Факторы возникновения состояния вовлеченности в учебную деятельность. Техника выявления и обозначения эмоциональной реакции. техник управления эмоциями

Навык, который я учусь развивать - "переехать из головы в тело". Неплохо помогает в ситуациях, когда голова "распухла":

Мне очень не хватает любви.
- Что мешает ее получить?
- Я недостаточно хороша, поэтому меня все бросают.
- Все-все бросают?
- Ну не все... но того я сама бросила.
- Значит все-таки в природе есть люди, которые могут тебя полюбить.
- Не хочу васятку с мобилой!(с)
- А что ты хочешь?
- Мне очень не хватает любви.

У кого тоже горе от ума, тот знает - бесполезно искать лазейки, чтобы вывести себя из этих ментальных конструкций. Голова всегда придумает новое препятствие.

Есть реальный, физический и эмоциональный опыт (когда закрываются двери лифта, мое дыхание становится перерывистым, я чувствую напряжение в груди и ощущение, словно я хочу выпрыгнуть из своего тела), а есть интерпритация ума, к которой еще и прикладывается "история" (у меня клаустрафобия, потому что мама запирала меня в детстве в шкафу).

Таким образом, если переключить внимание с того, что происходит в голове, на то, что в реале происходит с телом, можно кое-чего интересное обнаружить.

Во-первых, может оказаться, что источником болезненных мыслей и ощущений является совсем не то, что подумалось в начале. Здесь может быть как в том анекдоте про девочку с безумной улыбкой, у которой всего лишь косички туго заплетены были. И история про клиентку, которой при входе в офис тера вдруг почудилось, что он причинит ей зло, хотя они уже лет пять нормально проработали вместе (дело оказалось в новом свитере тера, который был похож на давно забытый свитер на человеке, который ее в детстве изнасиловал).

В результате можно начать решать совсем не тот вопрос, который является прямым источником переживаний. То есть, девочке надо косички расплести, а не тащить ее к психиатру и сажать на антипсихотики.

Во-вторых, может оказаться, что хочется вам совсем не того, что автоматически интерпретировалось по ощущениям в начале, а совсем другого. В очень сухом жарком климате у организма, например, сигналы о жажде могут начать сильно напоминать сигналы о голоде. А пить не хочется. По первому импульсу ощущается, что хочется ЖРАТЬ, причем чего-нибудь плотненького и жирненького. Только если к телу прислушаться, можно догадаться, что все-таки ПИТЬ. Причем, сигналы обезвозживания тоже похожи на что-то другое. Рези в желудке, например.

В результате можно начать делать совсем не то, что решит текущую проблему, а то, что ее ухудшит. То есть, следуя автоматическому восприятию импульса, жрать много всякого жирного, что еще больше обезвоживает. А требуется всего лишь попить водички побольше и дальше пить ее регулярно.

Другими словами, на пути, где сигналы поступают в мозг, а потом им ум тут же присваивает интерпритацию, надо ставить пограничника с проверкой документов.

Я хочу свести счеты с жизнью...
- Почему?
- Потому что я встретила мужчину свой мечты, но мы не можем быть вместе! Вот в прошлый раз...
- Стоять! С чего ты взяла, что это мужчина твоей мечты?
- Я это сразу почувствовала, как только увидела его!
- Что именно ты почувствовала?
- Любовь!
- Конкретнее.
- Ба-лин! У меня сразу же в груди потеплело! Так бывает только от любви... Вот в прошлый раз...
- Стоять! Подробно опиши, что происходило в тот момент и какие были ощущения в теле.
- Да какая разница?! Моя жизнь кончена!!!
- Описывай давай.
- Ладно!!! Значит... я сидела в ресторане с подругой... мы курили... было тоскливо... и тут вошел он. Подруга говорит - глянь какой мужик. Я вся подалась вперед инстинктивно... моя грудь выпала из декольте... упала в тарелку с теплым супом... я почувствовала тепло в груди... Ой бл... так вот в чем дело-то!
- Ага.

Сказать, что все проблемы решаются так легко, это было бы в стиле поп-психологии. Просто в ситуации острого стресса или когда "голова распухла", то держать "у меня при виде него потеплело в груди" легче, чем держать "моя жизнь кончилась".

"Я иду в пасмурный холодный день по улице, кругом серые лица, я одинока и меня никто не любит, и будущего у меня нет" - невыносимая конструкция. У нее нет решения вообще.

"Я иду в пасмурный холодный день по улице, у меня сжимается в груди, горбятся плечи и мерзнут ноги" - выносимая. И наиболее близка к реальности, потому что описывает текущий момент, который есть, а не будущее, которое абсолютно неизвестно. И с ней можно что-то сделать - хотя бы слегка ее изменить.

Можно по приходу домой сунуть ноги в тазик с теплой водой. Это не решит глобальных жизненный проблем и не принесет немедленного счастья, просто ногам станет тепло, плечи можно немного расправить, хотя бы для того, чтобы размять мышцы, а потом еще и подышать поглубже, чтобы немного расправить грудную клетку.

Может быть, это немного поменяет ход мыслей. Ход мыслей поменяется и, кто знает, могут вдруг появиться новые решения. А если и не поменяет, то поможет прожить этот день без инфаркта и желания убиться апстену.

Вашему вниманию, уважаемые посетители сайта психологической помощи сайт представлены различные психотехники психологические техники и психотерапевтические техники , которые используются при очной и онлайн психологической консультации и онлайн психотерапии . Также, эти психотехники вы сможете применять самостоятельно, для улучшения своего психического состояния и избавления от различных эмоциональных проблем: от стрессов и депрессии до страхов и некоторых невротических расстройств .

Данные психологические, психотерапевтические техники очень эффективные, они прошли испытания и их работоспособность подтверждена большим опытом. И если у вас есть реальное мотивированное желание на изменения себя и своей жизни, то эти психотехники как раз то, что вам нужно — с помощью этих психологических техник вы самостоятельно — если у вас, конечно, не критическая ситуация — сделаете себя свободным от негативного жизненного сценария и удачливым, счастливым человеком .

Итак, психотехника (психологическая, психотерапевтическая техника) — «Скрытое подкрепление»

«Скрытое подкрепление» (подкрепляющие убеждения) — это психотехника, состоящая из трех методов психотерапевтического воздействия, в том числе самостоятельно, на психику и подсознание для избавления от психологических и эмоциональных проблем.
Данная психологическая и психотерапевтическая техника поможет вам решить такие проблемы, как стрессовое состояние, депрессия, различные виды страхов, тревожности, навязчивостей и других негативных и необоснованных, в ситуации «здесь и сейчас», эмоций, чувств и ощущений.

Метод 1 — психотехника «Подкрепляющие убеждения»

Эта психотехника разработана на основе рациональной психотерапии.
  1. Создайте иерархию своих проблемных ситуаций и сопутствующих им автоматических мыслей — 10-15.
  2. Для каждой ситуации создайте список рациональных убеждений.
  3. Далее, вам нужно выйти в состояние релаксации, используя психотренинг по Сильва или техники самогипноза . И в этом расслабленном состоянии представить наилучший способ, с помощью которого можно справиться с каждой ситуацией.
    Будучи погруженным в ситуацию, подумайте о самых разумных и реалистических из возможных убеждений и представьте эмоции и поведение, которые порождают новое мышление.

    Представьте сцену, но на этот раз вообразите, что мыслите вы реалистично. Представьте это как можно отчетливее. Теперь представьте, что вы испытываете реалистичные эмоции и ведете себя соответственно.
    Продолжайте представлять это до тех пор, пока вы не завершите всю сцену, думая корректным образом и действуя так, как бы вам больше всего хотелось.
    Продолжайте до тех пор, пока не сможете с легкостью воспроизводить эту сцену.

  4. После того, как вышеупомянутые образы будут очень отчетливыми, представьте возможные последствия нового мышления, не только в данной ситуации, но и во всех подобных ситуациях…

    Представьте картинку лучших возможных последствий нового образа мыслей.
    Представьте, что мыслите реалистично во всех ситуациях, похожих на эту.
    Что с вами произойдет действительно хорошего? Как улучшится ваша жизнь?
    Не просто думайте о том, что может случится, а представляйте, как это происходит.

    Продолжайте, пока образ не станет живым и отчетливым.

  5. Повторите эту психотехнику как минимум три раза для каждой позиции.
    Делайте это до тех пор, пока не перестанут возникать негативные эмоции при визуализации этой сцены.
  6. Продолжайте применение этой психотерапевтической техники, продвигаясь вверх по иерархии, которую вы выписали на первом шаге психотехники.
  7. Желательно записать на видео (для себя) эту психологическую технику, для последующего просмотра — раза три в неделю.

МЕТОД 2 — психотехника скрытого подкрепления…


Психотерапия онлайн — услуги психолога-психотерапевта

Проходите психологические тесты

Н.Д. Левитов: «Состояние - это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени; характеристика, показывающая своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния, психических свойств личности.»

В этом определении особенно подчеркивается двойственная природа психических состояний - их связь с внешним, объективным миром и внутренним миром субъекта, вплоть до таких устойчивых образований, как черты характера. В.А. Ганзен пишет, что психические состояния являются промежуточным, связующим звеном между психическими процессами и свойствами личности. Причем, связь между состояниями и свойствами личности, а также состояниями и психическими процессами является двусторонней, что очень важно: из этого следует, что корректируя психические состояния человека, можно со временем изменять и более стабильные его проявления.

«Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени.»

Анализируя это определение, можно, таким образом, выделить 2 важных аспекта в современном понимании психических состояний в отечественной психологии: во-первых, неразрывную связь поведения и переживания: психика человека едина, и процессы, происходящие внутри, всегда имеют внешнее выражение. Однако, для того, чтобы сделать вывод о психическом состоянии человека, недостаточно как внешне наблюдаемых данных, так и исключительно самоотчетов. Во-вторых, что следует из понимания ситуации как совокупности не только внешних, но и внутренних факторов-то есть, в том числе и личностных черт, мы приходим к тому, что психическое состояние зависит как от задаваемых извне условий, так и от устойчивых качеств личности, ее системы мотивов и т.п.

Таким образом, чтобы получить информацию о психическом состоянии человека, можно воспользоваться некоторыми объективными критериями (например, наблюдая и фиксируя поведение), субъективными критериями (устными или письменными рассказами испытуемых об их состоянии) и продуктами деятельности. В нашем исследовании для изучения состояния вовлеченности используются объективные и субъективные данные.

Интересно, что авторы обоих представленных выше определений используют в своих формулировках понятие целостности. Это наводит нас на мысль о гештальт-направлении в психологии, для которого феномен целостности являлся ключевым.

Курт Левин в своих работах подчеркивал влияние на поведение индивидуума ситуационных факторов. Например, в одном из самых известных своих исследований он приглашал испытуемых в свой кабинет и, извиняясь, уходил с просьбой немного подождать. В этот момент и начинался, собственно, эксперимент: Левин фиксировал, что делают люди в его отсутствие. И оказалось, что вне зависимости от пола, возраста, статуса, личностных особенностей, были действия, которые проделывали все испытуемые (например, каждый позвонил в стоящий на столе колокольчик). Или другой его эксперимент, ближе по тематике к нашему исследованию: три группы школьников занимались в кружке по изготовлению игрушек с преподавателями, стиль одного из которых был авторитарным, другого - демократичным, третьего - попустительским. Через 6 недель после начала эксперимента поведение учеников в течение занятий, вначале бывшее похожим, стало заметно различаться.

Таким образом, в этом исследовании можно наблюдать влияние ситуационных факторов, таких, как, например, поведение преподавателя, на деятельность учеников.

Приведем классификацию психических состояний, составленную Н.Д. Левитовым. .

Личностные и ситуативные состояния; «в первых прежде всего выражаются индивидуальные свойства человека, во вторых - особенности ситуации, которые часто вызывают у человека нехарактерные для него реакции» Здесь необходимо отметить, что одним из вопросов, стоящим перед нашим исследованием, является вопрос о месте состояния вовлеченности на этом континууме. Мы изучаем влияние и ситуативных, и личностных факторов в попытке узнать, что же является в большей степени определяющим возникновение этого состояния.

Состояния положительно или отрицательно действующие на человека. Как уже упоминалось, состояние вовлеченности неразрывно связано с деятельностью, в которой оно возникает. Следовательно, «знак» влияния на человека во многом определяется спецификой этой деятельности, а также стоящих за ней мотивов и целей. Если же предположить, что деятельность является конструктивной (как, например, учебная), то помимо всего прочего можно отметить психотерапевтическую функцию состояния вовлеченности, связанную с концентрацией внимания на настоящем, опытом доверия собственным ощущениям (что К. Роджерс в более широком смысле называл организменным чувством), появляющемуся чувству власти и компетентности, которое позволяет повысить самооценку.

Также существует разделение состояний на более глубокие и более поверхностные, продолжительные и краткие, более или менее осознанные. В зависимости от ситуативных и личностных особенностей вовлеченность в конкретную деятельность может находиться в разных точках на этих континуумах.

Помимо «нормальных» состояний сознания, авторы выделяют расширенные и суженные состояния сознания (СС) Кардаш сравнивает их соответственно с телескопом и микроскопом. Суженные СС: «в легких формах сопутствуют напряженной мыслительной деятельности или работе, требующей большой степени концентрации» - в некоторых случаях к ним можно отнести и состояние вовлеченности. Это дополнение напоминает нам о роли внимания в возникновении состояния вовлеченности.

Навыки психической вовлеченности имеют ключевое значение для ДПТ, из-за важности их называют «основными». Этим навыкам обучают в первую очередь, они стоят на первом месте в дневниковых карточках, которые пациенты заполняют каждую неделю. Навыки психической вовлеченности представляют собой психологические и поведенческие версии навыков медитации, которым обучают в восточных духовных практиках. Больше всего я заимствовала из практики дзэн, однако эти навыки вполне совместимы с большинством других западных и восточник практик медитации. Сюда относятся три навыка «что» (наблюдение, описание, участие) и три навыка «как» (некритическое отношение, сосредоточение на чем-то одном в данный момент времени, эффективность). Эти навыки подробно описываются в «Руководстве по тренингу навыков…», краткое описание приводится ниже.

Базовые «что». Сюда относится обучение наблюдению, описанию и участию. Задача – разработать стиль жизни на основе осознанного участия (в противоположность неосознанному участию, характерному для импульсивного и зависящего от настроения поведения). Как правило, активное наблюдение и описание собственных поведенческих реакций необходимо только в ходе научения новому поведению при наличии определенных трудностей или необходимости изменений. Приведу сравнение: начинающий пианист уделяет много внимания положению рук и пальцев, может вслух отсчитывать ритм музыки, называть ноты. По мере формирования навыков необходимость в таких действиях отпадает. Однако если при обучении закрепляются определенные ошибки, пианист возвращается к наблюдению и описанию до тех пор, пока не овладеет правильной техникой.

Первый навык из категории «что» – наблюдение, т. е. внимание к событиям, эмоциям и другим поведенческим реакциям, даже если эти реакции неприятны. Пациент просто учится осознанно переживать все, что происходит в данный момент, вместо того чтобы убегать от ситуации или пытаться устранить эмоции (поведение, которое подлежит ослаблению). Как правило, способность уделять внимание событиям требует соответствующей способности посмотреть на событие со стороны; наблюдение события отличается и отделено от самого события. (Например, наблюдение за ходьбой и ходьба – совершенно разные вещи.) Этот акцент на «переживании момента» вытекает как из восточных философских практик, так и западных идей неподкрепленной экспозиции как метода борьбы с автоматическим избеганием и реакциями страха.

Второй навык из категории «что» состоит в словесном описании событий и личных реакций. Способность находить соответствующие словесные обозначения для поведенческих и средовых событий необходима как для успешного общения, так и для самоконтроля. Для формирования этого навыка индивид должен научиться не воспринимать свои эмоции и мысли буквально, т. е. как буквальное отражение средовых событий. Например, чувство испуга не обязательно говорит о присутствии реальной угрозы для жизни или благополучия индивида. Однако индивиды с ПРЛ часто принимают свои эмоциональные реакции за переживание обусловливающих событий. Пациент путает физические проявления эмоций (например, «Я чувствую спазмы мышц живота, у меня перехватывает дыхание») с восприятием среды («Начинается экзаменационная сессия»), что порождает неадекватные выводы и мысли («Я провалюсь на экзамене»). Мысли также воспринимаются буквально, т. е. индивид принимает свои мысли («Мне кажется, что меня никто не любит») за реальные факты («Меня никто не любит»). Одна из главных целей когнитивной терапии – проверить корреляцию мыслей и соответствующих средовых событий. Индивиду, который не способен отделить свои мысли от реальных событий, будет трудно в любой терапевтической системе. Интересно, что почти все терапевтические подходы подчеркивают, что очень важно помогать пациентам наблюдать за событиями и описывать их. Методика свободных ассоциаций в психоанализе, ведение дневника в поведенческой терапии, запись мыслей, предположений и убеждений в когнитивной терапии, рефлективное реагирование в клиент-центрированной терапии представляют собой примеры наблюдения и описания поведенческих реакций и текущих событий в жизни пациентов.



Третий базовый навык данной группы заключается в способности участия без осознания происходящего. «Участие» в этом смысле подразумевает полное погружение в деятельность текущего момента без отделения себя от происходящих событий и взаимодействий. Качество деятельности характеризуется спонтанностью, взаимодействие между индивидом и окружением протекает плавно и основано (частично, но ни в коем случае не полностью) на привычке. Конечно, участие может быть и без вовлечения. Каждый из нас иногда настолько погружался в собственные мысли, что не замечал, как проделал определенные действия – добрался домой, съел обед и т. п. Однако участие может быть и вовлеченным. Хороший пример вовлеченного участия – опытный спортсмен, который действует ловко и умело, но без осознания своих действий. Психическая вовлеченность – участие с вниманием, психическая невовлеченность – участие без внимания.

Базовые «как». Три следующих навыка психической вовлеченности имеют отношение к тому, как происходит наблюдение, описание и участие; они включают некритическое отношение, сосредоточение на чем-то одном в данный момент времени и эффективность (делать то, что полезно). Некритическое отношение означает, что индивид не трактует что-либо ни как хорошее, ни как плохое. Это не означает замену отрицательного суждения положительным. Хотя индивиды с ПРЛ склонны судить как о себе, так и о других людях либо крайне положительно (идеализировать себя и других), либо резко отрицательно (обесценивать реальные достоинства), задача состоит не в том, чтобы добиться более сбалансированных суждений, а чтобы вообще не судить. Это очень важный момент. Человек, который считается «хорошим», в любой момент может стать «плохим» для пациента с критическим отношением. В ДПТ, наоборот, акцент делается на последствиях поведения и событий. Например, поведение индивида может привести к болезненным последствиям (для самого индивида или других людей), или же исход событий может быть губительным для индивида. Принимая некритическую позицию, индивид наблюдает за этими последствиями, может принять решение об изменении вызвавших их событий или поведения, но не обязательно трактует эти события или поведение как «плохие». Все такое, как оно есть, не больше и не меньше. Говорят, что когда Альберта Эллисаспросили, как бы рационально-эмотивный терапевт, находящийся на борту самолета, отнесся к угрозе крушения, он ответил: «Если человек умирает, он умирает».

Психическая вовлеченность в целом связана с качеством осознания выполняемой деятельности. Следующая задача «как» – научиться фокусировать сознание на той деятельности, которая происходит в данный момент, а не распределять внимание между разными видами деятельности или деятельностью и отвлеченными мыслями о посторонних делах. Достижение такого сосредоточения требует контроля внимания, который отсутствует у большинства пациентов с ПРЛ. Пациентов часто отвлекают воспоминания и образы прошлого, они беспокоятся о будущем, их посещают навязчивые мысли о неприятностях, плохом настроении в данный момент. Вместо того чтобы сосредоточить все свое внимание на проблемах настоящего (пример вовлеченного беспокойства) и, в какой-то мере, решении текущих проблем, они зачастую беспокоятся, но при этом делают что-то другое. Эта же проблема стоит за теми проблемами присутствия (физического и психологического) на тренинге навыков ДПТ, которые демонстрируют пациенты с ПРЛ. Пациента нужно обучать тому, как сосредоточиваться на выполнении одной задачи или осуществлении одного вида деятельности в определенный момент времени, и участвовать в этом осознанно и с вниманием.

Третья задача «как» , эффективность, направлена на снижение тенденции пациентов заботиться о том, что «правильно», и не делать того, что действительно необходимо или уместно в определенной ситуации. Эффективность – это состояние, прямо противоположное тому, когда пациент «назло кондуктору берет билет и идет пешком». Как часто говорят наши пациенты, эффективность – это «играть по правилам» или «делать то, что срабатывает». С точки зрения восточной медитации, акцент на эффективности означает «использование полезных средств». Очевидно, что неспособность пациентов отказаться от «правильного» в пользу необходимого для достижения цели связана с опытом пребывания в инвалидирующем окружении. Основная проблема для многих пациентов – могут ли они доверять своему восприятию, своим суждениям и решениям, т. е. могут ли их собственные действия быть адекватными или «правильными». Однако доведенный до крайности акцент на преобладании принципа над результатом может привести к тому, что пациенты с ПРЛ часто разочаровываются или отталкивают от себя других людей. И все-таки каждый человек может настолько устать от бесплодных усилий, что будет готов сдаться. Пациентам с ПРЛ подчас гораздо проще отказаться от «правильности» в пользу эффективности, только если это будет рассматриваться как полезная реакция, а не собственная «капитуляция».

Похожие публикации