Европейский центральный банк. Европейский центральный банк (ЕЦБ) Европейский центральный банк ецб начал деятельность в

Европейский центральный банк

Европейский центральный банк (ЕЦБ, European Central Bank, ECB) – финансовый институт Европейского союза, регулирующий кредитно-денежную политику стран – участниц зоны евро. Штаб-квартира расположена во Франкфурте-на-Майне, Германия.

Официально ЕЦБ был образован в 1998 году на основании Амстердамского соглашения 1997 года. Однако процесс его создания начался достаточно давно.

После Второй мировой войны началось объединение Европы и формирование единого рыночного пространства. В 1947–1957 годах произошла интеграция государств региона, возник Европейский платежный союз.

В 1957 году крупнейшие страны Европы объединились в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). В 1979 году для взаимных расчетов была введена условная денежная единица ЭКЮ, курс которой привязывался к корзине европейских валют.

В 1988 году был подписан меморандум «О создании европейского валютного пространства и Европейского центрального банка». В 1992 году в Маахстрихте заключен международный договор о создании Европейского союза. В январе 1994 года в соответствии с этим соглашением во Франкфурте-на-Майне был образован Европейский валютный институт, в задачи которого входила подготовка к переходу на единую валюту евро. А в 1998 году он был преобразован в Европейский центральный банк.

На сегодняшний день ЕЦБ представляет собой особое юридическое образование, действующее на основании международных соглашений. Его уставной капитал при создании составил более 5 млрд евро , акционерами являются центральные банки стран Европы. Наибольшие взносы сделали Дойче Бундесбанк – 18,9%, Банк Франции – 14,2%, Банк Италии – 12,5% и Банк Испании – 8,3%. Доли остальных центральных банков стран Еврозоны составляют по 0,1–3,9%.

Высший орган ЕЦБ – совет управляющих, в который входят члены исполнительного совета и главы центральных банков стран – участниц зоны евро.

Текущее руководство деятельностью банка возложено на исполнительный совет, который состоит из шести участников, в том числе председателя и его заместителя. Их кандидатуры предлагаются советом управляющих и должны быть одобрены Европейским парламентом, а также главами государств, входящих в зону евро.

Главными функциями Европейского центрального банка являются:

  • поддержание экономической стабильности в еврозоне, прежде всего уровня инфляции не выше 2%;
  • выработка и проведение валютно-денежной политики в зоне евро;
  • управление золотовалютными резервами;
  • эмиссия евро;
  • установление процентных ставок.

Для осуществления этих функций ЕЦБ на практике предоставляет стабилизационные займы, проводит залоговые аукционы для ведущих банков, участвует в валютных операциях, а также совершает другие сделки на открытых рынках.

В своей деятельности Европейский центральный банк формально является независимым. В то же время он ежегодно должен отчитываться перед Европарламентом, Европейской комиссией, Советом Европейского союза и Советом Европы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Валютная интеграция как экономическое явление появилась в середине XIX века, когда было образовано сразу несколько валютных союзов. В то же время, наибольшее значение данное явление приобрело в современном мире, в эпоху роста глобализации и ужесточения конкуренции на мировых рынках. Многие страны мира в настоящее время стремятся к валютной интеграции, стремясь реализовать себя в качестве значимых игроков на мировых рынках и укрепить курсы национальных валют.

В мировой практике можно выделить несколько форм валютной интеграции, любая из которых имеет свои положительные и отрицательные стороны. В процессе валютной интеграции страны - участницы соглашения проходят несколько этапов развития валютного союза, который во многих работах предстает высшей формой валютной интеграции, однако, по мнению ряда авторов, не является «панацеей от всех бед».

Формирование и развитие Европейского союза (ЕС) - это интеграция западноевропейских стран в политическом, экономическом, культурном аспектах. Этот процесс продолжается и сегодня: Евросоюз постоянно расширяется. И хотя не все члены ЕС перешли в настоящий момент на евро, многие из этих стран собираются присоединиться к валютному союзу в ближайшее десятилетие. Основной целью образования Европейского союза (ЕВИ) стало создание единого рынка для более чем 370 миллионов европейцев, обеспечивающего свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала. Среди целей создания Европейского валютного союза можно выделить такие как облегчение взаиморасчетов, между странами участниками, стабилизация валютных курсов, а также появление единой крепкой и устойчивой европейской валюты, которая бы смогла на равных конкурировать с долларом на мировых рынках.

В соответствии с Маастрихтским договором и специальными Протоколами, к нему приложенными началось создания валютного союза со своими институтами. В ходе интеграционных процессов (ЕВИ) прекратил свое существование и уступил место новым структурным институтам. Таковыми стали Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ). Одновременно вступил в силу приложенный к Маастрихтскому договору Протокол об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ. Этот Протокол определял цели и задачи ЕСЦБ, внутреннюю структуру и организацию, порядок функционирования и контроль, систему органов ЕСЦБ, статус ЕЦБ и их юрисдикцию.

Основной целью ЕСЦБ провозглашается поддержание стабильности цен и оказание поддержки общей экономической политики.

1. Предпосылки и история создания Европейского Центрального банка

Завершение создания экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты в Западной Европе является одним из наиболее значительных событий в мировой экономике на рубеже веков, которое, несомненно, оказало серьезное влияние, как на европейскую, так и на международную экономику в целом.

С появлением единой европейской валюты в мировой экономике фактически складывается еще одна крупнейшая валютная зона, которая распространила свое влияние и на многие страны за пределами ЕС. Определение целей и путей создания экономического и валютного союза в Западной Европе было закреплено в тексте Маастрихтского договора об образовании Европейского союза. Этот исторический договор был одобрен главами государств и правительств ЕС на сессии Европейского совета 10-11 декабря 1991 г. и подписан 7 февраля 1992 г. в г. Маастрихт (Нидерланды). Маастрихтский договор, вступивший в силу 1 ноября 1993 г., предусматривал на только создание экономического и валютного союза, но и формирование союза политического. Фактически только после подписания этого договора страны ЕС перешли к проведению общей экономической и финансовой политики, конечной целью которой было объявлено введение единой валюты. Договор предусматривал поэтапный график ее введения и устанавливал общие правила в сфере государственного бюджета, инфляции, процентных ставок для всех членов будущего валютного союза. В процессе построения ЭВС в качестве главных стратегических целей были названы «независимая единая денежно-кредитная политика, направленная на поддержание ценовой стабильности, и создание единого внутреннего рынка, предполагающего полное снятие ограничений на перемещение капиталов»

В соответствии с достигнутыми между странами ЕС договоренностями, процесс продвижения к валютному союзу ЕС распался на три фазы:

Подготовительная - до 1 января 1996 года, в ходе которой страны-участницы сняли взаимные ограничения на движение платежей и капиталов и начали стабилизацию своих государственных финансов по критериям, установленным ЕС как «пропускные» для членства в валютном союзе.

Организационная - до 31 декабря 1998 года, нацелена на завершение окончательной стабилизации государственных финансов и на формирование правовой и институциональной базы валютного союза.

Реализационная - до 1 января 2003 года, реализация плана введения евро в безналичный, а затем и в наличный оборот стран - участниц соглашения с полной заменой единой валютой национальных валют.

2 . Правовые аспекты функционирования Е вропейского валютного института и Европейского центрального банка

европейский банк правовой валютный

Европейский валютный институт (ЕВИ), занимался проработкой правовых, организационных, материально-технических мер для создания на его базе Европейского центрального банка (ЕЦБ). ЕВИ координировал также денежно-кредитную политику участников Союза. В задачи ЕВИ входило представление этой структуры к моменту создания ЕСЦБ. Поэтому одной из главных задач ЕВИ явилось подготовка базы ЕСЦБ для того, чтобы она смогла функционировать с самого начала третьей (реализационной) стадии.

Действуя в соответствии с определенными в Соглашении задачами, ЕВИ занимался, в частности:

подготовкой ряда инструментов и процедур для проведения единой валютной политики в будущей области евро и анализом возможных валютных политик;

дальнейшее упорядочивание сбора, подготовки и распространения в европространстве статистической информации, касающейся финансов, банковского дела, платежных балансов и прочей финансовой информации;

развитием структуры, обеспечивающей проведение обменных операций с валютными резервами стран-участниц, принимающих участие в европространстве;

повышением эффективности международных платежей и операций с ценными бумагами с целью поддержки интеграции еврорынка, особенно в плане развития технической инфраструктуры (система TARGET). Организации таких процессов, чтобы международные платежи проходили так же гладко, как и платежи внутри страны;

разработкой наличных евро, включая дизайн и техническое описание.

Так же, с целью дальнейших приготовлений к организации Европейской системы Центральных банков (ЕСЦБ), что зафиксировано в Соглашении о Европейской Системе Центральных Банков и Европейском Центральном Банке (Соглашение о ЕСЦБ), которое приложено к Уставу, в задачи ЕВИ входило:

разработка согласованных правил и стандартов в бухгалтерии для обеспечения подготовки сводного баланса в ЕСЦБ для получения внутренних и внешних отчетов;

определение необходимой информации и поддержка систем коммуникации для поддержки деятельности, которую будет осуществлять ЕСЦБ;

идентификация возможных путей поддержки ЕСЦБ политик, проводимых властями, для обеспечения стабильности кредитных институтов и финансовой системы.

ЕВИ также помогал в подготовке законодательства Сообщества и национальных законодательств в плане перехода к третьей стадии. В частности, касательно валютного и финансового законодательств, включая уставы национальных центробанков.

Кроме этого, ЕВИ сотрудничал с другими европейскими органами при подготовке к переходу к третьей стадии. В частности, либо в соответствии с регламентом Соглашения, либо по запросам Европейского Совета, он предоставлял отчеты о:

сценариях перехода на единую валюту;

координации политик валютных и обменных курсов между европространством и другими государствами-членами;

прогрессе, сделанном государствами-членами в плане окончательного выполнения их обязательств для участия в Экономическом и Валютном Союзе (приведении в соответствие экономической и законодательной баз).

В соответствии с требованиями, установленными законом, ЕВИ регулярно отчитывался о проводимой работе. Обычно это делалось в годовых отчетах, которые публиковались в 94-97 годах. Более того, в январе 1997 года ЕВИ опубликовал отчет, где приводились спецификации и структура ЕСЦБ для проведения единой валютной политики, как того требовал Устав. В Уставе последняя дата, к которой такой отчет должен быть опубликован, определялась как 31 декабря 1996 года. Еще три раза были опубликованы отчеты, в которых приводились текущие достижения в области конвергенции экономик. Ряд других публикаций затрагивает вопросы валютной политики, политики обменных курсов, платежей и рынка ценных бумаг, статистики, банкнот и перехода на евро.

В конце концов, при поддержке национальных центробанков, в ЕЦБ были представлены результаты работы по выработке концепций и их детализации вместе со всеми внутренними документами, одобренными Советом ЕВИ.

Твердые основы, заложенные ЕВИ, помогли руководящим органам ЕЦБ в оставшееся время развить его в сильную организацию для обеспечения ценовой стабильности в европространстве, что обеспечило необходимые условия поддержания экономического роста.

Одновременно принимались просто революционные законы. Например, национальным центральным банкам запрещалось финансировать госсектор, прямо приобретать долги государства, отменялся привилегированный доступ госсектора к ресурсам финансовых институтов.

Вводилась «оговорка об отказе от поручительств». То есть один член ЕС не мог больше принимать на себя и переуступать обязательства госсектора в другой стране ЕС. Ужесточался контроль за исполнением бюджетов в государствах Союза. Инициировались национальные законодательства, гарантировавшие уставную независимость ЦБ от местных правительств. В мае 1998 года главы государств и советов министров приняли решение об эмиссии евро (пока в безналичной форме) и о странах, где начнется ее обращение. В июне 1998 года во Франкфурте-на-Майне приступил к работе Европейский центральный банк.

3. Организационная структура Европейской системы центральных банков и Европейского ц ентрального банка

Как уже ранее отмечалось, в рамках ЕС был создан наднациональный Европейский центральный банк (ЕЦБ) и действующая под его руководством Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), в которую входят национальные центральные банки стран-членов Европейского союза (ЕС). Национальные центральные банки являются единственными держателями капитала ЕЦБ. Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности был определен в размере 5 млрд ЭКЮ. В дальнейшем по решению Совета управляющих он может увеличиться. Страновое распределение долей в капитале ЕЦБ основано на удельном весе каждой страны-члена в ВВП и населении ЕС.

Доли центральных банков стран ЕС в капитале ЕЦБ

Доля в капитале в (%)

Внесено в (EUR)

Центрального банка Белгии (Nationale Bank van Belgiл/Banque Nationale de Belgique)

Центрального банка Германии (Deutsche Bundesbank)

1 090 912 027,43

Центрального банка Ирландии (Central Bank and Financial Services Authority of Ireland)

Центрального банка Греции (Bank of Greece)

Центрального банка Испании (Banco de Espaсa)

Центрального банка Франции (Banque de France)

Центрального банка Италии (Banca d"Italia)

Центрального банка Кипра (Central Bank of Cyprus)

Центрального банка Люксембурга (Banque centrale du Luxembourg)

Центрального банка Мальты (Bank Centrali ta" Malta/Central Bank of Malta)

Центрального банка Нидерландов (De Nederlandsche Bank)

Центрального банка Австрии (Oesterreichische Nationalbank)

Центрального банка Португалии (Banco de Portugal)

Центрального банка Словении (Banka Slovenije)

Центрального банка Словакии (Nбrodnб banka Slovenska)

Центрального банка Финляндии (Suomen Pankki - Finlands Bank)

Всего:

4 020 445 721,56

Совет управляющих, заседания которого проходят по четвергам во Франкфурте, состоит из членов Правления ЕЦБ и глав национальных центральных банков стран-участниц Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС).

Совет Управляющих не подчинен ни национальным органам, ни органам Евросоюза. Совет управляющих принимает решения по общей денежно-кредитной политике Еврозоны простым большинством голосов, при этом каждый член Совета имеет один голос. В случае равенства решающий голос имеет председатель ЕСЦБ.

В декабре 2008 года ЕЦБ отложит планировавшееся на январь 2009 года введение системы разделения голосов для Управляющего совета, определяющего политику центробанка, и дождется момента, когда евро в качестве национальной валюты примут более 18 стран.

В заявлении ЕЦБ говорилось что: «Управляющий совет решил продолжить использование нынешней модели голосования и ввести ротационную систему только с того момента, когда число управляющих и президентов национальных банков еврозоны превысит 18 человек», -.

Это заявление означает, что ЕЦБ сохранит свою нынешнюю систему «одна страна-один голос». ЕЦБ, вероятно, перейдет на ротационную систему не раньше 2012-2013 годов.

Основным мотивом введения ротационной системы является стремление сохранить нормальную работу процесса принятия решений Управляющим советом и не дать ему стать чересчур громоздким по мере расширения еврозоны.

Согласно нормативной базе ЕЦБ новая система должна была вступить в силу с 1 января 2009 года, когда Словакия стала 16_м членом еврозоны, однако «лазейка» в уставе позволила центробанку воспользоваться возможностью отложить нововведение до того момента, как количество членов еврозоны увеличится до 19.

Когда новая система начнет функционировать, нынешняя система «одна страна-один голос» изменится на многоярусную систему голосования, при которой страны еврозоны будут сначала поделены на две группы, а впоследствии - на три группы, при этом страны в каждой группе будут по очереди не участвовать в голосовании.

На данный момент все страны могут участвовать в обсуждениях, а решения обычно принимаются в результате достижения консенсуса, а не формального голосования.

Когда число участников достигнет 22, страны будут разделены на 3 группы: пять крупнейших стран получат 4 голоса, 11-14 стран второй группы - 8 голосов, 6-8 стран третьей группы - 3 голоса.

Эта система заимствована у ФРС США, Комитет по операциям на открытом рынке которой включает в себя 7 членов Управляющего совета ФРС, президента ФРБ Нью-Йорка, и 4 из 11 глав ФРБ, которые сменяются каждый год на ротационной основе.

Для принятия специальных решений, то есть решений относительно участия отдельных стран-участниц в капитале и резервах, порядка распределения прибыли, определения веса голосов в Совете ЕЦБ в зависимости от размера долей капитала национальных центральных банков, требуется либо квалифицированное большинство (то есть как минимум две трети применительно к долям капиталов в ЕЦБ, причем присутствовать должны как минимум половина держателей капитала), либо единогласное решение.

Правление

Основные обязанности Правления сводятся к проведению денежно-кредитной политики в соответствии с решениями, принятыми Советом управляющих, разработке директив для национальных центральных банков в соответствии с полномочиями, которые были возложены на Правление Советом управляющих. Правление состоит из председателя, заместителя председателя и четырех членов, которые выбираются главами государств и правительств ЕС по рекомендации соответствующих министров экономики и финансов.

Правление: Жан-Клод Трише, Гертруде Тумпел-Гугерел, Витор Констанцио, Лоренцо Бини Смаги, Хосе Мануел Гонсалес-Парамо, Юрген Щарк.

Все члены Правления назначаются на 8_летний невозобновляемый срок. В целях обеспечения преемственности и непрерывности функционирования члены Правления первого состава получили назначения на различные сроки пребывания в должности - от 4 до 8 лет. С 1 января национальные центральные банки стран-участниц ЕЭВС утратили независимость в проведении денежно-кредитной политики, и, войдя в состав ЕСЦБ, стали подотчетны ЕЦБ. Они призваны, прежде всего, обеспечить функционирование ЕСЦБ в целом. Главы национальных центральных банков, являясь членами Совета управляющих, участвуют в выработке и принятии решений по вопросам денежно-кредитной политики.

Генеральный совет

Национальные центральные банки стран ЕС, не входящих в ЕЭВС, являются членами ЕСЦБ с ограниченным статусом и не принимают участия в процессе выработки решений по вопросам общей денежно-кредитной политики Еврозоны и по проведению в жизнь этих решений.

В Генеральном совете ЕСЦБ представлены все национальные центральные банки стран ЕС (на сегодня их 27), в его состав входят также председатель и вице - председатель ЕЦБ.

Персональный состав Генерального совета ЕЦБ:

1. Жан-Клод Трише Председатель ЕЦБ

2. Витор Констанцио Заместитель председателя ЕЦБ

3. Ги Каден Бел ь ги и (Nationale Bank van Belgiл / Banque Nationale de Belgique)

4. Иван Искров Управ ляющий Б олгарского народн ого банка

5. Мирослав Сингер Управляющий Центрального банка Чехи и (Иeskб nбrodnн banka)

6. Нилс Бернщайн Управляющий Центрального банка Дани и (Danmarks Nationalbank)

7. Аксел А. Вебер Президент, Централ ь н ого банка Германи и (Deutsche Bundesbank)

8. Андрес Липсток Управляющий Центрального банка Э стони и (Eesti Pank)

9. Патрик Хонахън Управляющий Центрального банка Ирланди и (С entral Bank and Financial Services Authority of Ireland

10. Георгиос Провопулос Управляющий Центрального банка Г реции (Bank of Greece)

11. Мигел Фернандес-Ордоньес Управляющий Центрального банка Испани и (Banco de Espaсa)

12. Кристиан Ноайе Управляющий Центрального банка Франци и (Banque de France)

13. Марио Драги Управляющий Центрального банка Итали и (Banca d"Italia)

14. Атанасиос Орфанидис Управляющий Центрального банка Кип ра (Central Bank of Cyprus)

15. Илмар Римшевич Управляющий Центрального банка Латви и (Latvijas Banka)

16. Рейнолдиус Саркинас Председател ь Центрального банка Литв ы (Lietuvos bankas)

17. Ив Мерш Управляющий Центрального банка Люксембург а (Banque centrale du Luxembourg )

18. Андраш Шимор Президент Централ ь н ого банка Венг рии (Magyar Nemzeti Bank)

19. Майкъл C. Бонело Управляющий Центрального банка Мал ь т ы . (Central Bank of Malta)

20. Ноут Велинк Президент Централ ь н ого банка Нидерлан дов (De Nederlandsche Bank)

21. Евалд Новотни Управляющий Центрального банка Австри и (Oesterreichische Nationalbank)

22. Марек Белка Президент, Централ ь н ого банка Пол ь ш и (Narodowy Bank Polski)

23. Карлуш Коща Управляющий Центрального банка Португали и (Banco de Portugal)

24. Мугур Изареску Управляющий Центрального банка Рум ы ни и (Banca Naюionalг a Romвniei)

25. Марко Кранец Управляющий Центрального банка Словени и (Banka Slovenije)

26. Йозеф Макух Управляющий Центрального банка Словаки и (Nбrodnб banka Slovenska)

27. Ерки Лийканен Управляющий Центрального банка Финляндии (Suomen Pankki - Finlands Bank)

28. Стефан Ингвес Управляющий Центрального банка Швеци и (Sveriges Riksbank) .

Генеральному совету переданы полномочия, которые ранее были в компетенции Европейского валютного института, в том числе вопросы предоставления статистической отчетности и установление валютных курсов не входящих в Еврозону стран ЕС по отношению к евро. Этот орган будет существовать, пока все страны ЕС не присоединятся к ЕЭВС.

Президент Европейского центрального банка одновременно является председателем всех трех его руководящих органов: Совета Управляющих, Исполнительной Дирекции и Генерального Совета; при этом в двух первых случаях он располагает решающим голосом в случае равного распределения голосов. Кроме того, Президент представляет ЕЦБ во внешних организациях или назначает доверенное лицо для этой роли. По отношению к третьим лицам он, по законодательству, представляет ЕЦБ.

Национальные центральные банки стран-участниц являются неотъемлемой частью Европейской системы центральных банков и действуют в соответствии с указаниями и инструкциями ЕЦБ.

В организации деятельности Европейского центрального банка широко и успешно используется институт кураторов, при котором каждый из шести членов Исполнительной Дирекции курирует определенное направление деятельности Европейского центрального банка.

Совет Управляющих ЕЦБ уполномочен разрабатывать кредитно-денежную политику, а Исполнительная Дирекция - претворять ее в жизнь. В той мере, в какой это возможно и целесообразно, Европейский центральный банк прибегает к использованию возможностей Национальных центральных банков.

В период разработки и создания ЕСЦБ подготовительные работы проводились, в частности, тремя комитетами и шестью специализированными рабочими группами, объединяющими представителей Национальных центральных банков и Европейского Валютного Института. Этот опыт тесного сотрудничества продолжается внутри ЕСЦБ с необходимыми изменениями.

Под руководством Совета Управляющих работают тринадцать Комитетов:

· Комитет внутренних аудиторов;

· Комитет по банкнотам;

· Бюджетный комитет;

· Комитет внешней коммуникации;

· Комитет бухгалтерского учета и денежных доходов;

· Юридический комитет;

· Комитет по рыночным операциям;

· Комитет по денежно-кредитной политике;

· Комитет международных отношений;

· Статистический комитет;

· Комитет банковского надзора;

· Комитет информационных систем;

· Комитет платежно-расчетных систем.

Посредниками, позволяющими Европейскому центральному банку проводить в жизнь стран-участниц ЕЭВС единую денежно-кредитную политику, являются его уполномоченные контрагенты. Кредитные учреждения, отобранные для этой цели, обязаны соответствовать ряду критериев:

· в условиях обязательного резервирования круг уполномоченных контрагентов ограничен только теми кредитными учреждениями, которые создали минимальные резервы;

· в противном случае круг возможных уполномоченных контрагентов распространяется на все кредитные учреждения, расположенные в «зоне евро». ЕЦБ имеет право на не дискриминационной основе отказывать в праве доступа кредитным учреждениям, которые по характеру своей деятельности не могут быть полезными при проведении кредитно-денежной политики;

· финансовое положение уполномоченных контрагентов должно быть проверено национальными властями и найдено удовлетворительным (это положение не распространяется на филиалы организаций, штаб-квартиры которых находятся за пределами европейского экономического пространства);

· контрагенты должны отвечать любым специфическим операционным критериям, установленным Национальными центральными банками или ЕЦБ.

Уполномоченные контрагенты получают доступ к возможностям Европейской системы центральных банков только через Национальный центральный банк того государства - участника ЕЭВС, в котором они расположены. НЦБ собирают заявки на участие в операциях Европейского центрального банка и передают эти данные в центральный компьютер ЕЦБ во Франкфурте. На основе собранных заявок ЕЦБ определяет рыночную цену ресурсов и спускает соответствующие инструкции Национальным центральным банкам, которые и распределяют операции среди контрагентов. С учетом возможностей современных информационных технологий даже сравнительно небольшие организации могут участвовать в операциях ЕСЦБ. В случае необходимости тендеры могут проводиться в течение часа на основе электронного обмена информацией.

Европейская система центральных банков имеет право отказать в доступе к инструментам кредитно-денежной политики по соображениям надежности или в случае грубого или неоднократного нарушения контрагентом своих обязательств. При отборе участников специализированных операций применяются и некоторые дополнительные критерии.

4 . Цели и задачи Европейского центрального б анка

Главной целью ЕСЦБ, как это определено в Статье 2 Устава ЕСЦБ, является поддержание ценовой стабильности. ЕСЦБ будет в рамках главной задачи - обеспечения ценовой стабильности - оказывать поддержку экономической политике стран Еврозоны для достижения общих целей, стоящих перед Евросоюзом, Основные задачи, возлагаемые на ЕСЦБ, зафиксированы в Статье 3 Устава ЕСЦБ. К ним относятся:

разработка и проведение денежно-кредитной политики ЕЭВС;

проведение обменных операций с иностранными валютами;

управление официальными инвалютными резервами стран ЕЭВС;

обеспечение бесперебойного функционирования расчетных систем;

содействие компетентным ведомствам в проведении пруденциального контроля над кредитными институтами и обеспечение стабильности всей финансовой системы.

В основных документах сравнительно четко определены валютные функции и операции, осуществляемые ЕЦБ, положения, касающиеся финансовой отчетности, проведения ревизий, формирования капиталов, критериев подписки на капитал, заграничных операций банка и распределения валютных доходов национальных центральных банков.

ЕЦБ может заниматься обычными для центральных банков операциями: предоставлением кредитов, в том числе под залог ценных бумаг, финансовым институтам и операциями на открытом рынке с различными финансовыми инструментами, выраженными в любой валюте, в том числе в валюте стран, не входящих в ЭВС, а также с драгоценными металлами. Такие же операции могут вести национальные центральные банки, руководствуясь при этом общими принципами, которые разрабатывает ЕЦБ.

В круг полномочий ЕЦБ входит установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЭВС. Речь идет о средствах, которые эти институты обязаны держать в ЕЦБ и национальных центральных банках. В случаях нарушения этих требований ЕЦБ имеет право прибегать к штрафам и другим санкциям.

Чистая прибыль ЕЦБ распределяется следующим образом: сумма, определяемая Советом управляющих и не превышающая 20 % чистой прибыли, переводится в общий резервный фонд. При этом соблюдается правило, согласно которому эта сумма не может превышать 100 % уставного капитала. Оставшаяся чистая прибыль распределяется между акционерами ЕЦБ пропорционально оплачиваемой ими доли капитала. При этом следует иметь в виду, что единственными акционерами ЕЦБ являются только национальные центральные банки. В случае убытков они восполняются либо за счет общего резервного фонда, куда переводится получаемая прибыль, и в случае необходимости из валютной прибыли соответствующего финансового года в пропорции и в пределах сумм, распределенных между национальными центральными банками.

ЕЦБ наделяется значительными полномочиями в правовой сфере. Ему предоставлено право принятия регламентов, необходимых для решения задач, стоящих перед ЕСЦБ и ЕЦБ. Он может также принимать решения и давать рекомендации и заключения. Регламенты являются нормативно-правовыми актами общего характера, которые обязательны во всех своих частях для государств-членов и, как и любые иные регламентарные акты, имеют прямое действие. Решения - это правовые акты индивидуального характера, обязательные для тех субъектов права, коим они адресованы. Рекомендации и заключения обязательной силы не имеют. Наделение ЕЦБ правами и полномочиями в сфере издания нормативно-правовых актов неизбежно порождает как следствие возможность распространения на эти действия ЕЦБ контроля со стороны Суда ЕС. Функции, осуществляемые в данном случае Судом ЕС, могут затрагивать, во-первых, толкование актов, касающихся функционирования ЕЦБ, во-вторых, рассмотрение исков, которые могут быть предъявлены ЕЦБ в связи с его финансово-хозяйственной деятельностью и осуществлением распорядительных функций. По общему правилу споры между ЕЦБ, с одной стороны, его кредиторами и дебиторами, либо с иными лицами - с другой, рассматриваются компетентными национальными судами.

Национальные банки несут ответственность в соответствии с национальным законодательством. Решение ЕЦБ о возбуждении дела в Суде принимается Советом управляющих или по его уполномочию дирекцией. Суд может также рассматривать дела о договорной и внедоговорной ответственности на основании арбитражной оговорки, содержащейся в контракте, заключенном ЕЦБ или от его имени, независимо от того, регулируется ли этот контракт публичным правом. К юрисдикции Суда ЕС отнесено рассмотрение споров, касающихся выполнения национальными центральными банками обязательств, вытекающих из учредительных договоров и Устава. В случае если ЕЦБ считает, что национальные центральные банки не выполнили обязательств, он составляет обоснованное заключение, которое предоставляется заинтересованному национальному центральному банку Последний может изложить свои замечания по поводу заключения. Однако если ЕЦБ настаивает на своем заключении национальный банк не выполняет его рекомендаций в установленные сроки, то соответствующий спор может быть передан на рассмотрение Суда ЕС.

Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности Европейской системы центральных банков, с тем, чтобы такие операции, как РЕПО и валютные интервенции, самостоятельно осуществлялись Национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве залога.

Европейский центральный банк и Национальные центральные банки не имеют права на кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕЭС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это, однако, не распространяется на государственные кредитные институты, которые в данном случае рассматриваются так же, как частные кредитные институты.

Роль ЕСЦБ в осуществлении банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения. Устав ЕСЦБ включает в себя положения, дающие ей право и на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения Совета ЕЭС.

ЕЦБ консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т.д.

Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику. Из этого вытекает задача по сбору статистически данных. Это в особенности касается финансовых и банковских данных, необходимых, например, для расчета базы резервных требований, а также статистики цен, коль скоро она связана с выполнением упоминавшейся конечной цели денежной политики ЕСЦБ. В частности, в системе уже появились частично гармонизированные индексы потребительских цен.

В пределах, не наносящих ущерба главной цели своего существования - поддержания стабильности цен, Европейская система центральных банков призвана поддерживать и общую экономическую политику внутри Европейского экономического и валютного союза.

5 . Д оминирование Европейск ого центральн ого банк а и правоотношений, складывающихся в рамках Европейск ой систем ы центральных банков

Как широко известно, основной структурой, в рамках которой происходит функционирование всех «валютных» компонентов Экономического и Валютного Союза и которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества, в соответствии с Договором об учреждении Европейского Сообщества является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ), которая появилась в соответствии со ст. 8 Договора.

В соответствии со ст. 107 Договора, ЕСЦБ состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков государств-членов. Эта статья дополняется положениями ст. 14 (3) Статута Европейской Системы Центральных Банков и Европейского Центрального Банка, гласящей, что национальные центральные банки являются неотъемлемой частью ЕСЦБ. ст. 8 Статута гласит, что основным принципом организации ЕСЦБ является то, что ее функционирование обеспечивается органами ЕЦБ, наделенными правом принимать решения. Вообще, как это отмечается некоторыми учеными, «Европейский Центральный Банк является основой Европейской Системы Центральных Банков». Важнейшими особенностями ЕСЦБ является то, что управление ЕСЦБ осуществляется органами управления ЕЦБ, полномочия ЕСЦБ тоже осуществляются ЕЦБ, а также то, что в отличие от ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, ЕСЦБ не является юридическим лицом.

Отсутствие у ЕСЦБ юридического статуса, собственных независимых органов управления и возможности самостоятельного осуществления полномочий позволило выдвинуть несколько точек зрения на правовую природу ЕСЦБ и превалирующую роль ЕЦБ.

Одна из точек зрения говорит о том, что ЕСЦБ является системой юридических лиц (центральных банков), управляемой общими целями, задачами и правилами. Слово «Система» в понятии Европейская Система Центральный Банков должно пониматься «не как обозначение юридического лица, но как выражение, обозначающее ЕЦБ и национальные центральные банки в качестве составных частей некоего образования, которое управляется собранием целей, задач и правил». Такая трактовка позволяет избежать очевидного противоречия между принципами централизации и децентрализации. В такой системе, с одной стороны, гарантируется централизация процесса принятия решений, необходимая для проведения единой денежной политики, а, с другой стороны, дозволяется децентрализация операций, которые осуществляются во исполнение единой денежной политики либо ЕЦБ, либо национальными центральными банками.

Авторитетный комментарий к Договору о Европейском Сообществе под редакцией Кэмпбелла говорит что: «Европейская Система Центральных Банков представляет собой соединение ЕЦБ и национальных центральных банков. Но лишь ЕЦБ является юридическим лицом. ЕСЦБ управляется органами ЕЦБ. Другими словами ЕСЦБ представляет собою не более, чем накидку, наброшенную на ЕЦБ, и не несущую никакого значения, кроме семантической маскировки иерархии, установленной между ЕЦБ и национальными центральными банками.»

Большинство ученых не признают за ЕСЦБ какой-либо самостоятельной и только ей одной присущей сущности или функции. Мы можем говорить о ЕСЦБ, как о названии системы определенных отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками в рамках достижения ими целей и задач, поставленных перед ЕСЦБ. При этом, господствующая роль в этих отношениях принадлежит ЕЦБ, а национальные центральные банки государств-членов играют в ней достаточно подчиненную роль. Это позволяет говорить о том, что «Существующие национальные центральные банки становятся отделениями ЕЦБ со статусом аналогичным индивидуальным федеральным резервным банкам внутри Федеральной резервной Системы». При этом, подчиненная роль национальных органов по отношению к органам ЕС вообще характерна для правоотношений между государствами-членами ЕС и институтами ЕС. Так Маклаков В.В. отмечал, что «нельзя не видеть, что органы государств-членов находятся в подчиненном положении по отношению к органам ЕС». Такое понимание ЕСЦБ дает нам возможность как не отделять ее от ЕЦБ и национальных центральных банков, ибо без них ЕСЦБ ничего не представляет, так и подчеркивать то, ради чего и было создано название ЕСЦБ - единая и упорядоченная система взаимоотношений между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов.

Ст. 105 (1) Договора и дословно повторяющая ее ст. 2 Статута четко определяет цель создания ЕСЦБ. Главной из них является поддержание стабильности цен. Осуществляя все остальные свои цели и выполняя свои функции, ЕСЦБ, прежде всего, должна заботиться о выполнении этой задачи. Только не вступая в противоречие со своей основной целью, ЕСЦБ должна осуществлять свою вторую цель - поддержку общей экономической политики Сообщества с целью достижения задач Сообщества, изложенных в ст. 2 Договора. ЕСЦБ должна реализовывать эти цели, исходя из принципов открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, принципов, изложенных в ст. 4 Договора, а также, поощряя эффективное распределение ресурсов.

Для выполнения этих целей перед ЕСЦБ ставятся такие задачи как: определение и проведение в жизнь валютной политики Сообщества; ведение международных обменных операций в соответствии с положениями ст. 111 Договора; владение и распоряжение официальными резервами иностранной валюты государств-членов; содействие правильному функционированию системы платежей; помощь в проведении компетентными органами политики разумного надзора за кредитными учреждениями и за стабильностью финансовой системы.

Как уже подчеркивалось выше, кроме общих целей и задач элементы ЕСЦБ объединены и жесткой иерархической структурой правоотношений, складывающейся между национальными центральными банками государств-членов и ЕЦБ. Роль национальных центральный банков внутри ЕСЦБ прекрасно показывается в статьях 9.2, 12.1, 14.3. и 34 Статута в соответствии с которыми, они обязаны действовать в рамках нормативных актов, принимаемых ЕЦБ. При этом, наибольшее значение приобретают нормативные акты ЕЦБ, принимаемы внутри самой системы. К таким нормативным актам относятся основные ориентиры, принимаемые Управляющим советом, указания, принимаемые исключительно Исполнительным комитетом, а также внутренние решения, принимаемые обоими этими органами. Поскольку эти правовые акты обязательны только для ЕЦБ и национальных центральных банков, перешедших на третий этап ЭВС, они не дают никаких прав и не накладывают никаких обязанностей на иные третьи лица. В свою очередь, невыполнение национальными центральными банками государств-членов, перешедших на третий этап ЭВС, основных ориентиров и указаний может привести к рассмотрению такого невыполнения в Суде ЕС. Различия между основными ориентирами и указаниями заключаются не только в органах, которые их принимают, но и в тех вопросах, которым они посвящены. Основные ориентиры являются юридическими актами, предназначенными для определения и закрепления политики ЕСЦБ. Они содержат основные рамочные положения и основные правила, которые должны выполняться как ЕЦБ, так и национальными центральными банками. В качестве примера основных ориентиров, принятых Управляющим советом, можно привести Основные ориентиры Европейского Центрального Банка от 1 декабря 1998 года о требованиях к статистической отчетности Европейского Центрального Банка в области баланса платежей и статистики международных инвестиционных позиций (ЕСВ/1998/17).

В отличие от основных ориентиров, указания, принимаемые Исполнительным комитетом, предназначены для обеспечения выполнения основных ориентиров и решений Управляющего совета и содержат конкретные детальные указания национальным центральным банкам.

Внутренние решения принимаются как Управляющим советом, так и Исполнительным комитетом в сферах своей компетенции. Они имеют юридическую силу внутри ЕСЦБ и посвящены вопросам административного и организационного характера. Примером такого внутреннего решения может являться Решения Европейского Центрального Банка от 3 ноября 1998 года в отношении публичного доступа к документации и архивам Европейского центрального банка (ECB/1998/12).

Кроме того, в соответствии со ст. 31. Статута при осуществлении своей деятельности национальные центральные банки должны соблюдать лимит резервных активов в иностранной валюте, устанавливающийся ЕЦБ или просить согласия ЕЦБ на изменения этого критерия.

Отметим, что доминирование ЕЦБ и правоотношений, складывающихся в рамках ЕСЦБ, сказывается и в том, что для вхождения в зону евро государствам-членам пришлось изменить правовое положение своих центральных банков таким образом, чтобы гарантировать своим центральным банкам достаточную степень независимости, предусмотренной в Статуте ЕСЦБ, а также для того, чтобы они могли выполнять свои обязанности в рамках ЕСЦБ. Это дало возможность некоторым ученым говорит о «прямой гармонизации» правового положения центральных банков. В результате, практически все государства-члены приняли либо, новые законы о центральных банках (Бельгия в марте 1999 г., Финляндия в марте 1998 г., Нидерланды в 1998 г.), либо изменили свои уже существующие (ФРГ в 1997 г., Ирландия в 1998 г., Франция в мае 1998 г., Греция в 1998 г., Португалия в 1998 г., Испания в 1994 г., Швеция в 1998 г.). Для того, чтобы осуществить такое изменение правового положения национальных центральных банков и обеспечить законность выполнения принятых на себя обязательств в рамках ЭВС, ряду государств-членов пришлось внести соответствующие изменения в свои конституционные документы (Франция, ФРГ, Соединенное Королевство (Акт о Европейских Сообществах с соответствующими изменениями и Акт о Банке Англии), Финляндия, Португалия, Швеция). Кроме того, даже государства-члены, до сих пор не определившиеся с вопросом о присоединении к третьему этапу Экономического и валютного союза, приняли нормативные акты, направленные в сторону большей независимости своих центральных банков (Акт о Банке Англии 1997 года). Наконец, для успешного перехода на третий этап ЭВС в Люксембурге законом от 23 декабря 1998 года, впервые в истории этой страны был образован центральный банк.

Статут ЕЦБ предусматривает и доминирование ЕЦБ над национальными центральными банками и в международных отношениях . Так в соответствии со ст. 6.1 Статута именно ЕЦБ принимает решение о том, каким образом будет представлена ЕСЦБ на международной арене, а ст. 6.2. Статута говорит о том, что национальные центральные банки могут участвовать в международных валютных органах только с согласия ЕЦБ. Самому же ЕЦБ такого согласия ни от кого не требуется. Национальные банки не могут самостоятельно выходить за рамки полномочий, предоставленных им Статутом. Для того чтобы они могли выполнять иные функции, Управляющий совет ЕЦБ должен решить двумя третями своих голосов, что они не расходятся с целями и задачами ЕСЦБ (ст. 14.4 Статута). Но и такие функции выполняются ими под свою ответственность и не рассматриваются как часть функций ЕСЦБ.

В довершение картины отметим, что ЕЦБ обладает возможностью принуждать национальные центральные банки к выполнению ими своих обязанностей. Это возможность проистекает из положений ст. 35.6 Статута, дающей ЕЦБ право обращаться с такими исками в Суд ЕС. При этом некоторые ученые отмечают похожесть этого права ЕЦБ на права Комиссии ЕС в отношении государств-членов ЕС в соответствии со ст. 226 Договора.

Хотелось бы еще раз повторить, что сама по себе, без ЕЦБ и национальных центральных банков государств-членов, Европейская Система Центральных Банков не существует и не может существовать. Соответственно цели и задачи ЕСЦБ являются не более, чем целями и задачами отношений, складывающихся между ЕЦБ и национальными центральными банками государств-членов. Тот же факт, что в соответствии со ст. 8 Статута и ст. 107 (3) Договора именно руководящие органы ЕЦБ - Управляющий совет и Исполнительный комитет, осуществляют управление всей Европейской Системой Центральных Банков означает, что цели и задачи ЕСЦБ реализуются ЕЦБ и национальными центральными банками под руководством органов ЕЦБ и именно ЕЦБ посредством своих руководящих органов играет главенствующую роль в этих отношениях. При этом, управляющие национальных центральных банков, являющиеся членами Управляющего совета, представляют в нем, по крайней мере de jure самих себя, а не свои национальные центральные банки.

Заключение

Основной институционной структурой, созданной Европейским Сообществом, которая определяет и осуществляет единую денежную политику Европейского Сообщества и отвечает за эмиссию евро является Европейская Система Центральных Банков (ЕСЦБ). Она состоит из Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) и центральных банков государств-членов ЕС. Все центральные банки государств-членов ЕС являются неотъемлемой частью ЕСЦБ.

Европейский Центральный Банк является руководящим органом ЕСЦБ. Его функциями являются разработка и осуществление единой валютной политики государств-членов ЕС, перешедших на евро, разработка решений и принятие нормативных актов, необходимых для реализации задач ЕСЦБ, консультирование институтов Европейского Сообщества и органов государств-членов ЕС, по вопросам своей компетенции, ведение статистической отчетности, представление ЕСЦБ в международных организациях, эмиссия банкнот евро, осуществление валютных операций ЕСЦБ совместно с центральными банками государств-членов, составление и опубликование ежегодного доклада о деятельности ЕСЦБ и финансового отчёта ЕСЦБ, выполнение задач в сфере разумного контроля над кредитными организациями, а также обеспечение функционирования Механизма обменных курсов. ЕЦБ является независимым институтом и не подчиняется другим органам ЕС.

Высшим органом ЕЦБ является Управляющий совет, состоящий из членов Исполнительного комитета ЕЦБ и управляющих центральными банками государств-членов, перешедших на евро, который принимает наиболее важные решения, включая определение единой валютной политики ЕС. Постоянное руководство деятельностью ЕЦБ осуществляется Исполнительным комитетом, который состоит из Президента ЕЦБ, Вице-президента ЕЦБ и четырех других членов. До тех пор, пока не все государства-члены ЕС перешли на евро, для взаимодействия с центральными банками таких государств в ЕЦБ существует Генеральный совет, в который входят члены Исполнительного комитета ЕЦБ, а также управляющие всех центральных банков государств-членов ЕС.

ЕЦБ входит в Европейскую систему Центральных Банков, куда так же включены крупнейшие и наиболее стабильные центральные банки Европы - Национальный банк Бельгии, Бундесбанк, Банк Греции, Банк Испании, Банк Франции, валютный институт Люксембурга.

Выше нами был рассмотрен состав и функции ЕЦБ, а также показана роль, которую играют ЕЦБ. Двухлетний опыт работы ЕСЦБ показывает, что, несмотря, на достаточную сложность такой системы ЕСЦБ оказалась вполне работоспособной. Однако, такой срок является достаточно небольшим. Насколько институциональные особенности ЕСЦБ позволят Европейскому Сообществу приспособиться к меняющейся экономической ситуации, эффективно осуществлять единую денежную политику Сообщества и хотя бы частично гармонизировать экономические циклы государств-членов покажет лишь будущее.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические аспекты создания и деятельности Европейского Центрального Банка. Стратегия денежно-кредитной политики и управление ликвидностью ЕЦБ. Резервные требования евросистемы. Валютные операции. Структура европейской системы центральных банков.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    История создания и основные принципы Европейского банка реконструкции и развития, его организационная структура и формирование ресурсов. Кредитно-инвестиционная политика этого банка. Характеристика его деятельности и политика в отношении России.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2011

    Институты и их функции в экономике. Понятие институциональной среды. Система органов управления Европейским Союзом. Внутренняя организация Суда ЕС. Европейский парламент, его функции и задачи деятельности. Главные функции Европейского центрального банка.

    реферат , добавлен 17.08.2014

    История введения единой европейской валюты. Образование Европейского экономического и валютного союза. Сущность введения евро. Роль Европейского Центрального банка как неотъемлемой части процесса перехода к евро. Преимущества и недостатки единой валюты.

    реферат , добавлен 25.11.2008

    Место Европейского парламента как наднационального политического института в институциональной системе Европейского Союза. Первая попытка создания. Процедура всеобщих и прямых выборов при тайном голосовании. Порядок формирования, состав, полномочия.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2016

    Зарождение и развитие идеи европейского единства. Создание Европейского Союза, его современное состояние, тенденции и перспективы. Создание реально действующей самостоятельной, наднациональной системы права. Углубление европейской политической интеграции.

    реферат , добавлен 26.10.2014

    Интеграционные тенденции в мировой экономике, глобализация как новый этап интернационализации хозяйственной жизни. История создания и финансовая деятельность Европейского банка реконструкции и развития. Фонд поддержки малого бизнеса в России при ЕБРР.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2009

    Создание экономического и валютного союза, введение единой валюты в Европе и их влияние на международную экономику. Укрепление положения европейского континента как крупнейшего центра мирового хозяйства. Система институтов Европейского валютного союза.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2010

    Концепция "мягкой силы" и ее применимость к анализу внешней политики Европейского Союза. Кейс европейского бизнеса в области альтернативной энергетики применительно к индийскому рынку. Перспективы развития отношений Европейского Союза со странами Азии.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2017

    Виды международных финансово-кредитных организаций, их роль в международном кредитном сообществе и экономическом развитии России. Анализ функционирования Международного валютного фонда Всемирного банка, Европейского банка реконструкций и развития.

Банк - это центральный банк Евросоюза и Еврозоны. Он известен как самый независимый банк в мире. Именно этот финансовый институт имеет полное право самостоятельно решать любые вопросы, имеющие отношение к евро. Учреждение основано 1998 году. Первым президентом финансового учреждения был Вим Дуйзенберг, который был выбран на срок 5 лет. В октябре 2003 года пост нового президента занял Жан-Клод Трише. Сегодня руководящая должность принадлежит Марио Драги.

История

После окончания Второй мировой войны началось объединение Европы. Активировалась структуризация и началось формирование единого рыночного пространства. В период с 1947 года по 1957 год успешно был пройден период интеграции государств области с параллельным возникновением Европейского платежного союза. В 1957 году происходит объединение крупнейших Европейских государств в Европейское экономическое сообщество. В 1979 году в ЕЭС вводятся условные деньги - ЭКЮ - для осуществления расчетов, которые были сразу привязаны к корзине европейских валют. Меморандум о формировании европейского валютного пространства и ЕЦБ был подписан в 1988 году. ООО КБ «Центрально-Европейский банк» появился после подписания в 1992 году на территории Маахстрихта международного договора о создании ЕС, а также после формирования Европейского валютного института, в обязанности которого входила подготовка к переходу на единую валюту - евро.

Внешняя и внутренняя структуры

Центральный Европейский банк имеет уникальный руководящий состав. В него входят представители каждого из государств-членов ЕС. Вопросы, касающиеся работы финансового института, векселей и прочих моментов, оговариваются дирекцией учреждения и советом управляющих. Дирекция состоит из 6 человек, с председателем банка и его заместителем включительно. Орган правления выбирают на восьмилетний термин. Кандидатуры на место в дирекции выдвигаются и рассматриваются Европейским парламентом и руководителями государств, которые входят в европейскую зону. ЕЦБ является участником Европейской Системы Центральных Банков, в которую включены национальные ЦБ стран Евросоюза. Международная система функционирует по двухуровневому алгоритму. Любой вопрос в отношении денежной политики удается урегулировать только в том случае, если на каждом из уровней будет достигнуто согласие.

Общие сведения

Центрально-Европейский банк с момента своего создания в Германии, во Франкфурте, объединил под своим руководством целую систему европейских центральных банков. В состав структуры входят:

  • Банк Бельгии.
  • Бунденсбанк.
  • Банк Греции.
  • Банк Испании.
  • Банк Франции.
  • Валютный институт Люксембурга.

Статус юридического лица имеет только ЕЦБ, все остальные финансовые учреждения, входящие в систему, играют роль вспомогательных подразделений. Их задачи второстепенные. Главной целью ЕЦБ является предотвращение резкого роста цен и стабилизация уровня инфляции, который не должен превышать 2%. Любые решения и действия банка оказывают прямое воздействие на курс европейской валюты по отношению к другим валютам мира. Резкие колебания вызывает изменение процентной ставки и предоставление кредита государствам-членам союза.

Чем занимается ЕЦБ?

Центрально-Европейский банк выполняет одновременно несколько доминирующих функций:

  • Разработка и реализация валютной политики на территории
  • Обеспечение, выработка и распоряжение обменными резервами государств из зоны евро официального характера.
  • Эмиссия евро.
  • Установление процентных ставок.
  • Обеспечение ценовой стабильности в европейской зоне.

Индикаторами ЕЦБ выступают индекс цен на товары для потребителей на всей территории ЕС и размер прирост которой в течение года не должен быть более 4,5%.

Основные процентные ставки банка

Функции Европейского Центрального банка охватывают определение и установление процентных ставок. Процентные ставки могут быть трех типов:

  • Ставка рефинансирования. Это процентная ставка, которая определяет минимальное значение по заявкам на привлечение материальных средств в тендере, проводимом ЕЦБ.
  • Это процентная ставка, которая является базовой при размещении свободных денежных средств в институтах ЕЦБ. Ставка выступает в роли нижней границы на рынке процентных ставок овернайт.
  • Предельная ставка по займам - это ставка, под которую в банках структуры ЕСБ можно получить кредит, который необходим для поддерживания краткосрочной ликвидности. Предельная ставка играет роль верхнего лимита диапазона в рамках рынка процентных ставок овернайт.

Устанавливая данные виды ставок, Центральный Европейский банк формирует спрос или предложение валюты, обеспечивает ее стабильность и контролирует денежные потоки внутри зоны.

Общие положения

Центральный Европейский банк является уникальным юридическим образованием, работа которого базируется на международных соглашениях. Уставной капитал учреждения к моменту его создания приравнивался к 5 миллиардам евро. В роли акционеров выступали самые крупные банки Европы. Немецкий «Бундесбанк» внес 18,9% капитала, банк Франции - 14,2%, банк Италии - 12,5%, банк Испании - 8,3%. Остальные ЦБ Европейских государств внесли от 0,1% до 3,9% от первичного уставного капитала. Руководит деятельностью финансового учреждения исполнительный совет, о котором говорилось выше, - во главе его стоит председатель Европейского Центрального банка. Основная особенность финансовой организации - это полная независимость. В тоже время институт обязан каждый год предоставлять отчет о своей деятельности Европарламенту, Европейской комиссии, Совету Европейского союза и

Политика деятельности

Для реализации своих задач ЕЦБ использует такие инструменты, как стабилизационные займы и залоговые аукционы, валютные операции и сделки на открытых рынках. Самый мощный инструмент регулирования финансового рынка - это ставка Европейского Центрального банка. Работа денежного института базируется на принципах независимости от других государств, а также от органов постановления надгосударственного типа. Работа последнего прежде всего предусматривает отсутствие принуждения при перекрытии внешнего долга и внутреннего. Для принятия решения по каждому определенному постановлению за него должны отдать голос большинство членов управленческого совета. У каждого из них есть всего одна возможность проголосовать. Глава Европейского Центрального банка должен следовать мнению совета. Только после принятия определенного решения к его реализации могут активно привлекаться центральные банки европейских государств.

Полномочия ЕЦБ и национальных центральных банков

ЕЦБ при совместных усилиях с ЦБ государств-участников объединения, имеет право на формирование отношений с ЦБ других государств, а при необходимости и с организациями международного типа. Открыты возможности для приобретения, продажи и форварда любых типов активов, в том числе банковских металлов. В понятие «валютные активы» входят ценные бумаги в любой валюте и в любых единицах расчета. Допускается владение и управление активами. ЕЦБ проводит широкий спектр банковских организаций любого типа, в качестве партнеров по которым могут выступать международные организации, представители третьей стороны. Партнерские отношения могут предусматривать заемные и кредитные операции. Помимо основных функций, о которых говорилось выше, Европейский банк при сотрудничестве с ЦБ стран Европы может проводить операции с административным предназначением, а также действовать в интересах участников правления. Важным этапом в постановлении деятельности банка можно назвать формирование Европейской валютной системы, которая начала свое существование в 1979 году.

Европейская валютная система в рамках ЕЦБ

Ставка рефинансирования Европейского Центрального банка - это не единственное, что влияет на Европейскую валютную систему. ЕВС и сама по себе имеет ряд определенных задач. Можно говорить о следующих направлениях:

  • Обеспечение валютной стабильности в пределах ЕС.
  • Максимальное упрощение процессов конвергенции при активном экономическом развитии.
  • В условиях стабильности валютная система обеспечивает стратегию роста.
  • Стабильная систематизация валютных и экономических взаимоотношений международного характера.

Именно благодаря внедрению в оборот такой денежной единицы, как ЭКЮ, государства Европейского Союза успешно справились с кризисом 80-х годов. После победы над процессом инфляции были сняты ограничения на проведение текущих финансовых операций. Начиная с 1990 года активирован режим свободного течения капиталов. Изначально целью ЕС было обеспечение оптимальных условий для перемещения товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. ЕЦБ создавался с целью стимулировать внедрение общей валюты, единого гражданства. Его работа еще на стадии планирования должна была помочь формированию организационного и правового механизмов по согласованию не только внешней политики, но и политики безопасности каждого государства-участника.

Проверенные брокеры:

Европейский центральный банк – официальный регулятор кредитно-финансовой политики, выполняющий полномочия Центрального банка на территории стран ЕС и распоряжающийся валютными резервами содружества стран. Городом, где располагается штаб-квартира европейского регулятора является Франкфурт-на-Майне (Германия).

Попытки стран Европы к объединению политической и финансовой системы наблюдались намного раньше создания ЕС. Первые шаги внедрить единую валюту предпринимались еще в 1957 г., когда Франция, ФРГ и Италия, а также государства Бенилюкса подписали соглашение о создании экономического содружества. В 1962 г. членами указанного содружества на официальном уровне была выдвинута идея о необходимости выпуска денежной единицы, которая обращалась бы на территории стран ЕЭС. Однако в результате множества разногласий этот вопрос не решался еще очень долгое время. Основными оппонентами в данном вопросе стала Германия и Франция. В итоге, для решения всех разногласий создали комитет, возглавляемый Вернером П., который разработал пошаговый план организации валютного союза до конца 1980 года.

Однако указанный план так и не был реализован. В 1971 г. развалилось , после чего мировую экономику стали перестраивать под новый шаблон. Как дополнительный фактор, который помешал реализовать «план Вернера» – это отсутствие на то время общего европейского рынка, где капитал получил бы свободное обращение.

Все вышеизложенные факторы лишь подстегнули европейские страны к объединению своих систем финансов еврозоны. В 1979 г. вследствие договоренностей Германии и Франции, организована Европейская валютная система, а в обращении появилась первая общая валюта – экю (предшественник евро). Правда, на то время ее использовали только для внутренних безналичных расчетов, что в значительной мере отличает ее от нынешней валюты еврозоны (евро).

С того момента потребовалось целое десятилетие для того, чтобы европейские финансисты подошли к следующему этапу – создания единого политико-экономического сообщества Европы с полноценной общей валютой. Это произошло в 1992-ом в Маастрихт (Голландия), где представители будущих членов единой зоны подписали договор об учреждении ЕС, которое объединяло политические системы стран участников, их международные отношения и внутренние дела. Для вступления в ЕС государство должно было соответствовать таким критериям:

  • Дефицит бюджета – до 3% от ВВП
  • Госдолг – не выше 60% ВВП
  • Инфляция – не выше 1,5%
  • Наличие системы валютного регулирования
  • Процентная ставка ЦБ страны может превышать ставки других стране ЕС не более чем на 2%.

При этом, регулирования монетарной евро-системы возложили на европейскую систему центрабанков, а создание единого регулятора было запланировано к 1999 году, тогда ЕС и должен был получить единую валюту («евро»). Выполняя положения соглашения стран участниц, к средине 1998 года был организован Европейский центральный банк. Его президентом стал Вим Дуйзенберг, голландец по гражданской принадлежности (на сегодня Президент – М.Драги), и введена валюта – евро (€).

Структура

Европейский центральный банк состоит из таких основных органов:

  • Совет управляющих – высший орган управления (его решением определяется ставка рефинансирования).
  • Исполнительный совет – возглавляемый в текущее время М.Драги
  • Генеральный совет – осуществляющий консультационные функции для всех органов правление

Совет управляющих

Главная задача: осуществление управления резервами нацбанков содружества и определение монетарной политики ЕС (в т.ч. ставка рефинансирования). В Совет входит 25 чел., 6-ть из которых – это члены исполкома ЕЦБ. Остальные – главы Центробанков из ЕС.

Очередные заседания Совета (плановые заседание ЕЦБ) проходят ежемесячно по 2 раза, на которых можно увидеть выступление главы ЕЦБ и остальных членов Совета. Решения на заседаниях принимаются большинством членов (в том числе ключевая ставка) в ходе голосования (легитимность – не менее 2/3 от общего количества членов). При равенстве голосов решающим является мнение президента Европейского ЦБ (М. Драги).

Исполнительный совет

еще один важный орган ЦБ (возглавляемый М.Драги), на который возложены функции выполнения всех решений Совета. Он состоит из 6-ти человек, назначаемых на должности из числа работников банковской системы стран ЕС главами правительств ЕС. Основная функция исполнительного совета – это выполнение решений Совета управляющих, а также руководство общим процессом деятельность Европейского ЦБ.

Руководителем исполнительного совета является президент Европейского центрального банка (в настоящее время М. Драги), который назначается Советом управляющих по согласованию с европарламентом. В текущий момент в состав исполнительного совета входят:

  • (Италия) – президент

Члены правления:

  • В. Констанцио (Португалия)
  • Б. Кере (Франция)
  • П. Прает (Бельгия)
  • С. Лаутеншлегер (Германия)
  • И. Мерш (Люксембург)

Генеральный совет

Консультационный орган Европейского центрального банка, который возглавляется Президентом (М.Драги) и вице-президентом ЕЦБ, также состоит из 28 председателей нацбанков стран ЕС.

В состав Генсовета входит 19 представителей стран зоны евро.

В полномочия Генсовета входит:

  • Осуществление консультаций Исполкома и Совета Управляющих ЕЦБ
  • Подготовка отчетов
  • Разработка новых правил и норм для финансовой системы ЕС
  • Разработка инструкций должностных лиц ЕЦБ

Функции

Выполняя возложенные в рамках Устава задачи, функции ЕЦБ заключаются в следующем:

  • Эмиссия – евро
  • Определение учетных ставок в зоне евро (основная ставка, депозитная ставка, ставка по кредитам).
  • Банковский надзор (на правах рекомендательного характера)
  • Консалтинг в зоне евро
  • Анализ статистики в зоне евро и иных важных показателей функционирования системы финансов

При этом, используя многочисленные рычаги монетарного регулирования, ЕЦБ осуществляет следующие задачи:

Основные операции (в рамках основного рефинансирования) – предоставление заемных средств в евро на срок до 14 суток по заранее определенной ставке.

Долгосрочные операции (в рамках долгосрочного рефинансирования) – предоставление кредитных средств в евро на срок до 3 месяцев по заранее определенной ставке.

Операции тонкой финансовой настройки – закрытые финансовые операции, осуществляемые в режиме банковской тайны, в число которых входят:

  • Скоростные депозитные тендера и кредитные аукционы
  • Дефинитивные сделки
  • Предоставление дисконтных кредитов
  • Валютные свопы

Также, в число основных задач регулятора входит изъятие и предоставлению излишней ликвидности бумажных и электронных евро (кредитные и депозитные операции), которые дают банкам и иным учреждениям возможность управлять средствами на конец и после окончания рабочего дня.

Задачи

В основные задачи регулятора входит поддержание единой валютной политики с одновременным обеспечением ценовой стабильности в экономиках еврозоны, что осуществляется через различные рычаги монетарного регулирования (один из которых ключевая ставка регулятора).

Одна из первоочередных задач Европейского ЦБ – сдерживание инфляции, которая по действующим нормативам, не должна расти выше 2%. Однако, в последнее время, вследствие постепенного изменения мировой системы финансов, рецессии и угнетающей экономический рост дефляцией, планка инфляционного давления повышена до 3,5%.

Независимость

И наконец, стоит упомянуть о независимости Европейского центрального банка. Конечно, в некоторой степени, Европейский ЦБ зависим от евро-политики и мировой политической системы. Однако, в юридическом плане ЕЦБ – это автономный и независимый от иных органов власти орган, который осуществляет свои полномочия вне всякого вмешательства в свою работу со стороны членов правительств зоны евро и иных государств мира.

В целом, независимость должностных лиц Европейского центрального банка обеспечивается следующими нормативами:

Президент ЕЦБ (М.Драги – по нынешнее время) назначается на свою должность каждые 5 лет.

Минимальный срок выполнения должностных обязанностей на посту члена правления Исполкома ЕЦБ – 8 лет;

Досрочное отстранение от должности в составе регулятора может быть осуществлено вследствие физической неспособности продолжать выполнять свои должностные обязанности или при допуске грубых ошибок в работе.

Разногласия, которые возникают в связи с работой самого Европейского центрального банка, всегда решаются через Европейский Суд.

ЕЦБ – это акционерное общество, акции которого распределены между Национальными банками государств-участниц евросодружества. Получаемая в результате работы ЕЦБ прибыль всегда распределяется таким образом:

  • 20% от размера прибыли (по решению Совета управляющих) откладывается в резервный фонд ЕЦБ.
  • остатки на счетах распределяются между акционерами в качестве дивидендов, согласно размерам их долевого вклада.

Принципы монетарного регулирования

Исходя из того, что Европейский центральный банк – это единый орган, созданный для обеспечения единой стабильной системы денежно-кредитных отношений всех государств ЕС, свои функции регулятор осуществляет исходя из следующих принципов:

  • Равноправие для всех членов еврозоны
  • Стремление к установлению оптимального равновесия между стоимостью и эффективностью
  • Соответствие нормативов ЕЦБ решениям национальных ЦБ стран зоны евро
  • Децентрализация

ЕСЦБ(Европейская система центральных банков) управляет валютными резервами всех участниц еврозоны. А сам ЕЦБ на кредитной основе распоряжается золотовалютными резервами государств евросодружества, размер которых определяется согласно определенным нормативам. Наибольшие взносы в ЕЦБ делаются со стороны таких стран, как:

  • Германия – 18.8%
  • Франция – 14.3%
  • Италия – 12.4%
  • Испания – 8.2%

Размер долей остальных банков колеблется в пределах 0.2 – 3.8%

Единая платежная система ЕС

Сразу после создания зоны евро валюты, странам ЕС понадобилась система, которая бы позволяла объединить еврозону в зону свободных и эффективных электронных расчетов. Таковой системой являлась ТАРГЕТ, в которую изначально вошло 16 крупнейших платежных систем Европы. К настоящему дню в ТАРГЕТ входит уже 25 платежных систем, а ее ежедневный оборот составляет около 3 трлн евро.

      Организационная структура и функции подразделений ЕСЦБ

Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) – это международная банковская система, состоящая из наднационального Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Национальных центральных банков (НЦБ) государств – членов Европейского Экономического Сообщества. Существование этой системы является неотъемлемой частью процесса образования Европейского экономического и валютного союза.

По своей структуре ЕСЦБ отчасти похожа на Федеральную резервную систему в США. При этом, национальные центральные банки Великобритании, Дании, Греции и Швеции являются членами Европейской системы центральных банков со специальным статусом: им не разрешено принимать участие в принятии решений, касающихся проведения единой денежной политики для «зоны евро» и реализовывать подобные решения. Европейская система центральных банков включает в себя Европейский центральный банк и Национальные центральные банки стран - участниц «зоны евро». В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашена независимость этих организаций от других органов Союза, от правительств стран – членов ЕЭВС и любых других учреждений. Это вполне соответствует обычному статусу центрального банка в рамках отдельной страны. Вместе с тем существенное значение имеет зафиксированный в специальной статье устава «генеральный принцип», согласно которому Европейская система центральных банков управляется руководством («принимающими решения органами») Европейского центрального банка, и, прежде всего, Советом Управляющих.

Совет Управляющих, верховный руководящий орган, включает в себя всех членов Исполнительной Дирекции и управляющих НЦБ только стран – участниц Европейского экономического и валютного союза.

К основным функциям Совета Управляющих относятся:

    адаптация инструкций и принятие решений, обеспечивающих достижение целей создания Европейской системы центральных банков;

    определение ключевых элементов денежной политики ЕЭВС, таких как процентные ставки, размер минимальных резервов Национальных центральных банков, разработка конкретных инструкций по ее проведению.

      Цели и принципы организации деятельности ЕСЦБ

Главной целью создания Европейской системы центральных банков, в соответствии со статьей 2 Устава ЕСЦБ и ЕЦБ, является поддержание стабильности цен.

В октябре 1998 года Совет Управляющих ЕЦБ уточнил главную цель денежно-кредитной политики ЕЭВС, указав, что понятие «стабильность цен» предусматривает возможность роста гармонизированного индекса цен на потребительские товары до 2% в год, одновременно определив и его структуру применительно к потребительским товарам и услугам.

Установлено, что стабильность цен должна поддерживаться в среднесрочной перспективе, причем недопустимы рост цен сверх установленной величины и дефляция, т. е. длительное снижение их уровня, отражаемые гармонизированным индексом цен на потребительские товары. Установление стабильности цен в рамках ЕЭВС соответствует принципам, которыми руководствовались Национальные центральные банки большинства стран до их объединения в Союз, чем обеспечивается преемственность в проведении денежно-кредитной политики. Европейская система центральных банков в процессе своей деятельности осуществляет также следующие функции:

    эмиссия банкнот и монет. ЕЦБ является единственной организацией, имеющей право разрешить эмиссию банкнот, выраженных в евро. ЕСЦБ эмитирует эти банкноты, которые станут единственным законным платежным средством в странах ЕЭВС.

    сотрудничество в области банковского надзора. Роль ЕСЦБ в осуществлении банковского надзора достаточно ограничена. Система должна лишь вносить вклад в организованное проведение соответствующих мероприятий, и может предлагать свои рекомендации по сферам действия применимого здесь законодательства и порядку его применения. Устав ЕСЦБ включает в себя положения, дающие ей право и на более прямое участие в банковском надзоре, однако такая передача полномочий потребовала бы единогласного решения Совета ЕЭС.

    консультативные функции. ЕЦБ консультирует Совет Европы или правительства стран-участников ЕЭС по всем проектам в части, входящей в его компетенцию: по вопросам денежного обращения, платежно-расчетным средствам, национальным центральным банкам, статистическим данным, платежно-расчетным системам, стабильности кредитных организаций, финансовых рынков и т. д.

    сбор статистических данных. Для должного использования инструментов денежной политики они должны опираться на достоверную и сопоставимую статистику.

В сферу деятельности ЕЦБ входит:

    предоставление кредитов, в том числе ломбардных, финансовым институтам;

    операции на открытом рынке с различными финансовыми инструментами;

    установление минимальных резервных требований для кредитных институтов стран-членов ЕЭВС.

Похожие публикации