Ликантропия (Ликантроп). Человек или животное. Ликантропия - свидетельства очевидцев

Люди имеют тенденцию отрицать существование вещей, которые наш разум не может постичь.
То же и в случае с оборотнями. Просто потому, что весь феномен, кажется, немного надуманным, и мы их не видели собственными глазами, мы слепо верим, что эти существа не существует. Но мы делаем правильно, что ищем информацию, которая будет на 100% верна. Читая дальше, вы узнаете, о нескольких правдивых заметках о оборотнях.

10. ЖИЛЬ ГАРНЬЕ - GILLES GARNIER

В шестнадцатом веке, в городе Доль (Dole), жителям было разрешено охотиться и убивать оборотней, который преследовал, убивал в селе скотину и людей.
Группа сельчан, гуляя в лесу, услышали крики маленького ребенка. Прибыв на место криков, жители увидели ребенка, они отогнали огромного чудовищного волка, позже выяснилось, что это был Жиль Гарнье. Он сам признался, будучи оборотнем, а позже был сожжен дотла.

9. ГРАЙФСВАЛЬД ОБОРОТНИ - GREIFSWALD WEREWOLVES

Записи говорят, что в 1640 году, в немецком городе Грайфсвальд был совершен налет на оборотней. Их количество было настолько велико, что любой человек, который ходил по улицам после наступления темноты, можно было считать оборотнем. Все серебро в городе, тарелки и кубки были выплавлены в пули. Они охотились на всех волков, и таким образом освободили себя от этих страданий.

8. ОБОРОТЕНЬ ИЗ АНСБАХ (ANSBACH)

В баварском городе Ансбах терроризировали волки, в 1685 году. Было сказано что волк был убит, а труп был одет в одежду мэра города. Труп волка поставили на главной площади города, а впоследствии был перенесен в музей.

7. ОБОРОТЕНЬ КЛЕЙН-КРАМС (KLEIN-KRAMS)

Многие охотники собрались в густых лесах в районе КЛЕЙН-КРАМС. Леса были полны различных животных, на охоту собрались здесь люди со всей Германии. Эти охотники рассказали что видели волка. Большой волк украл их добычу и скрылся в лесу.
Однажды, молодой кавалерийский офицер увидел группу людей, которые выбегали из дома, громко кричали. Никого их не преследовал. Офицер остановил ребенка и спросил его, что же именно происходит. Он сказал ему, что младший сын семьи Feeg умел превращаться в волка, и, поэтому, они бежали, что бы он их не загрыз.
Офицер не думал, что ребенок шутит, и через несколько секунд он увидел волка в доме, а отвернувшись ненадолго и снова взглянув, на его месте уже был мальчик.

6. ОБОРОТЕНЬ ИЗ ПАВИИ (PAVIA)

Эта история берёт начало в1541 году в Италии. Фермер очевидец убивал много волков - оборотней.
Его поймали, конечно. Разница между нормальным волком и оборотнем это длинные волосы или шерсть.
У нормального волка, они будут расти наружу, однако волосы оборотня также росли внутрь.
Фермера потом обвинили что он тоже оборотень, его руки и ноги были отрезаны.
Фермер умер от увечий.

5. ОБОРОТЕНЬ CHALONS

Этот оборотень также известен как Демон Портного. Его настоящее имя не известно. Он был обвинен в ужасных убийствах в Париже в 1598 году.
Все документы, касающиеся его суда, были сожжены. Никаких записей не осталось. Он обманул детей, заманил их в магазин, а потом он бы перегрыз им глотки. Он бродил по лесу в облике волка и нападал на прохожих. Много костей были найдены в подвале его магазина. Он умер нераскаянным.

4. КЛАУДИЯ ГАЙЛЛАРД, ОБОРОТЕНЬ БУРГУНДИЯ

Клаудия был привлечен к суду, её обвинили в том, что она ведьма-охотник и оборотень. Нашлись свидетели, которые сообщили, что её часто видели за кустами в обличии волка без хвоста.
Ее пытали, для того что бы она созналась. Сообщается, что она даже не пролила ни одной слезы, и позже она была сожжена.

3. МИШЕЛЬ ВЕРДЕН, ОБОРОТЕНЬ ПОЛИНИ


Филиберт Монтот, Пьер Бургот и Мишель Верден были осуждены в 1521 году. Они обвинены в договоре с дьяволом и практикующих ликантропии – (прим. Редакции - Лекантропия: мифическая или волшебная болезнь, вызывающая метаморфозы в теле, в ходе которых больной превращается в волка; один из вариантов териантропии.).
В суде рассказали, что на мужчину напал волк, он ранил волка, заставив его отступить.
После по следу крови, он наткнулся на хижину, где он нашел Мишель Верден жена волка, которая в этот момент лечила его рану.
Мужчина сообщил об этом властям. Верден признался, что он оборотень, и он рассказал и дал имена двух других оборотней.

2. ОБОРОТНИ BERNANDANTI


Эта история произошла в 1692 году, она про человека под названием Тисс - ђthiess. Он признался, что он был оборотнем. Эта история про эпическую битву между ведьмами и оборотнями, где оборотни старался сохранить и защитить своё потомство от ведьм и не дать использовать свою магию против их семейства.

1. ЖАН ГРЕНЬЕ


Террор распространился по всей Санкт-Север районов (Франция) в 1603 году. Из деревень, многие дети стали исчезать. Никаких следов злоумышленников, и не было объяснений этих инцидентов. Поползли слухи о людоедах, волках в этом регионе. Вскоре появился свидетель - тринадцатилетняя девочка. Она клялась, что она напала на чудовище, напоминающее волка в полнолуние, и, если бы не ее железная палка, которую она использовала против волка, она была бы уже мертва. Жан Гренье, признался, что он был одним из тех, кто напал на девочку в обличии волка, а также был обвинен в исчезновение других детей.

Просто возраст этих историй заставляет нас поверить в них.

Оборотень… Какой жутью веет от этого слова! Многое забылось людьми, но мрачные легенды об оборотнях дошли до наших дней. Почему? «Суеверия живучи»,- утверждают одни. «Образ оборотня так долго не покидает человечество из-за того, что люди издревле боятся друг друга, следуя поговорке «Человек человеку волк»,- уверены другие. Речь идет о редчайшей врожденной болезни — есть и такая теория.

В северных районах Франции, а именно на эти безлюдные места, отличающиеся суровой природой, приходится большинство легенд, до сих пор рассказывают…

Однажды в замок господина Санроша пришел его приятель мсье Фероль и пригласил хозяина на охоту. Но тот уклонился от приглашения. Ему предстояла деловая встреча. Мсье Фероль отправился выслеживать оленя один. Однако, быстро закончив все дела, господин Санрош заскучал. Пройдя в комнаты своей прелестной жены, он узнал, что ее нет дома. И тогда решил, чтобы не коротать время в одиночестве, пойти навстречу своему другу, который уже, видимо, возвращается с добычей.

Вскоре на холме он увидел своего приятеля, быстро двигающегося по направлению к нему. Фероль почти бежал, И когда приятели встретились, Санрош поразился: плащ охотника был разорван и забрызган кровью, а вид был совершенно убитый. Прошло некоторое время, прежде чем тот, едва переведя дыхание, рассказал, что с ним приключилось.

Выслеживая добычу, Фероль не заметил, как забрел в чащу леса. Сквозь просвет между деревьями он увидел поляну, а на ней оленей. Скинув с плеча мушкет, охотник приготовился выстрелить в одного из них, но страшное рычание, раздавшееся рядом, на миг буквально пригвоздило его к месту. К счастью, это был всего лишь миг — от мгновенной смерти Фероля спасла его реакция опытного охотника.

Когда в бешеном рывке на него прыгнул громадный волк, он ударом приклада отшвырнул зверя. Это и помогло выиграть Феролю мгнове¬ние. Он намотал плащ на левую руку, а когда волк повторил свою попытку вцепиться охотнику в горло, тот ловко засунул ее в пасть зверя, стремясь правой с зажатым в ней кинжалом нанести удар.

В смертельной схватке они покатились по земле. Фероль рядом с собой уже видел налитые кровью и бешенством глаза. Изловчившись, он резанул по лапе, поднятой над его лицом. Взвыв, зверь бросил лежащего Фероля и скрылся в зарослях…

Разумеется, ни о какой дальнейшей охоте не могло быть и речи. Фероль заспешил домой, тем более что холмы уже порозовели от заходящего солнца.

«Не правда ли, невероятно? Но у меня есть доказательства. Я прихватил с собой лапу волка. Видит Бог, даже в страшном сне мне не могло бы присниться столь громадное и свирепое чудовище!»- с этими словами Фероль расстегнул свою сумку, и лицо его сделалось белым как мел.

Санрош тоже заглянул в сумку. То, что он увидел, поразило его как громом. На дне вместо лохматой лапы лежала изящная кисть руки. Она была унизана кольцами. Одно из них мсье Санрош узнал сразу: оно было украшено большим голубым топазом. Это кольцо принадлежало его жене…

Санрош не помнил, под каким предлогом взял у еле пришедшего в себя Фероля его страшный трофей и, завернув в платок, принес домой. Спросил, не вернулась ли жена. Ему ответили, что, да, вернулась, но нездорова и просила ее не беспокоить. Она лежала на кровати в полубессознательном состоянии, и бурое пятно расплывалось по одеялу. Резким движением Санрош откинул одеяло и увидел окровавленный обрубок. Вызванный доктор сумел остановить кровь и тем продлить жизнь прекрасной хозяйке замка. Но продлить ненадолго…

Эта история с небольшими изменениями повторялась во многих средневековых бумагах, а потом перекочевывала из века в век. Но она лишь маленькая часть тех легендарных сведении, что накопило человечество об оборотнях. В России же бытовала легенда, во многом схожая с приключениями бедного охотника Фероля. Она рассказывала о любви молодого боярина к дочери мельника…

Невеселое было это место — у старой, скрипучей мельницы возле лесной заводи. И конный, и пеший обходил ее за версту. Но красота дочери мельника, что однажды поразила молодого боярина, заставила его махнуть рукой на слухи, и он, что ни вечер, наведывался к своей любезной.

Напрасно девушка, перехватив хмурый взгляд своего отца, шепотом уговаривала сердечного друга забыть сюда дорогу. «Чем не жених я?» — удивлялся юноша и все допытывался у дочери мельника, отчего так не по нраву пришелся он ее отцу, отчего она вся дрожит и немеет, когда тот вскидывает на нее острые, совсем не старческие глаза. И положили они встречаться у старого дуба…

Однажды, распрощавшись с молодой красавицей, юноша, вскочив на коня, отправился, было, домой. Мог ли он подумать, что смерть уже притаилась в сумерках погасшего дня и ждет его за огромным валуном, подернутым мхом? Еще миг, и громадная серая тень метнулась из-за камня. Волк! Сверкнули яростью глаза, и разомкнулись клыки, торопясь впиться в жертву. Если бы не конь, поднявшийся на дыбы и подставивший свою грудь вояку, быть бы беде. Но в этот миг боярин выхватил саблю и ударил зверя по лапе, запутавшейся в гриве коня. Дико взвыл волк и, рванувшись, исчез в кустах,

Едва отдышавшись и успокоив коня, боярин решил вернуться и проверить, благополучно ли девушка добралась домой: шутка ли, какой волчина рядом рыщет. Прискакав к избушке мельника, он увидел, что дверь приоткрыта. Вошел и глазам своим не поверил: от порога кровью накапано, на лавке, откинувшись и тяжело дыша, сидит мельник, а его дочь белой тряпицей перевязывает ему рану на руке. Обернулась, увидела боярина и повалилась без чувств…

Как видим, жуткое свойство превращаться в зверя молва равно приписывает мужчине и женщине, человеку богатому и простолюдину. Оборотнем, как считалось, можно было стать добровольно и поневоле, под влиянием колдовских чар. Второго благопристойные обыватели чрезвычайно опасались. Сосед или случайный встречный на проселочной дороге, путник, стучащий в окно с просьбой о ночлеге, и даже ближайший родственник могли не только лишить жизни, но и, что для многих было еще ужаснее, напустить порчу, заразить страшным свойством обращаться в зверя.

Оттого беспокойный взгляд искал среди чужих, а, при каких-то смущающих душу обстоятельствах, и среди знакомых, лицо того, кто выдавал в себе волка. Каждый очень худой и бледный человек с глубоко запавшими светящимися темными глазами вызывал подозрение. Считалось, что ноги оборотня покрыты струпьями или шелудивы, ладони у него в шерсти, указательные пальцы длиннее средних. Шепотом передавали страшную подробность: при нарождающемся месяце на бедре оборотня выступает тайный знак. Говорили, что оборотень носит с собой лохматый волчий хвост. Мог он выдать себя и неутолимой жаждой.

А если эти внешние признаки отсутствовали? Все равно в русских, скажем, деревнях люди знали, кто есть кто. Если и сомневались, то был способ «вычислить» оборотня. Собираются, к примеру, в избе гости, а среди них предполагаемый оборотень. Хозяева уже настороже: веник вверх прутьями поставят, а в притолоку иглу воткнут. Все после застолья спокойно разойдутся по домам, а оборотень перед дверью замечется, но порога переступить не смеет.

Или вот: вчера ни с того ни с сего за кем-то погналась свинья, а ее палкой по спине, а потом видят, как соседская бабка еле на крыльцо вышла, охает, за поясницу держится. И по селу уже при виде ее молва пошла… Как тут быть? На Руси крестьянин в такой случае прибегал к помощи святой воды. Она не только уберегала его от влияния темной силы, но если ею покропить одежду перерядившегося в шкуру, то он, как считалось, навсегда оставался зверем.

Верили, что волк отнюдь не единственное животное, в которого может превратиться человек. Он мог принять образ другого хищника. Но все-таки традиционно в Индии оборотень предпочитал шкуру тигра, в Африке — леопарда и гиены, в Южной Америке — ягуара. В Центральной и Восточной Европе, помимо волка, человек, наделенный этой сатанинской способностью, принимал кошачье обличье. В старину кошка, попавшая под подозрение, немедленно отправлялась в костер, дабы, живущая в непосредственной близости от человека, не могла нанести ему особый вред.

В Сербии, желая обезопасить дом от оборотней, натирали его по щелям чесноком. Во многих местностях считалось, что эту нечисть ни нож, ни дубина, ни обычная дробь не берет. И выходить на поединок с ней надо, загнав в ствол пулю из чистого серебра.

На добровольное оборотничество шли, как считалось, люди, погубившие свою душу и возжелавшие безнаказанного террора над, когда-то, себе подобными. Поначалу «добровольцы», согласно легендам, встречались где-нибудь в лесной глухомани, болотных топях, гиблых, обходимых путниками местах, устраивали дикие оргии, оставляя клочки волос, кожи, капельки крови. В благодарность за эти приношения человеческой плоти дьявол одаривал каждого мазью, составленной из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, конечно, вояка. В полнолуние и, как правило, в феврале — излюбленном месяце оборотней — кандидаты пополняли армию монстров, принимаясь за кровавый промысел,

Показания жителя Франции Гарнье (они были записаны в 1574 году) и сейчас леденят кровь в жилах, очень напоминая то, что писала наша пресса о современных маньяках. Гарнье, сознавшийся под пытками в содеянных преступлениях, по мнению современников, был человеком, вступившим в сделку с дьяволом.

Встретив однажды того в лесу, он в обмен на свою душу подучил снадобье, которое могло превращать его в волка.

Старинные гравюры изображают Гарнье на четвереньках и с украденным ребенком в зубах. На счету человека-волка по утверждению следствия были кошмарные преступления: он людоедствовал, насиловал женщин, отгрызал у трупов убитых им мужчин гениталии, убивал детей.

Считалось, что женщина, забеременевшая от оборотня, обречена родить дитя-зверя (что говорить о женщине-оборотне!). Полагали также, что можно заразиться при контакте с оборотнем: достаточно пореза на коже, куда попала его слюна.

В Западной Африке колдуны устанавливали прямую связь с животным миром: брали кровь из уха зверя, из вены собственной руки и как бы «менялись» ею. В Нормандии и Британии думали, что ношения волчьей шкуры достаточно, чтобы через некоторое время полностью уподобиться ему. В Скандинавии наикратчайшим путем в оборотни считали прегрешения перед церковью в отлучение от нее.

Можно содрогнуться от страниц древних трактатов, подробно описывающих сцену превращения человека в зверя. Сначала кандидата в волки начинал бить легкий озноб, переходящий в лихорадку. Болела голова, мучила сильнейшая жажда. (Вспомним признаки, по которым «вычисляли» оборотня.) Конечности начинало «ломать». Они распухали. Нога уже не переносили обуви. Пальцы на них, так же как и на руках, искривлялись, приобретали необыкновенную цепкость.

Эти внешние метаморфозы влекли за собой и изменения внутренние. Тот, кто прощался с человеческим обличьем, уже не выносил замкнутого пространства дома. Его неудержимо влекло наружу. Он отказывался воспринимать еще вчера знакомые предметы. Уже не человек, но еще не зверь, это странное существо испытывало как бы помутнение рассудка; язык не повиновался, звуки, вылетающие из гортани, были чем-то средним между бормотанием пьяного и рычанием.

Выбравшись из жилища, обреченный сбрасывал, наконец, одежду. Теперь она была ему не нужна — голова, лицо, тело покрывались сначала мягкой, но быстро приобретающей жесткость и специфический звериный запах шерстью. Подошвы ног уже не ощущали уколов острых камней и колючек.

Человек-зверь, опустившись на четвереньки, ног передвигаться на них так же легко, как некогда по половицам родного дона, который теперь становился ненужным и даже враждебным. Лесные тропинки, залитые лунным светом долины — теперь тот, кто некогда опасался этого безлюдья, становился их полновластным хозяином. И несся в ночное небо торжествующий дикий вой…

Примерно так рисуют процесс превращения человека в зверя знатоки этой загадочной темы, люди, которых не отпугивают слова «невероятно», «невозможно». Они добросовестно стараются обнаружить ту невидимую, почти неуловимую грань, где реальность превращается в вымысел, и наоборот.

Писателям, конечно, легче. Их больше волнует вопрос занимательности. Нельзя сказать, что в литературе об оборотнях были созданы шедевры, хотя в эту «дыру Великого Неизвестного» заглядывали такие мастера, как Жан-Жак Руссо, Вальтер Скотт, Джонатан Свифт и Александр Дюна. Но зато, какую приманку для зрителей обрело кино!

Старт был взят в 1913 году, и до сих пор оборотень не сошел с кинематографической дистанция. Именно страшный миг перерождения человеческого лица принёс в 1981 году авторам фильма «Американский оборотень в Лондоне» самую престижную награду — «Оскара».

Но истинно звериный миг рождения — и это явствует буквально из каждой легенды — мог состояться только тогда, когда оборотень утолял жажду человеческой кровью. Эта жажда подавляла все остальные чувства. Да и оставались ли они? Бывший человек ощущал себя только зверем. И горе тому, кто при голубом свете луны или солнечным днем встречался с волком-оборотнем. Если волк обыкновенный мог довольствоваться любой добычей, оборотню нужен был только человек. Прокусив шейные артерии, растерзав тело, он обретал покой. На сколько? На день? На неделю?..

Считалось, что здесь возможно несколько вариантов. Оборотнем можно было стать безвозвратно. В легендах Франции срок оборотничества определялся семью-десятью годами. Греческие мифы говорили о том, что волками становились люди, поселившиеся на особом острове среди глухих болот и принимавшие пищу из волчьих и человеческих внутренностей. Они, правда, могли вернуться к прежней жизни, перебравшись обратно через болота.

Но есть и совершенно другое утверждение, согласно которому превращение человека в зверя не связано ни с какими сверхъестественными силами, а есть, по сути, редчайшее заболевание, имеющее свое название — ликантропия. Ликантропия, которая в Древней Греции именовалась «волчьим бешенством»,- род безумия, когда человек воображает себя волком и становится способным на любое зверство. Тут уместно сомнение. Вообразить можно что угодно: к примеру, считать себя Наполеоном иди вороном. Но физическое превращение? Шерсть? Клыки? Вой?

Сомнение в существовании подобной болезни высказывали еще древние. В современной медицинской энциклопедии термин «лнкантропия» напрочь отсутствует. И все же, все же… Древнеримский поэт Марцелл Сидет писал о ликантропии, как о напасти, симптомы которой: страшная свирепость и гигантский аппетит. Те, кто имел несчастье заболеть ликантропией, как это представлялось сторонникам «ликантропной» версии, удаляются от людей, на пустыри, заброшенные кладбища и выжидают там свою жертву.

Однако среди ликантропов были в такие, кто отнюдь не жаждал крови. С ужасом ожидая приступа, больной принимал все меры, чтобы не брать на душу грех, запирался в комнате, выбрасывал ключи наружу и привязывал себя к кровати. Исследователи этой темы утверждали, что порой применялись специальные засовы, с которыми мог сладить человек, и непосильные для зверя. Не только естественное нравственное чувство заставляло больных ликантропией в одиночку бороться со страшным приступом. Несомненно и другое: ими владел дикий страх.

Вопрос о том, какая часть человеческой памяти сохраняется в памяти оборотня при трансформации, не имеет однозначного ответа. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он, тем не менее, сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Возможно, что в памяти оборотня после трансформации остались смутные воспоминания вызывающие некую эмоциональную оценку, которая, воспринимаясь сознанием волка, приводит к проявлению агрессии по отношению к таким людям.

Образ ликантропа-оборотня появился в сказаниях и верованиях задолго до многих других существ, но даже, несмотря на то, что недавнее открытие генетического «синдрома ликантропии» разрушает мистическое очарование древних легенд, человеку до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете полной луны.

Видео в тему:

Мифическое заболевание, под влиянием которого в теле происходят метаморфозы, делающие человека волком. Следует отметить, что ликантропия бывает не только мистическая, или волшебная. Имеется психическое заболевание, которое называется клиническая Ликантропия, и в этом случае пациент уверен, что он волк, оборотень, либо какое-либо другое животное.

Самые древние тексты содержат описание ликантропии. В седьмом столетии об этом писал Павел Огинета, греческий врач, и эффективным лечением он называл кровопускание. Подобное лечение объяснялось распространением гуманной теории, утверждающей, что в организме всегда преобладает одна из четырех жидкостей. Это слизь, кровь, черная и обычная желчь.

Для каждого элемента имеется связь с определенным характером. Для душевного и физического здоровья является идеальным равноценное наличие этих четырех жидкостей. Если одна из них имеется в избытке, то возникает дисбаланс, способный стать причиной психических и физиологических отклонений.

Всеми учеными признано, что при ликантропии преобладающей является черная желчь, и при ее излишке возникают различные расстройства психики, в том числе и депрессии, мании, безумие. Как известно, со временем меланхолией стали называть патологическое душевное состояние.

В различные времена описание ликантропии преподносилось не одинаково, например, в сочинении Аэция, написанном в начале шестого столетия. Сказано, что с наступлением февраля человек по ночам убегает из дома, бродит по кладбищу. Там воет, выкапывает из могил кости умерших, и затем ходит с ними по улицам, ужасая всех. Кто встретится на пути. У таких меланхолических личностей бледные лица, плохо видящие ввалившиеся глаза, пересохший язык. У них постоянно имеется необходимость сплевывать, также при ликантропии присутствует жажда, остро не хватает влаги.

Некоторые медики считали основой гуморальную теорию, объясняющую ликантропию. К тому же считалось, что дьявол ведет охоту за меланхоликами, при этом он способен исказить восприятие ими окружающей действительности.

Описания ликантропии, живые и яркие, были составлены историографом Гуларом, основой таких описаний были медицинские истории, взятые из трудов Доната, Аэция, Эгинеты, Бодэна, и других. Анализируя свои исследования, он сделал соответствующий вывод. Например, если мозг человека лишь «подпорчен», то он страдает меланхолией. Другие, воображающие себя оборотнями, являлись «ослабленными» людьми, пораженными сатаной.

Кроме того, Гулар упоминает о массовой ликантропии. Известен произошедший в Ливонии случай, когда людей избивали тысячами, их принуждали присоединиться к действиям ликантропов и их садо-махохистким развлечениям. Они преследовали своих мучителей и принимали участие в оргиях, при этом поведение было на животном уровне.

Пребывая в трансе страдающие ликантропией люди уверены, что тело стало другим, оно перевоплотилось. Далее, придя в себя, больные не сомневались, что они при помощи сатаны вышли из своих тел, чтобы вселиться в волков. После этого всегда следовали ликантропские демонические буйства. По словам больных, начало приступа было отмечено легким ознобом, который довольно быстро переходил в лихорадку. Состояние сопровождалось сильнейшей головной болью, наблюдалась сильная жажда.

Среди прочих признаков были отмечены трудности дыхания, сильная испарина. Руки становились длиннее, они опухали, кожа на конечностях и лице расплывалась, становилась грубее. Сильно искривлялись пальцы ног, их вид напоминал когти. Ликантропу было трудно носить обувь, он всячески от нее избавлялся.

Происходили изменения и в сознании ликантропа, он начинал страдать клаустрофобией, то есть, боялся закрытых помещений, поэтому старался покинуть дом и оказаться на улице. После этого возникали спазмы в желудке, появлялась тошнота. У человека-ликантропа ощущалось выраженное жжение в области грудной клетки.

При этом речь становилась невнятной, горло издавало гортанное бормотание. Эта фаза приступа характерна тем, что человек старался скинуть всю одежду, вставал на четвереньки. Кожа начинала темнеть, появлялась матовая шерсть. На лице и голове прорастала грубая шерсть, поэтому человек выглядел, как животное.

После таких перемен оборотень дико жаждал крови, и это желание было невозможно преодолеть, ликантроп бросался на поиски жертвы. Ладони и подошвы ног приобретали удивительную твердость, оборотень легко бегал по острым камням, и при этом абсолютно без вреда для себя.

Нападение производилось на первого же человека, которого удавалось встретить. Используя острые зубы, человек-волк прокусывал в области шеи артерию, выпивая кровь. После того, как жажда была удовлетворена, оборотень без сил засыпал на земле до утра, превращение в человека происходило на рассвете.

За всю историю существования этой таинственной болезни ликантропы нередко признавались в том, что использовали наркотики, натирали свои тела особыми мазями, способствующими превращению. Очевидно, в таких случаях у них наблюдалось расширение сознания, появлялось чувство, что они невероятно сильны, как физически, так и психически.

В реальной жизни человеку недоступны подобные ощущения. Термин ликантропия современные психиатры используют, чтобы обозначить форму бреда, когда больной считает себя животным. Психиатрическая практика знает немало примеров ликантропии, когда люди считают себя не только волками, но и кошками, медведями, и прочее.

С давних времен человек хотел иметь возможность обращаться в какое-либо животное, но случаи этого обращения получили свое логически верное объяснение только недавно.

Специалисты выяснили, что при определенных нарушениях психики, к примеру, шизофрении, человеку в состоянии бреда кажется, что он обращается или уже обратился в зверя.

Животных, в которых могут «обращаться» больные, существует большое множество, как и самих галлюцинаций такого типа. Стоит отметить, что «обращение» может носить как постоянный характер, так и происходить периодически. Человек может «преобразовывать» либо отдельные части тела, либо «превращаться» полностью.

Название «ликантропия» переводится с греческого как «человек-волк» , и именно обращение в волка подразумевает наименование недуга.

Исторические сведения

Первые упоминания о феномене ликантропии встречаются еще в мифах Древней Греции. Согласно одной из теорий расстройство получило свое название в честь царя Ликаона , который потчевал Зевса человеческим мясом, приготовленным из убитого им своими руками сына.

За такую насмешку бог грома обратил его в волка и обрек скитаться по земле в звериных стаях, так как пришел к выводу, что смерти недостаточно для наказания короля за это преступление. Легенды утверждали, что человек мог превращаться в животное полностью или же частично (трансформировать отдельные конечности), что подтверждается существованием в мифологии кентавров, минотавров и сирен.

Немалую роль сыграли волки и в мифологии народов Скандинавии. Так, согласно легендам, Одина сопровождала именно пара волков (не собак). Деструктивная суть волка у скандинавов нашла свое отражение в огромном волке по имени Фенрир, закованном в цепи и спрятанном в подземельях до наступления конца света. По преданию, именно тогда он сможет обрести свободу и будет принимать участие в разрушительной схватке между богами. Средневековье ознаменовало трудный период для образа волка: он стал символом абсолютного зла и греховности. Этому, в некоторой степени, мог поспособствовать наносимый волками вред фермерским хозяйствам того времени.

Инквизиция расследовала случаи проявления ликантропии наравне с феноменом ведьм. Стоит отметить, что все судебные процессы имели только обвинительный характер, своей единственной целью они ставили выбивание признания из обвиняемого. Большая часть таких обвинений имела субъективный характер, то есть люди, проживавшие в одной местности, писали друг на друга доносы.

Случаи, когда инквизиторам попадались люди, действительно страдающие ликантропией, только разжигали в них огонь праведности того, чем они занимаются. Приговоров, оправдывающих больных ликантропией, было ничтожно малое количество, а в тех редких случаях, когда таких людей все-таки оправдывали, бывшие подсудимые оставались на всю жизнь искалеченными. После заката инквизиторской деятельности появились первые попытки изучения расстройства, а отношение к ликантропам сменилось на нейтральное.

Симптомы

С медицинской точки зрения ликантропия характеризуется как синдром, который вырастает из нескольких расстройств психики. Диагностировать клиническую ликантропию можно на основании таких признаков:

  1. Бред трансформации: «ликантроп» твердо уверен, что в настоящий момент он трансформируется в животное или уже трансформировался, при этом он указывает в кого именно превратился и при взгляде в зеркало уверен, что видит животное, которым он стал.
  2. Больной ведет себя в соответствии с поведением и повадками животного, превращение в которого ему всегда мерещится. Он может лаять и мяукать, передвигаться на четырех «ногах», царапаться и кусаться, спать на земле (голом полу), не носить одежду и проявлять иные признаки животных повадок.

Распространённость болезни

Несмотря на частое употребление этого термина в литературе, большинство его трактовок относится к исследованиям в области эзотерики, истории и мифологии. Исследований медицинского характера, отвечающих на вопрос о сущности такого заболевания, как ликантропия, и структурирующих все полученные результаты, крайне недостаточно для составления полной картины расстройства. С 1850 года в архивах были найдены упоминания всего о 56 случаях проявления ликантропии.

Диагнозы распределились следующим образом: половина случаев – это психотическая депрессия и , еще одна часть (примерно пятая) – , оставшиеся случаи не получили диагноза.

Стоит отметить, что мужчин, имеющих симптомы ликантропии, оказалось гораздо больше, чем представительниц слабого пола (примерно на одну третью часть).

За прошедшие десятилетия в литературе можно встретить только пару случаев проявления ликантропии.

Один из них был зафиксирован у военнослужащего, который имел большой стаж приема наркотических веществ (конопля, амфетамины, ЛСД).

Однократно отмечались после употребления больным дозы ЛСД, в них он мнил себя полностью превратившимся в волка. Далее он начал утверждать, что является оборотнем, о чем уже догадались его сослуживцы, и что все вокруг одержимы дьяволом. Ему поставили диагноз «шизофрения» и назначили курс лечения, после прохождения которого состояние больного претерпело заметные изменения в сторону улучшения. Однако в дальнейшем он прекратил лечение и присутствовавшие ранее симптомы появились вновь, но ликантропия больше не проявлялась.

Другой случай наблюдался у мужчины средней возрастной категории. Болезнь протекала с интенсивной регрессией интеллекта и способностей к выполнению ежедневных действий. Постепенно больной приобрел склонность к завываниям на луну, сну под открытым небом, начал утверждать, что все его тело покрыто густой шерстью, а сам он является оборотнем. Несмотря на назначенное лечение, привести пациента к нормальному состоянию не удалось.

Одной из причин, почему ликантропия до сих пор мало изучена, выступает ее редкое проявление. Всех описанных в литературе случаев недостаточно для выстраивания теории, характеризующей болезнь, выявления эффективных методов ее лечения и диагностики. А поскольку ликантропия не требует отдельного лечения и устраняется вместе с основной патологией, у компаний, работающих в области медицины, нет никакой мотивации для того, чтобы тратить деньги на изучение этого заболевания.

Причины

Большая часть известных случаев возникновения ликантропии относится к одному из проявлений шизофрении, биполярного расстройства и реактивной депрессии. Но стоит отметить, что около одной пятой всех известных случаев заболевания ликантропией вызваны иными причинами. К этим причинам можно отнести:

  • органические патологии мозга;
  • употребление галлюциногенов;
  • заболевания дегенеративного типа;
  • ипохондрический синдром;
  • галлюциноз.

Проведенные исследования утверждают, что ликантропия протекает с изменениями в центральной и прецентральной извилинах теменной доли, часто вовлекая и серое вещество из областей, близких к коре мозга. Комплексное нарушение работы этих зон и является причиной нарушений восприятия больным своего тела.

Древние легенды говорили о возможности передачи ликантропии по наследству, а после определения причин, которые провоцируют болезнь, стало понятно, почему она имеет наследственный характер: подавляющее число расстройств, вызывающих ликантропию (особенно шизофрения), имеют наследственную природу.

Ликантропия и гипертрихоз

Одной из возможных причин распространения слухов и сочинения легенд об оборотнях является гипертрихоз .

Это такое заболевание, которое характеризуется наличием у человека густого волосяного покрова, при этом волосами покрыто все тело, включая лицо, что внешне роднит человека со зверем.

Повышенный уровень оволосения имеет наследственный характер и часто встречается у народов, в традициях которых разрешено и приветствуется заключение браков с близкими родственниками, что отвечает главному правилу проявления болезни: дефективный ген должен встречаться повторно на протяжении нескольких поколений. Такая пугающая внешность была безоговорочным предлогом для инквизиторов: больного клеймили «оборотнем» и использовали принятые методы борьбы с волко-людьми.

В настоящее время связь данной болезни с ликантропией находится на стадии малой изученности , даже меньшей, чем изученность психической стороны недуга.

Лечение

Рассматриваемое расстройство не всегда поддается успешному лечению. Даже при использовании нейролептических и антипсихотических препаратов для подавления шизофрении, есть риск возвращения проявлений болезни при рецидивах.

Остаточные симптомы могут сохраняться и при излечении с помощью транквилизаторов от таких болезней, как депрессия и маниакально-депрессивный психоз.

В случаях устранения последствий употребления вызывающих галлюцинации веществ, а также при поражениях мозга органического характера лечение имеет довольно низкую эффективность.

Самое большее, чего удается добиться, – это ликвидация аутодеструктивных действий и снижение вероятности возникновения ситуаций, угрожающих посторонним людям.

Стремление стать сильным, ловким и неуязвимым, приобрести способности, которых нет у большинства людей – естественное желание практически каждого человека. Многим из нас кажется привлекательной мысль о том, чтобы стать магическим существом – например, оборотнем.

Возможно ли это для обычного человека в реальности?

Согласно старинным легендам, оборотень – это человек, обладающий способностью превращаться в какое-либо животное. Превращение может происходить по желанию оборотня или непроизвольно, под влиянием определенных факторов, чаще всего полнолуния. В Европе оборотни, как правило, превращаются в волков, о чем свидетельствует другое название таких существ – волколаки или вервольфы.

В Японии животная ипостась оборотня – лиса, и даже в человеческом облике его украшает пышный лисий хвост, который он прячет под одеждой. В странах Африки более популярны оборотни кошачьих пород: леопарды, тигры и т.д.

Когда оборотень находится в человеческом облике, он неотличим от обычных людей. Некоторые утверждают, что моменты пребывания в звериной шкуре стираются из памяти человека. По другой версии память сохраняется, но звериное тело оборотня ведет непреодолимый инстинкт, который заставляет его нападать на людей и животных.

Ученые считают, что легенды об оборотнях возникли из-за случаев помешательства, когда сумасшедшие представляли себя животными, питались сырым мясом и с рычанием набрасывались на людей. Античные врачи описывали такие симптомы у некоторых больных, называя болезнь «ликантропией», от греческих слов «ликос» — волк и «антропос» — человек.


Считалось, что заболеть ликантропией можно, если человека укусит волк или другое животное.

По легенде, оборотнем можно стать, если:

— родиться от матери-оборотня или отца-оборотня;

— получить укус другого оборотня;

— провести специальный магический обряд.

Согласно древним славянским поверьям, для того, чтобы стать волколаком, нужно найти в лесу отпечаток волчьей лапы, заполненный водой, аккуратно собрать эту воду и выпить в . После этого достаточно будет набросить на плечи волчью шкуру, чтобы превратиться в волка.

Некоторые опытные ведуны поступали по-другому: собственноручно ковали и закаляли специальный нож, после чего отправлялись на охоту в лес. Человек должен был омыть его в крови трех волков, чтобы он обрел волшебные свойства: достаточно было воткнуть волшебный нож в землю и перекувырнуться над ножом спиной назад, чтобы обратиться волком.

Правда, чтобы опять стать человеком, волк должен был точно так же кувырнуться над . Поэтому для превращения ведун выбирал самое глухое и безлюдное место: ведь если вытащить нож из земли, он не сможет вернуться в человеческое тело и до конца дней останется в волчьей шкуре.

Колдуны Западной Европы решали вопрос по-другому. Они варили зелье, в состав которого входили весьма экзотические компоненты: кровь нетопыря, волчий и лисий мех, волчья ягода и т.д. Кандидат в оборотни должен был дождаться полнолуния и ровно в полночь, раздевшись догола, натереться этим зельем, используя в качестве кисточки кусочек волчьей шкуры.


Вполне возможно, что смельчак, рискнувший на этот эксперимент, в самом деле чувствовал себя волком, поскольку волчья ягода, или белладонна – очень ядовитое растение, вызывающее галлюцинации. Человек мог под действием наркотика вообразить себя зверем, бегать на четвереньках, рычать и даже набрасываться на окружающих.

Желание стать оборотнем можно успешно реализовать в игре «Симс 3», причем для этого разработчики предусмотрели три возможности.

1. Создавая своего персонажа, можно сразу выбрать расу оборотней. В настройках формируется внешность для человеческого и волчьего воплощения, а смена ипостаси происходит с помощью кнопки «Превратиться».

2. В лавке Алистера можно купить эликсир, который называется «Проклятие Ликана», и выпить его.

3. Можно подружиться с оборотнем, и тогда через некоторое время он укусит вашего персонажа, превратив его в оборотня.

В Скайриме для того, чтобы стать оборотнем, нужно выполнить определенные квесты – например, линейку квестов Соратников Вайтрана. После выполнения Серебряной Руки, выпив кровь вервольфа, вы сами приобретете эти способности.


Для того, кто хочет вылечиться от ликантропии, предусмотрен квест Аелы, пройдя который, нужно отправиться на беседу к Кодлаку Уайтмену. Он расскажет о проклятии Компаньонов и даст задание Честь Крови, которое сможет вернуть оборотню человеческую сущность.

Похожие публикации