Дело Серебренникова — это далеко еще не конфликт с властью, но уже пробившееся несогласие с ее действиями. Любимый театрал Суркова Серебренников замешан в разворовывании грантов от Мединского - pravdoiskatel77. Серая тень сурка

Кирилл Серебренников в суде. Фото РИА "Новости"

Дело Серебренникова собрало в его защиту «широкую» коалицию людей, влияющих на общественное мнение. Это далеко еще не конфликт с властью, но уже пробившееся несогласие с ее действиями. Пожалуй, примеров подобного мы за последние годы не найдем. Быть может- события зимы 2011.

  1. Конечно, все, и прежде всего- группы влияния, наша культурная элита должны были прочитать сигнал о сохраняющейся «особой субъектности» силовиков. Тренд, который начал набирать силу с 2012, оформился в 2014 и достигший пика к 2016, казалось в 2017 должен был смениться «оттепелью». Но все не совсем так. Силовики действуют автономно и способны изменить любую политическую, общественную или информационную повестку. При этом, ни о какой нелояльности силовиков по отношению к власти речи не идет. И слова Президента, которые вспоминали многие как негативную оценку следователей в отношении режиссера, здесь особой роли не играют.

Есть оценка действия, а есть поручение Президента силовикам работать по теме коррупции и доводить дела до суда, «но без 1937 года». Силовики поручение исполняют, а вот как они это делают и главное-зачем — это уже другая тема.

  1. Перехват государством (а в нашем случае — силовиками) общественного запроса на борьбу с коррупцией, на войну с воровством госсредств, всегда несет риски бумеранга (или ответочки). На десяток резонансных дел по коррупции, обязательно в числе обвиняемых будут фигуранты, ставшие любимцами общества. Инициировав запрос, общество должно понимать, что все не закончится только прогулками по бульварам. Государство сажать будет не только неприятных чиновников, но также известных и приятных товарищей, оказавшихся около госфинансирования.
  2. Любое громкое уголовное дело обязательно затронет значимые политические и экономические группы влияния. Следствие всегда работает широкой кистью и пылесосит информацию. В деле Серебренникова возникло две версии, кто же попадает под удар.

— (1) Многие упомянули имя Капкова. Действительно, связка Серебренников-Капков прямая. Режиссер подписывал контракт с главой Департамента культуры Москвы. Через Капкова можно получить выход на большое количество людей в политике и в бизнесе. Да хотя бы и на Абрамовича. Плюс, Капков — это связка с мэром Собяниным, который в последнее время подвергается ударам. Не случайно, что на неделе мэр столицы минимум несколько раз упоминался в качестве преемника Президента или будущего премьера.

Кирилл Серебренников и Владислав Сурков

— (2) следующая версия — это заказчики-идеологи. Внимательное прочтение обвинения говорит, что СК интересуют не московские дела, не Гоголь-центр, их интересует история с Министерством культуры России — история 7 студии. Серебренников под студию получил госфинансирование. В число тех, кто был в курсе вопроса называют — Суркова, Жукова, Авдеева. По всей вероятности, именно Сурков соглашался на создание 7 студии. И в деле Серебренникова, именно Сурков самый уязвимый персонаж. Здесь можно вспомнить, как Сурков уже вступал в публичный конфликт с сегодняшними заинтересантами дела (Бастрыкин и компания) в мае 2013.

Чулпан Хаматова зачитала обращение актеров в поддержку Кирилла Серебренникова и «Гоголь-центра». Фото Новая Газета

  1. «Второй круг» дела Серебренникова (после публичной реакции Президента, после негативной реакции представителей культуры, после негатива в СМИ) можно даже считать «ответом» со стороны силовиков неким конкретным покровителям (защитникам) режиссера. Это такой «русский ответ», когда стороны буквально должны выжать весь свой ресурс, чтобы показать свой вес и сломить оппонента. Сколько это будет продолжаться? Но, видимо, пока одна из сторон не даст слабину, или не вмешается третья сила, либо (как это было по реакции на дело Бельянинова) не последует грозный окрик и затем слетят погоны. Но пока этого не случилось — игра продолжится. Правда, самих фигурантов дела ждут томительные дни и не радостные перспективы.

Список деятелей культуры и публичных фигур, поддержавших Серебрянникова: Солженицына, Бондарчук, Малахов, Улицкая, Урин, Киркоров, Миронов,Калягин, Андрей Смирнов, Авдотья Смирнова, Козловский, Додин, Хаматова, Герман, Райкин, Попогребский, Мизгирев, Гаркалин, Слепаков, Раппопорт, Исакова, Светлаков, Лиза Боярская, Верник, Виторган, Хабенский, Трегулова, Собчак, Ургант, Картозия, Сванидзе, Будберг, Кудрин, Титов, Полина Дерипаска, Ирина Прохорова.

https://www.сайт/2017-05-24/oleg_kashin_o_nepriyatnostyah_kirilla_serebrennikova

Если долго вглядываться во власть

Олег Кашин о неприятностях Кирилла Серебренникова

Максим Блинов/РИА Новости

Мы познакомились семь лет назад и сразу же поссорились; прошлой весной в общей компании оказались за одним столом и старались друг друга не замечать, было неприятно.

Чего поссорились: семь лет назад я брал у него интервью , и ему хотелось рассказать мне про какую-то сложную и интересную постановку к 9 Мая, а меня и эта постановка интересовала только с той точки зрения, что государству нужен патриотизм и «спасибо деду за победу», и он это «спасибо» за соответствующие деньги обеспечивает, но вообще мне гораздо интереснее было про инсценировку «Околоноля» — уже было известно, кто считается автором этой повести, Серебренников вызвался ее ставить, и мне было приятно, спрашивая его об этом, добиваться ответов в том духе, что не имеет значения, кто автор, просто это очень глубокая и точная повесть, лучше, чем у других, отразившая дух времени, и само название «Околоноля» — какое оно многогранное и талантливое, ведь в слове «околоноля» можно услышать и «околожизни», и «околосмерти», и даже (почему-то) «околожопы» — вот он мне что-то такое говорил. И выглядело это с поправкой на понятную разницу между эпохами, как если бы Юрий Соломин давал интервью о том, как ему приятно было играть Брежнева в спектакле «Малая земля» в Малом театре — все более чем очевидно, но приходится валять дурака, и несколько минут позора, видимо, компенсируются всеми остальными бонусами, связанными с этой постановкой. О Серебренникове я знал, что он дружен с Владиславом Сурковым и что эта дружба к тому времени была материализована в дорогостоящем пермском фестивале «Территория», за который платил таинственный фонд, возглавляемый сурковским то ли одноклассником, то ли другом детства, который, как мне говорили, на самом деле и есть тот таинственный автор модной повести, про которую все думали, что ее написал Сурков и поэтому ее хвалили.

Интервью снимали на видео, и Серебренников приходил на эту съемку ко мне в редакцию. Камера выключилась, мы встали, я пошел его провожать до дверей, простились, как мне показалось, довольно тепло, пожали руки, но как только дверь за ним закрылась, я получил от него огромную (и это меня поразило — когда успел написать?) эсэмэску, в которой было написано, что напрасно я рассчитываю сделать карьеру на том, чтобы обижать людей, ничего хорошего из меня в жизни не получится, и он желает мне гореть в аду. Я понимал, на что он обижен, но меня это совсем не расстроило — ну в самом деле, мужик, если ты выбрал роль придворного панка, будь готов к тому, что тебя о ней будут спрашивать, и никто не обещал, что будет легко. Разумеется, я озаглавил интервью самым очевидным «Околокремля», и Кирилл Серебренников занял в моей памяти ту полочку, на которой сидят заслуженно (конечно, бывают и незаслуженно, но тут не тот случай) обиженные мною люди. Я, конечно, следил за его дальнейшей судьбой, и ничего в ней не показалось мне поводом думать о нем как-то иначе: да, ушел Сурков, но пришел Капков, и роли остались прежними, но говорить о них что-то сверх уже сказанного — да зачем?

И сейчас, когда в «Гоголь-центре» весь день хозяйничали силовики и оперативники ФСБ увозили Серебренникова на допрос, и есть уже двое задержанных по этому делу, и была обеспокоенная публика и актеры перед театром, и Чулпан Хаматова, читающая соответствующую речь, — по всей логике я сейчас должен злорадствовать, потому что ну да, если на протяжении многих лет играть с властью в ее игры, то рано или поздно власть изменит правила, и обаятельный автор «Околоноля» превратится вдруг в безжалостного следователя, который положит перед тобой бланк чистосердечного признания и спросит: «Ну что, надумали?»

Вячеслав Прокофьев/Коммерсантъ

Это злорадство — да, оно кажется естественным, но у него тоже есть своя драматургия. Радуясь неприятностям того, кто тебе неприятен, ты как-то сам собой неизбежно становишься на сторону этого следователя, тех оперов, которые сажали режиссера в свою машину и увезли на допрос, тех росгвардейцев (это же были росгвардейцы?), которые, заперев труппу в театральном зале, сами того не желая, разыграли отвратительную сценку из осени 2002 года — у людей в камуфляже всегда гораздо больше общего между собой, чем они сами об этом думают. И столько же общего у меня с Серебренниковым; разумеется, мне он в любом случае роднее, ближе и понятнее, чем те мужчины и женщины в погонах, которые в этот вторник пришли в театр, и если какие-то рациональные, политические или личные соображения подталкивают меня к тому, чтобы порадоваться неприятностям Серебренникова — они ведь подталкивают меня прежде всего в объятия того опера, который ногой выбивает дверь кабинета, а потом говорит, что вошел в историю театра. А я не хочу в его объятия, поэтому оставим злорадство тем милым людям, которые по какой-то причине относят себя к числу носителей абсолютной моральной правоты — таких людей у нас много, они всегда выступают по таким поводам, и, по-хорошему, из них получились бы отличные чекисты, если бы место чекистов не было занято теми парнями, которые конвоировали Серебренникова.

Серебренников — это форма жизни, которая может не нравиться, может возмущать, может отталкивать. А росгвардейцы, чекисты, следователи — это что-то другое, не форма жизни, а часть вполне бесчеловечной машины, все разрушительные и отравляющие свойства которой общеизвестны и отвратительны. Всякий попавший под эту машину заслуживает безоговорочного сочувствия, даже если он сам имел в виду все риски, когда начинал с ней взаимодействовать. А если не думал о рисках — то тем более.

Много лет Кирилл Серебренников вглядывался во власть и в ее людей, а в какой-то момент, как и положено, власть начала вглядываться в него. Нехорошо так говорить, но я надеюсь, что пережитые им в этот день унижение и страх окажутся сильнее всех возможных оправданий в том духе, что власть неоднородна, и что в ней кроме этих оперов есть и симпатичные интеллигентные люди, с которыми можно иметь дело, добиваясь от них поддержки и помощи. Я надеюсь, что итогом этого неприятного дня для него станет такое безусловное и весомое «Будьте вы прокляты», которое он затаит в себе и рано или поздно обрушит на голову этого государства, уже не разглядывая и не разбираясь, кто там в этой вертикали хороший, а кто плохой. И если во власти обнаружится какой-нибудь очередной театрал, который покажет ему рукопись очередного «Околоноля», Серебренников тихо, но твердо скажет ему: «Иди ты на***». И в идеале такая модель поведения станет эталонной для всей российской творческой интеллигенции — никогда не поздно понять, что другого разговора это государство просто не заслуживает.

Желающие свидетельствовать против худрука «Гоголь-центра» выстраиваются в очередь.

Режиссеру Кириллу Серебренникову вчера официально предъявлено обвинение в мошенничестве. Ночь он провел в ИВС на Петровке, сегодня утром выехал в Басманный суд. Одновременно с этим в федеральный розыск объявлена продюсер Екатерина Воронова — по версии СК она долгое время скрывается от следствия. Расследование имеет политическую составляющую.

Спектакли Серебренникова

Задержаный Серебренников — человек Владислава Суркова. Следствие будут интересовать показания на Сурквоа, членов его окружения и министра культуры Владимира Мединского.

Журналист Олег Кашин вчера напомнил о своем общении с режиссером в 2010 году:

«Серебренников приходил на съемку ко мне. Как только дверь за ним закрылась, я получил от него огромную (и это меня поразило — когда успел?) эсэмэску, в которой было написано, что напрасно я рассчитываю сделать карьеру на том, чтобы обижать людей, ничего хорошего из меня в жизни не получится, и он желает мне гореть в аду»

В том же году Кашину проломили голову, что он тогда связывал с командой Владислава Суркова, его друзей Андрея Ураева и Василия Якеменко. Роль Серебренникова в этом инциденте описана в открытых источниках.

Незадолго до покушения Олег Кашин сообщил, что текст романа «Околоноля», авторство которого приписывают Владиславу Суркову, на самом деле готовил Андрей Ураев.

Ураев - постановщик трюков, близкий друг Суркова, партнер его жены Наталии Дубовицкой по крахмальному бизнесу. Совместно с администрацией президента, где работал Сурков, финансировал кинематографические проекты. Ураев и режиссер Кирилл Серебренников были учредителями культурного фонда «Территория».

Ежегодно эта организация при поддержке Владислава Суркова и Минкульта проводила масштабный фестиваль. По состоянию на 2011 год КФ «Территория» из бюджета были выделены $1,6 млн. Директор КФ возглавляла НП «Фестиваль «Новый Европейский Театр», которое отдельно получило из бюджета 24 млн 450 тыс рублей. Государство финансировало планируемые структурой Ураева и Серебренникова «обменные мероприятия с Республикой Абхазия». Размер внебюджетных отчислений неизвестен, хотя они считаются основными.

Перед нападением Кашин также указал, что карьера Роберта Шлегеля, выдвинутого в депутаты Государственной Думы от партии «Единая Россия», связана с женитьбой на дочери Ураева. После покушения на журналиста и скандальной огласки парламентарий публично опроверг информацию о своем браке с родственницей Ураева. А еще через год зять друга Владислава-Суркова Роберт Шлегель заявил, что опровержение факта брака с Евгенией Ураевой-Шлегель было шуткой.

Владислав Сурков

Указанные обстоятельства не означают, что на Олега Кашина напали по приказу Владислава Суркова. Но они хорошо объясняют, почему Кирилл Серебренников, будучи другом Суркова и зависимым от него бюджетополучателем, искренне желал, чтобы Кашин «горел в аду».

Вчера утром Серебренников, снимавший в Санкт-Петербурге фильм о Викторе Цое, был доставлен в Москву на допрос в Главное управление по расследованию особо важных дел СКР. После следственных действий режиссера был задержан. Привлекать для этого спецназ следствие не стало, очевидно вспомнив нелестный отзыв президента Путина о майских обысках «Гоголь-центра» Серебренникова по тому же делу. СКР сообщил, что Серебренников подозревается в организации хищения 68 млн рублей, выделенных в 2011-2014 годах «на поддержку развития и популяризации современного искусства в рамках проекта “Платформа”».

Этот проект Серебренников запустил при участии Суркова. На реализацию и финансирование которого в 2011-2014 годах Минкультом было выделено более 214 млн рублей из федерального бюджета. Под проект Серебренников создал АНО «Седьмая студия». К ее работе режиссер привлек своих знакомых Юрия Итина, ставшего гендиректором АНО (сейчас директор Ярославского театра драмы имени Федора Волкова), экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского и Екатерину Воронову ставших генеральными продюсерами нового проекта, а также Нину Масляеву, которая возглавила бухгалтерию «Студии». Сам господин Серебренников стал художественным руководителем АНО.

Выполняя указания господ Серебренникова и Итина, другие фигуранты расследования ежегодно разрабатывали планы мероприятий в рамках проекта «Платформа», «содержавшие заведомо недостоверные завышенные сведения об их количестве и стоимости», цитирует версию следствия «Ъ». Затем они представляли их министру культуры Владимиру Мединскому в качестве обоснования суммы требуемого бюджетного финансирования. В дальнейшем они же изготавливали и представляли в министерство финансовые и творческие отчеты, свидетельствующие о том, что полученные АНО «Седьмая студия» субсидии израсходованы в полном объеме на ранее предусмотренные мероприятия.

По поручению Серебренникова сотрудники АНО заключали фиктивные договоры с подконтрольными юридическими лицами и частными предпринимателями, якобы выполнявшими работы в рамках проектов. Перечисленные по этим договорам средства обналичивались и распределялись Серебренниковым между остальными предполагаемыми участниками хищений. Таким образом было похищено 68 млн рублей. В итоге СКР предъявил режиссеру обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, максимальная мера наказания — лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного млн рублей).

Поначалу казалось, что следствие ограничится задержанными ранее фигурантами в лице Юрия Итина, Алексея Малобродского и Нины Масляевой, однако в окружении Кирилла Серебренникова, получившего мощную поддержку от близких к Владиславу Суркову лиц (они писали обращения во все инстанции, в том числе президенту Путину), не исключали худшего варианта. Письмо в защиту Серебренникова передал лично президенту знакомый Суркова Евгений Миронов. Он сам может оказаться в числе фигурантов дела, потому что месте с Серебренниковм и Ураевым числился среди учредителей «Территории».

Временно исполняющим обязанности руководителя «Гоголь-центра» станет заместитель художественного руководителя по финансам Юлия Калинина.

Свою вину, как и во время первого допроса, проведенного три месяца назад, господин Серебренников не признал. Однако следствие считает, что она подтверждается показаниями других фигурантов расследования. Как ранее сообщало агентство «Руспрес», бывший бухгалтер автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия» Нина Масляева показала, что Кирилл Серебренников и двое других арестованных в рамках этого дела театральных работника реализовали план обналичивания и хищения бюджетных средств, а затем заставили ее внести в финансовую отчетность ложные сведения.

В «деле Серебренникова» появился новый фигурант. В мошенничестве подозревается Софья Апфельбаум, бывшая чиновница министерства культуры. Источник Business FM придерживается такого мнения: в этом деле просто ищут козла отпущения

Кирилл Серебренников. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Директор РАМТ задержана по подозрению в мошенничестве. В Следственном комитете считают, что Софья Апфельбаум была в сговоре с Кириллом Серебренниковым и участвовала в хищении из бюджета не менее 68 млн рублей. Театральная общественность уверена, что Апфельбаум хотят сделать козлом отпущения.

В театральных кругах Софью жалеют — у нее безупречная репутация, она боролась за современный театр и последние два года в кресле главы РАМТ была очень успешной.

Должность досталась ей после ухода из Министерства культуры, где она руководила департаментом государственной поддержки искусства и народного творчества. В период ее работы и были выделены те бюджетные средства, в хищении которых подозревают бывших руководителей «Седьмой студии».

Куда тянется ниточка: Апфельбаум, Серебренников, Вырыпаев, Сурков, Медведев... и ФСБ?
Странная последовательность, скажете? А вы почитайте...

Тут, граждане, ко мне в камерный блог "не для всех" на днях случился массовый набег посетителей в старый пост, вот этот -

В посте этом были ссылки еще на два поста -

0. Апфельбаум
Итак, пару тыс. любопытствующих за вечер, что меня крайне удивило и заставило заинтересоваться темой, выяснив, что все нашествие было из запроса в поисковике "апфельбаум софья михайловна биография", который выдавал этот пост вторым после Вики.
Имя "Софья Михайловна" я вообще припомнила с трудом, куда уж мне быть ее биографом, но вот материалы, к которым ведет поисковая фраза с ним, показательны, объединяет все их фамилия Сурков, как видите...

В общем, я крепко задумалась, решив освежить в памяти дело, мною давно не отслеживаемое и вот что нашла из свеженького, полюбопытствуйте -

1. Сурков
Тень Сурка. Дело режиссера Серебренникова принимает политический окрас

Ситуация с «театром Кирилла Серебренникова», известным своими голыми задницами, продолжает неспешно раскручиваться - и принимает уже самый что ни на есть политический оборот. Пока творческая общественность призывает проклятия на головы путинских сатрапов, Серебренников под домашним арестом, а его сотрудники под тюремным - в прессу идут утечки о тех, кто еще попал под подозрение. На днях назвали Софью Апфельбаум, бывшую начальницу отдела финансовой поддержки театрального искусства Минкульта РФ (должность-то какая сладкая!)
В 2011 году Минкульт через Апфельбаум организует как бы «тендер» (у нас же Европа, без тендера никуда!) на «масштабный театральный проект современного искусства» ценой в 214 млн. руб. (7 млн. долл. по тем деньгам). И среди условий конкурса, по данным из СК, занятный пунктик, что победитель должен обладать авторскими правами или лицензией на проект «Платформа».
Поскольку такими правами обладал только его автор проекта Кирилл Серебренников, то именно его «Седьмая студия» тендер и выиграла. Схема старая как мир и применяется везде, где есть госзакупки под конкретного исполнителя.
Сейчас Апфельбаум именно этот пункт и шьют - а удавка на шее Серебренникова и его соратников затягивается при этом все прочнее.
Но вот вопрос: а почему вообще Минкульт отвалил такую сумму какой-то, прости господи, голозадой «Платформе»? Кто ее хозяин федеральному бюджету - кум, сват, брат? - чтобы специально под него сроить липовый тендер?
Радио «Бизнес-ФМ» с кучей оговорок, постоянно вставляя слова «теоретически» и «вероятно», выдало очень простую версию, с которой трудно не согласиться.
Все дескать началось с того, что ушлый Серебренников поставил во МХАТе спектакль «Околоноля» по пьесе некоего Натана Дубовицкого, чье настоящее имя якобы - Владислав Сурков. И - попал в яблочко. Ведь кем был тогда Сурков? «Серым кремлевским кардиналом», которому подчинялась вся «идеология» страны, включая в первую очередь Министерство культуры.
Так вот, по версии радио после премьеры спектакля Серебренников подошел к довольному автору (который приобщился к сонму - как же, мои пьесы ставят во МХАТе, я - Чехов!), и автор спросил: «Что тебе для счастья надо?»
Так «теоретически» и родился проект «Платформа».
То есть Апфельбаум (которая сейчас слезно кается и уже якобы признала, «что халатно относилась к проверке соискателей») вообще тут ни при чем. Ей дали отмашку с самого верха (из АП от Суркова, выше - только Путин): придет дескать хороший человек, режиссер, надо дать ему все, что попросит. Человек пришел, она и отсыпала. А что ж ей было делать - не давать? И деньги-то небольшие - какие-то 7 млн. зелени, в 2011 году - слезы!
А теперь ей грозят судом.

И очень похоже, что копают на самом деле под Суркова. Очередная «борьба башен». Сурков хочет вернуться в большую политику - а ему не дают через «большое театральное дело». Хотят, видимо, получить на него показания от Апфельбаум. Возможно, что и неожиданные неприятности Мединского с его диссертацией связаны с той же «борьбой башен».
А ведь казалось сперва, такой удачный ход - поставить это графоманиистое «Околоноля», что рвался продюсировать король театрального гонорара Табаков, называя эту пьесу «неизвестного автора» шедевром! Хоп - и в дамки сразу.
А вот поди ж ты… Не поставил бы - век бы к большим деньгам и постановкам не пробрался. Поставил - загремел в итоге. Вот и выбирай.

---
2. Медведев
В комментах прозвучала еще одна любопытная подробность -

Там и Медведев появился в деле:
«Было письмо за подписью Медведева — президента — о выделении денег на этот проект. Затем было решение правительства, и Министерство культуры выполняло волю правительства. Соня по доверенности подписывала инвестиционное соглашение с Серебренниковым», — сказала адвокат.

https://zona.media/online/2017/10/27/ramt-mera

А дальше оказалось еще интереснее, внимание -
sergek26
28 октября 2017
Какие на х--р откаты, какие тендеры? Вы документы читать умеете?
Этот, б--ь, "пикантный пункт", как всем, кроме ТС и СК, известно, - пункт №3 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. N 1191 г. "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта "Платформа"", подписанном Путиным В.В. в г. Москва

"Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта "Платформа".

"Всего за несколько лет успел возникнуть, изменить жизнь и перестать существовать проект «Платформа» на «Винзаводе», где ставились оперы мирового значения, придумывались спектакли и концерты, реализовывались кураторские программы, посвященные новейшей, современной академической музыке композиторов, родившихся и учившихся в России, потом в Европе, ставших примечательными фигурами в европейском музыкальном ландшафте, а после решивших, что в Москве им тоже есть чем заняться. Кураторские проекты композитора Сергея Невского собирали неакадемическую публику на академические программы самого актуального и высоколобого толка - от громких оперных премьер до гастролей и мастер-классов. Целое поколение композиторов и музыкантов обязано «Платформе» если не своим появлением и оформлением, то, по крайней мере, своим расцветом. Но проект «Платформа» в этом году закрылся." (Юлия Бедерова, 2015)
---
3. Серебренников
Так что, граждане, "не все так однозначно" с делом некой Апфельбаум, фамилия которой, конечно, красная тряпка для многих (и небезосновательно, надо признать, на фоне деятельности многих ее творческих соплеменников), но в данном конкретном случае стоило бы разобраться вот в чем, не ограничиваясь тем, что лежит на поверхности.

Почему - на созданный неким мутным типом Кирюшей С., педерастом и псевдорежиссером, все инноваторство которого состоит в нарушении табу и эпатаже, некий мутный проект Платформа, оказывается, выделяется госфинансирование, фактически по факту принадлежности всякой новой постановки этому проекту?

А? С чего бы это государству оплачивать педерастически-педофильские изыски Киры С., все достижения и заслуги которого в дружбе с Асламбеком Д.?
И с какого такого перепугу президент (на тот момент) Медведев все это фактически взятие на содержание государством и Минкультом знатного педераста - высочайше одобрил?

Я, собственно, на эту тему уже высказалась не раз, вот последний, в связи с шокирующе возмутительной постановкой анально-генитального "Нуреева" аж в Большом (которая скоро выйдет, кстати и это вам не Матильда несчастная) -

Но это еще не все, был ведь и такой нюанс, очень любопытный -

Вот цитата -
..Но, очевидно, посчитали необходимым подключить именно эту вторую так называемую службу. До этого «шестая служба» считалась более чем достаточной в таких ситуациях. Честно говоря, полагаю, что это резонанс, который вызывает эта ситуация вокруг Серебренникова. Возможно, влиятельные люди просили за него, вот эти демонстрации около судов привели к тому, что привлекли к оперативному сопровождению дела одну из самых независимых в административном и антикоррупционном, так сказать, плане служб.
Я ранее слышал, что связанные с Министерством культуры дела, во многом касающиеся миллиардера Михальченко, уголовных дел таможни, силовиков, — все это проекты так называемой шестой службы ФСБ, или иначе называемой в узких кругах — «инквизиции».
Когда-то там работал генерал Феоктистов, который, собственно говоря, инициировал многие дела в отношении влиятельных бизнесменов, чиновников. Но, возможно, это какая-то новая, назовем ее так, мода в силовых кругах, потому что периодически, конечно, одна служба усиливается, влияние другой падает. Это, в общем, тайны мадридского двора. Мне кажется, что до сих пор, когда привлекались такие службы к оперативному сопровождению и вообще к участию в каких-либо делах, они умели добиваться обвинительных приговоров, максимальных сроков наказания для лиц, в отношении которых они вели разработку» .

Генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов, сам ранее работавший в подобном подразделении, говорит, что «вторая служба» часто занимается сопровождением дел, связанных с культурой и искусством. Он объяснил почему.
«Служба, которая так или иначе связана с культурой, она более глубоко разбирается в процессах, которые происходят в этой среде. Все, что связано с творческой интеллигенцией, имеет очень много тонких граней. И вряд ли какие-нибудь подразделения по борьбе с экономическими преступлениями могли бы разобраться в самой проблеме. Более того, для самого Серебренникова это, наверное, выгоднее, потому что ребята, которые понимают, что такое искусство, им как-то проще разбираться, в том числе внимать какие-то турбулентные потоки вокруг самого этого уголовного дела. Все, что потребует следствие, «вторая служба» сделает в полном объеме» .

Цитата друга и защитника Серебренникова Вырыпаева оттуда -
"Я знаком с очень влиятельными людьми из разных сфер (крупный бизнес, искусство и наука) , которые признавались мне в своей позиции «делать все, что в их силах, но не выдавать себя, чтобы продолжать что-то делать, пока не сменится эта власть», но я, простите, перестал верить в целесообразность этого метода.
Неужели вы не понимаете, что помогая, например, больным детям или вкладывая свои деньги в частное образование, ценной поддержки Путина, вы оказываете «медвежью услугу» всему нашему будущему поколению, которое вынуждено расти и ходить в школы в России при этом режиме. Режиме, который сегодня полностью контролирует систему образования превратив ее из науки в «пропаганду». Тоже самое можно сказать и про деятелей науки и спорта. Неужели, вы правда, надеетесь на то, что скоро все как-то само— собой поменяется, а сейчас нужно делать свое дело и помалкивать? А в чем наше дело? В научных открытиях? В спектаклях и фильмах? Или главным нашим делом является воспитание «свободного и открытого на жизнь человека»?

В 2018 году нас ждут выборы президента. И скорее всего, на них все же снова победит Владимир Путин, но у нас есть год, чтобы попытаться максимально снизить его рейтинг, а главное его авторитет и авторитет всей этой правящей идеологии. Многие из нас общаются с людьми крупного бизнеса и мы знаем, какое на самом деле существует недовольство властью в этих кругах, разумеется у тех, кто не состоит в самом близком окружении президента. Но опасаясь потерять свои большие деньги, бизнес прячется и молчит, надеясь пережить это время и на всякий случай выводя свои финансы за границу.

Ведь, на самом деле, вам хорошо известно на чем держится эта власть и как она устроена. Владимир Путин является гарантом некой стабильности и порядка, для его близкого окружения, которые могут зарабатывать свои капиталы, при существующем порядке. Но как только действующий президент утратит свой контроль над массами, он сразу же станет не нужен даже и его близким друзьями, потому что глядя на их лица становится понятно, какие ценности у этих людей, — только прагматичные.
Сменить власть в России можно ненасильственным путем и даже не ходя на митинги. Нужно просто перестать направлять свою личную энергию на поддержание этой власти. (примеч. - это уже исправленный автором текст манифеста, изначально речь шла о насильственном, см. пост полностью)
..За этот год, вы, имея все же неоспоримое влияние на большое количество людей, а иногда являясь авторитетами для миллионов, вы можете существенно снизить позицию Путина и его власти в глазах наших граждан, тем более среди молодежи. И если Владимир Путин победит на выборах уже не с таким количеством голосов, на которой он рассчитывает, то его позиция в глазах тех, кто за ним стоит сильно понизиться. И с этого момента начнется медленное угасание силы этой власти."
---
Вот так-то. Понятно, откуда ноги растут?

А вы говорите - "Софочка", выставляя виновным стрелочника, действующего в рамках высочайшего повеления.
Если б только она, высокопоставленный, но всего лишь клерк Минкульта, там, как видите, совсем другие люди в теме и в доле, фамилии их вы услышали сами - и ФСБ там очень даже есть чем заняться, похоже...

P.S.
Кстати, последний материал о Суркове, завершающий штрих -

и еще пара старых о нем же -

Похожие публикации