Нужно ли ходить в церковь каждый день. Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком? Почему Бог исполняет не все просьбы

Православный храм разделен на три части: притвор, сам храм, алтарь. Поднявшись по лестнице, вы попадете в притвор и лишь после в храм. К алтарю разрешается подходить только , с разрешения священника. Войдя в храм надо остановиться у дверей и трижды поклониться с молитвами «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (в будний день совершить поясной поклон, в пост – земной поклон). После надо поклониться вправо и влево пришедшим вас в храм. Если идет богослужение, стоит оставаться на месте и внимательно слушать псалмы и молитвы, которые читают в , не говоря про себя другие, не читая по книгам отдельно от церковного пения. Такое поведение считается отделением от церковного собрания и осуждается.


  1. Входить в храм желательно за некоторое время до начала богослужения, чтобы успеть поставить , приложиться к иконам и заказать поминовение. Входя в храм, когда совершается преосуществление Святых Даров, стоит остаться у входных дверей до окончания важнейших частей службы.

  2. Нельзя входить в православный храм с животными или птицами.

  3. Не стоит забывать, что следует отключить мобильный .

  4. Мужчинам входить в храм надо, не покрывая головы, а женщины покрывают голову. Важно соблюдать правила предписывающие как одеваться в храм. Недопустима одежда: шорты, короткие юбки, брюки (для женщин). Желательно, чтобы одежда была скромной, нейтральных, неярких тонов и прикрывала большую часть тела.

  5. Войдя в храм, надо подойти к аналою, специальному столику, расположенному посредине храма, на котором лежит Икона храма и Святая этого дня, и приложиться к ним. Во время богослужения принято, чтобы мужчины стояли с правой стороны, а женщины – с левой. В православном храме не принято сидеть, за исключением больных и стариков. Придя в храм с детьми надо следить, чтобы они вели себя по скромному и не шумели. Если малыш расплачется, надо сразу же вывести его на улицу. Нельзя разрешать детям есть в храме, кроме розданного священником благословенного хлеба. Ходя по храму нельзя разворачиваться за священнослужителем и поворачиваться спиной к алтарю.

  6. Нельзя уходить из храма до окончания богослужения. Службу надо отстоять от начала и до конца, она считается жертвой Богу.

Для человека, только пришедшего к вере и начавшего посещать богослужения, всегда встает вопрос: правильно ли он поступает, правильно ли воспринимает происходящее вокруг.

Человек, который начал ходить в церковь, должен уяснить для себя, что собираясь в храм, он идет на встречу с самим Богом. Это первое и главное условие. Совместная церковная молитва не дает рассеяться мыслям, а церковные песнопения настраивают на соответствующий лад душу.

Перед богослужением желательно провести некоторое время в тишине и молитве. Храм является домом Бога. Исходя из этого, посещение должно быть благоговейным.

Каждому предписывается посещать воскресные и праздничные службы. Следует стремиться к пониманию богослужения. Все возникающие вопросы и сомнения стоит разрешать со священником.

Одеваться при посещении храма следует чисто и опрятно. Женщинам приличествует одежда, соответствующая их полу, то есть платья и юбки, не слишком открытые или обтягивающие. Желательно обойтись без косметики. Женщина должна быть с покрытой головой (1 Кор. 11, 13). Мужчина должен находиться без головного убора (1 Кор. 11, 4). Женщина в период очищения не может посещать храм.

Входя в храм, стоит оставить все житейские попечения. На службе не надо вертеться, создавать шум, разговаривать, отвлекая от молитвы людей. Мужчины, по древней традиции Церкви, стоят в правой стороне храма, женщины - в левой.

На службе нужно вникать в молитвы, пение и чтение. Если нить службы потеряна, то священники рекомендуют молиться про себя: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Вы не должны оставлять храм до конечного отпуста службы.

И не надо думать, что поставленная свеча является взяткой Богу. «Жертва Богу дух сокрушен» (Пс. 50, 19). Ставя свечу, человек уподобляет себя мягкому воску, желая стать таким же податливым воле Христовой, и призывает Бога зажечь огонек веры в сердце.

Чем больше человек продолжает ходить в церковь, тем меньше остается вопросов, все встает на свои места. Всегда стоит помнить слова св. царя Давида: «я по множеству милости Твоей войду в дом Твой» (Пс. 5, 8), то есть входит человек в храм по милости Бога, а не по своему хотению. А свт. Иоанн Златоуст призывает, приняв от Бога милость, принести в ответ такую жертву: «поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» (Пс. 5, 8) – не так, как многие из молящихся, которые в это время почесываются, зевают, дремлют, но со страхом и трепетом. Кто молится, таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие.

Видео по теме

Источники:

  • как правильно ходить в церковь

Что есть церковь и как эта «штука» работает, часто не все понимают до конца. И вообще, церковь - это «штука», или все же что-то живое?

Люди часто думают, сходить в церковь, что-то там сделать, что в этом есть важный смысл для их жизни. Возможно, это отпечаток воспитания, возможно, душа человека ищет чего-то сокровенного и высокого. Какова бы ни была причина, интерес человека к церкви это всегда хорошо. Но, все-таки, он должен знать кое-что, чтобы этот интерес принес только положительный результат, а не разочарование.

Первое, и самое важное, что следует знать о церкви, это то, что церковь – это не здание. Каждый человек не раз в своей жизни видывал величественные сооружения с блестящими куполами наверху. Красивое зрелище. Но это вовсе не церковь. Церковь – это живой организм, состоящий из людей. Библия именно так определяет то, церковь. И люди, являющиеся ее частью, собираются вместе, чтобы вместе в единстве расти духовно. Итак, церковь это не постройка, пускай даже очень красивая, но собрание людей. А те величественные строения с куполами, которые все знают, это лишь места, где собираются живые церкви. Это храмы, которые помогают поклоняться Богу. Итак, работает церковь не как здание, но как что-то живое.

Второе, что часто упускается из виду, это многоразличие. «Церкви всякие нужны, церкви всякие » - кто-то согласиться, кто-то станет протестовать. Но, чтобы вы ни думали, в этом переделанном выражении сокрыта одна истина: церковь бывает не только . Существует три основные конфессии («церковь» - понятие, присущее исключительно христианству): православие, католицизм и протестантизм. Славянам часто ближе всего приходится православие, но важно понимать, что церковь этим не ограничивается. Даже если вы отрицательно относитесь к католикам или протестантам, собрание членов этих конфессий все равно будут называться церковью.

В связи с тем, что церкви существуют разные, нужно понимать, что стоит ожидать от той или иной церкви. Работает церковь (здесь уже в прямом смысле, имеется в виду расписание и характер богослужений) в каждой конфессии и деноминации по-разному. Например, в православных церквях есть расписание основных богослужений, но верующий, в большинстве случаев, может и в любое другое время придти в храм для молитвы, и даже в таком случае станет причастным к церкви. В протестантских же церквях большой акцент делается на общие собрания и богослужения, когда только церковь становится церковью. К тому же, видение каждой отдельной поместной церкви в некоторых вопросах может немного отличаться от других.

Итак, церковь – это собрание живых душ во имя Бога, и если человек желает идти в церковь, значит, он должен готов придти к Богу вместе с другими людьми, а не просто придти в храм для совершения религиозного действия. Религиозное действие (молитва, поставить свечи в храме, принять причастие) должно быть выражением желания общаться с Богом. И каждая церковь может обладать свойственными ей одной особенностями проведения богослужения, что проявляется как в расписании, так и в образе и способе.

Видео по теме

Источники:

  • кто работает в церкви

Необходимость посещать храм возникает не только у православных христиан, но и у многих атеистов в период сложных жизненных кризисов. Церковь – храм Божий – открывает свои двери для всех: верующих и сомневающихся, взрослых и маленьких детей. Посещая храм, необходимо помнить о том, как вести себя во время богослужения.

Вам понадобится

  • Для женщин - платок, юбка ниже колен

Инструкция

Посещение храма придает сил, в первую очередь, духовных, наполняет сознание человека мудростью. Приходите в церковь за некоторое время перед началом службы. Если вошли во время чтения шестопсалмия, Евангелия или в момент преосуществления Святых Даров, дождитесь окончания этих частей службы у входных дверей. Входите в церковь со смиренной радостью, перекреститесь и три поясных поклона.

Люди приходят в православный храм для того, чтобы попросить благословения, поблагодарить за чудеса, покаяться в согрешениях, заказать молебны или просто для успокоения, очищения души.В храме должны находиться в правой его части, а женщины – в левой. Женщинам подобает быть в юбках ниже колен с покрытой платком головой. Посещение храма предполагает отсутствие косметики на лице.

Зажигайте свечи только от других свечей. Ставьте их Спасителю, Божьей Матери, Пантелеимону и другим святым, которые исцеления. Свеча за здравие ставится со словами: «Святый угодниче Божий (назовите имя), моли Бога обо мне, грешном (или, если просите о другом, его имя)». Перекреститесь, поклонитесь и приложитесь к иконе. Если ставите свечу всем святым, произнесите: «Вси святи, молите Бога о нас».

Перед тем, как приложиться к иконе, Евангелию или Кресту, поклонитесь и перекреститесь два раза перед целованием и один раз после. Прикладываясь к иконе Спасителя, верующие целуют ногу, а если Спаситель изображен по пояс – руку со словами молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Прикладываясь к иконам Богородицы (со словами «Пресвятая Богородице, спаси нас») и святых – целуют руку.

Слушайте молитвы и, если знаете их текст, молитесь вместе со всеми от сердца. Не раздражайтесь на других и не осуждайте их случайных ошибок. Не ешьте в церкви ничего, кроме благословенного хлеба, который раздают священнослужители. Во время службы не ходите по храму, слушайте богослужение стоя. В случае плохого самочувствия, конечно, разрешается присесть, но не выходите из храма без крайней необходимости.

Если священнослужитель осеняет прихожан Евангелием, образом, крестом или чашей, то прихожане крестятся и совершают поклон. Если священнослужитель благословляет рукой, проносит кадило со словами «Мир всем» или осеняет свечами, прихожане совершают поясной поклон не крестясь и не складывая руки лодочкой, как при личном благословении.

Видео по теме

Полезный совет

Прихожанин православной церкви должен знать хотя бы несколько молитв. Среди них Молитва Господня, ко Пресвятой Троице, Молитвы Богородице Дево и Святому Духу. Выучите также Символ Веры, Достойно есть, Песнь Пресвятой Богородицы, Псалом 50 (покаянный).

Источники:

  • Pravoslavie.ru

Порой бывает плохое настроение, бывает своего рода некая «душевная тяжесть», и человек не может найти себе место, его постоянно что-то беспокоит. В такие моменты лучше всего сходить в церковь для того, чтобы очиститься, попросить духовной помощи у Бога и прогнать то зло, которое скопилось за все время на душе. При посещении церкви необходимо придерживаться некоторых правил.

Инструкция

Обратите внимание на свой внешний вид. Ведь, посещая храм, вы осознано идете на встречу с Богом. Поэтому необходимо идти в церковь чистым и в опрятной одежде. Женщины должны надевать юбки ниже колена и кофты прикрывающие плечи. Никакие глубокие вырезы и декольте недопустимы. Обязательно входить в церковь нужно с покрытой головой. повязать платок или же накинуть на голову шарф. Мужчины же, наоборот, должны находиться в церкви без головного убора. Женщинам в период «женских дней» нельзя заходить в церковь.

Прежде чем зайти внутрь храма, отключите мобильный телефон или же переведите его в беззвучный режим. Это позволит избежать шума в случае неожиданного звонка. Во время богослужения запрещается шуметь и разговаривать. Если нужно кому-то что-либо передать, то сообщите это шепотом, не отвлекая остальных от молитв.

Не забывайте про молитвы. Не обязательно знать их много, достаточно повторять самую простую: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа, и ныне и присно и вовеки веков. Аминь». Будет очень хорошо, если вы купите и поставите несколько свечей.

Для того чтобы посетить церковь с целью причащения, необходимо вначале подготовиться. За три дня до причащения откажитесь от мясной и молочной пищи. Шоколад тоже нельзя есть в это время. Лучше всего за эти три дня почитать несколько раз в день молитвы. Наутро, перед тем как идти в церковь, попросите у своих близких прощение. Если с утра это сделать по каким-либо причинам невозможно, то попросите прощение с вечера. В день нельзя есть пищу до тех пор, пока не придете из церкви. После причащения весь день нельзя ничего выплевывать. Поэтому стоит отказаться от семечек и жвачек.

По возможности лучше все богослужение отстоять на ногах. Конечно, если такой возможности нет в связи со здоровьем, то не покидайте церковь до завершения службы, а просто присядьте на скамейку и продолжайте читать молитвы.

Видео по теме

Для многих верующих людей в нашей стране церковь является священным местом. Как и в любом другом общественном месте, в церкви существуют свои нормы и правила поведения, придерживаться которых должен каждый. К сожалению, не все знают, что делать в церкви, как себя правильно вести и т.д.

Прежде чем отправиться в церковь, нужно одеться благопристойно и скромно. Наиболее предпочтительны будут темные и спокойные тона в одежде. Юбка или платье должны быть достаточной длины - не выше колен. Губы женщинам лучше не красить, так как прикладываться к кресту или иконе накрашенными губами непристойно.

Входить в церковь необходимо спокойно и тихо, с благоговением. Перед входом в церковь нужно перекреститься и прочитать специальную молитву. Однако если вы таковой не знаете, то подойдет «Отче наш». Можно и просто перекреститься, сказав «Господи, помилуй».
При входе в церковь мужчины должны обнажить голову. Женщинам, напротив, нужно одеть головной убор или покрыть голову платком. Войдя в церковь, найдите себе место без суеты и сотворите три поклона в сторону алтаря. Если в храме идет служба, то мужчины становятся по правой стороне, а женщины – по левой. Если же вы посетили церковь в то время, когда службы нет, то можно подойти к иконе, которая стоит в центре храма. При этом необходимо два раза перекреститься и поцеловать нижнюю часть иконы. Затем нужно еще раз перекреститься.

Самое главное место в церкви - это алтарь. Туда разрешено заходить только священнослужителям и тем лицам мужского пола, которых батюшка благословил. Женщинам заходить в алтарь строго воспрещается.

Свечи о здравии нужно ставить перед иконами святых. Если вы ставите свечу за упокой душ умерших, то для этого в каждом храме есть заупокойный каноник. Узнать его можно по малому распятию, которое на нем располагается. Свечку можно ставить любой рукой, креститься же следует только правой.

Креститься, преклоняя при этом голову необходимо, когда вас осеняют: крестом, образом, святым Евангелием, святой чашей. Только лишь преклонять голову, не крестясь при этом, можно, когда вас: благословляют рукой, осеняют свечами, кадят. Если у вас возникнут какие-либо вопросы, то обращайтесь к священнику (только не во время службы).

Совет 7: Как часто ходить в церковь

Идеалы и крайности

Если посмотреть на любого храма, нетрудно убедиться, что какие-либо службы идут почти каждый день – утром, днем, вечером. Идеальным вариантом для , безусловно, было бы посещение всех этих богослужений.

Но идеалы крайне редко оказываются достижимыми в реальности. Посещать абсолютно все богослужения может либо монах, полностью посвятивший свою жизнь служению Богу и никаких иных обязанностей не имеющий, либо одинокий пенсионер, которому уже не нужно ни учиться, ни работать, ни даже нянчить детей или внуков. Впрочем, у пожилых людей нередко появляется иной камень преткновения – состояние здоровья.

От мирянина никто не требует посещения всех богослужений в обязательном порядке. Но бывает и другая крайность: человек ходит в церковь только на Пасху, Рождество Христово, быть может, еще на два-три больших праздника, и этим его церковная жизнь ограничивается.

Тут уместно вспомнить, что отношения Бога и верующего в него человека должны строиться на любви. Разве любящий человек согласится встречаться с любимой женщиной или не менее любимым другом дважды в год? Нет, он будет искать встреч как можно чаще! Если человек не ищет встреч с Богом, которые и происходят в храме, его трудно назвать христианином.

Золотая середина

Решая вопрос о частоте посещения церкви, уместно вспомнить одну из заповедей. Она звучит так: «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Господу, Богу твоему». Иными словами, сам Бог дал людям конкретную рекомендацию: выделять один день в неделю для встречи с Богом.

В ветхозаветные времена, как и указано в заповеди, таким днем была суббота – день, когда Бог «почил от всех дел Своих» после шести дней творения, поэтому до сих пор почитают иудеи.

В христианстве же священным днем считается воскресение, когда вспоминают Воскресение Христово. Именно воскресение христианин должен посвящать Богу, посещая в этот день храм.

Ходить в церковь раз в неделю, в выходной день, совсем не обременительно. Это позволяет постоянно «держать себя в форме», сверяя свою духовную жизнь с требованиями Церкви.

Зачем нужно ходить в церковь? Для чего посещать церковные собрания?

    ВОПРОС ОТ ЮЛИИ
    Сегодня много людей, которые считают себя верующими, но не принадлежат ни к одной христианской церкви… А если и принадлежат то лишь изредка ее посещают. Как оценивает такую жизненную позицию Библия?

Вопрос интересный и важный. Начнем мы с того, что разберемся, что такое церковь и кто ее установил?

В Библии слово Церковь не обозначает здание, как сегодня считают некоторые верующие. В Библии слово церковь представлено греческим словом экклесия. Оно обозначает народный сход, сбор, собрание вызванных, приглашенных людей. Другими словами это люди, которые из общего населения выделились и объединились для какой-то общей цели. Понятие церковь близко по смыслу с еврейским понятием синагога. На иврите синагога обозначает место собрания. А церковь на греческом, на котором писался Новый завет, обозначает собрание людей. То есть смысл близкий. Стоит отметить, что древний перевод Ветхого Завета Библии с иврита на греческий, называемый Септуаги́нта, тоже использует слово церковь - эклессия. Церковью в Библии в переводе Септуагинте называется собрание израильтян – народа Божьего.

В Новом Завете Библии четко написано, что Иисус установил Свою церковь – то есть Свое собрание, общество людей, которые поверив в Него, как в Сына Божьего - Господа и Спасителя выйдут из мира и других религий и войдут в Его собрание. Иисус заявил:

«Я создам Церковь МОЮ, и врата ада не одолеют ее» (Матф. 16:18)

Так и произошло – Иисус создал Свое общество, собрание. Последователи Иисуса, которых сначала насчитывалось всего несколько десятков человек, создали церковь – собрание верующих в Иисуса Христа. Ни сатана ни власть имущие люди не смогли уничтожить христианскую церковь. Сейчас христианство самая многочисленная религия в мире.

Как Вы думаете, зачем Иисус организовал церковь? Он мог этого не делать – пусть все верующие в Него жили бы отдельно не объединяясь ни в какие общества и организации. Но нет, Иисус Христос церковь создал и сказал, что врата ада не одолеют ее. То есть Его церковь не разрушит сатана как бы он не старался. Конечно, Иисус создал церковь не случайно, а преследовал важнейшую цель. И эту цель хорошо объяснили Его апостолы.

Апостол Павел сравнивал церковь с телом, где Иисус – это голова, а все христиане – это члены тела, где каждый выполняет свою роль для полноценного функционирования тела - организма.

«Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно … дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. … И вы - тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:18-27)

Павел объяснял, что точно также, как и у человеческого тела, у каждого члена Христова тела, то есть Христовой церкви, есть свои цели и задачи. И даже самые незначительные вроде бы люди, как и неблаговидные члены тела, играют в жизни тела свою важную и нужную роль.

Поэтому и встает разумный вопрос: если Сам Иисус установил церковь, то почему же сегодня верующие в Христа люди – христиане зачастую не ходят в церковь?

На это есть много причин. И вопрос этот очень широкий. Раньше, до возникновения теории Дарвина, когда мир был религиозен, верующие люди не представляли жизни без посещения церкви. Общество даже осуждало тех, кто не ходит в церковь. Теперь же когда в мире господствует материалистическое атеистическое представление о создании мира, то есть Дарвиновское мышление, посещение церкви стало сугубо добровольным. Теперь в церковь в основном ходят только горячо верующие люди и те, кто сильно хочет что-то получить от Бога.

Остальные верующие зачатую не ходят в церковь. И причины здесь разные. Кто-то разочарован тем, что он видит в церкви, которая неподалеку, то, что ему там не нравится. А в другие церкви он идти боится, так как в нашем обществе сегодня распространен стереотип, что вокруг много сект. Люди бояться искать другую церковь. Опасные секты на самом деле имеются, но их мало. А остальные церкви – это не секты - в основном это всемирные христианские церкви с десятками миллионов членов. Сегодня не трудно в Интернете прочитать о таких распространенных христианских церквях как христиане адвентисты, баптисты, пятидесятники, лютеране, методисты и т.д. Эти христианские церкви есть практически во всех странах и практически в каждом населенном пункте мира, где не запрещено христианство… И конечно это настоящие церкви, и они ничего общего не имеют с сектами. Подробнее об этому можно прочитать в материале, специально посвященном

Не нужно бояться искать другую церковь, а нужно искать истину. Апостол Павел на страницах Библии учит:

«Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фесс. 5:21).

Есть и такие люди, которые даже и не пытаются ходить в церковь. Но говорят, что верят в Бога… Таких людей сегодня много. И наверное даже большинство. Хождение или нехождение в церковь – зачастую это внешнее отражение внутреннего мира человека, его духовных стремлений. Многие думают. Я верю в Бога и этого достаточно. Бог у меня в душе. Они придумали себе такого бога, который им удобен, который их устраивает. Который соответствует их понятию справедливости. Как поется в песне из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» - «Вы вечно молитесь своим богам, и ваши боги всё прощают вам».

Придуманный ими бог все им прощает. Конечно, это удобно.

И наоборот неудобно, когда тебе показывают, что ты не прав, что так не правильно, что нужно жить по-другому. Эти верующие понимают, что в церкви их ждут какие–либо обязательства, поэтому даже и не пытаются ходить в церковь. Ведь если человек приходит в какую-либо церковь, то сталкиваются с определенными правилами. В основном в христианских церквях, как например в нашей, – это правила основаны на учении Библии. А в некоторых христианских церквях к ним еще добавляются и другие правила.

Естественно, зачастую люди не хотят менять свою жизнь. И даже если она им не совсем нравится, то она все равно для них привычна. Поэтому им комфортнее жить в гармонии с придуманным ими богом. Я надеюсь, Вы понимаете, что если человек укрылся от того, чтобы не знать Божьи критерии нравственности и правила жизни, изложенные в Библии, то это не значит, что они исчезнут. Здесь подходит иллюстрация со страусом. Когда он видит опасность, то прячет голову в песок. Но ведь хоть страус теперь не видит опасность, то от этого сама опасность-то не пропала.

Так и истинный Бог не изменился, оттого, если кто-то Его по другому себе представляет. И Божьи критерии нравственности и правила жизни по отношению к человеку тоже не изменились, если даже человек закрывает на них глаза. Бог согласно Библии всегда одинаков, и Его нравственный закон не изменен, и Его воля по отношения к человеку тоже одна.

Есть также люди, которые ходили в церковь, но перестали ее посещать по каким либо причинам. Часто это связано с тем, о чем мы говорили ранее. Человек начал изучать Библию и увидел, что в его церкви поступают, как ему кажется, не так как написано в Священном Писании. Тогда кто-то совсем бросает ходить в церковь, а кто-то ищет другую церковь.

Также бывают случаи, когда человек перестает ходить в церковь из-за того, что он обиделся на служителя или на братьев и сестер в общине.

Это не правильно. Нужно разделять церковь и Бога. Да, Бог установил церковь, но дальше люди идут своим путем. Поэтому мы и видим много церквей. Мы все грешные люди… Поэтому ошибки допускают как члены церкви, так и их служители. Бог дал свободу людям, это мы видим сразу в Эдеме. Бог не хотел, чтоб мы были рабами, или роботами… Но от того, что кто-то в церкви ведет себя не так, как мы хотим, это не значит, что мы должны перестать ходить в церковь. Ведь в церковь мы ходим, не для людей, ни для галочки, а чтобы ВОЗРАСТАТЬ в Боге.

Вот так мы подошли к важному вопросу. Зачем ходить в церковь?

Посещение церкви нужно в первую очередь самому человеку. Поэтому сразу хочется отметить, что формально ходить в церковь нет смысла. Если приходить в церковь, чтоб там просто постоять или посидеть, ничего не слушая, не вникая в учение Библии, в закон Божий, то это формальная вера. Тогда хоть посещай хоть не посещай церковь – разницы особой не будет. Такая формальная вера близка к суеверию. Мол, я посещаю церковь, ведь, говорят, что помогает, авось и мне поможет, или на всякий случай... В этом случае человек и не хочет меняться, осознавать свою греховность и раскаиваться в содеянных дурных делах… При формальном подходе душа человека фактически не подключается. Он желает получить награду за то, что просто выполнил какие-то действия - обряды. Вот я пришел к тебе в церковь – давай Бог награду! Но Богу нужно наше сердце, а не формальные посещения богослужений. Псалмопевец Давид со страниц Библии говорит:

«Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь (не оставишь незамеченным), Боже» (Пс. 50:19)

Поэтому, говоря о посещении церкви, нужно сразу понять, что речь идет о полноценном участии в собрании. Вспомним что такое церковь – это собрание верующих. В библии перечислено то, что проводилось на первых христианских собраниях, то есть в христианских церквях в апостольское время:

1. Это изучение Слова Божьего – Священного Писания. Апостол Павел писал:

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16)

Такое изучение Библии может быть в виде библейских уроков, а также в форме проповеди.

2. Прославление Бога пением псалмов, гимнов, декламированием стихов...

«Итак будем … приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15)

3. Общение с братьями и сестрами, а также помощь им при необходимости. Также и Вы получаете помощь моральную и даже материальную от братьев и сестер в церкви.

«Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр. 13:16)

4. И четвертое – причастие символов плоти и крови, умершего за нас Иисуса Христа.

«(Иисус) взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:19,20)

Господь хотел, чтобы верующие ВСПОМИНАЛИ ту жертву, которую за нас принес Иисус Христос. И поэтому пригубляя виноградный напиток – символ крови Иисуса, мы как бы соприкасаемся с этой жертвой, мысленно переносимся в то время, когда за нас на кресте страдал Спаситель. И преломляя и вкушая хлеб, мы как бы приобщаемся к телу Иисуса, переживая, как страдало Его тело, когда над Ним целый день издевались конвоиры – так что Иисус Сам уже не мог идти на казнь, а все время падал под ношей креста. Как Христос провисел 6 часов прибитый гвоздями ко кресту!

Вспоминая страдания за нас Иисуса, мы лучше понимаем любовь Божью. И эти обряды нам помогают не забыть этой любви. Не секрет, что наша жизнь, которая наполнена разными мирскими переживания, связанными с семьей, работой, учебой, жильем и т.д., захватывает весь наш разум и мы порой забываем Бога. То, как Он любит нас, заботится о нас. И подтверждение этому – смерть Иисуса Христа на кресте. Небожитель – Сын Божий сошел с небес на землю, стал смертным человеком, чтобы принять за наши грехи мученическую смерть… Об этом регулярно напоминается в церкви.

5. И пятое – это групповая молитва. Иисус прямо говорил, что групповая молитва обладает особой силой.

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф. 18:19,20)

Конечно это не значит, что молитва наедине с Богом не нужна. Иисус учил, что молиться, нужно закрывшись в комнате наедине с Богом. Но Бог показал также и ценность собрания – то есть ценность церкви. Если люди будут собираться и просить о чем-то одном общем, для всех важном, то такая общая молитва собрания будет иметь особое благословение.

Я не зря отметил, что только в церкви сообща можно эффективно нести Евангелие миру, хотя некоторые верующие заявляют, что не умеют красиво говорить, и соответственно, они считают, что мало чем могут помочь церкви.

Это в корне не верно! Каждый человек может послужить Богу. И у истинного верующего должно быть такое желание. Посмотрите, как писал псалмопевец:

«Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:3)

Каждый христианин может поучаствовать в общей главной миссии церкви. А какая главная миссия христиан? Рассказывать о Христе, приводить людей к Богу, тем спасать других людей. В этом служении каждый человек может сыграть свою роль. Вспомним, что церковь – это тело Христа. У каждого члена тела свои задачи и функции. Путь кто-то не умеет красиво говорить, зато он умеет хорошо готовить и может служить в церковной столовой или на миссионерской кухне, своей работой рассказывая людям как добр Господь. А если он кажется, ничего не умеет, то может послужить помогая в приборке церкви, чтобы люди видели чистоту и опрятность в молитвенном доме, понимая что Бог - это Бог порядка и у Него такие же дети. Согласитесь, прихожан бы стало меньше, если бы в церкви на территории нас встречала куча мусора или в здании был невымытый грязный пол. Неверующие первый раз пришедшие в такую церковь подумали бы: что это за Бог такой, что у Него такие неряшливые последователи… И больше бы не пришли в церковь. Как видите всякое служение важно в деятельности церкви. Каждый член тела Христа важен на своем месте. И каждый может найти это место, где принесет пользу Христу и Его церкви.

Кроме того, необязательно красиво говорить. Иногда мы в церкви слышим какие чудеса Бог сделал в жизни верующих. И в нашей жизни Бог тоже творит чудеса и мы делимся ими в церкви. А затем своим неверующим родным или знакомым мы можем рассказать о своем чуде или о чуде, услышанном в церкви. И это будет рассказом о любви Бога. Кто-то из неверующих или слабо верующих может заинтересоваться и тоже начать искать Господа. Так что, уметь говорить красивые проповеди не нужно для несения вести о нашем любящем Боге.

Итак, действительно ходить в церковь важно как для самого человека, так и для других людей, и конечно, посещать богослужения нужно регулярно.


Валерий Татаркин


Неделя имеет 168 часов; из них Бог назначил для Себя только один — и ты тратишь его на мирские занятия. … вы пренебрегаете этим случаем, чтобы привлечь к себе благодать вашего Бога.

Свт. Иоанн Златоуст, » О святой Евхаристии».

Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцов, делать добрые дела.

Преподобный Никон Оптинский

Каждое воскресенье - это малая Пасха; потому и называется этот день днем Воскресения. Радостью Воскресения исполним сердца и выйдем сейчас из храма со светом в сердце, со светом в душе, с умом светлым, так, чтобы всякого, кто нас встретит, осияло этим светом Воскресения Господня. Святой Серафим Саровский говорил: заботьтесь о том, чтобы вокруг вас всякая душа радостна была, потому что радостной душе легче найти Бога, а душе горькой - трудно… Если бы мы умели идти в мир, в тот скорбный мир, в котором мы живем, с радостью, если бы вокруг нас всякое сердце делалось тихое, всякое напряжение спадало, если бы было светло вокруг нас, то и о нас говорили бы, как о ранних христианах: «Как они друг друга любят!» - и спрашивали бы себя: что же есть у этих людей, что их делает бесподобными, делает такими, какими другой человек не может быть? Откуда у них эта радость, которую не может потушить ни холод, ни горе жизни,- откуда у них это?.. Если бы только, глядя на нас, люди могли поставить себе этот вопрос, ответ бы дал им Господь.

Митрополит Антоний Сурожский

Воскресенье - одновременно день первый и день восьмой. Первый - внутри седмеричного цикла, восьмой - как разрыв кольца и выход за пределы. В тот первый день, день творения, Господь сотворил свет и отделил свет от тьмы. Как радостно заметить сходство с днём воскресным. Ведь и Воскресший Христос победил тьму, сделал её явной и дал возможность человеку выйти из неё на свет. Что касается дня восьмого, то литургическое празднование воскресного дня делает нас общниками блаженной вечности, того вечно длящегося брачного пира, о котором говорит Евангелие. Именно днём восьмым называют будущий век Отцы. Седьмой день творения, в который Бог ничего нового не создаёт, но управляет уже созданным, длится до сих пор. С пришествием Христа и Его праведным Судом начнётся новый день - восьмой - и Царство Христово, ему же не будет конца. Так в праздновании воскресного дня соединяются оба конца истории - её творческое начало и её грандиозное завершение. И вся роскошь этой богословской трапезы доступна всякому человеку, участвующему в воскресной молитве.

Искупление мира - дело большей любви, нежели сотворение мира. То, что Бог, не утомляясь, создал чудный мир, говорит о Его всемогуществе и разуме. А то, что Он послал Единородного Сына, чтобы в Нём спасся мир, говорит о Его любви. Что же нам делать? За что нам больше Бога благодарить? За всемогущество - или за любовь к нам, падшим? Церковь говорит: за любовь. Церковь не отменяет субботу, называет её праздником, наполняет молитвой. Но выше субботы Церковь поставляет первый день - воскресенье. Его мы празднуем больше, и оно для нас - вечное напоминание о Полюбившем нас и Отдавшем Себя за нас.

Итак, Пасха пришла и в свой черед уйдет, а жизнь продолжится. Надолго ли Пасха уйдет? На неделю только. Каждое воскресенье – Пасхальный день. Истинный поклонник Воскресшего Господа не тот, кто раз в год приходит на длинное и особое Богослужение, отягчая руки корзинами со снедью, а тот, кто всякую неделю в воскресный день чтит и славит Победителя смерти – Иисуса Христа.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

Главнейшие духовные блага, дарованные нам Богом в Церкви, суть вера, молитва, исповедь и причащение Святых Таинств. Также важны пост и благотворение ближним.

прав. Иоанн Кронштадтский

Православный священник о воскресном дне

Награда за хождение в Церковь в воскресенье

Скольких самых высоких, чистых и святых утешений от Господа удостаиваемся мы за хождение в церковь Божию! Если мы будем свято, по Божьему закону, проводить воскресные и праздничные дни, то благодать Божия будет не только на душах наших, но и на всех наших предприятиях и обстоятельствах жизни нашей. Откуда, как не из храма Божия, исходят все дары Божии, небесные и земные? Где всего легче укрыться от всякой опасности и ото всяческих бед, как не под сенью храма Божия? Какой благодати Божией мы лишаем себя, когда не бываем в церкви Божией! Сколько в храме Божием христианская душа может получить благодатного утешения и отрады! Каким миром и радостью наполняется сердце наше от благодатного посещения храма Божия! И надолго остается в нашем сердце это благодатное чувство. Оно обновляет нашу душу, освежает и укрепляет наши силы, утомленные будничными трудами. Только в Боге, в молитвенном общении с Ним мы находим истинную отраду. Только в молитве душа наша становится мирною, светлеет духовною радостью. Тогда житейские попечения оставляются, забываются мирские дела. Только в одном храме Божием все напоминает нам о Божественном, небесном.

Храм Божий есть наше небо на земле. Там ум и сердце наше возводятся к Богу, воспламеняются чувствами покаянного умиления и сокрушения сердечного, благодарения и славословия. Мир не может доставить нам истинного утешения. Только в радости в Боге, по словам блаж.Августина, можно найти истинный, вечный покой и отраду. Мирские радости временные и быстро сменяются горестями и бедствиями. Одному только ленивому и беспечному о своем спасении нипочем не сходить в праздник в церковь Божию. Сделай же это истинный христианин, у него на сердце будет тяжело, на душе мрачно, на совести беспокойно. Не сходив в церковь, ему будет казаться, что он точно что потерял. Кто не испытал на себе сладостного утешения от посещения храма Божия и укора совести за опущение? Ничто не услаждает так нашу жизнь, как то утешение, какое мы получаем в церкви. В церкви наша скорбь уменьшается.

В церкви печаль наша сменяется духовным веселием и утешением. В церкви отягченные трудом получают отдых и успокоение. Затем-то Господь и зовет нас всех к себе: «…приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные земными скорбями и болезнями, и Я упокою вас» (Мф.11,28). Убило тебя горе семейное? Гнет и мучит сердце твое тоска и грусть безутешная? Наболела твоя грудь от тяжелой печали? Спеши скорей в храм Божий. Поведай все свои скорби Спасителю. Там, у подножия Креста Христова, ты получишь облегчение горестей и скорбей….

Из сборника назидательных рассказов»Духовная Нива »

Господь молится в пустыне, в уединенных местах, но вместе с верующими людьми Он приходит и в церковь. Не потому что имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь - наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, - такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди».

Об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. Она с трудом передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий. Как приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером - потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей - пропускать праздничные и воскресные богослужения.

Господь совершает чудо над этой женщиной ради ее верности заповеди Божией. Хотя она уже ни на что не надеется, она готова до смерти нести иго своей немощи. Но ей важно придти туда, где возвещается слово Господне, где дается самое главное для человека. В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Богу.

А состояние ее действительно было ужасное. Согнутая к земле, она ходила почти на четвереньках. Издалека можно было подумать, что это движется какое-то животное. Таково духовное состояние человека после его отпадения от Бога. Не может он выпрямиться, поднять лицо к небу, увидеть лицо другого человека. Только то, что внизу, питает и вдохновляет его. Вся радость его в том, что дает земля. А то, что выше, жизнь вечная, небесная радость, - это недостижимо для него. Как животное стал человек, согнут в три погибели, хотя физически иногда может поднимать голову свою очень высоко.

Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, недавно прославленный Церковью, говорит, что, глядя на это чудо, мы можем понять нелепость учения материалистов, рассуждающих о том, что человек произошел от обезьяны: ходил тысячелетиями на четвереньках и потом постепенно выпрямился. В одно мгновение Господь выпрямляет человека, согнутого к земле. И в одно мгновение Он создает человека таким, каким он и должен быть, чтобы участвовать в жизни, созданной для него Господом.

Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим кроме явления света явление мрака. Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божия Закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит он для этого внутренних сил), он обращается к народу: «Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой - день покоя, день субботний; и никто не может нарушать его».

Смотрите, что происходит. Свет чуда ослепляет этого учителя веры, и он хочет закрыть его и от других людей. Кому не ясно, что здесь действует Сам Бог. Но начальник синагоги хочет превратить Божие чудо в обыкновенное, ничего не значащее событие. Внешнее соблюдение правил для него дороже всего на свете, и он готов запретить Самому Богу совершать в субботу дела милосердия.

Женщина уже не надеялась ни на что. Но Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, мы погибнем в наших грехах. «Истинно говорю вам, - говорит Он Сам, - если вы не узнаете, что это Я - что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах, - вы погибнете в грехах ваших».

Благочестие и любовь - это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается в любви, в сострадании к другому человеку. Господь говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести на водопой? Каждый человек это делает, дико было бы и жестоко по отношению к животному не напоить его. Неужели эту дщерь Авраамову, которую связал сатана и мучает уже в течение восемнадцати лет, нельзя освободить от страдания! Не для того ли существует покой субботы? Тайна милосердия Божия, жизнь вечная - вот что такое этот «покой». И только через сострадание, через подлинное благочестие мы можем войти в него.

Господь обличает грех лицемерия. Из всех грехов это самый отвратительный. Мы помним, с каким гневом Господь многократно повторяет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Он никому из простых людей не говорит этих слов: «горе вам» - только фарисеям. Потому что «внешняя видимость при внутренней пустоте» явится «тайной беззакония» в Церкви. «Слушайте слово Господне, - предупреждает пророк Исаия. - Ваших собраний праздничных не могу терпеть - они беззаконие. Праздники ваши ненавидит душа Моя - они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои. Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 14-18). И тогда явится милость Господня, и совершится чудо. Бог есть огонь, говорит преподобный Серафим, не обряды, не пост и молитва, не добрые дела, а огонь, сокрытый в них. Не присутствие наше внешнее на празднике, а присутствие праздника в нас.

Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: «За что Господь Вам дает такой удивительный дар?», он отвечал: «Это милость Божия. Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши в отношениях с Богом и с людьми». Где прямота этих отношений, там свет Христов, там раскрывается чудо любви Божией, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.

Женщина, приняв дар исцеления, благодарит Господа. И весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Человек, милостью Божией получивший исцеление, не может не благодарить Бога. Это естественно для него. И это есть признак его исцеления, потому что никто не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа. Благодать Христова может выпрямить все, что грех искривил в нашей жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов

Посмотрите, редко в каком храме на Николая будет столько же народу, сколько в рядовое воскресенье. Как правило, в рядовое воскресенье народу будет меньше, а на Николая - больше. И как это назвать? Какое имя подобрать этому хождению на голове и перевертыванию жизни вверх тормашками? Хотим чтить святых - должны в первых почтить Господа, освятившего Своих избранников. Должны почтить Того, перед Кем меркнет всякая святость, ибо Он един Свят! Перед Ним «падают двадцать четыре старца и поклоняются, и полагают венцы свои перед Престолом, говоря: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:10–11)

Николай может спросить всех своих неразумных чтителей: «Почему это ты в мой день в храм идешь, а в день Воскресения Господа - нет? Почему ты чтишь меня, а не чтишь достойно Того, кому я служу и делом, и словом, и мыслью? Почему ты умеешь читать, но не усердствуешь в чтении Евангелия?» И так далее.

Нужно в день памяти Николая взять у него из рук святую Книгу. Как только мы у него ее возьмем, тотчас в руках у него появится другая такая же, так что всем желающим хватит. Взяв Книгу, возьмем за правило читать ее ежедневно: утром главу до работы, вечером главу перед сном. Читаемое, хоть и не сразу, хоть и не без труда, будет цепляться за память и станет предметом размышления среди дневной суеты и повседневных занятий.

ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ

Если мы будем свято, по Божьему закону, проводить воскресные и праздничные дни, то благодать Божия будет не только на душах наших, но и на всех наших предприятиях и обстоятельствах жизни нашей. Откуда, как не из храма Божия, исходят все дары Божии, небесные и земные? Где всего легче укрыться от всякой опасности и ото всяческих бед, как не под сенью храма Божия? Какой благодати Божией мы лишаем себя, когда не бываем в церкви Божией! Сколько в храме Божием христианская душа может получить благодатного утешения и отрады! Каким миром и радостью наполняется сердце наше от благодатного посещения храма Божия! И надолго остается в нашем сердце это благодатное чувство. Оно обновляет нашу душу, освежает и укрепляет наши силы, утомленные будничными трудами. Только в Боге, в молитвенном общении с Ним мы находим истинную отраду. Только в молитве душа наша становится мирною, светлеет духовною радостью. Тогда житейские попечения оставляются, забываются мирские дела. Только в одном храме Божием все напоминает нам о Божественном, небесном. Храм Божий есть наше небо на земле. Там ум и сердце наше возводятся к Богу, воспламеняются чувствами покаянного умиления и сокрушения сердечного, благодарения и славословия. Мир не может доставить нам истинного утешения. Только в радости в Боге, по словам блаженного Августина, можно найти истинный, вечный покой и отраду. Мирские радости временные и быстро сменяются горестями и бедствиями. Одному только ленивому и беспечному о своем спасении нипочем не сходить в праздник в церковь Божию. Сделай же это истинный христианин, у него на сердце будет тяжело, на душе мрачно, на совести беспокойно. Не сходив в церковь, ему будет казаться, что он точно что потерял. Кто не испытал на себе сладостного утешения от посещения храма Божия и укора совести за опущение? Ничто не услаждает так нашу жизнь, как то утешение, какое мы получаем в церкви. В церкви наша скорбь уменьшается. В церкви печаль наша сменяется духовным веселием и утешением. В церкви отягченные трудом получают отдых и успокоение. Затем-то Господь и зовет нас всех к себе: «…приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные земными скорбями и болезнями, и Я упокою вас» (Мф.11,28). Убило тебя горе семейное? Гнет и мучит сердце твое тоска и грусть безутешная? Наболела твоя грудь от тяжелой печали? Спеши скорей в храм Божий. Поведай все свои скорби Спасителю. Там, у подножия Креста Христова, ты получишь облегчение горестей и скорбей….

Из сборника назидательных рассказов»Духовная Нива»

Размышлял сегодня о России и пришел к заключению, какие Вы все-таки счастливые, как много храмов и обителей в России возраждаются, звонят колокала кругом, не нужно ехать десятки и даже сотни милей, чтобы попасть на Божественную Литургию. В некоторых храмах совершаются даже по две-три Литургии в воскресные дни. Вот Благодать!!! Цените этот дар!!! Спешите на Пир Званных, о котором писал Свт. Серафим Звездинский в своем завещании!

«Много на небе светлых звезд, этих искорок ризы Божией, но всех их краше, светлее, ярче солнышко. Много душистых цветов на пажитях и нивах, но всех их лучше, прекраснее, благоуханнее роза. Много рек, ручьев, озер, речек бегут по лицу земли, и все они сходятся, сливаются в безбрежном, огромном, безмерном океане. Много прекрасных ярких камней хранится в недрах земли; там есть сапфиры, изумруды, яхонты, но всех прекраснее, чище, ярче сверкает бриллиант.

И в духовном мире есть и звезды, и камни драгоценные, и цветы на пажитях духовных. Много чудных звезд – песнопений – хранится в Церкви Православной (святоотеческих творений), но все они сходятся в солнце Церкви нашей – в Божественной Литургии. Много чудных цветов на пажитях церковных, но всех прекраснее роза – Божественная Литургия. Дивны драгоценные камни Церкви нашей – обряды, но всех их ярче блистает бриллиант – Божественная Литургия.

Древние христиане каждый день начинали с посещения Литургии. Они хорошо понимали, какое счастье дано людям в Таинстве Причащения, они каждый день приступали к святой Чаше, так чиста была их жизнь.

Любите Божественную Литургию, берегите благоухающую розу Христову, просвещайте свои души светом солнца Божественного; …Пусть очи ваши видят всегда Божественную Чашу, пусть уши ваши всегда слышат: «Приимите, ядите». Благодарите Господа всегда за тот величайший дар, перед которым трепещут ангелы. »

Святитель Серафим Звездинский — ХЛЕБ НЕБЕСНЫЙ

Дорогой мой! Неужели тебе недостаточно было целой недели, чтобы справиться с будничной рутиной? Запомни: деньги, заработанные в воскресенье, это огонь, который пожрет и остальные. Сколько хочешь работай, но даст тебе Бог столько, сколько посчитает нужным. Кроме того, воскресенье – это день Божий, который ты должен посвятить Ему. Самый главный твой труд в этот день – пойти в церковь, помолиться, услышать Слово Божие. И, конечно, всей семьей. Подчеркиваю: всей семьей. Ведь если дети не привыкнут к храму маленькими, они не зайдут в него и большими.
В воскресенье следует позаботиться о своей душе. Разве человек не двусоставен? Разве нет у него кроме тела и души? И разве душа не больше? Разве не подобало бы большее число дней заботиться о душе и только один о теле? Но Бог шесть дней определил нам для нужд тела и только один для души. А мы и этим днем пренебрегаем!
Как-то слышал я от священника такой рассказ: «Встретился богатому человеку на пути нищий. Бедняк рассказал ему о своих несчастьях. Тот сжалился над ним и от семи лир, которые у него были, дал две. После того, как нищий рассказал и о других своих бедах, получил еще две лиры. Подойдя к источнику, они решили подкрепиться. Богач поделился со спутником своей едой и, услышав следующую историю из его жизни, отдал еще две лиры. Так он был милосерден! Получивший же шесть лир вместо признательности, внезапно выхватив из-под одежды нож, потребовал седьмую лиру. Черная неблагодарность! Чего же он достоин? – закончил свой рассказ священник.
– Смерти! – закричали его слушатели.
– И вы заслуживаете такого строгого наказания, – сказал он им. – Вы и есть тот самый неблагодарный нищий. Бог дал вам шесть дней и только один отделил для Себя. А вы и этот день похитили у Него».

Архимандрит Харалампий Василопулос


И мы чувствуем это.

Священник Георгий Чистяков

Мы не даем Богу нами управлять. А то, что совершается без веры в Бога, к Богу отношения не имеет. Поэтому то, что мы делаем, не имеет благословения, а значит не будет и доброго результата А потом мы говорим: «Виноват диавол». Не диавол виноват, а мы сами не даем Богу помочь нам. Работая в дни, когда по церковному уставу работать не полагается, мы даем диаволу права над собой и он вмешивается в то, что мы делаем, с самого начала. «Лу́чше ма́лое пра́веднику, па́че бога́тства гре́шных мно́га», - говорит Псалом. Вот это-то и имеет благословение, а все остальное - стружка, чепуха. Однако надо иметь веру, любочестие и благоговение, надо с доверием возлагать все на Бога А иначе и в праздники ты будешь работать кое-как, и в другие дни станешь терять время попусту.

И посмотрите, ведь Бог никогда не оставляет [верных Ему]. По воскресеньям и праздникам я никогда не работал, и Бог никогда не оставлял меня, Он благословлял мой труд. Помню, как-то к нам в деревню приехали комбайны жать пшеницу. Отцу сказали, что они начнут с нашего поля, а потом пойдут дальше. Было воскресенье. «Что будем делать? - спрашивает меня отец. - Пришли комбайны». - «Я, - говорю, - в воскресенье работать не буду. Подождем до понедельника». - «Но если мы упустим эту возможность, - снова говорит мне отец, - то потом замучаемся жать на лошадях». - «Ничего, - говорю, - буду жать хоть до Рождества Христова». Пошел я в церковь, словно никакие комбайны и не приезжали. А те направились к жатве. Ну что же, тут же и сломались, еще по дороге! Тогда комбайнеры снова пошли к отцу и сказали: «Просим прощения, у нас поломались комбайны. Сейчас мы поедем в Янину на ремонт, а как вернемся в понедельник, так начнем прямо с вас». Так вот и перенесли они жатву с воскресенья на понедельник. Много подобных случаев довелось мне увидеть своими глазами.

Старец Паисий Святогорец

ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ

Ныне день благословенный,
Жизнь и радость всей земле,
Ныне праздник наш недельный,
Свет и миру и душе.
В день воскресный наш Спаситель
Всеобъемлющий воскрес,
И весь мир, грехом увитый,
В рай торжественно вознес.
Бог в воскресный день родился,
И в воскресный день воскрес.
Враг спасенья сокрушился,
Человек достиг небес.
О, почтим же день воскресный
Со всей силою души,
Помни день благословенный,
Радость небу и земли.
Все оставим мы заботы,
И пойдем во храм святой,
Не возьмем в сей день работы,
Но почтим его душей.
И в сей день благословенный
Вспомним милости Творца,
И с покорностью смиренной
Вознесем к нему сердца.
Ныне день благословенный,
Жизнь и радость всей земле,
Ныне праздник наш недельный,
Свет и миру и душе.

Батюшка Николай Гурьянов

Сельские работы в воскресные дни и праздники.

Часто под предлогом хорошей погоды и неотложности дела крестьяне отправляются на сенокос или на другие сельскохозяйственные работы в дни церковных праздников. Здесь мы видим явное проявление маловерия, неупования на промысл Божий о христианине. Бог всегда поможет верующему, и труд его не останется втуне, особенно если тот будет почитать Бога и Его святые праздники. А когда нет упования на Творца и человек надеется только на свои силы и смекалку, он часто бывает посрамлен. Часто, прельстившись хорошей погодой, люди в воскресный день отправляются на сенокос. И что же? Ни разу православному, нарушающему праздник Божий, не попустил Господь воспользоваться плодами незаконного труда. Либо неожиданно пойдет дождь и сено намокнет, либо накошенное в воскресенье затем сгниет от затяжных дождей и тому подобное. Крестьянин должен всегда помнить, что трудится он, а результат зависит только от милости Божией. А милость Божия чаще всего изливается на людей, любящих Господа и почитающих Его святые праздники.

Непочитание воскресных и праздничных церковных дней, непосещение церковных богослужений в эти дни.

«Еже святите его», сказано в заповеди о дне субботнем, который для нас, христиан, после Воскресения Христова заменил первый день недели — воскресение. Не почитать воскресные и праздничные дни — это значит не ходить в эти дни на службу, не посвящать праздничное время делам благочестия (молитве, духовному чтению, пению, посещению больных, бедных и заключенных). Это значит проводить святые дни как обычные, в работе общественной и домашней, светских развлечениях, просто в безделии, или что еще хуже, в пьянстве. На последнем греховном времяпрепровождении хочется остановиться особо. Многие думают, что тем прославляют Бога и отмечают праздники, что напиваются в честь этих дней. Полное безумие. Чем больше можно оскорбить Божью благость, как не пьянством и непотребным поведением, из него проистекающим. Больно видеть, как, например, в день Святой Троицы храмы, особенно сельские, полупусты, зато на кладбище идет повальная пьянка, после которой бесчувственные тела «празднующих» покоятся там до самого вечера. Не посещать храм в праздничный или воскресный день — значит не любить Христа, не стремиться к богообщению. Никакая домашняя молитва не может заменить молитвы церковной. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них», -говорит Господь. «Дом мой домом молитвы наречется», — предвозвещает Христос в другом месте. По церковным канонам в старое время, если человек без уважительной причины пропустил три воскресных службы, он отлучался от церкви. Такая строгость происходила оттого, что ревностный христианин просто физически не мог пропустить столько служб, ибо тяга к общественной молитве у него была необыкновенной. Если же православный позволял себе пропустить три службы, это означало, что внутренне он давно уже отсек себя от церкви, и церковь отлучением только внешне означивала этот уже давно сложившийся факт.

священник Алексий Мороз

Еще успеем сходить в церковь

Все зависит от нашей искренности……

Знаешь ли ты, дорогой друг, что каждый раз, когда ты в воскресенье, в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в жизни решение? Оно относиться не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной жизни твоей души. А она свем нам предстоит. И может начаться очень скоро- может быть, даже сегодня.
Ты — крещенный человек. Слава Богу. Но если человек крещеный, это не значит, что место в раю ему обеспечено. Такой взгляд — неправославный, еретический. Ведь важно, как человек живет.
Почему же ты не ходишь? Какие мысли тебя отводят от храма?
А ведь отводят именно мысли.
Кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так.

Мы говорим: «Мне пришла мысль». Да, мысли приходят. Откуда-то приходят. Если мысли от Бога и есть мысли от дьявола. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: » Я подумал».
Как узнать, какая мысль от Бога, какая от дьявола?
Смотри, к каким действиям эта мысль тебя ведет, куда направляет: к церкви — или от церкви? К молитве, к посту, к покоянию, к исповеди, к причащению, к терпению, к прощению, к добрым делам — или от всего этого, под любым предлогом. Даже самым благовидным.
Смотри, какие чувства, какое состояние души в тебе рождают мысли.
Если мир, любовь, смирение, тишину, покой — скорее всего, это мысли от Бога. Если злобу, гордость, страх, уныние, отчаяние — от лукавого.
Любые мысли против веры Православной, против Бога, против Церкви Христовой, против молитвы и поста — от дьявола.
Существует набор распространенных приемов-мыслей, с помощью которых невидимый враг старается не допустить человека к Богу.

Священник Николай Булгаков

Не потому приходим мы по воскресеньям в церковь в семь часов утра, что так полагается, а потому, что иначе не можем, ибо Он сам там нас ждет в это утро.
И мы чувствуем это.

Священник Георгий Чистяков

Очень важно знать, что такое Литургия. Если мы хотим поддерживать опыт Литургии и не иметь просто «одноразовый» опыт; если вы собираетесь строить богатство своего понимания, оно Евхаристии не меняет. Но ваше участие в Евхаристии будет на большей глубине. Но цель этого действия – это единение, причастие. А в наших церквах очень часто получается, что пища приготовлена, стол накрыт – и никто не ест с него.

Мы возвращаемся к тому же – моя жизнь такова, что я не готов к этому, вся моя жизнь к этому не готова. Так приготовьте свою жизнь! Зачем вы тогда тратите свою жизнь на что-то другое? «Мне нужно работать». Но работать для чего?».

Архимандрит Иоаким (Парр)

«Я заметил как-то, что один человек ходит в храм и причащается всегда на буднях. Я спросил его, почему он не приступает к святым тайнам в воскресение или в праздники? Он ответил, что в праздничные и воскресные дни ему не нравится бывать в церкви: слишком много народа, толкучка, суета и т.д., уж лучше в рабочий день, когда никто не мешает. Тогда я сказал, что это совершенно неправильно: на буднях, конечно, нужно ходить в храм, но главное – посещать праздничные и воскресные службы: это четвертая заповедь Божия (про день седьмой). И причащаться тоже нужно вместе со всеми прихожанами; вся община церковная причащается от одной чаши, и в этом и есть наше единство. Конечно, может быть, когда никого нет в храме, кому-то молиться проще, но нужно приучаться молиться и при большом стечении народа, ведь и в Царство Небесное мы собираемся попасть не в одиночестве . Службы, ектеньи так и составлены, что мы молимся всем собором, всем собранием прихожан, «едиными усты и единым сердцем». В советское время было так мало церквей, что в храме иногда руку нельзя было поднять, чтобы перекреститься, а люди все равно ходили в храм и получали радость от молитвы. »

Священник Павел Гумеров

Посещай в день воскресный храм Божий, и будь на всех службах церковных; причащайся Святого Тела и Крови Христовой, и начало полагай исправнейшей жизни; обновляй себя и приуготовляй к принятию будущих благ. Имея таким образом Бога в сердце своём, ты не преступишь заповеди и бремени греха на себя не возьмёшь.

Святитель Григорий Палама

Как необходимо христианину посещать богослужения, особенно в воскресные дни, чтобы возгревать в себе спасительные истины христианской веры, — воплощения Сына Божия и Искупления нашего, возгревать дух покаяния и молитвы, дух искания помощи Божией в своих немощах, печалях и бедах!

епископ Феодор Текучев

Сегодня, когда открываются церкви Божии, когда не так уж далеко ехать до ближайшего храма, у нас с вами нет оправдания, если утром в воскресенье, просыпаясь и размышляя, сто́ит ли идти в храм, мы откладываем это святое дело до следующего воскресенья. Посещение храма необходимо нам. Оно нужно для того, чтобы Господь слышал наше воздыхание, чтобы под сводами святого храма мы, обретая благодать Божию, восходили от силы в силу (Пс. 83, 8). Дай Бог всем нам хранить способность к совместной молитве! И да дарует нам Господь физические силы, чтобы несмотря на усталость, а иногда и болезни приходить в храмы Божии и вместе с другими сливаться в едином воздыхании ко Господу.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

У священников нет однозначного ответа на вопрос, можно ли в церковь с месячными. Одни утверждают, что можно посещать службу в храме без участия в святых таинствах, другие говорят, что от посещения на период критических дней лучше отказаться.

Почему же при месячных нельзя ходить в храм, откуда пошел этот запрет и как правильно поступить. Чтобы разобраться в вопросе о том, можно ли с месячными посещать церковь, надо ознакомимся с точкой зрения святых Отцов и священного писания. Это два важных авторитета для православного христианина.

Причины запрета

В Ветхом завете можно встретить точные причины, по которым прихожанам стоит воздержаться от посещения церкви.

Не ходят в храм, если:

  1. Человек страдает тяжелой болезнью.
  2. Женщина или мужчина не чисты.
  3. Человек накануне прикасался к умершим.

К заболеваниям, при которых заходить в церковь не разрешено, относятся инфекции, воспаления в активной фазе, выделения из уретры у мужчин, маточные кровотечения у женщин.

Раньше к таким недугам относились язвы, проказа, чесотка, а также все физические нарушения, связанные с истечением крови.

Запрет на посещение церкви молодым мамам, родившим ребенка, сохранился до сих пор. Раньше при рождении мальчика женщины не входили внутрь храма на протяжении 40 дней после родов, а девочки – 80 дней. Этот период требовался для очищения.

Ответ священника, почему с месячными нельзя в храм, обычно основывается на том, что в святыне нельзя проливать кровь. В храме может присутствовать только одна священная кровь — святые дары, Тело и Кровь Христовы.

Если человек нечаянно поранился, тогда ему нужно выйти, и за пределами храма остановить кровотечение. При попадании крови на пол, иконы или книги, Святая обитель считается оскверненной, поэтому ее нужно заново освятить, прочитать определенные молитвы.

То, почему не ходят в церковь и монастырь с месячными, связано с мнением, что этот процесс был дан всем женщинам за греховное падение Евы, нашей прародительницы, а внутри храма, безусловно, не должно быть ничего греховного.

По другим версиям, во время месячных происходит выделение погибшей яйцеклетки, а это, в какой-то степени, считается смертью. Наличие смертоносных объектов в церкви тоже не допускается.

Не только при месячных нельзя в храм, это запрещается делать тем людям, которые имели физический контакт с умершим, например, подготавливали его к погребению, омывали.

Интересно! Книга Левит Ветхого завета повествует, что в период истечения крови, то есть во время месячных, не только жены считаются нечистыми, но и всякий человек, который осмелился к ним прикоснуться.

Издревле женщинам запрещалось ходить в церковь с кровотечением, общаться с другими людьми, прикасаться к ним.

Новый Завет

Пришествие Иисуса в корне изменило мнение о том, можно ли в церковь с месячными. В Священном Писании есть свидетельство прикосновения к Спасителю женщины, 12 лет страдающей кровотечением, что у иудеев считалось неприемлемым.

После прикосновения к одежде Иисуса Христа, как известно, она излечилась, при этом Господь почувствовал, как из него изошла целебная сила.

Узнав о том, что к нему прикоснулась «нечистая» женщина, Он не упрекнул ее в содеянном, а наоборот, подбодрил, призвал укрепиться в вере.

Нужно знать! Иисус в своих проповедях давал понять, что оскверненными считаются люди с греховными мыслями, идущими от сердца, злыми намерениями, а телесную нечистоту он не считал грехом.

Святые Отцы на вопрос, можно ли в церковь с месячными, давали совершенно другой ответ. Они считали процессы, происходящие во время месячных, естественными, дарованными женщинам Всевышним. Это очень важный период для женского организма, связанный с возможностью продлить человеческий род.

Георгий Двоеслов тоже утверждал, что первостепенную роль играет духовная чистота, поэтому не считал грехом ходить в церковь при месячных. Первые христианки, согласно традициям и канонам, самостоятельно принимали решение о посещение храма.

Некоторые из них, затрудняясь ответить, можно ли в церковь заходить при месячных, слушали богослужение в притворе, другие же – заходили, но не прикасались ни к чему святому. Существовали такие христианки, которые считали, что кроме греха, их ничего не может разлучить с Богом. Их поддерживали многие богословы, например Григорий Великий, призывающий не осуждать жен и дев, которые ходят в церковь при месячных, исповедуются, причащаются.

Важно знать! От чего помогает Божией Матери на Кипре

Это учение продержалось вплоть до семнадцатого века. После этого вопрос, можно ли посещать женщинам церковь при месячных, вновь остался открытым.


Современный взгляд

В наше время все чаще верующие христианки задаются вопросом, можно ли ходить в церковь, а также
можно ли исповедоваться и причащаться. Мнение священнослужителей может быть разным, поэтому лучше спросить об этом у духовного наставника.

Ответ священника поможет окончательно решить эту дилемму. Некоторые церковнослужители разрешают прийти на богослужение, спокойно помолиться и уйти, не прикасаясь ни к чему.

Несомненно, обдумывая, можно ли заходить в храм в период критических дней, исповедоваться и причащаться, лучше руководствоваться собственными духовными устремлениями и мнением церковнослужителя.

Не нужно забывать, что каждый человек все же ответит перед Богом за все свои прегрешения. В то же время, существуют ситуации, когда человеку просто необходима Божья помощь, тогда все условности отходят на второй план. Это касается женщин, страдающих маточным кровотечением, которые желают обратиться к Богу с просьбой об исцелении.

К сожалению, иногда медицина бессильна, врачи не способны прекратить истечение, а лечение остается неэффективным. В этот момент больные решаются обратиться с молитвой к Всевышнему.

Если женщина чувствует, что скоро отдаст душу Богу, можно ли ей с месячными заходить в церковь. Конечно, да! Каждый православный христианин вправе причаститься, исповедоваться перед своим отходом.

Если женщина здорова, прекрасно себя чувствует, тогда в период критических дней ей нежелательно совершать:

  • крещение,
  • причащение,
  • венчание.

Таинство этих обрядов заключается в избавлении от греховного, нечистого. Человек рождается по церковным правилам, поэтому к этим таинствам лучше приступать духовно и телесно очищенным. Конечно же, современные гигиенические средства вполне решить эту проблему и многие женщины даже не сомневаются, заходить им в храм или нет.

Однако священнослужители советуют, если есть такая возможность, лучше отложить этот обряд до тех пор, пока женщина станет чиста и душой, и телом.

Полезное видео

Вывод

О женской «нечистоте» можно очень долго рассуждать, но не нужно забывать о том, что Иисус Христос очистил мужчин и женщин своей кровью. Господь даровал нам жизнь вечную, духовную, независимую от плоти.

Вконтакте

Современное общество предоставило людям достаточно свобод, в том числе, и выбор религии. От всеобщего атеизма люди, все чаще, обращаются к церкви. Но, знания о церковном укладе в советскую бытность, были выбиты очень крепко из людей, поэтому, сейчас, у многих возникают вопросы - когда ходить в церковь, что надо одевать, как вести себя в церкви? Священники отвечают на эти вопросы однозначно: к церкви надо прийти всем сердцем, а остальные правила вы изучите со временем.

По каким дням ходить в церковь

Принято считать, что ходить в церковь можно по субботам и воскресеньям, когда идут большие службы. Совершенно ошибочное мнение. Церковь открыта для людей в любой день. Церковники говорят, что обращение к богу происходит лучше в общей молитве, когда хор ее поет, а прихожанин подпевает. Еще одна причина этого, кроется в том, что основная часть прихожан в будни, занята работой, а, в церковь, идут, в свободное время, в выходные. Поэтому, почти все крупные праздники, приходятся на выходные, так что сходить, и приобщиться к всеобщей молитве в этот день труда не составляет.

Когда нельзя ходить в церковь

Вопрос, когда нельзя ходить в церковь, интересует, в основном, женщин. Существует мнение, что во время месячных, женщина, не должна переступать порог храма. Служители церкви это правило подтверждают. И, объясняют его, в соответствии с учением Христа. По церковным канонам, причащаясь, человек вкушает плоть и кровь Христа, и, становится священным, в момент соединения со святынями. А, у женщины, эта святая кровь тут же вытекает, священники считают это недопустимым. Поэтому, причащаться в месячные женщине запрещено. А, заодно, и приходить в храм не рекомендуется.

Еще один вопрос, интересующий женщин, когда можно ходить в церковь во время беременности. Церковь считает беременность и ребенка, внутри матери, благословенными Богом, чудом священным, и никакого запрета на молитвы, и присутствие в храме, не налагает. Напротив, призывает беременных молиться Божьей Матери, и, святым, защищающим мать и ребенка.

В какие часы приходить в церковь

В церкви, совершенно, не существует запретов по времени посещения храмов. Церковь открыта с утра, с момента начала заутренней, и до вечера. Ночью, посещение храма не приветствуется, потому что храм - это такое же учреждение, как и любое другое. Надо понимать разницу между общением с Богом, которое у вас может происходить постоянно, и посещением храма, там, есть определенные часы для посещения. По ночам, храмы открыты в праздничные дни, например, на Рождество, на Крещение. В любое время, когда можно ходить в церковь, вы придете для молитвы, и совершите все, что необходимо. А, по ночам, служители церкви спят, также, как и любой человек.

Похожие публикации