«Домашняя церковь. Домашняя церковь

8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. Наверное, излишне говорить о значении этого праздника, ведь семья во все времена была главным сокровищем общества и основной опорой государства, а без любви и верности семейный союз попросту невозможен.

Что же такое христианская семья? Ее часто называют домашнею Церковью, тем самым как бы указывая на то, что брак установлен Богом и имеет огромное значение в деле нашего спасения.

Начальный союз

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю …(Быт. 1 , 28)

Брак — первый человеческий союз, установленный Богом еще в раю между Адамом и Евой. Однако отцы Церкви единодушно говорят о том, что до грехопадения брака не было в том виде, каким мы его знаем теперь. «Будучи сотворен, Адам пребывал в раю, и там не было речи о браке,— пишет святитель Иоанн Златоуст.— Он нуждался в помощнике, и он был ему дан. Желание полового общения, зачатия, муки чадородия и любая форма тления были чужды их душам». Святитель Григорий Нисский также говорит о том, что половое влечение и зачатие, рождение в муках — это последствия грехопадения, свойства падшей, подверженной тлению и смерти человеческой природы. Подтверждение этого мнения мы находим в книге Бытия, когда, после вкушения людьми запретного плода, Бог сказал Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою... (Быт. 3 , 16)

Заповедь плодитесь и размножайтесь (Быт.1 , 28) была дана людям до грехопадения, но как, каким образом они должны были плодиться и размножаться — мы не можем сказать, так как не знаем, каким было человеческое тело в первозданном виде. По этому вопросу существуют различные богословские мнения. В частности, преподобный Максим Исповедник говорит о неком «духовном размножении» человеческого рода. Вообще нужно сказать, что вопросы брака и половых отношений в богословии разработаны недостаточно. Расходясь во мнениях в частностях, святые отцы согласно учат, что брак в том виде, в котором мы его знаем теперь, в раю не существовал. После грехопадения в отношениях между первыми людьми появилась дисгармония, в этот начальный союз во-шли тление и разлад, которые, как составляющие первородного греха, через зачатие и рождение распространились на все человечество. Поэтому в семейных отношениях порою бывает столько сложно-стей и взаимного непонимания. Для того чтобы достичь гармонии в браке, нужно, прежде всего, работать над своим сердцем, чему и учит Церковь.

Школа добродетелей

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… (Еф. 5 , 22-25)

В христианстве брак достигает всей полноты своего совершенства и является таинством. Семейный союз заключается по образу союза Хрис-та с Церковью. Апостол Павел называет брак великой тайной: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церк-ви (Еф. 5 , 32). Чтобы быть достойным отображением союза Христа с Церковью, супруги должны все низшее в своей природе подчинить высшему, физическую сторону своей природы поставить в подчинение духовно-нравственной.

По мысли святителя Киприана Карфагенского, в христианском браке муж и жена получают полноту и целостность своего бытия в духовно-нравственном и физическом единении и взаимном восполнении одного личностью другого.

Семья — это домашняя Церковь. Святитель Василий Великий также называл семью школой добродетелей. Но самый важный урок, который получает человек в семье,— это урок любви. Без любви семья немыслима. Любовь, воспитавшись в семье, должна потом выйти из ее круга и распространиться на все сферы социальной жизни. Без любви к своей семье, к своей стране воин — не защитник Отечества, а всего лишь наемник. Без этой любви нет настоящего педагога, врача, ученого.

Вспомним, что именно в семье свои первые уроки любви получили такие великие подвижники, как преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Читая жития святых, часто можно увидеть, с какой теплотой и любовью отзывались подвижники о своих родителях и годах, проведенных в семье.

Еще одно нравственное качество, без которого невозможно создать крепкую и дружную семью, — это самоотречение, способность жерт-вовать своими интересами ради интересов другого. По большому счету самоотречение — это ежедневное, не видимое никому мученичество. Поэтому в чине венчания мы слышим такие слова: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим».

«Борьба с грехом в браке — возвышеннейший тип христианского аскетического делания,— пишет литургист Г. Шиманский.— Это есть великое дело, оздоровляющее самые источники жизни. Оно делает брак подвигом и личного, и (вследствие наследственности) родового совершенствования и по физической, и по духовной стороне. Этот подвиг (аскеза) имеет внешнее выражение в воздержании супругов друг от друга в дни поста, а также в период кормления и беременности».

Большинство из нас призваны спасаться именно в браке — в терпении и любви, нося немощи друг друга, достигать совершенства.

В назидание новобрачным в Требнике содержится прекрасное поучение:

«… честно супружество, законом которого вы ныне сочетались, да живя вместе, восприимете от Господа плод чрева в наследие рода вашего, в наследие рода человеческого, во славу Творца и Господа, в неразрешимый союз любви и дружества, во взаимную помощь и для предохранения себя от соблазна. Честно супружество, ибо Сам Господь установил его в раю, когда из ребра Адамова сотворил Еву и дал ее в помощницу ему. А в новой благодати Сам Христос Господь изволил сподобить супружество великой чести, когда не только Своим присутствием украсил брак в Кане Галилейской, но и возвеличил его первым чудодействием — претворения воды в вино. Господь ублажил девство, изволив родиться плотию от Пречистой Девы; воздал честь вдовству, когда, во время принесения Своего в храм, от Анны — вдовицы восьмидесятичетырехлетней — принял исповедание и проречение; возвеличил и супружество присутствием Своим на браке».

Брачный союз нерасторжим. Поэтому Церковь не развенчивает браки, а лишь дает благословение на второй и даже третий брак, в случае смерти одного из супругов или супружеской неверности, что по своему разрушительному действию на семью равносильно смерти. Нравственное достоинство признается Церковью лишь за первым браком. Второй и третий браки — «удержание от блуда», свидетельство о непобежденной чувственности. Василий Великий пишет, что второй брак есть только врачевство против греха. По словам Григория Богослова, «первый брак есть закон, второй — снисхождение». Чин венчания второбрачных короче и отличается меньшей торжественностью. В древности второженцев отлучали от Причастия на год; женатые вторым и третьим браком не могли избираться пастырями Церкви.

В христианстве брак благословлялся со времен Апостольских. Ученик Иоанна Богослова святой Игнатий Богоносец пишет: «Женящимся и посягающим надлежит вступать в супружество с согласия епископа, дабы брак был о Господе, а не по страсти». Чин заключения брака в древности совершался непосредственно за Божественной литургией. Следы этого мы видим в настоящее время в чине венчания. Это возглас «Благословенно Царство», мирная ектения, чтения Апостола и Евангелия. Отделение чина венчания от Литургии произошло в XII—XIII веках, и в настоящее время он совершается после Божественной литургии.

Колыбель новой жизни

Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное, неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным.

(Из молитвы чина венчания)

И все же главная и основная цель брака — рождение и воспитание детей. Это обыкновенное, но необъяснимое, непостижимое умом чудо. Когда рождается ребенок, вдруг возникает вопрос: «Кто я такой, чтобы дать новую жизнь, дать бытие бессмертной человеческой душе? За какие такие заслуги я причастен к этому чуду? Как возможно, чтобы от меня родился другой человек, который так же, как и все мы, призван сделать свое сердце обителью Святого Духа и стать Богом по благодати?» И в какой-то момент кажется, что это сотворил один лишь Бог, что ты не способен на такое, но знакомые черты в лице сына или дочери говорят о том, что нет, не только Бог, а вместе, в этом священном брачном союзе, в синергии, соработничестве с Богом пришел в мир новый человек.

Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по–христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи - от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию.

Он был счастлив в семейной жизни. Вступил в брак с дочерью своего расстрелянного духовника, с которой его связывали долгие годы духовной дружбы и общие дела на благо гонимого церковного народа, - и этот брак, основанный на незыблемом фундаменте, стал благословением его жизни. Шестеро детей вошли в домашнюю церковь и через нее - в Церковь, где и поныне пребывают, трудясь для нее по мере своих сил.

В начале 80–х гг., будучи окруженным взрослыми и взрослеющими детьми и другой молодежью, о. Глеб решил создать для нее напутствие в семейную жизнь. Так возник первый вариант книги «Домашняя церковь».

Хотя эта книга публикуется впервые, у нее уже есть своя история. Она долго ходила в самиздате (под псевдонимом Г. А. Покоев), причем в разных вариантах, потому что автор непрестанно дополнял и перерабатывал текст. Этим он занимался и буквально до последних дней жизни: в 1994 г. им был начат цикл лекций для молодых христиан о семейной жизни, в котором он, с одной стороны, использовал материалы книги, с другой - вносил ряд дополнений в ее текст. Прочтя книгу «Домашняя церковь», читатель убедится, с каким вниманием о. Глеб относился к сложнейшим проблемам бытия христианской семьи в современном обществе, считая построение домашней церкви основой основ существования православного христианина в миру и в Церкви.

Работая над книгой, издательство по возможности учитывало все существующие варианты текста вплоть до магнитофонных записей последних лекций о. Глеба. Вместе с тем мы провели ряд сокращений широко привлекавшегося автором статистического материала и газетно–журнальной публицистики, оставляя, тем не менее, все авторские выводы. Это объясняется тем, что во времена основной работы над книгой тревожная статистика рождаемости, алкоголизма, преступности и т. д. была практически недоступной широкому читателю, поэтому автор тщательно и кропотливо собирал все возможные данные. Сейчас эти сведения можно найти практически во всех периодических изданиях, - и все они подтверждают глубокую справедливость наблюдений и выводов о. Глеба.

Предисловие

Церковь есть тело Христово, Богочеловеческий организм, в котором Божественная благодать пронизывает и освящает все существо человека и его действия. Каждый член Церкви - частица, клеточка, орган этого тела, необходимый для полноты целого, - таково по существу содержание гл. 12–й Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Лишь находясь в Церкви, будучи частицей ее тела, можно жить в полноте благодати Божией. В эпоху всеобщей секуляризации жизни и настойчивой - словом и делом - антихристианской и особенно антиправославной пропаганды необходимы значительные усилия и взывания к помощи Божией, чтобы войти в это мистическое Тело и сохранить себя в нем: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12); по–церковнославянски это звучит как «Царство Небесное нудится и нужницы восхищают е».

Для находящихся в браке и для живущих в родительском доме первичной ячейкой Вселенской Церкви должна быть семья, - малая, домашняя церковь; в ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного. О домашней церкви неоднократно писал апостол Павел (1 Кор 16:19; Кол 4:15; Фил 1:2 и т. д.).

Однако святоотеческая литература, создаваемая после IV в. в основном монахами, почти не касается вопросов семейной жизни и построения домашней церкви. Состав «Добротолюбия» в значительной мере определен афонскими старцами, которых эти вопросы не волновали, и не только в силу иноческих обетов, но и потому, что женщинам вообще запрещено появляться на святой горе Афон.

Дом, семья как Церковь… Это сейчас настолько забыто приходским и богословско–академическим сознанием, что необходимо и проповедовать, и специально обосновывать экклезиологически такое восприятие этой стороны человеческой жизни. Домашнюю церковь создают двое - любящие друг друга мужчина и женщина, соединенные в браке и стремящиеся ко Христу.

Некоторые молодые люди и девушки, не имея ясно осознанного представления о православной семье, о ее значении для духовной жизни, строят свои отношения на основах, недопустимых для христианина. Они воспринимают нравы и обычаи окружающего нас безбожного мира как норму жизни.

Имеются и другие крайности: взгляд на жену, на семью как на что–то, что по самой своей сути мешает духовной жизни. Это иногда проявляется в высказываниях и поступках учащихся духовных школ и общающихся с ними молодых людей. Семинаристы и студенты духовных академий порой поспешно вступают в брак ради рукоположения в сан, а при этом недостижимый для них идеал монашеской жизни мешает им видеть благодать, проявляющуюся в буднях жизни семейной. Все это, конечно, не способствует созиданию домашний церкви в семьях священнослужителей.

А светское общество колеблется от теории «свободной любви пчел трудовых» до пропаганды прочной парной семьи и от воспитания индивидуальной половой любви до восхваления будущего «группового брака в рамках трудовых коллективов» .

В послании к христианам Рима, - города разврата и власти, - апостол Павел писал: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12:1–2).

Для многих из тех, кто вышел из православных семей, брак с неверующей или с неверующим был причиной ухода из Церкви и угасания веры. Для других брак с женой - сестрой во Христе способствовал духовному возрастанию.

Вопросы семьи и брака волнуют молодежь и родителей взрослеющих детей, с ними постоянно сталкиваются духовники.

В этих очерках автор попытался изложить православное понимание брака, идущее от первых веков, и рассмотреть пути построения домашней церкви в разных исторических условиях, основываясь на Писании, на творениях Отцов и учителей Церкви и на постановлениях Церковных Соборов. Эта книга - не монография и не диссертация; она состоит из серии очерков, которые можно читать независимо друг от друга. Такое построение делает возможными и порой даже неизбежными повторения. Каждый очерк написан более или менее в своем особом ключе и рассчитан на свой круг читателей: одни из них - для тех, кто готовится вступить в брак, другие - для воспитывающих детей, а некоторые - для родителей взрослеющих детей и духовников; наконец, «Семья и дом священника» - для лиц духовного звания и их жен.

Академические богословы могут изучать и критиковать взгляды на брак бл. Августина, Фомы Аквинского, Лютера, восточных еретиков, могут посвящать им свои диссертации. Для рядового же члена Церкви и для приходского священника такой детальный анализ не представляет ни нравственного, ни практического значения и интереса. Введение в книгу такого материала потребовало бы значительного увеличения ее объема, затруднило бы чтение для большинства тех, кому книга адресована, и осложнило бы публикацию . Если хотя бы для одной зарождающейся семьи - домашней церкви - эти страницы будут небесполезны, можно считать, что время, которое автор провел над рукописью, не пропало даром.

Церковь есть Тело Христово, Богочеловеческий организм, в котором благодать пронизывает и освящает человека. Каждый церковный человек – частица этого Тела, необходимая для полноты целого (1 Кор 12). Лишь находясь в Церкви, можно жить в изобильной благодати Божией. В эпоху бушующей – словом и делом – антихристианской пропаганды необходимы наши значительные усилия и помощь Божия, чтобы войти в это мистическое Тело и сохранить себя в нем: "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф 11:12).

Для тех, кто живет в родительском доме или вступил в брак, первичной клеточкой Вселенской Церкви должна быть семья, – малая, домашняя церковь. В ней совершается наш труд по стяжанию Царства Небесного. Домашнюю церковь создают двое – мужчина и женщина, любящие друг друга супруги, стремящиеся ко Христу.

Подарок на свадьбу. Приточный рассказ

Подробности Опубликовано 24.12.2017 00:46

Свадьба была в разгаре. Жених не сводил глаз со своей избранницы: ясный взгляд, счастливая улыбка, нежный румянец – никто не мог сравниться с ней в красоте и юности.

Гости кричали «горько!», подарки начали дарить. Много гостей – много подарков. Всё не упомнить. Но один не забыть…

Милок! - какая-то старуха теребила жениха за белоснежную рубашку почти чёрной рукой. Он, увидев бабульку, от неожиданности отшатнулся.

Вы кто, бабушка?

Почти угадал, - засмеялась старуха, - Я пра-прабабушка твоя. Меня к тебе с подарком моя пра-пра-прабабка прислала. Выйдем в парк, подарю.

Жених облегченно вздохнул – очередной свадебный розыгрыш. И артистку наняли хорошую, от старухи столетней не отличить.

Пойдемте, пра-прабабушка.

В лицо пахнуло свежестью зелёного летнего вечера, старуха махнула в сторону ресторана: «Тихо ты!» - и музыка умчалась куда-то вдаль.

Ну, - старуха довольно потёрла руки, - теперь нам никто не помешает.

Она запустила руку в котомку и вытащила фотографию.

Вот тебе первая часть подарка.

Жених посмотрел на снимок. Восемь мужчин стояли плечом к плечу от края до края. Перед ними на стуле сидела женщина – измождённая, но с улыбкой. Видимо, это была их мать.

И при чём здесь я? – жених вернул снимок старухе.

Ты на снимке! Неужели не заметил?

В центре стоишь. А рядом – твои семь сыновей. Впереди невеста твоя. Её через двадцать лет за твою маму принимать будут. Так её жизнь сомнёт.

Но у нас не будет семерых парней. У нас будут мальчик и девочка. Мы так решили.

Лучше послушай. Вот, рядом с тобой ваш первенец. Серая личность. Ни талантов особых, ни красоты. Но благодаря тому, что у него будет шесть младших братьев, вырастет надёжным,трудолюбивым. Карьеры большой не сделает, но уважать его на работе будут. Да и семью создаст всем на зависть. А если младших братьев у него не будет, он вырастет ленивым, никчёмным и просто сопьётся, сидя на вашей шее всю вашу жизнь.

«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».

Около пятисот последователей Христа пришли в Галилею на назначенную встречу с воскресшим Господом. «Время и место этой встречи перед Своей смертью назначил Сам Христос. Ангел у гроба напомнил ученикам о Его обещании встретить их в Галилее. Это обещание напомнили и верующим, которые собрались в Иерусалиме в пасхальную неделю, а через них оно достигло тех, кто одиноко скорбел о смерти своего Господа… В назначенное время на склоне горы около пятисот верующих собрались небольшими группами, желая узнать о происшедшем из первых рук — от тех, кто видел Христа после Его воскресения. Ученики переходили от одной группы к другой, рассказывая все, что знали об Иисусе, и приводя доводы из Писания, как Он это делал… Неожиданно среди собравшихся появился Иисус» 1 .

Как много потеряли те, кто не пришел на это общее собрание верующих со своим воскресшим Спасителем! Как много людей в последующих поколениях хотели бы быть в тот миг на той горе, чтобы слышать напутствие Господа Своей Церкви! Он шел приготовить им место, а они должны были приготовить Ему путь. И Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идя, сделайте учениками все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, и уча их соблюдать все, что Я повелел вам».

Задача была необъятна, как сама Земля. У них не было ни транспорта, ни аппаратуры, ни средств, у многих даже не было богословского образования. Но они помнили урок о пяти хлебах и двух рыбках. Единственное, что требовалось от них — это передавать другим то, что уже было у них. Единственное, что требовалось от них — это приготовить путь для возвращения своего Господа. И, выйдя в мир, они пошли, зажигая свет Его присутствия в селах и городах. Во всех концах Римской империи, словно маленькие светильники, одна задругой возникали небольшие домашние церкви, ярко сияя посреди духовной тьмы и великолепия языческих храмов. Десятки, сотни и тысячи обращенных передавали этот свет дальше, делая учениками всех, кто еще таковыми не был.

То, что удалось сделать ранней Церкви, она сделала через личное свидетельство членов и собрания домашних церквей. В данной главе мы рассмотрим новозаветные ссылки на существование домашних церквей в первом веке по Р. X., а также то влияние, которое они оказали на мир.

Однако читателю следует помнить о том, что Новый Завет не был написан с целью доказать наличие домашних церквей. Авторы Нового Завета не ставили своей целью доказать их наличие, это было общепринятой практикой. Поэтому об их существовании мы узнаем скорее не из прямых, но в большей мере из косвенных ссылок.

Домашние церкви в Новозаветный период

В Новом Завете приводится четыре прямые ссылки на существовании христианских домашних церквей в Риме, Ефесе и Колоссах. Но кроме того, существует целый ряд косвенных указаний на собрания верующих в домашних церквах в таких городах, как Иерусалим, Кесария, Филиппы, Фессалоника, Коринф, Троада и снова Рим.

Домашние церкви в Иерусалиме

Город Иерусалим, что означает в переводе «город мира», должен был стать колыбелью христианства. Это был известный и древний город, но ни его величественный храм, ни четырехглавая башня Антония, ни водоемы, ни построенный Иродом театр для зрелищ — ничто не увековечило память о нем настолько, насколько это сделал невысокий холм в форме черепа — Голгофа, — где был распят Спаситель мира.

Но была еще и другая гора. Это была гора надежды. На одном из ее крутых склонов находился дом Лазаря, а у ее подножия раскинулся любимый Господом Гефсиманский сад. С вершины этой горы был хорошо виден город Иерусалим. Именно эта гора стала свидетелем Его вознесения и последних слов: «Се, Я с вами во все дни до скончания века». «Подняв руки для благословения… Он стал медленно удаляться от них, возносимый силой, превосходящей всякое земное притяжение» 2 .

Ученики еще стояли с поднятыми головами, когда услышали слова двух ангелов в блистающих одеждах: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус… придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).

Спускаясь с Елеонской горы, апостолы, должно быть, все еще слышали, как в их ушах звучат прощальные слова Христа: «Се, Я с вами…» Они не были оставлены сиротами! С каждым шагом приближаясь к Иерусалиму, они с радостью вспоминали о том, что именно с этого города им предстояло начать свою работу. «Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). Они шли приготовить путь Господу! «Когда ученики снова пришли в Иерусалим, люди изумленно смотрели на них… Их лица сияли неземным счастьем. Они не плакали над разбитыми надеждами, но возносили хвалу и благодарение Богу. Ликуя, они передавали весть о чуде воскресения Христа и Его вознесении на небо. И их свидетельство приняли многие. Теперь ученики не боялись будущего» 3 .

Образование христианской Церкви и ее первые собрания в частном доме. Верные напутствию Господа начать работу с Иерусалима, ученики ждали излития Святого Духа в этом городе. Известно, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благославляя Бога» (Лк. 24:53), но самым главным местом их собраний стала верхняя горница одного частного дома, в которой собирались до ста двадцати последователей Христа (см. Деян. 1:12-16). Возможно, это был дом Марии, матери Иоанна Марка, как считают некоторые исследователи 4 , или жилище того неизвестного ученика, который предоставил «горницу большую, устланную, готовую» для празднования Пасхи (Вечери Господней) накануне распятия Иисуса (см. Мк.14:13-16) 5 .

Е. Уайт пишет, что ученики, встречаясь вместе, «смиряли свои сердца в истинном раскаянии и исповедовали свое неверие перед Богом», вспоминали слова Христа и размышляли «над его чистой святой жизнью, события которой вновь проходили перед их глазами одно за другим». «Ученики искренно и серьезно молились, прося Господа подготовить их к работе с людьми, чтобы в ежедневном общении говорить им такие слова, которые вели бы их ко Христу». «В те дни глубокого самоисследования, чувствуя духовную жажду, они взывали к Господу о святом помазании, прося о благословении не только для себя, ведь на них было возложено дело спасения душ. Они понимали, что Евангелие должно быть проповедано миру, и положились на силу, которую обещал Христос» 6 .

По всей вероятности, излитие Святого Духа произошло именно в этом доме, в котором они и ожидали этого события. Евангелист Лука описывает это следующим образом: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2:2). Этот опыт Пятидесятницы положил начало образованию христианской Церкви, которое произошло в обычном частном доме.

Два вида богослужений Церкви в Иерусалиме: в храме и по домам. Как мы уже упомянули выше, ожидая излития Святого Духа, у верующих было два вида собраний — в храме и в верхней горнице (см. Лк. 24:53; Деян. 1:13, 14). После того как около 3000 человек обратилось в ответ на проповедь Петра (см. Деян. 2:41), верующие «каждый день единодушно пребывали в храме» и в дополнение к этому собирались по домам (см. Деян. 2:46) для преломления хлеба, духовного возрастания и молитвы (см. Деян. 2:42). После дальнейшего умножения уверовавших эта практика двух видов собраний не прекратилась. Мы читаем в Деян. 5:42 о том, что апостолы продолжали благовествовать «в храме и по домам».Читая далее историю христианской Церкви, мы видим, что этот же метод — два вида собраний (общие и по домам) — верующие старались использовать везде, где им предоставлялась возможность (см. Деян. 20:20; 1 Кор. 14:23; Рим. 16:23; 1 Фес. 5:27).

Рост Церкви в Иерусалиме и возможное количество домашних церквей. Мы не знаем, какую часть из трех тысяч обращенных после проповеди Петра составляли жители Иерусалима, но из Деян. 4:4 видим, что вскоре это число умножилось до 5000 человек. Далее в Книге Деяния Апостолов рассказывается о прогрессирующем росте и численном умножении церкви, перешагнувшем за пределы этой цифры. В Деян. 5:14 говорится: «Верующих же все более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин», а в Деян. 6:7 автор продолжает: «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере».

Вполне очевидно, что такое огромное множество уверовавших не могло продолжать собираться в одном доме. Адольф Харнак, изучавший историю христианской Церкви в первые столетия нашей эры, отмечает, что обычно дома, в которых собирались христиане, не были очень большими, а вмещали приблизительно пару десятков человек 7 . Ганс-Иосиф Клаук предполагает, что возможное число собирающихся в домашних церквах было от десяти до сорока человек 8 . Несомненно, дома состоятельных людей могли вместить в себя больше народа. Если предположить, что каждый хозяин домашней церкви в Иерусалиме был из богатого сословия и, следовательно, мог принять в своем доме сто и более верующих, то даже и в этом случае первым христианам понадобилсь бы минимум 50 частных домов для проведения своих собраний и обрядов! Это помогает представить, насколько разветвленной была сеть домашних церквей в Иерусалиме после вознесения Христа.

Один из вероятных адресов. Таким образом, из описанной ситуации в Книге Деяния Апостолов мы можем понять, что, вероятно, с увеличением числа верующих, новые дома открывали свои двери и становились домашними церквами. Однако только имя одного человека, в доме которого собирались верующие, упоминается в контексте этого служения — это Мария, мать Иоанна, названного Марком.

К этому дому пришел апостол Петр после того, как ангел, освободив его из темницы, привел его в город и, пройдя с ним одну улицу, внезапно исчез (см. Деян. 12:10). Ангелу не нужно было провожать его дальше, так как он привел Петра в знакомый для него район Иерусалима и оставил недалеко от известного для него адреса. Когда глаза Петра привыкли к темноте, «он понял, что находится на свободе, в знакомой части города; он узнал, что это было то место, которое он часто посещал, а завтра должен был пройти мимо него в последний раз» 9 .

Писание повествует: «И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились» (Деян. 12:12). Некоторые исследователи полагают, что апостол Петр был руководителем этой домашней церкви, что объясняет то, каким образом Марк мог написать Евангелие со слов Петра. Читая этот отрывок, мы видим, как обрадовалась его появлению служанка, узнавшая его просто по голосу, и понимаем, что он часто бывал в этом доме, и что собравшиеся в такой поздний час ночи члены этой домашней церкви молились, видимо, о нем (см. Деян. 12:13-17).

Другие адреса. После своего свидетельства в кругу этой домашней церкви, Петр дает им поручение: «Уведомьте о сем Иакова и братьев» (Деян. 12:17), что говорит о том, что «это не было собрание всей Иерусалимской церкви, но только одной ее группы» 10 . Это также указывает на то, что Иаков и остальные апостолы были не в этом доме, а находились по другим адресам. Примечательно также и то, что Петр, «выйдя, пошел в другое место», что дает нам возможность предположить, что он направился в еще одну домашнюю церковь христиан города Иерусалима.

«Очевидно, что Церковь состояла из целого ряда общин, которые встречались в многочисленных более просторных домах, образуя «домашние церкви»… Христиане явно следовали знакомому в иудаизме правилу, согласно которому десять мужчин могли организовать синагогу для чтения и изучения Писания» 11 .

Традиция собраний по домашним церквам не была ограничена только Иерусалимом, но с распространением христианского движения по другим городам подобная практика была адаптирована везде, где возвещалась истина. ,

Домашние церкви в Кесарии

Город Кесария известен по многим причинам. Он был построен Иродом Великим на месте финикийской крепости, называемой Стратоновой башней, которую он полностью обновил, обложив известковым камнем. Начав строительство примерно в 23-22 гг. до Р. X., Ирод строил этот город от основания в течение 10-12 лет и по окончании посвятил его кесарю, назвав Кесарией. Там был построен прекрасный дворец, амфитеатр, ипподром, театр, акведук. Находясь на побережье, город имел только одну природную гавань. Но Ирод начал строительство первой в древнем мире искусственной гавани, используя цемент из песка вулканического происхождения, что также являлось новшеством. Два массивных волнореза, шириной около 60 метров, построенные из огромных блоков весом более чем в 50 тонн, уходя далеко в море, образовывали эту гавань.

Фактически, это был военный город, здесь располагалась штаб квартира римского гарнизона. Здесь также находилась правительственная резиденция Пилата. В этом городе умер Ирод Агриппа в 44 г. по Р. X., устроив празднование в честь кесаря и появившись перед публикой театра в блистающем плаще из серебряной ткани, производя божественное впечатление в лучах сверкающего солнца. Но, будучи внезапно поражен Господом, «быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:23). Здесь проповедовал Филипп, один из семи первых дьяконов (см. Деян. 8:40). Апостол Павел проходил Кесарию несколько раз, здесь же он содержался под стражею два года, засвидетельствовав о своей вере перед правителем Феликсом, а затем Фестом и Агриппою, и отсюда его отправили морским путем в Рим (см. Деян. 23:33; 24:22-27; 25:4-26:32). Евсевий Кесарийский был епископом этого города с 314 по 340 г. по Р. X.

Дом сотника Корнилия. В этом знаменательном городе Господь положил начало одной из первых христианских церквей из язычников. Как мы уже упоминали ранее в первой главе, Корнилий, сотник полка Италийского, располагавшегося в Кесарии, получил в видении указание пригласить Петра и, послав за ним, созвал «родственников своих и близких друзей» (Деян. 10:24б). Затем по прибытии Петра, во время его проповеди «Дух Святой сошел на всех, слушавших слово» (10:446), после чего они были крещены во имя Иисуса (см. Деян. 10:48). Фактически этот эпизод «представляет собой образование местной (домашней) церкви в Кесарии» 12 . Так как в это время там не было другой христианской общины, логично предположить, что они стали собираться в этом гостеприимном доме. «Из этого дома всеохватывающее дело благодати распространилось во всем том языческом городе» 13 .

Дом Филиппа благовестника. Благовествуя по городам, Филипп дошел до Кесарии и, по-видимому, остановился там. В последний раз идя в Иерусалим через Кесарию, Павел на несколько дней остановился у Филиппа. «А на другой день Павел и мы, бывшие с ним, выйдя, пришли в Кесарию и, войдя в дом Филиппа благовестника, одного из семи дияконов, остались у него. У него было четыре дочери девицы, пророчествующие» (см. Деян. 21:8, 9). В этот дом пришел и Агав, пророк из Иудеи, чтобы предостеречь Павла (см. Деян. 21:10,11). Во время речи Агава там присутствовали и местные верующие (см. Деян. 21:12). А в Иерусалим Павла пошли сопровождать и «некоторые ученики из Кесарии» (см. Деян. 21:16). Таким образом, можно заключить, что, судя по всему, дом Филиппа и его семья были центром христианского братства в этом городе в этот период.

Домашняя церковь в Филиппах

Городок Филиппы был небольшим македонским городом и не представлял большой важности до тех пор, пока не была построена (примерно в 130 г. до Р. X.) римским проконсулом Македонии Игнатием известная дорога Via Ignatia, общей протяженностью около 700 километров. Вскоре эта дорога, построенная для военных целей, превратилась в ведущий торговый путь, став средством связи между Азией и Европой. По мнению исследователей, апостол Павел по этой дороге совершал свои миссионерские путешествия 14 . Эта дорога проходила через весь городок Филиппы, разделяя его на две части: северную, где находился амфитеатр, а также по преданию тюрьма, где содержались Павел и Сила, и южную, с форумом примерно в центре города и недалеко от дороги 15 .

Лидия из Фиатир, чтущая Бога язычница, торговавшая багряницею в Филиппах, была крещена Павлом вместе со своими домашними (см. Деян. 16:15). Она пригласила Павла и его сотрудников остановиться у нее в доме, доказав этим, что они признали ее «верною Господу» (Деян.1б:14,15). Возможно, что после этого христиане стали собираться в доме Лидии, так как, по всей видимости, в — Филиппах не было других домашних церквей, потому что верующие собирались на берегу реки (см. Деян. 16:13).

Интересно отметить, что раскопки на этом месте натолкнули ученых на целый ряд версий относительно месторасположения «реки», на берегу которой была обращена Лидия. Одна из наиболее вероятных версий указывает на полноводный Кренидский поток, который протекает около Кренидских ворот в западной стене города примерно на расстоянии одного километра от городского форума. Этот поток называется в той местности «рекой Лидии». За потоком была построена гостиница «Лидия», располагающаяся в маленькой деревушке, названной также этим именем. Некоторые полагают, что она построена на месте того дома, в котором находился апостол Павел. В результате

раскопок были обнаружены основание здания, вымощенная дорожка, ведущая к потоку, и несколько надгробных римских памятников.

После тюремного заключения и чудесного освобождения (в результате землетрясения) Павел и Сила направились к дому Лидии. В стихе 40, напоминая эпизод с Петром и домашней церковью в доме Марии, матери Иоанна Марка, поддерживается мысль об образовании домашней церкви в доме обратившийся женщины: «Они же, выйдя из темницы, пришли к Лидии и, увидев братьев, поучали их, и отправились».

Следует также отметить, что в описании данной главы есть еще одна история об обращении целого семейства — темничного стража и его домашних (см. Деян. 16:30-34). Но остается неизвестным, стал ли этот дом со временем еще одной домашней церковью в Филиппах, или они были постоянными членами собраний в доме Лидии.

Домашние церкви в Фессалонике

Город Фессалоника был назван в честь жены одного из полководцев Александра Македонского, Кассандра, которая также являлась полукровной сестрой прославленного правителя. Кассандр основал город в 316 году до Р. X. В первом веке Фессалоника была столицей второй Македонской провинции и местом пребывания прокуратора Македонии. Она располагалась как раз на середине известного пути Via Ignatia, а также на перекрестке морских маршрутов, что сделало ее известным культурным центром. Среди городских жителей было большое количество евреев. Город имел статус свободного города, и в нем было достаточно много зажиточных граждан.

Читая историю распространения вести Евангелия в этом городе, мы узнаем, что после трехнедельной проповеди Павла в синагоге некоторые иудеи уверовали, а также многие «как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало» (Деян. 17:4).

Далее из описания возмущения, поднятого иудеями против Павла и Силы, становится понятным, какой дом стал местом пребывания апостола и, по всей видимости, центром его деятельности: «Но неуверовавшие Иудеи… собрались толпою и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Не найдя же их, повлекли Иасона и некоторых братьев к городским начальникам, крича, что эти всесветные возмутители пришли и сюда, а Иасон принял их» (Деян. 17:5-7).

Абрахам Малхерби считает, что дом Иасона стал своего рода базой для работы Павла с язычниками после отделения от еврейской синагоги 16 , и что там стала собираться домашняя церковь 17 .

Возможно, что в Фессалонике была не одна домашняя церковь. Учитывая множество обращенных эллинов и знатных женщин, это вполне вероятно. Фильсон так интерпретирует заключительные слова Павла в Первом послании к Фессалоникийцам: «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» (1 Фес. 5:27), как указание на существование нескольких домашних церквей в этом городе 18 .

Домашние церкви в Коринфе

Город Коринф был крупным, важным и богатым торговым центром. Город, выгодно расположенный на перешейке, он контролировал два порта, суда одного из которых отправлялись в Азию, а другого — в Италию, что способствовало процветанию города. Согласно некоторым источникам его население насчитывало приблизительно 300000 граждан и 460000 рабов. Это был языческий город, известный спортивными играми и храмами, такими как, например, храм Апполона с мощными великолепными колоннами, храм Димитрия и Коре с прилегающими пятидесятые комнатами для обрядовых пиршеств и сексуальных ритуалов, который как раз ремонтировали в то время, когда апостол Павел был в городе, а также целый ряд других святилищ. Но особенно выделялся храм, посвященный Афродите, владевший тысячей жриц, занимавшихся храмовой проституцией, что также способствовало притоку народа и обогащению города. Исследователи считают, что в Коринфе проживала довольно большая еврейская диаспора 19 .

Из Нового Завета мы знаем, что церковь этого города играла важную роль в миссионерской деятельности апостола Павла. Он провел в Коринфе полтора года и, основав церковь, позже написал верующим два длинных Послания, пытаясь помочь им бороться со злом вне и внутри Церкви. Прибыв в Коринф, он начал свою евангельскую деятельность с синагоги: «Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов» (Деян. 18:4). Лука рассказывает дальше о провозглашении истины и ее успехе: «И многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе. И он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божию» (Деян. 18:8-11). Где же собирались эти новообращенные христиане для своих богослужений?

Интересно отметить, что у нас нет прямой ссылки на домашние церкви в этом городе, но некоторые специалисты, изучавшие этот вопрос, считают, что есть определенные указания на конкретных людей, которые, вероятно, и предоставили свои дома для собраний верующих.

Дом Акилы и Прискиллы. Во-первых, Павел остановился и работал, делая палатки, у Акилы и Прискиллы (см. Деян. 18:3). Вероятно, эта пара и в этом городе собирала домашнюю церковь в своем доме точно так же, как они делали это и в других городах.

Дом Пуста. Второй возможный адрес Коринфской домашней церкви — дом рядом с синагогой, принадлежавший чтущему Бога язычнику Иусту. После отвержения иудеями вести о Спасителе в синагоге, Павел отправился в этот дом (см. Деян. 18:7), но сам апостол не жил в нем, так как он остановился в доме у Акилы и Прискиллы. По всей вероятности, он был «местом для встречи с теми, кто заинтересовался Словом Божьим» 20 . Павел продолжал жить у Акилы и Прискиллы, но «сделал дом Иуста своей собственной синагогой» 21 .

Дом Гаия. В Рим. 16:23 Павел пишет: «Приветствует вас Гаий, страноприимец мой и всей церкви». Некоторые считают, что в этом месте он говорит об Иусте, упомянутом нами выше (в других переводах Justus, что отчасти напоминает Gaius) 22 . Кем бы ни был Гаий, мы можем с уверенностью заключить, что он был состоятельный человек, у которого был просторный дом, и что этот дом служил местом для общих собраний всей Коринфской церкви 23 . О том, что вся церковь этого города иногда собиралась вместе, мы также читаем в 1 Кор. 14:23: «Если вся церковь сойдется вместе…»

Дом Стефанов. Как было уже упомянуто в первой главе, эта семья была обращена Павлом одной из первых — «начаток Ахаии», как говорил он, и: «они посвятили себя на служении святым» (1 Кор. 16:15). В этом видна продуманная стратегия Павла: «Логично предположить, что когда Павел начинал свою работу в городе, одной из его первых задач было обращение семейства, которое могло бы стать центром его дальнейшей работы. Он знал, что его связь с синагогой всегда была хрупкой… Павел не был тем богословом, который витал в облаках и никогда не спускался на землю. Он был миссионером. Одна из его первых задач состояла в том, чтобы найти место для собраний. Практический путь приобрести такое место состоял в том, чтобы обратить семью с достаточно большим домом, который мог бы служить центром христианской деятельности» 24 .

Домашняя церковь в Ефесе

Город Ефес, хорошо известный на протяжении столетий до Р. X, представлял собой один из крупнейших, развитых портовых городов Малой Азии во время деятельности апостола Павла. Через него проходили два важнейших маршрута: путь на север, ведущий в Пергам и Троаду, а также западный путь, ведущий от Колосс, Лаодикии, Иераполя. Население города составляло приблизительно 200000 человек. Он был известен торговлей и банковской системой, в которой хранили свои вклады как простые граждане, так и правители государств. Город был посвящен Артемиде Ефесской, богине плодородия, статуя которой по преданию была (может быть, частично) выточена из упавшего метеорита. В самом храме было 117 колон, и он полностью был построен из мрамора. Представляя одно из самых больших мраморных сооружений в греческом мире, он производил такое великолепное зрелище, что был причислен к семи чудесам света. В дополнение к нему в Ефесе было много других храмов, а также огромный театр, вмещавший до 24000 человек, куда, по-видимому, устремились для разбирательства возмущенные благовестием Павла граждане города (см. Деян. 19:29-31).

Это было уже второе посещение Павлом Ефеса (см. Деян. 18:19-21), и там уже находилась христианская семья Акилы и Прискиллы. Жители Ефеса увлекались чародейством и почитанием различных языческих культов, что представляло большую преграду для вести Евангелия (см. Деян. 19:17-40). Но невзирая на это, Господь совершил «немало чудес руками Павла» (Деян. 19:11), который оставался в городе около двух лет, проводя ежедневные «библейские курсы» в училище Тирана (Деян. 19:9). В результате многие уверовали (см. Деян. 19:18), и основалась крепкая христианская община, о чем свидетельствует встреча Павла с пресвитерами Ефесской церкви, которых он призвал в Милит для прощания, собираясь отправиться в Иерусалим и думая, что никогда их больше не увидит (см. Деян.20:17-38). В своей речи он упоминает также и о двух видах собраний, которые проводил в городе: «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам» (Деян. 20:20). Церковь в Ефесе легла в основу первого символа семи церквей из Книги Откровение, где ярко описаны ее характеристики, ее терпение, труд и любовь (см. Откр. 2:1-7).

Интересно отметить, что апостол Иоанн был отправлен на Патмос из Ефеса и, возвратившись оттуда, продолжал свое служение в Ефесской церкви до самой смерти. Располагающаяся неподалеку от развалин Ефеса железнодорожная станция называется «Святой богослов» в его честь 25 .

Прямая ссылка на домашнюю церковь в доме Акилы и Прискиллы. Как мы упоминали ранее, кроме косвенных в Библии есть четыре прямые ссылки, указывающие на существование домашних церквей в новозаветный период. Одна из них называет церковь в Ефесе. Эта группа верующих собиралась в доме Акиллы и Прискиллы, хорошо известной пары, исключительно преданной Господу. Они были выселены из Рима вместе с другими евреями указом императора Клавдия и поселились в Коринфе, где апостол Павел и встретился с ними (см. Деян. 18:2, 3). После некоторого времени они покинули Коринф вместе с апостолом, направлявшимся в Ефес, и остановились там (см. Деян. 18:19). Во время своего третьего миссионерского путешествия, проповедуя в Ефесе около двух лет, Павел пишет Первое послание к Коринфянам, заканчивая его следующими словами: «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (1 Кор. 16:19).

Домашняя церковь в Троаде

Город Троада был крупным портовым городом в северо-западной части Малой Азии. Он располагался примерно в 16 километрах на юг от древней Трои, будучи основанным одним из преемников Александра Македонского Антигоном Одноглазым. В первом столетии этот город был морскими ворота для направляющихся в Македонию и Фракию. Среди сохранившихся развалин можно увидеть остатки храма Аполлона, остатки театра, гимназии, Траянского акведука (водопровода), городских стен.

О церкви в этом городе известно немногое. Основана она была, по всей вероятности, апостолом Павлом, упоминающем в письме к Коринфской церкви, что он приходил в Троаду «для благовестия о Христе», и дверь для Евангелия была открыта. По какой-то причине он ожидал увидеть там Тита и был очень огорчен его отсутствием (см. 2 Кор. 2:12,13). Также известно, что, проходя по церквам в Малой Азии вместе с Тимофеем и заночевав в Троаде, апостол получал там во сне призыв идти в Македонию, куда тотчас отправился из этого крупного порта. По возвращению из этого миссионерского путешествия с целой группой братьев, он остановился на неделю у верующих Троады и там проводил собрание в их домашней церкви (см. Деян. 16:8, И; 20:4-6).

Таким образом, Деян. 20:7, 8 — это одно из мест, косвенно указывающее на существование домашней церкви вне Иерусалима, а именно в городе Троаде: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжал слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников». Упоминание о большом количестве светильников, а также указание на то, что уснувший юноша, упал с третьего этажа (см. Деян. 20:9), говорит о том, что это был большой трехэтажный дом, принадлежащий, по-видимому, состоятельному человеку.

Из второго письма Павла к Тимофею становится известным, что у одного из верующих этого города он хранил некоторые личные вещи: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2 Тим. 4:13).

Домашние церкви в Риме

Древний город Рим, построенный на семи холмах более чем за семь веков до Р. X., был сердцем Римской империи. Выгодно расположенный он все еще контролировал в первом веке торговые пути полуострова, а его военная мощь — все провинции империи. Состав этого почти миллионного города был более чем разнородным. Историки свидетельствуют о том, что благодаря довольно простым процессуальным законам об освобождении от рабства, ряды граждан пополнялись массами рабов, ставшими вольноотпущенниками, в то время как урожденные римские граждане гибли в больших количествах на полях сражений или осуществляли правление в римских провинциях. Приводится соотношение в столице коренных римских граждан к вольноотпущенникам и их потомкам, как 1:4 26 . Это, несомненно, ослабляло политическую стабильность и государственные институты Рима, но представляло широкое поле деятельности для проповеди Евангелия. В столице также проживало большое количество свободных евреев — около 20 тысяч в первой половине первого столетия, которые пользовались особым статусом, разрешающим им, не участвуя в государственных культах, исповедовать свою религию. До тех пор пока христианство рассматривалось как часть иудейской религии, у христиан не было проблем. Но незадолго до и после разрушения Иерусалима пленные евреи продавались на римском рынке как рабы.

О жизни этого прославленного города мы уже упоминали во вступлении. Но невзирая на блеск и величие Рима, на его многочисленные посвященные различным божествам храмы (более 80), амфитеатры, великолепные дворцы и здания, в столице существовали целые кварталы неказистых построек, в которых жили бедные массы народа, пополнявшиеся вольноотпущенными рабами. Именно эти постройки пытался уничтожить император Нерон, осуществив тайный поджог города, в результате которого выгорело и было повреждено 10 из 14 районов города. Вследствие этого пожара разразилось одно из сильнейших преследований христиан, на которых возложили вину за поджог. Согласно историческим свидетельствам апостолы Петр и Павел были казнены в Риме незадолго до завершения правления Нерона.

Послание к Римлянам было написано примерно за пять-десять лет до этого гонения на христиан во время посещения апостолом Коринфа. По-видимому, оно было передано с диаконисой церкви в Кенхрее (один из портов г. Коринфа) (см. Рим. 16:1,2). В это время в Риме уже существовала живая христианская община, но ее основатель остается неизвестным. Возможно, весть о Спасителе была принесена обращенными евреями, проживающими в Риме, после праздника Пятидесятницы (см. Деян. 2:10; Рим. 16:7). Возможно, многие из них уверовали в других городах, услышав проповедь Павла, и затем принеся эту же весть в столицу. Последняя глава этого послания служит подтверждением тому, что апостол лично знал многих христиан Римской церкви по имени. Е. Уайт, описывая встречу Павла-узника с верующими Рима, вышедшими ему навстречу, упоминает, что многие из них слышали от него «слова жизни в Коринфе, Филиппах, Ефесе» 27 .

Прямая ссылка на домашнюю церковь Акилы и Прискиллы. Второе прямое указание на существование домашних церквей во время Нового Завета находится в Рим. 16:3, 4: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, — которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, — и домашнюю их церковь». Хотя упоминание об этой семье встречается несколько раз на страницах Священного Писания, очень мало известно и о них, и об их жизни в Риме.

Но одно остается достоверным — там, где они жили, всегда собиралась христианская церковь.

Косвенные ссылки на четыре домашние церкви. Кроме этой прямой ссылки, некоторые исследователи усматривают косвенные свидетельства в 16-й главе этого Послания о существовании целого ряда домашних церквей в городе Риме. Фильсон говорит о том, что эта глава Послания к Римлянам упоминает людей группами, что является ясным указанием на то, что у каждой группы христиан было свое собственное место для собраний 28 . Беркей поддерживает это мнение, приходя к выводу, что в Рим. 16:10,11,14, 15 упомянуты по крайней мере четыре домашние церкви: «Верные из дома Аристовулова» (16:10); «домашние Наркисса те, которые в Господе» (16:11); затем пять человек, которые возможно были лидерами (Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий), и «другие с ними братья» (16:14); и другие пять человек, видимо, играющие важную роль для этой группы (Филолог и Юлия, Нирей и сестра его, Олим-пан), и «все с ними святые» (16:15) 29 .

Уэлсфорд предполагает, что, возможно, в отличии от тех верующих, которые были в домашней церкви Прискиллы и Акилы и являлись по происхождению евреями, большая часть в других группах были обращенными из язычников. По крайней мере, это «должно действительно было так с теми, кто были из дома Аристовулова и Наркисса» 30 .

Существует предположение, что упомянутый здесь Наркисс — известное историческое лицо, вольноотпущенник и приближенный императора Клавдия, богатый и влиятельный человек. После отравления Клавдия и воцарения своего сына Нерона, Агриппина добилась смерти Наркисса, после чего его рабы должны были перейти в собственность кесаря, сохраняя имя своего прежнего господина 32 . Некоторые считают, что то же самое случилось и с домашними Аристовула.

Собрания у апостола Павла. Встреча апостола с верующими Рима произошла совсем не при тех обстоятельствах, о которых он думал, планируя посетить их по пути в Испанию(см. Рим. 15:24). Лука описывает в Деян. 28:15, что это была трогательная встреча апостола в узах с братьями, вышедшими ему навстречу за несколько десятков километров от столицы: «Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и Трех Гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился». «Со всех сторон на него устремлены презрительные взгляды. Вдруг раздается радостный возглас: из толпы выбегает человек и бросается на шею узнику, обнимая его со слезами радости на глазах, как сын обнимает отца после долгой разлуки. Эта сцена повторяется вновь и вновь… Идя рядом с плачущими, сочувствующими ему верующими, которые не стыдились его уз, апостол громко славил Бога» 33 .

Находясь в Риме, апостол содержался не в городской тюрьме. Учитывая письмо Феста и хорошие отзывы сотника, Павлу позволили снять жилье — «просторный дом» — и, хотя он по-прежнему был прикован к воину, все же у него была достаточная свобода для общения и проповеди 34 . Можно заключить, что и у него была своя собственная домашняя церковь во время этого заключения в Риме, ведь с ним были Лука, Тимофей, Тихик, Димае, Марк, а также заключенные Епафрас и Аристарх 35 помимо всех приходящих. «Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его» (Деян. 28:16). «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех, приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян. 28:30, 31). Е. Уайт пишет, что результатом его служения во время этого периода было обращение многих в христианскую веру, а также беглого раба Онисима 36 .

Собрания во дворце кесаря. Среди развалин императорского дворца первого века на Палатине было найдено место поклонения христиан, что подтверждает предположение о том, что христиане из окружения кесаря поклонялись вместе и сформировали одну из групп христианской церкви города Рима 37 . Е. Уайт пишет, что весть Евангелия проникла туда благодаря свидетельству Павла-узника. Сам апостол говорит об этом так в своем письме к Филлипийцам: «Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим» (Фил. 1:13), а также: «Приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома» (Фил. 4:22). «Некоторые из порочных слуг еще более порочного царя обратились и стали сынами Божьими. Они исповедовали христианство открыто, а не тайно. Они не стыдились своей веры» 38 , — пишет вестница Божья. «Люди из кесарева дома не только приняли истину, но и оставались в этом доме после своего обращения. Они не чувствовали себя вправе бежать от выполнения долга только из-за того, что условия им более не благоприятствовали» 39 .

Домашние церкви в Колоссах

Древний фригийский город Колоссы располагался рядом с двумя другими — Лаодикией (около 19 км от Колосс) и Иераполем (около 21 км). По всей вероятности, Евангельская весть была принесена в эти три города Епафрасом (см. Кол. 1:7, 8), жителем Колосс. Некоторые полагают, что Епафродит, упомянутый апостолом Павлом в Фил. 2:25 и 4:18, и Епафрас одно и то же лицо. В этой связи интересно заметить, что на месте Колосс была обнаружена надпись с упоминанием имени Аси-ния Епафродита 40 . Возможно, что апостол лично не был в Колоссах, но был хорошо осведомлен о состоянии христианских церквей в этих городах (см. Кол. 2:1; 4:16). Из письма к Филимону мы также видим, что апостол надеялся посетить Колоссы (см. флм. 22).

Колоссы находились в речной долине, в начале ущелья, на пересечении путей, ведущих в Ефес и долину Евфрата. Но с течением времени, особенно при перенесении дороги на Пергам к западу, влияние Колосс упало, в то время как роль Лаодикии и Иераполя усилилась. В Колоссах производили особого рода шерсть, носящую название colossinus, как считается некоторыми, она была багряного цвета. Сохранились некоторые фрагменты развалин огромного колосского театра и кладбища. В этом городе люди поклонялись ангелам, считая Михаила главным среди ангельского сонма и относя его к покровителям своего города. В этом контексте становится более понятным, почему апостол Павел писал им о Божественности Христа и предостерегал от различных философиях, особенно об учении об ангелах (см. Кол. 1:14-20; 2:3-10, 18). Важно отметить, что в Писании содержится две прямые ссылки на две домашние церкви города Колоссы.

Прямая ссылка на домашнюю церковь Нимфана. Указание на существование одной из христианских домашних церквей этого города находится в Послании апостола Павла к Колоссянам: «Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его» (Кол. 4:15). На этом основании некоторые приходят к выводу, что эта домашняя церковь в доме Нимфана находилась в Лаодикии, вто время как другие видят достаточно доказательств того, что она была в Колоссах 41 .

Прямая ссылка на домашнюю церковь Филимона. Мы также знаем о существовании другой церкви в Колоссах, которая собиралась в доме богатого рабовладельца Филимона, жившего в этом городе. На эту церковь указывает четвертая прямая библейская ссылка на домашние церкви, которая появляется в письме апостола Павла к Филимону с просьбой о прощении беглого раба Онисима:

«…Филимону возлюбленному и сотруднику нашему… и домашней твоей церкви» (Флм. 1,2). Из этого письма мы узнаем, что Филимон играл важную роль для верующих в Колоссах (см. Флм. 5-7), а также то, что он, по-видимому, был обращен самим апостолом Павлом и хорошо с ним знаком (см. Флм. 4,12-14,17,19).

Влияние, оказанное на мир

Читая новозаветные Послания и исторические свидетельства, с радостью и удивлением можно отметить то, что сила Святого Духа, излитие Которого ждали ученики в верхней горнице, совершила великое. К концу первого века во всех краях Римской империи знали и слышали о христианах. Церкви возникали повсюду: в Иудее, Галилее, Самарии (см. Деян. 8:31); Галатии, Каппадокии, Асии, Вифинии (см. 1 Петр. 1:1); Македонии, Ахаии, Сирии, Памфилии, Киликии (см. Деян. 15:23); Фригии, Италии, на островах и т. д. Церковь не была уже горсткой верующих, но стройной организацией с епископами, пресвитерами и дьяконами. В противовес религиям величественных храмов и священных алтарей, христиане верили в невидимого, но реального Бога, Который скоро должен был возвратиться и Которому они готовили путь. Они знали в кого уверовали: Христос был средоточием их вести, ее началом и концом, и поэтому куда бы они ни шли, весть о распятом Спасителе шла вместе с ними.

Роль домашних церквей в распространении христианства

Домашние церкви Нового Завета дали верующим возможность собираться вместе для христианских богослужений. Как мы видим из приведенных выше свидетельств, во всех городах, куда приходила весть Евангелия, частные дома уверовавших становились местами для христианских собраний. Вот что приносили с собой верующим эти собрания:

* церковь была свободна от дорогостоящих строительных проектов и финансовых расходов на содержание зданий,

* ограниченное количество людей, помещающихся в частном доме и домашняя атмосфера способствовали установлению близких отношений между всеми верующими, которые посещали данную церковь,

* братское общение и знание нужд делало их способными служить друг другу, что давало неоспоримое свидетельство в пользу христианской Церкви,

* собрания в домашних церквах обеспечивали мобильность церкви, не связанной собственностью, особенно во время преследований и гонений,

* это подчеркивало их статус странников и пришельцев и еще более укрепляло веру в скорое пришествие Господа,

* богопоклонение в форме молитв, пения и Вечери носило скорее семейный, чем ритуальный характер, делая каждого активным участником,

* исследование Священного Писания и учения Иисуса было доступнее и лучше усваивалось в узком кругу домашней церкви,

* эти собрания были открыты для родственников, соседей, друзей, детей,

* домашняя церковь предоставляла уникальные условия для естественной подготовки новых лидеров, так как каждый мог не только наблюдать, но и участвовать в проведении собраний,

* эти собрания помогали рядовым членам стать активными свидетелями.

Ежедневный численный рост Церкви в Иерусалиме после обращения трех тысяч человек (см. Деян. 2:47)

обуславливался не публичным благовестием, а скорее изменениями, наблюдаемыми в жизни этих верующих 42 . Они находились в любви у всего народа (см. Деян. 2:47) и народ прославлял их (см. Деян. 5:13). Образ жизни христиан содержал в себе эту «заразительную, захватывающую евангелизирующую силу» 43 . Точно так же, как апостолы подражали Христу, теперь новообращенные христиане подражали апостолам. «Они были подобны магнитофону, включенному на запись», чтобы вскоре «проиграть» эту запись миру 44 .

После побиения Стефана камнями развернулось массовое движение рядовых членов 45 , распространяющих весть Евангелия по всему миру. «Они шли повсюду, говоря о Евангелии; они делали это естественно, с энтузиазмом и с убежденностью тех, кто совершает это не за плату» 46 . Изучая историю этого периода, Нейлл приходит к следующему выводу: «Становится совершенно ясно, что каждый христианин был свидетелем… Ничто не является более замечательным, чем анонимность этих первых миссионеров» 47 . Такер продожает: «Их имена не найти в миссионерских летописях и на надгробных плитах. И все же именно они добились наибольшего успеха среди миссионеров всех времен» 48 .

Исследователи считают, что в стратегии Павла, сознательно достигавшим крупные города для того, чтобы от них свет распространялся и дальше, очевиден еще один элемент: «Обращенные им люди становились миссионерами» 49 . Он сам свидетельствует об этом в Послании к Фессалоникийцам: «Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать» (1 Фес. 1:8).

Таким образом, мы видим, что благовестив было образом жизни для христиан первого века. Ясно, что чрезвычайное распространение Евангелия за эти первые несколько столетий произошло благодаря усилиям не миссионеров, работающих на полную ставку, но скорее благодаря многим христианам, путешествующим по другим причинам, — рабам, торговцам, ссыльным, которые осуждались на работы в рудниках, и подобных им» 50 . Они были живой вестью. Весть и вестник были неотделимы.

Аллен называет это спонтанным распространением Церкви 51 по миру. Он считает, что первые христиане от носились к этому, как к чему-то естественному, когда делились с другими тем, что сами обрели благодаря вес ти Евангелия. И таким образом при их перемещении постоянно организовывались новые группы христиан в разных местах.

Несомненно, домашняя церковь сыграла важную роль в подготовке этих анонимных миссионеров и распространении света Евангелия. Учитывая ее преимущества, Грин пишет: «Не удивительно, что «домашняя церковь» стала решающим фактором в распространении христианской веры» 52 .

Влияние, оказанное на мир

Христианская Церковь, насчитывающая в своих рядах всего лишь несколько сот последователей при вознесении Христа, через три столетия завоевала Римский мир.

Харрисон считает, что приблизительное число верующих в Иерусалиме во время побиения Стефана камнями насчитывало одну пятую населения города, которое на тот момент составляло где-то «между двадцатью пятью и тридцатью тысячами, не учитывая примерно восемнадцать тысяч священников и левитов» 53 .

Известный историк К. Латоуретте рисует следующую картину: «Конечно, в первой половине второго столетия тысячи людей стекались в церкви. Христианские общины росли на протяжении длительного периода, неуверенность в будущем многих вела к поиску безопасности в религии, особенно в такой, которая породила такое сильное братство, как христианская Церковь» 54 .

Отец церковной истории, Евсевий, рассказывает об одном городе во Фригии, который был полностью уничтожен вместе со своим населением во время гонения Диоклетиана (305-313), потому что все они были христианами. «Маленький фригийский городок, — пишет он, — населенный христианами, окружили солдаты и сожгли его дотла вместе с детьми и женщинами, взывавшими к Богу Вседержителю, сожгли потому, что все жители города: сам градоправитель, военачальник с прочими магистратами и весь народ — исповедали себя христианами и не послушались приказа поклониться кумирам» 55 .

Никто не может назвать точное число христиан к концу третьего столетия. Латоуретте пишет: «Расчеты колеблются от пяти человек на сотню до половины всего населения. Результат за два с половиной столетия потрясающий» 56 .

В заключение мы можем сказать, что Новый Завет свидетельствует о том, что христиане первого века собирались в частных домах для своих богослужений. Обучение новообращенных происходило через проводимые там собрания. Там они делались учениками. И результат был удивителен. Каждый верующий становился миссионером, свидетельствующим о своей вере близким, друзьям и соседям.

«Поколение после Пятидесятницы перевернуло мир вверх дном — распространяя христианство за пределами Палестины до Рима и далее, практически до каждого крупного города во всей Восточной империи» 57 .

Следующая глава расскажет о том, что к концу второго столетия и в течение третьего христиане стали строить церковные здания. Но важно отметить, что именно Церковь, которая собиралась в частных домах, дала такой импульс христианству, что оно не только выжило как религия среди гонений и преследований, но также за три века охватило своей вестью весь Римский мир.

Каждый человек хочет быть счастливым и любимым, на чувстве любви зарождается семья, с апостольских времен называемая «домашней церковью». И от того, кто в нее войдет и в чьих руках будет гореть ее живой огонек, зависит, станет ли семья школой любви, а значит, школой спасения, или пополнит ряды несчастных семей, строящих свою «малую церковь» на песке.

Автор книги «Домашняя церковь» - священник, ученый, доктор наук, церковный писатель Глеб Каледа вместе с матушкой Лидией, впоследствии монахиней Георгией, - создал удивительную семью, которая сумела пережить скитания, опасности и лишения, нужду, при этом стала надежной опорой для шестерых своих детей и многих духовных чад отца Глеба.

В их жизни главной была Церковь, и семья тоже стала, как Церковь… Долгие годы отец Глеб был тайным священником, превратив одну из комнат своей квартиры в храм, где каждое воскресенье совершалась Божественная литургия. Это было сложно и крайне опасно, но вся семья участвовала в домашней церковной жизни. И все дети, став взрослыми, как и их родители, навсегда связали свою жизнь с Богом.

Домашняя церковь, сокровенная, устроенная по слову Евангелия, - «это задача общенациональная, государственная: в семьях заложено нравственное, культурное и экономическое благополучие народов», - написал автор в предисловии к своей книге, ставшей для многих читателей христианским учебником, путеводителем в семейной жизни. В ней он обращается к тем, кто готовится вступить в брак, и к супругам со стажем, которых волнуют проблемы взаимоотношения в семье и воспитания детей. Опыт многодетного отца и священника интересен и полезен в вопросах религиозного, трудового, эстетического воспитания, отношения к природе, музыке, искусству, чтению, образованию, материальным благам. В книге охвачены все стороны семейной жизни, стержнем которой является молитва. Обращаясь к читателям, автор пишет: «Супруги! Организуйте ее, применяясь к обстоятельствам вашей семейной жизни. Учитесь молиться всю жизнь и учите молитвам своих детей».

Каждый человек, стремящийся построить счастливую крепкую семью, узнает из книги протоиерея Глеба Каледы, как правильнее устроить христианский быт, проводить с детьми свободное время, семейные праздники. И, главное, как освятить семью благодатью Святого Духа. «Церковь рекомендует супругам, пришедшим к вере, крестится, а крестившись - венчаться, сколько бы лет они ни прожили в светском браке». Приводя множество жизненных примеров, давая конкретные практические советы, автор в живой форме раскрывает содержание христианской семьи, христианского дома, в котором уютно, «прежде всего, благодаря отношениям между членами семьи, царящей в ней любви и дружбе».

Любимая многими православными читателями книга протоиерея Глеба Каледы «Домашняя церковь» выдержала несколько переизданий и дополнена воспоминаниями монахини Георгии (Лидии Владимировны Каледы) о совместной жизни с отцом Глебом, истории их любви и преданного служения Богу. Они был счастливы в семейной жизни, хотя в домашней обстановке и не осыпали друг друга ласковыми прозвищами. Но, находясь в разлуке, отец Глеб писал жене: «Чем дольше мы с тобой живем, тем ты становишься необходимей, моя радость, моя поддержка, моя любовь. Моя нежная, моя заботливая, моя дорогая. Я не баловал тебя словами нежности, прими их сейчас после нашего более чем полувекового знакомства. В жизни мы проросли друг в друга уже могучими корнями».

Самым сильным и глубоким переживанием супругов стала их последняя Пасхальная служба, которую они, как это было раньше, провели дома, в своей домашней церкви. Это было незадолго до ухода отца Глеба, ослабленного тяжелой болезнью. «Он сидел в кресле в своем любимом белом облачении и служил, а я пела и тихонько плакала, потому что понимала, что это последняя наша с ним заутреня. Отец Глеб причастился сам и причастил меня». Удивительно трогательное и такое возвышенное прощание двух бесконечно любящих людей, проживших долгую, прекрасную жизнь друг с другом и с Богом.

Ольга Стрелкова

Похожие публикации