Знахарь заговоры. Заговоры от любых болезней. Заговор на подход к важному человеку

Заговоры, которые печатаются в современных книгах уже сильно искажены чуждой идеологией. Наши Великие Славянские Предки никогда никого не лечили, а восстанавливали, но не через себя, а брали энергию из Космоса. Нельзя лечить следствие, нужно помочь осознать причину. Болезнь – наказание человеку за его грехи, дается для осознания.

Знахари и волхвы не лечат, лечат только врачи. Знахари и волхвы восстанавливают. При обращении к своим Родным Богам – истинным древнеславянским — мы получаем помощь.

Заговоры от болезней

Семаргл-Сварожич! Велик

Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины (имя..), у

всякой тварины, у стара и млада, Ты — Божья Услада! Огнём очищая, мощь

душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к

себе призываем. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси,

тако буди!

«Батюшка ты Семаргл-Огнебог,

ты всем Богам Бог, всем ты огням огонь! Как ты жжешь и палишь в поле

травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья,

семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей, так и спали с (имя

речется) скорби и болезни. Ныне и присно и от круга до круга! Тако

бысть, тако еси, тако буди!»

« Заря-Зареница, красная девица, сама мати и царица. Светел месяц, ясны

звезды — возьмите у меня бессонницу, бесдремотницу, полуношницу.

Заря-Зареница среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью

царицей и сложи с меня (имя речется) и отведи от меня окаянную силу,

все хвори невзгоды. . Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть,

тако еси, тако буди!»

« Стану я благословлясь, пойду к синему морю, на синем море бел-горюч камень

Алатырь, на камне Алатыре Богиня Джива сидит, в белых ручках держит

белого лебедя, ощипывает у лебедя белое крыло. Как отскочило отпрыгнуло

белое крыло, так отскочите, отпрыгните, отпряньте от (имя речется)

родимые огневицы, горячки и лихорадки — Хрипуша, Ломея, Дряхлея,

Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха, Трясея, Огнея, Пухлея, Желтея, Немея,

Глухея, Каркуша, Глядея, Храпуша. С буйной головушки с ясных очей, с

черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца. С ветру пришла-на

ветер пойди, с воды пришла-на воду пойди, с лесу пришла — на лес пойди.

От века и до века.»

Лечебный ритуал на избавление от хворей

Издревле лучшей помощницей человеку, лучшей целительницей считалась Богиня Мать

Сыра Земля. Из камушков выкладывался Посолонь (по часовой стрелке)

Обережный круг диаметром 1,5 м внутри его устанавливался небольшой Алтарь,

проводящий ритуал входил в обережный круг (предварительно сняв часы, так

как Боги не терпят спешащих) и приветствовал Богиню поднятыми вверх

ладонями руками. На алтаре устанавливались две свечи и благовония и

поджигались при помощи огня, добытого трением (можно зажигалку, но не

спички) * возле алтаря слева и справа ставили две чаши с родниковой

водой. И начинали разговор с Богиней о своем здоровье. Потом бралась

чаша, стоящая слева, подносилась ко лбу и проводящий ритуал просил Мать

Сыру Землю благословить её. Затем тоже самое повторялось с правой чашей.

земли воду по окончании ритуала перелить в другие ёмкости и пить при

недомогании. Также воду можно втирать при экземах, ожогах и болях в

суставах.

Насморк

Руки разогреть

трением друг о друга и наложить средний палец правой длани на чело, а

остальные 4 пальца попарно положить на крылья носа на 3-5 мин. Таким

образом возникает давление на активные точки и носовые пазухи

прогреваются.

Сердце

Если в области сердца образуется сбой –

энергетическая пробка, то указательными пальцами обеих рук попарно нужно

растирать большие пальцы.

Большим пальцем нажимать на другие обеими руками, уходят боли в области сердца, в почках и т.п.

Астматический приступ

При астматическом приступе растереть руки до тепла и наложить их на легкие

больному. Температура ладоней достигает при трении до 50 градусов и

прогревает легкие.

Простуда

Стакан теплого молока, 1 ч.л. меда, 1 ст.л. масла

Зубная боль

При зубной боли верхней челюсти – надавливать и отпускать средним пальцем

область между глазом и ухом, при зубной боли нижней челюсти –

надавливать и отпускать на нижнюю челюсть.

Так же можно привязать чеснок на запястье, где пульс на определенное время.

При боли в паху

Нужно надавить под ребро.

Ожог

Чтобы отключить нервные окончания при ожоге нужно надавить на мочку уха.

Усталость

Проминать указательными пальцами ладошки той же руки.

Обморок

При отключенном состоянии – иголочкой по пальчикам и в чело. А так же надавить на точку между носом и верхней губой.

Боль в позвоночнике

Тремя подушечками центральных пальцев правой длани нажимать-бить по запястью

левой руки, отбивая тройной пульс вверх-среднее положение-вниз.

Снятие полового напряжения

Левой рукой тремя подушечками центральных пальцев отбивать на запястье правой руки пульс сердца.

Способы защиты от темных сил

Универсальная фраза, которая использовалась во многих случаях:

«Добрый Дух на Землю,

Злой – под Землю!»

при этом двумя руками показать жест коза (мизинец и указательный торчат, остальные согнуты.

Высшая защита от темных сил – жест, при котором мизинец, средний и

указательный палец смотрят вверх, а безымянный соединен с большим.

Защита от Сглаза

Сглаз – кратковременная (до 3 мин.) Передача отрицательной информации. Бывает Сглаз спереди и сглаз сзади (в спину).

Сглазить может любой человек, даже у себя в семье.

В этом случае необходимо на окно, где спит человек, которого сглазили повесить красную материю. Подойти к железной дверной ручке

(замкнутый контур), взять ковш с водой и перелить через ручку в баночку.

Облить этой водой ребенка с головы до ног и вытереть подолом матери или

рубашкой отца.

Если человека сглазили, пробили чакру, то у него

убирали негатив скручиванием. При ожоге руки – скручивают вокруг (пассы)

и в огонь (свечу).

Славяне пишут черными чернилами этот наговор или гимн Семарглу на белой льняной ленте.

На тело эту ленту шириной 1-1,5 вершка текстом к себе, зашивают белыми

нитками на себе в полнолуние и носят от полнолуния до полнолуния. Луна

высвечивает этот текст и проецирует на тело. Затем лента разрывается на

себе. Этим обережным поясом лечится все…

При болях в сердце наговор наносится на булавку, которая закалывается на одежде в области сердца горизонтально острием вверх.

При женских и мужских болезнях булавка закалывается острием вниз в области паха на трусах.

Наговор на Огонь (свечу).

«Семаргл-Сварожич!

Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу у чада людины, у

всякой тварины, у стара и млада, Ты – Божья Услада. Огнем очищая, мощь

Душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к

себе призываем. Ныне и присно, и от круга до круга. Тако бысть, тако

еси, тако буди!»

После Гимна на свечу шепчутся просьбы и желания. Свеча сгорает до конца и не тушится.

Заговоры к нам пришли от Пращуров наших. В темное время сохранялись во многих славянских родах. Много заговоров, которые сейчас печатают популярные издательства, были взяты у славян и переделаны две тысячи лет назад с заменой многих слов. Удалось выяснить заговоры в старом виде, изучая этнографию и уточнив их в родах некоторых староверов и родноверов.

Заговор для здоровья

Перуне! Внемли призывающим Тебя! Славен и Триславен буди! Здоровья, хлеба и Рода, чадам моим (имена...) дажьди, громотворенья яви! Прави над Всеми! Вще из Родно! Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Заговоры от болезней

* Семаргл-Сварожич! Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины (имя), у всякой тварины, у стара и млада, Ты - Божья Услада! Огнём очищая, мощь душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

* Батюшка ты, Семаргл-Огнебог, ты всем Богам Бог, всем ты огням огонь! Как ты жжешь и палишь в поле травы-муравы, чащи и трущобы, у сырого дуба подземельные коренья, семьдесят семь кореньев, семьдесят семь отраслей, так и спали с (имя речется) скорби и болезни. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!


* Заря-Заряница, красная девица, сама мати и царица. Светел месяц, ясны звезды - возьмите у меня бессонницу, бездремотницу, полуношницу. Заря-Зареница, среди ночи приди ко мне хоть красной девицей, хоть матерью царицей и сложи с меня (имя речется) и отведи от меня окаянную силу, все хвори невзгоды. Ныне и присно, и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

* Стану я благословлясь, пойду к синему морю, на синем море бел-горюч камень Алатырь, на камне Алатыре Богиня Джива сидит, в белых ручках держит белого лебедя, ощипывает у лебедя белое крыло. Как отскочило отпрыгнуло белое крыло, так отскочите, отпрыгните, отпряньте от (имя) родимые огневицы, горячки и лихорадки - Хрипуша, Ломея, Дряхлея, Дремлея. Ветрея. Смутница, Зябуха, Трясея, Огнея, Пухлея, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша, Глядея, Храпуша. С буйной головушки с ясных очей, с черных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца, С ветру пришла-на ветер пойди, с воды пришла - на воду пойди, с лесу пришла - на лес пойди.
От века и до века.

* Шла русалка лесной дорожкой, оцарапала нежну ножку, а из ранки той да не кровь-руда, а из ранки той да чиста вода. Да чиста вода, та ручьем текла, да по всей земле та вода прошла. Да на остров тот да на тот Буян, на Буяне том да высок курган. На кургане том камень-алатырь лежит во всю ширь. Не поднять его, не свернуть его, пока род людской на земле живет. Как под камень тот утекла вода, а за ней болезнь навсегда. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Лечебный ритуал на избавление от хворей

Издревле лучшей помощницей человеку, лучшей целительницей считалась Богиня Мать Сыра Земля. Из камушков выкладывался Посолонь (по часовой стрелке) обережный круг диаметром 1,5 м внутри его устанавливался небольшой Алтарь, проводящий ритуал входил в обережный круг и приветствовал Богиню поднятыми вверх ладонями руками. На алтаре устанавливались две свечи и благовония и поджигались при помощи огня, добытого трением (можно спичками), возле алтаря слева и справа ставили две чаши с родниковой водой. И начинали разговор с Богиней о своем здоровье. Потом бралась чаша, стоящая слева, подносилась ко лбу и проводящий ритуал просил Мать Сыру Землю благословить её. Затем тоже самое повторялось с правой чашей. Дальше необходимо было по благодарить Богиню, и заряженную энергией земли воду по окончании ритуала перелить в другие ёмкости и пить при недомогании. Также воду можно втирать при экземах, ожогах и болях в суставах.

Лечебный ритуал с дивными камнями

Матери набирают из ручья, реки или озера ковшик воды, обливают ею камень. А затем собирают воду в отдельную ёмкость. Вода эта почитается святой, ею затем обливают - освящают ведическим древним знанием младенцев. После чего детишек переодевают в новое бельё, а старое оставляют у камня. Во время ритуала произносится следующий заговор:

Стану я, (имя), благословясь, пойду к синей реке. На синей реке, на крутой горе лежит бел-горюч камень Алатырь. Как скатилась с тела белого студеная водица, так отпряньте, отпрыгните от (имя речется), родимые огневицы, горячки и лихорадки - Хрипуша, Ломея, Дряхлея, Дремлея, Ветрея, Смутница, Зябуха, Трясея, Огнея, Пухлая, Желтея, Немея, Глухея, Каркуша, Глядея, Храпуша. С буйной головушки с ясных очей, с чёрных бровей, с белого тельца, с ретивого сердца. С ветру пришла-на ветер пойди, с воды пришла-на воду пойди, с лесу пришла - на лес пойди. Отныне и до века.


Накрывается рукой рана и читается заговор на остановку кровотечения:

На море на Окияне, на острове Буяне, лежит бел горюч камень-алатырь. На том камне-алатыре сидит красна девица, швея - мастерица, держит иглу булатную, руду жёлтую, зашивает раны кровавые. Заговариваю я (имя) от пореза. Булат, прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань. Ныне и присно, и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Обращение, дабы призвать на помощь Лега-Хранителя:

Странник Лег, Светлый мой Хранитель, данный мне Родом-Покровителем в охранение, прошу, тя усердно: Ты меня днесь просвети и от всякого зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь праведный направи, да будут все деяния мои да во Славу Сварога и Рода Небеснаго. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Заговор для воинов:

Именем Света, именем Рода, именем силы его! Перун насылает благость на призывавших её. Силу и славу, твердость и ярость, даждь нам Перун в бою. Громом явленный, будь вдохновенным, волю яви свою. Именем Бога Седого Сварога воину силу даждь. Сыну и брату, другу и вою, волю свою яви. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Заговор перед сбором целебных трав :

Гой ты еси Земля сырая, Матерь нам еси родная! Всех еси породила, воспитала, воскормила и угодьем наделила. Ради нас своих детей Зелий еси народила. Польгой беса отгоняти и в болезнях ломогати. Повели с себя урвати разных надобьев, угодьев ради полый на живот. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

На здравие:

Государыня, Макошь Матушка, мать небесная, Богородица. Ты, мать Рожаница, Сварога сестрица! Даруй нам удачу, без татей и плачу! Дай здравия чадам (имена) великим и малым. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

На здравое потомство:

Мать Рожаница, Рода сестрица услышь ты глаголы наши, прими бескровные требные дары наши, даруй здравое потомство всем родам нашим. Дабы никогда не прервалась вечная родовая нить наша. Для тебя Великую славу воспеваем и в хоромы наши тебя призываем. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Заговор на счастье:

Ой ты, Лада матушка, матерь Сва (небесная) пречистая! Не остави нас без любви и счастия! Благодать свою ниспошли на нас, яко и мы чтим и славим тебя Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди! До скончания времен, пока светит нам Ярило солнце.

Заговор на добрую жизнь:

Велес Бог-покровитель! Сваргм двора охранитель! И прославляем тебя все родно, ибо ты заступа и опора наша. И не остави нас без призора и огради от мора стада тучны наши, и наполни добром житницы наши, да будем с тобою во едине. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Ритуал для избавления от обид и печалей:

Если ваша жизнь наполнена горестями и обидами то ступайте в глухой лес, найдите там одинокое место в самой чаще. Выкопайте в земле ямку (30 см в диаметре) наклонитесь над ней и выкрикнете в неё все ваши обиды, страхи, отчаяния, кричите о них до тех пор пока из глаз не хлынут слезы и вы не почувствуете себя опустошенным, вычерпанным. Тогда закопайте ямку, и сразу же уходите, не оглядываясь домой. Помните, никогда ни при каких обстоятельствах не следует сюда возвращаться.

Еще полезно на воду наговаривать все свои печали и боли. Только это должна быть проточная вода: река, ручей, даже можно из крана - воду открыть и наговаривать.

Ритуал на добрую жизнь:

В заранее вспаханную борозду в земле клали зерно и лили пиво, приговаривая, встав лицом на восток: «Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела».

Повернувшись на запад: «Мать Сыра Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездну кипучую во смолу горючую.»

Обратившись на юг: «Мать Сыра Земля Утоли ты ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью»

На север обращались так: «Мать сыра Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы со метелями»

После каждого обращения лили в борозду пиво. Потом волхв засыпал руками землю и нашептывал: «Мать Сыра земля, скажи, да всю правду расскажи, на (имя) покажи» и предсказывал будущее человеку. Попрощавшись с Богиней земли, собирали в мешочек и хранили как оберег малую её горсточку.

Заговоры на воду и огонь на снятие порчи, сглаза с ребенка или взрослого

Заговоры-молитвы очень старые, сохранились в родах староверов и дошли до нас в том виде, в каком я их помещаю.

1. Взять воду в роднике, зачерпнуть по течению реки и возвращаться обратно с родника, ни с кем не разговаривая. Потом дома читать на воду. Выпить пол стакана, остальное вылить на голову.

На море-океане, на острове буяне стоит терем яр,

В этом тереме стоит Мать пресвятая Богородица,

Она книгу голубиную читает, сама говаривает:

От колдуна от колдуницы, от веретника, от веретницы,

От завистника, от ненавистника, от завистницы, от ненавистницы,

От худого часу, от худого глазу, от девичьего, от молодичьего, от ночного, полуночного, от денного, полуденного, от часового, получасового, от серого глазу, от желтого глазу, от чёрного глазу, который этого человека шу тит и су шит.

Он тебе лиха не льстил, зла не творил, вынь все недуги из всего тела белого и из буйной головы.

А если ты не перестанешь этого человека шутить и сушить, я пойду роду помолюсь, Солнцу Даждю Богу поклонюсь, к Перуну, к Крышеню обращусь, они нашлют на вас тучи грозные, громами вас побьют, молниями вас пожгут, сквозь пепел сквозь Мать сыру землю пробьют.

О, Матушка пресвятая Богородица, могла ты Бога спаса народить, помоги нам от всякого нечистого духа, от лихого глаза, от худого часа отговорить.

2. Условия для воды такие же, как в п.1.

Матушка вода чистая, ключи твои быстрые, во имя Отца, Сына и святой Матери, ты заря-Заряница, заря Красна девица, заря Маремьяна, от глаза серого, от глаза белого, от глаза карего, от глаза черного, от мужика колдуна, от бабки колдунки, от девки простоволоски, от нечистого духа, от вихря сильного, от банного, от водяного, от лесного. ГОЙ!

3. На воду также. Глоток заговоренной воды отпить, потом смачиваются власы 3 раза и сбрызгивают грудь и спину заговариваемого человека.

Стану я (имя того, кто заговаривает воду) благословясь, роду помолясь, выйду из избы дверьми, из ворот воротами в чисто поле, в зеленую дубраву. В зеленой дубраве стоит белая береза о 12-ти корнях, ты на меня не держи ни уроки, ни призоры, ни скорби, болезни, ни страхи переполохи, ни ветряные переломы, от родимца родимешного, от русых, от белокурых, от чёрных, черемных, от двоезубых, от троезубых, от двоеженных, от троеженных. Будьте мои слова крепки и лепки, крепче и лепче клея осетрового. ГОЙ! СЛАВА!

4. Очищение огнем.

Батюшка ты царь огонь. Всем ты царям царь. Будь милослив, как ты жарок и пылок, как ты жжешь и палишь в чистом поле травы муравы, чащи и дубравы у сырого дуба коренья, тако же и я молюсь, корюсь те ка.

Батюшка царь огонь жги спали с внуца Божьего всяки скорби и хвори, страхи и переполохи, опали вокруг, очисти недуг! ГОЙ!

Заговор-оберег от порчи:

Если порча есть, то сначала её снимаем , а потом читаем оберег.

1 вариант оберега. Океан-моря не обойти, бела Алатыря-камня не своротить, чада божия, (имя), не осудить, не опризорить ни колдуну, ни колдунье.

2 вариант. Можно читать также его каждое утро, чтобы была защита на целый день. Можно этот же заговор читать и на свой пояс обережный , очелье .

Пришло утро ясное. Сходит солнце красное

Освещает светло-золотое колесо

Утро ясное, солнце красное

Счастьем долгим освети, защити и сохрани

Вода-молодица

Чистая сестрица

В озере чудном умывала ключом бьющим запирала

Повелела здравой жить, хворь болезни позабыть

Вода молодица, студеная сестрица

Здравием крепким освети, защити и сохрани

Ветер удалец братец молодец

Волей Душу освети защити и сохрани

Огонь светлый царь,

ты сожги-убери, что в прошедшем найдешь,

Злое, черное нехорошее,

Опали вокруг, не пусти недуг

Все негожее, да недоброе

Огонь батюшка, огонь светлый царь

От взгляда кривого, от злобы лютой,

От зависти черной защити и сохрани. Лес густой,

бер лесной,

дай и ты мне покой,

Отопри память, открой сердце,

Дай войти силе великой, силе безмерной,

Защити и сохрани, стань звездой путеводной.

Заговор для рожаниц:

Трисветлая Рожана матушка! Не дай оскудеть Роду нашему, освяти чрево всех жен и невест наших, благодатной силой своей. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

От бессонницы:

Нужно поставить угощение вашему домовому в хозяйский угол (правый напротив от двери), печенье, конфеты и проговорить: "Тук-тук, чок-чок, домовой, домовой, повернись на другой бочек" - через пару минут тело раслабится и будете спать хорошим сном.

Если в доме не находится вещь:

Ставите угощение домовому и говорите «Домовой домовой, поиграл и отдай». Если после трёх раз не нашли, значит, в доме этой вещи нет.

На оберег дома:

«Эй дедушко, ты не заспи, по своему распорядися с вором, ходи вокруг двора дозором, всё как следует храни». И поставьте угощение домовому . Можете спокойно идти по своим делам.

Лечение детской грыжи:

Поглаживайте больное место круговыми движениями по часовой стрелке и говорите « Грыжа грызит (имя), ты раз - я два, ты два - я три, ты 3 - я 4, ты 4 - я 5, ты 5- я 6, ты 6 -я 7, ты 7 а я тебя съем совсем.» И так трижды. Проводить в полнолуние 5 дней. Два дня перед и два дня после полной луны.

Для отворения или освобождения пути:

«Буй - Тур Арий, Думаю я о харе, Сетую о харе. Дуну на тот путь жим Жинева»

Наговор для воды:

Боль хвороба из чужого короба, откуда пришла, туда и пошла. Кто тебя послал, тот по тебе заскучал. Тебя заклинаю обратно отсылаю, за синие реки, за высокие горы, туда где тебя не найдут заговоры. Вернись к пославшему, горя не знавшему. С ним оставайся и не возвращайся». Заговоренную воду пьют по 1/3 стакана 3 раза в день. Воду брать живую, не кипяченную и не стоячую.

Лечение Менингита (даже на последней стадии): Берется дубовая бочка, туда распаривается сенник (сено) и больного купают в этом распаре.

Лечение гангрены: Берут свежую свиную печенку и накладывают на больное место, гангрены как не бывало.

Пояс живой помощи делается так: на белой ткани пишут слова заговора «Откуда пришёл - туда и ушёл» Или "Семаргл-Сварожич! Велик Огнебожич! Спали боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины (имя), у всякой тварины, у стара и млада, Ты - Божья Услада! Огнём очищая, мощь душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем. Ныне и присно и от круга до круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!" Написанным прикладывают на голое тело и носят. Через 28-29 дней надрывают и снимают (не резать). Пояс лучше из льна.

Заговор на пищу для здоровья и силы

Заговор предназначен для того, чтобы еда была вкусной, пошла в прок и наполнила здоровьем и силой. Читать утром во время приготовления еды так, чтобы никто не слышал:

Батюшка Сварог с Ладой-Матушкой небо и землю сотворили и всю вселенную: и воду, и сушь, и горы, и глушь, и зерно, и хлеб. Боги Родные, дайте и мне сотворить, внуков ваших накормить. Здоровьем, силой наделить, чтобы они ели и запивали, Богов прославляли. Дай же, Батюшка, и мне прославиться делом праведным. Слава Богам и Предкам!

Заговор от испуга

Велесе, помоги, Матушка Лада, Родные Боги хранители будут охранять, На помощь мне и моему чаду злого духа выгонять, радость мне и моему чаду дать, весь мир, весь свет, радость и славу держать! Выходите испуги! Выходите перепуги! Выходите навей, выходи, злой дух! Подливают ли иль наговаривают - не допусти, Свароже. Сварожичи, секите, рубите, от мира отгоните, от Дажбожьего внука (имя), от внучек, от правнучек, от моего чада, от моего стада, от всего мира по белому свету! Выгоняю зло: с головы, из-под головы. В голове бешенству не бывать, глухоты, немоты, слепоты, не слышать, не знать. Выгоняю из чрева, из сердца, из-под сердца, из легких, из-под легких, из печенок, из-под печенок, из желудка, из-под желудка, из кишок, из-под кишок, из селезенки, из-под селезенки, из почек, из-под почек, из раза, из-под раза, из всякой болезни погань изгоняю: из рук, из плеч, из-под плеч, из локтей, из-под локтей, из ладонь, из-под ладонь, из пальцев, из-под пальцев, из ногтей, из-под ногтей. Параличей не знать, своими руками хлеба-соли получать. Из боков, из-под боков, из колен, из-под колен, из ляжек, из-под ляжек, из плесов, из-под плесов, из косточек, из-под косточек, из пят, из-под пят, из подошв, из-под подошв, из шеи, из-под шеи, из поясницы, из-под поясницы столбняки отогнать, семьдесят семь болезней не знать, двадцать четыре ветра со смертельными отворотами не слышать, славу и здоровья иметь, чистую постель, как у Бога Сварога, матери Лады иметь. Лежать - не лежать, болезни не знать!

Универсальный заговор от всех болезней

Выходите, духи темные и болезни всякие из человека: из кости, из жил, из суставов, из крови, из шеи. Идите туда, где ветер не веет, где солнце не греет, где глас Божий не заходит, где капища Рода не стоят, где огни Сварожьи не горят. Там вам волю держать, песком пересыпать, камышом махать, Мир не занимать, пеньки крутить, ломать, листву обсыпать, дуплами ставать, корни вырывать, а Мир горя не будет иметь и знать. Исчезните, пропадите, от Мира отойдите, а мой заговор к Святой Прави отнесите! Неделя с понедельником, вторник со средой, четверг с пятницей, а суббота сама - злые духи и болезнь пропадай. В неделю Солнце поднимается - злые духи и все болезни отступают! Святые Предки, Божьи Воины, Перуновы дети, станьте мне в помощь, злые духи, болезни всякие, чужеверье лихое в воск (огонь) выливать! Выйди, сглаз, испуг, вихорь, вихрица, сквозняк, сквоз-нявица, навей, навейница, лунатик, паралич. Из лома, из щема, из глума. Сойдите, духи темные и болезни всякие, все болезни в воск (в огонь) войдите. От огня, от меча, от нашествия Духа Святого Огняного. Сойдите духи темные и болезни всякие. Из головы, из ушей, из прострекания ушей. Из хребта, из шеи, из мозга, из крови, из матки, из мочевого пузыря! Выйдите, духи темные, чужоверие лихое и болезни всякие. Выйдите: задуманные, зачарованные, заспанные, поделанные, насланные. Из охоты, из работы, выйдите кошачьи, собачьи, воловьи, куриные, овечьи, девичьи, молодецкие. Сойдите, духи темные и болезни всякие. Все духи темные и болезни всякие в воск (огонь) войдите. И там, навек останьтесь! Слава Сварогу!

Как часто мы произносим фразу, не вдумываясь в ее суть: «Вода - это жизнь», но при этом совершенно не задумываемся о качестве воды, которую пьем, о воде, которую мы загрязняем. Удивительно, но зная, что запасы пресной воды на планете незначительны, мы ее совершенно не экономим.

Всем известно, что с момента зачатия и до появления на свет маленький ребенок растет и развивается в водной среде и после рождения вода занимает важнейшее место в жизни. Она участвует во всех обменных процессах нашего организма, питательные вещества и соли могут всасываться в кровь только в растворенном в воде виде, и абсолютно все химические процессы в клетках возможны только лишь с ее помощью. Мы также знаем, что человеческий организм практически состоит из воды. Мы прекрасно знаем, как оживляет нас вода, когда наше тело испытывает жажду.

Из школьного курса химии любой из нас помнит, что формула воды H2O. Однако, что интересно, в природе такое вещество в чистом виде практически не существует, лишь небольшое количество воды чистейшего состояния в твердом виде, сохраняется на полюсах нашей планеты. В родниках, реках, морях и даже в дожде вода имеет внутри себя различные примеси солей и минералов.

Из старинных сказок мы помним, что существует живая и мертвая вода. Разумно предположить, что мертвая вода - это та, которая застоялась в нашем организме, но это далеко не так. Знахари считали, что мертвая вода - это радоновая вода. Действительно, радоновая вода великолепно заживляет все микротравмы и повреждения в нашем организме, великолепно восстанавливает утраченные эластичные качества клеток.

О великолепных свойствах талой воды я писала в предыдущих главах. Так, может быть, талая вода это и есть та мистическая живая вода? Нет, в ведических знахарниках Руси об этом есть четкое указание, что является живой водой. Когда после дождя в небе раскидывается коромысло радуги, она и есть сотворитель живой воды, растворенной в атмосфере. Знахари говорили: «Если собрать эту водную взвесь в емкости, то это и есть эликсир оживления, абсолютного и полного восстановления жизни нашего тела».

Находки современных ученых подтверждают это знахарское понятие. Ученые предположили, что за миллионы лет своего существования вода на планете Земля постарела и вот такая водно-капельная взвесь в атмосфере после дождя вызывает процесс омоложения и оживления воды. У основной же массы воды на планете Земля усложнилась ее структура и межмолекулярные связи, то есть вода утяжелилась.

В период формирования на Земле морей и океанов вода была более упрощенной структурой, и значительную часть содержания водоемов составляли несложные цепочки из молекул воды. Когда все было покрыто плотным слоем воды и пара и на планете еще не существовало условий, когда могли бы возникнуть камни, уголь, другие углеродистые соединения, где-то на планете, как утверждают ученые, произошло проникновение инородного объекта, привнесенного из открытого космоса.. Но, что интересно, в ведических книгах славян об этом сказано вполне подробно, более того, даже указывалось место на карте, недалеко от Медвежьегорска в Карелии, где: «Прилетели Рады, принеся на своих крылах детей Вещих Гоев, кои и стали жить-поживать на Земле новой».

Действительно, существует единственная точка на планете Земля, где имеется месторождение удивительной земной породы - шунгита. На Земле его больше нет нигде. Ученые до сих пор теряются в догадках, что же это за минерал такой. Однако две версии, объясняющие происхождение шунгита, все же есть.

Первая версия . Возможно, в мелководных заливах древнего океана существовали примитивные одноклеточные формы жизни. Останки их, будучи органическим материалом, стали основой формирования этой минеральной породы.
Вторая версия . Она основана на сказочном, былинном или мифологическом предположении, что залежи шунгита - остаток гигантского метеорита, огромный кусок, возможно, распавшейся планеты Фаэтон или вовсе принесенный из дальнего космоса, на котором некогда жили существа, подобные земным.

К чему я рассказываю вам про шунгит? Оказывается, в районе шунгитного месторождения всегда существовало немало родников, обладающих волшебной исцеляющей силой, и что интересно, землю эту охраняли всегда очень пристально, никогда эта земля не уходила из владений ариев, как бы на нее ни пытались наложить свою длань другие народы. Так вот, волшебные исцеляющие источники, оказывается, имеют в своей структуре облегченную воду, то есть не усложненную постаревшую воду, какой она является повсеместно, а легкую воду с простыми молекулами и гармоничными кластерами сложения.

Для тех, кто никогда не был в Санкт-Петербурге, наверное, будет интересно, что из этого камня, шунгита, построен единственный собор в Санкт-Петербурге, который строился на масонские деньги и в честь масонского ордена - это Казанский собор. Больше никаких сооружений из шунгита нет и, я думаю, вряд ли когда-нибудь еще будут, потому что ведические силы священной Руси охраняют этот минерал и его волшебную оздоровительную силу. Это наше поистине древнее наследие, наши космические корни, наше небесное небожительство. Существует пророчество, что до тех пор, пока шунгитовые месторождения России будут в руках русских, с Россией ничего страшного не случится. Замечу вскользь, что на сегодняшний день именно этими землями вплотную заинтересовалась Англия.

Но вернемся все же к воде. Известно, что вода, пропущенная через шунгитовые фильтры, очищается совершенно иначе, нежели вода, очищенная через фильтры активированного угля, в которой при кипячении образуется диоксин - вещество, способствующее развитию раковых заболеваний. Шунгитовые же фильтры очищают воду совершенно другим способом, они восстанавливают ее чистую природную структуру, снимая информационную среду, превращают опасные вещества в полезные.

Мы с вами уже знаем о том, что вода обладает не только химическим составом, но и информационным планом, потому что умеет запоминать и удерживать в себе все, что слышала и видела. А карельский самородок - шунгит воздействует в первую очередь именно на информационный план, поэтому очищение шунгитовым фильтром особенно эффективно. Интересно и то, что такой фильтр практически вечен. В отличие от любого угольного его достаточно промыть в содовом или в слабом уксусном растворе, чтобы он восстановил свои свойства. Установив такой фильтр дома, вы сможете все время использовать идеально чистую воду, тогда омоложение кожи, поддержка, тонус мышц, укрепление волос и ногтей перестанет для вас быть проблемой, эта вода будет всегда идеальна для умываний, купаний, душа, причем как для взрослых, так и для детей. Известно, что шунгитовая вода длительное время не теряет своих целебных свойств и, единожды заряженная, она может храниться неделями. Интересно, что вода, заряженная на шунгите, является очень сильным биостимулятором и помогает регенерации тканей, она воистину живая.

Знахари в старину делали живую воду и другим способом. Набрав воды в туеса из бересты, верхнюю крышку такого туеса они проклеивали старыми пчелиными сотами с таким расчетом, чтобы соты как бы нависали над водой, и если такая вода постоит всего лишь сутки, она становится целебной, излечивая и восстанавливая практически все заболевания нашего организма.

Изменить структуру воды современным способом можно, пропустив ее через узкую щель (длиною в несколько ангстрем), образованную двумя вращающимися дисками. В результате происходят многочисленные разрывы водородных связей, разрушаются молекулярные ассоциации, повышается уровень потенциальной энергии воды, возрастает ее биологическая активность. При внутреннем и наружном применении такая вода регенерирует жизненные процессы. Эта вода эффективна при лечении трофических язв, ожогов, язвенной болезни. Побочных явлений в ходе лечения такой водой не наблюдается.

Весьма интересны свойства омагниченной воды. При ее биополярной магнитной обработке происходит электромагнитное воздействие на водную систему. В воде с примесями, перемещающейся в магнитном поле в силу ее электропроводности, создается небольшой электрический ток, вследствие чего нарушается диэлектрическая проницаемость, поверхностное натяжение, ускоряется коагуляция взвешенных в воде твердых частиц, ускоряется и усиливается адсорбция и растворимость некоторых веществ. Следует отметить, что биополярно обработанная вода уже через сутки теряет свои особые качества и становится самой обыкновенной. Сохранить особые свойства воды позволяет неполярная ее обработка южным либо северным концом магнита, такая вода сохраняет свои свойства неделями.

Замечено, что полив растений омагниченной водой обеспечивает среднюю прибавку урожая до 30%, а комнатные растения начинают расти более густо и раскидисто.

Такая вода в качестве наружного средства очень эффективна при хронических дерматозах, экземах, нейродермитах, псориазах. При внутреннем применении она снижает содержание холестерина в крови и печени, уменьшает артериальное давление, повышает диурез, способствует растворению камней в почках и мочевом пузыре. У большинства людей исчезают жалобы на головные боли, шум в ушах, болезненные ощущения в области сердца и нормализуется сон.

Конечно же, с давних времен известно целебное энергизирующее действие воды, именно поэтому она часто фигурирует в качестве средства культовых, обрядовых и религиозных праздников, применяется в магических и лечебных целях как в старину, так и сегодня.

Самым главным и уникальным свойством воды является ее способность определенное время быть носителем своеобразной структурной памяти. Само же структурирование воды определяет ее почти все так называемые аномальные свойства, не вписывающиеся в действие физических законов. Ну например, в твердом виде, то есть во льду, удельный вес становится меньше, чем в жидком или огромная растворяющая способность лучше, чем у всех других жидкостей. Да не только это.

Важность воды с ее свойствами так велика, что только благодаря ей возникла и сохраняется жизнь на Земле. Весьма важен тот факт, что вода запоминает воздействие электромагнитных излучений. Полвека назад ученые подтвердили связь между активностью Солнца и некоторыми параметрами свойств воды. Знахари и ведуны знали это всегда, именно поэтому в дни, когда Солнце гуляет, радуется, в дни обрядовых чудодействий воду сохраняли, набирали и использовали для исцеления.

Выяснилось, что вода запоминает не только влияние всех видов электромагнитных излучений, но и действие технической вибрации, ультразвука, слабого электрического тока, а следовательно, она является идеальным носителем информации. Не потому ли в народе издревле целительство и магия часто совершались с помощью наговаривания воды. Языческие славянские праздники, как правило, были связаны с ее культом. Я уже писала о звездной воде и о взбодренной огнем воде, все это имеет место в исцелении.

Сохранился по сию пору огромный слой заговорных формул для оживления воды. Прежде всего что такое заговор - это словесная формула, призванная воздействовать на человека или его окружение, в том числе и на воду, а вода умеет слышать. Помимо этого, заговор еще и звуковая вибрация, а вода умеет запоминать волны, различные по происхождению, в том числе и вибрационные волны. Не говоря об энергии, исходящей от знахаря.

Заговоры обычно состояли из трех частей. Сначала шло вступление: человек выполнял своеобразные магические пасы. Например в христианстве при этом крестятся, а в язычестве, прежде чем заговаривать воду, очищали себя огнем и саму воду также взбадривали раскаленным угольком; в языческих заговорах идет упоминание о море-океане, о бел-горюч-камне Алатыре и о других священных элементах, таких как имена Богов. Затем следовала вторая половина заговора, состоящая из какого-либо действенного звукового ряда - это и есть суть, непосредственно исцеляющая. Заговор заканчивался третьей частью: каким-либо скрепляющим, запирающим заговор выражением, например: «слово мое крепко, дело мое лепко» или «отныне а до веку во все поселенный» или «быть по-моему во всея веке». Собственно, «аминь» в христианских молитвах это тоже закрепляющий заговор. Для чего нужен такой закрепитель? Чтобы удержать силу слов и запечатать их в воде.

Заговоры обычно сохранялись в тайне и передавались только от волхва к волхву, от знахаря к знахарю, от вещуна к вещунье. Оживление заговоров в литературных изданиях на сегодняшний день всего лишь подтверждает то, что мы с вами находимся на рубеже эпох, на рубеже двух мистических слоев и у всех людей появляется знахарский или ведический путь воздействия на свою жизнь.

Считается, что заговор подействует только в том случае, если заговаривающий будет правильно произносить его, то есть произносить заговор нужно не только языком, но и душой, и какие буквы есть в заговоре, так их и нужно произносить: например, если стоит буква «о», то не нужно акать по-московски.

Заговоры обычно сопровождались еще и действиями раскручивания воды в левую сторону. Зачем это делалось? Наука подтвердила, что при раскручивании воды в левую сторону вода облегчается, и сложные информационные структуры долгой памяти воды разрушаются, вода приобретает молодость, оживляется и принимает формулу заговора как единственную информацию.

Заговоры еще усиливали действиями, например в определенное время и в определенном месте, но собственно баня и есть определенное место. Заговоры лучше всего ложились, когда знахарь читал их натощак, а также на пороге бани лицом на север или восток. Согласно знахарскому учению заговоры читают определенное количество раз, например три, семь, девять, двенадцать, двадцать четыре, тридцать три, сорок, сорок один, сорок пять, пятьдесят, шестьдесят, семьдесят семь, девяносто, сто, сто один, сто восемь, сто двадцать. В данном случае это не мистические цифры, а количество времени.

Заговор на воду от порчи

Матушка вода, обмываешь ты круты берега,
желты пески и бел-горюч-камень Алатырь
своей быстриной золотой струей,
заверни-ка ты силы свои быстринные,
чистые пречистые и обмой-ка ты с нашего (…)
божьего родимца все хитки и притки,
уроки да призоры,
обмой все скорби и болести,
обмой все щипоты и ломоты,
обмой злу худобу,
понеси-ка ты, матушка чиста вода,
их в чисто поле,
земное море, за потучие грязы,
за зыбучие болота,
за осиновый тын, на осиновый кол,
договор впереди, договоре позади,
слова мои крепки, лепки, слово,
дело, ключ, замок, на веки вечные,
тако еси, тако было, тако будемо.

Знахари вообще непростые люди, помимо множественных умений, знаний и желания облегчить человеку боль, хворобу, они обладали еще и удивительной энергетикой, которая есть далеко не у каждого человека. Более того, при известном внутреннем напряжении знахари великолепно умеют закручивать торсионные поля и посылать эти информационные торсионные сгустки в нужное место в теле больного.

Так вот, если в бане человек окатывался такой заговоренной водой, то эффект от целебного пропаривания многократно усиливался и, что самое главное, внутренняя телесная вода в глубине наших систем и органов принимала информационный заряд от той, заговоренной, воды внешней. А если еще заговоренную воду и пить после освежения в бане, то эффект еще сильнее становится, потому что вся внутренняя телесная влага сразу же заряжается от привнесенной заговоренной воды на необходимое действие, освобождение от порчи.

Существовали культовые целительства с применением разных вод. Используются они преимущественно для того, чтобы создать в организме новый уровень реагирования различных функциональных систем, в результате чего повышается сопротивляемость организма, регулируются и восстанавливаются нарушенные функции при различных заболеваниях.

Установлено, что радоновая вода обладает выраженным действием на функцию гипофизарно-надпочечниковой и нервной систем. Сдвиги в иммунологических показаниях наступают не сразу, а через определенный промежуток времени, иногда после десяти принятых ванн радонового качества происходит выработка антител.

Где взять радоновую воду? Ну это, конечно же, минеральные источники; например, жителям Санкт-Петербурга повезло, недалеко от Цвелодубово есть радоновое озеро, его еще в народе называют русалочьим озером.

А также интересны по своему целебному воздействию торфяные воды или воды, настоянные на глине. Известен факт, что купцы, уезжая в дальнюю дорогу, набирали берестяные бочки торфяными водами.. Ванна же с торфяной водой или водой, настоянной на глине, дает совершенно потрясающий омолаживающий эффект организму. После приема такой ванны даже самой пересушенной и увядающей коже не нужен будет крем.

Интересна знахарская водица на сероводороде. Такие ванны повышают адаптационные процессы, усиливают сопротивляемость организма, восстанавливают сосудистые реакции, усиливают тканевый обмен, ослабляют интенсивность аллергических реакций, уменьшают воспалительные процессы.

Как же знахари готовили сероводородную воду? Очень просто. Собирая в бочки дождевую воду, ее не сразу использовали, а давали ей утухнуть, и только после того, как она слегка завоняется, ее использовали для исцеляющей терапии. Интересно, что в этой воде так называемая синяя слизь на стенках бочек тоже является живительным фактором, потому что эта микрофлора начинает расти и размножаться, даже если в такую бочку уже добавишь обычной воды.

Сероводородные ванны воистину являются чудотворными при санациях кишечника. При глубоком клизмлении кишечник настолько омолаживается, что если в течение девяти дней проводить санацию кишечника, то живительных, оздоровительных процессов хватит на целый год здоровой жизнедеятельности кишечника. А если в такую воду добавить еще отжатый рассол от квашеной капусты, то эффект лечения поистине чудотворен.

Знахарский рецепт по снятию порчи, которая называлась денежная прорва

Снималась такая порча непросто, потому что нужно было предварительно настоять воду на серебре и на золоте. Рецепт, как приготовить золотую воду: для этого необходима заранее приготовленная подзвездная или талая вода. Ее наливали в керамическую посуду из расчета приблизительно два стакана, помещали в нее золотые изделия без каменьев и ставили в печь, мы можем использовать духовку. Вода должна в духовке упариться ровно наполовину. Золотая вода готова.

Казалось бы, что за результат получается при таком приготовлении золотой воды. Следует напомнить читателю, что золото в старину считалось носителем солнечной энергии, а вода является информационным аккумулятором. В результате таких действий происходит насыщение воды ионами золота, которые под воздействием температуры выстраиваются таким образом, что волна их колебаний приближается к уровню колебаний живой здоровой клетки. Вместе с тем вода насыщается микрочастичками металла, которые обладают свойством вбирать в себя и нейтрализовать токсины, образующиеся в крови во время воздействия порчи.

Золотую воду применять можно как наружно, так и внутрь. Золотая вода - это очень сильный энергетический напиток.

Серебряную воду приготовить еще проще. Для этого необходимо в заранее подготовленную талую воду положить серебряные изделия на ночь и выставить под звезды. Утром вода готова.

Интересен процесс влияния серебряной воды на клетки, пораженные бактериями. Металл сорбируется клеточной оболочкой, при этом оболочка играет защитную функцию, сама же клетка остается жизнеспособной.

Метод снятия денежной порчи

Предварительно человек должен тщательно пропариться, причем золотую воду поддавали на каменку и протирали ею тело уже после чистой пропарки вениками. После всех этих предварительных знахарских процедур в район солнечного сплетения накладывалась серебряная монета, сверху которой ставилось золотое кольцо, и знахарь наговаривал заговор в центр этого кольца, низко наклонясь над человеком.

Моли сварже перваго святый схрон родове яко аз усердием к тебе прибегаю скоропомошнику схрону вещему заступнику о душе моей схрон родове ты услыш мя ты скажи обо мни слово вещее сварже единому и всеславному проявленному ибо аз есьм.

Призываю силу вещую здравную триславную пусть та сила придет снизойдет во слова мои,
те слова мои станут вечными,
дела будут вещими,
нечить подкладная,
нечить вознемотная от черного дурмана,
от злющего тумана,
где подкладная тряпица порченка гнелица,
там златая церквица осиянна востала,
зажгу свечу присветлую,
выжгу силу гнилую,
воскресе здравница, воскресе златница,
воскресе радустица, воскресе живица,
во имя триглавы трижды святой,
во имя отца сварже сына духа власия,
слова мои вещие, дела мои вечные,
злотые да серебряные горы руцами нахрапаю,
вытку дороги беленые на тапаю,
отныне и во веку быть мне вещному,
отныне и во веке злат венец изборный носити княжий в дар.

Этнографы расшифровали старинные предания и сделали вывод, что кольцо - это символ судьбы. Мы обычно не заботимся о том, чтобы судьба наша была закреплена золотым обережным сиятельным кругом. А такой ритуал как раз таки и выполняет функцию золотоносного обережного круга нашего счастья и благополучия.

Вообще в старину знахари гадали по золотому кольцу на новорожденном ребенке. Малышу давали в руки кольцо и наблюдали, как он с ним поступит. Если сунет в рот - будет владеть даром убеждения, зажмет в кулачке - быть ему богатым, бросит - значит будет ведуном, а если не обратит на него внимания - быть ему нищим или пьяницей.

Известен обряд заговаривания на успех в делах через золотое кольцо глядя на солнце. Для этого нужно кольцо в пальцах держать таким образом, чтобы через него видеть солнечный круг, и произносить просьбы о делах насущных, непосредственно направляя звук в середину кольца.

В русской бане для благополучия в делах проводили себе еще золотой массаж обручальным кольцом. Кольцо должно быть гладкое и без всяких надписей. Как это делалось? Распаренное тело полностью проминалось обручальным кольцом по волокнам мышц, при этом произносился заговор на дела текущие, для того чтобы они лучше сладились.

Приезжай ко мне, купец торговай,
налетай на мой товар,
будь мне богатым изродно и дородно.

Этот заговор нужно было произносить многократно, ровно столько, сколько вам необходимо времени, чтобы обмять все тело, куда вы можете достать золотым кольцом.

Знахари и шептуны, умеющие врачевать недуги и облегчать телесные страдания людей и животных, пользовались неизменным уважением, однако при этом они нередко находились на подозрении, потому что общались с некими тайными силами, откуда же они тогда могли знать рецепты приготовления различных целительских зелий, так считали деревенские жители. Но в то же время знахари никому зла не делали и все свои силы направляли только на то, чтобы помочь людям, а сил у них было множество: во-первых, полноценное знание целебных трав, во-вторых, владение магичностью и силой слова, и в-третьих, они обладали непознанной, необъяснимой целебной энергией. Все эти три составляющие использовались для того, чтобы облегчать страдания людям и оздоравливать их судьбы, тела.

По народному убеждению, знахари могли избавить от любых болезней, кроме разве что совершенно неизлечимых, например, тех, которые насылали сильные колдуны, и тогда болящему нужно было идти к ведуну, к тому, кто мог осилить колдовские насылы. Или знахари не могли справиться с теми заболеваниями, которые человеку давались в Урок, потому что он жил неправедно, греховно и натворил много грехов, в связи с чем сами Высшие Силы его «изурочили» для вразумления. Однако с обычными хворями, которые можно было вылечить травными, заговорными и энергетическими средствами, знахари справлялись. При этом, по народному убеждению, опытный знахарь мог снять порчу не только с человека, но и с его дела.

Знахари правят не только больного человека, но и саму его жизнь, поэтому за помощью к знахарям обращались не только в случае болезни, но и при других бедах: например, к ним нередко обращались с просьбой указать вора, избавить дом от кикиморы, вернуть потерянное или заговорить деньги, чтобы как можно больше было дохода в делах, погадать о будущем, снять порчу с успеха.

Умелые знахари могли определить, отчего приключилась «болезнь» или проклятие, всего лишь попросту опуская крест больного в воду. У знахарей вообще очень много было связано с водой. Существовали разные приемы лечения, так, например, некоторые «болести», как испуг или переполох, лечили вспрыскиванием заговоренной водой, водой, в которой погасили уголек, и различными умываниями, например, водой наговоренной да еще настоянной на чародейных растениях - сайт. Другие болезни, например, лечили смыванием или окатыванием водой, когда человек стоял в одном ушате, а ему на макушку поливали заговоренную воду из другого ушата и при этом заставляли его еще и кричать так, чтобы через крик выскочила страшная прорва или беда.

Основную часть хворей знахари лечили с помощью разных трав, за что знахарей иногда именовали травниками. Болезни, с которыми к ним обращались, были самыми различными. Наиболее часто, конечно же, лечили от лихорадок, то есть от всех видов недугов, связанных с разными системами и органами, но также лечили и от порчи сердечной, и от сглаза, и от уроков сухоты-маяты, от призоров, от болезней завистливого взгляда, от озевы, от оговора, от болезней, сказанных в недобрый час, это так называемые наветы, от исполохов - мгновенных испугов.

При этом многие болезни доверяли лечить только женщинам-знахаркам, так, например, глаза и детские болезни лечили исключительно женщины, которые при этом нередко бывали повитухами. Знахарки обычно владели и любовной магией, снимали тоску, особенно с тех людей, которые лишились любви или, наоборот, они связывали, приваживали молодых друг к другу.

Особой силой обладала вода, оживленная знахарем с помощью специфических трав и заговоров. Во многих местах существовали свои чудодейственные источники, к которым вещуны ходили для исцеления от болезней и заговаривали непосредственно на источник, чтобы болезнь отпустила его пациента. При этом иногда считалось, что сам больной, вымывшись водой из такого источника, да еще в тот момент, когда его заговаривает знахарь, да еще потом принимая в течение нескольких дней заговоренную знахарем воду, либо скоро выздоровеет, либо вовсе осчастливится его судьба, настолько сильное значение имела вода, заговоренная знахарем.

Когда же, например, ходили за водой к источникам или приготавливали воду для заговора, старались по дороге ни с кем не разговаривать. Когда же приходили непосредственно к самому роднику, то делали поясные поклоны на все четыре стороны, после чего на ближайшее дерево обязательно вешали какую-нибудь вещь больного, ну например шнурочек с нательного крестика или вовсе сам крестик, ленту с косы или шнурочек из пояса брюк. Иногда просто болящего обмеряли шерстяной ниткой в длину и в ширину, обмеряли его руки, ноги, голову, и все эти меры вывешивали на ближайший куст у живого родника. Когда же набирали воду из источника, то говорили:

Царь водяной и царица-водяница,
царь земляной и царица-землица,
дайте мне водицы на доброе здоровое,
дайте мне водицы на доброе тело,
на большое здравие,
на чистую-пречистую судьбу,
чистую-пречистую.

Вообще прозрачная вода, особенно проточная или талая или подзвездная, в представлении древних славян была символом красоты, здоровья, силы, роста, успеха и была традиционной формулой благопожеланий у славян; например, когда наливали воду для гостя или для желанного, милого сердцу человека, говорили всегда: «Будь здоров как вода». Водой, особенно талой, обтирались и обливались всегда для здоровья и красоты. В воде подзвездной купались в определенные специфические дни, особенно по полнолуниям, чтобы отвести от себя всякую порчу.

Старались войти в непочатую воду. Что это такое? На ранней заре, когда еще птицы только-только начинают петь, старались окунуться в водоеме или с вечера набранном корыте, для того чтобы вода впечатала все вчерашнее, все неуспешное, все плохое, и в новый день человек входил с новым качеством, с новой энергией, усиленный чистотой и счастьем воды. Обычно такая предварительно набранная в ушат вода и оставленная под звездами приравнивалась к живой воде, потому что считалось, что сияние, исходящее с небес от звезд, имеет свечение Бога. То есть получается, что в такой воде сам Бог омылся ночью, и было весьма почетно после Бога принять эту божественную воду себе на тело. Обычно подзвездную воду не вытирали с тела. Для того чтобы день был успешный, богатый, удачливый и счастливый, эта вода должна была высохнуть.

Вот, например, сохранился совершенно замечательный ритуал, который помогал снять неудачи в делах или неудачи в личной жизни; этот знахар-ский обряд помогал славянам как при денежных трудностях, так и при любовных желаниях.

Метод знахарского снятия неудачи с денег и любви

Этот ритуал называется «отчерпывание воды». Для него необходим нательный крест. Помните, что древние славяне носили на теле амулеты и тали-сманы обычно из серебра, золота или глины. В основном это были восьмилучевые кресты, которые даже в славянском звучании так и назывались «крес» без буквы «т», потому что это слово означало в переводе со старославянского на русский «огонь»; огонь, заключенный в металле, огонь богов, заключенный в символе восьмилучевого креста. Почему восьмилучевой? Ну это очень просто. Если вы присмотритесь к солнышку, то вы заметите, что сквозь прищуренные веки солнце делится на крестообразные лучи. Так вот, обычное солнце в обычные дни делится на обычный крест, четырехлучевой, он может быть прямой, косой, все зависит от энергии. Знахари умели разделять эту энергию, и меня знахари российские учили, что означает разная энергия, исходящая с небес. Собственно, по этим понятиям и выявляли сверхмагическое время и сверхмагические часы, особенно для излечения судеб человеческих. А вот в священные дни, в небывалое сильное божественное время, солнце светится восьмилучевым крестом, если мы сощурим веки и посмотрим на него внимательно, сквозь приспущенные ресницы. Именно поэтому славяне носили восьмилучевые кресты с одинаковым сечением и делением.

Так вот, для данного ритуала нужен такой восьмилучевой крест или, если вы носите медный образок, связанный с вашем именем, или, допустим, у вас есть талисман, который передается из поколения в поколение в вашем роду, то можно использовать его.

Итак, возьмите свой нательный крест или «крес», если он у вас имеется, положите на ладонь наискось, так чтобы крест не упал с ладони, когда через крест вы будете сливать воду в подставленную емкость. В этой емкости должны быть уголья либо из баньки, где живет банник, либо из священных обрядовых костров. Эти уголья должны быть облеплены натуральным воском со всех сторон так, чтобы сама зола с угля не проникала сквозь воск. Это делается просто: растопить воск в любой металлической емкости на огне и окунуть туда угольки, для того чтобы они покрылись равномерным слоем воска. Потом достать и просушить, воск очень быстро застывает.

Итак, в какую-либо миску положить такие уголья, над миской наклонить ладонь, в центре которой лежит ваш нательный крест (желательно, если это восьмилучевой настоящий славянский крест - сайт). Заранее приготовленную воду, она может быть талая, подзвездная или принесенная с ключа, родника, особенно если этот ключевой родник считается в народе целебным, начинаете тонкой-тонкой струйкой сливать с таким расчетом, чтобы она протекала через всю ладонь и омывала ваш нательный крест, при этом необходимо читать заговор. После того, как вы наберете себе полную миску, в которой должно быть три-четыре стакана воды, вы берете эту наговоренную слитую воду и, отчерпывая ладонью воду, выливаете себе на темечко так, чтобы вода растекалась по всей голове и по лицу тоже, по затылку и по плечам. В результате вы должны вылить на себя не менее двадцати одной горсти, это приблизительно четыре стакана наговоренной воды. Отчерпывание и сливание на макушку себе воды лучше всего делать в ванной комнате, или если вы на даче, то тогда выйдите вовсе на улицу. Когда же вы сливаете воду на макушку, нужно произносить также заговор.

Заговор для сливания воды через нательный крест

Сварго, сваржа, богоживия,
засветилья духовна, боже и мать божева,
мати пресвятая, мати бого родница,
на помощь призываю тя.
На помощь призываю тя я
Божевик-родовик, я
У родимой боже дары взываю.
Я взываю вещим гласием, возголосием, воскрикием
Тако, что да услышите мя во Сваржие поднебесной,
Да услышите розыск мой во усладе, во живие.
Золотник мой, золотник, драгий золотник
Отыщи, драгий золотник, свое дорогое место.
Встань в месть повсеместно.
Дорогой золотник, на свое дроже место,
Чтобы у сына божьего (имя) родимаго моего человечи
Отныне и до века отболело, отщемило, преболело вовси
И осталось живия поднебесна, да в той живии
Как много более злат-серебрых делений да корений.
Да чтоб слушалось все мни для то же боже во всий Сваржи
Сваржа, Сварга здесь во живии мате моей.
Мои слова вещие, заплечные на веки веков
Здесь быть повсеместно изборно.
Заговор, который человек произносит,
поливая свою макушку горстями воды
Сварже боже, бого Роде и матушка заступница
Заступи за мой живот, за мой оборот
Спаси сохрани и оборони мя (имя)
Сына, внука и поныне во Сварже живущяго
И желаю чтобы бысть изборно во всея веки
Матушка богоживия заступница Сварже
В лик бо един.

Если заговор читает женщина, то, конечно же, вместо слов «сына» и «внука» нужно произносить слова «дщерь» и «внуци». Таким образом воду из миски с угольками вычерпывают всю. Куда же деть потом угольки и сколько их должно быть? Их должно быть обязательно не меньше трех. Первый уголек человек должен носить при себе девять дней, а потом прикопать под очень высокий дуб, крепкий и могучий, под зрелое дерево, которое нужно обязательно найти и выбрать. Второй уголек хранят дома в красном углу, обычно это то место, где любит отдыхать и пребывать хозяин в раздумьях о делах. Третий уголек относят в лавку (офис), если речь шла о делах, или, если речь шла о здоровье, его толкут в мелкой ступке в мелкий порошок, а потом вымазывают на тело во время бани. Причем воск очень быстро растворяется, если его подогреть на каменке, и его тоже вымазывали на себя во время парной. Что интересно, после такого ритуала у человека выправлялись дела и здоровье сердечное.

Если же этот ритуал выполнялся на любовь, то тогда уголек, предназначенный для офиса, использовался для подклада в дом, где проживала зазнобушка. Или если человек уже являлся семейным, то тогда этот подклад делался под спальное место, где спит любимый человек. Вода использовалась во множестве самых разных обрядов; так например, с давних времен над водой гадали, по воде пускали венки, лили в воду воск, чтобы отлить порчу и сглазы, и этот ритуал тоже существует, он сохранился. Для этого нам необходима опять же специфиче-ская вода, либо оживленная заговором, либо отстоявшая под звездами, либо талая. Ее наливают в емкость, обычно это небольшая миска, которую водружают над головой пациента. В эту миску на края крестообразно закрепляют восковые свечи и знахарь над этими зажженными свечами водит свечками, свитыми в триединую свечу. То есть у знахаря в руке должен быть жгут, скрученный из свечей (минимум из трех). Этими переплетенными свечами водят в левую сторону над горящими свечами, установленными на миске, как бы соединяя их. Эти действия совершенно замечательным образом вытягивают порчи и неудачи из болящего человека.

При этом начитывается заговор:

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа
Господи помилуй, Господи помилуй.
Господа Бога мать, Пресвятая Богородица
На помощь призывала и все скорби и болести обмывала.
Не я пособляю, не я помогаю, не я избавляю.
Помогает и пособляет сам велик Господь
Во Сварже поднебесной пришествия к нам.
Сама мать Пресвятая Богородица со своим сыном
Великим да вещим святьем-небосвятьем помогает и избавляет.
Сама мать Богородица своего сына обмывает
И нам дарует силу вещую чистую-пречистую, чистую-пречистую.
И ополошников посылает, чтоб ополоснули, омыли
Все с вознемотного, с поднемотного с тела,
С добрым здравием, чтобы осталося.
Сама мати Пресвятая Богородица, Богоданница
Сама мати дитя носила, сама мати приносила здраву вещую
Сама бабила, сама ладила своего дитя.
Заговаривала все двенадцать жил с дитяти, сгоряти оне худы.
С горяти и с порчати, из порчати выгнати,
Дитяти оставити, здраву жилу заплестиси.
Заголосила все двенадцать жил, изгоняла порчати
Из носовой, из ушной, из глазной, из половой,
Из чешовой, из пятовой, из брюшной, из спинной,
Из ручной, из хребтинной, из паховой,
Из ноготной, из подноготной, из телесика, из белесика.
Изгоняли мороков теменных, изгоняли измор задушных.
Все порченки, все гнилицы изгонялися, в рядок строилися
Под очи боговы показалися и дал Господь урок им
Стать в оберег вокруг телесика-белисика, вокруг
Да не пускать никого. Тем кольцом темным
Силы темные удерживать. А в теле здравная сила жила,
Да на двенадцать верст расплескалася.
Тако бысти, тако еси, тако будемо во всея веки,
как Господь повелете,
И от ныне и до век зреть тебе злат венец на той главе.
Из телесика-белесика, из родимца вещего,
Встань здравь сила, встань благ сила, встань успенья сила.

Иногда случалось так, что не было возможно-сти идти в баню с болящим. Но знахари и здесь знали толк в воде и в травах. Наливается вода в корыто (в нашем сегодняшнем понимании это ванна), да заговаривается та вода. И не просто заговаривается, а добавляются туда травы и разные снадобья. Для заговора воды в ванной необходимо с вечера налить воды, для того чтобы все лишнее улетучилось из нее, и только утром на заре приступать к заговору. Это очень важно, потому что на заре любая структура воды меняется. Нужно взять колокольчик желательно с самым дивным, самым свежим звуком и озвонить воду, как можно ближе поднося колокольчик к воде. При этом желательно размешивать воду в левую сторону и еще наговаривать заговор.

Заговор от сглаза

Сглаженный, изгаженный скинь, опрокинь
На того, кто тебя сглаживал и изгаживал.
Сохрани и помилуй от черного глаза,
От серого глаза, от голубого глаза.
От крапчатого, от ухрапчатого.
Чистая, пречистая вода, кровь небесная,
Спаси-сохрани (имя) от всякого сглаза,
От всякого глаза, от худого часа.
От женского, от мужского,
От навесного, от ненавесного,
От наговорного, от переговорного.
Вещую да глаголю вам, божия святейшие,
Слушайте словеси мои, уверовайте в прославшего мя.
Да изгойте того, кто изглазил мя.
Да скоропостижно пусть яга вернется к ягу.
Сердцем чистым, сердцем истым воскликаю бо.

Заговор нужно произносить не менее девяти раз. Здесь речь идет всего лишь о простой, пресной, чистой, отстоявшейся под звездами воде.

Слово имеет силу так действовать на состояние души, как состав лекарств действует на тело.

(Горгий Леонтийский, древнегреческий философ )

Порядок действий

Заговор-шепоток – довольно значимая часть народной медицины – является инструментом знахарей, целителей и магов. Многие заговоры, на первый взгляд кажущиеся почти бессмысленным, порой даже нелепым набором слов, на самом деле представляют собой особые словесные формулы, из которых нельзя выбросить ни слова, ни полслова, и соответственно ни слова, ни полслова нельзя добавить. Иначе заговор не только не подействует, но и может причинить непоправимый вред.

Сила заговора-шепотка кроется и в потаенном смысле фраз, и в сочетаниях звуков, следующих в определенном исцеляющем порядке, а также в произнесении ключевых и замковых словах.

Перед произнесением основного заговора трижды читается молитва «Отче наш», затем – обращение к святым (например, к святому целителю Пантелеймону). Вы молите святого о прощении грехов, об исцелении заболевшего раба Божьего или рабы Божьей. Слишком многословным быть не следует.

Потом обращение адресуется Пресвятой Богородице: «В раскаянии взываем из глубины души: Владычица, помоги, умилосердившись над нами; поспеши, мы погибаем от множества грехов. Не отпусти Твоих рабов ни с чем, ибо в Тебе мы имеем единственную надежду».

Почти каждый заговор состоит из пяти частей.

1. В первой части заговора перечисляются действия, совершаемые заговаривающим лицом. Начинаются заговоры обычно словами: «Встану я, раб Божий, благословясь, умоюсь водою-росою, утруся платком тканым, поеду, перекрестясь, из избы к двери, из ворот в ворота на восток…»

2. Во второй – обозначаются желания, указывающие на цель заговора.

3. Третья часть представляет собой символический образ желаемого действия.

4. Четвертая – мифологическая, в ней упоминаются одухотворенные силы природы или фантастические существа, влияющие на жизнь человека.

5. Пятая часть – заключительная, это «замыкание», произносимое для усиления действия, совершаемого заговаривающим лицом. «Замыкательными» словами служат такие выражения, как: «Будьте мои слова крепки и легки до веку, нет моим словам переговора и недоговора, будь ты мой приговор крепче камня и железа». Или: «Замыкаю свои словеса замками, бросаю ключи под бел-горюч камень Алатырь».

Условия, при которых заговоры будут исполняться.

1. Прежде всего нужно отучиться лгать ни во имя добра, ни во имя зла, ни для красного словца, тогда ваши слова будут иметь силу.

2. Никогда не бросайте слов на ветер. Сказали, пообещали – сделали. Тогда слова будут запрограммированы на осуществление.

3. Если вы желаете придать словам больше интенсивности, силы и быстроты воздействия, то вам необходимо научиться быть волевым человеком. Таким образом, вы постепенно овладеете своими эмоциями и изменяете структуру и силу своего биополя.

4. Начинайте всегда с простого, чтобы не было риска разочароваться в себе. Определитесь, чего вы хотите. Начинайте с малого, но необходимого и работайте только с тем, что нужно именно вам.

5. Верьте в себя и в реализацию своих целей! Если будет заложена информация о том, что заговор может и не сработать, он не сработает.

6. Тренируйте воображение! Когда произносите заговоры, хорошо представлять в красках то, что шепчете.

7. Будьте настойчивы – учитесь, тренируйтесь, пытайтесь и добейтесь желаемого.

8. Накапливайте энергию. Без нее вы не можете надеяться на желаемый результат. Ваши слова будут мало значить и будут иметь слабый заряд, если вы больны, несчастны и немощны. И наоборот, вы не сможете быть несчастным и немощным, если будете накапливать энергию.

9. Пока не научились, не работайте в присутствии других – посторонние могут помешать своим неверием, завистью и пр.

Как читают заговоры-шепотки

Заговоры читаются шепотом, если не оговорено иное. Возможно чтение про себя, когда никто вас не услышит. Но в таком случае заговоры менее эффективны.

Читайте заговор по 3, 6, 9, 12, 21, 27, 40 раз. У всех нас разная энергетика, поэтому сложно рекомендовать конкретное количество повторов. Если сомневаетесь, произносите большее количество раз. Когда увидите, что хорошо получается, ограничьтесь троекратным произнесением, если не оговорено иное.

Заговоры лучше произносить на рассвете, повернувшись лицом на восток, если не оговорено иное. Можно произносить в помещении, у открытого окна, выходящего на восток. Если конструкция дома не отвечает этим требованиям, то человек, читающий заговор, должен смотреть на восток, а помещение следует проветрить.

Заговоры, произносимые вечером, должны быть направлены на запад, к заходящему солнцу.

Заговоры необходимо произносить с проникновенным чувством, внятно, не спеша, не путаясь в словах, не запинаясь.

Типы заговоров

По осуществлению магические заговоры могут быть как разовыми, так и серийными.

Разовый заговор – это магический заговор, который применяется только один раз для достижения и осуществления своей цели.

Серийный заговор – это магический заговор, который применяется каждый день в течение определенного срока для достижения и осуществления своей цели.

По воздействию магические заговоры могут быть случайными и преднамеренными.

Случайный заговор – это магический заговор, возникший при случайном чтении или произнесении специальных текстов, в результате которого формируется мысль, достаточная для воздействия.

Преднамеренный заговор – это магический заговор, сделанный специально для достижения той или иной цели путем чтения или произнесения специально подготовленных текстов для формирования мысли и передачи ее по назначению.

По последствиям магический заговор может быть коротким и длительным.

Короткий заговор – это магический заговор, срок действия или исполнения которого – до одного дня.

Длинный заговор – это магический заговор, срок действия которого неограничен. Как правило, требует серии произнесений.

По способу произнесения – заговоры читаются шепотом или громко вслух.

По направлению – заговор может быть направлен прямо на человека или на предмет, с которым человек в дальнейшем вступит в контакт.

Похожие публикации