Страх потерять контроль над собой: чем он полезен и вреден? Если вы боитесь потерять контроль над собой

Детская школа программирования «Алгоритмика» в рекордные сроки превратилась из скромного начинания четырех предпринимателей в международную сеть, раскинувшуюся на 7 стран. Число посетителей ее курсов за два года выросло с нескольких десятков до десятков тысяч, а количество точек присутствия перевалило за полсотни (они действуют более чем в 60 городах). Выручка компании за 2017 год составила 140 млн рублей, операционная прибыль (по расчетам Inc.) - около 35 млн рублей. Основатели «Алгоритмики» Андрей Лобанов, Михаил Лебедев, Ренат Асадов и Андрей Чернышев рассказали Inc., как удерживают клиентов с помощью больших данных, зачем отправляют к франчайзи «тайных посетителей» и благодаря чему перевыполнили план по франшизам в три раза.

Школы программирования «Алгоритмика» захватили российский рынок быстро и практически бесшумно: всего за два года они увеличили штат с 5 до 80 сотрудников, а число учеников увеличилось с 50 при запуске первой «Алгоритмики» в Москве до нескольких десятков тысяч в школах в России и еще 6 странах сегодня. Чтобы справиться с челленджами (они неизбежно возникают при столь быстром росте), основатели стартапа постарались автоматизировать все что только можно - найм преподавателей, поиск партнеров по франчайзингу и контроль качества работы школ.

«Алгоритмику» создал в 2016 году бывший консультант McKinsey

Андрей Лобанов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Андрей Лобанов. К тому моменту у него уже был успешный собственный бизнес – образовательный проект «Синхронизация», где слушателям предлагают лекции о науке и искусстве (компания прибыльна и работает до сих пор).

Мне всегда хотелось сделать большую историю, а «Синхронизация» с лекциями не могла стать глобальной. Я стал думать о самых востребованных профессиях 21 века, быстро дошел до идеи создать школу программирования и начал всем о ней рассказывать - по реакции понял, что попал в точку, - вспоминает Андрей Лобанов.

На роль руководителя продукта Лобанов позвал своего знакомого Михаила Лебедева, а тот, в свою очередь, привел на должность технического директора своего школьного друга Андрея Чернышева. Позже к партнерам присоединился финансовый директор Ренат Асадов.

В проект Лобанов вложил 3 млн рублей из собственных накоплений. Дальнейшие инвестиции стартап привлекал уже в процессе работы - три бизнес-ангела (по данным Контур.Фокус, ими стали инвестор Михаил Цыферов, консультант McKinsey Семен Яковлев и предприниматель Руст Илгар) вложили в компанию 15 млн рублей. Деньги пошли на разработку образовательного контента, маркетинг и создание IT-системы – привлекали дизайнеров, использовали помощь других разработчиков, покупали сервера. Первые курсы основатели вели сами - все, кроме Чернышева (у технического директора и так было полно забот с разработкой).

Систему разработали всего за полтора месяца - все это время предприниматели буквально жили на работе. Параллельно они арендовали три площадки для проведения курсов в Москве - на Чеховской, Юго-Западной и в ДК «ЗИЛ». Чтобы привлечь учеников, постили объявления на своих страницах в Facebook – так пришло порядка 10 детей знакомых знакомых.

В результате к сентябрю на каждой площадке запустили по две группы (в каждой – по 10 человек). А уже спустя пару месяцев наняли первых двух преподавателей со стороны. По словам Лобанова, группы стали самоокупаемыми с самого начала - «родители платят за занятия, мы из этих денег платим преподавателям и площадке».

«Алгоритмика» появилась в нужное время и попала в тренд: программирование стало пользоваться огромным спросом среди школьников и их родителей, и желающих учиться было хоть отбавляй. Кроме того, школа с самого начала старалась предлагать познавательный контент, который пересекался бы с другими уроками (географией, физикой, биологией), и отслеживать с помощью IT-системы, насколько школьники вовлечены в процесс. Неудивительно, что уже спустя полгода после запуска «Алгоритмики» появились первые желающие купить франшизу – предприниматели из Калуги и Саратова обратились к партнерам еще до того, как они разработали франчайзинговое предложение.

С этого момента начался бурный рост компании - уже за первый учебный год (2016-17) число ее учеников выросло в 30 раз. Перед основателями «Алгоритмики» встала задача реорганизовать бизнес-процессы, а именно – наладить контроль за работой школ в регионах и автоматизировать процесс отбора педагогов и франчайзи. Предстояло также перестроить работу отделов и процесс коммуникации так, чтобы сохранить мотивацию команды и не потерять связь с тем, что происходит на всех уровнях компании.

Автоматизировали отбор преподавателей - увеличили число педагогов до 400 человек

В образовательном процессе минимум 50% зависит от педагога. Поэтому мы уделяем много внимания отбору преподавателей. Сначала интервьюируем кандидатов вживую или по скайпу (в регионах), затем – проводим тестовое занятие с группой детей или смотрим видеозаписи с тестовых уроков. Нам не важно наличие диплома педагога, главное – чтобы человек умел и хотел работать с детьми, был ориентирован на мотивацию ребенка. Сейчас мы принимаем на работу одного из 10 кандидатов, а в регионах и того меньше: проходит в среднем одна из 7,5 заявок.

Первых преподавателей нам советовали друзья и коллеги. Когда компания стала расти, мы стали выстраивать каналы лидогенерации для поиска педагогов. Сейчас размещаем вакансии на HeadHunter и в сообществах студентов и преподавателей. Но по-прежнему привлекаем и знакомых с опытом работы в образовании – пишем им в личку в соцсетях.

Год назад мы поняли: если мы сами будем с каждым кандидатом проводить живое интервью – просто не вырастем. Построили операционный отдел и наняли людей для отбора педагогов. Всех кандидатов на входе проверяют по созданным нами моделям и четким стандартам. Собеседования с педагогами наши сотрудники проводят по инструкциям – они знают, на что обращать внимание и как оценить навыки коммуникации по результатам тестового задания. Все это упростило процесс найма и помогло его автоматизировать - теперь мы можем быть уверены, что свеженанятые преподаватели не снизят планку качества. В


Михаил Лебедев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

результате к маю 2018 года мы увеличили число преподавателей в системе почти до 400 человек.

Когда преподавателей стало много, мы создали для них специальный курс по обучению работе с нашим продуктом . Это позволило тратить меньше усилий на адаптацию каждого конкретного педагога и обрести уверенность, что все они хорошо владеют материалом. Мы также добавили коучинг и стали собирать различные метрики работы преподавателей – чтобы контролировать качество преподавания.

Человеческий фактор мы потихоньку исключаем из процесса отбора преподавателей. Наша задача - автоматизировать процесс настолько, чтобы при необходимости за короткое время нанять тысячи преподавателей.

«Алгоритмика» в цифрах

~35

млн рублей - операционная прибыль за 2017–18 учебный и финансовый год

18

млн рублей - общая сумма начальных инвестиций

140

МЛН рублей - выручка за 2017-18 учебный и финансовый год

60

городов, в которых есть школы «Алгоритмика»

80

сотрудников работает в компании

>400

преподавателей в системе

Выстроили коммуникацию с отделами – сохранили контроль над бизнес-процессами

Когда бизнес растет – велик риск потерять связь с тем, что происходит в компании. Чтобы этого избежать, мы каждую неделю проводим встречи всего коллектива. Руководители направлений рассказывают, что у них произошло и над чем они работают в ближайшее время.

Из рабочих инструментов мы с самого начала используем Excel и Asana. Последнее особенно эффективно для компаний, в которых работают десятки людей. Планирование позволило нам вырасти до 60+ человек, но сохранить хорошую коммуникацию и не потерять контроль над бизнес-процессами.

Когда работаешь напрямую с человеком – знаешь как ему ставить задачу, исходя из его компетенций, сильных и слабых сторон. А когда у тебя есть отделы и руководители направлений - повлиять на конкретный результат гораздо сложнее. Нам пришлось по-другому выстраивать процесс контролирования и фидбека - делегировать максимум задач главам отделов (чтобы они разбирались, кому что поручить, и отвечали за конечный результат).

Когда нас было 10 человек – мы мыслили короткими горизонтами . Когда команда выросла в 4 раза, пришлось расписывать план работы на полгода вперед. Мы выстроили коммуникацию с отделами на уровне среднесрочных целей: руководители ставят сотрудникам целые блоки задач. Планируем в Excel на месяц (иногда – на три месяца), главное – чтобы отдел ориентировался на результат. И в конце месяца «трекаем» – насколько команда приблизилась к цели, что получилось, а что нет. Со временем накапливается статистика: какие направления движутся, а какие нет - это позволяет нам чувствовать пульс компании в каждый момент.

Проработали систему подключения новых партнеров – перевыполнили план по франшизам

Для привлечения партнеров мы запустили отдельную воронку. Мы искали франчайзи на конференциях и онлайн, таргетировали рекламу на бизнесменов из городов, где еще нет «Алгоритмики». Это позволило сократить временные затраты на поиск адекватных и заинтересованных партнеров. Стоимость привлечения одного франчайзи у нас оказалась примерно в 5 раз меньше, чем планировали.

Надо предлагать франчайзи максимально продуманный продукт - от этого зависит, насколько успешный бизнес он выстроит. Поэтому мы полностью проработали систему подключения новых партнеров к «Алгоритмике» - расписали им полный календарь действий (например, на этой неделе нанимает администратора, а на следующей – проводит собеседования с педагогами). Мы ведем бизнесмена за ручку по всем этапам - и с каждым новым партнером оттачивали эту систему. В результате мы перевыполнили собственный план по франшизам на прошлый год - вместо 10 открыли почти 40 (а в этом году планируем довести это число до 100).

Франчайзи обычно задают одни и те же вопросы. Чтобы упростить коммуникацию с ними, мы составили список действий по запуску школы, проводим вебинары по маркетингу, поиску педагогов и т. д. Каждую неделю созваниваемся с партнерами по франшизе и снимаем с них весь фидбек.

В регионах многое работает не так как в Москве. Например, если в столице библиотеки и школы могут пускать к себе наших учеников, то в провинции все запуганы и никогда в жизни не свяжутся с частной компанией.

К своим франчайзи мы направляем


Ренат Асадов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

«тайных посетителей» - они приходят на занятия и общаются с учениками и преподавателями. Так мы контролируем качество работы людей, которые от нас не зависят. Кроме того, наша IT-система снимает все возможные метрики – так мы можем отслеживать образовательные результаты детей (и в случае чего – быстро вмешаться и скорректировать результат).

В регионах маркетинг делать не умеют от слова «совсем». Поэтому мы взяли эту задачу на себя: помогаем партнерам таргетировать рекламу и распределять бюджет на разные направления. Таким образом франчайзи не тратят время на поиск поставщиков этих услуг (и снижают риски нанять некомпетентных людей), а могут сфокусироваться на качестве образовательного процесса и развитии бизнеса.

Научить партнеров работе с диджитал-рекламой было сложно. Они делали много ошибок или поручали продвижение столь же некомпетентному региональному агентству. Смотришь - а он бомбит рекламой по всему рынку или вообще настроил ее на другой город! Мы сначала пробовали делать коучинг-сессии, но потом решили продавать партнерам собственные услуги по продвижению. Тем самым решили сразу две проблемы - сняли ряд вопросов у франчайзи и нашли себе новый канал заработка.

Рынок школ программирования

Программирование стало популярным предметом обучения для детей: только в Москве за последние несколько лет открылось более 10 специализированных школ.

Самые крупные школы программирования

«Алгоритмика»

60 городов

«КодКласс»

1 город (45 школ)

25 городов

«Кодабра»

5 городов

Помимо отдельных частных организаций, курсы программирования часто запускают крупные IT-компании - например, подобные проекты есть у «1С», «Яндекса» и Мытищинской школы программистов («Московская школа программистов»). Собственную IT-школу развивает и Samsung.

Программированию обучают детей с 5-летнего возраста. Курсы длятся в среднем от 2 месяцев.

Поучаствовали в школьной акции - получили 4 млн заходов на сайт

Первых клиентов мы привлекали в буквальном смысле вручную. Постили объявления на своих страницах в соцсетях, сделали лендинг про курсы обучения программированию, ездили по школам и проводили презентации на выставках. Но самой эффективной оказалась таргетированная реклама в Facebook и «ВКонтакте» – благодаря ей пришло порядка 70-80% клиентов (остальные были детьми знакомых и знакомых знакомых).


Андрей Чернышев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

стали задействовать и другие соцсети, добавили контекстную рекламу и баннеры, партнерские программы, оффлайн-продвижение (присутствуем на ивентах, где появляются родители с детьми). Сейчас активно развиваем контент-маркетинг - работаем с блогерами, ведем тематические e-mail-рассылки. Но лучше всего у нас работают таргетинг и реферальные программы (за рекомендацию нас друзьям клиент получает скидку). На все уходит 3-4 млн рублей в месяц.

Мы удерживаем клиентов с помощью больших данных. Наша IT-система измеряет ряд параметров: например, родителю важно увидеть, сколько задач его ребенок решил, и оценить его успеваемость. Кроме того, измеряем увлеченность ребенка (например, отслеживаем, заходил ли он в систему из дома) и делаем выводы – интересно ли ему учиться, насколько хорошо сработал педагог. На этой основе можем подстраиваться под детей и делать программу все более персонализированной. И тогда они остаются с нами надолго.

Уменьшить отток клиентов нам помогли обычные звонки родителям. Отдел продаж интересуется причинами, по которым дети пропускают занятия – как правило, это уменьшает шансы на то, что ребенок просто забросит учебу.

Заключили контракт с Азербайджаном – увеличили общую выручку до 140 млн рублей

Мы с самого начала искали возможности для внедрения наших уроков в обычных школах. В конце концов весной 2017-го через общих знакомых удалось выйти на министра образования Азербайджана. На переговорах в Баку мы рассказали, что помогаем детям встраиваться в цифровую эпоху. Министру понравилось, и уже зимой 2017 года к нам подключилось 45 школ. По результатам пилота мы подписали трехлетний контракт на разработку и внедрение программы цифровых навыков для детей с 1 по 11 класс.

Убедить власти Азербайджана нам помогли горящие глаза и системный подход. Помимо IT, мы пообещали развивать еще и дополнительные навыки - под зонтиком программирования «пробрасывать мостики» в другие предметы. Например, один из сюжетов наших уроков - программы для робота на Марсе. Заодно мы объясняем, зачем там нужен кислород и как его производить - это пересекается с физикой, биологией и другими предметами.

IT-сфера в Азербайджане только начинала развиваться - а на такие рынки проще заходить. Рынок там большой, спрос есть - тем более, у нас с постсоветскими странам один язык и культура. Благодаря совокупности этих факторов мы получили мощное новое направление для бизнеса - к концу учебного (2018) года, вместе с ростом франшизы, это позволило нам увеличить общую выручку компании до 140 млн рублей.

Наиболее частое проявление навязчивого состояния, являющегося следствием проявления тревожного расстройства – или потерять над собой контроль. Чаще всего они проявляются в виде страха нанести вред кому-то или самому себе, страха потерять контроль и начать делать какие-то глупые вещи, и вообще . Соответственно, большинство людей, которые подверженных этим фобиям, верят, что они могут сойти с ума. Страх побуждает их совершать определенные действия, которые удерживают их в их же проблеме. Поэтому важно поговорить об этой проблеме подробнее, затронуть причины ее возникновения. Выяснить, почему это состояние удерживается, и что нужно делать, чтобы от него избавиться.

Страхи сойти с ума или потерять над собой контроль: как с ними бороться?

Как известно, в целом причиной навязчивого состояния является повышенный уровень тревожности, к которому приводит искаженное мировоззрение человека, его особенности мировосприятия. И в определенные моменты у человека возникают мысли, которые его пугают. Причем, эти мысли могут быть разного характера. Например, связанные с богом: человека преследуют какие-то богохульные мысли, и он начинает пугаться того, что он так думает. Или, к примеру, появляется мысль, что у него есть острый предмет, которым он может нанести вред себе или другому человеку. Эти мысли пугают человека, заставляя считать себя сумасшедшим или маньяком – так возникает .

Из-за страха совершить какое-то неконтролируемое действие, поступок, человек начинает прятать ножи и другие острые предметы. Старается не допускать ситуаций, в которых он может воспользоваться ими как оружием. При этом человек уверен, что таким образом он контролирует себя, свои действия. Ему кажется, что именно этот контроль удерживает его от нанесения вреда себе или кому-то, и именно он гасит . Огромная ошибка заключается в том, что любая попытка сопротивляться навязчивой мысли только усиливает ее, усугубляя состояние тревожности.

Два важных факта, помогающих убрать или потерять контроль

  1. Человек, который действительно сходит с ума, этого не осознает. Это достоверный, научно доказанный факт. А человек, которого одолевает , относится к этому осознанно. Он понимает то, о чем думает и воспринимает свои мысли адекватно. Это говорит о том, что не имеет под собой реальной почвы – просто таким образом проявляется его тревога.
  2. Контролирование тревожных мыслей, стремление не допускать их в свою голову на самом деле ухудшают состояние. Чем больше человек сопротивляется, чем чаще старается не думать тревожащих его мыслях – тем больше он тратит своей энергии, своего внимания и тем сильнее разрастается страх сойти с ума . Чем больше ограничивающих действий человек внедряет в свою жизнь – куда-то не пойти, спрятать ножи, не подходить к балкону, не думать об этом и т.п. – все это только усиливает , постоянно подкрепляя его. Если человек совершает какие-то действия для того, чтобы не чувствовать тревогу – то его мозг это воспринимает так, будто опасность действительно существует. Поэтому он усиливает свой защитный механизм. И все эти ограничивающие действия лишь усугубляют тревожное состояние, и возрастает.

Поэтому одним из лучших упражнений в практике навязчивого мышления является разрешение мыслям этим быть, осознание того, что мысли не являются самим человеком, он просто себя отождествил с ними. Ведь, животные, например, не мыслят. Это первое. Во-вторых, помимо того, что человек мыслит, он еще может осознавать свои мысли. Здесь важно понять, что есть человек, а есть его мысли, за которыми он может просто наблюдать, но при этом не отождествляться с ними.

Как избавиться от страха сойти с ума и потерять контроль?

Главное правило – нужно докручивать до конца сценарий своего страха сойти с ума , как бы человек его ни боялся. От таких мыслей можно избавиться как раз тем, чтобы разрешать им быть. Окончательно понять, что человек не совершит пугающих его поступков, он сможет лишь, опираясь на то, что это просто навязчивые мысли, следствие тревоги. Понижая тревожность (а тревожность начнет понижаться, когда человек перестанет бороться с этими мыслями), он будет впускать их в свою жизнь, начнет проигрывать эти пугающие сценарии. И, в конечном счете, у него пройдет, и останется лишь один страх – страх позора.

Если, например, человек начнет проигрывать свою картину страха до конца (например, картину суицида), то он увидит, что у него в итоге останется страх позора. Страх, что другие будут думать: он был таким нормальным человеком, и что-то с собой сделал. Тут уже абсурд в том, что если человека не станет, какая разница, что о нем будут думать?

Необходимо работать над тем, чтобы перестать бороться с этими мыслями, и тогда они постепенно перестают влиять на человека. И еще один важный момент: по статистике, которую наблюдает психотерапия, можно заметить, что люди, страдающие навязчивыми состояниями в виде страха потерять контроль и страхом сойти с ума – это люди, которые хотят не сойти с ума, а стать свободными.

Как говорил Фрейд: «за страхом маячит желание».

Если посмотреть на людей, подверженных страху сойти с ума , то можно заметить, что большую часть своей жизни они посвящали тому, чтобы стремиться соответствовать ожиданиям других людей. Они надевали маски, не проявляли истинных эмоций, не всегда говорили то, что хотели сказать, сдерживали эмоции. Это все, по сути, страх получить неодобрение. Люди создали определенный образ себя, и решили, что им этот образ необходимо удерживать.

Естественно, они практически постоянно находятся в тревожности, потому что у них есть страх разоблачения, страх, что люди узнают, какие они на самом деле, а не те, которых пытаются удержать в своем представлении. Соответственно, у них присутствует тревога, которая на протяжении жизни возрастает. Возрастает она и в связи с определенными жизненными обстоятельствами. Естественно, это проявляется в виде навязчивых состояний. По сути, через них организм, подсознание человека кричит: «друг, начни жить своей жизнью, начни жить нормально, стань собой!».

Поэтому для того чтобы избавиться от страха сойти с ума и потерять над собой контроль, необходимо начать делать следующее:

Снижать тревожность, убирать действия, которые человек совершает для того, чтобы не было этих мыслей;

Работать над мировоззрением, над самооценкой. Начать, по сути, становиться собой. Убирать ожидания, долженствования, и прочее.

И постепенно человек увидит, что все эти навязчивые мысли будут уходить, его мозг будет успокаиваться, а исчезнет. Но все это происходит постепенно.

Подводя итог, скажем, что существует очень много разных видов навязчивых мыслей. У кого-то, например, они связаны с гомофобией, у кого-то с Богом. Тут важно понять, что если у человека возникает какая-то мысль, и он не хочет о ней думать, – то он начинает сопротивляться. И вот это сопротивление, борьба с ней и рождает у него замкнутый цикл навязчивых страхов сойти с ума или потери контроля, который только раскручивается и растет.

В психологии и психиатрии выделяют множество различных фобий. Некоторые из них распространенные, такие как страх высоты, темноты, пауков, змей и т. п. Но есть фобии, которые встречаются редко и могут негативно отразиться на психике человека, сильно усложнив ему жизнь. Одной из таких фобий является страх сойти с ума, по-научному дементофобия.

Дементофобия - страх сойти с ума

Определение понятия

Термин «дементофобия» используется для обозначения страха безумия. Он происходит от греческих слов Dementos и Phobos, которые переводятся как «безумие» и «страх». В психиатрии боязнь сумасшествия по-другому также называется лиссофобией.

Человек, имеющий дементофобию, испытывает чрезвычайную тревогу или панику, когда он сталкивается с мыслью о том, что может сойти с ума или когда видит сцену с изображением безумного человека. Чрезмерный страх этого типа может повлиять на повседневную жизнь. Часто страх сойти с ума не позволяет человеку покинуть свой дом или поддерживать контакты со своими родными. Это связано с тем, что он боится причинить вред близким людям, считая себя склонным к сумасшествию. Большинство страдающих этой фобией социально изолированы и сильно подавлены.

Причины появления

В большинстве случаев наиболее вероятной причиной появления страха сойти с ума является наличие этого заболевания у кровных родственников. Общество очень жестоко относится к людям, страдающим психическими расстройствами, такими как шизофрения, маниакальная депрессия и т. д. В ХIX и XX веках единственным решением проблемы безумия было поместить пациента в психлечебницу, где больные были пристегнуты к кровати и подвергались лечению с помощью электрического тока. У человека, который был свидетелем такой жестокости к члену семьи или другу или читал об этом в средствах массовой информации, видел в фильмах или новостных сообщениях, развивался страх сойти с ума, чтобы не попасть в подобную лечебницу. Травматическое событие в детстве, такое как убийство, жестокое обращение или изнасилование и т. д., также могут привести к боязни сумасшествия.

У многих известных талантливых людей были психические расстройства. Их жизненный опыт также может усугубить страх перед безумием. Слава, талант и богатство в итоге приводят к безумию. Размышления над подобными фактами вызывают депрессию, которая может стать причиной появления дементофобии.

Стрессовые ситуации усугубляют излишние мысли о сумасшествии и могут превратиться в страх перед безумием. Фобия полагает, что безумие может вызывать ненормальное поведение, панические атаки, полную потерю контроля над собой, может заставить человека говорить странные вещи и т. д. Это может привести к высмеиванию или презрению со стороны общества. Стереотипы, такие как «все психически больные люди жестокие, опасные и т. д.», могут заставить избегать всех категорий психически больных людей. Эти стереотипы в некоторой степени оправданы: были случаи, когда шизофреники якобы контролировались демоническими силами или голосами в голове, которые просили их сделать определенные насильственные акты.

Марк Чепмен, убийца Джона Леннона, утверждал, что его попросили «высшие силы» совершить жестокий акт. После этого убийства число случаев появления дементофобии возросло. Это также привело к заблуждениям и стигматизации психических заболеваний.

Сегодня современные лекарства могут помочь предотвратить безумие и его симптомы, хотя их нужно принимать регулярно и часто всю жизнь. Фильмы, изображающие насильственные преступления, совершаемые пациентами после лечения от данной фобии, могут усилить заболевание.

Стресс как причина

Причина, по которой вы чувствуете, что перестаете владеть собой, что теряете свою личность - это постоянный стресс.

Навязчивые чувства появляются внезапно и надолго сохраняются, может показаться, что это вызвано проблемой физического или психического здоровья. Если вы ощущаете беспокойство, вы можете неверно истолковать этот симптом, полагая, что с вашим разумом что-то не так. Это может вызвать стрессовую реакцию высокой степени, которая усугубит проблему. Страх сойти с ума - это общий катализатор панической атаки, фобия и изменения реакции организма влияют друг на друга.

Стоит отметить, что сильная тревога, связанная с возможной потерей рассудка, не указывает на проблему с вашим здравомыслием. Это еще один признак того, что ваш организм отвечает на стрессоры, поэтому люди, испытывающие стресс, часто считают, что начинают сходить с ума, опираясь на свою неуравновешенную психику, навязчивые неконтролируемые мысли и необычное поведение.

Симптоматика

Дементофобия имеет различные психические и физические симптомы:

  • чувство обреченности, беспокойства;
  • внезапную депрессию;
  • появление невроза;
  • помутнение сознания;
  • состояние паники;
  • дереализацию;
  • трясущиеся руки, дурноту, учащенное сердцебиение, одышку.

Состояние усугубляется при взаимодействии с сумасшедшим человеком или чтении отчетов о психически больных людях.

Страх быть отвергнутым, высмеянным обществом может заставить человека, подверженного фобии, потерять связь с реальностью или стать социально замкнутым.

Симптомы тревоги

Страх сойти с ума обычно вызывает сильную тревогу, которая непохожа на волнение или беспокойство, связанное с обычными жизненными ситуациями. Эта тревога проявляется таким образом:

  1. Вы внезапно начинаете бояться, что можете потерять рассудок или контроль над собой и что не сможете ясно думать, у вас возникает «каша» в голове.
  2. Вы можете почувствовать, что у вас не получается запоминать какую-либо информацию.
  3. Вы боитесь нервного срыва или невроза.
  4. У вас могут быть периоды навязчивых мыслей, которые появляются в вашей голове, от которых вы не можете избавиться и которые побуждают вас совершить какой-нибудь безумный поступок.
  5. У вас могут возникнуть мысли, что вы начинаете терять рассудок, постепенно сходить с ума или терять контроль над своими мыслями и действиями.
  1. Содержание мысли может быть странным, тревожным, нереальным, иррациональным, как при шизофрении.

Основным симптомом безумной тревоги является страх иметь серьезное психическое заболевание или попасть в психическое учреждение на всю оставшуюся жизнь из-за неизлечимой психической болезни.

Тревожные мысли - неотъемлемый симптом фобии

Тревожные мысли как источник страха

Чувство беспокойства и боязнь того, что скоро произойдет что-то плохое, активируют стресс-реакцию организма. Эта реакция вызывает ряд изменений в организме, чтобы подготовить его к немедленным экстренным действиям: либо бороться, либо бежать. Часть изменений связана с изменением функций мозга. Реакция стресса заставляет амигдалу (центр страха головного мозга) активизироваться, а кору (районы рационализации мозга) подавляться. Это изменение функции мозга может усилить восприятие опасности и уменьшить способность к рационализации.

Когда стрессовая реакция вызывает это изменение, мы осознаем и способны быстро реагировать на опасность, а не тратить время на обработку информации, которая может поставить под угрозу выживание.

Из-за изменений в функционировании мозга мы можем испытывать повышенное чувство опасности, но иметь более трудную временную рационализацию. Иногда этого изменения достаточно, чтобы заставить нас думать, что мы начинаем терять рассудок. От этого мы еще больше беспокоимся.

Когда стрессовая реакция заканчивается, организм возвращается к нормальному функционированию, кора головного мозга возобновляет нормальную работу, а активность миндалевидных тел уменьшается. Это уменьшает восприятие опасности и позволяет нам мыслить более четко. Обычно после этого теряется ощущение, что мы сходим с ума.

Преодоление

Страх сойти с ума сложно контролировать и лечить. Известно, что совместимость медикаментозного лечения и консультационной терапии предотвращает тревогу, связанную с этим заболеванием. Недостатком лекарств является то, что они могут усилить веру пациентов в то, что они сумасшедшие.

Многие современные методы лечения, такие как когнитивная поведенческая терапия, также оказываются полезными, помогая понять смысл их страха и преодолеть его. Другими полезными методами лечения дементофобии являются гипнотерапия и НЛП, или нейролингвистическое программирование. Оба метода могут помочь выйти из навязчивого состояния сумасшедшего и избавиться от страшных мыслей и симптомов, связанных со страхом шизофрении.

Когда этот страх вызван тревожностью и стрессом, лучший способ его устранения - признать, что он вызван активной реакцией организма на стресс.

Затем необходимо успокоиться, чтобы уменьшить стресс. Когда тело расслабляется, работа организма нормализируется.

Нет никакой связи между беспокойством и сумасшествием. Может показаться, что вы начинаете сходить с ума из-за беспокойства, но это не так. Не стоит волноваться, необходимо стараться избегать тревожных ситуаций.

ФОТО Getty Images

1. Страх смерти

Ситуация. У Андрея, 32 года, очень напряженный период на работе. После неприятного разговора с руководителем он вышел в коридор и почувствовал сильное сердцебиение. Андрей внезапно вспомнил, что его дедушка умер от инфаркта, и очень испугался того, что сейчас умрет. Такие приступы учащенного сердцебиения и панического страха стали повторяться ежедневно. Обследование врачей показало, что он совершенно здоров.

Комментарий эксперта: Это базовый страх, тесно связанный со многими другими – страхом войны, болезни, беспомощности… Но причины, которые его обостряют, могут быть разными. В ситуации с Андреем страх смерти запустил накопленный стресс. Усталость и перенапряжение часто вызывают сильные переживания, которые человек может счесть признаком опасного заболевания. Переживание трагических событий или сильная реакция кого-то из близких на смерть также вызывают этот страх. Чаще всего это случается с людьми, с которыми в детстве и юности не разговаривали о болезнях и умирании. У ребенка есть потребность, чтобы ему объясняли, что будет смерть и это неизбежно придется принять. Без такого опыта человеку будет трудно самому во взрослом возрасте разработать концепцию, которая поможет смириться с этим. В нашей жизни очень мало механизмов, которые спасают от страха смерти, один из них – религия. Поэтому сегодня, когда людям не свойственна по-настоящему глубокая вера, этот страх усиливается.

Задача психотерапевта: Помочь клиенту принять реальность и адекватно воспринимать возможные риски. То есть различать ситуации смертельно опасные и те, которые не так страшны. Например, тому, кто боится разбиться на самолете, важно показать, насколько мала вероятность такой гибели.

ФОТО Getty Images

2. Страх неудачи

Ситуация. Ольга, 43 года, на работе выкладывается по полной, а потом допоздна занимается домашними делами и помогает с уроками детям. Она стремится быть лучшей матерью, прекрасной женой и ответственной сотрудницей. И очень сильно боится, что у нее что-то не получится и она где-то допустит ошибку. Она опасается, что сделает ошибку и ее уволят за это. Иногда она думает, что из-за того, что она «плохая» мать (хотя на самом деле она много уделяет внимания своим детям), ее дети вырастут с психологическими проблемами и будут неуспешны в жизни.

Комментарий эксперта: За этим страхом обычно стоит перфекционизм. Такой человек уже с детства ориентирован родителями на достижение высоких результатов. Но некоторые в подростковом возрасте сами приходят к этой мысли: «Если я буду успешен, многого добьюсь в жизни, то буду чувствовать себя хорошим и буду нужен другим людям». Часто такой человек хочет быть лучшим сразу во всем, а значит, его тревога с чем-то не справиться многократно усиливается. К сожалению, у перфекционизма большая социокультурная поддержка. Страх неудачи – одно из последствий конкурентной культуры, проблема больших городов, где выживает сильнейший.

Задача психотерапевта: Снизить у клиента уровень перфекционизма, помочь ему замечать и ценить свои промежуточные достижения. Крайний перфекционист обычно мыслит в категориях «все» - «ничего», «победитель» - «лузер», поэтому ему важно научиться ставить реалистичные цели и осознавать, что один проект может быть успешным, а другой нет.

ФОТО Getty Images

3. Страх одиночества

Ситуация. У Надежды, 30 лет, есть молодой человек. Он ей не слишком нравится, но она очень боится, что так и не выйдет замуж, не родит детей и останется одна. Поэтому она всеми силами цепляется за эти отношения, готова мириться с тем, что ее не устраивает. Когда ее молодой человек кричит на нее и поднимает руку, она прощает его. Узнав о его измене, она подумала, что проблема в ней и она должна проявить больше заботы и внимания, чтобы партнер ее не бросил.

Комментарий эксперта: Огромную роль здесь играет давление семьи и социума: ты что, еще не родила, ты что, еще одна? Но есть и другой корень – нарушенная привязанность в ранних отношениях с матерью, страх быть брошенным, из-за которого человек ввязывается в отношения, которые его не устраивают. Он не верит, что может найти что-то лучшее и что способен удерживать рядом с собой других людей.

Задача психотерапевта: Укрепление самооценки. Человек, который принимает себя и уверен в своих силах, спокойнее относится к давлению общественного мнения, он может отказаться от отношений, в которых чувствует себя плохо, и подождать другой встречи.

ФОТО Getty Images

4. Страх неопределенности

Ситуация. Елена, 49 лет, опасается, что экономическая ситуация еще больше ухудшится, и она не сможет дать детям хорошее образование, а еще боится, что с детьми что-то случится, постоянно звонит им и шлет смс, а еще беспокоится о проблемах со своим здоровьем, причин которых она не понимает. Она постоянно думает о том, что что-то случится с ее квартирой, и возвращается домой, если ей кажется, что забыла выключить газ. В ее голове постоянно вертятся мысли, в которых она видит катастрофический исход любой ситуации.

Комментарий эксперта: Тревога перед будущим знакома каждому человеку, особенно она сильна в нашей стране. Но одни из нас готовы признавать ее как неизбежную часть жизни, а для других состояние неопределенности невыносимо. Все, с чем такой человек имеет дело, становится для него поводом для новых страхов. Толерантность к неопределенности (не) вырабатывается в детстве. Спокойный взрослый скажет: «Ну ничего, как будет, так и будет». Тревожные родители, напротив, склонны паниковать и жестко все планировать. Когда что-то из их планов срывается, ход жизни рушится. Обычно ребенок усваивает реакцию родителей на что-то непредвиденное.

Задача психотерапевта: Помочь клиенту принимать неопределенность в целом. Такие люди очень беспокойны, они бесконечно обдумывают все возможные варианты решения проблемы, что лишь ухудшает их состояние. Психолог учит их мыслить рационально: «Могу ли я изменить ситуацию? Тогда я ее меняю. Не могу – тогда стараюсь об этом не думать». В работе с этим страхом полезны и методики осознанности (тип медитации), которые позволяют оставаться в «здесь и сейчас» и не заглядывать в будущее.

ФОТО Getty Images

5. Страх потери контроля

Ситуация. У Михаила, 35 лет, во время какого-то рабочего спора возникло ощущение, что он сейчас вскочит и ударит коллегу. После этого он начал опасаться вообще всех своих негативных эмоций. Как только в нем поднимается злость, сразу в сознании появляется картинка, что сейчас он не сможет сдержаться и ударит собеседника. Эта мысль становится такой навязчивой, что все больше мешает ему общаться с окружающими.

Комментарий эксперта: Такой человек не видит разницу между эмоциями и поведением. Скорее всего, родители в детстве жестко запрещали ему проявлять негативные эмоции, и ребенок не смог уловить градацию чувств и действий. Он не понимает, что можно разозлиться, но это не приведет к потере контроля над собой. Сталкиваясь с сильными эмоциями во взрослой жизни, он испытывает сильный страх и старается пресекать любые негативные импульсы и мысли. Человек может чувствовать, что хочет броситься под поезд, – и перестает заходить в метро в страхе, что сделает это. Но в реальности такие импульсы почти никогда не приводят к потере контроля. Человек, который на самом деле склонен терять контроль (например, психопат), совсем не переживает по этому поводу.

Задача психотерапевта: Изменить поведение, а не мышление. Психолог проводит эксперименты, которые показывают клиенту: как бы он ни боялся потерять контроль, какие бы ужасные мысли ни приходили ему в голову, специально он не может его потерять. Постепенно человек учится различать эти вещи.

6. Страх страха

Ситуация. Василий, 41 год, страдал паническим расстройством и боялся умереть от сердечного приступа. Теперь, после обследований и подробных объяснений врачей, он понимает, что не умрет. Но при этом все симптомы паники сохраняются – колотится сердце, кружится голова, потеют ладони. В результате Василий стал бояться самих проявлений тревоги. У него даже нет четкой картины, что произойдет, но это состояние просто непереносимо.

Эта проблема есть у многих, хотя причины ее возникновения разные. Иногда в основе этого страха лежит недоверие и неосознанное повторение родительского поведения, а чаще - психологические травмы, как у одной из моих клиенток (хотя строго говоря, - в основе любого патологического поведения лежат травмы). Эту историю я и хочу рассказать, она очень поучительна, особенно для тех родителей, кто имеет двоих или более детей. А может быть кто-то вспомнит свою историю. Главное понять - причина есть всегда.

В данной истории моя героиня контролирует практически все, особенно, дочь. Собственно, с этой проблемой она и пришла ко мне: дочь запустила учебу, и она очень боялась, что дочь бросит школу, как она в свое время, пустится во все тяжкие ну и т.п. «Если я не проконтролирую, произойдет что-то ужасное, поэтому я все проверю или сделаю все сама - так надежнее». Конечно, в основе - недоверие к уму, памяти, ответственности, возможностям, способностям других людей. Поэтому для начала я дала ей очень хорошую технику для самостоятельной работы.

На следующем приеме с воодушевлением рассказывает: «Дочери (подростку) задали в школе прочитать книгу, я тут же залезла в интернет, скачала в электронном виде на планшет, чтобы у дочери книга была (ну как обычно). И вы представляете, я ей говорю, что книгу ей скачала, а она показывает книгу, которую взяла в библиотеке…» Моя клиентка была и удивлена, и обрадована одновременно тем фактом, что оказывается, дочь вполне способна сама решить многие вопросы, без ее участия и контроля, что собственно и требовалось в данной ситуации.

Когда стали разбираться, откуда у нее этот страх, вспомнилась следующая история: Когда Ане было 6 лет, у нее появился брат. Брату 3 месяца, мама легла спать с мигренью, брата положила на диван, посадила Аню рядом и строго-настрого велела сидеть рядом и не спускать с него глаз, пока не подойдет время кормления - «Через час разбудишь!» - велела мать. Аня просидела положенное время, мама продолжала спать, а ребенка нужно было кормить. А теперь почти дословно: я решила не будить маму, чтобы она выспалась и на меня не кричала (крик, недовольство и раздражение были нормой поведения для мамы), и пошла на кухню готовить ему еду. Брат еще не переворачивался, лежал спокойно.

Я на кухне, слышу крик ребенка, и пока я суетилась чтобы что-то сделать с едой, на кухню влетает мать и с размаху отвешивает мне пощечину, крича: «Я кому сказала - не отходить!» ну и еще много неприятных слов и нравоучений, суть которых - контролировать.

Ребенок первый раз перевернулся и упал с дивана, заплакал, мама проснулась… Конечно, ничего плохого с братом не произошло, плохое произошло с Аней - она получила травму - появился страх потери контроля. Аня никак не хотела расставаться с чувством вины, она продолжала считать себя виноватой в том, что отошла, ослушалась маму, что надо было сделать так, как она сказала. Вина ушла, когда я попросила произнести ее простые слова: «Я виновата в том, что я ребенок». Она расплакалась, и сказала: Нет, я не виновата в том, что я ребенок.

Здесь в который раз хочу обратить внимание на очевидные, казалось, бы вещи, которые редко учитываются при воспитании детей:
1. Нельзя перекладывать на старшего ребенка ответственность за младших детей. В данной ситуации маленькая девочка не могла предвидеть, что ребенок перевернется и упадет с дивана. Ей и так тяжело было высидеть целый час рядом с малышом. Она сама еще была маленьким ребенком.

2. Быть ребенком - означает в том числе что-то не знать, не уметь, не предусмотреть, баловаться, совершать ошибки, делать глупости, играть и многое другое. Ребенок - не взрослый. А в данной ситуации на девочку переложили обязанность взрослого, а потом еще и ответственность за то, что произошло.

У другой клиентки страх потерять контроль над ситуацией появился в связи с изнасилованием. Девочке было 16 лет, она со своим молодым человеком была на каком-то мероприятии на свежем воздухе, что-то типа демонстрации. Они пришли к ней домой, поели (родители, к слову сказать, были дома), перебрались в ее комнату, и она, уставшая, уснула. Этим и воспользовался молодой человек. Родители были и так очень жесткими, а тут такое… Молодой человек стал ее запугивать, и она долгое время не могла сказать родителям, боялась признаться, ну а когда сказала (пришлось, забеременела), в ответ услышала много гадостей, в том числе: Сама виновата…
Страх расслабиться, потерять контроль, чувство вины, не отпускали ее долгие годы, она перестала доверять людям…

Еще история, с другим контекстом, но по реакции родителей - даже хуже. У одного из моих клиентов кроме всего прочего сложные отношения с отцом. Они ненавидят друг друга, иначе не скажешь. Одна из историй, которая оставила очень тяжелый след в душе Александра: когда ему было 10 лет, они всей семьей поехали в гости к бабушке с дедушкой на Алтай. Вся родня собралась за столом, мальчику поручили следить за младшими детьми (5 и 3 лет), застолье было в самом разгаре, Саша с интересом слушал рассказы взрослых, когда родители спохватились: а где же мелкие? Кто-то вспомнил, что они с местными детьми пошли на водокачку, довольно опасное для маленьких детей место. Мама побежала искать детей, а отец пришел в бешенство и жестоко избил старшего сына, причем бил ногами. Обида осталась на всю жизнь, испорченные отношения, и … - страх потери контроля…

Не хочется комментировать, читайте, думайте, осознавайте, вспоминайте, причина всегда есть…

Попова И.В. Статья охраняется законом об авторском праве.

Просмотров (3309)
Похожие публикации