Занимательные факты по логопедии (старшая группа) на тему: Логопедическая викторина для детей старшего дошкольного возраста. План-конспект занятия по логопедии на тему: Логопедическая викторина

Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках

Задачи:

  1. Закрепление и расширение знаний детей о пословицах;
  2. Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты, слухового восприятия, развитие умения словообразования, звукового анализа слова;
  3. Активизация и проверка имеющихся учебных знания у детей;
  4. Общее всестороннее умственное развитие учащихся.

Викторина-это отличная возможность получать знания и при этом, развлекаться со своими друзьями. Правила просты, играть легко, главное иметь богатый запас информации, а также уметь быстро принимать решения, поскольку участники викторины также стараются быстро ответить на вопросы. Данный вид работы помогает детям провести время с пользой, чего иногда сделать не получается. Викторина развивает творческую активность учащихся, их смекалку, сообразительность.

Данный вид работы проводился впервые. Задания в основном были подобраны согласно программному прохождению материала на уроках. По результатам проверки викторины все классы достойно ответили на вопросы.

По результатам опроса учителей начальной школы, выяснилось, что данный вид работы очень интересен и полезен, а самое главное нужен! Можно увеличить количество заданий, усложнить их, а где-то наоборот-облегчить. Даже поступали предложения от учителей старших классов с просьбой разработать задания для старших классов. В общем есть над чем подумать и с чем поработать. Главное, что данный вид работы нужен. Поэтому в следующем году логопедические викторины войдут в школьную жизнь на законных основаниях. До встречи!

Логопедическая викторина 1 класс

1 задание. Ответьте на вопросы

✔ Дом для учебников.
✔ Буквы которые не составляют звука.

✔ Яблоко, мандарин, груша - одним словом.

✔ Шкаф, кровать, стол - одним словом.


✔ Мы сами с ушами
✔ Больше дела, меньше снов

✔ Лось до добра не доведет

3 задание. «Заморочки». Необходимо образовать прилагательные от имен существительных.
Пример: Гнездо грача-Грачиное

✔ Лапа собаки -
✔ Голова волка -
✔ Голова льва -
✔ Хвост глухаря -
✔ Гнездо вороны -

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано. Исправьте «неправильные» слова.


Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

3. Забодал меня котел,
На него я очень зол.

4. Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку.

5. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

5 Задание. Составить «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите.
Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква - перед буквой «Л» какое получилось слово??

6 Задание. «Составь слово».
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок

Логопедическая викторина 2 класс


✔ Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать?
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.

✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой - одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места.
Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Мы сами с ушами
✔ Больше дела, меньше снов
✔ Не тесто красит человека, а человек тесто
✔ Корова на дворе, молоко на столбе
✔ Лось до добра не доведет

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача- Грачиное

✔ Лапа собаки -
✔ Голова волка -
✔ Голова льва -
✔ Хвост глухаря -
✔ Гнездо вороны -

1. Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетради
Появился гол.

2. На волке - сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

3. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

4. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

5. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква - перед буквой «Л» . какое получилось слово??

6 Задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???



Логопедическая викторина 3 класс

1 задание. Ответьте на вопросы:
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Как называется основная часть слова?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
✔ Всегда во рту, а не проглотишь.

✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой - одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)

✔ Лес рубят, кепки летят
✔ Полк в овечьей шкуре
✔ У лжи ногти коротки
✔ Нашла коза на камень

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача - Грачиное

✔ Гнездо журавля -
✔ Перо гуся -
✔ Перо курицы -
✔ Шуба из меха -
✔ Перчатки из кожи -

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова

1. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.

2. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

3. На волке - сметана,
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.

4. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

5. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

6. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

6 задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок. Какое получилось слово???

Логопедическая викторина 4 класс

1 задание. Ответьте на вопросы
✔ Сколько гласных звуков в русском языке?
✔ Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения?
✔ Как называется основная часть слова?
✔ Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра?
✔ Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»?
✔ Площадка для катания на коньках?
✔ Тетрадь для записи домашних заданий.
✔ Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?
✔ Всегда во рту, а не проглотишь.
✔ Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое?
✔ Как называются слова образованные от одного корня?
✔ Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»?
✔ Назовите букву, состоящую из двух звуков.
✔ Очень большой - одним словом.
✔ Одна из двенадцати частей года.

2 Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: Забота не волк, в лес не убежит (работа)
✔ Лес рубят, кепки летят
✔ Не зная броду, не суйся в моду
✔ Полк в овечьей шкуре
✔ У лжи ногти коротки
✔ Нашла коза на камень

3 задание. «Заморочки». Образуйте прилагательные от имен существительных. Пример: Гнездо грача - Грачиное
✔ Гнездо журавля -
✔ Перо гуся -
✔ Перо курицы -
✔ Шуба из меха -
✔ Перчатки из кожи -

4 задание. Письмо от деда Буквоеда (это дед, который нарочно путает буквы в словах). Послушайте, что здесь написано и исправьте «неправильные» слова.

1. Врач напомнил дяде Вите:
“Не забудьте об одном:
Обязательно примите
10 цапель перед сном”.

2. Под березами, где тень,
Притаился старый день.

3. Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.

4. Был доктор на движенья скуп,
Схватил щипцы и вырвал дуб.

5. Закричал охотник: Ой!
Двери гонятся за мной!

5 Задание. Составьте «слово-название» рассказа по «адресам» букв в алфавите. Первая буква этого слова живёт сразу после буквы «Е», вторая буква находится перед буквой «З», третья буква расположилась между «З» и «Й», последняя буква - перед буквой «Л». Какое получилось слово???

6 задание. «Составь слово».
Определить 3-ю по счёту букву в каждом слове, составить из них новое слово.
Сумерки, прохлада, гололёд, школа, подарок, зацепка, прыжок - какое получилось слово???

Данный материал рекомендован учителям – логопедам, воспитателям детского сада, учителям 1-го класса начальной школы для работы с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. Такое мероприятие, проводимое в конце учебного года, может стать показателем результативности речевой коррекции или своеобразным итогом годового обучения в первом классе школы. Подобные формы занятий не только повышают эмоциональный настрой детей, но и заставляют их активизировать все свои знания и возможности для достижения хороших результатов.

Цель: обобщение, в игровой форме знаний полученных детьми на логопедических занятиях.

Задачи:

  • Развитие навыка самоконтроля за речью;
  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза;
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных;
  • Формировать навыки интонационной выразительности речи;
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе;
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Для проведения логопедической викторины, создаются две команды по шесть человек. Команда «Апельсин» одевает оранжевые галстуки, а «Волна» - синие. Остальные дети зрители. За каждый конкурс команда может получить:

3 балла – за правильный полный ответ

2 балла - если есть небольшие недочеты

1 балл - за правильный, но неполный и с недочетами ответ

0 баллов - неправильный ответ.

При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Зритель за каждый правильный ответ получает один балл.

1 слайд – Логоцветик

Ведущий: Рада приветствовать Вас на викторине «Логоцветик» . Логоцветик – это любимый цветок всех логопедов. Логоцветик цветёт, когда слышит красивую правильную речь.

2 слайд символика команд

Ведущий: Сегодня на нашем турнире присутствуют команды «Апельсинки» и «Волна» , болельщики этих команд и компетентное жюри (представление членом жюри) .

К сожалению, с моим логоцветиком произошла неприятность, он потерял свои лепестки. Чтобы вернуть лепестки необходимо выполнить задания и показать те знания и умения, которые ребята получили на логопедических занятиях.

3 слайд «Артикуляционная разминка» .

Ведущий: Чтобы правильно и красиво говорить необходимо, делать специальную гимнастику для язычка.

Каждая команда по очереди называет своё любимое упражнение из артикуляционной гимнастики, а мы вместе их выполняем (команды называют по три движения) .

4 слайд «Сказочные герои» .

Ведущий: Чтобы получить первый лепесток, мы проверим, как вы слышите звуки.

Перед вами будут появляться картинки с вашими любимыми сказочными героями. Ваша задача внимательно посмотреть проговорить имена героев сказок и сказать что же общего, с точки зрение не сказок, а звуков.

5 слайд сказочные герои со звуком «С» для команды «Апельсинки» .

6 слайд сказочные герои со звуком «Ш» для команды «Волна» .

7 слайд сказочные герои со звуком «Л» для зрителей.

Ведущий отдаёт первый лепесток жюри.

8 слайд «Лучший Звукознайкин» .

Ведущий: Второй лепесток даст возможность проявить себя одному участнику каждой команды. Продолжим работать со звуками. Этим ребятам необходимо будет сделать звуковой разбор слов.

(по одному участнику из команды получают карточки для звукового разбора, цветные карандаши) .

Желающие из зрителей могут также получить звание «Лучший Звукознайкин» .

9 слайд «Соковыжималка» .

Ведущий: Третий лепесток принес нам задания со словами. Проверим, как вы умеете образовывать слова.

Я буду называть каждому члену команды фрукт или ягоду, а вы соки, которые из них получатся.

10 слайд с картинками фруктов и ягод для первой команды.

Сок из апельсинов – (апельсиновый)

Сок из груш – (грушевый)

Сок из ананасов – (ананасовый)

Сок из моркови – (морковный)

Сок из помидоров – (томатный)

11 слайд с картинками фруктов и ягод для второй команды.

Сок из яблок – (яблочный)

Сок из слив – (сливовый)

Сок из винограда – (виноградный)

Сок из персика – (персиковый)

Ведущий отдаёт второй и третий лепесток жюри.

12слайд «Из чего это сделано» картинки с предметами

Ведущий: Проверим, как зрители умеют образовывать слова. Свойства предметов вам нужно назвать, одним словом. Например: корона из золота – золотая.

Ведущий: дом из дерева - (деревянный)

дом из кирпича – (кирпичный)

самолётик из бумаги – (бумажный)

стакан из стекла – (стеклянный)

ваза из хрусталя – (хрустальная)

шуба из меха – (меховая)

ложка из металла – (металлическая)

решетка из железа – (железная)

коробка из картона - (картонная) .

13 слайд «Путаница» .

Ведущий: Чтобы выручить следующий лепесток нам необходимо отдохнуть и немного размяться.

Играем в «путаницу» , делаем то, что я говорю, а не показываю.

14 слайд «Рисуем по клеточкам» .

Ведущий: Для получения следующего лепестка вам понадобится внимания и крепкая рука. Каждому участнику нужно повторить рисунок по клеточкам «Цветок» .

(Раздаются образцы и простые карандаши.)

15 слайд «Какой звук чаще слышится» .

Ведущий: Пока участники внимательно чертят, мы будем внимательно слушать. Какой звук чаще слышится в скороговорках.

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

На сосне сидит сова, под сосной сидит лиса.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела.

Бык, бык, белый бок, бегал с булкой на лужок.

Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга ни шага.

Фамилия Феофана-фотографа – Фифтифуфайкин.

Ведущий отдаёт четвёртый лепесток жюри.

16 слайд. «Всех скороговорок не повторишь, не выговоришь» .

Ведущий: Наш предыдущий конкурс подготовил нас к выполнению следующего задания.

Сейчас по два человека из команд вытянут карточку с «настроением» и произнесут свою любимую скороговорку с этим настроением, а мы попробуем догадаться, какое у них настроение.

Ведущий отдаёт пятый лепесток жюри.

Ведущий: Скороговорки надо уметь говорить очень быстро, проверим наших зрителей, кто из них скажет свою любимую скороговорку быстрее всех.

(желающие говорят скороговорку быстро, три раза подряд)

17 слайд. «Кто больше» .

Ведущий: Для получения заключительного лепестка, команды по очереди будут назвать предметы, которые начинаются на заданную букву.

18 слайд Сюжетная картинка с предметами на букву «П» .

19 слайд Сюжетная картинка с предметами на букву «Б» .

20 слайд сюжетная картинка с предметами на букву «С» для зрителей.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги нашего турнира, мы рассмотрим следующую картинку.

21 слайд с изображением логоцветика.

Ведущий: Спасибо, уважаемые команды и зрители за спасение логоцветика. Вы показали, что умеете красиво и правильно говорить и готовы идти в первый класс (жюри вручает логоцветик ведущему) .

Мы с логоцветиком надеемся, что вы поняли, наш родной русский язык богатый и интересный.

22 слайд «Церемония награждения» .

Жюри подводит итоги викторины, награждает команды и отдельных зрителей грамотами.

МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок»

« Логопедическая викторина «Умники и умницы »»

Возрастная группа: Дети и родители старшей группы «Б» комбинированной направленности

Подготовила:

Шалгинова Мария Вячеславовна,

учитель-логопед

Белый Яр, 2016

Логопедическая викторина для детей

старшего дошкольного возраста и их родителей«Умники и умницы»

Цель: создание условий для выявления уровня ЗУН детей на начальном этапе коррекционно-образовательной работы.

Задачи.

Коррекционно-образовательная : создать условия для з акрепления приобретённых произносительных умений, знаний детей о единицах речи (звук, буква, навыков звукового анализа.

Коррекционно-развивающая : создать условия для развития навыков самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи, наблюдательности, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательная : создать условия для воспитания у детей чувства ответственности и взаимопомощи.

Ход

Логопед: -Здравствуйте, уважаемые гости!

Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да)

Деток вы любите? Да или нет?

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю….

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я :

Активными все будете? (нет или да)

Итак, с прекрасным настроением и энтузиазмом мы начинаем логопедическую викторину « Умники и умницы » , в которой примут участие четыре команды, состоящие из детей и их родителей .

Цель нашего мероприятия - не только желание показать кто лучше, но и продемонстрировать, чему научились ребята, как умеют работать в команде вместе с родителями , совещаться, обсуждать, находить правильное решение.

Теперь я напомню вам правила игры, состоящей из пяти раундов.

Представлю вашему вниманию членов жюри, которое подведет итоги викторины: ...

1 Раунд «Приветствие». Команды, представьтесь и назовите ваш девиз.

А) Команда «Пюсики»! Команда, каков ваш девиз?

- «Наши плюсы - малыши

Очень-очень хороши

Дружно за руки возьмемся

И с задачей разберемся!»

Б) Команда «Умники»! Команда, каков ваш девиз?

- «Один ум хорошо,

А команда умов лучше!»

В) Команда «Крепкие орешки»! Команда, каков ваш девиз?

- «Решаем все без лишней спешки,

Ведь мы - крепкие орешки!»

Г) Команда «Мыслители»! Команда, каков ваш девиз?

- «Мы будем мыслить, убеждать,

Идя к финалу - побеждать!»

2 Раунд «Разминка»

1. Из чего состоит любое сказанное слово?

2. Вопрос детям: что такое звук?

3. Вопрос детям: что такое буква?

4. Общий вопрос:что мы видим, читая книгу?

5. Общий вопрос: какие бывают звуки?

6. Какой гласный звук не может находиться в начале слова?

7. На листе изображено артикуляционное упражнение. Как оно называется?

а) «Горка»

б) «Грибок» (+)

в) «Лопаточка»

3 Раунд «Звуко - Буквоград»

1. Общее задание: у каждой команды листы, на которых изображены буквы. Ваша задача: обвести в кружок красным маркером все гласные буквы.

2. Задание для родителей: произнести представленную на доске скороговорку без запинки.

3. Задание для детей: положить в корзинку только те картинки, в начале слов которых есть звук «А».

4. Задание для родителей: Буратино загадал загадку - перепутал буквы в слове. Расставьте буквы в правильном порядке.

4 Раунд «Перемена»

Наша переменка покажет, насколько хорошо развита ваша артикуляционная моторика.

Артикуляционная сказка «У бабушки с дедушкой». Во время сказки участники должен видеть себя в зеркале.

Толстые внуки приехали в гости

С ними худые - лишь кожа да кости

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись

Поцеловать они всех потянулись

Утром проснулись - в улыбочку губы

Чистили мы свои верхние зубы

Вправо и влево, внутри и снаружи

С нижними зубками тоже мы дружим

И самоваром мы попыхтим

Блюдца поставим - положат нам блин

Блинчик жуем, завернем и прикусим

Блинчик с вареньем малиновым вкусным.

Чашки поставим, чтоб чаю налили

На нос мы подули и чай остудили.

надуваем щёки,

втягиваем щёки

губы в широкой улыбке

губы тянутся вперёд

широкая улыбка

чистим верхние зубы языком

соответствующие движения широким языком

повторение этих движений языком в позиции нижних зубов

одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы

широкий язык лежит на нижней губе

жуём распластанный язык, прикусываем его, завернув за нижние зубы

облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад

широкий язык загибаем кверху чашечкой,

подуть с «чашечки» вверх

5 Раунд.

1. Задание для родителей: продолжить рисунок по клеткам.

2. Задание для детей - на ловкость рук: на счет «три» - намотать ниточку на карандаш, перебирая пальчиками обеих рук.

Вот и подошло к концу наше мероприятие.

Сегодня мы послушали наших ребят и родителей. Увидели, как дети стараются быть активными и внимательными, выполнять правильно задания. А сейчас послушаем жюри, которое подведет итоги конкурсов.

Жюри подводит итоги конкурсов, награждает победителей и участников.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Основной контингент специальных (коррекционных) классов VIII вида составляют дети, имеющие диагноз: «легкая» или «умеренная» степень умственной отсталости. Степень выраженности нарушений у того или иного ребенка различна и зависит от многих факторов: времени и степени воздействия поражающего фактора, наследственности и среды, в которой воспитывался ребенок. В результате поражения центральной нервной системы у этих детей наряду с физическими недостатками наблюдаются и психические и психологические проблемы. Нарушенными оказываются все компоненты познавательной деятельности: восприятие, мышление, память, внимание. В связи с недостаточным развитием мышления страдает и речь. Наблюдается нарушение всех её компонентов: звукопроизношения и фонетико-фонематических процессов, бедность словаря, несформированность грамматического строя речи. Коррекция недостатков развития и компенсация нарушенных функций проводится на коррекционно-развивающих и логопедических занятиях, но для достижения более высоких необходимо проводить эту работу не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.

Цель: в игровой форме закрепить знания полученные учащимися на уроках русского языка и логопедических занятиях.

Задачи:

  • Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза
  • Развивать умение согласовывать образовывать прилагательные от имен существительных
  • Закрепить знания о сказках и сказочных героях
  • Развивать вербально-логическое мышление, слуховое и зрительно внимание, память.
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Для проведения логопедической викторины, объединить учащихся в две команды. Каждая команда придумывает себе название. При подведении итогов после каждого конкурса результаты заносились в протокол. Для определения очередности проводится жеребьевка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: В течение года вы активно посещали логопедические занятия, занимались на уроках русского языка. Настало время проверить – чему вы научились за этот год. В течение всей игры вам надо быть внимательными, быстро принимать решение, работать дружно.
Сегодня в нашем игровом сражении участвуют две команды: (представление)
И так, мы начинаем!

I. Конкурс «Блиц»

За 1 минуту участники команды должны ответить на максимальное количество вопросов.

Оценивание: за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

1 команда

  1. Дом для учебников. (Портфель)
  2. Буквы которые не составляют звука. (Ь, Ъ)
  3. Он до Киева доведет. (Язык)
  4. Цветок – гадалка? (Ромашка)
  5. В каком месяце есть 29 дней? (Во всех, кроме февраля, если год не високосный)
  6. Из какой посуды ничего нельзя поесть? (Из пустой).
  7. Где сухого камня не найдешь? (В воде)
  8. Эмблема государства. (Герб )
  9. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
  10. Какая часть речи отвечает на вопросы: Что делает? Что делают?, Что будет делать? (Глагол)
  11. В каком веке муку мололи греки? (Муку не мелют)
  12. Сколько гласных звуков в русском языке? (10)
  13. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
  14. Как называется основная часть слова? (Корень)
  15. Яблоко, мандарин, груша – одним словом. (Фрукты)
  16. Если вчера был вторник, то какой день будет послезавтра? (Пятница)
  17. Слово, противоположное по значению слову «КРИВОЙ»? (Прямой)
  18. Площадка для катания на коньках? (Каток)
  19. Тетрадь для записи домашних заданий. (Дневник)
  20. Шкаф, кровать, стол – одним словом. (Мебель)

2 команда

  1. Дом для денег. (Кошелек)
  2. Чем кончается «лето» и начинается «осень»? (Буквой О).
  3. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)
  4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
  5. На что больше всего похожа половина яблока. (На другую половину)
  6. Какая птица не несет яиц, а из яйца вылупляется. (Петух)
  7. Если позавчера был понедельник, то какой день будет завтра. (Четверг)
  8. Какая часть речи отвечает на вопросы, Какой? Какая? Какое? (Прилагательное)
  9. Как называются слова образованные от одного корня? (Однокоренные)
  10. Белый, сладкий, тает в воде. (Сахар)
  11. Пиджак и брюки – одним словом. (Костюм)
  12. Слово противоположное по значению слову «БЫСТРЫЙ»? (Медленный)
  13. Назовите букву, состоящую из двух звуков. (Любая гласная 2 ряда)
  14. На какое дерево садится ворона вовремя проливного дождя? (На мокрое)
  15. Предмет, которым вытирают руки и лицо. (Полотенце)
  16. Морковь, свекла, кабачок – одним словом. (Овощи)
  17. Очень большой – одним словом. (Огромный).
  18. Одна из двенадцати частей года. (Месяц)
  19. Маленькое юркое животное, у которого может оторваться и снова вырасти хвост. (Ящерица)
  20. Наименьшая мера времени. (Секунда, миллисекунда)

II. Конкурс «Озорные буквы» . Вопросы от Незнайки

Для каждой команды подготовлены по 5 пословиц (поговорок)

Задание. Найти в пословицах и поговорках «озорные» буквы, которые встали не на свои места. Пример: З абота не волк, в лес не убежит (работа) З-Р.

Команды по очереди называют выбранные буквы.

  1. Буква «Р» – Мы сами с ушами (усами) Ш-С
  2. Буква «Т» – Больше дела, меньше снов (слов) Н-Л
  3. Буква «А» – Не тесто красит человека, а человек тесто (место) Т-М
  4. Буква «Ж» – Корова на дворе, молоко на столбе (столе) лишняя Б
  5. Буква «Б» – Лось до добра не доведет (ложь) С-Ж
  6. Буква «Ц» – Лес рубят, кепки летят (щепки) К-Щ
  7. Буква «Ф» – Не зная броду, не суйся в моду (воду) М-В
  8. Буква «К» – Полк в овечьей шкуре (волк) П-В
  9. Буква «Ю» – У лжи ногти коротки (ноги) лишняя Т
  10. Буква «Д» – Нашла коза на камень (коса) З-С

Оценивание: 2 балла за правильный ответ

III. Конкурс «Заморочки»

Условия конкурса: Командам выдаются карточки. Членам команды необходимо заполнить карточки, образуя новые слова: образуя прилагательные от имен существительных.
Карточки для обеих команд одинаковые.

Оценивание: за каждый правильный ответ 1 балл

Игра для зрителей «Вершки и корешки»

У одних овощей мы едим то, что находится на поверхности земли (вершки), а у других – то, что растет в земле (корешки)

Задание: Ведущий называет овощ, зрители поднимают правую руку, если названном овоще в пищу идет вершок, если – корешок, то левую руку.

Капуста (П),
Морковь (Л),
Баклажан (П),
Свекла (Л),
Картофель (Л),
Кабачок (П),
Помидор (П),
Яблоко (Яблоко фрукт. Руки поднимать не надо),
Репа (Л),
Огурец (П)
Лимон (фрукт, руки поднимать не надо),
Редис (Л)

IV. Конкурс «В гостях у сказки»

Условия конкурса: ведущий зачитывает краткое повествование сказки в современном изложении. Команды должны назвать сказку и имя сказочного персонажа.
Члены команды по очереди называют номер понравившегося солнышка и отвечают на вопросы.

Оценивание: 2 балла за правильный ответ.

№1. У гражданки преклонных лет пропали водоплавающие птицы в количестве двух голов, которым на правах собственности и совершенно законных основаниях она могла распоряжаться. Что это за собственность? (Два веселых гуся)
№2. Несмотря на то, что Баба Яга, как и любая другая женщина, скрывает сколько ей лет, стало известно, что её возраст выражается наименьшим трехзначным числом. Сколько лет Бабе Яге? (100)
№3. Знаменитый ветеринар, практикующий в Африке (Доктор Айболит)
№4. Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвертый преследователь, прикинувшись глухим, поймал (Колобок).
№5. Нам кажется, что имя этой популярной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. Кто это? (Золушка)
№6. Найдя клад, дама покупает новый бытовой прибор и приглашает множество гостей. Однако в сложной ситуации неблагодарные гости не захотели помочь хозяйке. (Муха-Цокотуха)

V. Конкурс «Раз словечко, два словечко» от Кота в сапогах

На слайде две картинки с изображением мышей. Капитан команды лидирующей команды выбирает понравившуюся картинку.

Условия конкурса: Членам команды необходимо разгадать три ребуса скрывающиеся за картинкой. Если первая команда не справляется с заданием, отвечает вторая команда.

Оценивание: за каждый правильно разгаданный ребус 2 балла.

  1. Восемь 1. Стриж
  2. Портфель 2. Пенал
  3. Перемена 3. Запятая

VI. Конкурс «Пойми меня»

Условия конкурса:

– задание выполняется командами по очереди на время;
– играющая команда выходит из кабинета, затем каждый член команды заходит для выполнения задания

Слова: язык, указка

Оценивание: Команда быстрее справившаяся с заданием получает 5 баллов, проигравшая 2 балла.

Ведущий: Замечательно, теперь подсчитаем все баллы и определим победителя! Члены жюри дополнительно определяют лидеров команд и вручают им медали «Наш лидер!»
Ну вот, наше воображаемое сражение закончилось! Все получилось дружно и весело.

Литература

  1. А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы, М. «Просвещение», 1991г.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, №6, 2002г. Стр. 41 «Использование речевых игр на логопедических занятиях»
  3. Научно-методический журнал «Логопед», №6, 2008г. Стр.108-113 «Новые формы проведения методического объединения»

Для создания презентации использовались интернет-ресурсы:

  • Незнайка http://allforchildren.ru/pictures/neznaika.php
  • Знайка http://allforchildren.ru/pictures/neznaika.php
  • Солнышки http://allforchildren.ru/pictures/sun1.php
  • Сказочные фоны http://allforchildren.ru/pictures/bg.php
  • Колобок http://allforchildren.ru/pictures/kolobok.php
  • Муха Цокотуха, Баба Яга http://allforchildren.ru/pictures/ruskazka.php?page=1
  • Иванушка, Кот в сапогах, Айболит


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА «ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ»
Новикова Людмила Вячеславовна, АМБОУ лицей № 9, учитель-логопед, Свердловская обл.
Предмет (направленность): Логопедия
Класс: 1
Место проведения: класс
Цель: закрепление знаний, умений, навыков, полученных учащимися
в течение учебного года.
Задачи:
Образовательные: закреплять приобретённые произносительные умения.
Развивающие: развивать фонематический слух;
развивать творческое и логическое мышление, память, внимание;
развивать выразительность, эмоциональную окрашенность речи
Воспитательные:формировать умение работать в коллективе сверстников;
воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность;
воспитывать интерес к логопедическим занятиям
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, эмблемы для участников команд (гласные, согласные), бейджики для капитанов команд, табличка «Жюри», бланк для выставления баллов, 2 шкатулки для розыгрывания очерёдности,магнитофон, диск с песней В.Шаинского «АБВГДКА», карточки с заданием, шариковые ручки, медали для награждения, призы, поощрительные подарки.
Х о д в и к т о р и н ы
Организационный момент: (слайд 1). Звучит песня В.Шаинского «АБВГДКА».
Логопед: Дорогие ребята, уважаемые жюри и гости! Сегодня у нас необычная игра. Ребята на логопедических занятиях обучаются красивой и правильной речи, умению быстро читать и грамотно писать. Для того, чтобы увидеть, чему научились дети проведём логопедическую викторину «Гласные и согласные». Сегодня ребята будут соревноваться в двух командах. Оценивать работу команд будет жюри (представление членов жюри, протокол проведения викторины приложение № 1). Мы приветствуем так же наших болельщиков! Вам, ребята желаем успехов! Итак, начинаем!
Представление команд
Название команды Девиз
Гласные Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать».

Согласные А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
1 конкурс «Рифмовки» (слайд 2)
Логопед:
Ребята, каждая команда приготовила для своего противника рифмовку, но при этом договаривать конец предложений мы не будем. Вам необходимо подобрать рифму (участники по очереди произносят свои фразы другой команде).
I. «Г л а с н ы е»
1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно,….. (карандаш).
2. С Белоснежкою знаком милый и забавный…..(гном).
3. Лишь пришёл домой Иван, сразу лёг он на…..(диван).
4. Есть у лошади ребёнок: шаловливый…..(жеребёнок).
5. Какие они злючки у кактуса…(колючки).
6. Знают все её в лесу: рыжехвостую….(лису).
7. Совершает перелёт серебристый….(самолёт).
8. «Спартак» забил победный гол. Красивый показал….(футбол). 9. Поменял я свой фонарик на воздушный красный…(шарик).
10. Ос – ос – ос – на палубе …(матрос).
II. «С о г л а с н ы е»
У коровы есть ребёнок милый, ласковый….(телёнок).
Подошёл к концу июнь. Вслед за ним идёт… (июль).
Без неё в морозы зябко. Защитит от стужи….(шапка).
Опечален бегемот, гладит свой большой….(живот).
Вот из ванной вышел брат. Банный он надел…(халат).
Приглашает всех ребят урожай отведать….(сад).
Любит сало эта птица желтогрудая….(синица).
Ос-ос-ос - щиплет нос… (мороз).
В магазин приходит Глеб, покупает белый…(хлеб).
Ась – ась – ась – в пруду плавает…(карась).
Жюри объявляет итоги 1 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
2 конкурс «Заколдованное слово» (слайды 3, 4)
Логопед:
Ребята, мы продолжаем нашу викторину. Конкурс необычный и называется «Заколдованное слово». Давайте посмотрим на экран, что же за задание вам необходимо выполнить! (дети угадывают по первым буквам картинок 2 слова). Конкурс проводится на скорость. Первая правильно ответившая команда зарабатывает 1 очко.
радуга дружба
Жюри объявляет итоги 2 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
3 конкурс «Пропавшая буква» (слайды 5, 6)
Логопед:
Дети, по стечению обстоятельств буквы пропали из слов. Незнайка затрудняется выполнить сам. Давайте ему поможем! Работа с раздаточными карточками (приложение № 2, 2.1). Вставьте в слова пропущенные буквы и прочитайте их. На экране появляется вет.
Жюри объявляет итоги 3 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ команде засчитывается 1 очко.
Поэтическая пауза. Чтение стихов детьми (слайд 7)
Алфавит - наш лучший друг,
Знают все на свете.
Букв есть множество вокруг,
Учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать,
Азбуку должны все знать.
2 .Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается... гласный
3.Он бывает тихим, громким,
А еще глухим и звонким.
Может быстро проскочить.
А захочет – будет жить.
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане схорониться.
Если где услышишь стук,
Значит, к нам добрался звук.
Воздух рвет преграды,
Шум получается,
Воздуха нет совсем,
Но звук прорывается.
Как называется звук такой? (согласный)
4. Ударный слог, ударный слог.
Он назван так недаром,
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом.
И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток.
Тук! – и ударил в безударный слог.. И сразу же исчез огромный замок
И появился маленький замок…
Послушай, молоток,
Не путай слоги.
Опять, озорничая, не солги.
Мы в слове слог ударный
Найдем элементарно.
А, когда его найдем,
Громче всех произнесем.
4 конкурс «Знатоки Что? Где? Когда?» (слайд 8)
Логопед:
Каждой команде за минуту нужно назвать как можно больше слов по их толкованию. Давайте определим, какая команда будет первой (капитаны команд вытягивают из волшебного мешочка значки с номером 1 или 2).
Вопросы № 1
Как называется место, куда прилетают самолёты с пассажирами, багажом, почтой? (аэропорт)
Как называется палка с леской и крючком на конце? С помощью неё ловят рыбу? (удочка)
Как называется рыбный суп? (уха)
Как называется цирк, где выступают только дельфины? (дельфинарий)
Место, где приготавливают и продают лекарство (аптека)
Летние месяцы (июнь, июль, август)
Детёныш овцы (ягнёнок)
Орган зрения (глаз)
Лиственное дерево с белой корой (береза)
Для снеговика катают снежный (ком)
В траве стрекочет и звенит (кузнечик)
Горд, горбат, живёт в пустыне. На себе он носит воду, груз, людей, еду (верблюд)
Рыжие шалуньи, попрыгуньи. Любят грызть орешки (белки)
Спереди - пятачок, сзади - крючок (поросенок)
Гриб - скоморох! Шляпа красная в горох (мухомор)
Вопросы № 2
Самый высокий милиционер (дядя Стёпа)
Трёхглазый помощник дорог (светофор)
Стучит, гремит, вертится, никого не боится, ходит весь век, а не человек (часы)
Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
Холодное сладкое лакомство, которое похоже на снег (мороженое)
Нити фонариков на новогодней ёлке (гирлянда)
Человек, который охраняет, сторожит что-либо (сторож)
Сосуд для поливания растений (лейка)
Шкафчик для хранения лекарств (аптечка)
Сумка, которую ученики носят за плечами (ранец)
Длинная тупая игла для вязания (спица)
Сладкое вещество, вырабатываемое пчелами (мёд)
Замерзшая вода (лёд)
Ломтик хлеба с колбасой и маслом (бутерброд)
Место, где растут грибы и ягоды (лес)
Жюри объявляет итоги 4 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ засчитывается 1 очко.
5 конкурс капитанов команд «Семь ответов на один звук» (слайд 9)
Логопед: Каждый из капитанов команд получает шкатулку с буквой (Т или Д), на которую должны быть ответы на 7 вопросов. Капитаны отвечают по очереди.
Буква «Т» в начале слова.
Один из видов транспорта.
Детёныш коровы.
Имя девочки.
Учебная вещь.
Дерево, с которого летит пух.
Мобильный….. (телефон)
С помощью этого предмета рубят дрова.
Буква «Д» в начале слова.
Кто лечит людей.
Имя мальчика.
Зимний месяц.
Музыкальный инструмент.
На нём сидят и спят.
Что улитка носит на себе?
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает.
Жюри объявляет итоги 5 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ капитану команд засчитывается 1 очко.
6 конкурс «Спрятанное слово» (слайды 10, 11)
Логопед:
Каждой команде предлагается таблица с набором букв, среди которых нужно найти слова. Время работы 2 минуты (приложение № 3, 3.1).
Жюри объявляет итоги 6 конкурса. Оценка: за каждое найденное слово 1 очко.
7 конкурс «Редакторы» (слайды 12, 13)
Логопед:
Капитаны команд получают задание на карточках, где необходимо исправить ошибки в предложениях и произнести правильно. Время работы 2 минуты (приложение № 4, 4.1).
Карточка для команды «Гласные»
Мальчик стеклом разбил мяч.
После грибов идут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги.
Коза принесла девочке корм.
Карточка для команды «Согласные»
Весной луга затопили речку.
Телёнок ведёт девочку на верёвочке.
На тоненьких листьях показались ветки.
Дети набрали костёр для хвороста.
Жюри объявляет итоги 7 конкурса. Оценка: за каждый правильный ответ 1 очко.
Подведение итогов викторины (слайд 14)
Подведение итога жюри, награждение команды победителей, поощрение участников призами.
Логопед:
Пока наше уважаемое жюри подводит итоги, разрешите мне вручить всем участникам викторины медали.
Затем вручение призов победителям викторины и поощрительных подарков.
Желаю всем отличного здоровья и успехов в учёбе!

Похожие публикации