой гибели Иудеи и сравнивая ее с этим непрочным сосудом.

Предсказания Иеремии сегодня

Таким образом, мы с вами выяснили, о чем проповедовал пророк Иеремия. Прежде всего пророк призывал забыть о гордыне и приблизиться к Богу. В настоящее время он является одним из самых почитаемых святых, в том числе и в христианстве. История его жизни и сделанные им предсказания изложены в «Книге пророка Иеремии», найти и прочитать которую при желании будет несложно.

«Плач Иеремии»

Иеремия — пророк, христианами особенно почитаемый. Его произведение, известное как «Плач Иеремии», как уже упоминалось, является частью Библии. Эта священная книга содержит всего пять песней. В первой, второй и четвертой по 22 стиха, каждый из которых начинается и обозначен буквой еврейского алфавита по порядку. Третья песнь содержит в себе 66 стихов, разбитых на три группы. Стихи в них также начинаются с идущих по порядку букв Пятая песня также состоит из 22 стихов, но в данном случае буквенной нумерацией они не упорядочены.

Иеремия (пророк), годы жизни которого прошли в Анафофе и Иерусалиме, в первой песне «Плача» с огромной скорбью рассказывает об отведении иудеев в Вавилонский плен и гибели Сиона. Во второй пророк анализирует произошедшее, называя случившееся со страной несчастье заслуженной карой Божьей. Третья песнь представляет собой проявление наивысшей скорби святого. Лишь под конец этой части пророк выражает надежду на милость Божью. В четвертой части «Плача» пророк умеряет горечь скорби по погибшему городу осознанием собственной вины перед Господом. В пятой песне святой достигает полного успокоения, принимает случившееся как данность и выражает надежду на лучшее.

Таким образом, вы теперь знаете, кому пророк Иеремия уподобляет еврейский народ и о чем он проповедовал. Этот древний библейский святой жил в смутные тяжелые времена, но, несмотря на это и на горести, постигшие его лично и всю Иудею в целом, остался верным Богу своих предков. А потому может служить примером для всех христиан и иудеев.

Похожие публикации