Открытое занятие в подготовительной группе по речевому развитию. Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Чароит»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
Воспитатель:
Штоль Наталья Алексеевна
Апрель 2017 год
г.Красногорск
Московская обл.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Цели занятия:
1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.
2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.
3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.
Задачи:
1. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Назови ласково».
2. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.
3. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).
4. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.
5. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.
6. Повторение домашнего адреса и телефона.
Тип занятия:
Закрепление ранее приобретенных знаний.
Форма занятия:
Непосредственно образовательная деятельность
Продолжительность:
30 мин
Участники:
Воспитанники группы
Возраст обучающихся:
6-7 лет
Оборудование и материалы:
Небольшой мяч,
Предварительная работа:
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ способа действий, показ образца; словесные: рассказ воспитателя, объяснение детей; практические: выполнение заданий.
Структура занятия:
Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка».Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.
Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).
Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.
Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.
Повторение домашнего адреса и телефона.
20 минут
Окончание занятия
Подведение итога занятия, проверка усвоенных знаний.
5 минут
Ход занятия:
Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.
Воспитатель: Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь.
Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.
Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка).
Воспитатель: Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Назови ласково».
Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы.
Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху).
Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу.
Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам «враг», «трудиться», «лентяй».
Воспитатель: Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?
Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.
Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам: день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.
Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.
Воспитатель: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай… (конец!»
Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит детей.
Воспитатель: Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»
На мольберт поставить две демонстрационные картинки.
Воспитатель: Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Аня. Я не случайно вызвала к мольберту Аню. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим: у лисы – след лисий. (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного).
Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ:
Корова - коровий
Заяц – заячий
Овца – овечий
Лошадь – лошадиный
Кошка – кошачий
Коза – козий
Поросенок – поросячий
Ёж – ежиный
Белка – беличий
Волк – волчий
Лиса – лисий
Воспитатель: Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?
С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?»: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.
Воспитатель: А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?
Заслушивают ответы 3 - 4 детей.
В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку:
«Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни –
Из соломинок они
Тонкие, блестящие,
Словно настоящие»
А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:
1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка».
2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».
3. Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».
4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка».
5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка».
На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. (Приложение)
Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей.
Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка-норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Чем мы занимались сегодня? Что нового вы узнали?
Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. - 192 c.
2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития - , 2008. - 288 c.
3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Учебник-тетрадь для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 2; Баласс - Москва, 2008. - 450 c.
4. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 112 c.
5. Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды; Корифей - Москва, 2010. - 112 c.
Наталья Медведева
Комплексное занятие по развитию речи в подготовительной группе
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по развитию речи
Цели занятия :
1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.
2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.
3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.
4. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка» .
5. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом) животного.
6. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий) .
7. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.
8. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.
9. Повторение домашнего адреса и телефона.
Ход образовательной деятельности
Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.
Воспитатель : «Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь. Сегодняшнее своё утро мы начинаем как обычно – вспоминаем как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя».
Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка) .
Воспитатель : «Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Я – ласка» .
Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы. Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху) .
Воспитатель спрашивает у детей : «Можно продолжать наше занятие , вы готовы?»
Дети кивают головой.
Воспитатель : «На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу».
Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам : враг, трудиться, лентяй.
Воспитатель : «Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?»
Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.
Воспитатель : «Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы,то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам : день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.
Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.
Воспитатель : «Скажу я слово «высоко» , а ты ответишь… (низко) .
Скажу я слово «далеко» , а ты ответишь… (близко) .
Скажу тебе я слово «трус» , ответишь ты… (храбрец) .
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай… (конец!»
Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит и благодарит детей.
Воспитатель : «Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»
На мольберт поставить две демонстрационные картинки.
Воспитатель : «Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Даша. Я не случайно вызвала к мольберту Дашу. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим : у лисы – след лисий». (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного) .
Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ :
Корова - коровий
Заяц – заячий
Овца –овечий
Лошадь – лошадиный
Кошка – кошачий
Коза – козий
Поросенок – поросячий
Ёж – ежиный
Белка – беличий
Волк – волчий
Лиса – лисий
Воспитатель : «Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?»
С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?» : муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.
Воспитатель : «А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?»
Заслушивают ответы 3 - 4 детей.
В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку :
«Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни –
Из соломинок они
Тонкие, блестящие,
Словно настоящие
А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно :
1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка» .
2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко» .
3. Царь, три сына, Иванушко, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок» .
4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка» .
5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка» .
На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. Задание детям : внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей. Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках : «Колобок» , «Лисичка-сестричка и серый волк» , «Лисичка со скалочкой» ; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка – норушка. Сказки : «Теремок» , «Репка» , «Курочка Ряба» ; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки : «Теремок» , «Лисичка-сестричка и Серый волк» , «Красная Шапочка» .
Воспитатель : «Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. На этом наше занятие мы заканчиваем . В конце занятия я хочу поблагодарить самых активных ребят и тех, которые старались. Спасибо всем ребятам».
Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «В поисках сокровища»Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Цели : формировать умение детей работать в минигруппах и находить решения на поставленные вопросы.
Задачи:
Образовательные задачи:
формировать образную речь.
умения подбирать образные выражения.
учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения.
актуализация словаря по теме;
совершенствование грамматического строя (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);
Развивающие задачи:
развивать речь, память.
образное мышление, фантазию и творчество.
Воспитательные задачи:
воспитывать эстетические качества.
учить выслушивать высказывания товарищей .
Формировать умение работать в команде.
Ход НОД
Воспитатель. Ребята раскажите какая погода бывает осенью чаще всего?
Дети. Холодная, дождливая , пасмурная.
Воспитатель. Какое настроение бывает у человека человека пасмурную погоду?
Дети. Грустное, печальное, тоскливое…
Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки, улыбнуться друг другу и сказать ласковые и добрые слова.(выполнили). Ребята а теперь что вы чувствуете?
Дети. Нежность, радость….
Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?
Дети. Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…
Раздается стук в дверь. (воспитатель открывает дверь, а под дверью лежит конверт).
Воспитатель. Посмотрите, вот что сейчас я нашла на пороге нашей группы. Это конверт. Посмотрим, что в нем лежит? Письмо и карта. Я сейчас вам его прочитаю.Ребята садитесь на стульчики.
Все садятся в круг, воспитатель читает.
Воспитатель читает : «Здравствуйте, ребята! Я принес это письмо, но не знаю: туда я попал или нет? Нес я его в подготовительную группу №5. Если вы веселые, умные, находчивые, тогда прочитайте письмо.А для начала отгадайте загадку и узнаете как меня зовут.
Дети отгадывают загадку. Этот сказочнй герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко красных сапогах.
Ребята, маркиз Карабас, мой добры знакомый, рассказал мне, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «самое ценное на свете сокровище», и чтобы оно не досталось Великану Людоеду, я спрятал его у вас в группе. Я посылаю вам карту поиска сокровища. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, которые я спрятал в группе, то найдете сокровище. Желаю удачи ».
Воспитатель. Ребята, что вы решили, мы будем искать сокровище?
Дети. Да!
Воспитатель. И так, вперед. Посмотрите по карте, где находится первое задание. Там должна находиться цифра 1 и записка.
Дети идут на поиски задания. Находят записку и мяч.
Воспитатель. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Отвечай быстро» Дети встают в круг; воспитатель кидает мяч по очереди и задает вопросы.
Цель: Закреплять умение детей классифицировать предметы(по цвету, форме,качеству),развивать умение детей быстро отвечать на вопросы.
Ход игры. Воспитатель держа в руках мяч, обьясняет правила игры.Если я назваю цвет, тот кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета(на пример зеленый-зеленая трава). и предложить свой цвет следующему игроку. Аналогично с качеством премета и формой (каменный- дом, круглое – солнце).
Воспитатель. Молодцы! Ребята а вместе с первым заданием карточка с буквой К. Идем дальше, узнаем. Второе задание, где у нас находится? Давайте смотреть по карте. Вот, нашли. Слушайте следующее задания – игра «Скажи по другому» Цель. Закреплять умение детей подбирать слова синонимы (Большой-огромный,крупный… )
Воспитатель. И с эти заданием мы справились. Можно идти дальше, но и здесь есть буква -это «Н», с № 2, берем ее с собой. Смотрим карту дальше. Нашли место с третьим заданием? Нашли.
Ребята, я думаю, что нам нужно немного отдохнуть и сделать небольшую разминку.
Эй! Попрыгали на месте.(прыжки)
Эх! Руками машем вместе.(«ножницы»)
Эхе-хе! Прогнули спинки (наклон в перед,рукина поясе, спину прогнуть)
Посмотрелина картинки.
(нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге нагнулись ниже. (глубокий наклон вперед, руки на поясе)
Э-э-э! Какой лентяй (выпрямиться и погрозить друг ругу пальцем)
Потянись и не зевай (руками тянутся в верх,поднявшись на носки)
Повернись на месте ловко (поворот кругом)
В этом нам нужна сноровка.
Воспитатель. Смотрим что в нашем задании. «Жили – были, а кто отгадайте:
У меня одна привычка –
Я с утра несу яичко.
Это, думаешь легко?
Ко –ко- ко. (Курица)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухой выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Воспитатель. Это, какие птицы?
Дети. Домашние.
Воспитатель. Еще загадки послушайте:
Она маленькая птичка,
А зовут ее…..(синичка)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Воспитатель. А, это какие птицы? Вот вы выполнили третье задание. И нашли букву «И» под № 3. Не забудьте ее.
Воспитатель. Ищем четвертое задание? Смотрим карту. Вот место с четвертым заданием. В этой записке написаны вопросы, нужно на них ответить.
Кто знает, где живет белка? (в дупле.) А дупло где находится? (на дереве.) А орешки где белка собирает? (под деревом.) Прячется она где? (за деревом.) Прыгает белка как? (с ветки, на ветку.)
Воспитатель. Молодцы, ответили на все вопросы. И получаем карточку с буквой «Г» под № 4. Спешим дальше. Нас ждет последнее задание. Где же оно спрятано? Посмотрим нашу карту. Пойдемте, проверим. Вот, записка, а в ней игра «Наоборот». Мы же знаем эту игру?
Дети. Да!
Воспитатель. Давайте играть, встаем в круг.
Воспитатель кидает мяч детям и говорит слова: высокий – низкий, широкий – узкий, влево – вправо, впереди – сзади, большой – маленький, внизу – вверх и т.д.
Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания кота в сапогах. И получили с последним заданием букву «А» с № 5. Но для чего нам нужны эти буквы с номерами? Ребята, посмотрите, в конверте есть еще одно письмо. Давайте его почитаем.
«Поздравляю! Вы ответили на все мои вопросы и выполнили задания, можете забрать «сокровище». Но чтобы узнать, что это такое, вам нужно из букв с номерами от 1 до 5 выложить слово. А еще я приготовил вам медали «За выполнение особо важного задания». До встречи. Ваш кот в сапогах».
Рефлексия: Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Что вам понравилось? Что было трудного в заданиях? Какие задания показались легкими?
Программное содержание:
- Повторить содержание сказки.
- Закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между) .
- Закрепить умение ориентироваться в пространстве. Закреплять умения определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу.
- Закрепление навыков счета на слух в пределах 10.
- Закрепить знания о народных промыслах, умения детей видеть и выделять характерные элементы хохломской и гжельской росписи, развивать логическое мышление.
- Закрепить умения отгадывать и загадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации.
- Помочь сделать детей участниками сказочных событий, дать им возможность почувствовать своеобразный алгоритм сказки, логику и взаимосвязь событий.
- Формирование у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, взаимопомощи, отзывчивости.
- Воспитывать умения видеть и понимать, сопереживать и сочувствовать.
1. Организационный момент.
Приветствие гостей.
Добрый день!
Дети:
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
2. Введение в тему.
Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.
Мультфильм. Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Воспитатель: Ребята, вы знаете эту сказку, как она называется?
Дети: Да, знаем – это русская народная сказка «Гуси-лебеди» .
Слышите, кто-то плачет? Посмотрите, а кто эта девочка? Почему ты плачешь?
Маша: Я потеряла своего братца. Не знаю, что мне делать, куда идти?
Воспитатель:
Поможем Машеньке, ребята,
Братца ей вернуть обратно?
Нам нужно Иванушку срочно найти,
Но ждут преграды на нашем пути.
Воспитатель: А как мы можем помочь Маше?
Дети: 1. Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.
2. Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.
3. Может кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.
Воспитатель: - Тогда отправляемся в путь.
Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?
3. Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Догадайтесь, над какой дорогой пролетели гуси-лебеди? Куда идти Маше?
Дети: Гуси пролетели над дорогой, которая находится в центре.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что нам встретится далее на пути?
Дети: Мы думаем, что нам встретится печка.
Маша:
* Печка- голубушка, скажи–ка нам ты
Куда Гуси улетели?
Куда Ваню унести посмели?
А печка в ответ:
Я вам, дети, помогу
И дорогу укажу.
Но и вы мне помогите-
Украсьте мои волшебные пирожки, тогда скажу.
Воспитатель: - Присаживайтесь за столы. (Раскрасить пирожки гуашью) .
Звучит музыка.
Продуктивная деятельность.
«Четвёртый лишний»
Группа делится на 4 подгруппы по 3 ребёнка. Предлагается 4 пирожка, 3 из них одинаковые (хохломская роспись, 4-й пирожок отличается (гжельская роспись) . Задание: найти отличающийся по рисунку (росписи) пирожок и его рисунок нарисовать на свой пирожок.
Воспитатель: А какие мы дружные ребята?
4. Пальчиковая гимнастика «Дружные ребята»
Пальцы вытянулись дружно,
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто других сожмёт быстрее?
(Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)
Складывают свои работы на поднос и демонстрируют их печке.
Печка: Молодцы, выполнили задание! Печка говорит, что вам надо идти прямо.
Дети: Маша встретила дерево.
Воспитатель: - Ребята, а что это за дерево, кто знает?
Дети: Это яблоня.
Маша:
Яблонька – душенька,
Будь нам подруженькой,
Скажи, куда гуси полетели?
Куда Ваню унести посмели?
Воспитатель: Ребята, яблонька нам поможет, если вы выполните её задание.
Догадайтесь, кто хочет отведать лесного яблочка? Кто спрятался на лесной поляне?
Дети: - На рисунке спрятались белка, олень, сова, медведь, заяц.
В кустах спрятался заяц.
Медведь спрятался за кустом или маленькими деревьями.
Сова сидит в дупле на дереве.
Белка скрылась за большим деревом
Между деревьями притаился олень.
Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.
Воспитатель: - Ну что продолжим искать Иванушку?
Дети: Мы думаем - речка.
Воспитатель: - Давайте спросим у неё, куда гуси-лебеди полетели?
Маша: - Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: - Я рада вам помочь, но налетел ветер и сломал мост.
Воспитатель: - Речка сама нуждается в нашей помощи. А как мы сможем помочь речке?
Дети: Надо отремонтировать мост.
Воспитатель: А как это можно сделать?
Дети: Правильно уложить доски моста, чтобы они совпали между собой.
(звучит музыка)
Работа в 4-х подгруппах по 3 ребёнка.
Дети собирают мост через реку в виде пазлов.
Звук птичьей стаи (гусиной) .
Воспитатель: Ребята, вы слышите какие-то звуки?
Дети: Слышим.
Воспитатель: А откуда они доносятся?
Дети: Кажется из-под облаков.
Воспитатель: Давайте посмотрим в небо. Высоко в небе показалось несколько стай птиц, летящих на ночлег. Куда же нам идти? За какой стаей? Вы, знаете что это за птицы?
На стекле окна размещены силуэты трёх птичьих стай.
Дети: Знаем. Первая стая журавлиная, вторая голубиная, третья гусиная. Нам нужно идти за стаей гусей-лебедей – летящих внизу справа.
Маша: А тем временем стая гусей-лебедей вывела меня на опушку леса, там стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга живет. Ну вот, наконец-то мы и добрались до моего братца Иванушки.
Баба-Яга: - Я о вас, детишки, знаю много, а вы знаете что-нибудь обо мне?
Дети: - Да, знаем.
Воспитатель: - Давайте Бабе-Яге расскажем, что мы о ней знаем.
5. Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-Яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Баба-Яга: Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны отгадать мои мудрёные загадки. Ребята вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Да! Нам нравится отгадывать загадки.
Воспитатель: - А ответы на загадки, вы найдёте у меня в избушке.
Загадки:
1. Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
2. Над водой, над рекой,
Стоит с красной бородой. (Калина)
3. Много дружных ребят
На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –
Только пыль вокруг клубится. (Метла)
4. Попало наше тесто,
В горячее место.
Попало – не пропало,
Румяной булкой стало. (Печь)
5. Верчусь, верчусь – не потею,
Только более толстею. (Веретено)
6. Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я … (Табуретка)
Баба-Яга: - Вот это вы всё знаете!
Теперь я посложнее хочу вам задачку предложить.
Догадайтесь, сколько серебряных яблочек лежит у меня на печке?
Дети: На печке лежит 7 яблочек. Можно посчитать их количество по контуру рисунка.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете загадки, умеете их загадывать!
Дети: - Да, мы знаем загадки и умеем их загадывать.
Загадки детей:
1. Я в любую непогоду,
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый (гусь)
2. Не море, не река,
А волнуется? (колосья)
3. Шапка набекрень,
Спрятался за пень.
Кто подходит близко,
Кланяется низко. (грибы)
4. Скрипит зубами,
Водит носом,
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой,
Зовётся … (Бабою-Ягой)
5. Везде летают,
Детей подбирают.
В тёмный лес забирают. (Гуси-лебеди)
6. Белые лебеди по небу плывут. (облака)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями Бабы- Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.
Воспитатель: Ребята, хорошо поступила Баба-Яга, справедливо?
Дети: Да, обещания нужно выполнять, а если не уверен, что обещанное не сможешь выполнить, то лучше не обещать.
Маша: - Ребята, я благодарна вам за помощь.
Воспитатель: - Так как Машеньке пора домой к родителям, мы её отпустим, и скажем ей «До свидания!»
6. Рефлексия:
Как вы считаете, мы помогли Маше?
Тяжело было Маше помогать?
Ребята, что было самым интересным? Весёлым?
А какое было самым лёгким?
Какое задание вам показалось самым сложным?
А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: - Потому что мы очень дружные, умеем отгадывать сложные задания, помогаем друг другу. Работали в команде.
Я вас всех благодарю за активное участие.
А теперь каждый из вас похвалите себя, скажите я – Молодец! (дети гладят себя по голове) .
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «Найди для каждого слова свой домик".
Коржова Анна Сергеевна, воспитатель МБДОУ МО №116 г. КраснодарЦель: Повторение и закрепление навыка детей в делении слова на слоги, расширять словарный запас.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Формировать у детей богатый и активный словарный запас;
2. Учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения;
3. Побуждать детей к активному участию.
Развивающие задачи:
1.Развивать речь, внимание, воображение;
2.Развивать зрительное восприятие;
3.Развивать фонематический слух.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать эстетические качества.
Атрибуты: На интерактивной доске картинка с лесом и заблудившимися буквами на ней и картинка с пустым лесом, картинки с изображением 3-хмдомиков - с открытым окошком, двумя ставнями и тремя ставнями, карточки со словами- с одним слогом, двумя, тремя слогами и одно слово с четырьмя слогами (для создания трудности)
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Ой ребята, что это? Откуда доносится этот звук? (Воспитатель обращает свое внимание на коробку стоящую на столе. Подносит коробку к уху, слушает. Открывает коробку.) Да это же слова, они потерялись в лесу и хотят попасть в свои домики. Кто же им сможет помочь?
Дети: ответы детей
Воспитатель:
Конечно же мы им поможем. Для того, чтобы попасть словам в свои домики, нужно выполнить задания:
1.В домике с открытым окошком живут слова содержащие один слог;
2.В домике с двумя ставнями живут слова содержащие 2 слога;
3.А в домике с тремя ставнями живут слова содержащие 3 слога.
Ребята какие слова мы поселим в первый домик?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Правильно, а какие слова во второй домик?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы! А какие в третий домик?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
А вот и наши домики (воспитатель раздает детям домики, затем слова). А теперь приступаем к заданию! (дети выполняют задание, воспитатель при затруднении оказывает помощь). Все всё закончили?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Ну-ка, давайте все вместе проверим в свои ли домики попали слова? Ребята, а куда вы поселили слово черепаха?
Дети: Никуда
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что в слове черепаха 4 слога, а у нас нет такого домика с 4-мя ставнями.
Воспитатель: Здорово, давайте подумаем, как мы сможем помочь этому слову?
Дети: Можно смастерить домик с 4-мя ставнями (и разнообразные ответы детей)
Воспитатель: Какие Вы молодцы не оставили в беде слово с 4-мя слогами. (Воспитатель вызывает одного из детей у которого в ходе выполнения задания были затруднения)
Воспитатель: Так в первый домик Таня поселила слово дом.Танюша расскажи почему слово дом у тебя «живет» в первом домике?
Дети: ответы Тани
Воспитатель: Правильно! Ребята, а у вас слово дом поселилось в первом домике?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Почему слово дом в первом домике Саша?
Дети: потому что оно состоит из одного слога.
Воспитатель: Ребята у кого в ходе выполнения задания возникли трудности? Почему?
Дети: ответы детей
Воспитатель помогает разобраться деткам у кого возникли трудности.
Воспитатель:
Какие вы молодцы, что справились с этим заданием. Посмотрите все слова попали в свои домики (показ картинки пустого леса)
Как вариант:
Математическая игра.Вместо карточек со словами используются карточки с примерами. В окошки вставляется задание, например, какое-то число. И тогда требуется разложить примеры, ответами на которые является число в окошке.
И многие другие игры с домиками –это воображение каждого.