Как правильно протоколировать совещания. Нарушение лексической сочетаемости слова Употребление слова в несвойственном ему значении


Задание 1. Выберите среди предложенных сочетаний правильные варианты. Почему вы отвергли остальные?

(Автор, исполнитель) рекорда; благодаря (миру, войне, гибели); дверь в (ванну, ванную); поднять (бокал, тост); (очень, страшно, дико) обрадовались; это (не играет, не имеет) значения; снизить (учебу, успеваемость); потерпеть крушение (ввиду, благодаря, вследствие); подавляющее (количество, большинство); габариты (дома, роста).

Задание 2. Прочитайте определения к слову «цены», которые даются в современных текстах рекламного характера. Какие сочетания со словом «цены» соответствуют нормам лексической сочетаемости, а какие – нет?

Выгодные, классные, смешные, маленькие, низкие, дорогие, реальные, лучшие, дешевые, униженные, удобные, мировые, гениальные, супер.

Задание 3. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, связанные с нарушением границ лексической сочетаемости.

1. Преподаватель уделял большое значение творческой работе студентов. 2. Он был ярым сторонником демократической платформы. 3. Коминтерновский – огромный микрорайон. 4. Суд выразил свой вердикт. 5. Достигнутые недостатки пришлось устранить. 6. Всю ночь он провел, не смыкая взгляда. 7. Выполнение мечты казалось совсем близким. 8. Многие политики поддержали эту инициативу, желая вложить свой вклад в развитие российских реформ. 9. Полчища тружеников вышли на субботник. 10. Он хотел причинить радость своим родным. 11. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.

Задание 4. Ознакомьтесь со значениями паронимов, приведенных в данной таблице. Составьте с ними словосочетания.

Адресант отправитель Адресат получатель
Артистический относящийся к артисту Артистичный отличающийся артистизмом, художественным вкусом
Бедный обладающий скудным достатком, малоимущий Бедственный исполненный бедствий, лишений
Выборный относящийся к выборам, избираемый голосованием Выборочный частичный
Гармонический относящийся к гармонии Гармоничный стройный, согласованный
Главный основной, наиболее существенный, центральный Заглавный относящийся к заглавию
Дружеский относящийся к другу, друзьям Дружественный основанный на дружбе
Каменистый покрытый камнем Каменный состоящий из камня
Командированный лицо, находящееся в командировке Командировочный относящийся к командировке
Праздничный относящийся к празднику, нарядный, красивый Праздный ничем не занятый, бесцельный, пустой

Задание 5. Установите различия в значении слов-паронимов и употребите их со словами, указанными в скобках.

Дождевой, дождливый (сезон, вода, осень, капли, погода, облака).

Злой, злостный (клевета, человек, неплательщик, тоска, нарушитель, вьюга).

Искусный, искусственный (дыхание, мастер, орошение, пианист, шелк, фокусник).

Непонятливый, непонятный (задача, ученик, явление, зритель, чувство, ребенок).

Расчетливый, расчетный (вычисления, делец, отдел, хозяин, книжка, человек).

Сытный, сытый (собака, завтрак, улыбка, каша, человек, зимовка скота).

Задание 6. Выберите из слов, данных скобках, подходящий пароним.

1. Самые (высотные – высокие ) дома находятся в новых кварталах города. 2. Любой (поступок – проступок ) заслуживает осуждения. 3. Молодой рабочий быстро (усвоил – освоил ) профессию токаря. 4. С (особенным – особым ) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученика. 5. Все вокруг привлекательно: и (близкие – ближние ) озера, и дальние холмы. 6. Мы с братом живем в одном доме, но на (разных – различных ) этажах. 7. На вопросы мальчик отвечал с каким-то (виноватым – виновным ) видом. 8. Было жарко, и пешеходы шли по (теневой – тенистой ) стороне улицы.

Задание 7. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки, допущенные вследствие смешения паронимов.

1. Президент – гарантия Конституции. 2. Пахло дымом ароматных свечей. 3. Народ стекался туда в большом количестве, несмотря на будничный день. 4. Ему необходимо представить отпуск по состоянию здоровья. 5. Когда доходит до серьезного дела, Валя становится человеком жестким, требовательным, нестерпимым. 6. Эти сведения вы сможете получить в информативном отделе. 7. Когда офицер кончил чай, денщик унес самовар и останки ужина к себе в сарай. 8. И должно быть, сын характером тоже в нее – замкнутый, скрытый, неласковый. 9. Икона Ушакова, как и многие другие его произведения, знаменует важный этап в становлении нового более реального искусства.

Задание 8. Составьте предложения, в которых бы данные слова употреблялись в разных значениях.

Марка, партия, мир, рукав, коса, мина, крепость.

Задание 9. Объясните, какие значения приобретают прилагательные и глаголы в сочетании с существительными, приведенными в скобках.

Крепкий (орех, организм, мороз, сон, чай).

Сухой (воздух, дорога, хлеб, ветка, кашель, старик, закон).

Тяжелый (груз, задача, шаг, слог, характер, вина).

Брать (лопату, такси, обязательства, хитростью, штраф, в плен).

Держать (чемодан, оборону, флаг, кур, пари, прямо, под арестом).

Навести (на след, орудие, красоту, порядок, гостей).

Задание 10. Прочитайте предложения. Объясните происхождение ошибок, исправьте их.

1. Совместный отдых, как и труд, спаивает коллектив. 2. Фотограф-профессионал снимет комнату. 3. Продавца можно подобрать и в самом поселке. 4. Долг врача – довести больного до конца. 5. За год мы потеряли пять сотрудников. 6. Компания РИКО обует всю страну! 7. Дети – цветы жизни, но не давайте им распускаться. 8. Электрик Сысоев вылетел из аэропорта «Пулково» за пьянку.

Задание 11. Какое слово из синонимического ряда может быть выбрано в качестве опорного (доминанты)? Определите стилистическую окраску каждого слова.

1. Башка, котелок, кумпол, голова.

2. Весьма, очень, крайне, сильно.

3. Определение, дефиниция.

4. Худощавый, тощий, сухой, худой, поджарый.

5. Болезнь, недуг, заболевание, недомогание, нездоровье, немощь, хворь.

6. Гуляка, кутила, повеса, прожигатель жизни.

7. Помешаться, свихнуться, тронуться, рехнуться, спятить, сойти с ума.

Задание 12. Подберите синонимы к следующим устаревшим словам.

Лобзанье, веление, скверна, деяние, отомщение, козни, стезя, наитие, докука, судилище, велеречивый, бренный, зреть, внимать, глаголати, чаять, уповать, лицедействовать, сущий, зело.

Задание 13. В соответствии с образцом составьте синонимические ряды со следующими словами. Раскройте разницу в употреблении отдельных синонимов, придумайте с ними предложения.

Сказать – произнести, проговорить, промолвить, изречь, вещать, проронить, брякнуть.

Разделять. Своенравный. Скоро. Смешной. Дарование. Старожил. Тайный. Старый.

Задание 14. Разграничьте смысловые и стилистические синонимы.

Бой – брань – битва – сеча – сражение – баталия; лобзание – поцелуй; красота – краса; браниться – ругаться – лаяться – собачиться; гибнуть – пропадать – умирать; тягостный – тяжелый – тяжкий.

Задание 15. Замените, где необходимо, иностранные слова русскими синонимами. Подумайте, какой из вариантов наиболее приемлем в различных ситуациях общения?

1. Весь столичный истеблишмент присутствовал на премьере спектакля, непосещение которого расценивалось как моветон. 2. Взгляды некоторых политиков мигрируют на диаметрально противоположные. 3. В лесных массивах сосна доминирует над елью. 4. Свое предложение он подтвердил вескими аргументами. 5. Спортсмены праздновали свой триумф. 6. Данную пьесу можно интерпретировать по-разному. 7. Героиня конфиденциально призналась любимому, что ей больше импонирует быть не узнанной на этом рауте. 8. Пассажиры с комфортом расположились в парусиновых шезлонгах на палубе лайнера.

Задание 16. Устраните тавтологию.

1. В прошлом году выдался неурожайный год. 2. Он снова почувствовал, как его охватило чувство ужаса. 3. Сегодня у нас в гостях гость из Японии. 4. В пищу животным стали добавлять минеральные добавки. 5. Мы каждый месяц платим абонементную плату за телефон. 6. На территории собора были найдены интересные находки.

Задание 17. Исправьте ошибки в следующих предложениях. Определите вид ошибок.

1. В декабре месяце было пять самовольных прогулов. 2. В аудитории собралось десять человек студентов. 3. Вы с ним вместе общались когда-нибудь? 4. Говорил, бурно жестикулируя руками. 5. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 7. На выполнение этого задания понадобилось более двух часов времени. 8. Конечно же, встречаются непредвиденные неожиданности. 10. Это была стройная белокурая блондинка. 11. Неженатый холостяк хочет познакомиться. 12. Эта традиция в нашей стране возродилась вновь. 13. Туристов, отдыхающих в Греции, никогда не мучает ностальгия по Родине. 14. На семинаре автор изложил главную суть этой книги. 15. Обмен имеющимся опытом был очень полезен. 16. Он крепко держит в своих руках штурвал руля. 17. Впереди лидировал Соколов.

Задание 18. Отметьте повторяющиеся слова. Объясните, повтор одних и тех же или однокоренных слов является недостатком или достоинством текста. Почему?

1. Но идет, идет пехота

Мимо сосен, сосен без конца…

Вл. Луговской

2. Если, приглашая даму на танец, вы наступили ей на ногу, и она сделала вид, что не заметила этого, то вы должны сделать вид, что не заметили, как она заметила, но сделала вид, что не заметила.

3. Граф считает счета на своем счету. Я пришел, чтобы свести с вами счеты.

Задание 19. Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Какую речевую ошибку вы нашли? Объясните, почему этот вариант лучше другого?

А Б
1. Он учился в музыкальной консерватории. 1. Он учился в консерватории.
2. Налицо разбазаривание государственного имущества. 2. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества
3. Перед смертью он долго болел. 3. Перед своей смертью он долго болел.
4. Они окончательно закончили работу. 4. Они закончили работу.
5. Художник мастерски описывает внешность своих героев. 5. Художник мастерски давал портреты внешности своего героя.
6. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе. 6. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее.
7. Эрмитаж – сокровищница нашей культуры. 7. Эрмитаж – ценная сокровищница культуры.

Задание 20. Определите значение следующих иностранных слов, воспользовавшись толковым словарем. Составьте с ними словосочетания.

Авторитарный, альтруизм, ангажировать, амбивалентность, априори, брутальный, брэнд, блокбастер, бомонд, инкогнито, импичмент, инкриминировать, истеблишмент, коалиция, корректный, коллизия, консалтинг, коммюнике, конфессия, кулуары, легитимный, локальный, маргинал, одиозный, паблик рилейшнз, сакральный, сакраментальный, саммит, спичрайтер, сублимация, сейшн, трансферт, триллер, тривиальный, филантроп, харизма, хоспис, шовинизм, эпатаж.

Задание 21. Прочитайте предложения. Установите, какие речевые ошибки в употреблении заимствованных слов допущены вследствие 1) использования их без учета присущих им значений; 2) нарушения лексической сочетаемости; 3) совмещения стилей; 4) немотивированного употребления.

1. Стараясь своевременно информировать вас о происходящем, журналисты нашей телекомпании всегда находятся в эпицентре событий. 2. Весь московский истеблишмент присутствовал на премьере спектакля. 3. На празднике было немало шуток, розыгрышей, забавных инцидентов. 4. В минувший уик-энд была обезврежена банда боевиков. 5. Если бы мы не были лимитированы во времени, то рассмотрели бы эти вопросы более подробно. 6. По лестнице двигалась кавалькада гусар. 7. Незабываемый прецедент произошел во время нашей поездки. 8. Публика устроила актеру настоящий бенефис. 9. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 10. Мой друг купил себе байк. 11. Какая альтернатива на обед – борщ или рассольник? 12. Закон должен надежно защищать права тинейджеров.

Задание 22. Замените фразеологизмы словами. Проверьте по словарю, правильно ли вы понимаете значение фразеологизмов.

Ни свет ни заря; пойти по миру; перейти Рубикон; не лыком шит; перегибать палку; в час по чайной ложке; авгиевы конюшни; ломать шапку; нить Ариадны; небо коптить; сизифов труд; валаамова ослица.

Задание 23. Закончите фразеологизмы, затратив наименьшее количество времени. Объясните их значение.

Курам на …, ни пуха …, вставлять палки в …, нашла коса …, рука руку …, на вору …., ставить точки …, не лезет за словом …, кричать во всю …, вода камень…

Задание 24. Исправьте ошибки, допущенные вследствие неправильного употребления устойчивых оборотов.

1. Писатель идет в ногу со своим временем. 2. Эта статья до глубины души меня удивила. 3. Наш герой живет как сыр в масле. 4. Он взял себе львиную часть заработанного. 5. Возвратившись домой, он сразу оказался под неусыпным оком матери. 6. Руководитель просто обязан взять инициативу на себя. 7. Появление этого предмета здесь окутано кромешной тайной. 8. В разговоре он допустил сильную ошибку. 9. Грехи мои тяжелые! 10. Низкая благодарность правительству за это.

Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте лексические ошибки.

1. На стенах мастерской висела живопись. 2. Соблюдение техники безопасности предохраняет рабочих от травматизма. 3. Приехав в Пекин, мы посетили театр жестикуляции. 4. Моей подруге вырезали аппендицит.

А вам бы хотелось, чтобы отношения между США и Россией продолжали ухудшаться до точки невозврата, до ядерной войны между этими ядерными державами? В нынешней ситуации чрезмерно накаленной атмосферы в отношениях между США и Россией важен сам факт встречи президентов ядерных держав и обсуждения ими вопросов, включенных в повестку дня этой первой полноформатной встречи. Понятно, что западные санкции против России эта встреча не отменит, но если накаленная атмосфера в отношениях между США и Россией станет менее накаленной и менее враждебной, то этого будет уже достаточно для первой встречи Трампа и Путина. Появится надежда на разрядку напряженности, на взаимопонимание и сотрудничество. За первой встречей последует вторая в таком же формате. Президенты обменяются приглашениями посетить свои страны с официальным визитом. Путин полетит с визитом в Вашингтон, а Трамп – в Москву. Отношения между США и Россией улучшатся, нормализуются. Что в этом плохого? Русские говорят «Хорошее начало полдела откачало». Пусть эта встреча Трампа и Путина в Хельсинки будет именно таким началом. И это уже хорошо.

|

Ссср уже один раз с пиндосами задружил.Ну и где он теперь?

|

В нынешней РФ уже привыкли во всем плохом винить США. В частности, Рональду Рейгану приписывают развал СССР, хотя Рейган не виновен в развале СССР. Это был саморазвал. Развал изнутри. Никто не отрицает, что США, НАТО и капстраны старались разрушить СССР и соцлагерь, точно так же как СССР и его союзники стремились угробить треклятый капитализм («Мы вас похороним!» – на полном серьезе пообещал Хрущев западным послам на приеме в польском посольстве в Москве). Это было противостояние и борьба двух враждебных общественных систем. Во время Карибского кризиса это противостояние чуть не дошло до ядерной войны. Не только США тратили деньги на подрывную работу в СССР, но и СССР тратил немалые средства на подрывную работу в США, в частности, на мертворожденную компартию США, от которой и следа не осталось после того, как прекратилась денежная подпитка из Кремля после развала СССР. Американцы десятилетиями старались разрушить СССР, но у них ничего не получалось, пока за это дело не взялся Горбачев со своими единомышленниками. Горбачева можно как угодно обзывать, но этот человек был первым лицом в Кремле, генсеком советских коммунистов, хотя те, кто приписывает развал СССР Рональду Рейгану, убеждены, что Горбачев был платным агентом ЦРУ. Горбачев и его высокопоставленные советские однопартийцы сделали то, что не могли сделать США. И не надо этот подвиг приписывать Рейгану, поскольку это будет несправедливо по отношению к Горбачеву.

|

"старались разрушить СССР, но у них ничего не получалось, пока за это дело не взялся Горбачев со своими единомышленниками. "
Первоначально за это дело взялся Андропов, это он долгие годы пользуясь служебным положением и недееспособностью Брежнева, готовил свержение Советской власти, создавал такую обстановку в стране, готовил кадры..., это его кадры, Горбачёв, Яковлев, Шеварнадзе..., ну и всякие гайдары..
Сам Андропов хотел всё это провернуть, да сдох...., но кадры решают всё, об этом ещё Сталин говорил и как всегда, оказался абсолютно прав.

|

Выберите вариант ответа, в котором запятые расставлены верно:

    Кроме того законодательство, регламентирующее уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не содержит каких-либо изъятий в отношении граждан, отбывающих наказание в виде исправительных работ.

    В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приведет, или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

    Между тем трудовые отношения носят длящийся характер, поэтому указанные ограничения действуют как в отношении лиц, уже состоящих в трудовых отношениях, так и в отношении тех, кто претендует на занятие педагогической деятельностью.

    Ситуация, при которой гражданский служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации на деятельность, которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов.

    Выберите вариант ответа, в котором запятые расставлены верно:

    Гражданские служащие, заботясь о своей репутации должны избегать любых конфликтов интересов.

    Если срок испытания истек, а гражданский служащий продолжает замещать должность гражданской службы, то он считается выдержавшим испытание.

    В России в последние годы разрабатываются профессиональные стандарты, которые на этапе согласования рассматриваются, как работодателями, так и профсоюзами.

    В справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера указываются все объекты недвижимости, принадлежащие гражданскому служащему на праве собственности независимо от того, когда они были приобретены, в каком субъекте Российской Федерации, или каком государстве зарегистрированы.

    Выберите вариант ответа, в котором двоеточие поставлено верно:

    Считаю: что лучших управленцев должна знать вся страна.

    У нас есть самое главное, в чём нуждается экономика: это профессиональные кадры и огромный рынок.

    Время прибытия скорой помощи зависит от трёх факторов: единой диспетчерской службы, качества дорог и состояния автомобилей.

    Всем нравятся современные и уютные улицы: где можно погулять, пообедать, встретиться с друзьями, просто провести время.

    Выберите вариант ответа, в котором тире поставлено верно:

    Известно, что независимый и честный суд – это основа справедливого общественного порядка.

    Все прекрасно понимают – почему это важно.

    По оценкам руководителей энергопредприятий – в этом году им предстоит работать в условиях небывалого роста электропотребления.

    Существующее положение пока еще внушает оптимизм – русский язык занимает достойное место среди самых распространенных языков мира.

    В каком слове ударение падает на первый слог?

  • средства

    В каком слове ударение падает на второй слог?

  • километр

    ходатайство

    премирование

    документ

    В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ?

    Книга ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой практическое руководство для специалистов, работающих в области юриспруденции и права.

    Журналистам ПРЕДСТАВИЛИ нового кандидата в мэры.

    Гражданам ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ право выбора формы подачи документов.

    Адвокат будет ПРЕДСТАВЛЯТЬ Ваши интересы в суде.

    Выберите вариант ответа, в котором нет смысловой избыточности:

    главная суть

    денежное финансирование

    содействовать прогрессу

    совместное сотрудничество

    импортировать из-за рубежа

    неразрешимый тупик

    оказать пользу

    подвести результаты встречи

    принимать к сведению

    В каком варианте ответа все слова употреблены правильно?

    предпринимать усилия

    придавать глубокое значение

    при нашем соучастии

    аргументировать мнение

    Выберите вариант ответа, в котором нет речевых ошибок:

    При ближайшем рассмотрении налицо просматривается кризис.

    Нам никто не мешает перевыполнять наши законы.

    Приносим извинения за предоставленные неудобства.

    Принято решение о предоставлении первых этажей новых жилых домов под размещение организаций сферы услуг.

    Укажите верную форму числительного: пополнить бюджет 684 275 рублями

    шестистами восьмидесятью четырьмя тысячами двухстами семидесятью пятью

    шестьсот восемьдесят четырьмя тысячами двумястами семьюдесятью пятью

    шестьюстами восьмьюдесятью четырьмя тысячами двумястами семьюдесятью пятью

    шестьюстами восьмьюдесятью четырьмя тысячами двести семьюдесятью пятью

    В каком варианте ответа числительное употреблено верно?

    большинство из пяти тысяч девятиста сорок пяти опрошенных

    отправить приглашения девяносто шести адресатам

    провести приемную кампанию в пятьсот тридцать четырех вузах

    оказать финансовую поддержку четыремстам сорока пяти субъектам малого и среднего предпринимательства

    В каком варианте ответа числительное употреблено верно?

    Заменено более ста восьмидесяти девяти километров ветхих тепловых сетей.

    Сертификаты выданы одной тысяче двести пятидесяти шести семьям.

    Решение одобрено четырехсот пятидесяти семью депутатами.

    Получены материалы на сумму свыше триста сорок двух тысяч девятьсот тридцати рублей.

    В каком варианте ответа нет ошибок в употреблении предлогов?

    благодаря содействию

    доложить по приезду

    согласно договора

    вопреки прогноза

    В каком варианте ответа нет ошибок в употреблении предлогов?

    благодаря трудолюбия

    согласно приказу

    по прибытию на место

    наперекор установленных требований

    Выберите

    оплата за проезд, уплатить проезд

    оплата проезда, уплатить за проезд

    различать старое от нового, отличать старое от нового

    Выберите вариант ответа, в котором все словосочетания построены верно:

    отзыв о работе, критика о бездействии

    различать старое и новое, отличать старое от нового

    отзыв по работе, критика бездействия

    различать старое от нового, отличать старое и новое

  1. Работы министерства образования и науки Хабаровского края на 2013 год

    Документ

    ... вопросам общего образования по вопросам :- анализ выполнения учебных программ за 1 полугодие;- реализация Комплекса ... конкурсной комиссии по отбору кандидатов для поступления на государственную гражданскую службу края в министерство образования и науки края...

  2. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №6 (906) от 23 февраля 2015 г

    Информационный бюллетень

    ... комплекс мер будет разработан на региональном уровне ... поступлению на государственную гражданскую службу ... вопросам законности, правопорядка и безопасности для замещения должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга старшей группы. Прием ...

  3. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №39 (890) от 20 октября 2014 г

    Информационный бюллетень

    ... при травмировании, тестовые вопросы на определение растений и знание ... поступлению на государственную гражданскую службу ... для замещения должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга ведущей группы. Прием документов от претендентов на ...

  4. Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга №40 (841) от 21 октября 2013 г

    Информационный бюллетень

    Ауд. 203) по вопросам : - о готовности инженерно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства... Прием документов от претендентов для участия в конкурсе на включение в кадровый резерв для замещения должности государственной гражданской

Многословие, или речевая избыточность

Неоправданный повтор слов (тавтология)

Употребление слова в несвойственном ему значении.

Имейте в виду, что наиболее типичными нарушениями лексической нормы являются следующие.

Неразличение слов-паронимов. Паронимы (от греч. раrа «рядом» + опота «имя») - однокоренные слова, близкие по звучанию, но различающиеся по значению: одеть - надеть, командировочный - командированный, значение - значи­мость, гарантийный - гарантированный, экономический - экономичный и т.п. Например: На этом предприятии суще­ствуют выборочные (вместо выборные) должности. Регист­рация командировочных (вместо командированных) произво­дится в вестибюле.

Неправильное использование синонимов. При этом пи­шущий демонстрирует невнимание к оттенкам значений слов-синонимов, приводящее к смысловым нарушениям. Напри­мер: 1) Пора подвести результаты (вместо итоги) встречи. Изъяны (вместо недостатки) в тренировках команды обна­ружились на первых же соревнованиях.

Наличие в тексте плеоназмов. Плеоназм (греч. рlеопаsтоs - «излишество») - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов. Эти ошибки обу­словлены, чаще всего, незнанием значения заимствованного слова (при соединении слов русского и иноязычного происхо­ждения, обозначающих одно и то же). Например: прейску­рант цен (надо: прейскурант), автобиография жизни (надо: автобиография), реальная действительность (надо: реаль­ность или действительность), коллега по профессии (надо: коллега), свободная вакансия (надо: вакансия) и т.п.

Это повторение (греч. tauto - «то же самое» и 1оgos - «смысл») в пределах предложения одного и того же слова, однокоренных слов, затрудняющих восприятие фразы и де­лающих её неблагозвучной. Например: Продолжительность процесса переработки продолжается несколько часов.

Употребление слов и словосочетаний, несущих излиш­нюю информацию. Например: лишними являются слова ра­бота, деятельность, мероприятие с предлогом по в следую­щих фразах - работа по выполнению (надо: выполнение), деятельность по внедрению (надо: внедрение), мероприятие по реализации (надо: реализация) и т.п.

Лексическая сочетаемость - способность слов соединяться в речи друг с другом: нанести визит, принять меры, представлять интерес, довести до сведения, отдавать себе от­чет. Типичные ошибки: иметь роль (надо: играть роль), иг­рать значение (надо: иметь значение) и т.п.

5. Употребление слова без учёта его стилистической при­надлежности

Стилистическая окраска слова - это дополнительная к лексическому значению слова, словосочетания или предложе­ния информация о сфере их употребления (официальная - неофициальная), об отнесенности языковой единицы к сти­лю литературного языка (официально-деловой, научный, газетно-публицистический, разговорный, язык художествен­ной литературы), о принадлежности ко временному ряду (устаревшее - новое) и к экспрессивному разряду (высо­кое - сниженное; литературное - нелитературное) языко­вых средств.

Употребление в речи слов в несвойственной данной ситуа­ции общения или данному тексту стилистической окраске воспринимается как речевая ошибка.



· Книга ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой практическое руководство для специалистов, работающих в области юриспруденции и права.

· Журналистам ПРЕДСТАВИЛИ нового кандидата в мэры.

· Гражданам ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ право выбора формы подачи документов .

· Адвокат будет ПРЕДСТАВЛЯТЬ Ваши интересы в суде.

38. Выберите вариант ответа, в котором нет смысловой избыточности:

· главная суть

· денежное финансирование

· содействовать прогрессу

· совместное сотрудничество

· импортировать из-за рубежа

39. В каком варианте ответа все слова употреблены правильно?

· неразрешимый тупик

· оказать пользу

· подвести результаты встречи

· принимать к сведению

40. В каком варианте ответа все слова употреблены правильно?

· предпринимать усилия

· придавать глубокое значение

· при нашем соучастии

· аргументировать мнение

41. Выберите вариант ответа, в котором нет речевых ошибок:

· При ближайшем рассмотрении налицо просматривается кризис.

· Нам никто не мешает перевыполнять наши законы.

· Приносим извинения за предоставленные неудобства.

· Принято решение о предоставлении первых этажей новых жилых домов под размещение организаций сферы услуг.

42. Укажите верную форму числительного: пополнить бюджет 684 275 рублями

· шестистами восьмидесятью четырьмя тысячами двухстами семидесятью пятью

· шестьсот восемьдесят четырьмя тысячами двумястами семьюдесятью пятью

· шестьюстами восьмьюдесятью четырьмя тысячами двумястами семьюдесятью пятью

· шестьюстами восьмьюдесятью четырьмя тысячами двести семьюдесятью пятью

43. В каком варианте ответа числительное употреблено верно?

· большинство из пяти тысяч девятиста сорок пяти опрошенных

· отправить приглашения девяносто шести адресатам

· провести приемную кампанию в пятьсот тридцать четырех вузах

· оказать финансовую поддержку четыремстам сорока пяти субъектам малого и среднего предпринимательства

44. В каком варианте ответа числительное употреблено верно?

· Заменено более ста восьмидесяти девяти километров ветхих тепловых сетей.

· Сертификаты выданы одной тысяче двести пятидесяти шести семьям.

· Решение одобрено четырехсот пятидесяти семью депутатами.

· Получены материалы на сумму свыше триста сорок двух тысяч девятьсот тридцати рублей.

45. В каком варианте ответа нет ошибок в употреблении предлогов?

· благодаря содействию

· доложить по приезду

· согласно договора

· вопреки прогноза



46. В каком варианте ответа нет ошибок в употреблении предлогов?

· благодаря трудолюбия

· согласно приказу

· по прибытию на место

· наперекор установленных требований

47. Выберите вариант ответа, в котором все словосочетания построены верно:

· оплата за проезд, уплатить проезд

· оплата проезда, уплатить за проезд

· различать старое от нового, отличать старое от нового

48. Выберите вариант ответа, в котором все словосочетания построены верно:

· отзыв о работе, критика о бездействии

· различать старое и новое, отличать старое от нового

· отзыв по работе, критика бездействия

· различать старое от нового, отличать старое и новое

49. В каком варианте ответа нет ошибок в построении словосочетания?

· быть внимательным с подчиненными

· обратить внимание на мелочи

· допустить для участия в конкурсе

· опись по изделиям

50. В каком варианте ответа нет ошибок в построении словосочетания?

· быть честным с коллегой

· обосновывать на фактах

· разъяснения о допущенных ошибках

· потребность к деятельности

51. В каком варианте ответа нет ошибок в построении предложения?

· Мы обговорили и решили принять.

· Его тут же стали упрекать в растрате государственных средств.

· Это показывает о том, что мы терпимо относимся к недостаткам.

· Надо больше уделять внимания на искусство.

52. Выберите вариант ответа, в котором предложение построено без ошибок:

· Реализация федеральной программы затрагивает как интересы Росстата, так и других министерств и ведомств.

· Уполномоченные мэром государственные органы самостоятельно образуют внебюджетные фонды и распоряжаются ими.

· Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

· Глава местной администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

· Подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.



53. Выберите вариант ответа, в котором предложение построено без ошибок:

· Являясь ядерной державой, у нас имеются достаточные аргументы для установления добрососедских отношений с ближним и дальним зарубежьем.

· Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

· Сохраняя традиции, богатое классическое наследие нашей культуры, государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве .

· Глядя на то, что происходит сегодня, у меня развязаны руки.

· Изучая процесс разгосударствления, нами обнаруживается определенная закономерность.

Похожие публикации