Клиническая ликантропия

Клиническая ликантропия

Клиническая ликантропия, или просто ликантропия, - психоз, при котором больному кажется, что он превращается или превратился в зверя. Доминиканские монахи Джеймс Шпрингер и Генрих Крамер категорично заявляли, что превращение человека в волка невозможно. Они утверждали, что с помощью различных снадобий и заклинаний колдун или чародей может заставить того, кто на него смотрит, вообразить, что он превратился в волка или другое животное, но физически превратить человека в зверя невозможно.

Тем не менее как болезнь, заставляющая человека думать, что он превратился в зверя и должен вести себя соответственно, это явление известно с самых древних времен.

Еще примерно в 125 году до нашей эры римский поэт Марцелл Сидет писал о болезни, при которой человека охватывает мания, сопровождающаяся ужасным аппетитом и волчьей свирепостью. Согласно Сидету, люди сильнее подвержены ей в начале года, особенно в феврале, когда болезнь усиливается и может наблюдаться в самых острых формах. Подвергшиеся ее влиянию потом удаляются на заброшенные кладбища и живут там, точно свирепые голодные волки. Считалось, что оборотень - это плохой, грешный человек, которого боги превратили в зверя в наказание. Однако такие люди физически остаются людьми, лишь воображая себя зверями, а не становятся волками.

Случаи, связанные с оборотнями, долгое время рассматривались официальной наукой не более как сказки. По крайней мере до тех пор, пока в 1963 году доктор Ли Иллис не представил работу, которая называлась «О порфирии и этимологии оборотней». В ней доктор доказывал, что вспышки оборотничества имеют медицинское обоснование. Он утверждал, что речь идет о порфириновой болезни - тяжелом заболевании, которое выражается в повышенной восприимчивости к свету, вызывает изменение окраски зубов и кожи и часто приводит к маниакально-депрессивным состояниям и ликантропии. В результате люди теряют человеческий облик и нередко лишаются рассудка. В своей работе доктор Ли Иллис привел около восьмидесяти подобных случаев, с которыми он встречался в своей практике.

То, что болезнь передается через укусы, доктор считал вздором. В своей книге он говорил, что эта болезнь не заразна, поскольку является наследственной - тем, что современная наука называет генетическими отклонениями, связанными с расовой принадлежностью человека. В связи с этим он отмечает, что не случайно в Европе болезнь, заставлявшая людей считать себя неистовыми зверями, поражала иногда целые деревни и небольшие города. Крестьяне бегали на четвереньках, выли и даже загрызали собственных коров. Конечно, этих несчастных никто не обследовал и не лечил. Их преследовали и травили собаками. Кто-то исцелялся сам собой, но сотни из них погибли как звери. В то же время, например, на Цейлоне вообще никогда не слышали об оборотнях, в особенности о вервольфах.

Открытие, совершенное Ли Иллисом, во многом объясняет природу феномена, который в научных кругах долгие годы считался чепухой и суевериями. Однако оно не дает ответа на некоторые вопросы, главный из которых состоит в следующем: каким образом оборотень может вновь приобретать человеческий облик через несколько часов после обращения в зверя. Сам доктор Иллис считает такое превращение теоретически возможным, но маловероятным.

Все качества, приписываемые оборотню, легко развенчиваются современной наукой, которая доказывает невозможность подобных перевоплощений для живого существа. В наше время большинство тех, кто считает себя оборотнями, - пациенты психиатрических клиник. Сегодня людей обоего пола, вообразивших и ощущающих себя оборотнями, врачи называют «ликантропы», и это слово стало психиатрическим диагнозом.

Автор семитомной энциклопедии по медицине, один из наиболее авторитетных врачей своего времени, Павел Эгинета, живший в Александрии в VII веке, первым описал ликантропию в медицинских терминах. Он провел анализ болезни и назвал причины, ее вызывающие: умственные расстройства, патологии и галлюциногенные лекарства. Симптомы ликантропии: бледность, слабость, сухие глаза и язык (без слез и слюны), постоянная жажда, незаживающие раны, навязчивые желания и состояния.

К XVI веку было написано множество работ на эту тему. Считалось, что оборотни - это не одержимые бесом или злыми духами люди, а просто «меланхолики, впавшие в самообман». Известный врач того времени Роберт Бертон тоже считал ликантропию формой безумия. Его фармакологические исследования показали, что в состав приготавливаемых колдунами мазей для «оборачивания» входили сильные галлюциногены. А стимулом для людоедства - существенным, если не определяющим фактором - могло являться острое недоедание.

Сегодня психиатры объясняют ликантропию как следствие органическо-мозгового синдрома, сопряженного с душевным расстройством, маниакально-депрессивным психозом и психомоторной эпилепсией, то есть как следствие шизофрении и «сопутствующих» расстройств. У детей ликантропия может стать следствием врожденного аутизма.

Считается, что диагноз ликантропии можно ставить при любом из двух симптомов: больной сам рассказывает, что он иногда чувствует или чувствовал, что превратился в зверя; или больной ведет себя достаточно по-звериному, например воет, лает или ползает на четвереньках.

Так, один 28-летний убийца во Франции, страдавший паранойей, шизофренией и ликантропией, в 1932 году описал свою болезнь таким образом.

Когда я расстроен, я чувствую, как будто превращаюсь в кого-то другого; у меня цепенеют пальцы, словно булавки и иглы воткнуты мне в ладонь; я теряю контроль над собой. Я чувствую, что превращаюсь в волка. Я смотрю на себя в зеркало и вижу процесс превращения. Мое лицо теперь не мое, оно совершенно преображается. Я пристально всматриваюсь, мои зрачки расширяются, и я ощущаю, как будто у меня вырастает шерсть по всему телу, а зубы становятся длиннее.

Современные ликантропы отличаются куда большей фантазией: они «превращаются» не только и не столько в волков, сколько в других существ, в том числе в инопланетян, которые общаются с космосом и бывают в других мирах. Затем снова «становятся» обычными людьми.

Врачи называют одной из причин такого психиатрического феномена защитную реакцию. Когда у человека психологические проблемы, он уходит от реальности, живет в выдуманном или виртуальном мире. Там он значим, там его любят, а иногда и преследуют - отсюда все мании и навязчивые состояния. Как правило, приступы ликантропии у человека либо кратковременны, но повторяются часто, либо он вообще не выходит из «приступа», считая себя зверем, и никакого «просветления» не происходит.

Человеческая психика очень плохо изучена, поэтому даже сегодня с психиатрами трудно спорить. И мало кто верит в возможность физического превращения человека в волка или какое-либо иное животное. Однако полностью переубедить всех, что оборотней не существует, даже в XXI веке, даже всем врачам вместе, вряд ли удастся.

Кроме «психической» ликантропии, когда человек считает себя зверем, есть и «физическая» - когда человек имеет физические признаки волка, обычно рудиментарные от рождения. Так, в Мексике, в Гуаладжаре, находится центр биомедицинских исследований, в котором доктор Льюис Фигуерра уже много лет изучает «генетическую ликантропию». Доктор исследует одну из мексиканских семей, состоящую из 32 человек, - семью Ацива. Все они страдают от редкой генетической болезни, которая передается по наследству и вызывает сильное изменение человеческого облика. Вся поверхность тела людей из семьи Ацива (в том числе и у женщин) покрыта густой шерстью, даже на лице, ладонях и пятках. Совсем нетипичными являются также их осанка, голос и мимика.

Уже много десятков лет Ацивы заключают только внутриродовые браки, поэтому, как считает доктор Фигуерра, причиной их заболевания является ген, передаваемый по наследству. Данная мутация возникла у членов этой семьи еще в Средние века, но позже, до конца XX века, никак себя не проявляла.

Сейчас все Ацивы живут на севере Мексики, в горном городке Закатекас, который известен также по шестой книге Карлоса Кастанеды «Дар орла», в которой он рассказывает о способности шаманов, называемых в народе «нагуалес», превращаться в животных для достижения внутреннего Нагваля - просветления. Местные жители относятся к ним презрительно, если даже не враждебно, отказываясь поддерживать с «проклятым семейством» какие-либо связи.

Психическими отклонениями никто из Ацивы не страдает, поэтому вряд ли это заболевание можно причислить к ликантропии подобно тем, о которых говорилось раньше, но доктор Фигуерра, утверждающий, что эта болезнь неизлечима, называет ее «геном ликантропии», который он надеется рано или поздно найти и обезвредить.

Некоторые из исследователей трансформации оборотней говорят, что формы оборотня действительно зависят от его восприятия. Кроме этого утверждается, что сама сущность сохраняет память или информацию об изначальном теле, что дает возможность оборотню возвращать свою изначальную форму. Восприятие приводит к состоянию перехода сущности, то есть к состоянию трансформации. Наблюдая «всего лишь» клинических ликантропов, можно заметить, что трансформация - даже в рамках психического заболевания - начинается не сразу, а после определенного момента изменения свойств личности ликантропа как индивидуума.

В Германии существует Рейнский институт по изучению нетрадиционной медицины. Профессор этого института Гельмут Шульц много лет занимается исследованием оборотней и относится к этому явлению вполне серьезно. Шульц считает, что оборотничество - это наследственное генетическое заболевание. Шульц пишет, что наиболее часто оборотни рождаются в малонаселенной местности, где люди многие годы, поколение за поколением, живут в довольно замкнутом небольшом кругу, а следовательно, бывают и родственные браки. В одной из своих монографий Шульц пишет следующее.

Возможно, эта болезнь как раз и есть результат кровосмешения. Современная медицина сегодня не в состоянии разобраться в механизме заболевания. Но совершенно очевидна способность оборотней менять на некоторое время свою биологическую форму, не теряя белковой основы. Объяснять это богатое явление чисто психической аномалией, когда больной лишь воображает себя оборотнем, было бы очень глупой ошибкой.

Существует мнение, что клинический ликантроп является всего лишь стадией развития существа на пути его превращения в настоящего оборотня. Подразумевается, что меняется восприятие этого существа, происходит его адаптация к присутствию в новой сущности, а затем меняется и сама форма существа, приспосабливаясь под новую сущность. Нечто подобное наблюдается у тех, кто с детства занимается подводным плаванием. Наблюдая жизнь под водой, они ощущают свое единение с этим миром. Подводный мир становится их миром, их жизнью. Как следствие, такие люди начинают чувствовать себя лучше не в мире людей, а в ярком, красочном мире рыб и кораллов.

И в том и в другом случаях можно заметить, что для проявления этого эффекта необходимы определенные серьезные факторы. Поэтому не представляется возможным рассматривать появление оборотней как типичный случай. Скорее всего, это исключения. Чаще всего ликантроп не доходит в своем развитии до уровня оборотня. Это объясняется воздействием ограничивающей его среды обитания и воспитания.

Большинство исследователей этого вопроса утверждают, что вой волков, фазы Луны, запахи или окружающая обстановка влияют на сознание ликантропа, побуждая его к действию. Это воздействие можно охарактеризовать как многократно усиленное желание что-то сделать. В таком состоянии человек расщепляет свое сознание, подавляя в себе то существо, которое принято считать человеком.

Такое состояние крайне обостряет чувства, меняет восприятие. Этим в современной психиатрии и объясняют большинство случаев проявления клинической ликантропии.

Из книги Книга вампиров автора Деружинский Вадим Владимирович

ГЛАВА 27. О ПРИРОДЕ ВАМПИРИЗМА: СНОВИДЕНИЯ И КЛИНИЧЕСКАЯ СМЕРТЬ После публикации в прессе ряда моих статей на тему вампирологии читательница из Минска Элина Девочко прислала свои размышления о природе вампиризма. Она писала:«Вампиризм - что это? Вопрос этот, как бы

Из книги Книга оборотней автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Глава вторая ЛИКАНТРОПИЯ В ДРЕВНОСТИ Что такое ликантропия? - Марцелл Сидийский. - Вергилий. - Геродот. - Овидий. - Плиний. - Агриопас. - Петроний. - Легенды Аркадии. - ТолкованиеЧто такое ликантропия? Ликантропия - это превращение мужчины или женщины в волка,

Из книги Люди-феномены автора Непомнящий Николай Николаевич

Что такое ликантропия? Оборотень – одна из центральных фигур древнейших суеверий. Вместе с вампирами, ведьмами, русалками, призраками и колдунами он существует уже тысячи лет, наводя ужас на взрослых и детей в больших городах и глухих местечках.Слово «ликантроп», от

Из книги Тайны и загадки смерти автора Плотнова Дарья

Глава 1 Клиническая смерть Клиническая смерть – остановка сердца пациента на несколько минут с дальнейшим открытием в себе фантастических возможностей, осмыслением космических истин, приобретением миссии и назначений в жизни, и другими астральными

Из книги Экстрасенсорика. Ответы на вопросы здесь автора Хидирян Нонна

Испытание «клиническая смерть» Частенько до того, как нас позовут на испытание, я вижу образы, цвета, цифры, буквы.Накануне мне пришло видение: 5 стульев, на которых сидят люди. Второй по счету парень – с темными длинными волосами, очень мягкий и с красивыми чертами лица.Я

Из книги Опыт прошлых жизней. Как узнать о собственных ошибках и исправить их автора Линн Дениз

Клиническая смерть: соприкосновение со светом Тысячи людей пережили такие же, как у меня, состояния, при этом определенные детали в большинстве случаев совпадают. На начальных стадиях клинической смерти обычно ощущается глубокий покой и отсутствие принадлежности

Оборотень… Какой жутью веет от этого слова! Многое забылось людьми, но мрачные легенды об оборотнях дошли до наших дней. Почему? «Суеверия живучи»,- утверждают одни. «Образ оборотня так долго не покидает человечество из-за того, что люди издревле боятся друг друга, следуя поговорке «Человек человеку волк»,- уверены другие. Речь идет о редчайшей врожденной болезни — есть и такая теория.

В северных районах Франции, а именно на эти безлюдные места, отличающиеся суровой природой, приходится большинство легенд, до сих пор рассказывают…

Однажды в замок господина Санроша пришел его приятель мсье Фероль и пригласил хозяина на охоту. Но тот уклонился от приглашения. Ему предстояла деловая встреча. Мсье Фероль отправился выслеживать оленя один. Однако, быстро закончив все дела, господин Санрош заскучал. Пройдя в комнаты своей прелестной жены, он узнал, что ее нет дома. И тогда решил, чтобы не коротать время в одиночестве, пойти навстречу своему другу, который уже, видимо, возвращается с добычей.

Вскоре на холме он увидел своего приятеля, быстро двигающегося по направлению к нему. Фероль почти бежал, И когда приятели встретились, Санрош поразился: плащ охотника был разорван и забрызган кровью, а вид был совершенно убитый. Прошло некоторое время, прежде чем тот, едва переведя дыхание, рассказал, что с ним приключилось.

Выслеживая добычу, Фероль не заметил, как забрел в чащу леса. Сквозь просвет между деревьями он увидел поляну, а на ней оленей. Скинув с плеча мушкет, охотник приготовился выстрелить в одного из них, но страшное рычание, раздавшееся рядом, на миг буквально пригвоздило его к месту. К счастью, это был всего лишь миг — от мгновенной смерти Фероля спасла его реакция опытного охотника.

Когда в бешеном рывке на него прыгнул громадный волк, он ударом приклада отшвырнул зверя. Это и помогло выиграть Феролю мгнове¬ние. Он намотал плащ на левую руку, а когда волк повторил свою попытку вцепиться охотнику в горло, тот ловко засунул ее в пасть зверя, стремясь правой с зажатым в ней кинжалом нанести удар.

В смертельной схватке они покатились по земле. Фероль рядом с собой уже видел налитые кровью и бешенством глаза. Изловчившись, он резанул по лапе, поднятой над его лицом. Взвыв, зверь бросил лежащего Фероля и скрылся в зарослях…

Разумеется, ни о какой дальнейшей охоте не могло быть и речи. Фероль заспешил домой, тем более что холмы уже порозовели от заходящего солнца.

«Не правда ли, невероятно? Но у меня есть доказательства. Я прихватил с собой лапу волка. Видит Бог, даже в страшном сне мне не могло бы присниться столь громадное и свирепое чудовище!»- с этими словами Фероль расстегнул свою сумку, и лицо его сделалось белым как мел.

Санрош тоже заглянул в сумку. То, что он увидел, поразило его как громом. На дне вместо лохматой лапы лежала изящная кисть руки. Она была унизана кольцами. Одно из них мсье Санрош узнал сразу: оно было украшено большим голубым топазом. Это кольцо принадлежало его жене…

Санрош не помнил, под каким предлогом взял у еле пришедшего в себя Фероля его страшный трофей и, завернув в платок, принес домой. Спросил, не вернулась ли жена. Ему ответили, что, да, вернулась, но нездорова и просила ее не беспокоить. Она лежала на кровати в полубессознательном состоянии, и бурое пятно расплывалось по одеялу. Резким движением Санрош откинул одеяло и увидел окровавленный обрубок. Вызванный доктор сумел остановить кровь и тем продлить жизнь прекрасной хозяйке замка. Но продлить ненадолго…

Эта история с небольшими изменениями повторялась во многих средневековых бумагах, а потом перекочевывала из века в век. Но она лишь маленькая часть тех легендарных сведении, что накопило человечество об оборотнях. В России же бытовала легенда, во многом схожая с приключениями бедного охотника Фероля. Она рассказывала о любви молодого боярина к дочери мельника…

Невеселое было это место — у старой, скрипучей мельницы возле лесной заводи. И конный, и пеший обходил ее за версту. Но красота дочери мельника, что однажды поразила молодого боярина, заставила его махнуть рукой на слухи, и он, что ни вечер, наведывался к своей любезной.

Напрасно девушка, перехватив хмурый взгляд своего отца, шепотом уговаривала сердечного друга забыть сюда дорогу. «Чем не жених я?» — удивлялся юноша и все допытывался у дочери мельника, отчего так не по нраву пришелся он ее отцу, отчего она вся дрожит и немеет, когда тот вскидывает на нее острые, совсем не старческие глаза. И положили они встречаться у старого дуба…

Однажды, распрощавшись с молодой красавицей, юноша, вскочив на коня, отправился, было, домой. Мог ли он подумать, что смерть уже притаилась в сумерках погасшего дня и ждет его за огромным валуном, подернутым мхом? Еще миг, и громадная серая тень метнулась из-за камня. Волк! Сверкнули яростью глаза, и разомкнулись клыки, торопясь впиться в жертву. Если бы не конь, поднявшийся на дыбы и подставивший свою грудь вояку, быть бы беде. Но в этот миг боярин выхватил саблю и ударил зверя по лапе, запутавшейся в гриве коня. Дико взвыл волк и, рванувшись, исчез в кустах,

Едва отдышавшись и успокоив коня, боярин решил вернуться и проверить, благополучно ли девушка добралась домой: шутка ли, какой волчина рядом рыщет. Прискакав к избушке мельника, он увидел, что дверь приоткрыта. Вошел и глазам своим не поверил: от порога кровью накапано, на лавке, откинувшись и тяжело дыша, сидит мельник, а его дочь белой тряпицей перевязывает ему рану на руке. Обернулась, увидела боярина и повалилась без чувств…

Как видим, жуткое свойство превращаться в зверя молва равно приписывает мужчине и женщине, человеку богатому и простолюдину. Оборотнем, как считалось, можно было стать добровольно и поневоле, под влиянием колдовских чар. Второго благопристойные обыватели чрезвычайно опасались. Сосед или случайный встречный на проселочной дороге, путник, стучащий в окно с просьбой о ночлеге, и даже ближайший родственник могли не только лишить жизни, но и, что для многих было еще ужаснее, напустить порчу, заразить страшным свойством обращаться в зверя.

Оттого беспокойный взгляд искал среди чужих, а, при каких-то смущающих душу обстоятельствах, и среди знакомых, лицо того, кто выдавал в себе волка. Каждый очень худой и бледный человек с глубоко запавшими светящимися темными глазами вызывал подозрение. Считалось, что ноги оборотня покрыты струпьями или шелудивы, ладони у него в шерсти, указательные пальцы длиннее средних. Шепотом передавали страшную подробность: при нарождающемся месяце на бедре оборотня выступает тайный знак. Говорили, что оборотень носит с собой лохматый волчий хвост. Мог он выдать себя и неутолимой жаждой.

А если эти внешние признаки отсутствовали? Все равно в русских, скажем, деревнях люди знали, кто есть кто. Если и сомневались, то был способ «вычислить» оборотня. Собираются, к примеру, в избе гости, а среди них предполагаемый оборотень. Хозяева уже настороже: веник вверх прутьями поставят, а в притолоку иглу воткнут. Все после застолья спокойно разойдутся по домам, а оборотень перед дверью замечется, но порога переступить не смеет.

Или вот: вчера ни с того ни с сего за кем-то погналась свинья, а ее палкой по спине, а потом видят, как соседская бабка еле на крыльцо вышла, охает, за поясницу держится. И по селу уже при виде ее молва пошла… Как тут быть? На Руси крестьянин в такой случае прибегал к помощи святой воды. Она не только уберегала его от влияния темной силы, но если ею покропить одежду перерядившегося в шкуру, то он, как считалось, навсегда оставался зверем.

Верили, что волк отнюдь не единственное животное, в которого может превратиться человек. Он мог принять образ другого хищника. Но все-таки традиционно в Индии оборотень предпочитал шкуру тигра, в Африке — леопарда и гиены, в Южной Америке — ягуара. В Центральной и Восточной Европе, помимо волка, человек, наделенный этой сатанинской способностью, принимал кошачье обличье. В старину кошка, попавшая под подозрение, немедленно отправлялась в костер, дабы, живущая в непосредственной близости от человека, не могла нанести ему особый вред.

В Сербии, желая обезопасить дом от оборотней, натирали его по щелям чесноком. Во многих местностях считалось, что эту нечисть ни нож, ни дубина, ни обычная дробь не берет. И выходить на поединок с ней надо, загнав в ствол пулю из чистого серебра.

На добровольное оборотничество шли, как считалось, люди, погубившие свою душу и возжелавшие безнаказанного террора над, когда-то, себе подобными. Поначалу «добровольцы», согласно легендам, встречались где-нибудь в лесной глухомани, болотных топях, гиблых, обходимых путниками местах, устраивали дикие оргии, оставляя клочки волос, кожи, капельки крови. В благодарность за эти приношения человеческой плоти дьявол одаривал каждого мазью, составленной из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, конечно, вояка. В полнолуние и, как правило, в феврале — излюбленном месяце оборотней — кандидаты пополняли армию монстров, принимаясь за кровавый промысел,

Показания жителя Франции Гарнье (они были записаны в 1574 году) и сейчас леденят кровь в жилах, очень напоминая то, что писала наша пресса о современных маньяках. Гарнье, сознавшийся под пытками в содеянных преступлениях, по мнению современников, был человеком, вступившим в сделку с дьяволом.

Встретив однажды того в лесу, он в обмен на свою душу подучил снадобье, которое могло превращать его в волка.

Старинные гравюры изображают Гарнье на четвереньках и с украденным ребенком в зубах. На счету человека-волка по утверждению следствия были кошмарные преступления: он людоедствовал, насиловал женщин, отгрызал у трупов убитых им мужчин гениталии, убивал детей.

Считалось, что женщина, забеременевшая от оборотня, обречена родить дитя-зверя (что говорить о женщине-оборотне!). Полагали также, что можно заразиться при контакте с оборотнем: достаточно пореза на коже, куда попала его слюна.

В Западной Африке колдуны устанавливали прямую связь с животным миром: брали кровь из уха зверя, из вены собственной руки и как бы «менялись» ею. В Нормандии и Британии думали, что ношения волчьей шкуры достаточно, чтобы через некоторое время полностью уподобиться ему. В Скандинавии наикратчайшим путем в оборотни считали прегрешения перед церковью в отлучение от нее.

Можно содрогнуться от страниц древних трактатов, подробно описывающих сцену превращения человека в зверя. Сначала кандидата в волки начинал бить легкий озноб, переходящий в лихорадку. Болела голова, мучила сильнейшая жажда. (Вспомним признаки, по которым «вычисляли» оборотня.) Конечности начинало «ломать». Они распухали. Нога уже не переносили обуви. Пальцы на них, так же как и на руках, искривлялись, приобретали необыкновенную цепкость.

Эти внешние метаморфозы влекли за собой и изменения внутренние. Тот, кто прощался с человеческим обличьем, уже не выносил замкнутого пространства дома. Его неудержимо влекло наружу. Он отказывался воспринимать еще вчера знакомые предметы. Уже не человек, но еще не зверь, это странное существо испытывало как бы помутнение рассудка; язык не повиновался, звуки, вылетающие из гортани, были чем-то средним между бормотанием пьяного и рычанием.

Выбравшись из жилища, обреченный сбрасывал, наконец, одежду. Теперь она была ему не нужна — голова, лицо, тело покрывались сначала мягкой, но быстро приобретающей жесткость и специфический звериный запах шерстью. Подошвы ног уже не ощущали уколов острых камней и колючек.

Человек-зверь, опустившись на четвереньки, ног передвигаться на них так же легко, как некогда по половицам родного дона, который теперь становился ненужным и даже враждебным. Лесные тропинки, залитые лунным светом долины — теперь тот, кто некогда опасался этого безлюдья, становился их полновластным хозяином. И несся в ночное небо торжествующий дикий вой…

Примерно так рисуют процесс превращения человека в зверя знатоки этой загадочной темы, люди, которых не отпугивают слова «невероятно», «невозможно». Они добросовестно стараются обнаружить ту невидимую, почти неуловимую грань, где реальность превращается в вымысел, и наоборот.

Писателям, конечно, легче. Их больше волнует вопрос занимательности. Нельзя сказать, что в литературе об оборотнях были созданы шедевры, хотя в эту «дыру Великого Неизвестного» заглядывали такие мастера, как Жан-Жак Руссо, Вальтер Скотт, Джонатан Свифт и Александр Дюна. Но зато, какую приманку для зрителей обрело кино!

Старт был взят в 1913 году, и до сих пор оборотень не сошел с кинематографической дистанция. Именно страшный миг перерождения человеческого лица принёс в 1981 году авторам фильма «Американский оборотень в Лондоне» самую престижную награду — «Оскара».

Но истинно звериный миг рождения — и это явствует буквально из каждой легенды — мог состояться только тогда, когда оборотень утолял жажду человеческой кровью. Эта жажда подавляла все остальные чувства. Да и оставались ли они? Бывший человек ощущал себя только зверем. И горе тому, кто при голубом свете луны или солнечным днем встречался с волком-оборотнем. Если волк обыкновенный мог довольствоваться любой добычей, оборотню нужен был только человек. Прокусив шейные артерии, растерзав тело, он обретал покой. На сколько? На день? На неделю?..

Считалось, что здесь возможно несколько вариантов. Оборотнем можно было стать безвозвратно. В легендах Франции срок оборотничества определялся семью-десятью годами. Греческие мифы говорили о том, что волками становились люди, поселившиеся на особом острове среди глухих болот и принимавшие пищу из волчьих и человеческих внутренностей. Они, правда, могли вернуться к прежней жизни, перебравшись обратно через болота.

Но есть и совершенно другое утверждение, согласно которому превращение человека в зверя не связано ни с какими сверхъестественными силами, а есть, по сути, редчайшее заболевание, имеющее свое название — ликантропия. Ликантропия, которая в Древней Греции именовалась «волчьим бешенством»,- род безумия, когда человек воображает себя волком и становится способным на любое зверство. Тут уместно сомнение. Вообразить можно что угодно: к примеру, считать себя Наполеоном иди вороном. Но физическое превращение? Шерсть? Клыки? Вой?

Сомнение в существовании подобной болезни высказывали еще древние. В современной медицинской энциклопедии термин «лнкантропия» напрочь отсутствует. И все же, все же… Древнеримский поэт Марцелл Сидет писал о ликантропии, как о напасти, симптомы которой: страшная свирепость и гигантский аппетит. Те, кто имел несчастье заболеть ликантропией, как это представлялось сторонникам «ликантропной» версии, удаляются от людей, на пустыри, заброшенные кладбища и выжидают там свою жертву.

Однако среди ликантропов были в такие, кто отнюдь не жаждал крови. С ужасом ожидая приступа, больной принимал все меры, чтобы не брать на душу грех, запирался в комнате, выбрасывал ключи наружу и привязывал себя к кровати. Исследователи этой темы утверждали, что порой применялись специальные засовы, с которыми мог сладить человек, и непосильные для зверя. Не только естественное нравственное чувство заставляло больных ликантропией в одиночку бороться со страшным приступом. Несомненно и другое: ими владел дикий страх.

Вопрос о том, какая часть человеческой памяти сохраняется в памяти оборотня при трансформации, не имеет однозначного ответа. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он, тем не менее, сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Возможно, что в памяти оборотня после трансформации остались смутные воспоминания вызывающие некую эмоциональную оценку, которая, воспринимаясь сознанием волка, приводит к проявлению агрессии по отношению к таким людям.

Образ ликантропа-оборотня появился в сказаниях и верованиях задолго до многих других существ, но даже, несмотря на то, что недавнее открытие генетического «синдрома ликантропии» разрушает мистическое очарование древних легенд, человеку до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете полной луны.

Видео в тему:

Люди имеют тенденцию отрицать существование вещей, которые наш разум не может постичь.
То же и в случае с оборотнями. Просто потому, что весь феномен, кажется, немного надуманным, и мы их не видели собственными глазами, мы слепо верим, что эти существа не существует. Но мы делаем правильно, что ищем информацию, которая будет на 100% верна. Читая дальше, вы узнаете, о нескольких правдивых заметках о оборотнях.

10. ЖИЛЬ ГАРНЬЕ - GILLES GARNIER

В шестнадцатом веке, в городе Доль (Dole), жителям было разрешено охотиться и убивать оборотней, который преследовал, убивал в селе скотину и людей.
Группа сельчан, гуляя в лесу, услышали крики маленького ребенка. Прибыв на место криков, жители увидели ребенка, они отогнали огромного чудовищного волка, позже выяснилось, что это был Жиль Гарнье. Он сам признался, будучи оборотнем, а позже был сожжен дотла.

9. ГРАЙФСВАЛЬД ОБОРОТНИ - GREIFSWALD WEREWOLVES

Записи говорят, что в 1640 году, в немецком городе Грайфсвальд был совершен налет на оборотней. Их количество было настолько велико, что любой человек, который ходил по улицам после наступления темноты, можно было считать оборотнем. Все серебро в городе, тарелки и кубки были выплавлены в пули. Они охотились на всех волков, и таким образом освободили себя от этих страданий.

8. ОБОРОТЕНЬ ИЗ АНСБАХ (ANSBACH)

В баварском городе Ансбах терроризировали волки, в 1685 году. Было сказано что волк был убит, а труп был одет в одежду мэра города. Труп волка поставили на главной площади города, а впоследствии был перенесен в музей.

7. ОБОРОТЕНЬ КЛЕЙН-КРАМС (KLEIN-KRAMS)

Многие охотники собрались в густых лесах в районе КЛЕЙН-КРАМС. Леса были полны различных животных, на охоту собрались здесь люди со всей Германии. Эти охотники рассказали что видели волка. Большой волк украл их добычу и скрылся в лесу.
Однажды, молодой кавалерийский офицер увидел группу людей, которые выбегали из дома, громко кричали. Никого их не преследовал. Офицер остановил ребенка и спросил его, что же именно происходит. Он сказал ему, что младший сын семьи Feeg умел превращаться в волка, и, поэтому, они бежали, что бы он их не загрыз.
Офицер не думал, что ребенок шутит, и через несколько секунд он увидел волка в доме, а отвернувшись ненадолго и снова взглянув, на его месте уже был мальчик.

6. ОБОРОТЕНЬ ИЗ ПАВИИ (PAVIA)

Эта история берёт начало в1541 году в Италии. Фермер очевидец убивал много волков - оборотней.
Его поймали, конечно. Разница между нормальным волком и оборотнем это длинные волосы или шерсть.
У нормального волка, они будут расти наружу, однако волосы оборотня также росли внутрь.
Фермера потом обвинили что он тоже оборотень, его руки и ноги были отрезаны.
Фермер умер от увечий.

5. ОБОРОТЕНЬ CHALONS

Этот оборотень также известен как Демон Портного. Его настоящее имя не известно. Он был обвинен в ужасных убийствах в Париже в 1598 году.
Все документы, касающиеся его суда, были сожжены. Никаких записей не осталось. Он обманул детей, заманил их в магазин, а потом он бы перегрыз им глотки. Он бродил по лесу в облике волка и нападал на прохожих. Много костей были найдены в подвале его магазина. Он умер нераскаянным.

4. КЛАУДИЯ ГАЙЛЛАРД, ОБОРОТЕНЬ БУРГУНДИЯ

Клаудия был привлечен к суду, её обвинили в том, что она ведьма-охотник и оборотень. Нашлись свидетели, которые сообщили, что её часто видели за кустами в обличии волка без хвоста.
Ее пытали, для того что бы она созналась. Сообщается, что она даже не пролила ни одной слезы, и позже она была сожжена.

3. МИШЕЛЬ ВЕРДЕН, ОБОРОТЕНЬ ПОЛИНИ


Филиберт Монтот, Пьер Бургот и Мишель Верден были осуждены в 1521 году. Они обвинены в договоре с дьяволом и практикующих ликантропии – (прим. Редакции - Лекантропия: мифическая или волшебная болезнь, вызывающая метаморфозы в теле, в ходе которых больной превращается в волка; один из вариантов териантропии.).
В суде рассказали, что на мужчину напал волк, он ранил волка, заставив его отступить.
После по следу крови, он наткнулся на хижину, где он нашел Мишель Верден жена волка, которая в этот момент лечила его рану.
Мужчина сообщил об этом властям. Верден признался, что он оборотень, и он рассказал и дал имена двух других оборотней.

2. ОБОРОТНИ BERNANDANTI


Эта история произошла в 1692 году, она про человека под названием Тисс - ђthiess. Он признался, что он был оборотнем. Эта история про эпическую битву между ведьмами и оборотнями, где оборотни старался сохранить и защитить своё потомство от ведьм и не дать использовать свою магию против их семейства.

1. ЖАН ГРЕНЬЕ


Террор распространился по всей Санкт-Север районов (Франция) в 1603 году. Из деревень, многие дети стали исчезать. Никаких следов злоумышленников, и не было объяснений этих инцидентов. Поползли слухи о людоедах, волках в этом регионе. Вскоре появился свидетель - тринадцатилетняя девочка. Она клялась, что она напала на чудовище, напоминающее волка в полнолуние, и, если бы не ее железная палка, которую она использовала против волка, она была бы уже мертва. Жан Гренье, признался, что он был одним из тех, кто напал на девочку в обличии волка, а также был обвинен в исчезновение других детей.

Просто возраст этих историй заставляет нас поверить в них.

Оборотни

"Не пей, Иванушка, из козлиного копытца козленочком станешь?". Из сказки. В народном фольклоре редкая сказка обходится без такого персонажа, как оборотень. Вспомним, как братец Иванушка, испив водицы из козлиного копытца, стал козленочком. Или людоед из другой сказки "Кот в сапогах" охотно превращался то в одного, то в другого зверя, пока, наконец, его не слопали. Без оборотня любая сказка не сказка, поэтому в ней почти, неизменно присутствует этот загадочный персонаж, а порой и весьма коварный, готовый в любую минуту обратиться в кого угодно.(почти как в жизни, когда некоторые люди в зависимости от житейских обстоятельств готовы в любой момент сменить свою личину на более подходящую, что и имел в виду великий поэт, сказав: "Сказка ложь, да в ней намек").

В энциклопедии об оборотне говорится, что это человек, обладающий способностью превращаться в зверя, а также в неодушевленные предметы, например, в куст или камень.

Одним словом, оборотень, оказывается, существует не только в сказках, но и в реальной жизни.

Это подтверждается историческими документами. История, о которой пойдет речь, случилась давно, еще в XVI веке во Франции, в ее горном районе Оверни. В те времена он густо зарос лесами, в которых водилось много всякого зверья, и бродить в этих лесах даже с ружьем было небезопасно. Особенно местных жителей беспокоили волки, часто нападавшие на домашний скот и уносившие в лес собак. Но это были обычные беды, как во всяких лесных районах. Однако с некоторого времени пошли упорные слухи о том, что в лесах Оверни завелся какой-то особенный волк, который бросается на людей. Таких случаев было уже несколько, и все они закончились трагически. Волк выслеживал и уносил в лес даже детей. В те времена в Оверни проживал весьма состоятельный господин по имени Санрош. Он был богат и знатен. Жил на широкую ногу, любил общество, слыл радушным хозяином, держал много слуг. Была у Санроша жена, собою красавица, которую он очень любил и был счастлив с ней в браке. Поместье Санроша располагалось на горе, откуда был прекрасный вид на зеленые склоны, великолепные леса и дальние горы. Однажды ранней осенью в полдень 1580 года Санрош сидел у окна и любовался осенним пейзажем, когда вошедший слуга доложил, что пришел мсье Фероль... Он зашел для того, чтобы пригласить своего друга Санроша на охоту, но тот с большим сожалением вынужден был отказаться от этого занятия, которое сам страстно любил, по той причине, что ждал своего адвоката, который вот-вот должен был к нему прийти по неотложным делам. Фероль отправился на охоту один в те места, где они с Санрошем охотились обычно вдвоем. А между тем адвокат пришел, как было условлено, и больше часа Санрош занимался с ним по вопросам, связанным с поместьем. Проводив адвоката, он поужинал один и вдруг неожиданно вспомнил о приглашении Фероля. Срочных дел у Санроша не было, жены дома также не оказалось, и он, чтобы не скучать в одиночестве, решил пойти в те места, где охотился его друг. Он быстро спустился по знакомой тропинке, ведущей в долину, и через некоторое время заметил на противоположном косогоре знакомую фигуру Фероля. Он поспешил к нему. Но чем ближе подходил, тем больше им овладевало какое-то беспокойство. Когда же они встретились, Санрош понял, что его тревога не была напрасной - вся одежда Фероля была в грязи и крови, а он, едва дыша, не в состоянии был произнести ни слова. Санрош взял у друга мушкет и сумку для дичи, и они тихонько направились из леса домой. Сначала шли молча, Санрош ни о чем не расспрашивал своего спутника, дав ему время успокоиться и прийти в себя. Наконец Фероль стал рассказывать другу о поразительном, пережитом им в лесу. Когда он вошел в лес, тут же увидел невдалеке группу оленей. Подобраться же к ним поближе, чтобы сделать выстрел, он никак не мог. Долго преследуя их, он, наконец, зашел в густую чащу и понял, что выбираться из нее придется долго. Повернув домой, он вдруг услышал жуткое рычание, раздавшееся из сырого, заросшего папоротником оврага. Медленно пятясь и не спуская глаз с того места, откуда доносилось рычание, охотник медленно, шаг за шагом, преодолел около полусотни метров, коща внезапно из оврага выскочил огромный волк и бросился прямо на него. Фероль выстрелил, но промахнулся, так как, пятясь, оступился. Волк же с бешеным рыком.прыгнул на него, целясь зубами в горло. Но Фероль, имея быструю реакцию бывалого охотника, опередил зверя, ударив его прикладом своего мушкета, и тот растянулся на земле. Почти сразу же волк вскочил и тут же бросился на Фероля, но тот успел выхватить свой охотничий нож... Они сошлись в смертельной схватке. Страшная пасть дикого зверя была совсем рядом, и тоща Фероль, мгновенно сообразив, что ему следует делать, сунул в нее свой плащ, ранее висевший на его руке. Пока разъяренный зверь пытался освободиться or плаща, Фероль наносил ему удары за ударом тяжелым кинжалом... В яростном поединке человек и зверь упали на землю и покатились. В какой-то момент, они оказались у поваленного дерева и лапа зверя зацепилась за его корявый ствол, оказавшись поверх его. Фероль мгновенно рубанул своим тяжелым кинжалом по этой лапе. Волк издал длинный тоскующий вой, и, вырвавшись из смертельных объятий охотника, с налитыми кровью глазами прыгнул прочь от него и скрылся мгновенно в лесу. Фероль, весь забрызганный кровью дикого зверя, в изнеможении какое-то время сидел на земле, не имея сил даже подняться. Немного отдохнув, осмотрел себя, но тяжелых ран на его теле не было, а остались лишь поверхностные царапины. Стало темнеть, и охотнику нужно было торопиться домой, чтобы не остаться в лесу. Возвращаясь назад, он и встретил друга. Теперь они были вдвоем, и опасность позади. Так они брели медленно, пока не вошли в сад поместья Санроша. Фероль, указав на свою сумку для дичи и заметив, что она почти пустая, сказал между прочим: "Я прихватил лапу зверя с собой, так что ты можешь убедиться в правдивости моего рассказа". Он склонился над сумкой и сдавленно вскрикнул, уронив что-то на траву. Когда он повернулся к Санрошу, того поразило выражение его лица. "Я ничего не понимаю, - прошептал Фероль, - ведь это же была волчья лапа..." Санрош нагнулся, разглядывая трофей, и его охватил ужас: на траве лежала свежеотрубленная кисть женской руки. Он ужаснулся еще больше и прямо остолбенел, когда заметил на мертвых изящных пальцах несколько перстней, один из которых, искусно сделанный в виде спирали и украшенный голубым топазом, он когда-то подарил своей жене. Этот перстень она никогда не снимала. Кое-как отделавшись от совершенно сбитого с толку Феро-ля, беспрерывно объясняющего ему, что он отрубил лапу волку, Санрош завернул кисть руки в платок и, спотыкаясь, поплелся домой. Его жена уже вернулась. Слуга доложил, что она отдыхает и просила ее не беспокоить. Отстранив его, Санрош вошел в спальню жены. Она лежала на кровати в полубессознательном состоянии. На лице - смертельная бледность, на простынях - пятна крови. Вызвали доктора, который искусно обработал рану, но кисти на руке у жены не было. Прежде чем поговорить с нею о случившемся, Санрош провел несколько мучительных недель. В конце концов этот разговор состоялся, и жена призналась Санрошу, что она оборотень и ничего изменить нельзя. Прошло еще некоторое время, прежде чем Санрош обратился к властям и рассказал обо всем. Было начато судебное разбирательство, документы которого сохранили эту историю. После пыток женщина созналась не только в этом, но и в других преступлениях. Вскоре она была сожжена на костре (обычная казнь в средневековье). Больше подобных случаев нападения волков на людей в Оверни не было.

Сообщения об оборотнях весьма древни.

Оборотни и их кровавые дела были известны еще во времена основания Рима по дошедшим до нас письменным источникам, их боялись также и в древней Греции. Оборотень не является "выходцем с того света". Он - явление чисто земное, вполне реальное, которое люди во все времена боялись панически. Может быть, поэтому в средневековье дикий страх перед этим непонятным явлением заставлял расправляться с ним жестоко. Любой человек, "смахивающий" на волка, имеющий острые зубы, худое вытянутое лицо и другие подозрительные приметы, мог стать жертвой самой жестокой расправы, заканчивающейся всегда его казнью. По этой причине страдали многие, в основном, конечно же, совсем не виновные в оборотничестве. Больше всего люди боялись полнолуния, так как считалось, что именно в это время человек становится оборотнем. Наука об оборотнях не может сказать ничего, поэтому, чтобы о них иметь хоть какое-то представление, прибегают к древним трактатам, которые сообщают, что встретить оборотня можно в любое время суток, но в лунном свете человек рискует особенно. Превратиться в оборотня, согласно этим трактатам, может любой человек, притом внезапно, сам того не желая и не подозревая, какому явлению он подвергается. Это превращение происходит как бы приступом, начало которого сопровождается легким ознобом, переходящим в лихорадку, затем головной болью и сильнейшей жаждой. Лотом начинается испарина, становится трудно дышать, мешает обувь, отчего она сбрасывается, пальцы ног искривляются и делаются цепкими. Одновременно с этими изменениями человек меняется также внешне. Рассудок жертвы оборотничества, - повествует трактат, -также меняется. Ей становится тесно в доме, и она стремится вырваться наружу. За этим следуют тошнота и спазмы, и рассудок приходит в полное помутнение. Язык отказывается повиноваться, вместо человеческой речи это существо издает гортанные звуки, затем оно вообще сбрасывает с себя одежды, становится на четвереньки, его туловище мгновенно покрывается густой шерстью, и оно становится животным. С потерей человеческого облика этим существом овладевает жажда крови, и оно убегает в ночь, воя на луну, и убивает всех, кто попадается на его пути. Удовлетворив свою кровожадность, оборотень падал на землю и засыпал, а к утру он снова становился человеком, ужасаясь содеянному, терзаясь муками разума. Оборотничество - это явление, имеющее свое название -ликантропия. Оно считается болезнью человека. Страдающие этой напастью, зная о начале очередного приступа ликантропии, готовились к изменениям своего облика. Они скрывались в потайных местах или заранее убегали в лес. Сам оборотень (ликантроп) не мог исцелиться. Для него все было заранее предопределено: или его растерзает более сильный зверь, или убьет человек. Третьего ему не дано.

Кроме оборотней-жертв, были оборотни по желанию

которым доставляло удовольствие быть жестокими и беспощадными к людям. Чтобы стать таким оборотнем, применялось диковинное варево, которое пили, а также готовились специальные мази для натирания. Таким оборотнем по желанию был в XVI веке во Франции некий Жан Гренье, "подвиги" которого стали известны благодаря нашумевшему в 1574 году процессу в городке Бордо (во Франции), протоколы допросов которого и сейчас читаются, как детективный роман, история которого такова. Во французском лесном массиве в Лавдах (ныне излюбленное место туристов, но в те далекие времена это была глухая малолюдная местность) в одно время развернулись таинствен-. ные и ужасные события: на людей деревушки Сен-Север стал набрасываться огромный волк. Встречи такого рода заканчивались обычно гибелью человека. Это стало происходить так часто, что жители деревни боялись высунуть наружу нос, но и это не спасало. Волк свои жертвы находил всюду. Наконец он был пойман. Но это был не волк, а человеко-волк. Случай оказался просто уникальным. Парню этому не было и пятнадцати лет, он работал пастухом у зажиточного землевладельца неподалеку от деревни Сен-Север. Допрашиваемым его судьям он рассказал, что однажды в лесу он повстречал демона, который представился ему хозяином леса и взял с него клятву служить ему, дав взамен способность превращаться в волка. Заключив договор с дьяволом, юноша превратился не просто в волка, а в волка-людоеда, расправляясь с жертвами с особенной дьявольской жестокостью, убивая всех подряд, не щадя ни женщин, ни детей. Юность не спасла Жана Гренье. Он был осужден и публично казнен. После этого нападения на людей волков в окрестностях Сен-Севера прекратились.

Еще один потрясающий случай ликантропии (по желанию) документирован во Франции в середине прошлого века.

Двое судей, членов магистрата, охотились с лесах Жиронды. Они заблудились в лесу и к ночи решили заночевать на просеке, на которую наткнулись случайно. Но только они стали строить себе укрытие, как вдруг услышали шорох - кто-то крался по лесу. Они затаились, а через минуту из-за деревьев появился старый крестьянин, направлявшийся в их сторону. Они его узнали. Он был известен как человек с плохой репутацией... Человек этот остановился и стал делать в воздухе какие-то знаки руками. Было похоже, что старик занимался черной магией, и, глядя на него, охотники вспомнили гравюры из старинных книг про колдунов. Закончив подготовительные пассы, старик вдруг задрал голову и испустил длинный унылый вой. Он очень напоминал звериный и привел пораженных и напуганных наблюдателей в дикий ужас. Но это было только начало какого-то дьявольского ритуала. Старик выл несколько минут, а затем откуда-то издалека раздался ответный вой... Нервы у двух людей за кустами были напряжены до предела, а когда вблизи вдруг послышался отчетливый шелест листьев, один из них потерял голову от ужаса и чуть не кинулся прочь, но другой его решительно удержал от гибели. Жуткий спектакль продолжался. Из лесной темноты возник силуэт огромного косматого волка. При свете луны видны были отчетливо не только он, но и другие валки, выходившие из чащи. Вскоре вся поляна заполнилась ими. Из их пастей текла слюна, красные глаза светились, они издавали дикий рык. Старик спокойно стоял в центре поляны и ждал направлявшихся к нему зверей. Вдруг самый большой волк стаи, по-видимому, ее вожак, бросился... к его ногам и как огромная собака стал искать ласки у хозяина. Тот приласкал зверя, почесав у него за ушами. Другие волки окружили человека и своего вожака и громко завыли. Этот жуткий хор был невыносим, и двое невольных слушателей зажали свои уши руками и уткнулись лицом в землю. Когда они немного опомнились и снова выглянули из своего укрытия, вместо одного огромного волка в стае увидели двух, причем другой неизвестно откуда вдруг взялся, он был беловато-серым, светлее вожака, а старика нигде не было. Прошло еще несколько мгновений, и поляна опустела, волки исчезли в лесу. Их вой становился все тише и наконец умолк. Когда охотники убедились, что опасность миновала, они выбрались из своего укрытия, разожгли костер и сидели, прижавшись друг к другу, пережив смертельную опасность и не веря в свое спасение. Когда настало утро, они отправились в путь. Вскоре набрели на тропинку, которая привела их к людям. Им они рассказали о ночном кошмаре, а затем документировали этот случай. Они были твердо убеждены, что второй беловато-серый волк и был тем крестьянином, который собирал волчью стаю. Оборотни могут принять не только облик волка, но любого зверя, птицы, рыбы, пресмыкающегося. Такое заключение можно сделать из многочисленных историй с оборотнями, дошедшими до нас.

Вот некоторые из них.

Английский капитан Шотт, охотившийся на севере Нигерии в начале нашего века, как-то вместе с другими охотниками отправился на гиен, сильно досаждавших местным жителям. Они шли по следам этих хищников, но вдруг следы исчезли, а вместо них появились следы человеческих ног. Преследование пришлось прекратить. Вторичная вынужденная охота на гиен снова закончилась таким же результатом, но на этот раз охотники решили преследование продолжать, чтобы, встретив того загадочного человека, узнать от него что-либо о стае гиен. Человека они не встретили, но ранили одного крупного зверя в стае, отстрелив ему челюсть. Кровавый след привел их в соседнее селение. А на следующий день там умер один из жителей от такой же раны, какая была нанесена зверю. Другой эпизод относится к 60-м годам нашего столетия. Европеец, владелец небольшого зоопарка, находился в горах в районе бирманско-таиландской границы, рассчитывая пополнить число обитателей своего зоопарка. Местные жители предупредили его об осторожности в связи с тем, что в тех краях появился тигр-оборотень. Однажды европеец ночевал в одном из селений. Вдруг среди ночи его разбудили крики. Вбежав в дом на эти крики, он увидел огромного тигра, который терзал за горло женщину. Выстрелом охотник ранил зверя в бок, но тот прыжком скрылся в ночи, оставив лишь кровавый след. На следующее утро владелец зоопарка вместе с другими охотниками пошли по кровавому следу, который вывел их к соседнему селению, а затем и к хижине, где они обнаружили человека со свежим пулевым т ранением в боку.

Этнографами Сибири записан один эпизод, связанный с оборотничеством.

Запись такова: "...Мы пасли скот. И вот летит птица... Как крикнет! Как засвищет! И скот весь разбежался. И не можно собрать его никак... Но эту колдовку-то поймал мой отец. Во второй-то день со мной погнали пасти. Я говорю: "Тятя, вот сейчас эта птица летит, скот разгонит..." А тятя уже ружье зарядил... Стрелял и... ранил, да не могли мы ее в траве-то найти. Как провалилась! В тот же вечер нашли женщину, которую подозревали в оборотничестве. Она лежала дома раненная. Не будешь больше скот гонять, - сказали ей. Больше она этого не делала..."

Есть случаи ликантропии, когда человек становится оборотнем в результате какого-то особенного своего приема

свойственного только ему, как к замку подходит только один ключик и никакой другой. В селе Лучасах Смоленской губернии когда-то жил человек, умевший делаться оборотнем. Пойдет на гумно и пропадет. Однажды нашли за овином воткнутый в землю нож и вынули его. С тех пор мужик этот пропал и пропадал без вести три года. Один знахарь посоветовал родственникам пропавшего воткнуть так же нож на том месте, где он торчал раньше.. Так и сделали. Вскоре после этого пропавший мужик пришел в свою избу, но весь обросший волчьей шерстью. Истопили жарко баню, положили оборотня на полок и стали парить веником; волчья шерсть вся и сошла. Оборотень рассказал, как он превращался: стоило ему "перекинуться" через нож, и он обращался в волка. Когда вынули за овином нож, он бегал в поле волком. Прибежал, а ножа нет. И так бы ему бегать в таком виде, если бы не догадались воткнуть нож на старое место. Хотя этот мужик и обращался в волка, но мысли и чувства у него были человеческие. Он даже не мог есть нечистой пищи, например, падали. Когда он подходил к воде, там отражался не волчий, а человеческий образ.

Бывают случаи и такие, когда превращения в зверя совершаются непреднамеренно, а независимо от человека, неожиданно для него самого.

Вот один из таких рассказов: "...Недалеко от пекарни у своего дяди вор жил. Ну прямо разбойник! Только из тюрьмы вышел, за убийство сидел. Я как-то в ночь работала. Смотрю, под утро идет. А взгляд у него страшный был, ну прямо волчий, так и сверкает из-под бровей! Я как увидела его - так напугалась! "Погреться, говорит, - пришел. Иду с пастбища". А ведь дом-то его -рядом. Стою я, а взгляд его недобрый. А тут надо было мне угля подкинуть в печь. Только я отвернулась на секунду -смотрю, а уж рядом собака стоит. Серая, все равно что волк. У меня ноги так и подкосились. Осклабилась она, рыкнула и убежала..,"

В Бирме живет небольшая тибетская народность - таманы.

По рассказам этнографов соседние с ними племена утверждают, будто у таманов часто случаются внезапные спонтанные превращения в зверей. Полушутя, полусерьезно рассказывают: таман спрашивает, не видел ли кто его жену с сыном, а когда ему отвечают, что заметили только тигрицу с тигренком, он восклицает: "Да ведь это они и есть!" и спешит в ту сторону, где видели зверей. По свидетельству самих же таманов такие перевоплощения акт непроизвольный, которому предшествует состояние напряженности, глубокой нервозности, беспокойства. Кроме того, человек оказывается во власти непреодолимого желания повести себя, например, по-титриному, поваляться в камышах, убежать в джунгли и т. д.

При вселении человека в тело тигра или другого животного все же в таком комбинированном существе доминирует человеческое "я",

т.е. человек себя чувствует человеком в любом состоянии, поэтому непростительны ему те злодейства и жестокость, которые он совершает? скрывшись под иной личиной. Пока шел разговор об оборотничестве, когда перевоплощение имеет обратимый характер, то есть человек, побывав в шкуре зверя, через определенное время снова становится человеком. Но существует также и необратимое перевоплощение, когда люди, принявшие образ зверя, никогда уже людьми не становятся и к ним не возвращаются. Вот редкое даже для стран, где такие явления практикуются, - превращение человека в леопарда, уходящего в джунгли навсегда.

Это происходило в наше время в одном из племен, живущем в Африке - Дагомеи.

Очевидец рассказал: "...Наконец барабаны стали бить тише и медленнее и на середину вышли три жреца, держа в руках цыплят и козленка (ритуальные жертвы, заменившие обязательные прежде человеческие). Кровь животных падала на землю... Это был тот самый древний ритуал, о котором мне столько приходилось слышать... Нгамбе (жрец) наклонился и прошептал что-то непонятное. Я взглянул на принца. Тот шепотом сказал мне, что сейчас мы увидим одно из самых редких зрелищ в Африке - перевоплощение человека в леопарда. Ахо (проводник) прошептал мне, что если зверь появится из-за кустов, я ни в коем случае не должен его касаться. Нельзя также пытаться убежать. И то, и другое является грубым нарушением ритуала и может вызвать гнев леопардов... И вот... главный жрец начал петь еще громче... барабан снова начал бить громко и быстро... И вдруг мне показалось, что глаза у меня сейчас вылезут на лоб: сразу за девушкой (именно ее подвергли ритуалу перевоплощения) на границе мерцающего света я увидел тень животного; я не успел даже выразить еще своего удивления, как предо мной появился взрослый сильный леопард... Еще два леопарда появились позади девушки... Они величественно прошли через площадку, и все трое исчезли в тени деревьев. Больше всего меня поразило то, что я совершенно отчетливо видел в зубах одного из них цыпленка... Леопарды эти ушли в джунгли навсегда".

В оборотней могут превращаться даже целые семьи.

В 1598 году в округе Конде во Франции население было напугано несколькими подряд жуткими убийствами. Они были настолько жестокими, что было ясно, что в этой местности появились волки. Страсти достигли предела, когда они утащили из села маленькую девочку, которую затем нашли охотники в лесу, а около ее тела видели трех волков. Сразу же была поднята тревога, и группа крестьян тут же отправилась в лес, чтобы принести труп ребенка, но увидели там только одного волка, который тут же исчез в кустах, а спустя некоторое время крестьяне нашли в кустах оборванного человека со спутанной бородой, длинными взлохмаченными волосами и с безумными глазами. Его схватили и отвели в магистрат, ще он сознался, что он оборотень. Далее он сказал, что остальные двое волков, которых видели охотники у трупа ребенка, его брат и сестра, умеющие превращаться в валков при помощи волшебной мази. Сумасшедшего старика отправили в пожизненное заключение.

Что это за волшебные мази, которые могут людей превращать в оборотней?

Когда другой обвиняемый в ликантропии Жан Перель в 1518 году на суде рассказал, каким способом он изготавливал подобные мази, то несколько человек в здании суда упали в обморок от отвращения. Несмотря на такую исповедь, обвиняемый был приговорен к сожжению, а прах его рассеяли по ветру. Жертвами оборотней стали тысячи и тысячи людей в средневековье, но в наши времена, хотя такие случаи довольно редки, люди также становятся их жертвами.

Установлено, что только с 1990 года их жертвами стали 46 человек в странах:

Бразилия, Испания и Великобритания, а по данным США в их стране существуют около тысячи людей, страдающих этой редкой и ужасной генетической напастью, при которой вполне нормальные мужчины и женщины превращаются в монстров. Но эти данные из-за границы. Что же касается России, то такой учет, по-видимому, не ведется, а только изредка печать оповещает читателей о происшествиях такого рода, которые нет-нет да и случаются, как, например, в Башкирии, о чем уведомила "Неделю" Р. Латыпова. Вот что она сообщила: "Как-то летом в конце 60-х годов (было мне тогда лет 18) возвращались мы с подругой из кино. Клуб в нашей деревне был старенький и стоял на отшибе, аж за конюшней. Было около часу ночи. Дошли мы до реки, смотрим: на мосту стоят парень с девушкой. Она в белой одежде, а он - в черной, будто от свадебного стала. Только мы приблизились, они пошли в сторону, мимо конюшни впереди нас. Удивительно было то, что в деревне все знают друг друга, а эту пару мы видели впервые. Шли они впереди нас, но ни разговора, ни стука каблуков слышно не было. Что за чудеса! Дошли они до ворот конюшни - и туда, только дверные петли скрипнули. А нам смешно: что можно делать в час ночи в вонючей конюшне? Буквально через несколько минут ворота конюшни распахнулись и оттуда выбежали две собаки - белая и черная. Несколько секунд мы стояли, оторопев, а потом рванули в сторону деревни... Добежали до середины деревни, остановились отдышаться. Вокруг - никого. Мы разом засмеялись, глядя друг на друга: подруга по дороге потеряла каблук, высокая прическа упала на левый бок. Идем, обсуждаем, что же это могло быть. Дошли до дома, где подруга живет, стали прощаться. Вдруг калитка ее дома сама собой открывается и выходят оттуда... те же собаки, черная и белая, и беззвучно надвигаются на нас. Подруга с перепугу пнула одну из собак левой ногой, но та даже не залаяла... В эту ночь моя подруга ночевала у меня, идти домой боялась. А утром мы обо всем рассказали маме, своим соседям. Они объяснили нам, что конюшня - место заколдованное и ночью там ходить не следует. На другой день подругу парализовало, именно левую сторону. Около года она лежала в постели без движения. Правда, вылечилась..."

Мифическое заболевание, под влиянием которого в теле происходят метаморфозы, делающие человека волком. Следует отметить, что ликантропия бывает не только мистическая, или волшебная. Имеется психическое заболевание, которое называется клиническая Ликантропия, и в этом случае пациент уверен, что он волк, оборотень, либо какое-либо другое животное.

Самые древние тексты содержат описание ликантропии. В седьмом столетии об этом писал Павел Огинета, греческий врач, и эффективным лечением он называл кровопускание. Подобное лечение объяснялось распространением гуманной теории, утверждающей, что в организме всегда преобладает одна из четырех жидкостей. Это слизь, кровь, черная и обычная желчь.

Для каждого элемента имеется связь с определенным характером. Для душевного и физического здоровья является идеальным равноценное наличие этих четырех жидкостей. Если одна из них имеется в избытке, то возникает дисбаланс, способный стать причиной психических и физиологических отклонений.

Всеми учеными признано, что при ликантропии преобладающей является черная желчь, и при ее излишке возникают различные расстройства психики, в том числе и депрессии, мании, безумие. Как известно, со временем меланхолией стали называть патологическое душевное состояние.

В различные времена описание ликантропии преподносилось не одинаково, например, в сочинении Аэция, написанном в начале шестого столетия. Сказано, что с наступлением февраля человек по ночам убегает из дома, бродит по кладбищу. Там воет, выкапывает из могил кости умерших, и затем ходит с ними по улицам, ужасая всех. Кто встретится на пути. У таких меланхолических личностей бледные лица, плохо видящие ввалившиеся глаза, пересохший язык. У них постоянно имеется необходимость сплевывать, также при ликантропии присутствует жажда, остро не хватает влаги.

Некоторые медики считали основой гуморальную теорию, объясняющую ликантропию. К тому же считалось, что дьявол ведет охоту за меланхоликами, при этом он способен исказить восприятие ими окружающей действительности.

Описания ликантропии, живые и яркие, были составлены историографом Гуларом, основой таких описаний были медицинские истории, взятые из трудов Доната, Аэция, Эгинеты, Бодэна, и других. Анализируя свои исследования, он сделал соответствующий вывод. Например, если мозг человека лишь «подпорчен», то он страдает меланхолией. Другие, воображающие себя оборотнями, являлись «ослабленными» людьми, пораженными сатаной.

Кроме того, Гулар упоминает о массовой ликантропии. Известен произошедший в Ливонии случай, когда людей избивали тысячами, их принуждали присоединиться к действиям ликантропов и их садо-махохистким развлечениям. Они преследовали своих мучителей и принимали участие в оргиях, при этом поведение было на животном уровне.

Пребывая в трансе страдающие ликантропией люди уверены, что тело стало другим, оно перевоплотилось. Далее, придя в себя, больные не сомневались, что они при помощи сатаны вышли из своих тел, чтобы вселиться в волков. После этого всегда следовали ликантропские демонические буйства. По словам больных, начало приступа было отмечено легким ознобом, который довольно быстро переходил в лихорадку. Состояние сопровождалось сильнейшей головной болью, наблюдалась сильная жажда.

Среди прочих признаков были отмечены трудности дыхания, сильная испарина. Руки становились длиннее, они опухали, кожа на конечностях и лице расплывалась, становилась грубее. Сильно искривлялись пальцы ног, их вид напоминал когти. Ликантропу было трудно носить обувь, он всячески от нее избавлялся.

Происходили изменения и в сознании ликантропа, он начинал страдать клаустрофобией, то есть, боялся закрытых помещений, поэтому старался покинуть дом и оказаться на улице. После этого возникали спазмы в желудке, появлялась тошнота. У человека-ликантропа ощущалось выраженное жжение в области грудной клетки.

При этом речь становилась невнятной, горло издавало гортанное бормотание. Эта фаза приступа характерна тем, что человек старался скинуть всю одежду, вставал на четвереньки. Кожа начинала темнеть, появлялась матовая шерсть. На лице и голове прорастала грубая шерсть, поэтому человек выглядел, как животное.

После таких перемен оборотень дико жаждал крови, и это желание было невозможно преодолеть, ликантроп бросался на поиски жертвы. Ладони и подошвы ног приобретали удивительную твердость, оборотень легко бегал по острым камням, и при этом абсолютно без вреда для себя.

Нападение производилось на первого же человека, которого удавалось встретить. Используя острые зубы, человек-волк прокусывал в области шеи артерию, выпивая кровь. После того, как жажда была удовлетворена, оборотень без сил засыпал на земле до утра, превращение в человека происходило на рассвете.

За всю историю существования этой таинственной болезни ликантропы нередко признавались в том, что использовали наркотики, натирали свои тела особыми мазями, способствующими превращению. Очевидно, в таких случаях у них наблюдалось расширение сознания, появлялось чувство, что они невероятно сильны, как физически, так и психически.

В реальной жизни человеку недоступны подобные ощущения. Термин ликантропия современные психиатры используют, чтобы обозначить форму бреда, когда больной считает себя животным. Психиатрическая практика знает немало примеров ликантропии, когда люди считают себя не только волками, но и кошками, медведями, и прочее.

Похожие публикации