Люди с неограниченными возможностями. Люди с ограниченными возможностями. Помощь людям с ограниченными возможностями

Лицам, которые сомневаются в собственных силах, обязательно стоит ознакомиться с достижениями знаменитых инвалидов. Правда, большинство людей с ограниченными возможностями, которые добились успеха, сложно назвать неполноценными. Как доказывают их вдохновляющие истории, ничто не может помешать человеку достигать высоких целей, вести активную жизнь и становиться примером для подражания. Итак, давайте же взглянем на великих людей с ограниченными возможностями.

Стивен Хокинг

Хокинг появился на свет абсолютно здоровым человеком. Однако в юности ему был поставлен страшный диагноз. Врачи выявили у Стивена редкую патологию - амиотрофический склероз, который также известен как болезнь Шарко.

Симптомы недуга быстро набирали обороты. Ближе к достижению совершеннолетия наш герой стал практически полностью парализован. Молодой человек был вынужден перемещаться на инвалидном кресле. Частичная подвижность сохранилась лишь в некоторых мимических мышцах лица и отдельных пальцах. Чтобы облегчить собственное существование, Стивен согласился провести операцию на горле. Однако решение принесло лишь вред, и парень лишился возможности воспроизводить звуки. С этого момента общаться он мог лишь благодаря электронному синтезатору речи.

Впрочем, все это не помешало Хокингу войти в список людей с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Нашему герою удалось заслужить статус одного из величайших ученых. Этого человека считают настоящим мудрецом и личностью, которая способна воплотить в реальность самые смелые, фантастические идеи.

В наши дни Стивен Хокинг занимается активной научной деятельностью в собственной резиденции вдали от людей. Он посвятил жизнь написанию книг, просвещению населения, популяризации науки. Несмотря на физический недостаток, этот выдающийся человек состоит в браке и имеет детей.

Людвиг ван Бетховен

Продолжим наш разговор о людях с ограниченными возможностями, которые добились успеха. Без сомнений, место в нашем списке заслуживает Бетховен - легендарный немецкий автор классической музыки. В 1796 году, находясь на пике мировой славы, композитор начал страдать от прогрессирующей потери слуха, вызванной воспалением внутренних ушных каналов. Прошло несколько лет, и Людвиг ван Бетховен полностью утратил способность воспринимать звуки. Однако именно с этого времени на свет стали появляться наиболее известные произведения автора.

В последующем композитор написал знаменитую «Героическую симфонию», поразил воображение любителей классической музыки сложнейшими партиями из оперы «Фиделио» и «Девятой симфонии с хором». Кроме того, им были созданы многочисленные наработки для квартетов, виолончелистов, вокальных исполнителей.

Эстер Вергеер

Девушка имеет статус сильнейшей теннисистки планеты, которая добыла свои титулы сидя в инвалидной коляске. В юности Эстер потребовалась операция на спинном мозге. К сожалению, хирургическое вмешательство лишь усугубило ситуацию. У девушки отняло ноги, лишив возможности самостоятельно передвигаться.

Однажды, находясь в инвалидной коляске, Вергеер решила попробовать сыграть в теннис. Случай положил начало ее необыкновенно успешной карьере в профессиональном спорте. Девушка 7 раз удостаивалась звания чемпионки мира, неоднократно одерживала громкие победы на Олимпийских играх, завоевывала призы в серии турниров Большого Шлема. Более того, Эстер принадлежит необычный рекорд. Начиная с 2003 года, ей удается не проигрывать ни одного сета в ходе соревнований. На данный момент таковых насчитывается более двух сотен.

Эрик Вайхенмайер

Этот выдающийся человек является единственным скалолазом в истории, которому удалось покорить Эверест, будучи абсолютно незрячим. Слепота у Эрика наступила в 13-летнем возрасте. Однако благодаря своей врожденной направленности на достижение высоких успехов, Вайхенмайер сначала получил качественное образование, работал преподавателем, профессионально занимался борьбой, а затем посвятил свою жизнь покорению горных вершин.

О высоких достижениях этого спортсмена с ограниченными возможностями была снята художественная картина, которая получила название «Коснуться вершины мира». Помимо Эвереста, герой взобрался на семь наиболее высоких пиков планеты. В частности, Вайхенмайеру покорились такие устрашающие горы, как Эльбрус и Килиманджаро.

Алексей Петрович Маресьев

В разгар Второй мировой войны этот бесстрашный человек защищал страну от захватчиков, будучи военным летчиком. В одном из сражений самолет Алексея Маресьева был уничтожен. Чудесным образом герою удалось остаться в живых. Однако тяжелые ранения вынудили его согласиться на ампутацию обеих нижних конечностей.

Впрочем, получение инвалидности нисколько не смутило выдающегося пилота. Лишь покинув военный госпиталь, он стал добиваться права на возвращение в авиацию. Армия остро нуждалась в талантливых летчиках. Поэтому вскоре Алексею Маресьеву были предложены протезы. Таким образом, он совершил еще немало боевых вылетов. За проявленное мужество и военные подвиги пилот удостоился звания Героя Советского Союза.

Рэй Чарльз

Следующий в нашем списке - человек-легенда, выдающийся музыкант и один из наиболее прославленных джазовых исполнителей. Рэй Чарльз начал страдать от слепоты еще в 7-летнем возрасте. Предположительно, к этому привела халатность врачей, в частности неправильное лечение глаукомы.

В последующем Рэй начал развивать свои творческие задатки. Нежелание сдаваться позволило нашему герою стать наиболее известным слепым музыкантом современности. В свое время этот выдающийся человек был удостоен номинации на целых 12 премий «Грэмми». Его имя навсегда вписано в зал славы джаза, рок-н-ролла, блюза и кантри. В 2004 году Чарльз вошел в десятку наиболее талантливых артистов всех времен и народов по версии авторитетного издания Rolling Stone.

Ник Вуйчич

Какие еще люди с ограниченными возможностями, которые добились успеха, заслуживают внимания? Одним из таковых является Ник Вуйчич - обычный человек, что с рождения страдает от редкой наследственной патологии под определением тетраамелия. При появлении на свет у мальчика не оказалось верхних и нижних конечностей. Имелся лишь небольшой отросток стопы.

В юности Нику была предложена операция. Целью хирургического вмешательства стало разделение сросшихся пальцев на единственном отростке нижней конечности. Парень был чрезвычайно счастлив, что получил возможность хотя бы с горем пополам манипулировать предметами и перемещаться без посторонней помощи. Вдохновленный изменением, он научился плавать, заниматься серфингом и катанием на скейтборде, работать за компьютером.

В зрелом возрасте Ник Вуйчич избавился от былых переживаний, связанных с физическим недостатком. Он стал путешествовать по миру с лекциями, мотивируя людей на новые свершения. Зачастую мужчина выступает перед молодежью, которая испытывает трудности с социализацией и поиском смысла жизни.

Валерий Фефелов

Валерий Андреевич Фефелов знаменит в качестве одного из лидеров общественного движения диссидентов, а также борца за признание прав людей с ограниченными возможностями. В 1966 году, занимая должность электромонтера на одном из советских предприятий, этот человек подвергся производственной травме, которая привела к перелому позвоночника. Врачи сообщили Валерию, что он на всю жизнь останется в инвалидном кресле. Как это часто бывает, наш герой не получил абсолютно никакой помощи со стороны государства.

В 1978-м Валерий Фефелов организовал Инициативную группу по защите прав людей с ограниченными возможностями на территории всего Советского Союза. Вскоре общественная деятельность организации была признана властями таковой, что грозит безопасности государства. Против Фефелова возбудили уголовное дело, обвинив его в сопротивлении политике руководства страны.

Опасаясь репрессий со стороны КГБ, наш герой был вынужден перебраться в ФРГ, где ему был предоставлен статус беженца. Здесь Валерий Андреевич продолжил отстаивать интересы людей с ограниченными возможностями. В последующем он стал автором книги под названием «В СССР инвалидов нет!», которая наделала немало шума в обществе. Труд знаменитого борца за права человека был издан на английском и голландском языке.

Луи Брайль

В детстве этот человек получил ранение глаза, которое переросло в тяжелое воспаление и привело к полной слепоте. Луи решил не унывать. Все свое время он посвятил поиску решения, которое бы позволило слабовидящим и слепым людям распознавать текст. Так был изобретен специальный шрифт Брайля. В наши дни он находит повсеместное применение в учреждениях, которые занимаются реабилитацией инвалидов.

Сара Бернар

Легендарная француженка, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю», в 1905 году была на гастролях в Рио-де-Жанейро. Эта поездка стала для Сары роковой: в столице Бразилии женщина поранила ногу. Повреждение оказалось настолько серьезным, что через десять лет врачи были вынуждены ампутировать конечность. Многие полагали, что на этом карьера Бернар окончена, однако женщину не остановила даже такая, казалось бы, непреодолимая трудность. Сара не покидала театральные подмостки до самой смерти, а в годы Первой мировой и вовсе выступала перед солдатами на фронте.

Стивен Хокинг


В юности известный физик-теоретик ничем не отличался от других молодых людей: учился в университете, занимался греблей, затем женился на любимой девушке. Однако в начале 1960-х годов, когда Стивену было немногим больше двадцати лет, врачи диагностировали у него боковой амиотрофический склероз, который и привел к практически полному параличу. Прогноз медиков был крайне пессимистичным: они сказали, что пациент не проживет и двух лет. Тем не менее, с того момента минула половина столетия. С помощью специальных устройств Стивен Хокинг максимально реализует свои умственные способности и удивляет научный мир невероятными открытиями.

Рей Чарльз


Известный американский музыкант видел мир вокруг себя лишь до семилетнего возраста. Будучи совсем маленьким, он стал свидетелем гибели своего брата: Джордж тонул в лохани, стоявшей на улице, а Рей не сумел его спасти. После страшного потрясения зрение мальчика начало стремительно падать, а вскоре Чарльз и вовсе перестал различать какие бы то ни было черты окружающих предметов. Впрочем этот недуг не помешал Рею реализовать свой музыкальный талант. Артист не только великолепно пел, но и овладел игрой на фортепиано, органе, тромбоне, кларнете и саксофоне.

Франклин Рузвельт


Рузвельт стал единственным президентом США, занимавшим этот пост в течение четырех сроков. Политическому долголетию не помешали даже проблемы со здоровьем, возникшие еще до начала первой предвыборной гонки: из-за полиомиелита мужчина оказался навсегда прикован к инвалидному креслу. Однако многие граждане страны даже не подозревали, что физические возможности их президента чем-либо ограничены. Надо отдать должное американской прессе — в печать не ушла ни одна фотография, на которой Рузвельт был запечатлен в коляске или на костылях.

Главная проблема современного общества - восприятие людей с ограниченными возможностями как неполноценных. И пока данная проблема существует, инвалидам очень трудно находиться в общественных местах.

Практический каждый человек знает про людей с ОВЗ. Что это такое, вернее, кто такие? Сейчас в нашей стране не стесняются говорить об этом, проявляя сочувствие к немного отличающимся от основной массы индивидуумам. Однако каждому из нас нужно осознать, что взрослые и дети с ограничениями вполне могут обучаться и жить в социуме, как и все остальные. Главное - максимально в этом им помочь. Данная статья расскажет обо всех трудностях и возможностях, связанных с понятием ОВЗ.

Что это такое

Ограниченные возможности здоровья: о чем в данном случае идет речь? В различных источниках ОВЗ описываются как некоторые отклонения от нормы в физическом, сенсорном или психическом плане. Это своеобразные человеческие дефекты, которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными. И именно по этим причинам такие люди не могут выполнять некоторые функции либо полностью, либо частично, либо выполнять их с посторонней помощью.

Подобные особенности детей с ОВЗ вызывали у окружающих различную эмоциональную и поведенческую реакцию. Однако времена меняются, и сегодня к детям с такими проблемами относятся всё более адекватно. Для них создаются специальные условия в образовании (разрабатываются дополнительные программы обучения), обществе, в различных торговых центрах, кинотеатрах, больницах и т.д.

Между тем реакция окружающих на данное заболевание = это одно, а сами дети с такими ограничениями каким образом ощущают себя? Опытные психологи утверждают, что для ребенка это, в первую очередь, сложный психологический барьер. Дети с ОВЗ могут считать себя обузой или ненужными этому миру. Хотя это далеко не так. И основная задача каждого представителя современного общества состоит в том, чтобы помочь им понять это.

Люди с ОВЗ

Понятно, что ограниченные возможности здоровья бывают не только у детей, но и у взрослых. И если дети не всегда понимают свои недуги в силу возраста, то взрослый человек способен их реально оценивать. Взрослый человек способен воспринимать себя таким, какой он есть. И важно дать ему понять, что он ничем не отличается от других, несмотря на его проблемы со здоровьем.

Старайтесь понимать людей с ОВЗ. Что это такое, и как с этим живут люди?. Не относитесь к человеку с жалостью, не показывайте ему этого, не ставьте в неловкое положение. Избегайте вопросов, связанных с его недугом и не указывайте на него. Ведите себя так, словно перед вами абсолютно здоровый человек. Если предстоит общение с ним, а его сопровождает кто-либо, обращайтесь непосредственно к тому, с кем ведётся диалог. Смотрите конкретно на данного человека, ему в глаза. Вести следует себя расслаблено, не показывайте напряжение, неуверенность или страх. Помните: таким людям больше всего требуется банальное человеческое общение, понимание, принятие и дружелюбность.

Виды ограничений

ОВЗ - расшифровка, вызывающая иногда панику у людей. Они сразу представляют себе «овощ», с которым абсолютно невозможно взаимодействовать. Даже опытные педагоги порой отнекиваются от работы с такими детьми. Однако зачастую всё далеко не так плохо и ужасно. С такими людьми вполне можно вести процесс обучения, работы и какой-либо иной деятельности.

Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями. Действительно, данные слова звучат очень неприятно, но дети с подобными заболеваниями зачастую воспринимают всё происходящее вокруг намного лучше, чем обычные дети. Их умственные способности зачастую превосходят умения обычных школьников в несколько раз, они читают много различной литературы, развивают в себе таланты по написанию стихотворений или рассказов, созданию картин, подделкам. В связи с тем, что они лишены некоторых обычных видов времяпрепровождения, им удаётся сконцентрироваться на чём-то более важном и интересном.

Атмосфера в семье

Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья являются именно теми, которые необходимо наблюдать постоянно. Именно в таких семьях большое внимание должно уделяться не только самому ребёнку, но всем членам семьи. Точнее, важно понимать, в каких условиях растёт и воспитывается особенный ребёнок, какие отношения друг с другом в семье, как сами родственники относятся к больному ребёнку.

Ведь в некоторых случаях недуг ребёнка может усугубляться из-за того, что в семье происходят какие-то негативные вещи. Дети с ОВЗ требуют, в первую очередь, особого ухода и заботы от своих родителей. Семья, в которой царит благотворная атмосфера, способна не просто помогать ребёнку, но и существенно повлиять на устранение недуга или ослабления его действия. Там же, где нет взаимопомощи и понимания членов семьи, может лишь стать хуже положение больного ребёнка.

Школа для детей с ОВЗ

Ещё один немаловажный аспект, который влияет на необычного ребёнка - это школа. Как известно, именно там дети проявляют себя по-разному. Каждый ребёнок по-своему уникален, имеет характер, увлечения, взгляды и манеру общения, поведения. И для детей с недугом там тоже имеется место. Именно по этой причине существует ФГОС ОВЗ. Федеральный Государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ - это определённые рекомендации для педагогов, которые призваны помочь в работе.

Эти стандарты включают в себя подробные примеры учебных планов, рекомендации по обучению детей с ограничениями, требования к профессиональной квалификации самих педагогов. На основании этих рекомендаций дети получают образование наравне со всеми. Таким образом, ФГОС ОВЗ является вспомогательным действенным стандартом, а не методом утяжеления работы педагогов в образовательном процессе. Однако некоторым это может казаться иначе.

Специальная программа

В свою очередь, педагоги на основании данного стандарта разрабатывают учебный план. Включают в него всевозможные аспекты. Не только сами педагоги, но и вышестоящее руководство учебного заведения должно контролировать процесс обучения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ может быть разработана в различных видах.

Естественно, многое зависит от того, какой именно недуг у ребёнка, в чём причины его болезни. Поэтому педагог должен составить подробную характеристику ученика, где укажет всю необходимую информацию. Необходимо изучить заключения медицинских комиссий, сведения о семье, о порядке протекания заболевания или отклонения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ складывается из многих этапов, именно поэтому необходимы подробные сведения о ребёнке.

Далее составляется подробный учебный план с расставлением всех задач и целей. Учитываются специальные условия, при которых ученик получает образование. Программа также направлена не только на образование, но и на коррекционную составляющую, и на воспитательную.

Задачи обучения

Обучение детей с ОВЗ требует не только профессиональных знаний, но и некоторых личностных качеств педагогов. Безусловно, к таким детям необходим индивидуальный подход: важно понимать их и быть терпимым в процессу обучения. Расширять пространство образовательной среды возможно только в том случае, если на ребёнка не давить, не позволять ему закрываться, чувствовать себя неуклюжим или ненужным. Важно своевременно поощрять ученика за его успехи в учёбе.

Обучение детей с ОВЗ должно строиться таким образом, чтобы развивались их навыки чтения и письма. Необходимо осуществлять непрерывный контроль за тем, чтобы происходило чередование практической и умственной деятельности. Это нужно для того, чтобы дети не утомлялись, ведь как известно, ограниченные возможности могут отнимать немало сил у ребёнка, как физических, так и психологических. При этом очень важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок с ограниченными возможностями здоровья взаимодействовал и с другими учениками, был частью коллектива, а не отдельным звеном.

Сопроводительный процесс

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья выбирает одной из главенствующих задач процесс взаимодействия с другими школьниками. На протяжении всего обучения ребёнка, сопровождающий должен оказывать разностороннюю помощь не только в развитии, воспитании и обучении, но и в социальном становлении личности. Сопровождающим может являться не только педагог, но и психолог, дефектолог, социальный педагог или иной специалист. Определяющим фактором является именно наличие специального образования у сопровождающего.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя также помощь в обучении при взаимодействии с другими педагогами, родителями. Деятельность такого специалиста направлена на развитие памяти, внимания, речевых и практических навыков ребёнка. Стоит задавать такой темп в процессе обучения, который будет наиболее привычен ученику, позволит ему не просто воспринимать информацию, но и развивать её и свои навыки, качества, умения.

Задачи учителя

Естественно, что процесс обучения является не всегда лёгким для обычных детей, а для больных он ещё более сложен. Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ): расшифровка этой аббревиатуры даёт достаточно обширную информацию людям, если они не являются специалистами или просто никогда её не слышали. Учителя, психологи и другие работники зачастую сталкиваются с подобными детьми.

К сожалению, количество детей с ограниченными возможностями постоянно возрастает. На это влияет ряд определённых факторов, начиная от наследственности родителей и заканчивая ошибками, допущенными врачами. Помимо этого, на рост числа детей с ОВЗ оказывает воздействие стремительное развитие промышленности, приводящее к экологическим проблемам, которые сказываются впоследствии на всем обществе.

Радует только то, что современная сфера образования старается разработать всё более профессиональные методики обучения, которыми могут пользоваться дети с ОВЗ. Школа старается не только дать знания и умения ученикам, но и повлиять на развитие его природного потенциала, на умение адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни в социуме.

Есть ли будущее после школы

Существует мнение, что маленькие дети обычно проще воспринимают нездоровых ребят, чем это происходит у взрослых. Это утверждение по-своему верно потому, что в младшем возрасте проявление толерантности происходит само собой, так как у детей вовсе не существует каких-либо барьеров в общении. Поэтому важно интегрировать ребёнка с ОВЗ в процесс обучения в раннем возрасте.

Даже в детских садах воспитатели знают об ОВЗ, что это такое, и как работать с такими детьми. Если раньше практиковалось формирование отдельных групп, в которых обучались дети с нарушениями, то сейчас пытаются организоватьучебно-воспитательный процесс совместно с обычными ребятами. Это касается и детских садов, и школ. Всем понятно, что ученик по окончании школы должен идти дальше, в университет, среднееспециальное учебное заведение, чтобы приобрести профессиональные навыки, которые должны помочь ему в дальнейшем будущем.

И действительно, в университетах также создаются условия для обучения ребят с ОВЗ. Вузы охотно принимают таких людей в ряды студентов. Многие из них способны плодотворно обучаться и выдавать очень хорошие результаты. Это, конечно же, зависит и от того, как был ранее организован процесс обучения в школе. Дети с ОВЗ - обычные дети. Просто их здоровье немного хуже, и совсем не по их вине. Современный мир всё больше предоставляет широкие возможности для личностной реализации таких детей, разрабатывает принципиально новую модель отношения общества к ним, создавая новые условия развития и становления.

Понимание обычных людей

Таким образом учебный процесс стоит строить и осуществлять, основываясь на многих аспектах. Дети с ОВЗ отличаются не только от здоровых детей, но и друг от друга. У них разные заболевания, в разных формах и с различными перспективами выздоровления. Одним можно помочь с помощью операций, реабилитации, оздоровительных программ, другим помочь невозможно или есть средства немного исправить состояние здоровья. Несомненно, каждый из них по-своему переживает, выражает эмоции, испытывает какие-либо чувства. Но все они очень чувствительны к окружающему их миру и людям.

Те, кто знает про ОВЗ, что это такое, стремятся бескорыстно помогать больным людям, оказывать поддержку и понимать их. И пусть не всегда это специально обученные специалисты, не профессиональные психологи, а обычные люди, они так же способны внушать больному ребёнку веру в лучшее. Порой это поднимает настроение и влияет на чувства ребёнка намного больше, чем профессиональное сопровождение или обучение.

Что мы знаем о том, как живется людям без рук или ног? Какие сложности преодолевают каждую минуту те, кому ставят диагноз церебральный паралич или синдром Дауна? Удивительно, но именно этим людям хватает сил и мудрости мотивировать нас - здоровых, сильных и часто неблагодарных.

Обернитесь

Эта статья не о тех, кто любит себя жалеть с первыми лучами трудностей. Обвинять весь мир в несправедливости, когда уходит мужчина, и плакать в подушку, лежа на диване.

Она о Людях. Очень смелых, сильных, кого мы стараемся не замечать в повседневной жизни.

Сегодня я проснулась. Я здорова. Я жива. Я благодарна. С таких мыслей начинается наше утро? Думаю, что нет. Кофе, душ, бутерброды, спешка, бешеный водоворот планов.

Порой мы даже не замечаем тех, кто рядом с нами. Остановись на секунду! Осмотрись вокруг! На скамейке сидят мама и дочь. Дочери лет двадцать. Похоже, что у нее синдром Дауна. Мы тут же отводим глаза и делаем вид, что не замечаем эту парочку. Так поступает большинство.

Каждый день эти сильные люди начинают утро с борьбы - за жизнь, за возможность двигаться, существовать. За то, чтобы их заметили такие, как мы, и приняли в свой жестокий мир.

Предлагаем 3 истории. Удивительные, сложные, плакательные, вдохновляющие и, ура - разрушающие социальные рамки в нашей голове.

Милости просим.

История первая

Трафальгарская Венера

Как это, родиться без рук и практически без ног? Стать жертвой препарата от токсикоза, который в 60-е годы прописывали беременным. Быть брошенной матерью и подвергаться бесконечным издевательствам в приюте. И с этим “джекпотом” найти в себе смелость и силы стать талантливой художницей, удивительным человеком и счастливой матерью.

“Я просто природная аномалия”, - шутит Элисон. О, да! У этой прекрасной женщины есть силы и для шуток над собой.

Она начала рисовать с трех лет, зажимая карандаш пальцами ноги. Но после операции ноги утратили подвижность, и девочка стала держать карандаш зубами.

После выпуска из приюта она поступила на факультет живописи и, как умела, жила самостоятельно, каждый день совершая новую победу над собой. Она ненавидит слово “инвалид”, учится жить в обществе.

«Да, люди всегда смотрят на меня. Я знаю, что получу каждый раз, покидая свой дом». Элисон сама воспитывает сына и находит в себе вселенскую мудрость заботиться о мальчике так, чтобы он не чувствовал себя “другим”. «Они так смотрят на нас, потому что мы действительно великолепны».

В центре Лондона на знаменитой площади в течение двух лет стояла статуя под названием Трафальгарская Венера. Создал ее знаменитый скульптор и дизайнер Марк Куинн, который был покорен смелостью и женственностью Элисон.

Она красива и упряма, много путешествует, выступает на конференциях, пишет новые картины. У нее своя благотворительная организация “Рот и нога”. Жизнь Элисон полна ограничений из-за аномалии, но она ломает рамки и стереотипы, живет исключительно полноценной и интересной жизнью.

Элисон написала автобиографию с очень символичным названием «Моя жизнь - в моих руках».

А ваша?

История вторая

Солнечная Элли

Просыпаясь, мы не знаем, горе или радость ждет нас в течение дня.

Так ранним утром в обычной британской семье у 16-месячного солнышка с глазами цвета неба поднялась температура.

Ничего особенного для детей. Но маленькое сердце задумало что-то свое и перестало биться. Диагноз - менингит. Вопреки всем прогнозам, кроха выжила. Ей просто очень хотелось жить. Радость предательски сбежала через четыре дня: руки и ноги необходимо ампутировать - точка.

Скажите, как в этом мире жить ребенку без рук и ног? Как общаться со сверстниками, как научиться заново хотеть жить? Это вообще возможно? А эта маленькая умница не просто осмелилась - она устроила бойкот горю.

Перед вами единственный в мире маленький человечек, который освоил паралимпийские бионические лопасти. Элли стала первым ребенком, профессионально играющим в футбол за школьную команду наравне со своими физически полноценными сверстниками.

Маленькое солнце - самый преданный фанат футбола и команды Arsenal. Вместе с папой они не пропускают ни одного матча.

“Она обожает играть в футбол и чувствует себя на футбольном поле словно рыба в воде. Когда я наблюдаю за ее игрой, то совершенно забываю о том, что у нее нет ног ”, - рассказывает мама Элли.

Не все так было гладко сразу после операции. Заново учиться ходить - теперь уже на протезах. Самые первые из них причиняли сильную боль, но Элли соглашалась носить их хотя бы по 20 минут в день.

Маленький, но большой герой, упорная и смелая, мотивирующая совершено разных людей по всей планете.

И если когда-нибудь вам покажется, что вы несчастны, что мир жесток и несправедлив к вам - вспомните это крошечное чудо Элли. Как она улыбается и жадно бежит вперед своей удивительной дорогой.

История третья

Храброе сердце храброе до конца

А теперь вместо плитки вкусного шоколада отведаем немного горькой человеческой жестокости.

Однажды Лиззи включила ноутбук и обнаружила видео с собой под названием “Самая уродливая женщина в мире”. Контрольным выстрелом в висок стали комментарии ниже: «Господи, как она живет, с такой-то рожей». «Лиззи, убей себя», - советовали эти “человеки”.

Девушка плакала несколько дней, а потом начала смотреть видео снова и снова - до тошноты - и вдруг поняла, что это больше ее не беспокоит. Все это лишь декорации, а она хочет быть счастливой, стало быть, пришло время их сменить.

Лиззи родилась с неизвестной пока миру болезнью. Ее организм вообще не усваивает жиры. Чтобы не умереть, ей нужно есть каждые 15 минут. Она весит 25 кг при росте 152 см. Ах да, еще она слепа на один глаз.

В роддоме от ребенка посоветовали отказаться, ссылаясь на то, что она никогда не будет ни ходить, ни говорить. И настоятельно рекомендовали родителям больше не рожать детей, иначе на свет опять появится инвалид.

Удивительно, как люди любят раздавать советы и учить жизни, когда их совсем об этом не просишь. Семья Веласкес подарила миру еще двух детей, совершенно здоровых и прекрасных.

Лиззи выросла и не только научилась ходить и говорить, но и закончила Техасский университет, написала три книги, произнесла речь на женском фестивале TED Austin Women в родном Техасе и сняла документальный фильм о своей жизни.

Вот несколько советов удивительной и бойкой девушки.

Никогда никому не позволяйте вешать на вас ярлык. Кто бы что о вас ни говорил, только вы знаете, на что способны и что собой представляете. Ставьте высокую планку и стремитесь к ней. Собаки лают, караван идет.

Бесполезно отвечать агрессией на агрессию. Когда вас бьют, хочется ударить в ответ. Но отвечая злом на зло, вы лишь увеличиваете вокруг себя негативную энергию. Вряд ли это принесет вам счастье.

Испытания и трудности – необходимые условия роста. Без испытаний мы никогда не достигли бы вершин. Они помогают нам учиться, меняться и становиться лучше.

Любящая семья значит очень много. Родители, которые верят в своего ребенка, каким бы он ни был, делают великое дело. Они формируют в нем уверенность в своих силах, способность справляться с неудачами и идти дальше.

Мир полон жестокости, боли и страданий, детских слез, страшных катастроф. Но все начинается с тебя. Каждый день, час, минуту помни об этом.

Начиная новый день, мы не знаем точно, сколько нам отведено. Но важно твердо осознать: мы можем сделать очень многое. Главное начать. С себя.

Понять, что среди нас есть люди, немного непохожие на нас с вами. И неважно, какой у них диагноз. Самое главное, что это Человек - такой же, как и ты. Они чувствуют и горюют, смеются и плачут, хотят любить и верить.

Порой стоит улыбнуться и просто сказать: “Ты прекрасен(на)”.

Благодарите мир и Вселенную за то, что у вас есть, и еще больше за то, чего, возможно, нет.

  • пока нет
  • Инвалиды – это ЛЮДИ с ограниченными возможностями.

    Люди с ограниченными возможностями, по-русски, инвалиды, есть везде. Ограничение возможностей накладывает свой отпечаток на характер таких людей. И, пожалуй, самой яркой чертой становиться желание быть нужным и полезным. В подавляющем большинстве такие люди хотят и могут работать. Мы все знаем, что трудоустроиться в России хоть как-то инвалиду более чем трудно, что и говорить о возможности найти хорошую работу по душе, силам и оплате. Поэтому мы хотим предложить вашему вниманию рассказ-зарисовку о жизни инвалидов в США. Ее автор – Светлана Букина 17 лет живет в Соединенных Штатах Америки. Ее взгляд на проблему – это просто взгляд со стороны.

    Валиды

    Мне потребовалось прожить в Америке несколько лет, чтобы сообразить, что слово «инвалид» – это написанное русскими буквами английское слово invalid. В словаре Мириам-Вебстер invalid определено следующим образом:

    not valid: a: being without foundation or force in fact, truth, or law b: logically inconsequent – безосновательный, беззаконный, неподтверждённый фактами. Нелогичный. Инвалид – существительное. Мы можем сказать: «Вот идёт инвалид». В английском языке тоже есть подобное слово – cripple, но по степени неполиткорректности оно сравнится разве что с «негром». Это обзывалка, которую злые подростки выкрикивают вслед бедному мальчику на костылях в душещипательных романах.

    Существительные определяют человека – урод, гений, идиот, герой. Американцы любят существительные-определения ничуть не меньше других народов, но вот инвалидов предпочитают называть “disabled persons”. Человек, возможности которого ограничены. Но сначала человек.

    Я работаю в здании Национальной Обороны (National Guard), и инвалиды там – на каждом шагу. Речь не идёт о ветеранах войны, потерявших руки или ноги. Говорят, что их много, но я их не вижу. Сидят себе в своих «кубиках» и выполняют бумажную или компьютерную работу. Я о тех, кто был рождён с неким физическим или умственным недостатком, а чаще – и с тем, и с другим. Солдату без ноги или руки легко подыскать работу. Попробуйте подыскать работу глухонемому умственно отсталому корейцу или женщине в инвалидной коляске, у которой IQ дай Бог 75.

    Кореец собирает у нас мусор из корзинок и выдаёт новые пакетики. Хороший парень, которого все любят, и выдвигают корзинки с мусором из-под столов при первых звуках его добродушного мычания. Женщина в коляске, на пару с полунемым мексиканцем, убирают наши туалеты. Как они это делают (особенно она, в коляске-то) я точно не знаю, но туалеты блестят. А в кафетерии половина сервировщиц явно не от мира сего, да ещё по-английски плохо говорят. Но проблем нет – ткнёшь пальцем, положат на тарелку. Кладут очень щедро, я вечно прошу снять немного мяса, мне столько не съесть. И всегда улыбаются. А в мини-кафешке на третьем этаже работает весёлый парень, совершенно слепой. Такие хот доги делает, что держись. За секунды. Вообще работает лучше и быстрее, чем большинство зрячих.

    Эти люди не производят впечатление несчастных и убогих, да и не являются ими. У инвалидов в колясках специально оборудованные машины, или их развозит приспособленный под это дело микроавтобус. У всех – достойно оплачиваемая работа плюс очень приличные пенсии, отпуска и страховки (на государство работают, как никак). Про то, как им обустраивают квартиры, я знаю на примере собственной покойной бабушки, которой установили специальный телефон, когда она почти оглохла, а потом заменили на такой же, но с гигантскими кнопками, когда она почти ослепла. Да ещё принесли лупу, увеличивавшую каждую букву раз в сто, чтобы она могла читать. Когда ей ампутировали ногу, бабушку перевели в новую квартиру, где под раковинами было место, чтобы въезжать туда на инвалидной коляске, все прилавки были низкими, а ванная комната была оборудована вмонтированными в стену «хваталками», дабы удобно было пересаживаться с кресла на унитаз или в ванную.

    Насмотревшись на этих людей, я стала без грусти наблюдать за умственно и физически отсталыми детьми. Садик, в который ходит мой младший сын, находится в отдельном крыле школы для таких детей. Каждое утро я вижу, как они выходят из автобусов или машин родителей – кто сам, кто с чьей-то помощью. Некоторые со стороны выглядят абсолютно нормально, по другим за версту видно, что с ними что-то не так. Но это обычные дети – швыряются снежками, смеются, корчат рожи, теряют варежки. Они учатся в прекрасно оборудованной школе, где преподают специалисты, которых минимум четыре года обучали тому, как с ними лучше обращаться и как лучше учить таких ребят.

    Недавно мне привелось столкнуться по работе с мужчиной, назовём его Николай, приехавшим в Америку из Москвы несколько лет назад. Проговорив с ним некоторое время, я всё никак не могла взять в толк, что же толкнуло этого человека на эмиграцию. Сам – высококлассный специалист, программист, жена – тоже, и оба были хорошо устроены; старший сын заканчивал одну из лучших физматшкол в Москве. У них была прекрасная квартира, машина… К тому же люди русские, москвичи в Бог-знает-каком поколении, все родственники там остались, все друзья. Никак Николай не вписывался в образ типичного иммигранта. Тем не менее, он был именно иммигрантом: выиграл грин-карту, подал на гражданство, купил дом и возвращаться не собирался. Политика? Климат? Экология? Я терялась в догадках.

    Пришлось спросить прямиком. «Так дочка у меня…» замялся мой новый знакомый. Дочку изуродовали при рождении – как-то неправильно вытащили щипцами. У девочки церебральный паралич в довольно серьёзной форме, она ходит на костылях (тех, что начинаются от локтя, подставки такие), должна носить специальную обувь и отстаёт в развитии на несколько лет.

    В Москве у меня не было ни родственников, ни друзей с умственно или физически отсталыми детьми, поэтому то, что рассказал Николай, явилось откровением и вызвало лёгкий шок. Во-первых, девочку негде было учить. Дома – пожалуйста, а нормальных (читай: специальных) школ для них нет. То, что есть, лучше не упоминать. Жене пришлось бросить работу и обучать дочку дома. Да только как? Таких детей трудно учить традиционными способами, нужны специальные методы, определённый подход. Мало накопать информацию в Интернете – требуется особый талант. У жены-математика талантов было много, но вот этим конкретным Бог обделил. Женщина оставила перспективную и любимую работу и мыкалась с ребёнком-инвалидом, не зная, как с ней заниматься, и ощущая, что жизнь катится в тартарары.

    Но это было только начало. Ребёнку полагались какие-то особые льготы, которые приходилось выбивать, унижаясь и проходя семь кругов бюрократического ада. Хуже всего были визиты к врачам. Девочка боялась их панически, орала, дрожала и билась в истерике. Ей каждый раз делали очень больно, со строгим видом объясняя маме, что так надо. Всё это – за очень приличные деньги, в частной клинике. Николай рассказал мне, что у дочери на много лет установилась фобия – она панически боялась всех людей в белых халатах. Потребовалось несколько месяцев здесь, в Америке, чтобы она начала отходить, и несколько лет, чтобы полностью доверять врачам.

    Тем не менее, всего этого было недостаточно, чтобы толкнуть Николая на эмиграцию. Уж больно глубоко врос он в Россию корнями. Решение уехать было принято, когда дочка стала подрастать, и Николай с женой вдруг поняли, что в той стране у неё нет абсолютно никаких перспектив, нет надежды, уж простите за банальность, на светлое будущее. В Москве можно жить, если ты здоров и способен прилично зарабатывать. Человеку с серьёзной инвалидностью вкупе с умственной отсталостью там делать просто нечего. Они уехали ради дочери.

    Не жалеют. Ностальгируют, конечно, любят свою Родину, ездят туда через два года на третий и российские паспорта берегут. О России Николай говорил только хорошее. Но жить предпочитает тут. Дочка в Америке расцвела, ходит в школу типа той, в которой садик моего сына, отстаёт в развитии всего на два-три года по сравнению с пятью ещё несколько лет назад, завела кучу подружек и научилась любить врачей и физиотерапевтов. Её обожает вся улица. Жена вышла на работу и воспряла духом.

    Николай с семёй живёт не в мегаполисе типа Нью-Йорка или Вашингтона, а в небольшом городе в средне-американском штате. Штат называть не буду – там слишком мало русских, их легко узнают – но представьте себе Кентукки или Огайо. Подобные школы есть везде, при чём там работают не только учителя, но и психологи, и career counselors.

    Кстати, о карьерах. The Americans with Disabilities Act не заставляет, как думают некоторые, принимать на работу инвалидов или гарантировать им трудоустройство. Там чётко написано, что от работника с инвалидностью ожидается ровно то же самое, что и от других. Я лично видела, и принимала участие в интервью, как на работу брали не глухого и не хромого (и не чёрного, кстати), а того, кто лучше подходил для открывшейся позиции. Решения всегда аргументировались, и проблем не возникало ни разу.

    Оглохшему дирижёру, ослепшему фотографу или сломавшему спину грузчику придётся подыскать другую работу. А вот если спину сломал бухгалтер, то работодатель обязан предоставить ему доступ к рабочему месту – построить пандус для коляски, например, или поставить лифт. Парализованный бухгалтер ничуть не хуже здорового, но если его уволят или не наймут, при прочих равных, из-за того, что владельцу фирмы было лень строить пандус или жалко денег на специально оборудованную кабинку в туалете, то босса спокойно могут засудить.

    Сначала многие плевались, но потом здания просто стали по-другому строить. А заодно старые модифицировать – так, на всякий случай. Бытиё определяет сознание. «Под инвалидов» сейчас оборудовано практически всё, везде. Выигрывают не только сами инвалиды, выигрывает общество. О тех, у кого только физические проблемы, даже речь не идёт – страна приобретает высококачественных специалистов в мириадах областей. В одном IBM, например, сотни парализованных, слепых, глухонемых и каких угодно ещё программистов и финансистов. Их работа оценивается ровно по тем же критериям, что и работа всех остальных. Один раз вложив деньги в инфраструктуру, компания пожинает плоды многие годы, получая квалифицированных и, главное, благодарных и верных фирме работников.

    А как же быть с умственно отсталыми? Для тех, у кого всё в порядке с мобильностью, работ тоже полно. Но даже таким, как моющая наши туалеты женщина, находится работа. Удлините ей ёршик и щётку, и она отдраит туалет ничуть не хуже любой другой уборщицы. Можно укладывать еду в пакетики в супермаркетах или стричь газоны, выгуливать собак или следить за малышами. Одна из воспитательниц в садике сына – девушка с синдромом Дауна. Она, конечно, не главная воспитательница и не принимает серьёзных решений, но она очень тёплый и мягкий человек и успокаивает всех орущих малышей, никогда не раздражаясь и не повышая голос. Дети её обожают.

    Давайте забудем на минутку о выгоде для общества. Конечно, благоустроенным людям не надо платить пособие по инвалидности из нашего общего кармана, да и с экономической точки зрения это хорошо, и с демографической. Но дело-то не только в этом. Отношение к старикам и инвалидам – одно из лучших определителей здоровья общества. Никакие экономические показатели, никакая военная мощь, никакой политический вес не скажут вам о стране того, что скажут кучка счастливых детишек с аутизмом, церебральным параличом, или синдромом Дауна, не говоря уж о не менее счастливой группе их родителей. Ведь Америка не только дала дочке Николая надежду на нормальную – и достойную – жизнь, она дала не меньше и её матери.

    Медицина движется вперёд семимильными шагами. Всё больше больных детей доживают до взрослого возраста, а женщины рожают всё позже и позже, нравится нам это или нет. Количество детей с отклонениями вряд ли уменьшится, хотя раннее тестирование беременных позволяет пока держать его более или менее стабильным. Интересен тот факт, что всё больше и больше мам, узнав, что у их ребёнка синдром Дауна или какое-нибудь другое нарушение, предпочитают не делать аборты.

    Конечно, физические проблемы и низкий IQ никуда не денутся, и на среднестатистическом уровне эти люди функционировать не будут. Но в одном можно быть уверенными: каким бы ни был их потенциал, они достигнут максимум того, на что способны. Потому что a person with disability – это не инвалид. Это человек с набором проблем. И если ему помочь, он станет валидом.

    Эта статья вошла в тридцатку самых обсуждаемых статей в блогосфере. А ведь она не содержит ничего такого, на что обычно клюет массовый читатель. Просто спокойный взгляд со стороны, просто зарисовка. Автор не ставил цели гордиться, красоваться, собирать сотни комментариев. В США все привыкли видеть инвалидов такими, какие они есть. Жизнь человека с ограниченными возможностями не становится сверхусилием. Наверно, поэтому у статьи было столько откликов из России.

    Читаешь статью и понимаешь, как мы еще бесконечно далеки от такого социального комфорта. Порой не получается обычную детскую коляску в лифт втолкнуть, а про коляски для инвалидов и говорить не приходиться.

    Год назад мы перевели один из популярных материалов нашего сайта на английский язык Do We Need Sick Children? , статья была посвящена проблемам детей-инвалидов в России. Англоязычные читатели нас не поняли, им была совершенно непонятна проблематика статьи и обсуждаемые в ней проблемы. Вместо того, чтобы привлечь внимание к острой, как мы думали, проблеме, мы акцентировали ту тяжелейшую ситуацию, которая сложилась в Отечестве.

    Однако некоторые сдвиги намечаются и у нас. О проблемах людей с ограниченными возможностями хотя бы начинают говорить. Все больше и больше пандусов, появляются большие вместительные лифты и туалеты для инвалидов. Пользоваться этими благами цивилизации инвалидам пока сложно, ведь дома, какие были такими и остались, равно как и общественный транспорт, метро и т.д.

    Но, основная проблема, скорее всего, не в этом. Инвалиды так долго были изолированы от общества, что теперь встреча с ними для обычных людей подобна шоку. Человек долго с удивлением и любопытством разглядывает инвалида. Получается эдакий «зоопарк» среди людей. Но такая длительная изоляция от «иных» людей не пошла на пользу здоровому, так сказать, обществу. Мы совершенно не владеем знаниями и культурой поведения по отношению к инвалиду. Поэтому и ведем себя с ним дико и бестактно.

    «...Я живу в России, мой ребенок – тяжелый инвалид. Плюс я живу в маленьком провинциальном городе, где для моего ребенка нет НИЧЕГО вообще. Ни лечения, ни обучения, ни какой-либо захудалой интеграции. Мы стараемся гулять с ребенком каждый день и каждый день и меня и ребенка осматривают прохожие с ног до головы, некоторые стараются пройти мимо 2-3 раза, если не удалось всё рассмотреть с первого раза.. Если кто-то видит, что я не могу провести коляску или застряла в сугробе, будут наблюдать, чем кончится дело, вывалю я ребенка на землю или нет, но никто не подойдет помочь… Когда у нас хватает наглости и мы заезжаем в кафе (единственное кафе в городе без ступенек, вход вровень с мостовой),то никто не сядет за наш столик, даже если свободных мест больше не будет.

    И это Россия…наша страна… Родина наша.»

    Что ответишь на это… Бесконечно грустно и бесконечно стыдно. Поэтому начинать решать проблемы социальной адаптации кого бы то ни было надо со здоровых людей, с себя и прямо сейчас. И, пока существуют такие ситуации, как в приведенном комментарии, никакие пандусы, подъемники, поручни и лифты не уменьшат пропасти между здоровым и больным, с обычными возможностями и ограниченными.

    Похожие публикации