Что означает аллитерация. Аллитерация или Какие образы рисуют нам волшебные гномы

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма. Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность. Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad - к, при, со и littera - буква; собуквие) - древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» аллитерация стиха и чаще всего на начальных слогах стиха (анафорическая аллитерация).

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «Милых лад ни мыслию смыслити…» («Слово о полку Игореве»).

АЛЛИТЕРАЦИЯ - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Вернемся к итогам конкурса лета 2011г — «Мастер класс» и разберем стихи, написанные с использованием приема аллитерации. По приему аллитерации и не только о нем – на сегодня всё. Впереди вас ждет еще одна (максимум – две) статьи, посвященных оригинальным формам написания стихотворений.

Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных».

Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерация — древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира.

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер. Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации. В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столбцах мерцают искры чувства. Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.

Научная статьяпо специальности «Языкознание» из научного журнала «Армия и общество», Фомушкина Ольга Викторовна

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Основные функции звукописи

1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Оно такое,Что лучше и легче быть ОДНОМУ. В статье предпринята попытка рассмотреть аллитерацию как один из стилистических приемов, характерных для английской поэзии, особенно древнеи среднеанглийского периодов.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их и создавая особый эффект.

Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества.

Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны… Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Женская рифма в концовке – это всегда незавершенность рассказа, приглашение читателя к сопереживанию, это действие, которое все еще длится и ничего не решило.

Аннотация научной статьипо языкознанию, автор научной работы - Фомушкина Ольга Викторовна

В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Мы живем в мире звуков. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе». Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи являетсязвуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Аллитерация - происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань…“. Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.

Аллитерация - это литературный прием, используемый для усиления выразительности текстового материала, заключающийся в повторении одних и тех же (или подобных) согласных звуков, похожих на описываемое явление. Слово аллитерация образовано от латинского alliteratio (littera – буква).

Аллитерация, иными словами, — это средство звукописи; повтор опорного согласного.

Аллитерация. Пример 1

В стихотворении Агнии Барто «Шуточка про Шурочку» слова, произнесённые со звуком «ш», создают иллюзию шуршания листьев осенью. Так и кажется, что где-то рядом шелестят и шуршат листья.

«Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка…»

Аллитерация, как особый приём, используется в стихосложении. Владимир Маяковский писал, что для того чтобы изобрести стих, нужно придумать какое-то содержание, придать ему поэтическую форму, (кому что нравится: ямб, хорей ), «подпустить аллитерацию», всё красиво оформить — и произведение стихотворного плана готово. «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова. Можно прибегать к аллитерации для простой игры словами, для поэтической забавы; старые (для нас старые ) поэты пользовались аллитерацией главным образом для мелодичности, для музыкальности слова и поэтому применяли часто наиболее для меня ненавистную аллитерацию – звукоподражательную», — так писал В.Маяковский, автор удивительных стихотворных форм.

Владимир Маяковский призывал к сдержанности в искусстве. К вычурной аллитерации не всегда следует прибегать, замечал он. Нужно включать «режим экономии» при сочинении стихов, ибо это одно из главнейших правил производства эстетических ценностей.

Аллитерация. Пример 2

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь…
А.Пушкин

Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны…
К.Бальмонт

Где он, бронзы звон или гранита грань…
В.Маяковский

Свищет ветер, серебряный ветер,
В шелковом шелесте снежного шума.
С. Есенин

Подбор материала: Ирис Ревю

Доброе утро! Вот эти «бр» и «тр» в приветствии как-то взбодрили. С Вами Ирина Иваськив. Прикольные ассоциации вызывают иногда скопления тех или иных букв. В каждом звуке – какая-то своя зашифрованная информация: одни звуки вызывают внутри настороженность, другие – убаюкивающие мантры, третьи – формируют в нашем воображении яркие образы. К. Бальмонт называл звуки «маленькими волшебными гномами». Вот и «колдуют» писатели и поэты над своими произведениями, подбирая различные фонетические приёмы для того, чтобы разбудить нашу фантазию. Об одном из них мы и поговорим в этой статье. Итак, аллитерация… Что это такое? Как и зачем применяется? Почему так популярна? Как используют аллитерацию в рекламе и бизнесе?

Аллитерация: What is this?

Аллитерация – повтор согласных для создания образа. Понятие с латинского переводится как «буква». Вот такое явление, когда в определённой части текста часто повторяется какая-то согласная буква, и называется аллитерацией. Повторяется либо одна и та же согласная, либо чередуются 2-3 похожих согласных (шипящие, свистящие, рычащие).

Используется аллитерация:

  • в скороговорках (К уп и к ип у п ик )
  • в пословицах и поговорках (М ел и, Ем ел я, твоя недел я)
  • в прозе и в стихотворениях, и даже в рекламе

Как аллитерация рисует образы?

Аллитерация – своего рода “тавтология” согласных. Но зачем их повторять? Чтобы, повторюсь, создавать образы. Чтобы, другими словами:

  • шелестел камыш:
  • трубили трубы:
  • «кипела» Нева:
  • хрустели лужи:
  • гремели копыта:
  • громыхала стихия:
  • увлекало в водоворот:
  • чеканился ритм марша:
  • накатывала ностальгия:
  • стучали вагонные колёса:
  • продолжался царский пир:
  • люди маршировали в ритм:
  • навевался причудливый сон:
  • шумели в голове воспоминания:
  • сжималось от сопереживания сердце:
  • бежали мурашки от раздавшегося взрыва:
  • зарычали немецкие бомбардировщики над осаждённым Ленинградом:

Очевидное доминирование согласных

Аллитерация – не языковое новшество. Это – один из древнейших фонетических приёмов, который можно встретить в каждом языке! Аллитерацию использовали Гомер, Гораций, Вергилий, Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир, Пушкин, Тютчев, Некрасов и многие другие.

Такое частое обращение к комбинированию выборочных согласных можно объяснить особым их главенствованием. Согласные звуки доминируют над гласными. И не потому, что их гораздо больше. Возьмём для примера несколько слов и запишем их при помощи одних только гласных: еоо, еаи, еео. Вряд ли кто догадается, что это за слова. Но если те же слова записать при помощи одних только согласных, то в словах уже можно будет узнать известных поэтов: лрмнтв, држвн, швчнк.

Согласные, имеющие больший вес, способны создать невероятно сильные образы! Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, громогласные и философские, раздражающие и ласкающие слух – согласные звуки стали прекрасным инструментов для создания сильного фонетического впечатления в руках пишущих людей.

Примеры аллитерации в прозе

Посмотрите, как сочетанием тревожных «т-р» и сонно-уставшей «с» писатель описывает состояние Тараса:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

А в этом примере повторение согласных «т» и «п» создаёт совершенно другую подавленную атмосферу:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Ещё один яркий пример из рассказа В. Набокова «Слово». Скопление согласного «г», который сначала глушит бдительность, стоя рядом с музыкально-нежной «л», а потом напоминает о своих грозных габаритах, усиливаясь согласной «р»:

Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.

Аллитерация в фольклоре

Что Вы представляете себе, когда слышите поговорку «От горшка два вершка»? Мне одной слышится, как шепелявит малыш?))) А вот другая пословица с тем же шипящим согласным звуком: «Шила в мешке не утаишь», и здесь уже слышно, как шуршит в мешке это самое шило. А вот третья: «Тише едешь – дальше будешь», и здесь што-то в сон потянуло от такой черепашьей скорости. А вот четвёртая лермонтовская строчка: «У наших ушки на макушке!», и здесь шипящий звук даёт полное ощущение шухера.))) Как из одних и тех же семи нот композиторы слагают тысячи песен, так из одних и тех букв мастерство писателя рисует разные картины.

Аллитерация в скороговорках

В скороговорках нагромождение труднопроизносимых буквосочетаний тренируют дикцию. Знаменитые «лавировавшие корабли» или «укравший кораллы Карл» не что иное, как аллитерация.

Аллитерация в рекламе и бизнесе

Скопление повторяющихся согласных приковывает к себе внимание, легко воспринимается и долго помнится. Вот почему рекламщики ухватились за этот уникальный выразительный приём, при помощи которого можно формировать бренд и покупательский спрос. Они, по сути, поставили аллитерацию на… коммерческую основу.)))

Аллитерацию стали применять:

  • в названиях компаний и торговых марках : шоколад «Киткат», кошачий корм «Китекет», леденцы «Чупа-чупс», конфеты «Минки-Бинки» (преобладание гласной “и” и согласных “нк” даёт ощущение чего-то маленького, вызывая умиление)
  • в рекламных слоганах : Ваша киска купила бы «Вискас»; Велла. Вы великолепны; Стоматология. Береги жубы ш дештва; Мебель. Спаленки для больших и маленьких; «Сам Самыч». Пельмешки без спешки; «Meзим» для желудка незаменим

Фонетическое благозвучие в рекламном объявлении дорогого стоит. Когда суть рекламного сообщения формулируется фонетически верно, сообщение подсознательно как бы «падает» на сердце. Фонетика рекламного сообщения умело направит мысли покупателей в нужном направлении. Послушайте:

  • зубная щётка «Аквафреш»: чистит с блеском (звуки «ч», «ст», «тс», «ск» напоминают звуки чистки зубов)
  • напиток «Миринда»: взрыв вкуса (звуки «взр» и «ввк» напоминают вырывающийся газированный напиток)
  • бульонные кубики Knorr: Knorr – вкусен и скорр (звук “р” создаёт ощущение скорости: ррраз – и бульон готов)
  • такси: Быстрая подача И таксист со сдачей (звуки “ст”, “кс”, “ст”, “сд” – такси уже стоит, и счётчик тикает)

Включенные в слоган согласные, созвучные бренду, создают подобие «узелков на память»: потянешь за них, и без проблем восстановишь перед глазами и название товара (иногда непонятное и трудно читаемое). И последнее: избегайте в своих текстах буквосочетаний, где подряд идёт больше 3-х согласных (как правило, большое количество согласных встречается на стыках слов): качеств пр одукта.

Игры со словами: детская забава или серьезная тренировка мозга?

Где он употребляется? Само слово «аллитерация» имеет латинские корни и означает «буква к букве». Это один из видов повтора звуков, а именно согласных, как правило, в начале слов. Могут повторяться и прикрепленные к согласным но вовсе не обязательно. Благодаря такому повтору можно достичь самых разных звуковых эффектов. Завывание бури, рокот волн, плеск воды, злобный хохот или слезы радости… - ни к чему сообщать о них читателю при помощи эпитетов. Достаточно использовать такой пример, как аллитерация. Примеры в стихах весьма многочисленны, правда, не стоит путать аллитерацию с другими видами повторов. Она предполагает повторение только одинаковых или похожих согласных, но не слов или словосочетаний.

Несколько примеров удачного применения аллитерации

Умелое, то есть умеренное использование аллитерации в изобилии встречается в стихотворениях классиков. Очень тонко чувствовал этот прием, например, Пастернак. Его знаменитое стихотворение «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе…») - один из самых ярких примеров. Повторение согласных «м» и «л», мягких, округлых, усиливает ощущение бескрайности метели, а звуки «т» и «к» позволяют передать стук башмачков, упавших на пол. Повторение буквы «л» мы также можем увидеть у Блока в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…». И если у Пастернака это помогало рисовать образ мягко стелющейся вселенской метели, то у Блока повторяющаяся «л» придает всему стихотворению небывалую утешающую плавность - это грусть о прошлом, которое притягивает, как и прежде, но страдание уже утратило свою остроту.

Современные поэты нередко увлекаются декоративными эффектами, а ведь не так уж много примеров удачных стихотворений, построенных полностью на таком приеме, как аллитерация. Что это - непрофессионализм, отсутствие музыкального слуха или бездушность? Можно давать разные ответы на этот вопрос, но в любом случае аллитерация подобна пряности. Она придает стихотворению вкус и цвет, делает его живым и родным, его хочется повторять и даже напевать, но ее избыток сделает блюдо чрезмерно острым, а потому несъедобным.

Противоположное аллитерации понятие - ассонанс. Это повторение Оба этих приема, разумеется, прекрасно уживаются в одном произведении.

Аллитерация как способ организации стихотворения

Немного иным будет ответ на вопрос «аллитерация - что это?», если речь идет о других языках. В русской стихотворной традиции аллитерация хотя и является важнейшим средством достижения поэтического звучания, все же играет вспомогательную роль. В некоторых культурах аллитерация - это основной способ построения стихотворения. Например, в древнегерманской, английской и исландской поэзии до девятого века очень широко применялся аллитерационных стих. В нем не было привычной для нас рифмы, но в конце каждой строчки присутствовал четкий ритм, который задавался именно повторами согласных букв. Буквы должны были быть одинаковыми перед каждым главным ударным слогом (которых было два) в каждой строке.

Аллитерация в современном английском языке

В английском языке аллитерация - это более частный случай, чем в русском. Речь идет о повторении одинаковых звуков лишь в начале слов. Например: Alice’s aunt ate apples (Тетя Алисы ела яблоки). Этот прием широко употребляется в скороговорках, политических лозунгах, рекламных слоганах, текстах песен и даже названий магазинов. Отвечая на вопрос «аллитерация - что это?», можно привести такие очевидные всем примеры, как-то: PayPal или Coca-Cola. Оба названия звучные и легко запоминающиеся. А все благодаря повтору согласных букв.

Итак, В литературе можно встретить весьма сложные определения. Но все достаточно просто, если разобрать несколько примеров.

Аллитерация это повтор согласных или совокупности согласных звуков, придающий особую звуковую выразительность и образность художественной речи, преимущественно стихотворения; главный элемент фоники.

При аллитерации частотность согласных звуков на конкретном отрывке или во всем сочинении является большей в сравнении со среднеязыковой, например: «Лет до ста расти нам без старости…» (В. В. Маяковский, поэма «Хорошо!», 1927 г.).

Использование аллитерации в поэзии

Аллитерация в стихосложении применяется как оригинальное стилистическое средство увеличения фонетической выразительности речи. Гений рифмы и автор уникальных стихотворных форм В. В. Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Аллитерациями богата литература всех периодов и стран мира. Намеренное созвучие согласных присутствует в стихах легендарных античных авторов, в частности Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия, а также в произведениях многих великих европейских поэтов – Д. Алигьери, Ф. Петрарки, П. де Ронсара, У. Шекспира.

Аллитерация также значительно распространена в народном поэтическом творчестве. Многие изречения, среди которых пословицы, поговорки, скороговорки, зачастую содержат аллитерации: «Тише едешь – дальше будешь», «Мели, Емеля, твоя неделя», «Купи кипу пик» и др.

Аллитерация в русской поэзии

Аллитерация в русской поэзии, в отличие от германского, английского, финского, тюркского стихосложений, где она является основным техническим приемом, используется авторами в меру их художественной манеры весьма сдержанно. Построенные на аллитерации стихи впервые появились в России в ХVІІІ веке в качестве творческого эксперимента знаменитого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова. Аллитерационную традицию продолжили великие русские мастера слова Г. В. Державин, А. П. Сумароков, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов и др.

Наивысшего апогея аллитерация достигла в эпоху символизма, поэты которой стремились к фонической образности художественной речи. Яркими представителями культивирования аллитерации в русской литературе являются К. Д. Бальмонт, Игорь Северянин, Велимир Хлебников и др.

Особенный поэтический эффект стихотворения достигается при сочетании аллитерации с повторами гласных звуков – ассонансами. Такие созвучия тонко, изысканно применял классик русской литературы А. С. Пушкин, как, например, в стихотворении «Осень» (1833 г.):
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Слово аллитерация произошло от средневек. лат. alliteratio, что в переводе означает – «созвучие».

Похожие публикации