Евгений, митрополит Таллинский и всея Эстонии (Решетников Валерий Германович). Новый Предстоятель Эстонской Церкви – что о нем известно

Дата рождения: 9 октября 1957 г. Страна: Эстония Биография:

Родился 9 октября 1957 г. в Казахстане. Отроческие и юношеские годы провел в Кирове. После окончания восьми классов средней школы учился в Кировском строительном техникуме. В 1977-1979 гг. служил в рядах Советской армии.

После демобилизации работал в Вятском епархиальном управлении, одновременно исполняя обязанности иподиакона .

В 1983 г. закончил Московскую духовную семинарию, в 1987 г. — . Кандидат богословия, защитил диссертацию на тему «Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках».

27 июля 1986 г. пострижен в монашество с именем Евгений, 3 августа рукоположен в сан иеродиакона, 28 августа — во иеромонаха.

В марте 1988 г., ко дню Святой Пасхи, возведен в сан игумена.

1 января 1989 г. возведен в сан архимандрита и назначен заместителем ректора Московских духовных школ по административно-хозяйственной работе.

Образование:

1983 г. — Московская духовная семинария.

1987 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Место работы: Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата (Предстоятель) Епархия: Таллинская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках (кандидатская диссертация).

Богословское образование в России: История, современность, перспективы (сборник). М., 2004.

Награды:

Церковные:

  • 1985 г. — медаль прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 1994 г. — орден св. Саввы Сербского III ст. (Сербская Православная Церковь);
  • 1997 г. — орден равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2004 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2007 г. — св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • 2011 г. — свт. Кирилла Туровского I ст. (БПЦ);
  • 2017 г. ― свт. Иннокентия Московского II ст.

Светские:

  • 2008 г. — ;
  • 2016 г. — МИД России «За взаимодействие»;
  • 2016 г. — .
E-mail:

- (Валерий Германович). Епископ Верейский, викарий Московской епархии; родился 9 октября 1957 г. в г. Кирове (Вятка); окончил Московскую духовную семинарию в 1983 г., Московскую духовную академию в 1987 г.; в 1986 г. был пострижен в монашество и… …

Евгений мужское имя. Носители, известные по имени Папы римские Евгений I папа римский в 654 657. Евгений II папа римский в 824 827. Евгений III папа римский в 1145 1153. Евгений IV папа римский в 1431 1447 … Википедия

Решетников русская фамилия. Происхождение фамилии от решетник мастер, изготавливающий решёта. Известные носители: Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 … Википедия

Заместитель министра РФ по атомной энергии с марта 1992 г.; родился 6 марта 1937 г. в г. Таганроге Ростовской области; окончил Новочеркасский политехнический институт по специальности "инженер шахтостроитель" в 1959 г.; 1987 1990… … Большая биографическая энциклопедия

Рыбин, Евгений - Предприниматель, за покушение на которого был осужден сотрудник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин Предприниматель, управляющий австрийской компанией Ист Петролеум Ханделс. Проходил в качестве потерпевшего по делу экс сотрудника службы… … Энциклопедия ньюсмейкеров

В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… … Википедия

- … Википедия

Является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… … Википедия

Является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… … Католическая энциклопедия

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3-8 ОКТЯБРЯ 2004 г. - Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя и в Троице Сергиевой лавре под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) и при участии 146 архипастырей. 3 окт. после Божественной литургии в храме … Православная энциклопедия

Книги

  • Комедия ошибок (CDmp3) , Шекспир Уильям. Вильям Шекспир (1564-1616) - великий английский драматург, поэт и актер, создатель пьес, которые по сей день не сходят с театральных подмостков мира. Предлагаемый аудиоспектакль поставлен по…
  • Комедия ошибок (аудиокнига MP3) , Вильям Шекспир. Уильям Шекспир - великий английский драматург, поэт и актёр, создатель пьес, которые по сей день не сходят с театральных подмостков мира. Предлагаемый аудиоспектакль поставлен по одноимённой…
— Владыка, Вы закончили Академию 25 лет назад. Какое событие времен учебы для Вас самое памятное?

— Постриг.

Я принял его после III курса Академии (тогда учились 4 года в семинарии и 4 года в Академии). Затем последовало рукоположение во иеродиакона и через месяц - во иеромонаха. Это было некое воплощение того, о чем мы читали, думали, размышляли, к чему готовились в годы учебы.

— А что-то связанное с Академией?

— Окончание Академии было драматично. В конце сентября 1986 года, когда я учился на 4 курсе, в Академии произошел пожар. Пятеро студентов третьего курса семинарии погибли, и мы все очень тяжело переживали эту потерю. Ребята были совсем молодыми, к тому же, на их месте мог оказаться любой из нас.

Из-за пожара сильно пострадали помещения Академии: не работал пищеблок, сгорели актовый зал и общежитие, пострадал академический храм. Так что та зима для всей Академии прошла тяжело. Мы напряженно трудились, помогая восстановить здания, ведь в 1988 году в Лавре готовились проводить Поместный Собор. Так что весь следующий после пожара год шла грандиозная стройка. Конечно, не все сделали качественно, потому что работали в спешке, но, тем не менее, к празднованию Тысячелетия Крещения Руси Академия была восстановлена.


На IV курсе я был помощником инспектора, по теперешнему наименованию - помощником проректора по воспитательной работе, а потом меня назначили помощником моего однокурсника, нынешнего архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия, который был заместителем ректора по административно-хозяйственной работе. Нас, молодых иеромонахов, только что закончивших Академию, бросили на строительные работы. Не хватало опыта.

Конечно, было непросто, но, с другой стороны, оглядываясь назад, я вижу, что все было промыслительно. Нам довелось участвовать в деле восстановления Академии и в подготовке Юбилейного Поместного собора. Это исторические события, и я благодарю Бога, что Он дал возможность быть к ним причастным.

— Чем Вам запомнился собор?

— В актовом зале Академии стояли мониторы, на которых мы смотрели трансляцию заседаний собора из Трапезного храма. Помню, как тогдашний ректор академии, председатель Учебного комитета Русской Церкви владыка Александр в своем выступлении сказал: "Нам необходимо открыть еще три семинарии". Сейчас сложно представить себе, что значат эти слова. Но тогда это было нечто грандиозное. В Советском Союзе было всего три семинарии - Московская, Санкт-Петербургская и Одесская. И вот владыка сказал об открытии еще трех. Это значило, что было разрешение на самом деле открыть еще три семинарии. Тогда не было принято аплодировать, но эти слова владыки были встречены аплодисментами

И после собора действительно были открыты Киевская, Минская и Тобольская семинарии, куда поехал владыка Димитрий. Это все были эпохальные события, которые говорили о том, что отношение государства к Церкви меняется.

— Учась в семинарии, Вы не ожидали такого поворота событий?

— Конечно нет! Мы не подозревали и не думали, что такие изменения произойдут в нашем государстве. Казалось, что существующая в государстве идеология незыблема и сдвинуть эту твердыню невозможно. Помню, мы учились на III курсе семинарии, один из наших однокурсников пришел и сказал: «Братцы, Донской монастырь отдают». Мы его подняли на смех: «Ты шутишь? Шути о чем-то менее серьезном». В голове даже не укладывалось, что такое возможно, ведь тогда не могло быть и речи об открытии и передаче храмов и монастырей. А потом передали Данилов монастырь (хотя первые слухи пошли о Донском) и ситуация постепенно стала меняться. Мы учились и готовились осуществлять свое служение в реалиях советской эпохи, когда Церковь была гонима, и вдруг, когда мы закончили Академию, эти изменения ворвались в нашу жизнь. В какой-то степени мы были к этому не готовы. Пришлось буквально на ходу вступать в реалии этого нового бытия, ориентироваться на ходу. Теперь уже 25 лет позади, а кажется, что все это было так недавно.

— Вы часто встречаетесь с однокурсниками?

— Раз в пять лет. Очень интересно встретиться после того, как не виделись несколько лет. В годы учебы восприятие одно: мы все студенты, живем единой семьей, интересами, целями. А после совершенно другое: учеба закончилась, мы все разлетелись по разным городам, у каждого свое направление деятельности, свое послушание. Интересно встретиться, обсудить, кто в каком качестве служит в Церкви, чем живет, обменяться мнениями, воспоминаниями.

— Что чаще всего вспоминаете?

— Как учились, что бывало на занятиях, как на лыжах, на коньках катались.

А теперь мы все меняемся, становимся старше, уже волосы седеют, борода седая у многих… И интересно вспомнить, какими мы были 25 лет назад, какое отрадное это было время.

— А чем оно хорошо?

— Студенчество - это вообще особенное время, в какой-то степени беззаботное, когда до конца не осознаешь, что ждет впереди. Это естественное состояние молодости. Пока учишься, представляешь себе жизнь немного не такой, какая она на самом деле. И есть некая беззаботность в отношении будущего. Ты не знаешь, что произойдет, и до какого-то времени у тебя нет необходимости об этом думать. Мы жили, питались, молились вместе, а потом вдруг разлетелись в разные стороны. И, конечно, наши встречи - очень запоминаются и задевают за живое.

— Наверное, не только у всех студентов - и духовных, и светских школ - не вполне ясное представление о реалиях жизни и даже о своем будущем. Что бы Вы могли посоветовать, чтобы человек, получив диплом, не «споткнулся», не упал, столкнувшись с реальной жизнью?

— То, что студент не осознает, как будет жить дальше, естественно. Важно не поддаваться духу времени, ведь дух времени очень лукав.

Окружающий нас мир пестрит современными технологиями, дает вал информации, и важно не потеряться в нем. А для этого надо иметь в себе стержень православия и постараться пронести его через всю жизнь

Семинария дает зародыш этого стержня, а укреплять его придется на протяжении всей жизни.

— Но как? Ведь жизнь в семинарии не всегда этому способствует. Например, если человек с детства или очень часто бывает в алтаре, может развиться не то что нетрепетное отношение к святыни, а даже что-то вроде цинизма?

— От одного старого архиерея, сына священника, я слышал, что отец не дозволял ему входить в алтарь до 15-16 лет, чтобы посещение алтаря не стало чем-то обыденным. Допускать обыденности нельзя в молитве и во всем остальном.

— А как быть, когда тебе нужно прочитать, например, тексты святых отцов к экзамену? Ведь тут не то что неблагоговейно будешь читать, а еще и торопиться и возмущаться, что написано так много и так объемно. И речи не будет о том, чтобы воспринять святоотеческий опыт.

— В этом плане искушения есть. И мы всегда говорим, что образование - двуединый процесс - получение знаний и воспитание. И самое главное тут - самовоспитание. А для него нужно создать условия.

Большой «плюс» Московской духовной академии - то, что они находятся в Троице-Сергиевой лавре. Студент всегда может пойти на исповедь или на беседу с опытным духовником. Огромная ценность, что многие лаврские духовники сами учились у нас и знают жизнь духовной школы изнутри, так что многие вопросы, с которыми к ним приходят студенты, им более чем знакомы и они могут дать мудрый совет.

— Какие еще могут быть искушения?

— Когда человек только переступает порог духовной школы, он готов, условно говоря, креститься на каждый угол. Со временем это проходит. И в церковной жизни то же самое: если человек искренне идет в первый раз на исповедь, он переживает это Таинство очень остро, а потом это становится чем-то более привычным и, повторюсь, обыденным. Это естественно.

— Но неправильно?

— Лучше, чтобы этого не было. И тут вступает в силу внутренняя борьба.

— А как себя правильно настроить?

— Самое главное - чтобы человек понял, что обыденности или автоматизма в духовной жизни допустить нельзя.

Например, перед хиротонией человек заучивает определенные молитвы, потому что он должен их знать. Но это не значит, что и потом эти молитвы нужно произносить формально. Формализма в служении быть не должно! Здесь искушения на самом шагу. Но процесс личностного становления - это не очень просто. И если человек сам лично не задумается о том, что это нужно, никакая духовная школа не заставит его это сделать. Но жесткий контроль и не входит в нашу задачу.

— Хорошо. Но эти вопросы хотя бы как-то обговариваются старшими, более опытными людьми?

— У нас есть курсовые наставники, сейчас мы ввели тьюторов, которые существуют для того, чтобы помочь человеку в его образовании, учебе и личностном становлении. Плюс, как я уже говорил, есть духовничество.

— Вы шалили?

— Студенты шалили во все времена. Главное - чтобы жизнь не была построена только на нарушении. Шалость - не злость, злость - когда это входит в систему. А оступиться может каждый.

Также и в богослужении. Можно очень хорошо знать его строй. Но когда ты служишь сам, произносишь молитвы в реальной ситуации богослужения, это совсем иное, чем в классе. Молитва всегда должна быть молитвой. В идеале приносить бескровную жертву должно быть страшно всегда.

— А что это за переживание, когда сам совершаешь хиротонию? Ведь немногие люди в Церкви могут рукополагать.

— Каждый раз, когда совершаю хиротонии, мне вспоминается моя хиротония. Чувство, переживание, которое испытываешь во время хиротонии, незабываемо. Этого объяснить невозможно.

— Люди по-разному воспринимают хиротонию?

— Да, очень по-разному. Может быть и некая растерянность, и слезы, - что угодно. Это говорит о том, что человек неформально подходит к Таинству.

— Для Вас совершаемая хиротония - это что? Радость?

— Да. Радость, что еще прибыло в нашем полку, что приумножилось количество тех, кто будет служить Церкви.

— Человек меняется после хиротонии?

— Мне здесь вспоминаются слова святителя Иоанна Златоуста, о том, что бывают моменты, когда Господь дает человеку почувствовать действие благодати. А потом как бы отступает. У меня такие состояния были при постриге и при последующих хиротониях.

— Но если все так хорошо, зачем Он отступает?

— Как пишет святитель Иоанн Златоуст, Господь на самом деле не отступает, а дает человеку возможность ощутить, что такое благодать и что значит добиться благодатного состояния уже своим трудом. Конечно при содействии Божием.

29 мая 2018 года в Таллинском кафедральном соборе Святого Благоверного великого князя Александра Невского прошел внеочередной Собор Эстонской Православной ЦерквиМосковского Патриархата (ЭПЦ МП). На Соборе состоялись выборы нового Предстоятеля ЭПЦ МП. В ходе тайного голосования им был избран Евгений, Архиепископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московской Духовной Академии.

На внеочередном Соборе были представлены две кандидатуры, ранее утверждённые Священным Синодом на кафедру Предстоятеля Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата: 60-летний архиепископ Верейский Евгений и 49-летний епископ Нарвский и Причудский Лазарь. В результате голосования Архиепископ Верейский Евгений получил 74 голоса, а второй кандидат, епископ Нарвский и Причудский Лазарь получил 37 голосов. Воздержавшихся не было, все бюллетени признаны действительными.

Лазарь, епископ Нарвский и Причудский, обратился к Владыке Евгению,архиепископу Верейскому с вопросом: «Собор Эстонской Православной Церкви избрал Вас Предстоятелем Эстонской Православной церкви. Приемлишь ли ты это избрание?»

«Благодарю членов Собора за то великое доверие, оказанное мне. Избрания меня предстоятелем Эстонской Православной Церкви при условии утверждения этого избрания Святейшим Патриархом Кириллом приемлю», — ответил Архиепископ Верейский.

«Аксиос!» — провозгласил епископ Нарвский и Причудский Лазарь.

Был совершен благодарственный молебен. По его окончании новоизбранный Предстоятеля Эстонской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений обратился с приветственным словом к делегатам Собора ЭПЦ МП:

«Ваше преосвященство! Досточтимые отцы! Братья и сёстры!

Я ещё раз хотел выразить Вам свою признательность за то доверие, которое вы оказали мне сегодня. Если Святейший Патриарх меня утвердит, тогда я смиряюсь с тем избранием, которое сегодня произошло. Мы должны строить свою духовную жизнь, стремиться к духовному совершенствованию, а духовная жизнь предполагает работу над собой. Да поможет нам всем Господь! И я прошу у вас прежде всего молитвенной поддержки. Ибо любой глава Церкви не может ничего сделать без поддержки духовенства и мирян церкви».

Новоизбранный Предстоятелем Эстонской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений посетил Александро-Невское кладбище, где почтил память своего предшественника митрополита Корнилия. Была совершена панихида по новопреставленному митрополиту Таллинскому и всея Эстонии Корнилию, который скончался этой весной во время Пасхальной недели на 94-м году жизни.

По окончании Собора ЭПЦ МП состоялась праздничная трапеза, за которой Высокопреосвященнейшего архиерея поздравили с торжественным событием, пожелав ему крепости духовных и телесных сил на многие лета.

Архиепископ Верейский Евгений (в миру Валерий Германович Решетников) родился 9 октября 1957 г. в Казахстане. Свои отроче-ские и юношеские годы будущий архипастырь провел в Кирове — старинном городе Вятке, гд провёл своё духовное служение местночтимый святой преподобный архимандрит Трифон Вят-ский.

Внешняя канва жизни будущего архипастыря складывалась на первых порах также, как у многих его сверстников. После оконча-ния восьми классов средней школы он учился в Кировском строи-тельном техникуме, где за четыре года учёбы он приобрел специальность техника-строите-ля. Затем последовала служба в армии, которая стала для него настоящей школой мужества, терпения, выносливости, не только физической, но и духовной. Атеистическая пропаганда в армии в ту пору хоть и была была рутинно-примитивной, но исключительно навязчивой. Хотя религиозные убеждения церковно воспитанного юноши не подвергались там искушениям, но требовалось немалое мужество, чтобы исповедовать свою веру в нелегкой обстановке ар-мейского быта, не проявляя малодушия или лукавства.

После демобилизации в 1979 г. Валерий поступает на службу в епар-хиальное управление, одновременно исполняя обязанности иподи-акона Владыки Хрисанфа, митрополита Вятского и Слободского. Год спустя по рекомендации своего архипастыря, успешно сдав вступительные экзамены, Валерий поступил в Московскую Духов-ную семинарию. Окончив в 1983 г. семинарию, он продолжил бо-гословское образование в Духовной академии. В студенческие годы он исполнял обязанности иподиакона Преосвященного ректора Московской духовной академии и семинарии епископа, а позднее архиепископа Дмит-ровского Александра. Близкое общение с архиереем, обладавшим незаурядными административными способностями, явилось для него хорошей школой служения Церкви на ответственных должно-стях.

Годы, проведенные в духовной школе, расположенной в стенах древней Лавры игумена Русской земли, преподобного Сергия Радо-нежского, укрепили его в решимости посвятить всего себя служе-нию Церкви. 27 июля 1986 г. он принял монашеский постриг с име-нем Евгений, вскоре после этого был рукоположен в иеродиакона, а 28 августа того же года — в иеромонаха. Московскую духовную ака-демию иеромонах Евгений окончил в 1987 г. со степенью кандидата богословия, которой он был удостоен за диссертацию «Пастырство в Русской Церкви в X-XIII веках». По окончании академии он был оставлен в ней в должности преподавателя.

Когда иеромонах Евгений был еще студентом четвертого курса, 27 сентября 1986 г., на праздник Воздвижения Креста Господня по-пущением Божиим в Академии случился пожар, в огне которого по-гибло пять студентов, сгорел актовый зал, корпус студенческого об-щежития, значительно пострадало помещение академического По-кровского храма. Основные работы по восстановлению уничтожен-ных пожаром зданий были выполнены к 1988 г., когда совершалось празднование 1000-летия Крещения Руси. На завершающем этапе восстановительных и строительных работ в Московской духовной академии иеромонах Евгений нес послушание помощника архимандрита Димитрия (Капалина), который в это время был заместителем ректора академии по административно-хозяйственной работе и на которого легла вся тяжесть восстановительных работ.

Архиепископ Александр высоко оценил способности иеромонаха Евгения, его ис-ключительное чувство ответственности и преданность Русской Православной Церкви. 1 января 1989 г. иеромонах Евгений был назначен заместителем ре-ктора по административно-хозяйственной работе и возведен в сан архимандрита. В 1990 г. архимандрит Евгений был назначен на еще более ответственную должность — инспектора Московской духов-ной семинарии.

В ту пору страна переживала поворотный момент своей истории, постепенно Русская Православная Церковь начала обретать свободу, значительно изме-нился и характер церковно-государственных отношений. Появи-лись новые возможности для воссоздания разрушенной в советскую эпоху системы духовного образования, для восстановления закрытых ра-нее духовных семинарий и училищ. Лучшие административно-педагогические силы Русской Православной Церкви были направлены Священноначалием на восстановление духовного образования.

Одной из первых стала восстанавливаться Ставропольская ду-ховная семинария. 6 августа 1991 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II ее ректором был назначен архимандрит Евгений. Новый ректор, придавая первостепенное значение духовному воспитанию и богословскому образованию будущих пастырей, одновременно добился заметных успехов в укреплении материальной базы семи-нарии. Благодаря его настойчивости городские власти передали епархии и семинарии просторный архиерейский дом, примыкаю-щий к кафедральному собору и семинарии, что благоприятно сказа-лось на на учебном процессе и на условиях жизни семинаристов.

В первой половине 1990-х годов Русская Православная Церковь переживала процесс стре-мительного увеличения числа приходов и умножения ваканский священнослужителей. И хотя в условиях церковной свободы не бы-ло больше юридических затруднений для масштабного расширения сети духовно-учебных заведений, появились огромные трудности финансового и кадрового характера. В связи с этим возникла необ-ходимость в активизации деятельности Учебного комитета Русской Православной Церкви, и 26 февраля 1994 г. исполняющим обязан-ности председателя этого синодального ведомства был назначен ар-химандрит Евгений. 16 апреля 1994 г. в Богоявленском Патриаршем соборе состоялась хиротония архимандрита Евгения во епископа Верейского, викария Московской епархии, которую возглавил Свя-тейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

18 июля 1995 г. епископ Евгений был назначен ректором Москов-ской духовной академии и семинарии, а 18 июля 1998 г. определе-нием Священного Синода он был утвержден в должности председа-теля Учебного комитета. Исполнением административных обя-занностей он соединяет с чтением лекций по нравственному богосло-вию на IV курсе академии, а при реформированных программах — лекций по православной аскетике в магистратуре академии.

Руководствуясь решениями Архиерей-ских Соборов Русской Православной Церкви, на каждом из которых он делал доклады, посвященные состоянию и перспективам развития духов-ного образования, а также определениями Священного Синода и указаниями Святейшего Патриарха, Владыка Евгений возглавил де-ло огромной церковной важности — реформу духовной школы, при-званной соответствовать безмерно возросшим в сравнении с совет-ским прошлым требованиям современности. Целью этой реформы явилось преобразование духовной семинарии, которая готовит пас-тырей для Русской Православной Церкви, в полноценную высшую школу, а духов-ной академии — в специализированную школу, призванную гото-вить научно-богословские кадры и преподавателей духовно-учеб-ных заведений.

Процесс реформирования богословского образования был отработан в Московских духовных школах, опыт которых был затем позаимствован и другими духовными учебными заведениями. Таким об-разом, соединение в одном лице должностей председателя Учебного комитета, координирующего и направляющего процесс реформы, и ректора Московской духовной академии и семинарии, который на приме-ре своей школы видит как результаты реформы, так и те сложности и препятствия, с которыми приходится сталкиваться на пути ее осу-ществления, оказалось весьма эффективным.

Руководство духовными учебными заведениями Владыка Евгений соединяет и с иными церковными послушаниями и активной общественной дея-тельностью. В 2004-2007 годах архиепископ Евгений являлся членом Комиссии Русской Православной Церкви по диалогу с Русской Зарубежной Церковью. С февраля 2004 г. распоряжением Президен-та России Владимира Владимировича Путина архиепископ Евгений входит в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации.

Владыка Евгений имеет учёное звание профессора, учёную степень кандидата богословия. Священноначалие высоко оценило труды архипастыря: он был награждён государственными и церковными наградами. В 1997 году был награжден орденом св. князя Влади-мира III степени, 25 февраля 2000 г. Святейший Патриарх возвел его в сан архиепископа, в 2004 г. архиепископ Евгений был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени, а в 2007 году — орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В 2008 году Президент России В.В. Путин наградил Владыку Евгения орденом Дружбы.

Владыка Евгений - член Комиссии по вопросам образования Общественного совета Центрального федерального округа. Член Совета Всемирного русского народного собора. С декабря 2008 г. по январь 2009 г. — член Комиссии по подготовке Поместного Собора. Член Высшего церковного совета.

Фото пресс-службы Московского патриархата. Видео Олега Беседина.

В Свято-Троицком кафедральном соборе Нижнего Тагила митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл представил нижнетагильской пастве нового правящего архиерея – епископа Нижнетагильского и Невьянского Евгения, ранее имевшего титул епископа Среднеуральского и служившего викарием Екатеринбургской епархии.

Напомним, решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 мая 2018 года (журнал № 21) Преосвященным Нижнетагильской епархии назначен епископ Среднеуральский Евгений, получивший титул епископа Нижнетагильского и Невьянского. Прежний глава Нижнетагильской епархии владыка Иннокентий назначен епископом Александровским и Юрьев-Польским.

Представляя духовенству и прихожанам владыку Евгения, митрополит Кирилл отметил, что здесь, в Нижнетагильской епархии, его все, конечно, знают – он трудится на уральской земле почти семь лет. Владыка также отметил, что «для Тагила и для епархии это большое приобретение».

— Мы с любовью сегодня вас сюда ставим, приводим на это место, мы с любовью желаем вам долгого служения и милости Божией на вашем святительском ныне пути, с которого уже спрос совершенно иной, — напутствовал владыке Евгению митрополит Кирилл.

Обращаясь к тагильской пастве, владыка митрополит отметил, что епископ Евгений – «человек огромной духовной силы»:

— И весь многолетний опыт моего общения с ним говорит о том, что он человек очень надежный, настоящий, искренний. Он настоящий христианин, — сказал правящий архиерей. — И сегодня, дорогой владыка, мы хотим сказать, что ты наш друг, и мы всегда вместе с тобой. И пусть милость Божия и покров Царицы Небесной и преподобного Серафима Саровского, в день памяти которого ты принял святительский сан, пребывают над тобой во веки вечные, а мы все будем рядом.

В ответном слове новый глава Нижнетагильской епархии епископ Евгений отметил, что «хотелось бы, чтобы наше с вами служение было радостным».

— Хотелось бы, чтобы мы в духе любви и в духе истины совершили это служение на радость нашим небесным покровителям и на радость нашим современникам, — сказал епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений.

Он напомнил, что одиннадцать дней назад по всей стране отмечался Великий праздник День Победы, когда «мы вспоминали, как наши предки на своих плечах принесли победу, такую тяжелую победу над внешним агрессором». Владыка отметил, что сегодня борьба за победу продолжается, но это уже брань духовная.

— В сегодняшнее время по всему лицу нашей Родины наши соотечественники, наши дети, несут на себе раны лжи, которую влагают в наши уши через интернет и телевизор, несут на себе раны пороков, которые так пропагандируются современным обществом. И это наш сегодняшний враг, против которого мы должны объединиться для того, чтобы защитить наш народ, защитить нашу Церковь и нашу с вами Родину. Это победа, которая еще не одержана нами. И нам много надо потрудиться, чтобы достичь ее. Верую, что Господь вразумит, просветит и даст всем нам сил по молитвам Единой Соборной и Апостольской Церкви, которую мы сегодня являем здесь.

В ходе общения с представителями СМИ, которое состоялось по завершении литургии, новый глава Нижнетагильской епархии рассказал журналистам о том, что он планирует сделать прежде всего.

Конечно же, нужно сначала познакомиться, помолиться вместе с людьми, а дальше Господь в процессе будет вразумлять. Не сомневаемся, что Он даст добрую мысль и людям, и священникам, и мне, чтобы служение было на пользу и Тагильской епархии, Екатеринбургской Митрополии, в составе которой находится епархия, и всей Русской Церкви.

Говоря о тагильской части Екатеринбургской митрополии, владыка Евгений отметил:

— Это очень героический край, потому что здесь ковалась победа в Великой Отечественной войне. И, конечно, хотя здесь край мирный, в глубоком тылу находящийся, здесь люди – герои. И хотелось бы, чтобы результатом служения стала помощь людям в их труде, в жизни. Для тех, кто не открыл для себя веру, Христа, помочь это сделать. А для тех, кто уже находится в Церкви, — чтобы происходило углубление, духовное проникновение тех истин, которые Церковь хранит, — в сердца людей, жителей Тагила и окрестностей.

Владыка также отметил, что в год 150-летия со дня рождения Николая II и 100-летия подвига святой Царской семьи на Нижнетагильской кафедре ему предстоит познакомить паству с проектами Екатеринбургской митрополии, посвященным святой Царской семье.

Конечно, задача такая, чтобы вся полнота наследников святой Российской империи знакомилась со своими героями: с государем императором, с его семьей, с их верными слугами. Поэтому, конечно же, хотелось бы все то, о чем в эти дни говорилось в Екатеринбурге, донести до осознания, до сердец жителей Тагила, — подчеркнул правящий архиерей Нижнетагильской епархии.

Статью прочитали.

Похожие публикации