Население забайкальского края. Этническая история и состав населения края Население забайкальского края

До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.

Буряты

Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.

Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.

На появление слова «бурят» ученые рассматривают разные версии, но наиболее вероятной является трактовка от древнетюркского «бури», что означает «волк», соответственно «бури-ата» можно перевести как «отец-волк», ведь некоторые древнейшие рода среди этого народа считали волка своим прародителем.

Буряты возводят свой древнейший исторический путь к легендарному народу хуннам, но специалисты склонны считать, что предками основных родов бурятов являлись именно древние динлины. Впервые исторические записи о динлинах появляются в письменных источниках, относящихся к IV – III вв. до н. э, там говорится о покорении динлинов могущественным ханом хуннов Модэ. Но вскоре с ослаблением власти в хуннском государстве динлины отвоевали назад свои территории. Такие споры хуннов и динлинов за территории продолжались веками с переменным успехом.

Также веками древние буряты под разными именами динлинов, гаогюй, огуров и позже «теле» отстаивали свои исконные территории в борьбе с жужанями и другими тюркскими племенами. С падением в 555 году н. э. Жужаньского каганата позволило некоторым из племен «теле» в составе Тюркского каганата поселиться на землях близ Байкала и монгольской реки Керулен.

Сменялись государства центрально-азиатские каганаты и могущественные правители-каганы, но большинство древних предков бурят «теле», «хойху», «тогуз-огузы», «басмалы» «карлуки» не уходили уже далеко от родных земель, вступали в союзы для противостояния завоевателям.

После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.

Позже, начиная с 1766 года, буряты стали участвовать в защите государственных границ империи, из коренных жителей сформировали 4 полноценных полковых соединения для ведения караула на Селенгинской границе. Эти полки реформировали только в 1851 году с организацией единого Забайкальского казачьего войска.

Тогда же началась консолидация отдельных родов бурятов, близких по языковым признакам и культуре. И только в XIX столетии начинает складываться при вовлечении бурятских родов в экономическую деятельность единый бурятский этнос. Издавна основными верованиями бурят является традиционный шаманизм, называемый также тенгианством, буддизм гелугпа или так называемая «желтая вера», в нем в единое учение ассимилировались основные культы добуддийского времени.

С признанием официально в 1741 году буддизма одной из религий здесь был построен Тамчинский дацан. Началось развитие национальной науки, литературы и самобытного искусства, распространение письменности. Формировалась национальная психология, нормы нравственность и образа жизни большинства бурят. В отстроенных до революции 48 дацанах заработали школы философии, переводились, издавались и печатались разные книги, развивалось богословие.

После Октябрьской революции организовано этническое государство Бурят-Монголия. Впоследствии в 1921 году его преобразовали в одноименную автономную область. Область была в составе Дальневосточной республики. В 30-е годы местная община буддистов практически перестала работать. И только в 1946 году снова открыли главные Агинский и Иволгинский дацаны.

Среди единого этноса забайкальских бурят различают обособленные этно-хозяйственные группы баргузинских, селенгинских, агинских, хоринских и закаменских бурят. До середины 30-х годов буряты пользовались старо-монгольским письмом, затем до 1939 года письменностью на основе латиницы, позже письменностью на основе кириллицы.

Высшим божеством в местном шаманизме является Хухэ Мунхэ Тенгри, олицетворяющий мужское начало, населенного богами Вечного Синего Неба. Земля в понимании бурят олицетворяет женское божественное начало. Боги-небожители когда-то в правление Асаранга-тенгри были едиными. В результате борьбы за власть на Небе Ата Улана и Хурмаста, боги поделились на 55 добрых, и соответственно 40 злых.

Эвенки

Самоназвание народа «эвенкил», признанное самостоятельным этнонимом только в 1931 году, относится ко второму из местных народов Забайкалья. Старинным именованием данного народа было «тунгусы», обособленные этнические группы тунгусов описаны исследователями сибирских земель, как солоны, манегры, бирары или орочены.

Сегодня в Забайкалье проживает 1492 эвенкийских жителей, что составляет 0,1% от населения края. Говорят они на своем эвенкийском языке, он относится к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи. Язык сильно разделен на крупные диалекты и местные говоры.

У эвенков здесь мало чисто , они проживают обычно в одних селах с бурятами, якутами и преобладающими среди населения русскими. Их древнейшими предками ученые считают проживавший в Забайкалье в V-VII вв. н. э. народ увань. По-видимому, увани тоже не были старожилами забайкальских степей, а пришли сюда с юга.

В XVII веке 36135 тунгусов добровольно вошли в Русское государство. В 1761 году для охраны границы государства сформирован из пятисот тунгусов казачий полк, им командовал старшина. Многие эвенки из него вошли впоследствии в Забайкальское казачье войско.

У эвенков издавна практиковался шаманский обряд воздушного погребения, он часто встречается у народов, живущих близко к природе. Еще А. Н. Радищев как-то писал об эвенках-тунгусах, что это дикий народ, но их вид стройнее и опрятнее других лесных народов. Он писал о тунгусах, что у них есть обычай подчевать гостей лучшим, что есть и умертвляют того, кто плохо ответит на приветствия угощающего.

Для тунгусов характерно традиционное природо-ресурсное ведение хозяйства, товарная охота на пушного зверя и кочевое, вьючно-верховое разведение оленей. Так называемый «верховой олень» является отличительной особенностью эвенков. Группа так называемых «конных» тунгусов издавна разводила лошадей, верблюдов и овец. Рыболовство здесь имело также промысловое и товарное значение. Дома эвенки обрабатывали шкуры, ковали железо, женщины изготовляли бытовые изделия из бересты.

Забайкальские эвенки часто от кочевого скотоводства переходили целыми родами к нормам оседлой жизни и хлебопашеству, разводили крупнорогатый скот. Сегодня тунгусы сохранили многовековые традиции, разведение оленей и промысловую охоту. В 30-е годы государством создаются коллективные оленеводческие хозяйства, возводились этнические поселки, развивалось землепашество, выращивание овощей и картофеля, ячменя и овса.

Традиционными видами пищи среди эвенков за многие столетия стали мясо диких и домашних животных, рыба, молоко оленей, грибы и лесные ягоды, дикие виды лука, трав и чеснока. От русских эвенки взяли технологию печеного хлеба, кислого теста и пресных лепешек. Любимым напитком был чай на степных и таежных травах, часто с молоком и солью.

Летом эвенки объединялись для коллективного выпаса оленей и летние стойбища в это время насчитывали до 10 и более чумов. Тогда же проводилось большинство национальных и родовых праздников. Наблюдалось распределение результата труда среди членов общины, гостеприимство и взаимовыручка. Имущество в родах наследуется по линии мужчины.

Престарелые родители по обычаю проживали с младшими сыновьями, при женитьбе за невесту надо дать выкуп или отработать необходимое время в интересах ее семьи. В зажиточных семьях нередко встречалось по нескольку жен. Поклонялись эвенки родовым и природным духам, тотемным животным, придерживались традиционного шаманизма. Испокон веков среди тунгусов прижились элементы так называемого праздника Медведя, определенные ритуалы и табу, связанные с разделыванием и приготовлением убитого на охоте медведя, употреблением его мяса, последующим захоронением костей животного.

Христианское миссионерство и буддизм, начиная с XVII столетия, сильно повлияли на мировоззрение и культы тунгусов. В богатом фольклоре эвенков преобладали непродолжительные песни-импровизации, сказки о птицах и животных, мифы, исторические эпосы и предания. Каждая из групп тунгусов имела своих мифологических и эпических героев.

Эвенки любят хоровод, исполняющийся часто под импровизированные песни, спортивные состязания. Развивалось искусство резьбы по кости и дереву, у женщин художественная вышивка шелком и бисером, теснение по бересте, аппликация вещей быта тканями и мехами.

В результате сложных исторических процессов, в Забайкалье, занимающем территорию различных природных зон, сложилась своеобразная этническая ситуация. Находясь в глубине Евразии, этот край стал своеобразным «домом» для многих народов. Здесь проживают представители различных рас, языковых групп, этносов и субэтносов. Это - русские, белорусы, украинцы, поляки, буряты, эвенки, татары, евреи, немцы, корейцы, китайцы, представители кавказских и прибалтийских народов и др. Ландшафтное разнообразие Забайкалья, возможность заниматься здесь различными видами хозяйственной деятельности стали причиной длительного, относительно бесконфликтного проживания на его территории разных народов и обеспечили этническое многообразие региона.

В XVII в. на значительной территории Забайкалья проживали эвенки - представители тунгусо-маньчжурской языковой группы. Они были зависимы от монголоязычных племен, которые занимали лесостепные и степные районы края. Юг Забайкалья был заселен различными монголоязычными племенами, которые впоследствии сформировали бурятский этнос. В настоящее время буряты имеют собственные территориальные образования.

Появившиеся в Забайкалье в середине XVII в. русские, в основном выходцы из северных районов России, украинцы, белорусы, отчасти поляки позволили развиться здесь славянскому населению. Эти первые колонисты положили основу будущего забайкальского старожильческого населения, иными словами, сибирякам. На протяжении XVII-XXвв. в результате переселенческой политики Российского государства, заключавшейся в добровольной и принудительной хозяйственной колонизации, отправке на каторжные работы, шел дальнейший процесс формирования на данной территории старожильческого (сибирского) населения. В этом процессе участвовали также евреи, немцы, татары, представители прибалтийских народов и др. Тем не менее основным компонентом старожильческого населения оставались славяне, в основном русские.

Проживая на одной территории с коренным населением - эвенками и бурятами, старожилы постепенно приобретали некоторые антропологические особенности, заимствовали элементы быта и культуры этих народов, сохраняя при этом, как правило, свой язык, самосознание, свой культурно-бытовой облик. В свою очередь, принеся и распространив среди местного населения собственные хозяйственные навыки и приемы, старожилы содействовали развитию земледелия, оседлости, строительству городов. Таким образом, на территории Забайкалья постепенно сформировался основанный на бурятском, эвенкийском и в основном русском этносах определенный тип местного населения, который принято называть «гураны».

Со второй половины XVII в. до середины XIX в. происходило формирование еще одной социальной группы - казачества. Оно ведет свою родословную от русских служилых людей (казаков), которые по правительственному указу в Забайкалье обращали в русское подданство местные народы, собирали с них ясак, занимались хозяйственной деятельностью края. Русское государство возложило на казаков обязанности защиты вновь приобретенных земель, охраны их юго-восточных границ. Постепенно, в течение двух столетий, определились традиционные территории жизнедеятельности казаков - южные и юго-восточные, т.е. приграничные районы Забайкалья. Частично казачьи владения располагались в глубине территории. Отличное от прочего населения Забайкалья социальное положение казаков, специфика воинской службы с элементами самоуправления, универсальность хозяйственной деятельности, своеобразие бытовых и культурных традиций - все это способствовало созданию их особого жизненного уклада. А длительное проживание в иноэтничном окружении среди бурят, эвенков, монголов, интенсивные контакты с ними вносили новые черты в быт и культуру забайкальских казаков, сказывались на их антропологическом типе. Поэтому в казачьей среде происходил процесс формирования этнических особенностей, который прервался в результате неблагоприятных для казачества социально-политических и социально-экономических изменений в годы Советской власти.

В связи с указанной переселенческой политикой Российского государства среди русского населения Забайкалья во второй половине XVIII в. выделилась локальная этноконфессиональная группа, получившая название «семейские». Территория их расселения - западные и юго-западные районы края. В течение XVIII-XIX вв. на формирование населения Забайкалья влияло направление на каторгу и в ссылку представителей самых разных национальностей и социальных групп, населявших Российскую империю. Среди них немало было поляков, евреев, представителей народов Прибалтики и Кавказа. Впоследствии они нередко оставались в Забайкалье на постоянное место жительства. Сейчас, представляя собой незначительную часть населения Забайкалья, они проживают совместно с другими этносами и старожилами и не консолидированы в особые этнокультурные или этноконфессиональные группы. Частью они ассимилировались с представителями старожильческого, иногда пришлого населения.

В начале XIX в. в центральной части Забайкалья, в долине р. Ингода, поселились белорусы и украинцы (малороссы). Их миграции в Забайкалье происходили в конце XIX - первой половине XX в. в связи с прокладкой железной дороги. В этот же период и по той же причине сюда переселялись татары (представители татарского субэтноса - сибирских татар). Их потомки заселяли как промышленно развитые районы края, так и отдаленные сельские местности, главным образом по берегам рек и озер и вдоль трактов. Численность их на территории Читинской обл. - 12335 чел., или 0,9 % от всех проживающих на территории области.

В конце XIX в. в связи с военными конфликтами в Юго-Восточной Азии, а также с колониальной политикой России в отношении Китая в Забайкалье имели место миграции корейцев и китайцев. Позднее наблюдался их отток из края. Сейчас представители этих этносов составляют незначительную долю забайкальского населения и не имеют своих территориальных образований. Современная политическая и экономическая ситуация вновь создала условия для расширенного и во многом бесконтрольного проживания китайцев на территории Забайкалья, особенно в городах и крупных населенных пунктах.

Появление в Забайкалье новой волны этнических мигрантов связано с социально-экономической политикой советской власти. В настоящее время на территории Забайкалья проживают потомки репрессированных в 1930-1950-егг., являющиеся представителями различных народов России. В годы войны в Забайкалье были депортированы немцы. Строительство и хозяйственное освоение территории БАМа способствовало притоку в северные районы Забайкалья представителей населения Ср.Азии, Кавказа, Прибалтики и др.

Как уже было сказано, ландшафтное многообразие Забайкалья является причиной длительного и относительно мирного сосуществования различных народов на его территории, хотя противоречия между этносами, главным образом из-за ресурсов, существовали. Каждый этнос сохранял или стремился занять свою экологическую нишу. Так, эвенки по традиции занимали водораздельные таежные пространства, буряты - степные и лесостепные территории, славянское население в основном осваивало долины рек, где можно было заниматься хлебопашеством.

Политика минимального вмешательства Российского государства в дела местных народов препятствовала возникновению острых этнических конфликтов. А введенное в 1822 г. юридическое самоуправление для коренных народов закрепило за ними право решения многих социальных и хозяйственных вопросов без вмешательства русской администрации. Все это обеспечило их достаточно самостоятельное существование и свободное развитие.

Многонациональный состав населения, разнообразие форм религий обусловили многообразие культовых объектов. Национальная пестрота населения особенно была заметна в городах - Чите, Верхнеудинске, Нерчинске, Сретенске. Так, в Чите в начале XX в. в соседних кварталах находились православная церковь, мусульманская мечеть, еврейская синагога, католический костел. Все это свидетельствует о традиции этнической и религиозной терпимости, которая была в целом характерна для Забайкалья.

Вместе с тем до начала ХХ в. все неславянские народы, согласно российским законам, именовались «инородцами» и имели определенные ограничения в правах, которые нивелировались лишь при условии принятия ими православия. Так, необходимость охраны государственной границы привела к созданию ряда тунгусских и бурятских полков и включению их в состав казачьего сословия с одновременным принятием частью из них православия. Это также вело к повышению социального статуса коренного населения.

Стремление представителей разных народов ассимилироваться среди русского населения обнаруживалось и в условиях советского государства. Чтобы не обеднить себя в политических правах, не ограничивать социальные возможности, не навредить профессиональной и служебной карьере, представители некоторых кавказских народов, евреи, немцы и др. утаивали свою этническую принадлежность. Но в Забайкалье это явление было выражено не так ярко, как в европейской части России. Край всегда отличался и отличается этнической терпимостью и стремлением представителей разных народов к взаимопомощи.

Наша работа посвящена полевым исследованиям эвенкийского этноса Каларского района Читинской области. На наш взгляд, эта тема актуальна тем, что в настоящее время эвенки находятся на грани вымирания, особенно на севере Читинской области. Если в других регионах создаются какие-то программы по поддержке малых народов, в частности эвенков, то в нашей области это происходит очень незаметно.

Мы, студенты антропологи, проводили этно-антропологические полевые исследования. Перед нами стояла задача изучить прошлую и современную жизнь эвенков и сделать некоторые лингвистические наблюдения, изучив эвенкийские термины родства. Мы использовали такие методы, как наблюдение и опрос. Опрос записывался на диктофон, в последующем эти записи расшифровывались и записывались в полевые дневники.

Эвенки — коренной народ, населяющий Забайкалье. По некоторым оценкам, в начале 17 в. их насчитывалось примерно 30 тыс. человек. Долгое время мы знали о них только то, что сообщали русские землепроходцы 17 в., а также академические экспедиции 18 в. Благодаря исследованиям археологов, удалось проследить зарождение и развитие этого народа на протяжении длительного времени. Сейчас можно с точностью сказать, что истоки культуры эвенков происходят к эпохе новокаменного века. Их хозяйство и культура складывались и развивались на протяжении нескольких тысячелетий.

Эвенки (самоназвание «орочон » — оленьи люди) составляют наиболее представительную этническую общность среди коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. С точки зрения физической антропологии они относятся к байкальскому варианту континентальной расы большой монголоидной расы. Эвенкийский язык относится к северной ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи.

В исторических источниках 17 — начала 20 вв. эвенков именовали тунгусами. Этноним «эвенки » стал официально использоваться в советский период с начала1930-х гг. По мнению многих исследователей, среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока эвенки занимают особое место в силу того, что при общей численности около 30 тыс. человек традиционная зона их расселения занимает действительно гигантскую территорию: от левобережья р. Енисей на западе, Охотского моря и Заполярной тундры на севере и до бассейна р. Амур на востоке. Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть современное положение эвенков.

Эвенки — малый народ (небольшой по численности этнос), имеющий слабый демографический потенциал, не позволяющий им вырасти до многочисленных народов, и создавать свои государственные структуры. Эвенки всегда жили рассеянно на огромном пространстве и вели кочевой образ жизни, что в последние примерно 80 лет привело к тому, что «чистокровных » эвенков осталось очень мало. Хотелось бы привести такой пример. Проводя полевые исследования в Каларском районе Читинской области в 2003 г., мы узнали, что в эвенкийской деревне Чапо-Олого из двухсот человек только 10-15 являются «чистокровными » эвенками, т. е. без примеси неэвенкийской крови. В деревне Кюсть-Кемнда «чистых » эвенков не осталось вообще. С тех пор как русские начали осваивать Сибирь, эвенки начали терять свою самобытность, ассимилировались. Многие эвенки имеют в своих предках якутов, русских и другие народности.

Далее хотелось бы рассказать о наших исследованиях в области лингвистики и фольклора. Для начала мы попросили старожилов села (т . к. только они способны были нам помочь), чтобы они дали нам свои термины родства. Так, мы выяснили различия в терминах родства, употребляемых разными родами. Для примера, два рода — Нямагир и Якотар:

Таким образом, мы можем утверждать, что в различных родах термины родства различны. Это связано с тем, что раньше каждый род жил отдельно от другого, имел малочисленные контакты с соседями.

Также наша группа собирала фольклор эвенков. К сожалению, эвенки ничего не помнят. Данные можно найти только в документах XIX в., т. к. в это время исследователи уделяли большое внимание коренным народам. Собирался фольклор, истории возникновения народа, обычаи, традиции, быт и многое другое.

Далее наша работа велась в направлении современного положения эвенкийского этноса. Сложность современного положения заключается в том, что в силу создавшихся обстоятельств, они не имеют возможности заниматься своими традиционными занятиями, как то охота на дикого зверя и оленеводство. В настоящее время, очень дорого обходится охотничье снаряжение и продукты питания, поэтому дольше, чем на день мало кто ходит на охоту. И даже, если человек на охоту соберётся, то сдать шкуры у него не получится, т. к. цены на мех в Каларском районе достаточно низкие. Чтобы заняться разведением оленей также требуется немалый начальный капитал, которого у коренного населения Забайкалья нет, в связи с тем, что им изначально трудно устроиться на работу, тем более с образованием 8-10 классов.

Эвенки — кочевой народ, поэтому они не приучены держать скот и ухаживать за огородами. Живя в деревнях, они научились только выращивать картошку, остальные овощи у них не в почёте. Некоторые держат коров, но в небольших количествах.

Единственным полезным занятием на настоящее время можно считать рыбалку. Дети не знают родной язык и не чтят свои обычаи, т. к. не помнят их. В с. Чапо-Олого есть начальная школа, в которой преподаётся эвенкийский язык с 1-го по 3-йкласс. Затем дети уезжают учиться в чару, где обучение ведётся полностью на русском языке, а факультатива эвенкийского языка не существует.

Таким образом, на настоящее время положение эвенков оставляет желать лучшего. Всеми забытые, стоящие на грани вымирания, спивающиеся. Что ждёт их в будущем? Не наша ли это вина?

Научный руководитель С. В. Теруков .

Литература:

Иванов В. Н. Русские учёные о народах Северо-Востока Азии. — Якутск, 1978. — 319 с.

Константинов А. В., Константинова Н. Н. История Забайкалья (с древнейших времён до 1917 г.). — Чита, 2002. — 247 с.

Кузнецов О. В. Эвенки Забайкалья: история и современные этносоциальные проблемы // Социальная антропология Забайкалья. — Чита, 2001. — С. 53-68.

Поворознюк О. А., Питерская Е. В. Материальная культура и образ жизни Севера Забайкалья // Соц. антропология Забайкалья. — Чита, 2001. — С. 161-189.

Слышали вы о народе, именуемом "гураны"? “Национальность? Что за нация?” - наверняка подумаете вы. Это слово заимствовано из бурятского языка. Так они называют самцов косуль. Монголы, эвенки, калмыки и другие алтайские народности называли этих грациозных животных похожим словом “гуру”. Так что это за народ, о котором редко кто знает?

История

Наверняка никто не сможет точно сказать, когда в Забайкалье, в Алтайском крае, появились первые русские первопроходцы. Но одно точно: это было очень давно, и тогда не было народа, именуемого "гураны". появилась в результате различных кровосмешений. После того как первые русские обосновались в этих краях в начале семнадцатого века и стали жить среди коренного населения, то есть эвенков и бурятов, они постепенно ассимилировались с ними, старались следовать их обычаям и традициям - одним словом, перенимали элементы культуры и быта алтайцев. Вместе с этим они не забывали свой язык и не утрачивали славянское самосознание. Это значит, что их культура и быт со временем стали носить как русские, так и эвено-бурятские черты.

С другой стороны, русские переселенцы привнесли в жизнь жителей Забайкалья новые особенности, присущие славянскому быту и культуре, например, земледелие, строительство городов и т. д. Таким образом, в здешних краях стал формироваться новый тип людей смешанных кровей - гураны, национальность которых было сложно определить. Они представляли собой микс двух рас - монголоидной и европейской, причем в четвертом поколении.

Происхождение

Согласно летописям, уже в 18-м веке здесь проживали гураны. Национальность (история свидетельствует об этом) никогда не была официально принятой. Это, скорее, Иногда слово “гуран” рассматривалось в качестве прозвища для людей, предки которых принадлежали к разным расам и народам, среди них были буряты, монголы, эвенки, маньчжуры и, конечно, русские. Но почему данная этническая группа стала называться именно так, а не иначе?

Изготавливали для себя зимние шапки из меха самцов косули, которых называли гуранами. При этом они оставляли рожки, чтобы, охотясь, вводить преследуемых животных в заблуждение. Как известно, в этих краях зимы бывают долгими, поэтому казаки носили эти шапки довольно длительное время. И их стали идентифицировать с косулями.

Кто такие гураны - национальность или этническая группа?

По поводу этого вопроса до сих пор идут споры. Согласно одной из теорий, в результате гибридизации или взаимопроникновения нескольких этносов может произойти не только исчезновение старого, но и возникновения нового этноса. Конечно, не везде это возможно, но Забайкалье идеально подходит для этого процесса. Так что в результате слияния таких народностей, как буряты, эвенки и русские, появился новый тип местного населения, который не похож ни на первых, ни на вторых, ни на третьих. А разве это не является доказательством того, что гураны - национальность (фото смотрите в статье)? Тем не менее в «Энциклопедии Забайкалья» информации о подобном народе нет. Гуран (национальность) обозначается как тип местного населения, основанный на трех этносах: бурятском, эвенкском и русском. Кстати, этот термин иногда заменяет слово забайкалец.

История, случившаяся с Хабаровым

Существует еще одна легенда происхождения данной национальности. Однажды поздней зимой русский путешественник и исследователь проезжал через Забайкалье. Он ехал на санях с проводником впереди обоза. И вдруг им путь перерезала быстроногая косуля, а за ней гнался какой-то мужичок в странной меховой одежде. Хабаров спросил ямщика: кто это? А тот, подумав, что барин имеет в виду бежавшее впереди животное, сказал, что это гуран.

Описание

В фольклоре местных жителей можно найти подробное описание представителей этноса гураны. Национальность их хоть и не значится в паспортах, однако о принадлежности к этносу говорят характерные черты. Во-первых, их можно узнать по нраву. Они не суетны, ласковы, обладают могучим казачьим духом. Что же касается чисто внешних характеристик, то глаза у них полураскосые, скулы достались от монголов, а цвет глаз может быть светлым, даже голубым. Кожа у них смуглая, а волосы в основном черные. Кстати, люди этой похожи на американских индейцев. Одним словом, внешность у них очень экзотичная, с преобладанием признаков монголоидной расы. К тому же у гуранов хорошо развита мускулатура, они гибки и прекрасно владеют приемами восточных единоборств. В свое время представители этого этноса защищали границы Сибири от набегов соседствующих народов - китайцев и монголов.

Гураны: национальность, современость

Со слов самих представителей этой народности, они сегодня практически не сохранили традиции своих далеких предков, населявших Забайкалье. Они считают себя больше русскими, однако не забывают, что в них течет кровь гуран. У представителей этой народности есть множество преданий, легенд и рассказов о жизни их предков. Изучая их, понимаешь, что отнести их к русской культуре сложно. Бурятского или эвенкского (тунгусского) здесь также практически нет. Исходя из этого, понимаешь, что это, безусловно, отдельный народ, с присущими ему характерными особенностями. А вот российский этнограф Николай Ядринцев считал, что гураны - это не этнос, а особый “областной тип” со своейственными ему характерными чертами.

Смесь белой и желтой кровей

Конечно же, речь идет о смешении рас. Монголоидную, как правило, называют желтой, а европейская, несмотря на различные оттенки кожи, считается белой. Некоторые ученые считают, что изначально гуранами называли тех людей, которые произошли от смешения казаков и русских крестьян с тунгусами. Позже это название прикрепилось ко всем, кто имеет признаки как Caucasoid (белой), так и Mongoloid (монголоидной) рас. Однако это не обычные метисы, а именно те, кто несет в себе метку поколений.

Дыроверы - совесть Забайкалья!

Как уже говорилось, сами гураны считают себя больше русскими, нежели бурятами или тунгусами, однако интересно узнать, к какой вере они себя причисляют, во что или в кого верят. В Забайкалье последние несколько столетий существуют множество христианских вероисповеданий. При этом они были созданы не богословами, а возникли спонтанно. Однако некоторые из них могут показаться нам дикими. Так, например, многие гураны являются дыроверами. Они поклоняются не иконам, а дырам, считая, что, созерцая космос через эти отверстия, они получают энергию. Эти верующие живут обособленно от других, заключают браки исключительно между собой, ведут строгий, аскетический образ жизни. Они смогли сохранить свою кровь, традиции и обычаи.

Народы Забайкалья

Много тайн хранит в себе история Забайкалья. Есть мнение, что изначально на этих территориях жили динлины (дословно - ездящие на высоких телегах). Упоминания о них присутствуют в китайских летописях.

Динлины

Динлины имели с точки зрения китайцев высокий рост, светлую кожу, светлые глаза, светлые волосы, прямой или с горбинкой нос.
Это были воины и кочевники, не создавшие своего государства. С китайцами динлины имели торговые отношения - несколько раз в год в определенных местах производили обмен скота и добытой пушнины на продукты земледелия и другие нужные вещи. Динлины поклонялись солнцу, луне, земле, горам, лесам, водам. Воины динлинов имели бронзовое оружие, только щиты были сплетены из прутьев.
Динлины почти 500 лет властвовали на этих территориях, но были изгнаны племенем хунну, пришедшим из степей южнее пустыни Гоби. От динлинов на землеЗабайкалья осталась так называемые плиточные могилы. Например, в Агинском районе, недалеко от села Будулан, в пади Анхабай, обнаружено захоронение, в котором число погребенных - более 300 человек. Есть и одиночные могилы, например, у озера Кенон.

Хунну или гунны

Это древние племена кочевников, выходцы из Центральной Азии. Хунны создали империю, простиравшуюся от Тянь-Шаня на Западе до Хингана на востоке, от Байкала на севере до Гоби на юге. Это именно от них китайцы защищались стеной. Именно они, в период своего упадка и раскола, дали начало «великому переселению народов» и дошли до Европы. Господство хунну продолжалось около 200 лет.
На территории Забайкалья от хуннов остались многочисленные памятники - города, захоронения, места стоянок. Археологические исследования ведутся по сей день.

Сяньби и тоба

После ухода динлинов в Забайкалье перекочевали из Маньчжурии племена сяньби и тоба, которые поселились в этих местах, постоянно восставали против хунну и сыграли важную роль при разрушении и падении империи хунну.

Буряты

Буряты считаются коренным народом Забайкалья. После распада империи Чингисхана множество кочевых племен жило в этих местах. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по поводу бурятского этноса. Есть версия, что выделение бурятского этноса из монгольского происходило где-то в 12-13 веках. Есть и другое мнение, - бурятами эти племена стали называться в 17 веке при установлении границ Российской империи, которые отделили эти племена от Монголии.
Буряты делились на кочевых и оседлых, жили в юртах, занимались скотоводством. Культура и традиции этого народа имеют очень много общего с монгольскими. После включения в состав Российской империи связи с Монголией начали прерываться, и стала формироваться отдельная бурятская культура. По вероисповеданию буряты - буддисты или православные христиане. Буддизм получил распространение среди бурят в 18 веке благодаря буддийским проповедникам из Монголии и с Тибета.

Эвенки

Эвенки - также один из коренных народов Забайкалья. Другие названия - орочён и тунгусы. Эвенки, как и буряты, принадлежат к монголоидной расе. Существует несколько теорий о происхождении этого этноса. В том числе есть мнение, что предки эвенков жили в районах реки Селенги и Восточных Саян еще в эпоху неолита. К 20 веку многие эвенки в Забайкалье называли себя бурятами и говорили на бурятском языке.

Также в Забайкалье издавна жили якуты, тувинцы и другие народы. С начала освоения края русскими первопроходцами и до сегодняшнего дня национальный состав Забайкалья сильно изменился. Сегодня большинство населения Забайкалья составляют русские (89,9%) и буряты (6,8%). Также здесь живут украинцы, татары, армяне, азербайджанцы, киргизы, белорусы, узбеки и эвенки, но численность каждого из этих народов - менее процента от общего количества населения.

Похожие публикации