6 мая день георгия победоносца. Праздник Георгия Победоносца

В воскресенье, 6 мая, памятный день у православных христианин в память о колесовании великомученика Георгия.

День Святого Георгия либо «Гиоргоба», как его называют в Грузии, один с наиболее уважаемых церковных праздничных дней в государстве. Данное торжество особенно отмечается в Кашветской церкви имени Святого Георгия в центре Тбилиси, где по традиции службу проводит Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй.

6 мая день Святого Георгия Победоносца покровителя Москвы: история праздника

Святой Георгий появился на свет в Каппадокии в ІІІ столетии в семье состоятельных и благочестивых родителей.

Святой Георгий приобрел хорошее образование и, выделяясь физической силой, красотой и мужеством, в молодом возрасте пошел служить на воинскую службу.

За прекрасное понимание военного дела Георгий уже в 20 лет был назначен руководителем знаменитой когорты инвиктиоров (непреодолимых). Достигнув звания тысяченачальника, Святой Георгий приобрел признание и защиту правителя Диоклетиана.

И когда по распоряжению правителя начали уничтожать церкви до основания, сжигать святые книги и отнимать у христиан почтенные должности, Святой Георгий отдал бедным своей наследство, выпустил на свободу рабов и пришел в Сенат, где публично назвал Диоклетиана бессердечным и несправедливым.

Как пробовал правитель, который любил Георгия, убедить его не разрушать свою юность, славу и честь, и отказаться от веры в Христа, тот был непреклонен.

Тогда, подвергши великомученика множественным нечеловеческим пыткам и безжалостным истязаниям, Диоклетиан отдал приказ обезглавить Георгия. Святой, вытерпев все страдания и не отказавшись от религии, был казнен 23 апреля (6 мая по новому календарю) в 303 г.

6 мая день Святого Георгия Победоносца покровителя Москвы: легенды о чудесах Святого Георгия

В биографии Святого Георгия есть немало удивительных вещей, сделанных великомучеником. Более знакомое из них «чудо о змии».

В соответствии с преданием, в озере, недалеко от некоего города в Сирии, поселился большой змей, похожий на дракона, который пожирал людей и животных и отравлял воздух ядовитым дыханием. Все старания ликвидировать его кончались смертью людей.

Правитель города, население которого было язычниками, предложил будто бы по рекомендации богов, каждый день по жребию отдавать ему на поедание парня либо молодую женщину. При этом правитель заверял, что в случае если жребий падет на его дочь, то и она разделит участь других жертв.

Как-то раз жребий упал на дочь правителя той территории. Ее отвели к берегу водоема и привязали, где она в страхе начала ожидать появления змея.

Когда зверь стал приближаться к ней, неожиданно возник на белоснежном коне светлый парень, который копьем убил змея и выручил девушку. Данный парень был Святой Георгий, который подобным удивительным феноменом положил конец ликвидации парней и девушек в том государстве.

Разузнав об данном чуде, население государства, приняли православие. А на том месте, где святой убил змея, создали храм во имя великомученика Георгия, около каковой забил целительный источник.

Данный сюжет лег в основу икон, на которых Святой Георгий представлен сидящим на белоснежном коне и убивающим копьем змея.

6 мая день Святого Георгия Победоносца покровителя Москвы: Гиоргоба

В Москве День Святого Георгия, который считается покровителем государства, отмечают два раза: 6 мая - День усекновения главы Святого великомученика и 23 ноября - День колесования.

Согласно преданию, торжество было основано Святой Нино. Установлено, что она была родственницей Святого Георгия Победоносца, особенно почитала его и завещала уважать его государству, которое обратила в православие.

Святой Георгий считался покровителем управляющего дома Багратиони, на знаке которых размещалось изображение Святого. Данное имя носили повелители объединенной Грузии Георгий I (1014-1027), Георгий II (1072-1089), папа королевы Тамары Георгий III (1156-1184), при котором были начаты строительные работы монастырского скального комплекса Вардзиа и так далее.

6 мая день Святого Георгия Победоносца покровителя Москвы: празднование в разных странах мира

Святой Георгий Победоносец почитается как небесный благодетель в целом ряде государств. Уважение Георгия как Святого появилось в V столетие и приобрело обширную популяризацию в абсолютно всем христианском обществе. Особенно почитался в Востоке, где он считался благодетелем византийских царей.

Обычно его считают покровителем земледельцев, пастухов, бойцов и путешественников. Возможно, именно в связи с последним прецедентом данный святой крайне известен у цыган.

Православные в Болгарии, Сербии и Македонии просят его о послании дождя. Европейцы полагают, что мольбы, обращенные к данному Святому, оберегают сот инфекционных заболеваний и от ядовитых змей.

Уважение Святого Георгия на Руси приходит одновременно с принятием христианства. Один из сыновей святого князя Владимира Крестителя правитель Ярослав Мудрый, получивший в крещении имя Георгий, создал в честь своего небесного попечителя храм в Киеве.

Летописи указывают, что имя Георгий (Егор, Юрий) стало одним из более известных на Руси не только среди князей, но и среди простых людей.

На Руси было всенародное уважение Святого Георгия как змееборца, попечителя бойцов, земледельцев и скотоводов. С днем празднования памяти великомученика Георгия 23 апреля (6 мая) у фермеров совпадал первый выгон скота в поле, сопровождавшийся различными обычаями, в том числе лепили из теста, глины либо воска фигуры лошадок, коров и овец.

6 мая день Святого Георгия Победоносца покровителя Москвы: о чем просят на праздник

Святой оберегает абсолютно всех слабых и невинных, поэтому Георгию Победоносцу молятся на победу в каждой борьбе. Георгий благодетельствует бойцам и путешественникам, земледельцам и скотоводам.

Люди просят у него отличного урожая, защиты от зла и нечистой силы, успеха в ловле, об исцелении и о отличном приплоде скота.

Георгия Победоносца. Со времен Дмитрия Донского святой Георгий считается покровителем Москвы, что отражено с XIV-XV веков в московской геральдике. Почитаемый во многих странах, этот святой стал символом мужества и стойкости на многие века.

Житие святого Георгия

Жизнеописание святого Георгия начинается с того, что родился он в городе Бейруте, у подножья Ливанских гор, в семье благочестивой и богатой. Во время военной службы он смог выделиться среди других воинов своей силой, храбростью, умом, красотой и воинской осанкой. Довольно быстро пройдя по карьерой лестнице, он достиг звания тысяченачальника и стал приближенным императора Диоклетиана. Этот правитель был талантливым командиром, но страстным приверженцем римского язычества, в связи с чем отмечается в истории как один из самых жестоких и ярых гонителей христиан.

Святой великомученик Георгий

Однажды на суде Георгий услышал бесчеловечные и жестокие приговоры об истреблении христиан. Сострадание к этим невинным людям воспламенилось в нем. Предвидя страшные мучения, Георгий раздал все, что имел, беднякам, дал волю своим рабам и пришел на прием к Диоклетиану. Встав перед ним, Георгий объявил себя христианином и начал обличать императора в несправедливости и жестокости. После безрезультатных уговоров император отдал приказ подвергнуть своего тысяченачальника тем же мучениям, что и христиан. Мучители Георгия изощрялись в жестокости, придумывая новые и новые пытки, но он терпеливо переносил страдания и восхвалял Господа. В конце император приказал отрубить голову святому. Так мученик Георгий отошел к Господу в 303 году, в Никомидии, по новому стилю 6 мая. Праздник Георгия Победоносца с тех пор отмечается в этот день. Мощи святого были положены в храме города Лида, в Палестине. Его голова сохранилась в римском храме, также посвященном подвигу святого Георгия.

Георгий Победоносец

Георгий получил именование Победоносец за мужество, стойкость и духовную победу над своими истязателями, которые так и не смогли принудить его отречься от звания христианина, а также за чудесную помощь людям, находящимся в опасности. В праздник святого Георгия Победоносца вспоминаются его воинские подвиги. На иконах он изображен верхом на коне и убивающим копьем змея. Это изображение основывается на народных преданиях и посмертных чудесах святого Георгия. Суть преданий в том, что рядом с родным городом Георгия появился страшный зверь, пожирающий людей. Суеверные люди тех мест стали по жребию отдавать ему жертву, чтобы утолить его ярость. Однажды выбор пал на дочь правителя той области, ее привязали на берегу озера и оставили в ужасе ждать появления чудовища. Когда зверь вышел из воды и стал приближаться к оцепеневшей девице, вдруг возник между ними светлый муж на белом коне, убил змея и спас девушку. Такми чудесным явлением великомученик Георгий прекратил жертвенные убийства людей, обратил к христианству жителей той области, которые прежде были язычниками.

Почитание святого Георгия на Руси

Святой Георгий считается покровителем воинов. Его изображение на коне является символом победы над дьяволом, которого издавна называли «древним змием». Это изображение стало частью оно много лет отображается на монетах разных стран. Также вспоминают в праздник Георгия Победоносца историю, когда он оживил умершего единственного вола у бедного земледельца. Это и другие чудеса послужили поводом к поминанию его еще и как покровителя скотоводства и защитника от хищников.


До революции в православный праздник Георгия Победоносца русские деревенские жители всем составом шли в храмы на церковную службу. После крестного хода, молебна святому великомученику, окропления домов и домашних животных святой водой выгоняли скот в первый раз после долгой зимы на пастбища. Еще день, в который отмечают праздник Георгия Победоносца, в народе имеет название «Осенний Георгий», или «Юрьев день». До тех пор, пока не пришел к власти Борис Годунов, в этот день крепостные крестьяне имели право перейти к другому помещику.

Награды имени Святого Георгия

Неразрывно связан с именем святого один из символов победы и воинской славы - георгиевская лента, символизируюшая воинскую доблесть и отвагу. Сочетанию трех черных полосок, означающих дым, и двух оранжевых, символизирующих пламя, уже около 250 лет. Появление ленты непосредственно связано с появлением главной награды России - ордена Святого Георгия, учрежденного в 1769 году. Орден имел вид белого, покрытого эмалью креста. Эту награду мог получить за боевой подвиг не только офицер, но и простой солдат. «Святой Георгий» был четырех степеней, самой высшей из которых до революции владело всего 25 военачальников. Из них только один Михаил Кутузов был кавалером всех четырех степеней. В послереволюционное время орден был упразднен большевиками как царская награда, а лента, как символ доблести и отваги, сохранилась и использовалась в наградах Великой Отечественной войны. Восстановлен орден Святого Георгия был во всех четырех степенях в 2000 году и снова является самой высшей наградой в России. С 2005 года георгиевские ленточки стали раздавать перед днем Победы 9 мая всем желающим во всем мире как память о самой кровавой войне в истории отечества. Так у символа появилось еще одно значение - память о тех, кто жертвовал ради спасения родины самым ценным, что у него было, - своей жизнью.

Особое почитание Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после победы над чудью положил основание Юрьевскому храму недалеко от Новгорода. В 1036 году, победив печенегов, основал в Киеве монастырь св. Георгия. Во время освящения храма 26 ноября княжеским указом по всей Руси предписано ежегодно творить праздник Георгия Победоносца. Освящение Георгиевского храма является одним из самых первых древнерусских праздников.

Не менее чтится до сих пор и день гибели Святого Георгия - 6 мая. Многие видят символичность в том, что окончательный разгром фашистской Германии случился именно в день памяти Георгия Победоносца. Капитуляция 8 мая 1945 года была принята тоже Георгием - маршалом Жуковым, руководившим до этого многими победными битвами во время этой страшной войны.

Георгий-покровитель

Особо почитается святой Георгий во многих странах, например в Грузии, где даже название страны (Георгия) взято в его честь. По преданию, равноапостольная Нина, почитаемая в Грузии святая, приходится двоюродной сестрой описанного мужа-воина. Она особенно почитала Георгия, завещала христианам любить этого святого. С IX века происходило массовое строительство храмов в честь святого Георгия. Зафиксировано много свидетельств явления его в различных сражениях. Георгиевский крест изображен на грузинском флаге.

Святой Георгий также является почитаемым святым в Англии (еще с царствия короля Эдмунда III). Сам английский флаг выглядит как Георгиевский крест. Очень часто образ святого Георгия используется в классической английской литературе.

С особой радостью отмечают праздник - День Георгия Победоносца - в арабских странах. Имеется множество народных преданий о чудесах Георгия, одно из которых о сарацине, выстрелившем из лука в икону святого. Как только это произошло, у хулителя распухла рука, и он стал умирать от боли, но, по совету христианского священника, возжигал масло перед иконой Георгия и помазал распухшую руку маслом. Сразу после этого получил исцеление и уверовал во Христа, за что и предан был мучительной смерти от сослуживцев. Имени этого сарацина история не сохранила, но он изображен на местных иконах о змее как небольшая фигура с лампадой на коне позади Георгия.

В Грузии день Святого Георгия, который считается покровителем страны, отмечается дважды — 23 ноября и 6 мая. День Георгия Победоносца в Грузии имеет статус государственного праздника и объявлен нерабочим днем.

Житие

Святой Георгий родился в Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Отец его принял мученическую смерть за веру Христову, когда Георгий был еще ребенком.

Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии. Здесь молодой Георгий поступил на службу в римское войско.

Став взрослым, благодаря своей силе, храбрости, уму и особенной воинской стати, он дослужился до чина тысяченачальника, завоевав благосклонность самого императора Диоклетиана (284-305).

Однако зверства, с которыми Диоклетиан пытался возродить язычество, заставили Георгия раздать бедным свое имущество, отпустить рабов, объявить себя христианином и пойти на прямой конфликт с правителем, заявив о его несправедливости и страшной жестокости.

© photo: Sputnik / Eduard Pesov

Император изощренными пытками и мучениями пытался заставить Георгия отречься от Христа и принести языческое жертвоприношение, но святой только прославлял Господа и с огромным мужеством переносил все уготованные ему страдания.

После пыток Диоклетиан вновь призвал храброго юношу к себе и попытался убедить его отречься от христианства, а когда это не удалось, велел колесовать Георгия.

Мученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Во время этой страшной пытки юноша не издал ни одного стона. Сначала он громко славил Бога, потом тихо молился и, наконец, умолк. Это произошло 23 ноября по новому стилю.

© photo: Sputnik / Evgeny Biatov

Казнь

Решив, что Георгий погиб, император велел снять истерзанное тело с колеса, а сам пошел в храм Аполлона совершить жертвоприношение. Едва он удалился, как вокруг потемнело, грянул гром, воссиял ослепительный свет, и среди раскатов послышались слова: "Не бойся, Георгий, Я с тобою!"

У колеса появился Ангел Господень в виде светоносного юноши. Он возложил руку на мученика — и Георгий тотчас сошел с колеса исцеленный, славя и благодаря Бога.

Когда воины отвели Георгия к императору, тот, увидев его, едва мог поверить своим глазам, ожесточился еще более и приказал сбросить его в глубокую яму и засыпать известью. Георгий помолился, осенил себя крестным знамением и спокойно вошел в яму.

Через три дня его откопали и обнаружили живым и невредимым. Тогда мученика обули в раскаленные сапоги с гвоздями внутрь и с побоями погнали по улицам. В темнице он снова получил исцеление и назавтра пришел на допрос бодрый и здоровый.

Его предали новым истязаниям — секли воловьими жилами, но он все стерпел. Пытались отравить ядом, но яд на него не подействовал — святой по-прежнему обличал языческие суеверия и славил Иисуса Христа.

© photo: Sputnik / Максим Блинов

В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит все больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесет жертву языческим богам.

Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения изгнал оттуда бесов, обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову.

Георгий был утешен явлением Спасителя, Который ободрил его и обещал блага небесные. Пришедши на место казни, он спокойно и мужественно преклонил свою голову под меч. Это было в 303-ем году.

О месте захоронения Святого Великомученика Георгия Победоносца ходит много легенд. Столетиями многие ученые, археологи и историки спорят о том, где именно он похоронен.

Считается что, мощи святого Георгия Победоносца положили в палестинском городе Лидда, а глава его хранится в Риме.

© photo: Sputnik / A.Sverdlov

Подвиги

Из многих совершенных святым подвигов наиболее известен следующий. На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности.

Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали по жребию отдавать своих детей в жертву змею. Дошла очередь и до единственной дочери царя. Ее привели к озеру, и она в слезах ожидала своего смертного часа.

Неожиданно к ней подъехал святой Георгий на белом коне с копьем в руке. Увидев змея, он осенил себя крестом, устремился на чудовище и поразил его копьем в пасть.

После этого велел девушке связать змея своим поясом и вести в город. Там он убил чудовище, а жители сожгли его. За победу над змеем и за мужество в страдании святой Георгий стал называться Победоносцем.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Традиции

Всадник, поражающий змия, стал составной частью грузинского сознания и православной веры и запечатлен на государственном гербе страны.

По преданию, праздник был основан Святой Нино, христианской просветительницей Грузии. Она была родственницей Святого Георгия Победоносца, особо почитала его и завещала любить его стране, которую обратила в христианство.

Праздничные службы, посвященные Гиоргоба, проходят во всех действующих церквях страны. Этот праздник особо отмечается и в грузинских монастырях. Первый храм в честь святого Георгия был построен в Грузии царем Мирианом еще в 335 году.

В средние века в разных уголках страны во имя Святого Георгия было возведено 365 молелен, по числу дней в году. Почитание Святого Георгия, начатое на заре христианства, продолжается и поныне.

Photo: Courtesy of Besik Pipia

Храмы в честь Святого Георгия в Грузии построены не только в городах и селениях, но и на вершинах гор.

Георгий — самое популярное и распространенное имя в Грузии.

Приметы

Этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, что было очень важно для крестьян, так как от здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи.

Примета эта появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток святой Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола.

С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных.

Считалось, что какая погода будет в этот день, такая зима и будет. К этому дню было принято конопатить окна и погреба.

А перед путешествием обязательно служили молебен о благополучии на предстоящий путь.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

О чем просят

Святой защищает всех слабых и невинных, поэтому Георгию Победоносцу молятся на победу в любой борьбе. Он покровительствует воинам и путешественникам, земледельцам и скотоводам.

Люди просят у него хорошего урожая, защиты от зла и нечистой силы, удачи на охоте, об исцелении и о хорошем приплоде скота.

Молитва

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



На Руси всегда почитали христианских святых, однако вряд ли кого-то из них любили и уважали больше, чем Святого Георгия – Победоносца. Его считали покровителем земледельцев и скотоводов, а потом и воинов, и его изображение часто можно было увидеть на печатях и монетах. До сих пор на российской монете достоинством в одну копейку мы видим благородного рыцаря на коне, поражающего копьём змея, и рассказываем своим детям о Святом Георгии. Кстати, монета именно поэтому и называется «копейкой» - потому что на ней изображён отважный всадник-копьеносец.

О Святом Георгии написано много книг, но его настоящая история известна мало: она так обросла легендами и преданиями, что сегодня уже трудно отличить правду от вымысла. Несомненно одно – Георгий был настоящим героем, весьма достойным человеком и истинным христианином. Время его жизни пришлось на последнюю четверть III – начало IV века нашей эры. Он родился в Малой Азии, в Каппадокии, которая тогда была римской провинцией, и был воспитан в христианской вере. Его родители жили в городе, находившемся на месте современного Бейрута, и его отец погиб очень рано – Георгий был ещё мальчиком.

Когда Георгий вырос, то поступил в римскую армию, и проявил в сражениях такую храбрость и военную смекалку, что слава о нём быстро дошла до императора Диоклетиана, и он быстро продвинулся, получив звание старшего военачальника императорской стражи.

История помнит Диоклетиана, как талантливого и могущественного правителя, и империя при нём процветала, но он был язычником, и ярым гонителем христиан. При нём христиан жестоко истребляли, и Георгий не смог это терпеть: он открыто заявил императору о своей вере, хотя предвидел свой мученический конец.

Явившись в Сенат, он выступил с обвинением, называя императора несправедливым и жестоким, призвал всех обратиться в истинную веру, и заявил, что Истина – это Христос.

Оскорблённый Диоклетиан всё же попытался «образумить» дерзкого военачальника, и стал уговаривать его не губить свою молодую жизнь, обещая, что всё останется по-прежнему, если Георгий принесёт жертвы римским богам. На это молодой воин отвечал императору, что у него есть только одно желание – служить Христу, и ничто в этой жизни не заставит его отказаться от своего выбора.

После этого Диоклетиан приказал вытолкать Георгия из зала Сената копьями, и бросить в темницу, однако копья гнулись, как прутья, касаясь его тела, и не могли причинить ему вреда.


В темнице Георгия подвергли пыткам, но он только продолжал славить Христа, и тогда император приказал колесовать его. Георгий молился и призывал Господа, но потом умолк; его сняли с колеса, и внезапно вокруг стало темно, и все услышали голос, возвещавший: «Не бойся, Георгий, Я с тобою!», а потом увидели необычайно яркий свет, в котором появился ангел. Возложив свою руку на мученика, он сказал одно слово: «Радуйся!», и на глазах потрясённой стражи Георгий поднялся, и на его теле не было ни одной раны.

Когда его привели к императору, тот не поверил своим глазам, а множество римлян смотрели на Георгия с ужасом и изумлением, и уверовали в христианского Бога. Среди этих людей была и супруга самого Диоклетиана, а потом известный своей силой волхв Афанасий, которому было приказано отравить Георгия, или сделать его слабым и беспомощным.

В чашах, которые дал святому Афанасий, были яд и средство, отнимающее волю, однако ничего на него не подействовало, и на вопрос императора о том, в чём его сила, Георгий ответил, что его укрепляет и держит только вера в Христа. Тогда волхв, упав к ногам Георгия, признал христианскую веру и стал молить о прощении за все свои прегрешения, за что был тут же убит – Диоклетиан приказал отрубить ему голову.

К темнице, куда снова бросили Георгия, шли толпы людей, желающих исцелиться, и святой помогал им, избавляя от недугов и несчастий. Накануне казни Георгий молился всю ночь, и ему явился Христос: Он призвал молодого человека не бояться, и обещал, что они вместе будут царствовать в раю. В апрельский день 303 года н.э. Георгий был обезглавлен по приказу Диоклетиана, который в гневе приказал казнить и свою жену, уверовавшую во Христа.

Святой Георгий известен многими подвигами и чудесами, но самым великим, за который он и получил признание всего христианского мира, остаётся победа над огромным змеем - драконом, жившим в озере у Ливанского хребта, и державшим в страхе всю местность.

Жители должны были приносить ему в жертву своих детей, что они и делали, даже не помышляя об избавлении – настолько велик был их страх.

Когда жребий пал на царскую дочь, её тоже отправили к озеру; девушка горько рыдала, но не смела ослушаться. Вдруг она увидела Георгия, на коне и с копьём в руке, и стала просить его не рисковать ради неё, так как змей непобедим, однако воин, перекрестившись, бросился на змея и пронзил тому горло копьём, а конь святого наступил на чудовище копытом. После этого Георгий велел царевне связать змея поясом и отвести в город, что и было сделано.

Жители города пришли в ужас, и хотели бежать, но остановились, услышав слова Георгия: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Потом он убил змея, и жители города сожгли труп чудовища, и после этого все уверовали во Христа. В городе все приняли крещение, и построили церковь, посвятив её Богородице и Святому Георгию.


Таким образом, подвиг Георгия позволил людям не только спастись от страшного чудища, но и обратиться к христианской вере, поэтому он часто толковался так: змей – это язычество, а девица, царская дочь – христианская церковь.

В России при Екатерине Великой был учреждён орден Святого Георгия Победоносца – он являлся высшим военным орденом Российской империи, и имел девиз «За службу и храбрость». Этим орденом награждали всех – от маршала до солдата, и в разное время его получали такие известные полководцы, как Суворов и Кутузов, многие офицеры русской армии, а также солдаты, матросы и казаки.

Орденом Святого Георгия Победоносца награждали российских воинов до 1917 года, а в 2000 году он был восстановлен, снова став высшей военной наградой государства.

На Руси Святого Георгия всегда почитали особо, и началось это с Ярослава Мудрого. Под Новгородом он велел построить Юрьев храм, а в Киеве основал монастырь Святого Георгия. Он же приказал праздновать день Святого Георгия каждый год, по всей Руси, и этот праздник стал одним из первых, связанных с христианством и православием.

Случилось так, что день освящения храма в Киеве стал одним из самых любимых русским народом церковных праздников – Юрьевым днём, или «осенним Георгием». Именно в этот день, всего раз в году, крестьяне могли переходить от одного помещика к другому, однако в царствование Годунова их лишили этой возможности.

Известно, что основателя Москвы, князя Долгорукого, звали Юрием, как и первого Великого князя Московского - Юрия Даниловича, внука Александра Невского.

На Руси день Святого Георгия отмечался дважды в году: весной и в начале зимы – 6 мая и 9 декабря. И люди говорили, что у нас отмечается два Егория.

Что касается имени, то в славянских языках оно претерпело изменения: Гюргий, Юрий, Егорий – в простонародном варианте. В день памяти Святого Егория первый раз после зимы выгоняли скот в поле: великомученик считался покровителем стад, и вообще покровителем животных, в том числе и диких. В этот день в хозяйствах не работали на лошадях – им давали отдых.

Примечательно, что Святой Георгий почитается и мусульманами: они называют его Джуржис, и считают, что он совершал некоторые подвиги в той местности, где сегодня расположен Дагестан, и что там же находится его могила.

В нашей истории есть ещё один незабываемый человек с именем Георгий – это великий полководец и военачальник Жуков. Если подумать, то вовсе неудивительно, что человек с этим именем возглавил армию в самые тяжёлые и страшные для Отчизны годы, да и Великая Отечественная война закончилась, по сути, не 9 мая, а уже 6-го – как раз в день памяти Святого Георгия Победоносца – самого любимого из всех православных святых.

Гатаулина Галина
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 1

От святы́я ико́ны Твоея́,/ о Влады́чице Богоро́дице,/ исцеле́ния и цельбы́ подаю́тся оби́льно,/ с ве́рою и любо́вию приходя́щим к ней./ Та́ко и мою́ не́мощь посети́,/ и ду́шу мою́ поми́луй, Блага́я,// и те́ло исцели́ благода́тию Твое́ю, Пречи́стая.

Перевод: От святой иконы Твоей, о Владычица Богородица, излечения и лекарства в изобилии подаются всем с верой и любовью приходящим к ней. Также и мою болезнь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело излечи благодатью Твоей, Пречистая.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 1

Де́рзость ненави́дящих о́браз Госпо́день,/ и держа́ва нечести́вых безбо́жно в Нике́ю прии́де,/ и по́сланнии безчелове́чно вдови́цу,/ благоче́стно чту́щую ико́ну Богома́тере, истязу́ют,/ но та́я но́щию с сы́ном ико́ну в мо́ре пусти́, вопию́щи:/ сла́ва Тебе́, Чи́стая,/ я́ко непроходи́мое мо́ре плещи́ своя́ подаде́, // сла́ва правоше́ствию Твоему́, Еди́на Нетле́нная.

Перевод: Наглость ненавидящих образ Господа, власть нечестивых (иконоборческая ) безбожно наступила в Никее, и посланные бесчеловечно мучают вдову, почитающую икону Богоматери, но вдова с сыном ночью отпустили икону в море взывая: «Слава Тебе, Чистая, так как непроходимое море подставило Тебе (как) плечи (свои волны), слава прямому пути Твоему, Единственно Нетленная».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 8

А́ще и в мо́ре вве́ржена бысть свята́я ико́на Твоя́, Богоро́дице,/ от вдови́цы, не могу́щия спасти́ сию́ от враго́в,/ но яви́лася есть Храни́тельница Афо́на/ и Врата́рница оби́тели И́верския, враги́ устраша́ющая/ и в Правосла́вней Росси́йстей стране́// чту́щия Тя от всех бед и напа́стей избавля́ющая.

Перевод: Хотя и в море была погружена святая икона Твоя, Богородица, вдовой, которая не могла спасти икону от врагов, но была обретена и стала Хранительницей и Вратарницей обители Иверской, устрашающей врагов, и в Православной Российской стране, почитающих Тебя, от всех бед и несчастий избавляющая.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской», глас 4

Совозсия́ днесь Све́ту Воскресе́ния свет чи́стыя ико́ны Твоея́,/ обоя́ ве́село торжеству́юще вопие́м:// сохрани́ раб Твои́х благода́тию, Влады́чице.

Перевод: Сегодня воссиял вместе со Светом Воскресения свет почитаемой иконы Твоей, оба света с радостью празднуя, взываем: «Сохрани рабов Твоих , Владычица».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иверской»

О Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода, Цари́це Небесе́ и земли́! Вонми́ многоболе́зненному воздыха́нию душ на́ших, при́зри с высоты́ святы́я Твоея́ на нас, с ве́рою и любо́вию поклоня́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́. Се бо, грехми́ погружа́емии и скорбьми́ обурева́емии, взира́юще на Твой о́браз, я́ко живе́й Ти су́щей с на́ми, прино́сим смире́нная моле́ния на́ша. Не и́мамы бо ни ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о, Ма́ти, всех скорбя́щих и обремене́нных! Помози́ нам, не́мощным, утоли́ скорбь на́шу, наста́ви на путь пра́вый нас, заблужда́ющих, уврачу́й и спаси́ безнаде́жных, да́руй нам про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и тишине́ проводи́ти, пода́ждь христиа́нскую кончи́ну и на Стра́шнем Суде́ Сы́на Твоего́ яви́ся нам милосе́рдая Засту́пница, да всегда́ пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, я́ко благу́ю Засту́пницу ро́да христиа́нскаго, со все́ми угоди́вшими Бо́гу. Ами́нь.

Великомученику Георгию Победоносцу

Тропарь великомученику Георгию Победоносцу, глас 4

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вpач,/ правосла́вных побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́pгие,// моли́ Хpиста́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Пленников освободитель и нищих покровитель, немощных врач, христиан заступник, великомученик победоносец Георгий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь великомученику Георгию Победоносцу, глас 4

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́, страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою, и мучи́телей обличи́л еси́ нече́стие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́,/ те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды,// и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Перевод: Подвигом прекрасным ты, Христов, верой ты обличил беззаконие мучителей, принеся себя как жертву угодную Богу (), потому и получил венец победы, и молитвами твоими, святой, всем подаешь прегрешений прощение.

Тропарь великомученику Георгию, ради освящения храма его, глас 4

Днесь блажа́т тя ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́/ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й твой храм/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти мир и спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сегодня прославляют тебя все концы света, наполнившиеся Божественных чудес, и земля радуется, напитанная кровью твоей. Христиане же города Киева, радуются торжеству освящения Божественного храма твоего, страстотерпец Георгий, сосуд избранный Святого Духа, угодник Христов. Его же моли приходящим с верой и мольбой в святой твой храм дать очищение от грехов, умиротворить мир и спасти души наши.

Кондак великомученику Георгию Победоносцу, глас 4

Возде́лан от Бо́га показа́лся еси́ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́,/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́,// и моли́твами, свя́те, твои́ми все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Перевод: Возделанный Богом, ты явился земледельцем достойнейшим, снопы собрав себе; ибо посеяв со слезами, пожинаешь с радостью, сражавшись же до крови - Христа приобрел; и ходатайствами твоими, святой, всем подаешь согрешений прощение.

Ин кондак великомученику Георгию Победоносцу, глас 8

К возбра́нному и ско́рому заступле́нию твоему́ прибе́гше ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в, от собла́зн вра́жиих,/ воспева́ющим тя, и вся́ких бед и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.

Перевод: К быстрой военной обороне твоей прибегнув, верующие, молим избавиться, мученик Христов, от козней вражеских всем, воспевающим тебя, и от всяких бед и несчастий, да взываем: «Радуйся, мученик Георгий».

Кондак великомученику Георгию, ради освящения храма его, глас 2

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.

Перевод: Священного и венценосного великомученика Христова Георгия, захватившего трофей победы над врагом, прославим, собравшись с верой в память освящения храма, который благоволил создать во имя его Бог, Единственный во святых почивающий.

Молитва первая великомученику Георгию Победоносцу

Святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Гео́ргие! Со́браннии в хра́ме твое́м и пред ико́ною твое́ю свято́ю поклоня́ющиися лю́дие, мо́лим тя, изве́стный жела́ния на́шего хода́таю, моли́ с на́ми и о нас умоля́емаго от своего́ благоутро́бия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не оста́вит вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́ждная проше́ния, и да́рует стране́ на́шей побе́ду на сопроти́вныя; и па́ки, припа́дающе, мо́лим тя, святы́й победоно́сче: укрепи́ да́нною тебе́ благода́тию во бра́нех правосла́вное во́инство, разруши́ си́лы востаю́щих враго́в, да постыдя́тся и посра́мятся, и де́рзость их да сокруши́тся, и да уве́дят, я́ко мы име́ем Боже́ственную по́мощь, и всем, в ско́рби и обстоя́нии су́щим, многомо́щное яви́ свое́ заступле́ние. Умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да прославля́ем Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая великомученику Георгию Победоносцу

О, всехва́льный, святы́й великому́чениче и чудотво́рче Гео́ргие! При́зри на ны ско́рою твое́ю по́мощию, и умоли́ Человеколю́бца Бо́га, да не осу́дит нас, гре́шных, по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по вели́цей Свое́й ми́лости. Не пре́зри моле́ния на́шего, но испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ти́хое и богоуго́дное житие́, здра́вие же душе́вное и теле́сное, земли́ плодоро́дие, и во всем изоби́лие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам тобо́ю от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мени Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния, да пода́ст Он стране́ на́шей и всему боголюби́вому во́инству на супоста́ты одоле́ние и да укрепи́т непременя́емым ми́ром и благослове́нием. Изря́днее же да огради́т нас святы́х А́нгел Свои́х ополче́нием, во е́же изба́витися нам, по исхо́де на́шем из жития́ сего́, от ко́зней лука́ваго и тя́жких возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нным предста́ти Престо́лу Го́спода сла́вы. Услы́ши ны, страстоте́рпче Христо́в Гео́ргие, и моли́ за ны непреста́нно Триипоста́снаго Влады́ку всех Бо́га, да благода́тию Его́ и человеколю́бием, твое́ю же по́мощию и заступле́нием обря́щем ми́лость, со А́нгелы и Арха́нгелы и все́ми святы́ми одесну́ю Правосу́дного Судии́ ста́ти, и Того́ вы́ну сла́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Мученице Александре, царице Римской

Тропарь мученице Александре, царице Римской, глас 4

Ца́рства земна́го сла́ву презре́вши,/ Еди́наго Христа́, нас ра́ди распя́таго, возлюби́ла еси́/ и, Того́ му́жественне испове́дающи,/ венце́м му́ченическим увенча́лася еси́,/ всеблаже́нная цари́це Алекса́ндро./ Те́мже и ны́не Престо́лу Царя́ сла́вы на Небесе́х предстоя́щи,// моли́ся о спасе́нии душ на́ших.

Перевод: Отвергнув славу земного царства, ты возлюбила Единственного Христа, распятого ради нас, и Его мужественно исповедовав, увенчалась ты мученическим венцом, царица Алесандра. Потому и сейчас, предстоя Царя славы на Небесах, молись о спасении наших душ.

Кондак мученице Александре, царице Римской, глас 2

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше вси ве́рнии,/ велегла́сно вопие́м ти,/ му́ченице Алекса́ндро, великоимени́тая:// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Твой почитаемый всеми храм (), как лекарство для души обретя, все верующие громко станем взывать тебе, прославленная Александра: «Не переставая моли Христа Бога обо всех нас».

Недели о самаряныне

Тропарь Недели о самаряныне, глас 4

Све́тлую воскpесе́ния пpо́поведь/ от А́нгела уве́девша Госпо́дни учени́цы/ и пpа́деднее осужде́ние отве́pгша,/ апо́столом хва́лящася глаго́лаху:/ испpове́pжеся смеpть,/ воскpе́се Хpисто́с Бог,// да́pуяй ми́pови ве́лию ми́лость.

Кондак Недели о самаряныне, глас 8

Ве́рою прише́дшая на кла́дязь самаряны́ня,/ ви́дя Тя прему́дрости во́ду,/ е́юже напои́шася оби́льно,// Ца́рствие вы́шнее насле́дова ве́чно, я́ко присносла́вная.

Сограждане самарянки, после того как Спаситель пробыл у них два дня, говорили ей: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» () .

И у всех так бывает. Сначала внешним словом призываются ко Господу или, как у нас теперь, путем рождения, а потом, когда вкусят делом, что есть жизнь в Господе, уже не по внешнему принадлежанию к обществу христианскому держатся Господа, а по внутреннему с ним сочетанию. Это и надобно всем рождающимся в обществах христианских поставить себе законом, то есть не ограничиваться одним внешним принадлежанием к Господу, но озаботиться внутренне сочетаться с Ним, чтобы потом постоянно уже носить свидетельство в себе того, что они стоят во истине. Что же для этого нужно? Надо воплотить в себе истину Христову. Истина же Христова - восстановление падшего.

Итак, отложи ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, и облекись в нового, созданного по Богу в правде и преподобии истины, и будешь сам в себе ведать, что Господь есть воистину Спас не миру только, но собственно и тебе.

Притча дня

Одному святителю задали три вопроса:

Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?

Он так на них ответил:

Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни - величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.

Забота о спасении души - величайшая забота, достойная человека. Потому что душа - величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.

Ожидание смерти - величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру.

Проповедь дня

Похожие публикации