Факторный анализ показателей бюджета. Анализ бюджета. План-фактный анализ исполнения бюджета доходов и расходов Эффективность управления доходами

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИХ УРОВНЕЙ

Индексный анализ факторов, определяющих уровень доходов

бюджета Орловской области в 20062007гг.

Статистический анализ доходов и расходов бюджета в абсолютном выражение, а также на основе относительных величин динамики и структуры уже содержит в себе элементы статистического изучения бюджетного процесса в регионе. Для того чтобы осуществить его комплексную оценку необходимо произвести факторный анализ индикаторов бюджета.

На изучении факторов, определяющих уровень и динамику важнейших бюджетных параметров и, прежде всего, уровень доходов бюджета, основывается управление качеством бюджетного процесса в регионе. Состав факторов, определяющих состояние финансово-бюджетной системы, можно охарактеризовать группами, которые представлены на рисунке 15.

Рисунок 15 - Группы факторов, определяющих уровень доходов регионального бюджета

Однако учесть в одной модели факторного анализа все перечисленные обстоятельства не представляется возможным ввиду многообразия природы самих факторов и описывающих их моделей, ориентирующихся, в частности, на учет стохастических либо функциональных связей.

Выбранная модель индексного факторного анализа уровня доходов бюджета Орловской области ориентируется на изучение факторов, находящихся в функциональной связи с моделируемым признаком, и имеет следующий вид:

где H - среднегодовая численность наличного населения;

d ЭАН - удельный вес экономически активного населения;

d зан. - удельный вес занятых в составе экономически активного населения;

W - уровень производительности труда в регионе по показателю ВРП на одного занятого;

d бюдж. - удельный вес доходов бюджета региона в ВРП.

На основе индексного факторного анализа представляется возможным определить приросты доходов региона под влиянием каждого фактора.

Прирост доходов регионального бюджета под влиянием:

1) изменения численности населения:

где I H - индекс численности наличного населения;

2) изменения уровня экономической активности населения:

где - индекс экономической активного населения;

3) изменения уровня занятости населения:

где - индекс занятости населения;

4) повышения производительности труда:

где I W - индекс производительности труда;

5) изменения доли доходов регионального бюджета в составе ВРП:

где - индекс удельного веса доходов бюджета региона в ВРП .

Факторы, определяющие уровень доходов бюджета Орловской области в 20062007гг., приведены в таблице 5:

Таблица 5 - Динамика показателей, учитываемых в модели индексного факторного анализа

На основе приведенных в таблице 5 показателей, используя предложенную методику, выявим степень влияния каждого из них на прирост доходов бюджета Орловской области в 2007 году по сравнению с 2006 годом.



Для удобства интерпретации результаты индексного анализа факторов, определяющих прирост доходов областного бюджета Орловской области в 2007 году в сравнении с 2006 годом, сведем в единую таблицу (таблица 6).

Таблица 6 - Факторная структура прироста доходов областного бюджета Орловской области в 2007г. в сравнении с 2006г.

Анализ данных таблицы 6 показывает, что в 2007г. в сравнении с 2006г. поступления в бюджет Орловской области увеличились в абсолютном выражении на 2374,5 млн. руб. Индексный анализ позволил установить факторную структуру прироста доходов бюджета.

Наибольшее влияние на прирост доходов бюджета оказало повышение удельного веса доходов в ВРП. За счет влияния данного фактора бюджетные доходы возросли на 1243,93 млн. руб., что составляет 52,39% общего их прироста. Вследствие роста производительности труда на 0,03 млн. руб. поступления в бюджет области увеличились на 1056,95 млн. руб. Менее существенный прирост доходов вызвало увеличение удельного веса занятых в составе экономически активного населения с 91,1% до 94,2%. Данное изменение объясняет 7,49% или 177,95 млн. руб. общего прироста доходной части бюджета области.

Рассмотренные факторы способствовали росту поступлений в бюджет области, однако на изменение величины доходной базы в 2007 году также оказали влияние такие показатели как среднегодовая численность населения и удельные вес экономически активного населения, вызвавшие уменьшение прироста доходов бюджета на 4,6%.

Таким образом, прирост доходов бюджета Орловской области в 2007г. в сравнении с 2006г. объясняется влиянием ряда факторов. На основе индексного факторного анализа установлена степень и характер влияния каждого из них.

Бюджетный анализ включает:

1) анализ исполнения бюджета;

2) анализ финансового состояния территории.

Цели бюджетного анализа:

Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

Обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

Обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

Выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

Обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов и плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

Определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов.

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

· уровень финансовой самодостаточности территории;

· уровень устойчивости территориального бюджета;

· факторы, воздействующие на финансовое положение территории и степень влияния этих факторов на бюджет;

Финансовые и контролирующие органы проводят:

· анализ состояния предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

· анализ состояния предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

· анализ состояния предоставления бюджетных инвестиций.

Методы и инструментарий для анализа бюджета:

1. Метод сравнения

Бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости.

2. Метод группировки

Показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

3. Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным, при этом все остальные показатели неизменные. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

4. Бюджетные коэффициенты - относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим. Коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ - сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ - определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ - проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. Сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ - выявление влияния отдельных факторов на бюджетные показатели.

Методы анализа устойчивости территориального бюджета

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы - это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, то есть это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивое состояние бюджета;

2) нормальное состояние бюджета;

3) неустойчивое состояние бюджета;

4) кризисное состояние бюджета.

I.

1) Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии, если

Рмин < Дс + Дп, (16.1)

где Рмин - минимальные расходы бюджета;

Дс -собственные доходы бюджета;

Дп - перераспределяемые доходы бюджета.

Собственные доходы - доходы, поступающие в территориальный бюджет: от соответствующего уровню территориального бюджета региональных или местных налогов; отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на долговременной основе (на срок более трех лет); от неналоговых доходов.

Перераспределяемые доходы - сумма средств, поступающих в доходы территориальных бюджетов, в виде: финансовой помощи (безвозмездных и безвозвратных перечислений); отчислений в процентах от налогов вышестоящих бюджетов, передаваемых на кратковременной основе (на срок один - три года).

2) Нормальное состояние

Рмин = Дс + Дп (16.2)

3) Неустойчивое состояние

Рмин = Дс + Дп + Дд. (16.3)

где Дд - дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств и др.).

4) Кризисное состояние

Рмин > Дс + Дп. (16.4)

II. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

Возможны следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета, представленные в табл. 16.1

Таблица 16.1

Коэффициенты для определения устойчивости территориальных бюджетов

Коэффициенты

Уровень устойчивости бюджета

абсолютно устойчивое состояние

нормальное состояние

неустойчивое состояние

где Д - общая сумма бюджетных доходов;

Р - общая сумма бюджетных расходов;

3 - бюджетная задолженность.

Исходя из экономического и налогового потенциалов территорий, приведенные выше соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть различными для различных регионов, поэтому эти соотношения должны быть определены на основе их анализа для каждого субъекта РФ.

III. Метод анализа устойчивости территориального бюджета

В анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они могут применяться для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку и т.д.

Бюджетные коэффициенты:

1) коэффициент соотношения перераспределяемых и собственных бюджетных доходов:

Кп/с = Дп / Дс

2) коэффициент автономии:

Ка = Дс / Д

3) коэффициент внешнего финансирования:

Кв.ф. = Дп / Д

4) коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами:

Ко.р= Дс / Рмин

5) коэффициент бюджетного покрытия:

Кб.п=Д/Рмин

6) коэффициент налогового покрытия:

Кн.п. = Дн / Рмин

где Дн - налоговые доходы бюджета

7) коэффициент неналогового покрытия:

Кнн.п = Днн.п /Рмин

где Днн.п - неналоговые доходы бюджета

8) коэффициент трансферного покрытия

Кт.п. = Дт.п./Рмин

где Дт.п - доходы бюджета, поступившие в виде трансфертов (безвозмездных, безвозвратных поступлений)

9) коэффициент дефицитности бюджета

Кд = БД / Р,

где БД - бюджетный дефицит

10) коэффициент бюджетной задолженности

11) коэффициент бюджетной результативности региона:

Кб.Р = Дт: Ч,

где Дт - общая сумма бюджетных доходов, созданных на соответствующей территории и поступивших во все звенья бюджетной системы; Ч - среднегодовая численность населения региона;

12) коэффициент бюджетной обеспеченности населения

Кб.о. = Р / Ч.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.


Согласно утвержденной Минздравом РФ в 2004 г. «Номенклатуры работ и услуг в здравоохранении» 1 у.е.т.=10 мин работы медперсонала.

дипломная работа

1.3 Методика бюджетного анализа

В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Цели бюджетного анализа:

Оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

Обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;

Обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

Выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

Обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

Выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

Обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;

Обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

Выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

Определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

Выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;

Совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:

Определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

Определить уровень устойчивости территориального бюджета;

Выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

Определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам, как составления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:

Анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;

Анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

Анализ показателей сводного финансового баланса;

Анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

Анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает:

Анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;

Анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;

Анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

Анализ кассового исполнения бюджета.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.

Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод - сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод -- группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты -- относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.

Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа могут использоваться:

1) горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

2) вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

3) трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;

4) факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.);

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели -- бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Анализ бюджета также можно дополнить анализом его бюджетной устойчивости. Понятие финансовой устойчивости бюджетов было впервые предложено академиком Г. Б. Поляком. По мнению ученого, уровень устойчивости территориального бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов. При этом под минимальными бюджетными расходами понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения.

Устойчивость бюджета - состояние бюджета, при котором обеспечивается нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга.

Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти. Понятие устойчивости бюджета аналогично понятию финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта: оба понятия основываются на общих принципах - полного покрытия текущих расходов, эффективности и экономности расходования средств, обязательности осуществления инвестиционных вложений, страхования непредвиденных расходов и рисков. Вместе с тем они различаются по своему характеру, содержанию одноименных принципов, факторам, влияющим на величину устойчивости, и так далее.

Устойчивость бюджета может быть определена по любому бюджету, начиная от федерального и кончая низовыми - сельскими и поселковыми. Особенно актуально в современных условиях выявление устойчивости по бюджетам 2-го и 3-го уровней бюджетной системы РФ. При этом, чем более длителен период расчета устойчивого состояния, тем более адекватной является оценка того, насколько эффективно и рационально орган публичной власти осуществляет деятельность по реализации своих полномочий и обеспечению развития соответствующие государственные или муниципальные образования.

Для определения количественных и качественных характеристик устойчивости бюджета используют расчетно-аналитические методы: метод коэффициентов и метод экспертных оценок. Количественные характеристики, выражаемые с помощью числовых показателей, показывают финансовое положение субъекта власти за определенный период при данном состоянии экономики. Чтобы выявить способность того или иного территориального образования приспосабливаться к изменениям во внешней экономической среде, добиваться мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в бюджет, а также получить информацию о характеристиках устойчивости бюджета, которые не выражаются в цифровом представлении, применяют экспертную оценку на основе системы баллов (это позволяет проводить сравнение с другими регионами).

Устойчивостью бюджета характеризуют: бюджетную самостоятельность; сбалансированность бюджета; платежеспособность субъекта публичной власти; денежный характер расчетов; экономическую эффективность расходования бюджетных средств; размер и структуру внутреннего и внешнего долга; качество бюджетного менеджмента и др. Бюджетная самостоятельность характеризуется способностью субъекта власти самому мобилизовывать финансовые ресурсы в бюджет, не прибегая к финансовой помощи; показатель для ее оценки - соотношение собственных доходов бюджета (налоговых и неналоговых) и его расходов.

При оценке влияния сбалансированности бюджета исходят из того, что устойчивость бюджета обеспечивается балансом между доходами и расходами, достигнутыми не только в пределах года, но и внутри него (по кварталам, месяцам, декадам, пятидневкам). Необходимость такого внутригодового анализа сбалансированности связана с тем, что даже минимальная величина внутригодовых кассовых разрывов может приводить к невыполнению или несвоевременному выполнению бюджетных обязательств. В ряде случаев, например, когда в расходах бюджета значительное место занимают платежи по обслуживанию внутреннего и внешнего долга, сбалансированность бюджета в рамках одного года не дает информации о возможностях территориального образования мобилизовывать дополнительные доходы в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономической конъюнктуры. Для получения такой оценки устойчивости бюджета необходимо определять не только в границах одного бюджетного года, но и для будущих периодов.

Платежеспособность субъекта публичной власти - его способность полно и своевременно отвечать по своим обязательствам. Для ее обеспечения органы власти (местного самоуправления) используют различные источники средств - и текущие (реальные), и потенциальные.

К реальным относятся: налоговые и неналоговые доходы, поступающие в бюджет; задолженность по начисленным, но неуплаченным налогам и сборам; предоставленные отсрочки по уплате налогов и сборов; просроченная задолженность по налоговым и неналоговым платежам.

Потенциальные доходы включают: заимствования на рынке капиталов; продажу имущества, принадлежащего субъекту власти; рост поступлений налогов за счет увеличения рентабельности предприятий и повышения деловой активности; повышение собираемости налогов и так далее.

Устойчивость бюджета имеет огромное значение в практике бюджетной работы: в современных условиях необходимо правильно оценивать финансово-экономическое (в том числе бюджетное) положение конкретных территориальных образований и на этой основе строить обоснованную бюджетную политику. Анализ устойчивости бюджета нужен инвесторам, чтобы реально оценивать риск вложений капитала в те или другие территориальные образования.

Устойчивость бюджета должна также учитываться и в процессе вынесения решения о несостоятельности субъекта власти дальше руководить экономикой и социальной сферой того или иного территориального образования и принятия мер ответственности к руководителям такого региона или муниципального образования.

Классификация доходов и прочих поступлений в бюджет для оценки устойчивости бюджетного потенциала МО осуществляется по 4 группам:

Налоговые доходы;

Неналоговые доходы;

Безвозмездные поступления, в том числе финансовая помощь;

Прочие поступления, в том числе кредиты и займы.

Для определения бюджетной устойчивости МО выделяют три группы показателей :

Коэффициенты структуры доходов бюджетов:

К1.1 - коэффициент финансовой независимости, рассчитывается как отношение суммы налоговых и неналоговых доходов к общей сумме доходов бюджета

К1.1 = (НД + ННД) / Д, (1)

где НД - налоговые доходы;

ННД - неналоговые доходы;

Д - доходы бюджета всего.

К1.2 - коэффициент финансовой устойчивости, рассчитывается как отношение налоговых (возобновляемых) доходов к общей сумме доходов бюджета

К1.2 = НД / Д, (2)

К1.3 - коэффициент отношения налоговых и неналоговых доходов к финансовой помощи, рассчитывается как отношение совокупности налоговых и неналоговых доходов к общему финансовой помощи бюджету (дотации, субсидии, субвенции)

К1.3 = (НД + ННД) / ФП, (3)

где ФП - финансовая помощь.

К1.4 - коэффициент собственности, определяется как отношение собственных доходов и всех поступлений в бюджеты (доходы и прочие поступления, в том числе кредиты и займы)

К1.4 = СД / П, (4)

где СД - собственные доходы (налоговые, неналоговые, дотации, субсидии);

П - все поступления.

Показатели платежеспособности:

Показатели платежеспособности характеризуют возможность бюджетов рассчитываться по текущим обязательствам.

К2.1 - показатель общей платежеспособности, рассчитывается как отношение доходов бюджета к сумме первоочередных и значимых и социально значимых расходов

К2.1 = Д / (ПР + СЗР), (5)

где ПР - первоочередные расходы;

CЗР - социально значимые расходы.

К2.2 - показатель абсолютной платежеспособности, рассчитывается как отношение доходов бюджета к сумме первоочередных и значимых и социально значимых расходов

К2.2 = Д / СЗР (6)

К2.3 - показатель собственной платежеспособности, рассчитывается как отношение суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета к общей сумме расходов бюджета

К2.3 = (НД + ННД) / Р, (7)

где Р - расходы бюджета всего.

Показатели эффективности управления бюджетом

К3.1 - показатель эффективности использования ресурсов, рассчитывается как отношение недоимки и кредиторской задолженности

К3.1 = Н / КЗ, (8)

где Н - недоимка;

КЗ - кредиторская задолженность.

К3.2 - показатель собираемости налоговых доходов, рассчитывается как отношение налоговых доходов к сумме налоговых доходов и недоимки

К3.2 = НД / (НД + Н) (9)

К3.3 - показатель долгосрочных вложений бюджета, определяется как отношение расходов на капитальные вложения в основные фонды к общей сумме расходов бюджета

К3.3 = РКВ / Р, (10)

где РКВ - расходы на капитальные вложения в основные фонды.

К3.4 - показатель непроизводственных расходов бюджета, определяется как отношение разницы общей суммы расходов и расходов на обслуживание муниципального долга к общей сумме расходов

К3.4 = (Р - ОГД) / Р, (11)

где ОГД - расходы на обслуживание муниципального долга.

К3.5 - показатель эффективности предоставлению бюджетных услуг, рассчитывается как отношение суммы расходов на заработную плату, начислений на выплаты по оплате труда и расходов на увеличение стоимости материальных запасов к общей сумме расходов

К3.5 = (ЗП + НВОТ + УМЗ) / Р, (12)

где ЗП - расходы на выплату заработной платы;

НВОТ - расходы по начислениям на выплаты по оплате труда;

УМЗ - расходы на увеличение стоимости материальных запасов.

Под устойчивым бюджетным состоянием МО понимается такое его состояние, при котором значения показателей, входящих в систему критериев оценки бюджетной устойчивости территорий, находятся в пределах нормативных значений и характеризуются положительной динамикой. Отдельно анализируемый бюджет характеризуется тем лучше с позиций бюджетной устойчивости, тем больше расчетные значения коэффициентов, входящих в первую группу показателей. В группе показателей платежеспособности ситуации точно такая же: тем больше значения коэффициентов, тем выше оценивается платежеспособность. С позиции эффективности управления бюджетом бюджетная устойчивость тем выше, чем больше расчетные значения коэффициентов.

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группками населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Основной целью муниципального бюджетного управления является эффективное использование ресурсов территории и их преобразование в жизненные блага для населения. При этом ведущие направления муниципальной экономической политики состоят в управлении муниципальным имуществом и муниципальными финансами, центральным звеном которых является местный бюджет. В связи с этим, одной из задач муниципального бюджетного управления является обеспечение бюджетной устойчивости.

Анализ бюджетного процесса на муниципальном уровне

Опыт показывает, что даже частичное восполнение «расчетного дефицита» за счет финансовой помощи из бюджетов «верхнего уровня» задает искаженные стимулы для бюджетной политики. Этот путь ведет в тупик, поскольку те...

Анализ доходов предприятия на примере ООО "УТТ Бугульминское"

Первым шагом при анализе доходов анализируются наличие собственных оборотных средств на предприятие (тал. 1.1) Анализ наличия собственных оборотных средств Таблица 1.2.1 Показатели На начало На конец Отклонение 1...

Анализ объема реализации продукции ЗАО "Горковский рыбозавод"

Факторный анализ - раздел многомерного статистического анализа, объединяющий методы оценки размерности множества наблюдаемых переменных посредством исследования структуры ковариационных или корреляционных матриц. Иначе говоря...

Анализ оптимизации налогообложения

Учетная политика организации является важнейшим внутренним документом, определяющим оптимальный порядок ведения бухгалтерского и налогового учета организации, и, как следствие, ее платежеспособность и финансовую независимость...

Анализ финансового состояния

К приемам (методам) финансового анализа отчетности относятся: - чтение отчетности по абсолютным показателям; - горизонтальный анализ; - вертикальный анализ; - анализ тенденций (трендовый анализ); - анализ относительных показателей (финансовых...

Анализ финансового состояния организации в условиях рынка

Под методом финансового анализа понимается способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии . К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей...

Анализ финансовой отчетности предприятия ОАО "Пермский моторный завод"

Финансовое состояние предприятия характеризуется наличием и использованием средств, то есть активами, и источниками их формирования. Основными факторами, определяющими финансовое состояние предприятия...

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Оценка финансовой устойчивости показывает наличие или отсутствие у организации?запаса прочности? и возможность привлечения дополнительных заемных средств...

Анализ финансовых результатов деятельности ОАО "РЭМЗ"

В анализе хозяйственной деятельности, равно как и в других науках, понятие метода возможно рассматривать в двух аспектах: глобальном, отражающем всю полноту данной категории, и частном, определяющим его практическое применение...

Межбюджетные отношения на муниципальном уровне

Даже частичное восполнение «расчетного дефицита» за счет финансовой помощи из бюджетов «верхнего уровня» задает искаженные стимулы для бюджетной политики. Те, кто повышает собираемость налогов и сокращает нерациональные расходы...

Операционный анализ и его роль в обосновании управленческих решений (на примере общества с ограниченной ответственностью "ХХХ")

Как следует из принципиальной схемы, приведенной на рис. 2, процедура операционного анализа осуществляется в следующей последовательности: 1. Определяется сила воздействия анализируемых факторов (Силы операционного рычага) на прибыль; 2...

Особенности финансов дорожного хозяйства

Этот метод представляет собой затратный метод ценообразования, при котором производится определение точки безубыточности и целевой прибыли. Анализ безубыточности осуществляется на основе исследования соотношения "затраты - объем - прибыль"...

Политика улучшения кредитоспособности в организации

В настоящее время в науке финансового анализа используются следующие методы, позволяющие оценить тенденции изменения показателей, сформированных в финансовой отчетности предприятия (организации): горизонтальный анализ; вертикальный анализ...

Политика управления оборотными активами предприятия

Методика анализа оборотных средств представляет собой совокупность приемов, способов, подходов для изучения состояния и эффективного использования оборотных средств в динамике...

Формирование, распределение и использование прибыли предприятия

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования...

Актуальность вопросов факторного анализа доходов, эффективности управления активами, генерирующими будущие доходы, и использования систем раннего выявления и предупреждения структурных рисков, возникающих в процессе планирования и исполнения бюджета и существенных с экономической точки зрения, за последние несколько лет существенно возросла.

Современная экономическая ситуация способствует росту интереса к высокопроизводительным решениям для автоматизации процессов риск-анализа, контроля и мониторинга в режиме реального времени. Первоочередной становится потребность в расширенных функциях прогнозирования, а задачи выявления факторных зависимостей в процессе анализа доходов приобретают первостепенную значимость для обес­печения своевременности и обоснованности принимаемых управленческих решений.

Сегодня большинство компаний - производителей программного обеспечения имеют достаточно широкую продуктовую линейку, позволяющую обеспечить комплексный подход к автоматизации функций анализа. Использование такого программного обеспечения в качестве инструмента эффективного управления доходами позволяет реализовать требуемую методологию управления рисками и одновременно с этим способствует повышению степени и полноты охвата анализируемой информации и обеспечивает эффективность последующего использования результатов анализа.

Модели факторных взаимосвязей

Эффективность управления доходами во многом зависит от точности прогнозной оценки поступлений в бюджет. При этом одна из ключевых задач не только построение точного прогноза, но и выявление факторов, оказывающих наиболее сущес­твенное влияние на значение прогнозной оценки.

Построение модели факторных взаимосвязей, как правило, основывается на базовых экономических концепциях, таких как, например, концепция первичных доходов, одним из основных компонентов которых являются доходы физических лиц, полученные в обмен на их трудовое участие в производственных процессах. Таким образом, динамика показателя поступлений по налогам на доходы физических лиц является одним из наиболее говорящих и точных индикаторов изменений в процессе образования доходов от производства продукции (услуг).

Высокая частотность доступной информации по показателю поступ­лений по налогам на доходы физических лиц позволяет использовать его в качестве влияющего фактора со значительным весовым коэффициентом. Кроме того, изменение значений показателя поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет опережающий характер и позволяет своевременно отследить изменения в политике налогового планирования и оптимизации структуры расходов организаций, плательщиков налога на прибыль.

Не меньший экономический интерес представляет собой показатель поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость, который косвенно измеряет стоимость, созданную в производстве, и отражает вклад в производство трудовых ресурсов и капитала. Положительная динамика показателя поступлений в бюджет по налогу на добавленную стоимость, как правило, свидетельствует о росте конечного потребления внутри государства, что, в свою очередь, может оцениваться как рост благосостояния населения страны. То есть может рассматриваться как рост доходов физических лиц и, соответственно, рост поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц. Однако при построении факторных моделей значительное внимание должно уделяться существующим инфляционным процессам, которые могут оказывать значительное влияние на динамику показателей доходов бюджета.

Система раннего предупреждения

Международная практика управления налоговыми доходами зачастую базируется на принципах взаимного доверия и создания партнерских взаимоотношений с системно значимыми организациями - налогоплательщиками. В основе данного механизма - отслеживание и анализ налоговых рис­ков по финансово-хозяйственным операциям, проведенным и запланированным в процессе образования доходов, и своевременное реагирование и предупреждение рисковых операций, которые могут привести к нарушениям налогового, валютного и другого законодательства. Подобное расширенное информационное взаимодействие позволяет осуществлять более детальное исследование зависимостей и определение влияющих факторов в процессе образования первичных доходов, а также позволяет выполнять процедуры моделирования факторных взаимозависимостей в режиме реального времени.

Однако построение факторных моделей не ограничивается анализом состава и структуры отдельных компонентов доходов и расходов, уменьшающих будущие налоговые поступления. Тщательно изучаются состав, структура и качество активов, способных в будущем генерировать доходы и обеспечивать рост налоговых поступлений. При этом следует учитывать, что виды активов, источники их образования, география производства и потребления могут оказать существенное влияние на показатели доходов.

Идентификация потенциальных рисков

Возможности аналитических инструментов позволяют обеспечить автоматическое тестирование построенных факторных моделей с цель­ю идентификации потенциальных рисков. Основной задачей сценарного тестирования созданных моделей является отбор минимального числа наиболее существенных факторных зависимостей, демонстрирующих высокое значение оценки рисков, а также выявление негативных тенденций в динамике результирующих показателей, оказывающих существенное влияние на объем будущих налоговых поступлений.

Для решения такой задачи может быть использован широкий спектр функциональных возможностей программных продуктов по описанию правил и сценариев тестирования взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом для каждого используемого метода в сценарии тестирования возможно определение индивидуальных весовых коэффициентов и пороговых значений с целью последующей калибровки и симуляции исполнения теста.

Таким образом, сценарное тестирование дает возможность на ранних стадиях идентифицировать и количественно оценить потенциальные рис­ки, наиболее существенные с экономической точки зрения. Результатом тестирования факторных моделей являются сформированные оповещения, которые направляются для детального исследования специалисту по риск-анализу.

Эффективность управления доходами

Возможности интеграции с системами планирования и исполнения доходов бюджета позволяют осуществлять анализ показателей эффективности и построение отчетности в режиме реального времени. Это повышает обоснованность и своевременность принимаемых решений, а также обеспечивает мониторинг и оптимизацию количества случаев выявления потенциальных рисков и их дальнейшее исследование.

Программные продукты, как правило, позволяют осуществлять совместное быстрое исследование с расширенными возможностями анализа и распределения рабочей нагрузки с учетом квалификации специалистов, что обеспечивает целевую ориентацию на исследовании наиболее значимых рисков. При этом для детального исследования специалист-аналитик получает полную картину результатов тестирования по той или иной стратегии идентификации рисков. Кроме того, расширенный анализ содержит объяснение, почему система оповещения идентифицировала случай возникновения потенциального рис­ка с описанием характера выявленных угроз.

Поддержка множества сценариев тестирования позволяет обеспечить улучшение системы раннего предупреждения и сокращение финансовых потерь за счет раннего обнаружения (выявления) потенциальных рис­ков, снижение уровня рисков на долгосрочной основе, многоуровневый контроль полноты и достоверности данных о доходах, мониторинг показателей эффективности управления доходами, а также автоматическое протоколирование результатов прогнозирования и факторного анализа.

Структура анализа. В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Бюджетный анализ включает анализ исполнения бюджета и финансового состояния территории.

Целью бюджетного анализа является:

оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;

обоснование финансово-бюджетной политики администраций территорий;

обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;

выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;

обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;

выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;

обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации доходов в бюджет;

обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;

выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;

выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета, подготовка предложений по их устранению;

совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Кроме перечисленных общих для всех бюджетов задач анализ территориальных бюджетов позволяет:

определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

определить уровень устойчивости территориального бюджета;

выявить факторы, влияющие на финансовое положение территории, и степень их влияния на территориальный бюджет;

определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.

Финансовые и контролирующие органы проводят анализ состояния:

предоставления и погашения бюджетных кредитов, ссуд;

предоставления и исполнения обязательств по государственным гарантиям;

предоставления бюджетных инвестиций, в том числе заключенных договоров, с точки зрения обеспечения государственных интересов.

Для администрации территории также важно получить на основе анализа объективную информацию о состоянии финансовой базы территории и определить уровень устойчивости территориального бюджета.

В современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях неустойчивого состояния экономики в России в целом и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

Методы анализа. Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.

Наиболее простой метод -- сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Метод группировки показателей в таблицы дает возможность проводить аналитические расчеты, выявлять тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.

Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты -- относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.

Бюджетные коэффициенты могут использоваться:

для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий;

для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территорий.

Анализ бюджета следует вести раздельно по доходам и расходам.

Для бюджетного анализа можно использовать:

горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;

трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей;

факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период

функционирования этих учреждений, уровень цен, индексов инфляции т.д.).

В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели -- бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и перераспределяемых доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.

Пример. Проведем бюджетный анализ методом анализа устойчивости территориального бюджета.

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы -- понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, т.е. направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета может характеризоваться четырьмя типами его состояния:

абсолютно устойчивым;

нормальным;

неустойчивым;

кризисным.

Определим степень устойчивости территориальных бюджетов следующими методами.

1. Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при условии

Р М <Д С + Д П,

где Р М -- минимальные расходы бюджета;

Д С -- собственные доходы бюджета;

Д П -- перераспределяемые доходы бюджета.

Нормальное состояние:

Р М = Д С + Д П.

Неустойчивое состояние:

Р М = Д С + Д П + Дд,

где Д Д -- дополнительно привлеченные финансовые ресурсы (свободные остатки бюджетных средств, средства целевых бюджетных фондов и др.).

Кризисное состояние:

Р м >Д с + Д р.

Возможны и следующие количественные критерии для определения степени устойчивости бюджета.

Абсолютно устойчивое состояние бюджета возможно при следующих условиях:

Д С: Д = 60+70%;

Д П: Д = 30+40%;

З: Р = 10+15%,

где Д -- общая сумма бюджетных доходов;

З -- бюджетная задолженность;

Р -- общая сумма бюджетных расходов.

Нормальное состояние бюджета:

Дс: Д = 40+50%;

Дп: Д = 50+60%;

З: Р = 30+35%.

Неустойчивое состояние:

Дс: Д = 5+10%;

Д п: Д = 90+95%;

З: Р = 40+50%.

Приведенные соотношения собственных и перераспределяемых доходов могут быть разными для разных регионов, поэтому их следует определять для каждого субъекта РФ на основе анализа.

При анализе бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Их можно применять для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени, для сравнения показателей бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.

Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета.

Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:

анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;

ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

показателей сводного финансового баланса;

доходной части проекта бюджета по источникам доходов;

расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета включает:

анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;

исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;

исполнения долговых бюджетных обязательств;

кассового исполнения бюджета.

Проведение комплексного анализа бюджета позволяет представительным и исполнительным органам власти получить необходимую информацию для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.

Похожие публикации