Как фотографировать в путешествиях — готовая схема и типичные ошибки. Все фотографии из путешествий одинаковы? Ищем оригинальные сюжеты

Если вы предпочитаете во время путешествий чего-то большего, чем просто лежать на пляже, скорее всего вам захочется фотографировать город и его здания. Проблема обычно в том, что вы всегда попадаете туда в плохое время дня, когда свет падает неправильно, слишком много людей, закрывающих вид, а другие члены вашей семьи просят вас убрать фотоаппарат и уже отправиться куда-нибудь ещё. Конечно, можно было бы просто купить открытку, но если вы так же увлечены фотографией как я, это ни в коей мере не выход из положения.

Хотя иногда и стоит на всякий случай купить открытку - вдруг фотографии окажутся недостаточно хорошими.

Лучшее время дня для того, чтобы делать фотографии с любым сюжетом на натурных съемках, - это раннее утро, когда у солнечного света красноватый оттенок и свет падает сбоку, а не прямо сверху. Ранним утром качество освещения настолько отличается от другого времени дня, что я затрудняюсь это отличие передать словами, и, как правило, вокруг меньше людей. Очевидно, что если вы фотографируете здание, лучшее время дня для съемки зависит от того, как оно расположено.

Эта фотография была сделана примерно в 7.30. Я приметил это место накануне, но освещение не было хорошим, так что, поскольку здание было рядом с моей гостиницей, я решил вернуться к нему на следующее утро.

Как и с любым другим видом фотографии, вы должны спросить себя, на какую часть здания вам хотелось бы обратить внимание. Иногда нужно отобразить в кадре все здание целиком, иногда стоит выбрать несколько деталей, а иногда лучше всего совместить первый и второй подход. На верхнем фото мое внимание привлекла башня наверху здания, но я обнаружил, что необходимо сфотографировать и, по меньшей мере, часть этого здания, чтобы башня находилась в каком-то понятном контексте.

Кадрирование

Когда объектом съемки являются здания, особенно их верхняя часть, часто дело заканчивается тем, что ты получаешь кучу скучных фотографий неба. Так что хороший прием - сделать для верхней части здания как бы рамку из одной или двух ветвей деревьев, стоящих неподалеку.

Мне очень повезло с этим кадром: деревья были близко, можно сказать ждали меня, и все что мне надо было сделать - это пойти и расположиться в правильном месте. Но я не висел бы, держась за ветку, чтобы сделать фото, если бы мог слегка воспользоваться волшебством фотошопа.

Лучше всего поискать подходящее дерево, прежде чем делать фотографию, а с помощью зума телеобъектива несложно настроить перспективу, добиваясь правильного расположения объектов в кадре. Однако непросто достичь хорошего масштаба и хорошего освещения, если вы попытаетесь вставить дерево в снимок с помощью фотошопа уже после съемки.

Добиться правильной перспективы

Все фотографии с этой страницы были сделаны, когда я отдыхал в Барселоне; там, помимо прочих удовольствий, мы любовались работами архитектора Антонио Гауди. Фотография слева - это здание, отреставрированное им в 20-х годах. Его очень сложно фотографировать, потому что мешают деревья, растущие на противоположной стороне улицы.

Я хотел сфотографировать весь фасад, и единственным способом это сделать, не срубив ни одного дерева, было очень сильно наклонить фотоаппарат. На этом фото, изображение получилось достаточно драматичным, а использование широкоугольного объектива создает такое впечатление, что здание падает назад. Когда вы направляете объектив вверх, чтобы поймать на снимок верхнюю часть здания, вы замечаете, что стороны здания сходятся кверху, так что, кажется, будто здание опрокидывается назад.

В таком снимке, как этот, это не слишком важно, но если вы хотите чтобы здание выглядело прямым (а лично я ненавижу, когда на фотографиях зданий вертикальные углы слегка расходятся в разные стороны), то вам нужно снимать с более далекого расстояния, либо применить какой-нибудь хитрый прием.

В старые добрые времена, когда использовали пленку, лучшим вариантом было использовать анаморфический объектив, который мог исправить вертикальные углы. Также можно было исправить перспективу при печати в темной комнате, наклоняя бумагу под разным углом. Но в современном мире мы используем функцию «перспектива» или «искажение» в фотошопе, чтобы расширить верхнюю часть фотографии, пока вертикальные углы не станут по-настоящему вертикальными.

Если вы уже пытались проделать все это с одной из ваших фотографий и обнаружили, что подобные настройки ничего не меняют, возможно, дело в том, что вы пытаетесь применять их к фоновому слою фотографии, а это не работает. Если вы дважды кликните на слой в палитре «слои», появится опция переименования слоя (по умолчанию задан «слой 0»). Нажми «да», и слой перестанет быть фоном, а все настройки перспективы сразу заработают. (Примечания переводчика: Рекомендуем делать копию слоя и работать с ней, сохраняя оригинал нетронутым).

Ниже вы видите ещё три фотографии того же здания.

На этом снимке я исправил вертикальные углы в фотошопе, растягивая верхнюю часть фотографии.

На мой взгляд, этот метод работает очень хорошо, учитывая, что программа должна вставить «выдуманные» пиксели в вашу фотографию, чтобы изменить размер. Предполагаю, что фотограф-турист не стал бы растягивать верхнюю часть, а сжал бы нижнюю и потом обрезал края.

Обычно в путешествия я беру с собой два объектива: один среднефокусный 28-80мм и телеобъектив 75-300мм. Этот набор мне подходит для съемки, давая как средний угол обзора, так и возможность съемки дальних объектов с телеобъективом, для которого можно не использовать штатив. Обе фотографии ниже - это детали фасада, отображающие «части которые мне нравятся», снятые на телеобъектив.

А вот ещё одно здание в Барселоне, также сконструированное Гауди. Жители города называют его «Каменоломня» - La Pedrera (Ла Педрера). Сначала оно не понравилось горожанам, и они шутили, что здание похоже на карьер для добычи полезных ископаемых.

Ночная фотосъемка

Если мы снимаем здания ночью, у нас возникают новые проблемы, но зато мы можем получить гениальные кадры. Первая проблема - это то, что света гораздо меньше, так что может оказаться проблематичным получить четкое изображение и стабилизировать фотоаппарат. Лучше всего использовать штатив, но я не смог запаковать свой штатив в чемодан, так что пришлось искать другие пути. Хороший способ получить внешнюю опору - опереться на дерево или фонарь. Расположившись так и держа руки очень близко к телу, можно получить хорошие снимки при выдержке 1/15 секунды или даже меньше, 1/4 секунды.

Другой метод, который работает даже лучше, - поставить фотоаппарат на твердую поверхность. Если вы сидите в кафе, то можете получить хорошие кадры, поставив фотоаппарат на стол. Я сделал этот снимок, используя книгу, которую подложил под объектив, чтобы отрегулировать высоту и сделать хорошую фотографию на длинной выдержке.

Другая проблема при фотографировании ночью в городе - высокая контрастность сцены, из-за чего система автоматического измерения экспозиции может сойти с ума. Если вам удалось найти общий язык с брекетингом на вашем фотоаппарате, уверяю, что это самое удобное время, чтобы им воспользоваться.

Смысл брекетинга в том, что вы делаете первый снимок с «правильной» экспозицией, а потом ещё несколько, не меняя точку съемки и позицию, но используя более высокие и более низкие показания экспозамера. Большинство самых лучших современных фотокамер оснащены для этого специальной кнопкой, так что вам не придется выставлять параметры вручную. Просто покрутите колесико компенсации экспозиции +1, +2 или -1, -2 и т.д.

Главный вопрос в том, какую конфигурацию использовать (какой параметр менять: выдержку или диафрагму) и насколько должны различаться отдельные параметры. Например, профессионал, работающий в студии, добьется брекетинга в 1/3 шага открытия диафрагмы, но мы с вами, смотря на результаты его работы, возможно и не сможем заметить различия между кадрами. С другой стороны, шаг диафрагмы в один стоп может быть и чрезмерным.

В ночной сцене у вас неизбежно будет большое количество черного, и часто оказывается, что в ней присутствуют несколько источников света, которые будут отображены как чисто белые, по крайней мере, в центре. Поэтому цель брекетинга - контролировать отблески, чтобы они не сильно выходили из-под контроля.

Как вы можете видеть на фото вверху, вокруг пятен света виден ореол, но, на мой взгляд, его масштабы под контролем. Нет никаких общий правил касательно того, насколько большим может быть ореол. Это зависит от вашего вкуса, но очень большие белые пятна на фотографии могут выглядеть очень некрасивыми. Как правило, я не советую оставлять отблеск возле края фотографии, потому что он может увести взгляд за пределы кадра. В любом случае, я попробовал сделать это фото и с фонарем слева, и без него, и в результате решил оставить фонарь. Правила существуют, чтобы их нарушать, но стоит знать, что ты их нарушаешь.

И снова я выбрал несколько деталей здания.

Эта фотография отображает цвет камня ранним утром.

А на этом снимке я сделал крупный план этих великолепных и замысловатых балконов.

Нижняя фотография показывает тот же самый фасад при дневном освещении, и хотя это по-прежнему все то же грандиозное здание, оно не захватывает так, как ночное фото.

Вы также можете разглядеть, если присмотритесь, что вертикальные линии сильнее сходятся при дневном свете, даже учитывая что оба снимка были сделаны практически с одного и того же места. Все из-за того, что я исправил ночную фотографию в фотошопе, согласно моим объяснениям выше.

Наслаждение от созерцания этого здания этим не ограничивается. К счастью для меня, посетителям позволяют подниматься под самую крышу, где собраны необычные и чудесные объекты, которые вы можете увидеть ниже на странице.

Наверху La Pedrera расположены эти чудесные дымоходы - внутри них вентиляционные люки и лестничные пролеты. Хоть все это и просуществовало уже почти 100 лет, все они кажутся практически новыми.

Как и для любой фотосъемки в естественных условиях, вам нужно быть в нужном месте в нужное время суток. Мы пришли к этому зданию вечером, за полчаса до закрытия. Гид не захотел нас пускать, ведь уже не оставалось времени, чтобы совершить всю экскурсию. «Но сейчас превосходное освещение для того, чтобы фотографировать, а нас интересует именно это!» - говорили мы. Ничего не поделаешь! На следующий день мы вернулись, чтобы стать участниками экскурсии. И смогли насладиться ей с фотоаппаратом… спрятанным в футляр.

Направление солнечных лучей - вот ключевой по важности момент для вашей фотографии! Когда вы обходите здание вокруг, чтобы тщательно выбрать угол зрения и достичь наилучшего светового эффекта, эти объекты кажутся абсолютно разными с разных сторон.

А кроме того, стоит быть осторожным с фоновым шумом. Понаблюдайте за цветом неба, ведь он тоже меняется по мере того как вы ходите вокруг здания. При соответствующим углом наклона к солнцу цвет неба оказывается более темным. Стоит потратить достаточно времени на такие наблюдения: ведь на рассвете и перед сумерками свет меняется буквально за минуту.

Неплохо делать моментальные снимки знаменитых зданий. Но даже если ваши фотографии будут хорошими, они будут похожи на тысячи других фотографий того же самого места. Что вы делаете для того, чтобы ваши фото превосходили по качеству общую массу или хотя бы были непохожими на другие? Если вы собираетесь сделать точно такую же фотографию здания, как у других, лучше сразу купите открытку и так избежите всех этих сложностей!

Самый «художественный» способ персонализировать ваши фотографии - это добавить в сцену какой-нибудь маленький элемент, например тень в нижнем левом углу на этой фотографии.

На фото ниже я ухитрился добиться правильного расположения так, чтобы солнце только выглядывало между дымоходами. Мне нравится золотистый отблеск на керамическом боку дымохода!

Сначала я рассердился, потому что нечаянно сфотографировал какого-то случайного прохожего, но потом понял, что его сумка и спина, скрывающаяся за кадром, сыграли положительную роль в этой фотографии.

Всегда избегайте беспорядка в углах фотографий, за исключением случаев, когда снимок выигрывает от этого…

Один из способов сделать ваши фотографии более личными - это попросить ваших друзей и семью позировать на переднем плане. В любом известном туристическом месте можно увидеть группы людей, стоящих в очереди, чтобы сделать подобные фотографии. Это уже делалось столько раз столькими людьми, что превратилось в банальное клише и в главную причину того, что отпускные фотографии могут быть настолько скучными.

В конечном итоге вы получаете прелестную коллекцию фотографий ваших детей перед всеми основными памятниками мира. Полагаю, они служат доказательством того, что вы действительно там побывали, хотя в наше время информационных технологий и в этом нельзя быть полностью уверенным.

Обработка фотографий

Здесь вы видите фотографии другого здания Гауди. На самом деле, это самое знаменитое здание, Саграда Фамилия. Фотография испорчена подъемными кранами, находящимися там из-за того, что через 80 лет после смерти архитектора и примерно через 100 лет после начала самого проекта… её всё еще строят!!! Испанские строители никогда не славились своими скоростями.

Прибегнув к небольшому мошенничеству в фотошопе с помощью инструмента «клонировать», я быстренько избавился от подъемных кранов (ну, не так уж и быстро, на самом деле, - это заняло некоторое время). Этот инструмент очень прост в использовании. Вы просто выбираете часть неба, удостоверившись, что она правильного цвета, и копируете её поверх крана. Чтобы сделать это правильно, нужен маленький трюк: проверьте, используете ли вы подходящий размер кисти с подходящей "жесткостью".

Клонирование должно делаться постепенно, так что посвятите этому много времени и не торопитесь закончить. Избавившись от подъемных кранов, я использовал инструмент «искажение», описанный выше, чтобы немного выпрямить башни. С исчезновением кранов, стало гораздо больше свободного пространства между верхней частью кранов и деревьями, так что я немного опустил деревья вниз, выбрав их и используя инструмент «переместить». Наконец, я стер получившуюся линию на небе с помощью инструмента «клонировать» и большой мягкой кисти.

Снимок готов! Теперь вы знаете, как фотографировать город в путешествиях.

Глядя на фотографии в журналах, вы когда-нибудь задумываетесь о том, что привлекло ваше внимание к определенному снимку и заставило уделить ему больше внимания, чем другим фотографиям? Возможно, дело в том кого сфотографировали или в определенном цвете или угле съемки. В чем секрет фотографов, чьи снимки выбирают для публикации в журналах или газетах? В чем заключается секрет сильных образов, созданных фотографом?

Секрет сильного образа заключается в способности снимка рассказать зрителю определенную историю.

С начала времен люди собирались вместе вокруг костра и делились друг с другом историями.

Неважно, какой объект вы выберете для фотосъемки. Если вы хотите стать хорошим фотографом, вам нужно в первую очередь стать хорошим рассказчиком. Снимок с историей вызовет интерес к себе и всплеск эмоций и привлечет к себе внимание, заставит задержать взгляд именно на себе из множества других снимков.

Как создать снимок с историей?

В большинстве случаев это снимок, вызывающий эмоции: сочувствие, любопытство, негативные эмоции или даже злость.

Представляю вашему вниманию 5 советов, которые помогут вам найти визуальные истории для ваших снимков в путешествиях.

1. Подготовка обязательна. Отличие профессионала от любителя практически во всех областях заключается в подготовке. Профессиональный фотограф начнет готовиться к фотосъемке еще до начала поездки, в то время как любитель будет надеяться на случайный кадр, который возникнет у него перед глазами. Профессионалы соберут максимум информации о том, что следует сфотографировать, чтобы в поездке потратить на это минимум времени, но при этом получив великолепный результат.

На что же следует обратить внимание еще до отъезда? Вот несколько классических примеров. Будут ли во время поездки проходить какие-либо фестивали или же другие события, которые нужно будет запечатлеть в обязательном порядке. Есть ли какие-либо запреты, касающиеся фотосъемки там, куда вы едете и о которых нужно знать. Например, многие племена в Азии считают, что фотография забирает души людей. Найдите информацию о культуре и истории страны, в которую собираетесь. Постарайтесь выучить хотя бы несколько фраз на местном языке. Местные жители ценят, когда с ними пытаются говорить на их языке (даже если это у вас выглядит смешно). Пара фраз приветствия, прощания, и просьба о разрешении сделать снимок сотворят чудеса и помогут сделать еще более интересный снимок.

2. Подходите ближе. Снимки людей с большого расстояния с телеобъективом могут быть безопаснее и не испортят спонтанность ситуации, но снимки, сделанные с близкого расстояния, могут быть более информативными и эмоциональными. Чтобы снимки с близкого расстояния были спонтанными, а не постановочными и не напряженными из-за того, что объект фотосъемки ожидает, что вы его сфотографируете - подождите немного, дайте человеку вернуться к своим делам и забыть о вашем присутствии. Не нужно сразу же подходить к человеку держа камеру наготове для снимка. Подойдите, поздоровайтесь, дайте понять, что у вас нет никаких злых намерений, и попросите разрешения сделать снимок. Относитесь к объекту фотосъемки уважительно, чтобы у него не сложилось впечатление, что он для вас часть какого-то шоу, экспонат для съемки.

3. Лучшее средство для установления контакта с людьми. Многие фотографы используют посредника из числа местных жителей, которые знают, что может быть интересно фотографу в качестве объекта для съемки. Легко найти такого посредника на месте, но можно сделать это и заранее. Найти кого-либо примерно вашего возраста, сообщить, что вы хотите приехать для своего рода культурного обмена. В этом случае вы можете найти человека, который посоветует, куда стоит съездить, а от посещения каких мест лучше отказаться по тем или иным причинам. Его общение с местными будет происходить на родном языке, это будет лучшее средство для «растапливания льда» в общении. Все что вам нужно это быть вежливым, можно привезти в подарок уникальные сувениры, которые производятся только в вашей стране.

4. Генератор историй. Если вы делаете снимки, но они вам не нравятся, чего-то в них не хватает - ищите генератор историй. Это может быть любое место с большим количеством людей: рынок, площадь, фестиваль. Просто будьте внимательны, держите глаза открытыми и вы обязательно увидите историю, которую захотите запечатлеть на снимке.

5. Последний совет - потеряйтесь. Мы проговорили обо всех моментах подготовки к поездке, но иногда следует оставить в отеле путеводитель и все ваши заметки о том, что следует посетить и просто пойти гулять по улицам. Некоторые великолепные фотоснимки получаются именно при таком подходе. Но и при спонтанных прогулках без путеводителя и проводника не забывайте о том, что есть места от посещения, которых будет лучше отказаться.


Это статья от любителя. От большого любителя красоты этого мира)

Почему среди десятков тысяч фотографий, которые нам ежедневно попадаются в соцсетях и инстаграме, мы запоминаем только единицы? Почему большинство их них пролистывается без эмоций? И как сделать хорошую фотографию, на которую хочется посмотреть снова и снова? Попробую разобраться и дать несколько дельных советов, как лучше фотографировать.

Без претензии на фотошедевральность — я снимаю самой простой мыльницей или очень простым смартфоном, но стараюсь сделать так, чтобы кадр был интересен сам по себе, а не был очередным безликим снимком «я на фоне». Особенно в Путешествии.


Начну с банальностей. Это есть, наверное, в каждой статье «Как делать хорошие фотографии «, но 95% счастливых обладателей камер до сих пор не в курсе золотых простейших правил.

1. Горизонт. Во-первых, он не должен быть завален (если только это не было вашей задумкой). Во-вторых — есть правило трети — не надо делить кадр пополам. Постарайтесь, чтобы линия горизонта была или по верхней трети кадра, или по нижней.


Если вы снимаете море и небо — то надо выбрать, что будет занимать большую часть кадра.


Конечно, часто кадр может идти «наискосок», тем более, мы знаем, что люди просматривают фотографии скользящим взглядом как раз слева на право, наискосок вверх.

2. Не надо «обрезать» кисти рук, ноги по колено или по щиколотку.

3. Держите фотоаппарат двумя руками, прижимайте к груди, чтобы избежать дрожания при съемке, а лучше пользуйтесь штативом или любым столбом рядом с автоспуском. Мне в поездках все время приходится отбиваться от желающих помочь «давайте я вас сфотографирую» — потому что снимут все равно — обрезав главную башню, ноги и с завалом горизонта в 45 градусов. Не стесняйтесь побегать с автоспуском.

4. Делайте дубли! Частенько на эмоциях щелкнул супер-кадр, а потом он вдруг окажется не резким… Или с чьей-нибудь спиной на заднем фоне, которую вы не заметили сразу.

5. Пользуйтесь обработкой, не выкладывайте фото сразу. Элементарно — скачайте хотя бы АСDС — примитивнейшая программа, есть на русском. Всего несколько движений бегунками и вы свое фото просто не узнаете!
Что стоит делать?
а) Выровнять горизонт.
б) Кадрировать. Обрезать лишнее.
в) Если нужно — исправить баланс белого. Всего 1 щелчок — и ваши вечно желтые фотографии в помещении приобретут приятный оттенок.
г) Повысить экспозицию, контраст, при необходимости резкость.
д) Повысить яркость цветов — мозгу не хватает насыщенности, красоты, которую не каждый фотоаппарат в состоянии передать. Зато каждый может добавить.


Даже самое скучное фото можно превратить во что-нибудь поинтересней.


Ну а теперь — к моим советам.

«Я в кадре»
Вы кажетесь себе, конечно, суперски неотразимым, но если фотография пойдет «на публику», подумайте, кому же это надо. Конечно, каждой женщине в поездке хочется продемонстрировать новое платье, цветок с куста в волосах и себя загорелую. А мужчине «я на пляже, пью вот пиво». Да, и такие фото имеют право на существование, но, смотреть альбом с названием «Милан» и вашей физиономией крупным планом на 40 фотографиях и 50 селфи в туалете каждой забегаловки, ей богу, просто скучно. Также, как и видеть чье-то обгоревшее лицо с телом в разных позах в альбоме «Я был в Тае». Выберете пару лучших и покажите людям что-нибудь еще.


К примеру — место, где вы были. Да, просто фото очередной достопримечательности тоже будет не особо интересно, если вы ее собой украсите, то будет лучше. Но не надо заслонять собой две-трети кадра, уподобившись толпе китайцев. Поместите себя «куда-нибудь еще». Вы же хотите показать место, где вы были? Станьте «частью интерьера».

Окажитесь «загорающей» в уголочке.


И даже самое простое фото украсит интересная поза.


Или же… пробуйте сменить ракурс! Фото сверху?


Или фото снизу? При правильном наклоне оно может не второй подбородок дать, а красивые облака или деревья сверху.

Не стесняйтесь сами взобраться куда-то, что-то изобразить или лечь на землю.


И даже самое никакое место может стать более интересным, если вы сфотографируетесь через окно или что-то подобное.

Впрочем, банальный кадр «я на пляже», сделанный креативно, будет смотреться лучше, чем телеса на шезлонге!


Ну и вид из окна — тоже всегда хорошо смотрится, особенно, если вы фотографируете без вспышки и бликов на стекле. Еще лучше — если вы этим видом любуетесь, а не смотрите в камеру.


А если вам надо показать масштаб — не стесняйтесь отойти подальше. Все помнят, как вы выглядите, не переживайте. Просто станьте маленькой частичкой этого мира.


И не бойтесь использовать свои другие части тела, хотя голова, конечно, тоже хорошо. Но ведь у вас же есть еще и руки!


А иногда — и ноги пригодятся.


Если хочется снять себя — старайтесь подойти не банально. Фотография может передать даже погоду.


А еще — просите спутников почаще фотографировать вас, когда вы не видите. Часто такие фотографии бывают самыми интересными!

Семейная съемка и съемка с друзьями
Просто больше креатива и улыбок! Рассмешите детей перед съемкой! И себя тоже.
Используйте нестандартные позы, места и идеи. Вот, к примеру, мы не постеснялись лечь на землю и перевернуть этот кадр. Фото вызывает бурю эмоций и на первый взгляд воспринимается иначе.

А вот мы в бассейне. Немного креатива и смотреться будет лучше, чем «я мокну в этой луже».

Амелия и я)


Можно подчеркнуть, что вы семья. Одинаковой одеждой, общей деталью, какими-то мелочами — и простой портрет уже заиграет. Слева просто фото на ободранном балконе, но шляпки по евро сделали свое дело)

Фото детей
Главный совет повторю — радуйте их, вызывайте эмоции и не требуйте, чтобы они «смотри в кадр и возьмись за платье!»


Не смотрите в кадр
Вы же не на паспорт пришли сниматься. Смотрите друг на друга. В даль, на интересные вещи… Море… Постарайтесь сделать зрителя участником событий, передайте ему свои ощущения, эмоции, чувства! Как если бы он тоже там побывал.


Ловите свет
Старайтесь не пользоваться вспышкой, если у вас не профессиональная фототехника, это закончится пересветом переднего плана, блином лица и черным фоном. Или синими лицами в помещении. Лучше поставьте на автоспуск и сделайте несколько дублей, а потом дотяните обработкой. Ночью с руки вообще категорически запрещено снимать)


Ловите естественный свет! В помещении — свет от окна сбоку от вас даст идеальные кадры. А два источника света — окно и люстра над вами без вспышки — хороший объем.

Уточняйте заранее перед поездкой, когда в городах восход и закат, можно сделать шикарные кадры совсем простой мыльницей или телефоном!

«Все остальное»
Хотите сделать красивые кадры в поездке — используйте то, что находите под рукой. Иногда даже из мусора получаются более интересные кадры, чем фото «это Лувр, я здесь был».

Вот, к примеру, стеклышко от разбитых очков и отражение в нем моста смотрится намного интреснее, чем если бы я сфотографировала просто мост.


А вот «просто мусор» — опавшие листья сакуры, на которые многие не обращают внимания. Многие, но не мы))))

Смотрите вокруг. Смотрите под ноги, творите. Вот чудесное фото «моя семья» из нашей поездки в Испанию

Моя Индия


Не зацикливайтесь на знаменитых видах. Частенько детали, подмеченные вами в поездке, передадут больше колорита, чем общеизвестные точки. Люди не хотят видеть стопервое фото Эйфелевой башни или Тадж Махала. Они могут посмотреть их на гораздо более качественных фотографиях профессиональных фотографов в интернете. Зрителям хочется побывать где-то «вместе с вами», увидеть что-то самобытное, подмеченные детали, местные необычности, то, чего нет в обыденной жизни. Детали позволяют людям «прикоснуться» к тому, что видели вы, иногда даже почувствовать фактуру и запахи места!

Ищите колоритных персонажей — они могут больше рассказать о стране, чем улицы и музеи. Ловите — чем занимаются местные жители? чем живут?




Предисловие

В любом фотоаппарате есть кнопка “шедевр”, но производители тщательно скрывают её местоположение.

Широко распространенное заблуждение

Я начал фотографировать лет в 14, когда родители купили нам с братом первый фотоаппарат – Смена 8М. Прошло много лет. Мое увлечение фотографией переросло в профессию. Я фотографировал юбилеи и корпоративы, директоров больших и малых предприятий и их продукцию, крестины и свадьбы. Больше 10 лет я преподавал фотографию начинающим и не только начинающим фотографам. И конечно же, я много фотографировал в путешествиях.

Из опыта общения с моими учениками я знаю, что многие хотели бы улучшить свои фотографии, но не знают, как это сделать. Это кажется весьма удивительным при том изобилии информации о фотографии, которое нам доступно в 21 веке, и учитывая, что все многочисленные учебники, статьи, уроки говорят по сути одно и то же, и притом совершенно правильно… А вопросы все равно остаются. Создается такое ощущение, что для большинства книги эти написаны все равно что на китайском языке. И если они и понимают что-то из этих книг, то шиворот-навыворот.

Каких только “законов” не придумали люди, чтобы усложнить свою фотографическую жизнь: что нельзя снимать против света, что ночью нужно обязательно использовать вспышку, что плохо фотографировать белое на белом и черное на черном, что нельзя “отрезать” макушки у людей, верхушки у деревьев и кресты у храмов, что линия горизонта обязательно должна делить кадр в соотношении 1:2 и т.д. и т.п.

В этой статье я постарался по возможности просто и с практической точки зрения изложить некоторые ключевые советы – как улучшить свои фотографии. Статья проиллюстрирована фотографиями, сделанными мною в разные годы, а также фотографиями моих учеников. Здесь также приведены работы некоторых именитых фотографов, а также их высказывания, которые, как я надеюсь, подкрепляют основные мои тезисы, делают их более выпуклыми.

О серии фотографий

Любая фотография может представлять интерес или сама по себе, или как часть серии, очерка, фотоотчета. Когда мы говорим о фотосъемке в путешествии, может иметь место и первый, и второй вариант.

В серии фотографий важны:

полнота (раскрытия темы);

разнообразие , но при этом и цельность иллюстративного ряда;

последовательность .

Даже не очень выигрышный сам по себе снимок может найти свое место и украсить серию в целом. Это плюс. Серия фотографий представляет собой разновидность повествования, это некая законченная вещь. И потому она с большим интересом воспринимается зрителем. Это тоже плюс.

Но хотелось бы, чтобы было из чего выбирать. В любом случае серия состоит из отдельных фотографий. И дальше речь пойдет именно об отдельной фотографии.

Что такое “хорошая фотография”?

Закат из окна городской квартиры интересно снимать только первые 135 раз.

Народная мудрость

В любой фотографии можно условно выделить “что” и “как” – (1) “что снято” и (2) “как снято”.

(1) “Что снято”, содержание снимка – это какая-то местность, уголок природы, растение, животное. Или же это город, здание, улица, площадь, памятник. Возможно, это некий предмет, фрагмент интерьера, архитектурная деталь, а может быть это люди – местные жители и приезжие, интересное событие, уличная сценка, удачно пойманный момент, наконец, мы сами и наши друзья в путешествии…

(2) “Как снято”, или по-научному – изобразительное, художественное решение снимка – это, главным образом, характер освещения и композиция кадра.

Замок Нойшванштайн. Германия. Июнь 2001 г.

Фейерверк на Рейне. Снято с движущегося теплохода. Германия. Июль 2001 г.

Деревня Глазово. Архангельская обл. Август 2003 г.

Пушкинские горы. Псковская обл. Май 2004 г.

Фотография может быть сделана “очень грамотно” (как), но объект съемки (что) совершенно неинтересен, даже автору снимка. С другой стороны, можно снять что-то весьма интересное, редкое, но так безобразно, по-любительски, что смотреть не хочется.

Мы исходим из того, что в хорошем снимке “замечательны”, или по крайней мере “весьма неплохи” должны быть и “что”, и “как”. Помните у Чехова – и душа, и костюм? Но первое (что) все же гораздо важнее второго (как). Без него снимок становится совершенно пустым, и тянет в лучшем случае на упражнение по освещению или композиции, пусть и блестяще выполненное.

На практике не тек легко отделить одно от другого. Так драматичное состояние природы, например, предгрозовое состояние, может рассматриваться как объект съемки (т.е. именно это состояние мы и снимали), но одновременно с этим совершенно очевидно, что это состояние представляет собой в то же время и условие съемки, определяющее характер освещения, что мы обычно относим к “как”.

Тем не менее, с методической точки зрения, а также с точки зрения оценки чужой и в особенности своей фотографии, весьма полезно, и даже необходимо различать содержание снимка и его изобразительное решение. Данная статья будет всецело посвящена именно содержанию снимка и содержательным достоинствам снимка. Об освещении и композиции мы поговорим в других статьях.

В прежние времена было принято иллюстрировать географию мира, воспроизводя памятники архитектуры или представляя различные этнические типы. Ныне фотография расширила сферу изображаемых элементов человеческого бытия, поколебав эту традицию.

Анри Картье-Брессон

Наши интересы в путешествии могут быть весьма разнообразны. Кому-то хочется сфотографировать главные достопримечательности и красоты, других больше интересует местный колорит и обыденная жизнь людей, а некоторым важно запечатлеть “себя любимого” на фоне исторических памятников или сделать репортаж о самом путешествии и путешественниках.

Жанры фотосъемки в путешествии так же разнообразны, как темпераменты фотографов. Люди спокойные, терпеливые и склонные к медитации тяготеют к пейзажу, открытым и общительным хорошо удается портрет, напористым и решительным “прописан” репортаж, жанровая и street-фотография.

Но к какому бы жанру не принадлежал снимок, очень хочется, чтобы снимок понравился. По крайней мере тем, кому мы его показываем. Рассуждая о том, что такое хорошая фотография, многие скажут “красивая”. Но красота не является содержательным достоинством снимка. Сфотографировать что-то само по себе красивое отнюдь не заслуга фотографа. Снять что-то красиво – вот достойная задача. А это относится к области изобразительного решения, т.е. к аспекту “как”.

С содержательной же точки зрения гораздо важнее, чтобы фотография была информативна, познавательна, чтобы она сообщала зрителю что-то новое или оживляла в памяти хорошо забытое старое. Возможно, это что-то знаменитое и широко растиражированное, ну, скажем, Гранд-Каньон в Аризоне, США, и тогда хотелось бы увидеть побольше новых подробностей, неожиданных красок или особенного взгляда. А может быть это что-то расположенное буквально под носом, но мало кому известное, как Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах, близ Подольска, или замок в селе Муромцево под Владимиром.

Если снимок сделан не только для себя, своих родственников и знакомых, а предназначен широкому кругу зрителей, то желательно, чтобы он поведал нам о чем-то редком, малодоступном, необычном или даже уникальном (ни у кого такого нет, да и не будет). Правда, представление о том, что является редким и необычным зависит от богатства нашего визуально опыта. А опыт этот, к сожалению, не формируется из прочтения инструкции к фотоаппарату.

Архипелаг Кузова. Карелия. Июль 2005 г.

Три фотографа. Остров Сидоров. Карелия. Июль 2007 г.

Слияние Чемала и Катуни. Алтай. 2003 г.

Мраморный каньон «Рускеала». Недалеко от города Сортавала, Карелия. Июль 2008 г.

Каньон использовался для добычи мрамора еще в XVII в. В настоящее время на территории каньона создан туристический комплекс — Горный парк «Рускеа́ла»

Фиолетовый закат. Архипелаг Кузова в Белом море. Карелия. Июль 2005 г.

Подобные закаты – довольно редкое явление. Солнце уже опустилось за горизонт, но подсветило розовым светом высокие облака. В результате создалась необыкновенная картина фиолетового заката.

Храм Покрова на Нерли в половодье. Недалеко от Владимира. 2005 г.

Местные жители на моторных лодках перевозили туристов к храму. Мы с коллегой попросили высадить нас на островке напротив храма. Так, чтобы можно было снять общий вид.

Дерево в воде. Мраморный каньон «Рускеала». Карелия. Июль 2008 г.

Иногда по прошествии времени фотография приобретает дополнительную ценность: дома сносят и строят, деревья спиливают, и на их месте вырастают новые. И только на фотографии все остается таким, как много лет назад.

Проездная башня Николо-Карельского монастыря. Коломенское. Октябрь 2005 г.

К сожалению, в 2007 году башня была перевезена на новое место – дальше вглубь парка, на открытое место — на территорию музея деревянного зодчества, Поэтому такой снимок сделать уже нельзя.

Недостроенный дворец в Царицыно. Октябрь 2004 г.

На стенах росли трава, кусты и деревья.

Эмоциональность снимка

Когда фотограф наводит видоискатель, линия прицела проходит через его глаз, голову и сердце.

Анри Картье-Брессон

Смотрите пристальнее на окружающий вас мир и поверьте в свои ощущения и эмоции. Задайте себе вопрос: если я сейчас сделаю фотографию, будет ли она передавать мои эмоции и ощущения, смогу ли я донести их до зрителя?

Ансел Адамс

Фотография оказывает более сильное воздействие на зрителя, лучше запоминается, если она вызывает в нем душевный отклик, трогает, цепляет. Одним словом, если она эмоциональна.

Эмоциональность в пейзаже – это состояние природы, которое присутствует в кадре наряду с изображаемым. Это порыв ветра, которые клонит деревья и срывает с них листья, это тяжелые и мрачные тучи, нависающие над лесом, это зеркальная гладь озера, подчеркивающая полный штиль.

Эмоциональность в событии – это точно пойманный момент, это открытые улыбки, горючие слезы и характерные гримасы на лицах участников, это ясное и яркое отображения сути происходящего.

Фотография красивого вида не станет пейзажем, если она не передает состояния природы, её настроения. Снимок бытовой сценки не станет настоящей жанровой фотографией, если автор не смог поймать кульминацию события или, как говорил Картье-Брессон, решающего мгновения. Изображение человека нельзя назвать портретом, если в нем не сохранилось хоть чуть-чуть от характера этого человека.

Белое озеро. Белозерск. Май 2011 г.

Весна. Окрестности Кашина. Май 2005 г.

Вот такое оно – Белое море. Архипелаг Кузова, Карелия. Июль 2005 г.

Блики на воде. Большой Соловецкий остров, Архангельская обл. Июль 2005 г.

Закат на Соловках. Архангельская обл. Август 2006 г.

Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Вологда. 2003 г.

Строители отдыхают. Царицыно. 2006 г.

Фото Сергея Хритова.

Валера. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Макс. Пежостров. Карелия. Июль 2007 г.

Ольга. Карьер под Лыткарино. Март 2008 г.

Кропотливый путь или удача

“Думается, в фотопейзажном деле фактор удачи не так уж велик, как принято считать. Ведь чем чаще вы бываете на природе, тем больше шансов, что вам повезет”

Том Тилл

“Хотя я много путешествую, я никогда не странствую налегке. Даже если я оставляю машину для непродолжительной вылазки в лес, за плечами у меня рюкзак с фотопринадлежностями весом в 25 килограммов, а в руках штатив”

Тео Оллофс

Итак, мы хотим чтобы наши фотографии были интересными, по возможности необычными, лучше – уникальными, да к тому же еще эмоциональными… Ну хотя бы 2 пункта из четырех… Ну хорошо, хотя бы один.

Но, как говорится, искусство требует жертв. Или лучше так: без труда не выловишь и рыбку… Короче, если хочешь что-то заполучить, надо чем-то за это заплатить.

Нужно забраться туда, куда на машине не проехать. Нужно снимать тогда, когда почти никто не снимает – в ливень и в пургу, в сплошной туман и в лютый мороз. Нужно больше ходить и меньше ездить. Нужно встать пораньше и бродить подольше, пока улицы пусты. Нужно не забыть про вечернюю прогулку и не полениться отправиться на ночную съемку, обязательно захватив штатив. Нужно занять оптимальную точку съемки и, только услышав, “молодой человек, здесь снимать нельзя”, ответить “простите, не буду”, зная, что пару раз вы все же успели нажать на кнопку затвора. Еще лучше завести знакомство человеком, который проведет вас в такие места, куда простым смертным ходить нельзя, и покажет такие виды, которые мало кто не снимал. Нужно не постесняться и снять выразительное лицо случайного прохожего или смешную сценку. Если вы считаете это бестактным, никто не мешает получить предварительное согласие на съемку. Или глупо улыбаясь и пожимая плечами, показать камеру как бы спрашивая – можно? Если проблема не в бестактности, можно воспользоваться ну очень сильным объективом.

Причем делать все это приходится, не очень-то рассчитывая на результат. Ведь в фотографии есть одна неприятная закономерность – чем больше усилий вы потратили на ту или иную фотографию, тем ценнее она вам кажется при последующем отборе, тем психологически сложнее ее забраковать. Так в наших отчетах появляются заведомо неудачные снимки, которые достались нам слишком дорогой ценой. Так что снимать нужно много, а отбирать – строго.

Валун. Фото Джека Дикинга.

“Этот снимок я привез из Национального парка “Джо-шуатри” в Южной Калифорнии. В ожидании оптимальных световых условий пришлось наведываться сюда раза три-четыре”

Водопад Кивач. Карелия. Фото 2006 года.

Обычно вокруг водопада снуют толпы туристов, поэтому снять “чистый” кадр не так-то просто. Приходится долго выжидать, а то и договариваться с экскурсантами, прося “подождать минуточку”. В таких случаях может быть весьма полезна помощь друга.

Лесная мгла. Швейцария. Фото Кэтрин Эймс. 1994 год.

“Особенно я люблю забраться в машину и ехать, выискивая подходящую натуру. Иной раз, исследуя какую-то определенную местность, приходится целыми неделями жить в автомобиле, и мне очень нравится такой образ жизни, позволяющий забраться в нетронутые цивилизацией уголки, оставив далеко позади людские тропы”.

Остров Сидоров. Карелия. Фото 2007 года.

В России девственную природу вы скорее всего встретите лишь в таких местах, куда невозможно добраться на автомобиле. И наоборот, если в какое-то место можно доехать на машине, то очень скоро вы обнаружите кучи мусора, пластиковые бутылки и другие следы пребывания “хозяина природы”.

Весть о мире. Бассейн реки Янки-Бой, Колорадо. США. Фото Кена Дункана.

“Я набрел на красивое местечко в бассейне реки Янки-Бой, но утренний свет был слишком вялым. Дело усугубила масса других фотографов, которые присоединились ко мне и топтались по полям… Поэтому я ушел оттуда, решив немного развеяться. Когда же я снова вернулся на облюбованное место, там было уныло и пасмурно… И тут начался дождь… я раскрыл пестрый зонтик и уселся на складном стульчике под ним… Так прошло два часа… но затем облака разошлись, сверкнули лучи солнца, и над полем появилась изумительная радуга”.

Отражения. Фото Джека Дикинга.

“От дороги я прошел километров пять, прежде чем попал сюда; после урагана с ливнем во впадине образовалось озерцо, в центре которого виднелся высохший изогнутый корень. Я попытался сфотографировать его, но в первый раз мне не повезло с освещением. Я возвращался на это место в течение последующих двух недель. И вот однажды вечером я снова приехал сюда и устроился на стоянку. В 4 часа утра, с восходом солнца, я был уже на ногах, — условия были великолепны, и в результате получилась эта фотография”

На обратном пути

Искомое мгновение возникает как после длительного знакомства, так и внезапно.

Анри Картье Брессон

Если бы фотограф только искал, поджидал и ловил момент, его продуктивность была бы крайне мала. На самом деле, большинство снимков делается по ходу дела , или на обратном пути .

Вообще, в копилке каждого фотографа найдутся фотографии, полученные двумя способами. Одни были добыты кропотливым путем , другие случайно . В первом случае фотограф приезжал на одно и то же место день за днем, а то и год за годом, в разные сезоны и в разное время суток, выжидал оптимального момента, пытаясь добиться наилучшего результата . Во втором случае – просто увидел и снял.

Однако такого рода удача , по какому-то закону фотографической справедливости, подстерегает в основном тех, кто часто ходит первым, кропотливым путем. А может быть мы именно для того и снимаем по нескольку раз одно и то же в разные дни, при разном освещении и в различных ракурсах, чтобы на обратном пути снять свои лучшие кадры? Может быть иначе мы их просто не увидели?

Предположим, мы нашли классное место и сняли его так и сяк и еще вот так, но все что-то не то. “Вот если бы розоватые лучи утреннего солнца светили вон с той стороны… Вот была бы сказка. Нужно будет прийти сюда завтра пораньше”. И мы вылезаем из палатки в четыре часа утра, делаем глоток теплого чая из термоса, заварено с вечера и как-то нехотя направляемся в облюбованное место на ходу протирая глаза… Застаем наш сюжет именно таким, каким мы и хотели его увидеть, неспешно делаем несколько кадров, стараясь добиться наилучшей композиции и идем назад… А на обратной дороге (зрение-то обострилось), случайно слету делаем свой лучший кадр чего-то совсем другого…

Неудивительно, что среди фотографов (подобно рыбакам) популярны байки о том, как кто-то увидел что-то совершенно потрясающее… и НЕ снял (фотоаппарата не было, штатива не было, банально не успел).

Снимок - единственный результат, который засчитывается, он является доказательством, иначе нам осталось бы бесконечно описывать загубленные фотографии, существующие лишь в нашем собственном воображении.

Анри Картье Брессон

Архипелаг Кузова, Карелия. Фото 2005 года.

Архипелаг Кузова, Карелия. 2005 г.

Закат на каменистом берегу. Остров Сидоров, Карелия. 2007 год.

Ветер. Пежостров, Карелия. Фото 2007 года.

Автопортрет в профиль. Сзади (справа) — фоторюкзак, на животе – экспонометр, на голове шапочка, борода. Остров Сидоров, Карелия. Фото 2007 года.

Цветы и камни на закате. Пежостров, Карелия. 2007 год.

Песчаная Дюна. Фото Джека Дикинги.

“Этот снимок был сделан на востоке пустыни Мохаве в рамках работы над проектом “Пустыня Мохаве и Долина Смерти”. Свет сделал всю работу за меня, и результат я приписываю чистой игре случая”.

Утихающая буря над скалой Капитан. Йосемитский национальный парк, Калиформия, США. Фото Галена Роуэлла.

“Я остановился близ скалы Капитан для того, чтобы быстро заснять проступавшую из мглы гору Соборные Шпили, и сделал несколько кадров. Собравшись ехать дальше, я понял, что мой автомобиль увяз в снегу. Я сидел в машине, проклиная свою невезучесть и поджидая помощь, и тут тучи разошлись. Мгла над скалой рассеялась, выглянуло солнце. Я увидел удивительную, никогда не виданную мною картину.”

Фотографии, составляющие наши отчеты о путешествиях, всегда слишком эпизодичны и фрагментарны, чтобы суметь сохранить всю полноту впечатлений от поездки. “Вот это не было снято, а от этого – только один снимок, и он не передает вполне…” – с досадой вспоминаем мы, просматривая привезенный улов.

С другой стороны, их слишком много, чтобы все их стоило показывать знакомым и незнакомым. Приходится выбирать лучшие. А потом – лучшие из лучших. А через много лет выбирать уже из самых лучших. И если не выбирать, не перебирать, не раскладывать по папочкам, по годам, по странам, по жанрам, то постепенно они “умирают”, превращаются в старый хлам.

И все же, снимать нужно больше. И снимать можно все, что угодно.

Мы не только видим мир глазами, но и слышим его (мир наполнен звуками), осязаем, вдыхаем аромат цветов, деревьев, природы. Как передать эти чувства в фотографии? Большинство людей даже и не пытается это сделать. Вместо этого, они щелкают все, что под руку попадется или снимают себя и семью на фоне памятных мест. Задача творческого фотографа сделать так, чтобы другие тоже захотели посетить это место, передать атмосферу и запахи города или страны, в которой они побывали.

Вот несколько советов для фотографов, которые отправляются в путешествие:

1. Изучите свою технику.

Если вы не знаете, как пользоваться своей техникой, то именно она, а не композиция снимка, будет занимать все ваше внимание и время в поездке. Убедитесь еще перед путешествием, что вы знаете, как управлять камерой. Забудьте об автоматическом и полуавтоматических режимах. Проблема заключается в том, что в автоматическом режиме камера решает за вас, как будет выглядеть ваш снимок. Она старается усреднить все значения. Камера не знает, как сделать творческую фотографию, а, снимая в автоматическом режиме, вы надеетесь, что она за вас это сделает. Поверьте, камера не умеет сама делать хорошие фотографии и ни на одной камере нет кнопки “шедевр”. Для того, чтобы снять интересный снимок, нужно изучить свою технику. Если у вас есть зеркальная камера и вы снимаете на автомате, вы, имея мощный Porsche, едете по автобану со скоростью 30 км в час. Прочитайте инструкцию или посетите курс для начинающих фотографов и узнайте, что такое выдержка, диафрагма, ИСО и баланс белого и научитесь ими пользоваться. Применяйте эти знания для решения своих творческих задач.

Еще до путешествия “поиграйте” с диафрагмой и посмотрите, как будет изменяться глубина резкости на снимке. При открытой диафрагме в резкости будет ваш главный объект съемки, а все остальное размыто, при закрытой - все предметы будут резкими.

Попробуйте снимать на разных выдержках, замораживая и размывая движение.

Используйте различные фокусные расстояния и посмотрите, как будет выглядеть ваш снимок. Поставьте что-то на переднем плане и снимайте на разных фокусных расстояниях. Посмотрите, что изменится.

Экспериментируйте до путешествия, а не во время него.

2. Напишите план

Планируйте заранее. Посмотрите снимки, которые уже были сделаны в этих местах, например фотографии, которые были сняты профессиональными фотографами или открытки с видами этих мест. На них вы увидите много точек съемки и ракурсов. Рассматривая фотографии и открытки, подумайте о свете, о композиции, о том, когда и как был снят этот кадр.

Продумайте сцены, которые вы хотели бы снять. Представьте, что вы мечтаете попасть в Париж. Большинство людей желает вернуться домой со снимком Эйфелевой башни, но в Париже полно других интересных мотивов и деталей, сняв которые вы сможете передать настроение города. Снимите магазинчики и булочные, кафе и отдыхающих там людей, бутылку шампанского или чашечку кофе... Каждый город имеет свои достопримечательности, но душа города находится в деталях, а не в сто раз снятых со всех ракурсов туристических объектах. Снимая необычные детали, вы, оглядываясь назад, сможете вспомнить много маленьких историй, которые произошли с вами в этом городе - в противном случае многое из вашей поездки вы просто забудете. Даже если деталь кажется незначительной или глупой, снимите ее, чтобы она осталась в вашей памяти.


3. Но не забывайте о об общем плане.

Нельзя забывать и об общем плане. Снимайте с разных точек съемки (снизу, сверху и тд.) и в ракурсе. Общим планом вы можете снимать пейзажи, улицы городов, площади и многое другое.


4. Документируйте свое путешествие.

Ваше путешествие начинается с момента, когда вы садитесь в самолет (поезд, машину, автобус …). Снимите начало вашего путешествие и покажите настроение и волнение, с которыми вы отправляетесь в поездку. Сделайте пару снимков гостиницы, в которой вы живете, кафе и ресторанов, в которых вы обедали и ужинали.

5. Работа с местом съемки

Есть одна вещь, которую стоит понять. Вы будете делать плохие фотографии.
Не волнуйтесь. Каждый делает плохие фотографии. Нет ни одного фотографа в мире, который не делал бы плохие фотографии. Когда вы нашли место съемки, ищите композицию, которая отразит суть этого места. Пробуйте снять его с разных точек съемки:

Пройдитесь вокруг
Попробуйте снять под разными углами
Снимите с земли
Найдите точку съемки сверху (например, скамейка, окно дома напротив и пр.)
Снимите издалека
Снимите с близкого расстояния
Не забудьте про передний план - он не должен быть пустой
Измените глубину резкости (откройте диафрагму)


6. Уберите все, что мешает

Вы наверняка видели снимки, которые не вызвали у вас никаких эмоций и на которых фотограф не смог передать настроения места, которое он снимал. Вы видите красивое место, но не знаете, как донести до зрителя его очарование. Во-первых, доверяйте своим инстинктам. Что-то заставило вас остановиться и посмотреть вокруг. Скорее всего на этом месте есть что-то, что дает ему определенный шарм, но раз вы сомневаетесь, скорее всего есть и что-то, что мешает восприятию. Возможно вас что-то отвлекает. Много людей, объекты, которые мешают и т.д. Уберите из кадра все, что мешает. Для этого есть несколько возможностей. Измените точку и угол съемки. Подойдите ближе и заполните кадр, размойте фон и пр.

Фотографы не приходят на какое-то место, снимают один “золотой” кадр и уходят. Хорошие фотографы приходят на место и начинают думать. В первую очередь о том, что сделало эту сцену интересной для них самих. Была ли это форма, цвет, свет? Сосредоточьтесь на главном и уберите из кадра все второстепенное.

7. Стоп! Не уходите с места съемки.

Вы нашли интересную сцену или предмет, походили вокруг и может быть уже сняли пару интересных кадров. Пришло время искать что-то другое?

Не так быстро. Найдите время, чтобы посмотреть ваши фотографии. Оцените, что вы сняли и подумайте, не пропустили вы что-то.

Возможно вы не скоро еще раз сюда вернетесь. Убедитесь, что вы все сняли, пока вы не покинули место съемки. Вам нравится свет? Подумайте о возможностях, которые у вас есть. Съемка в другом режиме, дополнительные детали, общий план?


Это хорошая тренировка. Но не снимайте бездумно. Думайте! Представьте себе, что у вас ограниченное число кадров и вам нужно сделать один хороший кадр, прежде чем они у вас закончатся. Кроме того, когда вы будете отбирать кадры, много одинаковых снимков будет нервировать и вы не станете их разбирать и обрабатывать.

Если у вас нет в руках камеры, тренируйте глаз. Думайте, как бы смогли снять это место, с какой точки съемки и в каком ракурсе. Общий план или детали? Снимите на телефон. Есть много хороших фотографий, снятых на телефон. Если сцена действительно интересна, вы сможете вернуться на это место с камерой и снять ее.

10. Наблюдайте за светом и снимайте в “правильное” время.

Если свет плоский и неинтересный и снимок (особенно пейзаж) скорее всего будет скучным. Свет может сделать фотографию необычной и интересной. Если вы приехали на место, а свет не интересный, не отчаивайтесь. На это место вы сможете вернуться еще раз, например на рассвете, на закате или в режимное время.

Об этом мы уже много раз писали. Серия может стать визитной карточкой фотографа, отличает его от других. Зритель всегда охотно рассматривает серии.

Снимайте шрифты, вывести, дорожные знаки и пр. Вы когда-нибудь замечали, что дорожные знаки в разных странах выглядят по разному? Это может быть другой язык, другая система и т.д. Этикетки и вывески могут быть интересными и смешными (нарочно или случайно). Вот, например, вывеска на магазине в Новой Зеландии “Bait + Ice, Hot Pies” ("Приманка, мороженое и горячие пирожки»).


Знаки привлекательны не только чисто визуально, но и могут быть полезны для запоминания места, где вы были.

И еще один совет: Если вы после путешествия хотите сделать фотокнигу или коллаж из фотографий, изображения дорожных знаков, вывесок на гостиницах, магазинах и ресторанах, плакаты и символы очень важны. Они помогают рассказать историю.

13. Ищите цвет, текстуру и повторяющиеся элементы.

Если на вашем пути регулярно встречается какой-то цвет, снимайте предметы, детали и пр. в этом цвете. Позже вы сможете сделать, например, красивый синий коллаж. В каждом месте есть свои особенные цвета или детали. Например, мозаика в Марокко, или интенсивный контраст белого и синего, с которым мы сталкиваемся на греческих островах и т.д. Вы также можете запечатлеть неожиданные вещи, которые нетипичны для этих мест в окружении типичного ландшафта или других деталей.


14. Не забывайте о переднем плане.

Снимки, на которых нет переднего плана - не выразительны. Обязательно ищите передний план, например камни, скамейки, деревья, фонари, другие предметы.

15. Ищите игру света и тени и ритм.

Игра света и тени, повторяющиеся формы всегда привлекают взгляд зрителя.

16. Не забудьте о композиции.

Изучите основные правила композиции. Они не сложные и их не много. Например, правило третей, которое говорит о том, что значимо-важный объект на фотографии должен находится в одной ее трети, а не в середине кадра. В середине кадра не стоит размещать и горизонт. Если вы хотите показать небо - разместите горизонт в нижней части кадра, если землю - в верхней. И т.д.

17. Включайте людей.

Фотографии людей рассказывают о стране больше, чем снимки пейзажей или архитектура. Как снимать людей в путешествии, мы уже рассказывали в нашем журнале.




18. Ищите интересные, не туристические места.

Здесь, в ЖЖ много журналов, в которых разные люди рассказывают о разных странах. Отправляясь в путешествие, почитайте журналы по стране, там вы найдете много полезной информации. Такие места мы показываем и в наших фототурах. Присоединяйтесь! Вы обязательно привезете из тура отличные фотографии. У нас есть специальные обучающие туры для начинающих, а так же интересные, захватывающие туры для любителей и профессионалов.

Похожие публикации