Предмет – Чтение (букварный период) Тема: Знакомство со звуками «В», «в,» и буквой В. Предмет – Чтение (букварный период) Тема: Знакомство со звуками «В», «в,» и буквой В Упражнение для развития фонематического слуха

Конспект урока обучения грамоте (основной период)

Тема: «Согласные звуки [п], [п"]. Буквы П, п ».

Педагогическая цель : ознакомление с согласными звуками [п], [п"], буквами П, п; обучение чтению слов с новой согласной буквой, наблюдение над словами-омонимами.

Развитие фонематического слуха, произвольного внимания, логического мышления; обогащение и уточнение словарного запаса.

Воспитывать гордость за страну, уважение к профессиям, познавательную активность.

Планируемые результаты (предметные):

    выделять на слух согласные звуки [п], [п"] и обозначать их в слого-звуковых схемах;

    знать разные значения слова «плита».

Личностные результаты: имеют познавательные интересы, учебные мотивы.

Универсальные учебные действия (метапредметные ) :

    Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.

    Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в учебнике; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают соответствие между словами и рисунками, составляют схемы слов.

    Коммуникативные : умеют формулировать свое мнение и позицию, допускают существование позиций других людей, отличных от собственной, умеют работать в паре.

Оборудование: лента букв, слого-звуковые схемы, иллюстрации (плотник, пила), касса букв.

Ход урока

I Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех позвал он на урок.

Ну – ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

Сядьте красиво и правильно.

Покажите правильной осанкой свою готовность к уроку.

II Повторение изученного материала.

    Фронтальный опрос. Работа с «лентой» букв

Какие единицы речи вы знаете?(Предложение, слово, слог, звук и буква)

На какие группы делятся все звуки и буквы? (Гласные и согласные)

Где на ленте букв размещены гласные? (на красном фоне)

Назовите все гласные, которые мы изучили. (а, о, у, и, ы, е)

Какие из них указывают на твёрдость согласных звуков? (а, о, у, ы)

А на мягкость? (и,е)

Какую гласную называют «хитрой»? Почему? (Е, т.к. она может обозначать 2 звука)

Когда эта буква обозначает 2 звука? (Когда стоит в начале слова и после гласной буквы)

Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (н, л, р, в)

Назовите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки. (к, т, с)

    Индивидуальный опрос. Работа по карточке.

Подберите схемы к словам. Проведите линии.

III . Работа над новой темой.

    Работа по развитию связной речи.

Как называется наша страна? (Россия)

Какой город является столица нашей Родины? (Москва)

Какой город называют северной столицей нашего государства? (Санкт-Петербург)

В честь какого великого человека он назван?

Откройте «Азбуку» на с.82.

Кто изображён?

Что знаете об этом человеке?

Правильно, Петр I был необычный царь. Он жил более 300 лет назад. Много путешествовал по разным странам. Всю свою жизнь учился. Знал много ремесел. Он основал русский военный флот, одержал много военных побед. При Петре I начали строить северную столицу России, которую назвали в честь царя Петербургом («городом Петра»)

Посмотрите, из какого материала строили корабли?

    Выделение слов для слого-звукового анализа.

Как называют человека, который из дерева делает разные предметы? (Плотник)

Как называется инструмент, которым работает плотник? (Пила)

    Слого-звуковой анализ слов. Моделирование схем.

Произносите слово «плотник». Сколько слогов в этом слове? (2 плот-ник)

На какой слог падает ударение? (на первый)

    Выделение новых звуков.

Какой первый звук в этом слове? Произнесите и послушайте.

Дайте характеристику звука. (Согласный, глухой, твёрдый)

Как обозначим этот звук на схеме? (Синим квадратом)

Закончите схему этого слова.

Посмотрите на вторую схему. Подходит она к слову «пила»? Докажите.

(В слове 2 слога пи-ла; 2-ой слог ударный, 1 слог пи-это слияние мягкого согласного [ п, ] и гласного [и] , 2 слог ла- это слияние твёрдого согласного [л] и гласного [а])

Произнесите первый звук в этом слове. Дайте его характеристику.

(звук [ п, ] – согласный, глухой, мягкий)

    Упражнение для развития фонематического слуха.

(Игра «Камень-вата»)

Сейчас я буду произносить слова. Если в них встречается твёрдый звук [ п], вы ударяете кулачком по столу, словно падает камень. Если услышите мягкий звук [ п, ], сидите тихо, потому что вата падает бесшумно.

Парта, портфель, пенал, потолок, пол, тюльпан, пион, топор, суп, песня.

    Обозначение звуков буквой.

Кто знает, какой буквой обозначают звуки [п], [п, ]?

Найдите эту букву в кассе.

В какой домик на ленте её поселим? Почему? (В синий, так как она согласная)

На что похожа эта буква?

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

- Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди да подтянись.

Чтобы научиться подтягиваться, нужно быть сильными, выносливыми, иметь крепкое здоровье. Развить эти качества в себе детям помогает физкультура.

Давайте выполним несколько упражнений.

IV . Физкультминутка.

    Чтение слогов-слияний.

Корабль с буквой П отправляется в плавание по гласным островам. Давайте прочитаем, какие слоги будут получаться, когда корабль приблизится к каждому острову.

ПА ПО ПУ ПЫ ПИ ПЕ

Назовите твердые слияния; мягкие слияния.

Придумайте слова, которые будут начинаться с этих слогов.

Па-па, по-ле, пу-ля, пы-шка, пи-столет, пе-нал.

V . Закрепление пройденного материала.

1. Работа со столбиками слов. С.83

Прочитайте слова.

пила повар плотник

пилит пилот капитан

Найти слово, в котором 3 слога и подчеркни его.

Найдите слова, обозначающие профессии людей. Объясните, что они обозначают.

(Пилот - управляет самолётом, капитан – управляет кораблем, повар - готовит еду.)

    Работа с текстом.

Чтение рассказа «сильными» учащимися.

Чтение рассказа по предложению «цепочкой».

Беседа по содержанию рассказа и иллюстрации.

Как зовут повара? (Повара зовут Елена Петровна)

Чем занята Елена Петровна? (Елена Петровна готовит еду)

Что она варит? (Она варит суп)

Где стоит кастрюля? (Кастрюля стоит на плите)

    Работа по уточнению и обогащению словарного запаса.

Рассмотрите иллюстрации внизу страницы.

Каким словом называют все эти предметы? Прочитайте. (Плитка)

С помощью картинок ответьте, какая бывает плитка?

(Плитка шоколада, кафельная, электрическая для приготовления пищи)

Как вы думаете, почему разные предметы названы одинаковым словом?

VI . Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Что для вас было самым интересным? Самым трудным?

Встаньте, ребята, которые считают, что сегодня они достигли горы успеха.

Мне тоже понравилось, как вы работали.

Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Моделирование способствует формированию познавательных учебных действий, а также лучшему усвоению и пониманию полученной информации.

В период обучения грамоте, который является важнейшим этапом в развитии личности ребенка, закладываются основы знаний о родном языке, формируются главные речевые умения и навыки (чтение и письмо), складывается определенное отношение к русскому языку, родной речи и литературе.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, состоит из двух взаимосвязанных процессов: обучения первоначальному чтению и обучению письму - и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В обучении грамоте выделяются три периода:

  1. подготовительный (добуквенный);
  2. букварный (основной);
  3. послебукварный.

Добукварный период обучения грамоте .

Задачи добуквенного периода - развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, слоги, ударение.

В этот период начинается знакомство с моделированием, когда детям даются первые представления о речи (устной и письменной). Учащиеся знакомятся с членением речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. В этот период учащиеся учатся моделировать ситуацию общения (кто с кем общается, какие слова использует), использовать при этом определенные метки, рисунки и знаки.

С первых страниц Азбуки дети знакомятся с особенностями устной речи, учатся выделять из предложений отдельные слова, правильно согласовывать слова в предложении, создавать свои высказывания на основе иллюстраций, использовать рисунки и знаки- символы способ обозначения предметов и записи сообщения, моделировать предложения, обозначать отдельные слова в предложении.

Под руководством учителя дети рассматривают иллюстрации, выясняют основу сюжета, находят каждый персонаж и называют его, а затем составляют предложения, соотносят их с предложенными схемами.

Наглядно-образные модели общения, представленные в «Азбуке», дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях. Например, задание такого вида: «Подумайте, кто мог сказать слово «привет» и кому?» позволяет формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Моделирование предложений - это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.

В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.

Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведения материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор из полосок цветной бумаги для составления моделей предложения.

Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки - паузы.

В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:

  • придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам;
  • придумать предложение к заданной схеме с определенным словом;
  • определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово);
  • поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5);
  • увеличить количество слов в предложении;
  • определить границы предложения в тексте;
  • придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем;
  • составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).

В процессе обучения грамоте учащиеся знакомятся с наглядно - образной моделью слова, со значением слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучанием слов (последовательностью речевых звуков). Дети подбирают слова, называющие предмет на рисунке, называют один и тот же предмет разными словами - котик, кот (например, Букварь Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой).

В процессе обучения дети учатся в ответ на слово учителя подбирать слова с противоположным или со сходным значением, дополнять предложение словами:

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами (а не по буквам), т.е. освоение плавного слогового, позиционного чтения доступных пониманию детей слов. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте.

Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.

Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели:

В период обучения грамоте в 1 классе учащиеся постепенно знакомятся с буквами. Узнают о том, что слог - это часть слова, в котором обязательно есть гласная буква.

Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:

  1. Под всеми гласными буквами поставить точки красным карандашом.
  2. Посчитать точки. Сколько точек - столько слогов. «Сколько в слове гласных - столько и слогов, это знает каждый из учеников» - это стишок, помогающим детям запомнить правило.
  3. Разделить слова на слоги. Главное правило - чтобы в каждом слоге обязательно была одна гласная буква.
  4. «Позвать» слово, будто оно потерялось в лесу: «ли-си-ца, кук-ла, де-воч-ка»
  5. Разделить слово на слоги вертикальной линией. «ли/си/ца, кук/ла, де/воч/ка»
  6. Ещё раз проверить: «В каждом слоге обязательно должна быть одна гласная, слогов должно быть столько, сколько гласных в слове»

Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:

  • отхлопать, отстучать или прошагать слово по слогам;
  • сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо;

В разных букварях встречаются разные варианты деления слов на слоги. Так в Азбуке комплекта «Школа России» авторов В.Г.Горецкого, В.А. Кирюшкина, Л.А Виноградской и М.В.Бойкиной предлагается следующий вариант деления слова на слоги: сплошной вертикальной чертой отделяются друг от друга слоги-слияния СГ, согласные вне слогов СГ отделены пунктирной линией:

В Букваре Л.Е. Журовой и А.О. Евдокимовой используется другая модель деления слов на слоги- слоги обозначаются дугой под схемой слова.

В Азбуке, входящей в учебно-методический комплект «Перспектива» (авторы Л.Ф. Климанова И С.Г. Макеева) используется следующий вид моделей звукового состава слова и деления на слоги:

На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Именно с ударения начинается узнавание слова. Ударение - один из главных признаков слова как лексической единицы. Оно объединяет звуки в единое фонетическое слово, целостность которого зависит и от объединяющей силы ударного слова, и от свойств безударных частей. Общая ритмическая структура слова, которая определяется числом слогов и местом ударения в слове, а также звучание ударного слога играют в процессах восприятия речи важную роль: они являются одними из первых признаков, с которой начинается идентификация слова.

Ударение в русском языке выделяется с помощью трех фонетических средств:длительности ударного слова (в основном гласного звука, входящего в ударный слог), силы голоса (ударный слог произносится громче безударного) и качестваударного гласного (в ударном слоге гласный произносится со своим основным тембром, т.к. он произносится изолированно).

Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных.̕

После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность.

Например, игра «Угадай - ка»:

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.

Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.

Таким образом, в добуквенный период знакомству с языком как знаковой системой предшествует знакомство с простейшими знаковыми системами (дорожными знаками, знаками-символами и др.), что помогает детям лучше осознать заместительную функцию слова (слово называет предмет, а не является таковым). В этот период активно используется способ записи слов с помощью пиктограмм и схем, что значительно облегчает детям деление речи на смысловые части слова и предложения. Формируется способ моделирования - построение модели предложения и слова, модели слоговой структуры и звуковые модели слов.

Букварный период обучения грамоте.

Во время основного (букварного)этапа обучения грамоте учащиеся работают с материалом из второго раздела «Азбуки». Продолжается развитие фонематического слуха детей, формируется действие звукового анализа слов, умение обозначать звуки буквами. Учащиеся осваивают первоначальное чтение и письмо, закрепляют знания о слове и предложении, их структуре.

При обучении первоначальному чтению применяются разнообразные аналитико-синтетические упражнения, представленные в игровой наглядно-образной форме.

В обучение включен рисунок (пиктографическое письмо), занимательные ребусы - своеобразный способ графической фиксации слова.

Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.

Гласные звуки получили своё название от слова «глас». Так раньше произносили слово «голос». Когда мы произносим гласные звуки, воздух свободно проходит через рот. Этим звукам ничто "не мешает" - ни зубы, ни губы, ни язык, и мы слышим только голос. Чтобы удостовериться в правильности своих выводов, дети "проверяют" все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что-либо во рту их выговариванию.

В русском языке 6 гласных звуков [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. В Букваре Л.Е. Журовой и Азбуке В.Г.Горецкого гласные звуки обозначаем красным квадратиком.

После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].

Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.

  • Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
  • Придумать слог с соответствующей гласной
  • Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
  • Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

В Азбуке Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой для обозначения гласного звука используется следующий символ: . Пустая красная бусинка показывает, что при произнесении гласного звука воздух свободно идет через рот, не встречая препятствий.

Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены. При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»

По звонкости - глухости: все согласные делятся на две группы:

Звонкие - [ б] [ в ] [ г ] [ д] [ з ] [ й ] [ л ] [ м ] [ н ] [ р ]

Глухие - [ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ с ] [ х ] [ ц ] [ ч ] [ щ ]

В чём разница между глухим и звонким звуком?

При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум.При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум. Можно использовать прием «приложить руку к горлу»: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках - этого не происходит.

Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.

По твёрдости - мягкости:

Мягкие - [ б ̕] [ в ̕ ] [ г ̕ ] [ д ̕] [ з ̕ ] [ к ̕ ] [ л ̕ ] [ м ̕ ] [ н ̕ ] [ п ̕ ] [ р ̕ ] [ с ̕ ]

[ т ̕ ] [ ф ̕ ] [ х ̕ ]

Твёрдые - [ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ з ] [ к ] [ л ] [ м ] [ н ] [ п ] [ р ] [ с ] [ т ] [ ф ] [ х ]

Звуки [ й ̕] [ ч ̕ ] [ щ ̕ ] - всегда мягкие

Звуки [ ж] [ ц ] [ ш ] - всегда твёрдые

Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает у детей значительный интерес.

В традиционной программе (методика В.И. Горецкого) используются модели - слияния звуков. Они могут выглядеть так:С+Г- открытые слоги, Г+С - закрытые слоги

Рассмотрим звуковой разбор слова лиса:

  1. Читаю слово -лиса
  2. Делю его на слоги: ли - са, 2 гласных - 2 слога
  3. Первый слог - ли (с лог - слияние (С+Г) (звук [и] обозначает мягкость согласного)
  4. Второй слог - са (слог - слияние (С+Г) (звук [а] обозначает твердость согласного)
  5. Соберём модель слова

Звуковой анализ проводится с помощью звуковых схем на всем диапазоне звуков русского языка. Формирование звуков в схемах мотивированно - оно фиксирует артикуляционно-произносительные особенности звуков речи: кружок символизирует свободное прохождение воздуха при произнесении гласных, а перекладинка и волнистая черта в кружочке (бусинке) говорят о препятствиях, возникающих при произношении согласных. Наряду с этим применяется акрофонический способ записи слов: каждый звук обозначается рисунком. Такие модели слов при звуковом разборе используется в Азбуке УМК «Перспектива» Л.Ф. Климановой и С.Г. Макеевой:

Работая с моделями слов, дети делают вывод, как устроено слово, сравнивают слова по звучанию и значению.

Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использованиемоделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.

В процессе обучения дети учатся самостоятельно строить модели предложений, анализировать звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей, обеспечивая при этом и мягкую адаптацию к школьному обучению.

Послебукварный период обучения грамоте.

Основная задача этого периода- закрепить навыки осознанного чтения, обеспечит переход от послогового чтения к чтению словами. Кроме этого, формируется умение понимать тексты разного типа: научные и художественные. Сопоставление этих текстов позволяет детям вести самостоятельные наблюдения над языком художественных произведений, употреблением слов в художественных текстах.

Быстрейшему синтезу зрительного образа слова с его значением способствуют упражнения на развитие точного (дифференцированного) восприятия слова, расширение «поля» чтения, выполнение разнообразных логических, ассоциативных и лексико-грамматических упражнений

Тексты, представленные в наглядно-образной форме, помогают детям почувствовать ритм, мелодию и образность языка художественных произведений, реализуют эстетическую функцию языка.

Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний.

Предмет – Чтение (букварный период)

Тема : Знакомство со звуками «В», «в,» и буквой В

Цели : организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания, работу по ознакомлению с буквой В, в; научить выполнять звуковой анализ слов «вода» , «василек», использовать модели и схемы, создать условия для овладения техникой чтения, приемами понимания прочитанных текстов, формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития фонематического слуха, творческого воображения.

Планируемые результаты образования :

Предметные :знают букву В,в; умеют выполнять звуковой анализ слов, использовать схемы и модели звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов; понимают содержание прочитанного произведения А. Шибаева «Одна буква»

Метапредметные: (критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познаватильные : общеучебные - использование схем и моделей звукового состава слов для выполнения звукового анализа слов, структурирование знаний; овладение техникой чтения; логические –выполнение несложных логических действий.

Регулятивные : понимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать свое действие.

Коммуникативные : уметь взаимодействовать с окружающими,воспринимать текст с учетом поставленной задачи.

Личностные : высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другими авторитетными мнением.

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности. Постановка учебной задачи.

1 Орг.момент

Прозвенел уже звонок. Сядьте тихо и неслышно.

И скорей начнем урок.Вы будете трудиться,

Ведь заданья нелегки, Вам,друзья нельзя лениться,

Так как вы ученики.

2 Актуализация знаний

Ребята вы любите отгадывать загадки?

Две плетенки, две сестренки, Из овечьей пряжи тонкой, Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Каждый, думаю, узнает, Если в поле побывает, Этот синенький цветок, Всем известный … (Василёк цветок)

Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. Сядь верхом и мчись на нём, Только лучше правь рулём. (Велосипед)

По пустыне он идёт, Груз несёт, не ест, не пьёт. Передать бы два-три блюда, Для несчастного… (Верблюда)

Без разгона ввысь взлетаю, Стрекозу напоминаю. Отправляюсь я в полёт, Что же это? (Вертолёт)

Что общего у этих слов?Как вы думаете, что будет самым главным,чему мы должны научиться?(познакомиться с новой буквой,дать характеристику звукам, которые она обозначает) II Открытие нового знания.

1 Звукобуквенный анализ слов «ветка» «волна»

Рассмотрите схеме. Сколько звуков в слове «ветка»

Выполните Звукобуквенный анализ слова «ветка»

Выполните Звукобуквенный анализ слова «волна»

Сравните первые звуки, данных слов.

Какой буквой можно обозначить эти звуки?

2 Знакомство с буквой В

Всем известно без подсказки

Буква В – дорога в сказку.

На что похожа буква В? Как бы вы её изобразили?

(если мы скатаем с вами снежных два больших комка,то получим без сомненья букву В с метлой в руках –снеговик,определите есть ли в этом слове звук В?)

3 Чтение слогов, текста

-Прочитайте (Чтение слогов)

-Прочитайте слоги по строчкам.

-Прочитайте слоги, в которых в обозначает твердый согласный звук.

-Прочитайте слоги, в которых в обозначает мягкий согласный звук.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли дети погулять.

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три - в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

III Включение в систему знаний

1 Игра «Зашифрованное слово»

Ребята,скажите как называют тех люде которые зашифровывают и расшифровывают слова?

Вот и вы сей час побудете шифровальщиками.

Прочитайте слово, попробуйте с его помощью расшифровать другое.

Волос – слово,

Навес – весна

2 Самостоятельная работа

а)работа в парах

Соедините слоги,какие слова у вас получились

б)вставьте пропущенную букву. Взаимопроверка по учебнику

На …етке дере…а сидел …оробей. Прилетела …орона, села рядом и прогнала его. Стыдно …ороне!

IV Итог урока Рефлексия деятельности

а) «Папа сына похвалил

И про букву В спросил.»

Как вы думаете,что рассказал про букву «В» сын?

Игра «КТО больше?» назовите слова с буквой В.

б) Я узнал, что…..

Мне понравилось…..

Я горжусь тем, что….

Хочу поблагодарить….

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе (букварный период)

Тема урока: «Согласная буква Н».

Учитель: Винокурова Н.В.

Задачи: познакомить учащихся с буквами Н, н; развивать навыки чтения вслух: хором, парами, индивидуально; закреплять навыки составления предложений по схемам, распространения предложения.

Формируемые УУД: умения заменять существительные местоимениями; устанавливать причинно-следственные связи; контролировать себя при работе в Прописях; правильно писать имена собственные.

Пропедевтика: личные местоимения.

ХОД УРОКА.

I . Включение в учебную деятельность.

С какими буквами мы уже познакомились?

Какие звуки они обозначают?

В чем заключается особенность гласных звуков? (Они произносятся только с

образуются слоги.)

II . Актуализация знаний.

По ленте букв на стр. 39 «Азбуки» вспомните изученные гласные буквы.

Вспомните, что буква И указывает на мягкость согласного звука.

Прочитайте буквы и слоги из гласных букв, записанные на доске.

а у ау уа -ау уы ыо

и ы ау! аи – иа оы ыи

о а уа! ои – ио аы ыа

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 40 «Азбуки».

Кого вы на ней видите? (Русского богатыря и Змея Горыныча)

Кому из вас родители читали былины о русских богатырях?

Почему русский богатырь пашет на Змее Горыныче? (Он его взял в плен и

заставил работать)

Что изображено справа от Змея?

Опишите внешность богатыря.

При помощи чего он рыхлеет землю? (При помощи деревянной сохи)

Прочитайте стихотворение И. Никитина.

Чему учит нас пословица «Труд кормит, а лень портит»?

Как называется краткое слово, которое есть в предложении (Союз)

III . Постановка целей и определение темы урока.

Как погоняют лошадку? (Но-но-но)

Какой первый звук мы слышим? (Звук [н ])

Как мама показывает малышу, что нельзя хулиганить? («Ни-ни» или «Нельзя»)

Какой первый звук слышится в слове «нельзя»? ( Звук[н,])

Как вы думаете, с какой буквой мы сегодня познакомимся?

IV . Работа по теме урока.

1. Знакомство со звуками [н] и [н,].

Произвести слого-звуковой анализ слов «ножницы» и «нитки». Дать характеристику звукам [н] и [н,].

Произнесем звуки [н] и [н,] и обратим внимание на положение языка, губ.

Можно ли пропеть эти звуки?

Легко ли проходит воздух? (Нет. Воздух задерживается, проходит через нос)

Как называются звуки при произношении которых воздух задерживается?

(Согласные) .

Сравните последние звуки в словах «барабан» и «конь».

Сделайте вывод. (Буква Н обозначает твердые и мягкие звуки [н] и [ н,].)

Произнесем их еще раз. Как мы их произносим: с голосом или без голоса? (С

Согласные звуки при произношении которых участвует голос, называются

звонкими.

Что вы узнали о новых звуках? (Согласный, звонкий, твердый или мягкий).

Определите, где спрятался новый звук? (позиция звука в словах, записанных на

доске).

Нос, сон, санки, низко, пятница, краснота, лень.

Коньки, кони, ночь, окно, огоньки, огонь, сын, пень.

Придумайте свои слова с новыми звуками.

2. Знакомство с буквами Н, н.

На букве Н я, как на лесенке.

Сижу и распеваю песенки!

Рассмотрите букву Н в «Азбуке» и на доске.

Прочитайте слоги в красной рамке на стр. 41. «Азбуки». С какой буквы

начинаются все слоги?

Эта буква обозначает гласный или согласный звук?

Может ли этот звук образовывать слог?

Может ли ударение падать на звуки [н] и [н,]?

V. Развитие речевого аппарата.

1. Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Свеча-2».

2. Артикуляционная разминка.

Упражнение «Конфета».

3. Работа над дикцией.

Прочитайте с доски нараспев: он-но, ан-на, ун-на, ын-на.

Прочитайте эти слоги протяжно, но короче, чем нараспев.

Прочитайте скороговорку.

Но-но-но – клюёт курица зерно.

На-на-на – вот и нет теперь зерна.

Не-не-не – вспомним завтра о зерне.

Ну-ну-ну – все отправимся к зерну.

VI . Физкультминутка.

VII . Продолжение работы по теме урока.

Написание строчной буквы н на стр. 14 Прописей.

(Пишем наклонную черту вниз, возвращаемся по написанному до середины

черты, делаем маленькую петельку и ведем ручку вверх до верхней линии. Затем

пишем наклонную черту с закруглением внизу. Букву пишем безотрывно.

Прочитайте с доски хором.

ан она на ана

он оно но Ан-на

ун уну ну Ни-на

Как написано слово Нина? (С заглавной буквы)

А вы умеете писать заглавную букву Н?

Заглавная буква Н тоже пишется безотрывно. (работа в Прописях на стр.15.

Написание слогов с проговариванием шепотом).

Прочитайте пословицы на стр. 40 «Азбуки». Объясните их смысл.

Найдите новые для вас буквы и подчеркните их карандашом.

Назовите слова с мягким звуком [н,], а теперь слова с твердым звуком [н].

Пропишите в рабочей тетради по 3 раза слова: он, она, оно, они.

Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы должны назвать изображенный

предмет и добавить к нему слова: он, она, оно, они.

Какой звук есть во всех этих словах?

В каких словах он звучит твердо, в каких мягко?

Какой гласный звук смягчает согласные звуки при произношении.

Прочитайте стихотворение на стр. 40 «Азбуки».

Подчеркните в стихотворении все изученные гласные буквы, а букву Н обведите

кружком.

Какими еще словами можно назвать Русь? (Россия, Российская Федерация)

За что вы любите свою Родину?

В каком городе вы живете?

Какие достопримечательности есть в нашем городе?

На стр. 42 рассмотрите рисунки вверху. Соотнесите предмет с местоимением.

(Лейка –она, ведро – оно и т.д.)

Как мы начинаем писать предложение? (С заглавной буквы)

Что можем поставить в конце предложения? (Точку. Вопросительный знак.

Восклицательный знак)

На стр. 42 прочитайте предложения. Рассмотрите маленькие иллюстрации.

Что говорит папа сыну? («На книгу, сын»)

Куда кладет книгу мальчик? (На стол)

От правильного употребления слов часто зависит смысл того, о чем мы говорим.

На столе – слово «на» указывает место расположения предмета. Предлог «на»

указывает место, где находится какой-либо предмет или куда его нужно положить.

Проведем слоговой аукцион.

на … (-сос, -род, -ша)

но… (-чи, -жи, -ра, -ты)

ни … (-тки, -же, -кто)

Откройте Прописи на стр. 15. Пропишите слоги, напишите слово «Нина» с

заглавной буквы. (Анализ предложения «У Нины нитки»)

Рассмотрите картинки, расположенные на доске. Что на них изображено?

(малина, смородина, клубника, лимон, вишня)

Произнесите еще раз эти слова и определите место звуков [н] и [н,] в словах.

Почему в одних случаях звук [н] слышится твердо, а в других звук [н,] слышится

мягко?

VIII . Подведение итогов урока.

Понравился ли вам урок?

Что было самым интересным на уроке?

Что вызвало затруднение?

Что нового вы узнали? Чему научились?

Краевое государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Павловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе

«Звук и буква Л, л»

Подготовила

учитель начальных классов

Михалева Светлана Ивановна

Павловск 2011

Букварный период обучения грамоте 1 класс.

Тема : Звук и буква Л, л. Цель : - познакомить со звуком и буквой Л, л и научить детей правильно произносить звук [Л] в различных формах речевой деятельности. Задачи : Образовательные: познакомить с буквой и со звуком Л,л; - автоматизировать правильное произнесение [Л] формирование умения определять местоположение звука в слове. Коррекционно -развивающие : - развивать фонематическое восприятие посредством дидактической игры; - корригировать устойчивое внимание, путем выполнения задания на нахождение сходства буквы Л с предметами; - развивать зрительно – слухо – моторную память на основе упражнений; - коррекция и развитие связной устной речи через проговаривание стихотворений во время физминуток.; Воспитательные:

Воспитание положительной мотивации в учебной деятельности; - воспитывать познавательный интерес к уроку через использование игровых приёмов;

Воспитание правильной звуковой культуры речи.

Оборудование : иллюстрации (лиса, лист, лошадь, лук), листочки с буквами (а, о, у, м, с, ш, л, х), кувшинка с буквой Л, камушки, блокноты, ручки, листы с индивидуальными заданиями,

Ход урока.

Этапы урока

Психологический настрой.

Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите на доску и скажите, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в пруд на лугу. Этот малыш пока еще ничего не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Физминутка.

«Рыбки»

Рыбки плавают,

ныряют в тихий солнечный денек.

То согнутся, разогнутся,

То зароются в песок.

Посмотрите, кто плывет к нам на встречу?

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

С какого звука начинаются все эти слова?

Дайте характеристику звуку л. Расскажите Лунтику о звуке л.

Кто-то дергает за водоросли. Давайте поднимемся на сушу и посмотрим кто это?

Жабе Клаве стало скучно. Она хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи - ?

Ложка - ?

Стол - ?

Жаба Клава осталась довольна и пошла дальше.

Ребята, посмотрите что изображено на кувшинке?

Ребята, это буква Л.

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л?

Посмотрите, Лунтик принес много морских камушек. Выложите из них букву Л.

Лунтику понравились все ваши буквы.

Посмотрите, кто ползет по песку? Покажите пальчиками краба.

Пальчиковая гимнастика

Краб

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Краб что-то тянет за собой. Это ваши блокноты. Напечатате в блокнотах печатную букву Л. И лунтик с вами тоже будет печатать букву на песке.

Крабу очень понравились ваши буквы. К нему в гости ползет улитка. Выполним физминутку.

Физминутка .

«Улитка»

Ползёт улитка по тропе

Свой домик носит на спине.

Ползёт тихонько, не спешит

По сторонам всегда глядит.

Ну, а когда устанет очень

И отдохнуть она захочет,

То может быстренько свернуться

И шаром круглым обернуться.

Посмотрите, что у улитке в домике лежит?

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв.

Улитка и краб прощается с нами. Помашите им рукой.


Дети выполняют гимнастику

Стая пиявок. Лиса, лист, лошадь, лук.
Со звука Л. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют) Жаба Клава.

В начале слова В начале слова В конце слова

Буква Дети отвечают
Из двух палочек. Выкладывают из камушек букву Л

Краб. Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую. Печатают в блокнотах букву Л.

Выполняют гимнастику

Листы бумаги.
Выполняют задание (Приложение 1)

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1. На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2. Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4. Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискуль Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Приложение 1 (http ://solnet®.ee )


Приложение 2 (http ://solnet®.ee )
Соедини с буквой Л картинки, слова которых начинаются со звука Л.

Список использованной литературы


1. «Букварь. 1 класс» авт. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

М., «Просвещение» (2009 г.)

Использованные Интернет-ресурсы

1. http ://solnet®.ee (Прложение1,2)2. (пальчиковая гимнастика «Краб») 3. (физминутка «Улитка»)
Похожие публикации