Забытые соотечественники. Александр Матвеевич Понятов. Музей телевидения и радио в интернете - воспоминания Понятов александр матвеевич биография

120-летие русского инженера и американского бизнесмена–изобретателя Александра Матвеевича Понятова отметили на его родине – в Татарстане.

Накануне 7 апреля, дня рождения создателя первого в мире видеомагнитофона, в музее истории КФУ открылась выставка в честь одного из самых знаменитых его студентов. В эти же дни в республике прошли съёмки фильма об Александре Понятове, заказчиком которого является «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына». Внучатый племянник Понятова, уроженец Казани Николай Комиссаров подарил КФУ медаль, которой великий изобретатель награждал в 70-е годы прошлого века учёных, сделавших открытия в области радиоэлектроники.

Невозможное возможно

…Когда в 1959 г. в США Хрущёву подарили кассету с записью его встречи с Кеннеди, он рассердился, затопал ногами: оказалось, в СССР нет оборудования, на котором эту кассету можно посмотреть. Чуть позже Никита Сергеевич узнал, что в США видеомагнитофоны и многие другие ноу-хау радиоэлектроники появились благодаря русскому эмигранту Александру Понятову.

«Для американцев Понятов – святой, - рассказывает Николай Комиссаров. - Всё телевидение – и коммерческие, и государственные каналы - боготворят его. В учебных заведениях, где есть кафедры физики или радиоэлектроники, о нём говорят в превосходной степени. Но на своей родине он до сих пор был известен лишь специалистам».

Александр Матвеевич родился в деревне Русская Айша (сейчас дер. Русско-Татарская Айша в Высокогорском районе) в большой зажиточной семье. Понятовы владели складами из природного камня (одна из стен сохранилась до сих пор), домом, пасекой, мельницей.

Окончив реальное училище в Казани, Понятов поступает на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. Юноша мечтает связать свою жизнь с авиацией, поэтому, проучившись в Казани год, переводится в Московское техническое училище (сейчас МВТУ им. Баумана). Из-за участия в студенческих сходках у Понятова возникли проблемы с властью. Он уезжает учиться в техническое училище в Германию. Когда в 1913 г. родителипересылают ему повестку о призыве на военную службу, возвращается в Россию.В Гражданскую войну поручик Понятов сражается на стороне Белой армии. Когда война проиграна, бежит через Сибирь в Китай, в конце 20-х гг. едет в Америку. В 1944 г. Понятов создает фирму «Ампекс», название которой расшифровывается так: «Александр Матвеевич Понятов – экселенс», (в пер. с англ. -. высшее качество). С окончанием войны для компании, выпускавшей узлы для радаров, наступают сложные времена, она теряет заказы и оказывается на грани закрытия. Чтобы выжить, Понятов берётся за сверхдерзкую задачу: поставить на промышленную основу вывезенные из побеждённой Германии трофейные технологии магнитной записи. К слову, вначале эту работу предложили фирме RСA, но специалисты во главе с Давидом Сарновым и Владимирым Зворыкиным отказались: «Это невозможно сделать!»

На выпуск первого видеомагнитофона у Понятова уходит 8 лет. Как писал известный журналист Михаил Таратута, разработкой магнитофонов после войны занималось несколько компаний, но «Ампекс» всегда оставался лидером, заложив с самого начала – и это служило предметом особой гордости Понятова – очень высокие стандарты качества в индустрии магнитозаписи. Кроме того, эта компания создала важнейший компонент всей послевоенной технологии: на принципе магнитозаписи была основана память первых компьютеров. Спецоборудование «Ампекса» использовалось в медицине, авиации, космонавтике. Эта же компания принесла в телевидение цвет.

В 50-е и 60-е гг. знаменитая сегодня компания «Сони» могла только мечтать о такой славе и том уровне технологий, которыми обладал «Ампекс». За 10-15 лет империя Понятова прошла путь от никому неизвестной кучки энтузиастов до мирового лидера, гиганта индустрии. В 60-е г.г. на ее заводах трудилось около 12 тыс. человек. Такому успеху компания во многом обязана своему руководителю.

Русский характер

«Понятов выгодно отличался от закрытых американских топ-менеджеров, - говорит Николай Комиссаров. - Он ставил задачу перед подчиненными, вдохновлял их, вёл за собой. Всегда находился в центре событий. Духовность, склонность к добру - это присуще, в первую очередь, русскому характеру».

Александр Понятов всегда гордился своим происхождением. Непременным атрибутом его офисов были русские берёзки, он поддерживал, русский женский монастырь, основал дом Св. Владимира для престарелых людей в Сан-Франциско. Он помогал многим русским уже просто тем, что брал их на работу в компанию.

В конце жизни Александр Понятов признавался: «Я всего достиг, у меня замечательная фирма. Но у меня нет детей, продолжить мое дело некому... Все бы передал своей стране, весь свой опыт! Но… это невозможно. Даже филиал моей фирмы в России не разрешают создать...». Великий инженер умер 24 октября 1980 года в штате Калифорния. Его компания в виде небольшого КБ работает до сих пор.

Правила успеха А. Понятова

- Всю жизнь учиться. (У Александра Матвеевича была привычка разрывать нужную книгу на части по 10 – 12 страниц, носить в кармане и читать при любой возможности).

- Ничего не считать догмой.

- Стараться сделать чуть больше, чем от тебя ждет начальник.

- Избегать любых конфликтов, поскольку вероятность быть правым у вас не более 50%.

Подпись к фото:

Первый в мире видеомагнитофон был представлен 14 апреля 1956 г.

Что ещё открыли наши учёные:

Анилин

Его синтезировал казанский химик-органик Николай Зинин (1812 - 1880). Анилин позволил наладить производство сложных органических красок, лекарственных препаратов, фотографических материалов.

Цветное телевидение

Впервые изобретено в стенах промышленного училища (ныне КНИИТУ (КХТИ) преподавателем механических наук и черчения Александр Полумордвинов (1874 - 1942). Для передачи он использовал фотомеханический способ. Приоритет изобретения за нашим ученым историки уже доказали. Раньше считалось, что цветное ТВ изобрел советский инженер Иван Адамиан.

Радиотелефоны

Предшественники сегодняшних мобильников, доставшиеся нам от зарубежных производителей, уже были в Казани в обиходе в начале 60-х годов прошлого столетия. Автор ноу-хау - Александр Беспальчик (1924 - 2011), инженер–легенда, создатель советской военной радиоэлектроники, встроил в автомобильные радиостанции типа АРС схемы, позволяющие подключать к ним обычные телефонные аппараты. Это были радиотелефоны – предшественники наших мобильников.

При подготовке материала использованы отрывок из книги «АМЕРИКА с Михаилом Таратутой» и материалы журнала «Мой дом – Татарстан».

понятов александр матвеевич казарновский, понятов александр матвеевич пешковский
25 марта 1892(1892-03-25)

Алекса́ндр Матве́евич Понято́в (англ. Alexander Matveevich Poniatoff, 25 марта 1892 года - 24 октября 1980 года) - электроинженер (родом из Российской Империи), внедривший ряд инноваций в области магнитной звуко- и видеозаписи, телерадиовещании. При его руководстве созданной им компанией Ampex в 1956 году выпущен первый коммерческий видеомагнитофон.

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Работа в США
  • 2 Признание и память
  • 3 Интересные факты
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Биография

Ранние годы

Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Казанского уезда Казанской губернии (ныне - деревня Русско-Татарская Айша Высокогорского района Татарстана) в зажиточной семье. Его отец - Матвей Понятов - происходил из крестьян, но занявшись лесоторговлей, стал купцом первой гильдии. Понятовым принадлежали склады из природного камня, дом, пасека, мельница.

По окончании Первого реального училища в Казани А. М. Понятов в 1909-1910 годах проучился в Императорском Казанском университете на математическом отделении физико-математического факультета. Потом он переводится в Императорское Московское техническое училище, возможно, из-за увлечения авиатехникой.

Опасаясь преследований со стороны властей за участие в студенческих сходках в Москве, А. М. Понятов переезжает учиться в Карлсруэ, где получил образование в Высшей технической школе. На учёбу в Германию он уезжал с рекомендациями профессора Н. Е. Жуковского.

Когда в 1913 году родители пересылают ему повестку о призыве на военную службу, А. М. Понятов возвращается в Российскую империю. Накануне Первой мировой войны он успел окончить школу лётчиков, и некоторое время прослужил пилотом военного гидросамолёта; однако после аварии получил тяжёлое ранение и долго лечился.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годах А. М. Понятов служил в Белой армии, после поражения которой эмигрировал в Китай, где до 1927 года работал в электроэнергетической компании в Шанхае. После этого он некоторое время прожил во Франции, после чего переехал в США.

Работа в США

В конце 1920-х годов А. М. Понятов прибыл в США, а в 1932 году получил американское гражданство.

Первое время он работал в научно-исследовательском отделе компании General Electric в Нью-Йорке.

После переезда в Калифорнию А. М. Понятов женился на американке Хейзел (Hazel) и жил в пригороде Сан-Франциско Атертоне (англ.)русск., где работал инженером в компании Pacific Gas and Electric. Потом Понятов перешёл в компанию Dalmo-Victor Westinghouse, разрабатывавшей электрооборудование для самолётов.

А. М. Понятов также экспериментировал с электроникой в собственном гараже. Там в 1944 году он учредил собственную фирму Ampex (до 1946 года - Ampex Electric and Manufacturing Company, до 1953 года - Ampex Electric Corporation, после - Ampex Corporation). Название фирмы представляет акроним, образованный от первых букв имени создателя и слова «экспериментальный» - Alexander М. Poniatoff EXperimental. Впоследствии, окончание «ex» в названии фирмы стали трактовать как сокращение от слова «превосходный» (англ. exellence), обозначавшее высокое качество выпускаемой фирмой продукции.

Ampex изготавливала электромеханические устройства для точного следящего привода радиолокационных антенн. Во время Второй мировой войны фирма являлась поставщиком электродвигателей для электроприводов авиационных радаров, производимых Dalmo-Victor.

После войны деятельность фирмы была переориентирована на перспективное направление - разработку устройств магнитной звукозаписи. Этому способствовала встреча Понятова с Гарольдом Линдсеем (H. W. Lindsay, 1909-1982), рассказавшем о трофейном немецком магнитофоне фирмы AEG, использованном Джеком Муллином (Jack Mullin, 1913-1999) для демонстрации в Сан-Франциско 16 мая 1946 года преимуществ магнитной звукозаписи. Г. Линдсей стал главным конструктором первого магнитофона Ampex. Работы по совершенствованию магнитной ленты велись под началом Д. Муллина.

В 1947 году был создан прототип аудиомагнитофона - Model 200A - продемонстрированный в Голливуде. том же году фирме Ampex удалось привлечь инвестиции известного артиста Бинг Кросби в размере $50 000. следующем году фирма Ampex выпускает несколько студийных магнитофонов, которые стали применять радиовещательные компании для трансляции сигнала с задержкой (broadcast delay). C 25 апреля 1948 года компания ABC с помощью Model 200A начинает регулярное профессиональное использование магнитозаписей.

В последующем фирма Понятова выпускает ряд успешных моделей магнитофонов: в 1949 году - Model 300; в 1950 году - Model 400 (низкой стоимости для независимых радиостанций); с 1953 года - Model 350 и Model 400; в 1954 году - Model 600 (портативный). Понятовым в фирму приглашались перспективные специалисты, например, 16-летний Рей Долби (1933-2013).

Схема поперечно-строчной видеозаписи (Quadruplex system) Студийный видеомагнитофон Ampex VR-1000A

В 1951 году 59-летний Понятов и его главные технические советники Чарльз Гинзбург (1920-1992), Вейтер Селстед и Мирон Столяров (Myron Stolaroff, 1920-2013) решили разработать видеозаписывающее устройство, использующее принцип поперечно-строчной записи вращающимися головками (такой способ позволял совместить высокую скорость движения магнитной головки относительно ленты, необходимую для записи полосы частот телевизионного сигнала (несколько МГц), с низкой скоростью движения самой ленты, необходимой для приемлемой продолжительности записи на одном рулоне).

14 апреля 1956 года фирма Ampex демонстрирует в Чикаго на конвенте NAB первый коммерческий видеомагнитофон (videotape recorder) VR-1000, использующий для записи видеосигнала магнитную ленту формата Q. Вскоре в телеэфир США вышли первые передачи в записи (30 ноября 1956 года CBS транслирует видеозапись «Doug Edwards and the News»; 13 октября 1957 года произведена видеозапись передачи «The Edsel Show» для ретрансляции в западной части страны).

До 1955 года А. М. Понятов занимал должность директора компании Ampex, а после был избран председателем совета директоров. Возглавлямая им фирма долгое время являлась ведущим производителем видеомагнитофонной техники.

Когда в 1970 году А. М. Понятов вышел в отставку, за ним сохранялась должность почётного председателя совета директоров. Он умер в 1980 году.

Признание и память

Заслуги А. М. Понятова отмечены рядом наград, в том числе медалями Американской ассоциации электроники (AeA) («За достижения», 1968), Национальной ассоциации промышленников (NAM) («Пионер творческой промышленности») и почётным членством Общества звукоинженеров (AES). Он также был избран действительным членом Института инженеров электротехники и электроники (IEEE).

В 1961 году компания AMPEX и её руководитель получили премию Оскар за вклад в технологию.

Разработки его фирмы отмечены многочисленными премиями Emmy Awards, присуждаемыми американской Академии телевизионного искусства и науки (Academy of Television Arts and Sciences).

После смерти Понятова, отмечая его выдающийся вклад в развитие телевизионной техники, Американское общество инженеров кино и телевидения (SMPTE) в 1982 году учредило «Золотую медаль им. Понятова» (SMPTE Poniatoff Gold Medal), присуждаемую за заслуги в области магнитной записи электрических сигналов.

В Стенфордском университете открыт музей магнитной записи (Ampex Museum of Magnetic Recording) с материалами, посвящёнными Понятову и его фирме.

Имя Александра Понятова было мало известно в СССР. Одним из первых в российской массовой печати о А. М. Понятове рассказал В. Г. Маковеев, советский и российский деятель телевидения и радиовещания, который провёл изыскания в архивах Казани и Москвы. 1993 году он же помог М. А. Таратуте сделать выпуск телепередачи «Америка с Михаилом Таратутой», посвящённой Понятову.

9 апреля 2012 года в Музее истории Казанского университета прошли мероприятия, связанные с празднованием 120-летия со дня рождения Александра Матвеевича Понятова: открытие выставки, выступления учёных-физиков, родственников А. М. Понятова.

  • Основным конкурентом Ampex в разработке устройств видеозаписи первое время была компания Давида Сарнова (David Sarnoff, 1891-1971) RCA, производившая телевизионные камеры. Свой первый коммерческий видеозаписывающий аппарат (TRT-1A) компания RCA выпустила на год позже (в 1957 году) и назвала «Television Tape Recorder», так как слово «videotape» (рус. видеолента, видеоплёнка) было зарегистрировано Ampex как торговый знак.
  • Летом 1959 года на американской выставке в Сокольниках демонстрировался видеомагнитофон VRX-1000. На ней первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву подарили видеоленту Ampex с записью его встречи с вице-президентом США Р. М. Никсоном. Видеозапись была направлена во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНАИЗ, ныне - ВНИИТР), но воспроизвести её было не на чем.
  • Осенью 1959 года во время визита Н. С. Хрущёва в США он встречался с А. М. Понятовым.
  • У главного входа представительств фирмы Ampex в различных странах, по распоряжению А. М. Понятова, высаживали берёзы.

Примечания

  1. 1 2 3 4 Изобретатель видеозаписи учился в Казанском университете // Казанские ведомости. - 7 апреля 2012 года.
  2. Ольга Любимова. Ценное видео // «Аргументы и Факты - Казань». - № 16. - 13 апреля 2012 года.
  3. 1 2 3 4 5
  4. Ampex History. www.ampex.com. Проверено 9 апреля 2016.
  5. 1 2 3 4 5 6
  6. Маковеев В. Г. Гений из села Русская Айша! // Проект «TVMUSEUM.RU» - Музей радио и телевидения в Интернете.
  7. Сегодня в КФУ почтут память изобретателя видеомагнитофона, уроженца Казанской губернии // «Аргументы и Факты - Казань». - 9 апреля 2012 года.

Литература

  • In Memoriam Alexander M. Poniatoff // Journal of the Audio Engineering Society. - 1981. - Vol. 2: № 3, March. - P. 221.
  • Дунаевская Н. В., Урвалов В. А., Шульман М. Г. Вклады Бориса Рчеулова и Александра Понятова (Из истории магнитной видеозаписи) // Электросвязь. - 1999. - № 12. - С. 46-49.
  • Маковеев В. Г. Александр Понятов - создатель видеомагнитофона. 110 лет со дня рождения // Broadcasting. Телевидение и радивещание. - 2002. - № 1. - С. 86-90.
  • Афанасьев А. В. Первый видик придумал русский // «Russiandigital». - 2002. - август-сентябрь.
  • Лейтес Л. С. Разработчики первых профессиональных видеомагнитофонов // Техника кино и телевидения. - 2003. - № 1. - С. 84-87.
  • Самохин В. П. Александр Понятов и его Ampex // Звукорежиссёр. - 2008. - № 4. - С. 75-79.
  • Лейтес Л. С. Вклад Александра Понятова в создание первых профессиональных магнитофонов и форматов видеозаписи // Журнал «625». - 2009. - № 1 (45). - С. 72.
  • Patrick Seitz. Alexander Poniatoff Made Tape Recorders Roll // Investor’s Business Daily. - 2009, September 9.
  • Piero Scaruffi. Alexander Poniatoff // A History of Silicon Valley. - 2011. - 537 p. - ISBN 978-0-9765531-8-2
  • Самохин В. П. Александр Матвеевич Понятов (120-лет со дня рождения) // «Наука и образование: электронное научно-техническое издание». - 2012. - № 4.

Ссылки

  • History of The Early Days of Ampex Corporation. As recalled by John Leslie and Ross Snyder - брошюра о ранних годах деятельности компании Ampex

понятов александр матвеевич казарновский, понятов александр матвеевич пешковский

Русский и американский инженер , внедривший ряд инноваций в области магнитной звуко- и видеозаписи, телерадиовещании, родился 25 марта 1892 года.

При его руководстве созданной им компанией Ampex в 1956 году выпущен первый коммерческий видеомагнитофон.

Создатель видеомагнитофона

А.М. Понятов

Александр Понятов родился в 1892 году в селе Русская Айша, что в Казанской губернии. Его отец был купцом - бывшим крестьянином, разбогатевшим на лесозаготовках. Как свойственно таким людям, отец не жалел денег на образование сына, и Александр Понятов учился не только в Казани (на математическом факультете университета) и в Императорском Московском техническом училище (будущем МГТУ имени Баумана), но и во Фридерициане, старейшем техническом вузе Германии. Увлечением Понятова была авиатехника: он изучал ее в Москве и в Карлсруэ, куда уезжал по рекомендации основателя аэродинамики Николая Жуковского. В Германии Понятов якобы скрывался от возможных преследований за участие в студенческих обществах, но в 1913 году, получив повестку, вернулся в Российскую империю, окончил школу летчиков и служил пилотом гидросамолета, пока не был ранен.

В годы Гражданской войны Понятов записался в Белую армию, затем бежал в Шанхай, где впервые занялся энергетикой, работая в Shanghai Power Company. Затем через Париж он выехал в США, где инженеры-электрики были особенно востребованы; он работал в General Electric, Pacific Gas and Electric Company и Dalmo-Victor, а в 1944 году основал собственную компанию Ampex. AMP в названии означало Александр Матвеевич Понятов, а EX - от excellence; по легенде, это значило не только «превосходство» (с точки зрения качества товаров), но и «Превосходительство»: Понятов был полковником царской армии. Впрочем, версия о слове experimental, «экспериментальный», кажется более правдоподобной. Между прочим, именно в Ampex начал свою карьеру 16-летний Рэй Долби, будущий изобретатель знаменитой звуковой системы.

Во время войны фирма Понятова занималась радиолокационными антеннами, а после переориентировалась на средства магнитной звукозаписи - тоже благодаря войне. Пионер американской звукозаписи Джек Муллин переправил в Америку трофейные немецкие магнитофоны фирмы AEG. Муллин, Понятов и коллега последнего Гарольд Линдсей стали изучать достижения немецкой звукозаписи и скоро преуспели в разработке собственного магнитофона - с конца 1940-х годов фирма выпускала одну популярную модель за другой. Успеху Ampex, в частности, способствовала умелая маркетинговая кампания - фирма заключила контракт с певцом и актером Бингом Кросби. Главная звезда радио тех времен, он был энтузиастом новых технологий и не зря поставил на компанию Понятова: первая переданная в записи радиопередача (1948) стала настоящим прорывом в вещании.

О производстве устройств, воспроизводящих не только звук, но и движущееся изображение, Понятов задумался в начале 1950-х. Задумался не один: видео стала заниматься и RCA, корпорация пионеров телевидения Владимира Зворыкина и Дэвида Сарнова. Однако Понятову удалось обогнать Зворыкина: вместе с Линдсеем, Долби и руководителем конструкторской бригады Чарльзом Гинзбургом он разработал первый в мире катушечный видеомагнитофон, использовавший метод поперечно-строчной записи. Массивный аппарат VRX-1000 (его можно было использовать только в студии) и пленка к нему были представлены в Чикаго 14 марта 1956 года на национальной конференции радиовещателей. А через полгода - 30 ноября 1956-го - с помощью нового аппарата канал CBS пустил телепрограмму в записи (это был выпуск вечерних новостей).

За видеомагнитофон Ampex моментально получил премию «Эмми», а чуть позже - «Оскар». В 1958 году видеомагнитофонами Ampex начало пользоваться NASA. Позднее компания Понятова изобрела электронный монтаж, освоила цветное видео, создала аппарат замедленного воспроизведения сигналов (необходимый для спортивного телевидения и съемок клипов и рекламы), разработала систему видеографики и стала пионером спецэффектов. Как технологию фотокопии часто называют ксерокопированием, так и запись на видео долгое время называли «ампэксированием».

Понятов умер 24 октября 1980 года, к тому времени он уже давно отошел от дел, занимая должность почетного председателя совета директоров Ampex. Он помнил о своем русском происхождении и, по легенде, велел высаживать березы перед офисами своей фирмы в разных странах. Осенью 1959 года Понятов встречался с Хрущевым. Ему, несомненно, было о чем рассказать руководителю страны, из которой он уехал 40 лет назад, и Хрущев знал об этом: незадолго до встречи советский лидер получил запись собственного разговора с Никсоном, сделанную на технологии Ampex. Однако посмотреть ее Хрущев не смог - было просто не на чем.

27-го января 1948 года в США начали продаваться первые бытовые магнитофоны. Этот день смело можно считать именинами прибора, без которого до последнего времени не обходилась ни единая дискотека. Первое, что публично воспроизвел магнитофон - запись шоу американского певца Бинга Кросби. Это были катушечные приборы фирмы Ampex (модель Ampex 200), с помощью которых можно было даже записывать на магнитную ленту. Цена одного - 149 долларов за штуку. В первую неделю реализации был продан весь складской запас фирмы – 40 000 штук. Кажется, за любимую музыку американцы выкладывали все, что у них было.

Изобретение принадлежит русскому инженеру Александру Матвеевичу Понятову, впоследствии ставшему бизнесменом. Изобретатель в 1944-м основал фирму Ampex, а в 1948-м выпустил девайс, который сделал его миллионером.

Александр Матвеевич Понятов родился 25 марта 1892 года в селе Русская Айша Чепчуговской волости Казанской губернии в 40 км. северо–восточнее Казани в большой семье крестьянина, занявшегося торговлей (по другим данным, когда Александр стал студентом, его отец уже был купцом 1-й гильдии, крупнейшим казанским лесоторговцем). В архивах сохранились документы о его крещении, об учебе во 2- м реальном училище г. Казани, о сдаче дополнительного экзамена по латыни (без него нельзя было поступить после реального училища в Университет), о военной обязанности с 1913 года, и т.д.

В 1909 году он поступил и один год проучился на физико-математическом факультете в знаменитом тогда в России Казанском университете, но в 1910 году решил продолжить учебу в столицах. Просил ректорат переслать свои документы сначала в Петербургский университет, потом в Московский, но в итоге по невыясненным причинам поступил в МВТУ на механический факультет. Он говорил, что считает себя учеником профессора Н.Е.Жуковского и под его влиянием «заболел» авиацией. Однако уже в 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н.Е.Жуковского продолжать образование в Германию в Политехникум города Карлсруе.
Поскольку А. М. Понятов подлежал призыву в российскую армию в 1913 г., то, по-видимому, он в этом году вернулся в Россию. Со слов его американских родственников и сотрудников фирмы, он в Первую мировую войну был призван в армию из Казани, окончил школу летчиков и служил офицером в авиации, попал в серьезную аварию и долго лечился.
Выступая как-то перед сотрудниками своей фирмы, Понятов сказал, что в 1918 – 1920 годах «служил в Белой армии и воевал с коммунистами», до 1927-го работал в Шанхае, в электроэнергетике. Жил недолго во Франции, переехал в США. Есть сведения, что он некоторое время работал пилотом на гражданских авиалиниях, летал на гидросамолетах.

Работал в Нью-Йоркском НИИ корпорации General Electric, затем опять в электроэнергетике, но в пригороде Сан-Франциско. Женился на американке. Но не мог забыть авиацию и ушёл в дочернюю фирму корпорации Вестингауз. Фирма разрабатывала бортовое электрооборудование для самолётов, как раз появились первые радиолокаторы. Понятов был тогда специалистом по следящим электроприводам. В 1944-м году он основал собственную фирму по разработкам электромеханических устройств и стал субподрядчиком у Вестингауза.

Фирма "Ампекс" была основана в начале 1940 – х годов в Калифорнии в г. Редвуд–сити (около 200 км. южнее Сан - Франциско). Аббревиатура названия фирмы состояла из инициалов основателя и первых букв гордого слова «exellent» - несравненный, превосходный. Начала свою работу она, как это часто бывает, в старом гараже и на первых порах производила сельсины - электромеханические устройства для точного следящего привода авиационных радиолокационных антенн. Первыми сотрудниками фирмы стали три молодых инженера Ч.Андерсен, Ч.Гинзбург и Ш.Хендерсон. Понятов умел выбирать себе сотрудников! Ему удалось собрать очень сильный коллектив, к которому позже, в 1952 году, присоединился и совсем юный студент и знаменитый ныне Рей Долби (автор уникальной звуковой системы кинопоказа, которой оснащены ведущие кинотеатры мира).

По окончании войны оборонное производство в США было свернуто, фирма Ампекс осталась без заказов и стала искать «новый хлеб» - по выражению самого Понятова. Новое направление в работе фирмы подсказала трофейная немецкая технология магнитной записи электрических сигналов. Американские радиоэлектронные гиганты, и прежде всего RCA, пренебрегли этой весьма капризной по тем временам технологией - слишком много средств ими было вложено в распространение и совершенствование технологий механической звукозаписи. К этому времени был уже подготовлен массовый выпуск профессиональной и бытовой аппаратуры оперативной механической звукозаписи на диск из толстой пластмассовой пленки. Команде Понятова было нечего терять, и фирма Ампекс первой в США занялась разработкой аппаратуры магнитной звукозаписи. Новое направление в деятельности фирмы принесло удачу, хотя и не сразу.
Первые профессиональные магнитофоны для радиовещания в США долго не находили спроса, что очень часто бывает с принципиально новыми для рынка товарами.

Помощь неожиданно пришла от знаменитого эстрадного певца Бинга Кросби, который был также страстным радиолюбителем. Б.Кросби почему-то патологически страшился микрофона в пустой студии при прямых трансляциях концертов. Он с радостью ухватился за техническую новинку и быстро оценил преимущества записи и трансляции своих концертов с магнитной ленты. Его первый крупный заказ обеспечил хороший старт для новой продукции фирмы Ампекс, а концерты эстрадной суперзвезды с применением магнитофонов – отличную рекламу.
За период расцвета количество сотрудников Ampex выросло до 15 тысяч
С тех пор Ampex заняли одну из лидирующих позиций в области профессиональной звукозаписывающей аппаратуры, чем хорошенько утерли нос конкурентам из JVC, Philips и другим не менее известным брендам.

Вскоре ни одна радиовещательная компания в США не могла в своей оперативной деятельности обойтись без магнитофонов. Фирма стала быстро расти, особенно после того, как наладила выпуск магнитной ленты с собственной маркой. Довольно быстро восстановились старые связи с военными заказчиками, которым потребовалась надежная аппаратура для многоканальной регистрации телеметрических сигналов при испытаниях сложной военной техники, и прежде всего ракет и ядерного оружия. Методы магнитной записи здесь оказались вне конкуренции. Вывезенные в США немецкие специалисты по ракетной технике уже имели опыт работы с магнитной записью телеметрии во время испытаний, а с их мнением в первые послевоенные годы очень считались. Начав с вещательных магнитофонов, фирма Ампекс очень скоро по велению времени сосредоточилась на более доходной специальной технологии, освоив методы и аппаратуру точной, инструментальной магнитной записи.

Почти полвека (с 1946 по 1995 годы) фирма Ампекс держала мировое научно–техническое лидерство в профессиональной аппаратуре магнитной записи вещательных и специальных сигналов. Она также обладала патентами на многие фундаментальные методы и устройства в этой области, что помогало ей десятилетиями сдерживать настойчивые попытки американских, европейских и японских конкурентов разрушить фирму и купить по частям. Однако по-настоящему звездным достижением фирмы и ее основателя стало создание первого в мире профессионального вещательного видеомагнитофона.

Телевизионное вещание в США после войны развивалось взрывоподобным образом. Американская радиоэлектронная промышленность, создавшая в годы войны громадные производственные мощности и оставшаяся в 1945 году без заказов, нашла себе работу в телефикации страны. В итоге уже к 1952 году американский рынок был полностью насыщен черно-белыми телевизорами, а в 1953 году началось практическое внедрение цветного телевизионного вещания по разработанной в короткие сроки системе NTSC. Американские вещательные компании, уже вкусившие прелести новой технологии звукового вещания с магнитной записью и монтажом программных материалов, теперь буквально требовали создать аппаратуру для работы с телевизионным сигналом. Многие фирмы пытались и не смогли решить эту головоломно сложную задачу - ведь телевизионный сигнал занимает полосу частот в 500 раз более широкую, чем звуковой радиовещательный. При такой полосе магнитная лента должна «лететь» мимо магнитной головки со скоростью не менее 50 метров в секунду. Наиболее очевидный путь снижения этой скорости – многодорожечная запись. Но не справилась с этой задачей великая RCA, разработавшая многодорожечный аппарат с частотным разделением спектра видеосигнала, не справился и знаменитый Бинг Кросби, возглавивший и финансировавший разработку многодорожечного аппарата с временным разделением каналов.

Лучше всех и раньше всех в мире в 1956 году решила проблему магнитной видеозаписи честолюбивая молодежная команда на фирме Ампекс под руководством 64-летнего Понятова, прославив на весь мир свою фирму, а также ее основателя и владельца. Они придумали поперечно-строчный метод записи на относительно широкую ленту (50, 8 мм., т.е. два дюйма) с четырьмя вращающимися головками. При этом достигался компромисс: лента протягивалась в аппарате со обычной скоростью 38 см/сек., но головка «чертила» на ней поперечные строки со скоростью более 40 м/сек., причем каждая магнитная строка содержала в себе 16 телевизионных строк. Этот первый в мире стандарт видеозаписи, известный под индексом «Q», применялся почти 20 лет и был заменен стандартом «С» (для однодюймовой ленты), разработанным тем же Ампексом.

Надо понимать, что сам видеомагнитофон – лишь вершина технологической пирамиды, а для ее создания в то время не хватало множества «кирпичей». Непросто было сделать аппарат для магнитной записи звука, но оказалось, что создать видеомагнитофон в десятки и сотни раз труднее. Видеомагнитофон, по общему мнению, оказался наиболее сложным серийным радиотехническим прибором того времени, и чтобы разработать и организовать производство самого аппарата, видеоленты, новых узлов и материалов в условиях небольшой фирмы и с ограниченными средствами от Понятова и его команды потребовалось сочетание героических организаторских усилий с гениальными научно–техническими решениями. Сам Понятов это хорошо понимал и формулировал так: «В течении семи лет впереди нас в этом деле был только Бог!».

14 марта 1956 года в Национальной ассоциации радиотелевизионных журналистов в Чикаго фирма А.Понятова впервые продемонстрировала свое творение - видеомагнитофон VRX-1000 (со временем переименованный в «Модель–IV»). А через полгода - 30 ноября 1956 года - Си-Би-Эс впервые использовала «Ампэкс» для отсроченного выпуска в эфир программы «Вечерних новостей» с ведущим Дугласом Эдвардсом. С того времени фирма «Ампэкс» стала ведущим разработчиком видеомагнитофонной техники.
В 1958 г. американское космическое агентство NASA избирает видеомагнитофоны «Ампекс» для обслуживания космических полетов и до сих пор не изменяет этому принципу. Через два года Американская киноакадемия присуждает понятовской фирме «Оскар» за технические достижения.
Летом 1959 года на американской выставке в Сокольниках демонстрировался видеомагнитофон VRX-1000. На ней генеральному секретарю КПСС Н. С. Хрущёву подарили видеоленту Ampex с записью его встречи с вице-президентом США Р. М. Никсоном. Видеозапись была направлена во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНАИЗ, ныне - ВНИИТР), но воспроизвести её было не на чем. Первый советский видеомагнитофон "Кадр" появился в 1960 году.

С помощью разработок Ампекса процесс видеозаписи с механической фиксацией и воспроизведением изображения и звука уже в 1963 г. становится управляемым, то есть появляется электронный монтаж. Пройдя этап освоения записи цветных изображений (1964 г.), фирма в 1967 г. создает аппарат замедленного воспроизведения сигналов «Ampex HS-100», который завершает революцию прежде всего в освещении спортивных соревнований, а дальше широко «раскручивается» при создании музыкальных видеоклипов и рекламы.

Трудно перечислить все сделанное фирмой Понятова.
В 1978 г. она разрабатывает систему видеографики, а через три года овладевает цифровыми спецэффектами. Создание Ампексом видеозаписи произвело очень сильное впечатление на создателей телепрограмм. На протяжении многих лет в аппаратных видеозаписи всего мира висели фотографии А.Понятова, а сам процесс записи продолжительное время называли «ампексированием» .
В 1971 был выпущен портативный видеомагнитофон, стоивший 1500 USD. Производственные стандарты высочайшего уровня, установленные Понятовым, стали корпоративной философией AMPEX, завоевавшей роль мирового лидера в производстве аудио- и видеозаписывающих устройств, магнитных лент, систем хранения данных. С 1952 по 2003 фирмой было зарегистрировано 50 патентов.

Алексадр Матвеевич работал президентом корпорации Ampex до 1955, потом его выбрали председателем, а в 1970 почетным председателем совета директоров. По воспоминаниям его друзей и коллег, он жалел, что не мог заниматься своим делом в России, и также его огорчало отсутствие прямых наследников. Скончался А. Понятов 24 октября 1980 года.
Вместе с И. Сикорским и П. Малоземовым Александр Матвеевич Понятов включен в список наиболее значимых бизнес-лидеров Америки.
Он прожил 88 лет и был удостоен в США и ряде других стран всех мыслимых для ученого и бизнесмена почестей. Русская диаспора на севере Калифорнии чтит его почти как святого - он дал работу тысячам русских, помог создать православный женский монастырь, приют для престарелых и не жалел средств на благотворительность. Но на своей родине (России) он до сих пор известен лишь специалистам.


07.04.2016

60 лет назад в Чикаго был продемонстрирован первый коммерческий видеомагнитофон VR-1000. Его появление стало возможно благодаря идеям советского изобретателя Исупова и бывшего поручика Белой армии, инженера Понятова

Судьбу видеомагнитофонов в СССР определила встреча Никиты Хрущёва с вице-президентом США Ричардом Никсоном 24 июля 1959 года на американской выставке в Сокольниках. Их разговор, так называемые кухонные дебаты, американцы записали на студийный видеомагнитофон фирмы AMPEX и плёнку подарили первому секретарю ЦК КПСС. Вот только аппарат для её воспроизводства в СССР отсутствовал, и посему негодованию Никиты Сергеевича не было предела.

Видеомагнитофоны в конце 1980-х годов - непременный атрибут полуподпольных видеосалонов, где граждане СССР могли увидеть пиратские копии западных «боевиков» и «софт»-эротики. До появления устройства, позволяющего записывать телевизионное изображение и звук на магнитофонную ленту (видеомагнитофона), запись и последующее хранение телепрограмм осуществлялись с помощью так называемых кинорегистраторов видеосигнала. Они представляли собой громоздкие аппараты, состоящие из кинокамеры, синхронизированной с кадровой развёрткой видеомонитора.

«Кинорегистрация» имела массу недостатков. Главный - низкое качество изображения, но она хотя бы давала возможность обмена и продажи телепрограмм. Позже, к началу 1950-х годов, помимо низкого качества, проявился и другой недостаток: телевещатели буквально «сжирали» километры киноплёнки, и уже в 1954 году суммарно потребляли её больше, чем все киностудии Голливуда. Проблему не решало даже то, что появилась система ретрансляции телепрограмм - разные часовые пояса всё равно «оставляли» кинорегистраторы в строю…

Принцип изобретателя Исупова

…В наши дни многие даже и представить себе не могут, что каких-то тридцать лет назад не было всевозможных «гаджетов», что телефоны были стационарными и с диском, «фотки» не вывешивались в соцсетях, а одним из отличительных свойств настоящего фотографа было умение заправить плёнку в бачок для последующей проявки. Что же говорить про «подёрнутые патиной» времени 1930-1940-е годы, когда магнитофоны выпускались в единичных, если не сказать - опытных экземплярах. И наибольших успехов в области записи звука добились… Ну, тут даже гадать не надо: как и во многих других областях и технологиях, в звукозаписи, с перспективой на видеозапись, впереди планеты всей шла Германия. В частности, фирма AEG и её бренд «Телефункен».

Во-первых, немецкие учёные дальше всех продвинулись в создании магнитной ленты. Во-вторых, немцы, сами не чуждые поиску открытий, сделанных учёными других стран, немало приложили усилий, чтобы внедрить предложенный советским изобретателем К.Л. Исуповым ещё в 1932 году принцип записи звука на магнитной ленте поперечными строками при размещении магнитных головок на вращающемся диске. Принцип Исупова, оставшийся нереализованным в СССР, позволял решить важнейшую проблему - скорости промотки плёнки и её объёма. Ведь иной принцип установки магнитных головок для видеозаписи требовал скорости минимум пяти метров в секунду. Таким образом, получалось, что для записи 15 минут видео низкого качества требовалась бобина с плёнкой длиной 4500 метров и шириной почти 13 сантиметров.

Однако в Германии принцип Исупова воплотить в жизнь не смогли. Идею с видеозаписью оставили на будущее, но будущее для немецких производителей видео- и аудиозаписывающей техники сразу после окончания Второй мировой войны выглядело несколько туманным.

И тут в дело вступили американская компания AMPEX и её основатель и главный инженер Алекс Понятофф. Он же Александр Матвеевич Понятов.

Александр Матвеевич был удивительным человеком - потрясающая судьба, выдающиеся открытия, благодарные ученики. В качестве одного из них следует отметить в первую очередь ставшего знаменитым впоследствии, приглашённого для работы в АМРЕХ в возрасте 16 лет Рэя Долби, создателя системы шумопонижения, названной его именем. Причём Долби с «младых ногтей» подключился к разработке видеомагнитофона, ставшего лучшим достижением фирмы АМРЕХ и мистера Понятоффа. Но - по порядку…

Поручик Белой армии

…Александр Понятов родился 25 марта 1892 года в старообрядческой семье купца 1-й гильдии Матвея Понятова, в селе Русская Айша Казанского уезда Казанской губернии. Окончив в Казани реальное училище, Понятов учится в Казанском университете на физико-математическом факультете, едет в Москву, где продолжает образование в Императорском московском техническом училище (ныне - МГТУ им. Баумана), но участвует в студенческих волнениях и, чтобы избежать возможного преследования со стороны полиции, уезжает в Германию, где в 1913 году в Карлсруэ поступает в Высшую техническую школу. В зачислении сюда Понятову помогает рекомендация «отца» аэродинамики Николая Жуковского, видевшего в молодом Понятове надежду русской науки. Школу в Карлсруэ Александр Понятов закончить не успел - он получил пересланную родителями повестку на военную службу и вернулся в Россию. А вскоре началась Первая мировая война, перед которой он окончил школу лётчиков. Пилотируя опытный образец гидросамолёта, Понятов попадает в аварию, после которой последовало долгое лечение в госпитале, потом - возвращение в строй и участие в боевых действиях.

Во время Гражданской войны Александр Понятов служил в Белой армии, после поражения «белых» эмигрирует, до 1927 года работает в электроэнергетической компании Shanghai Power Company в Шанхае, потом некоторое время живёт в Париже, и, наконец, в 1929 году оказывается в США. Там он сначала обосновывается на Восточном побережье, работает в научно-исследовательском отделе компании General Electric, в 1932 году получает американское гражданство и переезжает в Калифорнию. Здесь, работая в компании Westinghouse и занимаясь разработкой первых радаров, совершает два судьбоносных поступка - женится на американке Хейзел и после экспериментов в своём гараже основывает в 1944 году собственную фирму АМРЕХ.

Сначала фирма Понятова называлась Ampex Electric and Manufacturing Company, потом Ampex Electric Corporation, потом Ampex Corporation, но главное в том, что первое слово в названии фирмы происходит от букв имени, отчества и фамилии основателя и двух букв от слова experimental, то есть «экспериментальный». Позже, основываясь на неизменно высочайшем качестве продукции фирмы, «ех» стали рассматривать как первые буквы от слова exеllence, то есть «превосходство». Существующие версии, будто «ех» от слова «превосходительство», ибо Понятов якобы в Белой армии был полковником, критики не выдерживают - Александр Матвеевич службу закончил поручиком и на обращение «Ваше превосходительство» рассчитывать не мог…

…Всё, что выпускал Понятов, действительно был превосходным по качеству. И его первый магнитофон, основанный на конструкции трофейного немецкой фирмы AEG, и его магнитофон Model 200A, в 1947 году продемонстрированный в Голливуде. Model 200A настолько впечатлила знаменитого Бинга Кросби, что певец и актёр тут же вложился в AMPEX 50 тысячами долларов. Кросби не прогадал - все последующие модели магнитофонов Понятова были лучше предыдущих. Понятов выпускал магнитофоны и для крупных радиостанций - Model 300, и сравнительно недорогие, для независимых радио - Model 400, и портативные - Model 600, ставшие любимым средством звукозаписи у репортёров.

Но Александр Понятов был не только выдающимся инженером. Он прекрасно чувствовал конъюнктуру и понимал, что тот, кто разработает видеомагнитофон, не только войдёт в историю, но и заработает миллионы. Кроме того, он обладал удивительным талантом привлекать самых способных инженеров, ничуть не опасаясь, что они захотят откусить от его пирога: пока они работают с ним, наработки - его; хотят в свободное плавание - милости просим. Понятов мог и помочь начать своё дело, а в будущей конкуренции видел только благо.

Поэтому над первым видеомагнитофоном, работа над которым велась с 1951 года, трудились не просто хорошие инженеры, а самые лучшие - Чарльз Гинзбург, будущий член Национальной инженерной академии, и Мирон Столярофф, прославившийся позже не только своими техническими достижениями, но и как основатель психоделического направления в клинической психотерапии…

Первый видеомагнитофон Понятова

…Лучшие умы фирмы AMPEX понимали - для искоренения кинорегистраторов необходимо, используя принцип поперечно-строчной записи вращающимися головками Исупова, совместить высокую скорость магнитной головки относительно ленты с низкой скоростью движения самой ленты, так как иначе нельзя было ни получить качественную запись телевизионного сигнала, ни обеспечить продолжительную видеозапись на одном рулоне плёнки. И у Понятова всё получилось - практически ровно шестьдесят лет тому назад, 4 апреля 1956 года Национальной ассоциацией телерадиовещателей в Чикаго был продемонстрирован первый коммерческий видеомагнитофон VR-1000. Он был тяжёл - почти полтонны, стоил 50 тысяч долларов и не был предназначен для бытового использования. Хотя бы потому, что для его перевозки требовался специально оборудованный автомобиль. Зато качество изображения, записанного и воспроизведённого посредством VR-1000, потрясло видавших виды членов ассоциации. Это был настоящий прорыв. Всего через год Понятов поднимался на сцену, чтобы получить премию «Эмми» за выдающие технические достижения. А когда ему было предложено подготовить один из видеомагнитофонов для американской выставки в Москве, он ответил согласием…

…Хрущёв был потрясён записью его разговора с Ричардом Никсоном, но не знал, что в Ленинграде, на заводе «Ленкинап», в библиотеку которого поступил журнал со статьями инженеров фирмы AMPEX, уже два года велись работы по видеозаписи. Он передал катушку с плёнкой как в Ленинград, так и в Московский институт звукозаписи, где, в отличие от ленинградцев, решили воспроизвести американский формат записи - он позволял как воспроизводить зарубежные записи, так и продавать отечественные за границу. Насколько плотно были использованы наработки Понятова, теперь сказать трудно, но, как бы то ни было, уже 20 февраля 1960 года по Центральному телевидению была показана экспериментальная программа, записанная на ленте. Первый отечественный студийный видеомагнитофон «Кадр-1» выпустили в количестве 160 штук, а видеомагнитофон «Кадр-3», который позволял не только записывать цветные телепередачи, но их монтировать, прослужил до конца 1970-х годов.

Бытовые видеомагнитофоны начали разрабатываться уже после того, как Никита Хрущёв ушёл на пенсию. Первый - в 1967 году, черно-белый «Малахит», выпустил Рижский радиозавод. Далее последовали модели видеомагнитофонов «Электроника» и многие другие, но все они несли на себе печать «советского» отношения к частному потреблению - их отличало низкое качество, очень высокая цена - до двух тысяч рублей.

Наш «Кадр-1»

…В конце 1980-х годов советские граждане получили доступ к зарубежным бытовым видеомагнитофонам, а также к отечественным, например к знаменитой «Электронике ВМ-12», которая использовала не плёнку, а кассеты формата VHS (тоже, кстати, юбиляр - в 2016 году этому формату исполняется 40 лет). «Электроника» также не была высокого качества, она была «слизана» с зарубежных образцов, но теперь частный потребитель видеопродукции мог не посещать видеосалоны, а смотреть дома - появился и рынок видеозаписей - классику мирового кино.

Появление кассетных бытовых видеомагнитофонов, при том, что начался активный ввоз в страну аппаратов зарубежного производства, повлекло за собой серьёзные последствия. Во-первых, несмотря на попытки остановить поток западной кинопродукции путём внесения в Уголовный кодекс статей об ответственности за распространение порнографии и культа жестокости (статья 228 УК РСФСР), видеомагнитофон дал миллионам советских людей доступ к иностранному киноискусству без идеологического контроля. Во-вторых, видеомагнитофоны сыграли не последнюю роль в крушении отечественного кинопроката и киноиндустрии. Вскоре контроль, даже посредством УК, ушёл в прошлое, «видики» стали ещё более доступными и дешёвыми, видеосалоны уступили место салонам видеопроката. А потом казавшийся незыблемым формат VHS стал анахронизмом - пришла «цифра», так называемые лазерные проигрыватели, которые сейчас уступают место компактным флешкам. Ведь современные телевизоры могут воспроизводить записи напрямую. Да и флешки оказываются ненужными при использовании принципа воспроизведения онлайн, напрямую через Интернет…

…А что же Понятов? Его детище, AMPEX, долгие годы была ведущим производителем студийной видеотехники. К слову, Никита Хрущёв, во время своего визита в США, специально оговаривал встречу с мистером Понятовым. Встреча состоялась, но о чём говорили первый секретарь ЦК КПСС и бывший поручик Белой армии, неизвестно.

Понятов предлагал создать филиал своей компании в СССР, но получил отказ

Пока производятся кассетные видеомагнитофоны, их производители делают лицензионные отчисления на счёт AMPEX, где Понятов был председателем совета директоров до отставки в 1970 году. Он всегда распоряжался высаживать у входа в офисы своей компании берёзки, поддерживал дома престарелых, при приёме на работу предпочтение отдавал инженерам, имевшим русские корни. В самом конце жизни Понятов признавался, что как-то предлагал создать филиал своей компании в СССР, но получил отказ. Александр Матвеевич скончался 24 октября 1980 года в своём доме в Калифорнии. В честь Понятова Американское общество инженеров кино и телевидения учредило памятную золотую медаль. AMPEX существует до сих пор, выпуская небольшими партиями аудио- и видеотехнику эксклюзивного качества. Те, кто пользовался продукцией этой фирмы, считают правильным говорить не «видеозапись», а «ампексирование» в знак того, что качество созданных Понятовым устройств выше всех прочих.



Авторы:
Похожие публикации