Способ образования наречия по настоящему. План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Способы образования наречий

По своему значению, употреблению и образованию наречия соотносимы с другими словами в языке. Прежде всего, соотносительность наречий с другими частями речи указывает на их происхождение и способ образования.

Наречия соотносительны с именами, местоимениями и глаголами. Пополняясь за счет других частей речи, наречия не теряют с ними смысловой связи.

Примеры: наземь, набок, вверху, домой, летом – соотносительны с именами существительными, сохраняют связь со значением предметности. / дважды, вдвое, по пятеро, на троих, вдвоём – соотносительны с именами числительными, сохраняют связь со значением числа. / тепло, красиво, смело, высоко – соотносительны с именами прилагательными, сохраняют связь со значением признака. / по-моему, по-вашему – соотносительны с местоимениями. / глядя, нехотя, шутя, лёжа – соотносительны с глаголами, сохраняют связь со значением действия.

Процесс образования наречий длительный, и поэтому по времени образования наречия не совпадают.

Как наиболее архаическая выделяется группа местоименных наречий, они утратили в современном языке живую связь с местоимениями и утратили морфологическую делимость: здесь, там, куда, тогда, когда, как, так.

В современном языке наречия образуются различными путями.

Наиболее характерными из них являются следующие:

1) Отрыв одной из именных форм от системы словоизменения с одновременным переосмыслением её на основе новой функции слова: летом, зимой, днём, вечером – застывшие формы Творительного падежа, которые употребляются при глаголе.

2) Слияние предлогов с различными частями речи с одновременным переосмыслением падежных форм и превращением их (вместе с предлогами) в отдельные слова: вбок, вверху, книзу, втайне, врассыпную, набело, вдвое.

3) Повторение слова: а) с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия: сухо-насухо, крепко-накрепко, скоро-наскоро;

б) может быть прибавление разных падежных форм одного и того же слова:

давным-давно, черным-черно, дурак дураком;

в) может быть повторение синонимических форм: подобру-поздорову, шиворот-навыворот, нежданно-негаданно;

4) Переосмысление деепричастий путём потери видо-временных и залоговых значений: сидя, лёжа, немедля, нехотя, шутя;

5) Суффиксальное образование наречий: широко, певуче, дружески, угрожающе, дважды, трижды.

Наречия, образованные от имен существительных. Среди наречий, образованных от имен существительных, выделяются беспредложные и предложные.

Беспредложные. Это наиболее продуктивная группа, представляющая собой застывшие формы творительного падежа единственного числа: шагом, бегом, кубарем, украдкой.

Эти формы могут отличаться от имен существительных ударением:

Верхо′м (наречие) – ве′рхом (имя существительное).

Круго′м (наречие) – кру′гом (имя существительное)

Наречия сейчас, сегодня, тотчас образованы путём сочетания указательных местоимений с формами винительного и родительного падежа имени существительного.

Предложные образования представляют собой застывшие сочетания различных предлогов и форм косвенных падежей имен существительных.

Пример: - предлоги С, ИЗ, ДО, ОТ, БЕЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА + форма родительного падежа: сбоку, исстари, довеку, отроду, без отказа, исподнизу, из-за границы;

Предлоги К, ПО + форма дательного падежа: книзу, кряду, побоку, позади;

Предлоги В, НА, ЗА, ПОД, ПРО, ПО, О, ЧЕРЕЗ + форма винительного падежа: вбок, на вид, под силу, оземь, про запас, поверх, чересчур;

Предлоги ЗА, ПОД, С + форма творительного падежа: замужем, под боком, с прохладцей;

Предлоги В, НА + форма предложного падежа: внизу, наверху, наяву

Те же самые предлоги + формы множественного числа: вдребезги, в ногах, в сердцах.

2) Наречия, образованные от имен числительных. Они сравнительно немногочисленны.

От количественных образуются:

а) при помощи суффикса –жды: дважды, четырежды, трижды;

б) застывшая форма творительного падежа: пятью, шестью;

в) числительное един в предложном падеже + на-: наедине;

От порядковых: формы родительного и винительного падежей + приставки:

впервые, сперва;

От собирательных:

а) формы винительного падежа + приставки в-, на-: вдвое, надвое, натрое;

б) архаическая форма предложного падежа + в-: вдвоём, втроём.

в) формы родительного падежа + приставка на-: на двоих, на троих.

3) Наречия, образованные от имен прилагательных и причастий. Это наиболее продуктивная группа:

От качественных прилагательных с помощью суффиксов –о, -е: плохо, холодно, искренне, похоже, легко;

От относительных прилагательных с помощью суффиксов –н- + -о, -е и путём одновременного прибавления приставки по-: поминутно, посекундно, посотенно;

От относительных прилагательных с помощью суффиксов –н- + -о, -е, но без приставки по-: сдельно, ежечасно;

От относительных прилагательных на –ский, -цкий. –ический с помощью суффикса –и (может быть как с одновременным прибавлением приставки по-, так и без прибавления приставки по-): по-немецки, по-гречески, по-свински, геройски, братски, иронически;

От притяжательных прилагательных на –ий с помощью суффикса –ьи и приставки по-: по-бабьи, по-человечьи, по-заячьи;

От косвенных падежей полных и кратких форм имен прилагательных путем прибавления различных предлогов-приставок: навечно, набело, налегке, заживо, докрасна, врассыпную, наудалую;

От адъективированных действительных причастий настоящего времени с помощью суффикса –е: угрожающе, вызывающе, умоляюще;

От страдательных причастий прошедшего времени с помощью суффикса –о:

взволнованно, организованно, сплоченно.

4) Наречия, образованные от глаголов. Наречия глагольного образования представляют собой сравнительно немногочисленную группу. Происходят они, как правило, от деепричастий. Такие наречия можно разделить на три группы:

а) наречия с суффиксами -а(-я): нехотя, лёжа, сидя, не шутя, молча, загодя, походя.

Некоторые такие наречия отличаются от деепричастий местом ударения: не′хотя (наречие) – не хотя′ (деепричастие); мо′лча (наречие) – молча′ (деепричастие).

б) наречия с суффиксами –учи(-ючи): играючи, припеваючи, умеючи;

в) наречия на –мя в сочетании с однокоренными глаголами: ревмя ревёт, кишмя кишит, ливмя льёт.

Такие наречия используются для усиления значений глаголов: Слёзы лились ливмя на застилавшую его салфетку (Г.).

Наречия из личных форм глагола и инфинитива почти не образуются. Исключение составляет наречие почти (форма повелительного наклонения глагола почесть) и чуть (утраченная неопределённая форма глагола чути – знать).

5) Наречия, образованные от местоимений.

Среди наречий местоименного происхождения выделяются:

Наречия древнего происхождения, утратившие в современном языке живые связи с местоименными словами: где, куда, откуда, когда, как, иногда, везде;

Наречия, этимологически восходящие к косвенным падежам местоимений тот, что, но не утратившие живых словообразовательных связей с ними: потому, отчего, ни за что, нипочем, ни при чем, почему;

Наречия, образованные от притяжательных местоимений в дательном падеже с приставкой по-: по-моему, по-твоему, по-вашему.

1. Приставочный (от наречий): долго → не долго, как → кое -как.

2. Суффиксальный : от

– существительных: зима → зимой ,

– прилагательных: хороший → хорошо ,

– числительных: три → трижды ,

– наречий: хорошо → хорошеньк о, как → как-нибудь .

3. Приставочно-суффиксальный : от

– прилагательных: новый → по -новому ,

– существительных: верх → в верху ,

– числительных: двое → в двоём ,

– глаголов: догонять→ в догонку ,

– наречий: долго→ по долгу .

Сложение с суффиксацией : мимо + ходить → мим оход ом .

Список литературы

1. Дидактические материалы. Раздел «Наречие» (Источник).

2. Наречие как часть речи (Источник).

3. Наречие как часть речи (Источник).

4. Части речи в русском языке (Источник).

Домашнее задание

Упражнения № 199, 202, 205. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Спиши текст, вставь пропущенные наречия, а также пропущенные буквы. Заглавные буквы подскажут начало предложений.

Песня начиналась ______, как будто она рождалась где(то) на небесах. ______ разл_валась мелодия, на душе становилось ______ и ______ , а глазам - ______ от подступающих слез. То ______ веяло степным воздухом, то ______ сгущ_лись тучи, то легкие обл_ка двигались ______ песне, и это заст_ вляло петь ______ и ______. ______ песня вл_валась в душу, глаза распахивались ______, ______, ______ как ______ в детстве. Мелодия подн_малась ______, ______, уносилась ______, и не было ей ни конца, ни начала…

Слова для справок: неожиданно, певуче, легко и хорошо, горячо, свежо, зловеще, в такт, ещё и ещё, Волей-неволей, по-новому, по-вольному, точь-в-точь как давным-давно, вверх, ввысь, вдаль.



Прочитай получившийся текст еще раз. Какой вариант (исходный или восстановленный) более живописный, яркий, образный? Подчеркни в наречиях «сложные» для правописания места.


На данном уроке предложен подробный план морфологического разбора наречий, даны примеры разбора наречий различных типов.

План морфологического разбора наречия

I. Часть речи (наречие ). Общее грамматическое значение (обозначает признак действия, признак признака или признак предмета ). Вопрос, на который отвечает наречие в данном предложении.

II. Морфологические признаки.

Постоянные морфологические признаки:

1. Разряд наречия

– по функции (знаменательное или местоименное );

– по значению – определительное (образа действия, меры и степени ) или обстоятельственное (места, времени, причины, цели ).

2. Неизменяемость.

Непостоянные морфологические признаки (для определительных наречий образа действия на -о и -е ): степень сравнения (сравнительная или превосходная ).

III. Синтаксическая роль наречия в предложении (каким членом предложения является наречие – обстоятельством, определением или сказуемым ).

Образец 1. Ребята идут быстро .

I. Быстро – наречие; признак действия. Идут (как?) быстро .

II. Наречие быстро

III. Ребята идут быстро (обстоятельство).

Образец 2. Лучше всех справился с заданием ученик 7 «А» класса Саша Ветров.

I. Лучше всех (начальная форма – хорошо ) – наречие; признак действия. Справился (как?) лучше всех.

II. Наречие хорошо – знаменательное; определительное, образа действия; неизменяемое.

Наречие хорошо употреблено в форме превосходной степени (лучше всех ).

III. Лучше всех справился с заданием ученик 7 «А» класса Саша Ветров (обстоятельство).

План морфологического разбора предикативного наречия

Некоторые учёные называют слова, обозначающие состояние субъекта или окружающей среды и выполняющие функцию сказуемого в безличном предложении (например: холодно , ветрено , стыдно), предикативными наречиями . Термин указывает на отличительную особенность таких слов – выполнение функции предиката (сказуемого) в предложении. Морфологический разбор наречий этого типа производится по обычной схеме.

Морфологический разбор предикативных наречий

I. Часть речи (наречие ). Общее значение (состояние субъекта или окружающей среды ). Вопрос, на который отвечает наречие (каково? ).

II. Морфологические признаки (постоянные):

1. Разряд наречия – предикативное.

2. Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль (сказуемое ).

Ряд учёных выделяет слова типа холодно, ветрено, стыдно в отдельную часть речи – категорию состояния. Если придерживаться данной точки зрения, схема морфологического разбора таких слов должна выглядеть так:

План морфологического разбора категории состояния

II. Морфологический признак (постоянный): неизменяемость .

III. Синтаксическая роль: сказуемое .

Список литературы

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 13-е изд. – М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. – 34-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой – 19-е изд. – М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. – 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Цели урока меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексиче­ским значением слова;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Способы образования наречий.

Цели урока : познакомить со способами образования наречий; проверить знания о смысловых группах наречий, полученные на предыдущем уроке; провести работу со словарными словами; у меть подбирать синонимы к наречиям, работать над лексическим значением слова;

уметь образовывать наречия от прилагательных.

ХОД УРОКА

1 . Организационный момент

2. Проверка знаний. Тестирование

1 Найдите наречие образа действия:

А) свободно; б) всегда;

В) недавно; г) утром.

  1. Найдите наречие времени;

а) слегка; б) туда;

в) вечером; г) едва.

  1. Найдите наречие места:

а) сколько; б) высоко;

в) зачем; г) слегка.

  1. Найдите наречие причины:

а) много; б) удивительно;

в) со зла; г) врукопашную.

  1. Найдите наречие цели:

а) там; б) чуть-чуть;

в) вмиг; г) зря.

  1. Найдите наречие меры:

а) много; б) невзначай;

в) кое-как; г) долго.

  1. Найдите указательное наречие:

а) по-турецки; б) сейчас;

в) туда; г) совершенно.

  1. Найдите неопределённое наречие:

а) где-нибудь; б) никуда;

в) там; г) зачем.

  1. Найдите вопросительное наречие:

а) негде; б) куда;

в) где-то; г) тогда.

  1. Найдите отрицательное наречие:

а) нестерпимо; б) никуда;

в) никто; г) никакой.

  1. Рассказ о слове мельком (индивидуальное задание по упр. 201).
  • Как образуется слово мельком ?
  • Как образовано слово восвояси ?

(Обозначает к себе домой. Наречие возникло в результате сращения в одно слово словосочетания во своя в ъси в свои деревни домой.)

  • Устно составьте предложения с данными словами.
  • Запишите слова мельком и восвояси в словари.
  1. Изучение нового материала

На доске записаны слова, учащиеся переписывают их в тетрадь. Горячо, по-старому, по-моему, взаймы, где-то, что-либо, во-первых, по- русски, попросту, сначала, медленно, вверх.

  • Докажите, что перед нами наречия.
  • С помощью чего они образованы (выделите части слов, от которых образованы наречия)?
  • От каких частей речи образованы данные слова?
  • Какими способами?

Запись на доске и в тетрадях

Наречия образуются от самостоятельных частей речи приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным способом.

От

существительных рысца рысцой

(Лошадь бежала рысцой)

прилагательных приятельский по-приятельски

числительных два, третий дважды, в-третьих

деепричастий ш ут я шутя

(Шутя и смеясь. Мама говорила это шутя) местоимений твой по-твоему

5.Закрепление

Задание 1. Запишите словосочетания под диктовку учителя. Выполните морфемный разбор одинаково пишущихся слов.

Девушка прекрасна; прекрасно рассказывал. Поступок обдуман; поступил обдуманно. Девочка откровенна; отвечал очень откровенно. Море безмятежно; безмятежно спал. Решение бесполезно; участвовать бесполезно. Платье красиво; одеваться красиво.

Задание 2. Карточки с упражнением перед глазами учащихся. Спишите словосочетания, определите, от каких частей речи и с помощью чего образованы данные наречия.

Начать сначала; облегчённо вздохнуть; отвечать ясно; по-осеннему холодно; говорит чудесно; подниматься опасно; сделал по-своему; сказал

Трижды; вытер дочиста; пришли вдвоём; впервые встретились; поглядывать искоса; прочитал недавно; по-медвежьи завыл; живёт близко, работает по-прежнему.

Задание 3. Подберите синонимы к данным наречиям. Укажите, как образованы подобранные вами слова.

Смело (бесстрашно), неплохо (хорошо), напрасно (бесполезно), покорно (безропотно), недалеко, (близко), вдруг (неожиданно), быстро (мгновенно), отрывочно (бессвязно), иногда (изредка), навсегда (навеки).

3 а д а н и е 4. Запишите слова под диктовку. Объясните значение данных прилагательных и образуйте от них наречия. Какое из записан- | ных вами слов не является прилагательным? Почему?

Предварительный (предшествующий чему-либо), предполагаемый (допускающий возможность чего-либо), предприимчивый (энергичный, находчивый), представительный (видный, производящий впечатление), предупредительный (заранее принятыми мерами не допускающий чего-либо), пренебрежительный (исполненный высокомерно - презрительного отношения), привлекательный (располагающий к себе), привилегированный (обладающий преимущественным правом).

- Объясните значение фразы находиться в привилегированном по- | ложении.

6.Подведение итогов урока

Какими способами и от каких частей речи образуются наречия?

7. Домашнее задание

Написать небольшое сочинение (10 предложений) о первом выпавшем снеге, используя в тексте как можно больше наречий.


    Тип урока : комбинированный

    Оборудование

    Ход урока:

    1. Организационный момент:

    Приветствие;

    Психологический настрой;

    1. Лингвистическая разминка.
    1. Актуализация знаний.
    1. (дид.материал):

    Что обозначает наречие?

    Необходимо Отвечать только да или нет.

    1.Наречие - это самостоятельная часть речи.(да)

    2.Наречие - это служебная часть речи.(нет)

    Кто? что? какой? что делать? (нет)

    Где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? (да)

    (коллективная проверка)

    1. :

    Задания:

    (Утром - когда? - наречие времени; повсюду - где? - наречие места) .

    (коллективная проверка)

    1. Развитие речи .

    (Ответы учащихся)

    Разноуровневые задания:

______ (когда где как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок:

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

3 уровень:

Игра «Четвертый лишний»

(самопроверка по ключу)

  1. Физминутка

влево, вправо, вверх, вниз.

  1. Изучение нового материала.
  1. . Устный опрос класса:

(приставка, суффикс)

а) приставки (приставочный );

б) суффикса (суффиксальный );

приставочно-суффиксальный );

  1. Изучение материала учебника (жужжащее чтение), по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО:

СПОСОБЫ образования:

  • приставочный
  • суффиксальный
  • приставочно-суффиксальный
  • сложение основ
  • сложение синонимов
  1. Заполнение таблицы примерами

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом )

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий ).

  1. Закрепление .
  1. упр. 237 стр. 111.

  • Рукой подать - близко
  • У черта на куличках - далеко
  • Как снег на голову - неожиданно
  • Жить душа в душу - дружно, мирно
  • Пальчики оближешь - вкусно

  1. . (устно)
  1. Рефлексия.
  1. Домашнее задание: пар.30, прочитать правило, упр. 230, 239
  1. Итоги урока, оценивание.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Образование наречий" в 7 классе »

Тема: Образование наречий

Цели :

    знать способы и модели образования наречий в русском языке; уметь определять способ образования наречий;

    развивать навыки морфемного разбора слов;

    развивать орфографическую зоркость, культуру речи учащихся;

    воспитывать интерес к слову и русскому языку в целом.

Тип урока : комбинированный

Оборудование : дидактические материалы, орфографический словарь, этимологический словарь, интерактивная доска.

Ход урока:

    Организационный момент:

Приветствие;

Проверка готовность класса к уроку;

Психологический настрой;

Сообщение темы и цели урока.

    Лингвистическая разминка.

Сканворд «Наречие». Найти «спрятанные» в клетках наречия.

    Актуализация знаний.

    Работа по теоретическим вопросам (дид.материал):

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

(взаимопроверка в виде интервью)

Для слабоуспевающего ученика - перфокарты с вариантами ответов «да» или «нет»:

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи.(да)

2.Наречие – это служебная часть речи.(нет)

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам.(нет)

4. Наречие не имеет окончания. (да)

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? (нет)

6. Наречие отвечает на вопросы (да)

(коллективная проверка)

    Синтаксический разбор предложения :

А утром, сверкая и переливаясь на солнце, повсюду лежало белоснежное покрывало зимы.

Запись предложения под диктовку, самостоятельное определение членов предложения с последующей проверкой (1 ученик у доски).

Задания:

Объяснить расстановку знаков препинания. (Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми)

Найти наречия, определить их разряд по значению. (Утром – когда? – наречие времени; повсюду – где? – наречие места) .

Найти художественное определение, т.е. эпитет. Что означает это выражение? (Белоснежное покрывало = снег)

(коллективная проверка)

    Развитие речи .

Составление предложений с наречиями. Подбор подходящих по смыслу наречий.

Какие ассоциации у вас возникают при слове «снег»? (Ответы учащихся)

Разноуровневые задания:

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

(контроль учителем высказываний учащихся)

    Повторение правописания наречий.

Игра «Четвертый лишний»

1.Слев…, добел…, нагол…, издалек… .

2.Вскач…, замуж…, навзнич…, наотмаш… .

3.Кишмя (кишит), (во) вторых, (кое) где, (давным) давно.

Какое слово в каждом ряду является лишним? Объяснить, почему?

(самопроверка по ключу)

    Физминутка

Выполнить движения глаз, плечевого сустава, торса, изображая их наречиями влево, вправо, вверх, вниз.

    Изучение нового материала.

    Повторение сведений по словообразованию . Устный опрос класса:

Какие части морфемы (части слова) выделяются в словах? (приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова)

Какие из них служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)

Назовите способ образования новых слов при помощи:

а) приставки (приставочный );

б) суффикса (суффиксальный );

в) приставки и суффикса вместе (приставочно-суффиксальный );

От каких частей речи могут образовываться наречия (от знаменательных частей речи)

Сообщение темы урока, запись в тетрадях

    Изучение материала учебника (жужжащее чтение), составление опорной схемы-таблицы по заданному началу:

Образование наречий

ОТ ЧЕГО: (от прилагательных, существительных, глаголов, числительных, местоимений, самих наречий)

СПОСОБЫ образования:

    приставочный

    суффиксальный

    приставочно-суффиксальный

    сложение основ

    сложение синонимов

    Заполнение таблицы примерами . Тренировочное упражнение 228 стр. 108.

Определить, от какой части речи образовано наречие, каким способом.

(объяснительное письмо, выполнение по цепочке)

Трусливо (наречие образовано от прилагательного трусливый суффиксальным способом )

Сгоряча (наречие образовано от прилагательного горячий приставочно-суффиксальным способом ).

    Закрепление .

    Работа по учебнику. Комментированное письмо упр. 237 стр. 111.

Списать предложения, вставляя пропущенные наречия. Определить способ образования наречий.

(самостоятельное выполнение с последующей проверкой)

    Работа с фразеологическими оборотами . Заменить выражение наречием. Назвать способ образования.

    Рукой подать – близко

    У черта на куличках – далеко

    Как снег на голову – неожиданно

    Жить душа в душу – дружно, мирно

    Пальчики оближешь – вкусно

    Работать спустя рукава - небрежно

    Словарно-орфографическая работа.

Записать наречия в тетрадь, расставить ударения:

Дотла, насмарку, настежь, вчера, сегодня, завтра, невмоготу, начеку, исподволь, вдребезги, наружу.

    Развитие речи. Работа над этимологией слов . (устно)

Ознакомительное чтение словарных статей о происхождении слов

    Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Какие способы образования наречий в русском языке мы узнали?

Как следует определять способ образования слова?

Что на уроке показалось наиболее интересным?

Что удалось выполнить лучше всего?

    Итоги урока, оценивание.

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?

Повторим тему «Наречие»

Какой частью речи является наречие?

Что обозначает наречие?

На какие вопросы оно отвечает?

Какая часть слова у наречия отсутствует? Почему?

Каким членом предложения является наречие?


Повторим тему «Наречие»

Необходимо Отвечать только да или нет.

1.Наречие – это самостоятельная часть речи ____

2.Наречие – это служебная часть речи._____

3. Наречие изменяется по родам, числам, падежам, временам _____

4. Наречие не имеет окончания. _____

5. Наречие отвечает на вопросы кто? что? какой? что делать? _____

6. Наречие отвечает на вопросы где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? _____


«Наречие»

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.


«Наречие»

______ (когда ?) наступила долгожданная зима. _____ (где ?) лежит пушистый снег. Солнце светит ______ (как ?) и слепит глаза. _____ (где ?) виднеется лес. _____ (когда ?) природа отдыхает.

Слова для справок: наконец, повсюду, ярко, вдали, зимой.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

2 уровень:

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

3 уровень:

Составить текст о зиме из 5-6 предложений, используя разные по значению наречия.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

«Наречие»

2 уровень: дополнить словосочетания подходящими по смыслу наречиями, составить и записать с ними предложения.

Солнце светит (как ?), снежинки падают (как ?), (когда ?) кататься на лыжах, (где ?) в небе проплывают, (откуда ?) видны следы.

НАСМАРКУ

В доброе старое время, когда шариковых ручек ещё не было, а писали гусиными перьями и чернилами, труд переписчиков было весьма кропотлив и весьма ответственен. Чернила сохли довольно долго, тексты, которые они переписывали, чаще всего были каноническими (например, Библия, а там копия должна была точно соответствовать исходному тексту...), так что одно неверное движение - и чернила размазывались по листу (то есть смарывались).

Также слово «смарывать», то есть "стирать написанное" использовалось картежниками в 19-м веке. Смарывать означало стирать написанные мелом данные при азартных играх в карты или уничтожать долговые записи. Выражение «пойти насмарку» означает «испортиться, уничтожиться».

В праславянском языке было слово среднего рода «тло», которое означало «основание, земля, почва». Сейчас в русском языке этого слова нет, но оно сохранилось в родственных языках – украинском, сербском, болгарском. В русском же языке есть наречие дотла , которое образовалось слиянием предлога до с одной из падежных форм существительного тло . Означает это слово "до самого основания" и употребляется, кстати, оно только с одним глаголом – сгореть дотла.

Что такое стежь? Стеж- это слово в славянском языке означало «крюк, дверная петля», открыть дверной стеж – то есть распахнуть во всю ширь. Похожие слова сохранились также в хорватском, украинском и польском языках.

Слово сегодня образовалось от выражения «сей день, сего дня» - этот день, тот, который наступил. Раньше слова писались раздельно. В современном русском языке они воспринимаются как одно целое слово.

Слово «вчера» – славянское по происхождению, в русском языке используется с 11 века и означает «накануне сегодняшнего дня». Образовано оно от слова «вечер », которое означало «темнота », или «угасание ». От родительного падежа слова – «вечера» - развилось слово вчера, как бы «прошлого вечера», «накануне сегодняшнего дня» (в украинском языке есть слово вчора с тем же значением)

НАЧЕКУ
Возникло в результате слияния предлога на и исчезнувшего из языка существительного чек , означавшего "стража", "охранение". Буквально быть начеку значит "быть на страже".

НЕВМОГОТУ
Образовалось сращением сочетания не в моготу, где могота – исчезнувшее слово в значении «сила, мочь, возможность».

Очень интересное по происхождению слово. ЗАВТРА означает «на следующий день после сегодняшнего». Современная форма этого слова употребляется в русском, болгарском и украинском языках. Она развилась из старославянского слова заутра . Древняя форма заутра возникла из сочетания предлога за и сущ. утро в родительном падеже. Это сочетание выражало значение времени - «утром, рано», «то, что следует после утра» или «на следующий день» .

Со словом утро связано также сущ. завтрак (ранее – заутрок) - «утренняя еда».

Исконно русское слово, образованное сращением предлога НА с исчезнувшим из языка существительным РУЖА, где ружа означало "внешность, вид", в диалектах это слово еще известно.

ВДРЕБЕЗГИ.

В древнерусском языке существительное дребезг употреблялось в значении «черепок», «осколок». От данного существительного произошли также слова «дребезжать», «дробить». От слова «дребезг» во множественном числе с предлогом «в» образовалось наречие вдребезги .

ИСПОДВОЛЬ
Образовано сложением предлога из-под с родительным падежом единственного числа существительного воля и в буквальном смысле значило "из-под воли, против воли".

Сканворд «Наречие». Найти «спрятанные» в клетках наречия

В

С

Ю

Д

У

Е

Д

З

Е

В

П

О

С

Т

О

Я

Н

Н

О

В

Р

М

И

Р

Н

О

Е

Л

Е

Ы

Я

З

С

П

Р

А

В

А

Ч

С

Д

И

О

В

Е

Л

А

Н

У

О

О

Н

И

З

Д

А

Л

И

Т

К

М

В

О

Ш

О

Р

О

Х

Ь

Чтобы выявить наречие по данному признаку, необходимо запомнить следующую классификацию. Существуют наречия обстоятельные и определительные. К первой группе относятся слова, обозначающие:

Образ действия: «жить по-настоящему» или «поступать именно так»;
- меру и степень чего-либо: «чуть-чуть задуматься» или «трижды присесть»;
- время какого-то действия: «увидимся позже» и «он пришел утром»;
- место: «бой » или «магазин направо»;
- причину чего-либо: «сказать сгоряча» или «враг поневоле»;
- цель: «сделать нарочно» или «совершить умышленно».

Во второй группе наречия:
- качественные («страшно», «быстро» или «зверски»);
- («мало», «немного» или «дважды»);
- способа и образа действия («навзничь», «галопом» или «вплавь»);
- сравнения и уподобления («по-мужицки», «по-прежнему» или «по-приятельски»);
- совокупности («сообща», « » или «всенародно»).

При этом качественные и знаменательные наречия, образованные от подобных же прилагательных, можно определить по отдельным частям слова.

У качественных сравнительная степень образуется при помощи суффиксов «-ей», «-ше» и «-е»: «сделать работу лучше», «заплатить меньше», а также при помощи определенного вспомогательного слова, которое сочетается с исходной формой наречия: «более сильно» или «более мерзко». Превосходная – при помощи суффиксов «-ейш» и «-айш» («нижайше » или «покорнейше просить»); путем аналитического сочетания слова с исходной формой («наиболее страшно»), а также путем сочетания со словом «всех» («лучше всех»).

Со знаменательными все несколько проще. Наречия должны называть признак, но не указывать на него. Например, «выть по-волчьи».

Обнаружение наречия по способу образования

Таких способов существует три основных и еще один дополнительный.

Основные способы:
- суффиксальный характеризуется образованием от первоначального прилагательного - например, «медленно» от «медленный» или «дружеский» и « »;
- приставочно-суффиксальный - к примеру, «сытый» и «досыта», а также «сухой» и «досуха»;
- приставочный - «плохо» и «неплохо», а также «откуда» и «неоткуда».

Дополнительный способ образования наречия представляет собой сложение различного вида:
- сложение целых слов – «еле и еле» и «еле-еле»;
- сложение с элементом «полу-» - к примеру, слова «полусидя», «полустоя» или «полулежа»;
- сложение с применением суффиксов или приставок вместе с суффиксами – от «мимо» и «ходить» образуется «мимоходом», а от «силы» и приставки получается слово «

Похожие публикации