Системы органов человека. Органы и системы органов. Что относится к исполнительной власти в россии Что не относится к органам человека

Общая система контролирующих органов и организаций включает:

1. Государственные органы федерального значения:

Государственного управления - Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ, Федераль-ная налоговая служба , Департамент финансового конт-роля и аудита Минфина России;

- здравоохранения и обеспечения безопасных условий жизни - Государственная служба санитарно-эпидемио-логического надзора РФ, Служба ветеринарного надзора РФ, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик-видации последствий стихийных бедствий РФ и др.;

Труда и социального обеспечения - Государственная трудовая инспекция, Государственная жилищная инспек-ция. Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и другие;

Финансово-кредитных отношений и страхования - Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство России, Министерство финансов РФ, Депар-тамент финансового контроля и аудита Минфина России;

- экономики, промышленности, сельского хозяйства и тор-говли - Министерство экономического развития и тор-говли РФ, Государственный комитет РФ по земельной по-литике, Государственная торговая инспекция и др.;

- образования и культуры - Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуни-каций РФ;

- связи и информации - Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральная служба го-сударственного надзора за связью.

Градация контролирующих органов по указанным сферам об-щественных отношений позволяет, с одной стороны, обозначить группу однородных и близких по своей направленности государ-ственных органов, с другой - глубже понять суть и направлен-ность каждого отдельного государственного контролирующего органа. Правда, некоторые из них по определенным основаниям, могут быть отнесены к двум, а то и трем из перечисленных сфер общественных отношений.

Так как каждого из нас должен интересовать воп-рос, куда расходуются те деньги, кото-рые удерживаются с нас в виде государ-ственных пошлин (например, за выдачу нового паспорта) и налогов: налога на доходы физичес-ких лиц, налога на имущество и т.д. Все суммы этих пошлин и налогов аккумулируются на сче-тах Федерального казначейства и поступают в федеральный бюджет. Затем из федерального бюджета эти средства распределяются по бюджетным учреждениям (организациям, функцио-нирующим за счет федерального бюджета). При-чем выделяются они по принципу адресности и целевого назначения. То есть при выделении средств обозначаются цели, на которые они могут быть израсходованы. Эти цели обозначают-ся кодами бюджетной классификации.


К ним относятся в первую очередь Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (ФСФБН).

Основной задачей созданных в 2004 г, территориальных управлений ФСФБН федерального уровня явля-ется проверка целевого и эффективного исполь-зования государственных (федеральных) бюд-жетных средств, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете» на соответ-ствующий год.

Ранее (до 2004 г.) порядок использования средств федерального бюджета проверялся территориальными управлениями в субъектах федерации (КРУ МФ РФ в субъектах федерации).

Структура федеральных органов исполнительной власти изменена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти (далее - УП № 314).

В соответствии с п. 13 УП № 314 функции Минфина России по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере переданы Федеральной службе финансово-бюджного надзора (ФСФБН).

Вновь созданная ФСФБН будет осуществ-лять функции осуществления действий по кон-тролю и надзору за исполнением органами го-сударственной власти, органами местного са-моуправления, их должностными лицами, юри-дическими лицами и гражданами установлен-ных Конституцией Российской Федерации, фе-деральными конституционными законами, фе-деральными законами и другими нормативны-ми правовыми актами общеобязательных пра-вил поведения.

Эта служба является федераль-ным органом исполнительной власти и осуще-ствляет надзор по контролю в бюджетно-финан-совой сфере и последующий государственный финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета, средств госу-дарственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в феде-ральной собственности, на территории РФ и за рубежом.

Порядок взаимоотношений федеральных ми-нистерств и находящихся в их ведении федераль-ных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функ-ций устанавливаются Положением о Федераль-ной службе финансово-бюджетного надзора.

2. Главное контрольное управление Президента РФ. Оно дей-ствует на основе Указа Президента РФ от 16 марта 1996 г. №.383, функциями которого являются контроль за деятельностью орга-нов контроля и надзора при федеральных органах исполнитель-ной власти.

Основные задачи этого органа: организация контроля и проверки деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и их руководителей; взаимодействие с указанными государственными органами при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов; коор-динация деятельности федеральных контрольных и надзорных органов при осуществлении таких проверок; подготовка пред-ложений по результатам проверок о совершенствовании дея-тельности федеральных органов исполнительной власти; осу-ществление методического руководства аппаратом полномоч-ного представителя Президента РФ в федеральном округе по вышеуказанным вопросам.

3. Счетная палата РФ является по существу высшим орга-ном государственного финансового контроля. В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания страны для осуществления контроля за исполнением федераль-ного бюджета.

В задачи этого органа входит: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюд-жетных фондов; определение эффективности или целесообраз-ности расходов государственных средств и использования феде-ральной собственности; оценка обоснованности проектов феде-рального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фон-дов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов госу-дарственной власти, затрагивающих интересы федерального бюджета; анализ выявленных отклонений от установленных по-казателей в ходе исполнения федерального бюджета и подготовка предложений по их устранению; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ и иных уполномоченных финансово-кредитных учреж-дениях.

Основу всех контрольных мероприятий Счетной палаты РФ составляют ревизии и проверки, проводимые по месту располо-жения проверяемых объектов.

4. Министерство экономического развития и торговли РФ - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий раз-работку и реализацию государственной социально-экономичес-кой политики. Оно наделено контрольными полномочиями в об-ласти регулирования экономических процессов лицензирования отдельных видов деятельности, развития государственного сек-тора экономики, применения государственных цен, внешнеэко-номического сотрудничества и иных направлений этой полити-ки. С возложением на указанное министерство государственного регулирования внутренней торговли оно призвано осуществлять мониторинг внутренних цен, государственный контроль за со-блюдением норм и правил торговли и общественного питания, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также непосредственно проводить ревизии и проверки органи-заций, находящихся в его ведении.

В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ведение этого министерства переданы функции, ранее осуществляемые упраздненным Министерством имущественных отношений РФ. В связи с этим в его контрольные полномочия входит: разработка нормативных актов по вопросам учета, уп-равления, распоряжения, приватизации и контроля за использо-ванием государственного имущества; ведение учета и реестра федерального имущества, учета уставов федеральных государ-ственных унитарных предприятий и трудовых договоров, заклю-ченных с их руководителями; проведение инвентаризации объек-тов федеральной собственности и проверка их целевого исполь-зования; осуществление контроля за управлением, распоряже-нием, использованием по назначению и сохранностью земель-ных участков и иного федерального имущества и др.

5. Министерство финансов РФ является федеральным орга-ном исполнительной власти, обеспечивающим проведение еди-ной финансовой, налоговой и валютной политики страны и коор-динирующим деятельность в этой сфере иных органов исполни-тельной власти.

Министерство, финансов РФ выполняет следующие конт-рольные функции: осуществляет контроль за целевым использова-нием средств федерального бюджета и государственных внебюд-жетных фондов, координирует политику федеральных органов ис-полнительной власти; участвует в разработке порядка и проведе-ния контроля за поступлением доходов от имущества, находящего-ся в федеральной собственности; осуществляет контроль за обес-печением платежеспособности страховых организаций и надзор за их деятельностью; организует и проводит пробный надзор и государственный контроль за операциями с драгоценными метал-лами и драгоценными камнями; участвует в разработке единой политики в области аудита и организует контроль за качеством проведения аудиторских проверок; проводит ревизии.

Оно занимает особое место в системе общегосударственного финансового контроля и включает следующие подразделения: департамент государственного регулирования финансового кон-троля, аудита и бухгалтерского учета, а также федеральные служ-бы финансово-бюджетного надзора, страхового надзора по фи-нансовому мониторингу. Федеральное казначейство РФ.

6. Федеральная налоговая служба представляет собой еди-ную централизованную и независимую систему инспекционных органов, входящую в систему центральных органов государ-ственного управления. Задачи: контроль за соблюдением нало-гового законодательства; проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других платежей, установленных законодатель-ством РФ.

7. Федеральная таможенная служба обеспечивает непосред-ственную реализацию задач в области таможенного дела и еди-нообразное применение таможенного законодательства на тер-ритории всей страны.

На таможенные органы возложены следующие основные функции: таможенное оформление и таможенный контроль в це-лях ускорения товарооборота через таможенную границу РФ; взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, проверка правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их прину-дительному взиманию; обеспечение соблюдения порядка пере-мещения товаров через границу; борьба с контрабандой и иными преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела; ведение таможенной статистики внеш-ней торговли, а также осуществление международного сотрудни-чества в этой сфере.

8. Центральный банк РФ осуществляет свои функции и полно-мочия независимо от других государственных органов в соответ-ствии со ст. 75 Конституции РФ и Федеральным законом «О Цент-ральном банке Российской Федерации» от 10.07.02 г. № 86-ФЗ. Основная задача Центрального банка РФ заключается в защите и обеспечении устойчивости рубля как денежной единицы в стране, в связи с чем денежная эмиссия является исключительной прерогативой ЦБ РФ.

Центральный банк РФ выполняет следующие контрольные функции: лицензирование, государственная регистрация и бан-ковский надзор за деятельностью кредитных организаций; ва-лютное регулирование и валютный контроль; проведение ревизий и проверокподведомственных организаций.

9. Судебные и правоохранительные органы (Верховный Суд РФ,Прокуратура РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Высший Арбитражный суд РФ) призваны обеспечить систематический контроль за соблюдением всеми звеньями экономики и отдельными лицами действующего зако-нодательства.

10. Органы специализированного государственного контроля осуществляют проверку соблюдения всеми организациями, учреж-дениями и отдельными лицами действующего законодательства и установленного порядка организации и ведения тех или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию (госавтоинспекция, Государственная санитарная инспекция и др.).

Они осуществляют проверки состояния исполнения законов, выявляют факты их нарушения, виновных лиц и сумму матери-ального ущерба, принимают меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещению причи-ненного материального ущерба.

2. Государственные органы регионального значения (субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) - относятся такие органы, которые не являются структурными под-разделениями федеральных органов, а формируются и функциони-руют на уровне субъектов федерации и местного самоуправления.

3. Негосударственные контролирующие организации:

- союзы потребителей;

Профессиональные союзы;

- аудиторские организации;

- негосударственные организации по экспертизе и серти-фикации качества товаров и услуг;

- общественные объединения.

4. Международные контролирующие организации - это исполнительные структуры Организации Объединенных Наций и Европейского союза (МАК - Международный авиационный коми-тет, МСО - Международная организация по стандартам, МСЭ - Международный союз электросвязи).

Полномочия контролирующих органов: осуществлять лицензирование, иметь доступ к объектам контроля и обследовать их, запрашивать и получать необходимые для контроля документы, материалы и сведения, вызывать должностных лиц и иных граждан, получать от них объяснения, использовать помощь специалистов, давать предписания о устранении нарушений, приостанавливать действие лицензии, запрещать реализацию товаров либо оказание услуг, принимать меры для привлечения виновных в правонарушениях лиц к установленной законом ответственности, в том числе передавать соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Полномочия контролирующих органов являются составной частью правого механизма осуществления контроля.

Механизм контроля включает в себя систему мер, позволяющих контроли-рующим органам:

- получать необходимые сведения о лицах и организациях, занимающихся подконтрольной деятельностью, о самой деятельности и ее результатах;

- выявлять отклонения от установленных правил и требо-ваний относительно субъектов, порядка осуществления и результатов деятельности;

- принимать - меры по пресечению нарушений указанных правил и требований, восстановлению нарушенных прав и удовлетворению законных интересов лиц, организаций, государства, когда им причинен вред неправомерными действиями;

Принимать меры для привлечения к ответственности лиц и организации, виновных в нарушениях установленных правил и требований.

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

Необходимо отметить, что в отличие от аудита и бухгалтер-ского учета в области контроля еще не сложилась система норма-тивного регулирования. Несмотря на это, можно наблюдать оп-ределенную систематизацию нормативного регулирования, ха-рактерную прежде всего для отдельных видов контроля.

Важное место среди законодательных актов занимают кодек-сы: Гражданский кодекс РФ; Бюджетный кодекс РФ; Налоговый кодекс РФ; Таможенный кодекс РФ; Кодекс РФ об административ-ных правонарушениях; Трудовой кодекс РФ; Земельный кодекс РФ.

Государственный орган это составное звено, относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями.

Признаки:

    Государственный орган – это относительно самостоятельный элемент государственного аппарата ; он занимает в государственном аппарате свое место и прочно связан отношениями координации и субординации с другими государственными органами;

    Государственный орган имеет внутреннее строение (структуру) . Он состоит из подразделений, скрепленных единством целей;

    Государственный орган состоит из государственных служащих ;ФЗ

«О государственной гражданской службе РФ» 2004 г.

    Государственный орган имеет определенную компетенцию , то есть совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа, определяющих его место в системе государственных органов;

    Государственные органы тесно взаимодействуют между собой . Они образуют государственный аппарат, главной задачей которого является обеспечение нормальной жизнедеятельности общества, защита прав и свобод человека и гражданина, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

    Государственный орган обладает властными полномочиями, которые выражаются в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты и акты применения права , а также в обеспечении выполнения этих актов путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

    Для осуществления своей компетенции государственный орган наделяется материальной базой, имеет финансовые средства, источник финансирования из бюджета.

    Государственный орган образован и действует на основе нормативно-правовых актов (Конституции и законов).

Виды государственных органов

I . По способу возникновения:

    Первичные (выборные) государственные органы никакими другими государственными органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственный монарх), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные законодательные органы - парламент);

    Производные (назначаемые) государственные органы создаются первичными, которые и наделяют их властными полномочиями (генеральный прокурор);

II . По объему властных полномочий или по предмету ведения :

    Федеральные органы распространяют свою власть на территорию всего государства (например, Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Прокуратура РФ);

    Органы субъектов федерации функционируют в административно-территориальные единицах (округах, областях). Их властные полномочия распространяются только на эти регионы.

Например, Законодательное Собрание Нижегородской области.

III . По широте компетенции:

    Государственные органыобщей компетенции решают широкий круг вопросов (например, Президент РФ, Правительство РФ);

    Государственные органыспециальной компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

IV . По способу принятия решений или осуществления компетенции:

    Коллегиальные государственные органы принимают решения большинством голосов (Федеральное Собрание РФ);

    Единоначальные государственные органы принимают решения единолично (глава государства, Уполномоченный по правам человека);

V . По правовым формам деятельности:

1. Правотворческие (Парламент);

2. Правоприменительные (Суд);

3. Правоохранительные (Прокуратура);

VI . По принципу разделения властей:

    Законодательные (Федеральное Собрание РФ);

    Исполнительные (Правительство РФ);

    Судебные (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ);

3. Принципы организации и деятельности современного государственного аппарата .

Принципы организации государственного аппарата – это исходные, основополагающие начала, идеи, на основе которых функционирует государственный аппарат.

    Принцип демократизма (народовластия) – это принцип, в соответствии с которым граждане государства прямо или через своих представителей принимают участие в организации и деятельности государственного аппарата.

Народовластие - принцип организации и деятельности современного государства, в соответствии с которым народ страны признается носителем суверенитета и единственным источником власти.

В соответствии с этим принципом единственным источником власти в стране признается ее народ. Ему принадлежит верховная власть, вся полнота суверенитета, его воля – решающая по всем государственным делам. Государственная власть рассматривается как производная от власти народа, а государственные органы и отдельные их представители действуют по поручению народа.

Государственная власть с точки зрения этого принципа только тогда является легитимной (законной), когда она сформирована по воле народа и реализует его интересы. Поэтому любые действия, направленные против точно выраженной государственной воли народа, расцениваются как захват или присвоение власти и преследуются по закону, в том числе уголовному.

Правовое выражение этого принципа содержится в ст. 3 Конституции РФ: “1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ; 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы”.

По формам осуществления власти демократия делится на прямую (непосредственную) и представительную.

Прямая (непосредственная) демократия означает прямое осуществление власти народом и находит свое выражение в выборах избирателями главы государства, парламента, в принятии законов путем референдума. При прямой (непосредственной) демократии, население (граждане, имеющие избирательное право) само непосредственно принимает основные решения по тем или иным вопросам государственной и общественной жизни. Эти решения не требуют утверждения или одобрения со стороны каких-либо властных государственных органов. В рамках этой формы народ страны или какая-либо его часть (население региона, города, района, поселка, села) самостоятельно выступает в качестве источника суверенной власти, принимает на себя бремя решения государственных дел. Вопрос, разрешенный через непосредственные формы демократии, не нуждаются в подтверждении или признании его государственными органами или органами местного самоуправления.

Разновидностями прямой демократии являются референдумы различных уровней, прямые выборы органов государственной власти, сходы граждан и т.д.

Представительная демократия – это реализация власти народа через представителей (депутатов), избираемых на основе всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Основными представительными органами власти, избираемыми народом, являются парламенты (представительные законодательные органы государственной власти), а также законодательные собрания в субъектах федерации. В данном случае государственную власть осуществляет не народ непосредственно, а созданный им представительный орган. При представительной демократии народ делегирует свою власть представителям. Представительная демократия является основной формой участия народа в решении общих дел.

Путем выборов население страны вручает власть соответствующим государственным органам, тем самым подтверждая ее производность от воли народа и, следовательно, легитимность (законность).

Помимо формирования соответствующих государственных органов, население участвует в осуществлении представительной демократии путем определения их политики через различные общественные организации и прежде всего политические партии; путем общественного контроля за деятельностью органов власти; подотчетности их населению; возможности перевыборов в случае невыполнения воли народа.

Референдум - как высшее непосредственное выражение власти народа, демократии в цивилизованном обществе, представляет собой всенародное голосование, которое проводится по процедуре близкой к выборам.

На референдум обычно выносятся конкретные вопросы внутренней или внешней политики, а также наиболее важные законы, которые принимаются или отклоняются в целом. Принятое на референдуме решение не требует утверждения каким-либо государственным органом и вступает в силу с момента его принятия населением.

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина (принцип гуманизма) означает, что признание, соблюдение прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью, смыслом и содержанием деятельности государства, его органов (ст. 2 Конституции РФ). Уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина государством, его органами является основным критерием оценки их деятельности.

3. Разделение властей – это принцип организации и деятельности государственного аппарата, в соответствии с которым государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 10 Конституции РФ “государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”. Каждая ветвь власти осуществляется отдельной группой государственных органов. Каждая группа государственных органов самостоятельна и независима от других, что обеспечивается собственным источником формирования и наличием своего предмета ведения. Ни одна из ветвей власти не имеет ни формального, ни фактического верховенства. Разделение властей предполагает создание в государственном аппарате системы сдержек и противовесов. В то же время, каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность контролировать и ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется, например, путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы государства распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.

Разделения властей - принцип организации и деятельности государства, определяющий распределение единой суверенной государственной власти между тремя самостоятельными ветвями органов: законодательными, исполнительными и судебными.

Принцип разделения властей в качестве ведущего при построении государственного аппарата был обоснован в период борьбы в Европе против абсолютных монархий. Впервые на конституционном уровне был закреплен в Конституции США 1787 года. В России отвергался как в период самодержавной монархии, так и в советский период, когда вся полнота власти формально закреплялась за органами народного представительства.

Как показала историческая практика, последовательная реализация принципа разделения властей препятствует сосредоточению государственных полномочий в руках какой-либо одной государственной структуры, и, поэтому, является необходим организационным дополнением принципа народовластия. Как своеобразная форма “разделения труда” внутри государственного аппарата, реализация принципа разделения властей обеспечивает наибольшую эффективность его работы.

В современном понимании принцип разделения властей включает в себя

во-первых , разделение всех органов государства на группы по принадлежности к трем основным ветвям власти: законодательной, исполнительной и судебной;

во-вторых , формальную независимость их друг от друга как по источнику формирования (избранию или назначению), так и предметам ведения; каждый орган реализует свои полномочия в рамках функциональных задач соответствующей ветви власти, не вмешиваясь в полномочия других ветвей;

в-третьих , возможность органов каждой из ветвей власти ограничивать действия других ветвей в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий (система сдержек и противовесов).

Система сдержек и противовесов реализуется, в частности, путем

закрепления за главой государства, возглавляющего исполнительную власть, возможности распускать в определенных случаях парламент и налагать “вето” на его законы;

закрепления за парламентом права на выражение недоверия правительству и требование его отставки, а также права путем “импичмента” добиться отстранения от должности главы государства;

закрепления за судебной властью права объявить недействительным любой акт законодательной или исполнительной ветвей власти, если он противоречит конституции страны или другим актам более высокой юридической силы.

4. Принцип верховенства права означает, что организация и деятельность государственного аппарата строится на основе и во исполнение права. Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый высшим представительным органом государства – парламентом. Наиболее важные общественные отношения должны регулироваться законами. Подзаконные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, не противоречить им. Кроме того, принцип верховенства права содержит в себе требование о том, чтобы законодательство не просто соблюдалось, но и само выражало идею господства права, то есть оно должно отвечать правовым принципам равенства и справедливости, должно соответствовать интересам и потребностям общества.

5. Принцип гласности предполагает обеспечение информированности общественности о деятельности государственных органов.

6. Принцип профессионализма означает необходимость использования в деятельности государственных органов наиболее квалифицированных, образованных, подготовленных для соответствующей деятельности кадров. Обеспечивается с помощью ответственной кадровой деятельности, наличия необходимой системы профессионального образования и переподготовки кадров.

7 . Принцип федерализма выражается, с одной стороны, в наличии единой системы государственных органов, а с другой – в наличии собственной компетенции не только у федеральных органов, но и у органов власти субъектов федерации.

8. Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности заключается в обеспечении оптимального соотношения соответствующих начал в процессе формирования и деятельности государственных органов.

9. Принцип иерархичности заключается в том, что государственные органы занимают в государственном аппарате разные уровни, одни государственные органы подчинены другим.

10. Принцип выборности и назначаемости .

На этот вопрос может последовать сразу несколько разных ответов. Узнайте, какое определение данного слова, в каких сферах его используют.

Органы - это... Определение

Термин неоднозначный и используется в нескольких сферах. С точки зрения права органы - это организации, учреждения, выполняющие определенные обязанности и задачи в общественной жизни. Чаще всего термин встречается в биологии, обозначая часть тела живого организма - животного, растения, гриба или человека, которые выполняют определенные функции.

Если разобраться, то все определения, хоть и касаются разных областей жизни, имеют схожие черты. Они близки с третьим значением, где органы - это орудия, инструменты, средства. И в биологическом, и в правовом аспекте орган является частью системы, звеном, которое имеет свои функции и задачи. То есть, он является ее средством в достижении результата.

В системе человеческого тела орган означает неживой предмет, поддерживающий нашу жизнедеятельность. В государственной системе он обозначает организацию, состоящую из нескольких людей, занимающихся вопросами жизни общества. Чем можно заменить слово орган? Синоним "инструмент", пожалуй, подходит лучше всего.

Органы управления

Структура, которая управляет какой-либо сферой, называется Это может относится к государству, обществу, коммерческому предприятию. В большинстве случаев органы подразделяются на главные и второстепенные. В коммерции главным управленческим органом может быть, например, совет директоров, если речь идет об акционерном обществе.

В представлены различными учреждениями и организациями, которые могут быть конкретными (Министерство внутренних дел, Президент РФ и др.) или обобщенными, например Федеральная служба и т. д. Все они подразделяются на высшие, низшие, местные, региональные, федеральные и центральные, различаясь по степени своего влияния.

Государственный аппарат в различных странах отличается по своей структуре. Он зависит от формы правления (монархия, республика и т. д.), режима (демократия, диктатура и т. д.), политико-территориального деления страны (автономия, унитаризм и т. д.). Общей чертой для всех является наличие органов управления и принуждения.

В связи с этим высшие органы - это исполнительная (президент, монарх), судебная (верховные, средние, низшие суды), законодательная (парламент, дума, шура) власти. В странах тоталитарного социализма они подразделяются на суды, прокуратуру, органы управления и органы государственной власти.

Общие системы органов

Царство Животные включает огромное разнообразие видов, в том числе и человека. Их органы различаются в зависимости от группы, к которой они принадлежат, однако есть и общие черты. Основные системы органов, которые присутствуют у представителей царства животных:

  • Опорно-двигательная.
  • Пищеварительная.
  • Выделительная.
  • Половая.
  • Нервная.
  • Дыхательная.
  • Покровная.
  • Имунная.

Сложность строения тела увеличивается от низших живых существ к высшим. Например, примитивные в своей структуре плоские черви не имеют рук, ног, лап, органов дыхания, сосудов, в отличие от млекопитающих.

Несмотря на это, даже у наиболее примитивных организмов обычно есть выделительная, пищеварительная, мышечная, половая системы, необходимые им для основных задач: питания, перемещения, размножения.

С продвижением по иерархической лестнице количество систем и их органов, функций увеличивается. Так, например, опорно-двигательный аппарат червей представлен несколькими мышцами, когда у млекопитающих он превратился в сложную систему со скелетом, мышцами и сухожилиями. У птиц он дополняется крыльями, у рыб - плавниками.

Общими у многих животных являются органы чувств, они представлены механизмами зрения, обоняния, слуха, вкуса, равновесия. Они помогают ориентироваться в пространстве, предостерегаться от опасности, общаться, распознавать пищу и другие объекты.

Особенные органы животных

Способ жизни и среда обитания живых организмов отражается на их внешнем и внутреннем строении. У некоторых сформировались специфические органы, отличающие их от представителей других групп животных.

В небольших впадинах на голове змей находятся рецепторы, которые отвечают за распознавание тепла. Благодаря им, пресмыкающиеся могут с легкостью находить теплокровную добычу даже в полной темноте. Ползучий образ жизни также развил у них способность чувствовать вибрации гораздо тоньше, чем другие животные.

Рыбы обладают целым рядом специфических органов. Для дыхания многие из них используют жабры, для плавания плавники. У есть позволяющий находится на необходимой глубине, при этом не опускаясь на дно и не всплывая.

Органы человека

Человек в животной иерархии относится к классу Млекопитающих и отряду Приматов. Системы его органов такие же, как у всех позвоночных животных. А функции и строение тела во многом сходятся с млекопитающими. Наиболее близкими современному виду людей - Человеку разумному - являются Африканские шимпанзе и гориллы. С ними у нас не совпадает меньше 10% генов.

Все же по организационной структуре человек отличается и от обезьян. Например, один из главных наших органов - позвоночник, имеет изогнутую форму в виде буквы S, обладая прогибами в шее и пояснице. Тазовая кость более расширена, чем у наших «ближайших родственников», а руки и ноги более вытянутые.

Большой палец на руке человека полностью противопоставлен другим, а вот на ногах этот признак исчез. У обезьян он присутствует до сих пор. В результате прямохождения, в нашем теле отличается расположение некоторых мышц и сухожилий. Мозг значительно превосходит по размерам тот же орган у шимпанзе. А вот волос (это тоже органы) у нас стало меньше.

Заключение

Органы представляют часть слаженной структуры или системы. Каждый из них выполняет определенные задачи и функции. Термин используется в нескольких значениях. Может обозначать как орган управления в коммерческой, общественной или государственной системой, так и часть тела живого организма.

Сегодня без органов государственной власти не мыслима работа государственного аппарата нашей страны. Именно они являются центральным звеном, вокруг которого осуществляются полномочия. Давайте рассмотрим, какие органы государственной власти существуют.

Характеристики органов гос. власти

Органы государственной власти – это рычаги, через которые народ в соответствии с Конституцией РФ может осуществлять свои властные полномочия. Характеризуются органы государственной власти следующими чертами:

  • обладают государственно-властными полномочиями
  • создаются и работают в порядке, установленном государством
  • наделены государственными полномочиями по выполнению государственных функций Российской Федерации
  • являются одной из частей общей системы органов государственной власти России

Если рассматривать все государственные органы в совокупности, то можно отметить, что они составляют единую систему. В Конституции сказано, что эта система состоит из органов власти РФ и её субъектов. Именно такая единая система основывается на целостности России и единстве органов власти субъектов Федерации. Кроме того, единство системы проявляется в том, что предметы ведения, а также полномочия разграничены между органами гос. власти РФ и органами власти субъектов. Государственная власть в России в соответствии с Конституцией осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, а также судами РФ. Данные виды органов государственной власти образуют свою уникальную систему, которая, в свою очередь делится еще на несколько подсистем.

Согласно Конституции, Президент не является составной частью ни одной из ветвей власти. Он обеспечивает согласованность действий остальных органов власти и контролирует выполнение поставленных перед ними задач. Также он руководит работой Правительства и подписывает законодательные акты, имеющие главенствующее значение в масштабах страны.

Три ветви власти

Теперь давайте рассмотрим, какие органы государственной власти на сегодняшний день имеются в государстве. Прежде всего, органы законодательной власти – это Федеральное Собрание РФ, различные народные собрания, думы, законодательные собрания, областные собрания и другие народные органы, члены которых избираются путем всенародного голосования. Совокупность всех вышеуказанных региональных органов и представляет собой систему представительных органов нашей страны. Кроме того, органы законодательной власти можно разделить на региональные и федеральные.

Если же говорить об органах исполнительной власти, то к ним можно отнести Правительство РФ, а также органы исполнительной власти территориальных единиц, то есть субъектов Федерации. Виды органов государственной власти субъектов данной категории – это главы администраций и Президенты республик, губернаторы, правительства и различные государственные ведомства и комитеты. Именно они образуют единую целостную систему органной исполнительной власти РФ. Возглавляется она Правительством РФ. Основная характерная черта органов исполнительной власти – это то, что они создаются в приказном порядке руководителями – администрацией или Президентом соответствующей территориальной единицы. Деятельность органов исполнительной власти носит только распорядительный и исполнительный характер. Аналогично законодательным органам, органы исполнительной власти можно разделить на федеральные и региональные.

Что касается третьей ветви власти – судебной, то она состоит из Конституционного суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и судов субъектов. Все органы правосудия и составляют единую судебную систему страны. Особенностью данной категории власти является осуществление властных полномочий с помощью административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

Также существует и особая группа государственных органов власти, которая не входит ни в одну из ветвей власти – это Прокуратура. Согласно Конституции она состоит из централизованной системы, подчиняющейся Генеральному прокурору. Основной вид деятельности Прокуратуры – это надзор за исполнением законодательства РФ в сфере управления и государственной службы. Таким образом, мы рассмотрели, какие органы осуществляют государственную власть.

Органы власти субъектов

Так как Россия является Федеративным государством, то власть в ней делится не только по горизонтали, но и по вертикали. Аналогичные органы государственной власти существуют в каждом из субъектов РФ, но при этом они подчиняются вышестоящим инстанциям.

Предметы ведения, контролируемые федеральными органами власти и региональными, имеют строгое разграничение в Конституции РФ. Однако отдельным субъектам, согласно Основному закону, выделяют привилегированные полномочия. Кроме того, именно Конституция закрепляет то, что субъекты могут самостоятельно формировать собственные органы власти и законодательно закреплять определенные порядки.

Законодательные органы субъектов

Что касается законодательных органов власти, то в субъектах ими являются собрания, думы и т.д. Они обладают неограниченной законотворческой инициативой в пределах своего региона. Органами исполнительной власти субъекта являются Администрации и правительства, руководят которыми Президенты, губернаторы и главы Администраций. Первый заместитель губернатора очень часто является также и главой Правительства. Система исполнительной власти состоит из территориальных органов управления, которые создаются непосредственно главой Администрации.

В каждом субъекте РФ органы законодательной власти могут иметь разное название, но объединяет их всех то, что все члены законодательного собрания избираются путем голосования сроком на четыре года.

В судебной ветви органов государственной власти на региональном уровне можно выделить Краевые суды и областные суды, которые действуют в соответствии с региональным законодательством и не входят в систему судов Общей юрисдикции. Таким образом, мы рассмотрели, какие есть органы власти в региональном масштабе.

Предметы ведения

Предметы ведения региональных и Федеральных органов власти строго разграничены в Конституции РФ, однако существуют такие вопросы, которые составляют совместные предметы ведения. В таком случае региональный орган власти может на своё усмотрения выбирать способ регулирования того или иного вопроса.

Органы государственной власти – это основной механизм государственности России. В зависимости от того, какие органы власти существуют в государстве, и какую роль они играют в обществе, можно сказать, является ли государство правовым.

Министерство органов внутренних дел во многих государствах представляет собой одну из самых старых и наиболее устойчивых в реорганизационном плане структур. При этом оно входит в небольшую группу ведомств, составляющих правительственное ядро. Органы России существуют порядка двух веков. В СССР они именовались НКВД, после смены режима - МВД. Далее рассмотрим подробнее деятельность органов внутренних дел.

Общие сведения

Органы внутренних дел Российской Федерации относятся к исполнительной ветви власти. Они осуществляют различные функции. Деятельность органов внутренних дел направлена на выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, разработку программ в миграционной сфере.

Отличительные черты

Основной особенностью структуры является то, что подразделения, входящие в нее, кроме всего прочего выполняют и правоохранительную функцию. Эта отличительная черта непосредственно и прямо отражается на полномочиях, которыми наделена система органов внутренних дел. Эта особенность просматривается и в структуре аппарата, методах и формах реализации функций, и в прочих элементах ее

В любом своем виде правоохранительная деятельность считается публичной. Другими словами, исполнение задач осуществляется за пределами отрасли: на улице, рынках, площадях, других общественных местах. Это говорит о том, что система органов внутренних дел - внутренние войска, полиция и прочие подразделения - выполняют задачу не внутриотраслевого характера. Она сформирована не для координации самообеспечения безопасности и порядка, а чтобы способствовать установлению и сохранению правопорядка в обществе как в отношении граждан, так и организаций.

Несомненно, внутри самой отрасли стоят различные задачи по совершенствованию ее организации, финансированию, оснащению и прочему. От качества и быстроты решения этих проблем зависит эффективность функционирования структуры за пределами отрасли. Однако при всей значимости и важности внутриотраслевой организации наиболее приоритетными задачами являются те, которые подчинены основной функции правоохранительной сферы - безопасности и охране порядка в обществе.

Полномочия

Органы внутренних дел Российской Федерации формируют масштабную структуру и составляют целую отрасль госуправления. Вместе с этим их полномочия распространяются на государство и все общество в рамках части правоохранительной сферы, отведенной им. Это предназначение структуры определяют все главные стороны ее организационно-правового статуса, методы и формы реализации, компетенцию. В основные задачи отрасли входят:

  • Разработка и претворение в жизнь внутригосударственной и миграционной политики.
  • Управление подразделениями ВД РФ и внутренними войсками страны.
  • Обеспечение безопасности здоровья, жизни, свобод и прав населения государства, иностранных лиц, субъектов, не имеющих гражданства; противодействие преступности, сохранение общественной безопасности, охрана собственности и порядка.
  • Нормативно-правовое регулирование.
  • Обеспечение правовой и социальной защиты сотрудников ОВД, служащих во внутренних войсках, государственных гражданских должностных лиц МВД.

Работники органов внутренних дел, граждане, уволенные со службы в ОВД и из рядов войск, члены их семей имеют право на получение соответствующего обеспечения. В соответствии с действующим законом, данная задача возложена на МВД.

Направления

Из приведенных полномочий посредством норм административного права осуществляется реализация двух видов деятельности: управленческой и оперативно-розыскной. Первая считается самой обширной из всех существующих подотраслей. Работа в органах внутренних дел по данному направлению требует большого количества сотрудников. В связи с этим для исполнения административных задач привлекается основная часть служащих. Управленческая сфера МВД объединяет множество конкретных органов ВД и сотрудников. В рамках данной подотрасли осуществляется надзор за общественным порядком, административный контроль и прочее.

Подразделения

На основании поставленных задач и компетенции ОВД строится и структура отрасли. В настоящий момент в состав системы входят такие главные подразделения и управления, как:

  • Центральный аппарат МВД РФ.
  • Полиция.
  • Главный командный аппарат внутренних войск.
  • Следственный департамент.
  • Главное управление обеспечения охраны общественного правопорядка и координации взаимодействий с исполнительными в субъектах.
  • ГИБДД.
  • Главный аппарат структуры вневедомственной охраны.
  • Центральное управление по противодействию экстремизму.
  • Главный аппарат собственной безопасности.
  • Центральное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции.

Структурные различия

Из приведенного выше списка структур, формирующих отрасль, видно, что одни органы внутренних дел Российской Федерации имеют статус подразделения госуправления, например, отделы ВД. Другие же закреплены в качестве самостоятельных структурных элементов. Это означает, что их полномочия распространяются за пределы, собственно, структуры МВД. К таким подразделениям, например, относят ГИБДД.

Органы внутренних дел Российской Федерации и самостоятельные подразделения структуры реализуют данные им полномочия посредством своего аппарата. Он имеет определенное устройство. Центральное управление МВД включает в себя отделы и ведомства, которые сформированы в соответствии с принципом специализации исполнения тех или иных задач в пределах основных направлений.

Правовая основа

Главным нормативным актом, обеспечивающим регулирование деятельности системы МВД, выступает Конституция. Основные предписания содержатся также в актах Госдумы, распоряжениях и ФЗ, постановлениях Правительства. Юридическое обоснование деятельности осуществляется посредством норм и принципов мирового права, международных договоров, Положения о МВД. Порядок деятельности определяют также прочие приказы, инструкции, нормативные акты ведомства.

Функционирование структуры осуществляется на основе принципов соблюдения и уважения прав человека и гражданина, гуманизма, законности, гласности, тесного взаимодействия с органами госвласти и управления, населением, общественными объединениями, СМИ. Территориальные органы внутренних дел представлены областными (краевыми), районными, городскими управлениями и отделами.

Общие моменты организационно-правового положения

Функции между местной администрацией и МВД разделены в порядке формирования системы двойного подчинения - горизонтального и вертикального. Руководство аппарата управления сосредоточено главным образом на обеспечении материально-финансовых и организационных условий для эффективной реализации задач, возложенных на ОВД. В функции административной структуры входит также дача указаний и информирование о разнообразных мероприятиях (ярмарках, демонстрациях, митингах). Вышестоящие органы ВД решают вопросы по нормативному регулированию, совершенствованию методов и форм деятельности должностных лиц и подразделений в целом, обобщению опыта и так далее. Местные структуры выполняют преимущественно задачи по практическому предотвращению, пресечению неправомерных действий и обеспечению привлечения преступников к ответственности.

Особенности УВД субъектов

В краях (областях) управления ВД руководят нижестоящими органами в городах и районах. Они также реализуют отдельные правоохранительные задачи своими средствами и силами. В частности, они обеспечивают безопасность при проведении мероприятий краевого (областного) масштаба, осуществляют руководство полицейскими формированиями и так далее.

Городские и районные отделы представляют собой низовое звено системы МВД. Фактически они выполняют основной объем работы по обеспечению безопасности и охране правопорядка. Они имеют в своем распоряжении специализированные и квалифицированные силы полиции и прочих структур МВД. В сферу их деятельности входит практическое разрешение проблем паспортного режима, безопасности и охраны порядка на площадях, улицах и в прочих публичных местах. Должностные лица, занятые в этих подразделениях, достаточно много времени уделяют приему граждан, рассмотрению их жалоб и заявлений. Много времени ими отводится и объединению сил общественности по борьбе с преступлениями, контролю над деятельностью участковых инспекторов.

В структуре МВД присутствует два основных элемента, с помощью которых исполняются стоящие задачи и реализуются полномочия. К ним относят полицию и внутренние войска. В своем арсенале они имеют главным образом методы и средства административно-правового характера. Сами же эти подразделения относятся к правоохранительной структуре. Руководство и надзор за всеми нижестоящими элементами осуществляют Федеральные органы внутренних дел.

Полиция

Она представляет собой одну из важнейших частей системы ОВД. В качестве правовой основы функционирования полиции выступает Конституция страны, соответствующий ФЗ, международные договоры, постановления Президента и Правительства и прочие нормативные акты. Этот структурный элемент обеспечивает безопасность граждан и охрану порядка посредством патрулирования. В 2011 году была проведена реформа, в результате которой бывшая милиция была реорганизована в полицию.

В заключение

Общее руководство в области внутренних дел осуществляют Президент и Правительство страны. На структуру МВД возложены важнейшие задачи. От профессионализма сотрудников зависит безопасность на улицах, сохранность свобод и прав граждан. Органы ВД ведут активную борьбу с преступностью, обеспечивают защиту собственности.

Выступая в качестве основного, центрального звена, МВД страны реализует задачи по выработке и внедрению мер по защите населения, объектов (вне зависимости от их формы собственности) и проведению мероприятий по предотвращению и пресечению правонарушений административного, уголовного характера. Деятельность органов ВД включает в себя комплекс нескольких организационно-правовых форм: уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и административную.

В правоохранительной сфере в последние несколько лет произошли существенные изменения. В частности, была реорганизована милиция, внесены коррективы в законодательную базу. Так, было введено право задержанного совершить телефонный звонок, детализация процедур применения спецсредств и задержания, описание полномочий, которые имеют полицейские при проникновении в жилое помещение, и прочие предписания.

Похожие публикации