Лечение заикания народными средствами. Традиционные методы лечения заикания

Нам помогала:

Ольга Быстрова
Врач-невролог

Заикание - сложное нарушение речи, для которого характерны частые повторения или удлинения слов, слогов, звуков. А еще остановки, запинки и паузы. Виной всему спазм артикуляционной мускулатуры – мышц губ, неба, языка, гортани, глотки. Британская ассоциация заикания сообщает, что нарушениями речи страдают от 1,3 до 4,2% людей.

Виды заиканий

Некоторые формы заикания связаны с неврологическими дефектами, часто врожденными. C помощью магнитной томографии ученые из университетов Геттингена и Гамбурга установили, например, что у постоянно запинающихся людей повреждены нервные окончания, которые координируют работу мускулатуры языка и центров мозга, отвечающих за планирование речи и восприятие ее на слух.

Другие формы обобщенно называются логоневрозом: он возникает на фоне острого или хронического стресса. То есть люди нормально разговаривают в привычной обстановке – и сбиваются при эмоциональном напряжении (экзамен, незнакомая компания, публичное выступление). Тут зачастую присутствуют и прочие проявления невроза – фобии, тревожность, нарушения аппетита и сна.

Когда появляется заикание

Логоневроз обычно формируется в детском (2–6 лет) или подростковом периодах. С мальчиками такое случается чаще. Вероятно, нервная система девочек более устойчива к факторам, провоцирующим появление проблемы. Взрослые начинают заикаться реже.

У половины заикающихся граждан находятся родственники в старших поколениях с той же проблемой. Среди ближайшей родни логоневрозы выявляются, по разным данным, в 20–74% случаев.

Лечение заикания

К кому идти за помощью? К логопеду, чтобы восстановить артикуляцию, ритмику и координацию речи. К психологу или психотерапевту, чтобы провести коррекцию личностных расстройств (иначе труд первого специалиста насмарку) и поработать над социальной адаптацией. Заикающиеся люди неловко чувствуют себя в окружении традиционно говорящих, у некоторых доходит до социо­фобии. А еще – к неврологу, рефлексотерапевту, остеопату или врачу ЛФК, чтобы заняться мелкой моторикой пальцев рук, восстановить мышечный тонус, улучшить память и внимание. Хорошая новость: у некоторых счастливчиков заикание проходит само собой.

Можно ли вылечиться полностью? Да, если нет выраженных неврологических и психических проблем. Правда, заикание может и вернуться – стрессов-то в жизни хватает. Важно заниматься не только устранением логоневроза, но и восстановлением нейропластичности, она обеспечивает способность адаптироваться к меняющимся условиям.

Таблетки от заикания

Ученые из Университета Калифорнии предположили, что заикание связано с повышенной выработкой нейромедиатора дофамина, который среди прочего контролирует и работу речевых центров мозга. Препараты, блокирующие «виновное» вещество, могут использоваться в комплексной терапии нарушения.

Как быстро снять спазм

Нужно постараться расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание – вспомнить что-нибудь хорошее, перевести взгляд на радующий глаз предмет или лицо приятного человека, включить знакомую музыку. Можно выполнить несложные упражнения, только важно, чтобы дыхание не сбивалось.

Заикание не помеха

Некоторые заикающиеся артисты и политики, выходя на публику, перестают запинаться. «Если речь об умеренном логоневрозе, то, вероятно, это связано с высокой мотивацией и железной силой воли», – считает эксперт. А музыкант Джон Ларкин прославился благодаря своему нарушению. Его сингл «Scatman John», посвященный заиканию, разошелся тиражом 6 млн копий.

Нарушение развития речи сопровождается не только задержкой или отставанием. Частой патологией, возникающей в детском возрасте, является заикание. Повторения звуков и слогов, постоянные паузы-разрывы в виде «э-э», «эм», которые занимают более 10% всего разговора, свидетельствуют об отклонениях в темпо-ритмической составляющей речи. В педиатрической практике применяется комплексное лечение патологии: помимо курсов у логопеда и психолога, используется назначение таблеток от заикания для детей. Раннее начало терапии способствует полному устранению заболевания и формированию самодостаточной личности.

Причины и виды заикания

О заикании говорят как о патологии, поражающей координацию нервной системы и исполняющих органов - мышц глотки, гортани, губ и языка. Вследствие нарушенного проведения импульса по нервным волокнам, патологической импульсации или высокой судорожной активности в речевом центре головного мозга имеет место неврологическая составляющая заболевания.

Кроме того, нормальное произношение слов с соблюдением темпа и плавности речи требует сочетанного сокращения мышц речевого аппарата. Нарушение в данном отделе возникают вследствие патологий мышечной ткани (миопатии, миодистрофии) или нервно-мышечных соединений (синапсов).

Основные причины заикания у детей:

Важно! Ученые называют ещё одну причину патологии - повышенную информационную нагрузку. Ребёнок изнуряется от требований заговорить с 7 месяцев, одновременного изучения нескольких иностранных языков и длительного пребывания перед компьютером, планшетом или телевизором

В зависимости от преобладания клинической картины различают такие варианты заикания:

  • Тоническое. В разговоре малыша чаще всего наблюдаются разрывающие паузы, которые длятся 2-5 секунд. Изменения возникают вследствие повышенного тонуса мышц или «блокированием» нервного импульса, развивается речевой паралич.
  • Клоническое - эта форма заикания характеризуется циркуляцией нервного сигнала по замкнутому кругу и судорожным сокращением речевых мышц. Результатом таких нарушений являются повторения звуков, слогов и коротких слов.

Кроме того, в некоторых случаях диагностируют смешанную форму при одинаковой выраженности симптомов клонического и тонического варианта.

Методы лечения заболевания

Терапия заикания подразумевает комплексное влияние на неврологическую, артикуляционную и психологическую составляющую нормального развития речи.

Работа логопеда заключается в постановке произношения ребенком слов и фраз в медленном и плавном темпе. При снижении скорости речи - уменьшаются признаки заикания. Используются специальные упражнения для четкого звукопроизношения, ассоциативные интегративные карточки и компьютерные программы.

Кроме того, при заикании достаточно эффективными являются дыхательные упражнения, которые направлены на увеличение объема и функциональной активности легких. Также метод работает для управления потоком воздуха, который проходит через голосовую щель.

Детский невролог занимается детальным обследованием с целью исключить органическую патологию головного мозга или черепно-мозговых нервов, которые отвечают за нормальную речь. Используются методы ЭЭГ (электроэнцефолографии), МРТ (магнитно-резонансной томографии), общий неврологический осмотр.

Важно! Лекарство от заикания имеет право назначить только врач-невролог

Психологический компонент патологии корригируется с помощью сеансов у психотерапевта. Врач помогает ребенку избавиться от внутреннего «блока», страха перед публикой, родителями и самим собой. В некоторых случаях, для большей эффективности, психологическую консультацию также должны пройти близкие.

Медикаментозные препараты для лечения заикания

Ноотропы - препараты, улучшающие обмен веществ в головном мозге (фото: www.examinedexistence.com)

Лечение нарушений речи медикаментозными средствами проводится путем воздействия на структуры головного мозга. Большинство препаратов-ноотропов (направленных на коррекцию когнитивных способностей человека) усиливают кровообращение нервной ткани, таким образом, улучшая доставку питательных веществ и кислорода.

Различают такие группы ноотропов для лечения заикания:

  • Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) - основной тормозящий медиатор нервной системы, действие которого направлено на снижение частоты импульсов, разрывания патологических «замкнутых кругов» циркуляции сигналов. Средства на основе ГАМК чаще всего назначаются заикающимся детям с клонической формой патологии и сопутствующими признаками гиперактивности и повышенной тревоги.

К препаратам группы относятся Пирацетам, Луцетам, Ноотропил.

  • Производные ГАМК: гопантеновая кислота (витамин В5 + активная часть ГАМК), аминофенилмасляная кислота. Отличительной чертой препаратов является высокая противосудорожная активность. Блокируются патологически возникающие импульсы в головном мозге, и замедляется проведение сигналов по нервным волокнам.

Лекарственные средства с гопантеновой и аминфенилмасляной кислотой: Пантогам, Ноофен, Гопантам, Пантокальцин, Фенибут.

  • Фенилпирацетам (Фенотропил) - производное препарата Пирацетама, которое отличается лучшей проницаемостью через гематоэнцефалический барьер между кровью и тканью головного мозга (ГЭБ). Вещество обладает противосудорожным, успокаивающим и анксиолитическим (противотревожным) действием. Снижает тонус напряженных мышц, повышает когнитивные способности человека. В клинических исследованиях доказано улучшение памяти у пациентов, снижение проявлений заикания, а также повышение мотивации к полезной работе.
  • Транквилизаторы - лекарства с выраженным угнетающим действием на центральную нервную систему. Аптечный отпуск средств данной группы проводится строго по рецептурным бланкам. Транквилизаторы назначаются для терапии заикания, которое значительно ухудшает качество жизни ребенка и сопровождается судорожным синдромом, нарушением сна и высоким уровнем тревоги.

Препараты группы: Сенорм, Галоперидол, Грандаксин.

Кроме того, лечение заикания, которое связано исключительно с переживаниями ребенка, проводится с помощью успокаивающих средств растительного происхождения: экстракт Валерианы, Ново-Пассит и др.

Особенности применения ноотропов

Лекарственные средства на основе ГАМК, транквилизаторы и другие обладают выраженным седативным эффектом. Поэтому таблетки и капсулы рекомендую принимать во второй половине дня, чтобы избежать повышенной сонливости и заторможенности реакции у малыша.

В каждом индивидуальном случае учитываются риски возникновения побочных эффектов (аллергия, снижения аппетита и др.) и ценности применения препарата.

Контроль результативности применения ноотропов проводится через 6-8 недель после начала курса.

Медикаментозная терапия заикания - не панацея, эффективность таблетированных препаратов доказана только при одновременном проведении логопедической и психологической коррекции патологии.

Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

  1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
  2. Особенности умения говорить;
  3. Гипоксия плода, травмы головы;
  4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
  5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

Факторы, указывающие на появления болезни:

  • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
  • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
  • пониженный иммунитет;
  • генетическая наследственность;
  • тяжелые роды, сложная беременность;
  • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

Благоприятный момент в том, что с возрастом речевые дефекты исчезают. Только 3% взрослого населения остаются зависимыми от обстоятельств.

Симптомы заболевания

Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

  1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
  2. Волнообразное – проявляется временами;
  3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

Характеристики Тип заболевания
Невротическая Неврозоподобная
Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
Период проявления 2-6 лет 3-4 года
Симптомы
У детей полное замыкание в себе;

усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

волнообразное протекание;

отказ от общения с новыми людьми;

ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

добавляются фразы «а», «э»;

паузы в говоре чаще и длиннее;

судороги в мимике лица и рук;

снижена память,

потеря трудоспособности

У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

чувство неполноценности;

упадок сил, отсутствие настроения;

страх перед разговорами с людьми;

полный отказ от общения

тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

повышена истощаемость и утомляемость в речи

Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

Диагностика

Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

  1. Общий анализ мочи, крови;
  2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

Образ жизни и режим при болезни

Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

  1. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
  2. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
  3. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
  4. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.

Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

Лечение заикания у взрослых и детей

Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

  • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
  • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
  • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
  • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
  • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

Прописываются следующие медикаменты:

  • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
  • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
  • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
  • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

Название Курс лечения Направленность
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

Терапия народными средствами

Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

Положительный эффект имеют отвары и настойки:

Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

Вконтакте

Заикание (логоневроз) – нарушение речевого акта, которое заключается в повторении звуков, слогов, слов. Искажается плавность, темп речи, человек вынужден делать паузы при разговоре. Параллельно наблюдается выраженное общее напряжение, скованность, страх перед выступлением. Все эти признаки в большинстве случаев приводят к психологическим проблемам (социофобия, самоизоляция). Как избавиться от заикания, рассмотрим более детально.

Причины заикания

Точная этиология не изучена. Для заикания характерна совокупность генетических и неврологических нарушений:

  1. Судорожная готовность речевых центров в головном мозге.
  2. Нарушение речи при аденоидах, которые мешают адекватному носовому дыханию, головной мозг испытывает кислородное голодание. Страдают речевые центры.
  3. Чрезмерно эмоциональный тип людей (смущение, робость, боязнь говорить публично), которые все пропускают через себя. Волнение запускает спазм речевого аппарата.
  4. Перенесенный сильный испуг или психологическая травма.
  5. Следствие хронического стресса.
  6. Ушибы, сотрясение, контузия головного мозга.
  7. Нарушение темпов развития речи (ускорение или замедление). Наблюдается у детей, когда речевой аппарат не успевает обеспечить бурный поток словесного становления («лексический взрыв»). Характерно для ребенка 3 лет, который длительное время молчал и впервые начал говорить.
  8. Неблагоприятная атмосфера в семье (скандалы, крики, драки).
  9. Заболевания нервной системы (энцефалиты, ДЦП, менингиты).
  10. Подражание заикающемуся члену семьи.

Типы заикания

Различают такие типы заболевания:

  1. Клоническое – повторение звуков, слогов, слов («с-с-с-с-с-с-с-с-обака», «ма-ма-ма-ма-шина»).
  2. Тоническое – звуки, слоги, слова растягиваются («л…….астик», «х……леб»).
  3. Смешанное.
  4. Неврозоподобное. Имеется органическое изменение центральной нервной системы. Дети отстают в физическом и психическом развитии.
  5. Невротическое. Возникает при здоровой нервной системе. Появляется во время стрессовой ситуации, испуга. В спокойной обстановке симптомов заикания не наблюдается. При таком типе люди испытывают сильный страх перед выступлением, чрезмерное напряжение.

Заикание часто сопровождается гримасами из-за спазма лицевой мускулатуры, нервным тиком – это защитные механизмы, с помощью которых человек пытается быстро преодолеть запинку.

Какой врач поможет

Заболевание лечится при участии нескольких специалистов:

  1. Невролог. Оценивает состояние нервной системы и назначает соответствующее средство (успокаивающие, ноотропы).
  2. Психотерапевт. Поможет отследить момент нарушения речевого акта, справиться с волнением. Данный специалист владеет гипнозом, который является действенным методом лечения заикания.
  3. Логопед. Научит говорить правильно, без запинок, сохраняя нужный темп и плавность произношения.
  4. Врач-рефлексотерапевт. Мануальная терапия с помощью иглоукалывания.

Как вылечить заикание в домашних условиях

Заикание – это невроз, поэтому методы лечения будут направлены на расслабление нервной системы, укрепление психики. Можно ли раз и навсегда отучиться заикаться? От сильного логоневроза помогут избавиться врачи – невролог, логопед, психолог, психиатр.

Терапия народными средствами

Эти рецепты используют в качестве дополнительного метода воздействия:

  1. Применяют фитотерапию. В состав травяных сборов обычно входят мелисса, мята перечная, ясенец белый, календула, ромашковый цвет. Готовят отвары или настои, которые применяют дважды в день. Курс составляет около месяца.
  2. Ароматерапия. Используют масла лаванды, апельсина, мелиссы, пачули, бергамота, валерианы. Применяют во время приема ванны, можно добавить в аромалампу, в массажный крем.

Народные средства оказывают успокаивающее действие на нервную систему. Бороться с заиканием дома можно и при помощи других методов.

В домашних условиях можно проводить такие манипуляции:

  1. Пение. Является очень эффективным способом усовершенствовать свою речь. Во время пения заикание исключено. Можно взять эту уловку на вооружение и попробовать говорить нараспев.
  2. Дыхательная гимнастика. Очень популярны методы Стрельниковой. Упражнения доступны ребенку и взрослому. Способствуют улучшению координации дыхания, расслаблению диафрагмы. Спокойное дыхание – необходимое условие для плавной речи.
  3. Пауза в общении. Необходимо на время перестать общаться с другими людьми устной речью, заменив ее на письменную. В процессе написания запинок нет, мысленно человек проговаривает слова и предложения. Метод учит четко выражать свои мысли.
  4. Не опережать события. Современные родители хотят вырастить вундеркинда, нагружают его потоком информации. Им хочется, чтобы ребенок знал несколько языков, учил стихи, посещал несколько развивающих секций. Справиться с таким объемом растущий организм не всегда способен. Необходимо делать перерыв на отдых.
  5. Полный отдых. Если есть возможность, можно сменить обстановку и отправиться в путешествие. Очень полезны расслабляющие виды деятельности: йога, плавание, массаж, медитация, прогулки на свежем воздухе.
  6. Упражнения для языка. Он является главной речевой мышцей. Существует множество упражнений для всех групп мышц языка. Очень полезны скороговорки.

Медикаментозное лечение и методики

Лекарства может назначить только врач. Используют препараты двух групп – транквилизаторы и противосудорожные. Ярким представителем в лечении заикания является Фенибут. Таблетки способствуют снижению или исчезновению чувства тревоги, страха, напряжения, нормализуют сон.

Методики лечения заикания:

  1. Программа трехдневного избавления от болезни по методу Снежко, который основан на убеждении, что речь – это навык, его не лечат, а развивают. В программе лечения существует комплекс специальных тренировок речи.
  2. Что такое метод Мэлкома Фрейзера? Программа составлена так, чтобы человек самостоятельно мог корректировать свою речь. Представлен набор специальных упражнений, которые оправдали свою эффективность и помогли многим людям вылечиться от заикания.
  3. Мобильные приложения. Например «Голос закрепитель». Помогает замедлить темп речи заикающегося и стать более понятным для других. Постепенно человек привыкает к новому темпу и говорит лучше. Представляет собой психологический феномен.

Каждый человек, страдающий заиканием, в процессе жизни изобретает свои средства борьбы с патологией. Например, сжимание кулака в кармане. Мышечное сокращение отвлекает от волнения и спазма речевого аппарата. Кто-то перебирает четки или любой другой мелкий предмет. Отличный способ придумал Дейл Карнеги – сильно сжимать пальцы ног в ботинках. Некоторых успокаивает складывание бумажного листа.

Профилактические меры

Необходимо наблюдать за речевым развитием ребенка. При малейших искажениях в произношении слов, нарушении темпа речи, растягивании фраз, пауз во время разговора необходимо обратиться к логопеду. Нужно выяснить, не возникает ли патология лишь при волнении. Помощь специалиста на раннем этапе заболевания поможет ребенку предотвратить трудности в общении. Подростку сложнее справиться с заиканием, потому что дети в пубертатном возрасте чаще испытывают волнение и страдают неврозами.

Лучшая профилактика – это предотвращение логоневроза. Необходимо создать благоприятные условия для развития ребенка, облагородить климат семьи спокойствием и любовью. Очень важную роль играют родители и их взаимоотношения.

  1. Следует оградить ребенка от переизбытка информации в виде телевизора, гаджетов, компьютерных игр.
  2. Необходимо обеспечить правильный режим труда и отдыха. Спать ребенок должен 8-9 часов.
  3. Организовать полноценное питание с достаточным количеством витаминов и микроэлементов.
  4. Очень полезно пение и прослушивание хороших песен.
  5. Рекомендованы спокойные игры, чтение книг с добрым сюжетом, прогулки на свежем воздухе.

Правильное развитие речи ребенка основывается на:

Главная проблема заикания – после выздоровления симптоматика болезни может опять появляться. Не нужно заострять на ней внимание. Люди, избавившиеся от заикания, справятся с ним вновь.

ЭФФЕКТЫ, КОТОРЫХ НЕ ЖДАЛИ

Метод «Лечебной фонетической ритмизированной реконструкции речи» доказал свою

эффективность уже в процессе его создания, теперь мы имеем превосходный отлажено

действующий инструмент для исправления заикания любого типа в условиях коррекционной семьи.

Применение реконструированной речи обнаружило ряд особенностей, каждая из которых имеет

собственное коррекционно-терапевтическое значение, что обуславливает применение ЛФРРР не

только с заикающимися и не только для исправления речи. Мы не ставим себе цель в этой главе

объяснить механизм возникновения описываемых эффектов, т.к. это отдельная, серьезная

исследовательская работа, и ограничимся их реферативным описанием.

Память


Нами замечено, что лечение заикания у детей методом ЛФРРР серьезнейшим образом

улучшает память у детей, подростков и взрослых.

Из заметок. «У шестилетнего Артема Б. заикание средней степени выраженности. Мать

жаловалась, что сыну трудно дается изучение стихов. Ребенок на обследовании не смог

рассказать ни одного, воспроизведя лишь первую строчку: «Зайку бросила хозяйка». Начало

работы после снятия молчания показало тяжелое отставание в развитии памяти.

Стихотворение «Бычок» (4 строчки) мы изучали в общей сложности 12 часов до того, как

мальчик смог рассказать его без ошибок. С каждым днем новые стихи учились все более легко:

«Зайка» (4 строчки) - 5 часов, «Мишка» (4 строчки) - 2 часа, «Спать пора» (6 строчек) - 2 часа,

«Мишка косолапый» (8 строчек) - 1,5 часа. Далее стало понятно, что улучшение памяти

прозаических рассказов. Сложное стихотворение в 64 строчки далось Артему совершенно без

труда».

«Слава С. 12-ти лет страдает заиканием тяжелой степени выраженности. Со слов матери

заикание мешало ему учиться в школе, и они обратились к школьному психологу, которая в

качестве совета для облегчения устных ответов предложила учить параграфы наизусть.

Мальчик совместно с мамой пробовал учить, но вскоре это привело к дополнительному нервному

расстройству, т.к. оказалось, что ребенок принципиально страдает слабой памятью и,

стремясь рассказать все точно, он только больше заикался. На лечении подросток очень

быстро овладел ЛФРРР. На третьей неделе применения, в качестве эксперимента, ему было

предложено выучить параграф из истории на полторы страницы учебника. Вячеслав выучил

параграф за 1 час и пересказал его практически безошибочно. Очень удивился своей удаче, и это

явилось дополнительным мотивационным стимулом к успешному лечению».

«Пятилетний Гоша Д. имеет заикание тяжелой степени выраженности. Мальчик отличался

речь давалась легко, стихи тоже. На третьей неделе ребенок для пересказа прочитал сказку

«Приезжайте в гости», изложенную по содержанию одноименного мультфильма. Мы ждали

пересказ и приготовились исправлять неточности, однако Георгий рассказал сказку наизусть

полностью совершенно точно. В дальнейшем уникально развившаяся память проделала это же

самое со всеми другими книжками для пересказа».

«Максим В. 17-ти лет заиканием не страдает. Сын наших знакомых очень стремился

поступить в литературный ВУЗ, но переживал, что провалит устный экзамен с

подготовленным наизусть произведением. Мы предложили родителям молодого человека

развить его память ЛФРРР, и они согласились. Юноше было дано задание выучить несколько

подобранных нами стихов и рассказов в реконструированном виде по одному ежедневно, а затем

также по одному рассказывать родителям. Через две недели Максим сообщил, что последнее -

«Бородино» учил 25 минут. Он обратил внимание на то, что память действительно стала

лучше, а уверенность в собственных силах повысилась. На экзамене педагог высказалась, что

замечает дикторское произношении, и поставила «отлично».

Качество речи


Речь подавляющего числа заикающихся людей страдает редукцией, нечеткостью

произношения, заменами и пропусками звуков, «проглатыванием» окончаний слов, что в целом

существенно снижает ее качество. Реконструированная форма позволяет устранить все

вышеперечисленные недостатки, существенно повысив качество речи.

Из заметок. «У Степы Ш. 6-ти лет заикание тяжелой степени выраженности,

множественные замены и пропуски звуков. Воспитатели детского дошкольного учреждения

(ДДУ) и родители утверждали, что сверстники не понимают речи мальчика из-за заикания.

Овладение ЛФРРР сопровождалось массовыми, «режущими слух» заменами гласных и согласных

звуков в прямом слоге. На третьей коррекционной неделе в процессе работы по развитию

навыков ЛФРРР зафиксировано полное отсутствие пропусков и замен звуков».

«Тринадцатилетняя Лера Н. имеет заикание средней степени выраженности, развитую

логофобию. Речь эмоционально бедная, нечеткая, тихая. Девочка ранее посещала

логопедический детсад, где пытались устранить стертую форму дизартрии (СФД), однако ее

остаточные явления сохранились, в основном как следствие недостаточной автоматизации

правильного звукопроизношения. Валерия глубоко переживала как свой основной дефект -

заикание, так и то, что ее речь звучит непонятно и неправильно даже в тех случаях, когда

ЛФРРР остаточные явления СФД преодолены. В результате свойственной

реконструированной речи звуковой локализации правильное произношение нормализовалось без

какой-либо дополнительной коррекции».

«Ольге К. 23 года. Она никогда не заикалась. В детстве страдала общим недоразвитием

речи (ОНР) и СФД. Посещала специализированный детский сад, а затем школу для детей с

тяжелыми нарушениями речи. Остаточные явления дизартрии сохранились. Девушка была

обучению методике ЛФРРР, в ходе которого Ольга полностью освоила реконструированную

речевую форму, применяя ее постоянно и выполняя специальные речевые задания. Через 1 месяц

на обследовании было констатировано полное устранение остаточных явлений дизартрии.

Настроение Оли сильно поправилось. «Теперь всегда буду реконструировать речь, считаю, что

по-новому она звучит лучше», - сказала девушка».


Эффективность исправления звукопроизношения


Детям, имеющим серьезные нарушения звукопроизношения, для эффективного лечения

заикания по методу фонетической реконструкции речи необходима их предварительная коррекция.

Ребенок не должен сомневаться в произношении отдельных звуков и затруднять тем самым

который подготовлен исключительно для заикающихся. Кроме традиционных логопедических

занятий он включает в себя некоторые элементы освоения ЛФРРР. Нами замечено, что

использование логопедом реконструированной речи во время занятий существенно ускоряет

коррекционный процесс. Дети, годами исправляющие речь в специализированных ДДУ,

оказываются способными нормализовать ее в кратчайший срок. Пытаясь на интуитивном уровне

подражать педагогу, они быстрее осваивают коррекционный материал, выраженность заикания при

Из заметок. «Шестилетний Игорь Б. страдает заиканием тяжелой степени выраженности,

общим недоразвитием речи, стертой формой дизартрии. В общей сложности у ребенка

нарушено 14 звуков. Мальчик 2 года занимался с частным логопедом, приходившим на дом.

применением ЛФРРР полностью устранена СФД, преодолено ОНР. Выраженность заикания

понизилась с 8 баллов по классификатору до 2 баллов».

«У Мити Р. 7-ми лет заикание тяжелой степени выраженности и стертая форма

дизартрии. Ребенок 2 года посещал логопедическую группу для заикающихся. В этом учреждении

дефектное произношение устранено не было, кроме того, в результате применения ненаучных

логопедических приемов, у мальчика существенно возросла выраженность заикания. В ходе

устранена СФД. Выраженность заикания по классификатору понизилась с 9 баллов до 1 балла.

«Пятилетняя Аня Т. имеет диагноз: общее недоразвитие речи, стертая форма дизартрии.

У девочки 12 дефектных звуков, заикания нет. Экспериментально в амбулаторных условиях

детской поликлиники г. Волоколамск Московской области проведено 46 логопедических занятий с

использованием ЛФРРР. Результат - преодоление ОНР, полное устранение СФД».

«У Насти Н. 4-х лет заикание средней степени выраженности и задержка развития речи

(ЗРР). Экспериментально в амбулаторных условиях детской поликлиники г. Лотошино

Московской области проведено 28 логопедических занятий с использованием ЛФРРР. Результат

- заикание устранено полностью, ЗРР преодолена. Родители самостоятельно приняли решение

о прекращении занятий ввиду полной нормализации речи».

Устранение дисграфии


Применение ЛФРРР в работе с заикающимися и незаикающимися детьми позволяет в ходе

традиционных логопедических занятий быстро устранить дисграфию (нарушение письма).

Из заметок. «Десятилетняя Даша А. имеет диагноз: заикание средней степени

выраженности, остаточные явления стертой формы дизартрии и речевого недоразвития,

дисграфия. Девочка посещала логопедический детсад, в котором практиковалась широко

распространенная методика коррекции заикания. Мать жаловалась на плохую успеваемость

ЛФРРР устранены заикание, остаточные явления СФД и ОНР. Количество ошибок на письме

снизилось до допустимой нормы. Школьный учитель Даши Галина Анатольевна Ш., обнаружив

моментальное исправление речи и письма, связывалась с нами по телефону для выяснения

причин таких изменений. Она оказалась заинтересованным, ищущим, уникальным педагогом,

самостоятельно преодолеть заикание у собственного внука».

«У Сони Ч. 9-ти лет остаточные явления стертой формы дизартрии, дисграфия. Заикания

нет. Учитель требовала перевода ребенка в речевую школу, обосновывая свою позицию

исключительно большим количеством ошибок на письме. Родители не хотели этого, а педагог

добивалась решения медико-педагогической комиссии. Экспериментально в амбулаторных

условиях с девочкой проведено 23 логопедических занятия с применением ЛФРРР. Результат -

остаточные явления СФД преодолены. Успеваемость по русскому языку на 4 и 5. Учитель

изменила свое мнение о девочке, а конфликт с родителями был урегулирован».


Обучение заикающихся детей чтению без заикания


На опыте применения ЛФРРР мы пришли к выводу, что заикающихся детей нельзя учить

чтению по общепринятым методикам, имеющим деление текста на слоги, а название букв

недопустимо формулировать в классической форме. Традиционный способ обучения заикающихся

детей чтению по слогам оказывает на них серьезное дестабилизирующее действие. Стереотип

заикания, сформировавшийся в устной речи, симметрично переносится на звуко-слоговое

отображение письменной речи, удваивая тем самым «объем» отрицательного опыта заикания,

причем в наиболее сложном речевом процессе - чтении. Именно по этой причине (а не по причине

психотравматизма) речь большинства заикающихся детей серьезно ухудшается при поступлении в

школу, где чтение вслух есть обязательный компонент развития. Наша методика позволяет научить

заикающихся детей названиям букв как ЭМ (м) или БЭ (б), учителя и родители дополнительно

осложняют психо-речевой процесс, и без того дезорганизованный заиканием. Заикающиеся дети

должны, изучая буквы русского алфавита, называть их как звуки, то есть не ЭМ, а М, не БЭ, а Б, не

ЭР, а Р. Чтением с применением реконструированной речи, в состав которой входят только чистые

звуки и прямые слоги, нам абсолютно всегда удавалось вначале остановить прогрессирование

заикания, а затем существенно снизить его выраженность. На сегодняшний момент мы убеждены,

что применение ЛФРРР при обучении чтению заикающихся детей - лучший и доступный способ

коррекции заикания в амбулаторных условиях.

Из заметок. «Шестилетний Паша К. страдает заиканием тяжелой степени выраженности,

общим недоразвитием речи, стертой формой дизартрии. Экспериментально в амбулаторных

условиях детской поликлиники г. Волоколамск Московской области проведено 48 логопедических

занятий с использованием ЛФРРР. Результат - чтение без заикания, преодоление ОНР и СФД,

снижение выраженности заикания с 9 баллов по классификатору до 3 баллов. На обследовании

через 6 месяцев после окончания занятий выраженность заикания оценена в 2 балла».

«У Егора М. 6-ти лет заикание средней степени выраженности. Экспериментально в

использованием ЛФРРР. Результат - чтение без заикания, общее снижение выраженности

заикания с 6 баллов до 1 балла. На обследовании через 6 месяцев выраженность заикания не

изменилась».

«Юля З. 5лет 7мес. страдает заиканием тяжелой степени выраженности. Прошла

отдыхе в Греции. Результат - чтение без заикания, выраженность заикания 1 балл.

Обследование через 6 месяцев обнаружило отсутствие заикания».

«У шестилетнего Саши Т. заикание средней степени выраженности. Двуязычие в семье.

жительства в Италии. Результат - чтение без заикания, общее снижение выраженности

заикания с 10 баллов до 3 баллов. Отдаленный на 1 год результат не изменился».


Тахикардия, гипертония и ЭЭГ


Почти у всех заикающихся встречаются такие нарушения здоровья, как частые ситуативные

тахикардия и гипертония. Причем они возникают в ситуациях, отнюдь не всегда связанных с

речевой активностью. Лечение по методу ЛФРРР освобождает человека от этих неприятных и

вредных нарушений. За двадцать лет работы с заикающимися мы не встречали рецидива этих

действие реконструированной речи при ситуативных тахикардиях мы наблюдали и у людей, не

страдающих заиканием. Кроме того, нами зафиксированы несколько случаев улучшения картины

электроэнцефалограммы (ЭЭГ) после лечения заикания методом ЛФРРР.

Из заметок. «У Кирилла Н. 12-ти лет заикание тяжелой степени выраженности, логофобия,

развитый комплекс заикающегося. Он и родители замечали, что в речевых (а позднее и в

неречевых) ситуациях сердце мальчика начинало учащенно биться, а лицо сильно краснело. На

обследовании при чтении сказки частота пульса составила 148 ударов в минуту (при норме 70-

80), артериальное давление 150/95 (при норме 120/70). Подросток поступил для лечения по

методу ЛФРРР. В период молчания у мальчика зафиксированы такие состояния перед сном, при

мытье в ванной, при возвращении с прогулки. После снятия молчания и начала применения

реконструированной речи нами отмечено постепенное снижение продолжительности

ситуативного состояния, а затем и его исчезновение на третьей коррекционной неделе. После

сообщил, что больше не помнит, чтобы «сердце когда-то выскакивало из груди».

«Двадцатипятилетняя Елена Г. страдает заиканием тяжелой степени выраженности. На

обследовании, кроме жалоб на заикание, сообщила, что при возникновении речевой ситуации у

нее наблюдается учащенное сердцебиение, начинает болеть голова, а затем возникает

экстрасистолия (лишние непериодические сокращения) сердца, вызывающая нарушение дыхания.

Молодая женщина постоянно наблюдалась кардиологом, терапевтом и невропатологом. Не

расставалась с лекарствами, ее дамская сумочка пахла корвалолом, который применялся в

больших количествах при приступе тахикардии. Елена прошла экспериментальный

с третьей коррекционной недели, стала утверждать, что приступы не появляются. Общее

эмоциональное состояние Лены существенно улучшилось, однако, выходя на прогулку, она все

равно брала с собой корвалол. После лечения заикание не констатировалось, по прошествии 1

года у женщины появились неврозоподобные паузы, т.е. выраженность заикания составила 1

балл (против 10 до лечения). Никаких приступов больше не наблюдалось, однако старый флакон

сердечного средства продолжал покоиться в косметичке рядом с губной помадой».

«Денис Л. 6-ти лет имеет диагноз: заикание тяжелой степени выраженности, общее

недоразвитие речи, стертая форма дизартрии, глазные тики. На ЭЭГ: значительная

дисфункция лобнобазальных отделов коры, эпилептиформная активность (пик-волна) с

акцентом в лобновисочных отделах справа, единичные генерализованные разряды пик-волна.

Ритмика дезорганизованная. Ребенок постоянно наблюдался невропатологом и получал

медикаментозное лечение: актовегин, кортексин, пантогам. Мальчик гипервозбудим, беспокоен,

тревожен, не в состоянии остаться без матери даже на полчаса. С ребенком проведены два

нами выявлено тяжелое нарушение слухоречевой памяти, которое потребовало особого

контроля над коррекционным процессом. Однако к концу четвертой недели Денис стал

существенно более адекватен и спокоен, а педагогический процесс более интенсивен. К концу

виде неполной автоматизации звуков РЬ и ЛЬ. Выраженность заикания снизилась с 9 баллов до

результат - отсутствие заикания. В общей сложности с Денисом и его мамой проведено более

400 коррекционных часов. У ребенка отмечен существенный прогресс как в речевой

деятельности и общении, так и конструктивном праксисе, предметной и игровой

обследован на электроэнцефалографе «Мицар-201». Обследование показало существенную

позитивную динамику - нормализацию ритма и отсутствие эпилептиформной активности».


English, Deutsch и Español


Несмотря на базисный для лечебной реконструированной речи методический принцип

безынформационного ритмизированного деления речи на звук и прямой слог, при дроблении

речевого потока на нескольких иностранных языках терапевтическая эффективность ЛФРРР

сохранялась в полном объеме. Этот феномен, вероятно, связан с глубинным и неисследованным

восстановительным характером реконструированной речи. Обращаем внимание на то, что

реконструкции на иностранном языке подвержена именно фонетическая структура, изображенная в

Похожие публикации