«Подарки зимы» С.Л Прокофьева план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему. Подарок для Снегурочки. Зимняя сказка (С. Прокофьева, илл. О. Фадеева) Проверка домашнего задания

Тема урока: С.Л Прокофьева «Подарки зимы»
Цель: познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью людей. Развитие у детей техники и выразительности чтения, речи.
Задачи:
1. Образовательные: знакомство с новым произведением совершенствовать технику чтения; учить находить основные признаки зимы;
2. Коррекционно- развивающие: корригировать и развивать связную речь;
корригировать мыслительную деятельность на основе загадок;
3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность к явлениям зимней природы и развивать чувство красоты.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, картинки о зиме, карточки со слогами, пазлы.
Учебник: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: традиционная.
Методы обучения: проблемное изложение; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; практический; частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная; групповая; индивидуальная.
В ходе изучения нового материала использовать разнообразные приёмы: работу с учебником, постановку проблемных вопросов.
Дифференцированный подход: слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент.
учитель
Прозвенел звонок для нас
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Ученики здороваются с помощью пальчиков.
«Желаю успеха большого
во всем и везде – здравствуйте!
Разминка.
Цель: Развивать речевое дыхание.
-Сели правильно.
Прежде чем приступить к работе, проведем дыхательную разминку.
вдох носом, выдох через рот
вдох, задержка дыхания. выдох
вдох, выдох по порциям
Разминка для языка
-Чтобы лучше нам читать, Надо язычки размять
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было все понятно
Слайд 1 Практическая разминка
Скороговорка
-Редька редко росла на грядке,
Грядка редко была в порядке
Проверка домашнего задания
-У меня в руках комочек снега.(комок ваты) Я вам кидаю снежок и задаю вопросы, а вы на них отвечаете.
- Скажите с каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?
-Кто автор стихотворения? (Со стихотворением Саши Чёрного « Снежная баба».)
-Какое было домашнее задание? (Найти в стихотворении смешные строки и прочитать их с выражением.)
Ребята а теперь нужно узнать какое стихотворение будим читать на сегодняшнем уроке?
Упражнение на развитие быстроты реакции: Слайд 2
– Прочтите слова
сне́г, вью́га, пода́рки, сне́жный, моро́з, зимы́, сугро́бы.
Работа на интеракт. доске
и подчеркните слова: подарки, зимы
Чтобы узнать название следующего произведения вам нужно, составить из слов предложение.
- Кто прочтёт составленное предложение?
Сообщение темы и целей урока
-Сегодня мы познакомимся еще с одним произведениям о зиме, называется оно….
(По-дар-ки зи-мы) открыли учебники
-Кто автор? (Софья Леонидовна Прокофьева)
Автобиография С. Прокофьевой.
–Софья Леонидовна Прокофьева -русская писательница, автор замечательных детских сказок. Родилась в Москве 14 мая 1928 г. в семье художника…Слайд
-При чтении стихотворения встретятся незнакомые вам слова.
Работа с учебником.
а) Словарная работа.
Цель: дать обучающимся конкретное представление об изучаемых словах.
нахлобучила – небрежно одела
спозаранку – очень рано
завитушки- это узоры с волнистыми загнутыми линиями
Физминутка. (под музыку)
Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Изучение нового материала
1) Первичное чтение стихотворения учителем.
-Я буду читать, а вы внимательно слушайте.
Физминутка для глаз
2)Читайте стихотворение выразительно, передовая голосом настроение.
-Работа с 1 столбиком.
-Вы должны найти в тексте и прочитать.
-Что принесла во двор Зима?
Работа со 2 столбиком.
-Прочитайте самостоятельно и найдите в тексте. От чего на окнах появились звёзды, листья, завитушки? (Ответы детей)
Работа в парах.
-Прочитайте друг другу 3 – й столбик и ответьте на вопрос.
-Почему ребятам стало жарко в декабре?
-К каким строкам стихотворения можно отнести эти картинки. Найдите в тексте и прочитайте.
Задание: составление предложений с предлогами. Приложение 1
Итог урока.
– Что читали? О чём и о ком читали?
– Что нового узнали?
- Что составляли?
Оценивание
Домашнее задание
Саша, Никита, Юра –наизусть
Вова –Читать. Нарисуйте рисунок к стихотворению.
Настрой на перемену
Вот и кончился урок,Он пошёл, надеюсь, впрок.

Интегрированный урок письма и чтения предназначен для учащихся 4 класса обучающихся по коррекционной программе VIII вида. На данном уроке дети знакомятся со стихотворением С. Прокофьевой «Подарки зимы», закрепляют умение находить слова-предметы в тексте, ставить к ним вопросы.

Интегрированный урок по теме "Подарки зимы" (письмо и чтение)

Тема по письму: «Название предметов. Дифференциация слов по вопросам кто? что?». Тема по чтению: С. Прокофьева «Подарки зимы».

Цель:

1. Закреплять умение ставить вопросы к словам-предметам;

2. Формировать навык правильного выразительного чтения целыми словами;

3. Корректировать мышление на основе упражнений в анализе и синтезе, сравнении, классификации;

4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Оборудование: картина «Зимний лес», сюжетные картинки «Забавы детей» и «Птичья столовая».

Ход урока

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет слово-предмет.

Ребята, сейчас у нас будет немного необычный урок. Мы вместе проведем письмо и чтение.

2. Артикуляционная гимнастика

Подготовим наш язычок к работе (работа над скороговоркой). «Зимним утром от мороза на заре звенят березы»

3. Сообщение темы и целей урока (Учитель читает стихотворение о зиме.)

Жгуч мороз трескучий,

На дворе темно;

Серебристый иней

Запушил окно. (Н.С.Никитин)

Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (О зиме.)

На уроке мы будем говорить о зиме, о зимних нуждах птиц, закрепим умение ставить вопрос к словам-предметам.

4. Чистописание

Назовите первый звук в слове зима.

Какой буквой он обозначен на письме?

Прописывание в тетради заглавной и строчной букв «Зз», слова «зима».

5. Словарная работа по письму

Выборочный диктант. Учитель читает предложения, дети записывают из них изученные словарные слова.

Зимой наша деревня очень красивая. На ветвях деревьев серебрится иней. Сегодня в магазин завезли елки. Из-за выпавшего снега шофер вел автомобиль очень медленно. Лягушек и ящериц зимой не увидишь.

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

На какие вопросы отвечают эти слова? (кто? и что?)

Как называются слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? (слова-предметы)

6. Словарная работа по чтению

Нахлобучила, спозаранку - объяснение смысла слов.

7. Знакомство с текстом стихотворения «Подарки зимы» С. Прокофьевой (Учитель читает стихотворение.)

8. Проверка восприятия текста стихотворения

Какое время года наступило?

Какие признаки зимы описаны в стихотворении?

Какие подарки принесла зима детям?

Кому трудно жить зимой?

Как вы помогаете зимой птицам?

9. Физкультминутка

Физические упражнения, пальчиковая гимнастика («лепим снежки», «разогреваем пальчики от холода»)

10. Работа по письму

Выписать из текста стихотворения слова-предметы в два столбика по пять слов по вопросам: 1 столбик - Кто?, 2 столбик - Что? (2 человека у доски).

11. Работа с текстом стихотворения

Чтение детьми по цепочке по четверостишию. Работа над выразительностью чтения.

12. Работа по письму

Составление и запись предложений по сюжетным картинкам «Зимние забавы детей» и «Птичья столовая». Нахождение и подчеркивание одной чертой слов-предметов в каждом предложении. (Коллективная работа)

13. Продолжение работы по чтению

Выразительное чтение стихотворения детьми выборочно.

14. Домашнее задание

1. Чтение: выучить стихотворение наизусть.

2. Письмо: по разноуровневым карточкам.

15. Итог урока и рефлексия

О каком времени года говорили на уроке?

Что на уроке понравилось больше всего?

Какие задания оказались трудными для вас?

Какие задания оказались лёгкими?

Что у тебя на уроке получилось лучше всего?

Ровным счетом ничего особенного нет в этой сказке. Честно.
И что она меня так зацепила? Может, как раз этой своей простотой. Написать сказку талантливо и просто и не уйти при этом ни в примитивность, ни в сложности - это тот еще талант, скажу я вам. И у Софьи Прокофьевой он явно присутствует.
Сказка действительно довольно простая. В двух словах - о том, как зверята и игрушки Снегурочку спасали от волка и лисы, которые ее похитили. О том, как дружба, забота, вера в себя побеждает хитрость и ложь:)
Немного волшебства сказочного, юмора доброго, песенок заводных - чудесная история готова! Какой забавный Шишка со своими кармашками, из которых постоянно сыпались орешки, и храбрый Колокольчик, и заяц Митрошка, который хоть и боялся, но ради своего друга шел в опасности.
Можно читать вместе с детишками по ролям, можно читать перед сном, напевая вместе песенки, которых в книжке много и они очень милые и простые, можно разглядывать чудесные иллюстрации.
Я не скажу, что эта книжка маст хэв, но как же нынче трудно найти хорошую новогоднюю книжку-сказку для читателей в возрасте 2-3-4 года (возраст указываю примерный, так как все очень индивидуально все-таки), когда "Письма Рождественского деда и "Щелкунчик" еще может быть рано, а сказку о новогоднем чуде уже хочется.
Поэтому книжку эту я несомненно оставлю у себя, а вам под катом даю на прочтение первые главы и иллюстрации.


Пьеса «Подарок для Снегурочки»-новогодняя. А почему мы ее уже в ноябрьском номере печатаем? Да потому, что предлагаем вам не просто прочесть пьесу, а успеть подготовить и поставить спектакль на новогоднем празднике.

Когда пьесу прочтешь в первый раз, может показаться-трудная она, ни за что ее не сыграть. Тут и волшебство разное, и превращения! Такая пьеса только для настоящих артистов. Но давайте не будем торопиться, не будем унывать. Не так уж все и сложно. Главное-взяться за дело всем вместе. Одни станут актерами, другие-декораторами, третьи-костюмерами, четвертые-музыкантами, пятые - осветителями. Работа для всех найдется. А руководить ею будет режиссер.

Режиссер, конечно, главная фигура в спектакле, хотя он и не играет в пьесе. Ему надо разработать «план» спектакля, каждой его сцены, представить, как будут двигаться и говорить актеры, а потом научить их хорошо играть свои роли. Режиссер руководит и работой всех остальных участников подготовки спектакля.

Как готовить роли актерам? Сначала, конечно, надо их распределить, решив, кто лучше сыграет одну роль, а кто другую (кстати, можно найти актеров и на роль ворот у домиков Волка и Лисы - сделать ворота «живыми» намного проще, чем делать декорации. После того, как роли рас

пределены, актеры должны научиться читать пьесу вслух «на голоса», научиться подавать друг другу реплики, а уж потом, когда роли выучены наизусть и «разговаривают» актеры без запинки, не забывая, кто, когда и что должен сказать, вот тогда только и надо начинать репетировать на сцене: учиться двигаться, жестикулировать.

Сложным делом, наверное, окажется и оформление спектакля. Чтобы сделать декорации, костюмы, чтобы придумать, как будут происходить все волшебства на сцене, нужна не только фантазия, нужно и техническое мастерство. Нужно и шить уметь, и молотком действовать, и в электротехнике разбираться. Конечно, вовсе не обязательно точно следовать указаниям, которые даны в пьесе. Можно оформить спектакль и попроще. Посмотрите на рисунки в журнале-вдруг возьмете эти костюмы и декорации на заметку? Сказка-это всегда условность. Вьюга может быть из марли с наклеенными на нее бумажными снежинками или из новогоднего «дождика». Музыку к волшебным песенкам подберите сами-выберите какой-нибудь подходящий мотив детской песни, чтобы октябрята знали его и могли подпевать...

Мы вам дали всего несколько советов для «пробуждения» вашей фантазии. Дальше действуйте сами. С инициативой, с. выдумкой, а главное -дружно!

Софья ПРОКОФЬЕВА, Ирина ТОКМАКОВА

ПОДАРОК ДЛЯ СНЕГУРОЧКИ

ПЬЕСА В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ, ШЕСТИ КАРТИНАХ

Тема урока : С.Л Прокофьева «Подарки зимы»

Цель : познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью людей. Развитие у детей техники и выразительности чтения, речи.

Задачи:

1. Образовательные: знакомство с новым произведением совершенствовать технику чтения; учить находить основные признаки зимы;

2. Коррекционно- развивающие: корригировать и развивать связную речь;

корригировать мыслительную деятельность на основе загадок;

3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность к явлениям зимней природы и развивать чувство красоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : С.Л Прокофьева «Подарки зимы»

Цель : познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью людей. Развитие у детей техники и выразительности чтения, речи.

Задачи:

1. Образовательные: знакомство с новым произведением совершенствовать технику чтения; учить находить основные признаки зимы;

2. Коррекционно- развивающие: корригировать и развивать связную речь;

корригировать мыслительную деятельность на основе загадок;

3. Воспитательная: воспитывать наблюдательность к явлениям зимней природы и развивать чувство красоты.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, картинки о зиме, карточки со слогами, пазлы.

Учебник: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, авторы-составители С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: традиционная.

Методы обучения : проблемное изложение; объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; практический; частично-поисковый.

Формы работы : фронтальная; групповая; индивидуальная.

В ходе изучения нового материала использовать разнообразные приёмы : работу с учебником, постановку проблемных вопросов.

Дифференцированный подход : слабые ученики вместо чтения стихотворения наизусть, читают его по учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент.

учитель

Прозвенел звонок для нас

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Ученики здороваются с помощью пальчиков.

«Желаю успеха большого

во всем и везде – здравствуйте!

Разминка.

Цель: Развивать речевое дыхание.

Сели правильно.

Прежде чем приступить к работе, проведем дыхательную разминку.

вдох носом, выдох через рот

вдох, задержка дыхания. выдох

вдох, выдох по порциям

Разминка для языка

Кто хочет разговаривать

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно

Чтоб было все понятно

Слайд 1 Практическая разминка

Скороговорка

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке

Проверка домашнего задания

У меня в руках комочек снега.(комок ваты) Я вам кидаю снежок и задаю вопросы, а вы на них отвечаете.

Скажите с каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Какое было домашнее задание? (Найти в стихотворении смешные строки и прочитать их с выражением.)

Ребята а теперь нужно узнать какое стихотворение будим читать на сегодняшнем уроке?

Упражнение на развитие быстроты реакции: Слайд 2

– Прочтите слова

сне́г, вью́га, пода́рки, сне́жный, моро́з, зимы́, сугро́бы.

Работа на интеракт. доске

и подчеркните слова: подарки, зимы

Чтобы узнать название следующего произведения вам нужно, составить из слов предложение.

Кто прочтёт составленное предложение?

Сообщение темы и целей урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведениям о зиме, называется оно….

(По-дар-ки зи-мы) открыли учебники

Автобиография С. Прокофьевой.

–Софья Леонидовна Прокофьева -русская писательница, автор замечательных детских сказок. Родилась в Москве 14 мая 1928 г. в семье художника… Слайд

При чтении стихотворения встретятся незнакомые вам слова.

Работа с учебником.

а) Словарная работа.

Цель: дать обучающимся конкретное представление об изучаемых словах.

нахлобучила – небрежно одела

спозаранку – очень рано

завитушки- это узоры с волнистыми загнутыми линиями

Физминутка. (под музыку)

Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)

Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)

А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)

Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)

Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)

А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)

Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)

А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)

Изучение нового материала

1) Первичное чтение стихотворения учителем.

Физминутка для глаз

2)Читайте стихотворение выразительно, передовая голосом настроение.

- Работа с 1 столбиком.

Что принесла во двор Зима?

Работа со 2 столбиком.

Прочитайте самостоятельно и найдите в тексте. От чего на окнах появились звёзды, листья, завитушки? (Ответы детей)

Работа в парах.

Прочитайте друг другу 3 – й столбик и ответьте на вопрос.

Почему ребятам стало жарко в декабре?

К каким строкам стихотворения можно отнести эти картинки. Найдите в тексте и прочитайте.

Задание: составление предложений с предлогами. Приложение 1

Итог урока.

– Что читали? О чём и о ком читали?

– Что нового узнали?

Что составляли?

Оценивание

Домашнее задание

Саша, Никита, Юра –наизусть

Настрой на перемену

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.


Похожие публикации