Что такое префронтальная кора. Префронтальная кора головного мозга (лобные доли) Префронтальная зона мозга является третичной

Фрагмент книги Р. Кавашима. Как заставить работать мозг в любом возрасте. Японская система развития интеллекта и памяти. - СПб.: Питер, 2017.

Как сохранить свой разум и интеллект в рабочем состоянии до глубокой старости? Какие тренировки лучше всего способствуют развитию памяти? Что нужно делать, чтобы все успевать? Автор мирового бестселлера «Тренируй свой мозг» Рюта Кавашима, отвечая на «детские» вопросы, рассказывает о работе мозга, его тренировке и условиях эффективности до глубокой старости. Начните тренировать свой мозг уже сегодня! Занимайтесь развитием интеллекта и памяти у себя и своих детей постоянно!

В Правда ли, что мозг полностью формируется к трем годам?
(Девочка, 13 лет)

Наполовину это правда, наполовину нет. Конечно, наш мозг быстро растет и развивается в период от 0 до 3 лет. Мозг новорожденного весит примерно 380 граммов, а четырехлетнего ребенка - уже 1250 граммов. Мозг взрослого человека весит в среднем 1350 граммов, то есть самый значительный рост происходит в период до 3 лет.

Кроме того, в этот период нейроны префронтальной коры мозга соединяются друг с другом растущей сетью нервных волокон. Когда ребенок общается с родителями или играет в различные игры, он получает необходимый для развития мозга опыт.

Считается, что то, насколько хорошо ребенок проводит время с родителями, влияет на развитие его мозга.

Существует японская пословица «Душа трехлетнего ребенка остается с человеком до ста лет», и действительно, по большей части к трем годам мозг уже сформирован.

Однако ученые выяснили, что есть еще один очень важный период для развития нейронов префронтальной коры. В 11-12 лет начинается половое созревание. В этот период мы развиваем мозг своими силами. Обязательно читайте много книг и старательно учитесь, чтобы мозг и особенно префронтальная кора развивались.

Но и этими двумя периодами развитие мозга не ограничивается. Даже повзрослев, можно тренировать и развивать мозг, все зависит от вашего старания. До трех лет мозг быстро растет, но его формирование продолжается и дальше.

Для развития и тренировки мозга нет такого понятия, как «слишком поздно», ведь мозг развивается всю жизнь.

Тест на определение IQ позволяет оценить работу лишь небольшой части мозга, он не показывает эффективность использования самой важной префронтальной коры. Поэтому если у вас высокий IQ, то это вовсе не значит, что в будущем вы сможете стать президентом компании. С другой стороны, низкий IQ не помешает вам осуществить свою мечту, когда вырастете. Так что не переживайте по этому поводу.

Что же значит быть умным? Если честно, я и сам пока точно не знаю. Как ученый, я считаю, что умный человек - тот, кто хорошо умеет использовать префронтальную кору своего мозга.

Префронтальная кора мозга - эта область, которая отвечает за то, чтобы думать , создавать что-то новое из уже известного, принимать решения, исходя из обстоятельств, запоминать и вспоминать вещи.

Значит, умный человек - это человек, у которого префронтальная кора работает хорошо, следовательно, у него все в порядке с памятью, и он быстро соображает.

Что же лучше всего делать для тренировки префронтальной коры? Точно могу сказать, что один из способов тренировки мозга - много читать, считать и писать.

Получается, чтобы стать умным, нужно как следует учиться в школе, ведь школьные занятия тренируют префронтальную кору.

Наш мозг запоминает даже то, что слышал всего один раз. Люди, которые не могут запомнить что-то и с нескольких раз, на самом деле просто не могут найти способ «достать» информацию из памяти. В чем же разница?

Люди, которые могут запомнить информацию с первого раза, бессознательно связывают услышанное с разными другими вещами.

Например, вы идете в магазин, чтобы купить хлеб и тетрадь. Если попытаться запомнить это по отдельности, то все сразу забудется. Но если связать их в уме в один образ «тетрадь из хлеба», то запомнить станет гораздо легче.

То есть даже если вы забудете что-то, в вашей голове останется связанная с этим ассоциация, с помощью которой вы, как удочкой, сможете вытащить из памяти нужную информацию.

А люди, которые не могут запомнить что-то, сколько бы ни пытались, вероятно, просто пытаются запоминать все по отдельности.

В Что значит «голова хорошо работает»?
(Девушка, 19 лет)

О Это значит, что человек умеет хорошо использовать свою префронтальную кору.

«Голова хорошо работает» - значит, человек в любой ситуации быстро понимает, как ему лучше поступить. Необходимо накопить достаточно опыта, чтобы представлять, что может случиться и как лучше себя вести в тех или иных обстоятельствах.

Это работа префронтальной коры: исходя из накопленного опыта выбирать наиболее подходящее ситуации действие. Значит, тот, кто много учится, интересно проводит время, получает разные знания и опыт, следовательно, может эффективно использовать префронтальную кору своего мозга, - это и есть человек, у которого хорошо работает голова.

Почему во время уроков хочется спать?

Во время уроков хочется спать из-за проблем с концентрацией внимания. Когда вас клонит в сон, это значит, что циркуляция крови в префронтальной коре замедляется, как во время отдыха. А вот когда вам интересно учиться и вы сконцентрированы, то и префронтальная кора работает хорошо, и спать не хочется.

Разумеется, причиной сонливости может быть и недостаток сна. Важно ложиться спать в установленное время, как следует высыпаться и жить по расписанию.

В Что происходит в голове, когда мы о ч ем-то думаем?
(Девочка, 9 лет)

О Когда мы просто размышляем о чем-то, командный центр нашего мозга - префронтальная кора - работает только чуть-чуть.

Активность мозга во время размышлений измерили с помощью специального оборудования (МРТ). Оказалось, что в этот момент у правшей префронтальная кора левого полушария мозга работает совсем немного. Мозг настолько удивительная вещь, что можно думать и размышлять, даже используя его совсем чуть-чуть.

Тогда в какое время мозг работает наиболее активно? Согласно нашим исследованиям, мозг наиболее активен во время чтения вслух.

На втором месте - решение простых арифметических примеров. Более того, в отличие от медленного решения сложных задач, во время быстрого решения простых арифметических примеров работает практически весь мозг, включая префронтальную кору обоих полушарий. Однако мы все еще не знаем, почему именно чтение вслух и решение простых примеров заставляют мозг так активно работать.

С другой стороны, когда мы, например, слушаем музыку, наш мозг практически не работает, кроме височной доли, которая отвечает за слуховое восприятие. А если это музыка без слов, то у правшей работает только височная доля правого полушария.

Активность мозга, когда мы читаем вслух и решаем простые примеры, полностью отличается от активности мозга, когда мы слушаем музыку.





О Очень полезно. Когда вы читаете книги, то не только получаете знания, но и тренируете свой мозг.

Читая книги, можно научиться новым вещам, совершить рискованное путешествие в космос (которое невозможно совершить в реальности), встретиться с людьми, которые жили давным-давно, - одним словом, получить бесценный опыт. Но и это не все. Чтение книг тренирует мозг и, значит, пригодится для достижения ваших целей в будущем. Поэтому обязательно читайте как можно больше!

Однако во время чтения комиксов или журналов (где много картинок и мало слов) префронтальная кора почти не работает, поэтому старайтесь читать книги без картинок.

В Работает ли мозг по-разному, когда мы обдумываем фразу и когда записываем е е?
(Девочка, 11 лет)

О Когда вы одновременно пишете и запоминаете, мозг работает намного активнее, поэтому запоминать получается лучше, чем когда вы просто слушаете.

Когда вы обдумываете услышанную фразу, работает префронтальная кора левого полушария, которая отвечает за речь, и нижняя часть височной доли левого полушария, которая, как считается, отвечает за распознавание смысла.

А если вы записываете фразу, одновременно начинают работать оба полушария мозга. Работают префронтальная кора обоих полушарий, а также височная доля и теменная доля обоих полушарий. Получается, что, когда вы пишете, мозг много работает.

Так что если записывать в тетрадь то, что учитель пишет на доске, мозг будет активно работать, а информация - лучше запоминаться. А вот если только слушать и не записывать, то мозг будет работать совсем чуть-чуть, и вы мало что запомните.

В Что происходит в мозге, когда мы запоминаем слова?
(Девочка, 9 лет)

О Префронтальная кора обоих полушарий мозга работает, а то, как она работает, зависит от способа запоминания.

Наши ученые исследовали, как работает мозг во время запоминания слов и знаков.

Во-первых, когда мы видим знак глазами. В этот момент работает затылочная доля обоих полушарий, с помощью которой мы видим, а также несколько областей префронтальной коры левого полушария. Все выученные знаки «хранятся» в задней нижней части височной доли левого полушария.

Во-вторых, когда мы пишем много раз один и тот же знак. В этот момент работают многие области мозга. Особенно активно работает задняя часть префронтальной коры обоих полушарий.

Работа мозга совершенно различается в зависимости от того, пишем мы слова, чтобы запомнить, или нет.

Выяснилось, что при письме знаки запоминаются гораздо лучше. А вот если их не писать, то запоминать будет очень трудно, ведь мозг практически не работает в этом случае.

Кроме того, когда мы пишем, активно работает самая важная часть мозга - префронтальная кора. Получается, что это хорошая тренировка для нее.

Если тренировать префронтальную кору, то мозг не только будет хорошо запоминать слова, но и выучит, как и где их использовать.

А вот когда вы учите, как пишутся слова, просто смотря на них, префронтальная кора не работает так активно, как когда вы их пишете, поэтому вы сможете запомнить только сами слова.

В Можно ли стать умнее, если решать арифметические примеры в математических таблицах?
(Мальчик, 9 лет)

О Решение примеров в математических таблицах - это как упражнения для разогрева перед тренировкой. Неизвестно, можно ли поумнеть, решая только их.

Решение простых арифметических примеров в математических таблицах активизирует префронтальную кору обоих полушарий. Поэтому это хорошо в качестве тренировки для мозга.

Однако не следует забывать, что если выполнять только задания такого типа, то другие задания выполнять не научишься и будешь хорошо решать лишь простые примеры.

Если делать только упражнения для разминки, не получится хорошо научиться играть в футбол или волейбол, ведь так? После разминки всегда идет сама тренировка, на которой уже можно чему-нибудь научиться.

Решение примеров в таблицах - такая же разминка для мозга. После разминки, когда префронтальная кора хорошо работает, размышляйте, хорошо проводите время с друзьями, общайтесь с разными людьми, ходите в интересные места - в общем, получайте опыт, и тогда можно стать умным.

Поэтому нельзя ограничиваться только решением примеров в таблицах. Решать их, конечно, очень полезно, но гораздо важнее то, чем вы занимаетесь помимо них.

В Как работает мозг во время игры в слова?
(Мальчик, 9 лет)

О Во время этой игры мозг работает очень активно, особенно префронтальная кора.

Игра в слова - это игра, где нужно по очереди говорить слова и каждое новое слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Слова не должны повторяться. Когда мы играем в эту игру, многие области мозга, и в первую очередь префронтальная кора, активно работают. Поэтому игра в слова очень полезна для тренировки мозга.

По данным наших исследований, чем больше людей участвуют в игре, тем активнее работает мозг. Хотя при большом количестве участников собственное время игры уменьшается, но усложняется сама игра, ведь нужно следить за другими игроками, и поэтому активность мозга увеличивается.

В Как тренировать мозг, чтобы развивать воображение и творческие способности?
(Мальчик, 13 лет)

О За творческие способности отвечает префронтальная кора мозга. Поэтому тренировать нужно именно е е.

Мы провели исследование, чтобы выяснить, какая область мозга отвечает за воображение и творческие способности.

Студентам говорили названия предметов, не существующих в реальности, например «арбузный телевизор» или «лестница из кошек», и просили вообразить их себе. Когда студенты пытались представить эти новые предметы, у них работала главным образом префронтальная кора левого полушария.

То есть за воображение и творческие способности отвечает в основном эта область мозга. Следовательно, чтобы развивать такие способности, нужно тренировать префронтальную кору мозга.

А для ее тренировки нужно много общаться и проводить время с родителями и друзьями, получать разный опыт и хорошо учиться в школе.

Кроме того, очень полезно читать и решать арифметические примеры. А вот когда вы смотрите телевизор, играете в видеоигры или читаете комиксы, префронтальная кора не работает. И хотя полностью отказываться от этого не обязательно, нужно уменьшить время, которое вы проводите за этими занятиями.

Построй в голове скоростную магистраль

Информация, поступающая из внешнего мира в мозг, передается от одного нейрона к другому, как в игре «испорченный телефон». Только в отличие от игры, информация не изменяется по пути и доходит до последнего нейрона в правильном виде.

Правда, мы сразу забываем то, что слышали, видели или делали только один раз. А вот когда информация повторяется, мозг работает активно и запоминает ее.

Если сравнить путь, по которому информация прошла только один раз, с узкой проселочной дорогой, то с помощью многократного повторения можно построить широкую скоростную магистраль.

Тренировать мозг - значит строить много таких магистралей в разных направлениях.

В Полезно ли для мозга учиться через силу?
(Мальчик, 9 лет)

О В этом случае мозг работает неэффективно.

Наш мозг устроен таким образом, что, когда мы занимаемся чем-то без желания, он почти не работает. А работает он в том случае, когда у нас есть энтузиазм и мотивация.

Когда учиться совсем не хочется, но мы все равно делаем это через силу, продуктивность мозга падает.

С другой стороны, заставлять мозг работать через силу полезно для его тренировки. Ведь если вы, например, бежите марафон без особого желания, это же в любом случае полезно для тела.

Конечно, любым делом приятнее заниматься, если у вас есть желание и мотивация. А как вы себя мотивируете?

В Почему то, что нравится, легко запомнить, а то, что не нравится, - нет?
(Девочка, 6 лет)

О Потому что когда мы стараемся и делаем что-то с желанием, префронтальная кора мозга работает намного лучше.

Префронтальная кора - это область мозга, отвечающая за мотивацию. Мотивация растет, когда мы занимаемся тем, что нам нравится.

Структура, которая регулирует эмоции, находится глубоко в мозге и называется лимбической системой. От нее в префронтальную кору поступают сигналы «Это мне нравится! Я люблю это делать!». А когда от лимбической системы поступают сигналы «Мне это не нравится!», то префронтальная кора практически перестает работать. Поэтому пропадает мотивация и падает продуктивность.

Но нельзя бросать учить какие-то предметы только потому, что они не нравятся. Ведь это плохо отразится на вашем будущем.

Бывает, что начинаешь любить предметы, которые раньше не нравились, после того как много позанимаешься. Поэтому придумайте, как себя мотивировать, например, с помощью системы поощрений за успехи по нелюбимым предметам.

В Можно перестроить мозг так, чтобы полюбить нелюбимые предметы?
(Мальчик, 10 лет)

О Можно полюбить даже нелюбимые предметы, если много ими заниматься.

В школе я терпеть не мог английский язык. В средних классах я нормально к нему относился, но в старших просто возненавидел.

Разумеется, мои оценки по этому предмету были плохими. Но сейчас я свободно общаюсь с иностранцами на английском и исправляю ошибки в текстах моих студентов.

Как же я смог преодолеть свою нелюбовь к английскому?

Все дело в том, что мне приходилось постоянно использовать английский язык: я жил в принимающей семье за границей, чтобы заниматься исследованиями. Поначалу мой мозг продолжал не любить английский, но у него не было выбора, ведь нужно было постоянно общаться и работать. Так мой мозг постепенно переключился на любовь к английскому.

Если не будете прикладывать усилий, вы никогда не сможете полюбить нелюбимый предмет. Нужно понимать, что это может пригодиться вам в будущем, и стараться изо всех сил - так вы сможете полюбить то, что раньше вам не нравилось. Мой личный опыт это подтверждает.

В Почему те, кто не занимается на дополнительных курсах, умнее тех, кто занимается?
(Девочка, 9 лет)

О Потому что желание самостоятельно изучать что-то не связано с количеством времени, затраченного на учебу.

Школьная успеваемость учеников, которые занимаются на дополнительных курсах, сильно зависит от того, что они на этих курсах делают. Кроме того, на результаты обучения влияет отношение к школьным занятиям, поведение на уроках, подготовка домашнего задания и повторение материала.

Люди, которые изучают что-то самостоятельно и с энтузиазмом, могут усвоить гораздо больше, чем те, кого учат другие люди. Это общеизвестный факт.

Например, школьник не ходит на дополнительные курсы, но как следует занимается в школе и самостоятельно. Очевидно, что он достигнет лучших результатов, чем тот, кто ходит на курсы через силу.

Кроме того, результат не зависит от продолжительности занятий, он зависит от желания учиться и мотивации.

Если вы будете изо всех сил стараться и тренировать свой мозг, то сможете исполнить вою мечту и стать умным.

См. также: Развитие префронтальной области головного мозга с помощью упражнений

© Р. Кавашима. Как заставить работать мозг в любом возрасте. Японская система развития интеллекта и памяти. - СПб.: Питер, 2017.
© Публикуется с разрешения издательства

Многие люди с опаской реагируют на слово медитация, и это вполне понятно. Сегодня за этим определением закрепилась масса стереотипов, начиная от срочной встречи с Богом и заканчивая обязательным уходом в пещеру. Практикуя Хатха-йогу, которая априори предполагает движение к освоению этой процедуры, я все же очень долго отказывалась смотреть в ее сторону. Мне хочется рассказать о том, что именно соблазнило меня-таки начать пробовать медитировать.

Вне всяких сомнений, существует нескончаемое число прекрасных последствий практики медитации. Однако, я, с вашего позволения, как обычно обращусь к нашему неподражаемому организму и столь любимой мной его части - мозгу. Но прежде давайте отвлечемся и поговорим о самолетах. Пилот самолета поднимает его в воздух сам и сажает тоже сам, то есть с помощью определенных физических манипуляций и интеллектуальных усилий - на профессиональном языке это называется «на руках». Набрав нужную высоту, он может включить автопилот - задать маршрут и некоторое время передохнуть.


Так вот в нашем с вами мозге есть удивительная часть - миндалевидное тело, которое еще называют инстинктивным мозгом. Эта часть является аналогом автопилота в самолете. А еще есть чудная префронтальная кора - это тот самый режим «на руках», при котором мы действуем сознательно - с помощью интеллектуальных усилий.

Загвоздка в том, что наше с вами миндалевидное тело развито лучше, чем префронтальная кора. Это означает, что большую часть времени мы живем на автопилоте. В свою очередь, когда дело доходит до включения механического режима, и мы оказываемся в ситуации, где нужно принять обдуманное, сознательное решение - мы часто оказываемся в растерянности. Все это похоже на то, как управлялся бы самолет с бестолковым пилотом за штурвалом: пока машина движется на автомате - все худо-бедно, но происходит, как дело доходит до механических маневров - в кабине случается истерика или ступор.

Так вот практика медитации - это, оказывается, такая бесподобная штука, которая позволяет эту самую префронтальную кору тренировать и развивать. Благодаря сосредоточению мы размышляем вдумчивее и внимательнее и тем самым учимся принимать взвешенные решения и видеть варианты их последствий вперед. Тогда как принятие решений на автопилоте является импульсивным, что приводит к результатам, которые мы воспринимаем, как неожиданные. Именно незнание о возможности развивать префронтальную кору и чрезмерное доверие миндалевидному телу заставляет нас год за годом в одних и тех же ситуациях действовать одинаково, искренне ожидания нового развития событий.

Преимущество развития префронтальной коры заключается в том, что ее использование предоставляет нам гораздо больше вариантов выбора. Как бы хорош не был автопилот, он - всего лишь программа. Это означает, что он содержит в себе определенные алгоритмы действий в тех ситуациях, которые были предусмотрены разработчиком и не более того. Так же и с нашим миндалевидным телом: если мы пользуемся только им, то реакций у нас всего две - атакуй или спасайся бегством. Грубо говоря, если вас вызывают на ковер к начальству, где не слишком справедливо и лестно отзываются о вашей работе, а у вас включен автопилот, то вы станете выбирать лишь из двух вариантов действий: врезать начальнику или срочно написать заявление об увольнении. Порой они переплетаются: убежать, чтобы не врезать или врезать, а потом сбежать.

Давайте представим, что за штурвалом самолета оказался пилот высокого класса. Независимо от того, насколько он профессионален, это не отменяет в нем живого человека, поэтому периодически ему придется включать режим автопилота, чтобы отдохнуть. Это абсолютно естественно и стремление пилота механически управлять машиной, например, на протяжении двадцати часов - сродни самоубийству. Но для того, чтобы спокойно расслабиться, пока самолет движет собой самостоятельно, ему нужно быть уверенным в том, что он запрограммирован на полет, а не на крушение.

Пристегните ремни, потому что я собираюсь повести речь о психотерапии. Я буду действовать с помощью префронтальной коры, потому внимательно и осторожно, так что не пугайтесь. Мне очень нравится новая тенденция в йога-кругах: все больше опытных практиков рекомендуют прохождение личной терапии, как вспомогательный инструмент. Но поверьте, им очень непросто это делать, потому как за этим словом стоят стереотипы покруче, чем за медитацией. Так как я сама не понаслышке знакома с этой палочкой-выручалочкой, попробую соблазнить вас еще и этим.


Представьте, что за штурвалом вышеупомянутого самолета нахожусь я. И мой профессиональный опыт таков, что в результате регулярного включения автопилота, я часто терпела крушение. И хотя машину я почти разрушила, сама, однако, чудом осталась жива. Я отдаю себе отчет в том, что управлять механически самолетом всегда я не могу, но что же делать? И вот в один прекрасный день меня осеняет догадка: похоже, какие-то алгоритмы в программе автопилота приводят к падениям. Но как мне узнать, что именно с ними не так? Ведь я пилот, я не разработчик.

Очевидно, что в данной ситуации мне придется взять черный ящик и отнести его к авиаконструктору. Кора нашего с вами удивительного мозга - это огромная библиотека, которая в зависимости от участка хранит в себе память обо всем, что мы когда-либо делали, чувствовали, думали, нюхали, трогали и т.д. Абсолютно бесподобно в ней то, что ей совершенно неважно, было ли это сознательно или автоматически. Именно исследование того, в какие именно моменты мой самолет терпел крушение, позволит мне узнать, какие алгоритмы в режиме автопилота направлены на саморазрушение и изменить их.

Таким образом, медитация и психотерапия могут оказаться частями одного большого, но очень важного процесса - развития нашего с вами мозга. Чем лучше мы с ним знакомы - тем увлекательней нам живется. И хотя мы много слышим о том, что этот орган - лишь помеха в самопознании и саморасширении - поверьте, он может стать нам и союзником, и другом, нужно только проявить чуточку интереса и уважения.

Продуктивность — это не столько умение правильно распоряжаться своим временем, сколько умение правильно распоряжаться рабочими инструментами. А наш главный рабочий инструмент — это мозг.

Знание того, какая часть головного мозга за что отвечает, поможет работать с наивысшим КПД.

И самым главным двигателем является префронтальная кора.

Для начала краткий урок биологии.

Префронтальная кора головного мозга — совокупность нескольких областей лобных долей, непосредственно связанных с отделами лимбической системы.

Она отвечает за сложные когнитивные и поведенческие функции, эмоции, исполнительные функции (особенно страдают при шизофрении), оценка обстановки и принятие решений, чувство такта, контроль импульсов и абстрактное мышление.

То есть мы используем эту часть головного мозга для того, чтобы логически мыслить, расставлять приоритеты и планировать. И именно она отличает нас от животных. Работа префронтальной коры довольна энергозатратна и когда она устает, страдает наша производительность и тогда включаются другие части головного мозга.

Антиподом префронтальной коры является амигдала , которая также является частью лимбической системы и отвечает за наши эмоции, как отрицательные (страх), так и положительные. То есть когда мы видим медведя, умом мы еще не соображаем, что происходит, а амигдала уже дала команду нашему сердцу начать ускоренно работать и нашим ногам нестись прочь — «борись или беги»!

Любите свою префронталную кору и боритесь с вашей амигдалой

Когда речь заходит об успешности в бизнесе, ваша префронтальная кора — ваш лучший друг и помощник, а амигдала только все портит.

  • В то время как амигдала будет бегать в панике пытаясь «потушить пожары», префронтальная кора будет думать о том, как избежать подобных ситуаций в будущем.
  • Амигдала будет орать на вашего коллегу из-за допущенной ошибки. Префронтальная кора будет стараться улучшить процесс, который вызвал ошибку.
  • Ваша амигдала будет сосредоточена на 0,1% изменения коэффициента конверсии, которое связано с изменением цвета кнопки. Ваша префронтальная кора будет будет придумывать новое предложение, которое увеличит количество переходов в 10 раз.

Используйте ее тогда, когда она находится в лучшей форме

Лучший вариант использования своей префронтальной коры на полную мощность без большой потери энергии — это использование в тот момент, когда она находится на пике своей продуктивности. То есть по понедельникам!

Если мы все делали правильно и хорошо отдыхали на выходных, в понедельник как раз и наступает этот правильный момент.

Если вы хотите свою работу на неделю вперед, увидеть общую картину развития бизнеса и принять кучу важных и правильных решений — выберите для этого понедельник. Понедельник — день для исполнительного типа мышления.

Исполнительный тип мышления и Стив Джобс

В бизнесе руководители берут на себя ответственность за развитие компании, поэтому «исполнительное мышление» для них очень и очень важно. Если вы руководитель, то это не значит, что вы должны устраивать «префронтальные понедельники» только для себя. Вы можете объединить усилия своей префронтальной коры с префронтальными участками своих коллег. Именно это и делал каждый понедельник — по утрам в понедельник он устраивал встречи и мозговые штурмы со своей командой.

Ключевым моментом для проведения свободных дискурсов исполнительной команды было утро понедельника. Он начинался в 9 утра и продолжался 3-4 часа. Внимание всегда было сфокусировано на будущем - на развитии каждого продукта, на том, что с ним будет происходить дальше, какие новые продукты будут разработаны.

Джобс использовал эти собрания для усиления чувства общей миссии в компании Apple. Это привело к централизованному управлению, которое сделало компанию похожей на ее хороший продукт — тесно интегрированной, и помогло избежать внутренней борьбы между подразделениями, которая могла привести к развалу.

Так же, как ваша префронтальная кора служит чем-то вроде «центра управления полетами» для вашего мозга, так и встречи по понедельникам, которые устраивал Джобс, помогали компании сохранять целостность и контролировать все процессы.

Почему понедельник?

Как уже упоминалось в начале статьи, если вы живете правильно, то именно в понедельник ваша префронтальная кора будет на пике своей продуктивности. Мы ведь пришли на работу хорошо отдохнувшими после , правда?

Несмотря на то, что у нас принято не любить понедельник, утро этого дня является идеальным временем для того, чтобы, не отвлекаясь на детали, взяться за что-то действительно важное и масштабное, набросать основные цели на рабочую неделю и подумать о своем будущем.

Возможно, если вы не работаете по стандартному графику, принятому в офисах (с пн-пт или с пн-пн), тогда вы можете выбрать другой день. Главное — почувствовать себя хорошо отдохнувшим и готовым свернуть горы.

Большинство из этих навыков основано на подавлении, торможении поведения ради благополучия других людей. Но навыки эти зависят также от развития головного мозга, от хорошо развитой префронтальной коры головного мозга, которая и играет затормаживающую роль. А развитие этой части мозга очень зависит от взаимоотношений - при отношениях, полных любви, будут выделяться опиаты, которые будут способствовать росту этой части мозга. Тот тип детско-родительских отношений, который способствует развитию мозга, также способствует обучению регуляторным стратегиям. Возможно, на развитие префронтальной зоны коры головного мозга может негативно повлиять генная мутация, однако неоспоримых доказательств этому практически нет. При этом последствия влияния на процесс развития социального опыта зафиксированы документально, и это влияние не вызывает сомнений.

Слабо развитая префронтальная зона коры была обнаружена при разных состояниях, в том числе и при депрессии. Если эта зона мозга недостаточно развита, механизмы самоконтроля, способность успокоиться и чувствовать свои связи с другими людьми остаются незрелыми. Ребенок-интроверт будет стремиться скрыть свои чувства и отчаянно стараться понравиться окружающим для того, чтобы его нужды были удовлетворены, направленный вовне будет стремиться сделать свои чувства заметными для окружающих, производя на них впечатление, или будет забирать у других то, что ему нужно, не обращая внимания на их чувства. В обоих случаях ребенок не будет ждать нормального отклика и понимания со стороны других. Обе стратегии происходят из одной и той же сложности в понимании и распознавании своих чувств и потребностей. Есть одна интересная гендерная особенность при выборе стратегий: женщины чаще более склонны к депрессии, в то время как мужчины выбирают путь агрессии. Важно, впрочем, сказать, что этот выбор не является предопределенным.

Адриан Рейн исследовал головной мозг 41 убийцы и проводил сравнения с мозгом 41 человека из контрольной группы, состоявшей из людей того же возраста и пола. Он обнаружил, что у убийц префронтальная кора функционировала с нарушениями. Те части мозга, которые обычно участвуют в социальном взаимодействии, эмпатии и самоконтроле, были недоразвиты. При недостатке раннего эмоционального опыта, который позволил бы им получить необходимые навыки, плохой работе структур мозга, которая не способствовала хорошему усвоению таких навыков, эти люди, по сути, были инвалидами, инвалидность которых не вкдна невооруженным взглядом, людьми, которым приходилось рассчитывать на свои примитивные реакции для того, чтобы достичь того, что им нужно. Они убивали скорее импульсивно, а не планировали хладнокровно свои действия, будучи не в состоянии контролировать свое поведение (Рейн и др., 1997а).



ПРИНУЖДАЮЩИЕ РОДИТЕЛИ

В связи с тем что указанные ключевые области мозга достигают своего критического уровня развития в период между 1 и 3 годами, к четырехлетнему возрасту становится понятно, какие дети недостаточно усвоили нравственные принципы и кому недостает сознательности. Те четырехлетние дети, которые усвоили то, что награда может быть отложенной (и о них в связи с этим можно сказать, что префронтальная кора у них развита хорошо), были признаны более компетентными в установлении и поддержании социальных связей, и они лучше справлялись со стрессом. Однако те четырехлетние дети, родители которых часто принуждали их к чему-то, демонстрировали недостаток нравственности и сознательности. Они не могли почувствовать себя в шкуре другого. Они не могли представить себе то, как их действия повлияют на других; отчасти это происходило потому, что никто не делал этого в отношении к ним, но еще и от того, что у них не было власти над собственными действиями, которые было необходимо остановить в интересах других людей. Томпсон и Венабле были не в состоянии представить ни страдания, которые они причинили двухлетнему Джеймсу Балгеру, ни боль переживаний, доставленных его семье. Они были отрезаны от чувств других людей, озабочены своими собственными потребностями отомстить за жестокость и пренебрежение со стороны их родителей и братьев.

Родители принуждают своих детей к чему-то силой, так как они не знают, что еще можно сделать при возникающих в семье конфликтах. Они сами не были обучены тому, как управлять своими чувствами, используя надлежащие стратегии. Как и родители людей с пограничным расстройством личности, они легко выходят из себя при детском плаче и требованиях. Принуждающий родитель и сам может обладать очень чувствительным или реактивным темпераментом и при этом не владеть в достаточной мере средствами управления такого рода возбуждением. Вместо того чтобы использовать свои реакции в качестве базы для эмпатии, отождествляя себя со своим ребенком и управляя таким образом возбуждением ребенка, агрессивные родители могут стремиться уничтожить источник такого возбуждения. Они пытаются сделать это, оставляя ребенка и отвергая его чувства, либо, взбешенные, наказывают ребенка за то, что у него возникают такие переживания.

Будущие проблемы можно предсказать, наблюдая за семьей в период от 6 до 10 месяцев ребенка, но не исходя из типа темперамента ребенка, так как поведение матери связано с типом темперамента ребенка. Те матери, которые не готовы поддерживать коммуникацию с ребенком постоянно, не способны принять потребности своего ребенка, а также возлагающие достижение своих целей на ребенка, скорее всего, помогают ему взрастить будущую агрессию и приводят его к нарушению поведения. Это можно считать причиной таких проблем, если стиль жизни матери можно квалифицировать как высокорисковый в смысле отсутствия поддержки для ребенка. Юные матери, матери в депрессии, матери с зависимостями, матери- одиночки - особенно те, у кого в семейной истории были случаи насилия любого рода, - более склонны демонстрировать враждебность и отвергать ребенка в его желании общаться. Их дети в этом случае сталкиваются с дилеммой, встающей перед человеком, зависимым от того, кто его не слушает, - они не знают, приблизиться к ней, чтобы найти удовлетворение своим потребностям, или избегать ее.

Если ситуацию не изменить, все продолжается и в более старшем детском возрасте (1–3 года), когда мать и ребенок становятся взаимно агрессивными и отвергающими друг друга. Родитель, которому сложно справляться с собственными чувствами, раздражителен и склонен взрываться в гневе, испытывая стресс от воспитания ребенка. Мать переносит на ребенка свои сложности по управлению и своими чувствами, и чувствами ребенка, часто обвиняя во всех своих бедах ребенка. Она редко хвалит его за какое-то должное поведение или помогает ему выстроить тот самый самоконтроль, от отсутствия которого страдает. Если ребенок не смог выстроить какой-то работающей стратегии, которая подразумевает сохранение дистанции между ним и матерью, а также умение скрывать свои чувства, что является обычным вариантом действий в таком случае, он (или она) может оказаться смущенным и запутанным - чаще всего он будет стараться избегать ее, но иногда искать с ней контакта, испытывая сильное расстройство. У таких детей часто бывает очень высокий уровень кортизола.

По мере взросления, если проблема не разрешается, родителям все труднее наладить связь с ребенком. Проблемы, которые становятся очевидными к 2-летнему возрасту, сохраняются. Уже в 2-летнем возрасте отсутствие положительных эмоций и чувств является достаточным для того, чтобы привести к проблемам в дальнейшем (Бельски и др., 1998). В сочетании с жестоким родительством результатом становятся сложности в регуляции, которые делают ребенка беспокойным, негативно настроенным, неспособным к концентрации. К 11-летнему возрасту такие проблемы оборачиваются более явным антисоциальным поведением, по крайней мере у мальчиков. Проблема является очень серьезной и затрагивающей большое количество детей - около 6 % детей школьного возраста в будущем нарушат общественный порядок.

Ребенок, у которого были требовательные, критикующие родители, применявшие принуждение и физическое наказание, также попадает в группу риска по заболеваниям сердца. Рей Розенмен и Мейер Фридман были зачинателями метода Тип А, который в настоящее время претерпел множество усовершенствований в результате проведенных исследований. Ключевой особенностью этого типа была признана установка на враждебность по отношению к другим и ожидание того, что с тобой будут плохо обращаться, что в итоге может привести к параноидальному, подозрительному и беспокойному поведению. Реакция на стресс у людей этого типа гиперактивна, и симпатическая нервная система находится в состоянии возбуждения. У таких людей обнаруживается высокий уровень норадреналина (у преступников он также высок). Норадреналин может привести к повышению кровяного давления и высокой нагрузке на сердце, но он также повреждает стенки артерий, что позволяет холестерину откладываться на них и вызывать закупорку. Человек, который так сильно реагирует на стресс, со сжатыми челюстями, всегда готовый к отпору, испытывает сложности в активации парасимпатической нервной системы, которая ответственна за его успокоение. В связи со всеми перечисленными особенностями, такой тип регуляторной стратегии связан с проблемами с сердцем. Высокий уровень норадреналина также блокирует работу части иммунной системы, макрофагов, что может также объяснить результаты недавних исследований, в которых говорится, что Тип А склонен к язвенным колитам, мигреням, раку, герпесу и проблемам со зрением.

Вот что еще было обнаружено в отношении эмоциональной регуляции. Недавнее исследование пожилых чернокожих людей, проведенное Харбургом и его коллегами (1991), показало, что те, кто выражал свой гнев, хлопал дверями и угрожал окружающим, имели высокое кровяное давление, в то время как те, кто сдерживал свой гнев и пытался разрешить свои сложности с окружающими, показывали значительно более низкое кровяное давление.

Когда жесткий стиль родительства подразумевает также физические наказания и битье, конечным итогом в дальнейшей жизни часто становится агрессивное поведение в школе. Ребенок все время ожидает насилия со стороны окружающих, вот почему он и сам не испытывает сомнений в необходимости его использования. Он видит враждебность там, где ее и нет, от того, что его чувства в этой сфере крайне обострены. В этом смысле дети тех, кто применяет насилие, учатся применять его сами. Они не знают, как еще можно разрешить конфликты с другими и как справиться со своими негативными чувствами.

Из книги видно, как мало ребенок получил адекватной регуляции; он страдал от стресса с самого младенчества. В ответ на это он стал дерзким, демонстративно неповинующимся и придерживался принципа - «всяк за себя». Как он говорил своей жене, ему стала привычна физическая (неизбежно и эмоциональная) боль. На физиологическом уровне, как я полагаю, возможно в головном мозге таких детей, происходит следующее: организм привыкает к высоким уровням кортизола и подавляет, блокирует рецепторы на основании того, что они больше не нужны. Так как стресс за каждым углом, нет никакой необходимости «поддавать жару», повергая организм в состояние боязненного ожидания, как это происходит с депрессивно настроенными людьми, он и так всегда в таком состоянии. Низкий уровень кортизола был обнаружен у тех мальчиков, которые подвергались насилию с самого раннего возраста (МакБернетг и др., 2002), увеличивая вероятность того, что результатом хронического плохого обращения станет агрессивное поведение.

Билли Коннолли привык жить на грани. Он стал рисковым парнем. Одна из его детских игр называлась «самоубийственный прыжок» со здания на здание. Он разыгрывал жестокие шутки, которые могли повлечь физические увечья, например ударяя других людей электрическим током. Все выглядело так, как будто он пытался проиграть те ощущения, которые он испытывал при общении с другими людьми, пытался удостовериться, что его тело не было для него помехой и он мог вынести любое насилие. Но неизбежно получалось так, что и к телам других людей он не испытывал никакого уважения, способный задать жару и жестко ответить людям, в случае если его провоцировали, что случалось нередко, если верить Стивенсон. Другими словами, он был беспокойным забиякой. История Билли типична для преступной личности.

Так почему же Билли Коннолли стал известным комедийным актером, а не отъявленным головорезом? Возможно, его отчуждение от людей смягчалось эмоциональными инвестициями других людей в него. Так, его теплые и любящие отношения с его старшей сестрой Флоренс подарили ему человеческую доброту. Она всегда его защищала. Он также занимался мужскими видами деятельности, которые находились в рамках закона, - он тренировался вместе со скаутами, что для него было очень важно. Через скаутов он познакомился с мужчиной, представителем среднего класса, который искренне и с удовольствием болтал с ним, пока Билли чистил его ботинки; он чувствовал себя нужным. У него были учителя, которыми он восхищался, они были веселыми и умными. Во время профессиональной практики в подростковом возрасте он познакомился с пожилыми сварщиками, работавшими на верфи, которые были остры на язык и весело шутили; его собственные способности вовремя находить нужное слово явно развились в ходе такого общения, даровав ему положительное внимание со стороны других людей. Включая теплые взаимоотношения с Флоренс, такой опыт оказался достаточным для того, чтобы Билли смог выстроить связи с другими людьми. Раннее ощущение отвергнутости, которое было потенциальным источником антисоциального поведения, смягчилось этими позитивными взаимоотношениями.

История диджея Голди пестрит похожими событиями. Оставленный своей тяжело пьющей матерью в трехлетием возрасте, скитавшийся между детскими домами и интернатами, Голди рассказывал журналистке Линн Барбер, что на месте его детства зияет пустота и что он в какой-то момент переключился в «режим выживания», нападая на всех и все подвергая встречается попыток рассмотреть причину такого поведения в плохом обращении в детском возрасте. Вместо того чтобы признать, что корни уходят в младенчество и раннее детство, все фокусируются на том, чтобы что- то сделать с текущим проблемным поведением. По сути, в моду входит жесткое обращение с теми, кто нарушает общественный порядок, попытки обучить их вести себя лучше, принуждение к ответственности за их действия. Одна либерально настроенная журналистка писала, что с хулиганов нужно «сбить спесь» и что ее уже тошнит от этого психологического раздутого пузыря об их низкой самооценке (Тойнби, 2001). Другими словами, она не смогла найти в себе никакого сочувствия к людям, которые причиняют так много вреда и несчастий другим людям. Хотя это именно то отношение, к которому привыкли эти мальчики. Их проблема в том, что они никогда не получали сочувствия от родителей. Их чувства и потребности всегда игнорировались. Их били и оскорбляли, когда они вступали в любой конфликт с родителями. Им пришлось подавлять свой гнев, имея таких властных родителей.

Именно в этом гневе и ярости таится проблема для общества, им некуда выплеснуться. Если гнев не находит выражения, им не управляют, если он не переключен на что-то другое в нужное время, он не может просто испариться. Он остается в организме и ждет своего времени. Когда новые обстоятельства вызывают ярость и ее можно более безопасно выразить, так как ее провокатор менее силен и могуществен, чем родитель, ярость находит выход. Чрезмерно сильные реакции, выбирающие в качестве жертв сверстников или более слабых взрослых, проявляются потому, что ребенка никогда не учили управлять такими чувствами и они никогда не были под надежным контролем. Билли Коннолли все время находился в состоянии внутренней борьбы с целью контролировать свои чувства и однажды нашел утешение в алкоголе. Существует значительное пересечение между совершением преступлений и употреблением алкоголя или наркотиков, так как это все растормаживает поведение. Но ребенок, с которым плохо обращались или которым пренебрегали, не научен сдерживать чувства с целью сохранения наиболее ценных для него взаимоотношений или самооценки, которой недостает. Он не чувствует, что его ценят другие, не сдерживаем оценками со стороны других людей. Он сдерживает чувства только в случае страха, и когда он перестает испытывать страх, то позволяет им проявиться.

Печально известный болотный убийца Ян Брейди убивал детей, с которыми он знакомился просто на улице. В своей переписке с писателем Колином Уилсоном он пишет о своей жажде мести. Он был незаконнорожденным и был отдан матерью на усыновление. Это раннее отвержение, а также несчастливая жизнь в приемной семье и создали фон жизни Брейди. Очень умный, он всегда чувствовал себя чем-то второсортным и неспособным раскрыть свой потенциал. Он считал, что мир к нему несправедлив, особенно после того, как ему было вынесено условное наказание за помощь другу на фруктовом рынке в загрузке грузовика, которая на самом деле оказалась воровством. Согласно Уилсону, эта несправедливость превратила его в настоящего ненавистника всего и вся, который не верил ни во что хорошее. Когда он убил первого ребенка из числа своих многочисленных жертв, он выкрикнул в небеса: «На, получи, мерзавец!», как если бы Бог предал его, и он вымещал таким образом всю свою месть (Уилсон, 2001).

Пока ребенок зависим от родителей, он не может в полной мере мстить им, так как риск потери родителей угрожает существованию, но также важна и его психологическая зависимость. Пока ребенок зависим, он не может в полной мере осознать себя как личность. В то время как большинство из нас формируют представление о себе через взаимодействие с другими людьми и исходя из их реакций на нас, и из того, что они нам говорят, чувство «я» ребенка, которое только возникает, в гораздо большей степени настроено на тех взрослых, которые играют наиболее важную роль в его жизни. Психологическое выживание зависит от сохранения взаимоотношений с этими людьми любой ценой и от принятия их представления о нас, неважно, насколько оно негативно. Даже мягкие формы отказа могут оказывать продолжительное воздействие на развивающееся самосознание ребенка. Мать одного моего клиента говорила, что она любит его, как это делают все матери, но он ей не нравится. Это окрашивало его чувства о себе самом на протяжении всей его молодости и вплоть до зрелого возраста. Другой моей клиентке говорили, что она не та личность, которая вызывает теплоту в окружающих. Оба эти клиента страдали от хронической депрессии во взрослом возрасте. Но когда родители бьют своих детей или обращаются с ними с открытой враждебностью, как это было в случае Билли Коннолли, они явным образом доносят до ребенка сообщение о том, что он бесполезен и плох, как об этом и свидетельствовал Билли.

Некоторые недавние исследования Мэри Ротбарт предполагают, что ребенок, который становится агрессивным в ответ на плохое обращение со стороны родителей, может быть младенцем с более направленным во внешний мир темпераментом (Ротбарт и др., 2000). Это дети, которые более склонны стремиться к другим людям, изучать какие-то предметы, улыбчивые и смешливые активные младенцы. Их порывы могут быть сильными, контроль над которыми возможен только в случае хороших отношений с родителями. Если такие дети выстраивают надежную привязанность со своими родителями, они научаются принимать ценности родителей и сдерживать себя. Как мы знаем, положительная связь также способствует формированию способности мозга к сдерживанию.

В негативных взаимоотношениях такие дети становятся беспокойными, не способными настойчиво продолжать исполнение задачи, гиперактивными - так как их энергия выплескивается наружу в разные стороны, не находя какого-то конкретного направления. Когда другие пытаются направить или контролировать их в манере принуждения и страха, они терпят неудачу, так как такие дети относительно бесстрашны и становятся очень негативно настроенными. Как я уже говорила ранее, если такие дети не овладевают навыками самоконтроля к трехлетнему возрасту, их поведение будет иметь тенденцию оставаться проблемным на протяжении всего детства, и существует большая вероятность того, что и в дальнейшем они будут совершать правонарушения (Каспи и др., 1996).

Исследования Ротбарт также показывают, что те дети, которые более осторожны в сближении с другими людьми и с опаской подходят к новым предметам, легче подавляют свои импульсы и в меньшей степени склонны становиться нарушителями общественного порядка. Эти дети гораздо более управляемы страхом, потому что они чувствительны ко всему незнакомому и неприятному. В рамках тонких детско-родительских отношений, которые предполагают бережное отношение, такие дети могут стать наименее строптивыми и самыми эмпатичными личностями. Если же их привязанность ненадежна, то они могут стать беспокойными и склонными к грусти, как некоторые из моих клиентов, страдающих от депрессии, либо они могут стать демонстративно дерзкими и демонстрировать оппозиционное, вызывающее поведение (Ротбарт и др., 2000).

Антисоциальное поведение по сути своей - это стремление достигать своих целей без оглядки на других людей. Оно предполагает отчуждение от других людей и неверие в приятные человеческие взаимоотношения. Это не может быть определено генетически, как не может определяться генетически недостаточный самоконтроль. Все, что могут гены, - предоставить сырой материал: это может быть импульсивный, направленный вовне тип личности, или осторожный, чувствительный тип личности, или какая-то комбинация этих наклонностей. Но вот что действительно важно: удается ли родителю соответствовать той или иной наклонности темперамента, которая соответствует потребности ребенка, и может ли родитель установить надежные, любящие отношения, которые смогут стать для ребенка основой для построения дальнейшей социальной дисциплины. Ребенок, который хочет разрешить свой конфликт с папой или подождать мороженого, чтобы доставить удовольствие маме, это ребенок, который уверен в своих взаимоотношениях с родителями. Этот ребенок вряд ли будет нуждаться в социализации через страх и наказание, так как он уже в этом возрасте учится понимать, какое воздействие он оказывает на других людей, и учится думать об их чувствах. Это происходит от того, что взрослые, которые о нем заботятся, откликались на его чувства и убедили его в том, что их взаимоотношения - источник удовольствия и комфорта и потому об их сохранении лучше позаботиться.

Префронтальная кора – это та часть мозга, которая делает человека человеком в психологическом и социальном смысле. Высшие сложные поведенческие функции и способность к мышлению обеспечивается именно этим участком больших полушарий. Можно сказать, что человек может думать благодаря префронтальной коре.

Анатомически префронтальная кора располагается в лобных долях больших полушарий. Область включает в себя 3 зоны:

  • заднебоковую;
  • срединную;
  • орбитофронтальную.

Взаимосвязи

Она имеет наибольшее количество связей с другими отделами головного мозга. Особо много связей лобный участок имеет с промежуточным мозгом: таламусом, гипоталамусом. Также передняя кора сообщается со структурами ствола и другими участками коры: с затылочной, теменной и височной.

Задняя область коры преимущественно связана с зонами, отвечающими за внимание, мыслительные процессы и двигательные акты. Внутренняя сторона префронтальной коры сообщается с лимбической системой, которая отвечает за низшие и высшие эмоции человека.

Передняя кора имеет сообщения со стволовыми строениями головного мозга. Больше всего – с ретикулярной формацией (структура, отвечающая за энергетический баланс и активацию коры). Поэтому префронтальная область зависит от состояния ствола, регулирующего активацию и торможение коры мозга.

Функции

Префронтальная кора головного мозга отвечает за высшие когнитивные функции человека. Эта область мозга относится к третьему функциональному блоку по Лурии, и носит название «программирование, регуляция и контроль». Кора ответственна за течение сознательной жизни человека, за протекание психических процессов.

В ней происходит формирование моделей поведения, адаптация к ситуации и подбор к ней поведенческих паттернов. К примеру, человек в течение жизни обретает опыт – модели поведения в определенной ситуации. Если он попал в незнакомую обстановку или обстоятельства, префронтальная кора начинает «искать» прежние паттерны, подходящие для ситуации, или формирует совершенно новые, которые подойдут для незнакомых условий.

Специфические функции:

  1. Эмпатия – сложная эмоция, доступная лишь человеку. Эмпатия формируется за счет комплекса поступающих извне сигналов от другого человека. В этот комплекс входит: мимика, жесты, тон голоса, скорость, обстоятельства. Префронтальная кора синтезирует эту информацию в единый образ и формирует эмпатию к другому человеку.
  2. Контроль эмоций и уравновешенность. Эмоции порождаются подкорковыми структурами в промежуточном мозге. Префронтальная кора позволяет осмыслять эти эмоции и контролировать аффект – то, чего не могут животные. Эта область выступает фильтром и регулятором чувств.
  3. Реакция на стимул: промежуток между действием раздражителя и ответом на него – латентный период, во время которого информация об источнике «осмысливается».
  4. Самосознание и возможность осознавать предыдущий и настоящий опыт. Планирование будущего, постановка целей и формирование мотивации. Кроме того, префронтальная кора не просто сохраняет опыт, но и связывает различные звена между прошлым, настоящим и будущим. Здесь хранится автобиография о самом себе.
  5. Интуиция – возможность проникать в сущность ситуации посредством инсайта (внезапное озарение). Интуиция имеет физиологическое обоснование, так как это – предыдущий опыт, хранящийся в подкорке. А за счет крупных связей между префронтальной корой и подкорковыми структурами интуиция может реализовываться как часть планирования поведения или целей.
  6. Мораль. Дэниел Сигел, профессор психиатрии в медицинской школе Лос-Анджелеса говорит, что за вопросы, связанные с нравственностью и моральными ценностями отвечает префронтальная кора.
  7. Волевой контроль за поведением.
  8. Прогноз будущих событий и последствий своих деяний.

В префронтальной коре располагается 9, 10, 11, 12, 46 и 47 поле по Бродману.

9 поле отвечает за:

  • Кратковременную память и оценку давности событий, то есть человек может чувственно представить и составить мыслительный образ того, насколько давно это было. К примеру, мы можем представить временную разницу между вчерашними событиями и событиями десятилетней давности.
  • Слуховое восприятие слов.
  • Идентификацию других людей, определение их намерений и прогноз поведения.
  • Пространственное мышление. Когда в уме мы представляем многомерные фигуры, активизируется 9 поле.

10 поле отвечает за:

  1. Принятие решений и планирование поведения.
  2. Установление логической цепочки событий, между теориями, гипотезами и предположениями.
  3. Оперативную память. Это явление можно сравнить с оперативной памятью компьютера, отвечающая за выполнение нескольких задач одновременно и параллельное хранение информации о них.

11 поле ответственно за осмысления обоняния, придание ему смысла. Эта зона позволяет, учуяв определенный запах, вспомнить событие из жизни. Благодаря 11 полю с запахами ассоциируются эмоции. 12 поле помогает лобной коре контролировать подкорковые структуры. 46 и 47 поля ответственны за сочетание одновременного поворота глаз и головы в сторону, за пение и модуляцию движений речевого аппарата, что позволяет четко произносить речевые звуки.

Тренировка префронтальной коры заключается в чтении, счете и письме. Существует методика, пункты которой необходимо выполнять каждый день. В среднем выполнение всего алгоритма не занимает больше 5 минут в день:

  • Вспоминание вчерашних событий. Для этого в течение нескольких минут нужно вспоминать вчерашнюю деятельность: с кем был разговор, как собеседник был одет, какая погода была, что читали и какие слова произносили. В общем, задача состоит в том, чтобы вспомнить как можно больше за вчерашний день.
  • Чтение вслух. Читать можно любую небольшую простую статью, которая попадется на глаза. Суть: после прочтения колонки нужно записать время, потраченное на чтение, после чего нужно осмыслить информацию и пересказать себе вслух. Уже через месяц ежедневной тренировки свойства памяти улучшаются до 20%.
  • Написание слов. Писать нужно не на клавиатуре, а ручкой. На бумаге можно записывать свои мысли, прочтенную статью или расписывать планы на последующую неделю.

Префронтальная кора естественным образом атрофируется по мере старения человека. С этим фактом связывают старческую деменцию или слабоумие, могущее перейти в болезнь Альцгеймера. Медицинский факт: люди, чей образ жизни связан с интеллектуальным занятием, менее подвергаются инволюционным изменениям коры головного мозга.

По мере атрофии ухудшается память. Человеку труднее вспомнить события из жизни, понижается скорость мышления, замедляется закрепление ассоциаций.

Также данная кора выполняет функцию забывания. Это естественный процесс освобождения гиппокампа от «мусора» – один из защитных механизмов человеческой психики.

Дорсолатеральная префронтальная кора

Этот участок, дорсолатеральная префронтальная кора, или заднелатеральная область, является органическим субстратом оперативной или кратковременной памяти. В исследовании 1936 года показано, что у высших приматов, у которых эта часть мозга подверглась разрушению, ухудшилась кратковременное запоминание.

Дорсолатеральная зона учавствует в формировании произвольного внимания (способность к концентрации, устойчивости и переключаемости). Здесь происходит фильтрация неактуальных мыслей и ощущений. Всем знакомо понятие, когда пытаешься сконцентрироваться на одной вещи, а в голову «лезут» не те мысли – это недоскональность работы дорсолатеральной области. Однако при активизации этого участка человек сохраняет способность работать над одной идеей или мыслью в течение долгого времени, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Данный участок формирует у человека чувство справедливости. Этот участок дал возможность человеческому виду сформировать понятие о справедливости, чувстве вины и обвинении других людей, о назначении приговора за содействие в неправоверных действиях.

Похожие публикации